Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политики предприятия как инструмент реализации стратегии в условиях высокодинамичной внешней среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы исследования. Исследованием процессов формирования и реализации стратегий предприятия, инструментов реализации стратегии предприятия в условиях высокодинамичной внешней среды, принятием управленческих решений занимаются многие отечественные и зарубежные экономисты. Среди российских ученых известны имена М. М. Алексеевой, А. А. Богданова, О. А. Боголюбова, А. Ф… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и реализации стратегии предприятия в условиях высоко динамичной внешней среды
    • 1. Л. Инструменты, формы и методы реализации стратегии в условия: турбулентной и гиперконкурентной внешней сре
      • 1. 2. Методологические подходы к исследованию политик предприятия как инструмента реализации стратегий
  • Глава 2. Формирование политик и их влияние на динамику развития предприятия
    • 2. 1. Политики предприятия в системе поддержания необходимого стратегического потенциала
    • 2. 2. Влияние механизма стратегического ориентирования на эффективность и стабильность бизнеса. g
    • 2. 3. Методические основы оценки использования инструмента политик предприятия в управлении изменениями
  • Глава 3. Основные направления преобразований системы стратегического управления с использованием инструмента политик предприятия в условиях высокодинамичной внешней среды
    • 3. 1. Разработка эффективной подсистемы мониторинга и диагностики среды управления
    • 3. 2. Разработка средств идентификации адаптивного потенциала предприятия к внешним изменениям

Политики предприятия как инструмент реализации стратегии в условиях высокодинамичной внешней среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Значение научных исследований совокупности управленческих проблем, связанных с реализацией стратегии предприятия в условиях различной степени изменчивости элементов среды управления, определяется целым рядом обстоятельств.

Во-первых, значимостью стратегического менеджмента для успешной адаптации предприятия к быстро изменяющимся элементам внешней среды и поддержания динамики его развития в ситуации формирования гиперконкурентных рынков.

Во-вторых, необходимостью применения нестандартных подходов к управлению предприятием, разработке алгоритмов творческих решений сложных проблем, формированию нового управленческого мышления, внедрению нетрадиционных технологий менеджмента, обусловленных нелинейно протекающими социально-экономическими процессами.

В-третьих, потребностями выживания организаций в долгосрочной перспективе и установления баланса с внешней средой.

В-четвертых, ситуациями неопределенности прогнозов в отношении жизненного цикла организаций, в которых механизмы принятия и реализации решений игнорируют подвижную, гибкую систему правил делегирования полномочий и управления по целям.

В-пятых, высокой ценой и негативными последствиями ошибок, являющихся результатом реализации менеджерами шаблонных схем и методов управления, их неспособностью определить эффективные политики и линию поведения предприятия в системе поддержания необходимого стратегического потенциала.

В-шестых, отсутствием достаточно эффективной системы мониторинга и диагностики среды управления, надежных средств идентификации адаптивного потенциала предприятия к внешним изменениям, методических основ оценки использования инструментов политик предприятия в управлении изменениями.

В-седьмых, кризисом предприятий отрасли ЖКХ, где основные проблемы группируются в своеобразную триаду: низкое качество обслуживания населения, убыточность хозяйственной деятельности и отсутствие развития. Поэтому кризисное состояние этих предприятий определяет в качестве главного стратегического направления реформ создание новых коммерческих структур, оказывающих жилищно-коммунальные услуги дешевле, быстрее, качественнее.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы данного исследования и необходимости разработки научного обеспечения политики предприятия в целях реализации стратегии его развития.

Степень разработанности проблемы исследования. Исследованием процессов формирования и реализации стратегий предприятия, инструментов реализации стратегии предприятия в условиях высокодинамичной внешней среды, принятием управленческих решений занимаются многие отечественные и зарубежные экономисты. Среди российских ученых известны имена М. М. Алексеевой, А. А. Богданова, О. А. Боголюбова, А. Ф. Блюденова, А. Г. Венделина, О. С. Виханского, A.JI. Гапоненко, А. К. Гастева, Л.Д. Гитель-мана, В. В. Гончарова, В. А. Горемыкина, А. Г. Гричука, А. Ю. Даванкова, Л. Г. Евланова, Э. М. Короткова, В. А. Костина, С. Б. Мельникова, А. И. Наумова, А. П. Панкрухина, А. Н. Петрова, А. И. Пригожина, Б. А. Райзберга, В. Ш. Рапопорта, В.В. Pay, Я. Р. Рейльяна, М. С. Соловьевой, Е. С. Стояновой, Е. А. Стоянова, Э. Терка, Е. Торкановского, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, В. В. Черкасова, В. В. Царева, В. И. Цыгичко, B.C. Юкаевой и многих других, которые в рамках отечественной управленческой науки сформировали проблематику менеджмента и разработали его основные аспекты.

Среди зарубежных экономистов следует отметить работы Д. Аакера, P.JI. Акоффа, Г. Аллисона, М. Альберта, И. Ансоффа, Дж. Барни, К. Бейка, С. Бира, Б. Вернерфельта, П. Друкера, Р. Кайерта, Ф. Котлера, А. Коула, Дж. Куина, Ч. Линдблома, Дж. Марча, Р. Майлса, М. Мескона, Д. Миллера, Г. Минцберга, Э. Мэйо, Р. Норманна, У. Ньюмана, М. Портера, К. Прахадала, Дж. Пфеффера, Д. Пью, Э. Ренмана, Г. Саймона, Г. Салансика, Ф. Селзника,.

К. Сноу, А. Стрикленда, Ф. Тейлора, А. Томпсона, А. Файоля, Дж. Фримана, К. Хаттена, М. Ханнана, Ф. Хедоури, Г. Хэмела, А. Чандлера, Д. Шенделла, Дж. О' Шоннеси, Й. Шумпетера, К. Эндрюса, Г. Эстли и др.

Исследованию перспектив и проблем развития отраслей сферы услуг национальной экономики, включая функционирование ЖКХ в системе городского хозяйства и местного самоуправления территорий, посвящены работы A.M. Бабич, A.M. Воротникова, Е. В. Даниловой, А. Н. Дегтярева, А. А. Дронова, Е. В. Егорова, Е. М. Жильцова, А. А. Замотаева, А. В. Зырянова, В. В. Иванова, А. Н. Коробовой, В. В. Котилко, В. А. Лазарева, Э. Маркварта, И. И. Санина, Е. В. Смольяниновой, JI.H. Чернышова, А. Н. Широкова, С. Н. Юрковой и многих др.

Теоретическое, методологическое и практическое значение, наличие ряда дискуссионных и нерешенных вопросов в области реализации стратегий на уровне предприятия предопределили выбор темы исследования, повлияли на его цель, задачи, объект и предмет.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по повышению эффективности управления на основе реализации политик предприятия. С учетом поставленной цели определены следующие задачи:

— обоснование теоретических основ применения политик в качестве инструмента реализации стратегии предприятия;

— выявление и описание специфических функций политик в системе принятия управленческих решений и поддержания необходимого стратегического потенциала предприятия отрасли ЖКХ;

— определение влияния механизма стратегического ориентирования на эффективность, стабильность и безопасность бизнеса;

— разработка средств идентификации адаптивного потенциала предприятия сферы жилищно-коммунальных услуг к внешним изменениям.

Постановка научных задач в контексте новых технологий управления позволила четко структурировать пространство исследования, определить его объект и предмет.

Объектом диссертационной работы являются предприятия промышленности и сферы услуг, реализующие на основе инструмента политик стратегии в условиях высокодинамичной внешней среды.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе реализации стратегии и достижения целей.

Область исследования соответствует п.п. 15.4 (инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, в отраслях и комплексах) — 15.13 (инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов) — 15.103 (совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка) — 15.115 (обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг) специальности 08.00.05 Паспорта специальности ВАК.

Теоретико-методологическая база исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения теории стратегического менеджмента, которые были реализованы в рамках многочисленных научных школ управления зарубежными и отечественными учеными (теории организации, принятия управленческих решений, жизненного цикла, конкурентоспособности, альтернативных возможностей, агентских отношений).

Основные методы исследования. Диссертация базируется на методологии системного подхода в научном планировании и ориентировании, принципе дополнительности в реализации функций стратегического управления, в работе используются методы финансового анализа, эконометрические и статистические модели и методы исследования, SWOT-анализ. Методология диссертационного исследования включает в свою систему принципов теорию диагностики как составную часть менеджмента.

Информационную базу исследования составили официальные материалы Госкомстата РФ, материалы периодической печати, аналитические разработки автора, данные управленческого учета, финансовые документы, должностные инструкции, учетная политика предприятия МУП «Горкомхоз» г. Кара-баша Челябинской области, муниципальная Программа социально-экономического развития города Карабаша на 2000;2005 гг., программы антикризисного управления, финансового оздоровления (санации) и развития предприятий отрасли ЖКХ.

Научная новизна результатов исследования. По специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность):

1. Уточнена трактовка сущности политик, с одной стороны, как правил принятия решений в условиях децентрализации власти, делегирования полномочий и создания центров ответственности и системы стимулов поведения коллектива предприятия, и с другой — как многофункциональных систем управления. Содержание данного определения политик предприятия конкретизирует специфику стратегического планирования в менеджменте промышленных предприятий и дополняет существующие определения политик, в которых выделяются три основные их функции: директивы, определяющие границы действий организацииинституциональное воплощение целикомпенсаторы относительной потери гибкости организации вследствие принятия стратегии. Разработанное автором определение позволяет рассматривать в качестве инструмента реализации стратегии, помимо выполнения указанных функций, возможность перегруппировки ресурсов предприятия для роста его потенциала, устранять противоречия в иерархии задач предприятия и разрабатывать тактику применения стратегии.

2. Для обеспечения конкурентоспособности предприятий разработана авторская модель принятия решений на основе инструмента политик, отличающаяся теми особенностями, что в ней создается механизм стратегического ориентирования в качестве совокупности динамических организационных структур, методов, норм и правил, учитывающих закономерности изменяющегося поведения элементов внешней среды управления и обеспечивающая необходимые условия проведения изменений в управлении предприятием в ответ на изменения его внешней среды, включая предупредительные (превентивные) мероприятия.

По специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг):

3. Дано авторское определение механизма стратегического ориентирования, обусловливающего успешность поведения предприятия в высокодинамичной внешней среде в качестве особого порядка преобразования стратегического потенциала в направлении обеспечения выживаемости предприятия и отличающегося от применяемых в настоящее время подходов к управлению предприятием в рыночных условиях хозяйствования тем, что позволяет эффективно решать сложные задачи адаптации предприятия к быстро изменяющемуся поведению элементов внешней среды и поддержания динамики его развития в заданном режиме.

4. В условиях роста рыночных отношений для совершенствования организации и управления предприятием разработаны методические основы оценки использования инструмента политик в регулировании внешних и внутренних изменений, включающие формулировку закономерностей, принципов, критериев оценки правил в менеджменте, а также их классификацию и позволяющие повысить уровень адекватности реакций менеджмента на внешние и внутренние изменения, снизить объем управленческих ошибок, определить экономический эффект и рентабельность институциализации от вновь созданных правил и норм в результате реформирования или реорганизации предприятия отрасли ЖКХ.

Практическая значимость работы. Концептуальные, методологические и методические разработки диссертационного исследования ориентированы на широкий круг специалистов-управленцев, менеджеров предприятий, могут использоваться в качестве инструментов принятия конкурентоспособных управленческих решений, формирования возможных политик предприятия сферы услуг. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в преподавании ряда экономических дисциплин в вузах, в системе подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, специалистов-хозяйственников, государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Разработки автора активно используются в антикризисном и регулярном менеджменте предприятий, в практической деятельности внешних управляющих Челябинской области, в том числе при проведении мероприятий как в ходе досудебной, так и в процессе судебной санации в процедурах внешнего управления на муниципальных предприятиях отрасли ЖКХ гг. Карабаша, Кыштыма, Касли, Златоуста, Пласта, а также СМЭУ «ГАИ» г. Челябинска. Результаты работы используются в педагогической деятельности Челябинского института (филиала) Уральской академии государственной службы.

Основные положения исследования доложены и обсуждены на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных семинарах, конференциях, в том числе на Международной научно-практической конференции «Предпринимательский менеджмент в агропромышленном комплексе» (Тюмень, 2002), ХХП-ой Международной научно-практической конференции «Человеческий потенциал и конкурентоспособность России» (Челябинск, 2005) — П-ой межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: правовые основы и практика реализации» (Челябинск, 2003) — П-ой региональной научно-практической конференции «Государственная и муниципальная служба в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы» (Челябинск, 2004).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка, содержащего 200 наименований, 13 приложений. Содержание работы изложено на 143 страницах машинописного текста. По результатам исследования автором опубликовано 12 научных работ общим объемом 15 п.л., в том числе авторского текста — 7 п.л.

Выводы. 1. В системе средств выявления адаптивного потенциала предприятия ведущая роль отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации.

2. Финансовая стабилизация предприятия ЖКХ в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по трем основным этапам: устранение неплатежеспособностивосстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия) — обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

3. Максимальный период бескризисного развития при достигнутом равновесном финансовом состоянии предприятия определяется периодом соответствия темпов прироста объема реализации продукции и услуг их значениям, рассчитанным по модели устойчивого экономического роста. Любое отклонение от расчетных значений этого показателя приводит к потере предприятием состояния финансового равновесия.

4. Устойчивый экономический рост предприятия обеспечивается следующими основными параметрами его финансового развития: коэффициентом рентабельности реализации продукции и услугполитикой распределения прибыли (отражаемой коэффициентом капитализации чистой прибыли) — политикой формировании структуры капитала (отражаемой коэффициентом финансового левериджа) или соответственно политикой финансирования активов (отражаемой коэффициентом левериджа активов) — политикой формирования состава активов (отражаемой коэффициентом оборачиваемости активов).

5. Большинство мероприятий по идентификации адаптивного потенциала предусматривают создание особого консалтингового центра, который бы функционировал как научно-исследовательское подразделение в рамках финансового отдела предприятия для выработки вариантов его генеральной стратегии и различных видов политик, корректировки выбранной стратегии и основных линий поведения на рынке, для сбора и обработки всей формальной и неформальной, качественной и количественной информации, которая относится к стабильному и устойчивому экономическому развитию предприятия.

6. Механизм стратегического ориентирования на муниципальных предприятиях сферы услуг и ЖКХ предусматривает в качестве необходимого условия эффективного стратегического управления выявление скрытого и убыточного потенциалов и развитие их в составе совокупного потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Логика выбора в стандартном экономическом анализе и в принятии решений соответствует предпосылке статичной и относительно неизменной во времени внешней среде, что не соответствует реальному поведению элементов внешней (и часто внутренней) среды управления. Учет изменившихся условий и обстоятельств хозяйственной жизни последних лет предполагает введение в научный оборот менеджмента новых понятий и моделей, дополняющих традиционное управление и планирование. Такими понятиями, наряду с известными ранее, например, стратегическим планированием и стратегическим учетом, являются, на наш взгляд, стратегическое ориентирование и политики как инструмент реализации стратегии в механизме стратегического ориентирования.

Максимизирующее поведение экономического субъекта, характерное для «логики выбора», не учитывает в своих построениях возможность кардинальных изменений как содержания и правил самой логики управления, так и внешних и внутренних условий реализации стратегии организации. Новый подход к принятию стратегических решений утверждается в принципе предельного разнообразия правил как инструмента реализации стратегии в условиях турбулентной среды управления.

Тенденция развития стратегического управления ведет к организации процесса внутрифирменного стратегического ориентирования. В менеджменте предприятия с функцией планирования на равных правах должна существовать функция стратегического ориентирования. Ориентиры и планы, соответственно, отражают меру неопределенности и турбулентности среды управления. В турбулентной внешней среде стратегическое ориентирование приобретает ведущее положение в сравнении с функцией планирования.

Современный российский менеджмент требует серьезных изменений. С одной стороны, назрела острая необходимость отказа от сложившихся традиционных подходов к управлению, поиска и внедрения новых технологий управления. С другой стороны, традиционный менеджмент пока не собирается отступать. Менеджменту любого предприятия необходимо каждый раз заново понимать, в каком случае и какой менеджмент нужен. Внешняя среда управления, поведение ее элементов определяет общую и предельную эффективность тех или иных подходов менеджмента.

В диссертационном исследовании было показано, что поведение элементов внешней среды характеризуется сегодня следующими особенностями:

— кумулятивный рост экономически значимой информации заставляет разрабатывать механизмы управления по слабым сигналам внешней среды, механизмы стратегического ориентирования, включая диагностику и мониторинг среды управления по слабым сигналам;

— стратегическое ориентирование эффективно в тех случаях, когда долгосрочное планирование деятельности предприятия является неперспективным и неточным;

— динамизм внешней среды, быстроизменяющееся поведение ее элементов и факторов, турбулентность, неопределенность, нелинейно протекающие социально-экономические процессы затрудняют прогнозирование развития предприятия.

Опыт российских реформ показал, что традиционный социально-экономический менеджмент у нас в стране эффективно не работает, а слепое копирование современных западных технологий управления без адаптации к особенностям, национальным ценностям и традициям России заводит экономику в тупик.

Стратегическое управление на предприятиях сферы услуг является помимо прочего еще и средством повышения качества жизни населения и понижения социальной напряженности. Муниципальные предприятия ЖКХ вместе с органами местного самоуправления обязаны обеспечивать жизненные потребности населения на уровне не ниже минимальных государственных стандартов и нормативов. Социальная эффективность управления предприятия локального и местного уровней прямо зависит от того, будет ли учитывать менеджмент и руководство предприятий в своей деятельности требования рыночной экономики и резко возросшую скорость изменений в поведении элементов внешней среды.

В диссертационной работе были получены следующие научные результаты:

1) изучены основные корпоративные изменения в деятельности предприятий, вызванные рыночными преобразованиями в сфере отношений собственности и структуры управления;

2) определены факторы, которые влияют на сущность современного менеджмента в русле преобразования его в стратегическое управление;

3) в основу исследований причин изменений в структуре управления и его содержания определяются соответствующими изменениями в поведении элементов внешней среды;

4) в работе определена основная задача формирования политик предприятия — необходимость договоренностей о правилах поведения менеджеров, действующих одновременно как в своих, так и в корпоративных интересах акционеров;

5) введено в оборот определение понятия «политика» как правил принятия управленческих решений на уровне их обеспечения и практической реализации;

6) обоснована целесообразность социально-психологических методик отбора и подготовки менеджеров;

7) разработаны к внедрению конкретные рекомендации по повышению эффективности реализации и контроля новых технологий менеджмента, оптимизирующих принятие стратегических решений;

8) показано отличие ситуативного управления, характерного для российской переходной экономики, но постепенно теряющего свои позиции в менеджменте, и стратегического управления, которое обеспечивает достижение долгосрочной цели в заданном промежутке времени вне зависимости от событий и процессов, происходящих в среде управления;

9) на основе методик разработаны конкретные предложения (внутрифирменный стандарт диагностики и мониторинга среды управления, методика оценки использования политик в управлении изменениями и др.) по формированию политик предприятия в рамках его антикризисной стратегии;

10) введено понятие политик как правил принятия решений на ступени их реализации;

11) определены и исследованы существенные взаимосвязи политик и стратегий, которые различаются как правила принятия решений разных уровней — принятия (стратегическое планирование и ориентирование) и реализации (организация выполнения, анализ и диагностика результатов, политики как основные линии поведения менеджеров);

12) доказано, что политики внутренне взаимосвязаны между собой, они снижают агрессивность поведения элементов внешней среды и сопротивление переменам персонала предприятия, чтобы направить их в направлении достижения стратегических целей;

13) показана взаимосвязь между механизмом стратегического ориентирования и политиками как инструментом реализации стратегии и «правилами принятия решений» определенного уровня.

Вместе с тем, в диссертации были намечены направления дальнейших исследований проблем принятия и реализации управленческих решений в стратегическом менеджменте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06 октября 2006 года //Собрание законодательства Российской Федерации. 2006 г. № 53. Ст. 5407.
  4. Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2 006 544 с.
  5. Айвазян 3., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4. С.88−97.
  6. Р. Акофф о менеджменте. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. 448с.
  7. Р. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. М.: Сирин, 2005.-256 с.
  8. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.
  9. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
  10. И. Стратегическое управление/Науч. ред. и предисл. Л.И. Евен-ко. М.: Наука, 1989, — 519 с.
  11. Антикризисное управление / Под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. М.: «ПРИОР», 1998.-439 с.
  12. Антикризисное управление: Учебное пособие: В 2 т. Т.2.: Экономические основы / Отв. ред. Г. К. Таль. М.: ИНФРА-М, 2004.- 1027 с.
  13. М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  14. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. М. ИНФРА-М, 2005. 328 с.
  15. А. Особенности и пути утверждения нового экономического мышления // Экономист. 1999. № 12. С. 70−75.
  16. В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. М.: «Ось-89», 1995. 269 с.
  17. JI.A. Финансовое управление предприятием. Часть 1: Предприятие как объект финансового управления. Челябинск, 1998 331 с.
  18. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. 3-е изд. перераб. М.: Финансы и кредит, 1994. 437 с.
  19. И. Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. 409 с.
  20. B.C. Финансово-инвестиционный комплекс. М.: Финансы и статистика, 1998.-309 с.
  21. А., Дашков А., Никулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. 1999. № 3. С. 26−34.
  22. З.С., Куренков Е. Ф., Неймарк Ю. И., Образцова Н. Д. Некоторые алгоритмы медицинской диагностики и прогнозирования // Алгоритмы обучения распознаванию образов. Под ред. В. Н. Вапника. М.: Советское радио, 1973. С. 150−180.
  23. В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерз-лякова. М.: ИНФРА-М, 1998, — 407 с.
  24. JI.A. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. 624 с.
  25. Бестужев Лада И. В. Методика долгосрочного упреждающего анализа данных в технологическом прогнозировании // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 37−41.
  26. Бизнес-планирование: Учебник / Рос. эконом, акад. им. Г. В. Плеханова. М.: Финансы и статистика, 2003- 439 с.
  27. Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. 408 с.
  28. И.А. Определение диагностической ценности признаков // Кибернетика. 1968. № 3. С. 80−85.
  29. И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. К.: «Ника-Центр», 1999.-512 с.
  30. И.А. Управление прибылью. К.: «Ника-Центр», 1998. 506 с.
  31. И.А. Финансовый менеджмент. К.: «Ника-Центр», 2003. 512 с.
  32. А.Ф. Практикум по курсу «Организация и планирование элек-тротехничекого производства» М., 1989. 200 с.
  33. А.Ф. Влияние факторов и рисков на эффективность инвестиций. Челябинск, 2003. 240 с.
  34. JI.C. Основы функционального и антикризисного менеджмента. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.- 296 с.
  35. В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997- 398 с.
  36. В.В. Коммерческое бюджетирование. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2006. 356 с.
  37. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. 816 с.
  38. С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 446 с.
  39. М.М. Проблема узнавания. М.: Наука, 1967. 338 с.
  40. Н.П., Васюхин О. В., Голубев А. А., Подлесных В. И. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 1999. 402 с.
  41. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 175 с.
  42. Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Пер. с англ. Изд. 5-е. М.: Экономика, 1998. 823 с.
  43. М.Н. Законодательная база экономического развития. СПб.: Европейский дом, 2005. 592 с.
  44. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.-392 с.
  45. В.Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. М.: «ПРИОР», 1999. 118 с.
  46. С. Экономические проблемы становления российского федерализма// Федерализм. 1999. № 1. С. 99−116.
  47. .И. и др. Оперативный контроль экономической деятельности предприятия. М., 1991.
  48. В.Н., Червоненкис, А .Я. Теория распознавания образов (статистические проблемы обучения). М.: Наука, 1974. 244 с.
  49. Ю., Кноррен Н. Обеспечение рациональности путем планирования, ориентированного на увеличение стоимости предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3. С. 75−79.
  50. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М., 2006.
  51. О.С. Стратегическое управление. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2005 362 с.
  52. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  53. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: Изд-во РАГС, 2004. 224 с.
  54. И. Программа выпуска, оборотный капитал и цена компании // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3. С. 105−107.
  55. JI.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М.: Дело, 1999. 650 с.
  56. В.В. Ситуационный анализ (деловые игры для менеджмента): Учебное пособие. СПб.: Специалист, 1999. 312 с.
  57. А.А., Макаров A.M., Савенков Б. В. Жизнеспособность муниципальных образований и пути ее повышения // Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: правовые основы и практика реализации. Челябинск, 2006.
  58. О.Г. Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции: Подходы к многоуровневому моделированию. М.: Наука, 1999. -266 с.
  59. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3-х тт. 2-е изд. доп. Т. 2, М.: МНИИПУ, 1997. 682 с.
  60. В.А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятий. М.: ЮНИТИ, 2006.
  61. В.А., Богомолов О. А. Экономическая стратегия предприятия. М.: ЮНИТИ, 2004.
  62. А.Г. Стратегическое ориентирование: мифы и реальность // Чиновника 2005. № 3. С. 72−96.
  63. В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. М.: Дело, 1999.
  64. С. Цикличность форма кризисности // Экономист. 1999. № 1. С. 63−75.
  65. Л. Операционный менеджмент: теория и практика / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 320 с.
  66. Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2003. 832 с.
  67. X. Еще раз о теории фирмы. Природа фирмы. М.: Дело, 2004. -360 с.
  68. Р. Стратегические перемены в реальном времени. Пер. с англ. М.: Баланс Бизнес. Букс, 2004.
  69. П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. Пер. с англ. М.: «Вильяме», 2004. -342 с.
  70. Э. Деловые финансы / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1998.-416 с.
  71. Т. Бюджетирование малого бизнеса: Азбука предпринимательства. СПб.: Полигон. 1999. 449 с.
  72. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Питер, 1999. 560 с.
  73. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 272 с.
  74. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.
  75. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.- 174 с.
  76. А. Стратегии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3. С. 109−113.
  77. Н.Г. Методы распознавания и их применение. М.: Советское радио, 1972.-268 с.
  78. В., Федорова Н. Методика оценки эффективности организационных структур управления // Консультант директора. 1999. № 2. С.4−15.
  79. Зуб А.Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. М.: Генезис, 2004. -752 с.
  80. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд. 2-е. М.: Филинъ, 1998. 272 с.
  81. Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 432 с.
  82. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 239с.
  83. Э., К. Саммерс Лаче Стратегический синергизм: Пер с англ. -СПб.: Питер, 2004.-416 с.
  84. Классики менеджмента. Энциклопедия: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 629 с.
  85. Г. Наноэкономика // Вопросы экономики. 2004. № 12. С.70−93.
  86. Г. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. 2006. Т.1. № 1. С. 31−56.
  87. Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. -240 с.
  88. М.И. Конкурентные стратегии. СПб., 2003. 284 с.
  89. Н.В., Князевский B.C. Принятие рискованных решений в экономике и бизнесе. М.: Контур, 1998. 160 с.
  90. А.П. Диагностика банкротства. М.: АО «Финстатинформ», 1995.-96 с.
  91. М. и др. Стратегические разрывы: Пер. с англ. М.: Альпина-Бизнес, 2004. 424 с.
  92. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы / Пер. с франц. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997. 576 с.
  93. Е., Комаров А. Кризисные и антикризисные менеджеры // Управление персоналом. 1999. № 2. С. 7−10.
  94. С.В., Кордон С. И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 44−50.
  95. Э.М. Исследование систем управления. М.: «ДеКА», 2003.
  96. Э.М. Концепция менеджмента. М.: «ДеКА», 1997.
  97. Э.М., Смирнов Э. А. Моделирование и анализ процессов управления с помощью ЭВМ. М.: Изд-во МИУ, 1989 89 с.
  98. В.А. Исследование систем управления. Екатеринбург, 1999.
  99. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. 734 с.
  100. Р. Природа фирмы: влияние / Пер. с англ. М.: Дело, 2004. 360 с.
  101. А. Методы и модели исследования операций. Пер с фр. М.: Мир, 1966.- 132 с.
  102. Лайм Фаэй, Роберт Ренделл. Курс МБА по стратегическому менеджменту: Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2005. 452 с.
  103. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. 762 с.
  104. .Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело. 392 с.
  105. О.Н. Финансовое планирование на предприятии. М.: ТК Вел-би, Изд-во Проспект, 2006 264 с.
  106. Н., Трунов С. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы. 1997. № 11.
  107. А. Принципы экономической науки: В 3-х тт. Т.2, .М., 1993. -310 с.
  108. Маслоу о менеджменте / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
  109. С.А. В условиях натурального обмена // «Эко». 1999. № 2. С.86−88.
  110. Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. С.73−93.
  111. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. 607 с.
  112. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.- 150 с.
  113. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент / Пер. с англ.: В 2 т. / Под ред. И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева. СПБ.: Экономическая школа, 1999. Т. 1. 468 е.- Т.2. 422 с.
  114. Мильнер Б. З Управление реструктуризацией экономики (обзор материалов международной конференции, Москва, октябрь 1998 г.) // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1. С. 115−116.
  115. .З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.
  116. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2003.-336 с.
  117. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2004- 688 с.
  118. Н.К. Функционально-стоимостный анализ. Теория и практика. М.: Наука, 1984.
  119. Моисеева Н. К, Карпунин М. Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. М.: Наука, 1988.
  120. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.
  121. Н., Чистякова Т., Фокина Т. Опыт отбора и обучения профессиональных антикризисных управляющих // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1. С. 113.
  122. Новые правила приема на работу: Учебно-практическое пособие /М.Ю. Тихомиров. М.: ИНФРА-М, 2006.
  123. P.M. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-537 с.
  124. О' Шоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: Наука, 1979.-334 с.
  125. В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. / Общ. ред. Л. И. Целидина и К. Херманн-Пилата, вступ. сл. О. Р. Лациса. М.: Прогресс, 1995. 496 с.
  126. Н. и др. Баланс между стратегией и контролем. СПб.: Питер, 2005.
  127. Н., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2006. 304 с.
  128. Т., Уотермен Р. В поисках совершенства. М.: Вильяме, 2005.
  129. М. Конкурентное преимущество: Пер. с англ. М.: Альпина-Бизнес, 2005.
  130. М. Конкурентные стратегии: Пер. с англ. М.: Альпина-Бизнес, 2005.
  131. Портер, Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Изд. Дом «Вильяме», 2003.-495 с.
  132. Т.Б. Информационно-диагностические системы в медицине. М.: Наука, 1972.-339 с.
  133. А.И. Виды оргпатологий //Маркетинг. 1998. № 1. С. 99−106.
  134. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации: Учебник / Вяткин В. Н., Хэмитон Д. Д., Казак А. Ю. М.- Екатеринбург: ЗАО «Издательский дом «Ява», 1998. — 256 с.
  135. Промышленность России: Антикризисные стратегии предприятий / под ред. Сергеева Д.Н.СПб.: Корвус, 1996. 501 с.
  136. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: Наука, 1999.
  137. . Стратегический учет для руководителя / Б. Райан / пер. с англ. под ред. В. А. Микрюкова. М.: Аудит. ЮНИТИ, 1998. 686 с.
  138. .А. Управление экономикой. М. Экономика, 1999 768 с.
  139. Райс-Джонстон У. Тактический менеджмент / У. Райс-Джонстон / пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. — 672 с.
  140. .М. Оптимизация управленческих решений. М.: ТЕИС, 2004. 264 с.
  141. В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988.-221 с.
  142. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.-326 с.
  143. Риполь-Сарагоси Ф. Б. Финансовый и управленческий анализ. М.: Приор, 1999.-664 с.
  144. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2004 447 с.
  145. Г. А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1999. С. 54−72.
  146. Г. Науки об искусственном. М.: Наука, 1972. 117 с.
  147. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1998.-336 с.
  148. С.Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2003. -256 с.
  149. А.А. Проблемы управления в XXI веке (по материалам Римского клуба) / А. А. Сейтов //Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 4463.
  150. П. Пятая дисциплина. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. 408 с.
  151. И.В., Шипицын А. В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. М.: Дело, 2005- 199 с.
  152. Г., Растимешин В., Куприянова Т. Так достигается устойчивость//Экономист. 1999. № 10. С. 29.
  153. В.Н. Лекции по экономической кибернетике. Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1997.-282 с.
  154. Современная фирма: зарубежный и отечественный опыт / Под ред. проф. А. А. Демина. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1999. 344 с.
  155. Р. Экономическая теория ресурсов // Вехи экономической мысли / Под ред. В. М. Гальперина. Т. З. Рынки факторов производства. СПб: Экономическая школа, 2003. — 489 с.
  156. В.А. Делопроизводство. СПб.: Питер, 2006 298 с.
  157. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые направления. М.: Наука, 1990. -332 с.
  158. Е.А., Стоянова Е. С. Аудит. Экспертная диагностика. Финансовая стратегия. М.: Перспектива, 1992. 199 с.
  159. Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: Перспектива, 1995. 94 с.
  160. П.А. Информация в век электроники: (Проблемы управления). М.: Экономика, 1987.
  161. Стратегическое планирование / Под. Ред. Э. А. Уткина. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1998, 440 с.
  162. Т. Интеллектуальный капитал новый источник богатства организации // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 330 с.
  163. К.Е., Беликов В. К., Фролова А. И. Логика и семиотика диагноза (методологические проблемы). М.: Медицина, 1989 271 с.
  164. . Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 271 с.
  165. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1996. 704 с.
  166. В.А. Экономическая культура / В. А. Томилов. СПб.: Питер, 2005.-665 с.
  167. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 576 с.
  168. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. В 2-х частях. М.: Вильяме, 2005. 649 с.
  169. Е. Антикризисное управление / Е. Торкановский // Экономист. 1999. № 12. С. 58−60.
  170. Н.Н. Управление финансами. М.: Перспектива, 2006. 309 с.
  171. Увольнение с работы: Учебно-практическое пособие / М. Ю. Тихомиров. М.: ИНФРА-М, 2006. 129 с.
  172. О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка // Вехи экономической мысли/ Под ред. В. М. Гальперина. Т.2: Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1999. С. 33−53.
  173. К. Ключевые показатели менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2003.-360 с.
  174. Э.А. Антикризисное управление. М.: Экмос. 1997. 320 с.
  175. Учредительные документы юридических лиц: практическое пособие / М. Ю. Тихомиров. М.: ИНФРА-М, 2006. — 398 с.
  176. О. Экономика организаций // Вопросы экономики. 2003. № 5. С.5−27.
  177. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2005 892 с.
  178. Р.А. Концепция научного менеджмента / Р. А. Фатхутдинов //Управление персоналом. 1998. № 7. С. 24−40.
  179. Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту / Р. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997 — 112 с.
  180. Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999 208 с.
  181. Финансовый кризис: причины и преодоление: сб. статей. М.: Финста-тинформ, 1999.-331 с.
  182. Х.Й. Инструменты контроллинга от, А до Я. М.: Финансы и статистика, 1998. 882 с.
  183. Фу К. Последовательные методы в распознавании образов и обучение машин. М.: Наука, 1971. 637 с.
  184. JI.А. Экономика предприятия. Экономические ресурсы предприятия. М.: Экзамен, 2006. 289 с.
  185. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. 774 с.
  186. Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. под ред. Л. А. Трофимовой. СПб.: Питер, 2004.-384 с.
  187. Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 40−53.
  188. Р.Н. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993. 128 с.
  189. В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. М., 1986.-207 с.
  190. В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности: Монография. М.: Рефлбук, 1999. 115 с.
  191. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004.-352 с.
  192. А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИН-ФРА-М, 1999.-412 с.
  193. Г. Математические модели в экономических исследованиях на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3. С.72−77.
  194. И.П. Моделирование механизма принятия решений. М.: Наука, 1976.-143 с.
  195. И. История экономического анализа // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1,2. М.: Наука, 1989, 1990.
  196. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -455 с.
  197. Л.А. Программный подход к задачам выживания //Эко. 1999. № 1.С. 80−93.
  198. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика" — Институт экономики РАН- гл. ред. академик Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.- 1055 с.
  199. B.C. Управленческие решения. М.: Издательский дом «Дашков и К0», 1999.-269 с.
  200. Ю. Стратегия стабилизации и развития производства // Экономист. 1999. № 10. С.17−18.
  201. А.И. Эффективность муниципального управления: теоретико-методические аспекты // Муниципальный мир. 2004. № 1.
  202. Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1972.-455 с.
Заполнить форму текущей работой