Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние сосновых насаждений в условиях автотранспортного загрязнения в районе г. Екатеринбурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. В районе г. Екатеринбурга на дорогах с интенсивной нагрузкой автотранспорта впервые проведено комплексное изучение состояния придорожных сосновых насаждений естественного происхождения. Установлено, что под воздействием авто транспорта происходят изменения всех растительных компонентов. Выявлены процессы ухудшения состояния дре-востоев, прогрессирующего снижения радиального… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Правовые основы
    • 1. 2. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
    • 1. 3. Автотранспорт и лес
  • 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Общие сведения
    • 2. 2. Климат и лесорастительная зона
    • 2. 3. Рельеф и почвы
  • 3. ПРОГРАММА, МЕТОДИКА, ОБЪЕМ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ
    • 3. 1. Программа работ
    • 3. 2. Методика исследований
    • 3. 3. Объем выполненных работ
  • 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
    • 4. 1. Характеристики исследуемых дорог
    • 4. 2. Характеристика лесного фонда
  • 5. СОСТОЯНИЕ ДРЕВОСТОЯ И ПОДРОСТА В УСЛОВИЯХ АВТОТРАНСПОРТНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
    • 5. 1. Лесоводственно-таксационная характеристика лесных насаждений на пробных площадях
    • 5. 2. Характеристика подроста
    • 5. 3. Пространственная структура повреждения древостоев
  • 6. УРОВНИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
    • 6. 1. Дублер Сибирского тракта
    • 6. 2. Ново-Московский тракт
      • 6. 2. 1. Снег
      • 6. 2. 2. Почва
  • 7. ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЖИВОЙ НАПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ
    • 7. 1. Динамика изменения фитомассы живого напочвенного покрова
    • 7. 2. Наземная фитомасса и разнообразие живого напочвенного покрова
  • 8. ДЕНДОРОИНДИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ СОСНОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ
    • 8. 1. Теоретические основы
    • 8. 2. Дендрохронологический анализ
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВУ

Состояние сосновых насаждений в условиях автотранспортного загрязнения в районе г. Екатеринбурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Лесам принадлежит основная роль в регулировании всех происходящих природных процессов на Земле. Современный уровень развития промышленности и транспорта вызвал резкое увеличение потребления сырья, топлива и увеличения количества техногенных выбросов. Деградация лесов ухудшает экологическую обстановку на Земле и приводит к уменьшению их средостабилизирующей роли. Значительную негативную лепту в это вносит автотранспорт, получивший в последние годы стремительное развитие. Поэтому большую актуальность приобретает проблема реакции лесных насаждений на автотранспортное воздействие и совершенствования ведения лесного хозяйства в этих лесах, направленных на повышение их устойчивости.

Цель и задачи исследований. Цель диссертационной работы — комплексное исследование состояния придорожных сосновых насаждений, произрастающих в зоне автотранспортного загрязнения г. Екатеринбурга и разработка практических предложений по совершенствованию ведения лесного хозяйства в них.

В соответствии с целью исследований были поставлены следующие задачи:

— определить особенности воздействия дорог и автотранспорта на придорожные лесные насаждения, виды и уровни загрязнений;

— оценить состояние сосновых древостоев и подроста;

— исследовать динамику видового разнообразия живого напочвенного покрова и динамику его фитомассы;

— изучить радиальный прирост деревьев соспы в условиях выбросов автотранспорта;

— разработать практические рекомендации по специфике ведения лесного хозяйства в придорожных сосновых насаждениях.

Научная новизна. В районе г. Екатеринбурга на дорогах с интенсивной нагрузкой автотранспорта впервые проведено комплексное изучение состояния придорожных сосновых насаждений естественного происхождения. Установлено, что под воздействием авто транспорта происходят изменения всех растительных компонентов. Выявлены процессы ухудшения состояния дре-востоев, прогрессирующего снижения радиального прироста деревьев сосны, негативная трансформация живого напочвенного покрова. Установлены уровни загрязнения автотранспортом почвы и снега.

Основные положения, выносимые на защиту:

— особенности воздействия автотранспортного загрязнения на растительные компоненты придорожных сосновых насаждений;

— закономерности изменения радиального прироста деревьев сосны под воздействием автотранспортного загрязнения;

— предложения по совершенствованию ведения лесного хозяйства в придорожных лесных насаждениях.

Личное участие автора. Автором самостоятельно поставлены цель и задачи исследований, определены основные положения программы и методики работ, собран, обработан и проанализирован экспериментальный материал.

Апробация работы. Основные результаты исследований доложены и получили положительную оценку на трех научно-технических конференциях: IV Всероссийской (УГЛТУ, Екатеринбург, 2008) — VII Международной (УГЛТУ, Екатеринбург, 2009) — V Всероссийской (УГЛТУ, Екатеринбург, 2009).

Практическая значимость работы. Представлены результаты научных исследований влияния автотранспорта на состояние придорожных сосновых насаждений. Они позволяют усовершенствовать эффективность лссохозяйст-венных мероприятий в лесу. Это будет способствовать повышению биологической устойчивости лесных насаждений, а также усилению их экологических функций и их рекреационной емкости.

Обоснованность и достоверность результатов исследований подтверждается большим объёмом экспериментального материала, собранного и обработанного с применением современных методов статистического, корреляционного анализов и соответствующего программного обеспечения.

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 10 печатных работах, в том числе в 2 изданиях, по списку ВАК России.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 8 глав, основных выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 144 страницах машинописного текста, содержит 27 таблиц и 9 рисунков. Список использованной литературы включает 117 наименований отечественных и 9 зарубежных авторов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

Результаты наших исследований можно сформулировать в следующих положениях:

1. Автотранспорт в результате сжигания топлива негативно влияет на все компоненты природной среды (воздух, почва, лес, вода и др.). Автомобильные выбросы содержат около 250 химических элементов и соединений.

2. Существует много нормативных документов по обеспечению экологической безопасности автотранспорта. Однако нет единой базы по совместной работе специалистов-транспортников, экологов, лесоводов. Такое положение способствовало бы снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду.

3. Особенностями автотранспортного загрязнения являются: высокие темпы роста численности автомобилей, пространственное рассредоточение (автомобили распределяются по территории и создают общий повышенный фон загрязнения), непосредственная близость к экосистемам, высокая токсичность выбросов, низкое расположение источника загрязнения от земной поверхности.

4. Стремительный рост количества автотранспорт в России, а особенно в Свердловской области, привел к тому, что г. Екатеринбург стал лидером в стране по количеству машин на душу населения. На Кольцовском тракта за 5 лет количество легкового транспорта увеличилось почти в 3 раза, на дублере Сибирского тракта в 2,5 раза, на Ново-Московском тракте за 8 лет — почти в 5 раз.

5. Под исследуемые автодороги отведены значительные площади. Участок исследования составил 10 км на каждом исследуемом участке. Площадь отвода составила 55 га под Кольцовский, 46 га — под дублер Сибирского и 40 — Ново-Московского тракта.

6. Леса вдоль исследуемых дорог (особенно вдоль Ново-Московского тракта) сильно трансформированы деятельность человека. Здесь находятся большая сеть ЛЭП, газопроводов, прилегающих второстепенных дорог, бензозаправок и др. Ведутся вырубки леса, большие площади заболачиваются, образуются мусорные свалки, происходит смена сосны березой.

7. В лесном фонде значительно преобладает сосна. Поэтому исследования влияния автотранспорта на лес должны быть направлены именно на сосновые насаждения. Вдоль Кольцовского тракта преобладают перестойные насаждения сосны, вдоль дублера Сибирского и Ново-Московского тракта спелые.

8. Таксационный анализ древостоев на ППП показывает, что под воздействием автотранспорта происходят довольно глубокие изменения в составе и структуре лесообразующих пород. Характерной особенностью является увеличение с расстоянием средней высоты, соответственно возможно возрастание бонитета. Количество сухостоя в придорожной зоне значительно больше, чем на расстоянии 250 м.

9. Процесс возобновления хорошо выражен. Характерной особенностью является его неравномерное распределение по площади, в узкой опушечной полосе 10−15 м. Поэтому лимитирующим фактором является не аэротехногенное загрязнение, а действие бокового освещения на прилегающие лесные насаждения. Такое произрастание подроста благоприятно влияет на процесс лесовозобновление. При этом высокая вертикальная сомкнутость уменьшает негативное действие автотранспорта.

10. В зоне действия автотранспорта происходит изменение экологической структуры насаждений. Отмечается уменьшение количества здоровых деревьев в 2,2−5,0 раз и увеличение количества сухостойных деревьев в 1,42,6 раза. Разница между придорожной зоной и контролем значений индексов повреждений составляет более 20%. Увеличению расстояния от автодорог обуславливает уменьшение степени деградации древостоев.

11. Снеговой покров и лесная почва придорожной зоны резко отличается по физико-химическим показателям от контроля. По наибольшим вели.

130 л чинам выпадения загрязняющих веществ (более 200 мг/м) в снеговом покрове вдоль дублера Сибирского тракта образуется следующий ряд: М?>Са>Ре>А1. Значительно увеличивается концентрация тяжелых металлов. Изменяется реакция почвы и снеговой воды: чем дальше от автодороги, тем рН снижается (понижение рН проб почвы с 7,35 на расстоянии 1 м от НовоМосковского тракта до 5,41 -15 м). Установлено, что химические загрязнения токсичны и оказывают негативное воздействие на всю флору.

12. Видовое разнообразие ЖНП зависит от условий произрастания и близости к дороге. На всех исследуемых участках количество видов на пробных площадях в придорожной зоне больше, чем на контроле. Такое различие связано с большим количеством луговых, лесолуговых и синантропных эко-системных групп у дороги.

13. Наиболее существенные нагрузки автотранспорта на открытом участке местности между проезжей частью и кромкой леса (резерв дороги). Здесь наиболее трансформирован живой напочвенный покров. Доля синантропных видов наибольшая на всех участках исследования.

14. Трансформация ЖНП в придорожной зоне одновременно происходит под действием нескольких факторов: во-первых, под действием бокового освещения на покрытую лесом площадь проникают виды, произрастающие как на лугах, так и под пологом леса (луговые и лесолуговые виды) — во-вторых, усиленный процесс синантропизации растительности на резерве дороге активно проникает и на участки лесав-третьих, высокая степень автотранспортного воздействия на лес вдоль дорог, которое зависит от интенсивности и состава движения, ширины проезжей части и др.

15. Увеличение расстояния соответствует возрастание количества лесных видов и уменьшению доли синантропных и луговых экосистемных групп.

16. Вдоль Кольцовского и дублера Сибирского тракта в условиях орля-кового и разнотравного типа леса происходит снижение весовых показателей лесных видов. При этом общая надземная фитомасса за счет других экоси-стемных групп в придорожной зоне больше, чем на контроле. При ресурсной оценке в условиях черничного типа леса вдоль Ново-Московского тракта происходит снижение продуктивности живого напочвенного покрова.

17. Автотранспортные нагрузки приводят к синантропизации естественного растительного покрова, преобразованию общего фона ЖНП придорожной зоны. Происходит постепенное стирание исторически обусловленных региональных черт флоры и растительности. Этот процесс сопровождается уменьшением ее устойчивости по отношению к внешним воздействиям.

18. В придорожной зоне резко возрастает амплитуда колебаний по ширине всего кольца. Увеличение амплитуды колебаний, нарушение цикличности отрицательно отражаются на качестве древесине.

19. Средний абсолютный прирост падает при приближении к автодороге. Происходит непрерывное значительное снижение прироста. За последнее десятилетие текущий периодический прирост в придорожной зоне на 2,83 см меньше, чем на контроле.

20. В древостое придорожной зоны отмечены наибольшие и длительные депрессии прироста. Колебания со значительными перепадами, минимумы и максимумы более глубокие. При этом в зоне действия автотранспорта наблюдается большая вариабельность прироста по сравнению с контролем.

21. В защитных лесных полосах в целях сохранения и усиления экологических функций вдоль автодорог предложения по совершенствованию лесного хозяйства сводятся к следующему: необходимо создавать условия для формирования опушек с высокой вертикальной сомкнутостью, вести уход за подростомв защитных лесных насаждениях вдоль дорог вести уход за лесом, включающий кроме санитарных рубок и рубки уходав опушечной зоне необходимо формировать разновозрастные смешанные древостой с наличием подростаотбор деревьев при рубках ухода необходимо проводить не с точки зрения улучшения качества ствола, а уделять вниманию формированию хорошо развитых крониз рубок главного пользования наиболее подходящим является каймовый способ рубки Вагнера, система узких (до 15−20 м) полос-кайм, закладываемых последовательно друг за другом вглубь леса вдоль опушки леса.

22. В силу специфики функционирования экологической среды в условиях влияния автотранспорта леса следует выделять в особое хозяйство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Абатуров // Мониторинг состояния природно-культурных комплексов Подмосковья: Тез. докл. науч.-практич. конф. М., 1999. С. 48−49.
  2. Н.П. Лесная таксация / Н. П. Анучин. М.: Лесн. пром-сть, 1984.552 с.
  3. A.C. Мониторинг лесных систем: учеб. пособие / A.C. Алексеев. СПб.: СПбГЛТА, 2003. 116 с.
  4. A.C. Колебание радиального прироста в древостоях при атмосферном загрязнении / A.C. Алексеев // Лесоведение. 1990. № 2. С. 82−86
  5. Ю.В. Тяжелые металлы в почвах и растениях / Ю. В. Алексеев. Л.: ВО «Агропромиздат», 1987. 144 с.
  6. Ю.Ф. Общеевропейский мониторинг лесных экосистем в Центральном Черноземье / Ю. Ф. Арефьев, H.H. Харченко // Лесные проблемы Центрального Черноземья и Северного Кавказа: Тез. докл. науч. конф. Воронеж: ВГЛТА, 2000. С. 5−6.
  7. Н.П. Общая характеристика природы Урала и Свердловской области / Н. П. Архипова // Природа Свердловской области. Свердловск: Кн. изд-во, 1958. С. 5−29.
  8. Д.Ж. Загрязнение растений химическими загрязнителями, содержащимися в выхлопных газах транспортных двигателей, и их влияние на растениеядных беспозвоночных / Д. Ж. Бериня, А. Я. Берзиня, И. М. Лапиня,
  9. B.П. Мелецис // Проблемы фитогигиены и охрана окружающей среды. Л., 1981. С. 142−144.
  10. Д.В. Рельеф и географическое строение / Д. В. Борисевич // Урал и Приуралье. М.: Наука, 1968. С. 19−81.
  11. В.А. Лесоводственно-экологические аспекты в проблеме развития городов / В. А. Бугаев, М. Т. Сериков // Развитие малых городов ЦЧР: Материалы первой рос. конф. Воронеж, 1996. С. 85−86.
  12. A.B. Влияние деятельности крота на характер загрязнения почв лесных придорожных полос / A.B. Быков, А. Б. Лысиков // Почвоведение. 1991. № 8. С. 31−39.
  13. В.Н. Мониторинг загрязнения снежного покрова / В. Н. Василенко, И. М. Назаров, Ш. Д. Фридман. Л.: Гидрометеоиздат, 1985, 185 с.
  14. Влияние загрязнений воздуха на растительность / Под ред. Х.Г. Десс-лера. М.: Лесн. пром-сть, 1981. 184 с.
  15. Е.Л. Изменение интенсивности деструкции целлюлозы под воздействием техногенной нагрузки / Е. Л. Воробейник // Экология. 1991. № 6. С. 73−76.
  16. М.А. Загрязнение почв Московской области тяжелыми металлами / М. А. Воробьев, О. Б. Вьюкова, О. И. Козлова // Тр. МосЦГНС. 1990. Вып. 2. С. 59−70.
  17. М.И. Леса Средне-Уральского района и пути их использования / М. И. Гальперин, Ю. З. Юрборский, Р. П. Синелыциков, В. А. Шабалин Свердловск: Среднеуральское кн. изд-во, 1964. 186 с.
  18. В.В. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В. В. Горбунов, H.H. Патрахальцев. М.: Изд-во РУДН, 1998. 114 с.
  19. П.Л. Тенденции антропогенных изменений растительного покрова земли / П. Л. Горчаковский // Тр. по лесному хозяйству. Свердловск: Св. кн. изд-во, 1956. Вып. 3. С. 7−50.
  20. П.Л. Растительность / П. Л. Горчаковский // Урал и При-уралье. М.: Наука, 1968. С. 211−257.
  21. П.Л. Тенденции антропогенных изменений растительного покрова земли / П. Л. Горчаковский // Бот. журн. 1979. Т. 64. С. 128−139.
  22. П.Л. Важнейшие типы горных еловых и сосновых лесов Южной части Среднего Урала / П. Л. Горчаковский // Бот. журн. 1979. Т. 64. С. 16−97.
  23. Т.К. Экология растений: учеб. пособие / Т. К. Горышина. М.: Высшая школа, 1979. 368 с.
  24. ГОСТ 17.5.3.02−90. Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог. Изд. офиц.: Введ. 01.01.91 М.: Гос. ком. СССР по охране природы, 1990. 6 с.
  25. ГОСТ Р ИСО 14 031−2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования. Изд. офиц.- Введ. 01.10.2001- Введ. впервые. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. 26 с.
  26. ГОСТ Р 52 398−2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Введ. 2006−01−05. М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2005. 7 с.
  27. JT.A. Процессы минерализации и гумификации растительных остатков в условиях коренных лесов и агроценозов Валдая / JI.A. Гришина, Г. Н. Фомина // Почвы и продуктивность растительных сообществ. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 143−160.
  28. Л.Ш. Совершенствование лесохозяйственных мероприятий в защитных лесных полосах вдоль автомобильных дорог центральной части зоны хвойно-широколиственных лесов: автореф. дис.. канд. с.-х. наук. Екатеринбург, 1992.21 с.
  29. М.Л. Пособие по вариационной статистике / М. Л. Дворецкий. М.: Лесн. пром-сть, 1971. 104 с.
  30. В.Н. Проблемы экологизации автомобильного транспорта / В. Н. Денисов, В. А. Рогалев. СПб.: МАНЭБ, 2005. 312 с.
  31. A.B. Ландшафт в зоне воздействия промышленности / A.B. Дончева. М.: Лесн. пром-сть, 1978. 234 с.
  32. Н.В. Основы биогеценологии / Н. В. Дылис. М., 1978. 182 с.
  33. И.Е. Автомобильные дороги в окружающей среде / И.Е. Ев-геньев, Б. Ф. Каримов. М.: Трансдорнаука, 1997. 285 с.
  34. В.П. Миграция тяжелых металлов в растворах техногео-системы / В. П. Елпатьевский, B.C. Аржанова, A.B. Власов // Изв. АН СССР, Сер. геогр. 1983. № 2. С. 42−49.
  35. C.B. Научное обоснование системы лесоводственных мероприятий по повышению продуктивности сосновых лесов на Урале: автореф. дис.. д-ра с.-х. наук. Екатеринбург, 2000. 36 с.
  36. C.B. Основы фитомониторинга: Учеб. пособие / C.B. Залесов, Е. А. Зотеева, А. Г. Магасумова, Н. П. Швалева. Екатеринбург: Урал. гос. лесо-техн. ун-т, 2007. 76 с.
  37. В.Б. Биогенная и техногенная аккумуляция химических элементов в почве / В. Б. Ильин // Почвоведение. 1988. № 7. С. 124−132.
  38. Ильинская С. А Типы леса / С. А. Ильинская, A.A. Матвеева, С. П. Речан и др. // Леса западного Подмосковья. М.: Наука, 1982. С. 20−150.
  39. Инструкция по сохранению подроста и молодняка хозяйственно ценных пород при разработке лесосек и приемке от лесозаготовителей вырубок с проведенными мероприятиями по восстановлению леса. М., 1984. 17 с.
  40. Инструкция по экспедиционному лесопатологическому обследованию, лесов СССР: Госкомитет СССР по лесному хозяйству. М.: ВО «Леспроект», 1983. 181 с.
  41. История лесоустройства Российского / Сост. H.H. Гусев. М.: Центрлес-проект, 1998. 330 с.
  42. Д.Н. Автомобильные дороги в экологических системах / Д. Н. Кавтарадзе, Л. Ф. Николаева, Е. Б. Поршнева, Н. Б. Флорова. М.: ЧеРо, 1999. 126 с.
  43. Г. Г. Лесные почвы Свердловской области / Г. Г. Каменский // Повышение продуктивности и рациональное использование лесов. — Свердловск: УЛТИ, 1966. С. 22−23.
  44. .П. Леса Свердловской области / Б. П. Колесников // Леса СССР. М.: Наука, 1969. Т. 4. С. 64−124.
  45. .П. Лесорастительные условия и типы лесов Свердловской области: Практическое руководство / Б. П. Колесников, P.C. Зубарева, Е. П. Смолоногов. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1973. 178 с.
  46. .П. О научных основах биологической рекультивации техногенных ландшафтов / Б. П. Колесников // Проблемы рекультивации земель в СССР. Новосибирск, 1974а. С. 12−25.
  47. .П. Рекультивация техногенных ландшафтов / Б. П. Колесников // Человек и среда обитания. Л., 19 746. С. 220−232.
  48. Г. Е. Лесоведение и дендрохронология / Г. Е. Комин // Лесоведение. 1968. № 4. С. 78−86.
  49. Г. Е. Применение дендрохронологических методов в экологическом мониторинге лесов / Г. Е. Комин // Лесоведение. 1990. № 2. С. 3−11.
  50. Л.В. Ботаника с основами экологии / Л. В. Кудряшов, Г. Б. Радионова, М. А. Гуленкова, В. Н. Козлова. М., 1979. 320 с.
  51. Ю.З. О фитотоксичности почв, измененных промышленными дымовыми выбросами на Урале /Ю.З. Кулагин // Растения и промышленная среда. Свердловск: УрГУ, 1974. С. 56−64.
  52. Ю.З. Древесные растения и среда / Ю. З. Кулагин. М.: Наука, 1974. 123 с.
  53. Ю.З. Индустриальная дендроэкология и прогнозирование / Ю. З. Кулагин. М.: Наука, 1985. 117 с.
  54. Е.М. Основные закономерности растительных сообществ и пути их изучения / Е. М. Лавренко // Полевая ботаника. М., Л.: Изд-во АН СССР, Т. 1., 1959. С. 13−70.
  55. .А. Почвы Свердловской области / Б. А. Лебедев // Природа Свердловской области. Свердловск: Кн. изд-во, 1958. С. 77−85.
  56. И.Я., Оценка влияния автотранспорта на лесонасаждения / И .Я. Лиепа, Т. Х. Гайтниекс, Г. К. Реке // Экология. 1983. № 6. С. 39−43.
  57. Н.В. Изменчивость прироста деревьев / Н. В. Ловелиус // Дендроиндикация природных процессов и антропогенных воздействий. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. 230 с.
  58. H.A. Влияние рубок ухода в сосновых молодняках на развитие травяно-кустарничкого покрова / H.A. Луганский, Г. П. Макаренко, Н. В. Пешкова // Леса Урала и хозяйство в них. Свердловск, 1978. Вып. 11. С. 111 117.
  59. H.A. Структура и динамика сосновых древостоев на Среднем Урале / H.A. Луганский, З. Я. Нагимов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994. 140 с.
  60. А.Б. Влияние автомагистрали на почвенно-экологические условия сосновых насаждений / А. Б. Лысиков // Лесоведение. 1996. № 2. С. 7384.
  61. А.Б. Динамика загрязнения почв сосновых насаждений в зоне Московской кольцевой автодороги / А. Б. Лысиков // Лесоведение. 2005. № 5. С. 18−24.
  62. А.Г. Лесоводственно-экономическая эффективность рубки обновления в сосняках на Среднем Урале: дис.. канд. с.-х. наук. Екатеринбург, 2004. 256 с.
  63. С.М. Дендроиндикация динамики состояния сосновых насаждений Центральной лесостепи: Монография / С. М. Матвеев. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. 272 с.
  64. П.Н. Влияние автострады на нижние ярусы лесной растительности охраняемой территории / П. Н. Меланхолин // Мониторинг состояния природно-культурных комплексов Подмосковья: Тез. докл. науч. прак-тич. конф. ML, 1999. С. 57−58.
  65. П.Н. Изменение лесной растительности и почвы под влиянием Московской кольцевой автодороги / П. Н. Меланхолин, А.Б. Лыси-ков // Лесоведение. 2002. № 4. С. 53−60.
  66. С.Л. Закономерности трансформации предтундровых и таежных лесов в условиях аэротехногенного загрязнения / С. Л. Менщиков, А. П. Ившин. Екатеринбург: УрО РАН, 2006. 294 с.
  67. Микроэлементы в почвах Советского Союза / Под ред. В. А. Ковды, Н. Г. Зырина. М.: Изд-во МГУ, 1973. 282 с.
  68. .Н. Толковый словарь современной фитоценологии / Б. Н. Миркин, Г. С. Розенберг. М.: Наука, 1983. 178 с.
  69. З.Я. Таксация леса: Учебн. пособие / З. Я. Нагимов, И.Ф. Ко-ростелев, И. В. Шевелина. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2006. 300 с.
  70. М.В. Охрана окружающей природной среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог: Учеб. пособие / М. В. Немчинов, В. Г. Систер, В. В. Силкин. М., Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2004. 204 с.
  71. В.Г. Общее лесоводство / В. Г. Нестеров. М.: Гослесбумиздат, 1954. 645 с.
  72. Е.М. Загрязнение природной среды свинцом от выхлопных газов автотранспорта / Е. М. Никифорова // Вестн. МГУ, Сер. геогр. 1975. № 3. С. 28−36.
  73. B.C. Школьный атлас определитель высших растений: Книга для учащихся / B.C. Новиков, И. А. Губанов. М.: Просвещение, 1985. 239 с.
  74. Нормативно-справочные материалы по таксации лесов Урала: Учебное пособие / З. Я. Нагимов, JI.A. Лысов, И. Ф. Коростелев, C.B. Соколов, В. М. Соловьев, Б. С. Фимушин, И. В. Шевелина, Г. В. Анчугова. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. университет. 2002. 160 с.
  75. ОДМ 218.011−98. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог. Изд. офиц. отрасл. дорож. методика. М., 1998. 52 с.
  76. ОДН 218.5.016−2002. Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги. Изд. офиц. отрасл. дорож. нормы / М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). М., 2003. 44 с.
  77. ОСТ 56−69−83 Пробные площади лесоустроительные. Метод закладки. М., 1983. 60 с.
  78. Определитель сосудистых растений Среднего Урала / П. Л. Горчаковский, Е. К. Шурова, М. С. Князев и др. М.: Наука, 1994. 525 с.
  79. Основные положения организации и ведения лесного хозяйства Свердловской области. Екатеринбург, 1995. 526 с.
  80. Г. С. Почвы / Г. С. Погодина, H.H. Розов // Урал и Приуралье. М.: Наука, 1968. С. 167−210.
  81. Ю.И. Состояние сосновых насаждений в условиях автотранспортного загрязнения: автореф. дис. канд. с.-х. наук. Архангельск, 2008. 21 с.
  82. Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования. Утв. Постановл. Правительства РФ от 01.01.98 № 1420. М., 1999. 9 с.
  83. A.C. Лесная ботаника. Систематика растений: Учеб. пособие / A.C. Родионова. Л.: РИО ЛТА, 1976. 100 с.
  84. Г. К. Горно-лесные почвы южной тайги Среднего Урала и взаимосвязь их с лесной растительностью: автореф. дис. канд. с.-х. наук. Свердловск, 1967. 20 с.
  85. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федер. закон: принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. М.: от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
  86. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 8 ноября 2006 г.: одобр. Советом Федерации 24 ноября 2006 г. М.: от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
  87. В.Е. О методике изучения влияния колебаний климата на ширину годичных колец деревьев / В. Е. Рудаков // Бот. Журн. 1958. Т. 43, № 12. № 3. С. 75−79.
  88. Г. П. Природные аспекты рекреационного использования леса / Г. П. Рысин, Л. П. Рысина. М., 1987. С. 26−25.
  89. Л.Е. К оценке уровней содержания свинца в почвах техногенных ландшафтов (Белгородская и Курская области) / Л. Е. Савельева // Тяжелые металлы в окружающей среде. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 63−69.
  90. Санитарные правила в лесах России М: Наука. 1998. 16 с.
  91. Ю.Д. Экологическая безопасность на автомобильных дорогах: Учеб. пособие / Ю. Д. Силуков. Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2004. 173 с.
  92. Состояние природной среды в СССР в 1988 году: Межведомственный доклад. М.: Лесн. пром-сть, 1990. 176 с.
  93. Справочник по климату СССР: Ветер. Л., 1966. Ч. III. 106 с.
  94. В.П. Изменение радиального прироста деревьев в зоне действия промышленного загрязнения / В. П. Стравинскене // Лесн. хоз-во. 1987. № 5. С. 34−36.
  95. В.Н. Методические указания к изучению типов леса / В. Н. Сукачев, C.B. Зонн. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 104 с.
  96. В.И. О влиянии автотранспортного загрязнения на сосновые насаждения зеленой зоны г. Воронежа / В. И. Таранков, С. М. Матвеев. М.5 Деп. в ВИНИТИ 10.06.92, № 910-лх 92. 1992. 8 с.
  97. В.В. О выделении новой отрасли ботанических знаний — промышленной ботаники / В. В. Тарчевский // Растительность и промышленные загрязнения / Охрана природы на Урале. Свердловск, 1970. Вып. VII. С. 5−9.
  98. Н.И. Очерк истории сбережения лесов на Урале (практические рекомендации) / Н. И. Теринов // Развитие лесообразовательного процесса на Урале. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1977. С. 154−165.
  99. В.П. Почвы таежной зоны Урала и Зауралья / В. П. Фирсова. М.: Наука, 1977. 176 с.
  100. О.Г. Влияние на лесные почвы загрязнения серой в комплексе с тяжелыми металлами / О. Г. Чертов, И. В. Лянгузова, В. Д. Друзина, Г. П. Меньшикова // Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. Л., 1990. С. 65−72.
  101. А.И. Экологическая безопасность автомобиля: Учеб. пособие / А. И. Шкаленко. Екатеринбург. Урал. гос. лесотехн. ун-т., 2007. 104 с.
  102. С.Г. Дендрохронология, ее принципы и методы / С. Г. Шиятов // Зап. Свердловского отд-ния Всесоюз. бот. об-ва. Свердловск, 1973. Вып. 6. С. 53−81.
  103. Г. С. Особенности атмосферной циркуляции / Г. С. Хале-вицкая // Климат Свердловской области. JL, 1981. С. 17−33.
  104. Р.А. Дендрохронологические методы в системе мониторинга лесных экосистем / Р. А. Юкнис // Проблемы дендрохронологии и дендрок-лиматологии: Тез. докл. 5-го всесоюз. совещ. Свердловск, 1992. № 10. С. 6.
  105. Ф.А. Аккумуляцыя свшцу у люцях (¡-глщы) дрэу // Весщ АН БССР. Сер. бгял. 1988. № 2. С. 16−18.
  106. David D.A., Williams С.Р. Heavy metal contents of soil and plants adjacent to the Hume Highway near Marulan // Science. 1975. V. 15. N 74 P. 86−98.
  107. Dorr H., Munnich K.O. Lead and cesium transport in European forest soils // Water, Air and Soil Pollution. 1991. Y. 57−58. P. 809−818.
  108. Moloney K.A., Stratton L J., Klein R.M. Effects of simulated acidic, metal-containing precipitation on coniferous litter decomposition // Can. J. Bot. 1983. V. 61. № 12. P. 3337−3342.
  109. Nogel P. Auskeilende und fehlende Jahrrinde in absterbenden Tannen (Abies alba Mill) // Allg. Forstzeitschrift. 1981. B. 36, № 28. S. 709−711.
Заполнить форму текущей работой