Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства
Для защиты прав ребенка необходимо создание либо специального органа — Уполномоченного по правам ребенка — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, либо выделение специальной задачи в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» по защите Уполномоченным по правам человека прав ребенка, и, в частности, подготовка… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
- 1. 1. Понятие и содержание института защиты материнства и детства
- 1. 2. Основные направления государственной политики в области защиты материнства и детства
- 1. 3. Международно-правовая защита материнства и детства
- 1. 4. Роль органов местного самоуправления в реализации государственной политики в сфере защиты материнства и детства
- ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
- 2. 1. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты материнства
- 2. 2. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты личных прав ребенка
- 2. 3. Полномочия органов местного самоупрайЛёйия в области защиты прав ребенка, связанных с его жизнью в семье и прав ребенка, связанных с его участием в общественно-политической жизни
- 2. 4. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты социально-экономических и культурных прав ребенка
- 2. 5. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты прав ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации
- 2. 6. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Материнство и детство являются необходимым условием существования общества, ибо без процесса воспроизводства жизнь общества невозможна вообще.
Феномен материнства и детства являлся и является в настоящее время предметом изучения различных общественных наук. Особая роль в изучении материнства и детства принадлежит правовой науке, поскольку она играет важную роль в создании юридического механизма защиты прав матери и ребенка.
Происходящие в последнее время в России социально-экономические процессы заставляют уделить особое внимание проблеме защиты материнства и детства. В Российской Федерации по прогнозам специалистов через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15−20%. Естественная убыль населения приблизилась к 1 миллиону человек при снижении уровня рождаемости. Прогрессирует ухудшение состояния здоровья школьников. В период с 1991 по 1996 гг. почти в 4 раза увеличилось число детей-инвалидов. Лишь 10−15% учащихся образовательных учреждений могут считаться здоровыми. Для сегодняшнего времени характерно увеличение числа граждан, находящихся в особо неблагоприятных условиях, это: многодетные и неполные семьи, семьи группы риска, семьи с детьми инвалидами. Резко увеличились масштабы социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании, растет число женщин и детей, ставших жертвами насилия в семье.1.
1 См.: Апарина A.A. Социально-правоиая защита прав и интересов детей и молодежи. /В сб. Дети России: факты и проблемы. Аналитический вестник. Государственная Дума. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. М.19У6.
Обеспечить успешную реализацию и гарантии прав матери и ребенка в Российской Федерации призваны различные органы: органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и иные негосударственные институты.
Особую роль в защите материнства и детства призваны играть органы местного самоуправления, которые, будучи органами власти, наиболее приближенными к населению, повседневно сталкивающимися с вопросами защиты материнства и детства, обладают соответствующими полномочиями по их решению.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местной? самрутфзэдзния. Поэтому исследование проблемы правовых основ деятельности органов местного самоуправления в области защиты материнства и детства является, безусловно, актуальным.
Вместе с тем необходимо отметить, что на законодательном уровне зачастую недостаточно четко проводится разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты материнства и детства, и определяются формы участия этих органов в реализации государственной политики в сфере защиты материнства и детства. Все это, безусловно, сказывается на практике работы органов местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства.
Вопрос защиты материнства и детства, помимо внутригосударственного, имеет и международный аспект. Общепризнанные нормы международного права, которые регулируют защиту материнства и детства, являются основой деятельности как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, поскольку согласно статье 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
Анализ правовой основы деятельности органов местного самоуправления предполагает обращение к таким еще недостаточно разработанным в юридической науке понятиям, как материнство и детство. Раскрытие юридического содержания этих понятий является необходимой предпосылкой для выделения направлений государственной политики в сфере защиты материнства и детства, выявления роли органов местного самоуправления в реализации государственной политики в области защиты материнства и детства, анализа их полномочий в этой сфере. Тщательная научная проработка всех вышеназванных вопросов является важным условием для создания системы правовой защиты материнства и детства, ибо в полной мере такая система в Российской Федерации еще не создана.
Предмет исследования.
Предметом диссертационного исследования является правовая основа деятельности органов местного самоуправления по защите материнства и детства, которая как институт муниципального права интегрирует нормы многих отраслей права. Исследование данного института предполагает:
— выявление места и роли норм института защиты материнства и детства в системе правовой защиты материнства и детства;
— выделение и исследование основных направлений государственной политики в сфере защиты материнства и детства и роли органов местного самоуправления в осуществлении этих направлений;
— анализ роли и места международно-правовых норм в правовом регулировании защиты материнства и детства;
— анализ полномочий органов местного самоуправления в сфере защиты прав матери и ребенка на территории муниципального образования;
— изучение путей развития и совершенствования правовой основы деятельности органов местного самоуправления в области защиты материнства и детства.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа существующей нормативно-правовой базы, включая и нормы международного права, исследовать практику деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства, а также выработать предложения, направленные на совершенствование муниципальной деятельности в этой сфере, в целях повышения эффективности и гарантированное&tradeзащиты материнства и детства.
Исходя из этого автор ставит следующие задачи:
1). Проанализировать муниципально-правовой институт защиты материнства и детства как составную часть межотраслевого комплексного института защиты материнства и детства;
2). Обосновать и рассмотреть основные направления государственной политики в области защиты материнства и детства, формы осуществления государственной политики в данной сфере, которые, в свою очередь, во многом предопределяют формы и направления деятельности органов местного самоуправления в области защиты материнства и детства;
3). Проанализировать комплекс международно-правовых норм, регулирующих защиту материнства и детства и являющихся основой деятельности для органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4). Рассмотреть деятельность органов местного самоуправления в реализации государственной политики в области защиты материнства и детства с учетом основных направлений государственной политики в этой сфере и особенностей местного самоуправления как специфического уровня власти в Российской Федерации;
5). Исследовать полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства, практику их реализации, выявить роль местного самоуправления в создании правовой системы защиты материнства и детства на территории муниципального образованияправ ребенка в семье и общественно-политической жизни;
6). На основе анализа практики и действующего законодательства в сфере защиты материнства и детства рассмотреть возможности органов местного самоуправления для создания дополнительных гарантий и условий в этой сфере на территории муниципального образования и сформулировать предложения по реализации органами местного самоуправления своих полномочий в области защиты прав материнства и детства;
7). Исследовать и обосновать необходимость более четкого разграничения компетенции между государственными органами и органами местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства.
Степень научной разработанности темы.
В правовой науке комплексных исследований по проблеме защиты прав материнства и детства, как предмета деятельности органов местного самоуправления, не проводилось.
В работах ученых-юристов исследовались отдельные аспекты защиты прав материнства и детства.
Общетеоретические аспекты правовой защиты прав материнства и детства затрагивались в работах М. В. Баглая, Л. Д. Воеводина, В.А. Кар-ташкина, А. Е. Козлова, Е. И. Козловой, Е. А. Лукашевой, Н И. Матузова, В. А. Прокошина, В, А. Страшуна, В. Е. Чиркина, Ю. А. Тихомирова, В Н. Топорнина, И. Е. Фарбера.
Для исследования проблемы защиты материнства и детства на уровне местного самоуправления важное значение имеют труды ученых-юристов по вопросам местного самоуправления: С. А. Авакьяна, Н.С. Бара-башева, Н. С. Бондаря, Б. Н. Габричидзе, Е. И. Колюшина, O.E. Кутафина, В. А. Кряжкова, М. А. Мирошниченко, И. И. Овчинникова, А. Е. Постникова, Н. В. Постового, Л. А. Ревенко, Ю. И. Скуратова, А. Я. Сливы, В. И, Фадеева, К. Ф. Шеремета.
Отдельные стороны защиты материнства и детства рассматривались в рамках отрасли семейного права, права социального обеспечения, трудового права и ряда других отраслей: B.C. Андреевым, И. К. Городецкой, А. Н. Егоровой, Р. И. Ивановой, Ю. М. Козловым, О Н. Кудрявцевым, В. Г. Маловым, Г. К. Матвеевой, Е Е. Мачульской, A.M. Нечаевой, В Н. Никитским, О. В. Смирновым, В. А. Тарасовым, А. К. Щедриной.
Нррмативную базу исследования составили правовые акты нескольких уровней: федерального, субъектов Российской Федерации, муниципального, а также международные акты.
Эмпирической базой исследования послужил практический опыт защиты матери и ребенка в муниципальных образованиях: Щелковский район Московской области, г, Оренбург, а также г. Москва, которая, являляется своеобразным местным сообществом, городские и районные органы которого осуществляют и функции местного самоуправления.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания-анализ, синтез, метод комплексного подхода, формальнологический, системно-структурный и иные методы, применение которых позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимости, их историческом развитии.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые сделана попытка провести комплексное исследование правовых основ деятельности органов самоуправления в сфере защиты прав матери и ребенка, и их роли в реализации государственной политики в области защиты материнства и детства.
Основными выводами и положениями, которые вносятся на защиту, являются:
1). Теоретическое обоснование института защиты материнства и детства, как межотраслевого правового института, составной частью которого является муниципально-правовой институт защиты материнства и детства.
2). В государственной политике Российской Федерации выделяется отдельное направление — защита материнства и детства, которая осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в реализации которых участвуют органы местного самоуправления и иные субъекты.
3). Необходимо разработать и принять специальный федеральный закон «Об основных гарантиях защиты материнства и детства в Российской Федерации», который бы составил правовую базу для развития законодательства субъектов РФ в этой сфере.
4). Предложение о необходимости соблюдения следующих принципов при осуществлении законодательного регулирования вопросов материнства и детства:
— обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства с закреплением форм и способов такого взаимодействия;
— четкое разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства;
— использование права органов государственной власти передавать полномочия в сфере защиты материнства и детства органам местного самоуправления с обязательной передачей материальных и финансовых ресурсов.
5), В проекте Федерального закона «Об основах государственной системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних» учесть специфику функций органов местного самоуправления в этой сфере;
6). Для защиты прав ребенка необходимо создание либо специального органа — Уполномоченного по правам ребенка — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, либо выделение специальной задачи в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» по защите Уполномоченным по правам человека прав ребенка, и, в частности, подготовка данным органом специальных ежегодных докладов о соблюдении прав ребенка в Российской Федерации;
7).Основными направлениями государственной политики в области защиты материнства и детства являются:
— возрождение приоритета семьи, семейных традиций, укрепление статуса семьи;
— формирование ответственного родительства и сокращение социального сиротства;
— создание условий для воспитания ребенка в семье и самореализации его как полноправного члена общества;
— поддержка семьи, как естественной среды жизнеобитания детей;
— социальная защита семьи, материнства и детства;
— проведение социально ориентированной демографической политики;
— приведение норм внутригосударственного законодательства в соответствии с международными нормами о защите материнства и детства.
1. Государственными задачами в сфере защиты материнства являются:
— обеспечение женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей;
— повышение благосостояния семей с детьми;
— обеспечение равных прав мужчины и женщины;
— охрана здоровья женщины:
— обеспечение прав женщин на охрану труда, защиту жизни с учетом материнской функции.
2. Государственными задачами в сфере защиты детства являются:
— уменьшение детской безнадзорности и количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
— защита прав детей-инвалидов и создание условий для их успешной интеграции в общество;
— защита прав ребенка в семье;
— укрепление правовой защиты детстваохрана здоровья детей;
— защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
8). Все права ребенка, нашедшие закрепление, как в международных актах, так и во внутригосударственном законодательстве Российской Федерации, в том числе и в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», классифицируется на пять групп: личные права ребенкаправа ребенка, связанные с его жизнью в семьеправа ребенка, связанные с его участием в общественно-политической жизнисоциально-экокномические и культурные права ребенкаправа ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации. Необходимость такой классификации связана прежде всего с особенностями ребенка, как носителя определенного комплекса прав свобод, а также темой исследования.
9). Необходимо развитие взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями, религиозными, правозащитными организациями и иными^осударственными структурами в сфере защиты материнства и детства при координирующей роли органов местного самоуправления;
10). Необходима разработка органами местного самоуправления собственных муниципальных программ в области защиты материнства и детства с учетом соответствующих региональных и федеральных программ.
11). Для защиты прав несовершеннолетних матерей и оказания им юридической, психологической и иных видов помощи создать в крупных муниципальных образованиях специальные муниципальные Центры. В остальных муниципальных образованиях проводить курсы, семинары для несовершеннолетних матерей;
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке нового законодательства, а также внесения изменений и дополнений в уже действующие законы и иные нормативные акты в области защиты материнства и детства, что позволит усовершенствовать механизм защиты прав матери и ребенка.
Материалы диссертации могут быть использованы в практической деятельности органов местного самоуправления.
Учитывая результаты исследования, возможно введение изучения в системе подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих факультативного курса — Правовая защиты материнства и детства в Российской Федерации, основу которого должен составить соответствующий межотраслевой институт защиты материнства и детства, необходимость формирования которого обосновывается в настоящем исследовании.
Выводы диссертационного исследования могут быть использованы и в дальнейшем исследовании проблемы защиты материнства и детства.
Апробация результатов исследования.
Диссертация выполнена на кафедре Конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии. Основные выводы и положения диссертации были изложены автором в ряде публикаций в научных юридических изданиях. Практическая апробация некоторых результатов исследования осуществлялась в работе Комитета по делам молодежи Московской Мэрии.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
1. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. /Сост. Корбут Л. В., Полекнина C.B. -М. -1997.
2. Международные пакты о правах человека. Сборник документов. Спб., 1993.
3. Международное право в документах. Учебное пособие / Сост. Блатова Н. Т., Мелков Г. М., -2-е изд., перераб. и доп. -М., 1997.
4. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. Второй.
5. Детибеженцы. Рекомендации по обеспечению защиты и помощи. /УВКБ ООН, Женева, 1994.
6. Положение детей в мире. / Нью-Йорк. ЮНИСЕФ, 1991.
7. Конвенции и Рекомендации. 1919;1966. /Женева. Международное Бюро Труда, 1983.
8. Денизе Платтнер. Защита детей в международном гуманитарном праве. /Сборник статей. Дети и война. Международный Комитет Красного Креста. 1995.2. Законодательство.
9. Конституция Российской Федерации. -М., 1995.
10. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 9, ст. 1011.
11. Федеральный закон от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4464.
12. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5497.
13. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 19 991 года. //Ведомости РСФСР, 1991, № 52, ст. 1865.
14. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 года. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 52, ст. 5110.
15. Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», с изменениями от 19 июля 1998 г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3608.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
17. Кодекс законов о труде Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 декабря 1996 года. -М.: «Проспект». 1996ю.
18. Уголовный кодекс Российской Федерации. //Российская газета № 113, 18 июня 1996 года- № 114, 19 июня 1996 — № 115, 20 июня 1996; № 118, :июня 1996.
19. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 года. //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 22, ст. 784.
20. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556.
21. Закон Российской Федерации от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды». //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 457.
22. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года. //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615.
23. Федеральный закон от 17 июня 1996 года «О национально-культурной автономии». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2965.
24. Федеральный закон от 26 марта 1998 года «О федеральном бюджете на 1998 год», //собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1464.
25. Федеральный закон от 25 сентября 1998 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». //Российская газета, 3 октября 1998 г.
26. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принят 18 декабря 1996 года.- И., 1996.
27. Федеральный закон от 4 декабря 1996 года с изменениями на 8 февраля 1998 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». //Российская газета, № 26, 11 февраля 1998 года.
28. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563.
29. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года. //Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318.
30. Федеральный закон от 10 июня 1992 года в редакции от 13 января 1996 года «Об образовании». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150.
31. Федеральный закон от 3 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». //Российская газета, 5 августа 1998 года.if.
32. Федеральный закон от 20 октября 1997 года «Об актах гражданского состояния». //Российская газета, 20 ноября 1997 г.
33. Федеральный закон от 11 августа 1994 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1864.
34. Федеральный закон от 16 мая 1995 года «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1922.
35. Федеральный закон от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2503.
36. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». //Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации, 1993, № 37, ст. 3449.
37. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года об утверждении Федеральной программы «Дети России». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 17) ст. 1955.
38. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 года «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 11, ст. 937.
39. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 года «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления». //Российская газета, 23 сентября 1998 г.
40. Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1993 года «О комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4524.
41. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1995 года «О межведомственной Комиссии по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации, 1995, № 4, ст. 299.
42. Федеральная целевая программа «Безопасное материнство» на 1995;1997 гг., утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 28, ст. 2990.
43. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года «Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 864.
44. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей». //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1053.
45. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». //Российская газета, 5 августа 1998.
46. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года «О концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года». //Российская газета, 10 августа 1998 г.
47. Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления». //Российская газета, 19 июля 1997.
48. Закон Республики Адыгея от 28 сентября 1994 года «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». //Советская Адыгея, 28 сентября 1994 г.
49. Закон Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан». //Законы Республики Башкортостан, 1994, № 7.
50. Закон Псковской области от 17 ноября 1995 года «О социальной поддержке отдельных категорий населения области». //Псковская правда, 1995, 23 ноября.
51. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 1996 года «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». //Сборник законов и постановлений Парламента Кабардино-Балкарской Республики, февраль-август, 1996.
52. Постановление Тюменской областной Думы от 19 декабря 1996 года «Об утверждении областной комплексной целевой программы «Защита детства». //Вестник Тюменской областной Думы, 1996, № 8.
53. Закон Пермской области от 9 сентября 1996 года «ОБ охране семьи, материнства, отцовства и детства». //Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области, 1996, № 8.
54. Постановление Правительства Москвы от 25 февраля 1997 года «О Программе „Дети улиц“ на 1997 год». //Вестник мэрии Москвы, 1997.
55. Закон Мурманской области от 28 апреля 1997 года «О защите прав ребенка в Мурманской области». //Мурманский вестник, 1997, 8 мая.
56. Закон Ивановской области от 6 мая 1997 года «О защите прав ребенка». //Собрание законодательства Ивановской области, 1997, № 9.
57. Закон Республики Коми от 19 ноября 1996 года «О защите прав детей в Республике Коми». //Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 1997, № 3.
58. Постановление Администрации Пермской области от 19 декабря 1996 года «О дополнительных мерах по обеспечению прав детей наохрану жизни и здоровья». //Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области, 1997, № 1.
59. Постановление Губернатора Приморского края от 24 мая 1996 года «О территориальном Центре социальной помощи семье и детям». //Сборник нормативных актов администрации Приморского края, 1996, № 5.
60. Закон Республики Саха (Якутия) от 1 июля 1994 года «О правах ребенка». //Сборник законов Республики Саха (Якутия), за 1994 г.
61. Закон Свердловской области от 5 октября 1995 года «О защите прав ребенка». //Ваш выбор, 1995, № 18.
62. Постановление администрации Вологодской области от 31 января 1995 года «Об областной целевой программе «Безопасное материнство». //Красный Север, 11 февраля 1995,.
63. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996;200 годов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года. //Российская газета, 12 марта 1997.
64. Постановление Правительства Москвы от 23 сентября 1997 года об утверждении положения «О специалисте по охране прав детей районной Управы г. Москвы». //Вестник мэрии Москвы, 1997, № 23.
65. Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 года «Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области». //Призыв", № 81, 7 мая 1997.
66. Закон г. Москвы от 4 июня 1997 года «Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве». / Вестник мэрии Москвы, 1997, № 25.
67. Постановление Оренбургского городского Совета от 25 апреля 1997 года «Об утверждении положения о комиссии по делам несовершеннолетних администрации г. Оренбурга. /Вечерний Оренбург, 15 мая 1997.
68. Устав Приморского края. Принят Думой Приморского края, 12 сентября 1995 г. -Владивосток, 1995. -58с.
69. Устав Вологодской области: принят Законодательным Собранием области, 14 сентября 1995 г. -Офиц. изд. Законодательного Собрания Вологодской области.
70. Устав Псковской области: Принят областным Собранием депутатов 21.12.94.г. /Псковская область. -Псков, 1995. -23с.
71. Монографии и специальная литература.
72. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. -М., 1997.
73. Азаров, А .Я. Права человека: Новое знание. -М., 1995.
74. Алексеев A.C. Русское государственное право. -М., 1897.
75. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. -М., 1994.
76. Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. -М., 1997.
77. Бойцова В. В., Бойцова J1.B. Комментарий к федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». -М., 1997.
78. Бойцова В. В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра юрид. наук. 12.00.02. -М., 1995.
79. Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. -М., 1992.
80. Гладышев А. Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996.
81. Государственное право Российской Федерации. Учебник. /Под ред. O.E. Кутафина. -М., 1996.
82. Жуйков В. М. Права человека и власть закона: Вопросы судебной защиты. -М, 1995.
83. Женщины России: Статистический сборник. /Госкомстат России. -М., 1995.16.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М., 1986.
84. Защита прав человека в современном мире. /Отв. Ред. Ледях И. А. -М., 1993.
85. Игнатов В. Г. Становление системы государственного и местного управления в современной России, 1990;е гг. /РостовнаДону, 1997.
86. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклако-ва. -.М., 1996.
87. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. /Под ред. Л. С. Мамута. -М., 1995.
88. Козлова А. Е., Кутафин O.E. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. -М., 1998.
89. Козлов А. Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. -М., 1990.
90. Когут А. Е. Система местного самоуправления: Основы разработки и применения в городах России. -Спб., 1995.
91. Комментарий к Конституции Российской Федерации. /Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. -М., 1996.
92. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. /Общ. Ред. П. В. Крашенникова, П И. Седугина. М., 1997.
93. Конституция Российской Федерации. Комментарий. /Под ре. Б. Н. Топорника и др. -М., 1994.
94. Конституции республик в составе Российской Федерации. /Сборник документов. //Под ред. H.A. Михалевой. -М., 1995.
95. Конституционный строй России /Редкол. Е. К. Глушко и др. -Вып. 1.-М., 1992.29.конституционный строй России /Редкол. Е. К. Глушко и др. -Вып. 2.-М., 1995.
96. Конституционный строй России /Редкол. А. Е. Козлов и др. -Вып. 3. М., 1996.
97. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека /Отв. Ред. Е. А. Лукашева. -М., 1994.
98. Крылов Б. С., Михалева H.A. Новая Конституция суверенной России. -М., 1994.
99. Кутафин O.E. Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для юридических институтов и факультетов. -М., 1994.
100. Кутафин O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. -М., 1997.
101. Лучин В. О. Конституционные институты. -М., 1990.
102. Македонская Ж. Х. Правовая природа Российской Федерации как социального государства /Автореф. на соиск. Степ. Канд. юр. наук. 12.00.02. -М., 1997.
103. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практ, пособие /Л.Б. Алексеева, В. М. Жуйков, И. И. Лукашук. -М., 1996.
104. Местное самоуправление: Проблемы и решения: Материалы международного симпозиума /Редкол. Ажаева B.C. и др. -М., 1995.
105. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. Учебное пособие. /Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова /М., 1998.
106. Муниципальные реформы и самоуправление: теория, опыт, история /Отв. Ред. Никифоров Л. В., Кузнецова Т. Е. -М., 1996.
107. Нечаева A.M. Семья как самостоятельный объект правовой охраны. /Государство и право, № 12, 1996.
108. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов /Отв. Ред. H.A. Михалева. Вып. 2, -М., 1997.
109. Основы местной социально-экономической политики: Рекомендации по разработке и практической реализации. /Под ред. А.Е. Ко-гута. Спб., 1995.
110. Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: Концепции, конституционно правовые основы, практика. -М., МГУ, 1996.
111. Платонова А. П. детство и его защита в условиях реформирования российского общества. /Дисс. на соиск. учен. степ. канд. юр. наук.
112. Права человека. Хрестоматия. -Уфа., 1997.
113. Права человека и межнациональные отношения. /Отв. Ред. Е. А. Лукашева. -М., 1994.
114. Правовое государство Гражданское общество. Самоуправление. /Отв. Ред. Л. Г. Олех. -Новосибирска, 1991.
115. Рохчин В. Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизм ее реализации. -Спб., 1996.
116. Семейный кодекс Российской Федерации. Постатейные материалы. -м., 1996.
117. Советское государственное право. /Под ред. С. С. Кравчука. -М., 1985.
118. Социальное государство и защита прав человека. /Отв. ред. Е. А. Лукашева. -М., 1994.56.теория государства и права: Часть 1. Теория государства. /Под ред. А. Б. Венгерова. -М., 1995.
119. Теория государства и права. Курс лекций. /Под ред. Н.И. Мату-зова. -Саратов, 1995.
120. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. -М., 1996.
121. Фадеев В. И. Муниципальное право Росси. -М., 1994.
122. Шугрина Е С. Муниципальное право. Учебное пособие. -Новосибирск, 1995.61 .Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. /Под ред. Л. Д. Воеводина. -М., 1987.
123. Явич Л. С. Сущность права. -Л., 1985.
124. Статьи в журналах и периодической печати.
125. Апарина A.B. Социально-правовая защита прав и интересов детей и молодежи. /Гос. Дума. Упр. науч. анализа и информации, 1996.
126. Антонов А. И. Кто защищает права ребенка и от кого. /Вестник Моск. ун-та. Сер. 18., 1997, № 2.
127. Баранов А. Реальная угроза будущему нации: /О проблемах здоровья детей в России //Народное образование, № 6, 1996.
128. Брутман В. Причины социального сиротства. /Социальная работа, № 2, 1994.
129. Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказания за содеянное. /Человек и закон, № 2, 1996.
130. Ваганов H.H. Стратегия охраны здоровья женщин и детей на 90-е годы. /Семья в России, № 1−2, 1995.
131. В свободной России детей насилуют, грабят, убивают. /Комсомольская правда, 17 апреля 1997.
132. Васильев В., Лазарев В. Коллизии местного самоуправления: взгляд из провинции. /Российская Федерация, 1995, № 5.
133. Жуков Д. Законы местного значения. /Российская Федерация, № 17, 1994.13.3амотаев А.В. городе федерального значения: Проблемы местного самоуправления. /Российская Федерация, № 5, 1995.
134. Законодательство зарубежных стран об отношениях родителей и детей. /Законодательство зарубежных стран: Обзор информ., 1990, № 1.
135. Кармолицкий А. А. К вопросу о местной администрации как органе управления. /Вестник Московского ун-та.Сер. 11. Право, 1993, № 3.
136. Лукичев О. В. Женщина-мать как объект социально-правовой охраны. /Вестник жен. информ. -образоват. проекта, 1996, № 7.
137. Мельниченко С. А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и детям. /Семья в России, 1996, № 2.
138. Медико-социальные аспекты детской инвалидности. /И.А. Ка-маев, Н. И. Гурвич и др./Здравоохранение Российской Федерации, 1997, № 5.
139. Ничипурук Т В. Ребячьи судьбы в руках взрослых: О создании Центра социального обслуживания детей и подростков в г. Армавире Краснодарского края //Работник социальной службы, 1997, № 1.
140. Охрана семьи, материнства и детства: Перечень нормативных актов. /Подг. Е. Куприна /Закон, 1997, № 11.
141. Поляков А. Как сделать прочным базовый уровень народовластия. /Федерализм, 1997, № 4.
142. Палина O.E. Добровольное общество многодетных семей муниципального округа «Братеево» г. Москвы «Семейный круг». /Московская семья: вчера, сегодня завтра, 1995.
143. Птицина Т. В зоне особого внимания. /Юридический вестник, 1997, № 5.
144. Песцова А. Хартия детской вольности: Права ребенка это в первую очередь обязанности родителей. /Огонек, 1996, № 12.
145. Панкратьева Н. В. Экономическое положение многодетных семей и проблемы их социальной защиты. /Семья в России, 1997, № 1.
146. Потолова JI M. Механизмы реализации системы социальной защиты детей-сирот: Из материалов международной конференции «Социальная работа в сельских регионах и образование в области социальной работы» /Образование и социальная работа региона. 1996, № 2.
147. Перминова А. И. Неблагоприятные последствия для детей и женщин. /Женщины за социальную безопасность и устойчивое развитие: 3-й Всеросс. жен. конгресс, -М., -1996.
148. Нхкотин М. Проблемы местного самоуправления ждут решения. /Российская Федерация, 1993, № 3−12.
149. Севастьянов J1.A. Об охране интересов несовершеннолетних: Комментарий Закона Австрийской республики от 15 марта 1989 года. /Законодательство зарубежных стран: Реф. сбор., 1989, № 5.
150. Синицына И. В. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка. /Юридический мир, 1997, № 8.
151. Статистические данные о положении детей в Российской Федерации (по данным Госкомстата РФ). //Гос. Дума. Упр. науч. анализа и информ., Вып. 14, 1996.
152. Сидорова Л. Программа «Дети Росси» надежды и реальность. /Народное образование, 1996, № 6.
153. Слива А. Местное самоуправление ограничено только законом. /Законность, 1996, № 3.
154. Фадеев В. И. Система гарантий местного самоуправления. /Право и жизнь, 1995, № 7.
155. Фадеев В. И. Район и муниципальные образования: острые проблемы. /Малые города: Деловой вестник местного самоуправления, 1996, № 3−4.
156. Царегородцев А. Д. Основные направления государственной политики по охране здоровья семьи, женщин и детей. /Здравоохранение, 1997, № 1.
157. Феоктистова E.H., Самаркина О. В. Положение женщин в обществе. /Труд и право, 1997, № 5.
158. Чиркин В. Е. Современные модели местного самоуправления. /Российский юридический журнал, 1995, № 4.
159. Чипачин О. Охрана материнства и детства. /Законность, 1995,9.
160. Шептулина H.H. Льготы и гарантии, предоставляемы женщинам в сфере труда в связи с материнством. /Дело и право, 1995, № 34.
161. Ямшанов Б. Жестокие дети. /Российская газета, 10 июня 1997. Словари, справочники.
162. Закон и право. Энциклопедический словарь-справочник. М., 1991.
163. Конституционное (государственное) право. Справочник. (Автор сост. В.Н. Додонов).- М., 1995.
164. Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь (В.А. Туманов, В. Е Чиркин, Ю.А. Юдин) М., 1997.
165. Словарь русского языка (Под ред. Ожегова С.И.) М., 1972.
166. Юридический энциклопедический словарь. М., 1991.