Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм регулирования воспроизводства регионального АПК: На материалах Пензенской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшей частью региональной агропродовольственной политики должна стать помощь и государственное стимулирование в организации интегрированных формирований типа ЗАО «Пензахлебопродукт», основанного на частной собственности. Характерной особенностью этого формирования является сохранение юридической самостоятельности участников холдинга, высокая степень ответственности за результаты своей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В АПК
    • 1. 1. Воспроизводственный процесс в современной экономической теории
    • 1. 2. Теория агропромышленного комплекса. Интегрированные формирования в аграрном секторе экономики
    • 1. 3. Экономический механизм регионального АПК
  • 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ АПК ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Экономическое состояние агропромышленного производства области
    • 2. 2. Диспаритет цен в АПК Пензенской области
    • 2. 3. Финансово-кредитные отношения в АПК региона
  • 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
    • 3. 1. Реформирование аграрного сектора региона: возможности преобразований
    • 3. 2. Формирование районных агропромышленных объединений
    • 3. 3. Создание интегрированных структур
    • 3. 4. Организация машинно-технологических станций
    • 3. 5. Развитие личных подсобных хозяйств

Организационно-экономический механизм регулирования воспроизводства регионального АПК: На материалах Пензенской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы. В настоящее время принимаются государственные меры, направленные на стабилизацию экономики аграрного сектора. Однако многолетний спад производства повлек за собой изменения в организационной структуре производства, финансовый кризис и деградацию материально-технической базы.

Пришла в упадок первая сфера АПК, обеспечивающая его машинами и оборудованием. Объемы продаж тракторов, комбайнов, другой сельскохозяйственной техники сократились до уровня 30-х годов прошлого века. Мясная и молочная отрасли промышленности в значительной степени сориентировались на переработку импортного сырья. Платежеспособный спрос населения на потребительском рынке все еще существенно уступает дореформенному периоду.

Итоги 2002 г. еще раз показали, что без активной сельскохозяйственной политики государства обескровленный аграрный сектор не сможет решить свои социально-экономические проблемы.

В связи с этим большое значение имеют меры, предпринимаемые в субъектах Российской Федерации, по концентрации имеющихся у них ресурсов на решающих направления развития, по повышению заинтересованности частного капитала в инвестициях в аграрную экономику с учетом региональных особенностей воспроизводственного процесса.

Все это определило выбор темы диссертации.

Изученность проблемы.

С переходом к рынку в экономике аграрного сектора на первый план выдвинулись вопросы цен и сбыта, инвестиций, налоговых и финансовых отношений. Это обусловило потребность научного осмысления происходящих процессов с позиций классической и неоклассической теорий воспроизводства.

Применительно к специфике агропромышленного комплекса теоретические и методологические проблемы воспроизводства были исследованы в научных трудах Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, Всероссийского института аграрных проблем и информатики, Института экономики РАН, а также региональных институтов экономики АПК, Пензенской государственной сельскохозяйственной академии и ряда других научных учреждений и сельскохозяйственных ВУЗов.

Особое внимание при этом было уделено вопросам оценки состояния и реформирования организационно-экономического механизма регулирования воспроизводственного процесса.

Результатом обобщения научных исследований и практики развития сельского хозяйства последних лет являются «Основные направления агро-продовольственной политики Правительства Российской Федерации на 20 012 010 годы» и предложения по их корректировке, разрабатываемые нормативные документы, посвященные развитию сельского хозяйства в среднесрочной перспективе.

Исходя из изложенного, данное направление исследований представляется перспективным.

Цель исследования: научное обоснование и разработка организационно-экономического механизма регулирования воспроизводства регионального АПК, обеспечивающего его эффективное социально-экономическое развитие.

Организационно-экономический механизм регулирования воспроизводственного процесса в АПК, по нашему мнению, представляет собой совокупность организационных структур, ценовых, финансово-кредитных, налоговых и других рычагов.

Задачи исследования.

В соответствии с поставленной целью в диссертации:

— проведен системный анализ, обобщены и уточнены методологические подходы к формированию эффективного организационно-экономического механизма регулирования воспроизводства на региональном уровнеоценено современное состояние экономики регионального АПК в разрезе отраслей и форм собственности;

— изучены ценовые отношения и определено влияние цен на воспроизводство в сельском хозяйстве области;

— исследованы финансово-кредитные отношения в АПК, выявлена их роль в качестве фактора воспроизводства в региональном АПК;

— разработаны рекомендации, направленные на совершенствование организационно-экономического механизма регулирования воспроизводства регионального АПК.

Объект исследования: организации АПК области, региональный аг-ропродовольственный рынок, структура экономического механизма регионального АПК.

Предмет исследования: организационно-экономические отношения воспроизводства регионального АПК.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, относящиеся к функционированию экономического механизма регионального и федерального АПК.

Информационная основа диссертационной работы: материалы органов статистики, министерства сельского хозяйства области, организаций, нормативно-справочная литература, рекомендации научных учреждений, материалы, собранные автором по данной проблеме.

Методы исследования.

При решении поставленных задач использованы приемы системного анализа и моделирования, монографический, экономико-статистические, расчетно-конструктивный, балансовый и другие методы исследования.

Научная новизна исследований заключается в том, что:

— на основе обобщения экономической теории воспроизводства объединены в систему те положения, которые имеют наибольшее практическое значение для решения проблем современной аграрной экономики;

— уточнены отдельные положения агропродовольственной политики воспроизводства АПК, отвечающие специфике региона;

— сформулированы принципы и предложения по эффективному реформированию сельскохозяйственных организаций и использованию региональных средств бюджетной поддержки воспроизводства в сельском хозяйстве;

— разработан механизм отношений интегрированных формирований в АПК, обеспечивающий баланс взаимных интересов и развитие входящих в них сельскохозяйственных предприятий, построенный в основном на использовании средств частного капитала;

— обоснованы направления развития хозяйств населения как существенной воспроизводственной структуры сельского хозяйства с использованием ценовой, финансовой и кредитной региональной поддержки.

Практическая значимость работы.

С участием автора создано и функционирует интегрированное объединение ЗАО АПО «Пензахлебопродукт», подготовлены и осуществляются региональные целевые программы по формированию районных агропромышленных объединений, организации машинно-тракторных станций, развитию личных подсобных хозяйств. Реализация предложений, обоснованных в диссертационной работе, способствовала созданию условий более эффективного развития аграрного сектора экономики региона.

Методологические подходы к воспроизводству в АПК могут использоваться органами управления и исследователями других регионов Российской Федерации.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Организационно-экономический механизм регулирования воспроизводственного процесса в АПК региона представляет совокупность организационных структур, ценовых, финансово-кредитных, налоговых и других рычагов и стимулов с целью эффективного социально-экономического развития. Характер и сущность взаимосвязей между хозяйствующими субъектами определяются сформированной системой воспроизводственных структур в рамках региона.

Необходимой предпосылкой результативности применяемых регуляторов воспроизводства является совершенствование государственной аграрной политики, направленной на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.

2. Экономическое состояние агропромышленного производства Пензенской области следует охарактеризовать как сложное. Одной из главных причин спада производства в сельском хозяйстве области стал диспаритет цен. Он привел к финансовому кризису, который был усилен сокращением государственной поддержки селу. Финансовые поступления из бюджета в хозяйства в расчете на 100 руб. затрат на реализованную сельскохозяйственную продукцию, с 25−30% в 1991 г. сократились до 3−4% в 2002 г.

По итогам 2002 г. убыточными были 64% хозяйств.

3. При формировании системы мер, направленных на совершенствование организационно-экономического механизма воспроизводства в АПК области, были сформированы районные агропромышленные объединения, машинно-технологические станции, функционируют агрохолдинги. Получили поддержку из регионального бюджета хозяйства населения. Все эти организационные формы способствуют вовлечению государственных и частных инвестиций в процесс восстановления агропромышленного производства. Масштаб и системность преобразований в АПК региона носят стратегический характер и имеют значение для формирования эффективной агропродовольственной политики в среднесрочной перспективе.

4. Важнейшей частью региональной агропродовольственной политики должна стать помощь и государственное стимулирование в организации интегрированных формирований типа ЗАО «Пензахлебопродукт», основанного на частной собственности. Характерной особенностью этого формирования является сохранение юридической самостоятельности участников холдинга, высокая степень ответственности за результаты своей деятельности. Найдена удачная форма поддержки сельскохозяйственных предприятий — закупка у них значительной части товарного зерна по стабильным договорным ценам. Опыт холдинга показал, что в его пределах можно найти такой баланс интересов, который позволяет оперативно решать накопившиеся проблемы.

5. Практика функционирования ОАО «РАО Мокшанское» подтверждает эффективность объединения в интегрированное формирование экономически слабых хозяйств при условии участия в их деятельности государственных структур и финансовой поддержки со стороны регионального бюджета. Такие хозяйства, на наш взгляд, имеют реальную перспективу выхода из кризиса.

6. Составной частью региональной агропродовольственной политики, по нашему мнению, является стимулирование развития хозяйств населения. Из общей массы хозяйств в ближайшие 3−5 лег выделится незначительная часть, которая превратиться в высокопродуктивные товарные хозяйства, применяющие прогрессивные технологии, с высокой эффективностью использования ресурсов. В разработанной для области целевой программе по развитию личных подсобных хозяйств предусматриваются экономические, организационные, юридические меры, реализация которых позволит, с одной стороны, пополнить продовольственные ресурсы области и, с другой, повысить доходы сельских жителей.

Реализация целевой программы области по развитию хозяйств населения предусматривает кредитование хозяйств населения, привлечения к их деятельности страховых и лизинговых компаний. Накопленный опыт, учитывая принятые нормативные документы по развитию личных подсобных и фермерских хозяйств, представляет интерес для всех субъектов Российской Федерации.

7. Для формирования эффективного экономического механизма в АПК и осуществления нормального воспроизводственного процесса в регионе необходимо принять комплекс мер на федеральном уровне. Среди них освобождение сельскохозяйственных организаций от накопленной задолженности, поскольку она порождена проводимой ранее государственной политикой. Государство должно занять более активную позицию на агропродовольственном рынке. Доходы товаропроизводителей будут выше, если больше продукции у них будут закупать государственные структуры в свои фонды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. К цели через кризис.- М.: Луч. 1992.-142 с.
  2. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме.// Вопросы экономики.-1993, № 1 с. 8−10
  3. Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы. // Вопросы экономики,-1996, № 12 с.4−6
  4. Аграрная политика (Запад, Восточная Европа, Россия), ч. II, Под. общей редакцией В. И. Назаренко, — М.: РАСХН, ВНИИТЭИ АПК
  5. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. Н. Малышева. С-Петербург: Лань, 2002
  6. Агропромышленные формирования холдингового типа Под ред. A.M. Югая, — ВНИИЭСХ, БелСХА. М.: МСХА, 2002.
  7. Агропромышленный комплекс. Госкомстат СССР. Статистический сборник. -М.: Финансы и статистика, 1990.
  8. В., Пешков А. Государственное регулирование экономики сельского хозяйства необходимо // Экономика сельского хозяйства России. 2003 г. -№ 4 с. 18.
  9. Р.Г. О совершенствовании экономического механизма управления интегрированными формированиями // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 10 — с. 46.
  10. Ю. Устранить диспаритет цен // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 4. — с. 29.
  11. З.Беляев А., Ицкович А. Государственный агролизинг: надежды и разочарования // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 5. — с. 6.
  12. В.Р. Рыночным отношениям нужна здоровая экономическая база // Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы, — М,-Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент. 1997 с. 165−167
  13. А. Совершенствование методов анализа финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 4, — с. 66.
  14. П. Особенности продовольственного рынка и цены в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 2 — с. 20.
  15. Н., Назаренко А. Дотации в аграрном секторе экономики /7 Экономика сельского хозяйства России. 2003 г. — № 1 — с. 20.18.6орхунов Н., Назаренко А. Новое в ценовых отношениях АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 5. — с. 20.
  16. Н., Назаренко А. Регулирование цен на аграрном рынке // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 12. — с. 20.
  17. Н., Назаренко А. Ценовой диспаритет: «ножницы» сужаются0 // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 6. — с. 20.
  18. Н., Назаренко А. Цены, а АПК 10 месяцев 2001 года // Экономика сельского хозяйства России. — 2002 г. — № 1. — с. 20.
  19. Н., Полянина М. Совершенствовать экономический блок управления в предприятиях АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 5. -с. 16.
  20. П.А., Полянина М. А. Государственные финансы и сельское хозяйство // Экономика сельского хозяйства. 2002. — № 12.
  21. Н.А. Ценовая, финансовая и кредитная политика в АПК // Структурные преобразования регионального АПК: экономические проблемы и решения. Сб. материалов. М.: 2002, Минсельхоз России, с. 84−96.
  22. О. Корпоративные структуры в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2003 г. — № 1 — с. 14.
  23. О.Э., Сокуров Ю. С. О государственном регулировании воспроизводственного процесса в аграрных формированиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 3. — с. 17.
  24. И. Регулирование цен в АПК // Экономист. 2001 г. — № 2. — с. 86−92
  25. А. Проблемы кредитования агарной экономики // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 5. — с. 36
  26. А. Необходим инвестиционный холдинг // Экономика сельского хозяйства России. 1999 г. — № 12.
  27. А. Экономические механизмы агропромышленного производства // Экономист. 1998 г. — № 6.
  28. ЗКДенин Н.В., Герасименкова С. В. совершенствовать систему кредитования аграрного сектора // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 12. — с. 26
  29. Дмитриенко 3. Совершенствование финансово-кредитных отношений // АПК: экономика, управление. 2000 г. — № 10
  30. В.А. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса. Учебное пособие. М.: МСХА, 2001, с. 402
  31. И.И. Всемирная торговая организация. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. М., 1997.
  32. Закон Пензенской области от 19 июля 2000 г. № 217-ЗПО «Об инвестициях Пензенской Области
  33. Закон Пензенской области от 12 марта 2002 г. № 342−3FIO «О порядке предоставления в 2002 г. субсидий па государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства за счет средств бюджета Пензенской области»
  34. Индексы цен на приобретенную сельскохозяйственными предприятиями промышленную продукцию и тарифы на услуги, оказываемые хозяйствам. Госкомстат России (соответствующих лет)
  35. Ф. Перспективный путь интеграции // Экономика сельского хозяйст ва России. 2002 г. — № 5. — с. 6
  36. История социалистической экономики СССР. М.: Наука, 1980, т. VII
  37. .Ф. Лизинг в аграрно-промышленном комплексе // Финансы. 2002 г. — № 1
  38. Д. Общая теория занятости, процента и денег М., 1948
  39. А. Современные интеграционные процессы в АПК // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 10. — с. 9
  40. А.С. Агропромышленная интеграция путь к укреплению экономики сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2002 г. — № 1 0. — с. 46
  41. В.И. Экологизация земледелия и технологическая политика. М.: МСХА, 2000, с. 473
  42. В. Развитию кооперирования в АПК России всемерную поддержку // АПК: экономика и управление. — 2003 г. — № 2. — с. 3
  43. В., Коробейников М. М. Финансово-кредитный механизм АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2001 г. — № 9
  44. А. Организационно-экономический механизм кредитно-финансовой системы АПК // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 5. — с. 43
  45. Концепция аграрной политики России в 1997—2000 годах // Под ред. Строева Е.С.-М.: Вершина, 1997
  46. Концепция аграрной политики Российской Федерации. РАСХН. ВНИИЭСХ. -М&bdquo- 2000
  47. М.М. Совершенствование протекционистской поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 10. — с. 49
  48. М.М. Совершенствование экономического механизма в АПК // Экономист. 2000 г. — № 2
  49. Л.А., Беспахотный Г. В. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 10. — с. 11
  50. Коэффициенты прямых и полных затрат материалов на производство продукции. Госкомстат СССР. М., 1988
  51. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1954, ч. И
  52. В. Государственная финансовая поддержка регионального АПК нуждается в совершенствовании // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 3. — с. 36
  53. В. Сезонное кредитование на условиях субсидирования разницы в процентных ставках // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 5. -с. 28
  54. В.В. Опыт скрытых форм сезонного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 2. — с. 41
  55. В., Апарин И. Организационно-экономический механизм государственного регулирования АПК региона // Экономика сельского хозяйства России. 2000 г. — № 7. — с. 26
  56. Курс политической экономии «Социализм» // Под редакцией Цаголова Н. А., изд. второе, дополненное. М.: Экономика, 1970. Т. П
  57. Кэне. Смит. Рикардо. В избранных отрывках под. ред. И.Д. Удальцова- Москва, Ленинград: государственное издательство, 1926, с. 320
  58. В. Развитие капитализма в России. Соч. Изд. 5. Т. З
  59. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Соч., Изд.5, Т. 1.
  60. Ленин В. И. Соч. Изд. 5-е. Т. 26
  61. Н. Совершенствование экономического механизма хозяйствования предприятий аграрного сектора // АПК: экономика и управление. 2002 г. -№ 7. — с. 41
  62. В.З., Кумехов К. К. Агропромышленные объединения холдингового типа // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2001 г. -№ 7
  63. В.З., Кцоев А. Б. Планирование эффективной государственной поддержки сельхозпредприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003 г. — № 4. — с. 6
  64. Методические рекомендации по определению и индексации цен и дотаций в сельском хозяйстве. Минэкономики России, Минсельхоз России, Госкомстат России, Роскомцен. М., 1993
  65. Механизм регулирования цен в аграрном секторе развитых стран // Экономист. 1999 г. — № 6
  66. М. Обеспечение устойчивого воспроизводства в АПК // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 10. — с. 6981. Милосердое В. В. Прыжок в рынок.\ АПК: экономика, управление. 1992. № 3. С.23
  67. Е. Эффективность использования бюджетных средств // АПК: экономика, управление. 1999 г. — № 8
  68. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2
  69. В. Кредитование аграрной недвижимости: зарубежный опыт /У Экономика сельского хозяйства России. 2001 г. — № 12
  70. О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США.-М.: ООО «ДеЛи», 1999. 663 с.
  71. С. Инвестиции в воспроизводство основных фондов: взаимосвязи и прогноз // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 7. — с. 28
  72. Организация сельскохозяйственного производства / Ф. К. Шакиров, В.А. Уда-лов, С. И. Грядов и др.- Под ред. Ф. К. Шакирова. М.: Колос, 2000, с.504
  73. Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001−2010 годы. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 27 июня 2000 г. (протокол № 25)
  74. С. Совершенствование механизма бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства // Экономика сельского хозяйства России. 2000 г.-№ 11
  75. Л.М. Финансовое состояние перерабатывающих предприятий АПК в условиях рынка // Финансы. 1999 г. — № 4. — с. 1 8
  76. А.И., Пустуев А. Л., Пуртов Л. Г. эффективность укрупнения агропредприятия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 9. — с. 17
  77. М. Конкуренция. Изд. дом «Вильяме», С. П-б. М.: Киев, 2001
  78. Постановление Правительства Российской Федерации № 239 от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
  79. Постановление Правительства Российской Федерации № 195 от 15 мая 1995 г. «О таможенном тарифе»
  80. Постановление Правительства Российской Федерации № 295 от 16 марта 1999 г. «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства»
  81. Программа аграрной реформы в Российской Федерации на 1994−1995гг. М.: МСХП России, 1994
  82. Продовольственная программа на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК К1ICC 1982 года. Политиздат.
  83. О.А., Трансформационные процессы и вертикальная интеграция: проблемы и поиски решения. Структурные преобразования регионального АПК: экономические проблемы и решения. Сб. материалов. -М., 2002
  84. Н., Любимов В. Государственное регулирование агропродовольст-венного комплекса // АПК: экономика, управление. 1999 г. — № 7
  85. Регионы России. Госкомстат России. Официальное издание. М., 2000
  86. Е. Государственная поддержка воспроизводственного процесса в АПК // АПК: экономика, управление. 2002 г. — № 1
  87. Российская аграрная газета: 2003, № 7
  88. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. Официальное издание, 2000
  89. И.И. Экономические факторы воспроизводственного процесса развития агрохолдинга «Пензахлебопродукт» // Сборник материалов научно-практической конференции «Экономические проблемы деятельности организаций АПК». Пенза: РИО ПГСХА, 2003
  90. Е. Эффективность создания ФПГ в отраслях АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001 г. — № 2
  91. Е.Е. Эффективность создания финансово-промышлениых групп в отраслях агропромышленного комплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 2. — с. 1 1
  92. Е.С. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. ВНИИЭСХ. М., 2002
  93. Е.С. Экономическое регулирования агропромышленного производства (вопросы теории и практики), 2000, — 320 с.
  94. Е.С., Лекчевский И. Ю. Государственная поддержка АПК // Достижения науки и техники АПК. 2001 г. — № 1
  95. А. Опыт государственного регулирования в сельском хозяйстве США // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 8. — с. 22
  96. Э., Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирование в АПК// АПК: экономика, управление. 1999 г. — № 4
  97. Э.А. Оптимизация ценовых отношений в АПК. Социально-экономические проблемы развития АПК. РАСХН, ВНИИЭСХ. М., 2000
  98. Ф. Роль государства в формировании рыночных отношений // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 1
  99. Ф. Роль государства в формировании рыночных отношений /У Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 1. — с. 14
  100. В., Самородский С. Государственное регулирование развития АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2003 г. — № 2. — с. 14
  101. В., Свободина М. Экономический механизм восстановления и развития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 1999 г. — № 9
  102. Сельское хозяйство России 2001. Госкомстат России. Официальное издание. М., 2001
  103. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. 2000 г. — № 11
  104. А.В., Семина Н. А. Варианты агропромышленной интеграции на Среднем Урале // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003 г. — № 2. — с. 12
  105. Е.В. и др. Агропродовольственные рынки России: опыт исследования.^.: ИЭППП, 2000.-184 с.
  106. А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве.-М.:ТОО Информмагробизнес. 1996, — 161 с.
  107. Стоимостные пропорции воспроизводства в аграрном секторе экономики. РАСХН ВНИИЭСХ. М&bdquo- 2003
  108. А. Совершенствовать государственную поддержку сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 9. — с. 16.
  109. А. На основе агропромышленной интеграции // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 3. — с.7
  110. А., Закшевский В. Опыт интеграции в Яковлевском районе Белгородской области // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 3. — с. 14
  111. В.Я. Реформирование сельскохозяйственных предприятий: опыт проблемы, перспективы \ Сборник материалов международной научно практической конференции «Личное и коллективное в современной деревне». М., 1997. С. 52−52
  112. В., Сайфулин Р. Государственное регулирование и саморегулирова ние организационно-экономического механизма АПК регионального уровня
  113. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001 г. -№ 5
  114. И. Состояние и перспективы развития корпоративных форм управления в АПК России // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 10. — с. 2 1
  115. И., Анисимов А., Югай А., Арашуков В. Организация и функционирование агропромышленных формирований холдингового типа // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 3. — с. 25
  116. И.Г., Боев В. Р., Шутьков А. А., Серков А. Ф., Романов A.F. Рыночные отношения в агропромышленном комплексе России, Минск: ЗАО «Ар-мита-Маркетинг, Менеджмент», 1997.- 62 с.
  117. И., Торопов Д., Бондаренко J1. О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села на период до 2010 года» // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 7. — с. 3
  118. Т. Совершенствование кредитно-финансовой системы на селе // АПК: экономика и управление. 2002 г. — № 10. — с. 67.
  119. Федеральный закон от 17 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышенного производства»
  120. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»
  121. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 73-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
  122. Федеральный закон от 1 1 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
  123. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 1 12-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»
  124. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996−2000 г. Утверждена Указом Президента Российской Федерации, № 933 от 18 июня 1996 г.
  125. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Колчина Н. В., Поляк Г. Б., Павлова Л. П. и др.- Под ред. проф. Колчиной Н. В., 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, с.447
  126. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М. В., проф. О. В. Врублевской, проф. Сабанти Б. М. М.: Юрайт-М, 2002, с. 504
  127. Е.А. Антикризисное управление сельскохозяйственными предприятиями: вопросы теории и практики (на материалах Тверской области) М.: ООО «Петит», 2001, 292
  128. А. Проблемы кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий в регионе // АПК: экономика, управление. 2000 г. — № 9.
  129. А. Совершенствовать финансово-кредитные отношения в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. 2001 г. — № 9
  130. Цены в России. Статистический сборник. Официальное издание. М., 2001
  131. Р.Н. Проблемы формирования эффективной финансово-кредитной системы по обслуживанию АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000 г. — № 9. — с. 24
  132. Н. Роль холдинговой компании в формировании регионального продовольственного фонда // Экономика сельского хозяйства России. 2002 г. — № 4. — с. 30
  133. А.В. Совершенствование государственной поддержки агропро-довольственной сферы региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003 г. — № 4. — с. 9
  134. В.Н. Государственное регулирование развития АПК Московской области // Достижения науки и техники АПК. 2000 г. — № 1 1
  135. А. Совершенствовать ценовой и финансово-кредитный механизм в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1998 г. — № 3
  136. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997 Под. ред. Е. Т. Гайдара. М., 1998
  137. Д. Паритет межотраслевых экономических отношений и потери при его отсутствии // Экономика сельского хозяйства России. 2003 г. — № 1. -с. 28
  138. Н.М. Преодоление инвестиционного кризиса и развитие лизинга в России // Финансы. 1999 г. — № 10. — с. 59
  139. Н. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство // АПК: экономика, управление. 2000 г. — № 2
  140. Информация о поддержке сельхозтоваропроизводителейза счет средств федерального бюджета
  141. Виды поддержки ! п/п 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
  142. Субсидии по племенному животноводству 500,0 2 443,0 1 030,0 1 730,0 4 840,0 5 975,4
  143. Субсидии на поддержку элитного семеневодства 1 511,7 190,0 330,0 1 881,0 1 291,5
  144. Субсидии на производство льна и конопли 3 220.4 913,0 1 034,0 1 961,7 1 618,3
  145. Субсидии ветсанутильзаводам 100,0 110,0 2 092,5 2 100,0
  146. Субсидии на поддержку садоводства и виноградарства 2 500,0 1 373,2
  147. Компенсация части затрат на приобретение средств химизации 110,0 1 555,2 9 771,0
  148. Возмещение части процентной ставки по кредитам 532,4 17 100,0 20 267,7
  149. Агролесомелиорация 800,0 1 000,0
  150. Агрохимическая мелиорация почв и мелиорация сельскохозяйственных земель 3 300,0 3 400,0
  151. Финансирование объектов газификации сельских населенных пунктов 4 770,0 4 000,0 i1 1 ! Компенсация части стоимости комбикормов 1 507,0 3 272,3 1 360,0 960,0 ! |
  152. Капитальные вложения 4 724,0 9 028.0 22 745,0 6 784,0 :13 Генофонд 1 350,0 1
  153. I Реконструкция ПГСХА — 2 400,0
  154. Гражданская оборона (по Постановлению Правительства РФ) 36,0 16,0 i
  155. Операционные расходы 106,0 6,0
  156. Компенсация за электроэнергию и тепловую энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые для технических нужд в теплицах 275.918 — Компенсация затрат на энергоресурсы льнозаводам при переработке льна и конопли — 73,6
  157. Компенсация 25% страховых платежей 100,0 40.0 ^ 1 1
  158. Компенсация затрат по перевозке кормов хозяйствам, i пострадавших от стихийных бедствий 112.6 | 1
  159. Дотации на шерсть и маточное поголовье : — 20 080.2 — ! .
  160. ИТОГО ~ TZTJ «ГГ ИГ 7 183,0 41 744,9 26 238,0 12 720,4 41 645.2 50 797,1
  161. Информация о поддержке сельхозтоваропроизводителей за счет средств бюджета Пензенской областип/п Виды поддержки 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. | 2001 г. i 1 2002 г.
  162. Поддержка племдела в животноводстве 1 978,7 1 381,9 1 501,2 3 578,3 5 301,0 7 302,5
  163. Поддержка элитного семеневодства 1 477,3 1 899,0 3 579,0 3 581,4
  164. Приобретение средств защиты растений 1 225,8 4 709,6 12 805,5 11 352,2
  165. Расходы на повышение плодородия почв 3 745,8 2 236,0 1 833,1 5 741,4
  166. Противоэпизоотические мероприятия 438,5 112,0 335,2 525,5 2 462,0 2 462,0
  167. Расходы по консервации совхоза «Пан крато вс кий» 659,4 709,8 341,3
  168. Научно-исследовательские работы 1 354,9 523,7 I 041,0 1 600,0 1 950,0 2 033,7
  169. Капитальные вложения 6 785,2 1 060,4 2 302,5 2 156,2 666,0
  170. Дотации на реализованную сельскохозяйственную продукцию 2 838.2 2 571.1 1,795,4 10 302,1
  171. Расходы на возмещение части стоимости комбикормов 4 781,5 2 869,5
  172. Расходы по электроэнергии ФГУ «Пензамелиоводхоз» 667.0 997.7 997,2 624,2 ~ТЩо 1 000,0 i i
  173. Субсидирование процентной ставки по кредитам 44 689,0 54 717,5
  174. Расходы по субсидированию пастухам ! | 1951,5
  175. Расходы на подготовку кадрового резерва руководителей сельхозпредприятий 30,0 — г i j15 | На поддержку фермерских хозяйств 64.7 6.8 —
  176. Приобретение транспортных средств 705,0 32 551Литого 17 873,0 8 889,6 13 198,1 76 909,3 87 936,3 11. СВЕДЕНИЯо начисленных налогах по сельскохозяйственным предприятиям и организациям за 2001 год (тыс. руб.)1. Итого В том числе:
  177. Бюджет РФ Облает. бюджет Районный бюджет
  178. Всего Удельный вес (%) В том числе пени Всего В том числе пени Всего В том числе пени Всего В том числе пени1. НС II 158 705 30
  179. Налог на имущество 755 0,1 108 0 0 649 102 106 8
  180. Налог на прибыль 25 038 4,7 9223 12 979 5994 3904 1063 8155 2366
  181. Налог за природные 3037 0,5 1084 2250 836 578 221 209 27ресурсы
  182. Земельный налог 33 660 6,4 13 504 7811 3055 3475 1211 22 374 7238
  183. НДС 158 862 30,1 51 441 157 141 50 547 907 292 814 602
  184. Акцизы 242 0,05 241 0 0 1 0 241 241
  185. Подоходный налог 57 317 11 10 869 28 997 6845 3631 442 24 689 3582
  186. Прочие налоги 44 720 8,5 7674 28 072 2441 5519 1843 11 129 3390
  187. Содержание милиции 1544 0,3 276 0 0 0 0 1544 276
  188. Налог с продаж 23 961 4.5 3479 о 0 17 201 2193 6744 1286
  189. Налог на воспроизводство 1596 0.3 572 1029 393 519 176 48 Л1. МСБ
  190. Транспортный налог 2325 0,4 1643 843 693 1179 722 303 228
  191. За пользование недрами 1424 0,3 334 850 262 225 18 349 54
  192. За г ря з н е н и е о к ру жаю гце й 13 164 2,5 4362 9220 3184 3846 1 139 98 39среды
  193. Лицензионные сборы. 654 0,1 217 639 202 15 15 0 0госпошлины 1
  194. За использование 0 л j> 0 ! 153 0 0 0 :' 0символики —
  195. Лесной доход 43 11 0 0 0 0 43 11
  196. Арендная млата за землю 280 0,1 141 0 ' 0 280 141 0 0
  197. Всею 527 327 105 182 249 831 74 455 41 929 9578 | 76 862 21 149 |1. ИНФОРМАЦИЯо задолженности сельскохозяйственных предпобласти по налогам и сборам на 1.01.2002 года1. Итого В том числе:
  198. Бюджет РФ Облает, бюджет Районный бюджет
  199. Всего В том числе пени Всего В том числе пени Всего В том числе пени Всего В том числе пени
  200. Налог на имущество 2277 565 108 0 1920 525 249 40
  201. Налог на прибыль 63 733 32 630 35 785 19 262 10 909 5089 17 039 8279
  202. Налог за природные 6764 2891 5873 2648 513 116 378 127ресурсы
  203. Земельный налог 100 909 46 996 22 145 9817 9931 3465 68 833 33 714
  204. НДС 286 578 136 789 270 726 129 156 10 024 5049 5828 2584
  205. Акцизы 2774 1150 0 0 J J j 0 2441 I 150
  206. Подоходный налог 118 741 36 396 46 907 15 129 8905 1546 62 929 19 721
  207. Прочие налоги 29 299 9530 8137 2672 9128 3150 12 034 3708
  208. Содержание милиции 2846 1125 0 0 23? 2823 1123
  209. Налог на образование 1433 770 0 0 259 184 1174 586
  210. Спецналог 3058 1469 2454 1205 299 110 305 154
  211. Налог с продаж 26 982 7069 0 0 19 872 5476 7110 1584
  212. Налог на реализацию ГСМ 2031 1173 1874 1103 67 10 90 6011алог на жил. фонд и соц. 21 298 9680 0 0 0 0 21 298 9680учрсжд.
  213. Налог на воспроизводство МСЬ 3906 1756 2373 1098 1136 484 397 174
  214. Транспортный налог 7068 3735 2689 1745 3356 1493 1023 497
  215. За пользование недрами 2728 1024 1731 740 306 72 691 212 1
  216. За гря з н ен и е окружаю i не й 16 091 6294 11 800 4637 4147 1608 144 49среды
  217. Лицензионные сборы, гос. 1 709 539 1634 539 0 0 75 0пошлины 1 i !
  218. За использование 17 9 17 0 0 0 0символики i 1
  219. Лесной доход 137 92 112 76 24 Т 16 1 о —
  220. Арендная плата за землю 392 177 334 168 I 11: 4 47 1 5
  221. Bcei о по налогам 700 763 301 858 | 414 691 190 012 81 163 i 28 399 ! 204 909 83 447
  222. Показатели производства зерновых культур по хозяйствам ОАО РАО «Мокшанское»
  223. Посевные площади. га Валовое произволе1ВО Урожайность с 1га (ц/га)1. Наименование т. 1хозяйств Факт. 2001 г. План 2002 г. 2001 г -г.-к 20 011. га +.-К 2000 г га +,-к 2000 г. 2000 г. 2000 г. 1 1 1 1
  224. ООО 690 +302 790 + 100 610 +339 К) +2,71. АЛЕКСЕЕВСКОЕ»
  225. ООО «Зареченское» 951 -374 1320 +369 1035 +86 12,6 <6,4 ^
  226. ООО «Заря» 1100 -270 1025 -75 1835 +24 18,9 + 5,7
  227. ООО «Потьма» 1350 -270 1300 -50 1203 +238 13,4 --7,4
  228. ООО «Широкоис» 1450 +54 2350 +900 1820 +592 15,4 '+7,7
  229. ООО «Дмитриевское» 1023 -174 906 -117 1503 -95 16,5 13,2
  230. ООО «Плесское» 622 +36 524 -98 794 +299 13.8 ¦ 7.7
  231. ООО «Симбуховское» 740 -5 796 + 56 1060 1 362 17,4 • 7,9
  232. ООО «Эйрена» 351 +236 475 + 124 749 +621 21,3 -+10,9
  233. ООО «Хоненево 260 -35 560 +300 324 г 73 1 14,7 1 6,3
  234. ИТОГО: 8537 -572 10 046 + 1509 10 933 +2539 15,4 t 6,4
  235. Производство и реализация молока по хозяйствам ОАО РАО «Мокшанское»
  236. Себестоимость Цена ПрибылЦ -г¦)
  237. Наименование Реализовано, т. молоко, руб. реализации 1 ц. руб. Убыток (-) 1 ц.руо.хозяйс гв 2001 г. +,-к 20 001'. 2001 г. К-к 2000 г. 2001i +.-К 2000 г. 2001 г 1 .-к 2000 г.
  238. ООО 159 ь59 270 -35 333 +39 641. АЛЕКСЕЕВСКОЕ» 1
  239. ООО «Зареченское» 165 -1 343 -140 278 -61 -145
  240. ООО «Заря» 70 +15 382 -66 372 -114 -61
  241. ООО «Потьма» 124 -99 421 -49 369 4 04 -50 -1 18
  242. ООО «Широкоис» 97 +36 420 -664 302 + 71 -175 -475.1
  243. ООО «Дмитриевское» 55 -9 520 -277 313 +66 -391 -132
  244. ООО «Плесское» 49 -21 480 4 68 335 +78 -293
  245. ООО «Симбуховское» 235 +35 360 397 +37 45 + 76
  246. ООО «Эйрена» 45 -8 334 +5 238 -100 -40
  247. ООО «Хоненево 122 +52 300 -74 352 + 118 г 51 4 98
  248. ИТОГО: 1121 +59 375 -90 335 +54 -36 -149
Заполнить форму текущей работой