Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности трудовой подготовки учащихся на основе комплексного использования технических средств обучения (7-10 классы сельских школ)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогически целесообразным и практически выгодным доказаны объединение и концентрация технических средств обучения в форме технических центров. Такой технический центр в числе первых в стране был создан в средней школе № 120 г. Еревана и в настоящее время внедрен в практику других городских и сельских средних общеобразовательных школ. Технический центр, созданный на принципе связи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДОВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
    • I. Научно-педагогические основы применения средств обучения в трудовой политехнической подготовке учащихся
    • 2. Изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта применения технических средств обучения
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • I. Совершенствование технических средств обучения для подготовки учащихся УП-Х классов к труду механизатора промышленного виноградарства и садоводства
    • 2. Повышение эффективности применения технических средств обучения в трудовой политехнической подготовке учащихся
  • Выводы по главе

Повышение эффективности трудовой подготовки учащихся на основе комплексного использования технических средств обучения (7-10 классы сельских школ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе строительства коммунистического общества в нашей стране советский народ под руководством ленинской, партии решает две фундаментальные задачи: создание глатериально-технической базы нового обществавсестороннее развитие личности, формирование коммунистической морали.

Коммунистическая партия проявляет неустанную заботу о воспитании подрастающего поколения, создает все необходимые объективные предпосылки для подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, активного участия в творческом производительном труде и в приумножении духовных богатств нашей Родины.

Научно-технический прогресс в народном хозяйстве страны и, в особенности, в сельскохозяйственном производстве направлен на перевод отраслей, сельского хозяйства на основы индустриальной технологии, внедрение комплексной механизации и автоматизации всех технологических процессов по производству растениеводческой и животноводческой продукции. Это неизбежно привело к коренным изменениям в содержании труда квалифицированных рабочих, к обновлению одних и к полному отмиранию многих других старых профессий.

В государственной системе воспроизводства квалифицированных кадров сложились три ступени:

1) допрофессиональная, общепроизводственная подготовка школьников, подводящая вплотную выпускников средней школы к овладению основами определенной рабочей профессии и профессиональному самоопределению;

2) профессиональная подготовка квалифицированных кадров в технических и профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

3) повышение квалификации кадров низшего звена (ежегодно), среднего и высшего звена с пятилетним циклом посредством курсовой переподготовки.

Из рассмотрения этой системы видна возросшая социальная роль общеобразовательной школы в подготовке молодежи к творческому производительному труду в народном хозяйстве и в воспитании коммунистического мировоззрения.

Ведущим принципом при осуществлении этой цели является ленинский принцип соединения обучения с производительным трудом и политехническим образованием.

К.Маркс и Ф. Энгельс определили общие принципы политехнического образования. Они впервые в истории поставили вопрос о вооружении подрастающего поколения знаниями общих научных основ машинного производства. Они гениально предвидели, что люди, обладающие всесторонне развитыми способностями, хорошей ориентировкой во всей системе промышленности, глубоким пониманием устройства машин и умением управлять ими, получат при разумном социалистическом общественном строе широчайшие возможности дяя развития своих способностей, и творческой инициативы.

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о политехническом образовании и соединении обучения с производительным трудом нашло свое дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина и стало основой марксистско-ленинской педагогики.

В.И.Ленин сформулировал основные принципы и указал пути осуществления политехнического образования:

— строить политехническое образование на прочном фундаменте общеобразовательных знаний;

— знакомить в теории и на практике с такими главными отраслями промышленного производства, как энергетика, механическая и химическая промышленность, а также вооружать учащихся знаниями по основам агрономии;

— связать политехническое обучение с трудом /2/.

На современном этапе построения развитого социализма в нашей стране широкая политехническая подготовка в органическом единстве идейно-нравственного и трудового воспитания рассматриваются как составные части всестороннего и гармоничного развития социалистической личности.

В.И.Ленин писал: «Законы внешнего мира, природы, подразделяемые на механические и химические (это очень важно), суть основы целесообразной деятельности человека» (ПСС, т.29, с.169).

Овладевая общими научными знаниями, школьная молодежь одновременно получает общее знакомство с прикладными науками через технологию современного машинного производства, что открывает перед ней широкую дорогу к труду в сфере материального производства, к быстрому квалифицированному росту и развитию творческих способностей.

Разработанная В. И. Лениным теория политехнического образования советской молодежи послужила основой социалистической системы народного образования, фундаментальные положения которой закреплены в директивных документах нашей партии, Программе КПСС, Конституции СССР.

Большой вклад в реализацию принципа советской школы, как школы единой, политехнической, трудовой., внесла Н. К. Крупская. Отстаивая принцип политехнизма, Н. К. Крупская утверждала, что «политехническое образование как нельзя лучше выявляет физические и умственные способности подростков и позволяет им в 16−17 лет выбрать уже сознательно специальности» /109/.

В реализации политехнического принципа должны участвовать все учителя основ наук и трудового обучения. Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала необоснованность предложений о создании какого-то обособленного «политехнического предмета» .

Длительное время в педагогической, литературе и в научных статьях широко обсуждается проблема соединения обучения с производительным трудом и политехническим образованием. Известные труды, посвященные проблеме политехнизма, Шабалова С. М. /200/, Шаповаленко С. Г. /202/, Жиделева М. А. /76/, Шибанова А. А. /206/, Зубова В. Г. /82/ и др. раскрывают на основе марксистско-ленинских принципов содержание, формы и методы взаимосвязи общего и политехнического образования в советской общеобразовательной школе.

Дальнейшее развитие теоретических и прикладных основ политехнического образования в условиях развитого социализма осуществлено в трудах видных советских ученых Атутова П. Р. /32,34/, Скаткина М. Н. /177/, Полякова В. А. /157/, Ивановича К. А. /87/ и др.

В монографии Атутова П. Р. «Политехнический принцип в обучении школьников» /32/ рассматриваются необходимые и практически достаточные педагогические условия, при соблюдении которых трудовое обучение и производительный труд школьников приобретают политехническое содержание и профориентационную направленность:

— умение переноса знаний, и умений на новые области трудовой деятельности;

— развитие технического мышления и творческого подхода к производительному труду;

— комбинирующая и объединяющая деятельность учащихся и др.

В фундаментальном исследовании Полякова В. А. /158/ в систематизированном виде даны основополагающие трактовки современного понимания принципов реализации политехнизма в трудовой подготовке подростков и юношества и формируются следующие теоретические положения:

— единство практической, политехнической, воспитывающей и профориентацийиной направленности содержания школьной системы трудового обучения, воспитания и профориентации;

— формирование принципов трудового обучения и подразделения их на основополагающие и дидактические.

В группу основополагающих принципов трудового обучения Поляков В. А. включает политехнический принцип и принцип соединения обучения с производительным трудом, а также принцип профессиональной направленности трудового обучения.

Разработанные советскими учеными научно-теоретические положения об углубленном понимании на современном этапе коммунистического строительства политехнического принципа имеют фундаментальное значение для школьной практики, являются основой для правильной организации трудового обучения и воспитания в системе политехнической подготовки, служат теоретической базой нашего экспериментального исследования по избранной проблеме в связи с рациональным использованием технических и других средств трудового обучения.

Теория и практика дают немало примеров неправильного подхода к проблеме политехнизма. Попытка оторвать политехническую школу от систематического и прочного усвоения основ наук, подменить политехническое образование ремесленничеством, осуществить трудовое обучение в отрыве от общеобразовательной подготовки, исключить из учебных планов уроки трудового обучения, включить в учебный план и программы школ общетехнические предметы машиноведения и электротехники привела к еще большему разрыву единого процесса обучения с жизнью, производительным трудом.

В послевоенные годы трудовая и политехническая подготовка не получили соответствующих требованиям времени внимания и размаха. Только в конце 50-х годов трудовое обучение и воспитание поднимаются на качественно новый уровень, а введение в старших классах обязательного профессионального образования с присвоением выпускникам квалификационного разряда оказалось противоречащим ленинскому принципу трудовой и политехнической школы. Н. К. Крупская еще в 1930 году перед педагогической наукой и деятелями народного образования ставила вопрос: «Сделать нашу молу политехнической — завет Ильича» /109/.

В середине 60-х годов, когда промышленное и сельскохозяйственное производство вовлекаются в бурный процесс обновления материально-технической базы и производственных мощностей, стало очевидным и в дальнейшем нетерпимым отставание школьного содержания образования от достигнутого высокого уровня развития фундаментальных и прикладных наук, прогрессивной технологии и новейшей техники.

При активном участии Академии наук СССР и под руководством видных ученых были созданы предметные комиссии, подготовившие новое содержание программ по предметам основ наук, в которых поднят теоретический уровень знаний, установлена органическая взаимосвязь фундаментальных наук и школьных учебных предметов, установлено прочное единство научных и учебных знаний с учетом производственного окружения. С начала 1970/71 учебного года по решению правительства в городских школах вводится обучение старшеклассников автоделу, а в сельских — обучение работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах.

В середине 70-х годов большое распространение получили межпредметные учебно-производственные комбинаты. Это направление углубленной трудовой и политехнической подготовки в настоящее время является актуальным. Оно, с одной стороны, позволяет упрочить и стабилизировать связь обучения с производительным трудом, с другой — углубить политехническую подготовку как неотъемлемую часть воспитания всесторонне развитой личности и ее последующего профессионального роста.

Таким образом, при сохранении специфических способностей общего и политехнического образования нельзя не учитывать влияния на систему школьного образования научно-технического прогресса, сближения науки с производством и превращения ее в производительную силу. Оно выражается, прежде всего, в усилении политехнической направленности общеобразовательных и общепроизводственных знаний.

Следует отметить, что вопросам материально-технического обеспечения трудовой политехнической подготовки школьников партия и правительство всегда придавали большое значение и решались эти вопросы всегда в комплексе.

В известном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о сельской школе от 2 июля 1973 года /9/ намечены меры по повышению уровня обучения и воспитания молодежи: обеспечение техническими средствами обучения, учебно-методической литературой и расширение их производства, открытие в каждом районе фильмотеки.

Это послужило толчком к расширению научных исследований по проблеме средств обучения как в головном НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР, так и союзных республик. В Армянской ССР создан Республиканскийнаучно-методический кабинет школьного оборудования и технических: средств обучения.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли 22 декабря 1977 года постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», в котором намечены перспективные пути по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса:

— организовать эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию;

— разработать новые учебные программы по труду для 1-Х классов и соответствующие учебно-методические пособия;

— методы обучения и воспитания привести в соответствие с содержанием образования, требованиями жизни /12/.

Для реализации указанных мероприятий Совет Министров СССР принял постановление от 18 августа 1978 года о дополнительных мерах по укреплению учебно-материальной базы школы и расширению технических средств обучения /19/. Министерство просвещения СССР утвердило 30 декабря 1981 года Типовые перечни учебно-наглядных пособий: и учебного оборудования для общеобразовательных школ /188/. Этим приказом разрешено дополнить Типовые перечни учебно-наглядными пособиями, отражающими особенности и специфику образования в школах союзных республик.

Такой подход к разработке и созданию средств обучения отвечает современным педагогическим требованиям, так как, во-первых, позволяет учитывать зональный принцип подготовки к труду механизатора сельского хозяйства, во-вторых, открывает широкий простор для творческой разработки технических и других средств обучения, обеспечивающих усиление конкретной профессиональной направленности трудовой политехнической подготовки учащихся.

Реализуя на практике постановления Совета Министров СССР о дополнительных мерах по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ /19/ и Совета Министров Армянской ССР /19/, сельские школы республики ежегодно получают в плановом порядке 20 тракторов ДТ-75, Т-40 и 30 грузовых автомобилей типа ГАЗ-бЗА, разрешено базовым предприятиям безвозмездно передавать школам неиспользуемое технологическое оборудование, приборы, инструменты, а также машины из числа списанных, но укомплектованных и пригодных для учебных целей.

Кроме того, правительство Армении разрешило опытному заводу Министерства просвещения республики производить для трудового обучения учащихся учебно-наглядные пособия.

Изложенные выше данные позволяют прийти к выводу о том, что номенклатура перечня учебно-наглядных пособий для трудового обучения учащихся расширяется за счет учебной ходовой и неходовой техники, методы использования которой значительно отличаются от других методов применения различных видов ТСО.

Однако, анализируя приведенные за последнее десятилетие педагогические исследования по проблеме средств обучения, в которых показаны пути реализации современной трудовой политехнической подготовки школьной молодежи, мы констатируем образовавшийся пробел. Например, в исследовании Зайцевского А. П. /78,79/ рассматриваются пути выработки начальных умений управления на базе тренажера и действующей модели гусеничного трактора, уточняется методика обучения, изучаются личностные качества ученика, но комплексного использования средств обучения в работе на тракторах не предусматривается, хотя потенциальные возможности широкие — экранные наглядные пособия, демонстрационные щиты с подвижными имитационными механизмами и т. п.

В докторской диссертации Щеколдина А. Г. /208/ приводится описание уникальной модели действующего сахарного завода. На этой установке можно проследить весь технологический процесс от загрузки сырья сахарнойсвеклы до момента выхода готовой продукции сахара. Еа ней же можно выполнять исследовательские задачи. Такая учебно-производственная установка, на которой, средствами одного учебного предмета можно осуществить «усвоение политехнических основ современного производства» /33/, в данном случае агробиологических, физико-химических и механических, — служит прообразом учебно-наглядного оборудования и средств обучения школы будущего.

Новый дидактический подход к изготовлению моделей и методическому их исследованию на уроках сельскохозяйственной техники был раскрыт в исследовании Арутюняна В. А. /30/. Он показал возможности модели, например, садово-виноградного плуга не только для демонстрации при изучении конструктивных особенностей его устройства, но и для обучения учащихся УП классов установке рабочих органов на заданную глубину.

В экспериментальном исследовании Давыденко В. Ф. /66/ обобщены и показаны другие пути совершенствования технических средств обучения на основе создания в сельских школах воировских организаций. Так, например, в сельских школах Краснодарского края за последние 10−12 лет создано несколько сот самодельных малогабаритных тракторов, самоходных культиваторов, наборов прицепных и навесных сельскохозяйственных машин всех типов, расширив тем самым номенклатуру натуральных технических средств обучения учащихся 1У-УШ классов в процессе обучения общеобразовательным приемам механизированного труда, отвечающих требованиям современной индустриальной технологии в отраслях сельского хозяйства.

В ряде исследований предпринимались научные поиски установления косвенного влияния средств обучения на уровень политехнической подготовки учащихся общеобразовательных школ.

В начале 70-х годов Гусев В. И. в своем диссертационном исследовании /64/ осуществил аналитический подход к решению поставленной проблемы. Исходя из известного высказывания К. Маркса о том, что политехническое обучение должно знакомить с основными принципами всех процессов производства, и в то же время давать ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.16, с.198), автор устанавливает четыре уровня сформирован-ности системы политехнических знаний как по основным разделам, так и по всей системе знаний в целом. При одностороннем подходе, без анализа структуры производительного труда в системе политехнической подготовки программируемый уровень теряет свое значение. В 1979 году такой же подход к раскрытию политехнического принципа в современных условиях научно-технического прогресса допускает в своей диссертационной работе Тилтинь Э. Ж. /187/. Автор на примере курсов физики и трудового обучения предлагает совершенствовать политехнические знания посредством усиления межпредметных связей естественно-математического цикла, а также введения специального обобщающего курса элементов электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства.

В процессе формирования технологических знаний, умений и навыков широкое распространение в качестве технических средств обучения получили тренажеры. Они используются при подготовке к сложным радиотехническим, станочным, водительским и другим профессиям. Изготовление их, как правило, производится на местах кустарным способом своими силами. В серийном производстве налажен выпуск автомобильных тренажеров /88/. Поэтому выполненные до сего времени педагогические исследования в основном посвящены рассмотрению теории и методики применения в учебном процессе различных тренажерных устройств. Так, например, Соколов В. А. /180/ в своем исследовании посвятил специальный параграф применению тренажеров при обучении ремонту электронной и радиотехнической аппаратуры. Он изготовил простейшие тренажеры, разработал систему упражнений и раскрыл методику формирования стабильной последовательности трудовых действий. Позже этой проблеме уделил большое внимание Белов Г. С. /45/, который провел глубокое исследование педагогических основ применения тренажерных устройств для подготовки рабочих высокой квалификации электротехнического профиля. Изготовив своими силами унифицированный тренажерный комплекс, он обосновал методику формирования навыков диагностики неисправностей в электротехническом оборудовании.

Исследование эффективности применения технических средств для формирования трудовых навыков при обучении управлению автомобилем осуществил Лысков Ф. Д. Д20/. Он экспериментально показал эффективность применения комплекса технических средств на базе электронной техники и апробировал систему упражнений на тренировочной установке собственной конструкции. Это позво- * лило организовать управление познавательной деятельностью, что в дидактике явилось значительным шагом вперед.

Необходимо заметить, что многие эффективные технические средства формирования общетрудовых и общепрофессиональных навыков, вследствие сложности производства и высокой стоимости, не находят пока применения в общеобразовательных школах. Следует подойти к созданию доступных для серийного изготовления таких технических средств обучения, которые, базируясь на современных достижениях научно-технического прогресса, были бы доступны для массовых школ страны.

В кратко рассмотренных педагогических исследованиях, вы- / полненных на уровне кандидатских и докторских диссертаций и посвященных одной из важнейших проблем современной сельской общеобразовательной школы — проблеме подготовки школьной молодежи к жизни и к труду в сельском хозяйстве, — вопросы трудового обучения в системе политехнической подготовки, а также оптимизации его с помощью технических и других средств обучения: экранно-звуковых, на печатной основе, графических и других учебно-наглядных пособий, специально не изучались и специфика их применения не раскрыта. Этим еще раз подчеркивается актуальность выбранной нами темы исследования.

Школьная частно-дидактическая система будет значительно дополнена и обобщена, если наряду с системой методов трудового обучения будет также широко представлена теоретико-прикладная разработка средств обучения и их ведущее начало — технические средства.

В более широком плане актуальность избранной теш определяется современными требованиями научно-технического и социального прогресса.

В материалах апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС и первой сессии XI созыва Верховного Совета СССР изложены основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: усовершенствовать структуру образования, существенно повышать качество общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности. Поставлена задача расширения производства учебного оборудования, учебно-наглядных пособий и современных технических средств обучения, мебели, станков, приборов, электронно-вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, а также увеличения учебных передач по телевидению и радио, улучшения их содержания.

Тема исследования является составной частью перспективного плана работы НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР на одиннадцатую пятилетку. Разработка темы Министерством просвещения Армянской ССР возложена на диссертанта.

Основная цель исследования: проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт сельских школ и в ходе экспериментального исследования проверить методические рекомендации по повышению качества трудового обучения и воспитания на основе комплексного и рационального использования технических средств обучения в начальной процессиональной подготовке учащихся сельских школ.

Объектом исследования является методика использования средств наглядности в начальной профессиональной подготовке учащихся сельской школы.

Предметом исследования является комплексное использование технических средств обучения, повышающих эффективность трудовой подготовки учащихся сельских школ зоны промышлеиного виноградарства и садоводства.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, проведенные автором предварительные целенаправленные наблюдения, обобщение передового педагогического опыта работы сельских школ республики позволили сформулировать следующую рабочую гипотезу: повышение эффективности трудового обучения в системе политехнической подготовки учащихся обеспечивает выбор определенной рабочей профессии при следующих педагогических условиях :

— совершенствовании существующих и создании новых технических средств обучения, разработанных на основе максимально приближенных к производственным объектам;

— повышении качеств технологической подготовки посредством комплексного и рационального использования технических средств на практических занятиях;

— разработки, изготовлении и внедрении в практику сельских школ системы средств трудового обучения на основе современных достижений сельскохозяйственной науки и машиностроения.

Исходя из рабочей гипотезы, определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт применения технических средств обучения в начальной профессиональной. подготовке учащихся в сельских средних школах республики.

2. Усовершенствовать технические средства обучения, способствующие повышению качества общетрудовых и общепроизводственных знаний, умений, навыков в системе политехнической подготовки уча< щихся сельских средних школ.

3. Разработать и экспериментально проверить методику применения комплекса технических средств обучения на уроках техники и технологии промышленного виноградарства и садоводства.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании подрастающего поколения, соединении обучения с производительным трудом и политехническим образованиемучение основоположников научного коммунизма о всестороннем и гармоничном развитии личности, решения партии и правительства о народном образовании и воспитании у учащейся молодежи коммунистического отношения к труду, формирования активной жизненной позиции.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1. Метод экспертизы усовершенствованных технических средств обучения.

2. Педагогический эксперимент по проверке эффективности применения усовершенствованных и вновь созданных средств обучения на уроках сельскохозяйственной техники и технологии, с помощью которых возможно повысить эффективность и усилить дидактическую целенаправленность учебного процесса, а также сформулировать необходимые практические рекомендации.

3. Аппаратурные методы: киносъемка, магнитофонные записи, видеозапись, — объективно дополняющие опытные данные, полученные традиционными способами.

4. Наблюдения, анкетирование, беседы, интервью с участниками эксперимента.

5. Методы математической обработки опытно-экспериментальных данных.

Исследование проводилось в 1979;1984 гг. Основной базой экспериментального исследования служили средние школы с.Мргашат.

Октемберянского района, с. Ширазлу Араратского района, с. Ашнак Талинского района, с. Уджан Аштаракского района, с. Канакераван Егвардского района, охвачено 630 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа.

I. Подготовительный этап (1979;1980 годы) — изучение и анализ источников по проблемеобобщение передового педагогического опыта сельских средних школ республикиразработка новых и усовершенствование существующих видов средств обученияподготовка методических материалов для опытной проверки в опорных школахразработка проекта практических рекомендаций для сельских школ по оптимизации применения средств обучения в процессе углубленной допрофессиональной подготовки сельских старшеклассников.

П. Основной этап (1981/82 и 1982/83 учебные годы) — проведение экспериментальных уроков в опорных школах в 4 зонах Армянской ССР с охватом более 600 учащихсяопытная проверка научно-методических рекомендаций по оптимизации средств обучения на уроках сельскохозяйственной техники и технологиипредварительная обработка опытных данныхкорректировка рабочего плана исследованияанализ и обсуждение результатов экспериментального исследованияорганизационно-технические мероприятия по внедрению рекомендации в практику сельских средних школ.

Ш. Заключительный этап (1984 год) — оформление диссертации и подготовка к ее защите.

На защиту выносятся следующие научные положения:

I. Методика эффективного рационального использования в учебном процессе комплекса средств обучения (модели, стенды, кинофильмы, видеопособия, диафильмы, транспаранты, плакаты и таблицы и т. п.) обеспечивает формирование у учащихся высокого уровня общетрудовых умений и навыков по профессиям виноградаря-садовода.

2. Комплексный подход в разработке и использовании средств обучения на уроках трудовой подготовки старшеклассников по профессии механизатора сельского хозяйства.

Научная новизна исследования.

1. Раскрыты функции технических средств в трудовом обучении, которые состоят в интенсификации формирования специальных умений и навыков, расширяющих возможности развития технического мышления и политехнического кругозора, углубляющая профессиональный интерес к овладению рабочей профессией.

2. Обоснованы методические подходы к отбору комплекса средств обучения, соответствующих современным требованиям трудовой политехнической подготовки учащихся.

3. Усилена практическая готовность учащихся к овладению определенной профессией на основе эффективного использования знаний основ наук и участия в общественно полезном, производительном труде.

4. Определены практические пути реализации единства трудового обучения и воспитания на основе рационального и широкого применения технических и других средств обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что с учетом зонального принципа сельского хозяйства республики разработаны научно-методические рекомендации по повышению эффективности трудового обучения и воспитания учащихся на основе комплексного применения технических средств обучения на уроках сельскохозяйственной техники и технологииразработаны новые образцы и усовершенствованы существующие средства обучения и воспитания (модели и макеты сельскохозяйственных машин по виноградарству и садоводству, транспаранты, плакаты, видеопособия, диафильмы, технические центры с замкнутой телевизионной системой и т. п.) — разработан перечень учебно-наглядных пособий для первоначальной профессиональной подготовки старшеклассников.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на следующих конференциях и совещаниях:

— Республиканских педагогических чтениях 13−14 октября 1981 года в г. Ереване;

— региональной научно-практической конференции 29−30 марта 1982 г. в г. Камо по теме: «Современные требования к использованию средств обучения при кабинетной системе» ;

— региональной научно-практической конференции 4−5 ноября 1982 г. в г. Степанаване по теме: «Средства обучения как важный фактор повышения эффективности урока» ;

— Всесоюзной научно-практической конференции 22−24 декабря.

1982 г. в г. Тольятти по теме: «Совершенствование экранно-звуковых средств и методики их применения в обучении и воспитании учащихся общеобразовательных школ» ;

— региональной научно-практической конференции 30−31 марта.

1983 г. в г. Эчмиадзине по теме: «Комплексное применение средств обучения в системе трудовой и политехнической подготовки учащихся» ;

— региональной научно-практической конференции 1984 г. в г. Талине по теме: «Перспективы обогащения учебно-материальной базы школ и задачи эффективного использования технических средств обучения;

— заключение экспертных комиссий и учебно-методического совета Министерства просвещения Армянской ССР (1983 г.);

— лаборатории трудового обучения сельских школ НИИ ТО и ПО.

Академии пед. наук СССР (февраль, 1984 г.);

— Коллегии Министерства просвещения Арм. ССР (1984 г.).

Внедрение: I. Методические рекомендации по повышению эффективности трудового обучения и воспитания учащихся на основе комплексного применения технических средств обучения на уроках сельскохозяйственной техники и технологии промышленного виноградарства и садоводства одобрены Коллегией Министерства просвещения Армянской ССР и рекомендованы практическим работникам школы.

2. Новые образцы и усовершенствованные варианты существующих средств обучения (модели и макеты сельскохозяйственных машин по-виноградарству и садоводству, транспаранты, плакаты, видеопособия, диафильмы, технические центры и т. п.) утверждены Министерством просвещения Армянской ССР и приняты к производству опытным заводом учебно-наглядных пособий.

3. По республиканскому телевидению организованы разработанные нами школьные телепередачи «Продовольственная программа и школы республики» .

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, определяется:

— однозначностью условий проведения экспериментальных уроков;

— тщательностью математической обработки статистических данных;

— реальными конечными результатами качественных уровней общепрофессиональных сельскохозяйственных знаний и умений выпускников сельских средних школ.

Личное участие диссертанта в проведении экспериментального исследования выразилось в следующем:

— теоретическом обосновании и научно-практической разработке методики экспериментального исследования;

— разработке и изготовлении учебных (наглядных) пособий для проведения экспериментальных уроков;

— обосновании и разработке содержания научно-методических рекомендаций по повышению эффективности применения средств обучения на уроках сельскохозяйственной, техники и технологии;

— изготовлении проектной документации усовершенствованных и новых образцов средств обучения сельскохозяйственной технике и технологии, научного консультирования в процессе производства;

— личном проведении экспериментальных уроков;

— общем руководстве педагогическим исследованием;

— обработке опытных данных, анализе и обсуждении результатов эксперимента.

Выводы по главе.

Технические средства обучения, как показало экспериментальное исследование, значительно повышают наглядность и углубляют научную достоверность новых знаний., умений и навыков в процессе начальной профессиональной подготовки старшеклассников.

Доступность содержания сложных тем, возрастание познавательного интереса и удельного объема самостоятельных практических работ — значительно интенсифицирует учебный труд учащихся и повышает педагогическую эффективность трудового воспитания.

Анализом личного опыта учащихся учитель определяет дидактическую целесообразность применения отдельных видов средств обучения и, в особенности, сочетания аудиовизуальных с другими учебнонаглядными пособиями. Формирование положительных мотивов учения и любви к сельскохозяйственному труду достигается путем согласования методов обучения и методов применения средств обучения, которое превращает уроки в радостные часы общения с техникой, прогрессивной, технологией и передовиками производства — как основы материальной культуры общества.

Технические средства обучения непрерывно изменяются в направлении совершенствования и создания новых типов, но практически для общеобразовательных школ по-прежнему остается актуальной проблема рационального их применения, рассчитанная на получение высокого обучающего и развивающего эффекта. Уроки трудового обучения с дидактически обоснованным применением экранно-зву-ковых средств и наглядных пособии на печатной основе — это качественно новый тип урока профессиональных знаний., в котором ведущей фигурой учебно-воспитательного процесса, как показало исследование, остается учитель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В свете решений Пленумов ЦК КПСС 1983 и 1984 годов перед общеобразовательными школами страны поставлены более сложные задачи: а) реализация целей реформы общеобразовательной и профессиональной школыб) активное участие трудовых объединений школьников в выполнении Продовольственной программыв) включение выпускников средних школ в сферу агропромышленного комплекса.

В нашем исследовании была поставлена конкретная теоретико-прикладная задача: проанализировать литературные источники и критически оценить реальное состояние средств обучения труду механизатора садоводства и виноградарства, представляющих ведущие отрасли сельского хозяйства Армении, а затем на этой основе экспериментально апробировать усовершенствованную систему средств обучения, обеспечивающую повышение качества трудовой и политехнической подготовки, эффективность профессионального самоопределения выпускников средних школ. Экспериментальное исследование включало: аналитическую работу по обоснованию и вычленению ведущих элементов, конструирование их взаимосвязей и отношений, организацию, упорядочение и последовательность разных частей общедидактической системы.

Было показано, что создание системы уроков по каждому разделу трудового обучения является непременным условием рационального использования технических средств обучения. Повышение уровня трудового обучения в системе политехнической подготовки стало возможным при условии комплексного и оптимального сочетания методов обучения и рационального применения современных средств обучения. Избранная сочетаемость отдельных видов учебно-наглядных пособий в системе средств обучения является дидактически обоснованной и направлена на максимальное выявление политехнической сущности всех сторон изучаемого производственного объекта.

Педагогически целесообразным и практически выгодным доказаны объединение и концентрация технических средств обучения в форме технических центров. Такой технический центр в числе первых в стране был создан в средней школе № 120 г. Еревана и в настоящее время внедрен в практику других городских и сельских средних общеобразовательных школ. Технический центр, созданный на принципе связи индивидуальной творческой, работы учителя и коллективной его гласности, поднимает весь учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы на более высокую качественную ступень, оптимизирует проблему совершенствования системы методов обучения и их сочетания, расширяет дидактические возможности политехнического принципа в трудовой подготовке школьников. Благодаря использованию аппаратуры технического центра расширяется сфера проявления общности научных основ трудовой и политехнической подготовки учащихся: теоретическое и конструктивное единство принципиальных и кинематических схем, технических устройств, классификационного метода преподавания на уроках сельскохозяйственной техники, агробиологической сущности выращивания различных ведущих зональных культур.

Основное направление в начальной профессиональной подготовке, предусмотренной реформой школы, — изучение учащимися не отдельных средств механизации сельскохозяйственных работ, а технического комплекса машин в системе индустриальной технологии производства сельскохозяйственной продукции.

Усовершенствованная систем средств обучения, в которой всесторонне представлены видеопособия, модели, схемы, чертежи, таблицы, действующие стенды натуральных комплексов машин, средств макетирования, позволяет, как показано в нашем исследовании, сформировать полное представление о современном механизированном сельскохозяйственном производстве, его общих научно-технических основах и помочь старшеклассникам овладеть основами рабочей профессии. Политехнический принцип в трудовом обучении учащихся устраняет разрыв между школьным курсом основ наук и производственнотехническими знаниями. В этом важную роль играют, как подтверждено экспериментально, различные виды системы средств обучения.

В теоретическом плане в поисках конкретной формулы совершенствования системы средств обучения в современных условиях было констатщювано, что ее стержнем является единство всех видов средств обучения, а комплексное применение их на уроке — при доминирующей роли учителя и учете уровня его квалификации.

Обосновано, что усовершенствованная система учебно-наглядных пособий для учебного предмета «Машины для садоводства и виноградарства» входит в общую систему средств учебнопроизводственного оборудования для учащихся УП-Х классов с учетом дифференциации ее различных видов и в соответствии с потребностями сельскохозяйственного региона в ведущих механизаторских кадрах.

Новый подход в изучении в зимний период на селе с механизаторами научных основ индустриальной технологии в отраслях сельского хозяйства указал на необходимость совершенствования содержательной части программы по технике и технологии и соответствующей системы средств обучения учащихся УП-Х классов. В нашем исследовании восполнен пробел в разработке средств обучения по разделам типовой программы «Сельскохозяйственные машины» и «Технология механизированных работ» на основе зонального принципа. Сочетание модели с наглядностью на печатной основе делает доступным понимание устройства технологического комплекса машин.

Диатека по машинам для садоводства и виноградарства создана нами для сельских школ Армении, а их дидактическая структура имеет политехническую направленность. Как показано в исследовании, совершенствование диафильмов важно в направлении обогащения его кадрами для осуществления общей задачи — единства вдейно-нравственного и трудового воспитания на базе передовых форм организации и оплаты труда. Школьная серия учебно-наглядных пособий на печатной основе по сельскохозяйственным машинам и тракторам служит доступным и эффективным средством взаимосвязанного преподавания на уроках трудовой подготовки.

Изучение устройства сельскохозяйственных машин, как показано в нашем исследовании, следует проводить на базе натуральных учебных комплексов сельскохозяйственных машин, а усвоение технологического процесса — стимулированием работы мысли посредством экранно-звуковых средств и видеопособий с последующим закреплением в производственных условиях.

Учебные телепередачи и телевыставки по технологической тематике, экспериментальный фонд которых апробирован нами, в системе методов начальной профессиональной подготовки является правомерным в качестве дополнительного средства обучения. Было показано, что структура видеопособия по технологии механизированных работ в садоводстве и виноградарстве, отвечающая педагогическим требованиям обучения и воспитания, обеспечивает взаимосвязь школьного обучения с сезонным характером сельскохозяйственного производства.

В системе трудовой и политехнической подготовки технические средства обучения служат, наряду с вовлечением учащихся в производительный труд, исходным началом развития познавательных общественно значимых мотивов, правильного определения жизненного пути, выбора определенной профессии с учетом индивидуальных интересов и общественных потребностей.

В экспериментальном исследовании показано, что умение вариативного использования на уроках комплекса наглядных пособий создает предпосылки новизны в деятельности учителя и вызывает потребность в активной самостоятельной, работе у учащихся на длительном отрезке учебного процесса. Раскрытие и использование резерва для ликвидации узких мест в системе средств обучения в сельских школах возможно с использованием творческой инициативы учителей и учащихся, а также связано с осознанием общественной значимости ближайших конкретных дел по укреплению учебно-материальной базы начальной профессиональной подготовки.

Опосредование влияния комплексного пособия на качество трудового обучения выявлено в период овладения управлением техникой в производственных условиях. Установлено заметное влияние начальных технологических тренировок на соответствующих моделях, где такая возможность предусмотрена ее конструкцией. Следовательно, сложная модель может одновременно служить средством информации и элементарным тренажерным устройством. Влияние комплексных средств обучения на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе выявлено в форме качественных характеристик конечных результатов трудового обучения и воспитания: повышение качества знанийвозросший интерес к труду в сфере агропромышленного комплексапреимущественное трудоустройство по избранной в школе сельскохозяйственной профессии.

Наше экспериментальное исследование по проблеме средств обучения в связи с переходом общеобразовательных школ страны на систему единства общеобразовательной и профессиональной подготовки старшеклассников не исчерпывает суммы актуальных вопросов, выдвинутых практикой, жизнью. Нами были показаны пути практического создания дидактически обоснованного самостоятельного комплекса средств обучения, который обеспечивает качественную подготовку выпускников для работы в сфере агропромышленного комплекса. Сельские средние школы нуждаются в расширении комплекта носителей экранно-звуковых и других видов средств обучения, способствующих включению старшеклассников в реальный творческий механизированный производительный труд, как базы идейно-нравственного и трудового воспитания.

Разработанный и экспериментально проверенный вариант создания системы комплексных средств обучения предназначен для воспитания старшеклассников творческому производительному труду в промышленном садоводстве и виноградарстве.

Таким образом, сельская общеобразовательная школа в условиях совершенствования развитого социализма реализует в жизнь ленинские принципы единой, трудовой, политехнической общеобразовательной школы, дающей выпускникам также и профессиональную подготовку. Все юноши и девушки получают рабочие профессии. В этом направлении нынешняя постановка идейно-нравственного и трудового воспитания требует коренного улучшения учебно-воспитательного процесса. Одним из решающих факторов повышения качества овладения массовыми механизаторскими профессиями на селе, как убедительно показано в нашем исследовании, является система средств. обучения с ее ядром — техническими средствами обучения. Экспериментально подтверждено, что совершенствование существующих и создание новых средств обучения идет по пути единства с методами обучения, разносторонним использованием современных достижений научно-технического и социального прогресса. Наиболее высокий педагогический эффект получен посредством комплексного и рационального использования технических средств обучения. В исследовании детально рассмотрены варианты сочетания видов и групп средств обучения в процессе начальной профессиональной подготовки с учетом зонального принципа сельскохозяйственного производства, выявлены специфические стороны методики их применения при обучении механизированному труду в промышленном виноградарстве и садоводстве. Укрепление учебно-материальной базы общего и профессионального образования, как отмечено в Основных направлениях реформы общеобразовательной, и профессиональной школы, в ближайшей перспективе будет идти по пути расширения производства учебного оборудования, учебно-наглядных пособий и современных технических средств обучения, мебели, станков, приборов, электронно-вычислительной техники, сельскохозяйственных машин. Наше экспериментальное исследование вносит определенный вклад в решение поставленных партией и правительством задач по совершенствованию необходимой базы для трудового обучения и воспитания.

В обозримом будущем педагогических исследований, по нашему мнению, целесообразно организовать работу в направлении: а) обоснования функционального характера политехнического содержания начальной профессиональной подготовки старшеклассников к деятельности в качестве механизатора, являющегося центральной фигурой современного сельскохозяйственного производстваб) разработки в помощь сельским школам серийного комплекса средств обучения сельскохозяйственному механизированному труду на промышленной основе, используя, естественным образом, политехническую общность техники и технологии, характерных для всех отраслей растениеводства и ведущих зональных культурв) исследования перспективных технических средств обучения на базе микропроцессурной техники и микроЭВМ, для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

СПИСОК АВТОРСКИХ РАБОТ.

1. Новое приспособление для затемнения кабинетов. — Советакан манкаварж (Советский педагог), 1973, }•? 3, с.27−28.

2. Эпидиаскоп как графопроектор. — Математикан ев физикан дпро-цум (Математика и физика в школе), 1979, № 4, с. 34.

3. Некоторые методы применения экранных средств. — Советакан манкаварж (Советский педагог), 1980, 4, с.57−60.

4. Роль технического центра в повышении эффективности урока. -Советакан манкаварж (Советский педагог), 1982, $ 2, с.23−26.

5. Специфика телеуроков. — Советакан манкаварж (Советский педагог), 1982, & 9, с.31−35.

6. Новые учебные кинофильмы для школ. — Советакан манкаварж (Советский педагог), 1983, }? I, с.38−40.

7. ТСО на современном уроке (Педагогическое общество Арм. ССР).-Луйс, 1982, с.72−74.

8. 0 повышении эффективности урока при использовании технического центра. Тезисы докладов У Всесоюзной научно-практической конференции (17−19 ноября) в г. Тольятти. — М., 1982, с.24−26.

9. Технические средства обучения в системе учебно-воспитательного процесса. — Советакан манкаварж (Советский педагог), 1983, № 9, с.19−22.

10. Телевизионные учебные передачи в школе. — Советакан манкаварж (Советский педагог), 1984, № I, с.33−36.

11. Для эффективного использования материально-технических средств трудового обучения. — Советакан манкаварж (Советский педагог), 1984, № 4, с.38−44.

12. Межпредметные связи физики и трудового обучения (сельскохозяйственный труд). — Математикан ев физикан дпроцум (Математика и физика в школе), 1984, № 5, с.27−30.

13. Некоторые вопросы повышения эффективности трудовой подготовки учащихся сельских школ. — Советакан манкаварж (Советский педагог), 1984, № 10, с.14−18.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
  2. В.И. О политехническом образовании. Заметеа на тезисы Надежды Константиновны. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.42, с.283−286.
  3. В.И. Задачи союзов молодежи (речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41, с.355−380.
  4. Программа Коммунистической партии Советского Союза: принята ХХП съездом КПСС. М. Политиздат, 1976. — 144 с.
  5. Конституция (Основной Закон-) Союза Советских Социалистических республик. М"Политиздат, 1978. — 62 с.
  6. Материалы Ш съезда КПСС. М. Политиздат, 1977. — 256 с.
  7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М. Политиздат, 1982. — 223 с.
  8. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» от 20 июня 1972 г.-Правда, 1972, 25 июня.
  9. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» от 2 июля 1973 г. Правда, 1973, 6 июля.
  10. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего развития народного хозяйства Армянской ССР» от 16 апреля 1975 г. В кн.: Постановления и распоряжения Совета Министров Армянской ССР. — Ереван, 1975, июнь, с.3−7,
  11. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции». -Правда, 1976, 2 июня.
  12. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовка их к труду» от 22 декабря 1977 года. Правда, 1977, 29 декабря.
  13. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» от 26 апреля 1979 г. М. Политиздат, 1979, с. 15.
  14. КПСС. ЦК. Пленум. 1982. Май. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М.:Правда, 1982.- с. 112.
  15. Материалы апрельского (1984) Пленума ЦК КПСС. Правда, 1984, II апреля.
  16. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы Сборник документов и материалов. М. Политиздат, 1984. — 112 с.
  17. Постановление Совета Министров СССР «0 мерах по дальнейшему расширению подготовки механизаторских кадров для сельского хозяйства» от 14 мая 1970 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — М.:1972, т.8, с.119−121.
  18. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». Правда, 1984, 4 мая.
  19. Резолюция ХХУП съезда Коммунистической партии Армении по Отчетному докладу Центрального Комитета КП Армении. Ереван: Айастан, 1981.
  20. К.У. Из речи «Народ и партия едины» на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного ркруга г.Москвы 2 марта 1984 г. Правда, 1984, 3 марта.
  21. К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. -Правда, 1984, II апреля.
  22. К.С. Речь на торжественном собрании представителей трудящихся республики. Коммунист, 1982, 8 декабря.
  23. К.С. По пути указанному Ленином. Доклад на совместном торжественном заседании ЦК КП Армении и Верховного Совета Арм. ССР, посвященном 60-летию образования СССР. Коммунист, 1982, 18 декабря.
  24. А. Всероссийская конференция по трудовому воспитанию сельских школьников. Народное образование, 1975, № 5,с.75−81.
  25. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся. Советская педагогика, 1981, № б, с.46−51.
  26. В.А. Пути совершенствования подготовки учащихся УП-Х классов к труду механизатора сельского хозяйства: Авто-реф.дис. .канд.пед.наук. М., 1980. — 23 с.
  27. С.И. и др. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента /С.И.Архангельский,
  28. B.И.Михеев, С. А. Машников. М. -.Знание, 1974. — 48 с.
  29. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.-.Педагогика, 1976. 192 с.
  30. П.Р., Зверев И. Д. Современные проблемы политехнического образования учащихся. Советская педагогика, 1981, Ш, 1. C. IX-I8.
  31. П.Р., Иванович К. А. Политехническое образование, трудовое обучение и воспитание неотъемлемая сторона всестороннего развития коммунистической личности. — Советская педагогика, 1975, Ik II, с.78−92.
  32. П.Р., Бабкин Н. Н., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук: Пособие для учителей. М.:Просвеще-ние, 1983.
  33. П.Р., Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения. Советскаяпедагогика, 1983, № 6, с.64−72.
  34. К.Ш. Трудовое воспитание в сельской общеобразовательной школе на современном этапе: Автореф.дис. .докт.пед. наук. М., 1974. — 48 с.
  35. А.Ф. О воспитании у школьников интереса к сельскохозяйственному труду. Советская педагогика, 1978, № 4, с. 3743.
  36. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.:Педагогика, 1982.
  37. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Пособие для учителей. М.:Просвещение, 1982.
  38. В.В. и др. Сельскохозяйственные машины и технология тракторных работ. Учеб. пособие для учащихся 9 и 10 классов сельской, школы. Изд. 2-е, М. Просвещение, 1974. 192 с.
  39. С.Я. В.И.Ленин и проблемы профессионально-технического образования. Советская педагогика, 1970, $ 4, с.38−46.
  40. С.Я. Основы педагогической деятельности наставника.-М.:Знание, 1977. 64 с.
  41. С.Я., Галилова А. А. Периоды производственного обучения. Советская педагогика, 1982, № 7, с.87−92.
  42. Г. С. Педагогические основы разработки и применения тренажерных устройств для подготовки рабочих высокой квалификации: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1979. — 24 с.
  43. А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах. М.:Высшая школа, 1974. — 128 с.
  44. В.П. Методические рекомендации по созданию учебников для педагогических вузов. Изд. Минпроса СССР, Управление учебными заведениями. Роташринт, 1982.
  45. Н.И. Методика-воспитательной работы в школе. Учебн. пособие для студентов пед.институтов. М.:Просвещение, 1974. — 223 с.
  46. А.А. О трудовом становлении молодежи, — Советская педагогика, 1977, № I, с.37−43.
  47. Ю.К. Политехническая подготовка учителей средних школ. М.: Педагогика, 1978. — 175 с.
  48. В.В. Изучение основ сельского хозяйства в средней школе. М.:Педагогика, 1975. — 88 с.
  49. Р.Б., Кузьмин М. Н. Вопросы политехнического образования и трудового обучения в школах европейских стран социализма. Советская педагогика, 1975, № 3, с.131−138.
  50. Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982. — 248 с.
  51. Р. Воспитывать у учащихся любовь к труду на селе. -Народное образование, 1978, № II, с.2−7.
  52. Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании: Из опыта воспит. работы /Под ред.А.Г.Хрипко-вой, A.M.Низовой, И. В. Гребникова. М.:Педагогика, 1978.
  53. Вопросы создания и использования учебного оборудования. Сборник трудов, том I, Академия пед. наук СССР. М.:1973. — 141с.
  54. А.И. Педагогические основы трудового воспитания школьников. Ташкент: Укитувчи, 1978. — 252 с.
  55. Воспитание сельских школьников. Из опыта работы школ РСФСР /Под ред. Л. К. Балясной. М.:Просвещение, 1978. — 128 с.
  56. Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. Сборник статей /Под ред. И. Д. Зверева. М.:Педагогика, 1972. -248 с.
  57. Ю.З. Тренировочные устройства в профессиональном обучении (психолого-педагогические аспекты). Киев: Виша школа, 1979. — 196 с.
  58. С.И. Соединение обучения с производительным трудом учащихся в ученической бригаде. В кн.: Педагогические основы деятельности ученических производственных сельскохозяйственных бригад. — М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977, с.78−84.
  59. А.А., Назарова Т. С. Кабинет химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 176 с.
  60. В.И. Определение структуры политехнических знаний и умений в предмете трудового обучения: Автореф. дис. .канд. пед.наук. М.-.1970. — 18 с.
  61. К.Д. Совершенствование трудового политехнического обучения и профессиональной ориентации сельских школьников Узбекистана: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. -М., 1977.- 20 с.
  62. В.Ф. Дидактические основы механизированного сельскохозяйственного труда учащихся 1У-УШ классов сельских школ: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М. :1974. 30 с.
  63. Диафильмы учебные 1983 г. Госкино СССР. М.:Студия «Диафильм», 1982. — 53 с.
  64. Диапозитивы учебные 1983 г. Госкино СССР. М.:Студия «Диафильм», 1982. — 22 с.
  65. Дидактические основы создания и использования техническихсредств обучения в средней школе. Сборник научных трудов/ Под ред. Л. П. Прессмана. М.: 1981. — 151 с.
  66. Дидактические основы создания и использования печатных пособий в средней школе. Сборник научных трудов /Под ред. JI.M. Зельмановой. М.:1981. — 157 с.
  67. И.И. Комплект учебного оборудования для кабинета «Трактор и сельхозмашины». Народное образование, 1978, № 2, с. 7073.
  68. И.И. Трудовому обучению современную учебно-техническую базу. — Советская педагогика, 1978, Л 12, с.45−48.
  69. И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. Пособие для руководителей школ. М. «.Просвещение, 1981. -232 с.
  70. В.Я., Костин А. А. Технические средства обучения водителей автомобилей: Учебн. пособие для учащихся техникумов. М.:Высшая школа, 1982. — 279 с.
  71. М.А. Дидактические проблемы политехнического трудового обучения: Доклад на соиск. учен, степени докт. пед. наук. Л.: 1969. — 42 с.
  72. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  73. А.П. Дидактические основы изучения тракторов в системе трудовой политехнической подготовки учащихся: Авто-реф. дис.. .канд.пед.наук. -М. :1970. 24 с.
  74. А.П. Применение учебных алгоритмов и тренажеров при изучении машин в сельской школе. В кн.: Обучение уч-ся накладке и регулированию оборудования и аппаратуры. — М.: Педагогика, 1969, с.38−44.
  75. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики: Из опыта работы. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1980. — 112 с.
  76. А.А., Федоров Т. Ф. Технические средства обучения в вузах. М.:Военное изд-во, 1976. — 223 с.
  77. В.Г. Политехническое образование в современных условиях. Советская педагогика, 1975, № 3, c. I-II.
  78. Д.Д. Школьный учебник. М. Педагогика, 1982.
  79. В.Ф. и др. Агропромышленный садоводческий комплекс. (Из опыта работы совхоза имени Ленина Рязанской области). М.: Колос, 1977. — 144 с.
  80. К.А. Пути совершенствования политехнического образования и трудового воспитания в сельской школе. Советская педагогика, 1975, № 3, с.12−18.
  81. К.А. Актуальные проблемы подготовки школьников к труду механизатора сельского хозяйства. В сб.науч.тр.: Совершенствование системы подготовки учащихся к труду механизатора сельского хозяйства. — М.:НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977, с.4−15.
  82. К.А., Шибанов А. А. Школа и сельское хозяйстве». М.: Советская педагогика, 1975, № 3, с.12−17.
  83. В.В. и др. Технические средства обучения водителей/ В. А. Иларионов, М. В. Коше лев, В. М. Мишурин. -М.: ДОСААФ, 1979. -159 с.
  84. Р.А. Связь преподавания физики с трудовым обучениемв сельской школе. Физика в школе, 1982, № 5, с.54−57.
  85. Использование средств наглядности при обучении по предмету «Тракторы» (методические рекомендации). М.: Высшая школа, 1975. 20 с.
  86. Использование технических средств в учебном процессе (материалы педагогических исследований). М.:Акад.пед.наук, 1963.-245 с.
  87. Использование технических средств для повышения эффективности управления общеобразовательной школой (методические рекомендации). Киев: НИИ педагогики УССР, 1981. — 17 с.
  88. Использование технических средств в учебном процессе (материалы педагогических исследований) /Под ред.Н. М. Шахмаева. -М.: Академия пед. наук РСФСР, 1963. 230 с.
  89. Л. Проблемы профессиональной ориентации школьников. Пер. с лит. М.:Педагогика, 1983.
  90. Н.А. Активизация умственной деятельности учащихся старших классов при изучении сельскохозяйственной техники: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. М. :Х966. — 28 с.
  91. Исходные требования на проектирование и изготовление учебного оборудования (трудовое обучение). М.:Акад.пед.наук СССР, 1976. 52 с.
  92. М.И. 0 воспитании и обучении. Избранные статьи и речи. М. Учпедгиз, 1957. — 343 с.
  93. В.М. и др. Основы методики трудового обучения /В.М. Казакевич, В. А. Поляков, А.Е.Ставровский- под ред. В. А. Полякова. М. Просвещение, 1983. — 192 с. (Б-ка учителя труда).
  94. Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед.училищ. М.: Просвещение, 1979. — 271 с.
  95. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /П.од ред. М. Н. Скаткина и В. В. Краевского. М.:1978.
  96. Е.А. Путь в профессии. -Л.-1973. 190 с.
  97. Э.Г. Инспектирование состояния учебно-материальной базы школ. В кн.: Инспектирование школы /Под ред. В. П. Стрезикозина. — М., 1977.
  98. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: учеб. пособие для слушателей ФЛК, директоров школ и студентов пед. ин-тов. М. Просвещение, 1983. — 224 с. — (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания).
  99. Комсомол сельской школы. /Постановление Бюро ЦК ВЛКСМ «0 задачах комсомольских организаций по дальнейшему развитию движения «Комсомол сельской школы"/. Комсомольская правда, 1973, II июля.
  100. А.К. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. (Вопросы трудового воспитания учащихся). М.:Педагогика, 1979. — 176 с.
  101. С.А. Физиологические основы производственного обучения. М.: Высшая школа, 1975. — 264 с.
  102. П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. Пособие для учителей сельской школы. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. Просвещение, 1977. — 207 с.
  103. В.Е. Использование комплекса технических средств обучения на уроках труда. Школа и производство, 1982, № 4, с.19−21.
  104. Н.К. Трудовое воспитание и политехническое образование. Пед.соч., т.4. -М.:Изд-во АПН РСФСР. — 629 с.
  105. А.Ф. Преемственность изучения сельскохозяйственной техники в средних и старших классах. В сб.науч.тр.: Совершенствование системы подготовки учащихся к труду механизаторов сельского хозяйства. М.:НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977, с.42−48.
  106. А.Ф. Организация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учебно-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей /А.Ф.Ктиторов, В. М. Казакевич, А. Ш. Френкель. М. Просвещение, 1982. — III с.
  107. Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач). М. Педагогика, 1975. -303 с.
  108. А.А. Исследования проблем политехнической трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодежи. Таллин: Валгус, 1975. — 314 с.
  109. Н.Д. Психология труда. М. Учпедгиз, 1963.- 340 с.
  110. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. М. Педагогика, 1983.
  111. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. Педагогика, 1982.
  112. М.М., Черкасов Ю. П. Кинопроекционная техника и учебная демонстрация кинофильмов-. Учеб. пособие для средних проф-технич. учебн. заведений. М.:Высш.школа, 1982. — 263 с.
  113. .Т. Воспитательные объекты обучения (спецкурс): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. Просвещение, 1982.
  114. А.В. О народном образовании. Речь на Ш съезде РКСМ (2 октября 1920 г.). М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958. -558 с.
  115. Ф.Д. Исследование эффективности применения технических средств для формирования трудовых умений и навыков: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М.:1975. 21 с.
  116. А.С. Соч. 2-е изд., т.5. М.:Изд-во АПН РСФСР.-510 с.
  117. А.С. Трудовое восцитание /Сост. и авт. вступ. статьи Л. Ю. Гордин. М. Просвещение, 1964. — 246 с.
  118. Материалы международной научной конференции социалистических стран по проблемам школьного оборудования (27−30 ноября 1975 г.). М. Президиум Академии пед. наук СССР, 1975. -317 с.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.:Педагогика, 1972. 168 с.
  120. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М. Педагогика, 1975. — 368. с.
  121. Мелик-Нубаров С. О. Об организации внедрения в практику результатов научно-педагогических исследований. Советская педагогика, 1981, № 12, с.47−52.
  122. Методы обучения в современной щколе: Пособие для учителей/ Под.ред. Н. И. Кудряшева. М. Просвещение, 1983.
  123. Методы и организационные формы полииехнического образования школьников: Метод, пособие для первич. орг. Пед. о-ва РСФСР в общеобразоват. школах ДС Пед. о-ва РСФСР: Под ред. П. Р. Атутова. M.-.I978. — 107 с.
  124. Методические рекомендации по использованию технических средств обучения в учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ /Под ред. и при участии Шаповаленко С. Г. и Прессмана Л. П. Ротапринт НИИОП АПН СССР. М.-.1982.
  125. Методическая разработка применения информационных технических средств обучения. М.:Мин.вуз СССР, 1977. — 29 с.
  126. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М. Педагогика, 1973. — 299 с.
  127. Л. Вступая в трудовую жизнь. Народное образование, 1982, № I, с.80−81.
  128. В.Г. Основные вопросы методики преподавания сельскохозяйственного машиноведения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1970. — 71 с.
  129. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М. Педагогика, 1978. — 200 с.
  130. А.Е. Пути реализации политехнического принципа в процессе обучения сельскохозяйственной технике в общеобразовательной школе: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М.:1974. -20 с.
  131. Т.С. Проект системы экспериментального школьного комплекса. Советская педагогика, 1977, № 1, с.77−83.
  132. Народное образование в 1981 г. Часть I. Министерство просвещения СССР. — М.:1982. — 208 с.
  133. Народное хозяйство Армянской ССР. Юбилейный статический сборник к 60-летию образования СССР. ЦСУ Армянской ССР. Ереван, 1982. — 310 с.
  134. Народное хозяйство Армянской ССР в 1980 г. Статистический ежегодник ЦСУ Армянской ССР. Ереван, 1981. — 299 с.
  135. A.M. Применение технических средств в процессе производственного обучения. М.:Высш.школа, 1979. — 71 с.
  136. Л.И. Педагогика детского коллектива. М. Педагогика,
  137. О состоянии и мерах улучшения снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием и об использовании их в учебном процессе. Приказ министра просвещения СССР от 5-го мая 1970 г. й 29. М.:1970. — 5 с.
  138. Основные итоги единовременного выборочного анкетного обследования профессиональной ориентации учащихся 10 (II) класса дневных средних общеобразовательных школ. Статистический сборник ЦСУ Арм.ССР. Ереван, 1982. — 70 с.
  139. Об улучшении использования ТСО в общеобразовательных школах РСФСР. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, 1972, $ 2.
  140. От передового учителя к передовому коллективу: Опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах Москвы /Под ред. Ю. К. Бабанского, А. Н. Зевиной. М. Педагогика, 1980. — 104 с.
  141. Педагогическая энциклопедия, том 4: Советская энциклопедия, 1968, с.259−262.
  142. Педагогические основы деятельности ученических производственных бригад /Под ред. действительного члена АПН СССР К. А. Ивановича, НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. М. .-Педагогика, 1979. — 224 с.
  143. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
  144. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.Педагогика, 1972. 184 с.
  145. Н. Вторая конференция социалистических стран по школьному оборудованию. Советская педагогика, 1976, № 3, с.155−158.
  146. План разработки учебно-наглядных пособий и учебного оборудования на 1976−1980 гг. Научно-исследовательский, институт школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР. Москва:1975, с.115−123.
  147. К.К. Вопросы психологии труда. М.:Медгиз, 1962.
  148. Подготовка школьников к общественно полезному труду и выбору профессии на качественно новый уровень. — Советский, педагог, 1981, В 9, с.3−9.
  149. В.Л., Щербак Ю. И. Технические средства обучения в современной школе. Известия Воронежского Государственного пед. ин-та, т.204. Воронеж, 1979.
  150. Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе /Под ред. действительного члена АПН СССР Д.А.Эпштей-на: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. М. '.Просвещение, 1979. — 151 с.
  151. В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников /Под ред. А. А. Шибанова. М. Просвещение, 1977.80 с.
  152. В.А. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся средней, общеобразовательной школы: Автореф. дис. .докт.пед. наук. М., 1979. — 31 с.
  153. В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М. Просвещение, 1976. — III с.
  154. Л.П., Полторак Д. Создание методических основ научно-исследовательской. и опытно-конструкторской работы в области школьного оборудования. Советская педагогика, 1982, № 8, с.77−83.
  155. Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе (пособия для руководителей школ). М. Просвещение, 1979. 176 с.
  156. Проблемы политехнического образования /Материалы общего собрания АПН СССР 27−28 июня 1972 г. М. Педагогика, 1972, с. 76.
  157. Проблемы политехнического образования в современной сельской школе /Материалы Всесоюзного совещания, проходившего 25−28 июня в г. Витебске 1979 г. М.:1979. — 160 с.
  158. Продовольственная программа и школа «Об ознакомлении учащихся общеобразовательных школ с материалами майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС и об участии школьников в выполнении Продовольственной программы СССР». Учительская газета, 1982, 12 августа.
  159. Программы средней школы. Трудовое обучение IX-X классы. Сельскохозяйственное производство. Лесоводство. М.:1981.-187 с.
  160. Программы средней школы Армянской ССР. Ереван: Луйс, 1981.218 с. (на арм. языке).
  161. М.А. Советская система просвещения к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции./Доклад на юбилейной сессии АПН СССР, посвящ. 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Советская педагогика, 1978, № I, с.10−21.
  162. М.А. Актуальные вопросы комплексного подхода к воспитанию в системе народного образования. В кн. Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС. — М.:1973, с.134−142.
  163. В.Т., Утков Ю. А. Механизация уборки плодов и ягод.-М.:Россельхозиздат, 1977. 88 с.
  164. Г71. Рекомендация Всесоюзной конференции по теме «Развитие технического творчества и сельскохозяйственного опытничества в сельской школе». Брянск, 1980. — 13 с.
  165. A.M., Пугал Н. А. Экранные средства обучения на уроках общей биологии в средних профтехучилищах. Метод.пособие. М.:Высшая школа, 1983. — 96 е.- ил.
  166. Сборник документов по трудовому обучению /сост.Ю. П. Аверичев, С. М. Кулешов. М. Просвещение, 1983. — 192 с. (Б-ка учителя труда).
  167. Сельскохозяйственная техника. Каталог, часть I. -М.:1981.-474 с.
  168. Скаткин М. Н, Совершенствование процесса обучения. М. Педагогика, 1971. — 208 с.
  169. М.Н., Ставский П. И. Проблемы теории политехнического обучения на современном этапе. Советская педагогика, 1973, № 2, с.95−103.
  170. М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М. Просвещение, 1984. — 192 с. (Б-ка дир. школы).
  171. В.А. Применение письменных инструкций и тренажеров при трудовом обучении: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1966. 15 с.
  172. А.П., Степанец А. А. Комплексное применение технических средств обучения в профтехучилище. Киев: Виша школа, 1978. — 56 с.
  173. Р.Г. Содержание и организация трудового, идейно-нравственного воспитания школьников в лагерях труда и отдыха: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1982. — 19 с.
  174. В.Н. Прошлое, настоящее, будущее образование. М.: Педагогика, 1982.
  175. В.А. О воспитании /Сост. и авт. вступ. очерков С.Соловейчик. М. Политиздат, 1979, с.115−148.
  176. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М. Университет, 1969. — 31 с.
  177. Тематический план производства заказных кинофильмов. Госкино СССР. М., I98I-I982.
  178. Э.Ж. Исследование условий совершенствования политехнических знаний, навыков и умений учащихся сельских средних школ: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Рига, 1979.- 27 с.
  179. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательной школы. М.:Мин.прос.СССР, 1982. — 170 с.
  180. Н.А. Педагогические основы производительного труда школьников: Автореф. дис.. .докт.пед.наук. М., 1972.- 49 с.
  181. Д.И. Кабинет биологии. Пособие для учителей (из опыта работы). М.: Просвещение, 1976. 142 е., ил.
  182. Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М. Просвещение, 1980. 144 с.
  183. Трудовое обучение и профессиональная ориентация сельских школьников /Под ред. К. А. Ивановича, НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. М. Педагогика, 1978. — 174 с.
  184. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ. Сборник документов /Под ред. В. М. Коротова. М. Просвещение, 1980.- 191 с.
  185. Устав средней общеобразовательной школы. М, Педагогика, 1970.
  186. Г. Ф. Осуществление межпредметных связей в обучении. Советская педагогика, 1981, № 12, с.14−16.
  187. ., Учаева Н. Паспортизация учебных кабинетов. -Народное образование, 1979, 6, с.63−64.
  188. В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки и условия трудового обучения). М, Просвещение, 1969. — 303 с.
  189. О.А. Ориентация молодежи на профессии сельскохозяйственного производства. М.:Акад.пед.наук СССР, 1972. -40 с.
  190. В.А. Обучение школьников вождению тракторов и комбайнов. Пособие для инструктора. М. Просвещение, 1976. -128 с.
  191. С.М. Политехническое обучение. М.:Изд.АПН РСФСР, 1956.
  192. Т.И. Активизация учения школьников. М. Педагогика, 1982.
  193. С.Г. Методологические вопросы научных исследований и разработка в области школьного оюорудования. Советская педагогика, 1982, № 8, с.65−77.
  194. М.Н. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М. Педагогика, 1973. -143 с.
  195. Н.К. Методика изготовления и использования учебно-наглядных пособий по предметам «Овощеводство» и «Плодоводство». Метод. пособие для средн. сельских проф.техн.училищ. 2-е изд. испр. и доп. М.:Высшая школа, 1979. — 208 с.
  196. А.А. Политехнические и производственное обучение в сельской школе. М. :Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 400 с.
  197. Школьный технический центр. Из опыта работы средней школы }Ь 25 г. Винницы, 1980. 4 с.
  198. А.Г. Трудовое политехническое обучение в сельской школе зоны интенсивного земледелия: Автореф.дис. .докт. пед. наук. М., 1974. — 44 с.
  199. Д.И. и др. Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе. Пособие для учителей /Д.Эпштейн, Н. Дайри, В. Разумовский и др. М. Просвещение, 1979.- 151 с.
Заполнить форму текущей работой