Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлена специфика развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, которая проявляется в осознании аксиологической детерминанты лидерства в сфере туризма как специфического вида интеллектуального, нравственного, эмоционального влияния специалиста туристской сферы на личность с целью вовлечения её в мир культуры, стимулирования её развития в процессе туристской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Понятие лидерства в контексте современных концепций 15 личности
    • 1. 2. Стратегии развития лидерских качеств как компонент 29 профессионализма
    • 1. 3. Современные подходы к развитию лидерских качеств в 42 зарубежных странах
    • 1. 4. Критерии оценки развития лидерских качеств
  • Выводы по главе
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Концепция развития лидерских качеств студентов во 67 внеучебной деятельности
    • 2. 2. Педагогическая модель развития лидерских качеств 80 студентов туристского вуза во внеучебной деятельности
    • 2. 3. Программа развития лидерских качеств студентов 94 туристского вуза во внеучебной деятельности
    • 2. 4. Итоги и оценка результатов опытно-экспериментальной 106 работы
  • Выводы по главе

Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях политического и социально-экономического развития России, особенно в области туристского образования остро стоит проблема определения эффективных методов выявления, личностного развития и форм обучения социально одаренной молодежи, потенциальных лидеров в сфере туризма. Для руководства и управления в туризме необходимы незаурядные личности с ярко выраженными организаторскими навыками, внутренним стремлением к социальной активности, готовые к длительной напряженной работе ради достижения своих профессиональных целей, способные предлагать нестандартные идеи и вести окружающих за собой. Современная молодежь не всегда в состоянии активно участвовать в решении сложных проблем, не способна к коллегиальности, сотворчеству, зачастую не решается брать на себя ответственность, проявлять инициативу. В связи с этим важными задачами высшего образования являются создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособной личности, готовой принимать на себя роль лидераподготовка к жизни в динамично меняющемся миревоспитание стремления к интеллектуальному и творческому саморазвитию, самоопределению и самоактуализации.

В профессиональном образовании рассматриваются проблемы диагностики и формирования одаренной молодежи в основном применительно к художественному и умственному типам одаренности. Разработка педагогической модели формирования молодых лидеров в сфере туризма является актуальным и перспективным направлением, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Обществу нужны лидеры и организаторы, владеющие навыками руководства персоналом, опираясь на идеи гуманного подхода, способные к эмпатии, диалогу равных, другими словами, готовые осуществлять свою деятельность на основе личностно-ориентированного взаимодействия со своими последователями.

Феномен «лидерство» обусловил появление теоретических концепций: теории принятия ролей (Р.Бейлз, Ф. Слеттер, и др.) [278- 293], системной теории (Г.Хоманс, и др.) [256], ситуационной теории (Р.Стогдилс, Ф. Фидлер, Э. Фромм, А. Портер,. М. Грегор, и др.) [132−189−258-], теории черт (М.Вебер Е. Богардус, Г. Оппорт, др.) [249], поведенческой теории (П.Херси, К. Бланшар, и др.) [284−291]. Анализ литературы показал, что существующие исследования лидерства, как правило, лежат в экономической плоскости, в сфере управления организациями. Сегодня достаточно известны работы таких ученых, как Т. Е. Вежевич, А. Г. Залевская, О. Н. Капиренкова, В. А. Павлова, Г. Ш. Тажутдинова, А. Л. Уманский и др. [25−48−92−136], которые работают над созданием разнообразных методик и программ по формированию и развитию детского, подросткового и юношеского лидерства.

Однако проблемы развития лидерских качеств студентов туристского вуза остаются малоизученными.

Многие изыскания по этому вопросу выполнены в области психологии. По проблеме руководства и лидерства (Н.И.Бирюков, В. В. Бовичев, Е. В. Кудряшова, др.) [47−142]- по проблеме личностной стороны лидерства (Э.Б.Воронова, А. Г. Ковалев, Э. Богардус и др.) [177−236]- по проблеме особенности лидерства в группе и организации (В.И. Власов, Н. В. Голубева, Н. С. Жеребова, А. Н. Жмыриков, Б. И. Кретов, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Дж. Бернс, М. Макколл, JI. Понди, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер, др.) [25−36−82−93-]- по проблеме руководства и лидерства в образовании (В.Ф.Ануфриева, У. Беннис, М. Ломбардо, Н. Ф. Маслова, Д. Сиск и Х. Россели и др.) [34−42−51−72−83-].

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Е.И.Головаха, А. А. Кроник, Л. Г. Брылева, В. П. Лаврентьев, Г. Е. Минскер и др.) [62−81−96]. Особый интерес для исследовательской работы по лидерству представляют современные акмеологические исследования (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, С. Е. Шишов и др.) [183−193−235], направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.

Жесткие требования рыночной экономики к профессиональным качествам молодых специалистов, их адаптированное&trade-, мобильности, детерминировавшие интеграцию квалификационного и компетентностного (Э.Ф.Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Кальней и др.) [172−183] подхода в профессиональном образовании, определили востребованность лидерских качеств у специалистов различных сфер.

Проблема лидерства достаточно полно изучена в философско-историческом (В.Ю. Большаков, Е. В. Осипова, В. В. Мшвениеридзе и др.) [27−39−81-], политическом (Г.А. Авцинова, Б. И. Кретов, Е. В. Кудряшова и др.) [28−41−95], социально-психологическом (Т.А. Бендас, Д. В. Беспалов, М. Вебер, A.JI. Ершов, А. В. Петровский, И. А. Урмина и др.) [37−62−83-], экономическом (П. Друкер, Б. Гриффин, А. Т. Зуб, О. В. Лукашова, Д. У. Хант и др.) и технологическом (Дж. Адаир, А. Г. Золотова, О. Г. Сударева и др.) [32−42−62−79−148] аспектах.

В педагогической науке студенческому лидерству уделено незначительное внимание, хотя высшая ступень образования является последней перед выходом будущих специалистов в профессиональную жизнь, в которой от них потребуется быть решительными, ответственными, активными, инициативными и т. д. Для этого учебно-воспитательный процесс в туристском вузе должен быть направлен на создание эффективных педагогических условий для формирования активного и инициативного лидера, ориентированного на творческое развитие своего коллектива, раскрытие потенциала каждого члена своей команды. Именно в студенческие годы наиболее полно раскрываются организаторские склонности, формируются и развиваются умения и навыки лидера, лидерские качества, необходимые для эффективного руководства коллективом в сфере туризма.

При этом в системе высшего профессионального туристского образования отсутствует комплекс целенаправленных мер по развитию этих важных качеств, необходимых личности для успешного профессионального роста. Большинство студентов не могут полноценно проявить свои лидерские качества. Анализ имеющихся программ формирования лидерских качеств личности показал, что они не отвечают интересам современного студента, а предназначены в основном для детей школьного возраста.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью создания системы педагогического сопровождения развития лидерских качеств у студентов туристского вуза, реализуемой в процессе внеучебной деятельности, а также потребностью разработки программы деятельности педагогов туристского вуза по развитию лидерских качеств студентов.

Под внеучебной деятельностью в данном исследовании понимается образовательная деятельность, взаимосвязанная с учебным процессом, но происходящая вне основных учебных занятий, и направленная на формирование человека с активной жизненной позицией, человека деятельного. Для студентов эта деятельность сугубо добровольна, она стимулируется педагогами через формирование потребности в ней, создание ситуации интереса, использования методов поощрения, соревнования и других общих методов и приемов воспитания.

На основании теоретического анализа имеющихся исследований, изучения практики организации работы со студентами в туристских вузах были выявлены противоречия между необходимостью создания в системе высшего туристского образования педагогических условий для формирования лидерских качеств студентов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процессапотребностью формирования и развития лидерских качеств у студентов вуза и отсутствием программно-методического обеспечения этого процессамежду необходимостью более полно задействовать внеучебную деятельность с целью более гибкого удовлетворения образовательных потребностей личности в системе подготовки менеджера туризма, и недостаточной разработанностью теоретических основ построения соответствующей внеучебной деятельности.

Данные противоречия обозначили направление научного поиска и позволили определить проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию качеств лидера у студентов туристского вуза во внеучебной деятельности?

Решение данной проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности».

Цель исследования: определение и научное обоснование педагогических условий развития лидерских качеств у студентов туристского вуза.

Объект исследования: процесс формирования лидерских качеств у студентов туристского вуза.

Предмет исследования: педагогические условия развития лидерских качеств у студентов туристского вуза в условиях внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие лидерских качеств у студентов туристского вуза будет эффективным, если:

— определена структура и функции лидерских качеств будущего менеджера туристской сферы, позволяющие гуманизировать и эффективно осуществлять различные виды туристской деятельности;

— выявлена специфика развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности как основополагающий ресурс освоения профессии и успешности на рынке труда;

— разработана совокупность технологий развития лидерских качеств будущего менеджера сферы туризма, направленная на актуализацию личностно-творческого потенциала будущего менеджера туризма;

— создана педагогическая модель развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, объединяющая принципы, этапы и педагогические условия развития лидерских качеств студентов туристского вуза.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Определить компонентную структуру и функции лидерских качеств будущего менеджера туристской сферы, как системное образование, позволяющие гуманизировать и эффективно осуществлять различные виды туристской деятельности.

2. Выявить специфику развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности как основополагающий ресурс освоения профессии и успешности на турисвтском рынке труда.

3. Разработать совокупность технологий развития лидерских качеств будущего менеджера сферы туризма, направленных на актуализацию личностно-творческого потенциала будущего специалиста.

4. Разработать педагогическую модель развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности с учетом необходимости выявления принципов, этапов и педагогических условий развития лидерских качеств студентов туристского вуза.

Методологической основой исследования выступили: философские учения о личности и ее качествах (Аристотель, Гегель, Гельвеций, Декарт, В. М. Кононов и т. д.) [129−279]- положения аксиологического подхода (И.В.Зорин, др.), как основы нравственного становления личности, готовой к сотрудничеству, эмпатииидеи педагогической поддержки (О.С.Газман) — положения системного подхода (В.С.Леднев, А. М. Новиков, В. А. Караковский, др.) [38−126], деятельностного подхода (Л.И.Божович, С. Л. Рубинштейн,.

A.В.Петровский) [61−96], согласно которому все качества личности человека рождаются в деятельностиличностно-ориентированного подхода в формировании лидерских качеств личности (Н.А.Алексеев, Е. В. Бондаревская, М. А. Викулина, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) [28−36−53−124].

Теоретическая база исследования. Выполненное диссертационное исследование основывается на идеях формирования и развития лидерства, описанных в работах А. Л. Журавлева, Р. Л. Кричевского, Б. Д. Парыгина и др. Учтены следующие концепции: концепция коллективной деятельности (И.П.Иванов, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Л. И. Уманский и др.) [38−82−147−195]- концепция личностно-ориентированного взаимодействия (Н.И.Алексеев, Б.М.Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, М. А. Викулина, И. С. Якиманская и др.)[62−83−163]- концепция организаторской деятельности (А.Н.Лутошкин и др.) — поддержки социальных инициатив (С.В.Тетерский, др.) — поддержки социальной активности (Т.Н.Мальковская, др.).

Использовался комплекс научных методов: теоретические методы (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, изучение образовательных программ, направленных на формирование лидерских качеств личности);

— эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, беседа, социологические опросники, педагогический эксперимент);

— диагностические методы (анкетирование и тестирование по методикам: модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокичатест-опросник Р. С. Немова «Организаторские способности лидера" — тест А. В. Батаршева «Ваша коммуникабельность" — ориентационная анкета Б. Басса «Определение направленности личности" — опросник.

B.К.Гербачевского «Уровень притязаний личности»;

— статистические методы обработки полученных данных.

Экспериментальной базой исследования являлись Российская международная академия туризма и её филиалы: Карельский институт туризма — филиал Российской академии туризмаУральский институт туризма — филиал Российской академии туризмаЗападно-Сибирский институт туризма — филиал Российской академии туризма. Кроме того, успешность формирования лидерских качеств оценивалась по результатам работы выпускников в турфирмах. На начальном этапе исследования работа проводилась в 56 регионах России в рамках Всероссийского педагогическим собранием по заказу Федерального агентства по образованию.

Разработка и экспериментальная апробация педагогических условий развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности осуществлялась на протяжении всего периода исследования, в практике экспериментального обучения в Российской международной академии туризма г. Москвыв работе со студентами филиалов Российской международной академии туризма (гг.Екатеринбург, Петрозаводск, Красноярск, Иркутск) — при чтении лекций на курсах повышения квалификации преподавателей, а также ученых советах, методических объединениях туристских вузовв публикациях.

Педагогическое исследование по теме диссертации проводилось нами с 2005 по 2010 год и включало несколько этапов.

Первый этап носил поисково-теоретический характер. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, социологической, философской литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. На данном этапе (2005;2007 г. г.) проводилось изучение проблем педагогической практики в контексте исследуемой проблемы. Изучение теоретических источников, практический анализ показали недостаточную разработанность данной проблемы. На этом основании была уточнена тема нашего исследования, его научный аппарат, выдвинутая гипотеза, которую необходимо проверить опытно-экспериментальным путем.

Второй этап — опытно-экспериментальный, в ходе которого была обоснована методика развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности. На основании анализа результатов констатирующего эксперимента были подготовлены методические рекомендации по развития лидерских качеств студентов туристского вуза в инновационном режиме, разработаны программы курсов, которых придерживались преподаватели вузов. Исходя из задач исследования, в методические рекомендации и практико-ориентированные программы деятельности вносились определенные коррективы. На втором этапе (20 072 008 г. г.) была разработана методика и проведен педагогический эксперимент.

На третьем, обучающем этапе осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации, были подведены итоги экспериментальной работы, позволяющие судить о подтверждении гипотезы диссертационного исследования и объективности его результатов. Третий этап продолжался с 2008 по 2010 год.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических положений, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиясочетанием методов количественного и качественного анализа результатов экспериментальной работырепрезентативностью выборки испытуемых.

Научная новизна исследования:

1. Определена структура лидерских качеств студентов туристского вуза, представленная следующими компонентами: ценностно-нормативным (совокупность ценностей и норм, определяющих духовно-развивающую направленность воздействия на коллектив и меру ответственности в процессе осуществления лидерской деятельности в туристской сфере) — содержательно-технологическим (многообразие направлений туристской деятельности, технологий, арсенал форм и методов, используемых специалистом туристской деятельности для эффективного взаимодействия) — личностно-творческим (единство актуальных свойств и качеств личности профессионала туристской сферы, обеспечивающих его референтность как социокультурного лидера в туризме, эффективность влияния в процессе туристской деятельности, личностное и профессиональное совершенствование). Лидерские качества студентов туристского вуза имеют человекотворческую, гуманистическую, аксиологическую, познавательно-информационную, коммуникативную, регулятивную функции. При этом лидерские качества будущего менеджера туристской сферы рассматриваются в исследовании как системное образование, включающее педагогические ценности и нормы, достигнутый уровень личностного развития, качество овладения технологиями лидерства, позволяющие гуманизировать и эффективно осуществлять различные виды туристской деятельности.

2. Выявлена специфика развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, которая проявляется в осознании аксиологической детерминанты лидерства в сфере туризма как специфического вида интеллектуального, нравственного, эмоционального влияния специалиста туристской сферы на личность с целью вовлечения её в мир культуры, стимулирования её развития в процессе туристской деятельностиразвитии лидерских качеств личности студента, являющихся индивидуальным ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность специалиста туристской сферыопоре на деятелыюстно-этические принципы лидерской позиции специалиста туристкой сферы, определяющие его стремление к культуротворческой, преобразующей деятельности, приоритетность общественно-значимых целей, нравственно-гуманистическую направленность на коллег и соратников, непрерывное самосовершенствованиеактуализации личностно-творческого потенциала будущего менеджера сферы туризма, который в современной образовательной концепции рассматривается как основополагающий ресурс освоения профессии и успешности на рынке труда.

3. Предложена совокупность технологий развития лидерских качеств будущего менеджера сферы туризма, которая направлена на актуализацию личностно-творческого потенциала будущего специалиста посредством диагностических, адаптационных, коррекционных, развивающе-стимулирующих методов и объединяет: цель и задачи, педагогические условия и принципы, компоненты (диагностический, коммуникативный, эмоциональный, деятельностный), разнообразные техники (психотехника, техника имиджеобразования, техника командной работы и др.), дополняемые широким спектром групповых и индивидуальных форм работы.

4. Разработана педагогическая модель развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, включающая: принципы целостности системы целей, методов, средств, форм и условий развития лидерских качеств студентов туристского вузапоэтапного развитие лидерских качеств студентовмотивацгюиного обеспечения развитие лидерских качеств студентовсистемного, личностно-деятелъностного подходов в развитии лидерских качеств студентов туристского вузаединства системы педагогических воздействий и процесса саморазвития в формировании лидерских качеств студентовнепрерывности профессионального туристского образования (детский туризм — лицей — колледж — ВУЗ — система дополнительного профессионального туристского образования), позволяющие обеспечить последовательность процесса развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельностиэтапы развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: довузовский, вузовский (адаптационно-проектировочный, содержательно-процессуальный, контрольно-оценочный этапы), послевузовскийпедагогические условия развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности:

— направленность образовательного процесса на формирование мотивированного и осознанного отношения к освоению профессиональной туристской деятельности, внутренней мотивации к постоянному профессиональному и личностному самосовершенствованию как основы творческой самореализации;

— интегративность культурологической и психолого-педагогической подготовки, выражающаяся в овладении в равной мере социально-культурными и педагогическими технологиями, позволяющими комплексно использовать приемы и методы социально-культурного и педагогического воздействия в туристской сфере;

— углубленность психолого-педагогической подготовки в рамках общепрофессионального и специального блоков;

— использование потенциала зарубежных стажировок, тренинговых лабораторий, учебной и производственной практик, предусматривающее разработку педагогического компонента программ профессиональных туристских практиквключение индивидуальных заданий, направленных на закрепление лидерских умений и навыковкомплексное применение социально-культурных и педагогических лидерских технологий;

— развитие и закрепление в образовательной практике вуза нравственно-развивающих форм: творческих коллективов, общественных объединений, волонтерского движения, благотворительных акций;

— организация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента на основе личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса;

— взаимодействие вуза, работодателей и выпускников в процессе развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: выявлены и систематизированы теоретико-методологические предпосылки развития лидерских качеств будущего менеджера сферы туризмаопределены условия, позволяющие эффективно использовать комплекс средств развития лидерских качеств студентов туристского вузатеоретически обоснована программа развития лидерских качеств у студентов туристского вуза «Академия лидеров" — осуществлена оценка эффективности комплексной поэтапной программы психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств студентов туристского вуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что апробирована система организационно-методического обеспечения процесса развития лидерских качеств студентов в период обучения в туристском вузереализована программа поэтапного комплексного развития лидерских качеств студентов «Академия лидеров», способствующая формированию у студентов вуза системы профессиональных ценностей, развитию лидерского потенциала, профессиональному становлениюразработаны методические рекомендации по обеспечению эффективности развития лидерских качеств у студентов туристского вуза во внеучебной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования заслушивались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма (2007;2010), Московского государственного университета технологий и управления. государственного педагогического института (2007;2010), обсуждались на педагогических конференциях и научных семинарах по проблемам организации внеучебной деятельности в образовательных учреждениях (Москва, 2007, 2008, Екатеринбург, 2009, Петрозаводск, 2010) — «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика» (Москва, 2009) — «Организация профессионального туристского образования в современных условиях» (Екатеринбург, 2008) — «Развитие туризма в Карелии: опыт, проблемы, перспективы» (Петрозаводск, 2009), Квартальновские чтения (Москва, 2010).

Внедрение результатов исследования проходило в процессе проведения специальных семинаров-практикумов для субъектов образовательного процесса, а также при разработке нового учебного курса «Основы молодежного лидерства» для слушателей курсов повышения квалификации, организованных на базе РМАТ. Апробированные технологии развития лидерских качеств используются Всероссийским педагогическим собранием при проведении школ молодежного актива. Разработанные методические рекомендации используются при подготовке студентов-волонтеров по первичной профилактике наркомании в рамках сотрудничества Всероссийского педагогического собрания с Госнаркоконтролем (2007;2009).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структура лидерских качеств студентов туристского вуза характеризуется ценностно-нормативным, содержательно-технологическим и личноспто-творческим компонентами, при этом лидерские качества студентов имеют человекотворческую, гуманистическую, аксиологическую, познавательно-информационную, коммуникативную, регулятивную функции.

2. Специфика развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности включает осознание аксиологической детерминанты лидерства в сфере туризма как специфического вида интеллектуального, нравственного, эмоционального влияния специалиста туристской сферыразвитие лидерских качеств личности студента, являющихся индивидуальным ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность специалиста туристской сферыопора на деятельностно-этические принципы лидерской позиции специалиста туристкой сферыактуализация личностно-творческого потенциала будущего менеджера сферы туризма.

3. Совокупность технологий развития лидерских качеств будущего менеджера сферы туризма направлена на актуализацию личностно-творческого потенциала будущего специалиста посредством диагностических, адаптационных, коррекционных, развивающе-стимулирующих методов.

4. Педагогическая модель развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности представляет собой целостное системное образование, включающее: принципы, этапы, педагогические условия (направленность образовательного процесса на формирование мотивированного и осознанного отношения к освоению профессиональной туристской деятельности, интегративность культурологической и психолого-педагогической подготовки, углубленность психолого-педагогической подготовки, использование потенциала учебной, производственной практик, зарубежных стажировок, тренинговых лабораторий, организация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, др.), обеспечивающие эффективную реализацию целей современной подготовки туристских кадров.

5. Эффективность Программы развития лидерских качеств студентов туристского вуза «Академия лидеров» может быть обеспечена посредством поэтапной работы по развитию у обучающихся комплекса личностных качеств через приобщение к системе нравственных ценностей и содействие активному вхождению в профессиональную деятельность.

Выводы по главе 2.

1. Особенностью современного подхода к оценке развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.

2. Воспитательная система, созданная в воспитательном пространстве вуза под управляющим воздействием воспитывающей среды и непосредственной мотивацией студентов, способна привести к максимальным результатам воспитательной работы, достижению целей всех участников воспитательного процесса.

3. Методы воспитательного воздействия включают в себя методы воздействия объекта на субъект в системе воспитания, а также путем воздействия на среду воспитания. К первым относятся: методы побуждения к активным действиям (поощрение, стимулирование, повышение социальной значимости, сила положительного примера и т. д.) — методы принуждения — законодательство, нормативные требования, регулирующие отношения между объектом и субъектом воспитания (вузом и студентом), директивные указания, распоряжения, приказыметоды убеждения — те, которые базируются на мотивации поведения через потребности. К ним относятся методы морального стимулирования качественного выполнения работы (достижение высоких результатов в учебе и жизни), в установленные сроки и оптимальными способами. Лидерские качества, харизма и способность к максимальному результатуположительный эффект воспитывающего воздействия.

4. Необходимость формирования стратегий развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности обуславливается тем, что он постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с партнерами по контакту. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, а также разрешать конфликты.

5. Студент как будущий специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие знаний, умений и специальных способностей в сфере стратегий самоутверждения, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности успешного специалиста. Анализ теории и практики формирования стратегий развития лидерских качеств студентов туристского вуза позволили выделить следующие противоречия между: высокой актуальностью формирования развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, включающего в себя владение стратегиями развития лидерских качеств и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теориивозросшими требованиями к культуре конструктивного общения специалистов и недостаточной готовностью системы педагогического образования обеспечить процесс ее становлениярастущими требованиями к профессиональному мастерству будущих специалистов, умению конструктивного делового общения и недостаточным уровнем их компетентности.

6. Структурная модель развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности базируется на основополагающих принципах обучения: научность обучениясистемность и последовательность в обучениипрактическая направленность подготовкисознательность, активность и мотивированность студентовдифференцированный и индивидуализированный подход в обучении. Модель формирования стратегий профессионального самоутверждения у студентов туристского вуза состоит из 4 основных этапов: 1. прогностический, 2. практический, 3. диагностический, 4. итоговый. Каждый из этапов, в свою очередь, представлен соответствующими компонентами: прогностический этап представлен целевым и содержательным компонентами, практическийорганизационно-деятельностным компонентом, диагностический — оценочным компонентом, итоговый — результативным компонентом.

7. Методом, с помощью которого ведётся формирование навыка адекватного использования стратегий развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности и построения алгоритма стратегий развития лидерских качеств, является моделирование поведения, представляющее собой комплекс ролевых игр, упражнений и речевых ситуаций. Важно помнить, что учет личностных особенностей студентов способствует активному участию в коммуникативной деятельности, реализации методов, обеспечивающих овладение знаниями и умениями, необходимыми для осознанного использования стратегии развития лидерских качеств студентов, формированию коммуникативных, информационных, аналитических, конструктивных, прогностических, организаторских, рефлексивных и перцептивных умений.

8. Оценивать стратегии развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности целесообразно по следующим критериям: мотивационный (определяется уровень мотивации студентов до формирования, в процессе работы и по окончании формирующего эксперимента) — когнитивный (определяется уровень знаний студентов до формирования, в процессе работы и по окончании формирующего эксперимента) — деятельностный (оцениваются умения и навыки использовать ассертивную стратегию, адекватно выбирать и использовать все три стратегии самоутверждения, строить алгоритм стратегий развития лидерских качеств студентов).

9. Педагогическая модель развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности должна системно объединять: принципы целостности системы целей, методов, средств, форм и условий развития лидерских качеств студентов туристского вузапоэтапного развитие лидерских качеств студентовмотивационного обеспечения развитие лидерских качеств студентовсистемного, личиостно-деятельностного подходов в развитии лидерских качеств студентов туристского вузаединства системы педагогических воздействий и процесса саморазвития в формировании лидерских качеств студентовнепрерывности профессионального туристского образования (детский туризм — лицей — колледж — ВУЗ — система дополнительного профессионального туристского образования), позволяющие обеспечить последовательность процесса развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельностиэтапы развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: довузовский, вузовский (адаптационно-проектировочный, содержательно-процессуальный, контрольно-оценочный этапы), послевузовскийпедагогические условия развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности:

— направленность образовательного процесса на формирование мотивированного и осознанного отношения к освоению профессиональной туристской деятельности, внутренней мотивации к постоянному профессиональному и личностному самосовершенствованию как основы творческой самореализации;

— и итеративность культурологической и психолого-педагогической подготовки, выражающаяся в овладении в равной мере социально-культурными и педагогическими технологиями, позволяющими комплексно использовать приемы и методы социально-культурного и педагогического воздействия в туристской сфере;

— углубленность психолого-педагогической подготовки в рамках общепрофессионального и специального блоков;

— использование потенциала зарубежных стажировок, тренинговых лабораторий, учебной и производственной практик, предусматривающее разработку педагогического компонента программ профессиональных туристских практиквключение индивидуальных заданий, направленных на закрепление лидерских умений и навыковкомплексное применение социально-культурных и педагогических лидерских технологий;

— развитие и закрепление в образовательной практике вуза нравственно-развивающих форм: творческих коллективов, общественных объединений, волонтерского движения, благотворительных акций;

— организация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента на основе личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса;

— взаимодействие вуза, работодателей и выпускников в процессе развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие заключительные положения:

1. Доказано, что внеучебная деятельность в туристском вузе обеспечивает реальные возможностями в развитии лидерских качеств студентов, что, в свою очередь, способствует подготовке компетентных, конкурентоспособных менеджеров сферы туризма, востребованных современным туристским рынком.

2. Определена теоретическая основа развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности в соответствии с современными тенденциями профессиональной туристской подготовки, включающая личностно-ориентированный и деятельностный подходы и принципы: целостности системы целей, методов, средств, форм и условий развития лидерских качеств студентов туристского вузапоэтапного развития лидерских качеств студентовмотивационного обеспечения развитие лидерских качеств студентовсистемного, личностно-деятелъностного подходов в развитии лидерских качеств студентов туристского вузаединства системы педагогических воздействий и процесса саморазвития в формировании лидерских качеств студентовнепрерывности профессионального туристского образования (детский туризм — лицей — колледж — ВУЗ — система дополнительного профессионального туристского образования), позволяющие обеспечить последовательность процесса развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности.

3. Обоснованы этапы системы непрерывного развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: довузовский, вузовский (адаптационно-проектировочный, содержательно-процессуальный, контрольно-оценочный этапы), послевузовский.

4. Разработана и экспериментально проверена педагогическая модель развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности, представляющая собой целостное системное образование, включающее: принципы, этапы, педагогические условия.

5. Выявлены педагогические условия развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: направленность образовательного процесса на формирование мотивированного отношения к освоению профессиональной туристской деятельностиинтегративность культурологической и психолого-педагогической подготовкиуглубленность психолого-педагогической подготовкииспользование потенциала практик, зарубежных стажировок, тренинговых лабораторийразвитие и закрепление нравственно-развивающих форм: творческих коллективов, общественных объединений, волонтерского движения, благотворительных акцийорганизация субъект-субъектного взаимодействиявзаимодействие вуза, работодателей и выпускников.

6. Разработаны критерии и показатели эффективности развития лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: когнитивный (принятие роли лидера), статусно-компетентностный (принятие группой лидера), эмоциональный (влияние на ведомых), деятельностный (вклад в групповую деятельность).

7. Статистическая обработка данных, проведенная во время констатирующего и формирующего этапов эксперимента (средний балл, дисперсия, среднеквадратичное (стандартное) отклонение, критерий хи-квадрат — Пирсона, разность процентных чисел), показала, что существует достоверная зависимость между создаваемыми в образовательном пространстве РМАТ условиями формирования лидерских качеств студентов и позитивным ростом показателей их сформированности.

8. В рамках опытно-экспериментальной работы выявлено, что для формирования и диагностирования лидерских качеств, проявляемых в процессе внеучебной деятельности (способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области разных направлений деятельности и готовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний), кроме социально ориентированных ситуаций, необходимо введение дополнительного спецкурса «Лидер, кто это», мастер-класса «Узнаю лидера», практикума по проектным технологиям.

9. Были выявлены возможности активных методов и технологий развития лидерских качеств у обучающихся: метод групповых дискуссийметод «групповая проблемная работа" — метод коллективных творческих делигровые технологииклубные технологиитехнология социально-педагогических проектов (признаки социально-педагогического проекта: целенаправленность, целостность, ограниченность во времени, инновационность, коммуникативность, адаптивность к внешним условиям).

10. Использование данной технологии для формирования качеств лидера является обоснованным, так как именно эта технология способна осуществить последовательное осознанное включение студентов в предметное содержание туристской деятельности, усилить практическую направленность подготовки лидераспособствует формированию «поля лидерства» и максимальному проявлению лидерского потенциала у максимально большего числа студентов. Лидерские качества студентов, проявляющиеся во внеучебной деятельности, определялись на основе комплексной качественной оценки уровня их сформированности у студентов в процессе наблюдения за их проявлением в период обучения в вузе во внеучебной деятельности.

Решение задач опытно-экспериментальной работы подтвердило эффективность предложенных нами педагогических условий, разработанных и апробированных способов формирования лидерских качеств студентов, а также доказало, что развитие лидерских качеств способствует успешной карьере и влияет на повышение социально-профессионального роста выпускников в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов // Науч. ред. И. В. Зорин.-М., 1997.-Вып. 1.-С.402.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. В.Н. Личность и коллектив как субъекты воспитания: (Метод, разработки) / Владимир, гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского, Владимир, обл. отд-ние Пед. о-ва РСФСР- Сост. В. Н. Авраменко и др. — Владимир: ВГПИ, 1983. 57 с.
  4. А. Понять природу человека / Пер. Е. А. Цыпина. СПб.: Гуманитар, агентство «Акад. проект», 2000. 253 с.
  5. А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 116−120.
  6. Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. Распрямись, выскажись, возрази!: Пер. с англ. СПб.: Гуманитар, агентство «Акад. проект», 1998. — 187 с.
  7. .Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев- Рос. акад. наук. Ин-т психологии. — М.: Наука, 2001 -277 с.
  8. В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — М.: Нар. образование, 1995. -126с.
  9. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: Фирма «СКАМ», 1992. — 217 с.
  10. Г. М. Социальная психология: Учеб. для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2003. — 363 с.
  11. И.В. Социально-психологические проблемы труда и менеджмента: Учеб. пособие / И. В. Андреева. СПб.: Изд-во С-Петерб. гос ун-та экономики и финансов, 2001. — 79 с.
  12. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  13. Г. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения). Ростов-н/Д.: Феникс, 1992.-61 с.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  15. И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника: Сокр. пер. с англ. / И. Атватер- Послесл. Ю. М. Жукова. М.: Экономика, 1988. — 111 с.
  16. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. — 318 с. 17.
Заполнить форму текущей работой