Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры государственных гражданских служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена тем что, во-первых, формирование демократических правовых институтов, развитие частной собственности, установление и реализация гражданских прав и свобод выводят на первый план личностный фактор социального развития, ориентацию на формирование и поддержание конституционного правопорядка, высокого уровня правовой культуры, правомерного поведения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    • 1. 1. Понятие, сущность и функции правовой культуры государственных гражданских служащих
    • 1. 2. Виды и типы правовой культуры государственных гражданских служащих
    • 1. 3. Эволюция правовой культуры государственных гражданских служащих
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Конституционное правосознание государственных гражданских служащих в механизме реализации основных прав и свобод граждан
    • 2. 2. Деформация правовой культуры государственных гражданских служащих
    • 2. 3. Профилактика, пути и средства правового воспитания государственных гражданских служащих

Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры государственных гражданских служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что современный период развития Российского государства характеризуется системным реформированием политических, экономических, социальных и духовных основ жизни общества. Как было отмечено Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина на государственной службе имеет стратегическое значение в системе модернизации государственного управления.

Актуальность исследования обусловлена тем что, во-первых, формирование демократических правовых институтов, развитие частной собственности, установление и реализация гражданских прав и свобод выводят на первый план личностный фактор социального развития, ориентацию на формирование и поддержание конституционного правопорядка, высокого уровня правовой культуры, правомерного поведения государственных гражданских служащих. Состояние правовой культуры в государстве является важным показателем степени зрелости правовой системы. Правовая культура затрагивает основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию норм права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, определяя их особое качественное состояние. Государственные гражданские служащие призваны решать задачи по обеспечению в своей деятельности приоритета прав и свобод человека, повышению своей правовой культуры и формированию правовой культуры граждан.

Во-вторых, формирование правовой культуры, государственных гражданских служащих актуализируется имплементацией в законодательстве Российской Федерации норм международного права. Содержание правовой культуры государственных гражданских служащих должно адекватно отражать общечеловеческие ценности, конституционные установления о верховенстве права, о разделении властей, народовластии, неотъемлемости прав человека и гражданских свобод. Правовая культура государственных гражданских служащих органически выступает составной частью правовой культуры всего общества.

В-третьих, в современных условиях возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой культуры и особенно профессионального правосознания государственных гражданских служащих, что находит своё отражение в антикоррупционных стандартах в сфере государственной власти и государственной гражданской* службы. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая на съезде Ассоциации юристов России, отметил, что «стержень правового государства — это, прежде всего, организация и исполнение законов, и для этого необходимо сделать более тщательной и качественной правовую подготовку государственных служащих по профилю их деятельности"1. Между тем практика свидетельствуют о распространенности негативного отношения» к праву различных слоев населения, в том числе, государственных гражданских служащих2. Всё это отрицательно сказывается на эффективности проводимой в стране политико-правовой реформы и детерминирует необходимость исследования проблематики, связаннойс формированием правовой- - культуры государственных гражданских служащих.

В-четвёртых, анализ системы организации государственной гражданской службы и законодательства отдельных субъектов. Российской Федерации позволяет более детально проанализировать и оценить проблемы формирования правовой культуры, пробелы правового регулирования, а также предложить меры по их преодолению.

1 Российская газета — Федеральный выпуск. 2008. 28 марта.

2 «О стратегии развития России до 2020 года»: выступление Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета. // Российская газета. 2008. 9 февраля.

Таким образом, проблематика данного диссертационного исследования является актуальной как с точки зрения теории конституционного права, так и практики развития конституционно-правовых отношений. Всё это в совокупности и определяет актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблематика правовой культуры и правового воспитания привлекает внимание многих современных исследователей. Однако конституционные основы формирования правовой' культуры государственных гражданских служащих в современной России пока не нашли своего должного освещения в юридической литературе.

Исходную теоретическую базу исследования составили труды ученых в области конституционного, административного и смежных отраслей права по вопросам организации и регулирования государственной гражданской службы Российской Федерации: С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, Ю. М. Алпатова, Г. В. Атаманчука, М. В. Баглая, П. П. Баранова, И. Н. Барцица, Д. Н. Бахраха, В. Н. Витрука, В. Г. Вишнякова, Т. Д. Зражевской, А. И. Ионовой, В. А. Козбаненко, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, А. В. Малько, Г. В. Мальцева, И. В. Мухачёва, А. Ф. Ноздрачёва, А. В. Оболонского, Д. М. Овсянко, В. А. Прокошина, В. П. Сальникова, Э. Ю. Соловьева, Ю. Н. Старилова, г*.

В.М.Сырых, Ю. А. Тихомирова, В. И. Фадеева, Т. Я. Хабриевой, И. Д. Хутинаева, Ю. Л. Шульженко и др.

Среди видных ученых XIX века, в разной' степени освещавших вопросы государственной службы, необходимо выделить И. Г. Виноградова, А. И. Елистратова, Н. И. Лазаревского и др.

В историко-правовом контексте деятельность государственных служащих с точки зрения процессов становления и развития правовой культуры рассматривается в современных работах Т. Г. Архиповой, Н. В. Лаптевой, А. С. Сенина и др.

Среди зарубежных учёных, чьи правовые воззрения являются особо важными и необходимыми для формулирования проблем, связанных с правовой культурой государственных гражданских служащих следует выделить М. Мартина, Т. Поттера, Д. Райта, Р. Такера, Л. Ослунда, К. Хендли, Л. Штейна и др.

Обобщенный анализ отечественных и зарубежных научных трудов, по вопросам правовой культуры показал, что в большинстве из них проблема правовой культуры государственных гражданских служащих не является объектом специального исследования и затрагивается лишь в той мере, в какой это необходимо для освещения тех или иных основных аспектов темы. Проблематика формирования правовой культуры государственных гражданских служащих пока не получила должного освещения в самостоятельных научных исследованиях в современный период.

Учитывая значительный научный интерес к проблемам формирования правовой культуры государственных гражданских служащих, процесс комплексного исследования конституционно-правовых аспектов организации и деятельности государственных гражданских служащих нельзя считать завершенным, что обусловило необходимость проведения новых исследований в данной области.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования правовой культуры-государственных гражданских служащих в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе формирования правовой культуры государственных гражданских служащих Российской* Федерации.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном системно-правовом анализе положений Конституции Российской Федерации, норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе, в выработке рекомендаций и предложений по повышению уровня правовой культуры государственных гражданских служащих.

Цель исследования определила постановку и необходимость решения следующих задач:

— сформулировать понятие, раскрыть сущность правовой культуры государственных гражданских служащих;

— провести конституционно-правовой анализ научных подходов к пониманию правовой культуры государственных гражданских служащих и методологии её формированияисследовать структуру правовой культуры государственных гражданских служащих, классифицировать её типы и виды;

— в системном плане определить конституционно-правовые основы формирования правовой культуры государственных гражданских служащих и выявить проблемы её правовой регламентации;

— на основе обобщения практики деятельности государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации определить и проанализировать основные составляющие низкого уровня правовой культуры • государственных гражданских служащих и выработать предложения по совершенствованию мер, направленных на его повышение;

— систематизировать и обобщить причины и факторы, влияющие на формирование правовой культуры государственных гражданских служащих;

— обосновать предложения, направленные на повышение уровня правовой культуры государственных гражданских служащих.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют как общенаучные методы: диалектический, логический, системного анализа, историзма, индукции и дедукции, аналогии, так и частно-научные методы: исторический, статистический, формально-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и социологический.

Формально-юридический метод использовался при конструировании общетеоретических определений, исследовании их признаков (свойств), содержания, а так же при анализе правовых норм. Применение социологических методов позволило выявить уровень правовой культуры государственных гражданских служащих и показать их эффективность в современных условиях.

Собранный материал, методика научного изучения и анализа обеспечивают достаточный уровень обоснованности и достоверности научных выводов, формулируемых в настоящем диссертационном исследовании.

Нормативную и эмпирическую базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, отдельные нормативно-правовые акты зарубежных государств.

Эмпирической базой диссертации послужил анализ официальных документов, характеризующих результаты деятельности государственных гражданских служащих в современный период, статистические данные, определяющие уровень правовой культуры в современной Российской Федерации, сведения, отражающие степень доверия населения к государственным гражданским служащим, а также уровень их правовой подготов л енно сти.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является системным конституционно-правовым исследованием, в котором предпринята попытка комплексного анализа правовой культуры государственных гражданских служащих в современном Российском государстве с учётом реализации мероприятий, запланированных федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 гг.)».

Предложены концепция и механизмы организации правового воспитания, как важнейшей составной части процесса формирования правовой культуры данной категории служащих, осуществлено конституционно-правовое исследование компонентов правовой культуры государственных гражданских служащих в зарубежных странах.

На основе исследования природы, сущности и содержания правовой культуры государственных гражданских служащих определены общие тенденции и особенности её формирования, предложены меры, направленные на повышение уровня правовой культуры государственных гражданских служащих.

Научная новизна заключается и в том, что это одно из немногих комплексных конституционно-правовых исследований проблематики правовой культуры государственных гражданских служащих, в котором выявлены детерминирующие факторы, формы проявления, и тенденции развития правовой культуры государственных гражданских служащих. Выявлены и исследованы проблемы снижения уровня правовой культуры государственных гражданских служащих в российском обществе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дано авторское определение правовой культуры государственных гражданских служащих, под которой понимается знание и уважение требований закона, соблюдение норм Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в своей профессиональной' деятельности в целях обеспечения реализации^ конституционных прав и свобод человека и гражданина* совершенствования и развития общества и государства на принципах законности, гуманизма, свободы и демократии.

2. Обоснован вывод о том, что основу правовой культуры государственных гражданских служащих составляет их конституционное правосознание, которое является особым видом правосознания, связанным с осознанием ими верховенства Конституции в правовой системе Российской Федерации, необходимости её обеспечения в процессе своей профессиональной деятельности, убежденности в необходимости защиты конституционных положений, закрепляющих важнейшие демократические ценности государства и общества. Отмечено, что уважительное отношение государственных гражданских служащих к конституционным правам и свободам человека и гражданина и формирование развитого конституционного правосознания содействует созданию благоприятной среды длжразвития общества, в котором предупреждаются или разрешаются правовыми средствами возможные социальные проблемы.

3. Выявлены, и обоснованы структурные элементы, характеризующие конституционные аспекты правовой культуры государственных гражданских служащих. Автором предложены основные критерии конституционности правовой культуры: отражение в правовой культуре конституционных принципов и идейграмотное использование и применение конституционных понятий и определенийсоблюдение закрепленных вКонституции Российской Федерациизаконодательных и иных нормативных правовых актах процедур-' подготовки, принятияи вступленияправовых актовв законную силуустойчивое правоприменительное толкование и разъяснение смысла конституционных норм.

4'. Сформулировано авторское определение конституционной идеологии как неотъемлемого элемента правовой культуры, под которой* понимаетсясоставная часть конституционного правосознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, — убеждений, представлений и понятий о государстве, его.- развитии, конституционном строе, правах человека, механизмеих защиты, международных правовых стандартах и взаимных требованиях общества и-личности в, правотворческой и правоприменительной сферах.

5. Разработан и аргументирован перечень принципов формирования-правовой культуры, государственных гражданских служащих. К ним отнесены: приоритет прав, и свобод человека и гражданинапринцип законности в деятельности государственного гражданского служащегонепрерывность юридического образованиягласность, деятельности государственногоаппаратаповышение престижа государственной гражданский службы и авторитета государственных гражданских служащихправовая ответственность государственных гражданских служащихконтроль за законностью деятельности государственных гражданских служащихсоответствие правовых знаний государственных гражданских служащих требованиям, предъявляемым к занимаемой должности обеспечения должностного роста государственных гражданских служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств.

6. Предложен авторский проект Кодекса профессиональной этики государственного гражданского служащего Российской Федерации, где дана правовая, характеристика приоритетных направлений повышения правовой культуры государственного гражданского служащего Российской Федерации и реализации конституционного принципа законности вдеятельности государственной гражданской службы. Разработаны нормы профессиональной-этики и правила поведенияг государственных гражданских служащих, за нарушениекоторых государственный, гражданский служащий: привлекается-к. дисциплинарной ответственности и к мерам общественного-воздействия1. Положения' предлагаемого Кодекса могли бы найти своё отражение и в трудовом договоре (контракте) государственного гражданского служащего.

7. В целях повышения' уровня правовойкультуры государственных гражданских служащих, их активномучастиив деятельности и борьбе с коррупционными проявлениями в органе государственной власти, в обеспечении соблюдения принципа законности необходимо: а) дополнить в закрепленный/ статьёй 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень контрольных органов, также органов общественного контроля за деятельностью государственных гражданских служащихб) исключить содержащийся в статье 17 указанного закона запрет государственному гражданскому служащему публично высказывать сужденияи оценки, в том числе, в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа или государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется его актуальностью, научной новизной и сформулированными выводами. Материалы диссертации расширяют представление о конституционно-правовой природе правовой культуры государственных гражданских служащих, а также её правовой регламентации в действующем законодательстве.

В научный оборот введены новые и уточнены используемые в конституционном праве категории и понятия. Аргументированы подходы к решению проблемы формирования высокого' уровня правовой культуры государственных гражданских служащих, которые могут служить основой для дальнейших теоретических исследований в области конституционного права. Материалы диссертации могут быть использованы при проведении государственно-правовых исследований, отражающих особенности организации и деятельности государственных гражданских служащих.

В' диссертации обобщен научный материал, который послужил её исследовательской основой, и позволил сохранить преемственность в развитии правовой науки.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы и предложения, изложенные в диссертационном исследовании, обогащают теорию конституционного права и содействуют дальнейшему совершенствованию федерального законодательства, в частности, Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законов субъектов Российской Федерации, разработке новых законодательных актов, касающихся мер, направленных на организацию, профилактику и повышение правовой культуры государственных гражданских служащих В' современной России.

Содержание и выводы исследования могут бытьиспользованы в практической работе по проблемам повышения уровня правовой культуры, а также правового воспитания государственных гражданских служащих, при разработке и совершенствовании законодательства, в юридической и законодательной практике. Результаты исследования представляют также определенный интерес при разработке учебных курсов, и программ, учебников, учебно-методических пособий по конституционному праву России, а также в процессе преподавания других отраслевых юридических наук.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации’изложены в 8 научных публикациях автора, а также нашли свое отражение в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах. Результаты исследования использовались, в процессе преподавания курсов- «Конституционное право Российской Федерации" — «Правовые основы российского государства», «Организационно-правовые основы противодействия коррупции на государственной гражданской* службе» студентам и слушателям Института переподготовки и. повышения квалификации Московского городского университета управления Правительства’Москвы, а также при разработке методических рекомендаций по данным дисциплинам.

Структура и, объём диссертационного исследования обусловлена логикой научного исследования, отраженной в его целях* и^ задачах. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Исследование выполнено в, объёме, соответствующем требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении следует еще раз отметить, в результате данного исследования, автором были сформулированы определения правовой культуры, правовой культуры государственных гражданских служащих, конституционной идеологии государственных гражданских служащих, конституционного правосознания, предложены основные критерии конституционности правовой культуры, разработан и аргументирован перечень принципов формирования правовой культуры государственных гражданских служащих, предложен авторский проект Кодекса профессиональной этики государственного гражданского служащего Российской Федерации, в рамках системного анализа обоснованы меры по повышению правовой культуры государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Исследование сущности, содержанияэволюции видов, типов и форм правовой культуры государственных гражданских служащих в современном российском обществе показало, что:

Во-первых, формирование правового государства в современной Российской Федерации тесно связано с развитием демократии, расширением прав и свобод человека и гражданина, совершенствованием организации и реализации верховной власти, урегулированием' отношений в обществе, основанных на верховенстве закона. Правовое регулирование, основанное1 на общеобязательных нормах, включающих идеи равенства, свободы и справедливости, воздействует насознание и поведение людей, упорядочивает социальные отношения, обеспечивает достижение интересов общества в целом. Решение данного вопроса связано с необходимостью преодоления различных негативных факторов в1 экономике, политике, культуре и в том числе деструктивных факторов, непосредственно влияющих на правовую культуру государственного гражданского служащего и правосознание государственного гражданского служащего.

Во-вторых, формирование правовой культуры государственных гражданских служащих это не обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

В-третьих, исследование правовой культуры государственных гражданских служащих как фактора развития российской государственности, показали следующее, что после длительной эпохи подавления прав и свобод личности в России начался процесс постепенного 'становления новых общественных отношений. Его главная" цель — общее благо, выраженное в правах и свободах человека. Именно на обеспечение и защиту прав и свобод человека российское общество должно эффективно направить свою энергию, свои нравственные и интеллектуальные силы. Правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре, гражданской активности и самоуправлении.

Так же в результате проведенного анализа автором сделаны следующие выводы, где отмечено, что:

— уровень развития демократии в обществе определяется не только признанием властью прав и свобод человека, включая ратификацию соответствующих международно-правовых документов, но и наличием эффективного государственного механизма их реализации и защиты. Конституционное правосознание как самостоятельное явление реализации прав и свобод личности в настоящее время подвергается различного рода деформациям и дефектам, что не способствует их полному осуществлению;

— деформация конституционного правосознания? является преградой практического воплощения идей Конституции Российской Федерации, тем самым не только не позволяет в полной мере реализовывать основные права и свободы личности (государственных гражданских служащих, с одной стороны, и граждан — с другой), но и ведет к затруднению — осуществления таких основных прав как достоинство, личная неприкосновенность, здоровье, социальное обеспечение. причины деформации правовой культуры государственных гражданских служащих, в значительной степени определяются' спецификой их профессиональной деятельности, и может быть классифицировано как профессиональное исходя из его содержания и особенностейдифференцированно относительно их знаний, правовых установок и ценностных ориентаций, профессиональных умений^ и навыковправовая культура является доминирующими элементами в механизме профессионального поведения, позволяющими должностным лицам принимать конкретные решения.

Таким образом, низкий, уровень, правовой культуры государственных гражданских служащих негативновоздействует на состояние конституционной законности и общественного правопорядка в государствеспособствует нарушению основных конституционных прав и свобод граждан,. снижает позитивную активность личности' и разрушает духовную, сферу общества.

Теоретические результаты. исследования позволилисделать.следующие практические рекомендации по отдельным самостоятельным направлениям: в сфере общегосударственной' стратегии — нацеленность государственной’политики-на защиту и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законных интересов личностивыработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан Российской Федерации, строжайшее соблюдение Конституции Российской Федерации и законов государственными-гражданскими.служащимив сфере правоприменения — обеспечение прямого действия норм Конституции Российской Федерации, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов при юридических ведомствахв сфере юридического воспитания — повышение общей нравственности граждан, популяризация правовых знаний (в том числе через средства массовой информации), пробуждение интереса к правовым знаниям и повышение их доступности, применение методов рекламы, развитие семейного правового воспитанияв сфере юридической науки и юридического образования — дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры государственных гражданских служащих, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных учрежденияхв сфере гражданского общества и личной инициативы — развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола.

К основным приоритетным направлениям, связанным с профилактикой, средствами и мерами правового воспитания и формирования правовой культуры государственных гражданских служащих следует отнести: совершенствование государственной гражданской службы в интересах развития гражданского обществам укрепления государствасоздание условий* для более полной реализации прав и свобод граждан Российской Федерации на новом качественном уровне (с использованием понятных и открытых для гражданского общества процедур вне зависимости от субъективного усмотрения конкретных должностных лиц) — внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службезаконодательное регулирование профессиональной этики государственных гражданских служащихсущественное изменение статуса государственного служащего путем конкретизации в должностном регламенте его прав и обязанностей и повышения материальных стимулов для эффективного решения стоящих перед ним задачвыработку мер по совершенствованию оплаты труда государственных гражданских служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерациинедостаточное использование современных технологий государственного управления, в том числе внедрение новых методов планирования, стимулирования и оценки деятельности государственных гражданских служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной гражданской службыприменение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной гражданской службы, оценки результатов служебной деятельности государственных гражданских служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) ростасовершенствование качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикойповышение конкурентоспособности профессионального образования: увеличение количества граждан, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификациисоздание системы непрерывного профессионального образования государственных гражданских служащих, совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений.

На наш взгляд, достаточно эффективным средством правового воспитания государственного гражданского служащего является также и правовая политика, осуществляемая самим Российским государством. В конституционном праве Российской Федерации правовая политика понимается как «деятельность государства по созданию' эффективного механизма правового регулирования по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности», или, что менее конкретно, как «деятельность государства по созданию правовых условий для возникновения и функционирования выгодных для государства процессов, изменений, происходящих в обществе"' Такимобразом, правовая политика как средство правового воспитания представляет собой «комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, установок, реализуемых в сфере действия* права и посредством права», направленных на повышение уровня правовой культуры в целом.

Также, исходя" из вышеизложенного, следует отметить, что строительство правового государства требует решительных мер, направленных на повышение уровня правовой культуры как среди государственных гражданских служащих, так и во всем, российском государстве. При этомдля повышения, ее уровня, как уже было отмечено выше, недостаточно лишь осуществления правового воспитания государственных гражданских служащих и совершенствования действующего законодательства — важно нивелировать значение всех факторов негативного социального развития, обеспечивающих эффективное повышение уровня правовой культуры.

Речь идет в первую очередь о формировании благоприятных экономических условий, о стимулировании духовной сферы жизни общества путем повышения общего образования граждан на основе пропаганды общих позитивных социальных ценностей. Только при реализации указанных мероприятий в комплексе можно говорить о возможности постепенного повышения уровня правовой культуры. Осознание гражданами своих прав и гражданских свобод, их соблюдение должны усилить созидательный потенциал личности и способствовать ее совершенствованию, укрепить стабильность государства. Только равноправные отношения общества и власти, действующие на конституционной основе, могут способствовать наиболее эффективному процессу, связанному с повышением правовой культуры на всей территории Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 декабря.
  2. Всеобщая Декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) //Российская газета. 1998. -10 декабря.
  3. Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята ВС РСФСР 22 ноября 1991 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. -№ 52. — Ст. 1865.
  4. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. — № 37. — Ст. 772.
  5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Действующее международное право. Т. 2. М., 1997.- 109 с.
  6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. -1995. 3 августа.
  7. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Парламентская газета. 2001. — 17 июля.
  8. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Парламентская газета. -2001. 14 августа.
  9. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 22. — Ст. 2063.
  10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собраниизаконодательства Российской Федерации. 2004. — № 31. — Ст. 3215.
  11. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании» (в ред. федеральных законов по состоянию на 27 октября 2008 г.) // Российская газета. 2008. — 29 октября.
  12. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская газета. 1993. — 18 мая.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 т. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 24. — Ст. 2868.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» // Российская газета. 1997. — 9 сентября:
  15. Указ' Президента- Российской Федерации от 10 января. 2000 г. №-24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. -2000. 18 января.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов- служебного поведения* государственных служащих» // Парламентская газета. 2002. — 15 августа:
  17. Указ Президента Российской, Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О5 федеральной, программе „Реформирование государственной службы Российской, Федерации (2003 2005тоды)“» // Российская*газета. — 2002. — 23 ноября.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 «О Совете при Президенте Российской. Федерации по борьбе с коррупцией» // Российскаятазета. 2003. — 26 ноября.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Российская газета. 2005. — 3 февраля.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительной профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 1.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. -№ 41.
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2005 г. № 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006 2010 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. -№ 2. ^
  23. Рекомендации по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (письмо Министерства образования Российской Федерации от 21 ноября 2000 года № 35−52−172 ин/35−29).
  24. Закон города Москвы от 29 октября 1997 г. № 43 «О государственной службе города Москвы» // Тверская 13. 1997. — № 51.
  25. Диссертационные исследования и авторефераты
  26. В.Р. Деформация правового сознания граждан России. Проблемы теории и практики: дис.. к. ю. н. Н. Новгород, 2000. — 198 с.
  27. В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис.. д. ю. н. Л., 1990. — 24 с.
  28. Монографии, учебники, учебные пособия
  29. Н.М. История юридической мысли России: курс лекций. М.: Юрид. лит., 1999. — 475 с.
  30. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001.-752 с.
  31. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. — С. 44.
  32. A.C. Россия: исторический опыт. Т. 1. М., 1991. — С. 332−333.
  33. М.И. О нормативно-классовом понимании нрава // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. Саратов, 1981. — С 23.
  34. Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. -Екатеринбург, 1998.-С.32.
  35. А.Г. Правосознание и содержание права: детерминирующие факторы и самостоятельное значение / Проблемы теории государства и права: учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. — С. 310 — 311.
  36. М. Избранное. Образ общества / пер. с нем., М.: Юрист, 1994.-704 с.
  37. .В. Коррупция. Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. — СПб., 2002. — С. 15.
  38. В.И. Действие права (методологический анализ). М.: Академия МВД РФ, 1992. — С. 171.
  39. С.А., Строгович М. С. Теория государства и .права. -М., 1940.-С. 101−171.
  40. H.JI. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: академический курс. М., 1999. — С. 385.
  41. Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб.: Знание, 1996.-С. 84−97.
  42. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. Туманова В. А. — М.: Междунар. отношения, 1999. -400 с.
  43. Д. Либерализм: размышления о свободе / пер. с нем. // Фонд Фридриха Науманна. М.: Комплекс-Прогресс, 2001. — 53 с.
  44. Р., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (практика и комментарии) / пер. с анг. М.: Права человека, 1997.640 с.
  45. А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004. — С. 81.
  46. А.Г. Проблема интереса в социальной теории. Л., 1964.-С. 29.
  47. . А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. — С. 112.
  48. H.H. Методы повышения эффективности финансового управления в органах исполнительной власти / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004.
  49. В.А. Право и правосознание в России // Юридическая практика. № 19. М., 2002. — С. 28 — 30.
  50. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. JL, 1971.-С. 24.
  51. Курильски-Ожвен Ш., Здравомыслова М. Ю., Арутюнян О. М. Образы права в России и Франции. М.: Аспект-пресс, 1996. — 215 с.
  52. В.В. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 1994.-С. 248.
  53. В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. -М., 1987.-С. 93.
  54. Р.З. О легитимности закона // Теория права: новые идеи. М.: ИГПАН, 1995. — № 4. — С. 18.
  55. Р.З. Теория права. М.: Бек, 1994. — С. 210.
  56. Д. Собр. соч. в 3-х т. Т. 3. -М.: Мысль, 1985. 668 с.
  57. Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизмекультуры // Лотман Ю. М. СПб.: Семиосфера, 2000. — С. 45.
  58. Е.А. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996. -С. 509.
  59. В.О. «Указное право» в России. М., 1996. — С. 21.
  60. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. -Саратов, 1995.-С. 498.
  61. Н.В. Познание истории: Ключ к прошлому, настоящему будущему. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — С. 215.
  62. К.А. Исследования о различных предметах законоведения. Полн. собр. соч. Т. 6. СПб., 1859. — 643 с.
  63. B.C. Наш путь к праву. М.: Российское право, 1992. -С. 23.
  64. B.C. Право математика свободы. — М.: Юрист, 1996. -С. 157.
  65. A.B. Бюрократия и государство. М.: ИГП РАН, 1996. -С. 67.
  66. Общая теория государства й права: учебник / под ред.В. В. Лазарева М.: Юристь, 2000. — 520 с.
  67. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.-512 с.
  68. Г. С. Правовое сознание действительности. М.: Наука, 1969.-С. 172.
  69. Р. Россия при старом режиме. М., 1993. — 178 с.
  70. A.M. Основы государственности в применении к современной России. М., 1905. — 23 с.
  71. Л.И. Теория права в связи с теорией нравственности. Серия «Мир культуры и философии». СПб.: Лань, 2000. -С. 382−407.
  72. O.A. Юридические коллизии и социальные конфликты //
  73. Современные гуманитарные знания. М., 2003. — С. 18−21.
  74. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. B.C. Нерсесянца- M.: НОРМА-М, 1999. 832 с.
  75. В.Н. Теория права и государства // Проблемы теории права и государства. М.: Новый юрист, 1999. — С. 240.
  76. М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. -Л., 1925.-С. 2, 196, 274.
  77. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. — 561 с.
  78. B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990. — С. 317.
  79. П. Учение о законном праве. Серия «Классики русской философии права». СПб.: Юридический институт, 1998. — 174 с.
  80. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Книга 1. М.: Институт социологии, 1995. — С. 24.
  81. Теория государства и права. Учебник / под ред. Бабаева В. К. -М.: Юристь, 2005. 592 с.
  82. Теория государства и права: учебник / под ред. В. М. Корельского, В.Д. Перевалова- М.: Норма, 1998. 570 с.
  83. Ю.А. Дефекты законотворчества. Серия: Конфликт закона и общества // Конституция и закон: стабильность и динамизм / под ред. В. П. Казимирчука М.: ИГП РАН «Юридическая книга», 1998. — С. 208.
  84. Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит., 1994. — С. 8 — 13.
  85. В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике ученийо праве. М.: Наука, 1971. — 384 с.
  86. В.А. Учение о праве // Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993. — С. 544.
  87. И.С. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 12. М.: Гослитиздат, 1958.-С. 895.
  88. А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968. — С. 75.
  89. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. -М.: Мысль, 1963. С. 206.
  90. Фридман JL Введение в американское право. М., 1993. — С. 43.
  91. A.C. Записки о всемирной истории. Поли. собр. соч. в 8 т. Т. 2-М., 1900.-С. 94.
  92. В.Н. Теория государства и права. М.: ДДТ, 1995. — С.377.
  93. Г. Ф. Общая теория права. В 2-х т. М.: Юридический колледж МГУ, 1995.-С.362.
  94. О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. — 548 с.
  95. В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества.-Л.: ЛГУ, 1961.-С. 26.
  96. Статьи из журналов и газет
  97. О.П. Понятие правомерного поведения // Проблема совершенствования советского законодательства. М., 1977. — С. 8 — 9.
  98. С.С. «Право власти» и право гражданского общества // Независимая газета. — 1995. 23 марта.
  99. Ю.А. К вопросу о противоречиях между нормами права и морали // Правоведение. 1971. — № 2.
  100. П.П., Витрук Н. В. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы // Право и жизнь. 1992. — № 1.
  101. В.А. Неправо (негативное право) как категория исоциальная реалия // Государство и право. 2001. № 5, С. 16—17.
  102. Е. Трансформация ценностей демократического государства (1995 1999) // Правозащитник. — 2000. — № 3. — С. 50 — 74.
  103. B.JI. Развитие гуманизма от утопии к науке // Вестник ВЭГУ.- 1999.-№ 10.-С. 6−12.
  104. С. В. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного анализа // Юрист. 1999. — № 10. — С. 66 — 72.
  105. В.В., Боер В. М. Факторы правовой информированности личности // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел / под общ. ред. С. Ф. Зыбина. СПб., 1993. — С. 88 -94.
  106. А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. —№ 7. — С. 13 — 19.
  107. А. Борьба с преступностью особенно хорошо выглядит на бумаге // Независимая газета. — 1994. 2 июня.
  108. H.H. Социальная справедливость и формы её выражения в праве // Советское государство и право. —1979. — № 10.
  109. В. Теневая власть над Россией. «Демократия» с криминальным менталитетом // Обозреватель. 2002. — № 6.
  110. В.И. Правонарушение и юридическая ответственность // Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М!, 1994. — С. 200−201.
  111. И.А., Василенко A.B. К проблемам правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. — № 4.
  112. H.JI. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики // Проблемы действия права в новых исторических условиях. М.: Академия МВД РФ, 1993.-С. 30−44.
  113. И. Правовое государство // Новый, мир. 1988. — № 8. — С. 114−129.
  114. A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия //Вопросы философии. 1995. -№ 5.
  115. В., Катышев М. Проблемы теневой юстиции в России // Вестник аналитики. 2001. — № 4.
  116. П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. — № 2. — С.22 — 24.
  117. И. А. Бездействие как форма правового поведения // В сб. Современные проблемы правоохранительной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград: ВСШ МВД России, 1995. — С. 126 — 129.
  118. Р.Т. Вопросы правомерного поведения личности // Правовое регулирование общественных отношений. М., 1977. — С. 18−25.
  119. С.Г. Злоупотребление правом // Юрист. 2003. — № 4. -С. 10−11.
  120. В.Д. Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы // Журнал российского права. 2006. —№ 12. -С. 14−17.
  121. В.Б. «Круглый стол» на тему: Конституционные институты в России: эволюция или новая революция? Может ли ельцинская Конституция быть гарантом гражданского мира? // Независимая газета. -1997.- 13 марта.
  122. В.П. Правовая информированность личности: юридические и социологические аспекты // СССР Болгария: правовая информированность личности. — М: ИГП АН СССР, 1984. — С. 3 — 8.
  123. A.C. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 1985. -№ 5. С. 72 — 81.
  124. Н. Тупики беспредела. О политике и практике за гранью разумного // Известия. -1991.-14 ноября.
  125. Д.А. Психология и правоведение: некоторые аспекты взаимодействия // Психология и право. М., 1985. — С. 18 — 25.
  126. . А. В защиту права. (Интеллигенция иправосознание) Вехи. Из глубины. // Вестник Московского университета. -Сер. 7. Философия. — 1990. — № 3. — С. 49 — 70.
  127. .А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. -№ 6. -С. 141 — 159.
  128. C.B. Проблема правового порядка в юридической теории // Юридический мир. -2007. — № 1.
  129. С.Н. Социально-правовая активность: содержание и субъекты // Правоведение. 1981. — № 3. — С. 17 — 25.
  130. Кох И. А. Нравственные аспекты коррупции. // Чиновник. № 7. Уральская академия государственной службы. 2000. — С. 15 — 18.
  131. И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. — 1999. — № 1.
  132. JI.T. О структуре и понятии политической власти // Человек и общество. Вып. 5. — JL, 1969.
  133. М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в современной России // Современное право. 2007. — № 6.
  134. .С. Концепция развития законодательства в сфере федеративных и национальных отношений // Правовая реформа: концепции развития российского законодательства / Ред. кол.: Л. А. Окуньков и др. М., 1995.-С. 32−42.
  135. В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. -№ 3. — С. 3 — 8.
  136. Э. Кризис современного правосознания // Правоведение. 1994. — № 3.
  137. В.В. Выявление закономерностей правомерного поведения // Сов. государство и право. 1983. — № 11. — С. 19−25.
  138. О.Э. Три концепции права // Государство и право. — 1991. —12.
  139. Е.А. Правосознание, правовое воспитание и правовая культура // Советское государство и право. 1976. — № 1.
  140. B.B. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Государство и право. — 1998. — № 5.
  141. Н.С. Закон ответственности и злоупотребления правом // Советское государство и право. 1991. — № 11.
  142. A.B. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. — № 6.
  143. A.B. Популизм и право // Правоведение. 1994. — № 1.
  144. А.Г. Взаимодействие политического и правового регулирования // Соц. законность. 1986. — № 3. — С. 10−12.
  145. М. Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России // Вестник Московского университета. — 2001. — № 6. — С. 3 13.
  146. А.К. О понятии правового общения // Известия ВУЗ. Правоведение. 1991. —№ 5.
  147. В.Л. Российский экономический менталитет // Государство и право. 1999. -№ 6. — С. 12−13.
  148. Н.И. Активная жизненная позиция и право // Сов. государство и право. 1984. — № 3. — С. 20 — 26.
  149. И. С. Место и роль льгот в правовой политике государства // Правоведение. 1997. — № 4. — С. 150.
  150. В. О. Сумерки тоталитарного сознания // Государство и право. — 1992. — № 3 .
  151. B.C. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. 1988. -№ 5. — С. 19−31.
  152. B.C. Пути развития правового государства и права: история и перспективы // Пульс реформ (юристы и политологи размышляют). М.: Прогресс, 1989. — С. 30 — 48.
  153. П. Право и нравственность // Правоведение. 1995.
  154. A.B. Консервативные стереотипы сознания кактормоз перестройки и средства их преодоления// Советское государство и право, 1987. -№ 10.
  155. А. С кем боремся? // Завтра. 1998. — 31 марта.
  156. А. Право в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. — № 1. — С. 80 — 85.
  157. Ю.К. Общественная структура: проблемы и перспективы развития // Философские науки. 1982. — № 1. — С. 3 — 12.
  158. И.Ф. О правовой активности личности и формировании ее правосознания // Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. 1971. № 17. Вып. 3. С. 143 — 147.
  159. Рой Д. Кинг. А у нас не как у вас // Человек: преступление и наказание. 1993.-№ 1.-С. 58−60.
  160. Ф.Н., Шапиро Н. А. Правосознание граждан в сфере реализации свободы совести и практика её осуществления: По материалам социологических исследований // Советское государство и право. 1988. — № 12.
  161. В. Стабильность Конституции основа развития государства // Российская юстиция. — 1997. — № 4.
  162. О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание отражение в конституции // Государство и право. 1993. — № 10:
  163. В. Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991. Вып. 9. — С. 75.
  164. Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. 1996. — № 10.-С.З-15.
  165. В. Презумпция номенклатурное&trade-. Об одном из главных зол русской политической системы // Российская газета. — 2004. 21 октября.
  166. И.Л. Закон о борьбе с коррупцией или концепцияадминистративной реформы? // Юрист. 2003. — № 3. — С. 6 — 9. «
  167. В.А. Что скрывается за «возрождением» естественного права в современной буржуазной юриспруденции // Советское государство и право. 1954. — № 5. — С. 88 — 97.
  168. А.Г., Рахимов Р. А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1998. № 3. С. 1120.
  169. К. Перелистывая правила игры в России: спрос на право- забытый вопрос // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2006. — № 1. — С. 74 — 80.
  170. Ю.Я. Укрепляя российскую государственность // Юрист. -2003.-№ 4. -С. 2−7.
  171. З.М. Ложь и приблизительность в жизни права // Советское государство и право. 1987. — № 4.
  172. Ю. Рынок и социальная защищенность // Наука и жизнь.- 1991.-№ 1.
  173. Chomsky N. Goverment and Democracy. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press. 1996. P. 3 18.
  174. Coser L. A. The function of social conflict. Sociological theori. London, 1957. P. 36.
  175. Gross S., Hutchinson J. F. Society in Revolutionary Russia.
  176. Bloomington. Indiana University Press. 1990. 86 p.
  177. Harri Pol, 13 January 2006, № 4.
  178. R. 1. Developmental Tasks and Education. — N. Y., 1972.1. P. 25.
  179. Heidegger M. Der europaische Nihilismus. Pfulingen. 1967. S. 7.
  180. Jordan Sh. M. The Moral Community and Persons // Philosophy Today-Cejina (Dhio). 1986. Vol.30. № 2/4. P. l 13.
  181. Remington T.R. Russia and the «strong state» ideal. EECR. Vol. 9. Nos. ½, Winter/Spring 2000.
  182. Tocqueville A. Democracy in America: Law and Freedom. New York. Cambridge University Press. 1999. P. 24 27.
  183. Watson P. The Rise of Nihilism in Russian Society. N. Y.: The New Press. 1996. P. 12−17.
  184. Статьи из энциклопедии и словаря
  185. Психология. Словарь / под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г., -М.: Политиздат, 1990. С. 494.
  186. Современный словарь иностранных слов / сост. Гришина Е. А., М., Русский язык, 1993. С. 739.
  187. Философская энциклопедия / сост. Гайденко П., Новиков А., Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1967. — С. 592.
  188. Философский энциклопедический словарь / под ред. Ильичева А. Ф., Федосеева П. М. М.: Совет. Энциклопедия, 1983. — С. 680.
  189. Энциклопедия для законоведения. В 2-х т. Т. 1. Киев, 1839.633 с.
Заполнить форму текущей работой