Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация ментального лексикона: формирование в онтогенезе и распад при нарушениях языковой системы глагольной словоизменительной морфологии: экспериментальное исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Испытуемые с болезнью Альцгеймера в целом справлялись с заданием хуже здоровых взрослых, что очевидно связано с нарушением памяти и снижением общих когнитивных функций, которое приводит к затруднениям при порождении форм в первую очередь от квазиглаголов и вызывает нарушения семантического компонента языковой системы. Целью данного исследования было выявить особенности порождения форм от русских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Гипотезы об организации ментального лексикона и механизмов, обеспечивающих морфологические процедуры
    • 1. Двусистемный подход
    • 2. Односистемный подход
    • 3. Альтернатива дву- и односистемному подходам
  • Глава 2. Двусистемный vs. односистемный подход: данные английского языка
    • 1. Данные усвоения языка
      • 1. 1. Данные по детям с нормальным речевым развитием
      • 1. 2. Данные по детям со специфическими речевыми нарушениями
      • 1. 3. Данные по билингвам и изучающим неродной язык
    • 2. Данные распада языка
      • 2. 1. Данные по людям с афатическими нарушениями
      • 2. 2. Данные по людям с болезнью Альцгеймера
    • 3. Данные нейрофизиологических исследований с применением различных методик мозгового картирования
  • Глава 3. Двусистемный vs. односистемный подход: данные разных языков
    • 1. Исландский и норвежский языки
    • 2. Итальянский язык
    • 3. Немецкий язык
    • 4. Испанский язык
    • 5. Иврит
    • 6. Польский язык
    • 7. Русский язык
      • 7. 1. Этапы усвоения русских глагольных форм детьми
      • 7. 2. Экспериментальные исследования усвоения глагольной морфологии на материале русского языка
  • Глава 4. Словоизменительные глагольные классы в русском языке
  • Глава 5. Структура и методика эксперимента. Материал исследования
    • 1. Структура и методика эксперимента
    • 2. Материал исследования
      • 2. 1. Группы испытуемых. Демографические данные
      • 2. 2. Обоснование выбора испытуемых и возможности их сопоставления
  • Глава 6. Результаты экспериментального исследования различных групп испытуемых на материале русского языка
    • 1. Принципы анализа материала.'
    • 2. Результаты эксперимента со взрослыми носителями языка без речевых нарушений
    • 3. Результаты экспериментов с детьми дошкольного возраста без речевых нарушений
    • 4. Результаты экспериментов с детьми дошкольного возраста с диагнозом алалия
      • 4. 1. Испытуемый ВП, 5 лет
      • 4. 2. Испытуемый ВВ, 5 лет
      • 4. 3. Испытуемый КА, 5 лет
      • 4. 4. Испытуемый АП, 5 лет
      • 4. 5. Испытуемый ГГ, 6 лет
    • 5. Результаты эксперимента со студентами-американцами, изучающими русский язык как иностранный
    • 6. Результаты эксперимента с пациентами с диагнозом афазия
      • 6. 1. Испытуемый Пн
      • 6. 2. Испытуемый Кн
      • 6. 3. Испытуемый Фд
      • 6. 4. Испытуемый Пр
      • 6. 5. Испытуемый Сф
      • 6. 6. Испытуемый Кр
    • 7. Результаты эксперимента с пациентами с болезнью Альцгеймера
      • 7. 1. Испытуемый С л
      • 7. 2. Испытуемый Кз
      • 7. 3. Испытуемый Бл
      • 7. 4. Испытуемый Ал
      • 7. 5. Испытуемый Bp
      • 7. 6. Испытуемый Пл
    • 8. Результаты эксперимента с пациентами с диагнозом шизофрения
    • 9. Сопоставление результатов, полученных в ходе экспериментов со всеми группами испытуемых. Статистическая обработка
  • Глава 7. Анализ результатов эксперимента на материале русского языка в свете дискуссии об организации ментального лексикона

Организация ментального лексикона: формирование в онтогенезе и распад при нарушениях языковой системы глагольной словоизменительной морфологии: экспериментальное исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дебаты вокруг проблемы организации ментального лексикона не утихают в течение последних тридцати лет. В основе этих споров лежит фундаментальное для современной когнитивной науки разграничение процессов, организованных по принципу подобия, и процессов, основанных на правилах. Как отмечается в статье У. Хана и Н. Чатера [Hahn & Chater 1998], это противостояние восходит к двум разным исследовательским традициям.

В лингвистике оба эти подхода нашли отражение, в частности, в исследованиях проблемы регулярности и нерегулярности морфологических процедур. В основном, исследования данной тематики проводились на материале английских глаголов, и в них разрабатывалась роль таких важных для речевой деятельности понятий, как дефолт (стандартное решение), частотность глагольного класса, частота встречаемости того или иного глагола в речи, продуктивность классов, прозрачность морфологической структуры и т. д. Структура ментального лексикона обычно рассматривается в рамках двух основных подходов, тем не менее существуют и альтернативные модели.

Все эти исследования претендуют на то, что предлагаемые в них модели являются универсальными. Однако английский язык не обладает сильно развитой флективной морфологией. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос о том, насколько выдвигаемые гипотезы применимы к языкам других типов, к таким как, например, русский. Это и обуславливает актуальность данного исследования.

Целью данного исследования было выявить особенности порождения форм от русских глаголов, с разной частотностью и различных словоизменительных классов, полученных в ходе экспериментов с самыми разнообразными группами испытуемых, и проанализировать их с точки зрения гипотез об устройстве ментального лексикона.

В соответствии с поставленной целью в задачи исследователя входило:

1) сбор экспериментального материала;

2) расшифровка и статистическая обработка полученных данных;

3) выявление и сопоставление особенностей порождения глагольных форм у разных групп испытуемых;

4) анализ результатов с точки зрения выдвигаемых в психолингвистике гипотез об устройстве ментального лексикона.

Объектом исследования является формирование глагольной словоизменительной морфологии русского языка в онтогенезе и распад при нарушении языковой системы.

Основным методом данного исследования является эксперимент, оформленный в виде микро-диалога, в ходе которого и порождались необходимые формы.

Предметом анализа в данной работе стали глагольные формы 1 лица единственного числа и 3 лица множественного числа настоящего/будущего времени, полученные в ходе тестирования со следующими группами испытуемых:

1) взрослые здоровые носители языка;

2) взрослые с афатическими нарушениями;

3) взрослые с диагнозом шизофрения;

4) взрослые с болезнью Альцгеймера;

5) дети дошкольного возраста с нормальным речевым развитием;

6) дети дошкольного возраста со специфическими речевыми нарушениями;

7) студенты-американцы, изучающие русский язык как иностранный. Научная новизна в первую очередь определяется как самой постановкой проблемы (исследование особенностей порождения глагольных форм с точки зрения выдвигаемых в мировой науке гипотез на материале языка с развитой флективной морфологией), так и выбранным экспериментальным методом.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что полученные данные русского языка, языка с богатой системой словоизменительных классов, могут послужить материалом для дальнейшего моделирования универсальных механизмов ментального лексикона, участвующих в формообразовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы при чтении соответствующих лекционных курсов и при создании тестов для определения уровня речевого развития у детей, усваивающих родной язык и иностранцев, изучающих иностранный, или распада языка, обусловленного различными заболеваниями.

Достоверность полученных результатов обеспечивается, во-первых, объемом исследованного материала (всего было проанализировано около 42 000 глагольных форм), а во-вторых, статистической обработкой результатов по методу дисперсионного анализа.

Данное исследование является частью большого психолингвистического проекта кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета, организованного совместно с Мерилэндским университетом, США и университетом Осло, Норвегия.

Заключение

.

Целью данного исследования было выявить особенности, характерные для каждой из групп испытуемых, и рассмотреть их с точки зрения существующих в современной литературе гипотез устройства ментального лексикона. Материалом исследования послужили результаты экспериментов со здоровыми взрослыми носителями языка, детьми дошкольного возраста без речевых нарушений и с диагнозом алалия, студентами-американцами, изучающими русский язык как иностранный, пациентами с афазией, болезнью Альцгеймера и шизофренией.

Были выявлены отдельные черты, характерные для каждой из групп испытуемых:

1) Лучше всего с тестом справлялись здоровые взрослые и люди с диагнозом шизофрения, а хуже всего — дети с алалией и взрослые с афазией.

2) У детей без речевых нарушений отмечается тенденция к постепенному усвоению системы словоизменительных глагольных классов, однако к шести годом она достигает уровня взрослого носителя языка только по отдельным параметрам.

3) Испытуемые с болезнью Альцгеймера в целом справлялись с заданием хуже здоровых взрослых, что очевидно связано с нарушением памяти и снижением общих когнитивных функций, которое приводит к затруднениям при порождении форм в первую очередь от квазиглаголов и вызывает нарушения семантического компонента языковой системы.

4) Студенты-американцы, усваивающие русский язык как иностранный, пользовались эксплицитными правилами, а частотность и продуктивность класса и глагола на порождение ими форм не влияли. Полученные результаты противоречат обоим основным подходам — модулярному и сетевому, — а также некоторым результатам, полученным на материале английского языка. В целом они не противоречат модели «правил и вероятностей», предложенной в [Gor 2004]. Однако некоторые явления остались за пределами этой модели. Для разрешения этого противоречия были введены некоторые дополнительные блоки и элементы. Предложенная схема не претендует на универсальность и требует дальнейших, уточняющих, экспериментов.

Также данная работа показала необходимость проведения межъязыковых исследований прежде, чем выдвигать универсальные гипотезы, основанные на материале экспериментов с носителями одного языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Усвоение языка Текст. / С. Аврутин // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / под. ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобзевой, И. А. Секериной. — М.: Едиториал УРСС, 2006. — Гл. 8. — С. 261−275.
  2. , А. В. Теория морфологических категорий Текст. / А. В. Бондарко. — Л.: Наука, 1976. — 255 с.
  3. , Т. В. Проблемы теории морфологических моделей Текст. / Т. В. Булыгина. — М.: Наука, 1977. — 287 с.
  4. , М. Д. Понятие дисфункции и усвоение русского языка детьми и иностранцами Текст. / М. Д. Воейкова // Исследования по славянским языкам. Корейская ассоциация славистов. — 2001. — № 6. — С. 309−324.
  5. , Б. М. Патология речи Текст. / Б. М. Гриншпун, А. Б. Добрович, Р. М. Фрумкина // Основы теории речевой деятельности. / Отв. ред. А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1974. — С. 318 327.
  6. , А. А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование Текст. / А. А. Залевская. — Воронеж: Из-во Воронеж, ун-та, 1990. — 204 с.
  7. , А. А. Введение в психолингвистику Текст. / А. А. Залевская. — М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2000. — 382 с.
  8. , А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение Текст. / А. А. Зализняк. — М.: Русский язык, 1977. — 880 с.
  9. , Л. Н. Частотный словарь русского языка Текст. / Л. Н. Засорина. — М.: Русский язык, 1977. — 936 с.
  10. , И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя Текст. / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  11. , В. В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослыйребенок» Текст. / В. В. Казаковская- отв. ред. А. В. Бондарко, М. Д. Воейкова. — СПб.: Наука, 2006. — 456 с.
  12. , В. Б. Онтолингвистика, типология и языковые правила Текст. / В. Б. Касевич // Язык и речевая деятельность. — 1998. — № 1.1. С. 31−40.
  13. , С. Д. Категории языка и мышления: Из научного насоедия Текст. / С. Д. Кацнельсон. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 864 с.
  14. , В. А. Экспрессивная алалия: Учебное пособие к спецкурсу Текст. / В. А. Ковшиков. — СПб.: Сатис, 1994. — 88 с.
  15. А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений Текст. / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2002. — 352 с.
  16. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие Текст. / А. Д. Наследов — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  17. , А. Д. Применение статистических методов в психологии Текст. / А. Д. Наследов, С. Г. Тарасов. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. — 208 с.
  18. , С. Язык как инстинкт Текст.: [пер. с англ.] / С. Пинкер- общ. ред. В. Д. Мазо. —М.: Едиториал УРСС, 2004. — 456 с.
  19. , В. А. Общая морфология: Введение в проблематику: Учебное пособие Текст. / В. А. Плунгян. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 384 с.
  20. Русская грамматика Текст.: в 2 т. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. С. Авилова, А. В. Бондаренко, Е. А. Брызгунова [и др.]- редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) [и др.]. — М.: Наука, 1980 — 783 с.
  21. , Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии Текст. / Т. В. Рябова // Вопросы порождения речи и обучения языку / под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. — М.: МГУ, 1967. — С. 7694.
  22. , Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики Текст. / Д. Слобин // Психолингвистика: сб. ст. / Сост.: А. М. Шахнарович. — М.: Прогресс, 1984. —С. 143−208.
  23. , Н. А. Порождение словоформ от русских квазиглаголов Текст. / Н. А. Слюсарь // III Межвузовская конференция студентов-филологов. Тезисы докладов. Ч. 2. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. — С. 27−28.
  24. , Р. М. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Р. М. Фрумкина. — М.: Академия, 2001. — 320 с.
  25. , Р. М. К проблеме вероятностной организации речевого поведения в норме и патологии Текст. / Р. М. Фрумкина, А. П. Василевич, А. Б. Добрович, Е. Н. Герганов. —М., 1970. — 45 с.
  26. , О. Г. Стратегии порождения русских глагольных форм у изучающих русский язык как иностранный Текст. / О. Г. Хомицевич. // v Русская филология 13. Сборник научных работ молодых филологов. — Тарту: Tartu University Press, 2002. — С. 204−210.
  27. , Н. О природе и языке. С очерком «Секулярное священство и опасности, которые таит демократия» Текст.: [пер. с англ.] / Н. Хомский. — М.: КомКнига, 2005. — 288 с.
  28. , С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие Текст. / С. Н. Цейтлин. — СПб.: МиМ, 1997. — 192 с.
  29. , С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / С. Н. Цейтлин. — М.: Владос, 2000. — 240 с.
  30. , С. Н. Направления и аспекты изучения детской речи Текст. / С. Н. Цейтлин // Детская речь как предмет лингвистического исследования: Материалы международной конференции / отв. ред.: С. Н. Цейтлин. — СПб.: Наука, 2004. — С. 275−278.
  31. , С. Н. Почему первый язык легче осваивать, чем второй? Текст. / С. Н. Цейтлин. // Вторая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Т. 2. — СПб.: Филолог, ф-т СПбГУ, 2006. — С. 468−469.
  32. , Т. В. Проект дистанционного обучения нейролингвистике «Минерва» Электронный ресурс. / Т. В. Черниговская. — 2000. — Режим доступа: http://www.genling.nw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/.
  33. , Т. В. Экспериментальное исследование лексикона и морфологических процедур у говорящих на русском языке взрослых и детей: правила или аналогии? Текст. / Т. В. Черниговская // Вестник РГНФ. — 2002. — № 4. — С.123−128.
  34. , Т. В. Зеркальный мозг, концепты и язык: цена антропогенеза Текст. / Т. В. Черниговская // Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. — 2006. — № 92 (1). — С. 84−99.
  35. , Т. В. Специфика полушарной асимметрии восприятия интонаций в норме и при шизофрении Текст. / Т. В. Черниговская,
  36. С. Э. Давтян, Н. Н. Петрова, К. Н. Стрельников // Физиология человека. — 2004. — № 4. — С. 32−39.
  37. , JI. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании Текст. / JI. В. Щерба. // Языковая система и речевая деятельность. — JL: Наука, 1974. — С. 24−39.
  38. , Р. О. Русское спряжение Text. / Р. О. Якобсон. // Избранные работы: [пер. с англ., нем. и фр. яз.] / сост. и общ. ред.: В. А. Звегинцева. — М.: Прогресс, 1985. — С. 198−209.
  39. Alegre, М. Frequency effects and the representational status of regular inflections Text. / M. Alegre, P. Gordon // Journal of Memory and Language. — 1999. — Vol. 40. — P. 41−61.
  40. Arshavsky, Y. I. Alzheimer’s disease, brain immune privilege and memory: a hypothesis Text. / Y. I. Arshavsky // Journal of neural transmission. — 2006. —Vol. 113 (11). —P. 1697−1707.
  41. Bartke, S. An ERP-study of German 'irregular' morphology Text. / S. Bartke, F. Rosier, J. Streb, R. Wiese // Journal of neurolinguistics. — 2005. —Vol. 18. —P. 29−55.
  42. Besche-Richard, C. Double-decision lexical tasks in thought-disordered schizophrenic patients: A path towards cognitive remediation? Text. / C. Besche-Richard, C. Passerieux, M.-C. Hardy-Bayle // Brain and Language. — 2005. — Vol. 95. — P. 395−401.
  43. Beck, M.-L. Regular verbs, past tense and frequency: tracking down a potential source of NS/NNS competence differences Text. / M.-L. Beck // Second Language Research. —1997. — Vol. 13 (2). — P. 93−115.
  44. Berent, I. Default nominal inflection in Hebrew: evidence for mental variables Text. / I. Berent, S. Pinker, J. Shimron // Cognition. — 1999. — Vol. 72.—P. 1−44.
  45. Berko, J. The child’s learning of English morphology Text. / J. Berko // Word. — 1958. —Vol. 14. —P. 150−177.
  46. Bird, H. Deficits in phonology and past-tense morphology: What’s the connection? Text. / H. Bird, M. A. Lambon Ralph, M. S. Seidenberg, J. L. McClelland, K. Patterson // Journal of Memory and Language. — 2003. — Vol. 48. —P. 502−526.
  47. Bybee, J. L. Regular morphology and the lexicon Text. / J. L. Bybee // Language and Cognitive Processes. — 1995. — Vol. 10. — P. 425455.
  48. Chandler, S. Analogical modeling and the English past tense: A reply to Jaeger et al. 1996 Electronic resource. / S. Chandler, R. Skousen. — 1997.
  49. Mode of access: http://humanities.byu.edu/am/jaeger.html.
  50. Chapin, K. Activation and facilitation in the lexicon of schizophrenics Text. / K. Chapin, J. McCown, L. Vann, D. Kenney, I. Youssef // Schizophrenia Research. — 1992. — Vol. 6. — P. 251−255.
  51. Chernigovskaya, T. The complexity of paradigm and input frequencies in native and second language verbal processing: Evidence from Russian Text. / T. Chernigovskaya, K. Gor // Language and language behavior. — 2000. — Vol. 3 (II) — P. 20−38.
  52. Chomsky, N. Knowledge of language: its nature, origin and use Text. / N. Chomsky. — Westport CT: Preager, 1985. — 314 p.
  53. Clahsen, H. Lexical entries and rules of language: A multidisciplinary study of German inflection Text. / H. Clahsen // Behavioral and Brain Sciences.1999. — Vol. 22. — P. 991−1060.
  54. Clahsen, H. Syntax and morphology in Williams Syndrome Text. / H. Clahsen, M. Almazan // Cognition. — 1998. — Vol. 68. — P. 197−198.
  55. Clahsen, H. The development of regular and irregular verb inflection in Spanish child language Text. / H. Clahsen, F. Aveledo, I. Roca // Journal of Child Language. — 2002. — Vol. 29. — P. 591−622.
  56. Clahsen, H. The availability of Universal Grammar to adult and child learners: a study of the acquisition of German word order Text. / H. Clahsen, P. Muysken // Second Language Research. — 1986. — Vol. 5.1. P. 93−119.
  57. Covingtona, M. A. Schizophrenia and the structure of language: The linguist’s view Text. / M. A. Covingtona, С. He, C. Brown, L. Na9i,
  58. J. Т. McClain, В. Sirmon Fjordbak, J. Semple, J. Brown // Schizophrenia Research. — 2005. — Vol. 77. — P. 85−98.
  59. Dabrowska, E. Rules or schemas? Evidence from Polish Text. / E. Dabrowska // Language and Cognitive Processes. — 2004. — Vol. 19(2).1. Pp. 225−271.
  60. Davidson, D. E. Russian: Stage One: Live from Moscow! Text. / D. E. Davidson, K. S. Gor, M. D. Lekic. — Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt Publishing Company, 1996. — 505 p.
  61. DeLisi, L. E. Speech disorder in schizophrenia: review of the literature and exploration of its relation to the uniquely human capacity for language Text. / L. E. DeLisi // Schizophrenia Bulletine. — 2001. — Vol. 27(3). — P. 481196.
  62. Dhond, R. P. Spatiotemporal maps of past-tense verb inflection Text. / R. P. Dhond, K. Marinkovic, A.M.Dale, T. Witzel, E. Halgren // Neurolmage. — 2003. — Vol. 19. — P. 91−100.
  63. Doughty, C. J. The scope of inquiry and goals of SLA Text. / C. J. Doughty, M. H. Long // The handbook of second language acquisition. / eds.: Doughty C. J., Long M. H. — Maiden, MA: Blackwell, 2003. — P. 3−16.
  64. Dressier, W. U. On the predictiveness of Natural Morphology Text. / W. U. Dressier//Journal of Linguistics. — 1985. — Vol. 21. — P. 321−337.
  65. Eddington, D. Dissociation in Italian conjugations: a single-route account Text. / D. Eddington // Brain and Language. — 2002. — Vol. 81. — P. 291−302.
  66. Ellis, N. Rules or associations in the acquisition of morphology? The frequency by regularity interaction in human and PDP learning of morphosyntax Text. / N. Ellis, R. Schmidt // Language and cognitive process. — 1998. — Vol. 13(2/3). — P. 307−336.
  67. Ellis, R. Understanding second language acquisition Text. / R. Ellis. — Oxford: Oxford university press, 1986. — 336 p.
  68. Faroqi-Shah, Y. Semantic, lexical, and phonological influences on the production of verb inflection in agrammatic aphasia Text. / Y. Faroqi-Shah,
  69. C. K. Thompson // Brain and Language. — 2004. — Vol. 89. — P. 484 498.
  70. Gagarina, N. The acquisition of aspectuality by Russian children: the early stages Text. / N. Gagarina // ZAS Papers in Linguistics. — Berlin: Zentrum fur Allgemeine Sprachwissenschaft, 2000a. — P. 232—246.
  71. Gagarina, N. Thoughts on Optional Infinitives (in Russian) Text. / N. Gagarina // Linguistics by Heart, Webfest for Horst-Dieter Gasde. / Eds.:
  72. D. Hole, P. Law, N. Zhang. — Berlin: ZAS, 2000b. — P. 1−23.
  73. Gopnik, M. Impairment of tense in a familial language disorder Text. / M. Gopnik // Journal of Neurolinguistics. — 1994. — Vol. 8(2). — P. 109 133.
  74. Gor, K. Mental Lexicon Structure in LI and L2 Acquisition: Russian Evidence Electronic resource. / K. Gor, T. Chernigovskaya. // Glossos. — 2003. — Vol. 4. — Mode of access: http://www.seelrc.org.
  75. Gor, K. Formal Instruction and the Acquisition of Verbal Morphology Text. / K. Gor, T. Chernigovskaya // Investigation in Instructed Second Language Acquisition. — Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2004. — P.103−139.
  76. Hahn, U. Similarity and rules: distinct? exhaustive? empirically distinguishable? Text. / U. Hahn, N. Chater // Cognition. — 1998. —Vol. 65.—P. 197−230.
  77. Hahn, U. German inflection: single route or dual route? Text. / U. Hahn, R. C. Nakisa // Cognitive Psychology. — 2000. — Vol. 41. — P. 313−360.
  78. Han, S. D. Functional neuroimaging of word priming in males with chronic schizophrenia Text. / S. D. Han, P. G. Nestor, M. Hale-Spencer, A. Cohen, M. Niznikiewicz, R. W. McCarley, C. G. Wibled // Neurolmage. — 2007.1. Vol. 35. —P. 273−282.
  79. Hawkins, R. Second language syntax. A generative introduction Text. / R. Hawkins. — Oxford: Blackwell Publishers, 2001. — 432 p.
  80. Ioup, G. Reexamining the critical period hypothesis: A case study in a naturalistic environment Text. / G. Ioup, E. Boustagui, M. El Tigi, M. Moselle // Studies in Second Language Acquisition. — 1994. — Vol. 16.1. P. 73−98.
  81. Jakobson, R. O. Russian conjugation Text. / R. O. Jakobson // Word. — 1948. — Vol. 4. — P. 155−167.
  82. Jakobson, R. Child language, aphasia and phonological universals Text. / R. Jakobson. — The Hague: Mouton, 1968. — 101 p.
  83. Jaeger, J. A positron emission tomography study of regular and irregular verb morphology in English Text. / J. Jaeger, D. Lockwood, R. Kemmerer, R. Van Valin, B. Murphy, H. Kahlak // Language. —1996. — Vol. 72. — P. 451−497.
  84. Jensvoll, M. H. The acquisition of past tense in English/Norwegian bilingual children: single versus dual mechanisms Text. / M. H. Jensvoll // Nordlyd.2003. —Vol. 31(3).—P. 545−557.
  85. Joanisse, M. F. Specific language impairment: a deficit in grammar or processing? Text. / M. F. Joanisse, M. S. Seidenberg // Trends in Cognitive Sciences. — 1998. — Vol. 2(7). — P. 240−247.
  86. Kovac, I. Sibling resemblance for specific components of linguistic competence in families of speech/language impaired children Text. / I. Kovac, M. Gopnic, R. M. Palmour // Journal of Neurolinguistics. — 2002.1. Vol. 15. —P. 497−513.
  87. Lambon Ralph, M. A. What underlies the neuropsychological pattern of irregular > regular past-tense verb production? Text. / M. A. Lambon Ralph, N. Braber, J. L. McClelland, K. Patterson // Brain and Language. — 2005. — Vol. 93. — P. 106−119.
  88. Larsen-Freeman, D. An introduction to second language acquisition research Text. / D. Larsen-Freeman, M. H. Long. — London, New York: Longman, 1991. —416p.
  89. Ling, С. X. Answering the connectionist challenge: a symbolic model of learning the past tense of English verbs Text. / С. X. Ling, M. Marinov // Cognition. — 1993. — Vol. 49. — P. 235−290.
  90. Long, M. H. The least a second language acquisition theory needs to explain Text. / M. H. Long // TESOL Quarterly. — 1990. — Vol. 24(4). — P. 649 666.
  91. Marchman, V. A. Constraints on plasticity of in a connectionist model of the English past tense Text. / V. A. Marchman // Journal of cognitive neuroscience. — 1993. — Vol. 5. —P. 215−234.
  92. Marchman, V. A. Children’s productivity in the English past tense: The role of frequency, phonology, and neighborhood structure Text. / V. A. Marchman // Cognitive Science. — 1997. — Vol. 21. — P. 283−304.
  93. Marchman, V. A. Continuity in lexical and morphological development: a test of the critical mass hypothesis Text. / V. A. Marchman, E. Bates // Journal of child language. —1994. Vol. 21 (2). — P. 331−366.
  94. Marchman, V. A. Overregularization in English plural and past tense inflectional morphology: a response to Marcus (1995) Text. / V. A. Marchman, K. Plunkett, J. Goodman // Journal of child language. — 1997. — Vol. 24. — P. 767−779.
  95. Marchman, V. A. Productive use of the English past tense in children with focal brain injury and specific language impairment Text. /
  96. V. A. Marchman, С. Saccuman, В. Wulfeck // Brain and Language. — 2004.1. Vol. 88. —P. 202−214.
  97. Marcus, G. F. Children’s overregularization of English plurals: a quantitative analysis Text. / G. F. Marcus // Journal of child language. — 1995. — Vol. 22(2). — P. 447−460.
  98. Marcus, G. F. German inflection: the exception that proves the rule Text. / G. F. Marcus, U. Brinkmann, H. Clahsen, R. Wiese, S. Pinker. // Cognitive psychology. — 1995. — Vol. 29. — P. 189−256.
  99. Marshall, C. R. A challenge to current models of past tense inflection: The impact of phonotactics Text. / C. R. Marshall, H. K. L. van der Lely // Cognition. — 2006. — Vol. 100. — P. 302−320.
  100. Marslen-Wilson, W. Rules, representations, and the English Past tense Text. / W. Marslen-Wilson, L. K. Tyler // Trends in cognitive sciences. — 1998. — Vol. 2. — P. 428−435.
  101. Marvel, C. L. Word production deficits in schizophrenia Text. / C. L. Marvel, B. L. Schwartz, K. L. Isaacs // Brain and Language. — 2004.1. Vol. 89. —P. 182−191.
  102. Matcovich, O. Regular inflection in the mental lexicon: Evidence from Italian Text. / O. Matcovich // Proceedings from the conference «The Verb in Cognitive Grammar». — Gran, 1998.
  103. McClelland, J. L. Rules or connections in past-tense inflections: what does the evidence rule out? Text. / J. L. McClelland, K. Patterson // Trends in Cognitive Sciences. — 2002. — Vol. 6. — № 11. — P. 465−472.
  104. Nestor, P. G. Word priming in schizophrenia: Associational and semantic influences Text. / P. G. Nestor, O. Valdman, M. Niznikiewicz, K. Spencer, R. W. McCarley, M. E. Shenton. // Schizophrenia Research. — 2006. — Vol. 82.—P. 139−142.
  105. Newman, A. J. An ERP study of regular and irregular English past tense inflection Text. / A. J. Newman, M. T. Ullman, R. Pancheva, D. L. Waligura, H. J. Nevilled // Neurolmage. — 2007. — Vol. 34. — P. 435−445.
  106. Orsolini, M. Acquiring regular and irregular inflection in a language with verb classes Text. / M. Orsolini, R. Fanari, H. Bowles // Language and cognitive processes. — 1998. — Vol. 13(4). — P. 425−464.
  107. Orsolini, M. Universals in morphological representation: Evidence from Italian Text. / M. Orsolini, W. Marslen-Wilson // Language and Cognitive Processes. — 1997 — Vol. 12. — P. 1−47.
  108. Paradis, J. Tense and temporality: a comparison between children learning a second language and children with SLI Text. / J. Paradis, M. Crago // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. — 2000. — Vol. 43.1. P. 834—847.
  109. Patterson, K. Deficits in irregular past-tense verb morphology associated with degraded semantic knowledge Text. / K. Patterson, M. A. Lambon Ralph, J. R. Hodges, J. L. McClelland // Neuropsychologia.2001. — Vol. 39. — P. 709−724.
  110. Pinker, S. Rules of language Text. / S. Pinker // Science. — 1991. — Vol. 253. —P. 530−535.
  111. Pinker, S. Words and Rules: The Ingredients of Language Text. / S. Pinker.
  112. New York: HarperCollins Publishers, 1999. — 349 p.
  113. Pinker, S. On language and connectionism: Analysis of a parallel distributed processing model of language acquisition Text. / S. Pinker, A. Prince // Cognition. — 1988. — Vol. 28. — P. 73−193.
  114. Pinker, S. The past and future of the past tense Text. / S. Pinker, M. T. Ullman // Trends in Cognitive Sciences. — 2002. — Vol. 6(11). — P. 456163.
  115. Plaut, D. C. Structure and function in the lexical system: insights from distributed models of word reading and lexical decision Text. / D. C. Plaut // Language and cognitive processes. —1997. -— Vol. 12(5/6). — P. 765 805.
  116. Plunkett, K. Stochastic approaches to understanding dissociations in inflectional morphology Text. / K. Plunkett, S. Bandelow // Brain and Language. — 2006. — Vol. 98. — P. 194−209.
  117. Plunkett, K. From rote learning to system building: Acquiring verb morphology in children and connectionist nets Text. / K. Plunkett, V. Marchman // Cognition. — 1993. — Vol. 48. — P. 21−69.
  118. Prasada, S. Generalization of regular and irregular morphological patterns Текст. / S. Prasada, S. Pinker // Language and Cognitive Processes. — 1993. —Vol. 8. —P. 1−56.
  119. Ragnasdottir, H. The acquisition of past tense morphology in Icelandic and Norwegian children: an experimental study Text. / H. Ragnasdottir, H. G. Simonsen, K. Plunkett // Journal of Child Language. — 1999. — Vol. 26.—P. 577−618.
  120. Ramscar, M. The role of meaning in inflection: Why the past tense does not require a rule Text. / M. Ramscar // Cognitive Psychology. — 2002. — Vol. 45. —P. 45−94.
  121. Sahin, N. Abstract Grammatical Processing of Nouns and Verbs in Broca’s Area: Evidence from fMRI Text. / N. Sahin, S. Pinker, E. Halgren // Cortex. — 2006. — Vol. 42. — P. 540−562.
  122. Seidenberg, M. S. Evaluating behavioral and neuroimaging evidence about past tense processing Text. / M. S. Seidenberg, J. Hoeffner // Language. — 1998. — Vol. 74. — P. 104−122.
  123. Simonsen, H. G. Past tense acquisition and processing in Norwegian: Experimental evidence Text. / H. G. Simonsen // Language and Language Behavior. — 2000. — Vol. ЗЯ1. — P. 6−101.
  124. Simonsen, H. G. Testing past tense inflection in Norwegian: A diagnostic tool for identifying SLI children? Text. / H. G. Simonsen, К. V. Bjerkan. // International Journal of Applied Linguistics. — 1998. — Vol. 8(2). — P. 251−270.
  125. Simonsen, H. G. Processing of Verbal Morphology in Norwegian Speakers with Alzheimer’s Disease (AD) Text. / H. G. Simonsen, I. Moen, A. R. 0ksengard, K. Engedal // Proceedings of the 2004 IALP Congress. — 2004.
  126. Stemberger, J. Are inflected forms stored in the lexicon? Text. / J. Stemberger, B. MacWhinney // Theoretical morphology: Approaches in modern linguistics / eds.: Hammond M., Noonan M. — New York: Academic Press, 1988. —P. 101−116.
  127. Tallal, P. Defects of nonverbal auditory perception in children with developmental dysphasia Text. / P. Tallal, M. Piercy // Nature. — 1973. — Vol. 241. —Pp. 468−469.
  128. Thomas, M. Can developmental disorders reveal the component parts of the human language faculty? Text. / M. Thomas, A. Karmiloff-Smith // Language Learning and Development. — 2005. — Vol. 1. — P. 65−92.
  129. Tomasello, М. Constructing a language: a usage-based theory of language acquisition Text. / M. Tomasello. — Cambridge, London: Harvard University Press, 2003. — 388 p.
  130. Tomasello, M. Differential productivity in young children’s use of nouns and verbs Text. / M. Tomasello, N.' Akhtar, K. Dodson, L. Rekau // Journal of child language. — 1997. — Vol. 24. — P. 373−387.
  131. Townsend, С. E. Russian word-formation Text. / С. E. Townsend. — Cambridge, MA: Slavica, 1975. — 272 p.
  132. Tyler, L. K. Temporal and rontal systems in speech comprehension: An fMRI study of past tense processing Text. / L. K. Tyler, E. A. Stamatakis, B. Post, B. Randall, W. Marslen-Wilson // Neuropsychologia. — 2005. — Vol. 43. —P. 1963−1974.
  133. Ullman, M. T. Contributions of memory circuits to language: the declarative/procedural model Text. / M. T. Ullman // Cognition. — 2004. — Vol. 92. —P. 231−270.
  134. Ullman, M. T. Inflectional morphology in a family with inherited specific language impairment Text. / M. T. Ullman, M. Gopnik // Applied Psycholinguistics. — 1999. — Vol. 20. — P. 51−117.
  135. Ullman, M. Specific language impairment is not specific to language: the procedural deficit hypothesis Text. / M. Ullman, E. Pierpont // Cortex. — 2005. —Vol.41.—P. 399−433.
  136. Walenski, М. Deficit on irregular verbal morphology in Italian-speaking Alzheimer’s disease patients: Evidence from past tense and past participle production Text. / M. Walenski, K. Sosta, S. Сарра, M. Ullman. — (Unpublished).
  137. Weinrich, M. Representation of Linguistic Rules in the Brain: Evidence from Training an Aphasic Patient to Produce Past Tense Verb Morphology Text. / M. Weinrich, К. I. Boser, D. McCall // Brain and Language. — 1999. —Vol. 70.—P. 144−158.
  138. Wexler, K. Subject case in children with SLI and unaffected controls: Evidence for the Arg/Tns omission model Text. / K. Wexler, С. T. Schiitze, M. Rice // Language Acquisition. — 1998. — Vol. 7(2−4). — P. 317−344.
  139. Yang, C. D. Knowledge and Learning in Natural Language Text. / C. D. Yang. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 192 p.
Заполнить форму текущей работой