Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Программно-целевой подход к организации профессионально-личностной физической подготовки курсантов военных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этих, а также других исследованиях установлено, что требования военно-профессионального обучения к физическому состоянию специалистов вытекают из характера их военно-профессиональной деятельности и условий, в которых она осуществляется и определяются уровнем развития боевой техники, способами ведения боевых действий и содержанием концепции военной безопасности страны. Несомненно, что изменение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы построения системы физической подготовки как средства формирования военно-профессиональной направленности будущих офицеров
    • 1. 1. Физическая подготовка как научно-педагогическая проблема в военно-профессиональном обучении
    • 1. 2. Педагогические аспекты решения физкультурно-оздоровитель ных задач в военно-профессиональном обучении
    • 1. 3. Теоретическое обоснование содержания понятия оздоровительно-прикладной физической подготовки применительно к военно-профессиональной деятельности
    • 1. 4. Организация и методы исследования
  • Глава 2. Проектирование учебного процесса с оздоровительно прикладной направленностью в военном вузе
    • 2. 1. Разработка системы нормирования оценки физической нагрузки на занятиях физической подготовкой и их использование в военно-профессиональном отборе и обучении
    • 2. 2. Анализ соответствия исходных показателей физической подготовленности курсантов требованиям военно-профессионального обучения
    • 2. 3. Разработка профессионально-личностной модели оздоровительно-прикладной физической подготовки будущего офицера с учетом аэробных возможностей курсанто
  • Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности программно целевого подхода в оздоровительно-прикладной физической подготовке военнослужащих в военно-профессиональном обучении
    • 3. 1. Технология реализации профессионально-личностной модели оздоровительно-прикладной физической подготовки будущего офицера в учебном процессе
    • 3. 2. Особенности организации и проведения педагогического эксперимента
    • 3. 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Программно-целевой подход к организации профессионально-личностной физической подготовки курсантов военных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Совершенствование системы военного образования является важнейшей частью реформы Вооруженных сил. Одной из важнейших составляющих является подготовка курсантов в военно-профессиональном обучении.

Одно из ключевых мест в этом процессе отводится физкультурно-оздоровительной работе с курсантами, направленной на формирование у них физической готовности к выполнению задач военно-профессионального обучения.

Однако, существующая в настоящее время система физкультурно-оздоровительной работы с курсантами не в полной мере отвечает этим требованиям. Анализ работы отборочных комиссий военных комиссариатов, а также результаты поступления юношей в военно-учебные заведения в 1998;2003 гг. показывают, что каждому пятому из них было отказано в поступлении на этапе первичного медицинского обследования, а каждому четвертому — непосредственно при прохождении медицинских комиссий и в ходе проверки их физической подготовленности в вузе.

Наиболее слабым звеном в физическом состоянии кандидатов на военно-профессиональное обучение является низкая аэробная выносливость. [179].

В приказах Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 07, 048 и Постановлении коллегии Министерства обороны РФ от 25.02.2000 года «О состоянии работы с офицерскими кадрами и задачах по ее совершенствованию» отмечается, что низкий уровень физической подготовленности курсантов затрудняет овладение ими программой обучения, снижает военно-профессиональную пригодность и боевую эффективность выпускников вузов.

Опыт боевого применения офицерского состава в войсковых операциях на территории Афганистана и Чеченской Республики свидетельствует, что среди хорошо физически подготовленных молодых офицеров боевых потерь на 60% меньше, чем среди слабо подготовленных. Высокая физическая и спортивная подготовленность офицеров позволяет им сохранять профессиональную работоспособность и навыки эффективного управления своими подчиненными в условиях боевого стресса, физического и психического перенапряжения. В условиях стандартизации образования, интеграции общего профессионального и военного образования особенно возрастает актуальность оптимизации процесса профессионально-ориентированной физической подготовки курсантов в военных вузах, формирования их готовности к выполнению задач военно-профессионального обучения, учета этих особенностей в индивидуально-воспитательной работе.

Преодоление указанных недостатков зависит от степени теоретической разработанности проблемы организации и управления процессом профессионально-ориентированной физической подготовки курсантов, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок, уровня сформированности команднометодических навыков, навыков воспитательной работы компетентности будущих офицеров.

Общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности рассматриваются в трудах Б. Ц. Бадмаева, А. В. Барабанщикова, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского, В. Н. Нуждина, В. Г. Уткина, Н. Ф. Феденко, В. П. Чалицкого.

Проблеме отбора содержания и организации физической подготовки посвящены исследования В. П. Сорокина, В. А. Щёголева, С. А. Храброва, в.к.

Бальсевич, М. П. Бандакова, Н. Г. Лутченко, И. А. Кузнецова. [143,144,153,91,21,22,].

Проблеме отбора содержания и организации психолого-педагогической подготовки посвящены исследования Б. П. Бархаева, В. И. Вдовюка, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняка, С. С. Муцынова, В. Ф. Перевалова, И. В. Сыромяткина, С. И. Съедина, А. И. Харитонова и др.

Современное состояние проблемы морально-психологического обеспечения процесса обучения и воспитания отражено в работах В. М. Азарова, И. В. Горабачева, М. Ю. Зеленкова, В. Ф. Кулакова, В. Н. Лоскутова, М. Г. Поливары, В. Т. Татаренко.

Частные вопросы организации, управления, оценки качества подготовки военнослужащих, курсантов рассматриваются в работах В. В. Белевцева, С. И. Горбенко, С. И. Дергачева, С. М. Запорожца, Л. В. Калачинской, П. Я. Савинова.

Проблема модернизации военно-патриотического и воинского воспитания исследуется А. В. Беляевым, Н. Ф. Бондаренко, А. Н. Вырщиковым, Н. М. Конжиевым, Г. В. Срединым, А. А. Черкасовым.

Однако в указанных исследованиях, в работах других авторов не нашла достаточно полного отражения проблема организации процесса профессионально-ориентированной физической подготовки курсантов в условиях интеграции общего профессионального и военного образования. Недостаточное внимание к данному аспекту проблемы в теории и практике профессионального военного образования является одной из причин имеющихся противоречий и несоответствий: между возрастающим уровнем требований к физической подготовленности военнослужащих и уровнем их готовности к выполнению поставленных задач;

— между потребностью в организации образовательно-воспитательной среды на основе принципов гуманизации и состоянием морально-психологического климата в воинских коллективах;

— между потребностью в усилении практической направленности изучаемых в военном вузе социальных и гуманитарных дисциплин и возможностями военно-инженерного вуза в создании условий для формирования у курсантов умений и навыков воспитательной работы;

— между достигнутым в педагогике и психологии уровнем знаний, технологий, диагностических методик и готовностью командиров, преподавателей к их практическому использованию;

— между темпами погружения курсантов младших курсов в жизнедеятельность военного вуза и темпами их адаптации к условиям военного вуза.

— между потребностью в увеличении физиологической жизнеспособности выполнять обязанности военной службы и темпами физического старения выпускников военных вузов.

Одним из негативных последствий указанных противоречий является проблема совершенствования организации процесса физической подготовки курсантов, с целью повышения качества подготовки военных специалистов.

В современных условиях, когда до 70% кандидатов на военно-профессиональное обучение имеют отклонения в состоянии здоровья, необходим профессионально-ориентированный подход к организации их физической подготовки, рассчитанный на научное обоснование и активное использование эффективных оздоровительно-прикладных технологий с учетом функциональных возможностей и физкультурно-спортивных интересов занимающихся.

Таким образом, общественная потребность в решении проблемы повышения качества подготовки военных специалистов, определила выбор темы и актуальность настоящего исследования.

Работа выполнена в соответствии с Планом приоритетных исследований Министерства обороны РФ, НИР «Система», НИР «Перспектива-Вуз», Военного института радиоэлектроники НИР «Рост-2», НИР «Методика -91», НИР «Динамика», НИР «Сила».

Цель исследования — научно-теоретическое обоснование и практическая реализация возможностей программно целевого подхода к организации оздоровительной профессионально-личностной физической подготовки курсантов в военных образовательных учреждениях.

Объект исследования — физическая подготовка в процессе военно-профессионального обучения будущего офицера.

Предмет исследования — программно целевой подход к организации профессионально-личностного формирования физического состояния курсанта военного вуза.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессионально-личностная физическая подготовка на основе учета индивидуального функционального состояния, и аэробной выносливости курсантов оздоровительно-прикладными средствами разработанными целевой программой позволит повысить физическую готовность выпускников военного вуза к выполнению обязанностей военно-профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы построения системы физической подготовки как средства формирования военно-профессиональной направленности будущих офицеров, определить ведущие понятия исследования.

2. Обосновать предложенную учебно-физиологическую систему нормирования и оценки физической нагрузки на занятиях с оздоровительно-прикладной направленностью, с учетом аэробных возможностей обучаемых.

3. Разработать и экспериментально проверить технологию реализации профессионально-личностной модели оздоровительно-прикладной физической подготовки будущего офицера в профессиональной деятельности.

4. Разработать методическое обеспечение оздоровительно прикладной физической подготовки для повышения эффективности обучения в военном вузе.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили: законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере физического воспитания допризывной и призывной молодежиобщая профессиональная и педагогическая деятельность (С.И. Архангельский, В. А. Сластенин, А. А. Деркач и др.), теория и методика профессионального и высшего педагогического образования (В.В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, Н. В. Кузьмина, В. П. Беспалько и др.), теория функциональных систем (П.К.Анохина) — теория переноса (Ф.З.Меерсон, В.Н.Кряж) — теория адаптации (В.П.Казначеев, В. П. Петленко, А.А.Виру), системно-деятельностный подход к определению конечных и промежуточных целей подготовки специалистов (З.Д. Жуковская, Н. А. Селезнева, Я. Е. Львович, А. И. Субетто и др.), исследования в области образовательной технологии и личностно-ориентированного образования (А.А. Вербицкой, В. В. Сериков, В. И. Лещинский и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источниковизучение и анализ документальных материаловопрос (анкетирование, беседа, интервью) — педагогическое наблюдениетестированиеконтроль физической работоспособности, функциональных возможностей и здоровья испытуемыхаэробных возможностейсамооценкапедагогический экспериментметоды статистической обработки данных.

Организация исследования носила последовательный характер, включала научно-теоретический анализ, опытно-экспериментальную работу и осуществлялась с 1997 по 2003 год в три этапа.

Первый этап (1997;1999 г. г.) поисково-теоретический, проводился анализ научной литературы по исследуемой проблемеопределялись предпосылки, цели, задачи научного поискаосуществлялась разработка гипотезыформировался методологический аппарат исследованияразрабатывалась методика педагогического эксперимента.

Второй этап (2000;2002 г. г.) экспериментальный, разработка системы нормирования и оценки физической нагрузки на занятиях с оздоровительно-прикладной направленностью, с учетом аэробной возможностиразработка и экспериментальная проверка профессионально-ориентированной авторской модели оздоровительно-прикладной физической подготовки будущего офицера в профессиональной деятельностипроведение формирующего эксперимента, апробация модели на практических занятиях.

Третий этап (2002;2003 г. г.) заключительный, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию эффективности оздоровительно прикладной технологии преподавания физической культуры курсантам в военно-профессиональном обучениизавершение формирующего эксперимента, обобщение, анализ и систематизация данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их объективной методологической основой, применением и комплексов методов, адекватных поставленным задачам, репрезентативностью выборок и статистической значимостью полученных данных, внедрением разработок и авторского опыта в педагогическую практику, достаточной продолжительностью практической профессионально-педагогической деятельностью автора работы в военном вузе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методика исследования основных показателей физического состояния курсантов в процессе обучения, показывающая, что степень их соответствия установленным требованиям в значительной степени обусловлена аэробными возможностями и спортивно-двигательным опытом.

2. Формирование разносторонней физической подготовленности, снижение утомляемости и улучшение работоспособности, осуществляемые на занятиях физическими упражнениями с оздоровительно-прикладной направленностью, проводимыми с интенсивностью и объемом нагрузки, соответствующей индивидуальному уровню аэробной выносливости курсантов,.

3. Профессионально личностная технология нормирования физической нагрузки по уровню аэробной выносливости позволяющая регулировать и контролировать процесс совершенствования физической подготовленности и функционального состояния организма курсантов на занятиях с целевой оздоровительно-прикладной направленностью, состоящих из циклических, общеразвивающих и прикладных физических упражнений.

4. Модель профессионально-ориентированной оздоровительно-прикладной физической подготовки будущего офицера.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

Дано научно-теоретическое обоснование программно целевого подхода к организации физической подготовки курсантов в военно-профессиональном обучении на основе анализа и изучения физической подготовленности, функционального состояния и заболеваемости призывных ресурсов на современном этапе.

Раскрыто содержание понятия «оздоровительно-прикладная физическая подготовка «применительно к подготовке будущего офицера к профессиональной деятельности.

Предложена профессионально личностная технология нормирования и оценки физической нагрузки на занятиях с оздоровительно-прикладной направленностью, позволяющая учитывать индивидуальное функциональное состояние курсантов.

Разработана модель, определены содержание, методические принципы и организационно-педагогические формы оздоровительно-прикладной физической подготовки будущего офицера в военном вузе.

Практическая ценность и реализация результатов работы состоит в том, что по результатам исследования представлен комплекс научно обоснованных и экспериментально проверенных рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки курсантов в военно-профессиональном обучении на основе применения средств оздоровительно-прикладной физической тренировки с учетом функциональных возможностей и физкультурно-спортивных интересов занимающихся. Материалы исследования рекомендованы в курсах физической культуры на практических и теоретических занятиях Военного Института Радиоэлектроники.

1. Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения по диссертации докладывались на итоговых научных конференциях Военного института физической культуры (г. Санкт.

Петербург) в 1999 и 2000 гг.- на Всероссийской научно-методической конференции «Модернизация образования. Региональный аспект» (г. Вологда.) в 2004 годуна Международной научно-практической конференции «Система непрерывного профессионального образования на базе университетских комплексов (СНО — 2004)» (г. Воронеж) в 2004 году:

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 11 печатных работ. Из них 6 работ без соавторов. В работах, опубликованных в соавторстве лично автором предложены: методика организации и проведения занятий в базовой средней школе с учётом профессиональной направленности, формирования новых двигательных навыков-(4) — разработана технология подготовки кандидатов к проведению вступительных испытаний с учётом требований к физической подготовленности кандидатов-(б) — на основе анализа исходных данных готовности молодого пополнения армии и флота по физической подготовке, выявлено влияние занятий спортом на индивидуальные показатели физической готовности призывных контингентов-(7) — обоснована необходимость преимущественного развития физического качества выносливость на занятиях по физической подготовке в военных вузах на основе аэробных возможностей обучаемых-(8) — определенны педагогические аспекты диагностики развития силы у курсантов на начальном этапе обучения в военном вузе-(11).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, общего заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 172 страницах текста, содержит 25 таблиц, 8 рисунков и 2 приложения. Библиография включает 176 источников, в том числе 18 — на иностранном языке.

Основные результаты проведённого исследования:

1 .Исследование основных показателей физического состояния кандидатов на военно-профессиональное обучение показывает, что степень их соответствия установленным требованиям в значительной степени обусловлена аэробными способностями и спортивно-двигательным опытом.

2. Занятия физическими упражнениями с оздоровительно-прикладной направленностью, проводимые с интенсивностью и объемом нагрузки, соответствующей индивидуальному уровню аэробной выносливости занимающихся, способствует повышению разносторонней физической подготовленности, снижению утомляемости и улучшению профессиональной работоспособности. Нормирование физической нагрузки по уровню аэробной выносливости позволяет регулировать и контролировать процесс совершенствования физической подготовленности и функционального состояния организма курсантов уже на начальном периоде военно-профессионального обучения.

3.Предложена профессионально личностная технология нормирования физической нагрузки на занятиях с оздоровительно-прикладной направленностью включающая следующие последовательно выполняемые элементы: тестирование для определения аэробной выносливостиустановление вида и режима занятийрасчет интенсивности занятийрасчет энерготрат в одном занятиирасчет суммарных энерготрат в неделюпрогноз запланированных результатов.

4. Определена основа содержания занятий с оздоровительно-прикладной направленностью составляющая циклические, общеразвивающие и прикладные физические упражнения, направленные на преимущественное развитие аэробных способностей занимающихся и представляющие для них эмоциональный и физкультурно-спортивный интерес. К их числу относятся: спортивные и подвижные игры, бег и ускоренная ходьба, преодоление естественных и искусственных препятствий, ориентирование на местности, аэробная и атлетическая гимнастика, туризм и др.

5. Разработаны основные методические принципы профессионально личностной технологии оздоровительно-прикладной физической подготовки: принцип систематичности и последовательности в решении задач ОПФПпринцип комплексного воздействия средств физического воспитания на организм занимающихсяпринцип рациональной продуктивности ОПФПпринцип избирательного педагогического воздействияпринцип оптимального соотношения средств оздоровительной и прикладной направленности в содержании физической подготовки.

6. Разработана и внедрена в практику модель профессионально-личностной физической подготовки. Определены основные организационно-методические формы оздоровительно-прикладной физической подготовки курсантов в военно-профессиональном обучении являются: индивидуальная физическая тренировка, занятия в группах оздоровительно-прикладной физической подготовки, организуемых в часы спортивной работы согласно распорядка дня и выходные дни на учебно-тренировочных занятиях в спортивных секциях с оздоровительной и прикладной направленностью.

7. В результате реализации педагогического эксперимента на основе созданной модели выявлена высокая эффективность предлагаемой профессионально личностной технологии, которые показали позитивное воздействие на показатели успешности освоения учебной программы. Так, 94% курсантов, выполнивших экспериментальную программу, успешно прошли ежегодное медицинское освидетельствование и выполнили установленные нормативы по физической подготовке за отчетный период обучения в военно-учебном заведении.

Заключение

.

Теоретическое и экспериментальное исследование, выполненное в соответствии с поставленными задачами, показало важность и целесообразность использования оздоровительно-прикладной физической подготовки на занятиях с курсантами в период военно-профессионального обучения.

Анализ и обобщение материалов проведенных исследований свидетельствует, что влияние высокого уровня физической подготовленности на успешность военно-профессионального обучения проявляется в сокращении сроков обучения, большей прочности и стабильности профессиональных навыков, способности длительное время сохранять устойчивую работоспособность под влиянием утомления и других неблагоприятных факторов (Т.Т. Джамгаров, 1975 [57]- Ю. К. Демьяненко, 1979 [50]- В. А. Щеголев, 1980,1985,1991 [174−177]- Н. В. Миронов, 1987 [107]- С. Г. Терещенко, 1990 [150]- Л.А.Вейднер-Дубровин, В. А. Шейченко, 1992 [32]- В. Г. Стрелец, А. А. Горелов, 1992 [144]- С. М. Ашкинази, 1994 [16]- Н. В. Романенко, 1996 [138]- В. П. Сорокин, 1998 [143]).

В этих, а также других исследованиях установлено, что требования военно-профессионального обучения к физическому состоянию специалистов вытекают из характера их военно-профессиональной деятельности и условий, в которых она осуществляется и определяются уровнем развития боевой техники, способами ведения боевых действий и содержанием концепции военной безопасности страны. Несомненно, что изменение любого из этих факторов влечет за собой изменение требований к профессиональной подготовке военных специалистов (А.Б.Пупко, 1976 [144]- В. Н. Лобов, 1991 [89]- Д. А. Афиногенов, 1992 [15]- А. В. Болятко, 1993 [28]- Ш. А. Гареев, 1993 [43]- А. А. Кокошкин, 1996 [77]- В. Н. Ткачев, 1996 [154]).

Таким образом, поступательное развитие Вооруженных Сил России обусловливает необходимость периодической повторяемости исследований с целью уточнения изменяющихся требований военно-профессиональной деятельности к физическому состоянию военных кадров.

Особенно важен такой подход к решению проблемы совершенствования процесса физической подготовки в военно-профессиональном обучении на современном этапе, потребность в котором диктуется коренными изменениями в социальноэкономической жизни нашего общества.

Эти изменения, несмотря на их несомненный прогрессивный характер, тем не менее обусловили достаточно острую ситуацию в системе допризывной подготовки: во-первых, заметно выросли требования к физическому состоянию юношей — кандидатов на военно-профессиональное обучениеа, во-вторых, продолжает снижаться эффективность действующей системы физкультурно-оздоровительной работы среди граждан допризывного и призывного возрастов.

Проведенное нами исследование подтверждает мнение М. П. Бандакова (1999) [21], В. В. Шевцова (2000) [169] и др. о том, что это обстоятельство не обеспечивает должную физическую готовность молодежи к военно-профессиональному обучению.

В данных условиях использование накопленного научного и педагогического опыта, изложенного в ранее выполненных исследованиях В. А. Щеголева (1980) [172], Л. М. Куликова (1984) [84], С. А. Храброва (1988) [163], А. В. Зюкина (1990) [68], Н. М. Жаринова (1994) [61] и др. могло бы в определенной степени повлиять на повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы Однако большинство рекомендаций в этих исследованиях было рассчитано на другие условия и формы организации физического воспитания военнослужащих. Этому способствовали: организованная и поддерживаемая государством работа по ГТОдействующая система всесоюзных военно-спортивных соревнований («Зарница», «Орленок», «Старты надежд») — развернутая программа подготовки молодежи по военным специальностям в организации ДОСААФобязательная для всех начальная военная подготовкаразличные формы подготовки молодежи в военно-спортивных лагерях, военно-спортивных центрах и т. д.

Основной научно-теоретической идеей, общей для всех выполненных исследований, была идея об усилении военно-прикладной направленности физического воспитания в системе допризывной подготовки.

Практическая реализация данной идеи осуществлялась путем смещения акцента в решении общих и некоторых специальных задач физической подготовки с этапа первоначального воинского обучения на этап допризывной подготовки и предполагала достаточно высокие исходные показатели физического состояния испытуемых. Именно поэтому большинство экспериментальных исследований было проведено на практически здоровых в физическом отношении лицах.

Однако, как показывают наши педагогические исследования, современное физическое состояние курсантов вузов не позволяет в полном объеме реализовать эту прогрессивную идею. Развернутая характеристика физической подготовленности и уровня здоровья курсантов свидетельствует о достоверном снижении степени их физической готовности к военно-профессиональному обучению.

Анализ работы отборочных комиссий военных комиссариатов, результаты поступления юношей в военно-учебные заведения подтверждают наше предположение, так более 20% абитуриентам было отказано в поступлении на этапе первичного медицинского обследования и 24% -непосредственно при прохождении медицинских комиссий и в ходе проверки их физической подготовленности в вузы.

Наиболее слабым звеном в физическом состоянии молодежи отмечается низкая аэробная выносливость.

В этой связи в диссертации предложен новый программно целевой подход к организации и обоснованию задач физической подготовки в военно-профессиональном обучении. Основу данного подхода составляет положение о необходимости нормирования аэробной нагрузки на занятиях с оздоровительноприкладной направленностью на основе учета индивидуальной подготовленности и физкультурно-спортивных интересов занимающихся.

В современных условиях, когда до 70% курсантов имеет отклонения в состоянии здоровья, оздоровительно-прикладная направленность физической подготовки должна проявляться в решении двух основных задач: первая — способствовать восстановлению, коррегированию и совершенствованию тех или иных функций организма человекавтораяобеспечивать развитие и формирование профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков.

Проведенное педагогическое исследование подтвердило целесообразность и эффективность такого подхода.

На основе результатов изучения проблемы разработана модель формирования ОПФП будущего офицера в профессиональной деятельности. Определено содержание, структура физической культуры, составной частью которой в военно-профессиональном обучении является ОПФП. Апробирован программно целевой подход к организации профессионально-личностной физической подготовки. Что позволило существенно повысить физическую готовность курсантов к выполнению обязанностей военно-профессиональной деятельности.

Полученные результаты показывают, что занятия с оздоровительно-прикладной направленностью, проводимые с интенсивностью и объемом нагрузки, соответствующей индивидуальному уровню аэробной выносливости занимающихся, способствуют повышению их разносторонней физической подготовленности, снижению утомляемости и улучшению профессиональной работоспособности. Нормирование физической нагрузки по уровню аэробной выносливости позволяет регулировать и контролировать процесс совершенствования физической подготовленности и функционального состояния организма курсантов в период военно-профессионального обучения.

Основу методики нормирования физической нагрузки на занятиях с оздоровительно-прикладной направленностью составляют следующие последовательно выполняемые элементы: тестирование для определения аэробной выносливостиустановление вида и режима занятийрасчет интенсивности занятийрасчет энерготрат в одном занятиирасчет суммарных энерготрат в неделюпрогноз запланированных результатов.

В ходе исследования разработаны методические принципы оздоровительно-прикладной физической подготовки, которые были апробированы в ходе педагогического эксперимента. К основным из них следует отнести:

1. Принцип рациональной продуктивности оздоровительно-прикладной физической подготовки. Выполнение требований этого принципа предполагает необходимость разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией и характером физкультурно-спортивных интересов занимающихся.

2. Принцип систематичности и последовательности в решении задач ОПФП. Данный принцип обеспечивает последовательное, строго дозированное освоение физических упражнений, адекватных аэробным возможностям организма занимающихся.

3. Принцип комплексного воздействия средств физического воспитания на организм занимающихся. Данный принцип направлен на использование различных средств ОПФП и педагогических приемов их применения на начальном периоде военно-профессионального обучения.

4. Принцип оптимального соотношения средств оздоровительной и прикладной направленности в содержании физической подготовки, предполагающий варьирование интенсивности и объемов физических нагрузок в интересах укрепления здоровья занимающихся и на этой основе развитие у них профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков с учетом военно-профессионального обучения.

5. Принцип избирательного педагогического воздействия. В основе данного принципа лежит педагогическая целесообразность и обоснованность проведения занятий ОПФП как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Главное при этом, создать у занимающихся необходимую информационнометодическую базу и навыки ее применения при проведении индивидуальной физической тренировки.

Данные принципы легли в основу методики организации и проведения ОПФП и оказали достаточно эффективное воздействие на апробацию экспериментальной программы.

В ее содержание вошли преимущественно общеразвивающие и прикладные физические упражнения циклического характера, направленные на развитие аэробных способностей занимающихся и представляющие для них эмоциональный и физкультурно-спортивный интерес. К их числу относятся: спортивные и подвижные игрыускоренная ходьба и бегтренажерная гимнастика с аэробной направленностьюориентирование на местности— преодоление естественных и искусственных препятствий и др.

Результаты сравнительного педагогического эксперимента выявили достаточно высокую эффективность экспериментальной программы. Выраженные положительные сдвиги наблюдались в экспериментальной группе. Несмотря на то, что у большинства военнослужащих данной группы имелись определенные отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень физической подготовленности, тем не менее, результаты выполнения ими контрольных физических упражнений и функциональных проб в конце эксперимента оказались на уровне оценки «хорошо». Индекс функционального состояния испытуемых этой группы в своем среднем значении вырос в 1,5 раза.

Важно также и то, что в результате освоения экспериментальной программы сглаживались существенные индивидуальные различия в показателях функционального состояния как между занимавшимися, так и внутри каждого из них.

Результаты проведенного педагогического эксперимента позитивно сказались и на показателях успешности освоения испытуемыми учебной программы военного ВУЗА. 94% освоивших экспериментальную программу, успешно прошли ежегодное углубленное медицинское обследование и выполнили установленные нормативы по физической подготовке в отчётном периоде. Таким образом, проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и доказало возможность реализации предложенных рекомендаций в педагогической практике военного ВУЗа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности подростков // Нов. исследования по возрастной физиологии. 1977. — № 2. — С. 114−117.
  2. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: ФиС, 1987. — 64 с.
  3. Н.М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. 3-е изд. перераб. и доп. — Киев: Здоровья, 1989. — 216 с.
  4. Н.М., Муравов Н. В. Физические упражнения и сердце. М.: ФиС, 1985. — 56 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- С.44−51.
  6. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем.- М.: Наука, 1978. 400 с.
  7. Г. И. Тесты по определению жировой прослойки // Вестник Балтийской педагогической академии / Отв. за выпуск профессор Д. Н. Давиденко. — Вып. 31 — 2000. — С. 90−92.
  8. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. -СПб.: МГП «Петрополис», 1992. С.12−22.
  9. Г. Л., Науменко Е. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теор. и практ. физ. культуры. 1988. — № 12. — С.29−31.
  10. И.В. Определение физической работоспособности в клиникеи спорте. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  11. В.Г. Общество: системность познания и управления. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  12. П.А. Лога Пранаяма (дыхательная система йогов). -Ростов-на-Дону, 1990. 46 с.
  13. П.А. Школа Йоги: восточные методы психофизического самосовершенствования. Минск: Полымя, 1991. — 154 с.
  14. Д.А. Политические основы военной доктрины государств: взгляды, перспективы и противоречия // Военная мысль. 1992. -№ 6−7. — С.2−7.
  15. С.М. Характерные особенности, проблемы и пути развития рукопашного боя и боевых единоборств в системе обучения и воспитания военнослужащих // Теор. и метод, физ. подготовки. № 1. — СПб: ВИФК, 1994.
  16. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — 222 с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  18. М.М. Готов к защите Родины!: Физическая подготовка допризывной и призывной молодежи. М.: ФиС, 1986. — 222 с.
  19. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.23−25.
  20. М.П. Физическое воспитание молодежи в системе допризывной подготовки. Киров, 1999. — 125 с.
  21. М.П. Физическое воспитания молодежи допризывного возраста на уроках физической культуры в 10-х классах. Киров: ВятГПУ, 1999.- 156 с.
  22. Л.Б. Цигун Книга практических занятий. СПб: Домен, 1995.- 102 с.
  23. Г. П. Школьникам здоровый образ жизни (внеурочные занятия с учащимися по физической культуре). — М.: ФиС, 1989. — 192 с.
  24. М.М. Физическое совершенствование как основное понятие физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1997. — № 5. — С.18−20.
  25. А.В. Задачи военной безопасности России и обеспечение их роли // Военная мысль. 1993. — № 4. — С. 10−14.
  26. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Дис. докт. пед. наук. М., 1983. -С.58−63.
  27. И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд. — М.: ФиС, 1990.
  28. И.И. Дис. канд. пед. наук. Л., 1978. — 213 с.
  29. Вейднер-Дубровин Л.А., Шейченко В. А. Сущность и структура системы физической подготовки войск // Теор. и организация физ. подготовки войск. СПб.: ВДКИФК, 1992. — С.103−115.
  30. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. — 331 с.
  31. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФиС, 1985. — 175 с.
  32. П.А., Кабачков В. А., Пилипей Л. П. Проблемы физической подготовки допризывников // Теор. и практ. физ. культуры. -1990. № 9. — С.30−34.
  33. А.А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. -М.: ФиС, 1988. -С.34−40.
  34. В.П. Здоровье здоровых. Киев: Здоровья, 1991. — С.1421.
  35. В.Ю. и др. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: Учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1996. — С.5−24.
  36. В.Ю., Давиденко Д. Н., Половников П. В. Аутопатогения, личная гигиена и здоровье // Вестник Балтийской педагогической академии / Отв. за выпуск проф. Д. Н. Давиденко. Вып. 30 — 2000. — С. 61−65.
  37. И.П. Тело и психика в их единстве и противоположности // Вестник Балтийской педагогической академии / Отв. за выпуск проф. Д. Н. Давиденко. Вып. 30 — 2000. — С. 20−26.
  38. Вэй Линь, Лун Лэн. Динамические упражнения онотемы «Сто отроков и цветы лотоса» // Цигун и спорт. 1991. — № 5. — С.7−15.
  39. Д.Н., Потапчук А. Н., Утенко В. Н., Шашкин Г. А. Нормирование физической нагрузки в занятиях оздоровительной направленности. СПб: СПбГАФК, 1996. — С. 15−26.
  40. Ш. А. Проблемы подготовки Вооруженных Сил в свете современной военной доктрины России // Военная мысль. 1993. — № 1.- С.2−13.
  41. Ю.П. Методологические и методические аспекты разработки медицинских экспертных систем для целей прогнозирования состояния здоровья. Новосибирск — Новокузнецк — Киев, 1990. — С. 12−28.
  42. М.А. Спортивная метрология. М.: ФиС, 1988. — 183 с.
  43. В.Н. Управление двигательной активностью человека при экстремальных состояниях: Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб., 1991. — 44с
  44. А.А. Дис. докт. пед. наук. СПб., 1994. — 547 с.
  45. М.А. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежности в действиях будущих воинов // Теор. и практ. физ. культ. 1988. — № 2. — С.27−28.
  46. Д.Н., Платонова Т. В., Хомутов Г. А., Сенюшкина М. П., Таршина З. И. Валеопрактические технологии // Вестник Балтийской педагогической академии / Отв. за выпуск проф. Д. Н. Давиденко. Вып. 31−2000.-С. 14−53.
  47. Ю.К. Индивидуальная физическая подготовка военнослужащих: Метод, пособие. Л.: ВДКИФК, 1979. — 56 с.
  48. Ю.К. Рекомендации по математической обработке и интерпретации результатов исследований по физической подготовке военнослужащих. СПб.: ВИФК, 1997. — 122 с.
  49. Ю.К., Сорокин В. П., Пупков П. В. Физическая подготовленность пополнения армии и флота (рукопись). СПб.: ВИФК, 2000.-С.10−18. •
  50. Ю.К., Щеголев В. А. О внешнем и внутреннем функционировании педагогического процесса физической подготовки. Л.: ВДКИФК, 1980. — С.78.
  51. Ю.К., Щеголев В. А. Проблема совершенствования физической подготовки в системе военно-профессионального обучения. Л.:1. ВДКИФК, 1984. С.25−35.
  52. Т.Т. Физическая подготовка в Вооруженных Силах СССР // Советская система физического воспитания. М., 1975. — С.299−329.
  53. К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. -Минск: Полымя, 1982. 142 с.
  54. С.А. и др. Тренировочные программы для здоровья. -Киев: Здоров’я, 1985. 29 с.
  55. .В., Нестеров А. А. Работоспособность военнослужащих и пути ее повышения средствами физической подготовки. -Л.: ВДКИФК, 1986. 243 с.
  56. Н.М. Дис. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 182 с.
  57. В.П. Физиологические основы повышения боеспособности военных специалистов: Учебное пособие. Л.: ВМА им. С. М. Кирова, 1972. — 66 с.
  58. В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда. Л.: Наука, 1976. — С. 15−19.
  59. В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуры на основе современных информационных технологий: Автореф. дис. докт. наук. М., 1995.
  60. Н.В., Эголинский Я. А. О физиологических основах развития выносливости. Л.: КВИФК, 1956. — 149 с.
  61. В.Н. Формирование здорового образа жизни допризывной молодежи // Теоретическая и организационно-методологические проблемы военно-прикладной физической подготовки: Материалы конференции. 1213 апреля 2000 года. Тюмень, 2000. — С. 46−48.
  62. С.Н. Система общей и военно-прикладной физической подготовки молодежи допризывного и призывного возрастов: Дис. канд. пед. наук. М., 1979.- 213 с
  63. А.В. Дис. канд. пед. наук. Л., 1990. — 165 с.
  64. А.В. Проблемы физической подготовки как важного средства военно-профессиональной ориентации молодежи и курсантов. -СПб.: ВИФК, 1999.- 103 с.
  65. Ч. Основы Йоги. СПб.: Питер, 1997. — 212 с.
  66. Ю.М. Йога и здоровье: Практическое руководство.-М.-220с
  67. P.M., Галкин Н. Б. Физическая тренировка и работоспособность офицеров. Л.: ВДКИФК, 1984. — 60 с.
  68. P.M., Нестеров А. А., Щеголев В. А. Оздоровительная физическая тренировка. М.: Воениздат, 1989. — 56 с.
  69. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
  70. В.П., Удалов С. В. Использование конституционного подхода при оценке состояния здоровья // Физиология человека. 1986. — № 12.-С.З.
  71. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1989. — 208 с.
  72. А.А. Военно-политические и экономические аспекты реформы Вооруженных Сил России // Военная мысль. 1996. — № 6. — С.2−12.
  73. И.А., Маслова Г. М., Сонькин В. Д., Евсеев Л. Г. Возрастные изменения некоторых показателей аэробной производительности у мальчиков 7−16 лет // Физиология человека. 1978. — т 4.-№ 1. — С.61−67.
  74. Ю.А., Цвек Р. Ф. Физическое воспитание в спортивно-оздоровительных лагерях. Киев: Здоровья, 1988. — 136 с.
  75. .Б. Методические рекомендации по совершенствованию физической подготовленности юношей допризывников учащихся старших классов. М.: АПН СССР, 1987. — 21 с.
  76. В.Н. Экспериментально-теоретическое исследование динамики переноса тренированности // Теор. и практ. физ. культуры. 1970. -№ 5. — С.10−15.
  77. В.В. Физическая культура детей и молодежи // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.3−4.
  78. Л.М. Дис. канд. пед. наук. Л., 1984. — 199 с.
  79. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: ФиС, 1989.224 с.
  80. С.Н., Бакунин С. А. Аэробная производительность и методы ее повышения. Волгоград, 1985. — 176 с.
  81. Лечебные гимнастики Китая / Под ред. Мальского И. О. СПб: Комплект, 1997. — 378 с.
  82. С.В. Дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 284 с.
  83. В.Н. Военное строительство на новом фундаменте // Военная мысль. 1991.-№ 10.-С.2−11.
  84. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  85. Н.Г., Щеголев В. А., Суханов С. А., Кузнецов И.А.
  86. Оздоровительная физическая тренировка с использованием тренажеров и обоснование параметров тренировочной нагрузки // Вестник Балтийской педагогической академии / Отв. за выпуск проф. Д. Н. Давиденко.- Вып. 312 000. С.4−7.
  87. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1990. — 43 с.
  88. Лях В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах Западной Европы: состояние и перспективы // Теор. и практ. физ. культуры. -1995. -№ 5−6. -С.55−58.
  89. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теор. и практ. физ. культуры. 1988. — № 9. — С.49−51.
  90. Н.А. Новые методы исследования и их значение для диагностики нарушений ритма сердца // Кардиология. 1980. — № 10. — С. 1418.
  91. Г. П. Оздоровительные советы на каждый день. -СПб., 1997. -350 с
  92. В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. докт. психол. наук. Л., 1982.-32 с
  93. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991. — 543 с.
  94. В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. Л.: Наука, 1984. — С.3−10.
  95. В.И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С.25−62.
  96. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.-280 с.
  97. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 254 с.
  98. Е.Г. Оздоровительная тренировка: от теории к практике // Теор. и практ. физ. культ. 1991. — № 4. — С.54−69.
  99. В.В. Дис. докт. пед. наук. JL, 1990. — 604 с.
  100. В.В. Система формирования методических навыков на занятиях по физической подготовке. JL: ВДКИФК, 1987. — 202 с.
  101. Н.В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды. Киев: Здоров’я, 1973. — 130 с.
  102. Наставление по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87). М.: Воениздат, 1987. — 319 с.
  103. Наставление по физической подготовке, спорту и туризму в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-96) (Проект). СПб., 1996.-276 с.
  104. А.А. Интенсификация физической подготовки в Вооруженных Силах СССР: Дис. докт. пед. наук (в виде научного доклада). -СПб., 1991.-61 с.
  105. В.Ф. Физическая подготовка допризывников. -Киев: Здоровья, 1985. 72 с.
  106. М., Фотина JI. Дорога в молодость и здоровье. М., 1995.-С.34−48.
  107. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970.-479 с.
  108. В.А., Фудин Н. А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека. М., 1996. -69 с.
  109. Пб.Отчет о НИР. Определение уровня физической подготовленности молодого пополнения (шифр «Молодое пополнение»). Д.: ВДКИФК, 19 831 996, 2000.
  110. И8.Падин O.K. Совершенствование профессиональной пригодности учащихся базовой средней школы на учебных занятиях по физической подготовке, на базе Военного института радиоэлектроники Межвуз. сб. науч. тр. Выпуск 7. Воронеж ВГУ, 1999 с. 21−22
  111. O.K., Маркин B.C., Воронов В. А., Направление совершенствования методической и испытательной базы в интересах сертификации средств снижения заметности. Материалы Всеросийской научно-технической конференции. Воронеж 5 ЦЦНИИИ МО РФ. 2000 с. 1215
  112. O.K. Преодоление препятствий в составе подразделения. Учебно-метод. пособие. Воронеж. ВИРЭ. 1997.
  113. O.K., Сорокин В. П., Крестников В. М. Влияние занятий спортом на показатели физической подготовленности молодого пополнения армии и флота. Воронеж: Воениздат, 2001, с. 211−215.
  114. С.И., Двоенко С. В., Мацибурски А. В., Лотоненко А. А., Падин O.K. Аэробная выносливость — базовое физическое качество курсантов. Межвузовский сборник научных Воронеж ВГПУ. 2003, с. 272 274.
  115. В.В., Меерсон Ф. З. Напряжение моикарда ифункциональный резерв сердца. М.: Медгиз, 1962. — С.34−48.
  116. Е.А. Дис. докт. пед. наук. М., 1992. — 296 с.
  117. В.П. Валеология новый синтез науки, новый поиск педагогики и новой культуры нации в XXI веке // Вестник Балтийской педагогической академии / Отв. за выпуск проф. Д. Н. Давиденко. — Вып. 30. -2000. — С. 4−8.
  118. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: БПА, 1998. — 120 с.
  119. Л.П. Содержание физической подготовки выпускников СГГГУ к прохождению службы в Вооруженных Силах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 23 с.
  120. Е.А. Совершенствование физического состояния человека. Киев: Здоров’я, 1989. — 164 с.
  121. А.Б. Система: человек и военная техника. М.: Воениздат, 1976.-252 с.
  122. Я. Стандарты аэробной способности человека и характеристика факторов, взаимосвязанных с ней: Дис. докт. пед. наук. -Тарту, 1982. С.54−73.
  123. Н.В. Дис. докт. пед. наук. СПб., 1996. — 483 с.
  124. Г. Г., Гриненко М. Ф. Физическая культура в режиме труда и отдыха. М.: ФиС, 1974. — 172 с.
  125. Сборник нормативных требований по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (Проект). СПб., 1996. — 62 с.
  126. С.Ф. Комплексное развитие основных двигательных качеств учащихся юношей IX-X классов с низкой физической подготовленностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 23 с.
  127. П.П. Дис. докт. пед. наук. СПб., 1996. — 450 с.
  128. В.П. Дис. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 389 с.
  129. В.Г., Горелов А. А. Теоретические и прикладные аспекты физической подготовки летного состава. СПб.: ВДКИФК, 1992. — С.18−41.
  130. К.В. Основные принципы общей теории функциональных систем // Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987. — С.26−48.
  131. Л.Г. Феномен валеолого-педагогического исследования: теория и практика // Вестник Балтийской педагогической академии / Отв. за выпуск проф. Д. Н. Давиденко. Вып. 30 — 2000. — С. 26−31.
  132. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студ. факультета физ. культ, пед. институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с
  133. Теория и организация физической подготовки войск: Учебник для курсантов и слушателей института / Под ред. Л.А.Вейднер-Дубровина, В. В. Миронова, В. А. Шейченко. 5-е изд. — СПб.: ВДКИФК, 1992. — 340 с.
  134. Теория спорта / Под ред. проф. В. Н. Платонова. Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1987. — 424 с.
  135. С.Г. Дис. докт. пед. наук. Петродворец, 1990. — 563 с.
  136. С.Г. Дис. канд. пед. наук. Л., 1978. — 269 с.
  137. В.Н. Обеспечение военной безопасности России как системная проблема // Военная мысль. 1996. — № 3. — С.11−14.
  138. В.Н., Суханов С. А., Гаврилов Д. Н., Щеголев В. А. Основные направления использования нетрадиционных средств в оздоровительной физической культуре // Педагогические аспекты управления в сфере физической культуры и спорта. СПб., 1999. — С.63−70.
  139. Федеральный закон. О воинской обязанности и военной службе // «Красная Звезда». 1988 год. 4 апреля.
  140. Федеральный закон. О физической культуре и спорте в Российской Федерации // «Российская газета». 1999 год. 6 мая.
  141. П. Шаолиньская школа Цигуна. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 192 с.
  142. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, 1991. — 224 с.
  143. Хоушен JL, Пэйюй JI. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о Цигуне. Новосибирск: Наука, 1993. — 404 с. 161 .Храбров С. А. Дис. канд. пед. наук. JL, 1988. — 264 с.
  144. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — С.31−38.
  145. Цханг Мингву, Сун Хинчуан. Китайская Цигун-терапия. М., 1991. — 208 с.
  146. .М. Дис. канд. пед. наук. JI., 1979. — 227 с.
  147. Э.Г. Системология национальной безопасности России: современное состояние и перспективы развития // Военная мысль. 1996. -№ 6. — С.20−26.
  148. В.В. Дис. канд. пед. наук. JL, 1986. — 215 с.
  149. В.В., Щеголев В. А. Подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР средствами физической культуры и спорта. -Тюмень, 1985. 68 с. 170.1Пейченко В. А. Дис. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 611 с.
  150. А. Инициативы и перспективы // Военные знания. -1997.-№ 6.-С. 10−11.172.1Цеголев В. А. Дис. докт. пед. наук. СПб., 1991. — 418 с.
  151. В.А. Дис. канд. пед. наук. JI., 1980. — 215 с.
  152. В.А. Физическая подготовленность кандидатов в курсантов вузов и пути ее совершенствования в процессе обучения и воспитания // Тез. докл. всеармейской конф. Рига, 1985. — С.34−36.
  153. В.А., Щербаков В. Г., Волков В. Ю., Давиденко Д. Н. и др.
  154. Актуальные направления и методы научных исследований по физической культуре в вузе. СПб., 1999. — 117 с.
  155. А. Китайская медицина для начинающих. СПб.: Питер, 1997.- 153 с. на иностранном языке:
  156. Alalg A. Yoga for Perfect Health. New York, 1965.
  157. Behanan K. Yoga: A Scientific Evaluation. New York, 1962.
  158. Butter V. et al. Non-adaptability to basic training. // Military medicine. 1986. -№ii. P.574−576.
  159. Dr. Jurgen Kozel. Promotion of top athletes in the Armes Forces of Germany // Sport 2000 Future trends in the field of sport. CISM Doctrinal clinic warendorf. Part 1. Coaching organization in the armed forces. Germany, 1990. -P.52−55.
  160. Hittleman R. Yoga for Physical Fitness. Englewood Cliffs, 1964.
  161. Hubbert B. Cadets are able, tough motivated // Army. 1985. — V.35. -№ 9. — P.37−39, 42−43.
  162. Kumar R. Heal Youself with Yoga. Bombay, 1983. — reprinted in London, 1988.
  163. Matiegka J. Yhe testing of physical efficiency // Amer. J. Anthrop. 1921.-Vol. 4.-P.3.
  164. Moorehouse L., Miller A. Physiology of Exercise. Saint Louis, 1971.328 р.
  165. Petraeus D. Building morale through PT // Infantry. 1983. — № 2. — P.11.12.
  166. Physical Activity, Fitness and Health/edited bye. Bouchard and R. Shephard. Champaign, 1993. — 628 p.
  167. Ram Kumar. Heal Yourself with Yoga. Bombay, 1988. — 157 p.
  168. Resource Manual for Guidelines for Exercise Testing and Prescription/edited by S. Blair. Philadelphia: ACSM, 1990. — 436 p.
  169. Semran J. Sport. // Truppenpraxis / Wenrausbildung. 1995. № 4. -P.254−256.
  170. Swami Sivananda. A Praktical Guide for Students of Yoga. Hong Kong, 1957.- 138 p.
  171. Yesudian S. Yoga and Health. London, 1964.
Заполнить форму текущей работой