Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия управления качеством образования на муниципальном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время активизировались процессы, приводящие к появлению муниципальных систем образования. Они представляют собой новый тип саморазвивающегося социального организма, территориально обособленный и относительно самостоятельный в составе региональной образовательной системы. Муниципальная система включает в себя совокупность взаимосвязанных между собой образовательных, управленческих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИПРАКТИКЕ
    • 1. 1. Многоаспектность понятия «качество» в педагогике и образовании
    • 1. 2. Качество образования как предмет и объект управления
    • 1. 3. Особенности управление качеством образования на муниципальном уровне
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТА
    • 2. 1. Опытно-экспериментальная проверка и оценка структурно-функциональной модели управления качеством образования на муниципальном уровне
    • 2. 2. Система оценки управления качеством образования на муниципальном уровне и её показатели
    • 2. 3. Технология управления качеством образования на муниципальном уровне
  • Выводы по 2 главе

Организационно-педагогические условия управления качеством образования на муниципальном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и культурной жизни Российской Федерации и Республики Башкортостан настоятельно требуют пересмотра ряда ключевых позиций стратегии развития образования, выработки принципиально новых его оснований. Приоритетным становится, прежде всего, качество образования, поскольку от этого напрямую зависит, станут ли выпускники носителями общественных ценностей, общей культуры, овладеют ли они фундаментальными знаниями и умениями использовать их в различных, в том числе нестандартных, ситуациях. Качество образования сегодня есть феномен, отражающий состояние современного общества, его развитие, определяющий содержание и динамику важнейших цивилизованных механизмов.

Следует отметить, что качество образования в настоящее время выступает как самостоятельный объект управления. Традиционно процессы управления качеством сводились к научно-методическому обеспечению образовательного процесса и подготовке квалифицированных педагогических кадров. Однако этого в современных условиях явно недостаточно. Управление качеством образования должно быть построено как целостная система, включающая в себя, прежде всего, определение самого качества образования на возможно более операциональном уровне, учитывающее требования к результатам процесса образования на всех его стадиях в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным образовательным заказом. Обязательным является также учет требований к условиям образовательного процесса, обеспечивающих необходимое качество образования и создание условий для реализации процесса его диагностики.

В настоящее время активизировались процессы, приводящие к появлению муниципальных систем образования. Они представляют собой новый тип саморазвивающегося социального организма, территориально обособленный и относительно самостоятельный в составе региональной образовательной системы. Муниципальная система включает в себя совокупность взаимосвязанных между собой образовательных, управленческих, инновационных и обеспечивающих процессов, которые реализуются образовательными и иными институтами на территории муниципалитета, входящего в состав административно-территориального деления региона. Она существует реально, функционирует, и потому решение проблемы совершенствования управления качеством образования на уровне учебного заведения невозможно без учета регионального либо муниципального аспектов. Приоритетным направлением муниципальной образовательной политики должно стать именно качество образования, ибо это то, с чем связаны ожидания всего общества и государства, наконец, это основное назначение системы образования в её муниципальном выражении.

Вместе с тем в научной литературе проблема муниципальной системы образования в целом, и управления качеством образования на муниципальном уровне в частности, практически не изучена.

Ключевым этапом в решении проблемы управления качеством образования на муниципальном уровне является разработка совокупности идей образовательной политики, программы развития образования, способной дать возможность каждому участнику образовательного процесса наиболее полно реализовать свой личностный потенциал.

В рамках данного исследования мы изучили отечественный опыт управления качеством (С.Д.Ильенкова, В. В. Окрепилов.), исследования в области управления и развития образовательных систем (Ю.К.Бабанский, Г. Г. Габдуллин, В. И. Загвязинский.), гуманистических основ педагогики, этнокультуры (К.Ш.Ахияров, П. П. Козлова, З. Г. Нигматов, Ф.Ш.Терегулов), а также работы зарубежных авторов по данной проблеме (Д.Грейсон, (D.Greyson),.

Э.Гроув (Е.Growth), К. Исикава, М. Мескон (М. Meskon), К. Оделл, (K.Odell), Ф. Хедоури).

Управление качеством образования рассмотрено в работах Г. В. Гутник, С. А. Козловойразличные предложения по оценке качества и по составу показателей оценки вносят М. И. Грабарь, Н. Н. Мельникова, С. Д. Полев, В. П. Симонов. Исследованию мониторинга качества образования посвящены работы А. Н. Майорова, Д. Ш. Матрос, А. А. Орлова. Различные условия, влияющие на качество учебного процесса, анализируются в работах К.А.Абдульхановой-Славской, П. В. Занкова, М. И. Махмутова, М. С. Скаткина, Н. Ф. Талызиной и др.

Важное значение для исследования имели основные идеи всеобщего качества в производственном менеджменте.

Аспекты регионального образования рассматриваются в работах Н. А. Акатова, А. А. Анохина, Н. М. Бочкаревой, Ю. В. Громыко, Ю. И. Калиновского, В. М. Петровича, В. М. Подобед, Е. В. Ткаченко и др. Вопросы развития муниципальной системы образования решаются в исследованиях М. В. Артюхова, проблеме управления качеством общего и начального профессионального образования на муниципальном уровне посвящено диссертационное исследование Л. В. Королевой, организационный механизм мониторинга качества обучения в муниципальной системе образования представлен в трудах О. Э. Попенковой.

Теоретический материал по исследуемой проблеме показывает, что вопросы управления качеством требуют осмысления, уточнения и развитияв настоящее время накоплен материал по проблеме управления качеством образования на уровне «учитель-ученик», но он далеко не в полной мере получил практическую реализацию. Другие уровни — региональный, муниципальныйлишь в последнее время стали объектами многопараметрического анализа. До сих пор недостаточно внимания уделяется разработке теоретико-методологических и практических проблем проектирования систем управления качеством образования на разных уровнях. Однако современное состояние образовательной системы настоятельно требует создания единого образовательного пространства и единой образовательной политики управления качеством образования, разработки педагогических технологий контроля за качеством образования на разных его уровнях.

Анализ теоретических исследований и существующая практика управления качеством образования свидетельствует о наличии противоречия между потребностью в разработке технологии контроля и оценки управления качеством образования и отсутствием такого организационного механизма на муниципальном уровне.

С учетом этого противоречия нами была сформулирована проблема исследования, направленная на выявление организационно-педагогических условий управления качеством образования на муниципальном уровне.

Всё сказанное выше позволяет сформулировать тему исследования: «Организационно-педагогические условия управления качеством образования на муниципальном уровне».

Объектом исследования является муниципальная система управления образованием.

В качестве предмета исследования выступает процесс управления качеством образования в общеобразовательных школах на муниципальном уровне.

Цель исследования — определение организационно-педагогических условий управления качеством образования на муниципальном уровне.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу: управление качеством образования на муниципальном уровне может быть успешным, если:

— управление качеством образования на муниципальном уровне осуществляется во взаимодействии со всеми уровнями целостной системы (федеральным, региональным, институциональным, локальным);

— процесс управления направлен на достижение спрогнозированного результата на основе принятия долгосрочных или среднесрочных программ;

— муниципальный орган управления образованием обеспечивает оптимальные условия для полноценного функционирования образовательных учреждений, что способствует повышению качества образования;

— имеется технология контроля оценки качества образования, позволяющая своевременно корректировать процесс управления по результатам.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1.Проанализировать состояние проблемы управления качеством образования в современной научной и педагогической литературе и выявить основные тенденции управления качеством образования на муниципальном уровне.

2.Определить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность управления качеством образования на муниципальном уровне.

3.Разработать и адаптировать структурно-функциональную модель управления качеством образования на муниципальном уровне.

Д.Разработать практические рекомендации по совершенствованию управления качеством образования на муниципальном уровне.

Методологическую основу работы составляют философские труды по проблемам образования (Б.С.Гершунский., Э. В. Ильенков, М.К.Мамардашвили), принципам и методам системного подхода (И.Барнард, Г. Саймон, П. Раккофф, С. Оптнер, К.Б.Малышев). При разработке стратегии исследования мы опирались на концептуальные подходы к качеству образования (В.А.Кальней,.

И.Я.Лернер, Д. Ш. Матрос, А. И. Моисеев, Н. Д. Никандров, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов и др.), теоретические положения управления образовательными системами (Ю.А.Конаржевский, В. С. Лазарев, В. П. Симонов, П.И.Третьяков) — положения общей теории управления, педагогической и психологической теории управления (В.А.Нуждин, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, Р. Н. Сериков, А. И. Тичев, Л.П.Щедровицкий), на идеи о проектировании в образовании (Н.Г.Алексеев, В. С. Безрукова, А. С. Белкин, В.И.Слободчиков), на основы моделирования (В.В. Краевский, А. И. Уемов, А.Т.Шумилин). При изучении современных подходов к определению целей, результатов и качества образования и управлению им мы опирались на педагогические исследования К. Я. Вазиной, С. Г. Воровщикова, Г. Б. Скок, А. И. Субетто, Д. В. Татьянченко. Вопросы целостного образовательного процесса, соотношения воспитания, обучения и развития проанализированы на основе работ В. В. Давыдова, О. Е. Лебедева, Н. Д. Никандрова, В. Д. Шадрикова. Важными для нашего исследования являются психолого-педагогичекие теории, развивающиеся в рамках деятельностного подхода к обучению: теория развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, теория проблемного обучения, которая представлена в работах З. И. Калмыковой, Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение философской, педагогической и психологической литературы по теории управления, нормативных документов и законодательства в области образования, беседа, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение продуктов управленческой деятельности на разных уровнях управления системой образования, его качествомизучение отечественного и зарубежного опыта управления системой образования, ретроспективный анализ опыта собственной профессиональной деятельности, моделирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

В качестве экспериментальной базы исследования задействованы образовательные учреждения и управление народного образования города Стерли-тамака Республики Башкортостан. В эксперименте приняли участие 38 общеобразовательных школ, 86 руководителей и специалистов управления.

Исследование осуществлялось в период с 1995 по 2002 гг. и включало несколько этапов.

На первом этапе (1995;1996) изучались и анализировались философские, педагогические и психологические источники, труды по теории управления, были определены исходные позиции исследования.

На втором этапе (1996;1997) проводился констатирующий эксперимент, анализировались его результаты, разрабатывалась методика формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1997;2000) осуществлялась работа по организации формирующего этапа эксперимента: проверялись основные положения гипотезы исследования, конкретизировались организационно-педагогические условия управления качеством, анализировались результаты опытно-экспериментальной работы.

Заключительный этап (2001;2002) был посвящен систематизации полученных данных, проверке предложенной гипотезы исследования, формулированию выводов, формулированию выводов, оформлению диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

— уточнена сущность понятий «управление качеством образования», «муниципальная система образования»;

— выявлена специфика управления качеством образования на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном и локальном уровнях;

— разработана структурно-функциональная модель управления качеством образования, включающая в себя организационно-педагогические условия (нормативно-правовые, материально-технические, финансовые, кадровые, информационные, научно-методические) и механизм их обеспечения;

— обоснован состав целевых программ управления (Программа развития образования города, Программа компьютеризации образовательных учреждений, Концепция управления качеством образования, Программа «Одаренный ребенок», Программа творческого успеха) и проектов для системы управления качеством образования.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы для:

— анализа функционирования и развития муниципальной системы образования;

— повышения эффективности деятельности муниципального органа управления образованием по управлению качеством образования- •.

— методической помощи руководителям муниципальных органов управления и руководителям образовательных учреждений при организации работы по повышению качества образования и удовлетворения образовательных потребностей учащихся и их родителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается опорой на научную методологию, системным подходом к решению поставленных задач, адекватностью методов гипотезе и целям исследования, репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным анализом фактов, материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, реально отражающих теоретическую и практическую сторону исследуемой проблемы.

Основные положения, выносимые на защиту:

Качество образования — это многоаспектное и многопараметрическое понятие, выступающее как самостоятельный объект управления.

Система управления качеством образования представляет собой иерархию уровней управления: федеральный, региональный, муниципальный, институциональный, локальный, каждый из которых имеет свою задачу и условия управления.

Объектом управления качеством образования на муниципальном уровне являются условия (нормативно-правовые, материально-технические, информационные, кадровые, финансовые, научно-методические), создание которых в совокупности способствует повышению качества образования.

Эффективность управления качеством образования на муниципальном уровне отражается с помощью коэффициента, выделенного путем соотношения абсолютных показателей оценки качества.

Апробация результатов исследования: Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международной (Стерлитамак, 2000), всероссийских (Пермь, 1999; Самара, 2000), республиканских (Уфа, 1999) и региональных научно-практических конференциях. По материалам исследования диссертант выступал на курсах повышения квалификации в Башкирском институте развития образования, встречах и круглых столах во время стажировки в штатах Массачусетс, Коннектикут, Нью-Йорк, Мэриленд (Соединенные Штаты Америки) по вопросам управления системой образования.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

В опытно-практической части нашего исследования составлена техно-Ш логическая карта эксперимента, в которой отражаются его основные этапы, цель задачи и содержание.

В результате исследований и поэтапного усовершенствования управленческой практики была разработана структурно-функциональная модель управления качеством образования на муниципальном уровне в режиме функционирования системы образования индустриального города.

Опытно-экспериментальная апробация модели позволила определить совокупность условий и средств, обеспечивающих управляемость образовательного процесса применительно к его качеству.

Целесообразность управленческой модели подтверждается результатами экспериментальной работы, оценкой деятельности органов управления образования участниками образовательного процесса, ц Результатом оценки деятельности муниципального органа управления образования при этом становятся:

1 .Степень рационализации сети образовательной системы;

2.Диверсификация образовательных услуг;

3.Степень удовлетворения потребностей участников образовательной системы функционирующими сервисными службами и их влиянием на образовательную систему;

4.Степень удовлетворенности детей, родителей, общественности предлагаемыми образовательными услугами и их доступностью;

5.Положительная динамика формальных показателей эффективности работы образовательной системы (по качеству реализуемых образовательных услуг, через аттестацию образовательных учреждений);

6.Эффективность системы повышения профессионализма педагогов, оценка оперативного и опережающего характера обучения кадров (через аттестацию руководящих и педагогических кадров);

7.Наличие соответствующей нормативно-правовой базы управления на муниципальном уровне;

8.Наличие комплексно-целевых программ и их направленность на повышение качества образования;

9.Эффективность контроля, анализа деятельности муниципальных образовательных учреждений, оценка деятельности муниципальных образовательных учреждений.

Результаты среза констатирующего эксперимента показали необходимость создания специальных условий для управления качеством образования по целям или результатам. Управление по результатам напрямую связано с режимом жизнедеятельности муниципальной системы образования — функционированием и развитием, причем, ориентация управления на новые результаты образования (на уровне города) — это всегда перестройка на инновационный режим — режим развития.

В связи с отсутствием общепринятых количественных и качественных показателей оценки качества на муниципальном уровне в рамках экспериментальной работы были разработаны следующие показатели оценки качества образования и выделения абсолютного и относительного показателей: -мощность сети образовательных учреждений;

— адекватность содержания и технологий, используемых в образовательных учреждениях и услуг, выявленным образовательным потребностям- -вариативность сети образовательных учреждений и услуг- -доступность образовательных учреждений и услуг по стоимости- -интегративность сети образовательных учреждений и услуг- -интегрированность образовательных учреждений и услуг в социокультурное и образовательное пространство города;

— гибкость сети образовательных учреждений и услуг, способность перестраиваться и быстро реагировать на изменение;

— эффективность системы повышения профессионализма педагогов, оценка оперативного и опережающего характера обучения кадров;

— обеспеченность образовательного процесса программно-методическими комплексами для успешного овладения образовательной программой;

— наличие материально-технических ресурсов;

— финансовая деятельность;

— динамика формальных показателей эффективности работы образовательной системы.

Разработанные показатели оценки качества образования были положены в основу определения коэффициента эффективности управления качеством образования на муниципальном уровне при апробировании структурно-функциональной модели в условиях образовательной системы г. Стерлитамака.

В рамках формирующего эксперимента разработаны концепция управления качеством образования, программа развития образования города, пакет нормативно-правовых документовпроведен образовательный и психолого-педагогический мониторинг, диагностирование знаний учащихся по основным предметаморганизовано обучения руководителей по вопросам качества образования, управленческой деятельности, по изучению спроса и созданию рынка образовательных услугпредусмотрена реорганизация и пересмотр содержания деятельности сервисных служб. Анализ проведенной управленческой деятельности позволил определить организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности управления качеством образования: нормативно-правовые, материально-технические, кадровые, научно-методические, финансовые, информационные.

Нормативно-правовые условия предполагают разработку пакета документов, целевых программ, которые позволяют представить прогнозируемые результаты. Их наличие обеспечивает развитие системы при сохранении её целостности и устойчивости.

Материально-технические условия необходимы для реализации разработанных долгосрочных и краткосрочных целевых программ и проектов.

Финансовые условия обеспечиваются разработкой бизнес-планов и способствуют мотивации управленческих и педагогических кадров на деятельность в режиме развития.

Научно-методические условия призваны обеспечить управление эффективными технологиями и методиками, способствующими достижению прогнозируемого результата и наполнению функций управления новым содержанием.

Наличие кадровых условий позволяет повысить эффективность управления за счет подготовленности руководителей к решению управленческих задач и принятию мер, адекватных поставленным целям.

Учет информационных условий необходим, так как управление лишь тогда эффективно, когда обладают полной информацией о функционировании управляемой системы. Информационный поток обеспечивается проведением мониторинга на всех этапах управления.

Как правило, условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия «причины», включающего в себя как внешние, так и внутренние факторы. В педагогике условия, не являясь сами по себе причиной событий, в то же время усиливают или ослабляют действия причины. С таких позиций условия определяются как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы, в нашем случае — функционирование системы управления качеством образования на муниципальном уровне.

В работе используются три уровня показателей эффективности управления качеством образования: высокий, средний, низкий. За единицу измерения был принят коэффициент эффективности (Кэу), который определялся соотношением абсолютного показателя оценки качества образования и показателя оценки спрогнозированного качества образования.

При высоком уровне эффективности управления Кэу больше единицы, при среднем — Кэу равен единице и, соответственно, когда Кэу меньше единицы, уровень эффективности является низким и необходимо на основе диагностики продумывать ряд управленческих решений.

Результаты опытно-экспериментальной деятельности подтвердили эффективность предложенной модели управления качеством образования на муниципальном уровне.

Заключение

.

В России сформирована новая законодательная база, принятая документально, практически исключающая возможность прямого управления # деятельностью образовательных организаций и обозначившая необходимость введения в действие новых методов управления, основанных на принципах рефлексивного подхода, — управление через формирование системы норм и правил, описывающих пространство легитимного функционирования образовательных организаций.

Став юридическим лицом, образовательное учреждение закрепило свое право на самостоятельность и автономность в решении многих правовых, организационных, финансовых вопросов и право выбора образовательных программ и технологий.

Однако законодательством определена и ответственность государства перед обществом, требующая создания единого образовательного пространства. И потому возникает необходимость защиты интересов учащихся и их родителей при получении качественного общего образования.

Таким образом, процесс передачи полномочий по формированию собственной образовательной стратегии на уровень образовательного учреждения, ориентация на запрос потребителя, выбирающего образовательную услугу как по форме, так и по содержанию, не может происходить неуправляемо, хаотично. Возрастает роль государственного контроля за исполнением образовательными учреждениями требований федеральных и региональных нормативных актов, определяющих минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующим образовательным программам.

В настоящее время проведение процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации образовательного учреждения, а также аттестации кадров, независимой аттестации выпускников является тем самым механизмом, который при правильной его организации в условиях современного правового поля позволяет достаточно эффективно обеспечивать защиту конституционных прав граждан на получение качественного образования. Этот механизм основан на единой технологии контроля результатов деятельности образовательного учреждения с учетом единства образовательного пространства и задач выполнения социального заказа системы общего образования, а потому способен управлять качеством образования на различных уровнях, в том числе и на муниципальном.

Муниципальная система образования занимает вполне определенное место внутри региональной системы. Она характеризуется наличием совокупности организационных структур, находящихся на определенной территории, включенных в социально-экономическую систему административно-территориальной единицы с присущими ей культурно-историческими, этнографическими и другими особенностями и обеспечивающих полноту и непрерывность образования (присвоение культурно-исторических особенностей) проживающего на ней человека. При этом субъекты муниципального пространства выступают носителями и участниками проектных идей и формируют общественный муниципальный заказ на образование.

Анализ литературы по теории и практике управления дал основание считать, что формирование муниципальной системы образования является объективной, но мало исследованной реальностью. До сих пор практически не раскрыты закономерности и принципы ее развития, технологии управления.

Практика показала, что сегодня муниципальная система образования работает в двух взаимосвязанных режимах: режиме функционирования и режиме развития.

При работе в режиме развития муниципальная образовательная система переходит в состояние с качественно иными свойствами и возможностями. Наши данные свидетельствуют, что перевод муниципальной системы образования из режима функционирования в режим развития позволит изменить качество образования. А так как управление в любой организационной системе, в том числе и муниципальной системе образования, играет роль основного системообразующего фактора, то следует говорить об управлении It качеством образования на муниципальном уровне.

В понятие «качество образования» исследователями вкладывается разное содержание, зависящее от того, какие основания положены в понимание его сущности. Вследствие этого в настоящее время существует множество определений данного термина, что приводит к сложностям при определении понятия «управление качеством образования». С нашей точки зрения, качество образования есть многоаспектное понятие, которое может быть по-разному определено применительно к уровням системы (федеральный — региональный — муниципальный — институциональный — локальный).

Качество образования является управляемым объектом. Это означает, что управление качеством образования на любом, в том числе и муниципальном уровне, зависит от наличия определенных условий и реагирует на любые ^ их изменения.

Процесс управления качеством образования на каждом уровне различен, хотя каждый уровень в той или иной степени в рамках своей компетентности влияет на качество образования. Каждый из уровней является и управляющей системой, и управляемой, так как каждая управляющая инстанция, как управляющий орган любой динамической системы, в свою очередь является подчиненной по отношению к более высокой инстанции.

Что касается муниципального уровня, то он формирует систему обеспечения, т. е. создает условия для реализации качественного образования. К этим условиям мы относим: нормативно-правовые, материально-технические, финансовые, научно-методические, кадровые, информацион-ф ные.

Разработанная нами структурно-функциональная модель, представляющая собой замкнутую систему управления, где все элементы взаимосвязаны, подтвердила оптимальность данных условий.

Проведенная экспериментальная работа по реализации модели управления качеством образования на муниципальном уровне позволяет говорить о корреляции условий, создаваемых для организации учебно-воспитательного процесса на муниципальном уровне, и качества образования. Но влияние временного фактора не дает возможности установить прямую зависимость качества образования от обеспечения условий организации учебно-воспитательного процесса на муниципальном уровне. Анализ результатов исследования показывает, что формирование качества происходит в основном на локальном уровне (учитель — ученик), а критерии качества образования на муниципальном уровне являются промежуточными.

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что оно не исчерпывает всей проблемы управления качеством муниципальной системы. Исследования и изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. В частности, требует специального изучения влияние временного фактора на качество образования, создание системы контроля, позволяющей получать объективную оценку состояния качества и проектировать условия коррекции этого состояния.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Психология в управлении и для управления (руководителям и подчиненным). — М.:Сентябрь, 1998.-94 с.
  2. В.Н., Циркульников A.M. Управление вариативными образовательными системами. Великий Новгород, 1999.-105 с.
  3. Актуальные проблемы современного образования: Научное издание./ Под ред. Академика М. И. Махмутова.- Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-390 с.
  4. И. Стратегическое управление. М.: 1989.-74 с.
  5. М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: автореф. дисс. доктора пед. наук. Томск, 2000.-30с.
  6. М.В. Управление дифференцированным обучением школьников в промышленно развитом регионе: Монография. Кемерово, 1997.-265 с.
  7. Аристотель. Метафизика. M.-JI., 1934.-54 с.
  8. Ф.Ф. Что такое управление. М.: 1967−126 с.
  9. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: 1981.-142 с.
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.: 1981.-204 с.
  11. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований // Проблема обучения и воспитания молодёжи в условиях непрерывного образования: Сб. ст. Уфа. 1991.-С.3−7.
  12. К.Ш. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи. Монография. Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2001.- -207 с.
  13. К.Ш., Амиров А. Ф., Валиев Г. Х. Методологические основы педагогических исследований.-Уфа: БГПУ, 2000.-64 с.
  14. Н.И. и др. Проблемы управления образованием: Учебное пособие. -Чебоксары, 1993.-87 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.-268 с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1 982.-216 с.
  17. С.Б. Управление развитием трёхуровневой системы муниципального образования крупного города: автореф.дисс.канд.пед.наук.-У фа, 2000.-21 с.
  18. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: издательство «Деловая книга», 1996.-11 Зс.
  19. А.С. Возрастная педагогика. Асбест, 1999.-284 с.
  20. А.И., Черняк Ю. И. Информация и управление. М.: 1966.-68 с.
  21. МН. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика.- 1996.-№ 4.С.9−12.
  22. Бестужев Лада И. В. Социальное управление: методы, ориентиры, прогнозы // Проблемы теории и практики. — 1989 -№ 4.
  23. Бестужев Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций.- М.: Педагогическое общество России.2002.-392 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-136 с.
  25. В., Рудзите А., Саметие О. Определение уровня управления в школе. Рига.: РИУУ, 1984.-73 с.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: 1973.-149 с.
  27. К.Я., Копейкина Е. Ю. Управление инновационными процессами в системе образования. Н. Новгород, 1999.-93 с.
  28. Ю.В. Педагогическое управление в школе: теория и практика. -М.>1990.-206 с.
  29. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов // Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988.-246 с.
  30. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.:-1995.-120 с.
  31. В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М.: Наука, 1982.-430 с.
  32. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики./Под ред. И. И. Шамовой. М.: 1991.-234 с.
  33. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов /О.П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. М.: Радио и связь, 1999.-321 с.
  34. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Татарское кн. Изд-во, 1990. -206 с.
  35. Гаязов А. С, Баязитов С. Б., Амиров А. Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования: Монография. Уфа, 2000.- 197с.
  36. Д.М. Организация и управление. М.: 1972.-139 с.
  37. .С. Философско-методологическое основание стратегии развития образования в России. М., 1993.-160с.
  38. .С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998.248 с.
  39. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995.-192 с.
  40. Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: 1976.-240 с.
  41. А.В., Рабинович Г. С., Примаков М. И., Синицын М. М. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1983.-183 с.
  42. А.В., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество? М.: Экономика, 1968.-85 с.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: 1977. — 406 с.
  44. Д., Оделл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. -М.: Экономика, 1991.-108 с.
  45. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. -544с.
  46. Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М.: Филин, 1996.-126 с.
  47. Гуманизация образования. Теория, практика. СПб: СПбБ ГУПМ, 1994.
  48. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.-216 с.
  49. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования // учебное пособие. М.: Изд. Корпорация «Логос», 2000.-224 с.
  50. Т. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 1999.23с.
  51. Де Калуве А., Маркс Э, Петри М. Развитие школы: модели и изменения. Калуга.-1993.-2350с.
  52. В.В. Менеджмент сферы образования. Т.1−1994.- 213 с. Т2−1995.-306 с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.-30с.
  54. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». Уфа, 1997.-24 с. 61.3анков JI.B. О предмете и методах исследований. М.: 1962.-94 с.
  55. Золотухина Аболина Е. В. Страна философия. — Ростов — на — Дону. — Изд-во- Феникс, 1995.-544 с.
  56. К. Педагогическая диагностика // Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.- 238 с.
  57. Н.Н. Школоведение. М.: 1929.-96 с.
  58. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1998.-168 с.
  59. История философии. М.: Мысль, 1991.-522 с.
  60. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. ~ ИПН РАО.-20 с.
  61. В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Изд-во Логос, 1998.-351 с.
  62. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. М.: Педагогика, 1978.-36 с.
  63. П.П. Сущность и развитие принципа природосообразности в формировании духовного мира ребенка. Учебное пособие.- Казань-Стерлитамак, 1998, 74 с.
  64. П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: автореферат диссертации доктора педагогических наук.- Казань, 1998, 41 с.
  65. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.-184 с.
  66. Ю.А. Анализ урока. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.-156 с.
  67. Контроль качества в образовании. Пермь: издательство ПОИПКРО, 1996.-106 с.
  68. Концепция федеральных компонентов государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. -М., 1995.-43 с.
  69. Л.В. Управление качеством общего и начального профессионального образования на муниципальном уровне: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Тольятти, 1999.-25 с.
  70. А.И., Коломинский Я. Л. Педагогическая диагностика в школе. -М.: 1987.-219 с.
  71. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: 1977.-234 с.
  72. В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критериев оценки его результатов Самара, 1992.-182 с.
  73. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -JI.:1973.-105 с.
  74. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций.-Т.1,2.- М.: Прогресс, 1981.-205 с.
  75. Е.П. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997.-146 с.
  76. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика.-1995.-№ 4.
  77. B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство •ft педагогическим коллективом: модели и методы. М.:ЦСЗИ, 1995.-125 с.
  78. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993.-254 с.
  79. Е.В. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990.-240 с.
  80. О.Е. Образовательная система как объект управления. Петербургская школа.-Спб- 1994.-142 с.
  81. И.Я. Качества знаний учащихся, какими они должны быть? М.: Знание, 1978.-32 с.
  82. И.Я. Показатели качества процесса и эффективности обучения. -М.: НИИОП АПН СССР, 1985.-128 с.
  83. И.Я. О построении логики дидактического исследования //Советская педагогика, 1970.-№ 5.-С.7−18.
  84. Ф 91. Майоров А. Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении.-С-Петербург.-1992.-79 с.
  85. А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школьные технологии.-1999.-№ 1−2.-С.46−60.
  86. А.Н. Мониторинг социальной эффективности и условий деятельности образовательных систем // Школьные технологии.-1999.-№ 5.-С.84−115.
  87. К.Б. Психология управления. М.: 2000.-198 с.
  88. Н.Д. Муниципальное управление: трудности становления // Народное образование,-1999.-№ 1 -2.-С.91 -96.
  89. Ф 96. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образованием на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.-165 с.
  90. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Прогнозирование результатов образовательного процесса // Школьные технологии.-2000.-№ 1.-С.68−72.
  91. В. Педагогические этюды об образовании. 1993.-95 с.
  92. Менеджмент в управлении школой // научный ред. Т. И. Шамова. М.: Магистр, 1992.-214 с.
  93. Менеджмент качества и обеспечения качества на основе стандартов ИСО серии 9000: Библиографический указатель (по состоянию на 01.05.99 г.), изд.4-е. С.-Петербург: МНПСП «Конфлакс», 1999. — 263 с.
  94. М. Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.-222 с.
  95. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: 1983.-206 с.
  96. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1991.-120 с.
  97. А.И., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1997.-198 с.
  98. Н.М. Управление качеством образования на диагностической основе // Народное образование.-2000.-№ 7.-С.62−69.
  99. Н.М., Козлова П. П., Хамидуллин М. Г. Философия и история образования: Учеб. пособие для студентов пед.обр.учр.-Казань-Стерлитамак, 1998,-146 с.
  100. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М.: Новая школа, 1995.-164 с.
  101. Н.Н. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестник Университета РАО.-199.-№ 7.-С.13.
  102. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989):Дисс.докт.пед.наук.-Казань, 1990.-397 с.
  103. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. Педагогика, 1998, № 3.
  104. И.Г., Чарный Б. М. Инспектирование субрегиональных и институциональных образовательных систем. Пермь,-1996.-92 с.
  105. В.Б. Мунипализация образования // Мир образования 1996 -№ 6- С.42−45.
  106. Нововведения в муниципальном управлении образованием // Под ред. Н. Д. Малахова. -М.: Новая школа, 1997.-232 с.
  107. Образование в конце 20 века: материалы круглого стола // Вопросы филисофии.-1992.-№ 9.-С.3−21.
  108. Образованная Россия: Специалист XX века. Проблемы российского образования на рубеже третьего тысячелетия под ред. А. И. Суббето. М.: ПАНИ, 1997.-189 с.
  109. В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998.-176 с.
  110. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. // Педагогика.-1996. № 3.-с.23−26
  111. Педагогика: учебн. пособие для студентов педвузов и педколледжей // Под ред.П. И. Пикасистого.-М., 1995.-637с.
  112. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. инст-ов /Ю.К.Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- М.: Просвещение, 1989.-479 с.
  113. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования.-Вып.1.- // под ред.В. П. Беспалько.-М., 1994.-136 с.
  114. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М. 1996.-162 с.
  115. Н.П., Ананишнев В. М. Моделирование как элемент управленческой деятельности // Школьные технологии.-2001. № 3.-C.3−22.
  116. Л.Д. Организационно-педагогические средства и условия развития муниципальной системы образования (на примере разработки и реализации программы развития образования г. Тюмени):автореф.дисс.канд.пед.наук.-Тюмень, 1998.-19 с.
  117. М.Л. Азбука школьного управления. М.: 1998.-206 с.
  118. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: Состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1998.-176 с.
  119. М.М., Моисеев A.M. Понятие «Качество образования» // Народное образование, 1999, № 7−8.
  120. М.М., Моисеев А. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.-214 с.
  121. М.М., Моисеев A.M. Качество образования в разных образовательных практиках // Народное образование.-1999.-№ 9.-С. 140−149.
  122. М.М. Школа и органы образования: трудный поиск взаимодействия. // Директор школы, 1995, № 1−2.
  123. М.М. Управление качеством образования на муниципальном уровне // Народное образование.-2000.-№ 8.-С.56−59.
  124. М.М. Оптимизация управления школой. М.: 1991.-268 с.
  125. М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
  126. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика. 1987.-213 с.
  127. М.И. Основы менеджмента в сфере образования: Учебное пособие. СПб.: ИТМО, 1994.-246 с.
  128. Прогнозирование в образовании: теория и практика // Под ред. J1.M. Гершунского. М.: ИТПИМИО, 1994.-154 с.
  129. О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системоло-гия. СПб: издательство ТВПинк, 1995.-162 с.
  130. Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПО РАО за 1994 г. М., 1995.-158 с.
  131. Проблемы качества образования, его нормирование и управление // Сб. ст. под ред. Н. А. Селезневой, В. Г. Казановича. М.: 1999.-246 с.
  132. Проектирование образования: проблемы, поиски, решения. Материалы научно практической конференции 25−27 мая 1994 г. -М., 1994.-263 с.
  133. Н.И. Управление развитием муниципальной системой образования в сверх крупном городе: Дисс. канд. пед. наук. СПБ, 1994.-165 с.
  134. Российская педагогическая энциклопедия: В2тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-1т.-608 с.
  135. Российская педагогическая энциклопедия: В2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-2т.-672 с.
  136. В. Управление качеством образования // Народное образование .-1999.-№ 1 -2.-С. 162−166.
  137. В.Н. Системная деятельность и её философское осмысление // Системные исследования: Ежегодник, 1980. М.:Наука, 1982.-221с.
  138. В.Н. Основания общей теории систем. М.: 1974.-209 с.
  139. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Педагогическое общество России, 1999.-214 с.
  140. В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. М., 2001, — 160 с.
  141. Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел»: 1998.-269 с.
  142. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.-184 с.
  143. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986.-254 с.
  144. Я.И. Методология и методы педагогического исследования. -Педагогика, 1986.-187 с.
  145. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-156 с.
  146. B.C., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.:1992. — 164 с.
  147. В.М. Стандарты в управлении качеством образования (Исследовательский центр качества подготовки специалистов) — Нижний Новгород.: Изд-во Нижегор. университета, 1993.-186 с.
  148. А.И. Квалитология образования.- СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-220 с.
  149. А.И. Квалиметрия управления и «цикловая квалиметрия» // Методология и практика оценки качества продукта. (Мат. Крат. Семин.5−6 июня 1990 г.). Л.: ЛДНТП, 1990. — С.84−89.
  150. В.Г., Турбович Л. Г. Контроль, диагностика и оценка усвоения и повышения эффективности обучения. СПб., Прогресс, 1999,-132 с.
  151. Н.С. К методологии управления общеобразовательной школы.// Вопросы внутришкольного управления. М., 1997. — Вып.1. — С.38−52.
  152. И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980.-192с.
  153. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.:Изд. МГУ, 1985.-343 с.
  154. Д. В. Воровщиков С.Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему. Челябинск, 1995.-164 с.
  155. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: 1991.-182 с.
  156. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пис-кунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1079.-208 с.
  157. В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко К. Качество обучения в виртуальной среде. Высшее образование в России, 1999, № 6.
  158. П.И. Практика управления современной школой. М., 1995.
  159. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991 .-218 с.
  160. П.И. Управление: Школа район — город. — М.: Прометей, МПГУ, 1991.-178 с.
  161. П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1997.-214 с.
  162. А.И. Логические основы метода моделирования М.: Мысль, 1971.-311 с.
  163. Управленческие нововведения в США. Проблема внедрения. М.:1996.
  164. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. // под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.-125 с.
  165. Управление развитием школы. / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева./-М.: 1994.-286 с.
  166. Управление школой: теоретические основы и методы под ред. B.C. Лазарева. М.:Центр социальных и экономических исследований, 1997.-336с.
  167. Управлением качеством. Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-294 с.
  168. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и метод, пособие // Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.-448 с.
  169. Управление в образовании: Проблемы и подходы: Практическое руководство (Сборник статей // Под ред. П. Карстанье).- М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1995.-210 с.
  170. А. Общее и промышленное управление.- М.: 1924.-96 с.
  171. Р. Энциклопедия современного управления, т. 1 .-М.: 1992.-320с.
  172. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пос. Рязань: Изд-во РГПУ, 1993.-140с.
  173. Философия образования для 21 века. М.: 1992.-140с.
  174. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.-450 с.
  175. Философско-психологические проблемы развития образования. // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Интер, 1994.-320 с.
  176. Л.И. Моделирование образовательного менеджмента // Школьные технологии.-1999.-№ 3.-С.41−55.
  177. М.И. Образование в России: философия, идеология, политика // Педагогика.-1994.-№ 6.-С. 17−24.
  178. Л.Н. Социально-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы: Дисс. канд. пед. наук. Оренбург. -1996.-145 с.
  179. Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно-полезному труду: Учебно-метод. Пособие. М., 1986.-95 с.
  180. Т.А. Организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа: автореф. дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 1999.-23 с.
  181. Франева J1.K. Организационные структуры. Методы диагностики. -С.Пб., 1993 .-184 с.
  182. П. Методическая работа в школе. М.:МП СССР, 1989.35 с.
  183. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989.-204 с.
  184. В.Д. Философия образования и образовательные политики.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-185 с.
  185. Т.И. Менеджмент в управлении. М., 1995.-230 с.
  186. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой.-М.: 1992.-235 с.
  187. Т.И., Давыденко Т. М. Деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся как объект внутришкольного управления. Москва-Белгород, 1993.-186 с.
  188. Т.И., Тюлю Г. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы. М, 1995.-245 с.
  189. В.П. Диагностика и оценка качества образовательных систем // Педагогика.-1995.-№ 4.- С.36−41.
  190. Л.А. Управление образованием. Омск: ОмГПУ, 1994.-154с.
  191. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.- М.: Педагогическое общество России. 1999.-352 с.
  192. Р. Японские методы управления производством. М.: Экономика, 1988.-162 с.
  193. Г. П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.-421с.
  194. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  195. К.Г. Основы управления школой. Уфа: Изд-во Башгоспе-динститута, 1998.-144с.
  196. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: 1991.156 с.
  197. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996.-185 с.
  198. Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: АПП ЦИТП, 1992.94 с.
  199. Boyd, William and King, E.J. The History of Western Education, 11 th ed. -Barnes, 1980. 251 p.
  200. Coombs P.H.The World Crisis in Education: The View From the Eighties. -New York: Oxford University Press, 1985/ 264 p.
  201. Fiedler, Eckhard et all. America in Close Up. — Longman, 1995/ - 92p.
  202. Nicholls А/ Managing Edicational Innovations, -Lnd, 1983.P.S. 52p.
  203. Silber К. Н/ Some Implications of the Histori of Educational Technology: Were All in this together // Broun J.M., Broun S.N. Educational Medif Yearbook, 1981. Littleton, Colorado, Libriries Unlimited. 196p.
Заполнить форму текущей работой