Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концептуальные основы становления и развития фондового рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эволюция фондового рынка в направлении гармонично развивающейся целостности есть процесс усложнения его структуры. В зависимости от избранного критерия, рынок ценных бумаг можно исследовать в различных аспектах, выделяя инструментальную (состав торгуемых инструментов), уровневую (способ размещения ценных бумаг), институциональную (состав профессиональных участников) и функциональную (подсистемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОРГАНИЗОВАННЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ КАК
  • ФОРМИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
    • 1. 1. Исторические предпосылки и особенности возникновения
    • 1. 2. Движущие силы и этапы становления
    • 1. 3. Принципы организации и структура
  • Глава 2. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
    • 2. 1. Дестабилизация системы внутренних государственных заимствований: причины и последствия
    • 2. 2. Перспективы реорганизации фондового рынка
    • 2. 3. Пути интеграции региональных рынков в общенациональный
    • 2. 4. Проблемы развития региональной инфраструктуры фондового рынка

Концептуальные основы становления и развития фондового рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переживаемый Россией системный экономический кризис актуализировал исследование проблем рыночной трансформации отечественной экономики. Перспективы стабилизации хозяйственной системы и перехода к стадии экономического роста в решающей степени зависят от использования новых каналов привлечения инвестиций к промышленному «ядру» экономики, их эффективного перераспределения между отдельными ее сферами и регионами.

Обострение проблемы инвестиционного «голода» предприятий и территорий свидетельствует о том, что традиционные источники их финансирования (бюджетные ассигнования, банковские и коммерческие кредиты) в значительной мере оказались исчерпаны. В связи с этим возникает необходимость создания нового (альтернативного) механизма мобилизации и перераспределения ресурсов, адекватного условиям и требованиям рыночной системы. Институциональным воплощением последнего является инфраструктура формирующегося в России рынка ценных бумаг.

Фондовый рынок как весьма гибкий способ привлечения инвестиционного капитала обладает рядом преимуществ. Он обеспечивает более длительные сроки использования привлеченных средств, предоставляет возможность «несвязанного» финансирования, формирует рыночный менталитет заемщиков капитала. Однако, в нашей стране потенциал рынка ценных бумаг в настоящее время реализуется далеко не в полной мере. Во многом это объясняется тем, что в последнее десятилетие формирование российского фондового рынка происходило спонтанно, с преобладанием технократических подходов, без четкого определения исходных принципов организации его отношений и институтов, в условиях отсутствия необходимой правовой базы и несогласованности в действиях основных регуляторов рынка.

Кризисная ситуация конца 90-х годов выявила необходимость теоретического осмысления реальных противоречий и тенденций нынешнего этапа становления рынка ценных бумаг и определения на этой основе направлений реализации его инвестиционного потенциала в интересах реального сектора экономики и регионов. Перспективы стабилизации хозяйственной системы и перехода к политике экономического роста в решающей степени зависят от активизации эмиссионно-инвестиционной деятельности в регионах, совершенствования механизмов функционирования региональных рынков, их интеграции в общенациональный. Решение этих задач предполагает выработку, во-первых, целостной концепции и программы восстановления и реорганизации отечественного рынка ценных бумаг, во-вторых, конкретных рекомендаций, нацеленных на устранение причин и минимизацию издержек современного фондового кризиса, внедрение эффективных методов регулирования рынка, создание надежной системы государственной защиты прав и интресов инвесторов.

Степень разработанности проблемы. С начала проведения рыночной реформы в России интерес к рынку ценных бумаг как относительно новому явлению отечественной экономики неуклонно возрастает. В экономической науке сложились различные направления исследований, проводятся дискуссии о назначении, современном состоянии и роли фондового рынка в транзитарной экономике, причинах фондового кризиса конца 90-х годов и путях его преодоления, особенностях российской модели рынка и выборе ориентиров его совершенствования, активно изучается отечественный и зарубежный опыт. Значительный вклад в разработку проблем становления рынка ценных бумаг и приращения его потенциала вносят исследования отечественных ученых-экономистов и практиков.

Фундаментальным теоретико-методологическим и историко-экономическим проблемам рынка ценных бумаг посвящены монографии Алексеева М. Ю., Алехина Б. И., Жукова Е. Ф., Кузнецова Н. Г., Миркина Я. М., Мусатова В. Т., Черникова Г. П.

Специфические условия формирования и функционирования фондового рынка, его задачи, место и роль в отечественной экономике нашли отражение в коллективных публикациях, подготовленных под руководством Колесникова В. И., Рубина Ю. Б., Солдаткина В. И. Торакановского B.C., а также в работах Ефремова И. А., Миловидова В., Первозванского А. А., Первозванской Т. Н., Сажиной М. А., Тихонова А., Шадрина А., Фельдмана А.А.

Концептуальным и прикладным вопросам организации системы межрегиональной биржевой торговли ценными бумагами посвящены публикации Захарова А. В., Козлова А. А., Корищенко К. Н., Кухарева А. Н., Лауфера М. А., Майорова С. А., Марголита Г. Г., Медведевой М. В., Сарчева. A.M., Симонова В.В.

Проблемы профессиональной деятельности на фондовом рынке и создания эффективной системы его регулирования и саморегулирования исследуются в трудах Анесянца С. А., Голубкова А. Ю., Гуревича В., Ивантера А., Лысихина И., Кирина А., Колбаева В., Токмаковой Т., Хакамады И., Хинкина П. и др.

Несмотря на переживаемый исследовательский бум в области проблематики фондового рынка, многие его аспекты (как теоретические, так и прикладные) в настоящее время остаются недостаточно изученными. К их числу следует отнести: теоретико-методологические основы формирования и развития рынка ценных бумаг как целостной системыего специфические функции, структура и современные принципы организациивозможности новейших биржевых технологиймеханизмы регулирования рынка и оптимальные способы защиты интересов инвесторовпути эффективной интеграции региональных рынков в общенациональный и др.

Недостаточная разработанность целого ряда концептуальных и прикладных аспектов проблемы становления и развития организованного фондового рынка, а также ограниченность эмпирического материала обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является выявление особенностей стадии становления общенационального рынка ценных бумаг (ОРЦБ) как системы и определение основных направлений развития и реализации его потенциала в интересах реального сектора экономики.

В соответствие с выдвинутой целью определены задачи исследования:

— проанализировать конкретно-исторические условия и особенности возрождения фондового рынка в современной России:

— определить генетическую основу, движущие силы, этапы и общую направленность формирования ОРЦБ как целостной системыконкретизировать современные принципы организации, функционирования и развития рынка ценных бумаг, его структуру и функции;

— выявить пути реализации потенциала фондового рынка в интересах производственных предприятий и регионов в условиях современного экономического кризиса;

— сформулировать практические рекомендации по сохранению и развитию региональной инфраструктуры рынка.

Методологическую основу диссертационного исследования составили основополагающие принципы научного познания, в частности, принцип развития, выделения структурных уровней системы, единства экономической теории, политики и практики, качественного и количественного анализа, индукции и дедукции. В процессе обоснования теоретических положений, выводов и рекомендаций использовался инструментарий генетического, структурно-функционального, объектно-субъектного, социологического и статистического методов познания.

Нормативно-правовой базой настоящей диссертации явились Законы Российской Федерации, регулирующие деятельность на рынке ценных бумаг, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также нормативные акты Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и его Ростовского регионального отделения, документы Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и Ростовской валютно-фондовой биржи (РВФБ).

Эмпирической базой настоящей работы послужили статистические данные Госкомстата России, справочные и аналитические материалы Банка России и ФКЦБ, а также материалы первичной статистической отчетности, годовые отчеты Биржевых советов и другие документы ММВБ и РВФБ (1992;1999 гг.).

Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования был избран отечественный финансовый рынок. Предметом исследования является организованный в национальном масштабе рынок ценных бумаг, проходящий стадию становления, его отношения и институты, механизмы регулирования и контроля. Торгово-депозитарная и расчетная система ММВБ рассматривается в настоящей работе как институциональное воплощение ОРЦБ, поскольку она концентрированно выражает реальные противоречия и тенденции современного этапа формирования отечественного биржевого рынка.

Положения, выносимые на защип .

1. Становление организованного в национальном масштабе фондового рынка включает в себя, во-первых, возникновение (зарождение) рынка в виде его определенной генетической основы (системы внутренних государственных заимствований), во-вторых, формирование структуры (инструментальной, уровневой, институциональной и функциональной) и основных функций рынка (бюджетной, кредитной, монетарной, регулятивной и технологической). Простейшую (исходную) форму общенационального рынка ценных бумаг образует система внутренних государственных заимствований, основное противоречие которой становится источником возникновения и формирования ОРЦБ как системного образования. Высшую (зрелую) форму представляет разветвленная многофункциональная биржевая структура, аккумулирующая инвестиционные ресурсы крупных регионов и объединяющая их, благодаря использованию современных технологий, в единое информационное и финансовое пространство страны.

2. Превращение рынка внутреннего госдолга в общенациональную систему биржевой фондовой торговли происходит под воздействием имманентных ему движущих сил, к числу которых относятся: сущностное противоречие рынка внутреннего госдолга, институциональные носители данного противоречия в лице заемщика-государства и кредиторов-инвесторов, гибкий механизм согласования экономических интересов участников эмиссионно-инвестиционного процесса на основе уравновешивания цен спроса на ценные бумаги и цен предложения. Практика межрегиональной биржевой фондовой торговли выработала ряд исходных (базовых) принципов организации общенационального рынка: информационная прозрачность, технологичность, универсальность, гарантированность расчетов. Указанные принципы, равно как и принцип социально-экономической значимости рынка, имеют значение долговременных ориентиров развития ОРЦБ, критериев его совершенствования.

3. Кризис российского рынка ценных бумаг конца 90-х годов явился закономерным результатом нарастания негативных макроэкономических процессов, с одной стороны, и углубления его собственных внутренних деформаций, с другой. Катализатором кризиса послужило саморазрушение системы внутренних заимствований, на которую была возложена несвойственная ей задача: восполнить недобор текущих налоговых поступлений путем эмиссии и размещения краткосрочных и среднесрочных государственных долговых обязательств. Противоестественный режим бюджетного дотирования рынка ГКО-ОФЗ (апрель — август 1998 г.) -свидетельство трансформации имманентных функций рынка госдолга в его дисфункции, подрывающей устойчивость финансовой системы страны. Восстановление отечественного фондового рынка предполагает реорганизацию сложившейся системы внутренних госзаимствований в целях преодоления спекулятивной направленности рынка ГКО-ОФЗ, уменьшения доли иностранных инвесторов и усиления общей инвестиционной ориентации рынка.

4. Макроэкономическая эффективность рынка ценных бумаг в решающей степени зависит от того, насколько сбалансированы и комплементарны его функциональные подсистемы: 1) «ценные бумаги и финансовые инструменты», 2) «инвестиционные ресурсы», 3) «цены и финансовые регуляторы», 4) «инфраструктура рынка», 5) «нормативно-правовая база», 6) «информационно-аналитическое обслуживание», 7) «программно-техническое обеспечение», 8) «региональная политика». Организаторы и регуляторы фондового рынка, используя инструментарий функциональной структуры, могут влиять на развитие рынка в приоритетных направлениях, преодолевать возникающие деформации, добиваться более полной реализации его потенциала.

5. Основу программы восстановления и реорганизации российского фондового рынка должна составлять концепция инвестиционной переориентации рынка. Ее концентрированным выражением служит формула: от стабилизации рынка госдолга через сохранение и развитие его инфраструктуры и удешевление госзаимствований к перераспределению финансовых потоков в пользу реального сектора экономики и регионов.

6. Преодолению системного экономического кризиса способствует построение рынка ценных бумаг как интегрированной двухуровневой системы, способной обеспечить, во-первых, концентрацию инвестиций в регионах и стимулирование последующих эмиссий ценных бумаг местных эмитентов (региональный уровень) и, во-вторых, межрегиональную миграцию инвестиционного капитала с целью преодоления дефицита финансовых ресурсов в отдельных регионах (общенациональный уровень).

7. Потенциал общенационального фондового рынка прирастает благодаря развитию его отношений и институтов в двух встречных направлениях: «сверху вниз» и «снизу вверх». Развитие рынка «сверху вниз» предполагает продвижение в регионы апробированных на национальном уровне современных биржевых технологий и стандартов. Движение «снизу вверх» достигается активизацией эмиссионно-инвестиционной деятельности в регионах и выведением бумаг региональных эмитентов на общероссийский рынок. Интеграция региональных рынков в общенациональный представляет собой качественно новую ступень становления фондового рынка, в рамках которой складываются условия для реализации его инвестиционного потенциала в интересах производственных предприятий и регионов.

8. Кардинальное (стратегическое) решение проблемы изменения вектора финансовых потоков в пользу субъектов Федерации связано, во-первых, с отработкой механизмов постепенного преодоления монополизма финансового центра страны, во-вторых, с повышением инвестиционной привлекательности регионов, в-третьих, со сближением и выравниванием условий работы профучастников в торговых системах национального и регионального значения. Промежуточное (тактическое) решение проблемы предполагает проведение организаторами и регуляторами рынка политики регионального протекционизма. Приоритетными направлениями программы поддержки и мониторинга региональной инфраструктуры рынка являются: информационно-аналитическая поддержка эмиссионно-инвестиционной деятельности в регионах России, вывод региональных эмитентов на общенациональный рынок ценных бумаг, развитие материальной базы региональной инфраструктуры рынка, привлечение средств мелких и средних инвесторов, развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов фондового рынка.

Научная новизна проведенного исследования заключается в обосновании концептуального подхода к анализу процесса становления и развития общенационального рынка ценных бумаг в условиях переходной экономики России.

В диссертации получены самостоятельные результаты, обладающие элементами приращения научного знания:

— выявлено единство исторических традиций отечественного рынка ценных бумаг и специфических особенностей его возрождения в процессе рыночной трансформации современной экономикиохарактеризован рынок внутренних государственных заимствований как простейшая (исходная) форма, генетическая основа и системообразующее «ядро» общенационального рынка ценных бумагисходя из противоречия во взаимоотношениях заемщика (государства) и кредиторов (инвесторов) проанализированы основные этапы становления общенационального рынка ценных бумаг, конкретизирован вклад каждого из этапов в формирование его функциональной структуры, выделены перспективные направления развития и совершенствования рынка;

— доказана обусловленность современных принципов организации биржевого рынка спецификой новейших информационных технологий, раскрыты их содержание и формы реализации в системе межрегиональной биржевой фондовой торговли;

— раскрыты внутреннее противоречивое единство объективного и субъективного факторов в развитии рынка ценных бумаг, а также объективно-субъективный характер кризиса системы внутренних государственных заимствований конца 90-х годов;

— предложена теоретическая модель функциональной структуры организованного рынка ценных бумаг, установлено назначение, взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов (подсистем), проанализированы возможности системного использования инструментария функциональной структуры в процессе реорганизации рынка в целях его инвестиционной переориентации;

— выявлены основные признаки организованного регионального рынка ценных бумаг, конкретизированы направления и формы эффективной интеграции региональных рынков в общенациональный;

— установлены факторы, предопределившие нарастание кризисных явлений в развитии региональной инфраструктуры фондового рынка, а также ключевые проблемы, решение которых необходимо для ее сохранения и эффективного развития, даны рекомендации по разработке программы поддержки и мониторинга региональных финансовых рынков.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных научных результатов для концептуального обоснования программ развития общенационального и региональных рынков ценных бумаг. Положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при разработке нормативных актов, регулирующих деятельность участников фондового рынка, а также в процессе обучения при разработке и совершенствовании программ учебных курсов «Экономическая теория», «Рынок ценных бумаг», «Региональная экономика».

Апробация работыОсновные положения диссертации докладывались на научных конференциях экономического факультета Ростовского госуниверситета (1997 — 1998 гг.), Ростовской государственной экономической академии (1998 г.). На основе диссертации была разработана деловая игра «Программа реорганизации рынка ценных бумаг», использующаяся в учебном процессе на экономическом факультете Южно-Российского гуманитарного института.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано пять работ общим объемом 1,14 печатных листа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и одиннадцати приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В современных условиях перспективы подъема отечественной экономики в решающей степени зависят от решения двух взаимосвязанных макроэкономических задач, а именно: организации перелива капиталов из центра, где сконцентрированы около 80% финансовых ресурсов страны, в регионысоздания условий для перевода капиталов из финансовой сферы в реальный сектор экономики.

Эффективное решение этих задач предполагает всестороннее изучение и активное использование возможностей рынка ценных бумаг (в первую очередь, его организованного сектора), представляющего собой гибкий механизм мобилизации и перераспределения инвестиционного капитала.

2. Общенациональный рынок ценных бумаг — особая подсистема отношений и институтов финансового рынка, организующая первичное размещение и вторичное обращение разнообразных фондовых ценностей, гарантирующая единые условия заключения и исполнения биржевых сделок для всех участников рынка и обеспечивающая эффективное перераспределение мобилизованных инвестиционных ресурсов по различным сферам экономики и регионам. Его простейшую (исходную) форму образует рынок внутренних государственных заимствований, первоначально возникающий в виде локальной торговой системы. Высшую (зрелую) форму ОРЦБ представляет разветвленная многофункциональная биржевая структура, обслуживающая широкий спектр разнообразных инструментов, аккумулирующая инвестиционные ресурсы крупных регионов и объединяющая их, благодаря использованию новейших информационных технологий, в единое финансовое пространство страны.

3. В настоящей диссертации под концептуальными основами становления и развития фондового рынка понимается собой комплекс идей, определяющих принципиальный подход к исследованию рынка ценных бумаг как органического единства комлементарных элементов и функций, объединенных общим генетическим противоречием, выступающим источником зарождения простейшей формы рынка (системы внутренних государственных заимствований) и его последующей трансформации в развернутую универсальную биржевую систему национального значения.

4. Становление ОРЦБ есть его первоначальная организация на основе некоторых наиболее общих представлений, исходных принципов и правил. Благодаря целенаправленной деятельности организаторов биржевой торговли, рынок возникает как относительно самостоятельное образование, обретает определенную структуру и внешние. очертания. Однако в границах стадии становления ОРЦБ не достигает завершенной формы, не раскрывает всех своих возможностей и преимуществ.

5. ОРЦБ превращается в развернутую систему, проходя в процессе своего становления ряд необходимых этапов (ступеней) восхождения от простейших к более сложным и разнообразным формам взаимодействия участников эмиссионно-инвестиционных процессов: эмитентов, инвесторов, их посредников, организаторов и регуляторов фондового рынка. Элементы (подсистемы) рынка формируют его структуру, объединяются в целостность благодаря общей генетической основе — противоречию, которое несет в себе государственное долговое обязательство. Источником возникновения и формирования общенационального фондового рынка выступает противоречие во взаимоотношениях заемщика (государства) и кредиторов (инвесторов). Государство (в лице Министерства финансов), осуществляя эмиссию своих облигаций, стремится производить заимствования на возможно более длительные сроки и по относительно низким ценам (процентным ставкам) — инвесторы и их посредники, напротив, заинтересованы в размещении сбережений на небольшие сроки и при возможно более высокой доходности вложений. Противоречие разрешается в процессе организации первичного размещения и вторичного обращения гособлигаций с различными сроками погашения и уровнем доходности.

6. Рынок внутренних государственных заимствований — действенный инструмент поддержания макроэкономического равновесия. Он обеспечивает возможность: безинфляционного покрытия бюджетного дефицитарыночного управление государственным долгомрегулирования объема денежной массы в обращенииподдержания ликвидности финансово-кредитной системысоздания технологической базы для дальнейшего развития фондового рынка.

Реализация указанных макроэкономических задач посредством биржевой торговли долговыми обязательствами государства формирует специфические функции ОРЦБ: фискальную, кредитную, монетарную, регулятивную и технологическую. Их комплексное использование в практике фондовой торговли позволяет преодолевать ориентацию рынка, главным образом, на спекулятивные сделки, краткосрочное покрытие дефицита бюджета и перераспределение собственности.

7. Превращение рынка гособлигаций в универсальную системумежрегиональной фондовой торговли происходит под воздействием имманентных ему движущих сил. К их числу относятся:

— сущностное противоречие долгового обязательства государства;

— его институциональные носители в лице заемщика (государства) и кредиторов (инвесторов), оперирующих на рынке через своих посредниковпрофессиональных участников;

— гибкий механизм согласования экономических интересов участников эмиссионно-инвестиционного процесса на основе уравновешивания цен спроса и цен предложения на ценные бумаги.

8. Противоречие рынка внутренних заимствований становится источником формирования и развития общенационального рынка ценных бумаг в силу нескольких причин. Во-первых, государство, размещая свои облигации, создает универсальную инфраструктуру рынка, способную обеспечить торговое, депозитарное и расчетное обслуживание широкого спектра бумаг. Во-вторых, государство, обслуживая свои обязательства, формирует и поддерживает доверие кредиторов (инвесторов) к ценным бумагам как специфическому объекту инвестирования. В-третьих, посредством снижения цены заимствования и доходности по своим облигациям, государство косвенно содействует появлению на рынке новых видов бумагкорпоративных, субфедеральных и муниципальных.

Таким образом, становление и последующее развитие общенационального фондового рынка, происходит вокруг системообразующего «ядра», которым выступает система внутренних государственных заимствований.

9. Становление и эффективное развитие ОРЦБ не может осуществляться «вслепую», без четкого определения круга идей, принятых в качестве устойчивых ориентиров построения системы его экономических отношений и институтов. Основополагающими принципами, составляющими набор общих правил организации, функционирования и регулирования биржевого рынка, являются принципы информационной прозрачности, технологичности, универсальности, гарантированности расчетов и социально-экономической значимости. Кризис 1997;1999 гг. показал, что теоретическая разработка принципов организации фондового рынка является необходимым условием совершенствования его структуры, внутренних механизмов, методов контроля и регулирования.

10. Полоса кризисных потрясений российского рынка ценных бумаг есть не только результат углубления негативных процессов в развитии национальной и мировой экономики, но и признак нарастания его внутренних деформаций. Кризис, сопровождающийся замораживанием торговли и свидетельствующий о нарушении баланса интересов участников эмиссионно-инвестиционных процессов, не является обязательной ступенью становления фондового рынка. В отличие от других этапов, кризис тормозит формирование рынка, приводит к частичному разрушению его потенциала. Позитивное значение кризиса заключается в том, что он вскрывает деформации в развитии его структуры и функций и, тем самым, косвенно способствует их преодолению. Наука обязана выявлять признаки приближающегося кризиса в момент их зарождения, прогнозировать развитие событий, разрабатывать и предлагать систему превентивных мер.

11. Становление общенационального фондового рынка представляет собой контролируемый и сознательно регулируемый процесс. Общую логику становления ОРЦБ, равно как и восстановления при выходе из кризиса, можно выразить следующей формулой: от рынка внутренних госзаимствований к рынку акций, корпоративных и субфедеральных облигаций, и далее — к рынку производных инструментов (срочных контрактов). Движение от более надежных бумаг к бумагам с повышенными рисками, но потенциально более доходным, обусловлено действием нескольких факторов: во-первых, усилением конкурентной борьбы между различными группами эмитентов за инвестиционные ресурсыво-вторых, развитием биржевых технологий и инфраструктуры рынкав-третьих, ростом профессионального уровня его участников, специализирующихся на осуществлении брокерско-дилерских операцийв-четвертых, совершенствованием системы государственной защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

12. В современных условиях российский фондовый рынок не выполняет своей макроэкономической роли, т. е. не обеспечивает эффективного перераспределения и использования привлекаемых финансовых ресурсов. Формирование ОРЦБ происходило в условиях искусственной изоляции от реального сектора экономики, с преобладанием технократических подходов к его построению. Механизм функционирования рынка в настоящее время слабо ориентирован на удовлетворение потребностей производственных предприятий и регионов и преимущественно служит для извлечения спекулятивных доходов, переводимых за границу в ущерб национальным интересам России.

13. Эволюция фондового рынка в направлении гармонично развивающейся целостности есть процесс усложнения его структуры. В зависимости от избранного критерия, рынок ценных бумаг можно исследовать в различных аспектах, выделяя инструментальную (состав торгуемых инструментов), уровневую (способ размещения ценных бумаг), институциональную (состав профессиональных участников) и функциональную (подсистемы рынка) структуры. Последняя (функциональная структура) представлена набором экономических регуляторов, объединенных в восемь подсистем рынка ценных бумаг («ценные бумаги и финансовые инструменты», «инвестиционные ресурсы», «цены и финансовые регуляторы», «инфраструктура рынка», «нормативно-правовая база», «информационно-аналитическое обслуживание», «программно-техническое обеспечение», «региональная политика»), с помощью которых можно совершенствовать механизм функционирования рынка, преодолевать возникающие деформации, корректировать цели и приоритеты развития, добиваться более полной реализации потенциала.

14. Реорганизация российского фондового рынка предполагает разработку и реализацию определенной концепции, а также программы организационно-экономических мер, направленных на активизацию и повышение эффективности эмиссионно-инвестиционной деятельности его участников. Результативность реформирования ОРЦБ в решающей степени зависит от того, в какой мере проводимые мероприятия носят системный целенаправленный характер, насколько они реалистичны, согласованы и синхронизированы между собой по направлениям (подсистемам) и срокам проведения (этапам).

15. Кризис рынка гособлигаций имеет объективно-субъективную природу и коренится, главным образом, в отсутствии в России эффективной системы управления внутренним государственным долгом. Рынок госзаимствований стал катализатором экономического кризиса в виду того, что на него была возложена не свойственная ему задача: восполнить недобор налоговых поступлений путем эмиссии и размещения краткосрочных (ГКО) и среднесрочных (ОФЗ) облигаций Федерального Правительства. Отрыв финансовых обязательств государства от реальных возможностей их выполнения вызвал дестабилизацию, а за тем и обвал всего фондового рынка, «паралич» его инфраструктуры. Противоестественный режим бюджетного дотирования рынка ГКО-ОФЗ (апрель — август 1998 г.) свидетельствует о нарастании деформаций, вызвавших трансформацию функций рынка в дисфункции.

16. В современных условиях реорганизация отечественного фондового рынка для привлечения инвестиций в производственную сферу и снижения рисков финансовых вложений предполагает не только стимулирование работы профучастников в корпоративном секторе, но и реорганизацию системы внутренних государственных заимствований — системообразующего «ядра» ОРЦБ. В процессе преодоления кризиса необходимо исключить возможность восстановления спекулятивного, с подавляющем преобладанием иностранных инвесторов рынка госдолга, не дающего возможностей привлечь масштабные средства на рынке капиталов для финансирования инвестиций в реальный сектор экономики. Система государственных заимствований, обладающая сверхдоходностью, подавляющая рынок корпоративных бумаг и банковских кредитов, несовместима с политикой экономического роста. Необходим переход от выпуска гособлигаций, направленных только на покрытие бюджетного дефицита, к более широкой гамме финансовых инструментов государства, в которой все большую долю будут занимать ГЦБ, выпускаемые под конкретные инвестиционные проекты.

17. В основе программы реорганизации отечественного рынка ценных бумаг должна лежать концепция обеспечения его инвестиционной направленности. Ее концентрированным выражением может служить следующая формула: от стабилизации рынка госдолга через сохранение и укрепление общенациональной инфраструктуры и удешевление внутренних заимствований к перераспределению финансовых ресурсов в пользу реального сектора экономики и регионов. В процессе реформирования ОРЦБ задачи обеспечения экономического роста должны иметь приоритетное значение по сравнению с задачами административного контроля и регулирования рынка.

18. Преодоление экономической стагнации и переход к политике экономического роста предполагает внедрение двухуровневой модели фондового рынка. На региональном уровне торговые площадки должны сформировать основу для концентрации инвестиций в субъектах Федерации и своей деятельностью стимулировать последующие эмиссии ценных бумаг местных эмитентов. На национальном уровне биржевая фондовая торговля призвана обеспечить межрегиональную миграцию инвестиционного капитала из относительно капиталоизбыточных регионов в регионы, испытывающие наиболее острый дефицит средств для инвестиционных целей.

19. Признаками организованного регионального рынка ценных бумаг, а также критериями оценки его состояния могут служить следующие характеристики:

— существование в регионе устойчивого круга местных эмитентов, осуществляющих выпуски эмиссионных ценных бумаг с целью привлечения инвестиционного капитала;

— наличие достаточно широкого слоя инвесторов (внутренних и внешних), заинтересованных в размещении средств в акции и облигации эмитентов данного региона;

— функционирование самостоятельного лицензированного организатора торговли (фондовой биржи), а также других инфраструктурных звеньев (депозитариев, регистраторов, расчетно-клиринговых и информационных центров);

— активная деятельность местных операторов (брокеров, дилеров, компаний по управлению ценными бумагами), способных реально поддерживать ликвидность рынка.

20. Потенциал российского рынка ценных бумаг прирастает в результате преодоления разобщенности и «провинциальности» региональных рынков.

Формирование отношений и институтов общенационального рынка должно идти в двух встречных направлениях: «сверху вниз» и «снизу вверх» .

Развитие «сверху вниз» обеспечивается продвижением в регионы апробированных на национальном уровне современных биржевых технологий и стандартов с целью расширения круга участников рынка, мобилизации сбережений и трансформации их в инвестиционный капитал. Движение «снизу вверх» достигается активизацией эмиссионно-инвестиционной деятельности в регионах и выведением бумаг региональных эмитентов (администраций и предприятий) на общероссийский рынок.

Интеграция региональных рынков в общенациональный представляет собой качественно новую ступень становления ОРЦБ как целостной системы, достижение которой создаст необходимые предпосылки для реализации инвестиционного потенциала рынка в интересах производственных предприятий и регионов.

21. Успешное решение этой задачи предполагает создание стройной системы взаимодействия организаторов и профессиональных участников рынка с эмитентами (предприятиями и администрациями), с одной стороны, и потенциальными инвесторами (частными и институциональными), с другой. В среднесрочной перспективе необходимо усовершенствовать правовую базу рынка ценных бумаг, создать цивилизованную инфраструктуру рынка и сформировать обслуживающее его информационное поле, делающее фондовый рынок действительно «прозрачным», понятным и предсказуемым для участников.

22. Перелив капитала из центра в регионы и далее из финансовой сферы в реальный сектор экономики предполагает, во-первых, ограничение и преодоление монополизма финансового центра страныво-вторых, повышение инвестиционной привлекательности регионовв-третьих, постепенное сближение и выравнивание условий работы профучастников в торговых системах национального и регионального значения. Успешное решение этих задач в решающей степени зависит от эффективности функционирования региональной инфраструктуры фондового рынка.

23. Финансовые проблемы региональных бирж и других звеньев инфраструктуры обусловлены несколькими факторами (объективными и субъективными): во-первых, общим состоянием отечественного финансового рынка, которое характеризуется значительным разрывом инвестиционных возможностей центра и регионовво-вторых, вытекающей из этого неравномерностью в распределении торговых оборотов между базовой (ММВБ) и региональными торговыми площадкамив-третьих, несоответствием формального статуса региональных бирж (самостоятельные юридические лица) и реального положения, занимаемого на ОРЦБ (удаленные структурные подразделения ММВБ).

24. Истоки кризисных явлений в развитии региональной инфраструктуры фондового рынка заключаются в недостаточной проработанности финансово-экономических и организационно-правовых основ деятельности ее институтов. При отсутствии в абсолютном большинстве регионов России ликвидных рынков ценных бумаг невозможно рассчитывать на автоматическое самоокупаемое развитие региональных бирж и других инфраструктурных звеньев ОРЦБ.

25. Кардинальное (стратегическое) решение указанной проблемы связано с отработкой механизмов демонополизации финансовых рынков, изменением вектора финансовых потоков в направлении субъектов Федерации, активизацией инвестиционной деятельности в регионах не только местных, но и столичных операторов, формированием ликвидных региональных рынков, имеющих устойчивые связи с общенациональным и обеспечивающих более равномерное распределение и перераспределение инвестиционных ресурсов по сферам экономики и территориям.

26. Промежуточное (тактическое) решение проблемы предполагает проведение организаторами рынка (ФКЦБ, Банком России и ММВБ) продуманной политики регионального протекционизма, призванной содействовать сохранению, укреплению сложившейся общенациональной инфраструктуры фондового рынка, созданию условий для ее безубыточного функционирования. Дальнейшее развитие системы межрегиональной биржевой торговли ценными бумагами настоятельно требует совершенствования ее финансового и правового механизмов в рамках реализации комплексной программы поддержки, мониторинга и развития региональных финансовых рынков.

27. Приоритетными направлениями указанной программы могли бы стать следующие направления: информационно-аналитическая поддержка эмиссионно-инвестиционной деятельности в регионах Россиивывод региональных эмитентов на общенациональный рынок ценных бумагразвитие материальной базы региональной инфраструктуры фондового рынкапривлечение средств мелких частных инвесторовразвитие региональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов фондового рынка.

Главным результатом реализации программы должно стать восстановление доверия частных и институциональных инвесторов к финансовому рынку и финансовым институтам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Положение № 52-П «О порядке эмиссии облигаций Центрального Банка» от 28 августа 1998 г.
  2. Положение № 53-П «Об обращении выпусков облигаций Банка России» от 28 августа 1998 г. 11 .Постановление Верховного Совета РФ N° 4526−1 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 19 февраля 1993 г.
  3. Постановление Правительства РФ № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1997 г.
  4. Постановление Правительства РФ № 1105 «О внесении изменений в «Основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ» от 27 сентября 1994 г.
  5. Постановление Правительства РФ № 222 «Об утверждении условий выпуска внутреннего валютного облигационного займа» от 15 марта 1993 г.
  6. Постановление Правительства РФ № 458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов» от 15 мая 1995 г.
  7. Постановление Правительства РФ № 73 «О выпуске и обращении облигаций государственных сберегательных займов Российской Федерации» от 24 января1997 г.
  8. Постановление Правительства РФ № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» от 12 августа 1995 г.
  9. А. Рынок ценных бумаг,— М.: БЕК, 1997.
  10. Акционерное дело и ценные бумаги: справочное пособие, — М.: Экономика, 1992, — 127 с.
  11. М. Депозитарная деятельность.// Рынок ценных бумаг.- 1998, — № 4,6,9.
  12. М.Ю. Государственные ценные бумаги и практика их размещения в США.// Деньги и кредит. 1992, — № 6.
  13. М.Ю. Рынок ценных бумаг и организация работы на нем. М.: Перспектива, 1991.
  14. М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992.
  15. М.Ю., Миркин Я. М. Технологии операций с ценными бумагами.-М.: Перспектива, 1992.
  16. .И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М.: Финансы и статистика, 1991.
  17. Л. Рынок государственных краткосрочных облигаций стартовал.// Экономика и жизнь. 1993. — № 20.
  18. С. А. Основы функционирования рынка ценных бумаг. -М.: Контур, 1998.-368 с.
  19. В. Какие бумаги покупать в 1998 году.// Коммерсант-daily. 1997. -24 декабря.
  20. С. А., Дробышевский С. М., Луговой О. В. Рынок субфедеральнах и муниципальных облигаций .// Российская экономика: тенденции и перспективы. 1998. — № 2.
  21. Э. Надзор на рынке ценных бумаг ММВБ.// Рынок ценных бумаг. -1997, — № 17.
  22. Э., Салахутдинов В. ММВБ. Надзор на рынке ценных бумаг.// Банковское дело в Москве. 1998, — № 4.
  23. В.П. Ценные бумаги. М.: Аксамит, 1995.
  24. Р. Формирование региональных финансовых центров.// Рынок ценных бумаг. 1998, — № 15(126).- С. 54.
  25. В. Субфедеральные облигационные займы: как повысить ликвидность.// Рынок ценных бумаг. 1997. — №№ 12−13.
  26. Без рынка капиталов деньги в реальный сектор не потекут (интервью с вице-президентом Балтийского банка А. Брусокасом).// Рынок ценных бумаг.-1999,-№ 12(147).- С. 27.
  27. Биржевая деятельность: Учебник для вузов /Под ред. А. Г. Гнезновой и др,-М.: Финансы и статистика, 1995, — 26 с.
  28. A.M. Рынки производных финансовых инструментов. -М.: ИНФРА-М, 1996.- 318 с.
  29. А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом в России.// Вопросы экономики .- 1997, — № 12.
  30. А., Корищенко К. ГКО: полгода на финансовом рынке.// Экономика и жизнь. 1994. — № 1.
  31. А., Локшина А. Основные направления анализа рынка ГКО/ОФЗ.// «Рынок ценных бумаг. 1995. — № 21.
  32. Е.Т. К вопросу о природе бюджетных кризисов этапа финансовой стабилизации.// Вопросы экономики. 1997.- № 4.
  33. А.Л. Российский рынок ценных бумаг.- М.: АО «Школа инвестора», 1993.
  34. Годовой отчет ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа». М.: Изд-во ММВБ, 1996,1997.
  35. А.Ю. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.// Государство и право. 1997.-№ 2.
  36. Государство не должно эксплуатировать долговые рынки (интервью с Б. Златкис).// Рынок ценных бумаг.-1998, — № 2.
  37. И. О построении торговых систем на российском фондовом рынке.// Рынок ценных бумаг.-1999, — № 7(142).- С. 62.
  38. Е.Ф. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1995.• 52. Жуков Е. Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. М.: ЮНИТИ, 1995.
  39. А. Государство на фондовом рынке: регулирование и сотрудничество.// Власть. 1999, — № 2.- С. 40.
  40. А. Ажиотаж вокруг ГКО позади.// Эксперт. 1997. — № 34.
  41. А. Иностранцы на рынке ГКО. Из чужаков в хозяева?// Эксперт. -1997. -№ 14.
  42. А. Рынок государственных ценных бумаг.// Эксперт.-1996, — № 1 .1. С. 64.61 .Каратуев А. Г. Муниципальные ценные бумаги в России.// Финансы. 1997.-№ 2, — С. 11.
  43. А.Г. О государственном регулировании фондового рынка.// Законодательство и экономика. 1998, — № 4.
  44. Ю. Рынок ГКО/ОФЗ в цифрах и размышлениях (к годовщине 17 августа) .// Рынок ценных бумаг. 1999, — № 17(152).- С.З.
  45. А., Панькин В. Как работать на фондовом рынке.// Финансовая газета. 1994. — № 29.
  46. А.А., Чаадаева Л. А. Практикум по российскому рынку ценных бумаг,— М.: Изд-во БЭК, 1997, — 784 с.
  47. А. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг.// Деловой экспресс, — 1997, — № 17.
  48. В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выборинвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1997, — 512 е., ил.
  49. А. «Мы не ставим никаких ограничений».// Рынок ценных бумаг,-1996,-№ 18.
  50. В. Цивилизованный рынок требует эффективного контроля.// Банковское дело в Москве. 1997, — № 1.
  51. Е. Банкиры и биржевики о рынке госзаимствований.// Эксперт. -1996. -№ 1.
  52. Д. Российский рынок ценных бумаг в конце 1997 года: последствия кризиса.// Рынок ценных бумаг. 1998.- № 2.
  53. В. Фондовый рынок: кризис или «недострой»?// Рынок ценных бумаг,-1999, — № 1(136).-С.56.
  54. Г., Чернов Н. Рынок акций на ММВБ стартовал.// Рынок ценных ш бумаг, — 1997,-№ 10.
  55. JI.M. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995.
  56. К., Энгельс Ф. Соч., Т.20.
  57. В. Особенности национального фондового рынка. Жизнеутверждающий тост, в мертвом безмолвии.!7 Рынок ценных бумаг. -1998, — № 23−24.-C.3.
  58. В. Российский фондовый рынок: глобальные макроэкономические факторы.// Рынок ценных бумаг. 1998 — № 4.
  59. В. Рынки государственных обязательств (опыт США).// Финансовая газета. 1993. — № 8−9.
  60. Я. Восстановление фондового рынка невозможно без финансовой и денежной политики экономического роста.// Рынок ценных бумаг.-1999, — № 7(142).-С.32.
  61. Я. Государственное регулирование рынка ценных бумаг: институциональная структура.// Экономика и жизнь. 1994. — № 38.
  62. Я. Ключевые проблемы развития рынка ценных бумаг в России.// Экономика и жизнь. 1994. — №№ 7, 9.
  63. Я.М. Российский фондовый рынок: что дальше?// Рынок ценных бумаг, — 1996,-№ 2.
  64. Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995.
  65. Е.В. Финансовый рынок Российской Федерации (опыт и проблемы становления).- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.• 101. Мусатов В. Т. США: биржа и экономика. М. Наука, 1985.
  66. В.Т. Фондовая биржа.//Вопросы экономики. 1991- № 7.
  67. Надо искать новые формы займов. (интервью с депутатом Госдумы РФ О. Морозовым) .// Рынок ценных бумаг. 1998.- № 23−24.- С. 40.
  68. Настольная книга специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж. -М., 1995.
  69. Нерезиденты на рынке ГКО.// Рынок ценных бумаг. 1998, — № 7.
  70. А. От спекуляций к инвестициям.// Рынок ценных бумаг. -1998.-№ 21−22,-С.23.
  71. А. Облигационные займы российских городов.// Рынок ценных бумаг. 1993. -№ 10.
  72. О предложениях банков в связи с кризисом на фондовом рынке.// Вестник АРБ. 1997.-№ 12.
  73. Операции с ценными бумагами.- М.: Информ-К, 1997.
  74. Основное преимущество биржи информационная прозрачность (интервью с президентом НП «Фондовая биржа «Санкт-Петербург""i
  75. В.Николаевым).// Рынок ценных бумаг.-1999, — № 12(147).- С. 27.
  76. Основные индикаторы финансового рынка.// Индикатор. Бюллетень по российскому рынку капиталов.- 1998, — № 8(14) Май.-№ 11(17) Август, — С. 19,-№ 12(18) Сентябрь-Октябрь.- С. 17, — № 13(19) Ноябрь-Декабрь.- С. 17.
  77. Первое Всероссийское совещание по рынку ценных бумаг и срочному рынку. Программа восстановления фондового рынка.- М.: 1998.- Декабрь, — 19 с.
  78. А.А., Первозванская Т. М. Финансовый рынок: расчеты ириск, — М.: ИНФРА-М, 1994.
  79. Портфель приватизации и инвестирования/ Под ред. Рубина Ю. Б., Солдаткина В. И, — М.: СОМИНТЕК, 1992.
  80. Проблема привлечения частных инвестиций серьезней, чем нам кажется (интервью с генеральным директором паевого фонда «Кредит-Свисс» Н. Клековкиным).// Рынок ценных бумаг. 1998, — № 15(126).- С. 24.
  81. Программа развития региональной инфраструктуры российского рынка• ценных бумаг. М.: изд-во ММВБ, 1998, — 27 с.
  82. Программы устойчивого развития регионов катализатор для запуска инвестиционного процесса (интервью с председателем совета директоров Международного фонда развития регионов А. Шестопаловым) .// Рынок ценных бумаг.-1999, — № 1(136).-С.37.
  83. А. Два года становления: сходства и отличия.// Экономика и жизнь. 1998,-№ 3.
  84. Пути преодоления фондового кризиса./ЛВласть. 1999, — № 2, — С. 41.
  85. Российская торговая система и ее участники в период кризиса на фондовом рынке.// Финансист. 1998, — № 1−2.
  86. Российский рынок акций на 90% зависит от рынка госдолга (интервью с председателем ФКЦБ РФ Д. Васильевым).// Рынок ценных бумаг. 1998, — № 14(125).- С. 20.
  87. Российский фондовый рынок: законы и комментарии. /Под ред. Козлова А.А.-М.: 1994.
  88. Рынок ГКО: аналитический прогноз.// Бухгалтерия и банки. 1998, — № 2.
  89. Рынок корпоративных, субфедеральных и муниципальных ценных бумаг на ММВБ.// Рынок ценных бумаг. 1998.- № 21−22, — С. 65.
  90. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты/ Под ред. Торакановского B.C.- СПб.: Комплект, 1994.
  91. М.А. Формирование рынка ценных бумаг в России.// Финансы. -1997,-№ 10.
  92. А. ГКО и развитие финансовых рынков России.// Финансовая газета. 1994. — № 48.
  93. Ю. Региональные подходы к развитию рынка.// Рынок ценных бумаг, — 1998, — № 21−22, — С. 6.
  94. В., Кухарев А. Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России.// Вопросы экономики. 1998- № 11.
  95. В., Кухарев А. Рынок внутреннего государственного долга в России: пути дальнейшего развития.//Федерализм. 1998, — № 4, — С. 41.
  96. Словарь иностранных слов. 18-е изд. — М.: Русский язык, 1989.
  97. Со временем в России возникнет единая депозитарная система (интервью с Б.В.Черкасским).// Рынок ценных бумаг. 1998, — № 9.
  98. Собрание Ассоциации российских валютных бирж: приоритет в развитии общенациональной системы торгов по ценным бумагам сохраняется.// Индикатор. Бюллетень по российскому рынку капиталов. 1999, — № 2(21) Февраль. — С.22.
  99. В. Государственный долг: структура и управление.// Вопросы экономики. 1997, — № 11.
  100. А. Становление рынка ценных бумаг: Россия это уже проходила.//Рынок ценных бумаг. 1995,-№ 1, — С. 41.
  101. JI. Ценные бумаги. Проблемы правового регулирования.// Банк, — 1996,-№ 9.
  102. А. Признаки ценной бумаги.// Российская юстиция. 1997.-№ 2, — С. 16.
  103. Р., Брэдли Э. Ю., Тьюлз Т. Фондовый рынок. 6-е изд.: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 1997.
  104. А.А. Государственные ценные бумаги: учебное и справочное пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1995.
  105. Философская энциклопедия / В. Ф. Асмус, Б. Э. Быховский, М. Т. Иовчук и др.- под. ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1967.
  106. Фондовый портфель/ Под ред. Рубина Ю. Б., Солдаткина В. И, — М.: СОМИНТЕК, 1992.
  107. И. Государственный долг: структура и управление.// Вопросы экономики.- 1997, — № 4.
  108. И. Модернизация системы государственных заимствований и управления государственным долгом.// Рынок ценных бумаг. 1997, — № 6.
  109. И. Фондовый рынок России: год спустя.// Рынок ценных бумаг. 1997,-№ 11.
  110. П. Ответственность в рамках саморегулируемых организаций.// Деловой экспресс, — 1997.-№ 46,47.
  111. П. Саморегулирование на рынке ценных бумаг.// Рынок ценных бумаг. 1997,-№ 17.
  112. Ценные бумаги/ Под ред. Колесникова В. И., Торакановского B.C.- М.: Ф Рынок ценных бумаг финансы и статистика, 1998.
  113. Г. П. Фондовая биржа. М.: Международные отношения, 1991.
  114. В.И. Облигация как инвестиционный инструмент предпринимателя. М.: Правовая культура, 1992.
  115. А. Перспективы развития рынка муниципальных облигаций.// Вопросы экономики. 1996. — № 9.
  116. А. Перспективы трансформации российского финансового рынка.// Рынок ценных бумаг. 1998, — № 1,2, — С. 32,36.
  117. Е. Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый кризис).// Вопросы экономики.- 1999, — № 2, — С. 4.
Заполнить форму текущей работой