Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пространственные и декорационные искания К.А. Марджанишвили на русской сцене. 
1917-1933 годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчество К. А. Марджанишвили занимает видное место в истории режиссерского театра начала двадцатого столетия. Определяющее воздействие К. Марджанишвили оказал на формирование и развитие всего театрального искусства Советской Грузии, у истоков которого он находился. «ежду тем живая практика театра доказывает, что интерес к наследию вццающегося режиссера не угас и поныне, а многие успехи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Зтапы пространственных и декорационных исканий К. А. Марджанишвили с 1901 по 1917 год
  • Глава 2. Сценографический образ революционной эпохи в спектаклях К. А. Марджанишвили
  • Глава 3. Опыт работы с художниками над созданием музыкальных спектаклей
  • Глава 4. Последние спектакли К. А. Марджанишвили на русской советской сцене. III

Пространственные и декорационные искания К.А. Марджанишвили на русской сцене. 1917-1933 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество К. А. Марджанишвили занимает видное место в истории режиссерского театра начала двадцатого столетия. Определяющее воздействие К. Марджанишвили оказал на формирование и развитие всего театрального искусства Советской Грузии, у истоков которого он находился. «ежду тем живая практика театра доказывает, что интерес к наследию вццающегося режиссера не угас и поныне, а многие успехи современных грузинских мастеров сцены должны восприниматься не только как результат новаторских искании, но и как прямое продолжение традиций, которые закладывались в период становления советского театра. По этому отрешение разобраться в поисках, происходящих в театре сегодня, побуждает вплотную заняться анализом ключевых моментов его развития, а значит вновь и вновь, уже с позиции настоящего, обращаться к творческому наследию К. А. Марджанишвили.

Выразительной чертой режиссерского мышления Марджанишвили являлось осознание им высокой роли каддого компонента спектакля и острое чувство целого, как результата сложного взаимодействия этих компонентов. Естественно, что в Грузии его реформаторская деятельность затронула весь театральный организм и оказала решающее влияние на всех создателей спектакля: драматургов, режиссеров, актеров, художников, композиторов, хореографов.

По мере того, как в теории и практике современного театра вопросы взаимодействия различных выразительных средств в искусстве, проблемы сценического синтеза привлекают к себе все большее внимание, усиливается и интерес к изучению самого процесса создания художественного образа спектакля. Именно в этом аспекте обретают особое значение творческие уроки К. Марджанишвили, которые в историческом перспективе столь очевидно масштабны и плодотворны, что обнаруживается настоятельная потребность подробно рассмотреть принципы взаимоотношений режиссера с другими авторами его спектаклей.

Данное исследование посвящено одной из граней деятельности Марджанишвили, а именно его сотрудничеству с художниками при создании театрального оформления и, шире, — образа спектакля.

Работа Марджанишвили с художниками в самом деле заслуживает того, чтобы выделить ее для специального рассмотрения. С именем Марджанишвили связаны первые практические попытки создания синтетического театра. Идея синтеза искусств в рамках одного театра находила различное толкование на протяжении жизненного пути режиссера, начиная от организации им в 1913 году Свободного театра, который оказался фактически общей кровлей и сценой для спектаклей различных родов и жанров, и до предсмертного неосуществленного замысла постановки под куполом Тбилисского цирка, где он желал показать миру, каков должен быть «синтетический акр тер: трагик, поэт, жонглер, певец, физкультурник». При этом.

1 Михайлова А. Образ спектакля. М., 1978; Товстоногов Г. Образ спектакля — В кн.: Г. Товстоногов. Зеркало сцены, т.2. Л., 1980; Сборники — Художник, сцена, экран. М., 197 — Художник, сцена. М., 1978; Советские художники театра и кино — 1975,1976,1977;1978,1979,1980,1981 г. и др.

2 Вахвахишвили Т. II лет с Котэ Марджанишвили. — «Литературная Грузия», 1972,? II, с. 72. постоянным оставалось отношение к декорационному оформлению сценического действия как к одному из сильнейших выразительных средств театра. Поэтому смена эстетических программ естественно отражалась на результатах пространственных и декорационных исканий Марджанишвили, а частично и воплощалась в них. Действительно, интересы режиссера не замыкались на достижениях какого-либо одного-единственного театрального направления. Нередко в его биографии хронологически совпадали спектакли различные по духу и принципам постановки. Конечно же, как следствие сказанного, варьировались и типы сценического оформления. При этом отчетливо обозначается общая черта марджановского режиссерского почерка — подчеркнутое внимание к форме спектакля, экспрессивной, яркой, зрелищной, что сказывалось в особых: требованиях постановщика в первую очередь к актерам, но в немалой степени и к сценографам как основным помощникам при создании зрелища. Однако не следует думать, что требования релсиссера к художникам ограничивались изобразительной сторонойдекорации в его спектаклях должны быть нести и психологическую и эмоциональную нагрузку. Художник являлся первым помощником режиссера при создании каждый раз новых принципов общения театра со зрителем. Наконец, в сотрудничестве с художником рождалось первое материальное воплощение интерпретаторского замысла режиссера.

Лучшие работы В. Сидамон-Эристави, И. Гамрекели, П. Оцхели, Е. Ахвледиани, Л. Гудиашвили и других художников, прошедших «школу Марджанишвили», стали замечательными вехами на путях развития грузинской культуры. Обладая высокими эстетическими достоинствами, они представляют собой не только объекты изучения для историков искусства, но и сегодня привлекают к себе пристальное внимание практиков театра.

Широкий поток критической, научной и мемуарной литературы, появление которой за последнее десятилетие обусловлено многими причинами, дает возможность относительно полно воссоздать цепь развития грузинской советской сценография и определить меру влияния Марджанишвили в этой области.

Ограничение настоящего исследования русско-грузинскими творческими взаимосвязями Марджанишвили в работе с художниками не случайно. Существенным для нас явился тот факт, что Марджанишвили приехал в Советскую Грузию сложившимся, сформировавшимся мастером, чьё творчество до 1922 года составляло неотъемлемую часть искусства России. По словам А. В. Луначарского: «.Константин Александрович вернулся в Грузию не только с тем запасом знаний, умения и культурных струн в себе, которые он имел первоначально, когда приехал к наглчерез русский театр, хотя бы и дореволюционный, он соприкоснулся ео всем мировым искусством и мировой культурой, он уже испробовал свои силы по части воплощения самых разнообразных театральных систем, и вот с этой огт ромной культурой он вернул свой гений Советской Грузии.» .

Биографами Марджанишвили зафиксированы такие важнейшие этапы его жизненного пути, как переезд в Россию в 1897 году и возвращение через двадцать пять лет на родину. Кроме того значительными событиями его биографии стали спектакли, которые он поставил в Москве уже будучи руководителем II Грузинского драматического театра. Естественно поэтому, что когда речь заходит об искусстве Марджанишвили, в нем наглядно прослеживаются перепле.

I Котэ Марджанишвили (Марджанов). Творческое наследие. Воспоминания. Статьи, Докладу. Статьи о Марджанишвили. Тбилиси, 1958, с. 375. тение и перекличка традиций двух культур — грузинской и русской. Сам Марджанишвили, явственно ощущая в характере своего творчества это слияние двух начал, попытался дать ему определение в лирическом отступлении своих воспоминаний: «Спасибо великой России, она дала мне великое постижение — умение заглянуть в тайники души человеческой. Это сделал Достоевский. Она, Русь, приучала меня смотреть на жизнь изнутри, глядеть на нее сквозь призму своей душиэто сделал Врубель. Она научила меня слышать в груди моей безысходные рыдания — это сделал Скрябин. Спасибо ей, моей второй родине, спасибо чудесной России. Она ни на минуту не охладила моей кахетинской крови, крови моей матери. Её чудесные морозные дни не убили во мне воспоминаний о горячем камне моих гор. Её волшебные белые ночи не разжижили темного южного бархатного неба, щедро засыпанного звонкими звездами. Ее спокойное добродушие ни на минуту не задержало родные ритмы, грузинский темперамент, необузданный полет фантазии — это дала мне моя маленькая, моя любимая Грузия» .^.

Интересно и закономерно, что творческая судьба художника не только подтверждает исторические корни культурных взаимосвязей между Грузией и Россией, но и становится одной из начальных опор при создании новых традиций: речь идет об интенсивном взаимообогащении театрального искусства народов СССР как исторической о особенности советского театра.

Применительно к узкой сфере сценографии сказанное можно проиллюстрировать красноречивым примером. В разделе, посвященном.

1 Марджанишвили К. 1958, с. 65.

2 Анастасьев А., Бояджиев Г., Образцова I., Рудницкий К. Новаторство советского театра. М., 1963, с. 7. тридцатым годам книги Ф. Я. Сыркиной и Е. М. Костиной «Русское театрально-декорационное искусство» (М., 1978, с.178) читаем: «. В практике театров можно заметить тенденцию к привлечению художников из других национальных республик. М. Сарьян, А. Пет-рипкий, П. Оцхели, Й. Гамрекели и другие мастера участвуют в постановках разных московских и ленинградских театров. Постепенный, сложный процесс взаимодействия русского искусства в искусством художников Армении, Украины, Грузии в этот период особенно активизировался и был весьма знаменателен для советской художественной культуры в целом» .

Тенденция переросла в традицию. За советское время грузинскими художниками только на столичных сценах оформлено около ста спектаклей и количество их увеличивается из сезона в сезон. Первым из грузинских советских сценографов, работавших в московских театрах, бью П. Г. Оцхеля, который в 1931 году входил в постановочную группу спектакля по пьесе Г. Ибсена «Строитель Сольнес» театра б. Корш, руководимую К.Марджанишвили.

Нельзя сказать, чтоб область творческих контактов режиссера и художника совершенно выпала из поля зрения историков его искусства. Яркость пластических концепций, согласованность декораций и костюмов в постановках Марджанишвили с общим строем сценического действия побуждали уделять внимание работам сценографов почти в каждом исследовании, посвященном театральному наследию режиссера. Однако до сих пор самостоятельного изучения данного вопроса не делалось. Попытка такого рода предпринимается впервые.

Вместе с тем при детальном анализе сотворчества Марджанишвили и художников, оформлявших его спектакли, обнаруживается целый ряд существенных проблем как исторического, так и теоретического плана. Прежде всого это вопрос о развитии творческих принципов Марджанишвили в разные годы его деятельности и в процессе работы над одним спектаклем. Не следует забывать, что становление Марджанишвили как режиссера совпадает с периодом интенсивного развития режиссуры. Поэтому важно уяснить то новое, что внес Марджанишвили в сферу пространственных и декорационных идей этого искусства. Работая с молодыми художниками после установления советской власти, мастер передавал им свой богатый опыт постановочном культуры, иногда надолго определяя их творческую судьбу. Невозможно установить точную степень его влияния, но для нас значительно и то, когда и как оно проявлялось. Конкретно-исторический анализ эволюции постановочных идей Марджанишвили позволяет проникнуть в сложные закономерности процесса создания его спектаклей, отчетливо выявляя методы его работы и взаимоотношения с художниками, а также качества, которые он наиболее ценил в соавторах-сценографах на разных этапах своего творческого пути.

Ответы на эти вопросы важны для более точного и емкого осмысления искусства Марджанишвили, в частности, и театральной культуры его времени в целом. Оно и составляет содержание данного исследования.

Следует оговорить почему в заголовок диссертации выносятся именно русско-грузинские театральные взаимоотношения, тогда как деятельность режиссера на Украине в 1919 году стала, пожалуй, самой захватывающей страницей его биографии. Определяющим моментом явилось для нас то обстоятельство, что труппы киевских театров, в которых ставил Марджанишвили, были русскими, а значит / и связь с украинской культурой осуществлялась посредством рус4.

Без учета того существенно важного опыта, который был накоплен режиссером до революции, невозможно уловить логику и закономерность последующего его творческого развития и составить полное представление о масштабах его духовно-эстетических исканий. Исходя из этого, основной части данной работы, посвященной постановкам советского периода, предпослан обзорный' раздел, в котором освещены основные этапы эволюции его подхода к образу спектакля с начала режиссерской деятельности и до 1917 года.

Небольшой отрезок времени, несколько месяцев 1919 годапериод творческой деятельности в советском Киеве оказался не только самым ответственным и принципиально важным в биографии Марджанишвили — человека и художника, но и составил определенный этап в развитии всего молодого советского театра. Именно поэтому во второй главе диссертации, посвященной этому периоду, диссертантом была поставлена перед собой задача обозрения и анализа с возможной полнотой сценографических решений выпущенных в то время спектаклей.

Театральные увлечения Марджанишвили были чрезвычайно разносторонние, однако совершенно неверно истолковывать их как своего рода эклектику. Начиная с 1910;х годов через все творчество Марджанишвили красной нитью проходит идея создания синтетического спектакля, — спектакля, сценическая форма которого рождалась бы в процессе использования выразительных средств разных искусств. Естественно, что в постановках Свободного театра особая роль отводилась музыке. Первые десятилетия нашего века были временем решительного обновления традиционных форм музыкального тэатра, и здесь определяющее значение имели опыты музыкальных постановок корифеев режиссуры: К. С. Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова. Достойнов место в этом ряду по праву принадлежит и КД.Марджанишвили. Новаторские поиски режиссера в области музыкального театра, по нашему мнению, наиболее полно выразились в спектаклях Театра комической оперы, созданного им в 1920;м году в Петрограде. На наиболее показательных из них для характеристики его творческих поисков и принципов и сосредотачивается внимание в третьей главе данного исследования.

Спектакли, поставленные Марджанишвили в Москве в тридцатые годы, не многочислены, разбросаны по сценам разных театров и, на первый взгляд, не связаны друг с другом ни хронологически, ни содержательно. И все же каждый из них явился созданием творческой мысли одного из основоположников советской режиссуры на самом последнем этапе его деятельности и уже поэтому требует исследовательского внимания.

Основным материалом исследования послужили докторская диссертация З. Гугушвили, посвященная творчеству Марджанишвили, и два тома изданного творческого наследия режиссера. Специфика темы подразумевала широкое обращение так же к первоисточникуархивным и иконографическим материалам, сосредоточенным в ЦГАЛИ, Архиве Октябрьской революции, Архиве АН СССР, музеях Театра, музыки и кино ГССР, Малого театра, МХАТа, театров им. К. А. Марджанишвили и Ш. Руставели, ГЩМ им. А. А. Бахрушина, Музеев Ир. Гамрекели и З. Ахвледиани и т. д., а также к прессе и литературе, современным марджановским постановкам. Часть материалов впервые вводится в научный обиход.

Автор не намерен ограничиться данным исследованием сотворчества К. Марджанишвили со сценографами и в дальнейшем предполагает продолжить его на материале творчества режиссера дореволюционного периода, а также его постановок в грузинском театре.

1.1. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение конец 1843 — январь 1944 гг./ - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 418.

2. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. -Поли.собр.соч., т.24, с.115−123.

3. Ленин В. И. Национальный вопрос в нашей Программе. Полн. собр. соч., т.7, с.233−242.

4. Ленин В. И. О праве наций на самоопределение.- Полн. собр. соч., т.25, с.255−320.

5. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи /Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. Полн. собр., соч., т.41, с.298−318/.

6. Ленин В. И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. -Полн.собр. соч., т. 41, с. 462.П. Официально-документальные материалы.

7. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976, — 144 с.

8. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.

9. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 233 с.

10. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.

11. Об исторической работе КПСС: Сборник документов. М.: Политиздат, 1977. — 639 с.Ш. Книги.

12. Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н. Государственный ордена В. И. Ленина театр имени Руставели. Тбилиси.: Заря Востока, 1958. — 139 с.

13. Актеры и режиссеры. Театральная Россия.- М.: Современные проблемы, 1928. 456 с.- 168.

14. Алибегашвили Г. Оформление постановок театров им. Ш.Руставели и К.Марджанишвили. В книге: Грузинское искусствоТбилиси: Мецниереба, 1974. — с.18−84. /на груз. яз./.

15. Алпатов М., Гунст Е. Николай Николаевич Сапунов. М.: Искусство, 1965. — 48 с.

16. Адлере Б. Театральные очерки. т.1, М.: Искусство, 1977. -567с.

17. Амаглобели С. Грузинский театр. М.: ГАХН, 1930. — 149 с.

18. Анастасьев А., Бояджиев Г., Образцова А., Рудницкий К. Новаторство советского театра. М.: Искусство, 1963. — 367 с.

19. Андреев Л. Пьесы. М.: Искусство, 1959. — 590 с.

20. Андреева М. Ф. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Искусство, 1968. 798 с.З. Ю. Антадзе Д. Рядом с Марджанишвили. М.: ВТО, 1975. — 306 с.

21. Арго A.M. Своими глазами. М.: Советский писатель, 1965. -230 с.

22. Ахвледиани Е. Альбом. Тбилиси: Информационное агентство Грузии, 1980.ЗЛЗ.Бачелис Т. И. Эволюция сценического пространства /от Антуана до Крэга/. В кн.: «Западное искусство. XX век». — М.: Наука, 1978. — с.148−212.

23. Белевцева Н. Глазами актрисы. М.: ВТО, 1979. — 296 с.

24. Беликова П., Князева В. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972.

25. Берсеньев Н. Н. Сборник статей. М.: ВТО, 1961. — 349 с.

26. Блок А. Собр. :соч. в 6-и томах, т.4. Л.: Художественная литература, 1982. 460 с.

27. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыкальный театр. М.: Советский художник, 1963. 196 с.

28. Васадзе А. Наследие Станиславского и режиссура театра им. Руставели. В кн.: «Вопросы режиссуры». — М.: Искусство, 1954. — 464 с.

29. Вериковская И. М. Становление украинской советской сценограф" Киев.: Наукова думка, 1981. 209с /на укр. яз./.

30. Волков Н. Вахтангов. М.: Корабль, 1922. — 22 с.

31. Волков Н. Театральные вечера. М.: Изд-во Искусство, 1966. 480 с.

32. Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М.: Иностранная литература, 1925. 169.

33. Гвоздев А. А. Художник в театре. М.-Л.: ОШЗ-ИЗОГИЗ, 1931. 72 с.

34. Гиляровская Н. Театрально-декорационное искусство за пять лет. Казань: Комбинат издательства и печати, 1924. — 62с.

35. Городисский М. П. СоловцовскиЙ театр после Революции /20 лег Государственного драматического театра им. Леси Украинки/.-Киев: Мистецово, 1946.

36. Гремиелавекий И. Я. Композиция сценического пространства в творчестве В. А. Симова. М.: Искусство, 1953. — 47 с.

37. Гугушвили Э. Н. Будни и праздники театра. Тбилиси: Хеловн* ба, 1971. — 256 с.

38. Гугушвили Э. Н. Котэ Марджанишвили. М.: Искусство, 1979. ¦ 399с.

39. Гугушвили Э. Н. «У жизни в лапах» на сцене Московского Художественного театра. В кн.: «Театральная правда». — Тбилиси: Театральное общество Грузии, 1981. — с.149−164.

40. Гугушвили Э. Н. Театральные портреты. Тбилиси: Хеловнеба, 1968. 218 с.

41. Гугушвили Э., Джанелидзе Д. Грузинский государственный драматический театр им. К.Марджанишвили. Тбилиси: Заря Востока, 1958. — 106 с.

42. Давццов Ю. Елок и Маяковский. Некоторые социально-эстетические аспекты проблемы «искусство и революция». В кн.: «Вопросы эстетики», выпуск 9, — М.: Искусство, 1969. — с.5−62.

43. Давццова М. В. Очерки истории русского театрально-декорациок ного искусства ХУЛ начала XX веков. — М.: Наука, 1974. -187 с.

44. Данилов С. Горький на сцене. М.: Искусство, 1958. 283 с.

45. Данилов С. Очерки по истории русского драматического театра М.-Л., Искусство, 1948. 588с.

46. Дейч А. Легендарный спектакль. В кн.: Голос памяти.- Искусство, 1966. — с.179−203.

47. Долинский М. Связь времен. М.:Искусство, 1976. — 327 с.

48. Дурылин С.Н. Н. Радин. М.-Л.: Искусство, 1941. — 198 с.

49. Завадский Ю., Ратнер Я. Служить народу призвание советско го театра. — В кн.: «Театральные страницы» .- М.: Искусство, 1969. с.3−24. 170.

50. Захава Б. Вахтангов и его студия. М.: Теакино печать, 1930. 200 с.

51. Захава Б. Современники.- М.: Искусство, 1969. 391 с.

52. Зингерман Б. Корифеи советской режиссуры и мировая сцена. В кн.: «Вопросы театра». М.: КТО, 1970. — с.86−108.

53. Золотницкий Д. Е"удни и праздники театрального Октября. -Л.: Искусство, 1978. 255 с.

54. Золотова Н. М. Время поисков и экспериментов /публикация воспоминаний А. А. Румнева «Прошедшее проходит предо мной» /.-В кн.: «Встречи с прошлым». М., Советская Россия, 1976. -с. 380−397.

55. Ибсен Г. Собрание сочинений. т.1У М.: Искусство, 1958. -815 с.

56. История советского драматического театра. т.1 /1917;1920/ М.: Наука, 1966. — 408с.

57. История советского театра. Л.: ГИХЛ, 1933. 404 с.

58. Кнебель М. О. Вся жизнь. М.: ВТО, 1967. — 587 с.

59. Козинцев Г. Глубокий экран. М.: Искусство, 1971. 254 с.

60. Коонен А. Г. Страницы жизни. М.: Искусство, 1975. — 455 с.

61. Крыжицкий Г. В. Дороги театральные. М.: ВТО, 1976. — 320 с.

62. Крыжицкий Г. К. К. А. Марджанов и русский театр. М.: ВТО, 1958. -176 с.

63. Крыжицкий Г. К. К. А. Марджанов Котэ Марджанишвили. — М.-Л.: Искусство, 1948. — 72 с.

64. Крыжицкий Г. К. Режиссерские портреты. М.-Л.: Теакинопе-чать, 1928. — 101 с.

65. Кугель А.Р. Н. Монахов. Жизнь и творчество. М.-Л.: Кинопечать, 1927. — 30 с.

66. Ленин М. Ф. Пятьдесят лет в театре. М.: ВТО, 1957. — 187 с.

67. Литовский 0. Так и было. М.: Советский писатель, 1958. -247 с.

68. Лобанов В. М. Кануны. М.: Советский художник, 1968. — 296.

69. Ломтатидзе Л. Петре Оцхели. Тбилиси: Хеловнеба, 1973. -I22 с. /на груз.яз./.

70. Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. М.: Искусство, 1965. — 480 с.

71. Луначарский А. В. Собрание сочинений в 8 т. -т.З, М.: Художественная литература, 1967. 627 с.- 171.

72. Любомудров М. Н. Роль К.А.Марджанова в исканиях русской сцены. В кн.: «У истоков режиссуры». — Л.: ЛГИТМиК, 1976. с.272−289.

73. Марголин С. Художник театра за 15 лет. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. — 126 с.

74. Марджанишвили К. А. Творческое наследие. Тбилиси: Заря Востока, 1958. — 579 с.

75. Марджанишвили К. А. Творческое наследие. Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1966. — 624 с.

76. Марков П. А. Вл.И.Немирович-Данченко и музыкальный театр егя имени. М.: Искусство, 1936. — 266 с.

77. Марков П. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983. — 608 i.

78. Марков П. Режиссура В.И.Немировича-Данченко в музыкальном театре. М.: ВТО, I960. — 412 с.

79. Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи, Письма. Беседы. ч.1, М.: Искусство, 1968. — 350 с.

80. Милашевский В. Вчера-позавчера.- Л.: Художник РСФСР, 1972.-299с.

81. Михайлова А. А. Образ спектакля. М.: Искусство, 1978. — 24'.

82. Мокульский С. 0 театре. М.: Искусство, 1963. — 544 с.

83. Монахов Н. Повесть о жизни. Л.: Издательство Большого драматического театра, 1936. — 318 с.

84. Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. М.: 1936. — 383 с.

85. Немирович-Данченко В. И. Статьи. Речи. Беседы. Письма, т.1.-М.: Искусство, 1952. 443 с.

86. Никулин Л. Люди русского искусства. М.: Советский писатель, 1947. — 269 с.

87. Петкер Б. Я. Это мой мир. М.: Искусство, 1968. — 351 с.

88. Петров Н. 5 и 50. М.: ВТО, I960. — 554 с.

89. Петров Н. Я буду режиссером. М.: ВТО, 1969. — 380 с.

90. Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1970. — 411 с.

91. Пожарская М. Н. Ниссон Шифрин. М.: Советский художник, 197! 207 с.

92. Радин Н. М. Автобиография, статьи, выступления, письма и воспоминания о Радине. М.: ВТО, 1965. — 374 с.

93. Ракитина Е. Б. Анатолий Афанасьевич Арапов. М.: Советский художник, 1965. — 80 с.

94. Ростовцев М. А. Отраницы жизни.- Л.: Гос. ордена Ленина Академический Малый оперный театр, 1939. 177 с.

95. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд.- М.: Наука, 1969. -428 с.

96. Сатина Е. А. Воспоминания.- Тбилиси: Литература да хеловне-ба, 1965. 216с.

97. Сомов К. А. Письма, дневники, суждения современников. М.: Искусство, 1979, 624 с.

98. Спектакль, звавший в бой. Статьи и воспоминания. КиевМистецтво, 1970. — 103 с.

99. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. — 534 с.

100. Строева М. Н. Режиссерские искания Станиславского. I898-I9I1/ М.: Наука, 1973. 376 с.

101. Сыркина Ф. Я. Исаак Рабинович. М.: Советский художник, 197 214 с.

102. Сьфкина Ф. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство. М.: Искусство, 1978. — 246 с.3j95. Таиров А. Записки режиссера.- М.: Камерного театра, 1921., 189 с.

103. Театр и драматургия /Сборник статей/. Л.: ЛГИТМиК, 1976.363 с.

104. Февральский А. Театр им. Ьуставели. М.: Искусство, 1959. -453 с.

105. Художники театра о своем творчестве. М.: Советский художник, 1973. — 424 с.

106. Азов В. Московский Художественный театр. «У жизни в лапах' Речь, I9II, № 102, 16апреля.

107. Березарк И. «Дон Карлос» в Малом театре. Красная газета, 1935, № 124, I июня.

108. Бескин Э. К. А. Марджанов «Театр и драматургия» 1933 № 2-е.

109. Бескин Э. На земле или на башне Советское искусство, 1931 I апреля № 17.

110. Бескин Э. Революция и театр Вестник работников искусств, 1921 № 7−9.

111. Бескин Э. «У жизни в лапах». Московские письма Театр и искусство, I9II № 10, с.216−217.

112. Бэн. «Колдунья» Чирикова / Московские ведомости, 1909 16 сентября № 211.

113. Валерии С. Театр может работать лучше Колхозный театр, 1936 6 марта.

114. Варшавский, Вараха, Ребе, Толмачов, Щумов. Бесполезный Сольнес — Советское искусство, 1931 7 апреля № 17/89/.

115. Вахвахишвили Т. Одиннадцать лет с Котэ МарджанишвилиЛитературная Грузия, 1972 № 4, с. 80−86, № 5 с.84−91, № 6 с.78−85, № 7 с.90−96, № 8 с.91−93, № 9 с.86−90, № 10 с.7с 76, № II с.71−81.

116. Викторов Э. Художники театра за 17 лет Литературный критик, 1935 № 5.

117. Владимиров В. К. Воспоминания Октябрь, 1949 $ 10.

118. Вознесенский А. Н. Желтая кофта Маски, I9I3-I9I4 № 4.

119. Волков Н. Театр советской Грузии Известия, 1930 14 мая.- 174.

120. Воскресенский А. К вопросу о декораторах и декорацияхТеатр и искусство, 1902 № 21.

121. Гоголева Е. Дружеские встречиСоветская культура, 1972 23 ноября.

122. Громов Е. Основоположник советской кинрдекорации. 0 творчестве В. Е. Егорова Искусство, 1974 № 5, с.39−43.

123. Гудиашвили Л. Художник о художнике Вечерний Тбилиси, 1962 29 октября.

124. Гуревич Л. «Пер Ггонт» в Художественном театра русская молва, 1913 17 апреля № 124 с. 4.

125. Дейч А. «Овечий источник». Киев. 1919 Театр и драматургия, 1935 № 8.

126. Державин К. Хорошая декорация Жизнь искусства 1920 26 мая № 461.

127. Драматурги о художниках Литературная газета, 1934 28 октября.

128. Дух Банко. «Синяя птица» в театре «Соловцов» Киевские вести, 1909 17 февраля № 47.424. «Шизнь Человека1'Леонида Андреева Одесский листок, 1907 3 апреля № 77.

129. Залесский В. Когда затемняется правда искусства Театр, 1952 № 4.

130. Загорский М. /М.З./ «Маскотта» Вестник театра, 1919 № 44.

131. Загорский М. «0 двух утках» и одной «Мыши» в театре Сатирь и Оперетты Советское искусство, 1933 14 июня К5 27.

132. Загорский М. /М.З./ Мейерхольд и Марджанов Театральная Москва, 1922 № 24 с, 6−8.

133. Зигфрид «Птички певчие» /Комическая опера/ Вестник театра и искусства, 1921 № 9 с. 2.430. «Иванов» Чехова Рйжские ведомости 1904 22 сентября № 224.

134. Игнатов С. Грузинский театр Советский театр, 1930 № 9−10.

135. Канн Е. Больше смелости. «Летучая мышь» в театра Оперетты Вечерняя Москва, 1935 16 мая.

136. Кандид. Оперетта Марджанова. «Бокаччио» Экран, 1922 № 26 с. 8.

137. Карабанов Н. «Покрывало Пьеретты» на сцене Свободного театра Театр, 1913 № 1382.

138. Копелев Л. Новая жизнь пьесы Литературная Грузия, 1972 № II с.82−84.

139. Коровицкий И. «Черный принц» Шизнь искусства, 1921 20 ноября № 809.

140. Кошевский А. 0 «художественной оперетте» Театр и искусство, 1913 № 3 с.59−60.

141. Крути И. «Дон Карлос» в Малом театре. Краски и идеи Советское искусство, 1933 26 мая № 24.

142. Крути И. На старом спектакле. Шиллер в двух театрах. -Советское искусство, 1936 29 марта № 15.

143. Крути И. Три представления Рабочий и искусство, 1930 10 мая.

144. Крыжицкий Г. «Фуэнте Овехуна» Марджанова Театр, 1957 № 7.

145. Кугель A. /Homo notftuj / Заметки о «Саломее» Театр и искусство, 1917 19 ноября № 47.

146. Кугель A. /Homo nev/u.^/ Заметки. Реформа оперетки Театр и искусство, 1913 № I с.19−20.

147. Кузмин М. «Бригитта» /Летний Буфф/ Жизнь искусства, 1921 23 августа № 805.

148. Кузмин М. «Игра интересов» /Государственный театр Комической оперы/ Жизнь искусства, 1921 I марта № 677−678.

149. Кузмин М." Малабарская вдова" Жизнь искусства, 1921 2−7ai густа.

150. Кузмин М. «Разведенная жена» /Государственный театр Комичес кой оперц/ Шизнь искусства, 1921 18 октября № 813.

151. Кузмин М. «Фуэнте Овехуна» Жизнь искусства, 1919 26 ноября.

152. Ларионов М., Зданевич И. Почему мы раскрашиваемся Аргус, 1913 № 2.

153. Лелькин П. «Мещане» Горького Иркутские губернские ведомости, 1903 18 сентября № 3526.

154. Лелькин П. «Шахта «Георгий» драматурга Карпова Иркутские губернские ведомости, 1903 4 октября № 3538.

155. Лелькин П. «На дне» Максима Горького Иркутские губернскиеведомости, 1903, 10 октября № 3543.

156. Лопатинекий В. Монтаж театральных постановок в МосквеРусское искусство, 1923 № 2−3.

157. Луначарский А. В. Театр созвучный эпохе Вечерняя Москва, 1930 12 мая.

158. Луцкая Е. Из одного созвездья Театр, 1967 № 9.

159. Львов Я. «У жизни в лапах» Рампа и жизнь, I9II № 10.

160. Мамонтов С. С. Живопись в «Пер Гюнте» Русское слово, 1912 10 октября № 233.

161. Мамонтов С. Театр Незлобина. «Колдунья» Рампа и жизнь, 1909 № 24.

162. Марголин С. «Фуэнте Овехуна» Театр, 1919 № 9.

163. Марков П. Спектакли театра им. Руставели в Москве Культура и жизнь, 1947 № 17.

164. Миндлин Э. Искусство И. Рабиновича Огонек, 1924, № 22.

165. Николаев И. «Синяя птица» Киевлянин, 1909 18 февраля № 4^.

166. Николаев Н. «Вор» Берштейна Киевлянин, 1907 30 сентября № 270.

167. Николаев Н. «Электра» Театральные заметки. Киевлянин, 1907 31 ноября № 304.

168. Никулин Л. Трехмерность и имажинизм Вестник театра, 1920 № 55 с. 7.

169. Пиотровский А. Листки воспоминаний. Театры, которых уже нет Рабочий и театр, 1932 № 29−30.

170. Померанцев С. Бенефис Марджанова Последние новости, 1908 12 января № 463.

171. Рабинович М. Д.Р./ Письмо из Киева Театр и искусство, 1907 № 38.

172. Равич Н. Возрождение Ибсена. «Строитель Сольнес» в Московском театре б. Корша Рабочий и театр, 1931 № II.

173. Радин Е. М. «Строитель Сольнес» Современный театр, 1931 № 10.

174. Роллан Р. Записки и воспоминания Иностранная литература, 1966 № I с. 211.

175. Ромм Г. «Марджановский сдвиг» Жизнь искусства, 1920 13 ию ня.

176. Садко. 0 закрытом театре и открытом письме Вестник театра 1920 № 50 с. 9.

177. Старк Э. «Птички певчие» Вестник театра, 1921 № 9 с. 2.

178. Стригалев А. «Степан Разин в искусстве революции Художник, 1971 № II.

179. Таиса Л. Марджанов в оперетте Театр, 1917 февраль № 1982 с. 7. 177.

180. Тальников Д. «Строитель Сольнес» в театре б. Корш Советский театр, 1931 № 2/3.

181. Тапит «Виндзорские проказницы» Вестник театра и искусства, 1921 № 3 февраль.

182. Трауберг Л. Молодежь театра Жизнь искусства, 1920 1920 августа № 534/535.

183. Туркин Н. Ошибки критики Театральная газета, 1913 $ 5.

184. Тэф-Тзф. «Принцесса Мален» Одесские новости, 1908 4 сен тября № 7510.

185. Тэф-Тэф. В театре. /Наброски на лету/ Одесские новости, 1908 2 сентября.

186. Файнберг А. «Строитель Сольнес» в театре б. Корш Известия, 1931 7 мая № 124.

187. Фельдман К. Театр Советской Грузии Рабочая Москва, 1930 15 мая.

188. Цеткин К. Генрих Ибсен Иностранная литература, 1956 № 5 с. 157.

189. Чаговец В. «Театр Соловцова. «Вор» Анри Берштейна Киевская мысль, 1907 3 сентября.

190. Чаговец В. «Лорензаччио» А. де Мгассе, Театр Соловцова Киевская мысль, 1907 26 сентября № 244.

191. Чаговец В. Трагедия Эврипида Киевская мысль, 1907 23 дека бря.

192. Эфрос Н. Театр Незлобина. «Ню» Дымова Русские ведомости, 1909 17 сентября.

193. Эфрос Н. «Театр Незлобина. «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана Ясские ведомости, 1909 19 ноября.

194. Эфрос Н. «Пер Гюнт» Рампа и жизнь, 1912 № 42 с.5−8.

195. Эфрос Н. «Пер Гюнт» в Художественном театре Речь, 1912 10 октября.

196. Эфрос А. Художник и сцена Культура театра, 1921 № I с.1Г" .

197. Эфрос Н. Театральные очерки Жизнь, 1922 № I.

198. Южин А. И. 0 грузинском театре Театр и музыка, 1923 № 6/9/.

199. Юзовский Ю. Еще о «Сольнесе» Советское искусство, 1931 № 18/90/ 12 апреля.

200. Яблоновский С. «Пер Гюнт» Русское слово, 1912 10 октября.

201. Ярон Г. Летопись оперетты Вечерняя Москва, 1934 3 января.У. Архивные материалы и диссертационные работы.

202. Абезгаус Из.В. Русская оперная культура накануне Октября.М., 1954, Кандидатская диссертация.

203. Азров А. Воспоминания о работе с К. А. Марджановым. Музейтеатра, музыки и кино Грузии, ф.1, д. 18, 6 14 607.

204. Анджапаридзе В. И. Выступление на вечере памяти К. А. Марджанишвили 31 мая 1962, ВТО. /стенограмма/. Музей театра, щ зыки и кино Грузии, ф. I, д. 18 6 — 15 379.

205. Арапов А. Автобиография. ЦГАЛИ, Арапов, ф. 2350, оп.1,е.х. 134.

206. Арапов А. Альбом с эскизами. Там же, е. х. III.

207. Арапов. Воспоминания. ЦГАЛИ, Федоров, ф.2579, оп.1, е.х.2? — 5.7. Арапов А. «О роли художника в театре «/рукопись статьи/.1930;е годы. ЦГАЛИ, Арапов, ф., 2350, on. I, е.х. 130.

208. Арапов А. Эскизы костюмов для «Дон Карлоса». там же, е.х.31.

209. Ахвледиани Е. Чудесный художник. Неопубликованная рукопись статьи для газеты «Вечерний Тбилиси». 1962. Музей театра, музыки и кино Грузии, ф.1, д. 18, 6 — 153 852.

210. Ахметели А. В. Очерк по истории грузинского театра им. Ш.Бу-ставели. ЦГАЛИ, ф.2503 /Глебов/, оп.1, е.х.565.

211. Бронштейн G.H. Герои одного мгновенья. /Воспоминания зрителя/. Рукописный отдел Государственной Публичной библиотеки им. В. И. Ленина, ф.218, № 856.

212. Гоголева Е. Выступление на юбилейном вечере памяти K.A.Maj джанишвили 31 мая 1962. ВТО /стенограмма/. Музей театра, музыки и кино Грузии, ф. I, л.18, 6 — 15 376.

213. Голубева 0. Воспоминания о Свободном театре. ЦГАЛИ, ф. 2016, оп.1, е.х. 276.

214. Донаури Е. О К. А. Марджанове. 12 мая 1962. ЦГАЛИ, ф. Поле-вицкой Е.А. № 2745, оп.1, е.х. 277.

215. Живокини Н. Д. Письмо А.А.Арапову. 4 мая 1933. — ЦГАЛИ, ф.2350, оп.1, е.х. 162.

216. Иванов В. В. Первые опыты создания советского трагедийного спектакля /Шекспир и Шиллер на русской советской сцене начале 20-х годов/. Диссертация кандидатская. М. 1978.

217. Кара-Мурза С. Константин Александрович Марджанов. Пути развития режиссерского театра. рукописный отдел Всесоюзной публичной библиотеки им. В. И. Ленина, ф.561, к.XIII.

218. Коонен А. Воспоминания о К. А. Марджанове. ЦГАЛИ, ф.2768, оп.1, е.х. 67.

219. Крыжицкий Г. В. Выступление на вечере памяти К. А. Марджанишвили в ВТО 31 мая 1962. Музей театра, музыки и кино Грузии, ф.1, д. 18, б — 15 376.

220. Кундзинь К. Э. История латышского театра. Диссертация докт орская. б.м., 1969.

221. Ленин М. Речь на гражданской панихиде Марджанова в Малом театре. Стенограмма. — Музей театра, музыки и кино Грузии, ф. I, д. 18, 6 — 14 879.

222. Литвиненко В. К. Жизнь как жизнь. Воспоминания. 1966. -ЦГАЛИ, ф. 1337, е.х. 16.

223. Лундберг Е. Цуть и наследие мастера. Музей театра, музыки и кино Грузии, ф. I, д. 18, 6 — 20 644/8, 21 563.

224. Марджанишвили К. А. Письмо Живокини Н. Д. б.д. 1910 -Цузей театра, музыки и кино Грузии, ф.1, д. 18, 6 — 20 814.

225. Марджанишвили К. А. Театр комической оперы /Два слова о путях театра и его значении/. — б октября 1920 — ЛГАЛИ, ф.6047, оп. З, ж.28, л.22, 23.

226. Марджанишвили К. А. Заявление в экономический отдел ВАЕИС. -18 мая 1921. ЛГАЛИ, ф.6047, оп.4, д. 280, л.4.

227. Марджанишвили. Дневники репетиций .^Игры интересов" в театре им. Ш.Руставели. Цузей театра, пузыки и кино Грузии, ф.1, д. 18, 6 — I50I9.

228. Марджанишвили К. А. Выступление на собрании руководителей и глав драматических кружков Тифлисских рабочих клубов 22 апреля 1929. Цузей театра, музцки и кино Грузии/стенограмма/, ф.1, д. 18, 6 — 17 687.

229. Марджанишвили К. А. Интермедии для пьесы «Светите звезды». -1932 Там же, 6 — 3441−3442.

230. Марджанишвили К. А. Письмо Федорову В. В. 20 октября 1932. -ЦГАЛИ ф.2579, оп.1, е.х. 847.

231. Маршак Н. Воспоминания о К. Марджанишвили, %зей театра, музыки и кино Грузии, ф.1, д. 18, 6 — 16 544. 180.

232. Мачавариани И. Грузинский советский театр. /Основные пути развития 1926;1941/. Диссертация докторская. Тб. 1968.

233. Мовшенсон А. Г. Материалы к истории Ленинградских театров. 25.X.I9I7 7.XI.1937 /За 20 лет после октября/. — Музей театра, музыки и кино, ф, I, д. 18, 6 — 12 860.

234. Мокульский С. С. Воспоминания о Марджанове на Украине в 1919 году. ЦГАЛИ, ф.2579, оп.1, е.х.852.

235. Морской Д. Л. Воспоминания о К. А. Марджанове. ЦГАЛИ, ф.2698, оп.1, е.х. 23.

236. Обсуждение гастролей II Государственного драматического театра Грузии в Москве. — Архив АН СССР, ф.358, д. 189, ФГ 5/1, ОФ I4/I, ОФ 18/3, ФГ 18/3.

237. Попов Н. А. Гусские театральные художники XX века. Альбом. • ЦГАЛИ, ф.837, оп.2, е, х. 1322.

238. Симов В. Листы актерских проб. 1913 Государственный Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, ф, 158,137 040.

239. Симов В. Экспликация 1-го акта «Покрывала Пьеретты» б.д., ф. 251, № 3. ГНуТИ миА.А. БдхрушииА.

240. Сушкевич В. М. Воспоминания о работе К. А. Марджанова в МХТ. -ЦГАЛИ, ф.2579, оп.1, е.х. 852.

241. Тальников Д. Л. Автобиография. рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им. В. И. Ленина, ф.218, № 856.

242. Ушин Н. А. Воспоминания о К. А. Марджанове. ЦГАЛИ, ф.2579, on. I, е.х. 852.

243. Федоров В. В. Дневниковая запись, касающаяся К. А. Марджанова. ЦГАЛИ, ф. 2579, on. I, е.х. 24.

244. Хараташвили Г. И. К изучению режиссерской деятельности К.Марджанишвили. Тб. 1365 Диссертация кандидатская.

245. Хорол В. Киевский русский драматический театр Н. Н. Соловцова. Диссертация кандидатская. К. 1953.

246. Хорол В. К. К. А. Марджанов в Киеве 1907;1908. ЦГАЛИ, ф.2371 /Юренева/, оп.1, е.х. 402.

247. Чхеидзе Д. Воспоминания. Музей театра, музыки и кино Грузии, ф. I, д. 18, 6 — 20 580/74, 20 892/257.

248. Шаламберидзе Т. А. Утверждение жанра трагедии и героической драмы в грузинском советском театре 20-х начала ХО-х годов. Диссертация кандидатская. — Тбилиси, 1974.

249. Юренева В. Л. Запись выступления на радио. Киев. %зей- 181 театра, музыки и кино Грузии, ф. I, д. 18, б 12 994. 5.49. Ярон Г. Запись выступления на вечере памяти К. А. Марджанишвили. — ЦГАЛИ, ф. 2616. оп.1, е.х. 32.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой