Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурно-языковое многообразие населения Испании: теория и реальность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижение поставленной таким образом двуединой цели потребовало решения ряда задач содержательного, методического и теоретического характера, в том числе ответа на следующие вопросы: а) насколько анализ имеющегося фактического материала подтверждает принятую в отечественной научной литературе трактовку этнической ситуации и «национального вопроса» в Испанииб) насколько пригоден отечественный… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Постановка проблемы

§ 2. Историография вопроса. а) Работы отечественных авторов советского и постсоветского периода. б) Работы, изданные в России до революции 1917 г. в) Понятие «народы Испании» в трактовке испанских и других зарубежных авторов.

Глава 1. Валенсийское окно в общеиспанскую этническую проблематику.

§ 1. Почему именно валенсийские каталонцы?.

§ 2. Кто населял Валенсию в 1960-е годы?.

§ 3. Политика Мадрида и ее результаты для культурноязыкового развития Валенсии.

§ 4. Валенсийское «возрождение» и борьба вокруг него в местном обществе.

§ 5. Особенности и варианты самосознания жителей

Валенсии.

§ 6. Итоги изучения «валенсийской ситуации».

Глава 2. Существует ли каталонский этнос?.

§ 1. Каталаноязычный ареал.

§ 2. Каталония.

§ 3. Балеарские острова.

§ 4. Каталонцы Арагона.

§ 5. Что же такое каталонский народ?.

Глава 3. Этносы или что-то иное?.

§ 1. Баски. а) Страна басков и Наварра. б) Проблема Наварры. в) Кто населяет «баскские провинции» Испании?.

§ 2. Галисийцы.

§ 3. Испанцы, или «собственно испанцы».

§ 4. Кто же населяет Испанию? Общие

выводы на основе рассмотрения «этнонациональной ситуации» в стране.

§ 5. Тенденции XXI века.

Культурно-языковое многообразие населения Испании: теория и реальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ 1. Постановка проблемы.

Культурно-историческое и языковое многообразие населения нашей страны, изначальное сосуществование в ней разных по многим параметрам народов естественным образом делают этническую тематику и проблематику (в более привычных терминах — «национальный вопрос») здесь более чем актуальными и вызывающими постоянный интерес не только в научных кругах, но и в обществе в целом. Нет серьезных оснований полагать, что в обозримом будущем такое положение дел изменится. Ведь этнический (в привычном для нас терминоупотреблении — «национальный») фактор в нашем отечестве исторически занял огромное место и в общественно-политической жизни, и в административной практике, и в межличностных отношениях, и в индивидуальном самоопределении, прочно укрепился в мировоззрении обитателей «одной шестой части земного шара"1. Более того, всякое сколько-нибудь серьезное посягательство на устоявшиеся представления в этой сфере немедленно встречает решительный, а нередко ожесточенный и массовый отпор (одним из характерных примеров может служить та широкая кампания, которая развернулась против новой формы общегражданского паспорта, лишенной — вопреки многолетней советской традиции, зато в полном соответствии с международными стандартами — прежней знаменитой позиции ["пятой графы"] о «национальной"/этнической принадлежности).

Зона общественно-научного интереса россиян к различным проявлениям «национального» (этнического) феномена, и в том числе к существующим способам решения упомянутого «национального вопроса», конечно же не ограничивается пределами нашей родины, но распространяется на всю ойкумену. Одним из объектов пристального внимания и изучения в этой связи уже давно является Испания.

Особое пристрастие многих поколений наших соотечественников к Испании, ее истории и ее обитателям — общеизвестно2 и запечатлено во множестве произведений различных жанров литературы и искусства, созданных российскими творцами, произведений, среди которых немало настоящих шедевров. Долгое время отношение в России/СССР к этой стране было сродни своего рода завороженности — при том что, фигурально говоря, сей яркий и экзотический плод на ветвистом дереве европейских народов и культур зрел в большом отдалении от нас, при отсутствии сколько-нибудь частых контактов, что, правда, с лихвой компенсировалось укоренившимся в русском сознании образом Испании, составленным по преимуществу из стереотипов — в большинстве своем опять же очень пестрых и привлекательных. И даже сблизившие наши страны на короткий срок трагические события разгоревшейся там Гражданской войны 1930;х гг. не только не разрушили, но, напротив, усилили романтический характер этого образа.

Во второй половине 1970;х гг., после почти сорокалетнего периода авторитарного режима, Испания неожиданно для многих решительно двинулась по пути всесторонних и радикальных либерально-демократических перемен3 и за сравнительно короткое время перешла от диктатуры к парламентской демократии, от монопольного господства в обществе одной партии и одной идеологии — к многопартийности и идеологическому плюрализму, от унитарной, жестко централизованной административной структуры — к широкой системе регионального и местного самоуправления, от отсталой, «замкнутой» экономики — к развитой, индустриальной и конкурентоспособной, от обособленности, отгороженности от остального мира — к интеграции в объединяющуюся Европу. Коротко говоря — перешла из одной исторической эпохи в другую. И все это — без гражданской войны, бунтов и погромов, без экономического хаоса, голода и массового обнищания. А когда спустя всего десять лет после начала означенных испанских событий на путь судьбоносных трансформаций вступила уже наша страна, буквально кричащие внешние аналогии с тем, что совсем недавно пережила Испания, породили во многих отечественных умах соблазн воспользоваться чужим удачным опытом. (Забегая вперед, приходится сказать, что из разных проектов и предложений на этот счет почти ничего не вышло — но это уже иная тема.).

Возвращаясь непосредственно к нашей теме, напомним, что Испания к этому времени продолжала привычно трактоваться у нас как яркий пример многонационального (многоэтничного) государства, в котором национальные меньшинства долгое время страдали от своего угнетенного положения, вели национально-освободительную борьбу против насильственной ассимиляции, за признание своей самобытности и политическую автономию в пределах страны (а в крайних формах — даже за независимость от нее). Непременно отмечалось, что конфликты на почве национального неравноправия постоянно осложняют внутриполитическую жизнь Испании, и было очевидно, что их устранение, решение «национального вопроса» в данном конкретном случае должно стать одной из первоочередных задач послефранкистского правительства, важнейшей составляющей упомянутых выше общедемократических преобразований.

Согласно устоявшемуся отечественному подходу (как научному, так и характерному для общества в целом), основное население Испании на протяжении нескольких последних столетий составляют представители четырех «народов» (в иных терминах — «народностей», «национальностей», «этнических общностей», «этносов" — как правило, в применении к периоду с конца XIX в. их у нас квалифицируют также как «нации») — эти народы/этносы и т. д. суть «испанцы» (они же «собственно испанцы», они же, у некоторых авторов, «кастильцы»), «каталонцы», «галисийцы» и «баски». Первый из них характеризуется как численно, исторически и политически доминирующий (иногда также, особенно в прошлом — «господствующий» и даже «угнетающий»), тогда как три остальных — как «национальные меньшинства», освободительной борьбе которых против национального гнета и ассимиляции, за право на самоуправление, официальное признание своей этнической («национальной») самобытности и за сохранение своей этнической («национальной») специфики всегда уделялось большое внимание в советской испанистике. В целом перечисленные народы/этносы проживают компактномежду районами их расселения, которые и составляют в совокупности территорию Испании, существуют либо четкие пространственные границы (чаще всего), либо зоны, где представители соседних этносов (из числа четырех названных) обитают вперемежку (это можно видеть на любой отечественной «карте народов», где представлена Испания). Означенные народы/этносы/нации привычно рассматриваются как основные действующие лица (субъекты) этнических («национальных») процессов в испанской (т.е. принадлежащей Испании) части полуострова. Кроме них, там исторически проживают еще довольно многочисленные цыгане и ряд других, более мелких групп (сразу же необходимо оговориться, что феномен широкомасштабной «трудовой» иммиграции в пределы Испании извне, столь резко обозначившийся на рубеже ХХ-ХХ1 столетий и сам по себе очень важный в контексте развития этой страны, не имеет прямого отношения к поставленной нами в данной работе задаче и потому остается вне сферы нашего внимания). За каждым из «основных народов» подразумеваются (и многократно упоминаются, изучаются и описываются): общее происхождение, т. е. свой особый этногенез (в отдаленном прошлом), за которым последовали века, а то и тысячелетия (в случае с басками) столь же уникальной этнической историиспецифическая «национальная» культура и особый «национальный» языкчетко выраженное «национальное» (этническое) самосознание, одним из основных проявлений которого является разделяемое всеми представителями данного народа «национальное» самоназвание- «национальная» солидарность и стремление к территориально-политическому самоопределению в пределах зоны своего расселения, или же, говоря современным языком, приверженность особому этническому «политическому проекту». То есть — все то, что характеризует народ/этнос как таковой, представление о свойствах которого и об универсальности которого в пределах ойкумены (иначе говоря, о том, что все человечество без остатка подразделяется на народы/этносы, каждый из которых в норме характеризуется определенным набором признаков) и сейчас доминирует в сознании нашего общества (включая и значительную часть его «научного сектора»), а в период эпохальных испанских реформ рубежа 1970;1980;х гг. царило практически безраздельно.

Обычно считается, что борьба испанских «национальных меньшинств» увенчалась временным успехом в годы Второй республики (1931;1939), когда каталонцы и баски получили, а галисийцы вскоре должны были, но из-за оккупации Галисии франкистскими мятежниками не успели получить автономный статус для своей «малой родины». Падение Республики на долгие десятилетия закрыло вопрос об автономии. Однако уже с 1960;х гг. он был, по сути дела, поставлен вновь — в связи с мощным подъемом этнонационального движения «окраинных» народов страны, и перешел в практическую плоскость сразу после 1975 г., когда умер диктатор Франко и начались упомянутые выше либерально-демократические преобразования. Необходимость решения этого вопроса назрела настолько, что процесс обретения местного самоуправления развернулся еще до принятия новой демократической конституции Испании (1978 г.), провозгласившей принцип автономии. Создаваемые территориальные автономные образования (официально они называются «автономными сообществами» — comunidades autonomas) первоначально возникали на основе врёменных статутов (но, разумеется, с санкции королевского правительства), которые уже вскоре, после разработки соответствующего законодательства, преобразовывались в статуты постоянные. Новые автономии получили весьма широкие полномочия в решении своих внутренних делместные языки были признаны официальными наряду с испанским (кастильским) в границах соответствующих «сообществ"4. Все это трактовалось отечественными авторами (особенно в годы нашей «перестройки») как успешное решение национального вопроса в многонациональной Испании, осуществленное по вполне понятному и ожидаемому принципу, который был у нас тогда столь популярен и считался, по сути, оптимальным: все национальные меньшинства должны получить «свои» административно-территориальные образования в пределах данного государства, на условиях реального самоуправления.

Однако внимание заинтересованного наблюдателя, исходящего из вышеозначенной трактовки и вознамерившегося более подробно ознакомиться с ходом «автономизации» в Испании в условиях утвердившейся там либеральной демократии (конец 1970;х-начало 1980;х гг.), не могут не привлечь следующие обстоятельства.

Во-первых, создание территориальных автономий, воспринимавшееся в нашей стране прежде всего как способ решения «национального вопроса» в Испании, оказалось значительно шире предоставления самоуправления.

Каталонии, Галисии и Стране басковоно охватило практически все население Испании и всю ее территорию, так что уже в 1983 г. страна представляла собой совокупность не трех (по числу «национальных меньшинств») и даже не четырех (если к ним добавить еще и «собственно испанцев»), а целых семнадцати (!) автономных образований, каковой она и остается по сей день (с тем дополнением, что несколько позже, в середине 1990;х гг., к означенным сообществам добавились еще две автономные единицы с собственными статутами — испанские города Сеута и Мелилья на североафриканском побережье).

Во-вторых, при сопоставлении карты вновь созданных на испанской земле автономий с давно и привычно использующимися в нашем отечестве «картами народов» («этническими картами») Испании сразу обнаруживается очевидное, хотя отнюдь не неожиданное для человека, знакомого с испанскими реалиями, несовпадение: автономные сообщества Каталония, Галисия и Страна басков, возникшие как справедливый итог упорной борьбы не одного поколения их коренных жителей за признание, как принято считать, своей национальной (этнической) самобытности, в каждом случае не охватывают всей территории расселения того этноса, с которым они у нас привычно ассоциируются, а как бы делят соответствующие этнические ареалы (каталонский, галисийский и баскский) с соседними автономными сообществами. Так, согласно «карте народов» Испании, каталонцы в этой стране проживают, помимо Каталонии, еще и в автономной Валенсии, в восточной части автономного Арагона и на автономных Балеарских о-вахгалисийцы — на смежных с Галисией землях Астурии и Кастилии-и-Леонабаски — в северной части соседней со Страной басков автономной Наварры.

Уже из этих двух обстоятельств с очевидностью следует, что в основу «автономизации» был положен отнюдь не этнический — по крайней мере в нашем понимании — принцип, а какой-то иной. При этом хорошо известно, что становление автономных сообществ на рубеже 70-х-80-х гг. прошлого столетия происходило в соответствии с демократической процедурой, заложенной в новом постфранкистском законодательстве, и опиралось в каждом конкретном случае на инициативу местных (в данном случае — провинциальных, поскольку было постановлено, что исходными территориями-субъектами «автономизации» станут именно провинции, коих в стране насчитывается 50) выборных органов, закрепленную прямым волеизъявлением на специальном референдуме населения претендующей на автономный статус провинции. То есть о каком-то административном произволе со стороны центральных властей в определении границ создаваемых автономных образований говорить не приходится: эти границы пролегли так, как захотели сами граждане.

Отечественные наблюдатели оказались, таким образом, перед феноменом, который невозможно объяснить, исходя из привычной концепции «национального вопроса» в Испании, и который в то же время слишком важен в испанском контексте и слишком активно заявляет о себе, чтобы просто оставить его без объяснения, — тем более что сложившаяся там в указанное время обстановка весьма благоприятствовала обществоведческим исследованиям самого разного профиля — включая «национальную» (этническую) проблематику. Ведь испанские реформы рубежа 1970;х-1980;х гг. высвободили и позволили проявиться, подняться на поверхность общественной жизни тем явлениям, процессам, тенденциям, отношениям, связям, мнениям, интересам, чаяниям и пр., которые до той поры таились, ослабленные, подавленные, зажатые железной хваткой сурового франкистского режимаобразно говоря, во всю силу зазвучали голоса, молчавшие четыре десятилетия, да и до той поры не особенно слышимые в условиях авторитарной монархии, — так что у стороннего наблюдателя, и прежде всего, конечно — заинтересованного исследователя, вдруг появилась счастливая возможность увидеть своего рода «срез» реальной внутренней ситуации в Испании.

Стремясь разобраться в причине несоответствия хода и результатов испанской постфранкистской «автономизации» привычным отечественным трактовкам «этнической ситуации» и «национального вопроса» в этой стране, диссертант счел необходимым прежде всего удостовериться в том, что означенные трактовки полностью или в главном сохранили свое значение к началу рассматриваемых событий. Ведь, строго говоря, нельзя было исключить возможность уже произошедшего, но остающегося пока незамеченным аналитиками извне ослабления или даже исчезновения неких важных элементов прежней, хорошо известной и многократно описанной, системы или влияющих на нее факторов — равно как и появления каких-то новых элементов и факторов, что и могло послужить причиной отмеченной выше «нестыковки». Осуществляя задуманную процедуру, автор подверг своего рода «инвентаризации» все население страны на предмет его (населения) этнической принадлежности — используя для этого понятийно-терминологический инструментарий и наработки отечественной теории этноса. И вот здесь, практически с самого начала, обнаружилось сущностное несоответствие испанских «национальных» (этнических) реалий давно уже устоявшимся в отечественной науке и обществе представлениям о них, и прежде всего — выяснилось, что приписываемые местным жителям этнические критерии их группирования, поведения, самосознания, деятельности, целеполагания и т. д. на самом деле для них не только нерелевантны, но и не были таковыми в обозримый период времени. Зато упомянутая выше ситуация с «автономизацией», выглядящая непонятной с точки зрения наших представлений о «национальном вопросе» в Испании, вполне соответствует местным представлениям о том, как должен происходить этот процесс.

Таким образом, эта исходно привлекшая наше внимание административно-политическая коллизия оказывается вполне органичной и объяснимой в рамках сложной и многослойной темы, исследование которой вырисовывается как крайне актуальное и в научном, и в общественно-практическом — учебно-образовательном, справочно-познавательном, политическом, административном, идеологическом, мировоззренческом в самом широком смысле слова и пр. — аспектах. Во-первых, оно самым непосредственным образом вписывается в идущую уже не первый год в отечественной науке дискуссию о правомерности и универсальности упомянутого выше «этнического подхода» к истолкованию всего историко-культурного многообразия человечества — подхода, согласно которому все человечество состоит из народов-этносов, так что каждый житель планеты является этнофором, т. е. непременно входит в один из них, а сами эти народы-этносы суть субъекты социально-исторического процесса, имеющие в каждом случае собственные, особые интересы не только культурного, но и политического свойства, к реализации которых они неуклонно стремятся как на коллективном уровне, так и в лице своих отдельных представителей. Противостоящие же такой этноцентристской картине ойкумены трактовки и концепции либо вовсе отвергают понятие «народ-этнос», либо отказывают ему в универсальности и естественной природе, указывая на его «сконструированность», вторичность, зависимость от тех или иных обстоятельств преходящего, а то и конъюнктурного свойства.

Во-вторых, убедившись, что давно и прочно закрепившаяся в нашей литературе традиция описания испанской «национальной проблематики» не дает — как попытался показать в своей работе диссертант — возможности увидеть и понять подлинное положение дел, необходимо предложить и обосновать какую-то иную концепцию, адекватную указанной задаче.

В-третьих, пример Испании служит серьезным основанием для своего рода «инвентаризации» аналогичных отечественных описаний и трактовок в отношении населения других зарубежных стран — с тем, чтобы отказаться от «фантомных» образов и представлений, порожденных исключительно концептуальным подходом исследователяот того, чтобы видеть некие «виртуальные» общности, отношения между ними и проявления их жизнедеятельности там, где на самом деле присутствуют и действуют совершенно другие, зато вполне реальные формы самоорганизации и иные закономерности, — например, такие, как в той же Испании. Помимо расширения кругозора наших сограждан, это могло бы помочь избегать непонимания, недоразумений, конфликтных ситуаций и принятия неверных решений при дистанционной оценке конкретных событий в той или иной стране или же при непосредственном соприкосновении с тамошней действительностью.

В-четвертых, в нашей стране, как отмечалось выше, использование «национального» (этнического) фактора как одного из наиболее важных принципов государственно-административного устройства и организации общественно-гражданской жизни достаточно последовательно осуществлялось на протяжении всего советского периода ее истории. Этноцентристский взгляд на ойкумену и сейчас составляет прочную часть мировоззрения практически всех слоев и групп наших нынешних и бывших соотечественников. Постепенное усвоение подлинной картины сосуществования и взаимодействия в рамках человечества его бесчисленных историко-культурных и лингвистических подразделений, картиной, в реальности далеко не везде содержащей этнический фактор как свою неотъемлемую характеристику, может, как представляется, способствовать сдвигу всего строя общественных отношений, а также массового сознания, к тому состоянию, когда они еще не подверглись форсированной этнизации («национализации») со стороны всесильного государства. И тогда, хочется надеяться, сузится почва для многих из тех либо ныне бушующих, либо вялотекущих, либо потенциальных конфликтов, в основе которых лежит этнический фактор.

Таким образом, попытка исследовать совершенно конкретный, узко ограниченный пространственно и хронологически феномен новейшей истории Испании (ход и результаты «автономистской» реорганизации государства) логически привела диссертанта к осознанию того, что выполнение этой задачи возможно лишь при рассмотрении ее в значительно более широком контексте, где она выступает всего лишь как одно из многих проявлений той реальности, природу которой нам еще только предстоит понять. В соответствии с открывшейся перспективой основная цель поиска была сформулирована как попытка выяснить, а) какую роль историко-культурные и языковые различия в среде коренного населения Испании играют в его общественно-политической жизни, мировоззрении, индивидуальном и групповом самоопределении и прочих аспектах его существования, б) насколько укоренившиеся в нашей отечественной традиции — как исследовательской, так и общественной — представления об этих различиях и этой роли соответствуют действительности.

Достижение поставленной таким образом двуединой цели потребовало решения ряда задач содержательного, методического и теоретического характера, в том числе ответа на следующие вопросы: а) насколько анализ имеющегося фактического материала подтверждает принятую в отечественной научной литературе трактовку этнической ситуации и «национального вопроса» в Испанииб) насколько пригоден отечественный понятийно-терминологический инструментарий для адекватного описания ситуации, порожденной историко-культурным и языковым многообразием населения Испаниив) какова роль «национального» (в принятом у нас понимании, т. е. этнического) начала в испанском контекстег) какого рода общности являются коллективными субъектами отношений в ситуации, порожденной историко-культурным и языковым многообразием населения Испаниид) по какому принципу прошла постфранкистская реорганизация внутрииспанского административно-территориального пространства («автономизация») — е) свойственны ли описанные в работе явления и закономерности, определившие ход и результаты «автономизации», лишь периоду 1970;х-1980;х гг., — или же они составляют неотъемлемую черту испанской действительности как таковой, связанную с историко-культурным многообразием населения этой страныж) когда и почему в нашей стране утвердилась «национальная» (этническая) трактовка историко-культурного многообразия населения Испании и почему она оказалась у нас столь глубоко укорененнойз) как построить изложение материала таким образом, чтобы свести к минимуму у потенциального читателя-соотечественника неизбежный эффект отторжения, который связан с трудностью восприятия принципиально новых для нас основ организации общества и отказом от представления об универсальности наших собственных основ.

Специфика данной темы такова, что практически вся относящаяся к ней историография представляет собой в то же время важнейший источник фактического материала — прежде всего в той его части, которая характеризует определенным образом ориентированное сознание. Помимо этого, источниковая база исследования включает в себя: публикации в центральной и региональной периодической печати5 Испании (научной, общественно-политической, краеведческой, культурной), с особым вниманием к читательской почтеданные социологических опросовтексты деклараций, лозунгов, призывов, программ и пр. различных партий и объединенийтрактовки, оценки и всевозможные упоминания интересующей нас проблематики в публикациях (от сугубо научных до беллетристических) отечественных и зарубежных авторовнепосредственные впечатления диссертанта от пребывания в Испании (беседы с жителями разных регионов страны, участие в научных, общественно-политических, культурных и пр. мероприятиях массового характера, общие ощущения от испанского уклада жизни, строя отношений, содержания информационного фона и т. д.).

Рассматривая проделанное исследование с точки зрения методологии, следует назвать принцип историзма как, безусловно, основополагающий при выработке концепции, что подразумевает рассмотрение изучаемого явления в конкретных условиях его возникновения, развития и динамики изменений, происходящих под воздействием меняющихся обстоятельств.

Данному подходу соответствуют и используемые в работе исследовательские методы. Основные из них — это два вида анализа: сравнительно-исторический и понятийно-терминологический, — примененные к многочисленным разнородным текстам, которые составили источниковую базу научного поиска, в том числе и к источникам, номинально входящим в категорию историографии. Третьим осознанным методом послужило теоретическое моделирование, позволившее наглядно сопоставить два взаимоисключающих варианта описания историко-культурного многообразия населения Испании.

Среди специфических методических приемов, использованных автором при отборе информации, необходимо назвать контент-анализ периодических изданийинтервьюирование обитателей различных регионов Испании, в том числе представителей экспертного сообществанепосредственное наблюдение ситуаций, в ходе которых интересующая нас проблематика оказывалась предметом обсуждения, спонтанного конфликта или столкновения групповых интересов (научные, общественные и культурные мероприятия, политические акции и пр.).

Объектом настоящего исследования выступает коренное население Испании во всем его историко-культурном и языковом многообразии. Что же касается хронологических рамок предпринятых изысканий, то они охватывают преимущественно вторую половину XX в. — начало XXI в., вплоть до наших дней, хотя присутствуют и продиктованные логикой изложения экскурсы в более раннее время.

Особо необходимо оговорить использование в тексте кавычек при употреблении того или иного термина. Исходное намерение здесь заключалось в том, чтобы ставить их в том контексте, который подразумевает спорность, дискуссионность данного термина, отсутствие консенсуса по отношению к нему в пределах профессионального цехаоднако тот же самый термин употребляется без кавычек в контексте, исключающем возможность его оспаривания (к примеру, когда некая ситуация описывается с точки зрения «теории этноса»).

1. Абашин, С. Н. Рец. на: F. Hirsh. Empire of Nations. 1. haca, London, 2005 /С. H. Абашин // Этнографическое обозрение. — 2006. — № 2. — С. 165−168.

2. Академик Ю. В. Бромлей и отечественная этнология. 1960;1990;е годы. —М.: Наука, 2003. 332 с.

3. Акимов, В. С. Современный терроризм в Испании. Организации, причины появления, тенденции развития // Проблемы испанской истории. 1987. М., 1987. — С. 149−163.

4. Алексеев, М. П. Очерки истории испано-русских литературных отношенийXVI-XIX вв. — Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1964.

5. Алексеев, М. П. Этюды из истории испано-русских литературныхотношений // Культура Испании. — М., 1940. — С. 353−425.

6. Алымов, С. С. П. И. Кушнер и развитие советской этнографии в 19 201 950;е годы. М.: ИЭА РАН, 2006. — 257 с.

7. Андерсон, Бенедикт. Воображаемые сообщества. — М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. 288 с.

8. Антропология академической жизни. — М., ИЭА РАН, 2008. — 300 с.

9. Арутюнов, С. А., Рыжакова, С. И. Культурная антропология. — М.: ВесьМир, 2004. 216 с.

10. Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М. :Наука, 1989. — 250 с.

11. Баранова, Т. Н., Лукьянова Л. И. Испания: истоки и современныетенденции оппозиционного движения. — М.: Наука, 1977. — 198 с.

12. Баски // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. III. —СПб., 1894. С. 145−147.

13. Богораз-Тан, В. Г. Распространение культуры на земле. М.-Л.: Госиздат, 1928. — 314 с.

14. Большаков, А. А. За Столпами Геракла. Канарские острова. — М. :Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988. — 176 с.

15. Борисова, О. В., Олескин, А. В. Этническая группа и государство каксубъекты социального взаимодействия: социопсихологический и биополитический аспекты // Общественные науки и современность. — 2004. № 3. — С. 132−142.

16. Боткин, В. П. Письма об Испании. — Л.: Наука, 1976. — 343 с.

17. Бромлей, Ю. В. К вопросу о сущности этноса // Природа. — 1970. — № 2. С. 51−55.

18. Бромлей, Ю. И. Современные проблемы этнографии. — М.: Наука, 1981. 390 с.

19. Брук, С. И. Население мира. Этно-демографический справочник. — М. :Наука, 1981. — 880 с.

20. Брук, С. И., Козлов, В. И. Основные проблемы этнической картографии //Советская этнография. — 1961. — № 5. — С. 9−26.

21. Брук, С. И., Чебоксаров, Н. Н. Метаэтнические общности // Расы и народыежегодник. Вып. 6. — М.: Наука, 1976. — С. 15−25.

22. Вальверду, Ф. Языковая мозаика Испании // Курьер ЮНЕСКО. — 1983. —Август. — С. 25−27.

23. Варга, Е. Испания в революции. — М.: ОГИЗ Соцэкгиз, 1936. — 120 с.

24. Вдовин, А. И. Нация как согражданство (историко-политическиепроблемы) // Вестник Московского университета: Серия 8. История. — 1994. № 5. — С. 1−31.

25. Виноградов, В. С. О некоторых особенностях языковой ситуации иязыковой политики в современной Испании // Научн. доклады высшей школы: Филологические науки. — 1986. — № 2. — С. 41−47.

26. Водовозова, Е. Н. Жизнь европейских народов.: Т. 1. Жители юга. — СПб.Тип. Балашев и К, 1897. — 688 с.

27. Волкова, Г. И. Истоки и современные реальности баскского терроризма //Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. — М.: Ин-т социологии РАН, 2003. — С. 165−204.

28. Волкова, Г. И. Испания: государство автономий и проблематерриториальной целостности. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 327 с.

29. Вольтер, Э. Судьба последних ливов в России (в связи с проблемоюмелких народностей в государстве и их сохранения для науки) // Живая старина. Год XXV. — Вып. II-III (1916 г.). — СПб., 1917. -С. 050−056.

30. Гарсия, X. Испания XX века. — М.: Мысль, 1967. — 486 с.

31. Гирц, К. Интерпретация культур. — М.: РОССПЭН, 2004. — 560 с.

32. Гладышев, В. Конституционно-правовое решение вопроса оНациональных автономиях опыт Испании // Конституционный вестник. — № 14. — 1992. — Декабрь. — С. 84−97.

33. Глинка, М. И. Записки М. И. Глинки. 1804−1854. — СПб.: Русскаястарина, 1871. — 194 с.

34. Год «Вестника Европы». Историко-полит. обозрение. 1873−1874. — СПб., 1874. 486 с.

35. Джарылгасинова, Р. Ш. Теория этнического самосознания в советскойэтнографической науке (основные аспекты проблемы) // Советская этнография. — 1987. — № 4. — С. 9−21.

36. Додолев, М. А. Россия и Испания (1808−1823 гг.). — М.: Наука, 1984. —268 с.

37. Дробижева, Л. М. Этносоциологическое изучение современности // Расыи народы: ежегодник. Вып. 6. — М.: Наука, 1976. — С. 64−73.

38. Из истории европейского парламентаризма: Испания и Португалия. — М. ИВИ РАН, 1995. 136 с.

39. Испания. 1918;1972. Исторический очерк. — М.: Наука, 1975. — 495 с.

40. Испания. Анфас и профиль. — М.: Весь мир, 2007. — 480 с.

41. Испания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. XIII. —СПб., 1894. С. 397−417.

42. Испания в начале XXI века. — М.: МГИМО (У) МИД России, 2006. — 168 с.

43. Испания в цифрах. — М.: Партиздат, 1936. — 176 с.

44. Испания и Португалия: справочник. — М.: ОГИЗ, 1947. — 559 с.

45. Истоки теории этноса: С. М. Широкогоров и другие (дискуссия номера) //Этнографическое обозрение. — 2006. — № 3. — С. 54−106.

46. История России. XX век. 1894−1939. — М., 2009. — 1023 с.

47. Итс, Р.Ф.

Введение

в этнографию: учебное пособие. — Л.: Изд-воЛенинградского ун-та, 1991. — 168 с.

48. IBERICA. Культура народов Пиренейского п-ова. — Л.: Наука, 1983. —238 с.

49. IBERICA. Культура народов Пиренейского полуострова в XX в. Л. :Наука", 1989. 256 с.

50. Культура Испании. — М.: Изд-во АН СССР, 1940. — 498 с.

51. Культура современной Испании: превратности обновления. — М.: Наука, 2005. 163 с.

52. Калхун, Крэйг (Calhoun, Craig). Национализм. — М.: ИД «Территориябудущего», 2006. — 288 с.

53. Капланов, Р. М. Национально-региональные движения в странахЕвропейского Средиземноморья (70−80-е годы XX в.) // Средиземноморье и Европа: исторические традиции и современные проблемы. — М.: Наука, 1986. — С. 113−145.

54. Капланов, Р. М. У истоков национальных движений народов Испании //Проблемы испанской истории. 1987. — М.: Наука. 1987. — С. 80−95.

55. Карлов, В. В. Заметки на «мосту между прошлым и будущим», илиисторическое сознание этноса как феномен и объект изучения // Этнографическое обозрение. — 2004. — № 2. — С. 3−20.

56. Карнович, Е. П. Родовые прозвания и титулы в России и слияниеиноземцев с русскими. — М.: ЛКИ, 2007. — 256 с.

57. Кедров, Б., Григулевич, И., Крывелев, И. По поводу статьи Ю. М. БородаяЭтнические контакты и окружающая среда" // Природа. — 1982. — № 3. С. 88−91.

58. Коваль, Т. Б. Испания: регионы, этносы, языки // Расы и народы: ежегодник. Вып. 14. — М.: Наука, 1984. — С. 183−202.

59. Кожановский, А. Н. Государственная идентификация по-испански //Испания. Анфас и профиль. — М., 2007. — С. 195−212.

60. Кожановский, А. Н. Испанский случай: этнические волны и региональныеутесы // Национализм в мировой истории. — М.: Наука, 2007. — С. 229−231.

61. Кожановский, А. Н. Социальный облик и положение этнонациональныхменьшинств Испании // Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире. — Киев: Наукова думка, 1984. С. 183−214.

62. Козлов, В. И. Динамика численности народов. — М.: Наука, 1969. —407 с.

63. Козлов, В. И. Этническая демография. — М.: Статистика, 1977. — 240 с.

64. Константинова, С. С. Этнология: конспект лекций. — Ростов-на-Дону :jФеникс, 2005. — 176 с.

65. Коропчевский, Д. А. Первые уроки этнографии. — М.: К. И. Тихомиров, 1903. 176 с.

66. Костылева, Е. А., Шашков, Ю. А. Праздники Испании: книга для чтенияпо страноведению. — СПб.: КАРО, 2002. — 269 с.

67. Красиков, А. А. Испания после Франко. — М.: Знание, 1982. — 64 с.

68. Крачковский, И. Ю. Арабская культура в Испании. — М.-Л.: Изд-во АНСССР, 1937. 32 с.

69. Крюков, М. В. Эволюция этнического самосознания и проблемаэтногенеза // Расы и народы: ежегодник. Вып. 6. — М.: Наука, 1976. С. 42−63.

70. Крюков, М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность //Расы и народы. — № 19 (1989). — С. 5−18.

71. Крючкова, Т. Б., Нарумов, Б. П. Зарубежная социолингвистика. Германия, Испания. — М.: Наука, 1991. — 157 с.

72. Кудрин, И. А. Испанцы у себя дома. — М.: Советская Россия, 1990. —128 с.

73. Кудрявцев, А. Е. Испания в средние века. — Л.: Государственноесоциально-экономическое издательство, 1937. — 113 с.

74. Кулешова, В. В. Историческая память и современность: следыгражданской войны 1936;1939 годов в массовом политическом сознании современной Испании // Проблемы испанской истории. 1987. М., 1987. — С. 121−135.

75. Культура и быт населения Центрально-Промышленной областиэтнологические исследования и материалы). — М.: Гос. музей Центрально-промышленной области, 1929. — 238 с.

76. Культура современной Испании. Превратности обновления. — М.: Наука, 2005. 170 с.

77. Куприянов, П. С. Представления о народах у российскихпутешественников начала XIX века // Этнографическое обозрение. — 2004. № 2. — С. 21−38.

78. Кушнер (Кнышев), П. И. К методологии определения этнографическихтерриторий // Советская этнография. — 1946. — № 1. — С. 12−24.

79. Кушнер (Кнышев), П. И. Методы картографирования национальногосостава населения // Советская этнография. — 1950. — № 4. — С. 24−48.

80. Кушнер (Кнышев), П. И. Этнические территории и этнические границы. —М.: Изд-во АН СССР 1951. 284 с.

81. Лагутина, Е. И., Лачинский, В. А. Страны Пиренейского полуострова: экономико-географический очерк. — Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 135 с.

82. Ландабасо Ангуло, А. И., Коновалов, А. М. Терроризм и этнополитическиеконфликты. Книга первая. Из истории басков. — М.: ОГНИ, 2004. — 384 с.

83. Лескинен, М. В. Поляки и финны в российской науке второй половиныXIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. — М.: Индрик, 2010. — 368 с.

84. Лукьянова, Л. И. Культурная политика Испанской республики //Проблемы испанской истории. 1987. — М., 1987. — С. 64—79.

85. Мадариага, Сальвадор де. Англичане, французы, испанцы. — СПб. :Наука, 2003. — 144 с.

86. Малиновский, Б. Сексуальная жизнь дикарей Северо-ЗападнойМеланезии // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. — М.: РОССПЭН, 2004. С. 437−860.

87. Маркс, К. Испанская революция // Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч.: 2-е изд.Т. 10. — М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1958. — С. 343−348.

88. Маркс, К. Революционная Испания // Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч.: 2-еизд. — Т. 10. — М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1958. — С. 423−480.

89. Мастюгина, Т. М., Перепелкин, Л. С. Этнология: учебное пособие. — М. :ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 320 с.

90. Машбиц, Я., Чистов, К. Еще раз к вопросу о двух концепциях «этноса"по поводу статьи К. П. Иванова) // Известия Всесоюзного Географического общества. — 1986. — Т.118. — Вып. 1. — С. 29−37.

91. Милюков, П. Н. Национальный вопрос. Происхождение национальности инациональные вопросы в России. — М.: ГПИБ России, 2005. — 160 с.

92. Минлос, Б. Испания. — Л.: Ленингр. обл. изд-во, 1937. — 80 с.

93. Могилянский, Н. Предмет и задачи этнографии // Живая старина. ГодXXV. Вып. 1 (1916 г.). — С. 1−22.

94. Народы зарубежной Европы. Т. II. — М.: Наука, 1965. — 639 с.

95. Нарумов, Б. П. Соотношение языка, этноса и государственности наПиренейском полуострове // Язык культура — этнос. — М.: Наука, 1994. — С. 190−198.

96. Нарумов, Б. П. Арагонский язык/диалект // Языки мира: романскиеязыки. — М.: Academia, 2001. — С. 550−557.

97. Национализм в мировой истории. — М.: Наука, 2007. — 601 с.

98. Национальная политика в императорской России. Цивилизованныеокраины. — М.: Старый сад, 1997. — 414 с.

99. Непомнящий, Н. Н., Низовский, А. Ю. Испания, которую мы не знали. Исторический путеводитель. — М.: Вече, 2000. — 303 с.

100. Нужен народоведческий ликбез. Интервью с народоведом Исидором Левиным // Ожог родного очага. — М.: Прогресс, 1990. — С. 241−249.

101. Обсуждение книги В. А. Тишкова «Реквием по этносу» (материалы методологического семинара ИЭА РАН) // Этнографическое обозрение.- 2005. № 3. — С. 109−131.

102. Ожог родного очага. — М.: Прогресс, 1990. — 328 с.

103. Ортега-и-Гассет, Хосе. Восстание масс // Вопросы философии. — 1989.3. С. 119−154- № 4. С. 114−155.

104. Основы этнографии. — М.: Высшая школа, 1968. — 356 с.

105. Основы этнологии: учебное пособие /под ред. проф. В. В. Пименова. — М.: МГУ, 2007. 696 с.

106. Першиц, А. И., Чебоксаров, Н. Н. 50 лет журнала «Советская этнография» // Советская этнография. — 1976. — № 4. — С. 3−26.

107. Плавскин, 3. И. Многонациональная литература Испании // Расы и народы. № 10 (1980). — С. 205−224.

108. Пограничные культуры между Востоком и Западом: Россия и Испания. — СПб.: Канун, 2001. — 536 с.

109. Пожарская, С. П. Особенности формирования национально-государственного комплекса на Пиренейском полуострове (на примере Испании) // Проблемы испанской истории. 1984. — М., 1984. — С. 5−18.

110. Пожарская, С. П. Унитарное государство, совместимое с автономией национальностей и регионов // Опыт европейского федерализма. — М.: ИВИ РАН, 2002. С. 210−218.

111. Пономарева, Л. В. Национальный вопрос в Испании и освободительное движение каталонцев в 1931;1933 гг. // Из истории освободительной борьбы испанского народа. — М.: АН СССР, 1959. — С. 55−122.

112. Преображенский, П. Ф. Курс этнологии. — М.: УРСС, 2005. — 216 с.

113. Прицкер, Д. П. Национальная и региональная проблемы современной Испании // Расы и народы: ежегодник. Вып. 10. — М.: Наука, 1980.— С. 108−124.

114. Прохоренко, И. Л. Территориальные сообщества в политическом пространстве современной Испании. — М.: ИМЭМО РАН, 2010. — 100 с.

115. Пчелина, Н. В. Каталонцы // Вопросы истории. — 1979. № 9. -С. 182−189.

116. Рабинович, М. Г. Записки советского интеллектуала. — М.: НЛО, 2005. 392 с.

117. Рапп-Лантарон, Э. Национальный вопрос в современной Испании // Расы и народы. 1976. — № 6.— С. 135−161.

118. Ратцель, Ф. Народоведение: в 2-х т. — СПб.: Просвещение, 1902. — Т. 1 796 е.- т. 2 — 892 с.

119. Раушенбах, Б. В. Учиться жить на земле // Наше наследие. № 17. — 1990. С. 31−36.

120. Регионы и центр: как строить отношения? Испанский вариант. — М.: ИЕ РАН, 2008. 89 с.

121. Реклю, Э. Земля и люди: всеобщая география. — Т. 1. — СПб.: Общественная польза, 1887. — 780 с.

122. Рикман Э. А. Этнос, культура и язык (тема романизации населения Карпато-Дунайского региона в трудах современных ученых) // Расы и народы: ежегодник. Вып. 10. — М.: Наука, 1980. — С. 12—25.

123. Романов, А. Б. Миграционные процессы в системе социально-экономических, политических и межнациональных отношений в Испании: автореф. дисс.. канд. ист. наук. — Киев, 1986. — 24 с.

124. Россия и Испания: историческая ретроспектива. — М.: ИВИ АН СССР, 1987. 348 с.

125. Рубинский, Ю. И. Французы у себя дома. — М.: Молодая гвардия, 1989. 286 с.

126. Садомская, H. Н. Основные этапы этнической истории галисийцев // Культура и быт народов зарубежной Европы. — М.: Наука, 1967. — С. 207−239.

127. Самсонкина, Е. С. Учение Сабино Араны и зарождение баскского национализма // Вестник МГУ. История. — 2006. — № 2. — С. 66−89.

128. Свод этнографических понятий и терминов: этнические и этносоциальные категории. — М.: ИЭА РАН. — 1995. — 163 с.

129. Семенов, Ю. И. Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины // Этнографическое обозрение.- 1998. № 2. — С. 3−17.

130. Семенов, Ю. И. Этносы, нации, расы. — Режим доступа: http://scepsis.net/librarv/id 75.html.

131. Силницкий, Ф. Национальная политика КПСС (1917;1922). — Washington, 1990. — 312 с.

132. Система автономий как модель укрепления институтов. Испанский опытдля России. — М.: Моск. школа полит, исследований, 2003. — 248 с.

133. Скальковский, К. Путевые впечатления в Испании, Египте, Аравии и Индии, 1869−1872. — СПб.: Общественная польза, 1873. — 326 с.

134. Скворцов, Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 184 с.

135. Слёзкин, Ю. Советская этнография в нокдауне: 1928;1938 // Этнографическое обозрение. — 1993. — № 2. — С. 40−62.

136. Соколовский, С. В. Меньшинства в российских регионах: отечественная этнография и политическая практика // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 4. — М., 1997. — С. 82−100.

137. Соколовский, С. В. О неуюте автаркии, национализме и пост-советской идентичности // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 2. Москва, 1995. — С. 87−114.

138. Соколовский, С. В. Образы Других в российской науке, политике и праве. — М.: Путь, 2001. — 236 с.

139. Современная Испания. — М.: Политиздат, 1983. — 383 с.

140. Солнцев, А. С. Компетенция автономных областей Испании в осуществлении внешнеполитической деятельности // Опыт европейского федерализма. — М.: ИВИ РАН, 2002. — С. 219−232.

141. Соловей, Т. Д. Александр Николаевич Пыпин и его место в русской историографии // Этнографическое обозрение. — 1994. — № 4. — С. 89−93.

142. Соловей, Т. Д. От «буржуазной» этнологии к «советской» этнографии: история отечественной этнологии первой трети XX века. — М.: ИЭА РАН, 1998. 258 с.

143. Степанов, Г. В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. — М.: Наука, 1976. — 141 с.

144. Страны и народы: Зарубежная Европа. Южная Европа. — М.: Мысль, 1983. 285 с.

145. Тёмкин, В. А. Республика 1873 года — высшая точка развитияиспанского республиканского федерализма // Проблемы испанской истории. 1987. М., 1987. — С. 195−208.

146. Терлецкий, П. Е. О методах анализа и корректирования данныхпереписей об этническом составе населения Зарубежной Европы // Советская этнография. — 1949. — № 3. — С. 144−155.

147. Терлецкий, П. Е. О новом методе этнического картографирования (квопросу о составлении «этнической карты мира») // Советская этнография. 1953. — № 1. — С. 27−37.

148. Тишков, В. А. Да изменится молитва моя! О новых подходах в теории ипрактике межнациональных отношений: доклад на заседании Секции общественных наук Президиума АН СССР 1 ноября 1989 г. — М., 1989. 54 с.

149. Тишков, В. А. Единство и многообразие культур // Народы и религиимира: энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. С. 5−14.

150. Тишков, В. А. Забыть о нации (постнационалистическое пониманиенационализма) // Вопросы философии. — 1998. — № 9. — С. 3−26.

151. Тишков, В. А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. — 1989. — № 5. — С. 3−14.

152. Тишков, В. А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. —1997. № 3. — С. 3−20.

153. Тишков, В. А. После многонациональности (культурная мозаика и этническая политика в России) // Знамя. — 2003. — № 3. — С. 179−194.

154. Тишков, В. А. Реквием по этносу. Исследования по социальнокультурной антропологии. — М.: Наука, 2003. — 544 с.

155. Толстов, С. П. Сорок лет советской этнографии // Советская этнография.- 1957. № 5. — С. 31−55.

156. Толстов, С. П. Этнография и современность // Советская этнография. —1946. — № 1. — С. 3−11.

157. Трайнин, И. П. Испания до и после апрельской революции. — М.-/1.: Огиз-Московский рабочий, 1931. — 64 с.

158. Трайнин, И. П. Современная Испания и ее национально-колониальныепроблемы. — М.: Партийное изд-во, 1933. — 356 с.

159. Трайнин, И. П. СССР и национальная проблема (по национальнымреспубликам и областям Советского Союза). — М.: Красная Новь, 1924. 243 с.

160. Трачевский, А. С. Испания девятнадцатого века. — М.: Солдатенков, 1872. 403 с.

161. Филиппова, Е. И. Кровь или почва? (Что такое французская нация сегодня?): интервью с Эрве Ле Брассом // Этнографическое обозрение. 2006. — № 6. — С. 96−107.

162. Филиппова, Е. И. Территории идентичности в современной Франции. — М.: ИЭА РАН, 2010. 300 с.

163. Халитов, Б. Н. Языковые аспекты политического процесса: внутренние и международные измерения (на примере Каталонии): автореф. дисс.. канд. полит, наук. — Казань, 2006. — 24 с.

164. Харузина, В. И.

Введение

в этнографию: описание и классификация народов земного шара. — М.: МГУ, 1941. — 174 с.

165. Хенкин, С. М. Испания после диктатуры: социально-политические проблемы перехода к демократии. — М.: Наука, 1993. — 200 с.

166. Хенкин, С. М. Политико-территориальная организация Испании: статика и динамика // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. № 8. -С. 107−115.

167. Хенкин, С. М. Страна Басков: сдвиги в расстановке политических сил // Вестник МГИМО-Университет. — 2011. № 4 (19). — С. 171−179.

168. Хенкин, С. М., Самсонкина, Е. С. Баскский конфликт: истоки, характер, метаморфозы. — М.: МГИМО (У) МИД России, 2011. — 380 с.

169. Чебоксарова, И. А., Чебоксаров, H. Н. Народы, расы, культуры. — М. Наука, 1985. — 271 с.

170. Черкасова, Е. Г. Испания: переход к демократии и национальный вопрос // Мировая экономика и международные отношения. — 1994. — № 4. — С. 121−127.

171. Чернышевский, Н. Г. «Письма об Испании» В. П. Боткина (СПб., 1857) // Боткин, В. П. Письма об Испании. — Л.: Наука, 1976. — С. 224−235.

172. Чешко, С. В. Советские этнографы о «национальной политике» в СССР: комментарий к документам // Этнографическое обозрение. — 2006. — № 2. С. 144−145.

173. Численность и расселение народов мира. — М.: Изд-во АН ССС, 1962. — 465 с.

174. Чугров, С. В. Россия и Запад: метаморфозы взаимовосприятия. — М.: Наука, 1993. 280 с.

175. Шелепов, Г. В. Общность происхождения признак этнической общности // Советская этнография. — 1968. — № 4. — С. 65−74.

176. Шишмарев, В. Очерки по истории языков Испании. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 339 с.

177. Шнирельман, В. А.

Введение

(к специальной теме номера: Уроки Гумилева: блеск и нищета теории этногенеза) // Этнографическое обозрение. — 2006. — № 3. — С. 3−7.

178. Шнирельман, В. А. Злоключения одной науки: этногенетические исследования и сталинская национальная политика // Этнографическое обозрение. — 1993. — № 3. — С. 52−68.

179. Шнирельман, В. А. Российская школа и национальная идея // Неприкосновенный запас. — 2006. — № 6. — С. 232−249.

180. Эренбург, Илья. Испания // Эренбург, И. Собрание сочинений.: в 9 т. — Т. 7. М., 1966. — С. 479−598.

181. Этнические стереотипы поведения. — Л.: Наука, 1985. — 325 с.

182. Этнография. — М.: Высшая школа, 1982. — 320 с.

183. Этнология: учебное пособие. — М.: Акад. Проект: Альма Матер, 2006. 624 с.

184. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. — Вып. 2. — М., 1995. — 172 с.

185. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. — Вып. 4. — М., 1997. — 124 с.

186. Языки мира: романские языки. — М.: Academia, 2001. — 720 с.

187. Яковлев, И. (Павловский И.Я.) Очерки современной Испании. 18 841 885. — СПб.: А. С. Суворин, 1889. — 622 с.

188. Aguirre Baztan, A. La antropologia cultural en Espana. — Barcelona, 1986. 503 p.

189. AIC (Analisis e Investigaciones Culturales). Distintas etnias espanolas. N 26. 1986. 208 p.

190. Alba, V. Cataluna de tamano natural. — Barcelona, 1975. — 422 p.

191. Alcina Franch, J. Historia, antropologia, etnohistoria // Boletin de la Institucion Libre de Ensenanza. N 5. — 1988. — P. 121−128.193. Alvarez, S. Sobre Galicia. — Paris, 1968. — 132 p.

192. Andres Gallego, J. Espana en el siglo XX (1900;1978). — Madrid, 1988. —126 p.

193. Antropologia cultural de Andalucia. — Sevilla, 1984. — 576 p.

194. Antropologia de Espana y America. — Madrid, 1977. — 408 p.

195. Antropologia de los pueblos de Espana. — Madrid, 1991. — 793 p.

196. Artes y costumbres populares de la region de Murcia. — Murcia, 1983. —165 p.

197. Barcells, A. El nacionalismo catalan. — Madrid, 1999. — 226 p.

198. Barrera Gonzalez, A. La dialectica de la identidad en Cataluna. — Madrid, 1985. 442 p.

199. Batan, B. Autonomia y lenguas vernaculas. — Lugo, 1978. — 78 p.

200. Bollen, K., Diez Medrano J. Who are the Spaniards? Nationalism and identification in Spain // Social Forces. — V. 77. — N 2. — Dec. 1998. — P. 587−621.

201. Bosch-Gimpera, P. Cataluna, Castilla, Espana. — Mexico, 1960. — 124 p.

202. Bourdarias, J., Idier J. La nouvelle Espagne. — Paris, 1969. — 221 p.

203. Brandes, St. Espana como «objeto» de studio: reflexiones sobre el destino del antropologo norteamericano en Espana // Los espanoles vistos por los antropologos. — Madrid, 1991. — P. 231−249.

204. Calvo Buezas, T. Minorias etnicas y sociedad dominante // Segundas hornadas de estudios sobre servicio social para la comunidad gitana. — Madrid, 1987. P. 26−40.

205. Candel, Fr. Los otros catalanes. — Barcelona, 1964. — 326 p.

206. Canyelles, B., Vidal, F. L’opposicio antifranquista a les Ules. — Palma de Mallorca, 1977. 204 p.

207. Caro Baroja, J., Temprano, E. Disquisiciones antropologicos. — Madrid, 1985. 492 p.

208. Caro Baroja, J. Razas, pueblos y linajes. — Madrid, 1957. — 358 p.

209. Fernandez McClintock, J. Al servicio del sistema. El estudio de la cultura iberica desde dentro y desde fuera // Los espanoles vistos por los antropologos. — Madrid, 1991. — P. 81−108.

210. Ferrando Frances, A. Consciencia idiomatica i nacional deis valencians. — Valencia, 1980. — 229 p.

211. Ferrater Mora, J. Tres mundos: Cataluna, Espana, Europa. — Barcelona, 1963. 199 p.

212. Ferrer i Girones, Fr. La persecucio politica de la Mengua. — Barcelona, 1986. 309 p.

213. Fuster, J. Nosaltres, els valencians. — Barcelona, 1977. — 288 p.

214. Los gallegos. — Madrid, 1976. — 547 p.

215. Garcia Escuredo, J.M. Historia politica de la epoca de Franco. — Madrid, 1987. 240 p.

216. Garcia Ferrando, M. Regionalismo y autonomia en Espana, 1976;1979. — Madrid, 1982. 637 p.

217. Garcia Venero, M. Historia del nacionalismo vasco. — Madrid, 1968. — 664 p.

218. Gispert, C., Prats, J. M. Espana: un estado plurinacional. — Barcelona, 1978. 343 p.

219. Gomez-Tabanera, J. M. Ethnogenesis of the Spanish peoples. — Madrid, 1966. 58 p.

220. Gonzales Casanova, J. A. El cambio inacabable. 1975;1985. — Barcelona, 1986. 430 p.

221. Goyheneche, E. Notre terre basque. — Bayonne, 1961. — 100 p.

222. Goytisolo, J. Espana y los espanoles. — Barcelona, 1979. — 145 p.

223. Gran Enciclopedia Catalana. T. 1−22. — Barcelona, 1986;1989.

224. Gras, S. et Ch. La revolte de regions d’Europe occidental de 1916 a nos jours. — Paris, 1982. — 263 p.

225. Greenwood, D. J. The anthropologies of Spain: a proposal for collaboration // Working paper of the Spanish studies round table University of Illinois at Chicago. — Chicago, 1980. — N 2. — P. 1−17.

226. Greenwood, D. J. Castilians, Basques and Andalusians: an historical comparison of nationalism, «true» ethnicity and «false» ethnicity // Ethnic Groups and the State. — London, 1984. — P. 204−227.

227. Greenwood, D. J. Continuity in change: Spanish Basque ethnicity as a historical process // Ethnic conflict in the Western World. — Ithaca, London, 1977. P. 81−102.

228. Greenwood, D. J. Ethnic regionalisms in the Spanish Basque country: class and cultural conflicts // Iberian Studies. — 1976. — Vol. 5. — N 2. —P. 449−52.

229. Greenwood, D. J. Julio Caro Baraja: sus obras y ideas // Ethnica. — 1971. N 2. P. 77−97.

230. Heiberg, Marianne. The making of the Basque nation. — Cambridge, 1989. 266 p.

231. Heraud, G. Peuples et langues d’Europe. — Paris, 1966. — 270 p.

232. Hermet, G. Les espagnols en France. — Paris, 1967. — 328 p.

233. Hermet, G. Le probleme meridional de l’Espagne. — Paris, 1965. — 153 p.

234. Jaureguiberry, Aranzadi y otr. La raza vasca. T. II. — San Sebastian, 1962. 216 p.

235. Jimenez Blanco, J. et al. La conciencia regional en Espana. — Madrid, 1977. 152 p.

236. Lamo de Espinosa, E. Importa ser nacion? // Revista de Occidente. — N 301. — Junio 2006. P. 118−139.

237. Lenguas y educacion en el ambito del estado espanol. — Barcelona, 1982. 309 p.

238. Linz, J. Conflicto en Euzkadi. — Madrid, 1986. — 699 p.

239. Linz, J. Opposizione in un regime autoritario: il caso della Spagna // Storia contemporanea. — 1970. — N 2. — P. 299—355.

240. Lison Tolosana, C. Ensayos de antropologia social. — Madrid, 1973. — 263 p.

241. Lopez-Aranguren, Ed. Regionalismo e integracion nacional: aproximacion teorica // Revista espanola de investigaciones sociologicas. N 15. — 1981. P. 59−76.

242. Lopez Rodo, L. Las autonomias, encrucijada de Espana. — Madrid, 1986. —462 p.

243. Loredo Narciandi, J. C. Mas aca y mas alla de las palabras: Peu. ha kh.: San Martin Antuna P. La nacion (im)posible. Reflexiones sobre la ideologia nacionalista asturiana. 2006) // AIBR. Vol. 1. — N 3. — 2006 (ag.-dic.). — P. 556−564.

244. Louapre, E. L’Espagne d’aujourd’hui. — Londres, 1986. — 232 p.

245. Maestre Alfonso, J. Modernizacion y cambio en la Espana rural. — Madrid, 1975. 240 p.

246. Maluquer Sostres, J. M. L’assimilation des immigres en Catalogne. — Geneve, 1963. — 156 p.

247. Mapa sociolinguistico. Analisis demolinguistico de la Comunidad Autonoma Vasca derivado del padron de 1986. — Vitoria/Gasteiz, 1989. — 303 p.

248. Martinez Veiga, U. Etnicidad y nacionalismo // Documentacion social. — 1981 (oct.-dic.). N 45. — P. 11−26.

249. Migues, A. Galicia: exodo y desarrollo. — Madrid, 1967. — 156 p.

250. Moreno Navarro, I. La antropologia cultural en Andalucia: estado actual y perspective de futuro // Antropologia cultural de Andalucia. — Sevilla, 1984. P. 93−272.

251. Moreno Navarro, I. La identidad andaluza: pasado y presente (una aproximacion anropologica) // Andalucia. — Sevilla, 1986. — P. 253−285.

252. Nacionalismo y regionalismo en Espana. — Cordoba, 1985. — 303 p.

253. Normes ortografiques der aranes. — Barcelona, 1982. — 40 p.

254. La obra del IDEA (Instituto de Estudios Asturianos): 40 anos de cultura asturiana (1946;1986). — Oviedo, 1986. — 155 p.

255. Otazu y Llana, A. de. El «igualitarismo» vasco: mito y realidad. — San Sebastian, 1973. — 454 p.

256. Pares i Maicas, M. La ideologia regional de la premsa espanyola (1966;1973). Barcelona, 1984. — 392 p.

257. Payne, St. Espana. Una historia unica. — Madrid, 2008. — 443 p.

258. Payne, St. El nacionalismo vasco. — Barcelona, 1974. — 344 p.

259. Payne, St. Los nacionalismos // Historia general de Espana y America: T. XVI-2. Madrid, 1982. — P. 109−130.

260. Payne, St. Navarra y el nacionalismo vasco en perspectiva historica // Revista Principe de Viana. Ano XLV. — N 171. 1984. — P. 101−113.

261. Payne, St. Nationalism, regionalism and micronationalism in Spain // Journal of Contemporary History. V. 26. — 1991. — P. 165−177.

262. El pensamiento de Sabino Arana y Goiri a traves de sus escritos: antologia de textos. 1893−1903. S.I., 1995. — 247 p.

263. Pere, Sise. Raons d’identitat del Pais Valencia. — Valencia, 1977. — 186 p.

264. Perez de Castro, J. L. Los estudios de folklore en Asturias. — Gijon, 1984. — 74 p.

265. Perez Vilarino, X. Las reivindicaciones autonomas en Espana. — Coruna, 1981. 124 p.

266. Pina Homs, R. La Espana de las autonomias desde la perspective historica y del derecho comparado. — Palma de Mallorca, 1986. — 35 p.

267. Pleno en el Ayuntamiento de Trevino sobre su incorporacion a Alava // El Pais. 26.01.1980. — P. 12.

268. Porcel, B. Los chuetas mallorquines. — Barcelona, 1971. — 130 p.

269. Primer Congreso de historia del Pais Valenciano (abril de 1971). — Valencia, 1973. 718 p.

270. Regimenes preautonomicos. — Madrid, 1978. — 104 p.

271. Regiones, autonomias y nacionalidades en Espana // Documentacion social.- N 45. 1981 (oct.-dic.). — 238 p.

272. Rodriguez Cosmen, M. El pachxuezu. Habla medieval del occidente astur-leones. — Leon, 1982. — 173 p.

273. Sanchis Guarner, M. La Mengua deis valencians. — Valencia, 1980. — 211 p.

274. Sangrador Garcia, J. L. Estereotipos de las nacionalidades y regiones de Espana. — Madrid, 1981. — 286 p.

275. Satrustegui, J. M. Etnografia de Navarra. Solsticio de invierno. — Pamplona, 1974. 229 p.

276. Simbor Roig, V. Els origins de la Renaixenga Valenciana. — Valencia, 1980. 218 p.

277. Soldevila, F. Resum d’historia deis Paisos Catalans. — Barcelona, 1978. — 189 p.

278. Stallaert, Ch. Etnogenesis y etnicidad de Espana: una aproximacionhistorico-antropologica al casticismo. — Barcelona, 1998. — 190 p.

279. Terceiro, J. et al. Problemas y soluciones de desarrollo economico de Galicia. Madrid, 1972. — 133 p.

280. Tovar, A. Lo que sabemos de la lucha de lenguas en la Peninsula Iberica. —Madrid, 1968. — 96 p.

281. Velasco, H. Signos y sentidos de la identidad de los pueblos castellanos // Antropologia de los pueblos de Espana. — Madrid, 1991. P. 719−728.

282. Vilar, S. La decada sorprendente, 1976;1986. — Barcelona, 1986. — 209 p.

283. World di recto ry of minorities. (UK). — 1991. — 427 p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой