Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры государственных гражданских служащих
Актуальность исследования обусловлена тем что, во-первых, формирование демократических правовых институтов, развитие частной собственности, установление и реализация гражданских прав и свобод выводят на первый план личностный фактор социального развития, ориентацию на формирование и поддержание конституционного правопорядка, высокого уровня правовой культуры, правомерного поведения… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
- 1. 1. Понятие, сущность и функции правовой культуры государственных гражданских служащих
- 1. 2. Виды и типы правовой культуры государственных гражданских служащих
- 1. 3. Эволюция правовой культуры государственных гражданских служащих
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 2. 1. Конституционное правосознание государственных гражданских служащих в механизме реализации основных прав и свобод граждан
- 2. 2. Деформация правовой культуры государственных гражданских служащих
- 2. 3. Профилактика, пути и средства правового воспитания государственных гражданских служащих
Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры государственных гражданских служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что современный период развития Российского государства характеризуется системным реформированием политических, экономических, социальных и духовных основ жизни общества. Как было отмечено Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина на государственной службе имеет стратегическое значение в системе модернизации государственного управления.
Актуальность исследования обусловлена тем что, во-первых, формирование демократических правовых институтов, развитие частной собственности, установление и реализация гражданских прав и свобод выводят на первый план личностный фактор социального развития, ориентацию на формирование и поддержание конституционного правопорядка, высокого уровня правовой культуры, правомерного поведения государственных гражданских служащих. Состояние правовой культуры в государстве является важным показателем степени зрелости правовой системы. Правовая культура затрагивает основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию норм права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, определяя их особое качественное состояние. Государственные гражданские служащие призваны решать задачи по обеспечению в своей деятельности приоритета прав и свобод человека, повышению своей правовой культуры и формированию правовой культуры граждан.
Во-вторых, формирование правовой культуры, государственных гражданских служащих актуализируется имплементацией в законодательстве Российской Федерации норм международного права. Содержание правовой культуры государственных гражданских служащих должно адекватно отражать общечеловеческие ценности, конституционные установления о верховенстве права, о разделении властей, народовластии, неотъемлемости прав человека и гражданских свобод. Правовая культура государственных гражданских служащих органически выступает составной частью правовой культуры всего общества.
В-третьих, в современных условиях возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой культуры и особенно профессионального правосознания государственных гражданских служащих, что находит своё отражение в антикоррупционных стандартах в сфере государственной власти и государственной гражданской* службы. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая на съезде Ассоциации юристов России, отметил, что «стержень правового государства — это, прежде всего, организация и исполнение законов, и для этого необходимо сделать более тщательной и качественной правовую подготовку государственных служащих по профилю их деятельности"1. Между тем практика свидетельствуют о распространенности негативного отношения» к праву различных слоев населения, в том числе, государственных гражданских служащих2. Всё это отрицательно сказывается на эффективности проводимой в стране политико-правовой реформы и детерминирует необходимость исследования проблематики, связаннойс формированием правовой- - культуры государственных гражданских служащих.
В-четвёртых, анализ системы организации государственной гражданской службы и законодательства отдельных субъектов. Российской Федерации позволяет более детально проанализировать и оценить проблемы формирования правовой культуры, пробелы правового регулирования, а также предложить меры по их преодолению.
1 Российская газета — Федеральный выпуск. 2008. 28 марта.
2 «О стратегии развития России до 2020 года»: выступление Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета. // Российская газета. 2008. 9 февраля.
Таким образом, проблематика данного диссертационного исследования является актуальной как с точки зрения теории конституционного права, так и практики развития конституционно-правовых отношений. Всё это в совокупности и определяет актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблематика правовой культуры и правового воспитания привлекает внимание многих современных исследователей. Однако конституционные основы формирования правовой' культуры государственных гражданских служащих в современной России пока не нашли своего должного освещения в юридической литературе.
Исходную теоретическую базу исследования составили труды ученых в области конституционного, административного и смежных отраслей права по вопросам организации и регулирования государственной гражданской службы Российской Федерации: С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, Ю. М. Алпатова, Г. В. Атаманчука, М. В. Баглая, П. П. Баранова, И. Н. Барцица, Д. Н. Бахраха, В. Н. Витрука, В. Г. Вишнякова, Т. Д. Зражевской, А. И. Ионовой, В. А. Козбаненко, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, А. В. Малько, Г. В. Мальцева, И. В. Мухачёва, А. Ф. Ноздрачёва, А. В. Оболонского, Д. М. Овсянко, В. А. Прокошина, В. П. Сальникова, Э. Ю. Соловьева, Ю. Н. Старилова, г*.
В.М.Сырых, Ю. А. Тихомирова, В. И. Фадеева, Т. Я. Хабриевой, И. Д. Хутинаева, Ю. Л. Шульженко и др.
Среди видных ученых XIX века, в разной' степени освещавших вопросы государственной службы, необходимо выделить И. Г. Виноградова, А. И. Елистратова, Н. И. Лазаревского и др.
В историко-правовом контексте деятельность государственных служащих с точки зрения процессов становления и развития правовой культуры рассматривается в современных работах Т. Г. Архиповой, Н. В. Лаптевой, А. С. Сенина и др.
Среди зарубежных учёных, чьи правовые воззрения являются особо важными и необходимыми для формулирования проблем, связанных с правовой культурой государственных гражданских служащих следует выделить М. Мартина, Т. Поттера, Д. Райта, Р. Такера, Л. Ослунда, К. Хендли, Л. Штейна и др.
Обобщенный анализ отечественных и зарубежных научных трудов, по вопросам правовой культуры показал, что в большинстве из них проблема правовой культуры государственных гражданских служащих не является объектом специального исследования и затрагивается лишь в той мере, в какой это необходимо для освещения тех или иных основных аспектов темы. Проблематика формирования правовой культуры государственных гражданских служащих пока не получила должного освещения в самостоятельных научных исследованиях в современный период.
Учитывая значительный научный интерес к проблемам формирования правовой культуры государственных гражданских служащих, процесс комплексного исследования конституционно-правовых аспектов организации и деятельности государственных гражданских служащих нельзя считать завершенным, что обусловило необходимость проведения новых исследований в данной области.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования правовой культуры-государственных гражданских служащих в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе формирования правовой культуры государственных гражданских служащих Российской* Федерации.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном системно-правовом анализе положений Конституции Российской Федерации, норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе, в выработке рекомендаций и предложений по повышению уровня правовой культуры государственных гражданских служащих.
Цель исследования определила постановку и необходимость решения следующих задач:
— сформулировать понятие, раскрыть сущность правовой культуры государственных гражданских служащих;
— провести конституционно-правовой анализ научных подходов к пониманию правовой культуры государственных гражданских служащих и методологии её формированияисследовать структуру правовой культуры государственных гражданских служащих, классифицировать её типы и виды;
— в системном плане определить конституционно-правовые основы формирования правовой культуры государственных гражданских служащих и выявить проблемы её правовой регламентации;
— на основе обобщения практики деятельности государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации определить и проанализировать основные составляющие низкого уровня правовой культуры • государственных гражданских служащих и выработать предложения по совершенствованию мер, направленных на его повышение;
— систематизировать и обобщить причины и факторы, влияющие на формирование правовой культуры государственных гражданских служащих;
— обосновать предложения, направленные на повышение уровня правовой культуры государственных гражданских служащих.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют как общенаучные методы: диалектический, логический, системного анализа, историзма, индукции и дедукции, аналогии, так и частно-научные методы: исторический, статистический, формально-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и социологический.
Формально-юридический метод использовался при конструировании общетеоретических определений, исследовании их признаков (свойств), содержания, а так же при анализе правовых норм. Применение социологических методов позволило выявить уровень правовой культуры государственных гражданских служащих и показать их эффективность в современных условиях.
Собранный материал, методика научного изучения и анализа обеспечивают достаточный уровень обоснованности и достоверности научных выводов, формулируемых в настоящем диссертационном исследовании.
Нормативную и эмпирическую базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, отдельные нормативно-правовые акты зарубежных государств.
Эмпирической базой диссертации послужил анализ официальных документов, характеризующих результаты деятельности государственных гражданских служащих в современный период, статистические данные, определяющие уровень правовой культуры в современной Российской Федерации, сведения, отражающие степень доверия населения к государственным гражданским служащим, а также уровень их правовой подготов л енно сти.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно является системным конституционно-правовым исследованием, в котором предпринята попытка комплексного анализа правовой культуры государственных гражданских служащих в современном Российском государстве с учётом реализации мероприятий, запланированных федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 гг.)».
Предложены концепция и механизмы организации правового воспитания, как важнейшей составной части процесса формирования правовой культуры данной категории служащих, осуществлено конституционно-правовое исследование компонентов правовой культуры государственных гражданских служащих в зарубежных странах.
На основе исследования природы, сущности и содержания правовой культуры государственных гражданских служащих определены общие тенденции и особенности её формирования, предложены меры, направленные на повышение уровня правовой культуры государственных гражданских служащих.
Научная новизна заключается и в том, что это одно из немногих комплексных конституционно-правовых исследований проблематики правовой культуры государственных гражданских служащих, в котором выявлены детерминирующие факторы, формы проявления, и тенденции развития правовой культуры государственных гражданских служащих. Выявлены и исследованы проблемы снижения уровня правовой культуры государственных гражданских служащих в российском обществе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дано авторское определение правовой культуры государственных гражданских служащих, под которой понимается знание и уважение требований закона, соблюдение норм Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в своей профессиональной' деятельности в целях обеспечения реализации^ конституционных прав и свобод человека и гражданина* совершенствования и развития общества и государства на принципах законности, гуманизма, свободы и демократии.
2. Обоснован вывод о том, что основу правовой культуры государственных гражданских служащих составляет их конституционное правосознание, которое является особым видом правосознания, связанным с осознанием ими верховенства Конституции в правовой системе Российской Федерации, необходимости её обеспечения в процессе своей профессиональной деятельности, убежденности в необходимости защиты конституционных положений, закрепляющих важнейшие демократические ценности государства и общества. Отмечено, что уважительное отношение государственных гражданских служащих к конституционным правам и свободам человека и гражданина и формирование развитого конституционного правосознания содействует созданию благоприятной среды длжразвития общества, в котором предупреждаются или разрешаются правовыми средствами возможные социальные проблемы.
3. Выявлены, и обоснованы структурные элементы, характеризующие конституционные аспекты правовой культуры государственных гражданских служащих. Автором предложены основные критерии конституционности правовой культуры: отражение в правовой культуре конституционных принципов и идейграмотное использование и применение конституционных понятий и определенийсоблюдение закрепленных вКонституции Российской Федерациизаконодательных и иных нормативных правовых актах процедур-' подготовки, принятияи вступленияправовых актовв законную силуустойчивое правоприменительное толкование и разъяснение смысла конституционных норм.
4'. Сформулировано авторское определение конституционной идеологии как неотъемлемого элемента правовой культуры, под которой* понимаетсясоставная часть конституционного правосознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, — убеждений, представлений и понятий о государстве, его.- развитии, конституционном строе, правах человека, механизмеих защиты, международных правовых стандартах и взаимных требованиях общества и-личности в, правотворческой и правоприменительной сферах.
5. Разработан и аргументирован перечень принципов формирования-правовой культуры, государственных гражданских служащих. К ним отнесены: приоритет прав, и свобод человека и гражданинапринцип законности в деятельности государственного гражданского служащегонепрерывность юридического образованиягласность, деятельности государственногоаппаратаповышение престижа государственной гражданский службы и авторитета государственных гражданских служащихправовая ответственность государственных гражданских служащихконтроль за законностью деятельности государственных гражданских служащихсоответствие правовых знаний государственных гражданских служащих требованиям, предъявляемым к занимаемой должности обеспечения должностного роста государственных гражданских служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств.
6. Предложен авторский проект Кодекса профессиональной этики государственного гражданского служащего Российской Федерации, где дана правовая, характеристика приоритетных направлений повышения правовой культуры государственного гражданского служащего Российской Федерации и реализации конституционного принципа законности вдеятельности государственной гражданской службы. Разработаны нормы профессиональной-этики и правила поведенияг государственных гражданских служащих, за нарушениекоторых государственный, гражданский служащий: привлекается-к. дисциплинарной ответственности и к мерам общественного-воздействия1. Положения' предлагаемого Кодекса могли бы найти своё отражение и в трудовом договоре (контракте) государственного гражданского служащего.
7. В целях повышения' уровня правовойкультуры государственных гражданских служащих, их активномучастиив деятельности и борьбе с коррупционными проявлениями в органе государственной власти, в обеспечении соблюдения принципа законности необходимо: а) дополнить в закрепленный/ статьёй 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень контрольных органов, также органов общественного контроля за деятельностью государственных гражданских служащихб) исключить содержащийся в статье 17 указанного закона запрет государственному гражданскому служащему публично высказывать сужденияи оценки, в том числе, в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа или государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется его актуальностью, научной новизной и сформулированными выводами. Материалы диссертации расширяют представление о конституционно-правовой природе правовой культуры государственных гражданских служащих, а также её правовой регламентации в действующем законодательстве.
В научный оборот введены новые и уточнены используемые в конституционном праве категории и понятия. Аргументированы подходы к решению проблемы формирования высокого' уровня правовой культуры государственных гражданских служащих, которые могут служить основой для дальнейших теоретических исследований в области конституционного права. Материалы диссертации могут быть использованы при проведении государственно-правовых исследований, отражающих особенности организации и деятельности государственных гражданских служащих.
В' диссертации обобщен научный материал, который послужил её исследовательской основой, и позволил сохранить преемственность в развитии правовой науки.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы и предложения, изложенные в диссертационном исследовании, обогащают теорию конституционного права и содействуют дальнейшему совершенствованию федерального законодательства, в частности, Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законов субъектов Российской Федерации, разработке новых законодательных актов, касающихся мер, направленных на организацию, профилактику и повышение правовой культуры государственных гражданских служащих В' современной России.
Содержание и выводы исследования могут бытьиспользованы в практической работе по проблемам повышения уровня правовой культуры, а также правового воспитания государственных гражданских служащих, при разработке и совершенствовании законодательства, в юридической и законодательной практике. Результаты исследования представляют также определенный интерес при разработке учебных курсов, и программ, учебников, учебно-методических пособий по конституционному праву России, а также в процессе преподавания других отраслевых юридических наук.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации’изложены в 8 научных публикациях автора, а также нашли свое отражение в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах. Результаты исследования использовались, в процессе преподавания курсов- «Конституционное право Российской Федерации" — «Правовые основы российского государства», «Организационно-правовые основы противодействия коррупции на государственной гражданской* службе» студентам и слушателям Института переподготовки и. повышения квалификации Московского городского университета управления Правительства’Москвы, а также при разработке методических рекомендаций по данным дисциплинам.
Структура и, объём диссертационного исследования обусловлена логикой научного исследования, отраженной в его целях* и^ задачах. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Исследование выполнено в, объёме, соответствующем требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В заключении следует еще раз отметить, в результате данного исследования, автором были сформулированы определения правовой культуры, правовой культуры государственных гражданских служащих, конституционной идеологии государственных гражданских служащих, конституционного правосознания, предложены основные критерии конституционности правовой культуры, разработан и аргументирован перечень принципов формирования правовой культуры государственных гражданских служащих, предложен авторский проект Кодекса профессиональной этики государственного гражданского служащего Российской Федерации, в рамках системного анализа обоснованы меры по повышению правовой культуры государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Исследование сущности, содержанияэволюции видов, типов и форм правовой культуры государственных гражданских служащих в современном российском обществе показало, что:
Во-первых, формирование правового государства в современной Российской Федерации тесно связано с развитием демократии, расширением прав и свобод человека и гражданина, совершенствованием организации и реализации верховной власти, урегулированием' отношений в обществе, основанных на верховенстве закона. Правовое регулирование, основанное1 на общеобязательных нормах, включающих идеи равенства, свободы и справедливости, воздействует насознание и поведение людей, упорядочивает социальные отношения, обеспечивает достижение интересов общества в целом. Решение данного вопроса связано с необходимостью преодоления различных негативных факторов в1 экономике, политике, культуре и в том числе деструктивных факторов, непосредственно влияющих на правовую культуру государственного гражданского служащего и правосознание государственного гражданского служащего.
Во-вторых, формирование правовой культуры государственных гражданских служащих это не обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
В-третьих, исследование правовой культуры государственных гражданских служащих как фактора развития российской государственности, показали следующее, что после длительной эпохи подавления прав и свобод личности в России начался процесс постепенного 'становления новых общественных отношений. Его главная" цель — общее благо, выраженное в правах и свободах человека. Именно на обеспечение и защиту прав и свобод человека российское общество должно эффективно направить свою энергию, свои нравственные и интеллектуальные силы. Правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре, гражданской активности и самоуправлении.
Так же в результате проведенного анализа автором сделаны следующие выводы, где отмечено, что:
— уровень развития демократии в обществе определяется не только признанием властью прав и свобод человека, включая ратификацию соответствующих международно-правовых документов, но и наличием эффективного государственного механизма их реализации и защиты. Конституционное правосознание как самостоятельное явление реализации прав и свобод личности в настоящее время подвергается различного рода деформациям и дефектам, что не способствует их полному осуществлению;
— деформация конституционного правосознания? является преградой практического воплощения идей Конституции Российской Федерации, тем самым не только не позволяет в полной мере реализовывать основные права и свободы личности (государственных гражданских служащих, с одной стороны, и граждан — с другой), но и ведет к затруднению — осуществления таких основных прав как достоинство, личная неприкосновенность, здоровье, социальное обеспечение. причины деформации правовой культуры государственных гражданских служащих, в значительной степени определяются' спецификой их профессиональной деятельности, и может быть классифицировано как профессиональное исходя из его содержания и особенностейдифференцированно относительно их знаний, правовых установок и ценностных ориентаций, профессиональных умений^ и навыковправовая культура является доминирующими элементами в механизме профессионального поведения, позволяющими должностным лицам принимать конкретные решения.
Таким образом, низкий, уровень, правовой культуры государственных гражданских служащих негативновоздействует на состояние конституционной законности и общественного правопорядка в государствеспособствует нарушению основных конституционных прав и свобод граждан,. снижает позитивную активность личности' и разрушает духовную, сферу общества.
Теоретические результаты. исследования позволилисделать.следующие практические рекомендации по отдельным самостоятельным направлениям: в сфере общегосударственной' стратегии — нацеленность государственной’политики-на защиту и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законных интересов личностивыработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан Российской Федерации, строжайшее соблюдение Конституции Российской Федерации и законов государственными-гражданскими.служащимив сфере правоприменения — обеспечение прямого действия норм Конституции Российской Федерации, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов при юридических ведомствахв сфере юридического воспитания — повышение общей нравственности граждан, популяризация правовых знаний (в том числе через средства массовой информации), пробуждение интереса к правовым знаниям и повышение их доступности, применение методов рекламы, развитие семейного правового воспитанияв сфере юридической науки и юридического образования — дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры государственных гражданских служащих, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных учрежденияхв сфере гражданского общества и личной инициативы — развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола.
К основным приоритетным направлениям, связанным с профилактикой, средствами и мерами правового воспитания и формирования правовой культуры государственных гражданских служащих следует отнести: совершенствование государственной гражданской службы в интересах развития гражданского обществам укрепления государствасоздание условий* для более полной реализации прав и свобод граждан Российской Федерации на новом качественном уровне (с использованием понятных и открытых для гражданского общества процедур вне зависимости от субъективного усмотрения конкретных должностных лиц) — внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службезаконодательное регулирование профессиональной этики государственных гражданских служащихсущественное изменение статуса государственного служащего путем конкретизации в должностном регламенте его прав и обязанностей и повышения материальных стимулов для эффективного решения стоящих перед ним задачвыработку мер по совершенствованию оплаты труда государственных гражданских служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерациинедостаточное использование современных технологий государственного управления, в том числе внедрение новых методов планирования, стимулирования и оценки деятельности государственных гражданских служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной гражданской службыприменение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной гражданской службы, оценки результатов служебной деятельности государственных гражданских служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) ростасовершенствование качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикойповышение конкурентоспособности профессионального образования: увеличение количества граждан, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификациисоздание системы непрерывного профессионального образования государственных гражданских служащих, совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений.
На наш взгляд, достаточно эффективным средством правового воспитания государственного гражданского служащего является также и правовая политика, осуществляемая самим Российским государством. В конституционном праве Российской Федерации правовая политика понимается как «деятельность государства по созданию' эффективного механизма правового регулирования по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности», или, что менее конкретно, как «деятельность государства по созданию правовых условий для возникновения и функционирования выгодных для государства процессов, изменений, происходящих в обществе"' Такимобразом, правовая политика как средство правового воспитания представляет собой «комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, установок, реализуемых в сфере действия* права и посредством права», направленных на повышение уровня правовой культуры в целом.
Также, исходя" из вышеизложенного, следует отметить, что строительство правового государства требует решительных мер, направленных на повышение уровня правовой культуры как среди государственных гражданских служащих, так и во всем, российском государстве. При этомдля повышения, ее уровня, как уже было отмечено выше, недостаточно лишь осуществления правового воспитания государственных гражданских служащих и совершенствования действующего законодательства — важно нивелировать значение всех факторов негативного социального развития, обеспечивающих эффективное повышение уровня правовой культуры.
Речь идет в первую очередь о формировании благоприятных экономических условий, о стимулировании духовной сферы жизни общества путем повышения общего образования граждан на основе пропаганды общих позитивных социальных ценностей. Только при реализации указанных мероприятий в комплексе можно говорить о возможности постепенного повышения уровня правовой культуры. Осознание гражданами своих прав и гражданских свобод, их соблюдение должны усилить созидательный потенциал личности и способствовать ее совершенствованию, укрепить стабильность государства. Только равноправные отношения общества и власти, действующие на конституционной основе, могут способствовать наиболее эффективному процессу, связанному с повышением правовой культуры на всей территории Российской Федерации.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 декабря.
- Всеобщая Декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) //Российская газета. 1998. -10 декабря.
- Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята ВС РСФСР 22 ноября 1991 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. -№ 52. — Ст. 1865.
- Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. — № 37. — Ст. 772.
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Действующее международное право. Т. 2. М., 1997.- 109 с.
- Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. -1995. 3 августа.
- Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Парламентская газета. 2001. — 17 июля.
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Парламентская газета. -2001. 14 августа.
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 22. — Ст. 2063.
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собраниизаконодательства Российской Федерации. 2004. — № 31. — Ст. 3215.
- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании» (в ред. федеральных законов по состоянию на 27 октября 2008 г.) // Российская газета. 2008. — 29 октября.
- Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская газета. 1993. — 18 мая.
- Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 т. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 24. — Ст. 2868.
- Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» // Российская газета. 1997. — 9 сентября:
- Указ' Президента- Российской Федерации от 10 января. 2000 г. №-24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. -2000. 18 января.
- Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов- служебного поведения* государственных служащих» // Парламентская газета. 2002. — 15 августа:
- Указ Президента Российской, Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О5 федеральной, программе „Реформирование государственной службы Российской, Федерации (2003 2005тоды)“» // Российская*газета. — 2002. — 23 ноября.
- Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 «О Совете при Президенте Российской. Федерации по борьбе с коррупцией» // Российскаятазета. 2003. — 26 ноября.
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Российская газета. 2005. — 3 февраля.
- Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительной профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 1.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. -№ 41.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2005 г. № 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006 2010 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. -№ 2. ^
- Рекомендации по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (письмо Министерства образования Российской Федерации от 21 ноября 2000 года № 35−52−172 ин/35−29).
- Закон города Москвы от 29 октября 1997 г. № 43 «О государственной службе города Москвы» // Тверская 13. 1997. — № 51.
- Диссертационные исследования и авторефераты
- Петров В.Р. Деформация правового сознания граждан России. Проблемы теории и практики: дис.. к. ю. н. Н. Новгород, 2000. — 198 с.
- Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис.. д. ю. н. Л., 1990. — 24 с.
- Монографии, учебники, учебные пособия
- Азаркин Н.М. История юридической мысли России: курс лекций. М.: Юрид. лит., 1999. — 475 с.
- Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001.-752 с.
- Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. — С. 44.
- Ахаезер A.C. Россия: исторический опыт. Т. 1. М., 1991. — С. 332−333.
- Байтин М.И. О нормативно-классовом понимании нрава // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. Саратов, 1981. — С 23.
- Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. -Екатеринбург, 1998.-С.32.
- Бережнов А.Г. Правосознание и содержание права: детерминирующие факторы и самостоятельное значение / Проблемы теории государства и права: учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. — С. 310 — 311.
- Вебер М. Избранное. Образ общества / пер. с нем., М.: Юрист, 1994.-704 с.
- Волженкин Б.В. Коррупция. Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. — СПб., 2002. — С. 15.
- Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М.: Академия МВД РФ, 1992. — С. 171.
- Голунский С.А., Строгович М. С. Теория государства и .права. -М., 1940.-С. 101−171.
- Гранат H.JI. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: академический курс. М., 1999. — С. 385.
- Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб.: Знание, 1996.-С. 84−97.
- Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. Туманова В. А. — М.: Междунар. отношения, 1999. -400 с.
- Деринг Д. Либерализм: размышления о свободе / пер. с нем. // Фонд Фридриха Науманна. М.: Комплекс-Прогресс, 2001. — 53 с.
- Дженис Р., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (практика и комментарии) / пер. с анг. М.: Права человека, 1997.640 с.
- Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004. — С. 81.
- Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социальной теории. Л., 1964.-С. 29.
- Кистяковский Б. А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. — С. 112.
- Клищ H.H. Методы повышения эффективности финансового управления в органах исполнительной власти / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004.
- Колосов В.А. Право и правосознание в России // Юридическая практика. № 19. М., 2002. — С. 28 — 30.
- Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности. JL, 1971.-С. 24.
- Курильски-Ожвен Ш., Здравомыслова М. Ю., Арутюнян О. М. Образы права в России и Франции. М.: Аспект-пресс, 1996. — 215 с.
- Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 1994.-С. 248.
- Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. -М., 1987.-С. 93.
- Лившиц Р.З. О легитимности закона // Теория права: новые идеи. М.: ИГПАН, 1995. — № 4. — С. 18.
- Лившиц Р.З. Теория права. М.: Бек, 1994. — С. 210.
- Локк Д. Собр. соч. в 3-х т. Т. 3. -М.: Мысль, 1985. 668 с.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизмекультуры // Лотман Ю. М. СПб.: Семиосфера, 2000. — С. 45.
- Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996. -С. 509.
- Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996. — С. 21.
- Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. -Саратов, 1995.-С. 498.
- Михайлова Н.В. Познание истории: Ключ к прошлому, настоящему будущему. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — С. 215.
- Неволин К.А. Исследования о различных предметах законоведения. Полн. собр. соч. Т. 6. СПб., 1859. — 643 с.
- Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. М.: Российское право, 1992. -С. 23.
- Нерсесянц B.C. Право математика свободы. — М.: Юрист, 1996. -С. 157.
- Оболонский A.B. Бюрократия и государство. М.: ИГП РАН, 1996. -С. 67.
- Общая теория государства й права: учебник / под ред.В. В. Лазарева М.: Юристь, 2000. — 520 с.
- Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.-512 с.
- Остроумов Г. С. Правовое сознание действительности. М.: Наука, 1969.-С. 172.
- Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. — 178 с.
- Паршин A.M. Основы государственности в применении к современной России. М., 1905. — 23 с.
- Петражицкий Л.И. Теория права в связи с теорией нравственности. Серия «Мир культуры и философии». СПб.: Лань, 2000. -С. 382−407.
- Поляков O.A. Юридические коллизии и социальные конфликты //
- Современные гуманитарные знания. М., 2003. — С. 18−21.
- Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. B.C. Нерсесянца- M.: НОРМА-М, 1999. 832 с.
- Протасов В.Н. Теория права и государства // Проблемы теории права и государства. М.: Новый юрист, 1999. — С. 240.
- Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. -Л., 1925.-С. 2, 196, 274.
- Соловьёв B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. — 561 с.
- Соловьёв B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990. — С. 317.
- Сорокин П. Учение о законном праве. Серия «Классики русской философии права». СПб.: Юридический институт, 1998. — 174 с.
- Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Книга 1. М.: Институт социологии, 1995. — С. 24.
- Теория государства и права. Учебник / под ред. Бабаева В. К. -М.: Юристь, 2005. 592 с.
- Теория государства и права: учебник / под ред. В. М. Корельского, В.Д. Перевалова- М.: Норма, 1998. 570 с.
- Тихомиров Ю.А. Дефекты законотворчества. Серия: Конфликт закона и общества // Конституция и закон: стабильность и динамизм / под ред. В. П. Казимирчука М.: ИГП РАН «Юридическая книга», 1998. — С. 208.
- Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит., 1994. — С. 8 — 13.
- Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике ученийо праве. М.: Наука, 1971. — 384 с.
- Туманов В.А. Учение о праве // Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993. — С. 544.
- Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 12. М.: Гослитиздат, 1958.-С. 895.
- Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968. — С. 75.
- Фабер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. -М.: Мысль, 1963. С. 206.
- Фридман JL Введение в американское право. М., 1993. — С. 43.
- Хомяков A.C. Записки о всемирной истории. Поли. собр. соч. в 8 т. Т. 2-М., 1900.-С. 94.
- Храпонюк В.Н. Теория государства и права. М.: ДДТ, 1995. — С.377.
- Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. В 2-х т. М.: Юридический колледж МГУ, 1995.-С.362.
- Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. — 548 с.
- Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества.-Л.: ЛГУ, 1961.-С. 26.
- Статьи из журналов и газет
- Алейникова О.П. Понятие правомерного поведения // Проблема совершенствования советского законодательства. М., 1977. — С. 8 — 9.
- Алексеев С.С. «Право власти» и право гражданского общества // Независимая газета. — 1995. 23 марта.
- Алешин Ю.А. К вопросу о противоречиях между нормами права и морали // Правоведение. 1971. — № 2.
- Баранов П.П., Витрук Н. В. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы // Право и жизнь. 1992. — № 1.
- Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория исоциальная реалия // Государство и право. 2001. № 5, С. 16—17.
- Башкирова Е. Трансформация ценностей демократического государства (1995 1999) // Правозащитник. — 2000. — № 3. — С. 50 — 74.
- Бенин B.JI. Развитие гуманизма от утопии к науке // Вестник ВЭГУ.- 1999.-№ 10.-С. 6−12.
- Болонина С. В. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного анализа // Юрист. 1999. — № 10. — С. 66 — 72.
- Бородин В.В., Боер В. М. Факторы правовой информированности личности // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел / под общ. ред. С. Ф. Зыбина. СПб., 1993. — С. 88 -94.
- Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. —№ 7. — С. 13 — 19.
- Волобуев А. Борьба с преступностью особенно хорошо выглядит на бумаге // Независимая газета. — 1994. 2 июня.
- Вопленко H.H. Социальная справедливость и формы её выражения в праве // Советское государство и право. —1979. — № 10.
- Воротников В. Теневая власть над Россией. «Демократия» с криминальным менталитетом // Обозреватель. 2002. — № 6.
- Гойман В.И. Правонарушение и юридическая ответственность // Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М!, 1994. — С. 200−201.
- Голаган И.А., Василенко A.B. К проблемам правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. — № 4.
- Гранат H.JI. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики // Проблемы действия права в новых исторических условиях. М.: Академия МВД РФ, 1993.-С. 30−44.
- Грязин И. Правовое государство // Новый, мир. 1988. — № 8. — С. 114−129.
- Гусейнов A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия //Вопросы философии. 1995. -№ 5.
- Демин В., Катышев М. Проблемы теневой юстиции в России // Вестник аналитики. 2001. — № 4.
- Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. — № 2. — С.22 — 24.
- Есипова И. А. Бездействие как форма правового поведения // В сб. Современные проблемы правоохранительной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград: ВСШ МВД России, 1995. — С. 126 — 129.
- Жеругов Р.Т. Вопросы правомерного поведения личности // Правовое регулирование общественных отношений. М., 1977. — С. 18−25.
- Зайцева С.Г. Злоупотребление правом // Юрист. 2003. — № 4. -С. 10−11.
- Зорькин В.Д. Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы // Журнал российского права. 2006. —№ 12. -С. 14−17.
- Исаков В.Б. «Круглый стол» на тему: Конституционные институты в России: эволюция или новая революция? Может ли ельцинская Конституция быть гарантом гражданского мира? // Независимая газета. -1997.- 13 марта.
- Казимирчук В.П. Правовая информированность личности: юридические и социологические аспекты // СССР Болгария: правовая информированность личности. — М: ИГП АН СССР, 1984. — С. 3 — 8.
- Карпенко A.C. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 1985. -№ 5. С. 72 — 81.
- Кейзеров Н. Тупики беспредела. О политике и практике за гранью разумного // Известия. -1991.-14 ноября.
- Керимов Д.А. Психология и правоведение: некоторые аспекты взаимодействия // Психология и право. М., 1985. — С. 18 — 25.
- Кистяковский Б. А. В защиту права. (Интеллигенция иправосознание) Вехи. Из глубины. // Вестник Московского университета. -Сер. 7. Философия. — 1990. — № 3. — С. 49 — 70.
- Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. -№ 6. -С. 141 — 159.
- Клевцов C.B. Проблема правового порядка в юридической теории // Юридический мир. -2007. — № 1.
- Кожевников С.Н. Социально-правовая активность: содержание и субъекты // Правоведение. 1981. — № 3. — С. 17 — 25.
- Кох И. А. Нравственные аспекты коррупции. // Чиновник. № 7. Уральская академия государственной службы. 2000. — С. 15 — 18.
- Кравченко И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. — 1999. — № 1.
- Кривушин JI.T. О структуре и понятии политической власти // Человек и общество. Вып. 5. — JL, 1969.
- Крутиков М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в современной России // Современное право. 2007. — № 6.
- Крылов Б.С. Концепция развития законодательства в сфере федеративных и национальных отношений // Правовая реформа: концепции развития российского законодательства / Ред. кол.: Л. А. Окуньков и др. М., 1995.-С. 32−42.
- Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. -№ 3. — С. 3 — 8.
- Кузнецов Э. Кризис современного правосознания // Правоведение. 1994. — № 3.
- Лазарев В.В. Выявление закономерностей правомерного поведения // Сов. государство и право. 1983. — № 11. — С. 19−25.
- Лейст О.Э. Три концепции права // Государство и право. — 1991. —12.
- Лукашева Е.А. Правосознание, правовое воспитание и правовая культура // Советское государство и право. 1976. — № 1.
- Лунёв B.B. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Государство и право. — 1998. — № 5.
- Малейн Н.С. Закон ответственности и злоупотребления правом // Советское государство и право. 1991. — № 11.
- Малько A.B. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. — № 6.
- Малько A.B. Популизм и право // Правоведение. 1994. — № 1.
- Манов А.Г. Взаимодействие политического и правового регулирования // Соц. законность. 1986. — № 3. — С. 10−12.
- Марченко М. Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России // Вестник Московского университета. — 2001. — № 6. — С. 3 13.
- Марышев А.К. О понятии правового общения // Известия ВУЗ. Правоведение. 1991. —№ 5.
- Марьяновский В.Л. Российский экономический менталитет // Государство и право. 1999. -№ 6. — С. 12−13.
- Матузов Н.И. Активная жизненная позиция и право // Сов. государство и право. 1984. — № 3. — С. 20 — 26.
- Морозова И. С. Место и роль льгот в правовой политике государства // Правоведение. 1997. — № 4. — С. 150.
- Мушинский В. О. Сумерки тоталитарного сознания // Государство и право. — 1992. — № 3 .
- Нерсесянц B.C. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. 1988. -№ 5. — С. 19−31.
- Нерсесянц B.C. Пути развития правового государства и права: история и перспективы // Пульс реформ (юристы и политологи размышляют). М.: Прогресс, 1989. — С. 30 — 48.
- Новгородцев П. Право и нравственность // Правоведение. 1995.
- Оболонский A.B. Консервативные стереотипы сознания кактормоз перестройки и средства их преодоления// Советское государство и право, 1987. -№ 10.
- Огурцов А. С кем боремся? // Завтра. 1998. — 31 марта.
- Ослунд А. Право в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. — № 1. — С. 80 — 85.
- Плетников Ю.К. Общественная структура: проблемы и перспективы развития // Философские науки. 1982. — № 1. — С. 3 — 12.
- Покровский И.Ф. О правовой активности личности и формировании ее правосознания // Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. 1971. № 17. Вып. 3. С. 143 — 147.
- Рой Д. Кинг. А у нас не как у вас // Человек: преступление и наказание. 1993.-№ 1.-С. 58−60.
- Рудинский Ф.Н., Шапиро Н. А. Правосознание граждан в сфере реализации свободы совести и практика её осуществления: По материалам социологических исследований // Советское государство и право. 1988. — № 12.
- Руднев В. Стабильность Конституции основа развития государства // Российская юстиция. — 1997. — № 4.
- Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание отражение в конституции // Государство и право. 1993. — № 10:
- Синюков В. Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991. Вып. 9. — С. 75.
- Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. 1996. — № 10.-С.З-15.
- Третьяков В. Презумпция номенклатурное&trade-. Об одном из главных зол русской политической системы // Российская газета. — 2004. 21 октября.
- Трунов И.Л. Закон о борьбе с коррупцией или концепцияадминистративной реформы? // Юрист. 2003. — № 3. — С. 6 — 9. «
- Туманов В.А. Что скрывается за «возрождением» естественного права в современной буржуазной юриспруденции // Советское государство и право. 1954. — № 5. — С. 88 — 97.
- Хабибулин А.Г., Рахимов Р. А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1998. № 3. С. 1120.
- Хэндли К. Перелистывая правила игры в России: спрос на право- забытый вопрос // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2006. — № 1. — С. 74 — 80.
- Чайка Ю.Я. Укрепляя российскую государственность // Юрист. -2003.-№ 4. -С. 2−7.
- Черниловский З.М. Ложь и приблизительность в жизни права // Советское государство и право. 1987. — № 4.
- Шишков Ю. Рынок и социальная защищенность // Наука и жизнь.- 1991.-№ 1.
- Chomsky N. Goverment and Democracy. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press. 1996. P. 3 18.
- Coser L. A. The function of social conflict. Sociological theori. London, 1957. P. 36.
- Gross S., Hutchinson J. F. Society in Revolutionary Russia.
- Bloomington. Indiana University Press. 1990. 86 p.
- Harri Pol, 13 January 2006, № 4.
- Havighurst R. 1. Developmental Tasks and Education. — N. Y., 1972.1. P. 25.
- Heidegger M. Der europaische Nihilismus. Pfulingen. 1967. S. 7.
- Jordan Sh. M. The Moral Community and Persons // Philosophy Today-Cejina (Dhio). 1986. Vol.30. № 2/4. P. l 13.
- Remington T.R. Russia and the «strong state» ideal. EECR. Vol. 9. Nos. ½, Winter/Spring 2000.
- Tocqueville A. Democracy in America: Law and Freedom. New York. Cambridge University Press. 1999. P. 24 27.
- Watson P. The Rise of Nihilism in Russian Society. N. Y.: The New Press. 1996. P. 12−17.
- Статьи из энциклопедии и словаря
- Психология. Словарь / под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г., -М.: Политиздат, 1990. С. 494.
- Современный словарь иностранных слов / сост. Гришина Е. А., М., Русский язык, 1993. С. 739.
- Философская энциклопедия / сост. Гайденко П., Новиков А., Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1967. — С. 592.
- Философский энциклопедический словарь / под ред. Ильичева А. Ф., Федосеева П. М. М.: Совет. Энциклопедия, 1983. — С. 680.
- Энциклопедия для законоведения. В 2-х т. Т. 1. Киев, 1839.633 с.