Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая подготовка младших школьников в системе развивающего обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этап (1993 — 1996 г. г.) — экспериментально-поисковый — связан с поиском новых концептуальных подходов к исследованию проблемы, что привело нас к необходимости рассмотреть возможность осуществления системного подхода к экономической подготовке. Одновременно с этим разрабатывалась модель процесса экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения. Проводился… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава 1. Теоретические предпосылки осуществления экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения
    • 1. 1. Сояние проблемы экономичой подготовки учащи начальных клов в педагогичой теории и практике
    • 1. 2. Модель экономичой подготовки младших школьников встеме развивающего обучения
    • 1. 3. Комплепедагогичих овий, ориентированных на эффективное формирование экономичой готовни младших школьников встеме развивающего обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективного функционирования модели экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения
    • 2. 1. Цели и задачи опытно-эериментальной работы
    • 2. 2. Ход и описание опытно-экспериментальной работы по экономичой подготовке младших школьников
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

Экономическая подготовка младших школьников в системе развивающего обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе происходят социально-экономические изменения: устанавливаются рыночные отношения, появляется частная собственность, развиваются демократические институты, которые влекут за собой необходимость пересмотра содержания учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В настоящее время кажется более естественным заботиться о простом выживании, о приспособлении к меняющимся обстоятельствам, чем строить планы преобразований и осуществлять их.

Современные проблемы — инфляция, безработица, бюджетные дефициты, бедность, загрязнение окружающей среды — уходят своими корнями, как утверждают ведущие ученые-экономисты, в проблему эффективного использования ресурсов. Решение проблем связано с ролью человека как субъекта экономики. Воспитание будущего производителя и потребителя материальных и духовных благ находится в руках общеобразовательной школы, как доверенного лица общества.

Развитие экономики, усложнение экономических отношений, естественный процесс смены поколений требуют постоянного внимания к проблеме экономической подготовки. Распространение рыночных отношений превращает экономические знания в необходимый атрибут любой целесообразной деятельности, предпосылку успешной работы практически во всех сферах и отраслях хозяйства. Осознанное включение подрастающего поколения в экономическую деятельность, воспитание у школьников любви и уважения к труду, формирование таких качеств личности, которые бы характеризовали субъекта экономики как честного гражданина своей страны, обладающего развитым экономическим мышлением, соответствующим требованиям экономического и социального развития приводит к пониманию того, что система экономической подготовки тесно связана с социальным заказом общества. Об этом же свидетельствуют многие научные исследования. Современные закономерности экономического развития общества рассматриваются и изучаются Л. И. Абалкиным, К. А. Улыбиным, И. А. Ягодкиной и др., экономическая подготовка школьников, трудовое обучение и воспитание, политехническое образование — в работах А. Ф. Аменда, П. А. Атутова, Ю. К. Васильева, В. А. Полякова, В. К. Розова, И. А. Сасовой, Н. А. Томина, Б. П. Шемякина, Анализ научной литературы убедительно указывает на тот факт, что решение проблемы экономической подготовки тесно связано с решением многих педагогических проблем: с формированием научных понятий (В.В. Давыдов, А.В. Усова), с формированием творческой деятельности учителя (Н.М. Яковлева и др.), с реализацией личностно-&diamsразвивающего обучения (А.Б.Воронцов, Н. Н. Тулькибаева и др.).

В соответствии с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране, необходимо перенести внимание на улучшение состояния дел в общеобразовательной школе. Рассматривая проблему взаимодействия современного рынка и образования, можно отметить, что образование — это инерционная система. Его задача — смотреть в будущее, но растет оно из прошлого и определяется настоящим. Необходимо разобраться, все ли новшества, вводимые в учебно-воспитательный процесс, прогрессивны и ведут к развитию. Необходимо увидеть, что нынешние преобразования идут неравномерно — изменения, происходящие в на* чальной школе зачастую не соответствуют изменениям в средних и старших классах школы.

Современные научные исследования в области педагогики предоставляют широкие возможности для изучения проблемы экономической подготовки в начальных классах в соответствии с изменившимися социальной и экономической сторон жизни общества, возникшего инновационного движения в педагогической практике.

Изучение опыта экономической подготовки в начальной школе представляется актуальным потому, что.

•недостаточно разработаны вопросы экономической подготовки младших школьников в условиях различных систем обучения, в том числе в системе развивающего обучен" 0'.

•исследования экономическо цлих школьников позволят увидеть возможные направления дальнейшего развития практики и сделать экономическую подготовку прогностичной и планомерной;

•разумные, практически приемлемые подходы к выявлению, описанию, анализу и оценке экономической подготовки смогут активизировать и сделать более эффективными пути ее совершенствования, а также помогут перейти к сознательному моделированию, проектированию, конструированию и последующему освоению заслуживающих внимания примеров экономической подготовки младших школьников.

На основе анализа научной, психолого-педагогической, методической литературы, изучения опыта работы начальной школы и собственного опыта работы в начальных классах сформулирована проблема исследования. Она определяется противоречием, с одной стороны, между объективно существующей потребностью начальной школы системы развивающего обучения в эффективном осуществлении экономического образования младших школьников, с другой стороны — недостаточной теоретической и практической разработанностью этой темы. В научной и методической литературе не получили достаточного освещения такие вопросы, как изменение содержания экономического образования в свете новой экономической обстановки в стране и его отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы в системе развивающего обучения, обновление методов и форм организации процесса экономического образования учащихся младших классов в системе развивающего обучения.

Учитывая актуальность, практическую значимость, недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы избрана тема исследования — «Экономическая подготовка младших школьников в системе развивающего обучения».

Цель исследования — разработать модель экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения и выявить педагогические условия, ориентированные на эффективное формирование экономической готовности младших школьников.

Объект исследования — образовательный процесс в начальных классах образовательных учреждений.

Предмет исследования — экономическая подготовка младших # школьников в условиях развивающего обучения.

Гипотеза исследования — экономическая подготовка учащихся начальных классов в системе развивающего обучения станет эффективной, если будет.

•обеспечен системно-структурный подход к экономической подготовке младших школьников;

•создана модель экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения, представляющая собой гармонизацию структурных компонентов (цель, содержание, формы, методы) и функциональных компонентов (познавательный, ценностно" ориентированный, процессуальный, оценочно-контролирующий) и имеющая следующие особенности: уровневость, динамичность, целостность, открытость, развитие во времени;

•выявлены педагогические условия, ориентированные на эффективное формирование экономической готовности младших школьников, состоящие из: а) включения учащихся в совместную деятельность в процессе экономического образования в начальных классахб) проектирования модульной программы экономического образования учащихся начальных классов на основе содержания ведущих идей экономической подготовки в общеобразовательной школев) диагностирования процесса экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения.

В соответствии с гипотезой решались следующие задачи:

1.Выявить состояние и развитие проблемы экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения.

2.Разработать модель экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения.

3.Выявить и обосновать педагогические условия, ориентированные на эффективное формирование экономической готовности младших школьников.

4.Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность функционирования модели экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения и педагогических условий, ориентированных на формирование экономической готовности младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, философские положения о социальной природе психической деятельности человекапринцип развития деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — системный подход (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Г. Н. Сериков) — педагогические теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), теоретические основы экономической подготовки (А.Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Л. П. Мельникова, Н. П. Рябинина, И. А. Сасова, Б. П. Шемякин, Л. Е. Эпштейн, и др.).

База исследования — экспериментальная работа осуществлялась с 1992 года в муниципальных образовательных учреждениях города Троицка Челябинской области школах NN 8, 9,10.

Исследование проводилось в три этапа, на которых были применены различные методы.

Первый этап (1992 — 1993 г.) — подготовительно-поисковый — включил в себя выбор направления и проблемы исследования, изучение и анализ философской, психолого-педагогической, литературы, а также диссертационные исследования по проблеме экономической подготовки учащихся младших классов, проводился анализ существующих концептуальных подходов к этой проблеме. С целью выяснения состояния проблемы было проведено обобщение и анализ педагогического опыта работы коллективов школ по проблеме исследования, был разработан понятийный аппарат и определена рабочая гипотеза. На этом этапе была разработана программа исследования, проведен констатирующий эксперимент. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, учебных программ начальной и средней школы, наблюдение, беседа, анкетирование.

Второй этап (1993 — 1996 г. г.) — экспериментально-поисковый — связан с поиском новых концептуальных подходов к исследованию проблемы, что привело нас к необходимости рассмотреть возможность осуществления системного подхода к экономической подготовке. Одновременно с этим разрабатывалась модель процесса экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения. Проводился формирующий этап эксперимента, а также разработка и апробация модульной программы экономической подготовки учащихся начальных классов. На этом этапе исследования применялись такие методы, как теоретическое моделирование, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, самооценка, интервьюирование, методы математической статистики.

Третий этап (1996 -1998 г. г.) — обобщающий — представлен проверкой и обработкой результатов проведенной работы. Проведен анализ результативности экономической подготовки учащихся младших классов, уточнены выводы, результаты работы подверглись обобщению и систематизации. На этом этапе оформлялось диссертационное исследование, внедрялись результаты исследования в практику работы начальной школы. Использовались методы математической статистики, анализ результатов, наблюдение.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения представляет собой гармонизацию структурных компонентов (цель, содержание, формы, методы) и функциональных компонентов (познавательный, ценностно-ориентированный, процессуальный, оценочно-контролирующий) и имеет следующие особенности: уровневость, динамичность, целостность, открытость, развитие во времени.

2.Педагогические условия, ориентированные на эффективное формирование экономической готовности младших школьников, предполагают: а) включение учащихся в совместную деятельность в процессе экономического образования в начальных классахб) проектирование модульной программы экономической подготовки учащихся начальных классов на основе содержания ведущих идей экономической подготовки в общеобразовательной школев) диагностирование процесса экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

1 .Разработана модель экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения, представляющая собой гармонизацию структурных и функциональных компонентов, особенностями которой являются уровневость, динамичность, целостность, открытость, развитие во времени.

2.Выявлены педагогические условия, ориентированные на эффективное формирование экономической готовности младших школьников в системе развивающего обучения: а) включение учащихся в совместную деятельность в процессе экономического образования в начальных классахб) проектирование модульной программы экономического образования учащихся начальных классов на основе содержания ведущих идей экономической подготовки в общеобразовательной школев) диагностирование процесса экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается: а) в уточнении понятия «экономическая подготовка младших школьников», «экономическое образование младших школьников», «экономическая готовность младших школьников" — б) в анализе роли разработанной модели экономической подготовки младших школьников в формировании экономической готовности младших школьников в системе развивающего обучения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по реализации модели экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения в практике деятельности учителей начальных классов. Методические материалы могут быть использованы в системе профессионально-педагогической подготовки в педагогических колледжах.

Достоверность полученных результатов обеспечена исходными теоретико-методологическими положениями и воспроизводимостью результатов проведенного исследования, разнообразием и взаимодополняемостью методов исследования, соответствующих целям, гипотезе и задачам исследования, методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

•посредством выступлений на заседаниях кафедры педагогики и психологии младшего школьника Челябинского государственного педагогического университета, на педагогических советах муниципальных образовательных учреждений г. Троицка Челябинской области;

•в процессе педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов в муниципальном образовательном учреждении «Начальная школа» № 8 г. Троицка Челябинской области;

•посредством публикаций результатов исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Результаты работы по обозначенным нами направлениям формирующего этапа опытно-экспериментальной части нашего исследования дали возможность судить об эффективности функционирования модели экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения по интегрированному показателю «экономическая готовность младших школьников».

Исходя из полученных результатов по определению оценки эффективности экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная модель экономической подготовки младших школьников решает задачу реализации экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения.

Итак, резюмируем изложенное.

1. Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы, работающей в системе развивающего обучения. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с учащимися начальных классов школ № 8, 9, 10 города Троицка Челябинской области.

2. Экспертная комиссия, участвующая в диагностике, состояла из начальника отдела образования администрации г. Троицка Челябинской области, директора МОУ № 8 г. Троицка, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по научно-методической работе, заместителей директоров названных учебных заведений по учебной работе, одного кандидата экономических наук, учителей начальных классов в количестве двух человек, имеющих высшую квалификационную категорию, четырех человек, имеющих первую квалификационную категорию, психолога.

3. Исходя из осуществленной диагностики оценки эффективности экономической подготовки младших школьников в динамике нами определены результаты формирующего этапа эксперимента. Значительные изменения в произошли в экспериментальных группах. Экономическая готовность повысилась на 15,7%, 16.2%, 20.3% соответственно в ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3. В группе.

КГ, где в учебно-воспитательном процессе не обеспечивались выделенные нами условия, экономическая готовность младших школьников в целом по группе возросла на 7.8%.

4. Обработка результатов опытно-экспериментальной части исследования осуществлялась с помощью методов математической статистики, в частности, использовался F-тест для дисперсий (проверка «сходности» групп на констатирующем этапе эксперимента), расчет среднего значения. Все расчеты выполнены с помощью программы Excel 97 из пакета Mikrosoft Office 97.

Заключение

.

В настоящее время в обществе происходят социально-экономические изменения: устанавливаются рыночные отношения, появляется частная собственность, развиваются демократические институ-ты.Человек проявляет себя как субъект экономики, и воспитание будущего производителя и потребителя материальных и духовных благ — ответственная задача, находящаяся в руках современных образовательных учреждений. Осознанное включение подрастающего поколения в экономические отношения предполагают решение задачи подготовки учащихся к вхождению в рыночные отношения.

В настоящее время особо важно дать учащимся необходимые экономические знания, подготовить к труду и жизни в новых социально-экономических условиях. Каждый этап развития нашего общества находит свое отражение в целях и задачах содержания образования, обновляются методы обучения и воспитания в направлении более полного удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей развивающегося общества и развивающейся личности.

На фоне меняющихся социально-экономических условий жизни отмечается недостаточная экономическая подготовленность современных выпускников школ: неумение противостоять экономическим трудностям, неоднозначное отношение к безработице, бесцельное существование, равнодушие к избираемой профессии. Корни этой проблемы происходят из начального звена современных образовательных учреждений.

Экономическая подготовка младших школьников на современном этапе развития общества выступает, с одной стороны, как социальная проблема, с другой стороны, как педагогическая проблема. Формирование личности, готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях — главная цель экономической подготовки соответствует социальному заказу общества и основному личностно-ориентированному направлению современной педагогики.

Задача формирования такой личности решается постепенно, поэтапно. В начальных классах у учащихся формируется потребность и способность к самоизменению, закладывается фундамент дальнейшей экономической подготовки, формируется своеобразная экономическая готовность к осуществлению экономического образования. В последующие годы данные потребности и способности развиваются, приобретают профессиональную направленность.

Обобщение данных о экономической подготовке в массовой школе показывает, что экономическая образовательная практика строится как стихийный процесс переноса теоретических положений в практику, которая складывается в большинстве случаев на интуитивной основе.

Переход к новым системам обучения, в частности к системе развивающего обучения, повлек за собой новый виток в обострении проблемы экономической подготовки учащихся образовательных учреждений.

Недостаточная разработанность вопросов экономической подготовки младших школьников в условиях различных систем обучения побудило нас обратиться к изучению именно этой проблемы. На наш взгляд, интенсивные исследования экономической подготовки младших школьников позволят увидеть возможные направления развития теории и практики экономического образования в начальных классах, определить пути его совершенствования.

Результаты нашего теоретико-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс экономического образования учащихся начальных классов в системе развивающего обучения станет эффективным, если будет.

•обеспечен ситемный подход к экономической подготовке младших школьников;

•создана модель процесса экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения, имеющая следующие особенности:

1) для учащихся начальных классов значимым становится не только результат, но и сам процесс экономического образования;

2) восприятие учителя и учащихся как индивидуальностей;

3) технология экономического обучения и воспитания носит характер личностного воздействия учащихся и педагогов;

•выявлены педагогические условия, способствующие функционированию модели экономического образования младших школьников, включающие в себя: а) включение учащихся в совместную деятельность в процессе экономического образования в начальных классахб) проектирование модульной программы экономического образования учащихся начальных классов на основе содержания ведущих идей экономической подготовки в общеобразовательной школев) диагностирование процесса экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения и позволяют сделать следующие выводы:

1. В ряду важнейших педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из первых мест выдвигается проблема качественного экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения. Ее актуальность обосновывается социальным заказом, нашедшем свое отражение в стандарте образовательной области «Экономика», недостаточной теоретической и практической разработанностью процесса экономического образования в системе развивающего обучения, имеющего специфические отличительные особенности от традиционной системы обучения младших школьников.

2. Обозначив отправной точкой рассмотрения обозначенной проблемы изучение ее состояния в педагогической теории и практике, мы выявили несколько этапов становления экономической подготовки учащихся младших классов всистеме развивающего обучения. Каждый этап, выделенный нами принес уточнения и конкретизацию терминологического поля современной экономической подготовки.

3. Анализируя педагогическую литературу, мы уточнили понятие экономической подготовки в системе развивающего обучения, которая включает в себя экономическую готовность к экономическому образованию, сам процесс и результат экономического образования, развитие учащихся в условиях экономического образования, которое в свою очередь состоит из экономического воспитания и обучения.

4. Проблема экономической подготовки младших школьников в системе развивающего обучения возможно решать с различных позиций и подходов. Теоретико-экспериментальное исследование, проведенное нами, показало, что наиболее целесообразным является системный подход, под которым мы подразумеваем теоретико-методологическую стратегию, предусматривающую выявление структуры процесса, проведение анализа по составляющим элементам, необходимых и достаточных для решения задач целей системы, и исследование внутренней организации элементов.

5.Проектирование модели процесса экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения, особенности которого складываются из следующих положений: для учащихся начальных классов значимым становится не только результат, но и сам процесс экономического образованиявосприятие учителя и учащихся как индивидуальностейтехнология экономического обучения и воспитания носит характер личностного воздействия учащихся и педагогов — позволяет решить вопрос об осуществлении экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения.

6. Описание модели процесса экономического образования младших школьников мы произвели на технологическом и организационном уровне, что позволило нам определить конкретные результаты экономического образования в начальных классах и уточнить параметры протекания учебной деятельности младших школьников.

7. .Совокупность педагогических условий: диагностическое обеспечение экономической подготовки, модульная программа, включение учащихся в совместную деятельность является необходимым и достаточным для эффективной реализации экономического образования младших школьников в системе развивающего обучения. Это проявилось, прежде всего, в опытно-экспериментальной работе. Полученные данные в экспериментальных группах учащихся младших классов, ориентированных на выделенные нами педагогические условия, значительно выше, чем в контрольной группе.

8. Проведенное исследование показало значимость внедрения результатов нашего исследования. В то же время обозначились новые проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшие исследования по проблеме могут осуществляться в следующих актуальных, на наш взгляд, направлениях: разработки дифференцированной экономической подготовки, поиск и внедрение нового комплекса педагогических условий эффективной реализации экономической подготовки учащихся начальных классов развивающего обучения, разработка диагностических программ, диагностик для определения эффективности осуществляемой экономической подготовки учащихся начальных классов образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся: Метод, пособие. М.:Высшая школа, 1986.- 98с.
  2. А.Н. система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М.'Просвещение, 1985.- 255с.
  4. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвуз. Сб. науч. тр./ Ленингр.гос.пед. ин-т им. А.И. Герцена- Л.: ЛГПИ, 1985.- 172с.
  5. И.Н. Подготовка учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 20с.
  6. А.Ф. Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи / Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр. Зелена Гура -Москва, 1994.- С. 101−112.
  7. А.Ф. Педагогическое руководство экономическим воспитанием школьников: Метод. рекомендации / Челяб. гос. пед. инт, Челяб. обл. ин-т усовершенствования учителей. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1987.- 85с.
  8. Аменд А. Ф, Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1975.- 229с.
  9. А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: Метод, рекомендации/ Челяб. гос. пед. ин-т- Челяб. обл. ин-т усовершенствования учителей. Челябинск, 1988−71с.
  10. А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования .Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 1996.- 152с.
  11. А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. -Челябинск: Челябинский рабочий, 1982.-69с.
  12. Аменд А. Ф Экономическое воспитание младших школьников: Учеб. пособие. Челябинск, 1982.-176с.
  13. Ш. А. как живете, дети? М.: Просвещение. 1985. -255с.
  14. Н.Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя.
  15. М.:Просвещение, 1987.- 144с.
  16. Антология педагогической мысли: в 3 т / Сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высшая школа, 1988.- 462с.
  17. Е.Г. Роль и место межрегиональной ассоциации «Дети и экономика» в решении проблемы экономического образования школьников в России / Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр. -Зелена Гура Москва, 1994.- С.77−81.
  18. Т.Г., Рухович С. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса «Основы экономики труда и производства». — М.: Высшая школа, 1980.- 71с.
  19. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986.- 175с.
  20. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985.-128с.
  21. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432с.
  22. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект.- М.: Педагогика, 1977, — 254с.
  23. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.-192с.
  24. О.В. Дидактические условия подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экономического образования школьников (в процессе обучения технологии): Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998.- 18с.
  25. Н.А. Формирование у учащихся старших классов знаний и умений по экономике сельскохозяйственного производства (на материалах деятельности ученических произв. бригад): Дис.. канд. пед. наук.- Киев, 1985.-234с.
  26. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопр. теории и методики. М.: Педагогика, 1981.-192с.
  27. A.M. Увлекательная экономика. М.:Мол.гвардия, 1975.-207с.
  28. Блонский П. П .Избранные психологичекие произведения. М.: Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1964- 695с.
  29. Г. Д. Актуальные проблемы развития образования в условиях перехода к рыночным отношениям / Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр. Зелена Гура — Москва, 1994. — С. 141−148.
  30. А.А. Восприятие человека человеком. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965 .-123с.
  31. Л.И. Личность и ее формироание в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464с.
  32. Т.Н. Игровой маркетинг как фактор повышения качества экономического образлвания: Дис. канд. пед. наук, — Ч., 1997.- 183с.
  33. Вариативные программы: Сб. ст.- М.: новая школа, 1995. 68с.
  34. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.: Педагогика, 1983.- 96с.
  35. Вестник Челябинского педагогического университета: Науч. журн. ЧГПУ: Сер.5: Личность. Труд. Экономика. Образование/ Челяб. гос. пед. ун-т- Редкол.: Аменд А. Ф. (гл. ред.) и др. Челябинск: изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.- Вып.1.- 1995.- 213с.
  36. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1977.-159с.
  37. М.М., Каменецкая И. М., Петелина Н. М. Методика проведения факультатива «Основы экономических знаний о социалистическом производстве»: Пособие для учителей М: Просвещение, 1980- 128с.
  38. Возрастные возможности усвоения знаний: Мл. кл. шк./ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442с.
  39. Вопросы психологии обучения труду в школе / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1968.- 264с.
  40. Вопросы теории и практики экономического воспитания: Материалы 2-ой межвузов, науч. конф. по пробл. экон. воспитания. Челябинск, 1970.-173с.
  41. Вопросы экономического воспитания: материалы межвузов, науч. конференции/Челяб.гос.пед ин-т. Челябинск, 1967.- 164с.
  42. Вопросы экономического образования и воспитания: Сб. ст. -Челябинск, 1977.- 1984с.
  43. Вопросы экономического образования и воспитания: Тезисы 7 межвузовск. семинара/ Отв. ред. Л. П. Мельникова. Челябинск: ЧГПИ, 1982.- 77с.
  44. А.Б. Практика развивающего обучения: По системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразд. шк. N1133 г. Москвы).- М.: Рус. энциклопедия, 1998.- 360с.
  45. JI.С. Детская психология // Собр.соч.гВ 6 т/ Гл. ред.А. В. Запорожец, Всупит. Ст. А. Н. Леонтьева. -М., 1984.- Т.4.- 487с.
  46. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.-150с.
  47. А.Г. Трудовое воспитание школьников во внеклассной работе: Кн. для учителя нач. классов.- М.: Просвещение, 1985.- 160с.
  48. Л.А., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе,-Ленинград: Ленингр. орг. О-ва «Знание», 1987.- 30с.
  49. А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде: на примере гор. шк. с продленным днем. М.: Просвещение, 1967.-119с.
  50. И.В. Школа и семьяж Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
  51. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе/ Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 172с.
  52. Т.В. «Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников (в системе повышения квалификации): Дис.. канд. пед. наук.-М., 1991.-176с.
  53. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.- 135с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперимент, психол. исслед./ АПН СССР. М.:Педагогика, 1982.-39с.
  55. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-544с.
  56. А.Н. Экономическая подготовка старшеклассников и современный рынок труда/ Образование как средство развития человека, общества, государства: Сб. науч. докладов междунар. конференции.- Витебск, 1997.- С. 108−111.
  57. М.Е., Орлов В. П. Личность обучающегося и ее развитие: Учеб. пособ./Челяб. гос. пед. ун-т Изд-во гос. пед. ун-та, 1997.- 158с.
  58. А.К. Дважды два = икс! М.:3нание, 1985.-208с.
  59. Закон об образовании Российской Федерации. М.: МП «Новаяшкола», 1992. 552с. 62.3амек М.Я. 32 урока по экономике: Рабочая тетрадь учителя. — М.:
  60. Вита-пресс, 1995.-65с. бЗ. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности.- М.:
  61. Политиздат, 1986.- 221с. 64.3олотогоров В.Г. и др. Экономический словарь/В.Г. Золотогоров, Г. Ф. Кузнецова, М.Ю. Пасюк- Под общ. ред. В .Г. Золотогорова.- 2-е изд., перераб. и доп.- Минск: Навука i тэхшка, 1990.- 413с.
  62. Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 92с.
  63. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс).- М.: Педагогика, 1984.- 144с.
  64. М.С. Мир Общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988.- 315с.
  65. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. М.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383с.
  66. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 140с.
  67. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/ ИЛ. Лернер, Л. Я. Зорина, Г. И. Батурина и др.- Под ред. М. Н. Скаткина, В.В. краевского.- М.: Педагогика, 1978.- 208с.
  68. А.И. Экономическая психология. М.: экономика, 1987.- 303с.
  69. Л.Ф. Воспитание бережливости как нравственной черты учащихся-подростков: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1985.- 184с.
  70. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии: (Анализ зарубеж. Опыта).- Рига: НПЦ «эксперимент», 1995. 176с.
  71. Л.М. Экономика и экология для малышей: Метод, пособие для работы с детьми 6−10 лет/ Науч. рук. сер. Липсиц И.В.- М.: Вита-пресс, 1995.- 143с.
  72. И.П. Собственность, бережливость- социальный опыт школьников//Сов.педагогика. 1991. — № 1.-С.27−31.
  73. Коллективная учебно-познавательная деятельность/ Под ред. И. Б. Первина. М.: Просвещение, 1985. — 159с.
  74. Л. Третья грамотность XX века// Семья и школа, 1991. -№ 9. — С.8−9.
  75. А.Г. Психология личности.- 3-еизд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1970.- 391с.
  76. А. Экономические реформы в России// Вопр.экономики.-1993.- № 1.- С. 100−108.
  77. В.Н., Начаров А.А, Павлов Б. С. Рыночная экономика и собственность- (Аналит.зап. по результатам исслед. В Челяб. Обл.) -Челябинск, 1991.-38с.
  78. А.И. Педагогическое исследование: Учеб. Пособие для аспиранта, студентов-дипломников и учителей.- Рязань: Б.и., 1975.-178с.
  79. Краткий словарь по социологии/ Под общ. ред. Д. М. Гришиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.- Политиздат, 1988. -479с.
  80. Ю.С., Третьяков В.Б, Грамматика общения / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 207с.
  81. Н.К. О политехнизме // Пед. соч.:В 6 т. М., 1979.- Т.4.-290с.
  82. В.А. Психология: (Учебник для пед. училищ) 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.- 335с.
  83. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 114с.
  84. Н.Б. Экономическое воспитание учащихся 4−7 классов сельской школы в процессе их подготовки к сельскохозяйственному труду: Дис. канд.пед.наук.- Горький, 1985.-175с.
  85. А.П. Экономическое образование и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1981, — 108с.
  86. Л.П. и др. Экономическое образование и воспитание школьников / Л. П. Кураков, Е. Н. Соболева, В.Н. Якимов-Под ред. В. Н. Якимова.-2-е изд, доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 140с.
  87. JIa Л. Экономическое воспитание школьников в процессе обучения решению задач с практическим содержанием: Дис. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1975.- 199с.
  88. З.К. Экономическое воспитание учащихся 4−6 классов сельских школ в учебной и внеклассной работе по математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1984.- 23с.
  89. В.А. Субъект, объект, познание, М.: Наука, 1980. — 359с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304с.
  91. А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1977.- 224с.
  92. Ю.Л. творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985. — 158с.
  93. ЮО.Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Минск: Нар. Асвета, 1978.- 96с.
  94. М.Л. Экономическое воспитание учащихся 9−10 классов в процессе производственного труда.:Дис. канд. пед. наук.- М., 1982.-205с.
  95. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: (Пер. С англ.: В 2 т.). М.: республика: АПС, 1995. — 400с.
  96. В.Г. Педагогические условия экономического воспитания школьников. Москва-Зелена Гура, 1997, — с.87−89.
  97. Малый энциклопедический словарь в 4 т. Т. ч/ Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: Терра, 1997. — 624с.
  98. Материалы международной научно-практической конференции «Личность.Труд.Экономика."/ Редкол.: Аменд А. Ф. (отв. ред.), Томин Н. А., Пантонюк B.C. и др.-Челябинск: Изд-во 41 ИУ «Факел», 1995.-176с.
  99. Юб.Материалы региональной конференции на тему «Новые системы обучения в начальной школе». / Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т- Редкол.: Гашева Л. П. и др.-Челябинск, 1994.- 168с.
  100. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972.- 208с.
  101. Ю8.Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: педагогика, 1975. -367с.
  102. Л.П. Некоторые экономические вопросы в воспитании учащихся средней общеобразовательной школы.: Дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1967.- 235с.
  103. Ю.Мельничук И. А. Экономическое воспитание младших школьников в процессе учебной и внеклассной работы: Дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1989.-162с.
  104. Методы системного педагогического исследования- Учеб. пособие/ Н. В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якуткин и др.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172с.
  105. В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя.- Минск: Нар. асвета, 1987.- 109с.
  106. ПЗ.Михальченко Ю. И. Экономическое воспитание школьников в процессе природоохранительной деятельности во внеучебное время: Дис. канд. пед. наук.-М., 1987.- 188с.
  107. Мышление: процесс, деятельность. Общение/ Под ред. А. В. Брушлинского и др. М.: Наука, 1982. — 387с.
  108. Д., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение: Пер. с англ. / Под ред. и с доб. Н. Н. Воробьева.- М.: Наука, 1970.-707с.
  109. Пб.Нечаев Н. Н. Образование и рынок: проблемы взаимодействия / Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр.- Зелена Гура Москва, 1994.- С.11−15.
  110. И7.Нисимчук А. С. Экономическое образование школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 127с.
  111. И8.Новикова Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1976.- 21с.
  112. Оптимизация управления учебно-воспитаткльным процессом / Челяб. гос. ун-т- Сост. Черкасов В. А. и др.- Челябинск: Б.и. 1990.- 138 с.
  113. А.В. Способности и труд.-М., 1966.- 80с.
  114. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практ. Пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 174с.
  115. Политехническое образование и всестороннее развитие личности школьника / Под ред. П. Р. Атутова.- М.: Педагогика, 1984.
  116. В.А. О тенденциях развития общего среднего образования / Образование как средство развития человека, общества, государства: Сб. науч. докл. междунар. научно-практ. конф.-Витебск, 1997.-С.З-8.
  117. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи.- М.: Мол. гвардия, 1986.- 288с.
  118. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по орг. Ситемы воспит. Работы общеобразо. Шк. / Под ред. И. С. Марьенко. 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1984.-144с.
  119. Психодиагностика: теория и практика (Сб. Ст.): Перевод с немецкого / Общ. редакция и вступ. ст. Н. Ф. Талызиной.- М.: Прогресс, 1986.- 205с.
  120. Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э.А. Фарапоновой- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР.-М.:Педагогика, 1988.- 163с.
  121. Психология совместного труда детей: Кн. для воспитателей детского сада, учителя / Под ред. Я. Л. Коломинцева.- Минск: Нар. асвета, 1987.- 93с.
  122. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Эксперимент.-пед. исслед. / А. В. Поляков, И. П. Товпинец, Н.Я. Чутко- Под ред. М. В. Зверевой.- М.: Педагогика, 1983.- 169с.
  123. .А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых.-М.:Нефтехиминвест, 1995. 687с.
  124. .А., Прутченков А. С. Экспериментальные программы экономики в начальных, средних и старших классах общеобразовательных школ, гимназицй, лицеев. М.: ПРИОР, 1994.-101с.
  125. И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1989.- 238с.
  126. С.А. Управление областной образовательной системой/ Под ред. Г. Н. серикова. Челябинск: ГлавУНО, ЧИПКРО, 1996. — 148с.
  127. В.К. и др. Методика экономического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. вузов / В. К. Розов, Б.П. Шемякин- Под ред. Б. П. Шемякина.- М.: Просвещение, 1985.- 159с.
  128. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая рос. энцикл., 1993- T. l: А-М.- 1993.- 607с.
  129. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР.-М.: Педагогика, 1989.- 322с.
  130. НЗ.Рябинина Н. П. Организация экономического воспитания учащихся в условиях учебно-производственного комбината: (Метод, рек.)/ Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1981.- 18с.
  131. Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: Дис. канд. пед. наук.- Челябинск, 1984.-189с.
  132. Н.П. Экологические аспекты экономической подготовки школьников и изменения в содержании образования будущих учителей / Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр.-Зелена Гура -Москва, 1994.-С.66−71.
  133. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова.- М.: Просвещение, 1988.- 190с.
  134. И.А. Социально-экономическая подготовка школьников на пороге третьего тысячелетия / Образование как средство развития человека, общества, государства: Сб. науч. докл. междунар. научно-практ. конф.- Витебск, 1997.-С.10−16.
  135. И.А. Экономическая подготовка школьников: проблемы и пути решения / Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр.- Зелена Гура Москва, 1994.-С.48−57.
  136. Т.Е. Организация экономического воспитания младших школьников: Дис. канд. пед. наук.- Оренбург, 1991.- 165с.
  137. B.C. и др. Экономический словарь справочник: Для сред. И ст. Шк. Возраста/ B.C. Середа, М. А. Кушин, И.С. Светлицкий- Под ред. B.C. Середы. — Минск: Нар. Асвета, 1989. — 237 с.
  138. Г. Н. Образование- аспекты системного отражения. курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464с.
  139. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей.- М.: Просвещение, 1980.- 144с.
  140. М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников,-М.: Просвещение, 1984.- 191с.
  141. Е.В. Преемственность в экономической подготовке школьников / Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр.- Зелена Гура-Москва, 1994.- С.84−87.
  142. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред.A.M. Прохоров. --е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 1632с.
  143. Современная дидактика: теория практике/ РАО- Под ред. И. Я. Леренера, И. К. Журавлева. — М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993.-288с.
  144. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- 543с.
  145. Т.А. Дидактические условия обучения учащихся 8−9классов лицея основам потребительской культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Брянск, 1998.-22с
  146. В.А. Сердце отдаю детям.- М.: Прогресс. 1981. -437с.
  147. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- Изд-во МГУ, 1975.- 343с.
  148. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.-175с.
  149. O.K. Структура мыслительной деятельности человека: (Опыт теорет. и эксперим. исследования).-М.: Изд-во МГУ, 1969.-304с.
  150. Трудный поворот к рынку: Сборник/Сост. Юдина Е. М.: Науч. ред. Л. И. Абалкин.- М.: Экономика, 1990.- 558с.
  151. В.П. Избранные философские труды.-М., 1988.- 320с.
  152. З.И., Аменд А. Ф. Я человек, ты — человек, мы — люди: Учеб. пособие: 1 класс/ Челяб. гос. пед. ун-т. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996.- 200с.
  153. К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986.- 238с.
  154. А.В. Роль игры в воспитании детей / Сост. Н. Я. Михайленко. Под. Ред. А. В. Запорожца М.: Просвещение, 1976- 96с.
  155. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений.- М.: Знание, 1987, — 80с.
  156. А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учеб. Пособие / Челяб. Гос. Пед. Ун-т. 2-е изд.- Челябинск: ЧГПУ, Факел, 1998.-31с.
  157. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: Педагогика, 1989.- 169с.
  158. Формирование личности школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности: Сб. Ст. / Редкол.: Николаев В. Н. и др.-Чебоксары: Б.и., 1978.- 128с.
  159. Формирование педагогического опыта на диагностической основе: (Метод, рек. для учителей сред, шк.) / Челяб. обл. ин-т усоверш. Учителей.- Челябинск: Челяб. обл. ИУУ, 1992.- 31с.
  160. Формы и методы экономической подготовки школьников к активному, творческому труду: Метод, рекомендации / Сост. И.А. Сасова- АПН СССР.- М., 1985.- 96с.
  161. Л.М. Формирование деловых качеству учащихся. -Зелена Гура, 1997.- С.54−62.
  162. Г. А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1992.-231с.
  163. .П. Социально-педагогические проблемы экономического воспитания в семье: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Иркутск, 1973.- 21с.
  164. .Ю. Экономическая подготовка подростков в процессе технической деятельности во внешкольных учреждениях: Автореф. Дис. канд. пед. наук. М.: Изд-во общ. образования, 1994.- 18с.
  165. Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 209с.
  166. Л.И. Дети, рынок, безопасность/Учащаяся молодежь и рынок.- Зелена Гура-Москва, 1994. С.95−101.
  167. .П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики.- М.: Педагогика, 1986.- 95с.
  168. Школа и труд/П.Г. Атутов. В. А. Кальней, В. А. Поляков и др.-под ред. П. Р. Атутова, В. А. Кальней.- М.: Педагогика, 1987.- 215с.
  169. Н.А. Жизненные планы выпускников сельских школ и их реализация: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Свердловск, 1967.- 21с.
  170. А.Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся.- Киев: Рад. шк., 1987.- 126с.192.1Дукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988.- 208с.
  171. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1986.- 142с.
  172. Эколого-экономические игры и задания: Метод, пособие для учителей нач. шк./ Челяб. гос. пед. ин-т- Сост. А. Ф. Аменд и др. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1996.- 58с.
  173. Экономическая подготовка в условиях рыночных отношений: Аннот. библиогр. указ./Рос. акад. образования, ин-т проф. самоопределения молодежи- Сост. Л.Н. Аверьянова- Науч. ред. И. А. Сасова.- М.: ГНПБ, 1994.- 39с.
  174. Экономическое воспитание и образование школьников в процессе обучения основам гуманитарным дисциплин: Учеб. пособие к спецкурсу/ Свердл. гос. пед. ин-т.- Свердловск, 1988.- 84с.
  175. Экономическое воспитание учащихся общеобразовательных школ: Метод рек./ Новгород, гос. пед. ин-т.- Новгород: НГПИ, 1988.- 52с.
  176. Экономическое образование и воспитание учащихся: Пособие для учителя/Н.И. Горлач и др.- Под общ. ред. Н. И. Горлача.- Киев: Рад.шк., 1989.- 334с.
  177. Экономическая теория в школе: (Кн.для учителя) Науч.ред. О. Ю. Мамедов.- Ростов-н-Д: Феникс, 1996.- 544с.
  178. Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки школьников во внеурочное время/ Челяб. гос. пед. ин-т- Челяб. обл. ИУУ.- Челябинск: ЧГПИ, 1987.-25с.
  179. Экономическое образование: Теория и практика: Сб. науч. Трудов Рос. Акад. образования- Ин-т общего сред, образования- Челяб. гос. пед. ун-т.- Челябинск: Факел, 1997.- 101с.
  180. Эпштейн Л. Е. Вопросы экономического воспитания учащихся в средней школе // Соц.-экон. пробл. нар. образования.- М.: Просвещение, 1969.- 154с.
  181. Л.Е. Экономика и ты: В помощь изучающим основы экономических знаний.- М.: Мол. гвардия, 1972.- 208с.
  182. Юдин Э. Г. Ситемный подход и принцип деятельности.- М.: Наука, 1978.-391с.205 .Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника.-М.: Просвещение, 1974.- 128с.
  183. Н.О. Гибкие педтехнологии как фактор повышения качества образования школьников. Дис.. канд. пед. наук.-Челябинск, 1998.- 173с.
Заполнить форму текущей работой