Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания
III. Педагогическими условиями совершенствования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физическоговоспитания являются: 1) выбор средств организации учебно-познавательной деятельности в процессе физического воспитанияс учетомих значимости для умственного развития детей: 2) применение наряду с методами обеспечения наглядности словесных методов при обучении… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1. 1. Программно-нормативные предпосылки решения проблемы совершенствования интеллектуального развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
- 1. 2. Особенности развития интеллекта и двигательной функции детей старшего дошкольного возраста
- 1. 2. 1. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
- 1. 2. 2. Развитие двигательной функции детей старшего дошкольного возраста
- 1. 3. Характеристика умственного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
- 1. 3. 1. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
- 1. 3. 2. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
- 1. 4. 0. собенности влияния занятий физическими упражнениями на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
- 3. 1. Целевое, содержательное обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания
- 3. 2. Технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания
- 3. 2. 1. Теоретические предпосылки технологического обеспечения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
- 3. 2. 2. Педагогические условия технологического обеспечения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в прогрессе физического воспитания
- 4. 1. Динамика показателей интеллектуального развития и двигательных способностей детей в возрасте от 5 до 11 лет
- 4. 2. Динамика взаимосвязей показателей интеллектуального развития и двигательных способностей детей от 5 до 11 лет
- 4. 3. Результаты формирующего педагогического эксперимента
Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В работах отечественных (А. А. Петровский, 1976; В. Л. Карманова, 1980; Н. Н. Подьяков, 1980, 1988; Д. В. Хухлаева, 1985; Т. И. Осокина, 1989; Л. И. Божович, 1995; С. И. Козлова, 2001; Э. Я. Степаненкова, 2006; Д. И. Фельдштейн, 2009 и др.) и зарубежных (Ж. Пиаже, 2004) ученых дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формирования/ его познавательной активности.
Bv принятых в последние годыпрограммно-нормативных^ документах («Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 1995 года- «Концепция содержания непрерывного и начальногообразования (дошкольное и начальное звено)" — «Концепция развития воспитанияи обучения детей 5−7 лет в стационарном ДОУ (обеспечение равных возможностей)" — «Концепция организации содержания* и методического обеспечения подготовки детей к школе») на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования и, прежде всего, содействие процессу умственного и физического развития детей старшего дошкольного возраста.
В «Программе воспитаниями обучения в. детском саду», принятой в 2005 году, физическое воспитание органическивключено в процесс психомоторного, умственного иэмоционального развития детей. Интеллектуальное развитие входит в круг задач дошкольного физического воспитания в Японии (А. Р. Нурутдинова, 2007), Кореи (Т. Фуряева, 2006). Работа по физическому воспитанию дошкольников в странах Запада, также предполагает не только решение своих специфических задач, но и задач умственного развития (В. Большаков, 1991; О. Jonson, 1971; К. Sibylle, 1986; С. A. Takacs, 1991 и др.).
Наряду с этим анализ традиционной педагогической практики показывает, что, осуществляя физическое воспитание детей, воспитатели и инструкторы физической культуры дошкольных образовательных учреждений занимаются преимущественно решением задач сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств, обучения двигательным умениям и навыкам, оставляя вне поля зрения задачи интеллектуального развития. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по организации воспитательной работы в этом направлении.
На сегодняшний день проблема интеллектуального развития дошкольников средствами физической культуры является недостаточно разработанной в педагогической науке. Можно выделить лишь небольшое количество работ (Ю. К. Чернышенко, 1998; С. Л. Новоселова, 1999; Е. А. Короткова, 2005; И. В. Стародубцова, 2005; В. А. Якименко, 2007 и др.), авторы которых обращают внимание на то, что занятия физическими упражнениями при правильной их организации могут оказать существенное положительное воздействие на умственное развитие ребенка.
Таким образом, анализ научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствует о существовании противоречия между необходимостью более полного использования воспитательного потенциала физических упражнений в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью вопросов совершенствования интеллектуального развития в процессе физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, с другой.
С учетом содержания этого противоречия нами была сформулирована проблема исследования: при каком целевом, содержательном и технологическом обеспечении физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет содействовать их интеллектуальному развитию?
Цель исследования — разработать целевое, содержательное и технологическое обеспечение совершенствования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования — процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования — целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: достижение цели исследования возможно, если определить круг задач интеллектуального развития, которые можно решить в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, разработать с их учетом содержание физического воспитания и выявить средства, методы, формы организации учебно-познавательной деятельности, технологически обеспечивающие усвоение данного содержания и повышение эффективности интеллектуального развития детей.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть на основе анализа и обобщения научно-методической литературы закономерности и механизмы влияния занятий физическими упражнениями на интеллектуальное развитие детей и выделить с их учетом те задачи интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть решены в процессе физического воспитания.
2. Разработать содержание физического воспитания, усвоение которого обеспечивает повышение эффективности решения выделенных нами задач интеллектуального развития.
3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания, технологически обеспечивающие усвоение этого содержания.
4. Выявить «отсроченный» педагогический эффект практической реализации разработанного нами целевого, содержательного и технологического обеспечения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: концептуальные положения деятельностного подхода к обучению, психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) — педагогической теории развивающего обучения (В. В. Давыдов) — фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих закономерности и механизмы психического развития детей дошкольного возраста (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже и др.), взаимосвязи умственного и физического развития (Б. Г. Ананьев) — концептуальные положения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (Л. А. Глазырина, Л. В. Карманова, А. И. Кравчук, Т. И. Осокина, Э. Я. Степаненкова, Д. В. Хухлаева, Ю. К. Чернышенко и др.) — идеи взаимосвязи физического и умственного воспитания (Е. А. Короткова, С. Л. Новоселова И. В. Стародубцова и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования — дошкольные образовательные учреждения № 6 «Аленушка» и № 10 «Рябинушка» г. Менделеевск Республики Татарстан.
Организация исследования. В исследовании с учетом решаемых задач выделены пять последовательных этапов.
На' первом этапе (2001;2002 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обосновывалась актуальность ее решения, определялись цель, объект, предмет и методы исследованияформулировались основные положения рабочей гипотезы, осуществлялся подбор методов исследования и его опытно-экспериментальной базы.
На втором этапе (2002;2003 гг.) было разработано и теоретически обосновано целевое, содержательное и технологическое обеспечение совершенствования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
На третьем этапе (2003;2005 гг.) проводился двухлетний формирующий педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности разработанного нами целевого, содержательного и* технологического обеспечения совершенствования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
На четвертом этапе (2006;2009гг.) проводились педагогические наблюдения за динамикой показателей интеллектуального развития и двигательных способностей испытуемых контрольной и экспериментальной группы в период обучения в 1−4-х классах общеобразовательной школы.
На пятом этапе (2009;2011 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов исследования, осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, результаты исследований оформлялись в виде научных статей, учебного пособия, диссертации и автореферата.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
• определены задачи интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, решение которых возможно в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения;
• в содержание физического воспитания внесены новые элементы, усвоение которых обеспечивает решение этих задач и содействует интеллектуальному развитию детей;
• выявлены и научно обоснованы педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности детей в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, технологически обеспечивающие усвоение этого содержания и повышение эффективности интеллектуального развития;
• установлен положительный «отсроченный» педагогический эффект практической реализации разработанного нами целевого, содержательного и технологического обеспечения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Теоретическая значимость результатов исследования. Результаты исследования8 вносят определенный вклад в теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста. В диссертации содержатся новые знания, уточняющие круг задач интеллектуального развития, которые могут и должны решаться в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, приводится обновленное содержание физического воспитания, включающее учебные элементы, усвоение которых содействует интеллектуальному развитию детей, раскрываются средства, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности детей, технологически обеспечивающие усвоение этого содержания.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что их внедрение в воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях позволяет существенно повысить уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для решения задач умственного и физического воспитания, в педагогических вузах — для обновления содержания^ дисциплин предметной подготовки, в системе повышения квалификации — для совершенствования профессиональной подготовки инструкторов физической культуры и воспитателей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении должны решаться следующие задачи интеллектуального развития:
1) развитие познавательных интересов;
2) развитие сомато-гностических функций;
3) развитие способности к произвольному вниманию;
4) развитие непосредственной и опосредованной памяти;
5) развитие способности к словесно-логическому мышлению на* уровне конкретных понятий посредством формирования умственных действий с внутренними свойствами вещей и их отношениями (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
6) формирование умственных действий планирования и рефлексии;
7) развитие диалогической и связной, лексически грамотной монологической речи;
8) формирование элементарных математических представлений.
2. Решение этих задач должно осуществляться через усвоение двух взаимосвязанных разделов содержания физического воспитания: «Знания» И'"Умения". Раздел «Знания» включает знания:
1) способов рационального выполнения основных движений, строевых и спортивных упражнений;
2) правил подвижных и спортивных игр;
3) взаимосвязи природы, человека и общества с физической культурой. Раздел «Умения» включает:
1) двигательные умения: умения выполнять основные движения, строевые упражнения и элементы спортивных упражнений;
2) игровые умения: умения выполнять двигательные действия, входящие в содержание подвижных и спортивных игр с соблюдением необходимых правил;
3) умственные умения: выполнять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение явлений и их внутренних свойств и отношенийг.
4) умения количественного и порядкового счета в пределах 10;
5) умения принимать задачу, самостоятельно планировать и организовывать свои действия по ее решению, осуществлять самоконтроль и самооценку качества их выполнения;
6) умения диалогической и связной, лексически грамотной монологической речи.
3. Решение задач интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения должно осуществляться через реализацию следующих педагогических условий:
1) выбор средств организации учебно-познавательной деятельности в процессе физического воспитания с учетом их значимости для интеллектуального развития детей:
2) применение наряду с методами обеспечения наглядности словесных методов при обучении способам выполнения физических упражнений;
3) применение методов проблемного обучения в оптимальном сочетании с репродуктивными методами организации учебной деятельности;
4) применение игрового метода организации учебно-познавалгельнои деятельности;
5) оптимальное соотношение систематического обучения на специально организуемых учебных занятиях и организации самостоятельной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности детей через создание благоприятной развивающей предметной среды и группового пространства;
6) оптимальное сочетание воспитателями и инструкторами физ: Яческ:ои культуры позиций «учителя», «равного» партнера и «создателе» при взаимодействии с детьми.
Реализация разработанного нами целевого, содержательного и технологического обеспечения интеллектуального развития детей сзгаршего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения приводит к существенному повышению темпов прироста показателей интеллектуального развития.
4. В период обучения в начальной школе (7−11 лет) дети из экспериментальной группы сохраняют достигнутое в ходе опытно-экспериментальной работы преимущество в показателях интеллектуального развития, что свидетельствует о положительном «отсроченном» эффекте практической реализации разработанного нами целевого, содержательного и технологического обеспечения интеллектуального1 развития в процессе физического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
Степень достоверности результатов исследования обеспечивается применением методов исследования, адекватных его цели и предмету, результатами опытно-экспериментальной работы с участием достаточных выборок испытуемых, корректнымприменением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных, личным участием автора в организации и проведении опытно-экспериментальной работы. Степень их обоснованности обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, опорой на фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих закономерности и механизмы взаимосвязи интеллектуального и физического развития детей дошкольного возраста, на концептуальные положения теории и методики дошкольного образования, теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов* исследования. Основные положения работы освещались в публикациях и представлялись в различных сообщениях автора. По теме исследования опубликованы 18 работ, в том числе 3 научные статьи в центральных журналах, включенных в перечень изданий, рекомендованных ВАК, учебное пособие и 2 учебно-методических пособия.
Материалы исследования докладывались на международных научно-практических конференциях «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (Уссурийск, 2009), «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» (Чебоксары, 2009, 2010), всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи» (Москва-Новочебоксарск, 2009), «Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры учащейся. молодежи» (Чебоксары, 2010). «Пути совершенствования физической подготовленности студенческой молодежи в современных условиях» (Чебоксары, 2009), «Современные технологии спортивной медицины, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания» (Набережные Челны, 2010) и Республиканской научно-практической конференции «Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры» (Чебоксары, 2009).
Результаты исследования внедрены в воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений № 6 «Аленушка» г. Менделеевск Республики Татарстан и № 177 «Мерчен» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Структура и* объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и списка литературы.
Список литературы
включает 163 источника, в том числе 8 работ зарубежных авторов. Содержание работы изложено на 149 страницах, включает 11 таблиц и 2 рисунка.
132 ВЫВОДЫ.
I. в настоящее время концептуальное положение о необходимости реализации единства интеллектуального и физического развития принято в качестве методологического ориентира в организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в России и за рубежом. Взаимосвязь интеллектуального и физического развития проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что занятия физическими упражнениями оказывают влияние на развитие отдельных сторон интеллектавооружение знаниями и и формирование умственных действий, на* развитие центральной нервной системы. Опосредованная связь состоит в том, что занятия физическими упражнениями содействуют повышению умственной работоспособности и качества протекания познавательных психических процессов.
II. К задачам интеллектуального развития, которые могут идолжны решаться в > процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, относятся: 1развитие познавательных интересов- 2) развитие сомато-гностических функций- 3) развитие способности к произвольномувниманию- 4) развитие непосредственной и опосредованной памяти- 5) развитие способности к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятии посредством формирования умственных действий с внутренними свойствами вещей и их отношениями (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения) — 6) формирование умственных действий планирования и рефлексии- 7) развитие диалогической и связной, лексически грамотной монологической речи- 8) формирование элементарных математических I представлений.
2. Решение этих задач осуществляется через усвоение двух взаимосвязанных разделов содержания физического воспитания: «Знания» и «Умения». Раздел «Знания» включает знания: 1) способов рационального выполнения основных движений, строевых и спортивных упражнений- 2) правил подвижных и спортивных игр- 3) о взаимосвязи природы, человека и общества с физической культурой. Раздел «Умения» включает: 1) двигательные умения: умения выполнять основные движения, строевые упражнения и элементы спортивных упражнений- 2) игровые умения: умения выполнять двигательные действия, входящие в содержание подвижных и спортивных игр с соблюдением необходимых правил- 3) умственные умения, выполнять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение явлений и их внутренних свойств1 и> отношений- 4) умения количественного И' порядкового счета в пределах 10- 5) умения принимать задачу, самостоятельно планировать и организовывать свои действия по ее решению, осуществлять самоконтроль и самооценку качества их выполнения- 6) умения диалогической и связной, лексически грамотной монологической речи.
III. Педагогическими условиями совершенствования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физическоговоспитания являются: 1) выбор средств организации учебно-познавательной деятельности в процессе физического воспитанияс учетомих значимости для умственного развития детей: 2) применение наряду с методами обеспечения наглядности словесных методов при обучении способам выполнения физических упражнений- 3) применение методов проблемного обучения в оптимальном сочетании с репродуктивными методами организации учебной деятельности- 4) применение игрового метода организации учебно-познавательной деятельности- 5) оптимальное соотношение систематического обучения на специально организуемых учебных занятиях и организации самостоятельной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности детей через создание благоприятной развивающей предметной среды и группового пространства- 6) оптимальное сочетание воспитателями и инструкторами физической культуры позиций «учителя», «равного» партнера и «создателя» при взаимодействии с детьми.
В своей совокупности эти педагогические условия обеспечивают практическую реализацию дидактических принципов активности личности в обучении и ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию и создают необходимые организационно-методические предпосылки для успешного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
IV. В ходе двухлетнего педагогического эксперимента с участием большой выборки испытуемых (60 человек) установлено, что реализация разработанного нами целевого, содержательного и технологического обеспечения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания приводит к существенному повышению темпов прироста показателей интеллектуального развития. В период обучения в начальной школе (7−11 лет) наблюдается выравнивание темпов их прироста, но испытуемые экспериментальной группы продолжают сохранять преимущество в уровне интеллектуального развития, что свидетельствует о существовании положительного «отсроченного» педагогического эффекта.
Список литературы
- Абросимова, JI. И. Физическое воспитание детей / JI. И. Абросимова, Г. П. Юрко. М.: Физкультура и спорт, 2003. — 278 с.
- Адашкявичене, Э. Й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников (на примере обучения действиям с мячом): дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Э. Й. Адашкавичене. М.: 1982. — 139 с.
- Адашкявичене, Э. Й. Баскетбол для дошкольников : из опыта работы /
- Э. И. Адашкявичене. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Айвазян, С. А. Теория вероятностей и прикладная статистика : учебник для вузов / С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян. М.: Юнити-Дана, 2001. -656 с.
- Айзман, Р. И. Подготовка ребенка к школе / Р. И. Айзман. М.: 1991. — 182 с.
- Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. — М.: 1981.-163 с.
- Амоношвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция-оценки учения школьников / Ш. А. Амоношвили. М.: Педагогика, 1984. — С. 44−53.
- Ананьев, Б. Г. Об одной онтопсихологической задаче / Б. Г. Ананьев // Проблемы психологии спорта: сборник посвященный А. Ц. Пуни. JL: 1970.-С. 127.
- Андриянова, Е. Ю. Коррекция физического состояния детей дошкольного возраста средствами физической культуры : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. Ю. Андриянова. М.: 2001. — 160 с .
- Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин- под ред. В. А. Запорожца. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
- Артамонова, О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. № 4. — С. 37−45.
- Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека : к проблеме развития физкультурного знания / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 37.
- Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека : монография / В. К. Бальсевич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.
- Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. М.: Просвещение, 1982. — С. 17−19.
- Блонский, П. П. Введение в дошкольное воспитание / П. П. Блонский. — М.: Просвещение, 1915.-139 с.
- Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. 191 с.
- Божович, JI. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению : вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1995. 286 с.
- Большаков, В. Обучение юного француза начинается с детского сада / В. Большаков // Дошкольное воспитание. 1991. — № 1. — С. 83−84.
- Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
- Буева, JI. П. Современная микросреда и пути ее оптимизации / JI. П. Буева // Проблемы воспитания подростков в современном социуме. -М.: МТОУ, 1993.-С. 11−17.
- Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики : т. 1 / В. П. Вахтеров. — М.: 1913.-203 с.
- Венгер, JI. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : книга для воспитателя детсада / JI. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. — М.: Просвещение, 1988. 173 с.
- Венгер, JI. А. Психологическое обследование младших школьников / Л. А. Венгер, Г. А. Цукерман. М.: Владос-Пресс, 2005. — 159 с.
- Вентцель, К. Н. Свободное воспитание : сборник избранных трудов / К. Н. Вентцель. М.: АПО, 1993. — 356 с.
- Вильчковский, Э. С. Развитие двигательных функций у детей / Э. С. Вильчковский. Киев: Здоровь’я, 1983. — 208 с.
- Волков, Б. С. Детская психология : психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н: В. Волкова. 3-е изд., испр. и доп. — Mi: Пед. общество России, 2000″. — 144 с.
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 600 с.
- Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1996. — 24 с.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. 224 с.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном^ формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: 1966. — С. 115.
- Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий : хрестоматия по общей психологии: психология мышления / П. Я. Гальперин. — М.: 1981.-390 с.
- Гарбузов, В. И. От младенчества до отрочества : размышления врача о развитии и воспитание ребенка / В. И. Габузов. Л. Интерполиграфцентр ЛОСФК, 1991. — 188 с.
- Гербарт, И. Ф. Избранные педагогические сочинения : т. 1 / И. Ф. Гербарт. М.: Учпедгиз, 1940. — 292 с.
- Гильбух, Ю. 3. Измерение интеллекта детей: пособие для психологопрактика / Ю. 3. Гильбух. Киев: 1992. — 132 с.
- Глазырина, Л. А. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного направления программы физического воспитания дошкольников : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Л. А. Глазырина. Минск: 1982. — 41 с.
- Глазырина, Л. А. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования / Л. А. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
- Глазычев, О. С. Сравнительный анализ адаптации детей 6 и 7 лет к обучению, в школе / О. С. Глазычев, И. И. Карташев // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1987. — № 2. -С. 65−69.
- Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. М.: Академия, 2000. — 288 с.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина: —-М.: Просвещение, 1996. 160 с.
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические. проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 327 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего образования / В: В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей / М. Доналдсон. — М.: Просвещение, 1985.- 191 с.
- Доронова, Т. Н. Из детства к отрочество : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева. М.: Просвещение, 2002. — 143 с.
- Доронова, Т. Н. Из ДОУ — в школу : пособие для дошкольных образовательных учреждений (примерное тематическое планирование знаний) / Т. Н. Доронова. М.: Линка-Пресс, 2007. — 232 с.
- Дружинин, А. Ваш ребенок от 0 до 7 лет : как развить интеллект вашего малыша / А. Дружинин, О. Дружинина. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.- 191 с.
- Дружинин, В. Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие / В. Н. Дружинин. М.: Иматон-М, 2001. — 224 с.
- Дружинский, А. Н. История зарубежной педагогики : учебное пособие / А. Н. Дружинский. М.: Инфра-М, 1998. — 546 с.
- Ермакова, 3. И. Физическая подготовка детей пяти-шестйлетнего возраста / 3. И. Ермакова. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: 1999. -255 с.
- Зак, А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет / А. 3. Зак. М.: Просвещение, 1996. — 285 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». Омск: Сибирское университетское издательство, 2007. — 64 с.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков- — М.: Просвещение, 1990. 102 с.
- Запорожец, А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запоро>кеЧ' Т. М. Маркова. М.: Просвещение, 1980. — 271 с.
- Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1975. — С. 91−101.
- Здоровьеформирующее физическое развитие: разви^^юш'ие двигательные программы для детей 5−6 лет / И. К. Щелкова,
- A. С. Болынев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. Филиппова. — М.: ВЛАДОС, 2001.-336 с.
- Зинченко, В. П. Принципы психологической педагогики I
- B. П. Зинченко // Педагогика. 2001. — № 6. — С. 9−17.
- Ибука, М. После трех уже поздно / М. Ибука. М.: Знание, 1992. — 96 с.
- Ирасек, М. Диагностика школьной зрелости / М. Ирасек // Диагностика психического развития. 1987. — № 3. — С. 56−60.
- Калмыкова, М. Н. История советской дошкольной педагогики : хрестоматия / М. Н. Калмыкова, В. И. Логинова. М.: Просвещение, 1988.-276 с.
- Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Просвещение, 2001. — 241 с.
- Карманова, Л. В. Диагностика физического развития дошкольников : метод, рекомендации / Л. В. Карманова, В. Н. Шебенко, Т. Ю. Логвина. Минск: БГИФК, 1992. — 33 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -М.: Академия, 2001. 416 с.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов в образовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 356 с.
- Концепция дошкольного воспитания НИИ // Дошкольное воспитание.1989.-№ 9.-С. 48−59. -
- Королева, М. Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4−6 лет): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / М. Н. Королева. Омск: 1985. — 15 с.
- Котляров, А. Д. Дифференцирование средств обучения технике плавания детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / А. Д. Котляров. Омск: 1999. — 19 с.
- Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л. Б. Кофман. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 232 с.
- Кравчук, А. И. Особенности управления детьми 6−7 лет пространственной точностью своих движений / А. И. Кравчук // Пути управления технической подготовкой спортсменов: — Омск: ОГИФК, 1980.-С. 15−17.
- Кравчук, А. И. Научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / А. И. Кравчук. Омск: 1999. — 68 с.
- Крупская, Н. К. Педагогические сочинения : в 10-ти т. / Н. К. Крупская.- М.: 1959. Т. 3. — 695 е.- Т. 6. — 665 с.
- Кулинко, Н. Ф. История физической культуры и спорта / Н. Ф. Кулинко.- Оренбург: 1997. 217 с.
- Кун, JI. Всеобщая4 история физкультуры и спорта / JI. Кун- пер. М. Свенгер. М: Радуга, 1987. — С. 18−20:
- Лейтес, Н. С.* Возрастная одаренность и индивидуальные различия- / Н. С. Лейтес. Воронеж: 1997. — С. 69−103.
- Леонтьев, A. Hi Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 308 с.
- Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения : т. 1 / П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1988. — 398 с.
- Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1991. — С. 170−172.
- Литвин, Л. Н. История дошкольной педагогики / Л. Н. Литвин. М.: Просвещение, 1989. — 343 с.
- Логвинова, Т. Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. Ю. Логвинова. Минск: 1991. — 24 с.
- Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова, П. Р. Саморукова. — 2-е изд., испр. идоп. — М.: Просвещение, 1988. -256 с.
- Лукина, Г. Г. Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности дошкольников / Г. Г. Лукина, А. А. Потапчук // Теория и методика физической культуры дошкольников / под РеД-С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. СПб.: ВВМ, 2004. — С. 53−63.
- Любомирский, Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л. Е. Любомирский. М.: Педагогика, 1979. — 96 с.
- Майорова, Л. Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. Т. Майорова. Омск: 1988. — 19 с.
- Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
- Маркова, Н. Г. Дифференцированный подход к дошкольникам на основе учета их типологических особенностей : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. Г. Маркова. Л.: 1976. — 23 с.
- Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Просвещение, 1960. -Т. 16.-С. 198- Т. 17.-555 с.
- Матюшина, Н. М. Продуктивные процессы в обучении и мышлении : психология мышления / Н. М. Матюшина. М.: Прогресс, 1965. — 385 с.
- Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 1999. 88 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М.: Просвещение, 1986. — 339 с.
- Методические рекомендации по медицинскому контролю за физическим воспитанием детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1983. — 28 с.
- Михайленко, Н. Я. Новые программы для детских садов / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. 1995. — № 8. — С. 4−8.
- Новикова, Г. П. Проблемы модернизации и перспективы развития дошкольного образования / Г. П. Новикова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 1. — С. 8−10.
- Новоселова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С. Л. Новоселова. — М.: Просвещение, 1978. 159 с.
- Новоселова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 4. -С. 79−89.
- Новоселова, С. Л. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 78 лет к обучению в школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / С. Л. Новоселова. Челябинск: 1999. — 19 с.
- Нурутдинова, А. Р. Семейное и дошкольное воспитание в Яп°нии I А. Р. Нурутдинова // Педагогика. 2007. — № 5. — С. 103−107.
- Осокина, Т. И. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке / Т. И. Осокина // Воспитание и обучение детей пятого года жизнй- — М-: Педагогика, 1986. С. 42−44.
- Педагогические идеи Роберта Оуэна: избранные отрывки из сочЛнении Р. Оуэна. -М.: Учпедгиз, 1940.-264 с.
- Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения : в* 2-х т. / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — 334 е.- Т. 2. — 4 X 6 с.
- Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1973. — 525 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2004. -192 с.
- Поддьяков, Н. Н. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Н. Н. Поддьяков. М.: Педагогика, 1980. — 216 с.
- Поддьяков, Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова. М.: Педагогика, 1985.-200 с.
- Поддьяков, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возр>аста / Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др. — М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Пономарев, Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н. И. Пономарев. М.: Физкультура и спорт, 1970.- 187 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208-с.
- Пустынникова, Л: Н. Коньки в детском саду*: из опыта работы- / Л. Н. Пустынникова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 80 с.
- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного" возраста в условиях детского сада / Т. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. М.: Просвещение, 2003. — 80 с.
- Расцикулина, Е. Н. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению / Е. Н. Расцикулина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. — № 4. — С. 116−120:
- Рекомендации' по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации / Современные образовательные программы для дошкольных учреждений // под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. — С. 325−329:
- Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии / С. А. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. 713 с.
- Ш. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 256 с.
- Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Савенков. М.: Академия, 2000. — 576 с.
- Сеченов, И. М: Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М.: Просвещение, 1947. — 564 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. — 344 с.
- Сорокова, М. Г. Современное дошкольное образование : США, Германия, Япония / М. Г. Сорокова. М.: Просвещение, 1998. — 128 с.
- Стародубцова, И. В. Умственное развитие старших дошкольников в процессе физического воспитания / И. В. Стародубцова, Е. А. Короткова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. -№ 3. — С. 18−22.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания- и< развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. М.: Академия, 2006. — 368 с.
- Стеркина, Р. Б. Качество дошкольного- образования и основные тенденции его изменения / Р. Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. -1996.-№ 6.-С. 43−52.
- Столбов, В. В. История физической культуры и спорта / В. В. Столбов. — М.: Физкультура и спорт, 1975. 476 с.
- Студеникин, М- Я. Книга о здоровье детей / М. Я. Студеникин. М.: * Медицина, 1986.-237 с.
- Сухомлинский В. А. Человек неповторим : избранные произведения / В. А. Сухомлинский. — Киев: Высш. шк., 1960. — Т. 5. — 385 с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1970. — 310 с.
- Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 376 с.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. — С. 322−325.
- Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5. — С. 76−81.
- Тумаланова, Ю. В. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в семье : монография / Ю. В. Тумаланова. Чебоксары: 2000. -168 с.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учебное пособие / Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1999. — 336 с.
- Усанова, О. Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов набора «Лилия» / О. Н. Усанова. — М.: Коррекция, 1994. 27 с.
- Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1981.-176 с.
- Усова, А. П. Подготовка детей к школе в детском саду / А. П. Усова. — * М.: Просвещение, 1984. 176 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. — 584 е.- Т. 2. — 440 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : т. 4 / К. Д. Ушинский. М.: 1989. — 515 с.
- Фельдштейн, Д. И. Современное детство: проблемы и пути их решения / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. — 2009.-№ 2.-С. 28−32.
- Фертик, Э. Об организации двигательной среды в дошкольном учреждении и в начальных классах / Э. Фертик // Дошкольное воспитание. 1995. — № 2. — С. 18−22.
- Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. -М.: Академия, 1998. 192 с.
- Физическое воспитание раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко, В. П. Спирина, Р. Г. Сорочек, 3. С. Уварова. -М.: Просвещение, 1978. -154 с.
- Фребель, Ф. Будем жить ради своих детей / Ф. Фребель. М.: Просвещение, 2005. — 288 с.
- Фролов, В. Г. Возрастные особенности проявления общей выносливости у детей дошкольного возраста и методика их воспитания в условиях детского сада : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Г. Фролов. -М.: 1977.-24 с.
- Фуряева, Т. Педагогика детства за рубежом : опыт сравнительного исследования / Т. Фуряева // Дошкольное воспитание. — 2006. № 1. — С. 79−84.
- Хрипкова, А. Г. Мир детства : дошкольник / А. Г. Хрипкова, А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1979. — 416 с.
- Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д. В. Хухлаева. 3-е изд., перераб. и дот: — М.: Просвещение, 1984.-208 с.
- Целевая комплексная программа «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста». — М.: Просвещение, 1991. 42 с.
- Черемошкина, Л. В. Память : дети 7−10 лет / Л. В. Черемошкина. -Ярославль: Академия-Холдинг, 2002. 144 с.
- Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. Краснодар: Кубанская ГАФК, 1998.-392 с.
- Чуприкова, Н. И. Система Л. В. Занкова : взгляд психолога / Н. И. Чуприкова // Педагогика. 2007. — № 7. — С. 3−9.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / С.Т. Щацкий- под ред. Н. П. Кузина, M. Н. Скаткина, В. Н. Шацкого. -М.: Педагогика, 1980. Т. 2. — 416 с.
- Щепин, О. П. Здоровье населения Российской Федерации: проблемы и перспективы / О. П. Щепин // Вестник Российской АМН. 1996. — № 5. -С. 23−31.
- Штерн, В. Умственная одаренность : психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн. пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997. — 128 с.
- Эйнон, Д. Творческая игра : от рождения до десяти лет / Д. Эйнон- пер. с англ. Е. В. Бодрова, М. Б. Ушакова. М.: Педагогика-Пресс, 1995.- 191 с.
- Эльконин, Д. Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д. Б. Эльконин, А. А. Венгер. М.: 1991.- 13 5t с.
- Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. -М.: Просвещение, 1986. 414 с-
- Якименко, В. А. Физическая готовность к обучению в школе как условие успешной адаптации первоклассников / В. А. Якименко // Педагогическое образование и наука. 2007. — № 1. — С. 69−71.
- Яковлева, JI. В. Физическое развитие и здоровье детей 3−7 лет : программа «Старт»: методические рекомендации / JI. В. Яковлева, Р. А. Юдина. М.: ВЛАДОС, 2004. — 315 с.
- Янкелевич, Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет / Е. И. Янкелевич. М.: Физкультура и спорт, 1999. — 206 с.
- Andronescu, F. Children anatomy / F. Andronescu: — Bucuresti: Ed. Medicala, 2005. 205 p.
- Armstrong, N. Directions in Physical Education / N. Armstrong // Human Kinetics Publ. 1992. — Vol. 2. — 280 p.
- Complex problem solving, intelligence and learning abilities. In: Complex problem solving / J. Beckman, J. Guthke, P. Frensch, J. Funke (Eds.) 1995. -P. 177−200.
- Jonson, O. Tests and measurement in child development / O. Jonson. San Francisco: 1971. — 226 p.
- Sibylle, K. The Development of Mental Abilities in Infancy / K. Sibylle, A. Moriarty. Intelligence: 1986. — 331 p.
- Takacs, C. A. Enjoy your gifted child / C. A. Takacs. New York, 1991. -380 c.
- Wanier, M. Teaching Physical Education in Elementary Schools / M. Wanier, M. Foster. Philadelphia-London: 1959. — 38 p.
- Wiljams, I. F. The Principles of Physical Education / I. F. Wiljams. -Philadelphia-London: 1964.-43 p.