Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Добровольное переселение соотечественников в условиях глобализации: политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также нельзя не учитывать реалии информационной эпохи. А вот то, что в Программе не поставлен вопрос о необходимости формирования общего информационного пространства для всех фигурантов Государственной программы (федеральные и региональные органы государственной власти, участвующие в реализации Государственной программы, соотечественники, российские и зарубежные СМИ, научные и экспертные… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I.
  • Международное регулирование процессов 19 переселения соотечественников
  • Раздел II.
  • Зарубежный опыт государственного регулирования безвозвратной миграции
  • Раздел III.
  • Современная политика России по добровольному переселению в страну соотечественников, проживающих за рубежом

Добровольное переселение соотечественников в условиях глобализации: политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена многими геополитическими обстоятельствами.

Глобализация многогранный процесс, охватывающий различные сферы человеческой деятельности, в том числе демографическую и миграционную. В этих сферах одним из проявлений глобализации является глобальное распределение и перераспределение миграционных ресурсов, прежде всего, в интересах развитых стран, испытывающих острые демографические проблемы, и, как следствие, постоянную потребность в иммиграционных притоках. Борьба за миграционные ресурсы с каждым годом обостряется и во многом определяет структуру мировых миграционных процессов, частью которых является добровольное переселение соотечественников. Это обстоятельство актуализирует проблему теоретического осмысления соответствия российской политики переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, современным глобальным демографическим эмиграционным процессам.

В последние годы в научной литературе все чаще поднимается проблема «Русского мира» — особого социокультурного и геополитического пространства, охватывающего русскоязычное население планеты. Его появление связано, прежде всего, с распадом Советского Союза на ряд независимых государств, который в свое время был общей родиной для многих соотечественников. Сегодня русскоязычное население расселено по всей планете, но в большей степени оно концентрируется в странах СНГ и Балтии, между собой связано родственными узами, культурными связями и общим менталитетом. В рамках «Русского мира» развиваются специфические миграционные процессы, именуемые в научной литературе переселением соотечественников. Пока этот вид миграции не обозначен в международном праве, тем не менее, он реально существует и во многом определяет характер межгосударственных отношений. Познание особенностей процессов переселения соотечественников в пределах русского мира, их отличие от других видов миграции является актуальной задачей для диссертационного исследования.

Россия выходит из затяжного экономического кризиса, пытается развивать национальную экономику и занять достойное место в мире. Однако на этом пути есть существенная преграда демографическая ситуация в стране, без людей.* практически остались огромные территории, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Чтобы изменить демографическую ситуацию в лучшую сторону политическое руководство * предприняло решительные меры. Одним из шагов в этом направлении было принятие Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом1, рассчитанной на 20 072 012 годы. Соотечественники. рассматриваются органами государственной власти как наиболее желаемые иммигранты, способные быстро включиться^ в процесс поднятия национальной экономики, они-воспринимаются местным населением в большей степени позитивно, чем люди другой этнической принадлежности. Поэтому содействие добровольному переселению является приоритетной задачей современной российской демографической и миграционной политики.

1 Нормативно-правовая база и реализация Государственной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом / Государственная национальная политика и интеграция соотечественников. T.l. М., 2007.

К сожалению, Россия не имеет достаточного опыта в регулировании добровольного переселения соотечественников. Иммиграционный бум первой половины 90-х годов прошлого века был в большей степени стихийным. В связи с этим у государства возникла потребность в обобщении и адаптации международного и зарубежного опыта регулирования подобных процессов, особенно опыта стран, которые смогли с достаточной степенью эффективности решить вопросы привлечения в безвозвратных мигрантов, их адаптации и интеграции. В первую очередь, это относится к Израилю и Германии, а также другим странам, проводящим эффективную иммиграционную политику. Данное обстоятельство во многом актуализирует проблему теоретического осмысления международного и зарубежного опыта регулирования процессов добровольного переселения, возможности его адаптации к~ российским условиям для повышения эффективности российской политики переселения соотечественников.

Следует отметить, что проблема соотечественников для Российской Федерации является особо актуальной и потому, что значительная их часть, а также их потомков в первом поколении являются бывшими согражданами. Решить «многие назревшие» проблемы, связанные" «с~ миграцией.» • соотечественников, невозможно без опоры на научные изыскания, которые учитывают постоянно изменяющиеся геополитические реалии.

Степень научной разработанности проблемы. Политические аспекты международной миграции достаточно подробно рассмотрены в отечественной и зарубежной литературе1. Миграция имеет длительную.

1 См., например: Боженов С. А. Миграция. Информация. Политика (анализ федеральной и региональной миграционной политики). Астрахань, 2006; Бондырева С. К., Колесов Д. В. Миграция. Сущность и явление. М., Воронеж, 2004;Васильев А. А. Красота в изгнании. Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 2005; Дмитриев А. В. Миграция. Конфликтное измерение. М., 2006; Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. историю. В этой связи интересна монография В. А. Моденова и А. Г. Носова «Миграция: история, реальность, перспективы», в которой дается развернутый анализ миграции в хронологическом разрезе1. В историографию миграционных процессов также большой вклад внесли российские ученые: А. Г. Вишневский, В. И. Мукомель, Э. А. Паин, JI.JI. л.

Рыбаковский, С. В. Рязанцев и др. Среди зарубежных авторов, изучающих миграционные вопросы, необходимо отметить Дж. Саймона, С. Сассена, О. Старка, М.Дж. Приора3.

Многие авторы видят в миграции процесс, изменяющий очертания мира, а поэтому требующий государственного и международного регулирования4. Особым направлением исследований в этой области становится изучение диаспоральной политики и формируемого.

Витковской. М., 2002; Миграционная политика в XXI веке. Материалы международной научно-практической конференции, 3−4 июня 2004 г. Ростов-н/Д., 2004; Миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция России». М., 2001; Миграционные процессы. Прошлое. Настоящее. Будущее. Сб. материалов X и XI Московско-Берлинских международных семинаров. М., 2005. и др.

1 См.: Моденов В. А., Носов А. Г. Миграция. История, реальность, перспективы. М., 2002.

2 См.: Вишневский А. Г. Избранные труды. М., 2005; Вишневский А. Г. Русский или прусский? Размышления переходного периода. М.- Мукомель В. И. Миграционн^^ политика России: Постсоветские контексты. М., 2005; Паин Э. А. Между империей и нацией: Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2004; Паин Э. А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М., 2004; Рязанцев С. В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь, 2003; Рыбаковский JI.JI. Миграционный обмен населением между Центральной Азией и Россией. М., 1995 и др.

3 См.: Саймон Дж. Экономические последствия иммиграции. М., 1998; Sassen S. The Mobility of Labor and Capital. N.Y., 1988; Stark O. The Migration of Labor. Cambridge, 1991; Priore M.J. Birds of Passage: Migrant Labor in Industrial Societies. Cambridge, 1979.

4 См.: Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. М., 1993; Галенская Л. Н. Право убежища. (Международно-правовые вопросы). М., 1968; Дадаев O.K. Проблемы внешней трудовой миграции российских граждан. М., 1997; Красинец Е. С. Международные миграции населения России в условиях перехода к рынку. М., 1997; Старченков Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом: Вторая половина XX столетия. М., 1997; Старченков Г. И. Миграционная система России. М., 2005 и др. диаспорального мира'. Специально требуется отметить исследования, посвященные воздействию миграционных процессов на состояние национальной и международной безопасности. В этом плане особый интерес вызывает коллективная работа «Миграция и безопасность России"2.

В отдельную группу исследований необходимо выделить работы, подготовленные в рамках научной школы, сложившейся в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Прежде всего, речь идет о двух учебниках: «Геополитика» и о.

Глобализация". Также учеными РАГС опубликован ряд проблемных статей по данной проблематике4. Специально вопросам международной миграции посвящена монография Г. Г. Гольдина5. В монографиях А. Н. Михайленко по проблемам интеграции на постсоветском пространстве поднимаются вопросы миграционной политики6.

Следует отметить и диссертационные работы, которые посвящены в целом изучению вопросов международной миграции7.

1 См.: Калинина Н. В. Российская диаспоральная политика в странах СНГ. Состояние и перспективы. М., 2005; Лебедева Н. М. Новая русская диаспора. М., 1997; Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Под ред. В: А. Тишкова. Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1996; Полоскова Т. В. Диаспоры в системе международных связей. М., 1998; Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы / Под ред. В. М. Скринника. М., 2004.

2 См.: Миграция и безопасность России М., 2000.

3 См.: Геополитика / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М., 2007; Глобализация / Под общ. ред. В. А. Михайлова, B.C. Буянова. М., 2008.

4 См., например: Барциц И. Н. О перспективах научных исследований миграционной политики Российской Федерации // Государственная служба. 2007. № 6- Бойков В. Э. Миграции населения: социологические аспекты анализа // Государственная служба. 2007. № 6- Дахин В. Н., Политические аспекты современной миграции // Государственная служба. 2007. № 2 и др.

5 См.: Гольдин Г. Г. Миграция и проблемы ее регулирования. М., 2000.

6 См.: Например: Михайленко А. Н. СНГ: быть или не быть? СПб., М., 2007.

7 См., например: Абзалова Л. Ф. Конституционно-правовое регулирование миграционных процессов в зарубежных странах: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2006; Гольдин Г. Г. Миграция населения: проблемы политико-правового регулирования: Автореф. дисс.. д-ра полит, наук. М., 2001; Ежова М. Ю. Управление миграционными процессами в РФ в условиях постсоветских s.

B (научных работах, специально посвященных проблеме добровольного переселения соотечественников, освещаются различные аспекты этого процесса1: в одних публикациях рассматриваются-проблемы в отрыве от глобальных перемен, что требует дополнительных исследований, в других — данный процесс детализируется в рамках одной страны" или же одного региона. Таким образом, формируется фрагментарная картина переселенческого процесса, что мешает увидеть весь масштаб анализируемого явления. Последнее обстоятельство указывает на необходимость системного подхода к изучению вопросов регулирования процессов добровольного переселения мигрантов в* современном мире.

Что же касается освещения проблем переселения1 соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую. Федерациюто необходимоотметить, что основные вопросы рассматриваются, в выступлениях руководителей подразделений*' миграционных служб и политиков. К настоящему времени научных статей по этойпроблематике недостаточно. Практически не нашли" освещения в научной литературе проблемы реализации Государственной" программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественниковпроживающих за рубежом. Практически не раскрыто влияние глобализации' в демографической и миграционной? сферах на процессы добровольного переселения' трансформаций: этнополитический аспект: Автореф. дисс.. канд. полит, наук. М., 2004; Одарик О. А. Международная миграция и ее политические последствия для России: Автореф. дисс.. канд. полит, наук. М.", 2006; Порохова А. Н. Миграционные процессы в Российской Федерации. Проблемы регионального управления: Автореф. дисс.. канд. полит, наук. Мг., 2005 и др.

1 См.: Деловой Израиль: Экономика и связи с Россией в 1999;2001 гг. / Гл. ред. Вачнадзе Г. Н. М., 2002; Жуков А. Ф., Жукова JI.H. История российской эмиграции: Вторая волна эмиграции 1939;1950;е годы. СПб., 1998; Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. М., 2002 и др. соотечественников в рамках русского мира:. Несмотряна. обилие литературы^.посвященной вопросам международного и государственного регулирования безвозвратной миграции, приходится констатировать, — что поднятая проблема-, применительно^ к соотечественникам, исследована только в отдельных аспектах, не получила комплексного освещения в научных трудах отечественных и зарубежных авторов.

В этой связи: становитсяочевидной потребность в системном изучении процесса переселения в Российскую Федерацию соотечественниковпроживающих за рубежом, с учетом международных: норм и зарубежного опыта регулирования? безвозвратной! миграции, а также? процессов, глобализации в демографической имиграционной? сферах и национальных особенностей нашей страны. Именно на анализ этих вопросов? направлено основное, острие, диссертационного?.' исследования. Объект исследования" - мировые процессы добровольного-, переселения? соотечественников & в. динамике: развития* глобальных-демографических и миграционных процессов, и в частности, переселение в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом:

Предмет исследования — политические особенности: и механизмы международного? игосударственногорегулирования, процессов добровольного переселениясоотечественников.

Рабочая1: гипотеза, исследования1 построена: на предположении, чтодоминирующий? в российской практике подход государственного регулирования процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников не в полной мере учитывает геополитические реалии начала ХХГ. века, зарубежный опыт решения подобных-' задач, атакже некоторые внутренние обстоятельства: В результате возникает опасение в недостаточной эффективности миграционной политики государства по отношению к переселениюв.

Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Учет всего этого, на взгляд автора, позволит снизить риски возможных политических ошибок и просчетов при регулировании процесса переселения. И, несомненно, эта политика будет сказываться на формировании положительного имиджа Российской Федерации за рубежом.

Цель исследования — заключается в анализе политических аспектов международной практики, зарубежного и отечественного опыта регулирования процессов добровольного переселения соотечественников.

В соответствии с поставленной целью, к приоритетным задачам исследования относятся:

— анализ мировых демографических и миграционных процессов конца XX — начала XXI веков, оценка их влияния на перспективы развития международных отношений и иммиграционную политику России;

— осмысление политической специфики международной практики регулирования миграции в целом и процессов добровольного переселения соотечественников;

— обобщение зарубежного опыта государственного регулирования добровольного переселения иммигрантов, оценка возможности его адаптации к российской Государственной программе переселения в новых политических реалиях;

— анализ современной российской политики переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, оценка ее соответствия современной политической обстановке;

— изучение политических проблем, связанных с реализацией Государственной программы переселения;

— разработка предложений по совершенствованию политики государственного регулирования процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Информационная* база исследования' определяется его комплексным характером. В работе широко использованы международные нормативные акты, регулирующие мировые миграционные процессы в целом и добровольное переселение мигрантов в частности, документы ООН и системы ее организаций, региональных структур (ЕС, СНГ).

В международном нормотворческом процессе предпринимаются попытки правового закрепления основ регулирования безвозвратной миграции, в том числе и в отношении соотечественников. Прежде всего, это относится к международным нормативным правовым актам1, многосторонним соглашениям2 и двухсторонним соглашениям3, где.

1 См., например: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 г.- Конвенция ООН о правах мигрантовКонвенция о статусе беженцев 1951 г.- Конвенция о статусе апатридов 1954 г.- Конвенция о гражданстве замужних женщин 1957 г.- Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., вступила в силу.

1 июля 2003 г. и др.

2 См., например: Соглашение «О сотрудничестве государств — участников Содружества независимых государств в борьбе с незаконной миграцией», ратифицированное Федеральным законом РФ от 12 июля 2000 г. № 97-ФЗ" — Соглашение «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся — мигрантов», ратифицированное Федеральным законом РФ от 24 апреля 1995 г. № 47-ФЗСоглашение от 26 февраля 1999 г. «Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства».

3 См., например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» от 2 июня 1993 г., продленное на неопределенный срок межправительственным Протоколом от 2 июня 1993 г. и ратифицированное Федеральным законом от 7 декабря 2006 г. № 226-ФЗСоглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения «О регулировании процесса добровольного переселения от 29 августа 1997 г., продленное на 5 лет Федеральным законом РФ 21 июля 2005 г. № 96-ФЗСоглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» подняты вопросы регулирования процессов добровольного переселения мигрантов. В законотворческом процессе России также весьма широко отражены вопросы нормативно-правового регулирования переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего, это касается Конституции Российской Федерации и основных нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих процесс переселения соотечественников1.

Вместе с тем ¦ существующие документы порой не учитывают многие тонкости переселенческого процесса, что может негативно сказаться на эффективности миграционной политики государства. Ряд источников либо устарел, либо в них анализируются, лишь отдельные стороны этого сложного процесса, либо проблемы рассматриваются в отрыве от современных геополитических реалий, вызванных процессами: глобализации-в демографической и миграционной сферах.

Вработе также использовались информационно-аналитические материалы федеральных органов законодательной и исполнительной, власти Российской Федерацииорганов государственной и сроком на 5* лет, затем автоматически продлевается), ратифицированное Федеральным законом РФ от 30 мая 1998 г. № 81-ФЗСоглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» (сроком на 5 лет, затем автоматически продлевается), ратифицированное Федеральным законом РФ от 20 ноября 1999 г. № 205-ФЗ.

1 См., например: Государственная программа по оказанию содействия переселению в< Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006;2012 гг.), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637- Федеральный закон 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" — Федеральный закон от 31 мая 2002 г. 62-РФ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ) — Указ Президента РФ’от 01 августа 2006 г. № 814 «Вопросы межведомственной комиссии по реализации государственной программы по оказания содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом», Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» и др. муниципальной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации-Еосударственной программы переселения соотечественников.

G целью всестороннего анализа заявленной проблемыбыл проведен мониторинг печатных и электронных средств, массовой информации.

Теоретико-методологическая база исследования. В процессе исследования/широко применялись методы политологического анализа: метод сравнений, системный. подход, институциональный анализ, а также обобщение и интерпретация методических и практических данных. Метод сравнений позволил в ходе, исследования* сравнивать и давать оценку различным государственным механизмам регулирования-процессов добровольного переселения иммигрантова также событиям и-процессам в миграционной области.'.

Системныйподход показал свою эффективность при разработке предложений, по совершенствованию" политики* государственного1 регулирования переселения соотечественников1, в Российскую Федерацию.- Дляэтого автору пришлось проанализировать во взаимосвязи различные концепции и взгляды по вопросам государственного регулирования переселения соотечественников, содержание международных и национальных нормативно-правовых документов, относящихся к исследуемой, теме, обобщить, зарубежный опыт регулирования миграцииосмыслить глобальные демографические и, миграционные проблемы, а также внутренние проблемы современной России.

Кроме того, потребовалось, проанализировать содержание Государственной w региональных программ переселениявнутренние и внешние факторы, позитивно и негативно влияющие на этот процесс, осмыслить влияние отдельных сторон современной глобализации на переселенческую политику России и разработать предложения по совершенствованию механизмов регулирования переселения соотечественников.

Институциональныйподход был необходим для исследования влияния* государственных, общественных институтов, международных и региональных организаций на переселенческие процессы, оценки роли1 государства, политических партий и иных общественных и политических институтов в решении миграционных проблем.

Хронологические рамкш исследования. Основное внимание в> работе было уделено развитию мировых миграционных процессов в конце XX — начале XXI' века. Именно в этот период международная миграция приобрела поистине грандиозные масштабы, не в ней обнаружились, и новые тенденции, в частности, связанные с добровольным переселением* соотечественников.

ДляРоссии эта проблема оказалась настолько актуальной, что в политический дискурс прочно* вошло новое понятие «Русский.мир». В" нашей стране и в-мире*утверждению этого понятия и его расширению до-новой парадигмы, как осмысления" идеи общего мира в русской культуре* способствовал 2007 год, который был объявлен «Годом Русского языка».

В’настоящее время происходит утверждение этой парадигмы и ее политико-правовое развитие, что и нашло отражение в данной диссертациш.

Положения, выносимые автором на защиту: 1. Глобализация в миграционной сфере характеризуется формированиемглобальной' модели распределения" и перераспределения5 мировых миграционных ресурсов высокого качества в интересах развитых государств. Ограниченность высококачественных мировых миграционных ресурсов ведет к обострению борьбы за них между северными странами и вынуждает развитые западные государства-идти путем активного привлечения квалифицированных мигрантов не только с.

Юга, но из стран Центральной и Восточной Европы, а также России. Это обстоятельство необходимо учитывать при реализации российской Государственной программы переселения и в работе пообеспечению миграционной привлекательности территорий, на которые переселяются соотечественики.

2. Глобализация-часто рассматривается-как процесс формирования-геополитических пространств: географического, экономического, информационного и т. д. Одним из геополитических пространств является. «Русский мир»: социокультурное и геополитическое пространство, охватывающее русскоязычное население планеты. В пределах «Русского мира» развиваются-процессы переселения соотечественников. Этот вид миграции имеет свои особенности: миграционные потоки между государствами несимметричны: В последние годы они в большей степени? ориентированы. на миграцию соотечественников в Россию, представляют многонациональный состав и характеризуютсядостаточно хороши"* знанием мигрантамирусскогоязыка, обстановки в< странах вселения, повышенной коммуникабельностью между соотечественниками, а также коммуникабельностью между ними: иорганами' государственной' и муниципальной власти принимающих стран.

3. Механизмом регулирования переселения соотечественников, выступает многоуровневая, нормативно-правовая система международного и государственного регулирования* миграционных процессов. В" своем составе она имеет: подсистему мирового уровня, представленную нормативно-правовой базой ООН и" ее структурных подразделений' (MOT, MOM, ЮНЕСКО), а также подсистемы регионального уровня (представленные нормативно-правовой базой ЕС, многосторонними и двухсторонними договоренностями по проблемам миграции и переселения соотечественников на пространстве СНГ и стран Балтии), а также национальными миграционными законодательствами.

4. Далеко не все страны СНГ и Балтии одинаково включены в договорной процесс по вопросам регулирования миграции на постсоветском пространстве. Срок некоторых двухсторонних соглашений истек. В этой связи актуализируется задача активизации дипломатической работы по совершенствованию существующих и достижению новых многосторонних и двухсторонних межправительственных соглашений по проблемам международного регулирования добровольного переселения соотечественников на пространстве СНГ и стран Балтии. Но для решения" многих проблем желательно привлечение как можно более широкого круга институтов гражданского общества.

Научная новизна исследования и результаты, полученные лично автором. Диссертация представляет собой политологическое: исследование процессов глобализации в демографической^ и* миграционной сферах, проблем международного и государственного регулирования процессов добровольного переселения* соотечественников", в пределах русского мира, вызванное необходимостью эффективной* реализацииГосударственной программы оказания содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

Научная новизна диссертационной работы определяется как актуальностью, и характером затрагиваемой в ней проблематики, так и недостаточнойразработанностью проблемы регулирования процессов добровольного переселения мигрантов в условиях глобальных перемен. Кроме того, она определяется:

— выдвинутой гипотезой о томчто доминирующий в российской практике подход государственного регулирования безвозвратной миграции в России не в полной мере учитывает геополитические реалии начала XXI века, а также зарубежный опыт решения подобных задач И' некоторые внутренние обстоятельстваэто повышает риски ошибочных решений органов государственной власти при выборе приоритетов, средств и методов реализации Государственной и региональных программ переселениякомплексным подходом к исследованию проблем государственного регулирования процессов переселения^ соотечественников в Россию в тесной увязке с глобальными, региональными и внутренними демографическими и миграционными проблемами, а также с миграционной политикойразвитых зарубежных государств;

— раскрытием политико-правовых механизмов международногои государственного регулирования процессов добровольного переселения с постановкой наиболее острых проблем концептуального характера-. которые могут возникнуть в ходе реализации Государственной и региональных программ переселения и негативно повлиять на их, результативность;

— сформулированными предложениями по совершенствованию" иммиграционной политики России в отношении переселения соотечественников с учетом зарубежного опыта государственного регулирования процессов добровольного переселения.

Практическая значимость исследования. Поставленные проблемы^ и сформулированные предложения по совершенствованию российской политики переселения могут быть использованы в качестве методологического обеспечения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации, принимающих участие в реализации Государственной программы переселения соотечественников. Отдельные положения диссертации могут найти применение при выработке стратегии перспективной миграционной политики России.

Теоретические выводы и эмпирический материал диссертации могут быть введены в. учебные программы по миграции. Отдельные положения работы можно использовать в курсах геополитики для системного объяснения глобальных и российских миграционных проблем. Также может быть подготовлен спецкурс по данной проблеме.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации опубликованы автором в ряде статей, в том числе в рецензируемых изданиях, включенных в перечень ВАК. Кроме того, результаты исследования были отражены в научно-исследовательской работе, выполненной в РАГС по заказу Администрации^ Президента Российской Федерации на тему: «Правовые основы информационного сопровождения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию-соотечественников, проживающих за рубежом (2007).

Выводы и результаты диссертации обсуждались на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, на научно-практической конференции, проведенной в РАГС 18 декабря 2007 г. на тему: «Методическое и информационно-аналитическое обеспечение управления Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Автор также принял участие в декабрьских (2007) научных чтениях, поведенных Фондомшоддержки науки и политики «Глобализация: новые и старые риски и вызовы».

Структурадиссертации продиктована общей концепцией, логикой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по. данному разделу диссертации ужепо сути, были высказаны в ходе анализа основных положений Государственной программы. Все они сделаны с учетом и российских политических реалий, и-международного опыта.

В то же время в заключении третьего раздела диссертации важно подчеркнуть, что отмеченные выше проблемы носят концептуальный характер, они могут негативно повлиять на результативность Государственной и региональных программ переселения.

Учет поднятых в работе проблем и реализация предложенных мер, на наш взгляд, могут оказать существенную помощь в выборе более рациональной стратегии реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию* соотечественников, проживающих за рубежом (2006;2012 годы).

К числу наиболее острых проблем, тесно связанных с концептуальными моментами, можно отнести:

— проблему необходимости разработки и нормативного закрепления* мер политического, экономического' и информационного прикрытия* Государственнойпрограммы переселения от возможного противодействия переселению со стороны других государств;

— проблему учета возможного отказа соотечественников (по объективным и субъективным причинам) от дальнейшего1 участия в Государственной или. в. конкретной региональной программе переселения, и* необходимости правового и нормативного закрепления процедуры регулирования процесса их отселения с территорий вселенияпроблему дополнительного включения* в Государственную программу вопросов, оказания содействия, соотечественникам не только за пределами нашей страны, но и на территории* России, если они осуществляют временную трудовую деятельность в Российской Федерации и пожелают участвовать в Государственной программе, но по объективным или субъективным1 причинам не смогут выехать обратно за рубеж для* оформления* документов на участие в Государственной программепроблему нормативного закрепления возможности легализации отдельных категорий вынужденных переселенцев и беженцев нелегально проживающих в России и подходящих под статус соотечественниковв целях включения их в Государственную программу;

— проблему разработки в рамках Государственной и региональных программ переселения дополнительных нормативных актов: по социальной адаптации соотечественников на территориях вселенияпо вопросам взаимодействия государства с российскими общественными организациями, желающими внести вклад в переселение соотечественниковпроблему поднятия вопросов информационного и научного обеспечения реализации Государственной и региональных программ переселения на более высокий уровень;

— проблему научной проработки вопросов повышения миграционной привлекательности России, в целом и территорий вселения, в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Глобальные демографические и миграционные процессы начала третьего тысячелетия носят противоречивый характер. С одной стороны нарастает демографическое напряжение между Югом и Севером, что порождает мощные миграционные потоки в северные страны, с другойвозрастающие потребности северных стран в привлечении в экономику молодых и высококвалифицированных мигрантов наталкиваются на ограниченность мировых миграционных ресурсов.

Наличие глобальных противоречий вносит коррективы в развитие международных отношений, которые в среднесрочной и отдаленной перспективе, возможно, будут характеризоваться обострением борьбы за миграционные ресурсы высокого качества и ужесточением режимов допуска в северные страны мигрантов низкого качества. По всей видимости, такой характер развития международных отношений имеет долговременную перспективу, и во многом будет определять структуру глобальных и региональных миграционных процессов. Страны, которые не станут в своей политике учитывать тенденцию обострения борьбы между развитыми странами за ограниченные миграционные ресурсы рискуют оказаться в состоянии доноров лучших представителей нации для стран «золотого миллиарда», создадут предпосылки для подрыва генофонда и разрушения государства. Поэтому Россия должна учитывать это в политике переселения и обеспечить высокую миграционную привлекательность страны, ее конкурентоспособность на международном рынке труда и занятости.

На региональном рынке труда и занятости ситуация также развивается в негативном для России направлении. Страны Балтии, Украина и Казахстан испытывают возрастающую потребность в притоке качественных миграционных ресурсов, они предпринимают решительные шаги по привлечению на свои территории специалистов из стран СНГ с более низким уровнем миграционнойпривлекательности, тем самым, составляют серьезную конкуренцию России. Обострение конкурентной борьбы на региональном рынке труда, и занятости за. миграционные ресурсы. во многом будет определять характер развитиямежгосударственных отношений в регионе. Учитывая возможность, вхождения Украиныв состав НАТОи расширение блока до непосредственногосоприкосновения? с: Россией, обострение конкурентной борьбыза миграционные ресурсы/ на пространстве: СНГ и стран Балтии может стать дополнительным фактором рискаконфликтагенности в Европе.

В этих условиях России, возможно, придется столкнуться с активным: и пассивным противодействием развитых государств, а также стран С1ТГ и Балтии переселенческой! политике государства: С этимобстоятельством необходимо считаться* и? принимать, превентивные меры*, препятствиявозможным устремлениям других стран" влиять, на* добровольное переселение соотечественников в Российскую Федерацию^.

Механизмом глобального регулирования процессов добровольного1 переселения1 соотечественников, выступает многоуровневая' система^ котораявключает: международное регулирование на геополитическом пространствемеждународное регулированиена, региональном пространстве и государственноерегулирование переселения: соотечественникрв.

Международное регулирование добровольного переселения соотечественников? нагеополитическомпространстве осуществляется на основе международной нормативной базы’организации ООН и ее структур (МОТ и ЮНЕСКО), а также исходя: из правил, выработанных межправительственными организациями, например MOM, и неправительственными общественными организациями.

Категория «соотечественник» не определено международным правомпоэтому регулирование переселениясоотечественников рассматривается как частное проявление миграции и попадает под общие международные миграционные стандарты, обеспечивающие высокий уровень международной защиты прав. соотечественников и их семей.

Международное регулирование осуществляется по нескольким направлениям: совершенствование международной миграционной нормативной базы в интересах реализации права людей на свободное перемещение на геополитическом пространстве и внутри странвнедрение единых стандартов обращения с гражданами- (в том числе и соотечественниками), въезжающими, на территорию государств и выезжающими из странсоздание иммиграционных правил по отношению к беженцам и лицам, ищущим убежище, формирование общей процедуры признания-их статусапринятие общих мер по > борьбе с незаконной, миграцией и ее предотвращению.

Международное регулирование добровольного переселения соотечественников на пространстве Европейского Союза осуществляется на основе общей нормативно-правовой базы ЕС, регулирующей миграционные процессы. Регулирование характеризуется некоторыми особенностями: упрощением правил перемещения своих граждан' в пределах общих границ ЕСужесточением режимоввъезда* на территорию ЕС граждан) иных государств, в том числе и наших соотечественников за счет создания более жестких иммиграционных правил, формирования единой процедуры, признания их статуса, введения достаточно жесткой системы преференцийформированием общеевропейской системы мер по борьбе с незаконной миграцией.

В отличие от Евросоюза международное регулирование добровольного переселения соотечественников на пространстве Содружества Независимых Государств1 и стран Балтии осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних межправительственных соглашений. Достигнутые соглашения обеспечивают правовую защиту мигрирующих соотечественников. Однако не все страны СНГ и Балтии одинаково включены в этот процесс, а срок некоторых двухсторонних соглашенийистек к настоящему времени. Учитывая-, что страны СНГ и Балтии являются основными поставщиками соотечественников для? России, налицо-необходимость активизации дипломатической работы, по совершенствованию существующих и дрстижению новых многосторонних и двухсторонних соглашений" по миграционным проблемам соотечественников.

В пределах СНГ и. Балтии* широко распространено vl нормативно закреплено понятие «добровольное переселение соотечественников». Это обусловлено пониманием общей родины у большой части русскоязычного населения^, какСоветский Союз, который в. 90-х годах прошлого века распался на ряд независимых государств: При этом важно отметить, что в ментальности многих бывших граждан СССР продолжает сохраняться стереотип, который. выражается-словами: «наш адрес не дом и не улица — наш, адрес Советский Союз». Для, таких людей достаточно трудно-идентифицировать свою родину, поэтому дляних такие понятия, как «возвращение на историческую родину», «репатриация» теряют всякий смысл. Понятия «соотечественники», «соотечественники за рубежом», «добровольное переселение соотечественников» в большей степени соответствуют современным реалиям и отражают специфику миграции русскоязычного населения в пределах «Русского мира» -социокультурного пространства, объединяющего русскоязычное население планеты.

Зарубежный опыт государственного регулирования добровольного переселения мигрантов лучше всего может быть представлен миграционной политикой западных стран, многие из них рассматривают соотечественников, проживающих за рубежом, как иностранцев, потерявших связь с родиной. И, тем не менее, отдельные моменты государственногорегулирования безвозвратной иммиграции в, таких видах, как «репатриация этнических групп», «возвращение на историческую родину лиц этнической принадлежности», «воссоединение семей» вполне применимы к российским условиям.

Из числа западных стран наибольший опыт добровольного переселения на историческую родину накопили Германияи Израиль (репатриация-этнических немцев — Германия,' возвращение евреевИзраиль). Особого внимания в их миграционной политике заслуживают меры по обеспечению миграционной привлекательноститерриторий* вселения, а также мерыпо социальной адаптации иммигрантов, их интеграции"в принимающее общество.

Многие моменты государственного регулирования безвозвратной' миграции в КанадеСША, скандинавских и других западных странах, применимы для России и также могут быть успешно' использованы в практике переселения соотечественников в Российскую Федерацию.

В России" государственное регулирование процесса переселения соотечественников отражает потребности государства в решении демографических проблем и осуществляется на основе международных нормативно-правовых актов, и российской нормативной правовой базы. Основным регулирующим документом является Государственная.

155 ' программа оказания содействияпереселению в Российскую" Федерацию соотечественниковпроживающих за рубежом (2006;2012 годы). Для ее реализации специально принят ряд нормативных документови внесены изменения в российское законодательство.

Анализ российской нормативной правовой базы, отражающей политику государства В' сфере: переселения соотечественников-, дает основание судить о том, что в целом нормативнаябаза позволяет реализовать Государственную программу. Однако в содержании документов просматриваютсяпроблемы концептуального характера, которые могут существенно снизить ее эффективность. Напримернедостаточно учтено влияние геополитического фактора на ход реализации Государственной: программы, чтовыражается? в отсутствии постановки вопроса, о необходимости политического5 экономического и информационного прикрытия реализации Государственной программы от возможного противодействия переселению^ со стороны других государств:

Следует подчеркнуть, что в Государственной программе: не в полной мере отражен и технологическийцикл переселения, соотечественников. Так— практически не: предусмотренвозможный: этап, их обратной миграции с территорий" вселениячто чреватовозможными конфликтными ситуациями между соотечественниками' и органами: государственной и муниципальной власти.

Вызывает озабоченность тот факт, что в Программе не нашли отражения вопросы государственного содействия: категориям соотечественников, проживающим за рубежом, но осуществляющим: временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации и по объективным причинамне способным выехать за рубеж для оформления документов на участие в Государственной программе, а также: не рассматривается возможность легализации: вынужденных переселенцев и беженцев, нелегально проживающих в России, с целью включения их в Государственную программу.

На наших глазах идет формирование нескольких глобальных пространств. Среди них мы видим и процесс складывания отдельных социальных моделей в общее социальное пространство. Этот процесс исключительно сложен. Но он постепенно набирает силу. Поэтому важно в работе с соотечественниками учитывать вопросы их социальной адаптации на территориях вселения.

Современнаяполитическая сфера характеризуется усиливающимся взаимодействием государства и гражданского общества. Поэтому вызывает удивление, что в Программе переселения не нашли отражения^ вопросы взаимодействия государства с российскими общественными организациями, в том числе работающими с соотечественниками. Упор сделан на взаимодействие государства с зарубежными общественными организациями и" центрами, а в то же время идет активное формирование российских общественных институтов, проявляющих заботу о-соотечественниках. Этими вопросами, в частности, озабочена и Общественная1 палата и недавно сформированный новый институт гражданского общества — фонд «Русский мир», есть и другие российские общественные организации, способные внести существенный вклад в политику переселения соотечественников.

Также нельзя не учитывать реалии информационной эпохи. А вот то, что в Программе не поставлен вопрос о необходимости формирования общего информационного пространства для всех фигурантов Государственной программы (федеральные и региональные органы государственной власти, участвующие в реализации Государственной программы, соотечественники, российские и зарубежные СМИ, научные и экспертные сообщества, и другие общественные организации), говорит о некотором отставании позиций разработчиков от потребностей государства и гражданского общества в активном информационном обмене. Только работа всех субъектов процесса в общем информационном пространстве может создать благоприятные. условия* для успешной реализации программных положений. Естественно, немало проблем будет связано с организацией официальных Интернет-сайтов федеральных органов власти и органов' государственной власти принимающих субъектов Российской Федерации, включенных в работу по реализации: Программы. Но без освещения? хода реализации этойПрограммыв глобальной' информационной сети нельзяобеспечить, ее поддержку, какв. странетак и среди соотечественников, которые остались за рубежом.

У нынешней^ эпохи имеется достаточное число дефиниций:. Наиболее перспективным представляется? ее определение, как общества-, знаний: А такое общество проявляет особое внимание не просто к человеческому капиталу, а к интеллектуальному потенциалу нации. И в>. этойсвязитребуется акцентировать внимание на том, что в Государственной программе практически не обозначена проблема ее научного обеспечения. Это, безусловно, может негативно отразиться на качестве реализации программных установок.

Одной из главных задач государственной региональной политики является сокращение социально-экономическойш правовой региональной: асимметрии. Такая асимметрия свойственна многим странам. И имеется* достаточно богатый зарубежный опыт в ее: сниженииНо нельзя? не высказать тревогу, что встороне может оказаться^ чрезвычайноважная проблема' обеспечениямиграционной привлекательности5 территорий, вселения. Без достижения необходимого уровня миграционной привлекательности сложно надеяться на успех переселения соотечественников в российские регионы, а, значит, небудет притока новых трудовых ресурсов, интеллектуальных сил, которые могут способствовать возрождению ряда регионов.

Анализ политики государственного регулирования процессов переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, дает основание полагать, что процесс переселения по содержанию многогранен, сущность и структура которого определяется взаимодействием множества факторов. Органам государственной власти при проведении политики переселения придется столкнуться со многими проблемами, часть которых освещена выше. Их учет, а также реализация сформулированных в диссертации предложений по решению вскрытых проблем, на наш взгляд, могут существенно повысить эффективность реализации Государственной программы переселения соотечественников.

Предложенные в диссертации механизмы решения концептуальных проблем, основанные на зарубежном опыте, на наш взгляд, могут быть полезны органам государственной власти, принимающим участие в реализации Государственной программы переселения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Действующее международное право в 3-х т. М., 1999.
  2. Доклад и рекомендации для? последующей деятельности Региональной конференции, (проект) / УВКБ ООН, M0M, ОБСЕ, Женева, CISCONF/20QO/SG5/3.
  3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 год/ HROOHiM-: Шрава^человека- 200 К
  4. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире / ПРООН. М.: Весь мир- 2004.
  5. За? справедливый подход: к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. Доклад VI / Международная конференция труда, 92-я сессия 2004 г., Международное бюро труда, Женева.
  6. Заключительный акт Совещания по Безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 30 июля августа 1975 г. М.: Международныеотношения- 1975.
  7. К стратегии управления миграцией. Совет Европы, август 2003.
  8. Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). М.: ИНФРА-М, 2005″.
  9. Меморандум о поддержании мира, и стабильности в Содружестве Независимых Государств. М., 1995.
  10. Устав Организации Объединенных Наций и статут Международного1 суда / United Nations Department* of Public Information-April, 1994.
  11. От Хельсинки до-Будапешта: История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973−1994 гг. В 3-х т. / Под ред. П. Г. Подлесного. М.: Наука, 1996, 1997.
  12. Российское законодательство 16. Конституция Российской Федерации 1993 г. М, 1993.
  13. Концепция* внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник МИД Российской Федерации. 2000. № 8.
  14. Монографические исследования, сборники статей
  15. Актуальные проблемы Европы. Иммигранты в Европе: Проблемы социальной и культурной адаптации. М., 2006.
  16. Ю. В. Трансформация постсоветских наций: по материалам этносоциологических исследований. Ин-т этнологии и антропологии РАН- М.: Наука, 2003.
  17. С.А. Миграция. Информация. Политика* (анализ федеральной и «региональной миграционной политики). Астрахань: ООО КПЦ „ПолиграфКом“, 2006.
  18. С. К. Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. М., Воронеж, 2004.
  19. П.Дж. Смерть Запада. М., ООО „ИЗД. ACT“, 2003.
  20. А.А. Красота в изгнании. Творчество-русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М.: Слово- 2005.
  21. В движении добровольном и вынужденном: постсоветские миграции в Евразии / Под ред. А. Р. Вяткина, Н. П. Космарской, С. А. Панарина. М.: Наталис, 1999.
  22. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М.: Культурная революция, 2007.
  23. Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. М., 1993
  24. А. Г. Избранные труды. М.: Наука, 2005.
  25. А. Г. Русский или прусский? Размышления переходного периода. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
  26. JI.H. Право убежища. (Международно-правовые вопросы). М., 1968.
  27. Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В: А. Михайлова. М.: РАГС, 2007.
  28. Глобализация: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова и B.C. Буянова. М.: РАГС, 2008.
  29. Г. Г. Миграция и проблемы ее регулирования. М., 2000.36: Гриценко В. S. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во „Ин-т психологии РАН“, 2002.
  30. Гуревич Jl: Ml Мотивация эмиграции. СПб.: Речь, 2005.
  31. O.K. Проблемы внешней трудовой миграции российских граждан. М., 1997.
  32. М.Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003.
  33. JI.M. Социология межэтнической толерантности. М.: Институт социологии РАН. 2003.
  34. А.В., Слепцов Н. С. Конфликты миграции. М.: Альфа-М, 2004.
  35. А.В. Миграция. Конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006.
  36. . Г., Маслова Т. Ф., Шаповалов В. К. Интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
  37. А.Ф., Жукова Л. Н. История российской эмиграции: Вторая волна эмиграции 1939−1950-е годы. СПб.: СПбГТУ, 1998.
  38. B.IO. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  39. И. В. Международная трудовая миграция: Учеб. пособ. М.: Эконом, ф-т МГУ, ТЕИС, 2005.
  40. Кашкин С ДО. Введение в правое Европейского- Союза Г Под ред. д.ю.н, проф. Кашкина С. Юк М!: Изд-во-Эксмо, 5 2005:
  41. Е.С. Международные миграции населения России- в условиях перехода к рынку. М., 1997.
  42. Лебедева Н-В^ Новая русская? диаспора: М, 1997.
  43. Максакова Л: П. Миграция населения: проблемы, регулирования. Ташкент: Эльдинур, 2001.
  44. В. К. Москва многокультурный мегаполис. М-: 0ргсервис-2000, 2004.
  45. Международная научно-практическая конференция. Дальневосточный федеральный округ: настоящее и перспективы миграции населения через призму социально-экономического развития. 14 апреля 2006-г. (Доклады итезисы докладов).- М.: ГУ ИМЭИ, 2006.
  46. Международная: миграция:. Каир + 10 / Гл. ред. В. А. Ионцев. Mi: МАКС Пресс, 2004.
  47. С.Е. Международная- трудовая- миграция и нелегальная миграция в России: монография. М.: ЮНИТИ ДАНА: Закон и право, 2006.
  48. Миграционная политика в XXI веке. Материалы международнойнаучно-практической конференции, 3−4 июня 2004 г. Ростов-н/Д: РЮИ МВД России, 2004.
  49. Миграционная политика России: два взгляда, два контекста / Открытый форум MOM. Сентябрь-октябрь 2001. Вып. 2.
  50. Миграционная ситуация в регионах России / Под ред. С. Артоболевского и Ж. Зайончковской. // Ин-т географии- РАН: Ин-т народнохозяйственного прогнозирования PAHl М., 2004 2005. Вып. 1−3.
  51. Миграционная ситуация в странах СНГ: Отчет рабочей группы НПО по проблемам репатриации, интеграции и переселения. М., 2000.
  52. Миграционные процессы. Прошлое. Настоящее. Будущее. Сб. материалов X и XI Московско-Берлинских международных семинаров. М, 2005.
  53. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Под. ред. В. А. Тишкова. Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1996.
  54. Миграция, в России: социальные неправовые аспекты проблемы:.Сб. научн. статей. Ростов н/Д: 000 „Терра“, 2004.
  55. в. СНГ и, Балтии: через различия- проблем к общему информационному пространству / Под ред. Г. Витковской, Ж.' Зайончковской. М.: Адамантъ, 2001.
  56. Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности: Доклад Глобальной комиссии по международной миграции: М.: Оргсервис, 2006.
  57. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской И С. Панарина- Моск. Центр Карнеги. М.: Интердиалект +, 2000:
  58. Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. М., 2003:
  59. Миграция и национальная безопасность / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: МАКС Пресс, 2003. Вып. 11.
  60. Миграция и национальное государства / Под ред. Т. Бараулиной и О.
  61. Карпенко. СПб.: Центр независимых социологических исследований, 2004.
  62. Миграция и пограничный режим: Беларусь. Молдова, Россия и Украина: Сб. научн: трудов / Под общ. ред. С. И. Пирожкова. К.: НИПМБ, 2002.
  63. Миграция и рынок, труда-в странах- Средней Азии / Под ред. JI. П. Максаковой: М. -Ташкент, 2002.
  64. Миграция и урбанизация1 а СНГ и Балтии в 90-е годы / Под ред. Ж. А. Зайончковской. М.: Адамантъ., 1999.
  65. Миграция населения / Под ред. О. Д. Воробьевой. М., 2001. Вып. 1.:
  66. Миграция населения. М., 2001. Выл. 3: Ионцев В- А. Международная-миграция.
  67. Миграция населения. М., 2001. Вып. 4: Регент Т. М. Архипов^Ю А. Система иммиграционного контроля.
  68. Миграция населения. М., 2001. Вып: 5: Рыбаковский JI JI. Стадии миграционного процесса. Миграция населения. М., 2001. Вып. 6: Миграционная политика:
  69. Миграция русскоязычного * населения из Центральной! Азии: причины, последствия, перспективы / Под ред. Г. Витковской. М.: Моск. Центр Карнеги, 1996.
  70. Миграция, социальные и межкультурные аспекты- устойчивого развития: Материалы международной конференции / ГУУ. М., 2004.
  71. Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки / Науч. ред. Ж. А. Зайончковская. М.: ИНП РАН, РЭНД США, 1994.
  72. Миграция, толерантность, деятельность органов внутренних дел Российской Федерации. Ростов н/Д:Терра- 2004.
  73. Миндогулов В: В.,.Рогачев С. В., Сигарева Е. П. Миграционные проблемы Дальнего Востока: мнения экспертов. М.: ИСПИ РАН, 1999.
  74. Мир в зеркале международной миграции / Гл. ред. В. А. Ионцев. М.-1. МАКС Пресс, 2002.
  75. Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Витковской Г.- Международная организация по миграции. М.: Гендальф, 2004.
  76. А.Н. СНГ: быть или не быть? СПб., М.: Изд-во „АВОК Северо-Запад“, 2007.
  77. В.А., Носов A.F. Миграция. История, реальность, перспективы. М., 2002.
  78. В. М. Внутренняя миграция населения. М.: Эконом, ф-т МГУ, Теис, 2004.
  79. В. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. М.: Диполь-Т, 2005.
  80. Н. С. Трансформация национализма и символьная элита: российский опыт. Самара, 2003.
  81. Е.А. Многонациональный мегаполис в координатах миграционной политики: социологический анализ. М.: Современная экономика и право, 2005.
  82. И. Этносоциальные проблемы конфликтогенностимиграции в современной России. Научный доклад. Mi, 20 041
  83. Население и глобализация / Иод общ. ред. Н. М. Римашевской. М.: Наука, 2004-
  84. Население Молдовы и трудовая миграция: состояние и современные формы. Киншнэу: МолдГУ, 2000.
  85. Национализм, ксенофобия и нетерпимость, в современной России- М.: МХГ, 2002.
  86. Национальные меньшинства. Правовые основы и: практика обеспечения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в субъектах юга Российской Федерации / Под ред. В. My коме ля. М.:1. ЦЭПРИ, 2003.
  87. Незаконная миграция и правоохранительная деятельность. Ростов н/Д: Терра, 2004.
  88. С., Боек И. Трудовая миграция из, Таджикистана. Душанбе: M0M, 2003.
  89. . И.Б. Демографическое благополучие России— М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.1041 Паин Э. А. Между империей и нацией: Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М: Новое издательство, 2004.
  90. Э.А. Этнополитический маятник. Динамика, и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э. А. Паин- Ин-т социологии РАН. М, 2004:
  91. В. И. Миграция, населения-' и демографическое будущее России7 Под общ: ред: Г. Ю: Семигина? И: ИСП РАЩ2003-
  92. Петров В: Н. Миграция населения- и этнические мигранты в современной России / Под ред. В. И. Добренькова. Краснодар: Кубанский, гос. ун-т, 2004.
  93. Повышение роли цивилизованной трудовой миграции в: развитии экономики' России и стран ближнего зарубежья: роль да место работодателей и частных агентств занятости: Сборник материалов- конференции. М., 2006.
  94. Т.В. Диаспоры в системе- международных связей. М, 1998.
  95. В. Феномен этнических диаспор: Mi: ИС РАН, 2003-
  96. Права человека, и процессы• глобализации современного мира / Отв. ред. чл:-корр. РАН-.д:ю:н., Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2005.
  97. Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сб. статей / Под общ. ред. С. Н. Градировского. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. госслужбы, 2003.
  98. Проблемы- миграции и опыт ее регулирования, в, полиэтническом Кавказском регионе. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. 118- Проблемы миграции на Юге России: опыт социологического анализа. Ростов н/Д, 2003.
  99. Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования) / MOM, Бюро- M0M в России. М.: Гендальф, 2004.
  100. Пядухов' F.A. Этнические группы мигрантов: тенденции притока, стратегии поведения. Пенза: ПГАСА, 2003.
  101. Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования. М., 1999.
  102. . И. Влияние миграционной политики на объем и структуру миграционных потоков в Израиль / Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые* Валентеевские чтения: Сб. докладов/ ред. В .В. Елизаров, В. Н- Архангельский. М: МАКС Пресс, 2005.
  103. Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы / Под ред. В. М. Скринника. М., 2004.
  104. С.В. Современный демофафический и- миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь, 2003.
  105. Л. Л: Миграционный обмен населением междуЦентральной Азией и Россией. М.: Моск. Центр Карнеги, 1995.
  106. Дж. Экономические последствия иммиграции. М., 1998.
  107. Свобода передвижения и выбора, места жительства (прописка) в странах СНГ: Материалы заседаний группы экспертов 8−10 декабря 1997 г., Киев- и>. Руководящей группы Конференции по странам? СНГ 17−18 июня 1998 г. Б.м.: УВКБ ООН, 1999. .
  108. Социология/ межэтнической? толерантности: / Отв. ред.- JI1M. Дробижева. Ml: Изд-во Ин-та социологии РАН- 2003.
  109. Стабилизация численности населения России {возможные направления демографической политики). М.: Изд-во Центра социальногопрогнозирования- 2001.
  110. Г. И. Трудовые миграции между Востоком, и Западом: Вторая половина XX столетия- Ml, 1997.
  111. Старченков Г. И- Миграционнаягсистема>России: Mt, 2005.
  112. А. В. Миграционный обмен и занятость населения в СНГ. М., 2001.
  113. Трудовая миграция в России: проблемы работы органов внутренних дел (результаты научных исследований). Ростов н/Д: Терра, 2006.
  114. Трудовая .миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты / Отв. ред. Ж. А, Зайончковская. М., 2003.
  115. Трудовая миграция в странах Центральной Азии, Российской Федерации, Афганистане и Пакистане: Аналит. обзор. Алматы: ЕК MOM, 2005.
  116. Трудовая» миграция и защита прав гастербайтеров: практика посткоммунистических* стран / Отв: ред. Ж. Зайончковская, В. Мошняга. Кишинэу, 2003.
  117. Тункин Г. И Теория международного права. М.: Зерцало, — 2000.
  118. Тюркин M. JL Миграционная, система России: Монография. М.: Издательский дом «Стратегия», 2005.
  119. Е.В., Малышева М. М. Женщины. Миграция. Государство. М.: Academia, 2001.
  120. И. Г. Малаха И.А. Утечка умов: масштабы, причины, последствия. М., 1999.
  121. Шенгенские соглашения / Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. М., 2000.
  122. М. Тбилиси: перемещенные лица в городской среде // Центр проблем вынужденной- миграции' в, СНГ- Независимый исследовательский Совет по миграции стран СНГ и Балтии. Научные доклады Вып. А. М., 2000.
  123. Человеческий ресурс и конкурентоспособность России в XXI веке / Клуб «Открытый форума и Ассоциация менеджеров». М., 2004. Вып. 21.
  124. JI., Анисов^ Л. Беларусь: пойдут ли в село молодые специалисты? / Центр проблем вынужденной миграции в СНГ, Независимый исследовательский Совет по миграции стран СНГ и Балтии. Научные доклады. М., 2000. Вып. 5.
  125. А.В. Ка-на-да: приходи в мою деревню (опыт миграционной политики). М.: Изд-во РАГС, 2007.
  126. И., Ефремова М. Ю. Работа полиции с населением: учет этнических особенностей граждан в деятельности полицейских ведомств (анализ опыта зарубежных стран). Ростов н/Д: 000 «Террэ», 2004.
  127. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. Ml: Ин-т этнологии и антропологии-РАН, 2002.
  128. Этнические миграции в России в 90-е годы. М.: ИСПИ РАК, 1998.
  129. Этнодемографические процессы, а Казахстане и сопредельных территориях / Материалы, V Международной, конференции: Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс, 2004.
  130. Dinnerstein L., Reimers D.M. Ethnic Americans: A History of Immigration. 4th ed. N: Y. Columbia Press, 1999.
  131. Enhancing the Efficiency of Overseas Workers Remittance, Market Study, Final Report. Asian Development Bank phi: 4185', Volume Щ July 20 041
  132. Immigration policy and the welfare system. Boeri Т., Hanson G., and McCormick B. (eds.) Oxford: Oxford University Press, 2002.
  133. International Migration in Central and Eastern Europe and Commonwealth of Independent States. Economic Studies, N 8, N.Y. and1. Geneva: U.N., 1996:
  134. Korobkov A.V., Palei L.V. Migrant Remittances in the CIS: The Financial and the Socio-Economic Impact. Unpublished paper.
  135. Levels and Trends of International Migration to Selected Countries in Asia. N.Y.: U.N., 2003.
  136. Massey Douglas S., Arango 3., Hugo A., Koucouci A., Pellegrino Ац Taylor Ed. J. World in Motion. Understanding International Migration at the End of Millennium. Oxford: Clarendon Press, 1998.
  137. Migration and Refugee Policies. An Overview/ Ed. by Ann. Bernstein and Myron Weiner, L. and N.Y.: PINTER, 1999.
  138. Myths and Realities of Chinese Irregular Migration. Prepared for IOM by R. Skeldon. IOM, 2000.
  139. The New European Diasporas: National Minorities and Conflict in Eastern Europe / Ed. by M. Mandelbaum. N.Y.: Council on Foreign Relation Press, 2000:
  140. The New Russian, Diaspora: Russian Minorities in the former Soviet Republics / Ed/ by Vladimir Shlapentokh, Munir Sendish and Emil Payin, L: M. E. Sharpe, 1994.
  141. Pilkington H. Migration, Displacement and Identity in Post-Soviet Russia. London and N.Y.: Routledge, 1998.
  142. Priore M.J. Birds of Passage: Migrant Labor in Industrial1 Societies. Cambridge, 1979.
  143. Sassen S. The Mobility of Labor and Capital. N.Y., 1988- Stark O. The Migration of Labor. Cambridge, 1991-
  144. Sheffer G. Diaspora Politics. At Home Abroad. UK: Cambridge University Press, 2003.
  145. Stalker P. Workers without Frontiers: The Impact of Globalization on International Migration. Geneva, Switzerland: ILO, 2000.
  146. Статьи в научных и периодических изданиях
  147. Н. Язык русской диаспоры в современной Литве // Отечественные записки. 2005. № 2.
  148. Л.В. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2006. № 1.
  149. АнтиповаК. Об эволюции миграционной политики в странах-членах Евросоюза // Человек и труд. 2007. № 2.
  150. А.С. Миграция в российской истории // Полития. 2005. № 4.
  151. В. Миграция должна быть выгодна государству // Политический маркетинг. 2006. № 11.
  152. И.Н. О перспективах научных исследований миграционной политики Российской Федерации. Государственная служба 2007. № 6.
  153. Бен-Яков М. «Русские» в Израиле: проблемы адаптации // Социологические исследования. 2006. № 3.
  154. В.Э. Миграции населения: социологические аспекты анализа. //Государственная служба. 2007. № 6.
  155. Н.О. Предпринимательство иммигрантов в США: уроки для России? // Социологические исследования 2005. № 8.
  156. Васильева Л-Н. Проблема сохранения самобытности русскоязычными соотечественниками за рубежом // Журнал российского права. 2005. № 5.
  157. О.Д. Русская диаспора в Крыму: этнополитический аспект // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2007. № 1.
  158. Выступление депутата Госдумы О. Аршба на «круглом столе» в редакции «Комсомольской правды» // Комсомольская правда. 2005. 6 апреля.
  159. В.Н. Политические аспекты современной миграции // Государственная служба. 2007. № 2.
  160. Ю.Г. Миграция и политический процесс: проблема соотношения // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 3.
  161. А. Методологические исследования миграции населения юридической наукой // Государственная служба. 2005. № 6.
  162. . Миграция вышла из тени // Отечественные записки. 2004. № 4.
  163. .А. Миграционная ситуация в современной России // Человек и труд. 2005. № 6.
  164. Т.С. Обмен населением между СССР и Германией накануне и в начале Второй" мировой войны // Отечественная история. 2004. № 4.
  165. В.А. Международная миграция в России: 10 лет после Каира //Народонаселение. 2004.№ 3.
  166. Н.В. Диаспоральная политика России на современном этапе // Мир образования образование в мире. 2005. № 1.
  167. M.JI. Профессиональные стратегии художников-эмигрантов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 2.
  168. О.Г. Раздумья о Государственной Думе: политическая эмиграция об упущенных возможностях // Проблемы Отечественной истории. Вып. 1 (9). М., 2005.
  169. С. Международные миграционные процессы: концептуальный анализ // Человек и труд. 2006. № 4.
  170. Миграция: угроза или благо // Отечественные записки. 2004. № 4.
  171. В.А. «Правый» лагерь российской эмиграции в начале 20-х годов XX века: идеи и практика // История государства и права. 2007. № 1.
  172. В.И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) // Социологические исследования. 2005. № 2.
  173. И. Нужен закон о репатриации // Политический маркетинг. 2006. № 11.
  174. Е.А. Переселенческая политика России // Мир образования образование в мире. 2006. № 2.
  175. Е. Они спасались от Родины // Коммерсантъ-власть. 2007. № 45.
  176. В.И. Россия: демографический аспект иммиграционной проблемы // Полития. 2005. № 1.
  177. Ю. Путин признал ошибки миграционной политики //1. Известия. 2005. 18 марта.
  178. С.Н. Современные молодежные движения и исторический опыт «активизма» в среде российской эмигрантской молодежи в 20−30-е гг. XX в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2006. № 2.
  179. С. Задача политики сделать невозможное возможным // Политический маркетинг. 2006. № 11.
  180. И. А. Миграционная политика: проблемы целевого переселения //Вестник Моск. ун-та. Сер.12. Политические науки. 2004. № 5.
  181. К.О. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации // Федеративные отношения и региональная соц.-экон. политика. 2006. № 6.
  182. Л.Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы // Социологические исследования 2005. № 3.
  183. Л. Л. Рязанцев С.В., Миграционная политика России в контексте ее национальных интересов // Народонаселение. 2005. № 3.
  184. С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики. 2005. № 7.
  185. Г. Социокультурная адаптация мигрантов в Германии // Alma mater. 2006. № 1.
  186. Р.Х. Россияне в Балтии: вчера, сегодня, завтра // Общественные науки и современность. 2005. № 2.
  187. З.Р. Эмиграция как индикатор состояния российского общества // Закон и право. 2006. № 7.
  188. А.Н., Воробьева О. Д. Совершенствование миграционного законодательства основа эффективной миграционной политики // Народонаселение. 2006. № 4.
  189. А. Влияние миграции на демографические процессы исоциально-экономическую обстановку в стране на примере Оренбургской области // Экономист. 2002. № 3.
  190. П.А. Новые тенденции миграции и миграционной политики в странах Европейского союза // Народонаселение. 2006. № 4.
  191. В.Н. О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы) // Социс. 2003. № 11.
  192. В.Н. Социальные проблемы адаптации иммигрантов // Народонаселение. 2003. № 4.
  193. Е. Национальная идея: Русское, общероссийское, евразийское, славянское // Жизнь национальностей. 2005. № 1.
  194. Е.Н. Единая российская нация: Интервью с председателем комитета Госдумы РФ по делам национальностей // Жизнь национальностей. 2005. № 3. /
  195. Е.Н. Основные направления законотворчества в сфере национальной политики Российской Федерации // Государственная служба. 2007. № 2.
  196. M.JI. Концепция совершенствования миграционной системы Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8. ?
  197. В.П. Трагедия России (вымирание народа и территориальная незащищенность) Статья первая // Современная Европа. 2004. № 1.
  198. Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. № 1.
  199. А. Русское зарубежье как историко-культурный феномен //Вопросы культурологии. 2007. № 1.
  200. О.И. Интеграция мигрантов как способ регулирования миграционных процессов в Европейском союзе // Закон и право. 2006. № 7.1. Справочные издания
  201. С.В., Егоров С. А., Ермишин К. И. и др. Словарь прав человека и народов / Отв. ред. Р. А. Тузмухамедов, В. И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1993.
  202. Деловой Израиль: Экономика и связи с Россией в 1999—2001 гг.: Справ. / Гл. ред. Вачнадзе Г. Н. М., 2002.
  203. Ключевые проблемы в области миграционной политики Российской Федерации. Экспертный опрос. М.: ФМС России, Центр стратегических исследований ПФО, 2005.
  204. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
  205. Миграционная информация из стран СНГ / Центр MOM по техническому сотрудничеству. Женева, июль 2000.
  206. Миграция населения в странах СНГ, 1996, 1997, 1998 гг. Женева: M0M, 1997.
  207. Россия в цифрах // Коммерсантъ-власть. 2004. 13 декабря.
  208. Сборник информационных материалов для проведения экспертного исследования по определению масштабов незаконной миграции на территории Российской Федерации. М.: Федеральная миграционная служба, 2006.
  209. Bureau of Immigration and Customs Enforcement http://www.bice.immigration.gov/250. (CIS) in 1999. UNHCR, Geneva, 7 June 2000.
  210. Contribution to UNHCR’s Special Programme and Other Trust Funds for CIS Countries 1991−1999. UNHCR/DRRM/29, June 2000,
  211. IMES: Immigration, Integration. Emigration Suisse, http://www.auslaender.ch/aufenthalt/indexf.asp?submenu=l по состоянию на май 2003 года.
  212. Glossary on Migration. ЮМ. Geneva, 2004. .
  213. Provisional Statistics on Refugees and Others of Concern to UNHCR for the year 2000, UNHCR.1. Авторефераты диссертаций
  214. Л.Ф. Конституционно-правовое регулирование миграционных процессов в зарубежных странах: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2006.
  215. Г. Г. Миграция населения: проблемы политико-правового регулирования: Автореф. дисс.. д-ра полит, наук. М., 2001.
Заполнить форму текущей работой