Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационные аспекты повышения конкурентоспособности предприятий посредством реализации маркетингового управления: на примере предприятий по производству искусственного графита

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложен комплекс маркетинговых решений по организационному преобразованию системы управления предприятием с разработкой технологии внутреннего администрирования, направленной на учет ситуационных параметров при построении конфигурации организационного дизайна с актуализацией начальных индикаторов (гибкости, адаптивности, клиентоориентированности) оценки эффективности мер маркетингового… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия на принципах маркетинга
    • 1. 1. Ретроспективный анализ конкурентных позиций промышленных предприятий в современной российской экономике
    • 1. 2. Предпосылки обеспечения конкурентоспособности предприятия и роль в этом маркетинговой составляющей
    • 1. 3. Содержание и развитие системы управления на основе концепции маркетинга
    • 1. 4. Особенности реализации концепции маркетингового управления в контуре системы стратегического управления промышленным предприятием
  • 2. Организационные и методические предпосылки реализации маркетингового управления на предприятии
    • 2. 1. Формулирование предпосылок реализации маркетингового управления
    • 2. 2. Обоснование значимых для реализации концепции маркетингового управления параметров внутренней среды
    • 2. 3. Разработка методического подхода к оценке готовности предприятия к реализации маркетингового управления
    • 2. 4. Разработка направлений организационных преобразований с целью реализации маркетингового управления
  • 3. Совершенствование и апробация инструментов менеджмента промышленного предприятия в рамках реализации системы маркетингового управления
    • 3. 1. Обоснование необходимости внедрения системы маркетингового управления
    • 3. 2. Оценка индикаторов готовности предприятия к реализации маркетингового управления
    • 3. 3. Реализация организационных мероприятий по подготовке предприятия к маркетинговому управлению

Организационные аспекты повышения конкурентоспособности предприятий посредством реализации маркетингового управления: на примере предприятий по производству искусственного графита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Совершенствование деятельности промышленных предприятий имеет существенное значение для экономики государства. Одной из основных предпосылок, позволяющих говорить о необходимости проведения глубоких изменений во внутренней структуре и способах хозяйствования в промышленных предприятиях является необходимость повышения и сохранения высокого уровня их конкурентоспособности, что является весьма непростой задачей в условиях динамично изменяющейся внешней рыночной среды. Оценивая деятельность производственных предприятий с рыночных позиций, следует отметить, что, оттого насколько полно предприятие отвечает требованиям рынка в части качества, количества и технологического уровня выпускаемой продукции, однозначно будет зависеть его конкурентоспособность, эффективность, инвестиционная привлекательность и, в конечном счете, перспективы дальнейшего существования. Необходимость обеспечения устойчивого положения в условиях изменяющейся внешней среды предполагает совершенствование подходов к организации деятельности предприятий с целью наиболее полного соответствия ее требованиям. Особенно актуальной задача поиска решений, связанных с параметрами построения систем управления является для предприятий, имеющих значительную товарную номенклатуру и при этом ориентированных на множество целевых групп клиентов — промышленных покупателей, зачастую принадлежащих к различным отраслям промышленности.

Поэтому вопрос разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий является актуальным для современной экономики РФ.

Согласно теории эффективной конкуренции, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб [1]. Повышение эффективности взаимодействия всех подразделений предприятия и оптимизация внутренней среды требует отыскания целостной системообразующей концепции, применение которой позволит повысить уровень конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий. В качестве инструмента, который позволит реализовать такую концепцию, можно рассматривать полноценное использование маркетинговых инструментов управления, как системообразующих для организации всей деятельности предприятия.

Оценивая существующее положение большинства российских промышленных предприятий, следует отметить, что на многих из них до сих пор маркетинг рассматривается в качестве вспомогательного инструмента для организации процесса продаж, реализации маркетинговой политики предприятия. Очевидно, что такое положение не позволяет получить какую — либо полноценную отдачу от маркетинга и в полной мере задействовать этот ресурс.

Степень разработанности проблемы. Проблемы общей теории и практики маркетинга и механизм взаимодействия организации с окружающей средой достаточно полно разработаны западными учеными: Альбертом М., Амблером Т., Ансоффом И., Баззелом Р., Берманом Б., Блау П., Вонгом В., Диксоном П., Дихт-лем Е., Дойлем П., Итами X., Котлером Ф., Ламбеном Ж., Левитом Т., Маджаро С., Месконом М., Нейблаффом Дж., Питерсом Т., Портером М., Прахаладом К., Роджерсом Ф., Уотэрманом Р., Хардингом Г., Хедоури Дж., Хершгеном X., Хэме-лом Г., Холлом Р., Эвансом Д. и др.

Использованию маркетинговых инструментов для повышения конкурентоспособности предприятий, исследованию проблем реализации маркетинга в отечественной практике посвящен ряд исследований: Азоева Г., Багиева Г., Ба-ранчеева В., Бесфамильной С., Голубкова Е., Гончарука В., Грузинова А., Гусева О., Кеворкова В., Костоглодова Д., Лаврова С., Леонтьева С., Ловчикова Д., Ми-шуровой И., Ноздревой Р., Олейникова Д., Попова Е., Репина В., Салми А., Стри-жова С., Старостиной А., Чубакова Г., Ямпольской Д.

В развитие теории и методологии маркетинговой деятельности в региональном аспекте заметный вклад внесли ростовские ученые: Борисова В., Кетова Н., Тамбиев А., Федько В.

Вопросы решения проблем проектирования организационных структур, их формирования, реорганизации адекватно изменениям среды и для придания гибкости производству представлены в работах: Акоффа Р., Азарян О., Беленького П., Бухалкова М., Брандербурга Р., Варьяса Ю., Вяткина В., Гренбэка Г., Давидю-ка Р., Евенко Л., Калакутина Ю., Кардаш В., Котела К., Машталера Р., Макаренко М., Минцберга Г., Мильнера Б., Прохорова В., Родионова В., Сербиновского Б., Тарасова В., Туровца О., Фатхудинова Р. и др.

Анализ общего состояния теории и практики использования маркетинга в качестве основной концепции управления высокодиверсифицированными многономенклатурными промышленными предприятиями в России позволил выявить ряд недостатков и нерешенных проблем:

— не создан гибкий организационно — экономический механизм, способный увязать динамику изменений факторов рыночной среды с интересами различных групп целевых потребителей;

— слабо разработана теоретико — методическая база приспособления и сопряжения интересов производства с требованиями рынка, с учетом внутренних резервов предприятия для эффективного воздействия на покупателя и целенаправленного формирования спроса;

— недостаточно разработаны методики формирования параметров организационного дизайна предприятия с учетом степени и глубины диверсификации продуктового портфеля и клиентской ориентации в комплексе мероприятий стратегического и операционного маркетинга;

— недостаточно теоретически проработаны вопросы согласования маркетинговых управленческих решений по сопряжению факторов внутренней среды многономенклатурных высоко диверсифицированных промышленных предприятий адекватно внешней среде и их рыночной декомпозиции.

Одной из причин сложившегося положения является сложность перехода к новым специфичным организационным построениям и методам управления для предприятий, на которых традиционно основное внимание уделяется управлению производством, совершенствованию существующих технологических процессов, отработке технологий. Указанные недостатки и нерешенные проблемы отрицательно сказываются и на формировании конкурентоспособной маркетинговой стратегии, что наряду с актуальностью и практической значимостью определило выбор темы диссертационного исследования, а также объект, предмет, цель, задачи и его структуру.

Цель работы — выявление факторов и организационных аспектов, определяющих условия и параметры применения системы маркетингового управления (МУ) предприятием, как средства повышения его конкурентоспособности.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— проведения анализа конкурентных позиций отечественных промышленных предприятий в контексте осуществленных реформ;

— выявления роли маркетинговой составляющей в формировании предпосылок обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий;

— обобщения зарубежного и отечественного опыта использования маркетингового инструментария в качестве системообразующей концепции управления промышленными предприятиями;

— раскрытия сущности и содержания маркетинговой концепции управления предприятием, а также формулирования условий ее реализации;

— выделения организационных аспектов, связанных с параметрами организационного дизайна, наиболее благоприятными для реализации МУ;

— разработки методического подхода к оценке готовности предприятия к реализации МУ;

— обоснования направлений организационных преобразований в зависимости от текущего уровня подготовленности предприятия к трансформационным изменениям;

— конкретизации содержания мероприятий, проведение которых позволяет применять МУ, как средство повышения уровня конкурентоспособности.

Объектом исследования выступают многономенклатурные высокоди-версифицированные промышленные предприятия по производству искусственного графита, базирующиеся на использовании наукоемких технологий, имеющие коммерческие интересы в сфере реализации товаров.

Предмет исследования — управленческие отношения и организационно-экономические условия, возникающие в процессе реализации системы МУ многономенклатурными высокодиверсифицированными промышленными предприятиями с целью повышения уровня их конкурентоспособности.

Диссертационное исследование соответствует паспорту научной специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг: п. 3.5 «Внутриорганизационный маркетинг и его влияние на конечные результаты деятельности организации», п. 3.9 «Повышение конкурентоспособности товаров/организаций, стратегия и тактика ведения конкурентной борьбы" — экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (промышленность): п. 15.4 «Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, в отраслях и комплексах», п. «15.13 Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей и комплексов».

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные и теоретические положения зарубежных и отечественных специалистов в области маркетинг — менеджмента и стратегического рыночного управления, основанные на институциональной, систематизационной и управленческой концепциях, определившие формирование маркетингового управления как самостоятельной дисциплинынеоклассической, конфликтной и рациональной концепциях, раскрывающих основы повышения конкурентоспособности предприятийконцепции единства экономики, техники и управления, рассматривающие проблему конкурентоспособности предприятий комплексно.

Инструментарно — методический аппарат исследования составили методы статистического анализа и синтеза, сравнительного анализа, абстрактно-логический, группировки фактических данных и выборочных исследований, экспертных оценокинструменты эмпирической социологии, психологические методики оценки личностных и деловых качеств. В процессе сбора и обработки данных применялись социологические методы исследования, методы многокритериальной оценки, оптимизации. Обработка данных производилась с использованием программных продуктов общего (Microsoft Excel, Microsoft Word) и специального назначения (С++).

Информационно — эмпирической базой исследования явились данные статистических органов федерального и регионального уровней о развитии отраслей экономики, результаты обработки данных статистической отчетности и внутрифирменной информации ряда промышленных предприятий, законодательные и другие нормативные акты, концепции и программы, принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, разнообразные источники научной экономической литературы, периодические издания, материалы, собранные автором в процессе выполнения исследования.

Рабочая гипотеза диссертации базируется на предположении, что предприятию для достижения и удержания высокого уровня конкурентоспособности необходимо сохранять во времени состояние постоянного соответствия условиям рыночного окружения. С этим соответствием связан ряд факторов внутренней среды предприятия, определяющих возможность эффективно удовлетворять потребности целевых групп потребителей, создавая определенную их требованиями потребительскую ценность, отслеживать изменение этих потребностей и с адекватной скоростью реагировать на изменения, внося необходимые коррективьг в технологии, способы организации работ по разработке товаров, распределению, продвижению, сервису и пр. Инструментом, применение которого позволит взаимоувязать внешние и внутренние факторы предприятия и, тем самым повысить уровень его конкурентоспособности, является маркетинговое управление.

Основные положения, выносимые на защиту: по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг.

1. Успешность применения МУ крупными многономенклатурными промышленными предприятиями в качестве средства повышения уровня конкурентоспособности зависит от ряда факторов их внутренней среды, что обусловливает необходимость выделения и рассмотрения параметров организационного дизайна предприятия и ситуационных параметров. Характер выделенных параметров будет определяться на основе учета возможных вариантов рыночной конъюнктуры и запросов различных целевых групп клиентов.

2. Маркетинговое управление является эффективным механизмом адаптации промышленного предприятия к изменениям в рыночной среде и средством повышения уровня конкурентоспособности. По мнению автора, сущностью понятия «маркетинговое управление» является совокупность управленческих решений, при которых:

— аппарат службы маркетинга задействуется как для реализации общего стратегического плана предприятия, так и для управления и координации процессов, протекающих во внутренней среде, при доминировании маркетингового стратегического управления, как интегратора вариативных стратегий;

— процессы, происходящие на предприятии анализируются как с позиций текущих требований целевой группы потребителей, так и проектируются с учетом их способности варьироваться на основе мониторинга изменения потребностей, состояния и динамики рыночной конъюнктуры;

— каждая функция, осуществляемая на предприятии непосредственно создает добавленную потребительскую ценность или способствует ее созданию, в том случае, если является вспомогательной функцией.

3. Реализация концепции МУ предполагает: проведение предварительной оценки степени готовности промышленного предприятия к управлению на основе маркетингаосуществление комплекса подготовительных организационных мероприятий, содержание которых будет определяться на основании результатов оценки. по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (промышленность).

1 .Качественное состояние промышленного предприятия в контексте показателей гибкости и адаптивности может быть оценено посредством проведения оценки ряда параметров его внутренней среды, определяемых как «значимые». Качественная оценка параметров внутренней среды предприятия предполагает выбор оценочных признаков для каждого «значимого» параметра и разработку специфического подхода к измерению. Интерпретация результатов оценки «значимых» параметров внутренней среды позволяет не только оценить текущее состояние предприятия в контексте указанных показателей, но и определить направления необходимых изменений по их улучшению для повышения гибкости и адаптивности предприятия.

2. Перевод предприятия в качественно новое состояние с целью повышения его устойчивости, гибкости и адаптивности реализуется посредством определенной последовательности адресных управляющих воздействий на «значимые» параметры внутренней среды.

Научная новизна диссертации состоит в развитии теоретико — методических подходов по обоснованию применения системы мер маркетингового управления многономенклатурным высокодиверсифицированным промышленным предприятием, дополняемых построениями конфигурации организационного дизайна, направленных на повышение рыночной устойчивости и конкурентоспособности предприятий.

В процессе исследования получены следующие результаты, имеющие научную новизну: по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг.

1. Введены в научный оборот понятия «параметры организационного дизайна предприятия, реализующего маркетинговое управление» и «ситуационные параметры маркетингового управления». Оценка качественного состояния указанных параметров позволяет варьировать параметры построения внутренней среды организации адекватно состоянию внешней среды и запросам потребителей, а также определять содержание мероприятий по модификации стратегии предприятия с целью повышения уровня его конкурентоспособности.

2. Модифицирована концепция МУ многономенклатурным высокодиверсифицированным промышленным предприятием, с выделением системы адаптивного управления внутрипроизводственными, организационно — технологическими цепочками создания ценности на основе учета потребностей целевых групп клиентов и интеграции функции внутреннего маркетинга в процесс управления. Применение данных новаций МУ позволяет максимально учесть потребности целевых групп клиентов и снизить управленческие риски.

3. Обоснован подход к исследованию степени готовности предприятия к реализации МУ, на основе которого предложена классификация предприятий по степени адаптации их внутренней среды к трансформационным изменениям системы МУ. Применение данного подхода будет способствовать гибкому регулированию процессов реформирования промышленных предприятий с целью повышения уровня их конкурентоспособности.

4. Предложен комплекс маркетинговых решений по организационному преобразованию системы управления предприятием с разработкой технологии внутреннего администрирования, направленной на учет ситуационных параметров при построении конфигурации организационного дизайна с актуализацией начальных индикаторов (гибкости, адаптивности, клиентоориентированности) оценки эффективности мер маркетингового управления. Это позволит применять его на практике с целью повышения степени готовности предприятия к реализации маркетингового управления и повысить уровень конкурентоспособности. по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (промышленность).

1. Разработана методика исследования внутренней среды предприятия, сочетающая элементы аппарата социологических исследований, психодиагностических методик и методов многокритериальной оценки. Применение данной методики позволит оценить текущее состояние внутренней среды предприятияопределить направления, содержание необходимых мероприятий по реструктуризации для оптимизации системы управленияповысить эффективность деятельности в условиях новых целей, задач, непрогнозируемых внешних воздействий.

2. Разработан алгоритм проведения реформирования промышленных предприятий с учетом текущего состояния параметров их внутренней среды и на его основе предложен многоэтапный комплекс организационных преобразований. Это будет содействовать повышению адаптационной способности промышленных предприятий в рыночных условияхпредотвращению и нивелированию кризисных ситуаций при изменениях во внешней среде.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и уточнении понятия маркетинговое управление промышленным предприятием, развитии теоретической и методологической базы совершенствования методов управления, ориентированных на учет значимых факторов внешней и сложившейся на предприятии внутренней среды.

Практическая значимость. Научные положения и результаты работы позволяют исследовать и преодолевать внутренние проблемы промышленных предприятийсоздавать эффективные организационные механизмы на основе концепции маркетинга для повышения уровня их конкурентоспособности. Результаты исследования могут быть применены при совершенствовании программ учебных курсов: «Стратегический менеджмент», «Менеджмент», «Теория организации», «Маркетинг» .

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на Международных научно — практических конференциях (Новочеркасск: 2003, 2004, 2005, 2006, Барнаул — 2004), Всероссийских научно-практических конференциях (Анжеро — Судженск — 2006, Пенза-2006).

Результаты работы внедрены и использованы в процессе совершенствования системы управления на ОАО «Новочеркасский электродный завод», ОАО «Челябинский электродный завод», в учебном процессе ЮРГТУ (НПИ), что подтверждается актами о внедрении.

Основные результаты исследования могут быть сведены к следующему:

1. Принципы маркетингового управления вытекают из концепции маркетинга, основным смыслом которой является достижение целей предприятия посредством лучшего, чем конкуренты, удовлетворения и предвосхищения запросов потребителей в сочетании с максимально возможной выгодой для владельцев, акционеров и высокой социальной эффективностью, что достигается за счет появления особых способов хозяйствования (компетенций). Иными словами, концепция маркетинга призвана обеспечить предприятие возможностью эффективно создавать максимальную добавленную потребительскую ценность (стоимость). Маркетинговое управление является средством, которое позволяет привести предприятие в состояние, адекватное внешней среде, и сохранять это состояние во времени;

2. Концепция МУ предусматривает реализацию специфических функций системами предприятия, применение руководителями специфических подходов и методов управления, при этом предполагается, что внутренняя среда предприятия должна иметь специфические характеристики, которые и позволяют предприятию гибко реагировать на изменения, происходящие во внешней среде предприятия и выстраивать взаимовыгодные отношения со всеми субъектами внешней среды;

3. Основным средством, за счет которого МУ является эффективным, является его способность эффективно управлять ЦСЦ с максимальным учетом при реализации процессов, ее составляющих, интересов (требований) потребителя;

4. МУ цепочкой создания ценности возможно только в том случае, если все вовлеченные в нее исполнители начинают действовать по маркетинговым принципам, в связи с этим необходимо заострение внимания на внутреннем аспекта маркетингового управления — так называемом внутреннем маркетинге, предполагающем взаимодействия внутри предприятия по тем же правилам, что имеют место между предприятием и внешней средойтребуется появление на всех уровнях организации особого «маркетингового» характера (включая служебные функции и условия труда сотрудников, связанных с ЦСЦ);

5. Кроме внутреннего и внешнего аспектов маркетингового управления необходимо рассматривать стратегический и тактический (операционный) аспекты маркетингового управления. Тактический уровень маркетингового управления обеспечивает предприятию текущую высокую операционную эффективностьреализация стратегического аспекта маркетингового управления позволяет сохранять высокую операционную эффективность во времени, сохраняя высокий уровень конкурентоспособности и устойчивости предприятия;

6. Применяемое в качестве основополагающей и системообразующей, маркетинговое управление выступает неким регулирующим механизмом, позволяющим принимать эффективные с позиции владельцев предприятия управленческие решения, но исходя из учета интересов потребителя — т. е. того, кто платит деньги за произведенные предприятием товары (услуги) и, в конечном счете, определяет судьбу предприятия;

7. Функционирование указанного регулирующего механизма возможно только при определенном условии — придании специфического «маркетингового» качества группе параметров внутренней среды предприятия, называемых значимыми. Каждый из выделенных значимых параметров связан с каким — либо фундаментальным аспектом функционирования предприятия (в нашем случае с одним аспектом связано несколько параметров) — при этом состояние значимого параметра (параметров) определяет качество связанного с ним аспекта. В работе было выделено 11 значимых параметров, которые, по мнению автора, определяют состояние 3-х аспектов внутренней среды: структурного, ситуационного и ресурсного;

8. Указанные значимые параметры с одной стороны являются индикаторами состояния аспектов внутренней среды, влияющих на реализацию маркетингового управления, с другой стороны, являются рычагами, воздействуя на которые можно определенным образом «настроить» аспекты внутренней среды предприятия, т. е. подготовить его к реализации МУ;

9. Определить текущий уровень готовности предприятия к реализации маркетингового управления можно посредством проведения диагностики значимых параметров внутренней среды, с последующим вычислением интегрального показателя, представляющего собой средневзвешенную балльную оценку вклада каждого значимого параметра в создание условий для реализации МУ;

10. Подготовка предприятия к реализации маркетингового управления может быть сравнима с реинжинирингом, при этом процесс подготовки повторяет стадии, характерные для реинжинирингового процесса. Были выделены 4 стадии (этапа) подготовки предприятия к реализации маркетингового управления;

11. Основными организационными мероприятиями, позволяющими подготовить предприятие к реализации маркетингового управления, являются: подбор и внедрение новой организационной культурыкорректировка внутрифирменных коммуникацийпривитие «маркетинговой» организационной культурыснижение степени формализацииразвитие и обучение персоналаизменение системы стимулированиякорректировка стилей руководства и характера власти;

12. Указанные организационные мероприятия были практически реализованы в рамках подготовки ОАО «НЭЗ» к реализации маркетингового управления, чему предшествовала комплексная диагностика значимых параметров внутренней среды. При этом текущий уровень готовности ОАО «НЭЗ» к реализации маркетингового управления был определен, как низкий;

13. Основой новой организационной структуры, которая должна быть создана при реализации маркетингового управления, явились 6 проектных групп, в результате чего была получена смешанная организационная структура, сочетающая в себе ранее существующую функциональную структуру и элементы матричных, встраиваемых в нее. Это решение было обусловлено тем предположением, что резкий переход к структуре нового типа сопряжен со значительным риском потери управляемости предприятия;

14. Указанные проектные группы были сформированы с использованием предложенного в работе конкурсного механизма отбора участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996. № 3. — С. 51−56.
  2. Власть (Москва), № 4,21.04.2004, Пономарев В. М., сайт www.stra.teg.ru3. http://www.gks.ru
  3. В.И. Основные риски для отечественного радиоэлектронного комплекса при вхождении России в ВТО // Электронная промышленность. -2004. № 4. — С.95−102.
  4. А.Н. Захаров, А. А. Зокин / Бизнес и банки N 001−002, 2004.
  5. World Investment Report 2000: Cross-border Mergers and Acquisitions and Development. Overview. N.-Y., Geneva: UNCTAD, 2000.
  6. Маркетинг. Конкурентоспособность России и перспективы в мировой экономике// Маркетинг в России и за рубежом. 1999.-№ 2. С.11−17.
  7. Маркетинг: Учебник / Романов А. Н., Коряюгов Ю. Ю., Красильников С. А. и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.
  8. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1993.
  9. К.А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. С. Петербург: «Стокгольмская школа экономики», 2002.
  10. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: «Питер», 1999.
  11. Ф. Маркетинг менеджмент, 10-е изд. СПб.: «Питер», 2000.
  12. Д. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2002.
  13. Дж. Р. Реклама и продвижение товаров. СПб.: Питер, 2001.
  14. Г. Психология потребителя в маркетинге, СПб.: Питер, 2001.
  15. Я. Маркетинг партнерских отношений / Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк. СПб: Питер, 2001.
  16. С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей. // Проблемы теории и практики управления. 2002. -№ 1. — С.15−21.
  17. М. Конкуренция. Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  18. Brandenburger A.M., Nalebuff В.М. Competition. N.Y.: Doubleday, 1996
  19. Т. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки. -М:Вильямс, 2005.
  20. И. Новая корпоративная стратегия. С-Петербург, Питер, 1999.
  21. Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость.-СПб. Литер, 2001.
  22. Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм, 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  23. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
  24. Джон Ван Маурик. Эффективный стратег. Пер. с англ.- М.:ИНФРА-М, 2002.
  25. Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл. Курс MB, А по стратегическому менеджменту. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  26. Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс MB А. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  27. Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит. СПб.: Стокгольм, шк. экономики, 2004.
  28. John D.C. Little, «Decision Support Systems for Marketing Managers», Journal of Marketing, 43 (3), Summer 1979, p. 9
  29. Курс MBA по маркетингу /Чарльз Д. Шив, Александр Уотсон Хайэм: Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003.
  30. Kimberly J., Ivanishko М. Organizational innovation: The influence of individual, organizational and contextual factors on hospital adoption of technological and administrative innovations. // Acad. Manag.1981. Vol.24. № 4.
  31. Morris M.H. and Pitt L.F. The organization of the future: the unit of marketing and strategy. Journal of Marketing Management 10, 1994.
  32. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -М.: Издательство «Финпресс», 1998.
  33. А.Н. Сущность и содержание маркетинговой концепции управления предприятием// Научное творчество молодежи: Материалы X Всероссийской научно практической конференции (21−22 апреля 2006 г.) 4.2. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. — С.86−90.
  34. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М., 1989.
  35. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996.
  36. А.П. Маркетинг: Учебник.- М.: ИКФ Омега-Л, 2002.
  37. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. Второе Европейское издание. -К.- М.- СПб., Вильяме, 1998.
  38. Peter Drucker. Management: tasks, responsibilities, practice. New York. Harper & Row 1973.
  39. Стэн Рэпл, Томас JI. Коллинз. Новый максимаркетинг. Челябинск: Урал LTD, 1997.
  40. П. Управление маркетингом. -М.: Бином, 1998.
  41. Маркетинг в России и за рубежом 2000.-№ 2.-С.45−51.
  42. В.И. Маркетинг на предприятии отрасли печати: Учеб. пособие для вузов / В.И. Перлов- Моск. гос. ун-т печати. М., 2000.
  43. Г. Б. Промышленные предприятия в период рыночной адаптации: возможности и границы государственного регулирования // Предпринимательство в России. 1996. -№ 3. С. 18−23.
  44. В.И., Данько Т. П., Слепов В. А. Попов Б.В. Предпринимательство: маркетинг и цены. -М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1992.
  45. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е.Э. Автухова- Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.
  46. Г. А. Маркетинг.-М.: Юнити, 2001.
  47. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. -СПб.: Питер Ком, 1999.
  48. О.У. Юлдашева. Промышленный маркетинг: теория и практика,-М., Дело, 2003.
  49. Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2001.
  50. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  51. Словарь современных экономических и правовых терминов / Под ред. В. Н. Шимова и B.C. Каменкова. Мн.: Амалфея, 2002.
  52. Адаптивные системы. Выпуск 1 / Под ред. Л. А. Растригина. Рига: Изд-во «Зинатне», 1972.
  53. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-3-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2000.
  54. М.Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг // Маркетинг в России и за рубежом, 2002.-С.45−52.
  55. И. И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. М.: АО «Финстатинформ», 1994.
  56. А.Н. Аспекты реализации маркетингового управления предприятием // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве: сборник статей VII Всероссийской научно практической конференции. — Пенза: РИО ПГСХА, 2006.
  57. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  58. McCarthy Е. Jerome. Basic Marketing: A Managerial Approach. Homewood, IL: Irwin, 1960.
  59. Ф. Основы маркетинга. СПб: АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 1994.
  60. .А. Маркетинг: Учеб. пособие. М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 1993.
  61. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997.
  62. О. Особенности формирования комплекса маркетинга в розничной торговле//Экономика Украины. 1998.-№ 4.-С.92−97.
  63. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. — М.: Внешторгиздат, 1989.
  64. Т. Практический маркетинг. -СПб.: Питер, 1999.
  65. В.Н. Брендинг: новые технологии в России. -СПб.: Питер, 2002.
  66. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. Учебник. / Под общ. Ред. Багиева Г, Л. М.: «Экономика», 1999.
  67. Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М: Экономика, 1993.
  68. , L.L. (1981) The employee as customer. Journal of Retail Banking.
  69. , C. (1985) Internal marketing-theory and practice, in Т. M. Bloch (Ed) Services marketing in changed environment. American Marketing Association, Chicago, p.41−47
  70. M. Внутрифирменный маркетинг как элемент ориентации на клиента // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 6.-С.66−70.
  71. М. Международная конкуренция / Пер. с англ.- Под ред. и с пре-дис. В. Д. Щетинина. -М.: Междунар. отношения, 1993.
  72. Бауэрокс Д. и Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. Пер. с англ. -М., Олимп-бизнес, 2001.
  73. Дж. Управление без принуждения/ Европейское качество. 2004.-№ 2.С.89−95.
  74. Г. Л., Богданова Е. Л. Маркетинг статистика. 2000. www.marketing.spb.ru
  75. Д. Глобальный бенчмаркинг. http:/www.berator.ru/consultant/ article/52?Print=l.
  76. Porter, M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Per-fomance, New York, Free Press, 1985.
  77. Г. Бойетт, Джимми Т. Бойетт. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи мастеров управления. М.: Олимп-Бизнес, 2002 .
  78. Kerin R.A. Marketing’s contribution to the strategy debate revisited. Journal of the Academy of Marketing Science 20(4), 1992.
  79. Greenley G.E. and Aaby N.E. Strategy Concepts and Marketing: A Synthesis. In M.J. Baker (ed) Perspectives on Marketing Management. London: Wiley, 1992.
  80. Morris M.H. and Pitt L.F. The organization of the future: the unit of marketing and strategy. Journal of Marketing Management 10, 1994.
  81. Piercy N.F., Harris L.C., Peters L.D., Lane N. Marketing management, market strategy and strategic management: domain realignment and redefinition. Journal of Strategic Marketing 5,1997.
  82. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Моду ль 13. М.'.ИНФРА-М, 1999.
  83. Р.Х. Организации: структуры, процессы и результаты СПб Литер, 2001.
  84. Антикризисное управление.- М.: ИД «Инфра М», 2007.
  85. С.П. Основы организационного поведения: -М.:Вильямс, 2006.
  86. С., Хорькова Н. Управление децентрализацией на предприятии. //Проблемы теории и практики управления. 2002.-№ 4. -С.23−28.
  87. Люк М. Чего не хватает российскому менеджменту?//Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4.-С.38−44.
  88. О. Менеджмент: Век XX век ХХ1. Сборник статей,-М.:"Экономистъ". 2004.
  89. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998.
  90. Д. Психология и культура. -СПб.: Питер, 2003.
  91. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Пер. с англ .-Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2003.
  92. L. Grundig. How PR/Communication Departments should adapt to the structure and environment of an organization and what they actually do. Интернет портал
  93. ПР клуб http://www.pr-club.com
  94. А.П. Маркетинг услуг: Продукт// Маркетинг.-1998.- № 1.-С. 116 -120.
  95. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна.-М., 2002.
  96. Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / Перевод с англ.- Под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Издательство «Питер», 2000.
  97. Голубков Е.П.: Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999.
  98. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А. Л. Журавлева, В. П. Позняков, Е. Н. Резников и др.- Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 2002.
  99. Развитие предприятия. Гончарук В. А. -М.: Дело, 2000.
  100. Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. Irvin, Inc., 1985, p.235.
  101. Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1997.
  102. О Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: ООО «МТ Пресс», 1999.
  103. Управление проектами: Практическое руководство. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон, — М.: Дело и Сервис, Международная Школа Управления «Интенсив», РАГС 2002.
  104. Л.А., Данько Т. П., ред. Организация и управление торговым предприятием. М.: Инфра — 2005.
  105. А.Н. Основные проблемы организационного проектирования на промышленных предприятиях // Материалы Международной конференции «Экономика и бизнес: позиция молодых ученых».- Барнаул, 2004,-С.23−29.
  106. Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. 3-е изд., перераб. и доп. Пер. с англ. — М.:ЗАО «Олимп — Бизнес», 2005.
  107. Интегрированные финансово-промышленные структуры, под ред. Турчака А. А.,-СПб.:Наука, 1996.
  108. Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность М.: ЗАО Издательский дом «Экономическая газета», 1999.
  109. А.В., Беленький Л. П., Блинов В. В. Корпоративное управление в условиях рынка (на примере финансово-промышленных групп). М.: Изд-во МО РФ, 1996.
  110. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента. «Проблемы теории и практики управления».1999.-№ 2. -С.83−84.
  111. Журнал практического психолога. М.: Принтер, 2000. -№ 5−6.
  112. А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес дисциплин. — М.: ГУ ВШЭ, 1999.
  113. B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении М.: Финансы и статистика, 2003.
  114. JI.H., Колосова В. В. Развитие организации и управление персоналом // Ремедиум Поволжье. 2003. Декабрь — С. 44−46.
  115. К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. -СПб.: Питер, 2001.
  116. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002.
  117. Э., Яворски Б. Рыночная ориентация: конструкт, научные предположения и практическое применение в менеджменте //Классика маркетинга-СПб.:Изд-во «Питер», 2001.
  118. Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание / Пер. с англ.- под ред. С. Божук. СПб.: Питер, 2004.
  119. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
  120. Г. Е. Моделирование личности: новая система оценки и подбора персонала. СПб.: БПА, 2003.
  121. И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 1989.
  122. А.А. Стратегическое планирование и прогнозирование. М.: МГТУ, 2001.
  123. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе/ М. Хаммер, Дж. Чампи. Перевод с англ.- СПб.:Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997.
  124. Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
  125. Организационная структура предприятий. / Коноков Д. Г., Рожков К. Л. (Серия «Бизнес-Тезаурус»), 1999.
  126. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учеб. пособие/ Бал-дин К.-М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
  127. В.Д. и др. Управление проектами. СПб.: «ДваТрИ», 1996.
  128. А.И. Современная социология организаций.- М.: Интерпракс, 1995.
  129. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации.-М., 1996.
  130. П.О. Управление персоналом в экономически развитых странах // Экономика, 1993. -№ 9. -С.54−60.
  131. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  132. П. Команды в век систем. // Методы менеджмента качества. -2000. -№ 6. -С.20−24.
  133. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Пер. с англ.- Под ред. Т. Н. Ушаковой. — Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.
  134. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  135. Ю.П. Мотивация в системах качества // Стандарты и качество. 1999. № 5.-С.78−84.
  136. Теория организации: Учеб. пособие /В.Б. Акулов, М. Н. Рудаков.- Петрозаводск: Изд-во Петр.гос.ун-та, 2003.
  137. Э. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2002.
  138. Х.Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие. Пер. с нем. — М.:МАИК «Наука / Интерпериодика», 1999.
  139. О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Менеджмент-М.: Школа бизнеса МГУ. 1998.- № 7. -С.43−50.
  140. Р.Э., Ким К.С., Диагностика и изменение организационной культуры. -СПб: Питер, 2001.
  141. Организационная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 61 100 «Менеджмент организации» / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  142. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: Учеб. Пособие. -М.: «ИНФРА-М», 1998.
  143. В.М. Введение в культурологию. -М., 1994.
  144. Н.А. Персонал банка: технология, управление, развитие. М.: Ан-кил, 2001.
  145. А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002.
  146. . Деловая стратегия фирмы. — М: Экономика, 1991.
  147. К. Сила видения. Пер. с нем. М., 1997.
  148. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. — М.: Фирма Гардарика. — 1996.
  149. И. Система и процесс стратегического маркетинга в организации // Маркетинг. 2004. -№ 3. С. 114−125.
  150. С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник МГУ. Серия 14. 1997. — № 4.- С.55−65.
  151. А.И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» всовременной французской психологии. -М., 1987.
  152. Г. М. Психология социального познания. -М., 1997.
  153. Дж. Управление людьми в компаниях.Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1999.
  154. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал технологии. — М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“», 2001.
  155. A.M. Командная работа: основы теории и практики / Иван. гос. энерг. ун-т. Иваново, 2003.
  156. В. Авдеев. Формирование команды. М.: Гардарика, 1999.
  157. В.Н. Психология управления. С-Пб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.
  158. Л., Морозова К. Командообразование в организации как фактор эффективности совместной деятельности // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2001. -№ 1 С.38−44.
  159. М.С., Чупрынов Б. П. Основы математики и ее приложение в экономическом образовании: Учебник.- М.: Дело, 2002.
  160. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / Под ред. Ю. В. Яковца. — М.: Издательство РАГС, 2000.
  161. Р. А. Производственный менеджмент: Учебник, 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2002.
  162. И. Т. Инновационный менеджмент.- СПб. Литер, 2000.
  163. В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7, — М.: ИНФРА-М, 2000.
  164. Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологическиепроблемы социогуманитарного познания: Сб. статей /Отв. ред. Ю. Г. Волков.1. Ростов-н/Д, 1995.
  165. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. — СПб.: Наука, 2000.
  166. Л. Г., Краюхин Г. А., Шайбакова Л. Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе. — СПб.: Государственный инженерно-экономический университет, 1997.
  167. Р. А. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
  168. Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  169. Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2001.
  170. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2001.
  171. А. В. Менеджмент: организация и технология: Учебное пособие.1. М.: Машиностроение, 2000.
  172. А. Внутренняя резигнация и интеграционный маркетинг. Маркетинг, 2001.-№ 2.-С. 51−58.
  173. С.Д. (ред.): Управление качеством. -М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1998.
  174. К., Фишер И. Управление изменениями в организации . Пер. с нем. Н. П. Береговой, И. А. Сергеевой. М.: Книгописная палата, 2002.
  175. И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учеб. пособие. -М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2001.
  176. В.А., Богомолов О. А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.
Заполнить форму текущей работой