Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Из истории отечественного арфового искусства первой половины ХХ века: проблемы творчества и исполнительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Книга ленинградского арфиста И. А. Поломаренко «Арфа в прошлом и настоящем» издана почти спустя сорок лет (1939) после выхода в свет трудов А. Цабеля. Здесь были рассмотрены не только разнообразные вопросы применения арфового тембра, но и осуществлена попытка создать творческие портреты выдающихся арфистов. — Ш. Бокса, Ф. Годефруа, Э. Периш-Альварса, А. Цабеля, К. Эрдели, Е. Вальтер-Кюне. Как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АРФА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
    • 1. 1. Арфа в симфонических произведениях
    • 1. 2. Камерно-инструментальные ансамбли с участием арфы
    • 1. 3. Концерты для солирующей арфы
    • 1. 4. Сольные произведения для арфы
  • ГЛАВА II. ДМИТРИЙ РОГАЛЬ-ЛЕВИЦКИЙ — КОМПОЗИТОР, МУЗЫКАЛЬНЫЙ УЧЁНЫЙ, КРИТИК, АРФИСТ
    • 11. 1. Основные этапы жизни и творческого пути
    • 11. 2. Мемуары
    • 11. 3. Композиторское творчество. Произведения и обработки для арфы и арфового ансамбля
    • 11. 4. Музыковедческие труды
    • 11. 5. Д.Р. Рогаль-Левицкий — рецензент трудов по арфовому исполнительству
    • 11. 6. Д.Р. Рогаль-Левицкий в общении с М. А. Корчинской и В.П. Полтарёвой
  • ГЛАВА III. КСЕНИЯ ЭРДЕЛИ. АРТИСТИЧЕСКАЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
    • III. 1. Основные этапы жизни
    • 111. 2. Творческая и концертная деятельность
    • 111. 3. Переложения для арфы и ансамбля арф
    • III. 4 Педагогическая деятельность

Из истории отечественного арфового искусства первой половины ХХ века: проблемы творчества и исполнительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка европейской профессиональной традиции немыслима без арфы — одного из древнейших инструментов.

Однако нельзя не заметить, что именно прошлый XX век стал для арфы временем блестящего расцвета. В письме к композитору M.JI. Старокадомскому выдающаяся русская арфистка К. А. Эрдели писала: «Арфа — новый инструмент, и у неё- большое будущее"1. Фактически данное высказывание К. А. Эрдели следует воспринимать как своего, рода краткую, афористически сформулированную программу развития арфового искусства. Возможности арфы как сольного, камерного, оркестрового тембров в искусстве XX века нашли разнообразное, новаторское воплощение в самых разных жанрах музыкального искусства. И, как это обычно бывает, исполнительство и творчество развивались, испытывая взаимные плодотворные влияния. Соответственно эволюционировала и теоретическая мысль об арфе. Техническое усовершенствование инструмента, в том числе появление педалей двойного действия, активно используемых в художественной практике уже с начала XIX века, также способствовало многомерному развитию всех вышеназванных процессов.

До настоящего времени область изучения арфового искусства в отечественной науке была представлена трудами арфистов-исполнителей. Основополагающими работами, созданными в этом направлении, по праву считаются труды выдающегося арфиста XIX века А. Цабеля, родившегося в Германии, но в течение полувека служившего в России." Его книги «Слово к господам композиторам по поводу практического применения арфы в.

1 Из письма К. А. Эрдели M. J1. Старокадомскому от 24 июня 1940 года. РГАЛИ, ф.2380, оп. З, ед. хр.87, JI. 2. Автограф, синие чернила.

2 Цабель Альфред. (1834−1910) — арфист. Им осуществлены, в частности, редакции арфовых партий и каденций в балетах П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», Л. Минкуса «Дон Кихот», «Баядерка», «Пахита». оркестре" и «Метод» опубликованы соответственно в 1899 и 1900 годах. В них Цабель, опираясь на свой многолетний исполнительский опыт, сделал ряд теоретических обобщений, касающихся особенностей звучания инструмента в оркестровой массе. В трудах А. Цабеля содержатся также практические рекомендации к сочинителям, в том числе, пожелания не перегружать оркестровые партии техническими сложностями и избегать практики использования арфы, как своего рода дублера фортепиано.

Книга ленинградского арфиста И. А. Поломаренко «Арфа в прошлом и настоящем» издана почти спустя сорок лет (1939) после выхода в свет трудов А. Цабеля. Здесь были рассмотрены не только разнообразные вопросы применения арфового тембра, но и осуществлена попытка создать творческие портреты выдающихся арфистов. — Ш. Бокса, Ф. Годефруа, Э. Периш-Альварса, А. Цабеля, К. Эрдели, Е. Вальтер-Кюне. Как представляется, «Арфа в прошлом и настоящем» стала тем значительным научным трудом, структура которого была положена в основу многих последующих исследований, посвященных арфовому исполнительству. Через три десятилетия после выхода в свет книги Поломаренко опубликована работа Е. Р. Язвинской «Арфа» (1968), по материалу и способу его осмысления значительно уступающая исследованию «Арфа в прошлом и настоящем». В 1975 году выдающаяся отечественная арфистка В. Г. Дулова опубликовала исследование «Искусство игры на арфе». В некоторой степени работа повторяет структурный принцип, использованный в труде И. А. Поломаренко Однако к уже ставшим традиционными главам, посвященным происхождению арфы и арфовому исполнительству, добавлены новые содержательные разделы, освящающие историю рождения, конструкцию и советы по эксплуатации так называемой «советской арфы» .

В свою очередь сама личность автора книги «Искусство игры на арфе», стала также предметом исследовательского интереса. Так, в 1981 году была.

3 «Советская арфа» — термин появился в связи с выпуском арф в СССР в 1947 году. До настоящего времени используется отечественными арфистами для определения разновидностей инструментов по странам их производителя: «советская арфа» («ленинградка»), «американка», «итальянка» и т. д. выпущена монография М. Д. Капустина «Вера Дулова. Творческий портрет», посвященная замечательной арфистке. Общие вопросы развития отечественного арфового искусства XIV—XIX вв.еков рассмотрены в вышедшей в свет в 1988 году брошюре новосибирской арфистки Н. Н. Покровской «Арфа в России (с XVI до середины XIX века)». По своей структуре это — курс лекций по истории исполнительского искусства. Книга «История исполнительства на арфе», принадлежащая тому же автору (1994), информационно более насыщена. В исследовании Н. Н. Покровской вновь берётся за основу структурообразующий принцип, найденный в труде И. А. Поломаренко «Арфа в прошлом и настоящем». Добавлен, правда, один из самых подробных разделов, посвящённый современному арфовому искусству республик бывшего CCGP. Здесь внимание читателя привлечено к выдающимся арфисткам, активно работавшим в советский период: В. Дуловой, К. Эрдели, О. Эрдели, К. Сараджевой, Л. Гордзевич. Весомый вклад в изучение теоретических аспектов отечественного творчества1 и исполнительства внесла и книга Н. Х. Шамеевой «История развития отечественной музыки для арфы (XX век)», вышедшая в том же 1994 году, что и труд Н. Н. Покровской. Внимание автора привлечено к жанру сольного арфового концерта. Значительный научный интерес представляет и попытка систематизации и исследования произведений, созданных специально для выдающихся отечественных исполнителей. Наконец, нельзя не отметить последнее по времени публикации исследование в области арфового творчества и исполнительства — работу «Арфа в России» ленинградской арфистки А. Д. Тугай (2007). Здесь, в частности, приводятся новые сведения из творческих биографий выдающихся отечественных арфистов XVIII — начала XX века, почерпнутые в архивных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга.

Исключительно важным направлением в арфовом исполнительстве является изучение его методологических проблем. В 1928 году была издана книга московского арфиста Н.Г. Парфёнова4 «Техника игры на арфе. Метод профессора А.И. Слепушкина5». В основу книги положены методологические принципы школы педагога Н. Г. Парфёнова, А. И. Слепушкина. Новизна его педагогической системы заключалась в качественно иной, отличной от общепринятой арфистами того времени, постановке рук и извлечении мягкого, насыщенного звука. Несколько позднее, в 1930;х годах, незадолго до своего ареста Н. Г. Парфёнов дополнил и расширил книгу схемами и примерами из музыкальных сочинений, помогающими в преодолении тех или иных технических трудностей. Так появилась «Школа игры на арфе» (1960), увидевшая свет много лет спустя после того, как Н. Г. Парфёнов был репрессирован. В' 1973 году ученик Н. Г. Парфёнова М.М. Рубин опубликовал книгу «Методика обучения игре на арфе». Акцент в работе сделан на практическом курсе обучения в первые годы занятий. Брошюра Н. Н. Покровской и Б. В. Доброхотова «Методика обучения игре на арфе: программа для оркестровых факультетов (струнные инструменты) музыкальных ВУЗов», вышедшая в свет практически, в тотже время (1977), адресована студентам ВУЗов. Соответственно здесь рассматриваются более сложные технические арфовые приёмы, а также способы их быстрейшего освоения. В 1984 году вышел в свет расширенный вариант книги М. М. Рубина — «Школа начального обучения игре на арфе», в основу которого была положена структура «Школы» Н. Г. Парфёнова, однако проблематика издания сконцентрирована на преодолении технических трудностей в самом начале обучения. Наконец, нельзя не назвать книгу московской арфистки К. К. Сараджевой «Об исполнительском мастерстве арфиста (методические записки)», появившуюся в 2001 году. Основываясь на.

4 Парфенов Николай Гаврилович (1893−1938) — арфист, работал в Театре Совета рабочих и крестьянских депутатов, Оперном театре С. И. Зимина, Театре музыкальной драмы, Большом театре. В 1928;35 гг. вёл класс арфы в Московской консерватории. В июне 1938 года был арестован, в октябре — осуждён и расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности. Реабилитирован в марте 1957 года.

5 Слепушкин Александр Иванович (1870−1918) — московский арфист. Работал в оркестре Императорских театров, преподавал в Московской консерватории, Филармоническом музыкально-драматическом училище. Создал новую методику игры на арфе, используемую до настоящего времени. собственном исполнительском опыте, арфистка акцентирует проблему педализации. .

Темы, затрагиваемые в перечисленных работах, обозначили широкий круг вопросов, связанных с развитием отечественного арфового искусства в его основополагающих ракурсах — творческом и исполнительском. Творчество и исполнительство, в свою очередь, формируют область их теоретического осмысления. Соответственно яркая теоретическая мысль, как известно, активно влияет на сферы творчества и исполнительства.

Так естественно сложился круг намеченных к исследованию проблем, которые, определив цели и задачи данной работы, мы формулируем следующим образом:

— Попытаться представить некоторые аспекты развития отечественного арфового искусства первой половины XX столетия в. тесном* соотношении творческих и исполнительских сфер художественной деятельности.

— Выявить и классифицировать по возможности все наиболее значимые произведения, созданные с использованием арфы в сочинениях для музыкального театра, оркестровых и-камерных жанрах в указанный период.

— Исследовать неизвестные факты творческих биографий выдающихся отечественных арфистов, своей многосторонней деятельностью активно способствующих увеличению интереса к арфе в профессиональном сообществе.

— Привлечь внимание исполнителей к когда-то популярным, а ныне забытым произведениям, входившим в репертуар известнейших артистов.

— Ввести в научный обиход неизвестные документальные свидетельства, по-новому расставляющие акценты в истории отечественного арфового исполнительства.

Научная новизна работы связана с комплексным изучением доступного на сегодняшний день как творческого, так и исполнительского наследия, относящегося к поистине блистательному периоду в развитии арфового искусства, приведшему к новым качественным результатам.

Предпринятые классификация и анализ нотных текстов позволили сделать вывод о сохранении традиционных и появлении новых технических, образных и драматургических функций арфы в композиторском творчестве. Новизну работы обусловили также и активное использование ранее неизвестных источников — нотных текстов, газетных и журнальных публикаций, впервые вводимых в научный обиход документальных свидетельств — писем, мемуаров выдающихся арфистов.

Как известно, арфовое творчество отечественных композиторов XX века уже не раз привлекало к себе исследовательское внимание. Однако до настоящего времени не существует работ, обобщающих и систематизирующих область применения арфы в оркестровой, камерной, сольной и концертной музыке первой половины XX столетия.

Мы попытались выявить метод обращения с инструментом, крупных отечественных композиторов, показать широкий жанровый спектр применения арфы в русской культуре начала XX' века, начиная от опер, симфоний, и, заканчивая концертами и сольными миниатюрами для арфы. Эту цель мы поставили перед собой в первой главе.

Как известно, в связи с созданием усовершенствованной конструкции арфы в 1801 году6, а вместе с ней и появлением более широких технических возможностей инструмента, возникла настоятельная потребность в расширении и художественно-техническом обогащении оркестрового, камерного, концертного и сольного арфового репертуара.

В настоящее время существует немало трудов, в том числе, классических — Г. Берлиоза, Н.А. Римского-Корсакова, А. Карса, Э. Гиро, Ш. Видора, — а также появившихся уже в XX веке — Д.Р. Рогаль-Левицкого, С. Н. Василенко, А. Веприка, М. И. Чулаки, Е. М! Ботярова, Э. В. Денисова, Г. П. Дмитриева А.Ю. Радвиловича, — освещающих историю инструментовки, принципы применения тех или иных тембровых групп в оркестровой массе.

6Дата выдачи первого патента на арфу двойного действия С. Эрару — 16 июня 1801 г. Документ хранится в Эдинбургском королевском музее. // См. Дулова В. Искусство игры на арфе. М. 1975. С 37.

Однако, к сожалению, специфические тонкости использования арфового тембра подробно не освещены ни в одном из них. Впервые в нашей работе осуществлена попытка анализа и систематизации функций арфы с целью выявления закономерностей и принципов её- использования в оркестровых партитурах выдающихся композиторов первой половины XX столетия.

В этом ракурсе нами рассмотренно оркестровое творчество P.M. Глиэра, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, В. Я. Шебалина, А. И. Хачатуряна. Проведена систематизация симфонических сочинений, в составы которых входит арфа, выявлены тембровые функции арфы в симфоническом многоголосии, а также закономерности использования инструмента в оркестре. В' данной работе впервые осуществлена попытка выявить художественную трактовку тембра в симфонических сочинениях, проанализировать принципы тембрового сочетания инструмента с другими оркестровыми голосами.

Кроме того, до настоящего времени функции арфы, как полноправного участника инструментального ансамбля также фактически не были изучены. Исследование материалов из архивов отечественных композиторов — А. К. Лядова, А. Т. Гречанинова, Н. А. Рославца, В. В. Щербачёва, М1Ф. Гнесина, Б. В. Асафьева — дало возможность поставить задачу выявления некоторых тенденций в использовании арфового тембра в камерно-ансамблевом творчестве.

Нельзя не отметить, что до указанного времени арфа как солирующий инструмент фактически не использовалась на концертной эстраде. Блестящая концертная деятельность выдающихся отечественных арфисток изменила ситуацию. В первой половине XX века для арфы создаются не только пьесы, но и произведения крупной формы. Именно в это время появляются Концерты для арфы с оркестром P.M. Глиэра (1938), А. В. Мосолова (1939), С. Н. Василенко (1949). Возникает и традиция создания концертных обработок, осуществлённых как для солирующей арфы, так и для арфовых ансамблей и ансамбля с участием арфы. Д.Р. Рогаль-Левицкий, Н.Г.

Парфёнов, С. Халатов создавали транскрипции при деятельном участии ведущих исполнительниц того времени. Большая часть переложений для арфы была выполнена и самими арфистками — К. А. Эрдели и В. Г. Дуловой.

В работе проанализированы сочинения для солирующей арфы М.М. Ипполитова-Иванова, С. С. Прокофьева, А. В. Мосолова, А. Т. Гречанинова, С. Н. Василенко, JI.K. Книппера, М. В. Коваля. Привлечение материалов архивных фондов, в частности P.M. Глиэра, С. С. Прокофьева, помогло детально воссоздать обстоятельства появления некоторых произведений для арфы solo. В результате изучены свыше пятидесяти архивных фондов выдающихся композиторов, содержащихся в Российском государственном архиве литературы и искусства и Центральном государственном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Практическим результатом работы в этом направлении стало создание хрестоматии «Арфа. Ансамбли», вышедшей в свет в издательстве «Композитор». Некоторые произведения, вошедшие в нее, в том числе «Полюшко-Поле» JI.K. Книппера для квартета арф в транскрипции К.А.. Эрдели и Ария для виолончели и арфы Б. В. Асафьева публикуются впервые. Хрестоматия предназначена для студентов музыкальных ВУЗов, колледжей и, помимо концертно-исполнительского, может быть активно задействована и в учебном процессе.

Вторая и третья главы настоящего исследования посвящены выдающимся отечественным музыкантам — Д.Р. Рогаль-Левицкому и К. А. Эрдели, и почти целиком основываются на архивных материалах, впервые вводимых в научный оборот.

Творческая биография выдающегося музыканта, теоретика и арфиста Д.Р. Рогаль-Левицкого (1898−1962) до настоящего времени не была по-настоящему изучена. Можно назвать очерк Е. П. Макарова «Д.Р. Рогаль-Левицкий», вышедший в свет уже после смерти музыканта (1966). Последующие публикации (О.Г. Дигонской и Е.Б. Сигейкиной) освещают лишь некоторые факты творческой деятельности Д.Р. Рогаль-Левицкого.

Сегодня мало, кто знает, что известный музыкант-теоретик, труды которого были высоко оценены, его современниками, начинал свой путь в музыке арфистом. Однако, как оказалось, в течение всей творческой жизни Дмитрий Романович уделял пристальное внимание, в том числе, и этой стороне своей многосторонней деятельности.

При исследовании архива Д.Р. Рогаль-Левицкого7 был обнаружен обширный нотный материал, критические статьи, а также эпистолярный корпус, посвящённые арфовому искусству. Удалось установить, что творческое наследие Д.Р. Рогаль-Левицкого содержит тринадцать научно-методических и монографических работ. Большая их часть до настоящего времени не опубликована. Д.Р. Рогаль-Левицкий оставил и богатейший мемуарный материал, правда до настоящего времени, ни одна книга его воспоминаний также не была издана.

Одной из ярких сторон деятельности Дмитрия Романовича на протяжении всей жизни являлось исследование творчества выдающихся музыкантов. Объектами научного интереса музыканта стали такие выдающиеся личности его современности, как Г. Э. Конюс, С. С. Прокофьев, Н. С. Голованов, М. И Ипполитов-Иванов, С. Н. Василенко.

Архивный фонд музыканта содержит сочинения и обработки для арфы, ансамбля арф и ансамбля с участием арфы. Так же, как и симфоническое творчество, арфовые сочинения Д.Р. Рогаль-Левицкого представляют ранее неизученную сторону его творческого наследия.

На протяжении всей своей творческой деятельности Д.Р. Рогаль-Левицкий научно разрабатывал и многие проблемы современного оркестрового исполнительства. Оркестр, его звучание, новые исполнительские приёмы — вот неполный перечень широкого круга вопросов, волнующих музыканта. Труды по инструментовке Д.Р. Рогаль-Левицкого — «Инструменты современного оркестра (современная партитура)», «Современный оркестр», «Беседы об оркестре», а также редакции.

7 ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 351. исследований Э. Гиро «Руководство по практическому изучению инструментовки» и Ш. М. Видора «Техника современного оркестра (современная партитура)» — стали настольными книгами современных композиторов. Однако драматические обстоятельства, сопутствующие выходу в свет этих замечательных трудов, ранее не предавались гласности и впервые представлены научному вниманию.

Таким образом, документальные материалы, обнаруженные в архиве Д.Р. Рогаль-Левицкого, и других фондах и впервые представленные в данной работе, дают возможность составить представление не только о личности и творческом пути выдающегося ученого, артиста и композитора, но и многих неизвестных ранее аспектах развития русского арфового искусства.

Личности замечательных арфисток-исполнительниц, таких как Ксения Александровна Эрдели, и ранее становились объектом исследовательского внимания. К. А. Эрдели посвящена монография В. П. Полтарёвой «Творческий путь К. А. Эрдели (из истории советской школы игры на арфе)», выпущенная в 1959 году, а также мемуары самой арфистки «Арфа в моей* * «жизни», увидевшие свет восемь лет спустя.

Архивный фонд артистки содержит обширное рукописное нотное наследие, множество рецензий на её- исполнительскую деятельность, неизданные методические работы, а также документы, содержащие неизвестные до настоящего времени сведения о фактах биографии арфистки. К сожалению, эпистолярный корпус документов в архиве К. А. Эрдели фактически не представлен. Получить представление об её- корреспонденции помогло привлечение материалов из архивных фондов других выдающихся деятелей музыкальной культуры того времени. На основе не известных до настоящего времени архивных документов в нашем исследовании впервые осуществлена попытка систематизации художественного наследия выдающейся арфистки.

Одной из самых значительных сторон творческой деятельности К. А. Эрдели была педагогика. На протяжении всей своей жизни Ксения.

Александровна преподавала в музыкальных учебных заведениях разного уровня: детских, средних, высших. Ею был создан квартет арф, приобретший в своё- время всесоюзную известность. Одним из значительных нововведений арфистки стали и «Вечера арфы», на которых выступали её- ученики. Хочу отметить, что до сих пор эта традиция не только продолжается в классах арфы Московской консерватории, но и перешла в другие музыкальные учебные заведения.

Всемерно способствуя расширению арфового репертуара, как педагогического, так и концертного, Ксения Александровна не уставала обращаться к отечественным композиторам и даже чиновникам, в юрисдикцию которых входило искусство, и, особенно, музыка. В' нашей работе впервые представлены, письма Ксении Александровны, сохранившиеся в архивах её- адресатов — выдающихся композиторов того времени, в которых она| старается привлечь их к созданию произведений для арфы. Замечу, что многие обращения такого рода дали свои творческие результаты.

К.А. Эрдели и сама писала для арфы, была редактором многих арфовых партий в концертах, написанных для этого инструмента с сопровождением оркестра, делала переложения для арфы и ансамблей с участием арфы. Многие из этих переложений впоследствии были изданы, другие же до сих пор не увидели свет. Архивный фонд Ксении Александровны содержит не один десяток транскрипций, сделанных арфисткой для разного рода ансамблей с арфой. В нашей работе данные сочинения впервые систематизированы. Некоторое число транскрипций вошло и в вышеназванную хрестоматию «Арфа. Ансамбли».

Приложение к диссертации «Арфа и вокруг неё-. Документы» содержит свод впервые вводимых в научный обиход и откоментированных писем и воспоминаний С. С. Прокофьева, К. А. Эрдели и В. Г. Дуловой.

Материалы данного исследования могут найти применение в вузовских курсах истории русской музыки и истории арфового исполнительства.

Научные положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования русской музыкальной культуры в целом и её- замечательных представителей (С.С. Прокофьева, P.M. Глиэра, К. А. Эрдели, Д.Р. Рогаль-Левицкого) в частности. Составленный автором жанровой список сочинений, созданных для арфы, поможет арфистам в практической работе, так же, как и вышеназванная хрестоматия «Арфа. Ансамбли».

Во всём перечисленном заключается практическая значимость работы.

Апробация исследования проходила на заседаниях кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, где в течение трех лет обсуждались её- отдельные главы. Некоторые положения диссертации опубликованы в виде хрестоматии «Арфа. Ансамбли», изданной как учебное пособие, а также в ряде статей, список которых прилагается в Библиографии. :

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Автор целиком отдаёт себе отчёт в том, что представленная панорама отечественного арфового искусства первой половины XX века далека от завершения и не ограничивается затронутыми персонами и сочинениями. Данное исследование не претендует на полный охват всех аспектов, оказавших влияние на развитие арфового искусства в России. Задача нашей работы, как представляется, — показать взаимное влияние определяющих здесь факторов — исполнительства и творчества, развитие и взаимообогащение которых привёло к мировому признанию русской арфовой исполнительской школы.

В настоящее время активно развивается научная теоретическая мысль об арфе. Появляются научные труды, освещающие проблемы методологии, истории инструмента и исполнительства (К.К. Сараждева, А.Д. Тугай). Однако архивы ждут новых открытий, и опубликованная хрестоматия «Арфа. Ансамбли» — лишь одна из скромных работ, цель которой — возвращение к концертной жизни незаслуженно забытых сочинений.

Наряду с развитием научной мысли об арфе создаются и сочинения для солирующей арфы. Среди них не только миниатюры, но и крупные произведения. Создание самого жанра арфового концерта — факт признания за инструментом его сольного статуса. И это подтверждают такие сочинения, как Концерт для гобоя, арфы и струнного оркестра А. Г. Шнитке (1970), Концерт для арфы piccolo и арфы ordinari Б. И. Тищенко (1976), Симфония с арфой Б. А. Чайковского (1993), Concerto dolce для альта и струнного оркестра с арфой Р. К. Щедрина (1997) и многие другие. Яркие приёмы, найденные Д. Д. Шостаковичем, В. Я. Шебалиным, В. В. Щербачёвым, служат основой для новых, плодотворных и ярких экспериментов в произведениях композиторов, наших современников.

Исполнительская традиция, основанная К. А. Эрдели и другими выдающимися отечественными арфистками, не только продолжает существовать, но всесторонне совершенствуется и развивается.

Огромное значение для развития отечественного арфового искусства приобрело и созданное В. Г. Дуловой в 1960;х годах XX века Русское арфовое общество, задачами которого и в настоящее время являются поддержка молодых исполнителей, всемерное расширение репертуара, поощрение композиторов, пишущих для инструмента, а также общение арфистов разных поколений.

В заключение вновь повторю, что наша работа не претендует на полный охват проблем, существующих в арфовом искусстве первой половины XX столетия. Надеюсь, что её- появление будет ещё- одним поводом привлечь к арфе заинтересованное общественное внимание.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. -С-П. 2004. — 474 с.
  2. .В. Избранные труды. / Ред. и прим.Т. Н. Левой. Т1. — М. 1952.-400 с.
  3. .В. Русская музыка XIX и начала XX века. Л. 1968. — 324 с.
  4. И.А. Светлый ручей. // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 51−58.
  5. И. Ф. Р.М.Глиэр. М. 1955. — 69 с.
  6. И. Ф. Концерты Глиэра. М. 1955. — 44 с.
  7. Г. Б. С.И.Танеев. М-Л., 1950. — 377с.
  8. Богданов-Березовский В. М. Максимилиан Штейнберг. -М. 1947. 18 с.
  9. Богданов-Березовский В. М. Дороги искусства. Л. 1971. — 280 с. Ю. Богуславский С. М. И Ипполитов-Иванов. — М. 1936. — 56 с. 11 .Бонч-Осмоловская Е.К. В. Я. Шебалин. Л. 1983. — 132 с.
  10. Е.М. Учебный курс инструментовки. -М. 2000. Т 1 — 180 с. Т 2 132 с.
  11. М. Марин Коваль. М. 1950. — 76 с.
  12. С.Н. Балеты Прокофьева. М-Л. 1965. — 76 с.
  13. С.Н. Воспоминания. / Ред.-сост. Ливанова Т. Н. М. 1978. — 376 с.
  14. Ш. М. Техника современного оркестра (современная партитура). / Перевод с седьмого фр. издания, редакция и дополнения Д. Рогаль-Левицкого. М. 1938. — 487с.
  15. Воспоминания о Московской Консерватории. / Сост. Алексеева Е. Н., Прибегина Г. А. М. 1966. — 607с.
  16. Т.А. Лев Книппер. Годы жизни. М. 2005. — 216 с.
  17. А. Ф. Сборник статей и воспоминаний. / Сост. Аджемов К. Х. -М. 1960.-219 с.1
  18. Э. Руководство по практическому изучению инструментовки. / Перевод с седьмого фр. издания Э. Конюса, новая редакция и дополнения Д. Рогаль-Левицкого. -М. 1934. 352 с. 21 .Гиршман Я. Назиб Жиганов. М. 1975. — 205 с.
  19. P.M. Статьи. Воспоминания. Материалы. / Ред.-сост. Богданов-Березовский В.М. М-Л. 1965−1967. Т 1−390 с. Т 2−351 с.
  20. P.M. Нотографический справочник. / Сост. Б. Яголим. М. 1964. -112 с.
  21. М. Ф. Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Глезер Р.В.-М. 1961.-323 с.
  22. З.К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. М. 1986. — 200 с.
  23. Л. Д.Д. Шостакович. М. 1965. — 330 с.
  24. Ю. «Долгая дорога в родные края». Из переписки С. С. Прокофьева с российскими друзьями. // Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения. Письма, воспоминания, статьи. / Ред.-сост. РахмановаМ.П.-М. 2001.-С. 5−119.
  25. Э.В. Роль ударных инструментов в современном оркестре. -М. 1982.-256 с.
  26. О.Г. Рогаль-Левицкий Д. «.Я не стремился к сильным мира сего» // Музыкальная академия. 1998. № 3−4. — С. 159−176.
  27. О. Г. Д.Р. Рогаль-Левицкий. Мимолётные связи. К 70-летию со дня рождения С. Прокофьева. // Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения. Письма, воспоминания, статьи. / Ред.-сост. Рахманова М. П. М. 2001. — С. 121−219.
  28. Г. П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. -М. 1973. 136 с.
  29. Е.Б. Стиль инструментальных сочинений Н.Я. Мясковского и современность. М. 1985. — 270 с.
  30. А. Гнесин М. М. 1927. — 49 с.
  31. В.Г. Искусство игры на арфе. М. 1975. — 230 с.
  32. Е.В. «В каждой моей ноте есть капля моей живой крови». Переписка Д. Шостаковича с В. Дуловой. // Наше наследие. — М. 2006. №−79−80.-С. 161−169.
  33. М.С. И. Стравинский. Личность, творчество, взгляды. — Л. 1982.-208 с.
  34. Н. А.К. Лядов. Жизнь и творчество. — М. 1954. — 213 с.
  35. Ипполитов-Иванов М. М. Письма, статьи, воспоминания. / Ред.-сост. Ливанова Т. Н. М. 1986. — 357 с.
  36. История отечественной музыки второй половины XX века. / Ред.-сост. Левая Т. Н. С-Пб. 2005. — 556 с.
  37. Д.Б. «Емельян Пугачёв» и «Гаянэ». // Советская музыка. 1943. №−1.-С. 48−56.
  38. М.Д. Вера Дулова. Творческий портрет. М. 1981. — 32 с.
  39. А. История оркестровки. М. 1932. — 260 с.
  40. Кац Б.А. О музыке Бориса Тищенко. Л. 1986. — 168 с.
  41. Л. Воспоминания, дневники, заметки. / Ред.-сост. Гайдамович Т.А.-М. 1980.-223 с.
  42. Кокушкин В. Анатолий Александров. М. 1987. — 286 с.
  43. Г. Э. Статьи, материалы, воспоминания. / Ред.-сост. Головинский Г. Л. -М. 1965. 142 с.
  44. Г. Э. Материалы, воспоминания, статьи. / Ред.-сост. Кожевникова Л. А. М. 1988. — 399 с.
  45. Ю. А. Клод Дебюсси. М. 1965. — 792 с.
  46. О.П. Страницы творческой биографии Мясковского. М. 1989. -363 с.
  47. М. Симфоническое творчество Глиэра. -М. 1962. 115 с.
  48. Т. Н.Я. Мясковский. М. 1953. — 407 с.
  49. Н.А. В.Я. Шебалин. М. 1982. — 296 с.
  50. А.К. / Ред.-сост. Михайлов М. К. С-Пб 2005. — 169 с.
  51. М. Забавы учёного ума (фельетон) // Советская музыка. 1953. № 11. с. 85−86.
  52. Львов-Анохин Б. Скрябиниана. // Музыкальная жизнь. 1963. № 2. — С. 8, С. 19.
  53. .Н. Сборник статей. / Ред.-сост. Копица М. Киев. 1987.- 182 с.
  54. Е.П. Д.Р. Рогаль-Левицкий // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской Консерватории. / Под общ. ред. Т. Ф. Мюллера. -М. 1966. С. 72−81.
  55. Е.П. Дневник. Воспоминания о моём учителе. — М. 1998. 59 с.
  56. Л. Книги по инструментовке и инструментоведению // Советская музыка 1973. № 12. С.107−112.
  57. К. Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время. — С-Пб. 1998.-559 с.
  58. М.К. А.К.Лядов. Очерк жизни и творчества. Л. 1985. — 208 с.
  59. А.В. Статьи и воспоминания. /Ред.-сост. Мешко Н. К. М. 1986.-208 с. 63 .Мясковский Н. Я. Собрание материалов. / Ред., сост. и примечания С.
  60. . М. 1964. Т1 — 393 е., Т2 — 612 с. 64. Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века. / Ред.-сост.
  61. Е.Б. М. 2006. — 224 с. 65, Оливкова В. «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. — М-Л. 1952. — 58 с. 66. Орлов Г. Владимир Владимирович Щербачёв. — Л. 1959. — 128 с.
  62. Ю.И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М. 2004. -600 с.
  63. Н.Г. Техника игры на арфе. Метод профессора А. И. Слепушкина. М. 1928. — 51 с.
  64. Н.Г. Школа игры на арфе. М. 1972. — 224 с.
  65. Д.М. А. Хачатурян. Нотно-библиографический справочник. -М. 1979.-303 с.
  66. Петрова Н. P.M. Глиэр. 1875−1956. Краткий очерк жизни и творчества. -Л. 1962.-118 с.
  67. Н.Н., Доброхотов Б. В. Методика обучения игре на арфе: программа для оркестровых факультетов (струнные инструменты) музыкальных ВУЗов. М. 1977. — 24 с.
  68. Н.Н. Арфа в России (с XVI до середины XIX века) -лекция по курсу «История исполнительского искусства». — Новосибирск. 1988. 60 с.
  69. Н.Н. История исполнительства на арфе. — Новосибирск. 1994.-351 с.
  70. Н.Н. История исполнительства на арфе: Диссертация доктора искусствоведения. — Новосибирск. 2000. — 506 с.
  71. И.А. Арфа в прошлом и настоящем. — М-Л. 1939. — 312 с.
  72. В.П. Творческий путь К.А. Эрдели (из истории советской школы игры на арфе). Львов. 1959. — 82 с.
  73. Г. А. С.Н. Василенко. Жизнь и творчество. — М. 1964. -168 с.
  74. Г. А. Мариан Коваль. М.1968. — 176 с.
  75. Прокофьев о Прокофьеве. / Ред.- сост. Варунц В. П. М. 1991. — 285 с.
  76. С.С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. / Сост. М. Г. Козлова и Н. Г. Яценко. М. 1977. — 600 с.
  77. С.С. Нотографический справочник. / Сост. С. Шлифштейн. -М. 1962.- 169 с.
  78. С.С. Дневник 1907−1918 (часть первая). Париж. 2002. -815 с.
  79. С.С. Дневник 1919−1933 (часть вторая). Париж. 2002. -896 с.
  80. Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения. Письма, воспоминания, статьи. / Сост. Рахманова М. П. М. 2001. — 256 с.
  81. Работа над новыми произведениями. // Советский артист. 1962. — № 32. -С. 1.
  82. Рогаль-Левицкий Д. Р. Упрощённая орфография хроматической гаммы. // Музыка и революция. 1926. № 6. С. 222−226.
  83. Рогаль-Левицкий Д. Р. Якутская народная песня. // Музыка и революция. 1926. № 10. С. 333−335.
  84. Рогаль-Левицкий Д. Сергей Василенко и его альтовая соната. М. 1927.
  85. Рогаль-Левицкий Д. Р. Вокальное творчество С. Н. Василенко // Сергей Василенко. XXV лет музыкальной жизни. М. 1927. — С. 71−80.
  86. Рогаль-Левицкий Д. Р. Камерная музыка С. Н. Василенко. // Сергей Василенко. XXV лет музыкальной жизни. -М. 1927. С. 81−88.'
  87. Рогаль-Левицкий Д. Р. Симфонические произведения С. Н. Василенко. // Сергей Василенко. XXV лет музыкальной жизни. — М. 1927. — С. 3954.
  88. Рогаль-Левицкий Д. Р. Карачаевская народная песня. (Краткий конспект доклада, читанного в Этнографической Секции ГИМН). //Музыкальное образование. 1928. № 2. — С. 53−57.
  89. Рогаль-Левицкий Д. Р. Памяти Александра Афанасьевича Спендиарова. // Музыка и революция. 1928. № 5−6. С. 61−63.
  90. Рогаль-Левицкий Д. Р. Инструменты современного оркестра. М. 1930. -62 с.
  91. Рогаль-Левицкий Д. Р. Оркестр Чайковского. //Советская музыка. 1940. №−5-6.-С. 105−111.
  92. Рогаль-Левицкий Д. Р. Творческий путь С. Н. Василенко. (К 75-летию со дня рождения). // Советская музыка. 1947. № 2. С. 7−19.
  93. Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр. М. 1956. 4 Т -316 с.
  94. Рогаль-Левицкий Д. Р. Беседы об оркестре. М. 1961. — 288 с.
  95. Рогаль-Левицкий Д. Р. Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка».// И. Ф. Стравинский. Петрушка: потешные сцены в четырёх картинах. — М. 1962. — С. 5−13.
  96. Рогаль-Левицкий Д.Р. Г. Э. Конюс. // Конюс Г. Э. Статьи, материалы, воспоминания. / Сост. и примечания Головинского Г. Л. М. 1965. — С. 11−54.
  97. М.А. Методика обучения игре на арфе. М. 1973. — 64 с.
  98. М.А. Школа начального обучения игре на арфе. М. 1984. — 160 с.
  99. К.К. Об исполнительском мастерстве арфиста (методические записки). М. 2001. — 76 с.
  100. С.М. Симфонизм Прокофьева. Исследование. М. 1964. -229 с.
  101. С.М. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. — С-Пб. 2000.-132 с.
  102. Г. Г. Арам Ильич Хачатурян (1903−1978). М. 1987. — 189 с.
  103. А.Д. Арфа в России. С-Пб. 2007. — 152 с.
  104. Ю. Н. Юлиан Крейн. М. 1971. — 264 с.
  105. Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. М. 2004. -383 с.
  106. Хачатурян А.И.: Сборник статей. / Сост. и общая редакция Рыбаковой С.-М. 1975.-272 с.
  107. А.И. Статьи и воспоминания. / Ред.-сост. Попов И. Е. М. 1980.-422 с.
  108. А.И. Письма (1903−1978). / Ред.-сост. Арутюнян М., Арутюнян Г. М. 2005. — 303 с.
  109. С.М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л. Т1−1985. 544 е.- Т2−1986. — 624 с.
  110. Г. Н. Арам Хачатурян. М. 1962. — 441с.
  111. Н.Х. История становленияия отечественной музыки для арфы XX века: Диссертация кандидата искусствоведения — М. 1992. 183 е.-
  112. Н.Х. История развития отечественной музыки для арфы (XX век). М. 1994.-146 с.
  113. Шебалин В.Я.: Статьи, воспоминания, материалы. / Ред.-сост. Шебалина A.M. М. 1970. — 419 с.
  114. В.Я. /Ред.-сост. Ражева В. И. -М. 2003. 377 с.
  115. Шен Д. В. М. Дешевов. Л. 1961.-75 с.
  116. Д.Д. Нотографический справочник. / Сост. Э. П. Месхишвили. М. 1996. — 556 с. ,
  117. Дмитрий Шостакович в письмах и документах. / Ред.-сост. И. А. Бобыкина. М. 2000. — 572 с.
  118. Д.Д. Шостакович: Проблемы’стиля. Сборник трудов. / Ред.-сост. Т. Е. Лите. М. 2003. — Вып. 1 — 154 с.
  119. Д. Несколько замечаний о «Современном оркестре» Дм. Рогаль-Левицкого//Советская музыка. 1954. №−3.-С. 135−138.
  120. Д. Шостакович — И. Гликману Письма к другу. / Ред.-сост. Гликман И. Д. М-СПб. 2006. — 336 с.
  121. Д.Д. Светлый ручей. // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. М. 2006. Т.64а. — 364 с.
  122. В.В. Статьи, материалы, письма. / Ред.-сост. Слонимская Р.Л.-М. 1985.-360 с.
  123. К.А. Арфа в моей жизни. М. 1967. — 239 с.
  124. В.А. Арам Хачатурян. Монография. М. 1990. — 295 с.
  125. Е.Р. Арфа. М. 1968 г. — 60 с.
  126. М.А. Пятая симфония. История создания и первых исполнений. // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. — М. Т5. 2000. С. 165 168.
  127. М. Четвёртая симфония. Партитура. // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. М. 2003. Т4. — С. 235.
  128. М. Д.Д. Шостакович. Шестая симфония. Партитура. История создания. //Шостакович Д.Д. Новое собрание сочинений. М. 2005. -Т6. -С. 152−153.
  129. . Игорь .Стравинский. Л. 1982. — 262 с. 1. Архивные фонды.
  130. Ан. Н. РГАЛИ, ф. 2748.
  131. . В. РГАЛИ, ф. 2658.
  132. М. В. РГАЛИ, ф. 2094.
  133. М. А. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф.228.
  134. Е. В. РГАЛИ, ф.2061.
  135. С. Н. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 52.
  136. А. М. РГАЛИ, ф. 2444.8. ГАБТ РГАЛИ, ф.648.
  137. А. Ф. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 47 Ю. Глазунов А. К. — ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 48.
  138. Р. М. РГАЛИ, ф. 2085.
  139. М. Ф. РГАЛИ, ф.2954.
  140. Дальцев 3. Г. РГАЛИ, ф. 2413.
  141. М.Дешевов В. М. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф.459.
  142. Издательство «Советский композитор» РГАЛИ, ф.2929.1 б. Ипполитов-Иванов М. М. РГАЛИ, ф.767.
  143. Д. Б. РГАЛИ, ф. 2017.
  144. Л. А. РГАЛИ, ф.2190.
  145. В. А. РГАЛИ, ф.2985.
  146. Л. К. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф.125. 21. Коонен А. Г. — РГАЛИ, ф. 2768.
  147. А. Н.- В. Н. РГАЛИ, ф. 2037.23.КПФИ РСФСР РГАЛИ, Ф.2075.
  148. Ю. ГЦММК им. М. И. Глинки, 482.
  149. С. И. РГАЛИ, ф.2771.
  150. Ф. В. РГАЛИ, ф.2747.
  151. А. В.- ГЦММК им. М. И. Глинки, ф.260.
  152. Музфонд СССР РГАЛИ, ф.2454.
  153. И. Я. РГАЛИ, ф.2040. 30. Обухова И. А. — РГАЛИ, ф.2379.31 .Пащенко А. Ф. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 436.
  154. Л. А. РГАЛИ, ф. 1947.
  155. С. С. РГАЛИ, ф.1929.
  156. Рогаль-Левицкий Д. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф.351.
  157. Н. А.- РГАЛИ, ф. 2659.
  158. А. Н. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф.31.
  159. Л. В. РГАЛИ, ф. 864.
  160. Собрание воспоминаний и дневников РГАЛИ, ф.1337.
  161. М. Л. РГАЛИ, ф.2380.
  162. И. Ф. -РГАЛИ, ф. 874. 41. Трояновский Б. С. РГАЛИ, ф.2445.
  163. С. Е. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 258.
  164. В. Г. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 259.
  165. А. И. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 279.
  166. М. Б. РГАЛИ, ф.2894.
  167. Т. Н, ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 224.
  168. Ю. А. РГАЛИ, ф. 2642.
  169. В. Я. РГАЛИ, ф.2012.
  170. . С. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 302.
  171. М. РГАЛИ, ф.928.
  172. К. А. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф.347.
  173. Публикации по данной теме.
  174. М. (Подгузова М.) «Искусство арфы стоит в стороне.» (Письмо К. А. Эрдели к Р. М. Глиэру) // Музыкальная жизнь. 2006. № 11. С.38−39 (0,1 п. л.) —
  175. М. (Подгузова М.) «Ново, свежо, интересно.» // Музыкальная жизнь. 2006. № 11.- С. 39 (0,1 п. л.) —
  176. М. (Подгузова М.) «Жизнь в когтях у музыки». Д.Р.Рогаль-Левицкий: музыковед, критик, арфист. // Научные чтения памяти А. И. Кандинского: Материалы научных конференций. / Сост. Сорокина Е. Г., Скворцова И. А. М. 2007. — С 328−350. (1. п. л.) —
  177. М. «Приветствую Вас, господин министр.». Из переписки С. С. Прокофьева с Э. А. Дамской. // Музыкальная академия. 2008. № 1. С. 117−120 (0,5 п. л.) —
  178. Хрестоматия «Арфа ансамбли». / Сост. Подгузова М. М. М.: Изд-во «Композитор». 2008. — Выпуск 1. — 103 с. (13 п. л.) —
  179. М. «Госпожа Эрдели не уступила настояниям публики и не играла на бис». К 130-летию со дня рождения выдающейся артистки" // Музыковедение. 2009. № 3, С. 36−40 (0,4 п. л.).1. В печати:
  180. Сборник «Арфа. Ансамбли с голосом». Выпуск 2. / Сост. Подгузова М. М. Изд-во «Композитор». 2009. 90 С. (11,7 п. л.) —
  181. Сборник «Арфа. Solo. Из репертуара Е.А. Вальтер-Кюне». Выпуск 3. / Сост. и ред. рукописных текстов Подгузова М. М. Научно-издательский центр «Московская консерватория». 2009. 50 С. (6,5 п.л.).
Заполнить форму текущей работой