Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нормативно-правовое регулирование экономической системы в условиях трансформации современного российского общества и государства: Политико-правовое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержательно, роль права в регулировании экономики в современных обществах с рыночной экономикой можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право — это средство… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты исследования соотношения экономики, государства и права
    • 1. Экономические процессы современного государства: форма, сущность, политико-правовая обусловленность
    • 2. Правовая природа экономической функции государства
    • 3. Историко-правовой анализ государственно-правового регулирования экономических отношений
  • ГЛАВА II. Экономическая система современной России: от кризиса к перспективам развития
    • 1. Государственно-правовое воздействие на экономику в постсоветском российском обществе
    • 2. Государство и право в переходный период: роль в становлении новой экономики

Нормативно-правовое регулирование экономической системы в условиях трансформации современного российского общества и государства: Политико-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Сегодня, эффективная рыночная экономика, фактически, не рассматривается без активной регулирующей роли государства. Способность нерегулируемого рынка в современных условиях спонтанно обеспечивать равновесие и высокую эффективность экономики, оценивается как весьма ограниченная. Считается, также, что и исторически «стерильная» и полностью саморегулирующаяся экономика никогда и нигде в мире не существовала и принципиально не могла существовать.

Свободный рынок как абсолютное конкурентное пространство является лишь абстракцией, теоретической конструкцией, необходимой для целей научного исследования. В лучшем случае свободный рынок может быть лишь некоторым фрагментом реального рынка. Но даже если абстрактно допустить, что где-то имеется рынок с такими свойствами, то и при этом не все экономические проблемы могут быть решены по принципу «невидимой руки». Словом, та или иная форма и мера воздействия сегодняшнего государства на экономическую жизнь, безусловно, необходима и практически никто из современных исследователей этого не оспаривает. Сложилось достаточно отчетливое понимание, что для того чтобы современный рынок заработал, нужен как минимум рыночный механизм, который не возникает стихийно, а создается обществом при активном участии государства, действующего в рамках права и юридическими средствами. Научные (да и политические) дискуссии касаются, главным образом, пределов, задач, юридических механизмов и средств государственного регулирующего воздействия на экономику.

В этих дискуссиях отмечается, что в современных условиях государственное регулирование экономической сферы решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т. п. Конкретные направления, масштабы, механизмы и средства государственного регулирования экономики связываются, в том числе, с характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. При этом социальная стабильность нередко называется в качестве основного критерия выбора возможных стратегий государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства можно представить, прежде всего, как систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами и учреждениями в обеспечения эффективного, надежного функционирования рыночных механизмов. Такое понимание государственного регулирования экономики в большей степени относится к государствам со сложившейся системой экономических отношений и реально действующими экономическими механизмами, свойственными тому или иному типу экономики.

Попытки осмыслить названную проблему осуществлялись, если можно так выразиться, в функциональном разрезе. Преобладание односторонних подходов государствоведов, с одной стороны, и экономистов, с другой — приводило к тому, что проблемы государственно-правового регулирования экономики разрабатывались как бы для совершенно разных объектов. Одни выявляли границы государственного вмешательства в экономику, экономически оправданные функции государства, требования к формам и методам нормативно-правового регулирования экономики, другие изучали возможности сохранения основ государственности. При этом в одном случае доминировали политические, а в другом — экономические проблемы. Поэтому можно обоснованно сделать вывод об актуальности специального анализа проблем государственно-правового регулирования экономики в условиях проводимых в России реформ.

Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных ученых, занимавшихся изучением проблем формирования экономической политики государства, на наш взгляд, следует выделить следующих известных экономистов: А. Маршалла, Дж. Кейнса, Р. Харрода, Е. Домара, Э. Хансена, Дж. Робинсон, П. Самуэльсона, П. Сраффа, Н. Калдора, М. Фридмена, Ф. Хайека, А. Мельтцера, JI. Эрхарда, Дж. Стиглица и др.

В России те или иные аспекты проблемы правового регулирования экономической системы государства были предметом исследований в общетеоретической и отраслевой литературе, например: Л. И. Абалкина, А. Архинова, С. С. Алексеева, А. П. Алехина, Л. И. Антоновой, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, Д. Н. Бахраха, О. И. Бекетова, Я. М. Бельсона, А. Г. Богатырева, С. Н. Братуся, Г. Н. Борзенкова, А. Б. Венгерова, И. А. Возгрина, Е. Т. Гайдара, Л. Д. Гаухмана, А. П. Герасимова, А. Городецкого, М. И. Еропкина, А. Э. Жилинского, Э. Н. Жевлакова, О. А. Жидкова, Т. И. Заславской, А. В. Зиновьева, В. Д. Зорькина, Р. Ф. Иванова, С. В. Игнатьевой, И. А. Исаева, И. И. Карпеца, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, А. И. Королева, В. В. Лазарева, В. Д. Леготкина, Г. Ф. Лукьянца, Г. В. Малышева, В. М. Манохина, М. Я. Масленникова, С. М. Меньшикова, Г. К. Мишина, И. Б. Михайловской, B.C. Нерсесянца, А. С. Никифорова, Г. И. Никерова, В. Ф. Попондопуло, Б. И. Пугинского, В. М. Рутгейзера, В. П. Сальникова, А. А. Сергеева, В. Д. Сорокина, Л. И. Спиридонова, С. В. Степашина, Л. Б. Тиуновой, В. А. Туманова, А. Г. Хабибулина, З. М. Черниловского, С. С. Шаталина, И. В. Шмарова и др.

Большой вклад в разработку юридического аспекта проблемы, внесли А. В. Венедиктов, P.O. Халфина, Н. В. Витрук, В. П. Грибанов, Г. В. Матузов, Ю. К. Толстой, В. П. Чхиквадзе, Д. А. Керимов, А. И. Экимов, С. Сабикенов, В. В. Степанян, Н. А. Шайкенов и др.

Объектом исследования выступает сфера соотношения права и экономики как двух взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых институтов современного российского общества.

Предмет исследования — субъект — объектные общественные отношения, возникающие в процессе государственно-правового регулирования экономической системы в условиях перехода России к демократическим основам социальной жизни.

Цели и задачи исследования. Целью работы выступает теоретико-правовой анализ сложившихся концептуальных подходов к исследованию трактовок понятия, сущности, содержания и пределов правового вмешательства в рыночную экономику, правовых и организационных форм, а также соотношения методов государственно-правового регулирования экономических отношений и уровня развития экономической системы России.

Цель исследования предопределила постановку ряда основных задач, решение которых и составляет содержание данной работы:

— провести теоретико-правовой анализ существующих подходов к пониманию сущности государственно-правового вмешательства в экономическую сферу;

— уяснить природу и сущность интереса как критерия необходимого правового вмешательства государства в экономику;

— выявить правовые и организационные формы государственно-правового регулирования экономики;

— определить наиболее оптимальные формы и методы юридического воздействия на общественные отношения в сфере экономики;

— выработать предложения по совершенствованию правовой политики российской государственности в экономической сфере, применительно к общемировым интеграционным процессам.

Методологическую основу исследования составили современные приемы познания, выявленные наукой и апробированные практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие методы, принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, общего и особенного, единичного, и уникального.

Научная новизна диссертации. В работе рассматриваются общие комплексные проблемы, характеризующие как становление и правовое опосредование рыночной системы современной российской государственности, так и особенности форм государственно-правового регулирования социально-экономических процессов на этапе модернизации российского общества. Предпринята попытка определить параметры воздействия нормообразующих правовых предписаний на систему социально-экономических отношений в России.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Усложнение в ходе исторического развития экономических связей, зарождение и становление рыночных механизмов предопределяют необходимость государственно-правового воздействия на экономические процессы, а также трансформацию российской государственности.

— Через правовое опосредование государство закрепляет экономические отношения, облекая их в юридическую оболочку. Иначе говоря, при разработке и принятии правовых актов государство обязано оформить подлежащие регулированию экономические отношения в такую правовую форму, которая наилучшим образом соответствовала бы своему конкретному экономическому содержанию. Необходимо чётко отличать две различные государственно-правовые категории: правовые формы экономической деятельности государства (правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную) и правовые формы экономических отношений. Первые представляют собой правовое оформление государственной деятельности, т. е. процесс использования государством права как инструмента регулирования экономических отношений, вторые следует рассматривать как правовое оформление экономических отношений, вследствие чего последние получают новое качество и поддаются государственно-правовому регулированию.

— Содержательно, роль права в регулировании экономики в современных обществах с рыночной экономикой можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право — это средство достижения социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя. По сути, принимая во внимание указанную роль права по регулированию экономических процессов, а, также учитывая относительную самостоятельность правовых институтов и средств от сиюминутных особенностей переходного периода, можно говорить о том, что право институционально оформляет (облачает в правовую форму) существующие экономические отношения в обществе, придает рыночным механизмам статус правовых отношений, что позволяет праву влиять на развитие таких отношений, осуществлять их охрану присущими ему специфическими средствами.

— Современный этап развития российского государства характеризуется как переходный, государство решает следующие важные задачи в сфере экономики: создание системы регулирования рыночной экономики, демонополизация различных сфер и формирование здоровой конкурентной среды, эффективное преобразование наиболее важных государственных систем — налоговой, кредитной, бюджетной, денежно-кредитной и т. д. Направления, формы и методы, механизм деятельности государства не остаются неизменными, вместе с развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства;

— В числе общих черт и признаков, характеризующих современное переходное состояние государства и общества, вне зависимости от временных или любых иных факторов их существования и развития, можно выделить следующие: а) все государства и правовые системы переходных типов возникают, по общему правилу, в результате различных социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформб) переходное состояние экономики, государства и права содержит в себе несколько возможных вариантов их дальнейшей эволюции, альтернативного развитияв) переходное состояние общества, неизбежно связано с резким изменением характера и масштабов традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населенияг) для переходного типа государства и права свойственно временное ослабление их социальных, политических и идеологических основ;

— Анализ основных форм и методов воздействия нормообразующих правовых предписаний, содействующих возникновению и формированию рыночных отношений в России, обосновывает тезис о необходимости сохранения ведущей роли государства в регулировании экономических процессов в переходном состоянии общества, так как это диктуется четырьмя обстоятельствами. Во-первых, только государство, как официальный представитель общества способно проводить в жизнь определенную экономическую политику в масштабе всей страныво-вторых, только государство обладает таким универсальным средством управления делами общества, как законодательство и в силу этого устанавливать правовой режим экономических отношений, закреплять правовые основы функционирования рынкав-третьих, государство располагает специальным аппаратом охраны и защиты института собственности, обладает монополией на осуществление принуждения в этих целяхв-четвертых, государство аккумулирует в своих руках (через государственный бюджет) средства для обеспечения развития национальной экономики.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем научные положения, выводы и рекомендации могут иметь существенное значение на современном этапе развития реформ в Российской Федерации, так как недостаточная урегулированность экономических явлений влечет за собой многочисленные правонарушения в экономической сфере.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над диссертацией. Этим обеспечивались достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научных поисков. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в опубликованных работах, излагались в докладах на научно-практических конференциях и семинарах.

Структура работы определяется ее объектом, целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ экономической сферы российской государственности, ее основных элементов, а также общественных предпосылок приводит к выводу о том, что перед Россией стоят неотложные задачи, от решения которых зависит само ее сохранение как государства.

Решение структурно-организационных, процедурных и ресурсных вопросов является необходимым условием успешного проведения рассматриваемого комплекса работ, поскольку современные экономические системы можно реализовать только на принципах создания больших систем, характерных для функционирования таких комплексов, как энергетические, транспортные, военно-промышленные и другие системы, действующие в крупных государствах. Акцентирование внимания на такого рода аналогиях становится весьма важным, поскольку в настоящее время предпринимаются попытки представить реализацию этих задач в первую очередь на уровне действий административных или законодательных структур, преимущественно путем создания и утверждения некоторой совокупности правовых актов и инструктивно-методических материалов.

Несмотря на отсутствие системности в разработке и принятии законов, в России удалось в основном завершить формирование правового фундамента рыночной экономики. Благодаря реформированию правового поля повышена степень открытости экономики, положен конец монополии государства в торговлерасширены возможности валютных операцийдействуют единые обменные курсы валютпроведена апробация нового механизма ценообразования — освобождены цены на большинство товаров. Сделаны заметные шаги к экономической свободе предприятий и организаций — важнейшему условию эффективного предпринимательства и главной движущей силы развития всей национальной экономики. Предприятия независимо от вида собственности впервые получили правовую возможность самостоятельно действовать. Обозначены направления коммерциализации госпредприятий и реализованы меры перехода от изжившей себя практики тотального бюджетного финансирования народного хозяйства к его экономическому (рыночному) регулированию на основе инвестирования производственной сферы через коммерческое кредитование, продажу акций и облигаций и т. п. К концу ХХ-го — началу XXI-го вв. в России завершился начальный этап создания основных рыночных институтов: сформировались система коммерческих банков, валютная биржа, фондовый рынокзавершился первый этап приватизации. Не стало планово-распределительной системы и всех тех проблем, которые она порождала. Бесспорны успехи в либерализации экономики, изменении характера потребительского рынка, создании начальных условий для частнопредпринимательской деятельности.

Тем не менее важнейшим обстоятельством, не позволяющим положительно оценивать результаты реформирования национальной экономики за рассматриваемый период, явилась все еще ощущаемая недостаточность законодательной базы, способной стимулировать создание в национальной экономике необходимой конкурентной среды и жесткого контроля собственников над деятельностью предприятий (и их менеджеров). Одним из результатов этого явился общепризнанный рост теневой экономики, не ослабевающая коррупция, усиление «налогообложения» со стороны криминальных структур синхронно с ростом налоговой задолженности.

Непоследовательность экономической политики, социальное напряжение, политическое противостояние различных партий и ветвей власти привели к снижению темпов реформ, отходу от первоначальной принятой модели реформирования. Большинство собственников и менеджеров предприятий так и не смогли понять, в какой экономической среде они функционируют. Правящая элита страны не выработала какой-либо четкой модели развития национальной экономики России. Отрицание монетаристского подхода к реформам, начатым Е. Т. Гайдаром, не сопровождалось какими-либо определенными предложениями, кроме декларирования необходимости усиления роли государства в регулировании национальной экономики. Эта неопределенность отрицательно сказывалась на всех аспектах экономической деятельности: затягивался кризисный этап переходного периода, снижалось доверие к стране со стороны иностранных и отечественных инвесторов.

Тем не менее к настоящему времени основные рыночные реформы, необходимость которых в конце 80-х начале 90-х годов признавалась практически всеми, оказались большей частью позади. Российская экономика стала рыночной, граждане России — несравненно более свободны.

В заключение отметим, что мы не ставили перед собой целей охватить весь круг вопросов этой чрезвычайно обширной проблемы, так как она и не может быть изложена в рамках одного исследования.

Важной целью государственной экономической политики должно стать создание благоприятных условий для экономического развития каждого региона, реализация принципов экономического федерализма во взаимоотношениях и распределении полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Местные органы власти должны обладать достаточными полномочиями и доходами для организации социального обеспечения населения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, контроля над эффективностью природопользования. Для этого в налоговой системе необходимо предусмотреть нормативы разведения налоговых поступлений между разными уровнями государственного бюджета таким образом, чтобы каждому уровню управления соответствовала надежная доходная база для финансирования возложенных на него функций. Доходы бюджетов субъектов Федерации не должны зависеть от произвола федеральных чиновников, так же как и доходы бюджетов органов местного самоуправления не должны определяться благосклонностью региональных властей.

Разумеется, простым разведением налоговых доходов по уровням управления всех проблем формирования доходной базы территориальных бюджетов не решить. Разные природно-климатические условия, разная демографическая ситуация, разный уровень накопленного потенциала предопределяют существенные различия в доходной базе отдельных территорий по сравнению с необходимым уровнем бюджетных расходов. Особую проблему составляет бедственное положение районов Севера и моноотраслевых городов с депрессивными производствами. Решение этих проблем невозможно без соответствующих усилий на федеральном уровне. Необходима активная федеральная политика по решению региональных проблем путем осуществления целевых программ структурной перестройки и подъема депрессивных территорий.

На территориях, которые находятся в особо сложных условиях по объективным причинам их географического положения (в частности, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, зоны радиоактивного заражения, Калининградская область, другие удаленные регионы), целесообразно введение льготного режима хозяйственной деятельности. Такой льготный режим может предусматривать снижение ставок налога на прибыль, предоставление новым предприятиям налоговых каникул, создание локальных свободных экономических зон с льготами по таможенному режиму.

Поддержание на всей территории России единого экономического пространства требует соответствующей политики на транспорте и связи. В частности, для перевозок в районы Севера и Дальнего Востока целесообразно восстановить субсидии на транспортные перевозки и услуги связи. Для обеспечения единого экономического пространства необходима и соответствующая политика в электроэнергетике, предусматривающая одинаково надежный доступ потребителей к электроэнергии на всей территории страны.

Необходимо четкое разделение полномочий между федеральным и региональным уровнем в части регулирования хозяйственной деятельности и обеспечения социальных гарантий. Соблюдая уже предусмотренные законодательством принципы обеспечения функционирования на всей территории страны единой денежной системы, единой таможенной территории, единого экономического пространства, предполагающие концентрацию соответствующих функций в Центре, целесообразно расширять полномочия региональных и местных органов власти по вопросам организации землепользования, защиты прав потребителей, регулирования рынка недвижимости, привлечения инвестиций, социального обеспечения и другим направлениям, имеющим региональную специфику. В целом распределение функций по уровням территориального управления следует вести, прежде всего, исходя из интересов и прав граждан, которые должны обеспечиваться оптимальным образом на всей территории страны во всех субъектах Федерации.

На пути создания в России правовой государственности и подлинно рыночной экономической сферы общества немало трудностей, однако чем быстрее и глубже мы изучим указанные проблемы, тем легче будет государству и обществу, политическому руководству и общественным движениям, партиям и государственным организациям находить наиболее приемлемые решения сложнейших задач, вставших перед нами в период обновления государственного регулирования экономико-правовых отношений личности, общества и государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6.
  2. Л.И. Рынок в экономической системе социализма. Статья в книге: Радикальная экономическая реформа: Истоки. Проблемы. Решения /Сост.: И. Е. Ермишин, Ю. А. Лавренов, В. Н. Семенюта, С.А. Степанов- Под ред. В. И. Купцова. М.: Высш. школа, 1990.
  3. Ф. О правлении властителей. // Политические структуры эпохи феодализма в западной Европе (VI-XVII вв.). Л., 1990.
  4. А.Л., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
  5. С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995 — 225 с.
  6. . С.С. Философия права. М.: Издательство НОРМА, 1998.
  7. Алексеев.С. С. Социальная ценность права в советском обществе. М.: Юрид. лит-ра, 1971.
  8. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996.
  9. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. (Мировой опыт и Россия.) // Вопросы экономики. 1996. — № 9.
  10. Аристотель. Политика // Соч. М., 1988. Т.4.
  11. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1983.
  12. М.Н. Государство и номенклатура: попытка необходимых уточнений // Полис. 1996. — N 2.
  13. Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с франц. -М.: Текст, 1993 г.
  14. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики.-М. 1994, № 12.
  15. Г. В. Государственное управление, проблемы методологии правового исследования. -М., 1975 г.
  16. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного анализа). -М., Политиздат, 1972 г.
  17. Я.У. Постмодернизм в познании общества// Полис, № 3, 1992 г.
  18. А.А., Ковалев A.M. Собственность. Власть. Политика. -М., МГУ, 1996 г.
  19. А.А. Криминальная статистика как показатель состояния общества// Соц. исслед., № 8, 1997 г.
  20. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1987 г.
  21. Ю.М. От военной доктрины к военной реформе: правовые основы обороны, безопасности и военного сотрудничества в РФ// Независимая газета, 1997 г., 27 марта.
  22. И. JI. Функции органов управления// Правовые проблемы оформления и реализации. -М., 1976 г.
  23. С.Е. Геостратегические и внешнеполитические приоритеты России// Вопросы экономики, 1994, № 5.
  24. Большая Советская Энциклопедия. -М., Советская энциклопедия. 1973 г.
  25. В.Н. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). -М., МГУ, 1990 г.
  26. С. Убийство из сострадания// ОНС, № 4, 1992 г.
  27. Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия// Соц. исслед., № 7, 1997 г.
  28. А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое// Социально-политический журнал, 1996, № 1.
  29. В.Н., Чащин О. В. Компетенция органов государственной власти республики — субъекта Российской Федерации: теоретические основы и начала правового регулирования. -Уфа, 1998 г.
  30. В.К., Баранов В. М. Общая теория права // Краткая энциклопедия. Н. Новгород: Ниж. юрид. институт, 1997.
  31. В.К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: Юристь, 1998.
  32. М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Издательство Саратовского университета. 1979.
  33. П.Л. Ранее государство, предгосударство, протогосударство: игра в термины? // Ранние формы политической организации. М., 1995
  34. Большая книга по экономике / пер. с нем В. Годфрида. М.: ТЕРРА, 1997.
  35. М. И., Витрянский В. В., Договорное право: Общие положения. -М.: Издательство «Статут», 1998.
  36. С.Н. Юридическая ответственность и законность: (Очерк теории). -М.: Юрид. лит., 1976.
  37. Ф.М. О некоторых вопросах теории общенародного государства // Советское государство и право. 1962.- N 10.
  38. В.К. Синьчакова-М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  39. В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭ и МО. 1992. -№ 11.
  40. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 30. — Ст. 1790.
  41. Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. — № 30. — Ст.ст.416,418.
  42. А.Б. Патология государственности // Общественные науки и современность. 1991. — N 5.
  43. . Г. Предел и беспредел // Новое время. 1993. — № 51.
  44. A.M. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений / Под редакцией М. И. Байтина: Издат-во Саратовского универ-та, 1974.
  45. A.M. Теоретические проблемы исследования государственной власти. Издательство Саратовского университета. -1982.
  46. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В. И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998.
  47. И.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.
  48. . М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.-М., 1991.
  49. Н. Преждевременный конституционализм или восточноевропейский эксперимент «обратного хода» истории. -КПВО, № 2, 1998 г.
  50. А.И. Международное сотрудничество в области национальной и техногенной безопасности военной деятельности. — М., 1999 г.
  51. А.И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. -СПб, СПбУ МВД РФ, 1999 г.
  52. В. Государство в современном обществе// Политология вчера и сегодня. -М., 1990, Вып. 2.
  53. JI.H. Конфликтогенные факторы в РФ// Вестник МГУ, Сер. 18, Социология и политология. -М., 1995, № 3.
  54. А.Б. «Несущие конструкции» правового государства// ОНиС, 1990, № 5.
  55. Взаимная безопасность: новый подход к советско-американским отношениям. -М., 1991 г.
  56. В.Д. О факторах политической стабильности общества// Вестник СпбУ. -Серия 6. Вып. 2, 1994.
  57. В.Г. Социальная организация пространства. (Философско-социологический анализ). -М.: Наука, 1988
  58. С.Н. Государство и некоторые его институты в новом конфликте безопасности. -Киев: Ин-т социальных и экономических проблем заруб, стран АН Украины, 1991.
  59. Е.Б. Договор СНВ-2 и безопасность России// Военная мысль, 1996, № 1.
  60. Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997.
  61. Г. В. Философия Права. М., 1990.
  62. А. П. Актуальные проблемы реформы российской правовой системы в условиях перехода к рыночной экономике / Юридические записки. Вып.4: Право и рынок / Под ред. Е. И. Носыревой.-Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996. —
  63. В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.
  64. С.А., Строгович М. С. Теория государства и права. М., 1940.
  65. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. литер. -1972.
  66. Государство. Право. Экономика. Юрид. лит. — М., 1970.
  67. Ю.И. Проблемы теории правового отношения. JL: Изд-во
  68. Ю.И. Правовые отношения и осуществления права. JL, 1987.
  69. Г. О праве войны и мира. М., 1956.
  70. В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
  71. JT. Общее учение о государстве / Пер. с нем. СПб., 1910.
  72. . Н. Городские советы депутатов трудящихся -М., 1968 г.
  73. М.Ф. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения: Дисс. .кандид. философ, наук. -М., В АД, 1996 г.
  74. М.Х. Безопасность человека и преступность. Программа международной научно-практической конференции. 23−25 ноября 1994 года. Санкт-Петербург. -Санкт-Петербургский юрид. институт МВД РФ, Спб., 1994 г.
  75. А. Безопасность России и геополитика// Безопасность. Информационный сборник. -М., 1994, № 6.
  76. Государственная служба основных капиталистических стран. —М., 1977 г.
  77. Государство Российское: власть и общество. Сборник документов/ Под общей ред. Ю. С. Кукушкина. -М., МГУ, 1996 г.
  78. П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность»// Социально-политический журнал, 1998, № 3.
  79. JI.A. Советы органы власти и народного самоуправления. -М., 1965 г.
  80. JI.А. Народовластие в СССР.-М., 1972 г.
  81. Гражданское общество и проблемы безопасности в России/ Материалы «круглого стола"// Вопросы философии, 1995, № 2.
  82. Г. О праве войны и мира/ Пер. с лат. A.JI. Саккети. -М.: Госюриздат, 1956 г.
  83. П.С. Человек как объект социально-философского анализа// Проблемы человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988 г.
  84. JI. Общее учение о государстве/ Пер. с нем. и вступит, ст. И. Н. Неровецкого. -СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза «, 1910 г.
  85. Н.Н., Четвернин В. А. Советское государство и перестройка (проблемы теории). М.: Наука, 1990.
  86. И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. М.: Издательство «Брандес», 1997.
  87. ДюгиЛ. Общество, личность, государство. СПб., 1904.
  88. И.Я. Право и управление.-М.: Юрид. лит., 1981.
  89. Елинек Георг. Общее учение о государстве, 2-е изд. СПб., 1908.
  90. С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  91. . Л.И. Социалистическое государство и законы экономики. -М.: Юрид. лит., 1975.
  92. РФ. » О стандартизации «. от 10 июля 1993 г. Ведомости РФ. -1993. № 25. — Ст.917.
  93. РФ. «О сертификации продукции услуг». От 10 июля 1993 г Ведомости РФ. 1993. — № 26. — Ст. 966.
  94. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л, 1964
  95. С. «Государство благоденствия». Доктрина и практика. -М., Прогресс, 1966 г.
  96. О.С. Проблемы методологии системного исследования. -М., Мысль, 1970 г.
  97. А.А. Коммунизм как реальность. -М.: Центрполиграф, 1994 г.
  98. А.А. Гражданин и власть. -М., 1994 г.
  99. В. Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества. -СПб., 1964 г.
  100. Западная Европа на пороге третьего тысячелетия: безопасность, политика, экономика. -М., 1995 г.
  101. В.А. Военная безопасность отечества (историко-правовое исследование).-М., 1998.
  102. В.А. Концепция национальной безопасности России в генетическом измерении (Размышления)// Геополитика и безопасность, 1995, № 3.
  103. В. В. Журнал министерства юстиции. -1916.- № 3.- 32 с.
  104. Иеринг Рудольф. Интерес и право, пер. с немецкого, Ярославль, 1880.
  105. М.В. Политический дискурс: Государство // Полис. 1994. -№ 1.
  106. О.С., Шаргородскии М. Д. Вопросы теории права. -М, 1961.
  107. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.
  108. Kant Jm. Rechtslehre. Schsiften 242 Rechts- filosophie. Berlin, 1988.
  109. M. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990.
  110. Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
  111. Т.В. Децентрализация в правовом регулировании, (структурный анализ): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1992.
  112. Т.В., Кашанин А. В. Основы российского права. Учебник. -М.: Издательская группа ИНФРА -М-НОРМА, 1996.
  113. Кашанина.Т. В. Предпринимательство (правовые основы). М.: Юрид. лит., 1994.
  114. Д.А. Право и законодательство // Свободная мысль. 1992. -№ 18.
  115. . Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА * М, 1998.
  116. .А. В защиту права // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., 1990.
  117. .А. Социальные науки и право. М., — 1916.
  118. .С. Россия между реформой и диктатурой (1861 -1920 гг.) // Вопросы истории. 1991. — N9
  119. В.О. Терминология русской истории. Соч. т.9. — М., 1989.- т.VI.
  120. Комментарий к Конституции РФ. М.: Издательство БЕК, 1994.
  121. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. — 18 янв.
  122. Н. Сравнительный очерк государственного права иностранных государств и его элементы. С.-Петербург, 1890.
  123. Я. Путь к свободной экономике. М., 1990.
  124. М.И. Избранные труды. М.: «Статут», 1997. -278 с.
  125. .Н. Международная безопансость: тенденции и перспективы// Война и мир в ядерный век. -М., 1994 г.
  126. B.C. Россия в новых геополитических реалиях на пороге XXI века. -М. 1996 г.
  127. А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти. // В книге «Конституционный строй России». -Вып. 3. М., Институт государства и права РАН. 1996 г.
  128. Конституции республики в составе Российской Федерации (сборник документов). М., «Манускрипт», 1995 г.
  129. Контроль над преступностью в демократическом обществе: Материалы круглого стола// Государство и право, № 10, 1993 г.
  130. Концепция национальной безопасности России в 1995 году. -М., 1995 г.
  131. Коллектив авторов Института государства и права РАН. О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации.// Государство и право. 1996 г., N 8.
  132. Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта: цивилизационные аспекты национальной безопасности. -М. 1996 г.
  133. JI.T. Политика и управление// Человек и общество, № 7, 1974 г.
  134. А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. -М., 1996 г.
  135. В.Н. Какое государство мы строим? -М., 1991 г.
  136. И. Н. Компетенция высших органов государственной власти и управления СССР. -М., 1969 г.
  137. И.Н. Компетенция высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1969.
  138. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. -М., 1968 г.
  139. В. Функции государства в трансформируемой экономике. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ежегодник 97. -М., РАГС, 1998.
  140. В.В. Теория государства и права. М.: Академия МВД РФ, 1992.
  141. В.В. Определение сферы правового регулирования // Правоведение. 1980. — № 5.
  142. В.В. Пробелы, а праве и пути их устранения. М.: Юрид. лит., 1974.
  143. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. -Казань, 1982.
  144. В.В. Сфера и пределы правового регулирования // Сов. гос. право. 1970. -№ 11.
  145. В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристь, 1997.151. ЛГУ, 1981.
  146. Ю. Г. Правовое закрепление экономической функции местного самоуправления: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1998.
  147. В.И. Государство и революция // Полн.собр.соч. Т.ЗЗ. С. 1−120.
  148. В.И. О государстве // Полн.собр.соч. Т.39. С. 64−84.
  149. Р.З. Теория права. -М.: БЕК, 1994.
  150. А.Я. Государство в рыночной экономике // РЭЖ. 1992. -№ 11.
  151. Дж. О политическом или гражданском обществе // Соч. Т.З. -М., 1988.
  152. Е.А. «Круглый стол» журнала «Государство и право». Защита прав человека в условиях перехода к рынку // Государство и право. 1996. — № 6.
  153. А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
  154. Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. — N 4.
  155. К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. T.l. С.219−368.
  156. К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. С.1−167.
  157. К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С.9−32.
  158. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. С.419−459.
  159. Мартемянов.В. С. Хозяйственное право. Т.1. — Курс лекций. М.: Издательство ВЕК, 1994.
  160. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6.
  161. Методы и формы государственного управления. М.: Юрид. лит-ра, 1997.
  162. В. Право и экономика переходного периода // Советская юстиция. 1992. № 8.
  163. JI.A. «Круглый стол» журнала «Государство и право». Ограничение прав и свобод человека в сфере частного права // Государство и право. 1998. — № 8.
  164. . JI.A. Функции Российского государства на современном этапе // Советское государство и право. 1993. — № 6.
  165. А.Е. Государство и право исторические разновидности органов и форм управления обществом. — Л., 1969.
  166. Л.С. Государство в ценностном измерении. -М., Норма, 1998 г.
  167. В.Л. Национальная безопасность России// Геополитика и безопасность, 1996, № 4.
  168. В.Л. Угрозы национальной безопасности России// Военная мысль, 1996, №!
  169. В.М. Порядок формирования органов государственного управления. М., 1963 г.
  170. В.К. Компетенция государственного органа в решении хозяйственных вопросов. -М., 1964 г.
  171. К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 2-х т. -М., Огиз, 1949 г.
  172. Н.Г. Философия безопасности: безопасность как культурно-исторический феномен// Безопасность. Информационный сборник. -М., 1992, № 2.
  173. Мир в условиях мира. Всеобщая безопасность в XXI веке. -М., 1990 г.
  174. С.Ф., Петров В. А., Тимофеев Ю. А. Информационная безопасность: Защита информации в автоматизированных системах (основные концепции).-М., 1995 г.
  175. А. В. Субъекты советского права. -М., Госюриздат, 1962 г.
  176. В.Ф. Безопасность как атрибут социальной системы// Социально-политические аспекты государственной безопасности в современных условиях. -М., «Граница», 1994 г.
  177. В. Национальная безопасность и военная реформа// МэиМО, 1991, № 4.
  178. М., Геостратегическая позиция России в меняющемся мире// Обозреватель: проблемы, анализ, прогнозы. -М., 1993, № 22.
  179. B.C. Философия права. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА-М, 1997.
  180. П.И. Кризис современного правосознания. -М., 1909.
  181. Национальная доктрина России: проблемы и приоритеты. -М., 1994 г.
  182. Научные основы государственного управления в СССР. М., 1968 г.
  183. Общая теория государства / Академический курс в 2-х томах / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко Том 1. Теория государства. М.: Издательство -«Зерцало», 1998.
  184. Общая теория права. Курс лекций. / Под общей ред. профессора Бабаева В. К.: Нижний Новгород, 1993.
  185. О.Я. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.
  186. Е.В. Власть: отношение или элемент системы // Власть. Очерки современной философии запада. М., 1989.1940 национальной безопасности: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию// Независимая газета, 1996, 14 июня.
  187. А.В. Бюрократия и государство. -М., ИГП РАН, 1996 г.
  188. С.И. Словарь русского языка. М., 1952 г.
  189. Основы экономической безопасности (учебно-практическое пособие)/ Под ред. Олейникова Е. А. -М., 1997.
  190. Органы советского общенародного государства. М., 1979 г.
  191. И.А. Личные тайны (человек и власть). -М.: ИГП РАН, 1998 г.
  192. B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности.-М., АЕН, 1994 г.
  193. Политика и общество (социально-политические проблемы развитого социализма). -Л., ЛГУ, 1975 г.
  194. В. И., Савенков Н. Т. Районный совет депутатов трудящихся. — М., Госюриздат, 1962 г.
  195. Проблемы безопасности и устойчивого социально-политического развития российского общества// Материалы теоретико-методологического семинара. -М.: ИСПИ РАН, 1994.
  196. Проблемы национальной безопасности в демократическом обществе: материалы международной научной конференции. -Н. Новгород, 1992 г.
  197. Проблемы региональной и глобальной безопасности в конце XX — начале XXI века. -М., 1993 г.
  198. С.А. Национальная безопасность страны: сущность. Структура, пути управления. -М., «Знание». 1991 г.
  199. Пути к безопасности, № 1, Вып.7. -М., 1992 г.
  200. .Г. Национальная безопасность РФ: некоторые проблемы теории. -М., 1993.
  201. Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М.: Наука, 1980.
  202. Платон. Государство // Соч. -М., 1972. Т.З. 4.1.
  203. И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут. — 1998.
  204. Предпринимательское право / Под ред. Н. И. Клейн. М.: Юрид.лит., 1993.
  205. Предпринимательское право. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Клейн. -М.: Юрид. лит., 1993.
  206. Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. -М.:Юрид.лит., 1987.
  207. . И., Сафиуллин Д. Н. Правовая экономика: проблемы становления. М.: Юрид. лит., 1991.
  208. В.В. Россия на рубеже тысячелетий. Программная статья председателя правительства России // Независимая газета. 1999. — 30 дек.
  209. Т.Н. Основные функции социалистического права. — Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1970.
  210. Ф.М. Введение в правовое государство. Уфа, 1994.
  211. С.В. Настольная книга нотариуса (теория и практика).- М.: Юрид. лит., 1994.
  212. Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. -Саратов, 1984.
  213. В.В. Российская Федерация, ее субъекты и «ближнее зарубежье»: Геополитические проблемы. Специализированная информация. -М., 1993 г.
  214. А.А. Западные концепции по военно-политическим проблемам международной безопасности (80-е гг.). Автореф. дисс. .доктора военн. наук. -М., 1990 г.
  215. Х.М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом// Полис, 1999, № 6.
  216. Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество. -М., 1995 г.
  217. Россия в поисках стратегии безопасности: проблемы безопасности, ограничения вооружений и миротворчества. -М., 1996 г.
  218. Россия: новые параметры безопасности. Научный доклад Московского Центра Карнеги. Вып.4. -М., 1995 г.
  219. С.К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства// Российский монитор: архив современной политики. -М., 1995, № 6.
  220. И.П. К безопасности через согласие и доверие. -М. 1997 г.
  221. В.В. Политическая безопасность: сущность, проблемы, перспективы// Политическая безопасность России. -М., 1996 г.
  222. Н.К. Судьбы России: естественные предпосылки целостности и самостоятельности// Социально-политический журнал, 1996, № 1.
  223. JI.A. Функции советского государственного управления. Автореф. дис. .кандид. юрид. наук. М., 1977 г.
  224. Советский энциклопедический словарь/ Под ред. Прохорова A.M.- М., 1983 г.
  225. Современный словарь иностранных слов -М., «Русский язык», 1993 г.
  226. А.И. Конфликты в государственно-административной сфере// ПОЛИС, 1997, № 4.
  227. Состояние и проблемы безопасности России// Учебное пособие. -М.: Луч, 1993.
  228. М.С. Философия и правоведение// Советское государство и право, 1965 г., N 5.
  229. Ш. З. Региональные конфликты и глобальная безопасность. -М., 1990 г.
  230. В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов: Изд-во СГУ, 1979.
  231. Д.Н. Теория и практика правового регулирования хозяйственных связей в СССР. Свердловск.: Издательство Уральского университета. — 1990.
  232. Н.В. Границы деятельности законодателя // Советское государство и право. 1991. — № 8.
  233. Советское законодательство Пути перестройки. М., 1989.
  234. В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М.: Юрид.лит., 1976.
  235. И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе. -М., 1996.
  236. Дж. Вопросы экономики. 1998. — № 8.
  237. М. М. Запрет как метод правового регулирования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. СПб., 1996.
  238. В.О. Введение в общую теорию государства. Саратов., 1976.
  239. Теория государства и права / Под. ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько -Саратов: СВШМВДРФ, 1995.
  240. Теория государства и права / Под. ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько -М., 1997.
  241. Теория государства и права: Курс лекций / Под.ред. М. Н. Марченко. -М., 1996.
  242. Теория права и государства / Учебник под ред. проф. Лазарева В.В.-М.: Новый юрист. 1997.
  243. Теория права и государства: Учебник // Под ред. проф. В. В. Лазарева. М.: Новый Юрист. — 1997.
  244. Теория современного советского права: Фрагменты лекций и схемы. / Проф. В. К. Бабаев. Ниж. ВШ МВД РСФСР: Н. Новгород, 1991.
  245. Ю.А. Закон, стимулы, экономика. М.: Юрид.лит., 1989.
  246. . Ю. А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. — № 2.
  247. Тихомиров.Ю. А. Публичное право / Учебник.- М.: Издательство БЕК, 1995.
  248. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  249. P.O. Право и рынок // Теория права: новые идеи. Выпуск 1. -М., 1991.
  250. P.O. Общее учение о правоотношении. -М.: Наука, 1974.
  251. P.O. Что необходимо для правового обеспечения рынка? // Советская юстиция. 1993. — № 1.
  252. С. Чему Россия учит нас сегодня // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. — № 3−4.
  253. В.Н. Теория государства и права. М., 1995.
  254. Цицерон. Диалоги и государстве. О законах. Кн. 1. М., 1966.
  255. Н.В. Теория функций социалистического государства. -М., 1970.
  256. В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.: ИГП РАН, 1993.
  257. М.А. Государственность как атрибут цивилизации: кризис, угасание или возрождение? // Международная экономика и международные отношения. 1993. — N 1.
  258. В.Е. Переходное пост социалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. — № 1.
  259. .Н. Собственность и государство. М., 1988.
  260. Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. -Свердловск: Изд. Урал. Ун-та, 1990.
  261. А. Как выйти на траекторию роста? // Российская газета. 1999. — 3 марта.
  262. .В. Сущность советского права. JL, 1959.
  263. Н.Т. Функции и структура государства. Лекция. М.: МВШММВДРФ.- 1992.
  264. Экономика и право: Энциклопедический словарь Габлера: Пер. с нем. / Под. общ. ред. А. П. Горкина, Н. Л. Гизмановой, Н. Н. Шаповаловой и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 432 с.
  265. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.23−178.
  266. Л.С. Социализм: Право и общественный прогресс М.: Юрид. лит-ра, 1990.
Заполнить форму текущей работой