Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Педагогический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическую базу исследования составили данные ГУК МВД России о системе профессионального обучения слушателей и курсантовданные ГУК МВД России, отражающие картину профессиональных потерь среди сотрудников ОВД при исполнении служебных обязанностейданные, полученные при опросах сотрудников органов внутренних дел, которые лично подвергались нападению со стороны правонарушителей, и сотрудников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Подготовка слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ к применению огнестрельного оружия как педагогическая проблема
    • 1. Теоретико-методологический анализ процесса обучения слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ по огневой подготовке
    • 2. Организация и методика исследования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Педагогический анализ системы обучения слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ по щ огневой подготовке
    • 1. Педагогическое исследование содержания, организации и методики огневой подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ
    • 2. Экспериментальная работа по совершенствованию содержания, организации и методики подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ к применению огнестрельного оружия
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Основные направления и педагогические условия совершенствования огневой подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ
    • 1. Оптимизация содержания обучения слушателей (курсантов) учеб- ных заведений МВД РФ по огневой подготовке
    • 2. Совершенствование организации и методики огневой подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ
    • 3. Повышение педагогического мастерства преподавателей кафедр боевой и физической подготовки образовательных учреждений
  • МВД России
  • Выводы по главе

Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Педагогический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется сложностью задач, 4 решаемых органами внутренних дел в условиях коренных изменений в политической и экономической жизни российского общества, ростом преступности, напряженной оперативной обстановкой, возрастанием физических, моральных и психологических нагрузок, усилением силового давления на сотрудников со стороны противоправных элементов, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к профессиональным качествам сотрудников милиции, их навыкам и умению владеть оружием.

Особую значимость огневая подготовка приобрела в последние годы в связи с качественными изменениями преступности в стране, резким усилением использования преступниками современного оружия в совершении преступных действий.

В связи с этим особое значение приобретает качественная огневая подготовка курсантов и слушателей — будущих профессионалов органов внутренних дел.

Возрастание требований к уровню владения табельным оружием делает актуальным педагогическое обоснование вопросов совершенствования огневой подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД России. * Кроме того, особое внимание обращается на первоначальную подготовку в системе подготовки кадров МВД России, и от того, насколько качественно будет освоен начальный уровень подготовки, во многом будут зависеть дальнейшая служба сотрудника милиции и качество выполнения им служебных задач.

Проявляется неуклонный рост гибели сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей. По данным ряда исследований, в России сотрудники милиции погибают в 2,5 раза чаще, чем в США и во Франции1. Наибольшее количество жертв характерно для сотрудников милиции общественной безопасности, в частности сотрудников патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, оперуполномоченных уголовного розыска, сотрудников вневедомственной охраны и дорожно-патрульной службы ГИБДД.

В то же время организация огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД РФ не всегда успевает реагировать на происходящие изменения. Просматривается тенденция увеличения случаев, повлекших гибель или ранение граждан в результате неумелого или небрежного обращения с оружием сотрудников МВД России.

В настоящее время в образовательных учреждениях МВД России огневая подготовка проводится на основании Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации, где частично используется опыт несения службы сотрудниками милиции в горячих точках. Однако и здесь есть свои резервы по совершенствованию огневой подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ. В связи с этим совершенствование огневой подготовки в вузах МВД России приобретает сегодня характер актуальной педагогической проблемы и нуждается в более глубоком анализе в рамках целостного педагогического процесса.

Степень разработанности темы исследования. Изучение научных работ в области боевой и физической подготовки показывает, что вопросы теории и практики огневой подготовки в системе органов внутренних дел рассматривались в разных контекстах. Так, правовые основы применения ог.

1 Побегайло Э. Ф. Криминальное насилие в России и проблемы уголовно-правовой охраны безопасности граждан // Проблемы обеспечения личной безопасности граждан: Труды / Академия МВД Российской Федерации. — М., 1995. С. 13. нестрельного оружия сотрудниками милиции предметно изучены в диссертациях А. И. Каплунова, B.C. Новикова.1.

Психологические вопросы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД раскрыли в своих работах А. И. Папкин, A.M. Сто-ляренко. Педагогические аспекты и методика огневой подготовки проанализированы в диссертациях Ф. М. Зезюлина, В. В. Наздрачева, А. А. Хвастунова. Педагогические проблемы обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД, в том числе по огневой подготовке, исследованы А. В. Будановым, Д. А. Темняковым.

Отдельные проблемы огневой подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России и сотрудников ОВД освещены в работах И. С. Барчукова, И. А. Дворяка, А. В. Животова, А. Ф. Калашников, В. А. Кальченко, И. Н. Коноплевой, А. В. Морозова, В. М. Позднякова, В. М. Прохорович, В. А. Торопова, В. Г. Федорова, JI.C. Узуна, В. Н. Харитонова, А. И. Щипина и др. Однако монографического педагогического исследования, связанного с анализом процесса подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД РФ к применению огнестрельного оружия, не проводилось.

Практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы послужили основой выбора темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования является процесс подготовки курсантов и.

1 Новиков В. С. Применение огнестрельного оружия на упреждение (Правовой и психологический аспекты): Методические материалы. — М.: Академия управления МВД России, 1997. С. 3−47. О.

Торопов В. А. Огневая подготовка: Учебник / Под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 368 е.- Хвастунов А. А. Обучение стрельбе из пистолета с учетом особенностей практики применения оружия сотрудниками органов внутренних дел. — М., 1996.43 с. слушателей в образовательных учреждениях МВД России к применению огнестрельного оружия, а предметом — направления и педагогические условия совершенствования процесса огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России и пути повышения его результативности.

Цель исследования — изучить состояние, выявить возможности совершенствования и разработать научно-прикладные рекомендации по повышению эффективности огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.

В соответствии с указанной целью в диссертации ставились и решались следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы в современной литературе, изучить отечественный опыт обучения слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России к применению огнестрельного оружия;

2) проанализировать возможности адаптации зарубежного опыта огневой подготовки полицейских при обучении слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД РФ;

3) исследовать становление, развитие и современное состояние процесса подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к применению оружия, критерии и показатели его эффективности;

4) экспериментально проверить и обосновать основные направления и педагогические условия повышения эффективности огневой подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России;

5) уточнить и научно обосновать содержание и структуру огневой подготовленности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России;

6) разработать дидактические рекомендации по совершенствованию процесса подготовки слушателей к применению огнестрельного оружия.

Гипотеза исследования. Представляется, что на основе всестороннего научного анализа состояния огневой подготовки, выявления возможностей её улучшения, уточнения критериев оценки огневой подготовленности, а также разработки дидактических рекомендаций возможно определение направлений и педагогических условий повышения эффективности огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, которыми на, наш взгляд, могут быть: оптимизация содержания огневой подготовкисовершенствование организации и методики огневой подготовкиповышение педагогического мастерства преподавателей кафедр боевой и физической подготовки образовательных учреждений МВД России.

Методологическая база и методы исследования. Общенаучную методологию исследования определили основные положения материалистической диалектики, реализуемые через системный анализ процесса профессионального обучения слушателей и курсантов, и деятельностный подход при использовании теоретических положений и методических разработок в практике данного вида обученияпедагогические законы и закономерности: о единстве сознания и деятельностиконцептуальные положения современной науки о личности и факторах ее профессионального формирования и профессионального развитияо человеке как главной цели профессионально-педагогической деятельностио закономерностях познавательной деятельности и ее связи с формированием и развитием взглядов, убеждений, мировоззрения как основы обучения и воспитанияо единстве профессионального обучения и воспитания и другие. В качестве конкретно-научных методологий исследования выступили положения: общей теории обучения (Я.А. Ко-менский, К. Д. Ушинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин и др.) — теории профессионального обучения и профессиональной подготовки сотрудников ОВД (И.С. Барчуков, А. В. Буданов, И. В. Горлинский, И. А. Дворяк, А. И. Папкин, A.M. Столяренко, В. А. Торопов, А. А. Хвастунов и др.) — инновационных направлений подготовки специалистов (М.В. Кларин, Г. К. Селевко, М. Г. Дебольских, А. Д. Лазукин, В. Ф. Шаталов и др.) — теории переноса тренированности (П.К. Анохин, JI.A. Вейднер-Дубровин, В. А. Шейченко и др.).

В ходе исследования применялся комплексный подход к процессу обучения и использовались следующие методы: изучение и анализ документов, опросные методы (индивидуальные и групповые беседы, стандартизированное и нестандартизированное интервью, метод экспертной оценки, анкетирование), педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (1-й формирующий и 2-й формирующий), обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности (учебной, служебной и других). Для обобщения и систематизации результатов исследования были применены методы математической статистики, компьютерная обработка данных.

Эмпирическую базу исследования составили данные ГУК МВД России о системе профессионального обучения слушателей и курсантовданные ГУК МВД России, отражающие картину профессиональных потерь среди сотрудников ОВД при исполнении служебных обязанностейданные, полученные при опросах сотрудников органов внутренних дел, которые лично подвергались нападению со стороны правонарушителей, и сотрудников, которым был хорошо известен такой случай, происшедший с их сослуживцами (МВД Удмуртской Республики), слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД (Ижевского филиала Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, Ижевского филиала Нижегородской Академии МВД России, Московского университета МВД России, а также учебных центров МВД Удмуртской Республики) — данные, полученные от преподавателей учебных заведений МВД России, привлекаемых наряду с практическими работниками в качестве экспертов для разработки учебно-методических материалов по огневой подготовке.

Организация и методика исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2000 — 2001 гг.). Его основной задачей были: предварительный отбор, изучение научной литературы по исследуемой проблеме. Были определены объект, предмет, цели и гипотеза исследования. На данном этапе разрабатывались замысел и методика работы, практика проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях МВД России. Выявлялись ее содержание, методика и организация, обобщался передовой опыт, выяснялись основные противоречия исследуемого явления.

Второй этап (2001 — 2002 гг.) представлял собой непосредственно экспериментальную часть исследования, уточнение гипотезы исследования, проведение первого формирующего и второго формирующего эксперимента, обоснование и проверку эффективности разработанной модели подготовки слушателей и курсантов образовательных учреждений к применению огнестрельного оружия. С целью предварительной проверки практической применимости авторской модели, методологической и методической обоснованности разработанных материалов, обеспечивающих эффективное обучение слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России к применению огнестрельного оружия, перед проведением второго формирующего эксперимента было проведено пилотажное исследование. Продолжалось углубленное теоретическое исследование проблемы.

Третий этап (2002 — 2003 гг.) включал всестороннюю проверку, обработку, анализ и обобщение полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатовобсуждение их на заседаниях кафедры и предметно-методической секцииформирование основных выводов и практических рекомендаций по внедрению модели обучения слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России применению огнестрельного оружияподготовку и издание публикаций по исследуемой проблеме, оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнены сущность и содержание огневой подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России.

2. Проведен педагогический анализ содержания, организации и методики подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России к применению огнестрельного оружия на современном этапе.

3. Уточнены и обоснованы критерии и показатели эффективности огневой подготовки слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России.

4. Научно обоснованы и экспериментально проверены наиболее действенные пути и условия совершенствования огневой подготовки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторская редакция понятия «огневая подготовленность». Обучение слушателей и курсантов огневой подготовленности можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между преподавателем и слушателем (курсантом), в результате которого у обучаемых формируются специальные знания, умения и навыки применения огнестрельного оружия.

2. Огневая подготовленность к применению огнестрельного оружия слушателями (курсантами) образовательных учреждений МВД России имеет сложное содержание и структуру, складывающиеся из десяти групп компонентов:

— меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (основные правила мер безопасности согласно Наставлению по огневой подготовке в ОВД России);

— знание истории российского оружия, новых образцов отечественного и зарубежного оружия (в данном случае подразумевают подготовку слушателей, курсантов и сотрудников ОВД к успешному определению вида оружия в руках подозреваемого);

— устойчивые навыки по нормативам огневой подготовки (это изготовка к стрельбе из различных положений: стоя, с колена, лежа из-за укрытиянеполная разборка оружиясборка оружия после неполной разборкиснаряжение магазина патронамиразряжение оружиясмена магазина.);

— устойчивые навыки выполнения подготовительных упражнений (таких как: обучение различным способам удержания пистолета, обучение изготовке к стрельбе с одной руки «классическая» изготовка, обучение изготовке к стрельбе с двух рук «фронтальная» изготовка, обучение изготовке к стрельбе с двух рук «штурмовая» изготовка, обучение плавному спуску курка, обучение правильному прицеливанию, обучение производству выстрела в холостую, обучение производству выстрела на тренажерах.);

— стрелковая подготовленность (заключается в уверенном владении огнестрельным оружием и умении стрелять по неподвижной цели, по движущейся цели, по появляющейся цели, в темноте, из-за укрытий, после физической нагрузки, в период эмоционального возбуждения, не целясь от живота, на опережение, на вскидку, умении скоростной стрельбы, умении уйти с линии огня при внезапном нападении, умении действовать в шоковой ситуации, когда на тебя направлено оружие, умении выстрелить первым);

— правовая подготовленность (под которой понимается умение применить оружие при необходимой обороне, при крайней необходимости, в состоянии причинения вреда при задержании лица совершившего преступление);

— индивидуально-тактическая подготовленность (под которой понимается умение сотрудника действовать против правонарушителя, на основе понимания и оценки обстановки, учета действий и возможностей правонарушителя, а так же личной подготовленности);

— профессионально-психологическая подготовленность (под профессионально-психологической подготовленностью в данном случае подразумевают подготовку слушателей, курсантов и сотрудников ОВД к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности и правильному учету психологических аспектов, а так же их умение учитывать психологические факторы и эффективно воздействовать на правонарушителя, сохраняя эмоциональную устойчивость.) J.

— волевая подготовленность (заключается в сознательном регулировании сотрудником своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей при применении огнестрельного оружия.);

— натренированность (под которой понимается поддержание на высоком уровне достигнутого слушателем и курсантом образовательного учреждения МВД РФ профессионального мастерства, обеспечивающего возможность каждодневного наилучшего проявления навыков, умений и достижения максимально возможных профессиональных результатов.).

3. Профессиональная подготовка слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России отвечает современным требованиям к применению огнестрельного оружия, если она обладает и такой характеристикой (критерием, свойством), как огневая подготовленность, выступающей составной частью профессиональной подготовленности.

4. Обучение огневой подготовленности представляет собой целенаправленный процесс по формированию и совершенствованию у слушателей (курсантов) групп и отдельных компонентов подготовленности к применению огнестрельного оружия. Оно может успешно осуществляться на основе модульного построения учебной дисциплины «Огневая подготовка». Педагогические возможности повышения подготовленности к применению огнестрельного оружия слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России связаны с дополнением и конкретизацией содержания разделов и тем, полноценным формированием всех навыков и умений, из которых складываются группы компонентов огневой подготовленности.

5. Методика организации и проведения комплексных занятий по огневой подготовке связана с совершенствованием организации дидактического и материально-технического обеспечения занятий, направленных на повышение огневой подготовленности слушателей (курсантов), в том числе проведением занятий в условиях, максимально приближенных к реальным условиям вооруженного нападения преступника на сотрудника, комплексным проведением занятий по различным дисциплинамвведением обязательной оценки огневой подготовленности каждого слушателя (курсанта), выпускника.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, которая представляет собой совокупность научно обоснованных положений, характеризующих данный процесс. Полученные выводы, разработанная методика обучения слушателей по огневой подготовке и сформулированные практические рекомендации могут быть использованы и в настоящее время уже используются в педагогическом процессе образовательных учреждений МВД России.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечены опорой на фундаментальные положения педагогической науки, применением комплексной методики изучения проблемыположительными результатами экспериментальной работыапробацией основных выводов в образовательных учреждениях МВД России, получивших положительную оценку, что документально подтверждено отзывами и актами о внедрении. В ходе исследования изучено более 130 научно-теоретических источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и т. д.) по основной и смежным проблемам, свыше 80 документов (законов, приказов, директив, учебных планов, организационно-методических указаний по организации огневой подготовки, протоколов заседаний кафедр предметно-методических комиссий, журналов учета учебных занятий и др.). Осуществлено целенаправленное наблюдение за содержанием, организацией и методикой проведения 48 занятий по огневой подготовке слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России. В процессе экспериментальной работы проведено более 40 индивидуальных и 8 групповых бесед с представителями кафедр боевой и физической подготовки. По специальной анкете опрошено 7 начальников кафедр, 18 преподавателей специальных дисциплин, 61 курсант юридического вуза, 23 курсанта первоначальной подготовки, 19 слушателей повышения квалификации сотрудников МВД РФ. Всего исследованием охвачено 510 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью» Ижевского филиала Нижегородской Академии МВД России (г. Ижевск, 2001), «Психология профессионализма сотрудников правоохранительных органов» Ижевского филиала Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России и Удмуртского государственного университета (г. Ижевск, 2002), Межвузовской научно-практической конференции Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России (г. Домодедово, 2002). Результаты диссертационного исследования по педагогическим основам совершенствования огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России используются в педагогическом процессе, что подтверждается соответствующими документами. Основные идеи и положения работы отражены в 5 публикациях общим объемом 1,8 печатного листа.

Выводы и предложения.

1. Проблемы огневой подготовки слушателей, курсантов, сотрудников органов внутренних дел стали наиболее актуальными в современных условиях. Огневая подготовка рассматривается как педагогическая система, процесс, вид педагогической деятельности, основанная на педагогических закономерностях и принципах, наполненная особым содержанием, организационными формами, эффективными методами, целенаправленными приемами и средствами, приближенными к реальным условиям профессиональной деятельности. Содержание обучения и воспитания слушателей и курсантов огневой подготовленности должно соответствовать задачам: укрепление профессионально-нравственной установки на оказание помощи гражданам и пресечение противоправных действий правонарушителей при сохранении жизни, здоровья и психологической стабильности личности обучающегося как первостепенной человеческой ценностиформирование профессиональных установок на правовое применение огнестрельного оружия, профессиональных привычекосвоение слушателями и курсантами суммы прикладных знаний, необходимых для огневой подготовленностиотработка навыков, умений и приемов по огневой подготовленности при решении профессиональных задачформирование умений, необходимых для самостоятельного анализа опыта профессиональной деятельности с целью разработки самими слушателями и курсантами новой тактики, методов и приемов огневой подготовленности с учетом изменений в служебной деятельности органов внутренних дел.

2. Содержание огневой подготовленности слушателей и курсантов имеет сложную целостную структуру, складывается из десяти взаимосвязанных групп компонентов, каждая из которых в свою очередь образуется совокупностью соответствующих качеств, умений и навыков (слагаемых подготовленности) которые необходимо формировать у слушателей и курсантов в процессе обучения (См. § 2 глава II). В группу составляющих огневой подготовленности входят: меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасамизнание истории российского оружия, новых образцов отечественного и зарубежного оружияустойчивые навыки по нормативам огневой подготовкиустойчивые навыки выполнения подготовительных упражненийстрелковая подготовленностьправовая подготовленностьиндивидуально-тактическая подготовленностьпрофессионально-психологическая подготовленность, волевая подготовленность, натренированность.

3. Основными направлениями формирования у слушателей и курсантов огневой подготовленности в процессе обучения являются:

— максимальное использование потенциала содержания учебных дисциплин в области огневой подготовленности, которое предполагает уяснение преподавателями возможностей по формированию навыков огневой подготовленности каждой дисциплины, постановка адекватных задач на период обучения слушателей и курсантов огневой подготовленности в целом, а также разделов и тем с последующей организацией вокруг них всего учебного материала;

— повышение эффективности методов и форм обучения, которое обеспечивается как комплексированием и использованием приемов учебного взаимодействия, активности, творчества и самостоятельности слушателей и курсантов, реализации дифференцированного и индивидуального подхода к обучаемым, достижения необходимого уровня профессионального моделирования, так и специфическими воспитательными возможностями каждой формы учебных занятий;

— применение в процессе обучения специального оценочного интегрального показателя огневой подготовленности слушателей и курсантов с учетом коэффициента значимости различных составляющих огневой подготовленности;

— совершенствование педагогического мастерства преподавателей, предполагающее создание в вузе целенаправленной системы профессионально-педагогического обучения преподавателей в области огневой подготовки;

— совершенствование материально-технического обеспечения (оборудование учебных полигонов, полос препятствий, специальные тренажеры, технические средства обучения, приобретение и применение средств защиты при проведении занятий).

4. Огневая подготовленность слушателей и курсантов — не просто сумма компонентов (составляющих), а целостное образование, поэтому для завершения ее формирования необходимо интегрирование занятий, которое должно найти свое воплощение в программе модульного построения учебной дисциплины «Огневая подготовка» (см. приложение 4).

Практические рекомендации:

Исследование развития теории и практики обучения слушателей и курсантов огневой подготовленности позволяет предложить комплекс рекомендаций, направленных на повышение его качества в современных условиях.

Управлению профессиональной подготовки кадров ГУК МВД России целесообразно:

— рассмотреть вопрос о введении в структуру аттестации выпускников учебных заведений критерия огневой подготовленности (введение интегрального оценочного показателя огневой подготовленности слушателей и курсантов с учетом коэффициента весомости различных составляющих огневой подготовленности);

— рассмотреть возможность введения в систему профессионального обучения слушателей и курсантов программу модульного построения учебной дисциплины «Огневая подготовка» (см. приложение 4);

— в планах работы предусматривать регулярное проведение региональных и всероссийских совещаний, семинаров, конференций по вопросам обучения слушателей и курсантов огневой подготовленности в учебных заведениях, по обобщению передового опыта такого обучения, также выработке мер по совершенствованию данного вида обучения;

— рассмотреть вопрос о возможности подготовки информационной и методической литературы по проблемам обучения слушателей и курсантов огневой подготовленности и обеспечения учебными пособиями преподавателей образовательных учреждений МВД России;

— централизованно и на местах изыскать возможности для улучшения учебно-материальной базы при обучении слушателей и курсантов огневой подготовленности, в частности — средств информационного обеспечения (издание учебных пособий, пополнение научной и справочной литературой, учебно-методическими материалами по огневой подготовленности, обеспечение кино-, фотои видеоматериалами, персональными компьютерами, современными техническими средствами обучения и контроля).

Руководству образовательных учреждений МВД России и профессорско-преподавательскому составу целесообразно:

— при проведении ежегодных методических сборов профессорско-преподавательского состава и при составлении планов по служебной подготовке сотрудников учебных заведений включать обсуждение вопросов повышения огневой подготовленности слушателей и курсантов;

— процесс обучения слушателей и курсантов огневой подготовленности включить в общую программу, которая разрабатывается в каждом вузе МВД России на весь период обучения;

— особое внимание преподавателям необходимо уделять проведению занятий по огневой подготовке в условиях, максимально приближенных к реальности;

— совместно с методистами и техническим отделом учебных заведений оборудовать для проведения занятий по огневой подготовке специальный полигон (См: дисс. § 2 главы III);

— для определения уровня огневой подготовленности слушателей целесообразно использовать интегральный показатель, разработанный автором;

— преподавателям для постоянного контроля потребностей практической деятельности сотрудников по вопросам огневой подготовленности необходимо разработать вопросы для проведения мониторинга практических проблемв качестве базового варианта возможно использование опросника, разработанного автором исследования (см. приложение 1);

— создать базу информационного и методического обеспечения процесса обучения огневой подготовленности в кабинетах педагогического мастерства вузов, в методических кабинетах кафедр, в библиотеке вуза, на электронных носителях.

Результаты проведенного исследования позволяют определить перспективные направления дальнейшей разработки исследуемой научной проблемы: поиск новых организационных форм и методов по развитию составляющих огневой подготовленности: тактической, правовой, стрелковой и профессионально-психологической подготовленности слушателей и курсантовуточнение особенностей огневой подготовленности слушателей и курсантов в зависимости от специфики будущей службыисследование процессов изменения (ухудшения или улучшения) сформированных у выпускников учебных заведений качеств, умений и навыков огневой подготовленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» / В редакции федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ. Бюллетень Госкомвуза, 1996. № 2.
  2. О милиции: Сборник законодательных и нормативных документов. -М.: БУКВИЦА, 1996. 92 с.
  3. Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России. М.: МВД РФ ГУК, 1997. — 97 с.
  4. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел МВД России. М.: МВД РФ ГУК, 1997. — 69 с.
  5. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 1998 год. М.: ГУК и КП МВД РФ — 76 с.
  6. Состояние преступности в России. ГИЦ МВД РФ за январь-ноябрь 2000 г., за январь- ноябрь 2001 г. М.: ГИЦ МВД РФ — 45 с.
  7. Директивные материалы МВД России за 1999 год по работе с личным составом в органах внутренних дал. М.: ГУК и КП МВД России, 2000. — 405 с.
  8. Сборник основных нормативно-правовых актов Уральского юридического института МВД России. Выпуск I. — Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2000. 346 с. 1. Монографии и статьи
  9. И.В. Открывая дверь в завтрашний день. // Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: МВД России ГУК, 1995. — № 1. С. 6 — 18.
  10. С. П. Особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел: (психологическое исследование) // Экспериментальная и прикладная психология. JL, 1987, Вып. 12. С. 63−68.
  11. Я. Я., Зверев В. Ю. К проблеме эмоциональной устойчивости в деятельности инспектора ГАИ // Тезисы докладов к I Всесоюзной конференции по психологии управления. М., 1979, ч. 2 С. 526−528.
  12. А.А. Физическая подготовка работников милиции к действиям по задержанию вооруженных преступников // Материалы научно-практической конференции. Омск, 1982. С. 99−103.
  13. А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. М.: Академия управления МВД России, 1997.- 134 с.
  14. А. В. Организация и методика обучения сотрудников ОВД тактике и методам обеспечения личной безопасности // Известия МЦПО и КНИ ГУК МВД РФ, 1997. № 2. 15 с.
  15. А.В. Педагогика профессиональной безопасности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1. (3) С. 56−66.
  16. А. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. № 2. С. 119−132
  17. В. И. Выстоять и победить // Милиция. 1996. № 2. С. 56−61.
  18. С.Г. к вопросу об обучении стрельбе из боевого оружия слушателей учебных заведений МВД РФ // Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. Орел: ОВШ МВД РФ, 1993. С. 53−56.
  19. И. В. Педагогический процесс в вузе: структура, содержание, закономерный диалектический характер // Сб. трудов. Рязань, 1995. С. 26−49.
  20. И.В. Проблемы подготовки и повышения квалификации преподавателей учебных заведений МВД России // Сб. статей Академии МВД. М, 1995. С. 34−47.
  21. В.П. Концептуальные подходы к практике профессионального воспитания слушателей учебных заведений ФСБ // Известия методического центра профессионального образования и координациинаучных исследований. М.: МВД России ГУК, 1996. № 2. С. 164 -169.
  22. А.Д., Пищелко А. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров работников ОВД на основе новых информационных технологий: Монография. Домодедово: РИПК МВД России, 1995. — 83 с.
  23. В. Ф. Формирование психологической готовности у сотрудников Госавтоинспекции при применении табельного оружия. //Проблемы безопасности дорожного движения в современных условиях Ижевск: ИФ РИПК МВД РФ, 1995. С. 85−90.
  24. В. Ф., Копотев С. JL, Шафигуллин X. Ш. Боевая подготовка сотрудников ГАИ МВД России. Специальные средства обучения: Монография. Ижевск: Изд-во У дм. Университета, 1996. — 138 с.
  25. Т.Т. Психологическая закалка военнослужащих средствами физической подготовки // Материалы научно-методической конференции представителей дружественных армий. Л., 1972. С. 22.
  26. А.Ю. Педагогическая поддержка личности в системе вузовского образования МВД России: Монография. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 1999. — 148 с.
  27. С.С. Актуальные вопросы подготовки юридических кадров для органов внутренних дел // Персонал. М.: МВД России, ГУК и КП, 2000. — № 2. С. 25 — 34.
  28. Из опыта работы подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России // Нормативные и методические материалы / Сост. Е. В. Лапшин, Е. А. Киселева. М.: АГПС МВД России, 2000. — 127 с.
  29. Инстинктивная стрельба. Зарубежный опыт огневой подготовки // Экспресс-информация. — М., 1992. С. 52 56.
  30. В. В. Профессионализм сотрудников ОВД как важнейшая предпосылка эффективной безопасности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 3 С 21−34.
  31. В. Г., Покровский В. М. Психологическая подготовка слушателей на занятиях по самбо // Межвузовский тематический сборник научных статей. Минск: Минская ВШ МВД СССР, 1985. С. 54−57.
  32. В. Г. Формирование психологической готовности слушателей к деятельности в органах внутренних дел // Сборник статей. Горький: ГВШ МВД СССР, 1989. С. 132−138.
  33. С. JI. Общепедагогические задачи специальной и боевой подготовки сотрудников МВД // Материалы межвузовской конференции. Ижевск: РИПК МВД РФ, 1994. С. 73−77
  34. В.Н. Основные направления совершенствования индивидуальной боевой подготовки // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. 5−7 февраля 1991 года. Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВД СССР. С. 3−6.
  35. А.Д. Педагогика сотрудничества // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: МВД России, ГУК, 1996. — № 4. С. 152 — 156.
  36. А.Д. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей образовательных учреждений МВД России: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Академия управления МВД России, 2001. 158 с.
  37. И. А. Колонтаевская И.Ф. Воспитание и профессиональное обучение в учебном заведении МВД России // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: МВД России, ГУК, 1997. — № 1. С. 132 — 134.
  38. А. Ф. Совершенствование методического обеспечения учебного процесса необходимое условие подготовки личного состава
  39. ОВД к действиям в экстремальных условиях. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994. С. 3−8.
  40. А. П. Комплексирование занятий по тактической и военно-технической подготовке // Научн. метод, сборн. 1984. № 27
  41. Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. В сб. Очерки психологии труда оператора. М., 1974. С. 5−82.
  42. Г. В. Обоснование некоторых средств и методов воспитания оперативного мышления и их применение при организации учебного процесса по боевому разделу самбо // Межвузовский тематический сборник статей. Минск: Минская ВШ МВД СССР, 1985. С. 2730.
  43. В. П., Козловский И. И. Психологическая адаптация к боевой обстановке режима чрезвычайного положения // Безопасность. 1996. № 7−8. С. 21−28.
  44. Ю.Ф., Яншин В. В. Зависимость количества атакуемых действий от подготовленности дзюдоистов слушателей специальных ВУЗов // Тезисы Всесоюзной конференции. М., 1983. С. 100−101.
  45. В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. М., 1990, № 1. С. 106−112
  46. Проблемы безопасности личного состава при выполнении служебных обязанностей // сборник научных трудов. Мн: Ак. Мил, 1992. С. 3437.
  47. Рабочая книга социолога. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство «Наука», 1983. — 480 с.
  48. П.А. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта. М.: ФиС, 1968. С. 64−75.
  49. В. П., Веретенникова JI. К. Деонтологическая подготовка кадров органов внутренних дел: Монография. Ижевск: УдГУ, 2000. -166 с.
  50. М.П. Живое наследие А.С. Макаренко // Педагогика. М.: «Педагогика», 2000 — № 3. С. 53 — 58.
  51. В.Г., Узун JI.C. Дидактические основы физической подготовки курсантов и слушателей в условиях реформирования силовых ведомств // Монография. СПб.: Санкт-Петербурская академия МВД России. 1997. — 166 с.
  52. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. М.: «Педагогика», 1992 — № 7 — 8. С. 11−15.
  53. I. Книги, учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
  54. Н. В. Криминологическая характеристика и меры предупреждения преступлений, совершаемых против сотрудников органов внутренних дел // Научно-аналитический обзор / Под ред. Т. А. Федоровича. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 31 с.
  55. А. И. Васильев Ю. В., Смирнов Г. Г. Как защитить себя от преступника. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  56. В.М., Чумаков Е. М. Борьба самбо. М.: ФиС, 1967. С. 176.
  57. А.А. Тактика в фехтовании. М.: ФиС, 1969. — 161 с.
  58. М.Ж. и др. Проблемное обучение в учебном процессе вуза. Алма-Ата, 1989. С. 17.
  59. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. С. 286.
  60. А.В., Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика (Теория, опыт, проблемы). М.: Воен. ун-т, 1995. — 108 с.
  61. И. С. Физическая подготовка личного состава спецподразделений. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 252 с.
  62. Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных действиях деятельности. М., 1989. С. 59
  63. С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1980. -263 с.
  64. Боевая и физическая подготовка. Рабочая программа для слушателей 4 факультета по специальности 21 100 — юриспруденция. М.: Академия управления МВД России, 1998. С. 20.
  65. Боевая подготовка работников ОВД. Учебник под ред. И. А. Дворяка. -М.: ЩВШММВД РФ, 1991, С. 267.
  66. Н.В. Методическое пособие для обучения военнослужащих внутренних войск, сотрудников ОВД порядку применения оружия, специальных средств при охране общественного порядка. — Санкт-Петербург, 1996. С. 4.
  67. С.Д. Общие основы тактики фехтования. — Минск, 1982. С. 50.
  68. А. В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. Учебно-практическое пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 56 с.
  69. А. В. Методика использования материалов зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников МВД. М.: Академия управления МВД России, 1995. — 15 с.
  70. А.В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 1997. — 61 с.
  71. А. В., Басенко М. С. Программа действий сотрудника ОВД по обеспечению личной профессиональной безопасности. М., 1996. — 22с.
  72. Л.М. Психология в пулевой стрельбе. М.: 1981. 34 с.
  73. Военная педагогика / Под обшей ред. В. Н. Герасимова. М.: Воен. ун-т, 1999. — 180 с.
  74. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлих, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1986. — 240 с.
  75. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
  76. А.А. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел и ее практическое значение в повышении их профессионального мастерства. М., 1986.
  77. В.П. Курс самозащиты без оружия. М.: Изд. Школьно-курсового отдела кадров НКВД СССР, 1940. С.643
  78. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  79. И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. Учебное пособие. — М.: Академия управления МВД России, 1997. 284 с.
  80. И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 291 с.
  81. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. Учебно-методическое пособие. — М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. 320 с.
  82. А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Изд-во «Зеркало», 1994. — 249 с.
  83. Н.А., Бойченко Н. А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь: Таврия, 1992. — 112 с.
  84. Ю.К. Основные приемы математической обработки и интерпретации результатов исследования по физической подготовке и спорту. Л.: ВДКИФК при ГДОИФК, 1972. — 92 с.
  85. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  86. А.П., Лазукин А. Д. Альбом схем по психологии и педагогике: Учебное пособие. Новогорск: Академия гражданской защиты МЧС России, 1997. — 80 с.
  87. А.П. Словарь по психологии и педагогике. Учебное пособие. Новогорск: Академия гражданской защиты МЧСРоссии, 1999. — 129с.
  88. А.П., Федотов А. А. Организация самостоятельной работы курсанта: Учебно-методическое пособие. Новогорск: Академия гражданской защиты МЧС России, 2000. — 75 с.
  89. О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология. Псков: 1994. — 280с.
  90. С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.- 167 с.
  91. О.П. Особенности зрительной оценки положения оружия у стрелков-пистолетчиков и рационализация процесса прицеливания. -М., 1992. 37 с.
  92. А.В. Основы стрельбы из стрелкового оружия: Учебное пособие ч. 1 / Животов А. В. МВД России. Ростовская выш. Шк. Ростов н/Д. РВШМВДРФ, 1996.С.34
  93. Задания и методические указания для подготовки к семинарским и практическим занятиям по курсу «Педагогика управления». М.: Академия МВД СССР, 1984. — 145 с.
  94. Задания и методические указания слушателям 1, 2, 3 факультетов к занятиям по курсу «Педагогика управления». Раздел 3. М.: Академия МВД СССР, 1983.-83 с.
  95. Ф. М. Организация и методика подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД России к действиям против вооруженного правонарушителя: Учебно-методическое пособие. Владимир, 1997. 28 с.
  96. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1984. 496 с.
  97. В.В. Организация занятий по самозащите без оружия методом моделирования и отработки учебно-методических ситуаций. — Ташкент, 1987. 143 с.
  98. Как провести социологическое исследование: В помощь идеолог, активу / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шегери. М.: Политиздат, 1985. — 223 с.
  99. А.Ф. Методика проведения комплексных практических занятий по физической подготовке со слушателями учебных заведений МВД РФ. Учеб.-метод, пособие. — Орел: МВД РФ. Орловская высшая школа, 1994.-72 с.
  100. А. Ф. Сопряженность физической и психологической подготовленности слушателей по боевой подготовке: Учебн.-метод, пособие. Орел: Орловская высшая школа, 1997. — 24 с.
  101. В.А. Формирование профессиональных навыков владения личным оружием у инспекторов уголовного розыска: Учебное пособие / МВД СССР Омская высшая школа милиции. Омск, 1981. С.111
  102. М. Ранговые корреляции. Зарубежные статистические исследования. — М.: «Статистика», 1975. — 216 с.
  103. В.Г., Покровский В. М., Устюжанин Н. Н. Содержание психологической подготовки слушателей ВУЗов МВД СССР (методическая рекомендация). Горький: ГВШ МВД СССР, 1987. — 19 с.
  104. В.Г., Покровский В. М., Устюжанин Н. Н. Психологические вопросы подготовки сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. Горький: ГВШ МВД СССР, 1986. — 49 с.
  105. . П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Внимание: оружие (правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции).- М.: Интердетектив, 1992. — 159 с.
  106. Н. В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  107. В. П., Вдовиченко В. П. Воспитательная роль физической подготовки в учебных заведениях МВД СССР: Лекция. Горький: ГВШ МВД СССР, 1989. — 26 с.
  108. А.Д., Малышев И. М. Социально-психологические аспекты менеджмента: Учебное пособие. М.: ИЭП, 1998. — 135 с.
  109. А.Д. Психология индивидуального стиля управления и пути его совершенствования: Учебно-методическое пособие. — Новогорск: Академия гражданской защиты МЧС России, 1995. 21 с.
  110. И.А. Воспитательный потенциал учебной дисциплины: Методическая разработка и рекомендации преподавателям. М.: Академия управления МВД России, 1998. — 27 с.
  111. И.А., Колонтаевская И. Ф. Профессиональная педагогика в работе с персоналом органов внутренних дел: Лекция. М.: Академия МВД России, 1995. — 27 с.
  112. В. А. Личность в экстремальных условиях. М., 1987. — 145 с.
  113. А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 123 с.
  114. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, 1992.-528 с.
  115. А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  116. А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4 / Сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  117. А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 5 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1983. — 336 с.
  118. И. Д., Стрижом Е. Ю., Цветков В. Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие М.: МЮИ МВД России- изд-во «Щит — М», 1998. -176с.
  119. В.А. Основы стрельбы из служебного пистолета: Пособие. М: ВПУ МВД СССР, 1990. 56 с.
  120. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие / В. Л. Ма-рищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плактиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1984. — 34 с.
  121. Методика проведения занятий по профессионально-психологической подготовке милиционеров, обучающихся в системе первоначальной подготовки / Под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: УМЦ при ГУКУЗ МВД СССР, 1989.— 127 с.
  122. В.Е. Тактика задержания преступника в жилых помещениях. М., 1978. С. 13.
  123. С.В. Экспериментальное обоснование средств для воспитания профессионально важных физических и психологических качеств у работников патрульно-постовой службы милиции (Методические рекомендации). Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987. — 69 с.
  124. B.C. Применение огнестрельного оружия на упреждение (Правовой и психологический аспекты): Методические материалы. — М.: Академия управления МВД России, 1997. С. 3−47.
  125. С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1987.-797 с. 146.0знобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя. М.: Изд. НКВД РСФСР, 1930. С. 169.
  126. Огневая подготовка: Рабочая учебная программа для курсантов и слушателей, обучаемых в МИ МВД РФ. — М.: Московский институт МВД России, 2001. С. 53.
  127. О. Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. М.:А. П. О, 1992. — 53 с.
  128. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. -М.: Воениздат, 1981. — 366 с.
  129. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. И. В. Горлинского. М.: Академия МВД РФ, 1992. — 336 с.
  130. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Петровского. М.: Издательство Московского университета, 1986.-304 с.
  131. А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. — М.: Академия МВД РФ, 1996.-245 с.
  132. А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах ОВД: Методические рекомендации. — Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998. 27 с.
  133. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. — М.: Педагогика, 1984.-368 с.
  134. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  135. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин.-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  136. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин.-тов / Ю.К. Бабан-ский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  137. Педагогика наших дней / Ш. А. Амоношвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова / Сост. В. П. Бедерханова. Краснодар: Кн. изд-во, 1989. -416с.
  138. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.
  139. Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны: Методические материалы. / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М.: УМЦ при ГУКУЗ МВД СССР, 1990 — 234 с.
  140. В.М. Организация огневой подготовки сотрудников ОВД: Учебное пособие. Минск: Минская ВШ МВД СССР, 1992 С.55
  141. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Казанцева. — Барнаул: Издательство БФРИПиЭ МВД РФ, 1997. 432с.
  142. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: Учебно-методическое пособие / Сост. К. Г. Дедюхин. Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. — 29с.
  143. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / О. В. Афанасьева, В. Ю. Кузнецов, И. П. Левченко и др. / Под ред. проф. Ю.В. Наумки-на. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. — 350 с.
  144. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников: Методические рекомендации. / Колл. авторов. М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1995.— 120 с.
  145. П. Психология и педагогика. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 80 с.
  146. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. 352 с.
  147. Ю.В. Педагогическая диагностика в формировании профессионально-значимых качеств личности курсантов средних специальных учебных заведений МВД СССР: Методические рекомендации для преподавателей. М.: Академия МВД СССР, 1990. — 49 с.
  148. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации: Практическое пособие.- Мн.: «Харвест», 1999. 368 с.
  149. A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. 423 с.
  150. A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. М.: МИПБ МВД России, 1999. — 159 с.
  151. A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000.- 496 с.
  152. A.M. Экстремальная психопедагогика: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 607 с.
  153. С.И. Применение некоторых количественных методов в конкретных психо лого-педагогических исследованиях: Учебно-методическое пособие для адъюнктов и соискателей. М.: ВПА, 1974. -47с.
  154. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  155. Д.А. Оценка эффективности применения технических средств контроля знаний слушателей в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2000.- С. 4−17.
  156. В.А. Огневая подготовка: Учебник / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. — 368 с.
  157. А.А. Обучение стрельбе из пистолета с учетом особенностей практики применения оружия сотрудниками органов внутренних дел. — М., 1996. 43 с.
  158. В.Н. Специальные тренажеры, их изготовление и применение в обучении личного состава ОВД, МВД РФ: Методическое пособие МВД РФ РИПК Домодедово, 1995. — 23. с.
  159. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1990. 576 с.
  160. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрист, 1997.-512 с.
  161. ЧП: азбука поведения (действия работника правопорядка в экстремальных ситуациях). / Под ред. проф. А. Ф. Майдыкова. — М.: Интердетектив, 1992 — 61 с.
  162. Д. Б. Психология игры, М: Педагогика, 1978. С. 301.
  163. Юридическая педагогика в МВД: Учебно-методическое пособие. / Под ред. A.M. Столяренко. М.: Академия управления МВД России, 1997.-298 с. 1. Диссертации.
  164. К.В. Совершенствование обучения военнослужащих применению стрелкового оружия в условиях населенных пунктов: Дисс. канд. пед. наук Санкт-Петербург университет МВД, С 223.
  165. Н.В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников отряда милиции особого назначения: Диссертация кандидата психологических наук. М.: Академия МВД СССР, 1991. С. 235.
  166. А.А. Психологическая подготовка слушателей рядового и начальствующего состава милиции в учебных центрах МВД, УВД: Дисс. канд. психол. наук. М., 1987. — 186 с.
  167. Г. М. Формирование профессионально-прикладных навыков самозащиты без оружия на основе метода моделирования динамических ситуаций: Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1987. — 178с.
  168. В. Ф. Многоцелевые тренажеры как средство повышения эффективности профессиональной подготовки в высшей школе: Дисс. канд. пед. наук. Иж.: УдГУ, 1996. — 249 с.
  169. Т.Т. Воспитание волевых качеств (решительности и смелости) у советских воинов средствами физической подготовки: Дисс. канд. пед. наук. J1., 1954. — 267 с.
  170. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России: Дис. в виде научного доклада доктора пед. наук. М.: Академия управления МВД России, 1999.-57 с.
  171. Ф. М. Совершенствование подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД РФ к действиям против вооруженного правонарушителя: Дис. канд. пед. наук. М.: Академия управления МВД России, 1995. — 247 с.
  172. И.А. Повышение эффективности обучения стрельбе из нестандартных положений методами совершенствования вестибулярной устойчивости: Дисс. канд. пед. наук. М.: МЮИ, 1997. С. 160.
  173. А.И. Правовые и тактические основы применения милицией огнестрельного оружия: Дисс. кандидат юридических наук 12.00.02 М.: Академия МВД РФ, 1994. — 267 с.
  174. С.М. Методы формирования точных действий с использованием компьютерных тренажеров: Дисс. канд. пед. наук. ВНИИ физ. и спорта (винтовка), С. 134-
  175. A.M. Дидактические условия использования игровых технологий в педагогической подготовке слушателей военной академии: Дисс. к.п.н. / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 185 с
  176. Н. А. Повышение профессионально-психологической подготовленности слушателей учебных заведений ОВД в процессе физической подготовки (педагогический аспект): Дисс. канд. пед. наук. М.: Академия МВД РФ, 1992 — 243 с.
  177. С.В. Средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки работников отдельных подразделений МВД СССР: Дисс. канд. пед. наук. М., 1989. -182 с.
  178. Г. В. Оперативное мышление борцов и экспериментальное обоснование методики его воспитания: Дисс. канд. пед, наук. -Минск., 1978, — 164с.
  179. B.C. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции по законодательству РФ: Дисс. кандидата юридических наук. -М.: Академия МВД РФ, 1996. 280 с.
  180. А.И. Психология организационных отношений в управлении органами внутренних дел: Дисс. доктора психологических наук 19.00.06 М.: Академия МВД СССР, 1990. — 310 с.
  181. С.Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: Дис. канд. пед. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. — 269 с.
  182. Ю.Ф. Педагогические основы системы, физической подготовки слушателей ВУЗов МВД СССР: Дис. докт. пед. наук. М, 1985. -430 с.
  183. A.M. Юридическая педагогика в системе МВД: методология, теория, практика: Дис. в форме научного доклада доктора пед. наук. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 55 с.
  184. Н.А. Профессионально-психологическая подготовка рядового и младшего начальствующего состава милиции подразделений охраны ОВД: Диссертация канд. психологических наук. М.: Академия МВД СССР, 1990. С. 328.
  185. Ю.Н. Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов вузов войск связи: Дис. канд. пед. наук. М.: Воен. ун-т, 1998. — 250 с. 1. Авторефераты
  186. Г. М. Формирование профессионально-прикладных навыков самозащиты без оружия на основе метода моделирования динамических ситуаций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 1987. С. 19.
  187. Ф. М. Совершенствование подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД РФ к действиям против вооруженного правонарушителя (педагогический аспект): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: Академия управления МВД России, 1995. — 24 с.
  188. Ф. Проблемы мобилизационной готовности (на материале спорта): Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1969. — 59 с.
  189. Н.В. Физические упражнения в процессе формирования у курсантов высших учебных заведений психологической устойчивости к экстремальным факторам военного труда: Автореф. дисс. канд. пед наук. Л., 1986. — 24 с.
  190. К.Э. Мотивация учебной деятельности курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России и ее основные детерминанты: Автореф. канд. псих. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. — 22 с.
  191. В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1964.-28 с.
  192. В.В. Методика совершенствования боевой подготовки курса образовательных учреждений МВД России: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 13.00.04. М.: Московская Академия МВД России, 2000. — 24 с.
  193. С.В. Средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки работников отдельных подразделений МВД СССР: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969. С. 24.
  194. B.C. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции по законодательству Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1996. С. 13−14.
  195. В.М. Пенитенициарная психология в России: генезис и перспективы: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2000. — 64 с.
  196. А.А. Методика огневой подготовки в системе первоначальной обучения сотрудников ОВД: Автореф. дисс. к.п.н. 13.00.04. -М.: Московский Юридический институт МВД России, 1995. 28 с. 1. Иностранные источники.
  197. Р. Подготовка полицейских кадров в ФРГ. JIO энд ОРДЕР (США), 1985. № 4. С. 23−25, 30.
  198. Инстинктивная стрельба. Зарубежный опыт огневой подготовки // Экспресс-информация. М., 1992. С. 6−8.
  199. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Выпуск № 6. США. Огневая подготовка полицейских. Особенности неприцельной стрельбы. Специфика стрельбы в движении. — М., 1996. С. 6.
  200. NRA police pistol combat rules. USA. National Rifle Association, 1992. 31p.
Заполнить форму текущей работой