Методика обучения объектно-ориентированному проектированию студентов педагогических вузов
Методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической, научно-технической литературыанализ программного обеспеченияанализ пособий по основам информатикиизучение и анализ педагогического опытапрактическое и экспериментальное преподаваниенаблюдениеанализ и обработка письменных работ учащихсяанкетированиеколичественная и качественная обработка данных, полученных при проведении… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогические и информационные основы обучения информационным технологиям в школе и в педагогическом
- I. вузе
- 1. 1. Тенденции в развитии программного обеспечения, систем программирования и проектирования
- 1. 2. Содержательные линии обучения информационным технологиям в школе и в педагогическом вузе
- I. вузе
- 2. 1. Теоретические основы объектно-ориентированного проектирования
- 2. 2. Дидактические основы обучения объектно-ориентированному проектированию
- 2. 3. Методическая система обучения объектно-ориентированному проектированию
- 2. 4. Система упражнений как средство обучения объектноориентированному проектированию
- 3. 1. Подготовка и планирование педагогического эксперимента
- 3. 2. Описание и результаты эксперимента, проведенного со школьниками старших классов
- 3. 3. Описание и результаты эксперимента, проведенного со студентами факультета математики РГПУ им А.И. Герцена
Методика обучения объектно-ориентированному проектированию студентов педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение информатике приобретает очень большое значение. [113] Молодые люди, окончив школу, должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования компьютерных технологий в своей дальнейшей деятельности. Формирование у всех учащихся, независимо от ступени и профиля образования, навыков пользователя компьютерной техники является одной из важнейших задач компьютеризации образования.
Вопросам отбора содержания и разработке общей концепции преподавания информатики были посвящены работы Бордовского Г. А. [22],[23],[24], Ершова А. П. [66],[67], Извозчикова В. А. [74],[75],[76], Кузнецова А. А. [91], Кузнецова Э. И. [92], ЛапчиКа М.П. [93],[95], Монахова В. М. [110],[111],[112],[113] и др. Следует отметить, что основные направления в преподавании курса основ информатики и вычислительной техники, в отборе содержания и форм проведения занятий, первоначально ориентировались на «безмашинный» вариант обучения, поэтому приоритетным было формирование основных понятий информатики и теоретических основ использования компьютера. Формировались не столько навыки применения компьютера для решения практических задач (работа с текстом и графикой, моделирование, и т. п.), сколько представления о возможности применения компьютера для этих целей.
В настоящее время традиционные подходы в области преподавания информатики и программирования в вузе не способны отследить быстроменяющуюся действительность в области информационных технологий, связанную с бурным развитием вычислительной техники, операционных систем, парадигм программирования, организацией, анализом, представлением информации и обеспечением доступа к ней, в том числе и в сетях.
Возникает необходимость практического обучения современным программным средствам и технологиям их разработки. Для будущей успешной работы в области программирования учащимся становится недостаточно знания одного или нескольких языков, необходимо представление о методологии разработки программных средств. Более того, будущим преподавателям информатики требуется знание не только пользовательских программных средств, но и идеологии их проектирования и разработки.
Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая проработанность вопросов, связанных с обучением объектно-ориентированному проектированию, определяет актуальность темы нашего исследования.
Цель исследования: разработка методики обучения объектно-ориентированной методологии разработки программных средств и практических навыков его применения.
Объект исследования: процесс обучения объектно-ориентированному проектированию и программированию.
Предмет исследования: теоретические основы и практика обучения студентов педагогических вузов объектно-ориентированному проектированию и программированию.
Исходя из поставленной цели, была сформулирована гипотеза исследования:
Если обучать объектно-ориентированному проектированию студентов педагогических вузов, то будет обеспечено:
— повышение эффективности формирования навыков разработки программ в современных средах;
— улучшение качества знаний в области программирования;
— повышение мотивации к изучению сред разработки.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую и научно-техническую литературу, посвященную изучению программирования;
2. провести анализ сред объектного проектирования и программирования на предмет их применения в процессе обучения;
3. разработать и апробировать в процессе обучения курс «Основы объектно-ориентированного проектирования» ;
4. разработать систему лабораторных работ для поддержки вышеуказанного курса;
5. разработать и провести педагогический эксперимент.
Методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической, научно-технической литературыанализ программного обеспеченияанализ пособий по основам информатикиизучение и анализ педагогического опытапрактическое и экспериментальное преподаваниенаблюдениеанализ и обработка письменных работ учащихсяанкетированиеколичественная и качественная обработка данных, полученных при проведении педагогического эксперимента.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
— теоретически обоснована целесообразность обучения объектно-ориентированному проектированию;
— разработана и обоснована методика обучения объектно-ориентированному проектированию.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
— разработанная методика обучения объектно-ориентированному проектированию позволит сформировать у студентов знание идеологии разработки программного обеспечения и может быть использована в процессе обучения программированию.
Достоверность полученных результатов обеспечивается:
— базированием на основополагающих теоретических концепциях обучения программированию;
• (.
— логикой методов исследования;
— результатами экспериментальной проверки.
Апробация работы осуществлялась:
— на международной научной конференции «Информационные технологии в образовании» (1998, 1999, 2000 г. г.);
— на Герценовских чтениях (1998, 1999, 2000 г. г.).
Внедрение практических результатов исследования осуществлялось:
— в школе № 16 Василеостровского района со школьниками 10−11х классов.
— в гимназии № 524 со школьниками 10а, 106,10 В и Юг классов.
— в рамках спецкурса «Основы объектно-ориентированного проектирования» для студентов 4 курса математического факультета РГПУ им. А. И. Герцена.
На защиту выносятся:
1. Теоретическое обоснование использования объектного проектирования в процессе обучения информатике;
2. Методика обучения объектно-ориентированному проектированию;
3. Курс «Основы объектно-ориентированного проектирования» и система упражнений для его поддержки.
Заключение
.
Целью исследования являлась разработка методики обучения объектно-ориентированной методологии разработки программных средств и практических навыков его применения.
Исходя из поставленной цели, была сформулирована гипотеза исследования:
Если обучать объектно-ориентированному проектированию студентов педагогических вузов, то будет обеспечено:
— повышение эффективности формирования навыков разработки программ в современных средах;
— улучшение качества знаний в области программирования;
— повышение мотивации к изучению сред разработки.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо были решены следующие задачи исследования:
1. проанализирована психолого-педагогическая, методическая и научно-техническая литература, посвященная изучению программирования;
2. проведен анализ сред объектного проектирования и программирования на предмет их применения в процессе обучения;
3. разработан и апробирован в процессе обучения курс «Основы объектно-ориентированного проектирования» ;
4. разработана система лабораторных работ для поддержки вышеуказанного курса;
5. разработан и проведен педагогический эксперимент.
В работе применялись анализ методической, психолого-педагогической, научно-технической литературыанализ программного обеспеченияанализ пособий по основам информатикиизучение и анализ педагогического опытапрактическое и экспериментальное преподаваниенаблюдениеанализ и обработка письменных работ учащихсяанкетированиеколичественная и качественная обработка данных, полученных при проведении педагогического эксперимента.
Апробация работы осуществлялась:
— на международной научной конференции «Информационные технологии в образовании» (1998, 1999, 2000 г. г.);
— на Герценовских чтениях (1998, 1999, 2000 г. г.).
Педагогический эксперимент проводился:
— в школе № 16 Василеостровского района со школьниками 10−11х классов.
— в гимназии № 524 со школьниками 10а, 106, 10 В и Юг классов.
— в рамках спецкурса «Основы объектно-рриентированного проектирования» для студентов 4 курса математического факультета РГПУ им. А. И. Герцена.
В результате эксперимента было показано, что практическое изучение объектно-ориентированного проектирования студентами способствует повышению уровня их знаний в области разработки программного обеспечения и повышает интерес к изучению систем разработки.
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Среда Delphi как средство формирования навыков визуального программирования. Информатика — исследования и инновации. Выпуск 2. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: РГПУ имени А. И. Герцена, ЛГОУ, 1999.
2. Применение гипертекстовых технологий при обучении работе в пользовательских средах. Тезисы докладов Герценовских чтений. С.-Петербург: Образование, 1998.
3. Объектное проектирование как элемент содержания обучения информатике. Информатика — исследования и инновации. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: РГПУ имени А. И. Герцена, ЛГОУ, 2000.
4. Объектно-ориентированные среды как средство обучения теоретическим понятиям программирования. Информатикаисследования и инновации. Выпуск 3. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: РГПУ имени А. И. Герцена, ЛГОУ, 1999. (в соавт.).
5. Web-редакторы как инструментарий НИТО для эффективного представления учебно-методических материалов. Информатикаисследования и инновации. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: РГПУ имени А. И. Герцена, ЛГОУ, 1998. (в соавт.).
6. Практическое использование сред MS Windows и MS Word в профессиональной деятельности. Учебное пособие. — СПб: НИИ Химии СпбГУ, 1999. (в соавт.).
7. Практическое использование среды MS Excel. Учебное пособие. -СПб: НИИ Химии СпбГУ, 1999. (в соавт.).
Список литературы
- Аджиев В. Объектная ориентация: философия и футурология. //Открытые системы № 6/1996.
- Альянах И.Н. Моделирование вычислительных систем. СПб.: Машиностроение, 1988.
- Аншина М. Увлекательное путешествие с CORBA3: по широким просторам распределенных приложений. //Открытые системы № 56/1999.
- Аржанов И.Н. Объектное проектирование как элемент содержания обучения информатике. Информатика исследования и инновации. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: РГПУ имени А. И. Герцена, ЛГОУ, 2000.
- Аржанов И.Н. Среда Delphi как средство формирования навыков визуального программирования. Информатика исследования и инновации. Выпуск 2. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: РГПУ имени А. И. Герцена, ЛГОУ, 1999.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под редакцией Ю. Б. Гилленрейтер, В. В. Петухова. М.: Издательство МГУ. 1981.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М., 1982.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.
- Баранова Е.В. Алгоритмизация и основы программирования: мет. указания к практическим занятиям. Лабораторный практикум. СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 1997.
- Ю.Баранова Е. В. Изучение объектно-ориентированных систем реляционных баз данных в курсе информатики педвуза. //Монография89
- Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. Проблемы методологии и теории." /Под общей редакцией проф. В. А. Извозчикова, С.-Петербург, Образование, 1996.
- П.Баранова Е. В. Методические рекомендации по курсу «Элементы теор. информатики». СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 1996.
- Баранова Е.В., Алижанова И. В., Аржанов И. Н., Никаноренков Д. В. Практическое использование сред MS Windows и MS Word в профессиональной деятельности. Учебное пособие. СПб: НИИ Химии СпбГУ, 1999.
- Баранова Е.В., Аржанов И.Н. Web-редакторы как инструментарий НИТО для эффективного представления учебно-методических материалов. Информатика исследования и инновации. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: РГПУ имени А. И. Герцена, ЛГОУ, 1998.
- Баранова Е.В., Аржанов И. Н. Объектно-ориентированные среды как средство обучения теоретическим понятиям программирования. Информатика исследования и инновации. Выпуск 3. Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: РГПУ имени А. И. Герцена, ЛГОУ, 1999.
- Баранова Е.В., Братчиков И. Л., Аржанов И. Н. Практическое использование среды MS Excel. Учебное пособие. СПб: НИИ Химии СпбГУ, 1999.
- Баранова Е.В., Братчиков И. Л., Аржанов И. Н. Практическое использование среды MS Excel. Учебное пособие. СПб: НИИ Химии СпбГУ, 1999.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. -М., 1970.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Богословский В.И., Васильев А. А., Извозчиков В. А. и др. Словарь по информационным технологиям. СПб.: Образование, 1997.
- Болтянский В. Г,. Рубцов В. В. Проблемы компьютерного обучения. //Математика в школе 1986, № 1.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Петрунько А. В. Кибернетический подход к информационным технологиям в непрерывном образовании //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). СПб., 1994.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики. /Дидактические основы компьютерного обучения. Ленинград, ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.
- Бордовский Г. А. Извозчиков В.А. Информатика в понятиях и терминах. М. Просвещение, 1991.
- Браболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. -М.: Высш. шк., 1991.
- Буч Гради. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд./Пер. с англ. М.: «Издательство Бином», СПб.: «Невский диалект», 1999 г.
- Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. М.: Мир, 1981.
- Введение в научное исследование по педагогике. /Под ред. Журавлева В. И. -М.: Просвещение, 1988.
- Вендров A.M. CASE технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Просвещение, 1988.
- Вирт Н. Долой «жирные» программы. //Открытые системы. 1996. -№ 6.
- ВиртН. Систематическое программирование. М.: Мир, 1977.
- Воас Д. Качество ПО: восемь мифов. //Открытые системы. М, 1999. №№ 9−10.
- Воробьев В.И., Румянцев И. А., Соломин В. П. Информационная среда современной школы и задачи педагогического вуза в подготовке кадров //Математика и информатика: педагогические инновации и научные разработки: Герценовские чтения 95. — СПб., 1995.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под редакцией Ю. Б. Гилленрейтер, В. В. Петухова. М.: Издательство МГУ, 1981.
- Гергей Т., Машбиц Е. Психолого-педагогические проблемы эффективного использования компьютеров в учебном процессе. //Вопросы психологии. 1985, № 3.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
- Гершунский Б.С. Методы научного прогнозирования и возможности их применения в педагогических исследованиях. Киев, Министерство высшего и среднего специального образования УССР, 1974.
- Гершунский Б.С. Прогностический подход к компьютерному обучению./УСоветская педагогика, 1986 г. № 7.
- Гершунский Б.С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: (Прогностический аспект) М. Д985.
- Гилл Ф., У. Мюррей, М. Райт. Практическая оптимизация. М.: Мир, 1985.
- Гильберт Д. Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия.: Пер. с нем. С. А. Каменецкого 3-е изд. — М.: Наука. 1981.
- Гласс Р. Руководство по надежному программированию. М.: Мир, 1982.
- Глейзер Г. И. История математики в средней школе. (Пособие для учителя.) М., Просвещение. 1971 г.
- Грабер М. Введение в SQL. М.: Издательство «Лори», 1996.
- Грис Д. Наука программирования. М.:Мир, 1984.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математики. М.: Педагогика, 1987.
- Гудман.С., Хидетниеми. Введение в разработку и анализ алгоритмов. -М.: Мир, 1981.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование. М.: Мир, 1975.
- Дарахвелидзе Б.Г., Марков Е.Б. Delphi среда визуального программирования. — Спб.: BHV, 1996.
- Дейкстра Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978.
- Демушкин А.И. и др. Компьютерные обучающие программы. //Информатика и образование. 1995., № 3.
- Джамса К., Лалани С., Уикли С. Программирование в Web для профессионалов. /Пер. с англ. -Мн.: ООО «Попурри», 1997.
- Джейсон Мейнджер. Java: основы программирования. /Пер. с англ. К.: Издательская группа BHV, 1997.
- Джон Матчо, Дэвид Р. Фолкнер. Delphi: Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1995.
- Диана Тинней. Программирование в Paradox for Windows на примерах. Пер. с англ. М. БИНОМ, 1994.
- Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М. Н. М., 1982.
- Дубова Н. СОМ или CORBA? Вот в чем вопрос. //Открытые системы № 3/1999.
- Еремин Е. А. Почему система Delphi интересна для образования. «Информатика и образование», № 1 1997 год.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. //Математика в школе. 1989.,№ 1.
- Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре.//Информатика и образование, 1987, № 6.
- Игнатьев М.Б. Голономные автоматические системы. Л., 1963.
- Игнатьев М.Б. Моделирование сложных систем. //Синергетика и методы науки. Научное издание. СПб.: Наука, 1998. 439 с.
- Извозчиков В.А. Дидактические основы компьютерного обучения.: Межвузовский сборник научных трудов. /ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л:ЛГПИ, 1989.
- Извозчиков В.А. Дидактические основы применения ЭВТ: Проблемный семинар для учителей естественно-математического цикла. Л.:АПН СССР, 1988.
- Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология: новые информационные технологии обучения. СПб., 1991.
- Извозчиков В.А. Межпредметные связи и информатика. Методические рекомендации.. СПб., 1992.7 8. Информационные технологии в образовании. Информационные технологии, телекоммуникации в образовании. М.: МИФИ, 1998.
- Йордан Э. Структурное проектирование и конструирование программ. -М.: Мир, 1979.
- Йордон Эдвард, Карл Артила. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании. М.: ЛОРИ, 1999.
- Калверт Ч. Базы данных в Delphi 4 -К. Издательство «ДиаСофт», 1999.
- Калянов Г. Н. CASE структурный системный анализ. М.: ЛОРИ, 1996.
- Калянов Г. Н. CASE: компьютерное проектирование программного обеспечения. М., НИВЦМГУ, 1994.
- Карло Пешио. Никлаус Вирт о культуре разработке ПО. //Открытые системы. 1998. — № 1.
- Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Основные алгоритмы. Т.1.-М.: Мир, 1976.
- Ковырялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980.
- Колесников А., Пасько В. Microsoft Office для Windows' 95 бюро. -K.:BHV, 1996.
- Кудрявцев Т.В. Внедрение проблемности в обучение. М., 1968.
- Кудрявцев Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения. Советская педагогика, 1967.,№ 8.
- Кузнецов А. А. Смекалкин Д. Проверка и оценка знаний и умений школьников по основам ИВТ. // Информатика и образование. 1987. № 1.
- Кузнецов Э. И. Шерпаев Н.В. Элементы информатики на уроках геометрии.// Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы. М.: Просвещение. 1987. — 192с. (Библиотека учителя математики).
- Лапчик М.П. Введение в программирование. М.: Просвещение, 1979.
- Лапчик М.П. Вычислительная техника и программирование. М.: Просвещение, 1987.
- Лапчик М.П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебных планах педагогических вузов. // Информатика и образование. 1996., № 6.
- Леонтьев А.Н., Гальперин П. Я. Психологические проблемы программированного обучения. // Новые исследования в педагогических науках, 1965, вып. Ш.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1974.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание., 1980.
- Липаев В.В. Качество программного обеспечения. М.: Финансы и статистика, 1983.
- Липаев В.В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем Москва, СИНТЕГ, 1999.
- Майерс Г. Надежность программного обеспечения. М.: Мир, 1980.
- Макарова Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
- Марусева И.В. Методологические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения.
- Матчо Дж., Фолкнер Д. Р. Delphi. М.: Бином, 1995.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения : проблемы и перспективы. М. 1986.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации образования. (Педагогическая наука реформе школы) М.: Педагогика, 1988.
- Методы обучения в современной общеобразовательной школе. /Сост. Кириллова Г. Д. Ленинград.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986.
- Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Кузьминой Н. В., ЛГУ, Ленинград, 1980.
- Монахов В.М. Информационная технология обучения и реформа школы. //Вопросы психологии. 1988.№ 2.
- Монахов В.М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии обучения на уроках математики. // Математика в школе., 1991. № 3.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (Опыт экспериментального исследования). М. .Педагогика, 1989.
- Монахов В.М. Что такое новые информационные технологии обучения? //Математика в школе. 1990. № 2.
- Николь Н., Альбрехт А. Электронные таблицы Excel для квалифицированных пользователей: практическое пособие/ Пер. с нем. -М.ЭКОМ., 1995.
- Новиков Ф.А., Яценко А. Д. Microsoft Office в целом. СПб.:ВНУ, 1995.
- Новоженов Ю.В. Объектно-ориентированные технологии разработки сложных программных систем. М., 1996.
- Образовательные стандарты петербургской школы. Информатика. Под общей ред. Н. И. Роговцевой, А. Н. Шляго. СПб., 1997.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Пейперт С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 2.
- Полонский В.М. Оценка качества педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987.
- Программирование в среде Borland Pascal для Windows. Справочное пособие /Д.А. Сурков, К. А. Сурков, А. Н. Вальвачев Минск.: Вышэйшая школа, 1996.
- Программное обеспечение: эволюция или революция. //Открытые системы № 7−9/1999.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика». //Информатика и образование. 1997. — № 1.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
- Регуш JI.A. Калашникова М. Б. Психологические аспекты компьютерного обучения. /Дидактические основы компьютерного обучения. /Межвузовский сборник научных трудов. /Ш ПИ., Ленинград, 1989.
- Роберт И. Какой должна быть обучающая программа? //Информатика и образование. 1986., № 2.
- Рубенкинг Н. Паскаль для Windows. Пер. с англ. М. Мир, 1993.
- Рубенкинг Н. Турбо Паскаль для Windows: В 2-томах. Т.1. М.:Мир, 1993.
- Селевко Г. Н. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. -М., 1987.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.
- Скиннер Б. Наука об обучении и искусство обучения. В сб.: Программированное обучение за рубежом. — М.: Высшая школа, 1968.
- Степанов С.А. Модель интегрированного учебно-воспитательного комплекса непрерывного компьютерного образования в межшкольном учебном компьютерном видео-центре: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, к.п.н. РГПУ им. А. И. Герцена, — СП6Д996 .- 24с.
- Стефанова H.JI. Изучение отдельных тем школьного курса математики при использовании компьютера: Методические рекомендации / РГПУ им. А. И. Герцена С.-Пб.: Образование, 1993.
- Страуструп Бьерн. Вокруг С++. //Открытые системы. № 3/1998.
- Сурков Д.А. и др. Программирование в среде Borland Pascal для Windows. Мн. Выш. шк., 1996.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1980.
- Телло Э.Р. Объектно-ориентированное программирование в среде Windows./Пер. с англ. -М.:Наука, 1993.
- Тихонов А.Ю. Объектно-ориентированное проектирование программного обеспечения: Учебное пособие. ПГТУ, 1994.
- Фаронов В.А. Паскаль и Windows. М. Учебно-Инженерный центр «МВТУ-ФЕСТО ДИДАКТИК», 1995.
- Федоров A. Borland Pascal: практическое использование Turbo Vision 2.0. Киев: Диалектика, 1993.
- Федоров А. Создание Windows-приложений в среде Delphi. М.: Компьютер-пресс, 1995.
- Фокин P.P. Объектно-ориентированные технологии в образовании. СПб ЛГОУ, 1999.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении./ Новое вШжизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1984.
- Хромов В. С., Макеев С. Н. Практические работы по Delphi. //Информатика и образование, № 1 1997.
- Чекмарев А. Средства визуального проектирования на Java. СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1998.
- Что такое OMG-UML и почему он важен. //Открытые системы № 1/1999. Object management Group Press Release, 1997.
- Шлеер С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях. -М.1992.ф 152. Шолохович В. Ф. Информационные технологии обучения.
- Информатика и образование. 1998. — № 2.
- Шумаков П.В., Фаронов В.В. Delphi 4. Руководство разработчика баз данных. М.: «Нолидж», 1999.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. I. Работы советских авторов периода1918 -1945гг. /Под редакцией М. И. Ильесова, В .Я. Ляудис. Издательство МГУ.
- Эндрю Возневич. Delphi. Освой самостоятельно. /Пер. с англ. М.: Восточная Книжная Компания, 1996.
- Jacobson I. Object-Oriented Software Engineering: A Use-Case Driven
- Approach. Addison-Wesley, Reading, MA, 1992.
- Object Windows. Programming Guide. Borland International, Inc., 1992.
- Peter Coad, Ed Yourdon: Object-Oriented Design, 1991, Yourdon Press/Prentice Hall.
- Peter Coad, Jill Nicola: Object-Oriented Programming, 1993, Yourdon Press/Prentice Hall.
- Peter Coad, Mark Mayfield. Java Design. Building Better Apps and Applets. Yordon Press, 1996.
- Rumbaugh, J., Blaha, M., Premerlani, W., Eddy, F., and Lorensen, W. 1991. Object-Oriented Modelind and Design. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall.
- Timothy Budd. An Intriduction to Object-Oriented Programming, Addison-Wesley Publishing Company, 1991.