Развитие исследовательской деятельности дошкольников
Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. У детей средней группы главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети способны назвать форму, на которую похож тот… Читать ещё >
Развитие исследовательской деятельности дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Дошкольники прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.
Цель: разработать программу игрового занятия для детей средней группы по опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
— раскрыть сущность процесса опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;
— показать основные моменты и формы опытно-экспериментальной деятельности;
— в ходе опытно-экспериментального занятия повысить кругозор детей, развить наблюдательность, повысить уровень коммуникативных и творческих способностей дошкольников среднего возраста, развить память, внимание, воображение.
1. Проблема развития исследовательской деятельности дошкольников в научно-методической литературе В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Поощрять поисковую активность детей и активизировать внимание ребенка. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Ребенок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.
В работах многих отечественных психологов-педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. У детей средней группы главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Ребенок 4−5 лет разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Возрастает объем памяти: ребенок выполняет поручение в виде 2−3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Речь становится предметом активности ребенка. Он использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Мышление неразрывно связано с речью дошкольника, оно становится наглядно-образным. Ребенок мыслит образами предметов, красками. В среднем дошкольном детстве ребенку приходиться разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их. Ребенок использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки — рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2−3 части тела). Определяет предметы в мешке на ощупь.
Таким образом, основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия. Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовым уровнем.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4−5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Ребенок на 5 году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развивается мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точны, ловки, что помогает ему овладеть умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда. Он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования). Проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психологические процессы, и особенно память.
Развивается познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Ребенок уже может представлять себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов, представляет будущие конструкции, поделки, создает замыслы, ищет способы воплощения. К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую работу или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
В этой познавательной деятельности — экспериментировании, выделяют основную особенность: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
В педагогике исследовательская деятельность понимается, как исследовательское обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.
В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
— ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
— предлагает возможные решения;
— проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
— делает выводы в соответствии с результатами проверки;
— применяет выводы к новым данным;
— делает обобщения.
Существует три уровня исследовательского обучения:
— на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
— на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
— на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент — какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Отправными моментами могут быть:
— реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
— специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
— воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей «или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
— стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
— Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.
Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.
Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.
Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.
Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет специально организованное педагогом наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка — это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы — живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях. Например, исследовать свойства песка — посмотреть из каких он состоит песчинок, отметить его свойства — рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого. Осенью познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Весной понаблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду и формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
Для организации детского экспериментирования в групповой комнате могут быть созданы мини-лаборатории в уголках природы. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач — научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В Уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их Уголка — Зайчик-Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.
Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Хрюша-Удивлюша, Утенок-Удивленок или другие персонажи.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка — все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
С водой:
Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук — друг: он нам помог, И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен ;
Ведь оно разбиться может.
А разбилось — не беда, Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок И для мусора бачок ;
Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут.
С песком:
Если сыплешь ты песок ;
Рядом веник и совок.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Главными задачами во взаимодействии с родителями являются следующие задачи:
— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
— создать атмосферу общности интересов;
— активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
— формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации необходимо донести до родителей важность повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются папки-передвижки с советами родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предлагается картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике).
2. Разработка занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Группа: средняя.
Тема: «Что мы знаем о воде?».
Цель игрового занятия: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воде, ознакомления с ее свойствами, развитие наблюдательности, формирование целостной картины мира, обогащение словарного запаса, способствовать сплочению детского коллектива.
Задачи:
1. Закрепить знания детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей: ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Воспитывать бережное отношение к воде, взаимопомощь, сочувствие.
4. Развивать внимание детей при выполнении заданий в ходьбе и беге, упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры, развивать ловкость и координацию движений.
Методы и приемы: игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (схемы, математическое панно, слайды).
Формы работы: познавательно-исследовательское занятие с игровыми элементами.
Предварительная работа:
— наблюдение за дождем, лужами, ручейками, росой, облаками, туманом, инеем, за снегом, сосульками, морозными узорами на окне.
— чтение рассказов. Слушание разных вариантов музыкальных произведений, отражающих поведение воды.
— подборка слайдов «Кому нужна вода»;
— опыты (превращение снега в воду, воды в лед, изменение цвета и вкуса воды, запаха)
— беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»
Материал: математическое панно, плакаты «Помыл руки, не забудь плотно закрыть кран»; кукла гномик; символы, обозначающие свойства воды.
Ход занятия:
(стук в дверь) Воспитатель: Ой, ребята, ктото к нам пришел в гости. Давайте посмотрим кто это? А вы кто?
Гномик: Я гномик.
Воспитатель: Как тебя зовут?
Гномик: Петя.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гномиком.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ты к нам в гости пришел?
Гномик: Да.
Воспитатель: Ребята, а кто знает из какой сказки к нам гном в гости пришел?
(ответы детей) Воспитатель: Но когда ходят в гости обычно радуются этому. А ты пришел грустный. У тебя что-то случилось?
Гномик: Да, вот только я не знаю, как вам это рассказать. Вон там, далеко-далеко, в моем лесу была речка. Вот… такая большая. Текла себе, текла. Мы ею любовались, мы в ней купались, рыбу ловили. А теперь с ней чтото случилось. Она перестала течь и стала твердая-твердая и холодная, как камень. Мы с моими братьями очень переживаем. И поэтому меня послали к вам, в детский сад, чтобы, вы, ребята, мне помогли. Вы мне поможете?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, ребята, большая беда приключилась. Ведь без воды ни как нельзя. Ведь вода всем нужна Просмотр слайдов «Кому нужна вода?»
Воспитатель: А где же ты живешь, гномик?
Гномик: Вон там, далеко, пойдемте, покажу. Только путь к нам в лес очень трудный.
Воспитатель: Ребята, надо пройти аккуратно, чтобы не упасть и не заблудиться. Лес то очень большой.
(полоса препятствий) Гномик: Вот мы и пришли. Это наши домики, а вот мои братья. Здесь мы живем.
Воспитатель: Как у вас здесь красиво. Ребята, посмотрите сколько домиков. Сколько их? Давайте посчитаем.
Дети: Семь.
Воспитатель: Правильно, семь гномиков. Ой, ребята, а вы ничего не замечаете?
Дети: Нет гномика.
Воспитатель: Правильно, ребята, одного гномика не хватает. А в каком домике не хватает гномика? Какого он цвета? Какая цифра на нем написана? Сколько гномиков в этом домике? А если один придет, сколько будет? А если сверху посчитать, то какой гномик по счету ушел, а снизу?
(ответы детей) Правильно ребята, какие вы молодцы. Дока, а где же ваш гномик, куда он подевался?
Гномик: Это наш Соня, он, наверное опять гдето уснул.
Воспитатель: Катюша, пойди, посмотри, случайно не заснул он на нашей кроватке? Вот он Соня. Давайте мы его в его домик посадим. Сколько теперь гномиков в этом домике?
Дети: шесть.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
(на проекторе появляется замерзшая речка) Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с их речкой? Кто-нибудь догадался, что произошло?
Дети: Да, она замерзла.
Воспитатель: Правильно, она замерзла и стала твердая, как камень. Кто-нибудь знает, почему это случилось?
Дети: На улице зима.
Воспитатель: А зимой, что происходит с водой?
Дети: Вода, река замерзает.
Воспитатель: Правильно, конечно же речка просто замерзла. Но ты, гномик, не переживай, придет весна, ярко засветит солнышко и речка опять зажурчит и потечет. Так что ты успокой своих братьев — гномиков и знайте, что зимой, при морозе вода замерзает.
Гномик: Да, наверное, это все верно, но мы не можем ждать до весны. Нам нужна вода сейчас. В нашем лесу кроме этой речки воду больше брать негде.
Воспитатель: Хорошо, гномик, мы сейчас с ребятами подумаем, что же мы можем для вас сделать. Кто знает, как можно помочь?
Дети: Снег растопить.
Воспитатель: Правильно. А как?
Дети: Поставить его в теплое место и тогда снег растает и превратится в воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще в речке можно сделать прорубь и оттуда брать воду. А еще в прорубе можно ловить рыбу (на проекторе показывается прорубь).
Гномик: Спасибо, вам, ребята. Мы обязательно сделаем прорубь в нашей речке.
Воспитатель: Гномик, а наши ребята тебе могут рассказать о воде еще очень много-много интересного. Хочешь?
Гномик: Да.
Рассказы детей сопровождаются показам фотографий с опытом на проекторе.
Первый ребенок.
Вода — это жидкость. Она течет, ее можно налить во что-нибудь: в стакан, ведро, лейку. Ее можно перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Спасибо, правильно. А для того, чтобы, ты, гномик и ребята лучше это запомнили, я приготовила вот такой символ.
Второй ребенок.
Вода — бесцветная. Если в стакан с водой положить какой-нибудь предмет, то мы его сможем увидеть. А если в стакан с водой добавить краску, то она окрасится и предмет мы уже не увидим.
Воспитатель: Правильно, вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Третий ребенок.
Вода не имеет вкуса. Если в нее добавить соль, то вода будет соленая, если добавить сахар, то вода будет сладкая.
Воспитатель: Спасибо, правильно. Оказывается вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
Четвертый ребенок.
Вода не имеет запаха.
Пятый ребенок.
Вода может принимать разную форму. Если воду поставить в морозилку, то она превратится в лед.
Гномик: Сколько интересного вы мне рассказали о воде, но я всего и не запомнил.
Воспитатель: А ребята тебе помогут. Никита расскажи нам по символам все, что мы говорили о воде.
Гномик: Спасибо, вам большое. Я обязательно расскажу своим братьям о том, что узнал.
Воспитатель: А ты, гномик, знаешь, что воду надо беречь, и когда помоешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Гномик: А зачем ее беречь? Вон сколько воды много.
Воспитатель: Да, воды очень много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают очень много сил. И мы все должны беречь воду и не засорять ее. А чтобы ты не забывал про это, вот тебе памятка — напоминание «Помыл руки закрой кран»
Гномик: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран надо всегда плотно закрывать.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы у себя в умывальной комнате повесим такую же памятку? Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот гномик, мы помогли тебе и твоим братьям.
Гномик: А за то, что вы нам помогли. Мы с моими братьями хотим вам подарить разноцветные льдинки.
Воспитатель: Спасибо. А теперь нам с ребятами пора возвращаться домой. До свидания! (возвращение через полосу препятствий) Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись обратно в группу. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось? Что интересного запомнилось в нашем путешествии?
(ответы детей) исследовательский дошкольник экспериментирование
Заключение
В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим. Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность в дальнейшем к обучению в школе.
Список использованных источников
1. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса; под ред. Дьяченко О. М. — М.: ПЕPСЭ, 2003. — 144 с.
2. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4−7 лет / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-синтез, 2012.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2014. — 280 с.
4. Дьяченко О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. — М.: Знание, 1994. — 159 с.
5. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозайка — Синтез.2006. — 64 с.
6. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше / С. В. Коноваленко. — М.: 2000.
7. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. — М.: Московский центр качества образования, 2014. — 160 с.
8. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 94 с.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой — М.: Мозайка — Синтез. 2009.