Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концептуальные положения субъектно-деятельностного подхода (C.JI. Рубинштейн. К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. А. Петровский, Д.Н. Завалишина), положения о развитии личности в процессе профессионализации (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, А. К. Маркова, А.Р. Фонарев), о личностных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Проблема исследования профессионального самоопределения в современной психологической науке
    • 1. 2. Психологическая готовность современного юношества к профессиональному самоопределению
    • 1. 3. Психологические особенности проявления активности личности в процессе профессионального самоопределения
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Психологические условия развития профессиональной личности студента ВУЗа
    • 2. 2. Формирование профессиональной направленности как психологический механизм профессионального развития личности
    • 2. 3. Технологии психолого-педагогического сопровождения личностнопрофессионального самоопределения студентов
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
    • 3. 1. Общая организация исследования
    • 3. 2. Изучение ценностных ориентаций и социально-психологических установок студентов агроинженерного ВУЗа
    • 3. 3. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов
    • 3. 4. Результаты контрольного этапа эксперимента
  • ВЫВОДЫ

Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход высшего образования к парадигме «образование в течение всей жизни» характеризуется усилением его студентоцентрированной направленности. Современное высшее образование призвано работать на будущее и в силу этой своей миссии должно опережать систему требований, предъявляемых «здесь и сейчас».

В настоящее время остро стоит проблема создания условий в образовательной системе вуза для успешного личностно-профессионального самоопределения студентов. Однако система высшего образования не ставит специальной задачи по формированию и развитию у студентов способности прогнозировать свой жизненный путь, отыскивать уникальные смыслы своей жизнедеятельности.

В условиях динамически изменяющихся реалий современного мира традиционные и привычные ценностные нормы и стереотипы не могут служить ориентиром для развивающейся личности, прикладывающей значительные усилия для отыскания своего жизненного пути. Для реализации столь сложной задачи необходимо формировать особые ценностно-смысловые установки к жизни, к своему опыту, выстраивать свою личностную позицию, диктующую потребность в осмыслении событийного ряда своего прошлого и будущего. В этой связи изучение особенностей становления личностно-профессионального самоопределения студентов разных профилей и направлений играет особую роль.

Самоопределение студента относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих.

В отечественной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это исследования Э. Ф. Зеера, Е. И. Головахи, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. И. Митиной, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных вопросам профессионального самоопределения, нерешенными остаются вопросы как о сущности, так и о взаимосвязи личностных и собственно профессиональных компонентов самоопределения. Становится очевидной необходимость разработки специальных методов и способов психологического сопровождения и поддержки развивающейся личности, которые бы создали условия для развития способности прогнозировать и осмысливать последующие этапы своей жизни и формировать профессиональный образ Я.

Психологическое сопровождение рассматривается в психологической науке (И.Г. Дубов, Е. С. Кузьмина, Н. Н. Нечаев, Л. А. Петровская, Р.В.Овчарова) как длительный процесс, осуществляемый на всех этапах личностного и профессионального развития учащихся и студентов.

Самоопределение личности студента предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация, так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация. Идентификация вслед за подражанием выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного, поскольку в их основе лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации.

Фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации (С.Л.Рубинштейн, Л. И. Божович,.

JI.M. Митина, А. Маслоу, С. Адлер). Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики личности: направленность, компетентность и эмоциональная и поведенческая гибкость. Каждая интегральная характеристика рассматривается в качестве сочетания или комбинации значимых личностных качеств, существенных для успешного выполнения деятельности в рамках той или иной конкретной профессии. Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности профессионала является осознание необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т. е. повышение уровня профессионального самосознания (Л.М. Митина).

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у студента сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

Если ВУЗ будет ориентирован лишь на передачу знаний, умений, навыков, то молодое поколение останется не подготовленным к новым ситуациям, которые не могли быть предусмотрены в ходе любого обучения. Отсюда вытекает необходимость психологического сопровождения как процесса обучения, так и личностно-профессионального самоопределения и становления студентов. Задача же педагогов состоит в том, чтобы создать условия для развития у студента способности к самоизменению.

На различных этапах профессионального становления специалистов профильных Вузов неизбежно возникают психологические проблемы, обусловленные содержанием и особенностями процесса его профессионально-личностного самоопределения. Позитивную роль в преодолении этих проблем, достижении вершин самореализации может сыграть комплексное психологическое сопровождение процесса профессионального становления, которое должно осуществляться с опорой на личностный потенциал студента.

Решение ряда теоретических и практических вопросов профессиональной подготовки студентов сельскохозяйственной направленности сдерживается рядом противоречий между:

— потребностью современных сельхозпредприятий в специалистах способных к реализации современных технологических и управленческих методов и возможностью профильных вузов удовлетворить данным требованиямнеобходимостью реализовать комплексное психологическое сопровождение процесса личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного профиля и недостаточной разработанностью научно-теоретических и практических основ этой деятельноститребованием внедрять новое содержание психологического обеспечения образовательного процесса в высшей школе и недостаточной разработанностью психологических технологий данного процесса.

Актуальность исследования обусловлена недостаточностью исследований психологического сопровождения становления специалиста-аграрного профиля, его личностных и собственно профессиональных компонентов самоопределения в процессе обучения в ВУЗе.

Цель исследования: изучить особенности психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного профиля в процессе вузовского обучения.

Объект исследования: студенты агроинженерного вуза. Предметом исследования выступает процесс личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного вуза.

Гипотезы исследования: — психологическое сопровождение студентов на этапе обучения в ВУЗе обуславливает оптимизацию личностно-профессионального самоопределения студента, формирование образа Я успешного профессионала, его ценностных ориентаций и жизненных смысловs.

— личностно-профессиональное самоопределение студента агроинженерного вуза является динамичным процессом, детерминируемым спецификой профессиональной деятельности, совокупностью психологических характеристик студента и среды его профессионального развития;

— процесс личностно-профессионального самоопределения студентов связан с изменением ценносто-мотивационной сферы личности и формированием образа мира, включающего ценности природного мира и бережное отношение к нему.

Теоретические задачи: осуществить теоретический анализ основных подходов к исследованию человека как активного субъекта жизни и профессиональной деятельности;

— рассмотреть и проанализировать основные подходы психологической науки к проблеме личностно-профессионального самоопределенияпроанализировать проблему психологического сопровождения личности в процессе ее профессионального развития;

— определить влияние профессиональной подготовки студента агроинженерного ВУЗа на его образа мира.

Методические задачи:

— определить последовательность этапов эмпирического исследования;

— сформировать методические и диагностические пакеты для исследования особенностей личностно-профессионального самоопределения студентов на этапе обучения в ВУЗеразработать программу психологического сопровождения, способствующую формированию условий (внутренних и средовых) личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного профиля;

Эмпирические задачи:

— изучить особенности самоопределения студентов агроинженерного ВУЗа в зависимости от курса обучения;

— изучить особенности ценностно-мотивационного отношения к себе в зависимости от типа выбранной профессииосуществить программу психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов на различных этапах обучения;

— проследить динамику изменений личности студента под влиянием психологического сопровождения;

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концептуальные положения субъектно-деятельностного подхода (C.JI. Рубинштейн. К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. А. Петровский, Д.Н. Завалишина), положения о развитии личности в процессе профессионализации (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, А. К. Маркова, А.Р. Фонарев), о личностных детерминантах профессионального выбора и личностной активности как важнейшем условии профессионального становления (Е.А. Климов, Дж. Холланд), отечественные и зарубежные концепции личностной идентичности (Э. Эриксон, К. Роджерс, З.И. Рябикина), представления о профессиональном самосознании (профессиональном Я) и рефлексии как важнейших регуляторах процесса профессионально-личностного самоопределения (Н.С. Пряжников, Л. М. Митина, М. Ю. Кузьмина. Б. А. Ясько, Д. Сьюпер), концепции психологического сопровождения профессиональной деятельности (Г.С.Никифоров).

Методы исследования. Использовался теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования. В ходе эмпирического исследования был использован комплекс методов, позволивших реализовать поставленные задачи, обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов: наблюдение, опрос, интервью, тестирование, формирующий эксперимент, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. В соответствии с программой эмпирического исследования была применена группа психодиагностических методик: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика.

Ценностные ориентации" М. Рокича, вариант теста «Незаконченные предложения» для исследования образа мира студентов, методика О. Ф. Потемкиной для изучения социально-психологических установок студентов.

Обработка результатов осуществлялась с использованием стандартного пакета статистических программ Statistica 6.0. с учетом современных требований к методам математической обработки в психологии.

Этапы исследования. Исследование проходило в несколько этапов. Первый этап (начало 2004 г.) включал осознание проблемной ситуации, постановку исследовательской проблемы, определение целей и задач, выдвижение гипотезы, анализ научной литературы по обозначенной проблеме, формирование теоретических и методологических подходов к исследованию, выбор экспериментальной базы.

На втором этапе (сентябрь 2004 г.) осуществлялось экспериментальная работа: проведена психологическая диагностика адаптации студентов к обучению в вузе, изучены показатели самоопределения (ценностно-мотивационные ориентации и установки, направленность межличностного общения, образ Я.

Третий — формирующий этап 2004;2008 годы реализация комплексной программы психологического сопровождения (консультации, беседы, лекционно-практические, тренинговые занятия, деловые игры), отслеживание динамики показателей личностно-профессионального самоопределения студентов.

На четвертом этапе (2008 год) проводился анализ и обобщение результатов, полученных за период активной экспериментальной работы.

Научная новизна работы: определено содержание и направления психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов на этапе вузовского обучения;

— впервые использован комплексный подход в исследовании психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов, включающий ценностно-смысловой, мотивационный компоненты и учитывающий личностные характеристики, индивидуально специфические особенности деятельности студентов на разных курсах обучения;

— содержательно дополнены и определены условия развивающей образовательной среды ВУЗа, способствующие успешному личностно-профессиональному самоопределению студентов агроинженерного профиля;

— сконструированы и описаны психологические портреты студентов разных профилей агроинженерного вуза.

Теоретическая значимость исследования: выявлены и теоретически обоснованы психологические детерминанты личностно-профессионального самоопределения студентов на этапе вузовского обучения;

— определены основные компоненты образовательной среды, предоставляющие возможности для профессионального и личностного развития студентов будущих специалистов;

— расширены и уточнены теоретические основы становления личности профессионала в контексте развивающей среды ВУЗа;

— разработана и теоретически аргументирована комплексная программа психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов на раннем этапе профессионализации;

Практическая значимость исследования: основной областью приложения полученных в ходе исследования результатов явилось их применение в экспериментальной программе психологического сопровождения процесса личностно-профессионального самоопределения студентов университета аграрного профиляполученные результаты исследования могут быть использованы для решения задач совершенствования психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения и развития специалистов аграрного профиля на разных этапах профессионального обучения (вузовское, поствузовское, повышение квалификации) — диагностируемые проблемы личностно-профессионального самоопределения студентов на разных курсах обучения могут быть использованы для выявления студентов, нуждающихся в целенаправленном психологическом сопровождении;

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении базовых курсов психологии развития, педагогической психологии, акмеологии, а также в работе психологической службы ВУЗа. Достоверность результатов исследования обеспечена выбором и обоснованием исходных методологических принциповкорректной организацией опытно-экспериментальной работыиспользованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, значимой по объему выборкой участвующих в исследованиях респондентов, применением математико-статистических методов анализа полученных данных.

Экспериментальная база исследования.

Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), студенты 1−4 курсов агрономического и инженерного факультетов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в выступлениях автора на конференции «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2005 год) — в Материалах V зимней научно — практической психологической сессии «Психологическое образование как система психотехник развития личности». (Пятигорск, 2005;2006 год) — в Университетских чтениях — 2005 (Пятигорск) — в материалах научно-практической конференции «Университетская наука-региону» (Ставрополь, 2006 год) — в Материалах VI зимней научнопрактической психологической сессии «Психологическое образование как система психотехник развития личности» (Пятигорск, 2006 год). Результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях и научно-методических семинарах кафедры психологического консультирования Пятигорского государственного лингвистического университета, на кафедре педагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного университета. Материалы исследования внедрены в учебный процесс в Ставропольском государственном аграрном университете.

Положения, выносимые на защиту: психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения выступает, как практико-ориентированная стратегия развития и саморазвития субъекта профессионального обучения в студенческом возрасте;

— личностно-профессиональное самоопределение определяется комплексом психологических детерминант, включающих специфику будущей профессиональной деятельности, характеристики субъекта учебной деятельности (ценностно-смысловой, мотивационной, динамический компоненты) и наличием развивающей образовательной среды ВУЗа;

— период обучения в ВУЗе является наиболее значимым этапом личностно-профессионального самоопределения студентов, в ходе которого происходят изменения ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности студента на различных этапах обучения. Для профессий агроинженерного профиля адекватным является образ мира, ориентированный на экологическое отношение к окружающему мирупризнание ценности природного мира и бережное к нему отношение. Публикации: по материалам исследования опубликовано 9 работ, общим объемом (5,35 п.л.).

Объем и структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Основной объем рукописи составляет 158 страниц текста. Работа содержит 5 таблиц, библиографический список из 212 наименований.

Выводы по 3 главе.

Теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы позволил определить условия и технологии, оказывающие стимулирующее действие на процесс личностно-профессионального самоопределения студентов на стадии обучения в вузе.

Апробированная программа психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов была разработана на основе теоретического анализа проблем особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных курсах обучения и данных проведенного эмпирического исследования.

Реализация программы психологического сопровождения осуществлялась с учетом специфики учебной развивающей среды вуза, рассматриваемой как системное образование, обеспечивающее многоуровневое и комплексное изменение в психической организации студента при его собственном активном и непосредственном участии в данном процессе.

При реализации программы психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов были получены результаты, свидетельствующие о продуктивном личностно-профессиональном развитии испытуемых.

В процессе апробации программы было установлено, что условия эффективности психологического сопровождения в организационном плане определяются:

— системностью и целенаправленностью действий;

— аксиологической, личностно-ориентированной направленностью профессионального обучения;

— ориентацией на развитие индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении каждого студента;

— экологической направленностью содержания образования;

— партнерским взаимодействием в системе «преподаватель-студент».

Проведенные занятия помогли студентам разобраться в своих отношениях с окружающими, осмыслить направленность социально-психологических установок и изменить их.

В экспериментальной группе изменились ранги ценностей, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов: максимально повысился уровень значимости таких ценностей, как «интересная работа», «красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)», «продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)». При этом значимые для юношей ценности «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «наличие хороших и верных друзей» также входят в ранг приоритетных.

Таким образом, мы видим, что в результате развивающей работы с испытуемыми экспериментальной группы удалось добиться продуктивного изменения в их системе ценностейпричем, в этой системе нет односторонности и студенты принимают как индивидуально-личностные ценности, так и ценности деловых отношений, ценности, связанные с их будущей профессией.

Экспериментальные данные показали наибольшие изменения в модальности отношения испытуемых к самому себе и окружающему миру. Сумма положительных оценок испытуемыми различных аспектов окружающего мира после проведения развивающих занятий почти в два раза выше, чем до их начала. И, соответственно, снизился уровень отрицательных оценок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения будущих специалистов аграрного профиля становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в области сельского хозяйства.

Проведенное теоретико-эмпирическое исследование показало, что профессиональная подготовка специалистов в современных условиях вуза требует переосмысления содержания реализующихся в образовании процессов и пересмотра техник и технологий их обеспечивающих. Теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы позволил определить условия, способствующие оптимизации личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного профиля на этапе вузовского обучения, с учетом профиля поучаемой профессии.

В процессе исследования было установлено, что:

— Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением, является его частью. В этой связи, особенности структуры и закономерности профессионального и личностного самоопределения необходимо учитывать на ранних стадиях профессионализации.

— Важнейшим аспектом профессиональной подготовки студентов аграрного профиля является аксиологическая направленность обучения, предполагающая обращение к ценностным, личностно-смысловым аспектам учебно-профессиональной деятельности студентов. Освоение гуманистического содержания системы ценностей и смыслов будущей профессиональной деятельности, развитие экологического сознания выступает как необходимая часть их профессиональной подготовки.

Ценностно-нравственная составляющая профессионального самоопределения на этапе обучения в вузе, как качественная характеристика этого процесса, определяет тип профессионального самоопределения студентов и влияет на его эффективность через изменение смысловой составляющей. Выполняя смыслообразующую функцию профессионального самоопределения, она придает смысл выполняемой деятельности, выделяет ее ценности-цели и обеспечивает ценности-средства для достижения обозначенных целей.

— Несформированность субъектных качеств личности студента влияет на успешность его личностно-профессионального самоопределения. Неуспешность самоопределения обуславливается завышенными притязаниями к жизни, ориентацией на исполнительность, нивелированием ценностей трудолюбия и настойчивости, способности преодоления трудностей.

— Программа комплексного психологического сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов должна учитывать особенности процесса профессионализации студентов на этапе профессионального обучения и осуществляться поэтапно.

— Процесс личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного вуза связан с формированием соответствующего выбранному ими типу профессии ценностно-мотивационного отношения к себе и к миру. Работа по обеспечению профессионального самоопределения должна учитывать и присущий данному типу профессий образ мира, согласующийся с основными характеристиками профессиональной направленности личности.

— Для профессий агроинженерного профиля адекватным является образ мира, ориентированный на экологическое отношение к окружающему мирупризнание ценности природного мира и бережное к нему отношение. В сферу этого отношения естественным образом включаются и другие люди, отношение к которым у профессионала данного профиля основывается на умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки и связано с развитием эмпатии, чуткости в межличностных взаимоотношениях.

Становление личностно-профессионального самоопределения на завершающем этапе обучении, при условии организованной психологической помощи, связано с гармонизацией структуры ценностных ориентаций, их большей определенностью, устойчивостью и адекватностью процессу дальнейшего личностно-профессионального развития.

Психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессио-нального самоопределения студентов обеспечивает актуализацию и развитие индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении, формирование социально-профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентации, инициирующих процессы саморазвития личности будущих специалистов.

— В процессе апробации программы было установлено, что условия эффективности психологического сопровождения в организационном плане определяются:

— системностью и целенаправленностью действийаксиологической, личностно-ориентированной направленностью профессионального обучения;

— ориентацией на развитие индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении каждого студента;

— партнерским взаимодействием в системе «преподаватель-студент.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) Текст. Ростов н/Д., 2003.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Текст. М., 1991.
  3. Абульханова-Славская К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения Текст. // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 2002.
  4. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности Текст. // Психол. журнал 1984. Т.5. № 5.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. Текст. М.: Просвещение, 1977. — 272 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Текст.- Л.: Наука, 1989.287 с.
  7. .Г., Дворяшина М. Д., Кудряшова Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Текст. М.: Просвещение, 1968. -335с.
  8. Е.А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений). Текст. М.: МГУ, 1999.- 104 с.
  9. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности Текст. // Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 66−76.
  10. Ю.Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира. Текст. /В кн.: Мышление, общение: активное взаимодействие с миром. Сб. науч. тр. / Яросл. гос. ун т. Ярославль, 1988. С. 52 — 65.
  11. П.Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности Текст. // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  12. Е.Ф., Голынкина Е. Л., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля Текст. // Психологический журнал. 1984. — № З.-с. 152−162.
  13. Э. Мир труда и профессий: приоритетные направления Текст. //Школа. 1995. — № 1. — с. 56.
  14. И.Банковский А. Н. Вопросы профориентации и выбора профессии в трудах зарубежных педагогов Текст. // Советская педагогика. 1980. — № 2. -с. 4.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества Текст.- М, 1979
  16. В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Текст. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1995. — 160 с.
  17. БерулаваМ.Н. Педагогика и психология менеджмента. Текст. -Барнаул, 1995.-138 с.
  18. В.А. Основные принципы системы разработки профотбора. Текст. М.: Экономика, 1985. — 144 с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Инст-т практ. психол. Воронеж: НПО МОДЕК, 20.1997.-352 с.
  20. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. Текст. М.: Знание, 1991 .-78 с.
  21. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. Текст. / Вопросы психологии. 1990. — № 1.
  22. А.А. Понимание и общение. Текст. М.: Знание, 1988.
  23. Т.М., Любимова Г. Ю., Михеев В. А., Родина О. Н. Конфликты в разнотипных профессиях Текст. // Мир психологии. 1997 — № 3. — С. 81−94.
  24. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности Текст. //Вопросы психологии. 2002. — № 2. — с. 28−39.
  25. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». Текст. 3-е изд. — М.: Ин-т практ. психологии.- Воронеж, 2004. 464 с.
  26. Н.А. Трансформация системы ценностных ориентаций студенчества Текст. / Н. А. Вершинина //Ломоносовские чтения. 2002. -Т. 1 //Интернет: http://lib.socio.msu.ru/l/library.
  27. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. Текст. М., 1990.-288с.
  28. А.Н. Психодиагностика. Современная психология. Справочное руководство. Текст. М.: ИНФРА-М, 1999. — 202 с.
  29. У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. Текст. М., 1968. — 154 с.
  30. Л.С. Педагогическая психология. Текст. М.: Педагогика, 1999. -209с.
  31. Л.С. Собрание сочинений в 6 тт. Текст. Т. 1. М., 1982.
  32. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Текст. Киев, 1984.
  33. В.А. Системные описания в психологии. Текст. Л.: ЛГУ, 1984.- 226 с.
  34. С.Г. Психология в применении к авиации Текст. // Информационный бюллетень авиационной медицины. 1946. — № 1. — с. 20−28.
  35. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. // Вопросы психологии, 1988, № 2.
  36. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. // Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 43.
  37. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации). Текст. М.: Педагогика, 1990.-158с.
  38. О.В. Исследование особенностей профессиональной направленности личности старшеклассников Текст. // Университетскиечтения 2005. Материалы научно-практических чтений ПГЛУ. — Часть IV. — Пятигорск: ПГЛУ, 2005. — с. 79−81.
  39. О.В. Проблема формирования профессионально-перцептивной культуры специалиста образования Текст. // Вестник Пятигорского лингвистического университета. 2004. — № 1.-е. 73−76.
  40. К.М. Проблемы дифференциальной психологии. Текст. Москва-Воронеж, 1998.-3 84с.
  41. В.И., Сергеев Н. К., Сериков В. В. Организационно-управленческие механизмы развития региональной системы образования на основе концепции личностного подхода Текст. // Непрерывное психологическое образование. Волгоград, 1994. — С. 9−11.
  42. Дильтей В. Категория жизни Текст. // Вопросы философии 1995, № 10 с.129−144
  43. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Текст. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — 224 с.
  44. В.Н. Психология общих способностей. Текст. 2-е изд. — СПб.: Питер, 1999.-3 59с.
  45. В.Н. Экспериментальная психология. Текст. С-Пб., 2002. — 320 с.
  46. И.В. Формирование личности старшеклассника. Текст. -М.: Знание, 1989.
  47. Н.А. Динамика ценностных ориентаций в российском обществе. Текст. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006
  48. А.Л., Купрейченко А. Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта Текст. / Психологический журнал 2008 том 29, № 2
  49. Забота поддержка — консультирование Текст. // Новые ценности образования. Вып. 6. — М., 1996.
  50. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. Текст. -Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.
  51. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности Текст. //Психологический журнал, 1997, т. 18, № 6. С. 3544.
  52. О. И. Новиков В.В. Шорохова Е. В. Особенности психологии крестьянства. Текст. -М., 1983.С.118 -124.
  53. Н. Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Текст. Вологда, 1984. Деп. в ИНИОН. № 17 012.
  54. , Т.Г., Максимова, О.А., Хамзина, Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов Текст. /Т.Г. Исламшина, О. А. Максимова, Г. Р. Хамзина [Текст] // Социс. № 6. — 1999. — С. 132−136.
  55. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. Текст. -М.: Современное образование, 2001. 204 с.
  56. JI.A. Основы подготовки учащихся к выбору профессии. Текст. Авто-реф. докт. дисс. — Вильнюс, 1990. 158 с.
  57. С.Б. Мотивация труда. Текст. М.: Институт психологии РАН, 1998. -268с.
  58. А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Текст. -Ярославль: ЯФГУ, 1988. 140 с.
  59. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен Текст. // Психологический журнал, 1988, т. 9, № 5. С. 120.
  60. И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в странах запада. Текст. М., 1986. — 132 с.
  61. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа Текст. // Психол. журн. 1993. — т.14. — № 4. — С. 130−136. 65. Климов Е. А. Как выбирать профессию. [Текст] - М.: Просвещение, 1984. — 158 с.
  62. Е.А. Психология профессионала. Текст. М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  63. Е.А. Введение в психологию труда. Текст. М.: МГУ, 1998.- 197 с.
  64. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учебное пособие. Текст. -М.: МГУ, 1995. 224 с.
  65. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Текст. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512с.
  66. Е.А. Психология профессионала. Текст. М., — Воронеж, 1996.
  67. Л.Н. Человек и его судьба. Текст. М., 1988.
  68. А.Н. Трудовая карьера. Текст. М., 1992. — 142 с.
  69. Л. Образовательно-развивающий комплекс профориентации Текст. // Школа. 1995. — № 1. — с. 53−60.
  70. И.М., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития Текст. // Вопросы психологии. 1985. — № I.e. 45−68.
  71. Кон И. С. Психология ранней юности. Текст. М.: Просвещение, 1989.- 225 с.
  72. И.М. Диагностика профессиональных установок подростков Текст. // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 22−30.
  73. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека Текст. // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 5−12.
  74. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции Текст. //Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 57−68.
  75. Я.Л. Лонгитюдное исследование формирования личностных характеристик у детейТекст. // Вопросы психологии. 1987. — № 1 — С. 51−56.
  76. Ковалев В. И. Мотивы поведения в деятельности. Текст. М.: Просвещение, 1988. — 266 с.
  77. С. П. Психология формирования профессиональных интересов. Текст. Вильнюс, 1981. — 196 с.
  78. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения Текст. // Вопросы психологии, 1983, № 2.
  79. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения Текст. // Вопросы психологии. 1985. -№ 1. — С. 42−57.
  80. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. Текст. -М.: Политиздат, 1980. 185 с.
  81. Е.А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности. Текст. Автореф.канд. философ, наук. -Новосибирск, 1999.
  82. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века Текст. // Психологический журнал, 2000, том 21, № 3. С. 73−87.
  83. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования Текст. // Вопросы психологии. -1995. -№ 1.- С. 97−110.
  84. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. // Вопросы психологии. 2001. -№ 1.-С. 57−65.
  85. Я. О бедном студенте замолвите слово Текст. // Cosmopolitan. 1996. — июнь. — 134 с.
  86. Е.Б. Самоактуализирующаяся личность Текст. // Научно-техническая революция и социальная психология // Материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. 184с.
  87. .Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии Текст. // Психологический журнал. 1989. — № 4. — С. 34−54.
  88. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  89. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. Текст. М.: Педагогика, 1991. — 296с.
  90. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Текст. -М.: Наука, 1984. С. 92- 96.
  91. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию Текст. / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. -Петрозаводск: Петроком, 1992. 311 с.
  92. Г. Ю. Профессиоведение: конфликтологический подход Текст. // Мир психологии. 1997. — № 3. — С. 62−69.
  93. Н. Ответственность при выборе профессии Текст. // Школа. 1995.-№ 4.-С. 45−60.
  94. Н.В., Пуков В. А. Основы профессионального психофизиологического отбора. Текст. Киев: Наукова думка, 1987. -169 с.
  95. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Текст. Дисс., Л.: ЛГУ, 1982. 160 с.
  96. А.К. Психология профессионализма. Текст. М., 1996.
  97. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса Текст. // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 40−51.
  98. Ю4.Мартынюк И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Текст. -Киев, 1990.
  99. А. Дальние пределы человеческой психики. Текст. СПб., 1997.
  100. Юб.Маслоу А. Мотивация и личность. Текст. М., 1970.
  101. А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности Текст. // Психологический журнал. -1991. -№ 12.-С. 66−75.
  102. Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студентов педагогического вуза: Текст. Дис. канд. псих. наук. Ставрополь, 1999.
  103. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. Текст. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  104. B.C. Психология индивидуальности. Текст. Под ред.Е. А. Климова. М.: Ин-т практич. психол, — 1996. — 448 с.
  105. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Текст. Часть 1. Под ред. А. А. Крылова. JL: ЛГУ, 1974. — 148 с.
  106. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. Текст. М.: Педагогика, 1991.- 152 с.
  107. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. // Вопросы психологии. 1997. — № 4.-С. 28−38.
  108. М.Могилевкин Е. Личностные факторы и карьера Текст. // Прикладная психология и психоанализ, 1998, № 2. С. 23.
  109. В.А. Самофутурирование: путь в профессию Текст. // Мир психологии. 1997.-№ 3. — С. 95−107.
  110. М.П., Вязовец Н. В. Изменение показателей РЭГ и ЭЭГ у студентов с состоянием беспокойства-тревоги в процессе экзаменов Текст. // Проблемы умственного труда. М., 1983. — Вып. 6. — С. 38−48.
  111. В.И., Немчин Т. А. Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика состояния здоровья студентов Текст. // Психологический журнал. 1988. -№ 3. — С. 87−92.
  112. Р.С. Психология. Т. 1, 2, 3. Текст. М.: Владос, 2001. — т. 1. -688 с.
  113. А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе. Психологическое направление. Текст. Таганрог: ТРТИ, 1992. -149 с.
  114. .П. Интеллектуальные игры. Текст. М., 1994. — 176 с.
  115. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Текст. М.: Просвещение, 1989. — 160с.
  116. Г. С. Самоконтроль человека. Текст. Л.: ЛГУ, 1989. -192 с.
  117. П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. Российская Государственная Академия труда и занятости. Текст. М, 2000. -145 с.
  118. Ю.Р. Практические рекомендации по организации проф-ориентационной работы в системе непрерывного психологического образования. Часть 1. Текст. Ставрополь: ИРО, 1994. — 120с.
  119. Обеспечение профессиональной деятельности Текст. / Под ред. Никифорова Г. С. С-Пб., 1991. — 214 с.
  120. В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщенности к ней Текст. //Вопросы психологии. 1981, № 5. С.22−27.
  121. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека Текст. //Вопросы психологии, 1995, № 2. С. 5 19.
  122. А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения Текст. // Вопросы психологии. 1998. — № 3. -С. 137−148.
  123. А.К. Умения саморегуляции в профсамоопределении учащихся Текст. // Вопросы психологии. 1992. — № 1, 2. — С. 52−59.
  124. В. Твои возможности, человек. Текст.- М., 1989. 208 с.
  125. А.В. Развитие личности с позиции социальной психологии Текст. // Вопросы психологии, 1984, № 4. С. 15.
  126. .М. Модульный подход к диагностике и прогнозированию психических и функциональных состояний человека Текст. // Человеко-машинные системы и комплексы принятия решений. -Таганрог: ТРТИ, 1989. С. 71−72.
  127. К.К., Голубев Г. Г. Психология. Текст. М.: Высшая школа, 1977. -192с.
  128. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб, заведений профтехобразования. 2-е издание, перераб. и доп. Текст. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
  129. В.В., Андияшик Д. Ю. Значение уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе Текст. // Проблемы умственного труда. -М., 1983. -Вып. 1. С. 28−38.
  130. Ю.П. Психология профессионального становления личности. Текст. Курск: КГПИ, 1991.
  131. Д.П. Самобытие и жизненный путь личности Текст. // Жизнь. Смерть. Бессмертие. СПб., 1993.
  132. Поиск. Диалоговый автоматизированный психодиагностический комплекс для самоопределения профессиональной направленности личности Текст. / сост. Ю. С. Багимов, З. А. Шакурова. Челябинск: ЧГТУ, 1991.-140 с.
  133. Пол Пауерс и Дебора Рассел. Найди свое дело. Текст. М., 1994. -122 с.
  134. Д.В. Ментальность личности и внутренние механизмы динамики социальной направленности Текст. // Кредо. 2000. — № 20. -с. 11−23.
  135. , В.А., Кондратьева, О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи Текст. / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева [Текст] // Социс. -№ 6. 1999. — С. 96−99.
  136. Практическая психология в развивающем образовательном пространстве. Текст. Коллективная монография. Под ред. Н. М Швалевой. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. — 301с.
  137. Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учеб. Пособие Текст. / Зинченко Т. П., Суходольский Г. В., Дмитриева М. А. и др. Л.: ЛГУ, 1983.-208с.
  138. Проблемы экопсихологии Текст. Учебно-методическое пособие. Под ред. Н. М. Швалевой. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. — 90 с.
  139. Принцип развития в психологии. Под ред. Анцыферовой Л. И. Текст. -М.: Наука, 1978.-368 с.
  140. Профессиональная ориентация молодежи Текст. / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Менщиков и др. М.: Высшая школа. 1989. — 271 с.
  141. Профконсультационная работа со старшеклассниками. Текст. Под ред. Б. А. Федоришина. Киев, 1990. — 274 с.
  142. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для студ. Высш. Уч. Заведений. Текст. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 480с.
  143. Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». Текст. М.: Издво «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352с.
  144. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие № 4. Текст. — М.: Изд-во ИПП, 1977. 64 с.
  145. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Текст. -М.: Воронеж, 1996.
  146. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе Текст. // Вопросы психологии, 1996, № 1. — С. 62−72.
  147. Психодиагностика в тренинге Текст. / Под ред. Хрящевой Н. Ю. — С.Пб.: «Речь», 2001.
  148. Психология. Учебник. Под ред. А. А. Крылова. Текст. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. — 584 с.
  149. Психическая напряженность в трудовой деятельности. Сб. научных трудов Текст. /Под ред. Л. Г. Дикой, А. Н. Занковского. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1989.-300 с.
  150. Психологическое сопровождение выбора профессии. Науч.-метод. пособие Текст. / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  151. Психология труда. Метод, пособие. Текст. / Под ред. Н. М. Швалевой. Пятигорск: ПГЛУ, 2004. — 90 с.
  152. Психология человека от рождения до смерти. Текст. /Под редакцией А. А. Реана. М.: Олма-Пресс, 2001. — 201 с.
  153. Психология. Словарь. Текст. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  154. Психолого-педагогическая поддержка первокурсников в вузе: учебное пособие Текст. / Лобейко Ю. А., Таранова Е. В., Русинова С. В. Ставрополь: АГРУС, 2007.
  155. В.А. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. Текст. М.: МО СССР, 1981. — 174 с.
  156. А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности Текст. // Психологический журнал, том 19, № 4, 1998.-с. 3.
  157. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование Текст. // Социологические исследования, 1996, № 6.
  158. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом Текст. / Пер. с англ. 2-ое изд. М.: Прогресс, 1993. -240 с.
  159. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Текст. -М., 1994.
  160. К. Творчество как усиление себя Текст. / Вопросы психологии, 1990, № 3. 165 с.
  161. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Текст. Краснодар, 1995.
  162. В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности Текст. // Психологический журнал 1984. Т. 5. № 4. С. 65−73.
  163. , А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика Текст. / А.В. Серый- науч. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 272с.
  164. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Текст. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350с.
  165. П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентации молодежи Текст. // Психология личности и образ жизни. М., 1987. -С. 173−175.
  166. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации Текст. // Социологические исследования, 1995, № 4.
  167. С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления Текст. // Мир психологии. 2003. — № 4. — С. 18−31.
  168. Т.В. Особенности личностного самоопределения старшеклассников Текст. // Вопросы психологии, 1998, № 7.
  169. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьномлвозрасте. Текст. I., 1997.
  170. JI.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Текст. С.-Пб.: «Речь», 2001.
  171. А.А. Особенности национальной карьеры: как сделать карьеру в России. Текст. -М., 1999. 233 с.
  172. Д.И. Психология развития личности в отногенезе. Текст. -М., 1989.
  173. А.Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации Текст. // Вопросы психологии, 1997, № 2.- с.18−24.
  174. В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду Текст. // Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С. 12−22.
  175. В.В. Об активизации профессионального самоопределения молодежи Текст. // Проблемы инженерной психологии и эргономики. -Ярославль: Высшая школа, 1977. С. 39−54.
  176. В.В. Психология трудового обучения. Текст. М.: Высшая школа, 2000. — 240 с.
  177. Человек и его работа. /Под ред. Здравомыслова А. Г. Текст. М., 1999. — 485 с.
  178. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. Текст. // Принцип развития в психологии. Под ред. Анцыферовой Л. И. -М.: Наука, 1978.-С. 316−333.
  179. Ю.Н. Открыть человека. Текст. М.: Просвещение, 1991. -208 с.
  180. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: ориентация и управление. Текст. М., 1990. — 157 с.
  181. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Текст. -М., 1981. -96 с.
  182. П.А. О некоторых методологических аспектах проблемы профессионального самоопределения Текст. // Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1974. — С. 63−76.
  183. Г. П. Методология оргуправленческой деятельности. Текст. Набережные челны. 1995.
  184. А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии. Текст. М.: Наука, 1990. — 95 с.
  185. Шуева-Филатова М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Текст. Нальчик: Эльбрус, 1987.-201 с.
  186. Г. П. Избранные труды. Текст. М: Шк.Культ.Полит., 1995. -300с.
  187. Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) Текст. М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  188. Э. Детство и общество. Текст. СПб.: Питер, 2000. — 210 с.
  189. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Текст. М.: Наука, 1978.-391 с.
  190. Р.К. Управленческое консультирование: Теория и практика. Текст. -М., 1988.-173 с.
  191. А.В., Зотова А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов Текст. // Социс.- 1997, № 3.
  192. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени Текст. М.: Прогресс, 1994.- 140 с.
  193. И.Ф. Социальная идентичность личности. Текст.- М., 1994. -210 с.
  194. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. Текст. М.: Просвещение, 1991. — 142 с.
  195. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. Текст. М., 1966. -321 с.
  196. И.С. О модели личностно-ориентированного обучения. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Часть 1. Текст. Тула: ТГПИ, 1994. -234с.
  197. , М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. /М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204с.
  198. Ясвин В. А. Проектирование и моделирование образовательной среды. Текст. -М.: Молодая гвардия, 1997. 247 с.
  199. Anastasi, (1996). Psychological testing. (7th ed). Текст. New York Macmillan.
  200. Flavell, J.H., Miller, P.H., & Miller, S.A. (1993). Cognitive development (3rd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Текст. Prentice Hall.
  201. Gleitman H. Basic Psychology. Текст. WW Norton, 1992.
  202. Hall C.S., Lindsey G. et al. Introduction to Theories of Personality. Текст. Wiley and Sons, 1995.
  203. Shostrom E. An inventory for the measurement of self-actualization Текст. // Educational and psychological measurement. 1996. V. 24. № 2. -p. 207−218.
Заполнить форму текущей работой