Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Языковые средства выражения личности автора в американской политической карикатуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом — вербально-семантическом — языковая личность автора отражается при помощи фонетико-графических, лексическо-грамматических, синтаксических, а также невербальных средств. Основными средствами на графическом уровне являются использование разных шрифтов, заглавных букв, подчеркивание, которые акцентируют внимание на высказываниях. При помощи звуковых эффектов автор создаёт реальные образы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования политической карикатуры как вида креолизованного' текста в политическом дискурсе
    • 1. 1. Политический дискурс в системе лингвистических исследований
    • 1. 2. Жанровое своеобразие политического дискурса
    • 1. 3. Место политической карикатуры в политическом дискурсе
      • 1. 3. 1. Креолизованный текст в политическом дискурсе
      • 1. 3. 2. Политическая карикатура как вид креолизованного текста в политическом дискурсе
      • 1. 3. 3. Особенности политической карикатуры как знака
      • 1. 3. 4. Особенности политической карикатуры как текста
    • 1. 4. Языковая личность автора в политической карикатуре
      • 1. 4. 1. Понятие языковой личности в лингвистике
      • 1. 4. 2. Компоненты языковой личности в политической карикатуре
      • 1. 4. 3. Типы языковой личности в политической карикатуре
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Языковые характеристики автора в американской политической карикатуре
    • 2. 1. Средства репрезентации языковой личности автора в политической карикатуре на вербально-семантическом уровне
      • 2. 1. 1. Вербальные средства выражения языковой личности автора в политической карикатуре
        • 2. 1. 1. 1. Графические и фонетические 'средства выражения языковой личности автора в политической карикатуре
        • 2. 1. 1. 2. Лексико-грамматические средства создания языковой личности автора в политической карикатуре
        • 2. 1. 1. 3. Синтаксические средства выражения языковой личности в политической карикатуре
    • 2. 2. Невербальные средства выражения языковой личности автора в политической карикатуре
      • 2. 2. 1. Визуальная метафора как средство выражения языковой личности автора в политической карикатуре
      • 2. 2. 2. Символ как средство выражения языковой личности автора в политической карикатуре.'
    • 2. 3. Особенности когнитивного уровня языковой личности автора в политической карикатуре
      • 2. 3. 1. Трагизм как форма выражения мировосприятия языковой личности автора в политической карикатуре
      • 2. 3. 2. Средства выражения комического мировосприятия автора в политической карикатуре
    • 2. 4. Формы выражения языковой личности автора на прагматическом уровне
  • Выводы по второй главе

Языковые средства выражения личности автора в американской политической карикатуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В политической карикатуре для человека, воспринимающего информацию, автор представляет интерес как субъект, передающий свое понимание актуальных политических событий в комической манере. Проявление языковой личности автора в американской политической карикатуры осуществляется при помощи языковых средств, которые служат для оценивания общественно-политической ситуации. Несмотря на наличие работ по исследованию языковой личности и проблематике креолизованных текстов в политическом дискурсе (Караулов, 1991,1994; Красных, 2001; Карасик, 2002; Костомаров, 1994; Канчер, 2003; Богин, 1984; Сухих, 2004; Седов, 2001; Анисимова, 200*1- Сорокин и Тарасов, 1994 и др.), особенности выражения языковой личности в рамках жанра политической карикатуры остается малоисследованным направлением современной лингвистики.

Актуальность диссертационного исследования определяется возрастающим интересом к изучению языковой личности как динамическому, развивающемуся феномену и, на наш взгляд, определяется: важной ролью, которую политическая карикатура играет в современном обществе, а также необходимостью комплексного описания её основных категорий и особенностей как лингвистического явленияспособностью языковой личности автора выступать ведущим механизмом в репрезентации национальной политической картины мира и мощным средством эмоционального воздействия на аудиторию. необходимостью детального анализа языковых средств в формировании выражении авторской оценки в форме политической карикатуре, которая в последнее время используется как средство влияния на широкие массы населения, а также востребованностью результатов подобных исследований в политической сфере.

Объектом исследования является языковая личность автора в современной американской политической карикатуре.

Предметом исследования служат вербальные языковые средства и невербальные репрезентации языковой личности автора в политической карикатуре современных американских интернет-СМИ за период с 2008 по 2013 годы.

В качестве материала исследования нами были использованы карикатуры американских интернет-СМИ, под которыми мы понимаем регулярно публикуемые и обновляемые информационные ресурсы, размещенные в сети. Источниками иллюстративного материала являются онлайн версии карикатур, опубликованные в печатных изданиях (The Washington Post, The New York Post), a также на сайтах, посвященных политическому юмору. В центре нашего внимания оказались темы карикатур, касающиеся сферы политики, жизни и деятельности политиков, а также общественные проблемы или события, которые имеют непосредственное влияние, как на политику США, так и на международное сообщество. Карикатуры отобраны за последние пять лет, за время правления президента Барака Обамы, включая периоды предвыборных кампаний. Корпус выборки составил 2000 единиц.

Целью диссертационного исследования является изучение языковых характеристик функционирования языковой личности автора в американской политической карикатуре на материале американских интернет-СМИ.

Для достижения цели нашего диссертационного исследования необходимо было решить ряд задач, а именно:

1) проанализировать различные подходы к изучению политической карикатуры как вида креолизованного текста в политическом дискурсе, выявить ее дистинктивные характеристики, представляющиеся приоритетными для данного исследования.

2) раскрыть специфику понятия языковой личности автора в политической карикатуре как важной особенности американской политической карикатуры.

3) установить и проанализировать языковые особенности языковой личности автора на вербальпо-семантическом уровне репрезентации языковой личности.

4) выявить и описать специфику формы выражения языковой личности автора на когнитивном уровне репрезентации языковой личности.

5) установить и обосновать языковые характеристики в репрезентации языковой личности автора на прагматическом уровне репрезентации языковой личности.

Теоретико-методологической базой нашего исследования послужили основополагающие работы отечественных и зарубежных ученых в области лингвистики и семиотики текста, теории дискурса: (Е.Е. АнисимоваР. БартР. ВодакИ.Р. ГальперинЕ.И. ШейгалМ.Л. МакаровН.Ф. АлефиренкоО.Д. Вишнякова и др.) — жанроведения (М.М. БахтинТ.В. Шмелева и др.) — понимания и интерпретации текста (Е.С. КубряковаТ.А. ван ДейкA.A. ЗалевскаяO.A. ЛеонтовичВ.И. КарасикО. Н Прохорова и др.) теории языковой личности (Л.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевЮ.Н. КарауловП.Я. СолганикГ.И. БогинВ.И. КарасикВ.В. Красных и др.).

Научная новизна диссертации заключается в исследовании языковых характеристик языковой личности автора, репрезентирующих её в политической карикатуре. Новизна работы также состоит в описании языковой личности автора в форме политической карикатуры, обращение к которой позволило выявить особенности функционирования языковой личности автора в американской политической карикатуре, а также в анализе средств, репрезентирующих автора, как необходимую составляющую американской политической карикатуры. Новым является рассмотрение языковых особенностей политической карикатуры в системе трех уровней — вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом репрезентации языковой личности.

Теоретическая значимость работы может быть обусловлена дальнейшей разработкой проблемы креолизованных текстов и обогащением теории политической лингвокультурологии, поскольку в жанре политической карикатуры проявляются определенные закономерности развития языковой личности. Анализ конкретной языковой личности автора позволяет максимально полно изучить языковую личность и выявить связь автора с политической ситуацией. Рассмотрение языковой личности автора как механизма репрезентации знаний о действительности, даёт возможность изучить средства воздействия на широкие слои населения.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания цикла филологических и переводческих дисциплин, в практике и теории перевода, межкультурной коммуникации, курсах по выбору, междисциплинарных курсах. Материалы могут быть использованы при написании магистерских, дипломных и курсовых работ. В области культурологии данная работа может представлять интерес для специалистов по исследованию языковой личности. Ввиду особенности карикатуры как смежного жанра политического, художественного, массмедийного и юмористического дискурса, работа может представлять интерес для журналистов и филологов.

Методы исследования. Основными методами и приемами исследования являются дефиниционный, лингвостилистический и функционально-стилистический, а также семантико-стилистический анализ.

Наиболее значимые результаты диссертационного исследования могут быть обобщены в положениях, выносимых на защиту:

1. Языковая личность автора в политической карикатуре является важным элементом политической действительности, отражающим особенности конкретного языка и национально-культурных традиций. Языковая личность автора карикатур является не только моделью выражения политической картины мира, но и одним из эффективных способов воздействия на сознание аудитории, поскольку карикатура как среда проявления языковой личности обладает информационным и эмоциональным потенциалом воздействия.

2. Языковая личность автора американской карикатуры выражает политическую действительность этой страны, по образцу функционирования трехуровневой модели. Данная модель демонстрирует основные средства и приемы английского языка для отражения актуальных общественно-политических проблем через призму авторского мировосприятия на вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом уровнях.

3. Вербально-семантический уровень репрезентации языковой личности автора представлен системой языка, которая формируется в жанре американской политической карикатуры и актуализируется следующими средствами графики (жирный шрифт, курсив, подчеркивание), фонетики (звуковые эффекты, повторение гласных), лексики (антонимы, синонимы, неологизмы, заимствования, цитаты), синтаксиса (риторический вопрос, восклицание, умолчание, инверсия), стилистики (метафора, сравнение, аллюзия, каламбур, парадокс), а также элементами семиотики (символы, визуальные метафоры).

4. Среди характеристик когнитивного уровня, репрезентирующих языковую личность автора, имеются формы, в которые автор вкладывает свое видение политической картины определенной страны или мира в целом. «Комизм» отвечает основной интенции американской политической карикатурыпредставить ситуации в намеренно преувеличенном виде с помощью каламбура и парадокса, а «трагизм» отражает настроение американского общества по отношению к происходящим в мире событиям посредством синтаксических структур (умолчание, риторический вопрос) и лексических средств, в частности оценочной лексики.

5. Языковая личность автора американской карикатуры на прагматическом уровне выражает прямое отношение автора к актуальным политическим явлениям. Заголовки, созданные при помощи лексических средств (оценочная лексика), определяют основную тему карикатуры, а комментарии автора в карикатуре, основанные на интертекстуальности (прецедентные имена, исторические и культурные реалии), помогают реализовать основную интенцию карикатуры — отразить ситуацию в мире.

6. Основой в репрезентации языковой личности автора в современной американской политической карикатуре является выражение оценки происходящим политически значимым явлениям в мире при помощи ЯЗЫКОВЫХ средств как парадокс, сравнение, риторический вопрос, метафора.

Апробация исследования. Теоретические положения работы излагались на VIII международной научно-практической конференции, (Москва, 2012), на III Международной заочной научно-практической конференции «Филология и лингвистика: современные тренды и перспективы исследования» (Краснодар, 2012), на 2 Международной конференции «Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development» (Германия, 2013). По теме диссертации опубликовано 9 работ, в том числе три статьи в журналах из списка ведущих периодических изданий.

Структура диссертации отражает основные этапы и логику проведения исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка, Списка использованных словарей и энциклопедий, и Списка источников фактического материала.

Выводы по второй главе.

Во второй главе данной работы были проанализированы средства выражения языковой личности автора в современной политической карикатуре, исходя из трёхуровневой структуры языковой личности, предложенной Ю. Н. Карауловым.

В ходе анализа вербально-семантического уровня было определено, что он представляет собой набор вербальных и невербальных средств. Вербальные средства представлены на фонетическо-графическом, лексическо-грамматическом, синтаксическом уровнях, которые служат для стилистической окраски вербального компонента карикатуры, символы и визуальные метафоры рассматриваются как невербальные средства.

1. Фонетические средства представлены при помощи звуковых эффектов, специально созданных автором, для отражения речевого портрета политическим деятелям, стилистических средств — ассонанс и аллитерация — для создания экспрессивности сюжета, а также, каламбура, как средства отражения комической интерпретации событий.

2. Графические средства являются основными на вербально-семантическом уровне репрезентации языковой личности автора, поскольку основную смысловую нагрузку выполняет визуальный компонент в карикатуре. Среди них выделяются разные виды (жирный, курсив, подчеркивание) и размеры шрифта, цветовое оформление текста которые отражают авторский стиль и придают красочность карикатуре.

3. На лексико-грамматическом уровне основным средством в выражении авторской позиции в современной американской карикатуре является — сравнение, как стилистический прием, направленный на отражение событий, происходящих в мире с комическим подтекстом. При помощи синонимов, антонимов, противопоставления, аллюзии, прецедентных имен, авторы дают читателям материал для размышления, представляя свое видение событий. Неологизмы, окказионализмы, цитирование предоставляют аудитории возможность посмотреть на происходящую действительность по-новому, тем самым отыскать пути решения обозначенных проблем.

4. На синтаксическом уровне доминируют коммуникативные типы предложения, в основном восклицательные и вопросительные (риторические), создающие эмоциональную направленность на читателя. Создание двух или более кадров в карикатуре служит для лучшего понимания сюжета. Параллельные конструкции и стилистически-значимые повторы, инверсия, парцелляция, эллипсис создают выразительные и комические сюжеты.

5. Невербальные средства представлены символами и визуальными метафорами. Классификация символов показана как система образов, содержащих в себе экстралингвистическую информацию необходимую для понимания смысла карикатуры. Визуальные метафоры, благодаря своей фигуральности открыто не выражают авторской позиции, а служат средством передачи информации через известные образы и сравнения.

6. Когнитивный уровень является основным в модели языковой личности автора в карикатуре, так как раскрывает основную задачу карикатурыкомическое отражение актуальных политических явлений. Основными формами для выражения авторской концепции служат средства, которые создают комический или трагический сюжет.

1) Трагический мотив встречается в политической карикатуре в двух формах. Пессимистическая трагедия отражает безысходность на сложившуюся ситуацию в стране при помощи синтаксических конструкций — эллипсиса, апозиопезиса. Оптимистическая трагедия показывает смутную надежду на лучшее будущее посредством оценочной лексики.

2) Комизм в политической карикатуре отражается при помощи юмора, который представляет собой добродушный смех, иронии — скрытой насмешки и сатиры — резкое обличение. Самым яркими и удачными способами создания комического сюжета в политической карикатуре являются парадокс и каламбур. В ходе анализа было выявлены разновидности парадокса в карикатуре, этопарадоксы-перифразы известных политических высказывания и парадоксы, основанные на противопоставлении. Каламбур как игра слов в карикатурах построен на фонетической, лексической и фразеологической основах.

1. Прагматический уровень выражения языковой личности в карикатуре представлен при помощи заголовков и комментариев.

1) Заглавие служит вступлением к сюжету карикатуры, тем самым определяет основную тему. По структуре заголовки делятся на простые, сложные и имеющие подзаголовки, и выполняют информационную и экспрессивную функции.

2) Комментарии завершают сюжет карикатуры, тем самым подводя итог сюжетной линии, и выражают авторские выводы по поводу происходящих событий и конкретно политических деятелей.

Для привлечения внимания к проблеме автор создает интертестуальность при помощи прецедентные имена, топонимов, исторических и культурных реалии.

3) Комментарии, как и заголовки не являются постоянными атрибутами карикатуры, их использование зависит от желания автора, а также от концепции сюжета.

Заключение

.

Язык становится инструментом влияния и манипулирования активной деятельности средств массовой коммуникации и рассматривается как источник власти: с одной стороны, язык испытывает влияние его носителей, с другойязык оказывается важнейшим инструментом категоризации, и тем самымпонимания, политических феноменов. Как следствие, политическая коммуникация, отраженная в текстах СМИ, оказывает огромное влияние на общественное сознание и на формирование политических позиций граждан. Именно по этой причине политическая коммуникация и создаваемый ею политический дискурс активно изучается в последнее время в лингвистике.

Политический дискурс порождает огромное количество текстов, а именно креолизованных текстов, которые, с одной стороны, информируют читателей о политически-значимых событиях, происходящих в мире, а с другой — оказывают эмоциональное воздействие на читателя при помощи текста и рисунка. Креолизованные тексты получают широкое распространение в политической дискурсе, поскольку отлично сочетают в себе обе данные задачи. Политическая карикатура представляет собой уникальное средство массовой коммуникации, которое занимает смежное положение между художественным, политическим, юмористическим дискурсами, и тем самым несёт в себе глубоким по смысловому содержанию образ автора. Политическая карикатура предназначена для воздействия на широкие массы.

Темой политической карикатуры является политически значимое событие (например, избирательная кампания или экономический кризис), которое отражается в комическом изображении героев в сюжете, а также в умышленно искаженном представлении их высказываний.

Отличительной особенностью карикатуры является её знаковый характер, который в первую очередь связан с доминирующей ролью визуального компонента карикатуры. Визуальный компонент располагает набором средств, визуальных метафор и символов, которые помогают создать яркий и красочный сюжет, а также усилить эмоциональное воздействие на читателя.

Политическая карикатура — это самостоятельный тип текста, который представляет собой сочетание вербального и визуального компонентов, как единое смысловое и содержательное целое, обладающее как общетекстовыми, так и индивидуальными категориями.

Основными категориями карикатуры, на наш взгляд, являются модальность и информативность. Информативность как категория выражена в предоставлении читателям объема информации, который состоит из графики и языка. Модальность связана с выбором автором темы и сюжета произведения, а также с отбором языковых средств для представления сюжета. Наличие подписи, заглавия и комментария являются доказательствами авторства, и также рассматривается как проявление модальности.

Индивидуальной категорией карикатуры, которая связывает её с художественным дискурсом, является наличие языковой личности автора в сюжете карикатуры.

Языковая личность автора в карикатуре представляет собой коммуникативную личность автора произведения (карикатуры), которая выражена в вербальном компоненте карикатуры, т. е. через язык, и в визуальном компоненте, иными словами через выбор фона и дополнительного средства для создания сюжета карикатуры. Феномен языковой личности автора рассматривается в рамках карикатуры не только через языковые средства, но и при участии совокупности экстралингвистических факторов.

Автор в современной политической карикатуре репрезентируется на трех уровнях функционирования языковой личности: лексико-грамматическом, который ориентирован на систему языкатезаурусный, или когнитивный и мотивационный, или прагматический. Анализ карикатур показывает, что данный вид текста можно расценивать как особое художественное произведения с точки зрения использования в нем разнообразных стилистических приемов, которые имеют место, как в вербальном компоненте, так и визуальном, что ведет к усилению выраженного смысла.

На первом — вербально-семантическом — языковая личность автора отражается при помощи фонетико-графических, лексическо-грамматических, синтаксических, а также невербальных средств. Основными средствами на графическом уровне являются использование разных шрифтов, заглавных букв, подчеркивание, которые акцентируют внимание на высказываниях. При помощи звуковых эффектов автор создаёт реальные образы политических деятелей, а также выражают эмоции героев. Основным приемом, к которому прибегают авторы в карикатуре, является сравнение. Сравнение может быть выражено при помощи антонимов, антитезы, при помощи которых показываются две реальности, прошлое и настоящее. Для сравнения автор часто используют события прошлых лет, что влечёт за собой обращение к прецедентным именам, событиям, а также цитирование документов, законов, высказываний политических деятелей. Все это придаёт реалистичность сюжету, вместе с тем стилистическую значимость. Украшают карикатуры и неологизмы, и авторские окказионализмы, которые придают сюжету комичность и подчёркивают нестандартную форму представления информации.

Синтаксические средства представлены как словосочетаниями, так и сложными предложениями, как монологом, так и диалогами. Все данные средства усиливают экспрессию и оказывают непосредственное влияние на эмоции читателей. Параллельные конструкции, эллиптические, восклицательные, вопросительные, риторические предложения создают выразительный сюжет и помогают автору передать свое видение политической ситуации в мире.

Невербальные средства представлены в карикатуре визуальными метафорами и символами. Данные средства уже содержат в себе информацию, которую необходимо расшифровать, при этом концепция автора политической карикатуры подразумевает, что читатель уже владеет необходимым фоновыми знаниями, в том числе информацией о политических событиях настоящего времени, знает основных действующих политиков, как в своей стране, так и в мировом масштабе. Следовательно, символы и визуальные метафоры значительно экономят без того ограниченное пространство карикатуры, при этом они не уступают по эмоциональной насыщенности, если не превосходят языковые средства.

Когнитивный план отражает систему ценностей автора, его представления о мире, этот уровень предполагает личностные предпочтения и индивидуальный выбор, который отражает культурные ценности общества. Основная концепция автора политической карикатуры предполагает критическое отношение к изображаемым на карикатуре политическим событиям и их участникам, а также его желание представить персонажей в комической манере. Однако часто возможно встретить проявление трагизма в карикатуре, как проявление безнадёжности и отчаяния. Трагизм может быть воспринят как оптимистично, т. е. с надеждой на лучшее будущее, так и пессимистично, указывая на безвыходность положения. Комизм в карикатуре представлен юмором, сатирой и иронией. Комическое и трагическое в политической карикатуре находятся не в объекте смеха или критике, а создаются на вербальном и невербальных уровнях языка и ярко и точно отмечают особенности актуальных политических явлений, происходящих в международном сообществе.

Прагматический — оценочный план, отражает интенции автора, его мотивы и цели его речевого поведения. Заголовки и комментарии являются основными формами выражения авторской оценки. Заголовки предопределяют сюжет карикатуры, комментарий является завершающим элементом в структуре карикатуры.

Рассматривая языковую личность автора в политической карикатуре с точки зрения использования языковых средств, мы можем сделать вывод о том, что она является одной из основных особенностей американской карикатуры. Языковая личность автора рассматривается нами как система средств и приемов, передающих авторское понимание политической обстановки в мире в форме политической карикатуре. Языковая личность автора в американской политической карикатуре функционирует как трех уровневая модель и, на наш взгляд, отражает авторскую концепцию политической картины, как систему оценок, опираясь на конкретные, существующие в обществе проблемы.

Исследование языковых средств в политической карикатуре (в вербальном и визуальном компонентах) позволило выявить характерные национальные особенности функционирования языковой личности автора в карикатурах интернет-СМИ. Изучение данных средств способствует процессу категоризации знаний о языковой личности, особенностях её существования и функционирования. Комплексный анализ языковых средств и приемов как проявление оценочности способствует детальному структурированию процессов репрезентации политической действительности, что может рассматриваться как перспектива дальнейшего развития данного лингвистического направления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.И. Метафорическая модель «POLITICS IS ANIMAL WORLD» в политическом дискурсе (на материале американских и британских интернет-сми): автореферат дисс.. канд.филол.наук: 10.02.04/Ольга Игоревна Агафонова.- Белгород, 2012. 24с.
  2. , В.А. Оружием политической сатиры/ В. А. Алексеев. М.: Мысль, 1979.-c.157.
  3. , Ю.Г. Вербальный и иконический компоненты креолизованного текста в интракультурной и интеркультурной коммуникации (экспериментальное исследование): дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19/ Юрий Геннадьевич Алексеев.- Ульяновск, 2002. 171с.
  4. , Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие.- М.: Флинта: Наука, 2005. 416с.
  5. , Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учебное пособие для студентов фак. иност. языков. М.: Академия, 2003. — 128с.
  6. , Е.Е. О цельности и связнрсти креолизованного текста (к постановке проблемы) / Е. Е. Анисимова //Филологические науки. 1996. — № 5. -с.74−84
  7. , Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) / Е.Е. Анисимова// Вопросы языкознания. 1992. — № 1. -С.71−78.
  8. , Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса: дисс.. канд.филол. наук: 10.02.19/ Евгения Алексндровна Артемова. -Волгоград, 2002. -237с.
  9. , Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19/ Евгения Александровна Артемова. -Волгоград, 2002. 15с.
  10. , Н. Д. Эстетический и антиэстетический аспекты комизма / Н.Д. Аруыонова// Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. М.:Изд-во «Индрик», 2007. — С. 5−17.
  11. , А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку: социопсихолингвистические аспекты. Саратов: Саратовский университет, 1987.- 152с.
  12. , В. Н. К изучению политического дискурса в России и российского политического дискурса /В.Н. Базылев // Политический дискурс в России-2: материалы рабочего совещ. М., 1998. — С. 6−8.
  13. , А. Н., Казакевич, Е. Г. Парламентские дебаты: традиции и новации/ А. Н. Баранов, Е. Г. Казакевич. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  14. , А.Н. Введение в прикладную лингвистику/ А. Н. Баранов: учебное пособие. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
  15. , Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика/ Р. Барт. М., 1994 — С. 297−318
  16. , М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук/ М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
  17. , В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста/ В. П. Белянин. М.: Изд-во Моск. ин-та, 1988. — 121 с.
  18. , Э. Общая лингвистика / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
  19. , А. Смех/ Предисл. и примеч. И. С. Вдовина. М.: Искусство, 1992. -128 с.
  20. , В. М. Весёлые картинки / В. М. Березин // Книжное обозрение. 2007,-№ 6.-С. 24.
  21. , В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант / В. С. Библер //Западноевропейская художественная культура 18 века. М.: Наука, 1980.-С. 151 -249.
  22. , М. Метафора / Пер. с англ. М. А. Дмитровской // Теория метафоры. -М., 1990. С.153−172.
  23. , Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: автореф. дис.. док. филол. наук: 10.02.19/Богин Георгий Исаевич. -Л., 1984. 40с.
  24. , Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека/ Г. И. Богин. Калинин: КГУ, 1975. — 106с.
  25. , М. А. Функциональный анализ средств создания образа страны (на материале немецких политических креолизованных текстов): автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Марина Александровна Бойко. Воронеж, 2006. — 23 с.
  26. , Л.С. Когнитивный механизм создания визуальной метафоры (на материале англоязычных музыкальных видеоклипов) / Л. С. Большакова // Современные проблемы науки и образования. М: ИД «Академия Естествознания», 2008. — С. 119−123.
  27. , В.М. Проблема языковой личности как категория художественного текста/ В. М. Борисова // Филологические науки. 2006 № 5(2). -С. 185−190.
  28. , Э.В., Чудинов А. П. Метафора в политическом интердискурсе: монография / Э. В. Будаев, А. П Чудинов./Уральский государственный педагогический универсиетет: 2-н изд., испр. и доп. Екатеринбург, 2006 — 213 с.
  29. Н.С. Теория текста/ Н. С. Валгина. М.: Логос, 2003. — 280 с.
  30. , Т.В. Когнитивно-функциональные аспекты заголовка (на материале современного американского рассказа): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Татьяна Викторовна Васильева. М., 2005. — 22с.
  31. , А. Речевые жанры /А. Вежбицка// Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. — С.99−111.
  32. , А. Язык. Культура. Познание. / Пер. с англ. М.: Рус. словари, 1996. —416с.
  33. , В. В. О теории художественной речи/ В. В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  34. , О. Д. Языковой знак как предмет семиотической концептологии: монография/ Вишнякова О. Д. Тула: Изд-во ТГПУ им. J1.H. Толстого, 2007.- 196с.
  35. , Р. Язык. Дискурс. Политика / Р. Водак- пер. с англ. и нем. Карасика В. И., Трошиной H.H. Волгоград: Перемена, 1997. — 139с.
  36. , Р. Специальный язык и жаргон: о типе текста «партийная программа» / Р. Водак // Сб. научных трудов: Язык. Дискурс. Политика. -Волгоград, 1998. 565 с.
  37. , Л. Психология политической пропаганды/ J1. Войтасек. М., 1981.-281с.
  38. , В.В. Языковая личность и национальная идея В.В. Воробьев// Народное образование. 1998. — № 5. — С.25−30.
  39. , М. Б. Алексей Леонидович! Нащупали дно?: Прецедентное имя в политической карикатуре о мировом кризисе /М.Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. -20 106. Вып. (3)33. — С. 61—63.
  40. , М. Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе /М.Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. / Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 2007а. — Выпуск (3)23. — с. 73−78
  41. , М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения /М.Б. Ворошилова // Политическая лингвистика Екатеринбург: УрГПУ, 2006. — Вып. 20. -с. 180−190.
  42. , М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения /М.Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2007. — Выпуск (1)21. — с. 75−80.
  43. , М. Б. Кризис сквозь смех: метафорический образ мирового кризиса в русской политической карикатуре /М.Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. 2010а. — Вып. (1) 31. — С. 90—95.
  44. , М.Б. «Русская матрешка» глазами европейцев: прецедентные образы в политической карикатуре об «августовской» войне / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. 2011. — Вып. (2)36. — с. 73−77.
  45. , М.Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе / М.Б. Ворошилова//Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2007. — Вып. 3(23) — С. 73−78.
  46. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 138 с.
  47. , И.Р. Стилистика английского языка/ И. Р. Гальперин. М.: «Высшая школа», 1981. — 316с.
  48. , Н. Эстетика / Н. Гартман. Киев: Ника-Центр, 2004. — 640с.
  49. Геральдика для всех Электронный ресурс. М.: 2002. — Режим доступа: www. s-egorov.ru.
  50. , Н. А. Информация и фасцинация в политическом дискурсе: (к вопросу функционирования бисубстантивных предложений) / H.A. Герасименко// Политический дискурс в России-2. М., 1998. -'С. 23−27.
  51. , C.JI. Семантическая экономия и избыточность в речи/ СЛ. Гизатулин// Филологические науки. 2001. — № 2. — С.75−84.
  52. Головина, J1.B. Креолизованный текст: закономерности построения/ JT.B. Головина// Речевое общение: цели, мотивы, средства. М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1985. — с. 45−88
  53. , О.Н. Стилистика русского языка/ О. Н. Григорьева. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2000.- 105с.
  54. , М.В. Языкова личность в публицистической дискурсе (на материале немецких журнальных текстов): автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04/Дедюкова Марина Валерьевна. М., 2009. — 26с.
  55. Дейк, ван Т. А. Власть и дискурс. Репрезентация доминированяи в языке и коммуникации. Пер. с англ. М.: Издательство «Либриком», 2013 — 344с.
  56. Дейк, ван Т. А. К определению дискурса / Дейк ван Т. А., 1989. Электронный ресурс. http//www.nsu.ru/psych/internet/bits/vandijk2.htm
  57. Дейк, ванн Т. А. ван, Кннч В. Стратегии понимания связного текста /Дейк Т. А. ван, Кинч В. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. — М.-Прогресс. 1988. — С. 153−212.
  58. , Б. О комическом/ Б. Дземидюк. М.: Прогресс, 1974. — 224с.
  59. , Е.И., Донченко НЛО. Поэтические структуры антонимии / Е. И. Диброва, НЛО. Донченко. М.: С. Принт, 2000. — 183 с.
  60. , A.B. Социология политического юмора/ A.B. Дмитриев. М.: РОССПЭН, 1998.-334 с.
  61. , Е.А. Семиотика рекламы Электронный ресурс. / Елина Е.А.ч
  62. Семиотика рекламы. М.: Дашков и Ко, 2009. — 136с- Режим доступа: www.kvartet.net/content/view/70/58/.
  63. , Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет / Е. А. Земская // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996. — С. 157 168.
  64. , М.А. О трех аспектах описания языковой личности / М.А. Канчер// Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2002. -С.311 -318.
  65. , В.И. Аспекты языковой личности //Проблемы речевой коммуникации: межвуз.сб. науч. тр. / Под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов, 2003. — С. 96−106.
  66. , В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность/ Карасик В. И. // Филология РЬ1111о§ 1са. — 1994. — № 3. — С. 2−7.
  67. , В.И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М.: Наука, 1992. -330с.
  68. , В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс/ В.И. Карасик-Волгоград: Перемена, 2002. 476с.
  69. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность/ Ю. Н. Караулов- М.: Наука, 1987.-264с.
  70. , Ю.Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса / Ю. Н. Караулов, В. В. Петров // Дейк Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация. -М.: Прогресс, 1989.-С. 8−17.
  71. , С.М. Заголовок-вопрос на газетной полосе: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01/ Салим Муртада Карим.-Воронеж, 2003. -21с.
  72. , Б.С. Жанровое пространство политического дискурса / Б. С. Каримова // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. Серия филологическая. Алматы, 2006. -№ 2(92).-С. 37−41.
  73. , Т.В. Символика и язык/ Т. В. Клоков // Спецкурсы по романской филологии. 1998. — С. 3 — 64.
  74. Клушина, Н. И. Язык публицистики: константы и переменные /Клушина Н.И. // Русская речь. 2002. -№ 3. — С. 51−54.
  75. , Н. И. Семантические и стилистические изменения в языке современной газеты (на материале газет 1989—1994 гг.): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.10 / Клушина Наталья Ивановна. -М., 1995. -25 с.
  76. , Н.Ф. Комментарии к тексту как лингвистический гипертекст: дисс.. канд.. филол. наук: 10.02.04/ Ковалева Наталья Федоровна. — Самара, 2004.-200 с.
  77. , А.Н. Введение в теорию художественной речи: учеб. пособие/ А. Н. Кожин. М.: Изд-во МГОУ, 2007. — 233 с.
  78. , Б.О. Изучение текста художественного произведения: учебное пособие для студентов-заочн. III-IV курсов фак. рус. яз. и литер, пед. инст-ов/ Корман Б. О. М.: Просвещение, 1972. — 4.1. — 110 с.
  79. , В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа /Костомаров В.Г. М.: Педагогика-Пресс, 1994. -248 с.
  80. , В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций / В. В. Красных- М.: Генезис, 2001. 284 с.
  81. , Н.Ф. Метафора как прагматическое средство при построении художественного текста /Н.Ф. Крюкова // Языковое общение: процессы и единицы // Межвуз. сб. науч. тр. Калиниск. гос. ун-т. Калинин, 1988. — С. 81−86.
  82. , Е.С. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике / Е. С. Кубрякова, О. В. Александрова // Структура и семантика художественного текста: доклады VII междунар. конф. М., 1999. — С. 186−197.
  83. , Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры /Лакофф Дж., Джонсон. М.: Прогресс, 1990. — С.387−416.
  84. , Ю.И. Индивидуальная избирательность речи как фактор развития языка/ Ю.И.Леденев// Русский язык и региональная культура: история и современность: материалы региональн. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2003. —С. 106 110.
  85. , O.A. Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сборник научных трудов/ Леонтович O.A. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 191 200.
  86. , Ю.М. Семиосфера/ Лотман IO. N1 СПб.: Искусство — СПБ, 2000. — 703 с.
  87. , A.A. Современный газетный заголовок: структура, семантика, прагматика: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01/ Лютая Анна Алексеевна. -Волгоград, 2008. 164с.
  88. , Т.С. Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование (на материале региональных предвыборных плакатов): дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01/ Магера Татьяна Сергеевна. Барнаул, 2006. — 167с.
  89. , М.Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.-280 с.
  90. , В. А. Политическая лингвистика: Политический дискурс: языковые игры или игры слова? / В. А. Маслова. -2008 Вып. 1(24). — С. 43−48
  91. , В.А. Введение в лингвокультурологию / В. А. Маслова. М.: Наследие, 1997.— 208с.
  92. Международная конференция «Катарсис и трагедия» Электронный ресурс. /Большая Энциклопедия Карикатуры // Международная конференция «Катарсис и трагедия». Режим доступа: cartoonia.net/index.php?option=com.task.
  93. , А.Н., Воробьева О. П., Лихошерст Н. И., Тимошенко З.В.
  94. Стилистика английского языка/ А. Н. Мороховский, О. П. Воробьева, Н.И.
  95. , З.В. Тимошенко. Киев: «Выща школа», 1991. -217с.
  96. , Л.К., И.В. Чепашева. Политический символ в системе общественных отношений/ Л. К. Нагорная, И.В. Чепашева// Ползуновский Вестник Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. 2006. -№ 3-С. 15−18.
  97. Общефилософские аспекты трагического. Электронный ресурс./ Общефилософские аспекты трагического. Режим доступа: libsib.ru/./obschefilosofskie-aspekti-tragicheskogo.
  98. , В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму: Научное издание /Пигулевский В.О. Ростов-на-Дону: Изд-во «Фолиант», 2002. -418с.
  99. , Ч. С. Элементы логики. «Gramatica speculativa» (фрагменты) // «Семиотика». М.: Радуга, 1983. — С. 151 — 210.
  100. , Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года/ Почепцов Г. Г.-М., 1998.-336с.
  101. , В. Я. Проблемы комизма и смеха.Ритуальный смех в фольклоре 9по поводу сказки о Несмеяне) Электронный ресурс./ Я. В. Пропп.\Издательство «Лабиринт». М.:1999 — 280с. — Режим доступа: www.gumer.info/bibliotekBuks/./05.
  102. , Ю.В. Действительность. Текст. Дискурс /Прохоров Ю.В. М.: Флинта, 2004. — 224 с.
  103. , A.A. Введение в языковедение/ A.A. Реформатский- М.: «Аспект пресс», 1967. 544с.
  104. , П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике/ Рикёр П. -М.: Медиум, 1995.-642с.
  105. , О. Ф. Политическая дискурсология: актуальность исследования и теоретико-методологические основания / О. Ф. Русакова // Известия Уральского государственного университета. 2008. — № 61. — С. 114−122.
  106. , М.В. Интертекстуальность заголовков современной российской прессы// Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement. 2009. — № 2. — C. 94−100.
  107. , К.Ф. Жанровое мышление языковой личности (о риторике бытового общения) /К.Ф. Седов// Речевое общение (Теоретические и прикладные аспекты речевого общения) Специализированный вестник. 2000. — Вып. 2. — С. 38−43
  108. , А.П. Этнокультурные характеристики языковой личности (на материале французской языковой личности): дисс. д-ра филол. наук: 10.02.19/Седых Аркадий Петрович. Белгород, 2005. — 418с.
  109. , Г. Я. Лингвистическая природа и функционирование стилистического приема парадокса (на материале английского языка): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04/ Семен Галина Ярославовна. Одесса, 1986. -16 с.
  110. , М.А. Политический комментарий’как особый вид манипулятивного дискурса: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19/ Семкин Максим Александрович. Самара, 2004. — 25с.
  111. , П. Русский язык и анализ советского политического дискурса: анализ номинализаций // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса: пер. с фр. и порт. М.:ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — С. 337−383.
  112. , О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности /Сиротинина О.Б.// Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. 1998. — С.3−9.
  113. , Г. Я. Стилистика текста: учебное сособие/Г.Я. Солганик. М.: Флинта, Наука, 1997. — 256с.
  114. , Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция //Оптимизация речевого воздействия. М.: 1990. С. 180−186.
  115. , Ю.А. Политический дискурс: попытка истолкования понятия // Политический дискурс в России. М.: 1997 С. 57−62.
  116. , С.А. Личность в коммуникативном процессе / С. А. Сухих. -Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2004. 143 с.
  117. , O.A. Дискурс и дискурс-анализ в политической науке/ O.A. Толпыгина // Политическая наука. 2002. — № 3. — С. 72−86.
  118. , И.А. К вопросу о жанровой классификации политических PR-текстов // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей /Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2006. — Вып. 32. ^ С. 78−87.
  119. , Ю.Б. Функции метафоры в политической речи / Ю. Б. Феденева // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. 1997. — С. 179−188.
  120. , Г. Г. Персонаж художественного текста как языковая личность/ Г. Г. Хисамова // Вестник нижегородского университета им H.H. Лобачевского. -2010. -№ 4 (2). С.774−777
  121. , Е.П. Заголовки с прецедентными текстами в современной публицистике: на материале центральной, региональной и местной прессы: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 /ерногрудова Елена Петровна. -Воронеж, 2003.-243с.
  122. , В.Е. Дискурс власти и власть дискурса / В. Е. Чернявская. М.: Флинта, 2006.- 136с.
  123. , Н.М. Концептуальная область «Неживая природа» как источник метафорической экспансии в дискурсе российских средств массовой информации: дисс.. канд. филол. наук: 10.02.01/ Чудакова Наиля Муллахметовна -Екатеринбург, 2005. 277с.
  124. , А. П. Политическая лингвистика / Общие проблемы, метафора: учебное пособие/ А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2003. — 194 с.
  125. , Д. В. Языковая личность в политическом дискурсе. Электронный ресурс. /Шапочкин Д. В. ч 2005. — Режим доступа: http://www.russian.slavica.org/article 1906.html.
  126. , О.В. Синтаксическая характеристика языковой личности: дисс. д-ра. фил. наук: 10.02.01/Шаталова Ольга Васильевна. Елец, 2012. -423с.
  127. , A.M. Языковая личность и языковая способность / A.M. Шахнарович // Язык система. Язык текст. Язык — способность: Сб. ст. / Ин-тут рус. Яз. РАН. — М.: ГИРЯ РАН. — 1995. — С. 213−223.
  128. , Е. И. Семиотика политического дискурса: дисс. д-ра филол. наук: 10.02.09/Шейгал Елена Иосифовна. Волгоград, 2000. — 432с.
  129. , Е.И. Политическая мифологема как средство социальнойtидентификации // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Сборник научных трудов. Воронеж: Изд.-во Воронежского государственного универститета. 2003. — С.230−239.
  130. , Ю.В. Прецедентные элементы в структуре малых речевых жанров комического /Ю.В. Щурина// Рос. лингв, ежегодник. 2006. № 1(8). — С.77−84.
  131. , Е. А.Типология парадоксов в художественном тексте / Е. А. Яшина// Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения. -2007. № 4. — С. 181 186.
  132. , О. О. Пареміологічні парадокси в української мові / О. О. Селіванова // Нариси з української філології (психокогнітивний та етнокультурний аспекти).- К. Черкаси: Брама. — 2004. — С. 183−201
  133. A Brief History of Political Cartoons http://xroads.virginia.edu/~ma96/piick/paill.html
  134. Bruggemann F., Die Ironie als entwicklungsgeschichtlicher Moment, 1909
  135. Chilton P., Ilyin M. Metaphor in political discourse: the case of the’common European house' // Discourse and society. Vol. 4(1). London, 1993. -P.7−31.
  136. Cynthia Bailey Lee. A Semiotic Analysis of Political Cartoons. CSE 271, 2003. www.cseweb.ucsd.edu/-clbailey/271 /Cartoons.htm
  137. Laundbreck, Chris. Issues in Subject analysis and description of political cartoons/ 19 th Annual ASIS SIGCR/ Classification Research workshop.2008/ http: digital. lib/washington.eduojsindex.phpacroissuevieml869
  138. Elizabeth Refaie. Understanding of visual metaphor: the example of newspaper CartoonsW University of Plymouth, 2003. P.75−9. '
  139. Hausermann J. Journalistisches Texten. Sprachliche Grundlagen fur professionelles Informieren. 2005.
  140. Josh Greenberg «Framing and temporality in political cartoons: a critical analysis of visual news discourse». Canadian Review of Sociology and Anthropology, The. FindArticles.com. 29 Jan, 2012.
  141. Schiffrin D. Approaches to Discourse. Oxford (UK) and Cambridge (Mass.): Blackwell, 1994.-470 p.
  142. The History of Cartoons. http://www.realisticdiplomas.com/The-History-Of-Cartoons.aspx
  143. The History of the Cartoon // Электронный ресурс. \ Режим доступа: http://www.ccgb.org.uk/Pages/history of the cartoon. html
  144. Turner G. Stylistics. Harmondsworth. 1975. P. 146.
  145. Van Dijk, Teun A. Political discourse and ideology. // Paper for Jornadas del Discurso Politico, UPF, Barcelona. Second draft, April 29, 2001. 236p.
  146. Vicki S. Williams. Creating effective visual metaphors. Abstract from dissertation «The effects of metaphoric (visualverbal) strategies in facilitating student achievements of different educational objectives». 1997.
  147. The Oxford Dictionary of Art. Ian Chilvers, Harold Osborne, Dennis Farr, 1995.
  148. Webster’s School Dictionary, Mirriam Webster Inc., Publishers, Springfield, Massachusetts, USA, 1986.
  149. В. JI. Кассирер/В. Л. Абушенко, Т. Г. Румянцева// Новейший философский словарь.- Минск, 2003. С. 477.
  150. С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. К.: Дух i Лггера, 2001. С. 155−161.
  151. , Н.Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева М.: Сов. Энциклопедия, 1990.-С. 136−137.
  152. О.С. Словарь лингвистических терминов, -М.: «Советскаяtэнциклопедия», 1969.
  153. Большая Советская Энциклопедия. Электронный ресурс./ Большая Советская Энциклопедия. Режим доступа: www.bse.chemport.ru.
  154. Ф. А. Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарьТоссия М ЭКСМО, 2007. 704с.
  155. Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов, М.: Филологический факультет МГУ, 1997.
  156. Русский язык. Энциклопедия / Ред. Караулов Ю. Н. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 723 с.
  157. Советский энциклопедический словарь, М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  158. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., -М.: «Азъ», 1995.
Заполнить форму текущей работой