Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм формирования маркетинговых кооперативов в АПК: На примере продуктового молочного подкомплекса АПК Омской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты РФ и Омской области, официальные материалы Госкомстата РФ, Омского областного комитета статистики, Главного управления сельского хозяйства и администрации Омской области, данные годовых отчетов, первичного учета, статистической и бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. В процессе анализа… Читать ещё >

Содержание

  • 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КООПЕРАЦИИ В АПК
    • 1. 1. Основные понятия и исторические аспекты развития кооперации в сельском хозяйстве
    • 1. 2. Общие предпосылки организации маркетинговой кооперации в АПК в условиях рыночной экономики
    • 1. 3. Организационно-правовые основы формирования сельскохозяйственной кооперации
    • 1. 4. Современный опыт развития маркетинговой кооперации в аграрном секторе зарубежных стран и России
  • 2. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КООПЕРАТИВОВ В ПРОДУКТОВОМ МОЛОЧНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ АПК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Организационно-экономические условия создания маркетинговых кооперативов в продуктовом молочном подкомплексе Омской области
    • 2. 2. Современное состояние маркетинга молока и молочных продуктов
    • 2. 3. Социальная среда развития маркетинговой кооперации в регионе
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КООПЕРАТИВОВ В ПРОДУКТОВОМ МОЛОЧНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ АПК
    • 3. 1. Основные модели маркетинговых кооперативов в продуктовом молочном подкомплексе АПК и критерии их выбора
    • 3. 2. Процесс формирования маркетинговых кооперативов в молочном продуктовом подкомплексе АПК Омской области
    • 3. 3. Механизм организационно-экономических взаимоотношений в маркетинговом кооперативе

Организационно-экономический механизм формирования маркетинговых кооперативов в АПК: На примере продуктового молочного подкомплекса АПК Омской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях развитие ^ сельскохозяйственного производства в значительной степени сдерживается неразвитостью рыночной инфраструктуры, дезинтеграцией интересов предприятий разных сфер АПК, отсутствием у сельскохозяйственных организаций необходимой информации о состоянии рынка, отсутствием у них в достаточном объеме финансовых, интеллектуальных и организационных возможностей для самостоятельной эффективной маркетинговой деятельности.

Проблема доступности основных инструментов маркетинговой деятельности может быть решена (или в значительной степени снята ее острота) при помощи кооперирования сельскохозяйственных организаций для осуществления совместной деятельности на согласованных между участниками рынках. Мировой, как и российский дореволюционный опыт (особенно опыт Сибирской маслодельной кооперации) свидетельствует о высокой эффективности консолидации усилий всех участников цепи от производства до реализации конечному потребителю сельскохозяйственной продукции. Такая кооперация позволяет ее участникам сконцентрировать в необходимом объеме ресурсы для эффективного продвижения своей продукции, согласовать интересы всех участников кооперации, обеспечить их оперативной и достоверной рыночной информацией, что в конечном счете существенно улучшает экономические результаты их деятельности.

Особенно важно использование механизма маркетинговой кооперации в такой специфической отрасли, как производство молока. Специфические особенности товара (молоко) и его рынка требуют наличия отлаженного и эффективного механизма продвижения товара по всей продуктовой цепочке. Одним из наиболее приемлемых вариантов формирования такого механизма в современных условиях является маркетинговая кооперация. • Однако широкое использование этой формы организации совместной деятельности в практике деятельности Российских сельскохозяйственных организаций сдерживается рядом нерешенных проблем организационно-экономического, социального и правового характера. Их всестороннее исследование и разработка рекомендаций по устранению являются весьма актуальными как в теоретическом, так и в практическом плане.

Характеристика степени разработанности проблемы. Основные теоретические вопросы, связанные с развитием сельскохозяйственной кооперации в России, ее определением и экономическим содержанием были освещены в начале XX века в работах видных экономистов-аграрников М.И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова, К. А. Пажитнова, C.JI. Маслова, А. О. Челинцева и других видных российских ученых. Однако с тех пор изменились многие политические, экономические, социальные, правовые и другие факторы.

Общие организационные принципы работы кооперативов с учетом зарубежного опыта и российской специфики были рассмотрены известными российскими аграрными экономистами и историками Е. В. Серовой, А. П. Макаренко, И. Н. Буздаловым, В. З. Дворкиным, И. П. Глебовым, С.А. Пахомчи-ком, В. В. Алексановой, А. В. Ефременко, Е. В. Закшевской и др.

В основном же, в современных работах экономистов-аграрников рассматриваются вопросы развития кооперации в целом и меньше внимания уделяется вопросам специфики организации той или иной ее формы. Кроме того, наблюдается противоречивость в методологических подходах к понятию маркетинговой кооперации, направлениям ее формирования и оценке эффективности в новой системе экономических отношений.

Актуальность и недостаточная изученность вопросов формирования и деятельности маркетинговых кооперативов в АПК России с учетом отраслевых и региональных особенностей и определили выбор темы данной диссертационной работы и ее цель.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы • состоит в изучении экономического содержания маркетинговой кооперации и выявления основных организационно-экономических факторов ее формирования и развития в продуктовом молочном подкомплексе АПК в условиях рыночной экономики.

IP Выбор данной цели обусловил необходимость решения следующих задач:

— раскрыть социально-экономическое содержание сельскохозяйственной маркетинговой кооперации и уточнить теоретические и методологические основы ее формирования;

— выявить объективные организационно — экономические условия и предпосылки для создания данного вида кооперативов в АПК;

— разработать научно-методические основы механизма формирования и функционирования межхозяйственной маркетинговой кооперации в молоч-но-продуктовом подкомплексе АПК.

Предмет и объект исследования. Предмет исследования — теоретические и методические проблемы формирования маркетинговых кооперативов в продуктовом молочном подкомплексе регионального АПК.

Объектом исследования является молочный продуктовый подкомплекс агропромышленного комплекса Омской области. Углубленные исследования проводились по материалам ОАО «Одесский маслозавод» Одесского района и товаропроизводителей, составляющих его сырьевую зону.

Методы исследования. Методологическая основа исследования базируется на экономической теории и практике, выработанной отечественными и зарубежными учеными, углубленном экономическом анализе проблем формирования сельскохозяйственных кооперативных формирований в агропромышленном производстве. В работе применялся комплекс общенаучных и экономических методов исследований: аналитический, монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический и расчетно-конструктивный с использованием программы Microsoft Excel.

• Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты РФ и Омской области, официальные материалы Госкомстата РФ, Омского областного комитета статистики, Главного управления сельского хозяйства и администрации Омской области, данные годовых отчетов, первичного учета, статистической и бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. В процессе анализа автором проводились маркетинговые и социологические исследования и использовались результаты собственных наблюдений. Кроме того был использован научно-практический опыт в области сельскохозяйственной кооперации, полученный во время прохождения зарубежных стажировок в США и Германии.

Научная новизна исследования характеризуется следующим:

— обосновано понятие маркетингового кооператива и обобщены методологические и правовые основы их формирования в продуктовом молочном подкомплексе АПК;

— выявлены основные внешние и внутренние факторы рыночной среды, определяющие формирование маркетинговых кооперативов в современных условияхразработаны модели формирования маркетинговых кооперативов и критерии их выбора;

— предложены рекомендации по методике формирования маркетинговых кооперативов в продуктовом молочном подкомплексе и обоснована эффективность их создания в АПК.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные основные модели по созданию различных форм маркетинговых кооперативов и определение механизма их эффективного функционирования могут быть использованы фермерами, сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, органами государственного управления АПК (в т.ч. при разработке стратегических направлений реформирования АПК и целевых программ).

Научные рекомендации по методике формирования маркетинговых кооперативов приняты к внедрению администрацией Одесского района Омской области для реализации через районную программу по развитию отраслей агропромышленного комплекса. 0 Отдельные аспекты представленной к защите диссертации используются автором в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплине «Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК» со студентами и слушателями института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК и студентами экономического факультета Омского государственного аграрного университета.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования легли в основу докладов автора на научно-практической конференции сотрудников и аспирантов Омского государственного аграрного университета (2001, 2002 гг.), на международной конференции в Харьковском государственном техническом университете сельского хозяйства «Проблемы эффективного функционирования в условиях новых форм хозяйствования» (2001 г.), на научной конференции «Теория и практика становления институтов рынка в постсоветский период» (2001г.) в Новосибирском государственном университете, на научно-техническом совете Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Омской области (2001 г.), на всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития» в Омском государственном аграрном университете (2002 г.) .

Основные положения диссертационной работы были использованы при консультировании фермеров на страницах информационно-аналитического бюллетеня «Сибирский фермер».

По теме диссертации опубликовано 7 статей общим объемом 2,5 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех • глав, выводов и предложений, библиографического списка. Она изложена на.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенные нами исследования по проблемам формирования маркетинговых кооперативов в молочно-продуктовом подкомплексе в системе регионального АПК позволяют сделать следующие выводы и предложения:

1. Анализ исторического формирования кооперативной системы показал, что данная форма хозяйствования претерпела значительные изменения при адаптации к обостряющейся конкурентной рыночной среде. Наиболее распространенной формой во всем мире по-прежнему остаются маркетинговые кооперативы. Среди них в большинстве стран наиболее развиты молочные кооперативы, через которые фермеры реализуют до 90% произведенного молока.

2. Исследование организационно-правовых основ создания вертикальных форм кооперации в нашей стране показало, что недостаточно точная формулировка некоторых категорий в правовой системе создает препятствия для развития кооперативной системы. В связи с этим, нами было предложено сделать следующие изменения в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации»:

— заменить понятие «потребительский кооператив» на «обслуживающий», так как речь идет о всестороннем обслуживании товаропроизводителя на всех этапах производственного цикла;

— признать сельскохозяйственный обслуживающий кооператив, как кооператив, созданный не только сельскохозяйственными товаропроизводителями, но и организациями агропромышленного комплекса, занимающимися обслуживанием сельскохозяйственного производства;

— заменить термин «сбытовой кооператив», в связи с несоответствием предназначенных ему функций, на термин «маркетинговый кооператив».

3. Из результатов выполненного нами анализа деятельности маркетинговых кооперативов можно сделать вывод о том, что зарубежная практика не совсем приемлема для специфики российских условий, а наш отечественный опыт является недостаточно исследованным, чтобы его можно было рекомен-Ф довать для широкого распространения. Наряду с такими факторами, как недостаток финансовых средств, несовершенство законодательства по налогообложению и организационно-правовым вопросам, развитие маркетинговых кооперативов сдерживают слабо разработанные теоретические основы механизмов их формирования и хозяйствования.

4. В целом, сформировавшаяся в российских условиях рыночная среда содержит необходимые препоеылки для развития маркетинговых кооперативов. К ним можно отнести: дезинтеграцию интересов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, необходимость преодоления которой, становится очевидной для обеих этих групп субъектовспецифичность маркетинга в АПКувеличение разрыва цен между сельскохозяйственными и розничными ценамиособенности отраслей АПК.

5. Потенциальные преимущества вертикальной кооперации меняются в зависимости от отрасли и рода деятельности кооперируемых предприятий. На данный момент по большинству из рассмотренных нами параметров они максимальны для такого продуктового подкомплекса, как молочный.

6. Проведенный социально-экономический анализ состояния молрчного подкомплекса в Омской области выявил ряд существенных предпосылок для развития межхозяйственных видов кооперативов: сократилось производство молока за пятилетний период на 23%- в личных подсобных хозяйствах последние два года производиться уже больше 50% молокаувеличился объем реализации через собственную торговую сеть на 22%, при этом интервал между ценой реализации через собственную торговую сеть и заготовительные организации за исследуемый период составил в среднем 31,2%- производст-ф> венные мощности молочных заводов использовались в среднем на 38%.

7. Общая оценка рынка молочно-продуктового подкомплекса Омской области показала, что за последние пять лет уменьшение объема доступных ф молочных ресурсов и снижение покупательской способности привели к сужению емкости рынка на 22% при одновременном насыщении рынка разнообразными ассортиментными группами. На региональном рынке работают шесть крупнейших молочных заводов, которые активно используют маркетинговые мероприятия, конкуренция в отрасли стала все больше иметь тип конкуренции торговых марок. Проведенные нами социологические исследования показали, что представители продовольственной цепочки признают необходимость создания единой и научно-организованной системы маркетинга, которая была бы не только надежной и экономичной, но и самоуправляемой.

8. Для решения этой проблемы, мы предлагаем организацию в Омской области системы маркетинговых кооперативов. Формирование маркетинговых кооперативов нацелено на решение трех основных задач: централизация маркетинговой деятельности и ее комплексность во всех сферах производственной цепочкисоздание более прочного экономического базиса взаимодействия всех участников кооперативной системы за счет сближения их экономических интересов в едином циклеустановление паритетных экономических отношений партнеров через выравнивание уровней доходности и регулирование уровня отпускной цены на конечную продукцию.

9. Для предприятий, находящихся в разных условиях, предлагается использование трех различных моделей маркетингового кооператива: ориентированной на развитие единой торговой марки при многоотраслевом обслуживанииориентированной на обслуживание одной отрасли и ориентированной на узкоспециализированный сегмент рынка. Для выбора модели разработана матрица через систему определенных критериев.

10. Предложен организационно-экономический механизм формирования ф и функционирования маркетингового кооператива на примере молочнопродуктового подкомплекса Одесского района Омской области, разработаны проект устава маркетингового кооператива, методика расчета паевых взносов, предложены маркетинговые инструменты на краткосрочный и долгосрочный периоды, рассмотрена схема ценового механизма распределительных отношений между субъектами кооператива. Данные предложения позволят повысить рентабельность производства молока в Одесском районе до 2,1%, и увеличить объем выпускаемой переработанной продукции на 5%. Дополнительный доход ОАО «Одесский маслозавод» составит 260,5 тыс. рублей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрное право. Учеб. для вузов / Под ред. Г. Е. Быстрова, М. И. Козыря. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. — 534 с.
  2. А., Роль потребительской кооперации на продовольственном рынке / А. Аксененко, Л. Александрова // АПК: экономика, упр. 1999. — № 12.- С 83−87.
  3. Г. В. Продовольственный маркетинг в России: основные проблемы и перспективы // Материалы конф. участников американской программы обмена профессорско-преподавательскими составами, FEP 95−98. Вашингтон, 2000. — С. 1- 20.
  4. Ю.С. Межфермерская кооперация по переработке сельскохозяйственной продукции (на материалах республики Калмыкия): Автореф. дис.. канд. экон. наук.- М., 2000. 20с.
  5. В.Н. Система кооперации эффективное средство восстановления и развития межхозяйственных связей АПК // Экономика с.-х. и перераб. предприятий.- 1999.-№ 2-С. 42−44.
  6. В., Специфика управления в условиях кооперации // АПК: экономика, упр.-2001.-№ 6.-С. 13−21.
  7. А. Совершенствование производственно-экономических взаимоотношений в молочном подкомплексе Брянской области / А. Гатаулин,
  8. Н. Ульянова // АПК: экономика, упр. -2001. № 7. С 22 -31.
  9. И., Кооперация и интеграция ключевые направления стабилизации аграрного сектора Саратовской области // АПК: экономика, упр. — 1999. — № 12.-С. 77−82.
  10. В.А. Маркетинговое консультирование. М., 1998. 247с.
  11. Гражданский Кодекс Российской Федерации -М., 2001. 494с.
  12. В.А. Кооперативы в сельском хозяйстве России // Достижения науки и техники АПК. 2001. — № 3. — С 33−36.
  13. Н.Я. Сельскохозяйственная кооперация Сибири в условиях НЭПа: опыт и уроки // Кооперация в Сибири в XX веке: Опыт, уроки, перспективы: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1994. — С. 116−128.
  14. .З. Развитие кооперации и интеграции в АПК Саратовской области // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 1999. — № 12.1. С. 48−52.
  15. В.З. Кооперация в отраслях АПК: теория, опыт, проблемы /
  16. B.З. Дворкин, А. А. Черняев, И. П. Глебов. Саратов, 1999. — 200 с.
  17. Деятельность сельскохозяйственных кооперативов: экономический обзор по материалам Госкомстата // АПК: экономика, упр. 2000. — № 3.1. C. 50 58.
  18. В. Три главных направления выхода АПК из катастрофы // АПК: экономика, упр. 2001. № 5. — С. 18- 23.
  19. О. Кооперация в аграрном секторе Польши // АПК: экономика, упр. 1999. — № 9. — С. 22 -25.
  20. Я. Кооперация и интеграция в агропромышленном производстве // АПК: экономика и упр. 2000. — № 5. — С. 50−56.
  21. Н.Е. Маркетинг строительной продукции в условиях кооперации предприятий / Н. Е. Егорова, М. А. Маренный // Маркетинг в России и за рубежом. 2001.-№ 5.-С. 72−81.
  22. И.И. Общая теория статистики: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев. М., — 1999. — 480 с.
  23. А.В. Крестьянская кооперация в России: Учеб пос. Ярославль, 2001.- 158 с.
  24. Е.В. Агромаркетинг / Е. В. Закшевская, С. В. Гончаров. Воронеж, 1999. -233 с.
  25. Н.В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. -№ 2.-С 75−81.
  26. Д. Как создать кооператив / Д. Ингелсби, Дж.Л. Гофф // М., -1993.-36 с.
  27. Как создать кооператив // Германский союз кооперативов Райфазен е. Ф. -Бонн, 1999.-45 с.
  28. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. М., 1998. — 445 с.
  29. Р. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / Р. Колз, Д. Ул. М., 2000. — 509 с.
  30. Конституция Российской Федерации: офиц. текст по состоянию на 15 нояб. 1999 г.-М., 2000.-75 с.
  31. Е. Потребительская кооперация: Правовое регулирование, особенности бухгалтерского учета и налогообложения // www.apek.ru
  32. Ф. Маркетинг. Менеджмент: Пер. с англ. / Под ред О. А. Третьяк и др. СПб., 1999.-896с.
  33. Э.Н. Агропродовольственный сектор: кооперация производителей // ЭКО. 2000. — № 2. — С. 129−136.
  34. А.Н. Работа молочного подкомлекса Омской области в условиях рынка // Достижения науки и техники АПК. 2001. — № 8. — С. 41 — 43 с.
  35. И.М. Кооперация и интеграция агропромышленных предприятий в условиях рынка // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 2000. — № 5. -С. 47−48.
  36. А.П. Теория и история кооперативного движения. М., 2000. -328 с.
  37. А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. № 2. — С. 63−67.
  38. Методические рекомендации по организации кооперативов в сельском хозяйстве / В. Ф. Бондарев, А. Н. Алешин, Е. Ф. Злобин, А. А. Михалев Орел, 1997.-62 с.
  39. Е.Л. Сельскохозяйственная кооперация: правовое регулирование // Государство и право 1997. — № 11.-С. 32−41.
  40. А.В. Государственная поддержка фермерской кооперации в сфере переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции // Экономика с.-х. и перераб. предприятий 2000. — № 3. — С. 48 — 52.
  41. Л.П. Возрождение демократических принципов функционирования потребительских кооперативов Сибири // Кооперация в Сибири в XX веке: Опыт, уроки, перспективы: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1994. — С. 183 190.
  42. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2001. — 276 с.
  43. С.Н. Развитие кооперационных связей в системе сервисного обслуживания аграрной сферы // Достижения науки и техники АПК. 2001. — № 8. — С. 8−10.
  44. Е. Эффективность кооперации: ее составляющие и критерии // АПК: экономика, упр. 1996. — № 4. — С.71−73.
  45. О некоммерческих организациях: Федер. закон от 8 дек. 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. — № 3. — С. 650−665.
  46. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон РФ от 28 нояб. 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1995. № 50. — С.8968−8999.
  47. О создании благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств: Постановление Главы Администрации (губернатора Ом. обл. от 9.07.1999 г. № 155 -ФЗ) // Омский вестник. 1999. — 5 авг.
  48. Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Омской области в 2001 году: Указ Главы Администрации (губернатора Ом. обл. от 05.04.2001 г. № 76) // Омский вестник. 2001 .-10 мая.
  49. Опыт интеграционных связей в молочном и мясном подкомплексах АПК / Е. Д. Кухлев, Т. Е. Кухлева, В. И. Гайдук, В. П. Козаченко // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 1999. — № 2. — С. 40−42.
  50. В. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов для стратегического управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4. — С. 83- 87.
  51. Основные направления развития АПК Омской области до 2010 г. // Омский вестник. 2001.-16 марта.
  52. Э.И. Обслуживающие кооперативы в предпринимательской деятельности крестьян. // Государство и право. 1997. — № 11. — С. 42- 51.
  53. С.А. Перспективные модели кооперирования сельхозтоваропроизводителей // Проблемы развития кооперации в АПК региона: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Тюмень, 2000. — С. 43 — 51.
  54. С.А. Развитие сельскохозяйственной кооперации в России во второй половине 1990-х годов // Проблемы развития кооперации в АПК pelt' гиона: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Тюмень, 2000.1. С. 3- 4.
  55. П.М. АПК Сибири: тактика и стратегия экономических реформ. Новосибирск, 2001.- 420 с.
  56. В.Е. Маркетинговое планирование для сельскохозяйственного предприятия / В. Е. Поляк, B.JI. Видро, А. И. Безруков // Достижения науки и техники АПК. 2001. — № 8. — С. 4−8.
  57. А.В. Организация и управление кооперативом в АПК / А. В. Пошатаев, А. А. Оверчук М., 1992. — 40с.
  58. Производство важнейших видов промышленной продукции по Омской области за 2000 год: Стат. бюл. / Омскоблкомстат Омск, 2001. -101с.
  59. С.Г. Возможности кооперирования личных подсобных хозяйств / С. Г. Протопопов, М. Д. Евсеев // Достижения науки и техники АПК. Щ- 2001.-№ 3.-С. 52−55.
  60. Руководство по политике развития и поощрения кооперативов и других оранизаций самопомощи по принципам Ф. В. Райфазена // Германский союз кооперативов Райфазен е. Ф. Бонн, 1999. — 63 с.
  61. JI.A. Развитие кооперации в аграрном секторе США: опыт для России. // Американский опыт развития сферы агробизнеса и экономического образования: Сб. науч. ст. Вашингтон, 1999. — С. 55−65.
  62. Сельское хозяйство Омской области: Стат. сб. / Омскоблкомстат Омск, 2001.-406 с.
  63. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт и проблемы возрождения в России / Буздалов И. Н., Мартынов В. Д., Овчинцева JI.A., и др.-М., 1997.-256 с.
  64. Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. М., 1999. — 480с.
  65. Е.В. К вопросу о продовольственной безопасности России // www.iet.ru
  66. П. Хозяин на земле. М., 1995. — 178 с.
  67. П.П. Основы менеджмента и маркетинга в агробизнесе. М., 1994.-192 с.
  68. Состояние продовольственного рынка Омской области в 1991—2000 гг.: Стат. сб./ Омскоблкомстат Омск, 2001.-124 с.
  69. В.Ф. Региональные проблемы производства и переработки молока // Регион России. 1999. — № 7 — С. 53−58.
  70. Н. Объединение сельскохозяйственных производственных кооперативов (кооперация или интеграция?) / Н. Тарасов, В. Володин // АПК: экономика, упр. 2001. — № 4. — С 57 — 65.
  71. Теория статистики. / Под ред. Проф. Р. А. Шмойловой. М., 2001. — 560с.
  72. Г. А. О необходимости изменения закона «О сельскохозяйственной кооперации» / Г. А. Тихомиров, И. Д. Шаробаро // Проблемы развития кооперации в АПК региона: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Тюмень, 2000. — С. 7 — 12.
  73. А.В. Анализ работы кооперативов в агропромышленном комплексе России // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 2000. — № 5. -С. 41- 44.
  74. Р.С. Управления АПК: основы управления. -Ижевск, 1998. -168с.
  75. Р.С. Экономические взаимоотношения в молочном подкомплексе / Р. С. Трикоз, Н. Пушина // АПК: экономика, управление. 2000. -№ 3.1. С. 28−34
  76. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1989. -495с.
  77. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер с англ. М., 1992.-726 с.
  78. Ю.А. Агромаркетинг / Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов. М., 1999. -309 с.
  79. А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1991. — 241с.
  80. А.В. О строительстве сельскохозяйственной кооперации. // АПК: экономика, упр. 1999. -№ 3. -С.72−75- № 4. — С.60−65- № 5. — С.62−65- № 6. — С.65−72.
  81. Г. А. Маркетинговые исследования СПб., 2000. — 752 с.
  82. Н. Состояние и оценка маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий. // АПК: экономика и упр.- 2000. № 5. — С. 69 -73.
  83. Е. Конкуренты москвичам // Крестьянское слово. 2000. — 9 июня.
  84. Экономические субъекты постсоветской России: институциональный анализ / Под ред. проф. Р. М. Нуреева М., 2001. — 804 с.
  85. Юридические основы кооператива // Германский союз кооперативов Райфазен е. Ф. Бонн, 1999. — 47 с.
  86. Beierlein G. Principles of Agribusiness management, 2 nd ed., / G. Beierlein, C. Kenneth, D. Osburn. New-York, 1995. — 328 p.
  87. Cobia D. New Generation Cooperatives: External Environmet and Investor Characteristics // Cooperatives: Their Importance in the Future Food and Agricultural System: Selection of the science works Lincoln, 1997. — P. 91−99.
  88. Coltrain D. Difference Between New Generation Cooperatves And Traditional Cooperatives / D. Coltrain, D. Barton, M. Boland. Kansas. — 50 p.
  89. Coltrain D. What is Value -Added: Opportunities And Strategies / D. Coltrain, D. Barton, M. Boland. Kansas, — 23 p.
  90. Emelianoff Ivan. V. Theory of Cooperation: Economic Structure of Cooperative Organizations. Washington D.C., 1948. -271p.
  91. Frederick D. An Introduction to Cooperatives. Washington, 1997. — 45p.
  92. Frederick D. Sample Legal Documents for Cooperatives. -Washington, 1999. -65p.
  93. Knutson R. Marketing of Agricultural Products, 8 th ed., / R. Knutson, R. Kohls, J. N.Uhl. New Jersey, 1998. -547 p.
  94. Marr C. A Guide to Starting, operating and Selling in Farmers Markets -Manhattan, 1997.- 12 p.
  95. Matson J. Cooperative Feasibility Study Process. Washington D.C., 1994. -55 p.
  96. Meyer T. Understanding Cooperatives. Washington D.C., 2000. — 22 p.
  97. Prosch A. Marketing: A Changing Concept in Changing Times // Cornhusker Economics. 2000. — October, 11.
  98. Rapp G. How to Start a Cooperative / G. Rapp, G. Ely. Washington D.C., 1993.-52 p.
  99. Rapp G. Policies For Cooperatives. Washington D.C., 1996. — 32p.
  100. Robotka F. Philosophy of Cooperation. University of Minnesota Press, 1957. • -128 p.
  101. Ronald D. Agricultural and Food Policy, 4th ed., / D. Ronald, J.B. Penn, Barry L.Flinchbaugh. New Jersey, 1998. — 521 p.
  102. Royer J. New generation Cooperatives // Cornhusker Economics. 2000. -April, 26.
  103. Schlake M. Direct Farm Marketing Rural Economic Development Opportunities // Cornhusker Economics. — 2000. — August, 2
  104. Sexton R. The Role of Cooperatives in Increasingly Concenrated Markets // Cooperatives: Their Importance in the Future Food and Agricultural System: Selection of the science works Lincoln, 1997. — P. 31- 49.
  105. Torgenson R. Creating «Co-op Fever» / R. Torgensori, D. Cobia. Washington D.C., 1998.-24 p.
  106. Torgerson R. Evolution of Cooperative Thought, Theory and Purpose // Coop-Ф eratives: Their Importance in the Future Food and Agricultural System: Selectionof the science works Lincoln, 1997. — P. 3−21.
Заполнить форму текущей работой