Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы состоит в том, что внедрение предлагаемой модели обучения: 1) активизирует становление личностно-творческого потенциала учащихсясоздаёт у них комфортное эмоциональное" состояние, формирует чувство удовольствия от индивидуальных и коллективных форм музицирования- 2) оптимизирует взаимодействие педагога и учащегося на уроках фортепиано- 3) даёт представление… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава. Теоретические основы взаимосвязи различных видов искусства как условия творческого развития младших школьников
  • 1. Проблемы развития личности в истории и теории психолого-педагогических наук
  • 2. Специфика взаимосвязи различных видов деятельности как условия творческого развития личности учащегося
  • 3. Музыкально-педагогический аспект проблемы творческого развития учащихся в процессе обучения игре на фортепиано
  • 4. Модель творческого развития младших школьников в условиях взаимосвязи различных видов художественной деятельности в классе фортепиано ДШИ

Вторая глава. Опытно-экспериментальное исследование творческого развития младших школьников в процессе освоения ими различных видов художественной деятельности в классе фортепиано Детской школы искусств.

§ 1. Методика проведения экспериментального исследования творческого развития младших школьников в условиях различных видов художественной деятельности.

§ 2. Содержание и ход опытно-экспериментальной работы.

§ 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования.

Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Требования к обновлению содержания музыкального образования в России выявляют в настоящее время с новой силой необходимость развития в процессе обучения нестандартно мыслящей творческой личности, способной к реализации себя в различных областях музыкальной деятельности, в том числе в области музыкального исполнительства. Психологическая пластичность младшего школьного возраста даёт возможность непрерывного поиска.

4 .• путей, средств и методов обучения с первых ступеней музыкального развития, раскрытия общих и музыкальных способностей, влияющих на становление личности ребёнка.

Проблема развития детей в процессе обучения исследована Л. С. Выготским, Л. А. Венгером, ПЛ. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В .Запорожцем, Л. В. Занковым, П. И. Зинченко, Г. С. Костюком, А. Н. Леонтьевым, Н. А. Менчинской, Н. Ф. Талызиной. В их трудах выявлены условия, источники и формы обучения, способствующие интенсификации развития умственных и сенсорно-моторных 4 способностей младших школьников.

В музыкальной педагогике вопросам музыкального развития посвящены работы Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, Н. И. Голубовской, А. Б. Гольденвейзера, К. Н. Игумнова, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, Л. В. Николаева, ЕЛ. Либермана, С. И. Савшинского, Е. Н. Тимакина, С. Е. Фейнберга, А. П. Щапова, Б. Л. Яворского. Проблема развивающего обучения фундаментально исследована в докторской диссертации Г. М. Цыпина. Некоторые аспекты творческого развития учащихся в процессе их взаимодействия с музыкой рассматриваются в.

4 .• диссертационных работах Я. Я. Бирзкопс, И. П. Гальперина, Н. В. Горецкой, Л. Л. Надировой, В. И. Харишиной, Е. Ю. Глазыриной и других. В частности, в них представлены модели развития: музыкального мышления младших школьников на уроках музыки (Н.В.Суслова), художественно-образного восприятия детей в контексте приобщения их к музыке (Н.П.Шишлянникова), личностных качеств детей на уроках музыки и истории искусств (Л.С.Романова), творческих способностей младших школьников средствами кукольного театра (Т.В.Тимофеева) — формирования музыкального восприятия в процессе постановки музыкальных спектаклей (Т.В.Надолинская) и детских опер (Н.Московченко, Е.В.Александрова). В работе Н. В. Горецкой рассматривается комплекс различных видов деятельности в процессе подготовки будущих преподавателей.

В указанных и других исследованиях отмечается, что в практике музыкально-исполнительского обучения комплексный подход к художественно-творческому развитию учащегося решается в отдельных учебных заведениях, в то время как"в большинстве из них эта проблема остается за рамками учебного процесса. По-прежнему остаётся недостаточно разработанным в теории и практике комплексный подход к организации различных видов художественной деятельности в творческом развитии школьников на начальном этапе обучения игре на фортепиано, имеющий свою специфику.

В отличие от детской музыкальной школы, в условиях обучения младших школьников в детской школе искусств, есть определенные преимущества, которые связаны с более широким взглядом на художественное развитие ребейка, с лучшим материальным обеспечением (концертный зал, репетиционные помещения, костюмы, декорации) и наличием педагогов по смежным с музыкой художественным дисциплинам (ИЗО, хореография, театр). Это дает возможность обновления форм и методов художественного развития детей в процессе их взаимодействйя с искусством. Однако указанные возможности используются не в должной мере.

Анализ практики преподавания фортепиано в Детской школе искусств показывает, что в процессе музыкального обучения развитие творческой самостоятельности, активности и музыкально-творческих способностей как синтеза личностных качеств ученика ограничено. Это происходит вследстие: отсутствия системности знаний, спровоцированной разомкнутостью содержания теоретических и исполнительских дисциплин, недостатка в них единых требований к оценке качества и глубины полученных знаний, умений и навыковпреимущественной направленности обучения на получение учеником высокого балла на академических зачетах, недостаточного значения педагогической установки учителя на повышение собственного исполнительского мастерства и методической грамотности, чему активно способствует взаимосвязь различных видов творческой деятельности.

Таким образом, обнаруживается противоречие между непреходящим значением творческого развития детей, наличием широких возможностей такого развития в условиях подключения к учебно-исполнительскому процессу разных видов художественной деятельности детей и недостаточной реализованностью этих возможностей в практике обучения игре на фортепиано. Сказанным определяется актуальность темы исследования, состоящая в насущной потребности в разработке целостной модели взаимосвязи различных видов художественной деятельности в процессе обучения младших школьников игре на фортепиано, обосновании перспективности предлагаемых путей и средств музыкально.

4 .творческого развития в ходе такого обучения, развития эмоционально-когнитивной сферы и музыкальных способностей учащихся в нём.

Это обозначило цель исследования, которая состоит в нахождении путей интенсификации творческого развития 4 учащегося-музыканта средствами различных видов художественной деятельности в условиях фортепианных занятий в ДТ1ТИ.

Объект исследования — процесс обучения игре на фортепиано младших школьников в Детской школе искусств.

Предметом исследования является влияние различных видов художественной деятельности на интенсификацию музыкально-творческого и собственно исполнительского развития учащихся-пианистов.

Гипотеза исследования: музыкально-исполнительское обучение младших школьников будет более успешным, если осуществлять его в контексте широкого художественно-творческого и личностного развития. Факторами, влияющими на музыкальное развитие детей, могут стать: 1. создание в условиях Детской школы искусств насыщенной развивающей среды, расширяющей возможности:

— содержания обучения музыке за счёт включения в него произведений смежных видов искусства и использования различных видов художественно-творческой деятельности детей- *.

— обогащения форм проведения фортепианных занятий, в сочетании с другими формами художественно-эстетической деятельности;

— использования комплексной методики обучения игре на фортепиано, основанной на взаимосвязи различных видов художественной деятельности младших школьников;

2. обогащение активного сценического опыта учащихся при театрализации концертных выступлений, способствующих раскрытию творческой индивидуальности детей.

Задачи исследования: 1) выявить закономерную связь между художественно-творческим и музыкально-исполнительским развитием ученика- 2) уточнить возможные аспекты этой взаимосвязи и определить специфику её проявления в процессе исполнительского обучения юцых пианистов- 3) обосновать теоретическую модель творческого развития младших школьников в процессе освоения ими различных видов художественной деятельности в классе фортепиано ДТНИ, определить условия и средства, обеспечивающие её реализацию, и разработать методику комплексного музыкально-творческого развития детей- 4) проверить действенность ведущих положений разработанной методики в опытно-экспериментальном обучении младших школьников.

Методологической основой исследования являются: философско-теоретические идеи о сущности творчества (Аристотель, Лейбниц, Н.А.Бердяев) — концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин) — выводы психолого-педагогических наук об активности как движущей силе творчества (Б.Г.Ананьев, Д. Б. Богоявленская, В.А.Петровский) и творческом развитии младших школьников (Л.В. Венгер, A.B. Запорожец, A.M. Матюшкин, Я.А.Пономарёв) — основные положения музыкально-творческой педагогики в области фортепианного исполнительства (Н.А.Артоболевская, Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, С. Е. Фейнберг, Г. Г. Нейгауз, Е. Н. Тимакин, Г. М.Цыпин).

Методы исследования включают в себя: 1) теоретические (анализ литературы по проблеме исследования) — 2) эмпирические (осмысление передового и личного педагогического опыта, включающее наблюдение, беседы, тестирование, анализ творческих работ учащихся) — 3) опытно-экспериментальные (изучение проявлений творческой самостоятельности и активности учащихся младших классов в условиях различных видов деятельности в процессе обучения игре на фортепианообработка и анализ экспериментальных данных).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Детской школы искусств (ДТТ1И) № 1 г. Орска Оренбургской области (1988;1991 гг.), ДШИ № 3 г. Орска (1991;1998 гг.), Воскресной школы эстетического воспитания (1990;1991 гг.), средней школы № '.53 г. Орска (1989;1991 гг.).

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения диссертации на секциях фортепианных отделов ДШИ № 1 и ДШИ № 3 г. Орска, на семинарских и практических занятиях со студентами Орского педагогического института им. Т. Г. Шевченко (1993;2001 гг.), на научно-практических конференциях ОГПИ им. Т. Г. Шевченко (1993;2001 гг.), на региональных конференциях мбЛодых учёных и специалистов Оренбуржья (1996;1998 гг.), на Втором межрегиональном научно-практическом семинаре-совещании (г. Москва, 1996 г.), на Всероссийской научно-практической конференции (г. Орск, 1996), на VI конференции молодых ученых (г. Москва, 1998 г.), на Международной научно-практической конференции (г. Оренбург, 1998 г.), на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МПГУ (1996;1999 гг.).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) предметом специального изучения стало взаимодействие различных видов художественной деятельности в классе фортепиано, активизирующее музыкальное развитие младших школьников.

2) выявлена устойчивая взаимосвязь между художественно-творческим развитием ребёнка в условиях различных видов деятельности и становлением его музыкально-испоЛйительских способностей;

3) разработана модель комплексного музыкально-творческого развития младших школьников в классе фортепиано;

4) адаптированы к обучению игре на фортепиано методики исследования качественных особенностей внимания и памяти младших школьников, а также их интереса к музыкально-исполнительской деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что внедрение предлагаемой модели обучения: 1) активизирует становление личностно-творческого потенциала учащихсясоздаёт у них комфортное эмоциональное" состояние, формирует чувство удовольствия от индивидуальных и коллективных форм музицирования- 2) оптимизирует взаимодействие педагога и учащегося на уроках фортепиано- 3) даёт представление о конкретных методических приёмах музыкально-творческого развития младших школьников в исполнительском классе. Особо следует подчеркнуть, что такая модель обучения возвращает нас в русло отечественных традиций проведения досуга Х1Х-ХХ вв., когда музыкальные импровизации, спектакли, пантомима, сольное и ансамблевое музицирование являлись основой формирования общей и музыкально-эстетической культуры подрастающего поколения. Вследствие этого практические положения работы могут быть использованы и в домашнем воспитании в целях развития эмоционально-когнитивных процессов и творческих способностей и личности ребенка.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) художественно-творческое и личностное развитие ребёнка оказывает существенное влияние на становление его музыкально-исполнительских способностей, при этом опережающее воздействие первого определяет максимальную эффективность второго;

2) опора на эту закономерность позволяет разработать и внедрить в педагогический процесс комплексную модель музыкально-творческого обучения, основанную на взаимосвязи различных видов художественной деятельности в классе фортепиано, и даёт возможность прогнозировать следующие результаты:

— расширение содержания музыкальных занятий за счёт «подключения» к ним произведений других видов искусства позволяет глубже проникать в художественно-образный строй музыкального произведения, что положительно сказывается на формировании общеэстетического кругозора и музыкальной культуры школьников;

— сочетание разнообразных видов художественной деятельности в ходе комплексных занятий повышает эффективность урока в инструментальном классе, и позволяет раскрыть творческий и личностный потенциал учащегося;

— участие младших школьников в коллективно-творческих концертных выступлениях формирует у них оптимальное сценическое самочувствие, развивает потребность в музицировании и стойкий музыкальный интерес;

3) целенаправленная реализация экспериментальной методики обучения активизирует развитие эмоционально-когнитивной сферы и музыкально-исполнительских навыков учащихся.

Структура и основное содержание диссертации. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, раскрывается научная новизна и практическая значимость, даются сведения об апробировании данной работы, формулируются положения выносимые на защиту.

Первая глава.

Результаты исследования в процессе описанной выше творческой деятельности доказывают действенность выбранных нами направлений развития младших школьников:

1) уменьшаются стойкие негативные переживания и ощущения (нежелание выступать, угнетённое или возбуждённое настроение, учащённое дыхание, тремор конечностей) — у 87% участников эксперимента;

2) устраняются стойкие срывы исполнения музыкальных произведений не сцене — у 57% участников эксперимента;

3) общие предконцертные перевозбуждения и сонливость трансформируются в целенаправленное обдумывание предстоящего исполнения — у 62% детей;

4) развивается стойкая потребность в музыкально-исполнительской сценической деятельности — у 78% участников эксперимента;

5) интерес к творческим формам работы над музыкальным произведением сопровождается быстрым и точным запоминанием нотного текста, сокращением времени изучения музыкальных пьес, накопление обширного музыкального репертуара — у 81% участников;

6) формируется длительная концентрация внимания на процессе изучения и исполнения музыкальных произведений — у 62% участников эксперимента;

7) снижается личностная (у 30−42% участников) и реактивная (у 2522%) тревожность;

8) выравнивается самооценка — у 42% участников эксперимента;

9) с освоением дополнительного музыкального инструмента расширяются представления о тембральных возможностях исполнения музыкальных произведений на фортепиано, развивается колористический слух;

10) приобретение дополнительных знаний в смежных с музыкой областях искусства сокращает разрыв между овладением исполнительскими умения и навыками и эмоциональноинтеллектуальным развитием младших школьников, что интенсифицирует процесс музыкального образования учащихся;

11) повышается психологическая и физическая выносливость учащихся и работоспособность — у 89% участников эксперимента;

12) формируется способность изображения в рисунках настроений и оттенков исполняемых музыкальных произведений -0 у 93% участников эксперимента;

13) повышается уровень притязаний, что способствует росту профессиональных исполнителей из числа обучающихся в классе специального фортепиано — у 62% «участников эксперимента;

14) совершенствуется техника игры на фортепиано, повышается мышечная и пальцевая активность, амплифицируется восприятие музыкальных произведений — у 72% участников эксперимента;

15) развивается чувство удовольствия от участия в коллективных формах музицирования (92%) — достигается ритмически и динамически синхронность исполнения ансамблевой музыки (73%);

16) наблюдается большее взаимопонимание педагогов ДШИ с учащимися в процессе работы над музыкальными произведениями и подготовки к сценическому исполнению — 85%.

Применение теста «Корректурная проба», определяющего особенности внимания в контрольной и экспериментальной группах, показало наличие низкого, среднего и высокого темпов выполнения задания. Причём у учащихся экспериментальной группы с повышением темпа выполнения задания уровень переключаемости внимания оставался стабильным, а у учащихся контрольной группы этот уровень увеличился. Уровень переключаемости внимания значительно ниже и стабильнее в экспериментальной, группев контрольной группе этот показатель внимания нестабилен на всём протяжении выполнения тестового задания. Уровень концентрации внимания в экспериментальной группе более стабилен по сравнению с уровнем названного показателя в контрольной группе.

В целом теоретико-методическом плане доказана целесообразность использования комплекса внутренних взаимосвязей различных видов деятельности в классе фортепиано, обусловленного разнообразием форм репродуктивного, исполнительского и творческого исполнительского и художественного развития ребенка в представленной модели обучения в ДШИ. Внешние связи представлены нами в виде обучающих творческих сред, взаимодействие которых создает развивающий эффект.

Под творческой средой в классе фортепиано мы понимает психологическую открытость педагога и ученика к диалогическому общению, результатом которого является создание индивидуального художественного образа музыкального произведения и качественно новых продуктов музыке (импровизация, сочинение музыки), и других видах искусства (изобразительной деятельности, театральных постановках, литературных эссе, сочинениях, сказках). Компонентами творческой развивающей среды в нашем понимании выступают: 1) развитие воображения средствами изобразительной деятельности /аппликации, лепка, рисунки к изучаемым произведениям, комбинирование образа музыкального произведения из нерукотворных подручных природных средств /сосновых шишек, камней, ракушек, цветов, птичьих перьев, костей рыб, семян, плодов, корней, коры, веточек, листьев, деревьев, кустарников/, изображение образов пьес цветовыми пятнами и кляксами- 2) развитие способности к вербализации экспрессивных музыкальных впечатлений посредством написания сочинений-впечатлений и литературных эссе, музыкальных сказок, поиска аналогий и контрастных сопоставлений изучаемым пьесам в литературе и поэзии- 3) развитие интереса к актерской деятельности как составляющей деятельности музыканта-исполнителя в процессе создания пластического образа изучаемой пьесы, где ощущение фактуры достигается посредством показа объёма, веса, занимаемого в воображении ребенка пространства музыкального образачерез мимические, речевые и пластические импровизации, подготавливающие к постановке сказок, написанных совместно с педагогом- 4) развития музыкальной интуиции в процессе сравнения музыкальных интонаций со звуковой окружающей средой (крики птиц и животных, интонации человеческой речи, звуки городской жизни и природных явлений), составления музыкальных кроссвордов и ребусов, сочинение собственных вариантов заключительных построений (кадансов) в изучаемых пьесах, обучение импровизации, участия в создании и воплощении в классных занятиях игр-упражнений, формирующих способность к эмпатии и ассоциативности мышления- 5) расширение исполнительских 'возможностей, заключающееся в обучении на втором музыкальном инструменте, вокалув участии в детском музыкально-шумовом оркестре и вокальном ансамбле.

Как показало исследование, традиционный урок фортепиано представляет собой репродуктивную или репродуктивно-творческую среду развития, так как даже воспроизведение действия или действие по образцу сопровождается привнесением собственного видения этого действия, следовательно, элементов новизны (Д.Б.Богоявленская) — поэтому репродуктивная музыкальная деятельность — воспроизведение нотного текста — уже по сути своей является творческой. Развивающей музыкальной средой традиционного урока фортепиано выступают: 1) изучение музыкальной грамоты, повышение музыкально-теоретической грамотности- 2) развитие пианистических навыков владения инструментом через игры-упражнения, формирующие рациональные игровые движения и техничность исполнения музыкальных пьес- 3) изучение разнообразного по стилям, жанрам, степени сложности и ансамблевому составу музыкального репертуара- 4) формирование эстетического вкуса посредством подбора репертуара для исполнения и слушания, бесед о музыке, композиторах, исполнителях.

Творческий час в классе фортепиано является непосредственной развивающей учащихся ДТПИ творческой средой, где активно обучающая позиция педагога снижается вследствие выдвижения новых задач этого урока. Педагог создает условия для самореализации, самовыражения индивидуальных, возможностей и способностей в музыке и других видах искусства. Ведь музыка и смежные с ней виды искусства вследствие эстетического характера индивидуальных.

• проявлений могут стать наиболее благоприятной средой развития у детей творческих способностей и самостоятельного мышления. 4.

Концерт-спектакль, представляя собой результат насыщенной и длительной подготовительной работы в репродуктивно-развивающей и творческой развивающей средах, выступает синтезирующей художественно-эстетической средой, в которой учащиеся младших классов ДШИ демонстрируют свои достижения в музыке и смежных видах искусства в театрализованном представлении, раскрываясь не только пианистически, но и актерски, вокально, пластически, как декораторы, костюмеры и организаторы, как художники, выражающие в спектакле личностное видение окружающего мира. В ходе взаимодействия с учащимися класса и педагогом в системе творческих развивающих сред ребёнок обогащает свой внутренний мир, учится выделять значимые для себя образы, ощущения, предметы, формирует собственное отношение к ним, отношения с людьми (как взрослыми, так и детьми), определяет круг.- личных ценностей. Продукты индивидуальной или коллективной деятельности могут быть опосредованным получением педагогом знаний о проблемах освоения музыкального репертуара или результатах изживания детьми внутриличностных конфликтов, возникающих вследствие несоответствия реального уровня владения инструментом и технических, структурно-логических, анатомо-физиологических трудностей в изучении музыкального репертуара и пианистическом развитии в целом.

Ценность концерта-спектакля как художественно-эстетической среды в классе фортепиано в том, что учащийся предстаёт перед окружающими в новом свете — в целостности проявления знаний, чувств и поступков в самостоятельной творческой деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что в процессе творческого развития младших школьников происходит накопление с лухо двигательных и зрительно-двигательных представлений в сознании учащихся. Этот опыт личностного развития проявляется у них в ярких эмоциональных реакциях на музыку, в предвидении развития простых по жанру и форме музыкальных пьес (проверено подпеванием и самостоятельным импровизационным допеванием мелодии), творческой активности в исполнении репертуара.

Наблюдение за ходом музыкального развития детей, вовлечённых в творческую деятельность, дало нам возможность сделать следующие выводы. Эти дети отличаются от детей, обучающихся по традиционной методике, по следующим параметрам: 1) профессиональное музыкально-исполнительское развитие- 2) индивидуально-психологические качества личности- 3) развитость коммуникативной сферы.

Анализ результатов опытно-экспериментального обучения подтверждает верность гипотезы о действенности авторской модели комплексного музыкально-творческого развития младших школьников, основанной на взаимосвязи различных видов художественной деятельности. Итогом такого развития становится формирование следующих новообразований и качеств личности: в сфере мотивациитворческой активности, инициативы, выхода за пределы заданного учебного материала, потребности в самостоятельном творчествев сфере сенсорно-перцептивных способностей — синестезии, открытости новой информации, нестандартности видения музыкальных образовв эмоциональной сфере — ймпрессивной и экспрессивной эмоциональности, амплификации музыкального восприятияв сфере воображения — созданию и комбинированию художественных образовв сфере индивидуально-личностных качеств — внутренней свободы, ярко выраженной индивидуальности прочтения музыкального текста, снижению негативного сценического самочувствия, формированию исполнительской культуры.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование творческого развития младших школьников подтвердило влияние различных видов художественной деятельности на повышение эффективности учебных занятий в классе фортепиано Детской школы искусств.

Заключение

диссертационного исследования свидетельствует о том, что: анализ теоретических трудов ведущих философов и эстетиков, педагогов и психологов, деятелей музыкально-эстетического воспитания, подкрепленный изучением опыта художественно-эстетического воспитания, убедительно показал, что взаимосвязь различных видов деятельности является оптимальным условием обучения и представляет собой развивающую и воспитывающую среду, активизирующую музыкальнотворческое развития учащихся младших классов. При этом:

— выявлена и уточнена закономерная связь между художественным и музыкально-исполнительским развитием детей;

— обоснована многоуровневая модель музыкально-творческого развития учащихся-пианистов средствами разных видов деятельности;

— доказана на практике действенность ведущих положений разработанной методики экспериментального обучения младших школьников в классе фортепиано ДШИ в условиях комплексной взаимосвязи различных видов художественно-творческой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа позволила сделать общие выводы: многозначность содержания музыки и многоаспектность работы ученика-пианиста над её исполнительским воплощением подтверждает актуальность проблемы взаимосвязи различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепианоопределение путей её, решения тем более важно, что она касается и формирования личности юного музыканта, развития его творческого потенциала, способности к самовыражению, потребности в постоянном общении с музыкой, интереса к учению;

— выявление перспектив воздействия на целостную личность младшего школьника обнаруживает необходимость в создании насыщенной творчески развивающей среды, которая может быть обеспечена взаимосвязью трёх организационных форм работытакая среда создаёт атмосферу творческого сотрудничества и предоставляет широкие возможности для включения в учебный процесс различных видов художественной деятельности детей: в области собственно музыкального развития (слушание, пение, дирижирование, импровизация, музицирование), в области общехудожественного щ развития (рисование под музыку, пластическое интонирование, театрализация), в области общехудожественного развития (общение, сотворчество педагога и ученика, собственно учение и самообразование, игровая деятельность);

— реализация модели музыкально-творческого развития младших школьников подтверждает предположение о том, что художественно творческое и личностное развитие младшего школьника оказывает существенное влияние на становление его музыкально-исполнительских способностей, причём опережающее воздействие первого определяет максимальную эффективность второго.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983. — 112 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979.
  3. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано М., 1978.
  4. Алексеев М. А и др. О механизмах координации ритмических движений // Вопросы психологии, 1965. № 5.
  5. Х.А. Музыкотерапия в трудах аль-Фараби // Здравоохранение Казахстана. 1980, № 2.
  6. Я.А., Дубровский H.A. Пространственный слух // Физиология сенсорных систем. Ч. 2, Л., 1972.
  7. Г. С. Алгоритм изобретения. М., 1973.
  8. H.A., Гусева Е. П., Левочкина A.A. Природные предпосылки общительности у школьников педагогических классов // Новые исследования в психологии. 1986, № 2.
  9. Ш. А. В школу с шести лет // Педагогический поиск.-М., 1987.
  10. Ш. А. Здравствуйте, дети. М., 1983.
  11. Ш. А. Единство цели. М., 1987.
  12. Ананьев и др. Индивидуальное различие человека и константность восприятия. М., 1968.
  13. .Г. Избранные психологические труды в 2-х т. -М., 1980.
  14. .Г. Теория ощущений, Л., 1961.
  15. .Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Л., 1962.
  16. М.И. Воспитание игрой. М., 1987.
  17. Античные риторики. М., 1978.
  18. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии, 1962, № 7.
  19. П.К. Предисловие // Э. Гельгорн и Дж.Луфборроу. Эмоции и эмоциональные расстройства. М, 1966.
  20. М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
  21. Л.П. Активность учения школьника. М., 1968.
  22. А.Д. Дети и музыка. М., 23. Аршншк
  23. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
  24. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. -М., 1971.
  25. .В. Речевая интонация. M.-JL, 1965.
  26. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе в психологическом анализе деятельности // Вопросы психологии, 1978, № 1.28. Ауэр Л.
  27. В.Г. Системность и общество. -М., 1980.
  28. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию // Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
  29. Ю.К. Процесс обучения // Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
  30. М.А. Учебно-творческая работа в школьном театре и ее воспитательное воздействие на старшеклассников. -Автореф.. дисс.канд.пед.наук. Ташкент, 1991.
  31. Баренбойм Л. А Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.-Л., 1969
  32. Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. -Л., 1989.
  33. Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979.
  34. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
  35. Г. С. Понятие целостного развития человека и перспективы комплексного воспитания. Ростов-на-Дону, 1977.
  36. Л.А. Музыкотерапия как лечебный физический фактор // Ш съезд психотерапевтов и курортологов Украины, -Одесса, 1979.
  37. В.Г. Арсенал образования. М., 1986.
  38. Г. Ухо // Восприятие, М., 1974.
  39. В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
  40. В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
  41. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М., 1924.
  42. Беляева-Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.
  43. Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству. Автореф. дисс.канд.пед.наук, — М., 1977.
  44. Бердяев. Философия свободы или поступка. Смысл творчества. М., 1989.
  45. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.,
  46. H.A. Исследования по биомеханике фортепианного удара. М., 1930.
  47. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  48. H.A. Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса // Музыканту-педагогу. М., 1939.
  49. И.Т. Установка и поведение. М., 1968.
  50. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  51. Я.Я. творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: Автореф. дисс.канд.пед.наук, М., 1979.
  52. Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста // Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1966.
  53. И.В., Юдин Э. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. И., 1972.
  54. М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания. M.-JI., 1964.
  55. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  56. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
  57. A.A. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.
  58. A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. JL, 1970.
  59. Л.И. Личность и ее восприятие в детском возрасте. М., 1966.
  60. Е.А. О психическом развитии ребенка. -Минск, 1974.63. Бонтендайк Ф.
  61. A.M. Значение физиологического учения академика И.П.Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства. Вып. 1. М., 1954.
  62. Е.Ф. Н.И.Голубовская исполнитель и педагог. -Л, 1978.
  63. Дж. Процесс обучения. М., 1962.
  64. Л.С. Отношение психических больных к музыкотерапии. Тамбов, 1977.
  65. И.С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера -Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1983.
  66. М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?. Проспект № 4, 1986.
  67. Г. Д. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся ДМШ // Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. Киев, 1964.
  68. . О музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран: Вып, 1. М., 1962.
  69. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966.
  70. В.В. Изобразительное искусство и музыка (Взаимовлияние и синтез искусств) // Эстетика и жизнь. Вып. 4. -М., 1975.
  71. В.И. Проблема обучения распознаванию образов: Принципы, алгоритмы, реализация. Киев, 1989.
  72. З.А. Типологические различия восприятия музыки и музыкотерапия // Психологическая наука и общественная практика. 4.2. М., 1983.
  73. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. -Л., 1964.
  74. Л.М. Психические процессы. В 2-х т., М., 1971.
  75. А. Принципы К.С.Станиславского и музыкальное исполнительство // Советская музыка, 1951, № 10.
  76. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М&bdquo- 1973.
  77. Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
  78. Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М., 1980.
  79. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  80. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
  81. И.П. Учим творчеству, М., 1982.
  82. И.П. Цель одна дорог много. — М., 1990.
  83. Н.П. Цвет в живописи. М., 1965.
  84. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М, 1964.
  85. Вопросы музыкознания. Т. 3. М., 1960.
  86. Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Вып.2. — Свердловск, 1976.
  87. Восприятие и мышление: Сб. статей. М., АПН РСФСР, 1962.
  88. Вуд Г. Дж. О дирижировании. М., 1958.
  89. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  90. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956. — с.
  91. JT.C. Педагогическая психология / Под ред В. В. Давыдова. М., 1987. — 344 с.
  92. Выготский JT.C.Собрание сочинений: в 6-и т. АПН СССР / Гл. ред. A.B.Запорожец. — М., 1982.
  93. Н.С. Взаимосвязь учебкой и внеучебной работы как условие повышения эффективности связи обучения с жизнью // Об условиях и путях совершенствования учебного процесса. -Хабаровск, 1977.
  94. В. Заметки о восприятии музыки // Музыка -детям. Вып. 1.-JI., 1970.
  95. Х.Г. Истина и метод.
  96. П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий. М.,
  97. Л.А. О психологических основах формирования музыкальных способностей у детей // Детская и педагогическая психология. Вып. 2. М., 1963.
  98. Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе. -Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1990.
  99. Гаупи. Психология ребенка. Спб, 1924.
  100. Гегель Эстетика. Т.З., М., 1971.
  101. Ю.З., Костюк Л. Б. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1971, № 3.
  102. Л. О работе над музыкальным произведением. -М., 1960.
  103. С. Гимнастика чувств. М., 1961.
  104. Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в Формировании музыкальной культуры младших школьников. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1991.
  105. В. Дети пишут стихи. М., 1964.
  106. З.П. Стимул жизненно-практического значения знаний как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроке: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1980.
  107. Э.А. и др. Изучение психофизиологических предпосылок успешности музыкальной деятельности студентов //
  108. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции «Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны». Клайпеда, 1985.
  109. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии, 1986, № 5.
  110. Н.И. Искусство педализации. Л., 1974.
  111. Г. А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисование с натуры. Автореф. .дисс.канд.пед.наук, М., 1995.114. Горецкая Н.В.
  112. В.И. Модернизация системы музыкального образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. Монография, М., 1999.
  113. А. Воспитание творческой самостоятельности // Советская музыка, 1962, № 1.
  114. Готсдинер A. J1. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2, -М., 1980.
  115. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.190 с.
  116. A.JI. О восприятии и музыкальном слухе // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981.
  117. А.Л. О методике исследования процесса восприятия музыки на основы записи и анализа электроэнцефалограммы // Герценовские чтения. Л., 1969.
  118. А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
  119. А.Л. Формирование музыкально-слуховых представлений и выработка звуковысотных дифференцировок у школьников с плохими слуховыми показателями // Методы активизации эстетического воспитания в школе. Л., 1968.
  120. И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., 1961.
  121. Р.Н. Работа над музыкальным произведением без инструмента// Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Уч. записки. -М., 1971.125. Гросс К.126. Гуг-Гельмут Г.
  122. Г. К. К вопросу об эффективности музыкотерапии //Вопросы курортологии и физиотерапии. Паланга, 1983.
  123. B.C. и др. Регуляция позы человека. -М., 1965.
  124. В.Е. О специфике восприятия в фольклоре (К проблеме синестезии в искусстве) // Творческий процесс и художественное восприятие. JL, 1978.
  125. В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. -М.-Л., 1963.
  126. Е.П., Медянников А. И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985.
  127. В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.
  128. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  129. М.И. Краткая история педагогики. -М., 1917.
  130. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. -М., 1935.
  131. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка, Л., 1978.
  132. Н.П. Руководство творческой познавательной деятельностью учащихся при обобщении учебного материала. -Автореф.. канд.пед.наук, М., 1981.
  133. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников // Педагогические и психологические исследования. Вып. 6.-М., 1975.
  134. А. Моя исповедь // А. Дункан в воспоминаниях современников. Алма-Ата, 1990.
  135. С.Н. Дифференцированный подход к развитию восприятия музыки у девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1996.
  136. Н.К. Процесс обучения и развития. -Воронеж, 1973.
  137. Л.В. Обучение и развитие. М., 1975.
  138. Л.В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. М., 1958.
  139. A.B. и др. Восприятие и действие. -М., 1967.
  140. A.B. Избранные психологические труды в 2-х т.-М., 1986.
  141. Р.Н., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс дыхания у детей и взрослых // Вопросы изучения и воспитания личности. Т.2., М., 1929.
  142. H.H., Авдеев В.M. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки. Л., 1982.
  143. Р. Исполнительство род художественного творчества// Эстетические очерки. Вып. 2. — М., 1967.
  144. П.И., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся.
  145. Л.Я. Дидактические основы системности знаний. -М., 1978.
  146. E.H. Искусство общения. М.,
  147. Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии, 1971, № 5
  148. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1994.
  149. М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1983.
  150. М.С. Морфология искусства. Л., 1972.155. КмрминШ.
  151. Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Шт ейнера. М., 1993.
  152. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  153. Кант. Избранные сочинение. М., 1964.
  154. А.Г. Полифонический слух и его развития в процессе обучения музыке. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1982.
  155. Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки (О внемузыкальных представлениях в эстетическом восприятии музыки) // Вопросы музыкознания: Сб. статей, т.Ш. -М., 1960.
  156. Г. Ф. О роли аналитического мышления учащихся-пианистов при изучении ими музыкальных произведений // Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения. М., 1973.
  157. Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности // Вопросы психологии, 1989, № 2.
  158. В.В. О принципах эмоционально-образной педагогики // Игра. Творчество. Одаренность. М., 1992.
  159. Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество. -М., 1984.165. Клейн М.
  160. Г. М. Работа пианиста. М., 1963.
  161. Г. М. У врат мастерства. М., 1969.
  162. . Импровизация путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. — Вып. 2. — М&bdquo-1985.
  163. В.К. психология восприятия и организации учебного материала // Вопросы психологии, 1989, № 6.
  164. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. М., 1988.
  165. Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1935. Т. 1.
  166. O.A. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии, 1995, № 1.
  167. А. Музыка и воображение (главы из книги) // Советская музыка, 1968, № 2.
  168. А.Н., Шаблевич В. Л. Опыт применения музыкотерапии при лечении депрессивных состояний // Новые методы терапии психических заболеваний. — Свердловск, 1988.
  169. В.М. Воспитывающее обучение. М., 1980.
  170. .Б. Зависимость структуры восприятия от индивидуальных особенностей человека // Восприятие и мышление. -Вып. 120, М., 1962.
  171. Коссов Б.Б.О некоторых условиях возникновения обобщенных ассоциаций // Зрительное восприятие. М., 1964.
  172. .Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971.179. Костюк Г. С.
  173. Г. М., Морозов В. П. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи слушателями разных категорий // Речь и эмоции: Материалы симпозиума. Л., 1975.
  174. К. Основы психического развития. М.-Л., 1934.
  175. Ю.И. Формирование у младших школьников интереса к музицированию на народных инструментах. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1995.
  176. В.А. Психология. -М., 1986.
  177. Л.В. Искусство А.Дункан // Музыкальная жизнь, 1978, № 15.
  178. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966.
  179. Л.В. Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской детской музыкальной школе на современном этапе. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1997.
  180. Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  181. Н.С. Умственные способности и возраст.
  182. А.Н., Овчинникова O.B. Анализ системного строения восприятия // Доклады АПН РСФСР, № 3, М., 1958.
  183. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  184. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  185. И .Я. Учебно-воспитательный процесс как система //Новые исследования в педагогических науках, 1985, № 1- 1986, № 2.
  186. Я.Б. Физиология активности и высшая нервная деятельность. Л., 1963.
  187. И.А. Роль физиологической активности в особенностях проявления музыкальности у младших школьников // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции человека. Свердловск, 1985.
  188. И.А. Своеобразие проявления музыкальных способностей и их связь с некоторыми особенностями нервной системы // Новые исследования в психологии, 1986, № 1.
  189. .Т. Философия воспитания. М., 1995.
  190. Л.А. Опыт составления программ функциональной музыки // Функциональная музыка. М., 1977.
  191. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
  192. Лук H.A. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
  193. A.A. Природа актизности и её значение в развитии школьника // Уч. записки ЛГПИ, № 300. Л., 1967.
  194. С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.З.-М., 1971.
  195. Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. М., 1965.
  196. С.М. Абсолютный слух, Спб, 1925.
  197. Малинко&сш A?. Ьь/рязителькое интониромни&-М., 19
  198. С.И. Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX начале XX веков. — Автореф.. дисс.канд.пед.наук. — М., 1999.
  199. Е.А. Абсолютный слух и методы его развития // Сборник научных работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып 1, М., 1925.
  200. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  201. А. Исповедимый путь. М., 1990.
  202. Мастера советской пианистической школы / Под ред. А.Николаева. М., 1961.
  203. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, № 6. С.29−33.
  204. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М., 1976.
  205. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
  206. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников//Вопросы психологии, 1989, № 1,
  207. H.A. проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  208. H.A. Психологические приемы формирования научного мировоззрения школьника. М., 1968.
  209. Методические рекомендации по применению программ функциональной музыки на производстве. Пермь, 1975.
  210. Я. К.Н.Игумнов. М., 1975.
  211. A.A. О некоторых вопросах психологии чувств и их роли в художественном восприятии и творчестве // Вопросы психологии, 1969, № 6.
  212. А. Теория информации и эстетическое восприятие. -М., 1966.
  213. В.Г. Активность как философская категория, -Курск, 1968.
  214. Музыкальная энциклопедия. Т.6., М., 1982.
  215. B.C. Детская психология. М., 1985.
  216. Надирова Л.Л.Рш"тие впятим хпоакпкоънл юзыки.-Мпт
  217. Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — Ростов-на-Дону, 1996.
  218. Е.В. О константности восприятия музыки // Музыкальное искусство и наука. Вып.2. М., 1973.
  219. Е.В. О психологии музыкального восприятия-М., 1972.
  220. С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии, 1982, № 5.
  221. Т.С., Попова Н. С. О роли анализаторов в системной деятельности // Успехи физиологических наук, 1972, т. З, № 2.
  222. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М., 1967 .
  223. .М. Распахни окно. М., 1974.
  224. Немирович-Данченко В. И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. -М., 1952.
  225. JI.B. Несколько слов об исполнительстве // Советская музыка, 1935, №№ 7−8.
  226. Новые исследования в педагогических науках. 1965, № 138.
  227. Общая психология / Под ред. Л. В. Петровского. М., 1976.
  228. В. Основы проблемного обучения. М., 1975.
  229. В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
  230. О.Н. Специфика эстетического восприятия. -М, 1975.
  231. Г. Психологические механизмы музыкального 239.
  232. А.К. Проблемы исследования субъектной активности//Вопросы психологии, 1996, № 1.
  233. Очерки по истории советского фортепианного искусства. -М., 1979.
  234. Д. А. и др. О природе образа-эталона в процессе опознания вариативных объектов // Вопросы психологии, 1968, № 5.
  235. Г. Восприятие музыкального произведения и его структура // Эстетические очерки, Вып. 2. М., 1967.
  236. В.П. Исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1983.
  237. A.B., Руднева С. Д. Роль моторных компонентов в восприятии музыки // Тезисы 5-й научно-практической конференции по вопросам развития певческого голоса, восприятия и музыкального слуха. М., 1977.
  238. В., Кучеренко В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестнику МГУ, сер. 14, Психология, 1988, № 3.
  239. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  240. Платон. Избранные сочинения. М., 1987.
  241. Плутарх. Изречения спартанцев // Застольные беседы. -Д., 249.
  242. Повышение эффективности обучения в начальной школе / Под ред. В. В. Давыдова и Я. А. Пономарева. М., 1963.250. Подьяков H.H.
  243. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал, 1991. Т. 12 № 1.
  244. Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.
  245. Я.А. Психология творчества. -М., 1976.
  246. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии. М., 1983.
  247. Порфирий. Жизнь Пифагора // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
  248. Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.
  249. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  250. В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
  251. Психология младшего школьника / Под ред. И. П. Румянцева. М., 1960.
  252. Л. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. -Л., 1959.
  253. О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ докт. пед. наук. — М., 1999.
  254. В.В. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.
  255. Н.М., П.А.Серебряков // В фортепианных классах
  256. Ленинградской консерватории. Л., 1968.
  257. Г. С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятии инструментальной музыки // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
  258. Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
  259. Л.С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств. -Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1997.
  260. Рубинштейн С. Л, О мышлении и путях его исследования. -М., 1958.
  261. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. -М., 1989.
  262. С.Д., Фиш Э.М. Ритмика музыкальных движений. -М., 1972.
  263. И.Д., Цуккерман И. И. О возможностях теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.
  264. Т.И. Методы научного исследования. М., 1974.
  265. Н. О развитии музыкально-творческих способностей детей // Дошкольное воспитание, 1980, № 6.
  266. А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей. Автореф.. дисс.докт.пед.наук. — М., 1997.
  267. С. И. Детская фортепианная педагогика// Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. — М., 1976.
  268. С.И. Работа пианиста над техникой. Л., 1968.
  269. В.Н. Эстетическое восприятие. М., 1985.
  270. П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. -М., 1962.
  271. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971.
  272. А.И. Формирование художественного образа музыкального произведения у детей (в процессе обучения игре на фортепиано). Автореф. дисс-канд.пед.наук, М., 1953.
  273. A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М., 1988.
  274. H.A. Социальная обусловленность мышления и восприятия//Проблемы музыкальной мышления. М., 1974.
  275. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. М., 1971.
  276. H.A. О формировании пианиста-исполнителя // Научно-методические записки Уральской консерватории, Вып. 6. Свердловск, 1970.
  277. Г. Происхождение и деятельность музыки // Научные, политические и философские опыты. Т.2. Спб, 1989.
  278. A.C. Игра это серьезно. — М., 1981.
  279. К.С. Работа актера над собой. М., 1938.
  280. Л. Музыка для всех нас. М., 1963.
  281. Стреляу Я. Психо/ргид леги&нос™
  282. Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1997.
  283. В.А. Рождение гражданина // Избр.293.
  284. В.А. Сердце отдаю детям. Минск, 1981.
  285. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М&bdquo- 1988.
  286. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М., 1988.
  287. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР, 1949, № 11.
  288. .М. Психология музыкальных способностей. -М., 1947.
  289. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  290. H.A. Художественно-творческое развития младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М., 1990.
  291. A.A. Вопросы детского музыкального образования // Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. -М-Л., 1965.
  292. Э.Ш., Малюков А. Н. Пианист-фантазер. М., 1990.
  293. К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. -Собр. Соч. т.6. М.-Л., 1949.
  294. К.Д. Собрание сочинений. Т.8. М., 1950.
  295. Фрейд 3. Психологические этюды. -М., 1912.
  296. Фукидид. История. Л., 1981.
  297. Р.Б. Восприятие живописи при психических расстройствах // Психологический журнал, т.9, 1988, № 2.
  298. Ю.А. Формирование творческой личности в школьном полифоническом театре. Автореф.. дисс.канд.пед.наук. — М., 1994.
  299. П.К., Джумаров А. Д. Музыкотерапия в отолангигологии // Здравоохранение Туркмении. 1979. № 9.
  300. Д.Н. Системы и моделирование. М., 1967.
  301. Л.Е. Активность, деятельность и познание Курск, 1968.
  302. В.А. О двух противоположных принципах слушательского раскрытия музыкальной формы // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970.
  303. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
  304. Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975.
  305. Ю.С. Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов процесса усвоения учебного материала младшим школьником. Автореф.. дис. канд, пед, наук, М., 1991.
  306. P.M. Взаимосвязь искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореф.. дисс.докт.пед.наук. — Ростов-на-Дону, 1995.
  307. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982,. -т.З, № 5- 1983. -т.4, № 5.
  308. Г. Музыка как средство борьбы с монотонностью // Охрана труда. М., 1975.
  309. Т.Н. Активизация учения школьников. М., 1982.
  310. В.Н. Художественное воспитание средствами музыкального искусства // Музыка в школе, М., 1950.
  311. П.А. Обобщённые ассоциации в учебной работе школьника. М., 1959.
  312. М.МС. Психологические проблемы узнавания. -М., 1967.
  313. Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1997.
  314. А.П. Фортепианная педагогика. -М., 1960.
  315. А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.-Л., 1947.
  316. М.П. Вырастить уникальное в каждом // Музыка в школе, 1988, № 2.
  317. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
  318. Щуркова Н. Е и др. Новые технологии в воспитательном процессе. М., 1994.
  319. Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж.Пиаже. Вып. 4. М., 1973.
  320. Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  321. Д.Б. Избранные психологические труды. -М., 1989.
  322. .Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1. -М., 1972.334. Якиманская И.С.
  323. П.М. Психология сценических чувств актера. -М., 1936.
  324. П.М. Психология художественного восприятия. -М., 1964.
  325. Г. В. Некоторые вопросы обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкального образования. Саратов, 1969.
  326. Ямвлих. О пифагорейской жизни // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
  327. А.И. О методике работы с учениками. Вып. 1.-М., 1959.
  328. М.Г. 11а путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество. М., 1972.
Заполнить форму текущей работой