Социально-экономическое и организационное государственное регулирование малого бизнеса в условиях рыночных отношений
Проблемы государственного регулирования и управления малым бизнесом обусловлены взаимодействием внутрирегиональной, межрегиональной и федеральной экономической политики. Отсутствие этого взаимодействия приводит к распылению финансовых ресурсов, неясности в управлении этими задачами на всех уровнях государственной экономической политики. В процессе исследования сформулированы цели… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Особенности социально-экономического механизма управления малым бизнесом
- 1. Экономико-правовые предпосылки и этапы развития малого бизнеса
- 2. Налогообложение и льготы для малых предприятий
- 3. Малый бизнес в создании новых рабочих мест и занятости населения
- Глава II. Экономико-организационный механизм государственного регулирования малого бизнеса
- 1. Экономические и организационные препятствия в сфере развития малого бизнеса
- 2. Франчайзинг как форма разрешения трудностей в становлении и развитии малых предприятий
- Глава III. Мировой опыт регулирования малого бизнеса в условиях рыночных отношений
- 1. Развитие малых и средних предприятий в западных странах
- 2. Роль малых и средних предприятий в инновационных процессах
- 3. Жизненный цикл функционирования малых и средних предприятий и их эффективность
- 4. Банковский кредит в деятельности малого бизнеса
- 5. Государственная поддержка малого бизнеса
Социально-экономическое и организационное государственное регулирование малого бизнеса в условиях рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В 90-х годах Россия сделала решительный поворот в своем общественно-политическом развитии и встала на путь осуществления радикальных реформ, целью которых было провозглашено становление рыночных механизмов и институтов хозяйствования в условиях демократизации общества. И объективно, и субъективно этот путь не мог пройти безболезненно. Негативные последствия проводимых реформ побуждают к пересмотру ряда исходных целевых установок социально-экономического реформирования.
От своевременности решения этих проблем в определяющей степени зависят конечные результаты проводимых в России преобразований и благосостояния общества в целом. Среди различных отраслей народного хозяйства и сфер экономики, оказавшихся в переходный период под влиянием негативных факторов, оказался малый бизнес.
В настоящее время число малых предприятий по отраслям эконом. тки в 1999 г. было 890,6 тыс., то в 2000 г. их число составило 879,3 тыс.1. Среднесписочная численность работников малых предприятий по отраслям экономики в 2000 г. составляет 6 млн.597 тыс. чел.
В декабре 2001 г., на заседании Госсовета была утверждена новая «Концепция государственной политики поддержки развития малого предпринимательства», которая посвящена развитию малого бизнеса' и формированию в России среднего класса.
Как показывает мировой опыт индустриально развитых стран, малый бизнес способствует достижению оптимальной структуры экономики, выработке и реализации гибкой стратегии хозяйствования, поддержание >.а должном уровне конкуренции, гибкой реструктуризации производства, решению региональных проблем.
1 Статистическое обозрение. Госкомстат РФ. № 2. 2001 г.
Становится все более очевидной настоятельная необходимость формирования научных основ и поиска практических путей эффективного управления процессом развития малого бизнеса.
Вместе с тем, решение этой проблемы возможно при наличии эффективной системы управления рыночными отношениями и субъектами рынка (государство, корпоративные структуры и общественные организации). При этом малый бизнес становится одним из важных элементов государственного регулирования с помощью экономико-организационных и правовых методов воздействия.
Происходящие новые процессы в малом бизнесе обуславливают необходимость и актуальность анализа его состояния и перспектив развития, решения целого ряда прикладных задач экономического, организационного, управленческою характера, изучения и творческого применения мирового опыта развитых и развивающихся стран в использовании рыночных механизмов хозяйствования, в регулировании и управлении малым бизнесом.
В современных условиях особую актуальность и значимость приобретает исследование проблемы управления малым бизнесом, которое включает учет закономерности его участия в различных секторах и отраслях экономики, его место в системе общественного производства, что особенно влияет на приияТ'^е и реализацию управленческих решений.
Особенно остро стоит проблема дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в проведении экономических реформ на уровне субъектов Российского Федерации, которые пока в основном воспроизводили федеральные реформы ь масштабе региона. При практическом отсутствии комплексной программы проведения реформы управления экономикой страны в целом перед регионами стоит задача формирования соответствующих региональных программ, в развитии малого бизнеса, построенных как на основе российского и международного опыта, так и с учетом территориальной специфики. Пракшка отдельных регионов России убедительно свидетельствует о том, что страны, занявшие активную позицию в деле реформирования регионального управления малым бизнесом, увереннее выстоять в условиях экономического й финансового кризиса (опыт Вьетнама, Китая).
Принятие управленческих решений, направленных на снижение социальной напряженности и решение проблем малого бизнеса, нуждается в исследовании этих проблем. Исследования в этой сфере помогут существенно снизить порог неопределенности в процессе принятия управленческих решений, в выработке стратегии и тактики государственного регулирования малого бизнеса по трудоустройству населения и развитию форм самозанятости. Между тем, проблематика малого бизнеса в новых условиях и организационно-экономическое управление его процессами разработаны чрезвычайно слабо! Это является принципиальной новизной, сложностью возникших проблем и актуальностью темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Степень научной разработанности проблем малого бизнеса в современных условиях, состояния публикаций, раскрывающих специфику и характер исследований малого бизнеса однозначно оценить сложно.
С одной стороны, анализ публикаций иногда свидетельствует о достаточно упрощенном подходе к проблемам малого бизнеса, чаще всего эти вопросы сводятся к юридическим процедурам, игнорируется организационно-экономический механизм управления малым бизнесом и определяется лишь степень государственного регулирования малым бизнесом.
С другой, определенный теоретический и практический опыт накоплен в результате исследований малого бизнеса применительно к новым условиям хозяйствования. Это касается не только развитых, но и развивающихся стран (Вьетнам).
Важную роль в раскрытии темы диссертационного исследования сыграли 4 труды зарубежных исследователей, таких как Д. Эванс, Д. Гросс, Дж.М. Кейнс, Р. Лукас, Ф. Хайек, К. Маркс, Дж. Пирс и др.
Определенную значимость для исследования имели груд-: Л. И. Абалкина, Б. Д. Бреева, В. И. Алексахина, А. О. Блинова, В. А. Зевелева,.
Ю.С. Дулыцикова, В. Г1. Тимофеева, Н. М. Ивонина, Н. Н. Пилипенко, О. А. Дейнеко, А. А. Шулуса, В. М. Яковлева, В. Ю. Фадеева, В. А. Шахового, П. Д. Половинкина и др., в которых рассмотрены различные аспекты малого бизнеса. Анализ организационно-экономического механизма управления в этой сфере, исследование существующих и разработка новых механизмов управления малым бизнесом определили выбор темы диссертационного исследования и круг решаемых в ней задач.
В качестве нормативных документов в работе были использованы закона РФ, регламентирующие функционирование малого бизнеса, данные официальной статистики, документы Правительства РФ, результаты социологических исследований.
Целью настоящего исследования является решение научной проблемь! малого бизнеса и управления им в современных рыночных условиях, выработка практических рекомендаций о внедрении организационно-экономического механизма управления малым бизнесом, а также обоснование государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в условиях реформирования российской экономики.
Для реализации основной цели исследования решались следующие основные задачи:
— проанализировать социально-экономическое содержание малого бизнеса и определить организационно-экономический механизм регулирования малого бизнеса;
— выявить актуальные проблемы управления малым бизнесом в условиях становления рыночных отношений и резкого спада производства;
— определить характер приоритетов, научное обобщение зарубежного отечественного опыта управления малым и средним бизнесомизучить имеющийся современный мировой и отечественный опьп малого бизнеса, адаптировать его к решению текущих экономических проблем;
— выработать предложения по развитию малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях, а также рассмотреть основные направления взаимодействия малого и крупного бизнеса;
— провести системный анализ государственной поддержки малого бизнеса в развитых и развивающихся странах;
— вскрыть характерные тенденции, которые появились в условиях рыночной экономики, влияющие на развитие малого бизнеса и формирования рынка труда, занятости населения;
— показать негативную роль административных барьеров в малом бизнесе и роль правовых методов воздействия по их искоренению.
Объект исследования — предприятия малого и среднего бизнеса, корпоративные структуры различных форм хозяйствования, а также системы управления малым бизнесом.
Предмет исследования — управленческие и экономические отношения, возникающие в процессе управления и регулирования малого бизнеса.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, в которых проанализированы вопросы развития и поддержки малого бизнеса. В решении конкретных задач широко использовались системный подход, методы сравнительного, статистического, управленческого анализа и других разделов экономической науки, а также теоретические обобщения и разработки.
В диссертационном исследовании использовалось современная отечественная и зарубежная экономическая литература по проблемам малого и среднего бизнеса, обобщение мирового опыта в регулировании малого бизнеса, экономико-правовая база проводимых в России реформ.
Информационную базу исследования составили законы Российской Федерации по вопросам малого бизнеса, другие нормативно-правовые акты, данные официальной статистики, материалы правительственных и общественных орг анизаций, результаты социологических исследований.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— в комплексном подходе к сущности, содержанию, механизму управления малым бизнесом в период рыночных реформ и государственного регулирования малого бизнеса в новых экономических, организационных и правовых условиях хозяйствования;
— в последовательном анализе взаимодействия федеральных и региональных субъектов управления малым бизнесом, включающего органы общегосударственного и местного управления, общественные организации;
— в определении экономической сущности проблемы малого бизнеса в условиях перехода России к рыночным условиям хозяйствования.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
— уточнен понятийный аппарат малого бизнеса как экономической категории, раскрыто его содержание в системе экономических отношений, определены теоретические и практические аспекты государственного регулирования малого бизнеса;
— изучена практика государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в развитых и развивающихся странах мира, позволяющих своевременно реагировать на экономическую ситуацию в этих странах;
— обоснованы предложения на снижение административных барьеров, ограничению фискальных, налоговых и контрольно-разрешительных функций органов исполнительной власти в сфере развития малого бизнеса;
— предложены мероприятия по активизации инвестиционной, денежно-кредитной политики в сфере малого бизнеса, осуществляемого в процессе регионального экономического развития и опирающихся на сочетание государственного регулирования с рыночными формами хозяйствования, а также обоснованы отдельные элементы по взаимодействию малого и крупного бизнеса;
— определены стратегические факторы повышения эффективности управления малым бизнесом в совершенных условиях, исходя из структурной перестройки экономики;
— сформулированы предложения о необходимости сохранения старых и создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса, а также разработка экономической политики занятости в разрезе различных организационно-правовых форм собственности.
Практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и последующей корректировке социально-трудовых отношений в РФ, методов государственного регулирования малого бизнеса, при подготовке федеральных и региональных целевых программ в этой сфере, преподавании курсов: «Экономика предпринимательства», «Менеджмент», «Стратегическое планирование», и специальных курсов по актуальным проблемам развития ^ российской экономики. Некоторые выводы диссертационного исследования могут стать основой для разработки экономической политики в сфере малого бизнеса Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного диссертационного исследования и отдельные его положения докладывались соискателем на научно-практических конференциях, апробировались в дискуссиях по проблемам управления малым бизнесом в условиях рыночных отношений. По теме диссертации опубликованы 4 печатные работы общим объемом 3,2 п.л.
4 Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проблемы государственного регулирования и управления малым бизнесом обусловлены взаимодействием внутрирегиональной, межрегиональной и федеральной экономической политики. Отсутствие этого взаимодействия приводит к распылению финансовых ресурсов, неясности в управлении этими задачами на всех уровнях государственной экономической политики. В процессе исследования сформулированы цели организационно-экономического механизма управления малым бизнесом, определены основные противоречия и административные барьеры в реализации механизма управления малым бизнесом в новых экономических, организационных и правовых формах хозяйствования.
Поэтому система государственного регулирования и управления малым бизнесом включает, как показало исследование, сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов управления, активизирующего этот процесс в современных условиях.
2. Проведение экономических реформ, обусловленных рыночными отношениями, привело к регулированию экономических взаимоотношений между Федеральным центром и регионами в сфере малого бизнеса. Однако неотрегулированность имущественных отношений между Федеральным центром и субъектами РФ приводит к нарушениям в сфере межбюджетных отношений и управления собственностью. Примером может служить акционерная форма собственности, в которой есть доля федеральных органов власти и субъектов РФ, а отсюда возникают многие противоречия в реальной практике государственного регулирования и управления малым бизнесом.
Сохраняющиеся традиции государственного регулирования, широкое использование систем совместного участия разных уровней власти в налогах, льготное налогообложение, преобладающая доля территориальных бюджетов в совокупных государственных расходах на социально-экономические нужды, высокая активность региональных властей в осуществлении функции перераспределения национального дохода — все это дает основание предполагать, что в России формируется модель бюджетного федерализма корпоративного типа. Процесс формирования этой организационной модели происходит пока в основном стихийно, в острых столкновениях интересов центра и субъектов федерации. Чрезвычайно важно упорядочить этот процесс, найти цивилизованные формы разрешения конфликтов, разработать качественно новую систему трансфертов. Пока Федеральный бюджет распределяется по территории РФ, в виде множества различных потоков прямой, косвенный, явной и скрытой финансовой поддержки субъектов РФ, забывая о существенной целенаправленной поддержке малого и среднего бизнеса.
3. Государственная поддержка и развитие малого бизнеса невозможны без эффективной системы управления рыночными отношениями. Поэтому в диссертации проблемы развития малого бизнеса занимают одно из ключевых, приоритетных направлений реформирования системы управления в этой сфере, особенно в системе общественного воспроизводства.
Сравнительный анализ мирового опыта в регулировании и поддержке малого бизнеса ведущих развитых и развивающихся стран позволил расширить организационно-экономический диапазон мер, обеспечивающих эффективное развитие малого бизнеса. На основе анализа организационных структур управления, кредитного механизма управления малым бизнесом франчайзинга, а также международное разделение труда, государственное регулирование в этих странах определили общие черты, имеющиеся в этих странах. Эти положения могут быть востребованы в практике управления малым бизнесом в современной России.
4. В диссертации даны предложения по сокращению и преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. На федеральном и региональном уровнях необходимо создать единую правовую базу, устанавливающую общие правила игры, основным ядром которого должен стать малый бизнес.
Анализ проблемы «административных барьеров» необходимо проводить с учетом международного опыта развития, что позволит избежать многих ошибок и получить обширный арсенал знаний и умений в этой области. Известно, что одним из секретов эффективности рыночной экономики стран Запада является совершенство ее правовой базы и неукоснительное соблюдение всеми участниками процесса продуманных законов, характеризующихся стабильностью. Российский малый бизнес также нуждается в стабильных долгосрочных законах, обеспечивающих организационные, финансовые и иные приемлемые условия субъекта предпринимательской деятельности.
Решение этой проблемы позволит повысить уровень рыночной конкуренции, благоприятно отразится на качестве и условиях продажи продукции, даст толчок для устойчивого развития малого бизнеса в Российской Федерации.
5. В настоящее время поспешность в формировании новых организационных структур сталкивается с отсталыми формами управления и низким уровнем производства, неподготовленностью к быстроизменяющимся условиям управленческого персонала. Поэтому в диссертации предлагается совершенствовать новые организационно-хозяйственные формы, постоянно менять темпы и границы их экономического влияния. Поэтому малый бизнес предполагает внедрение новых организационных структур управления в малом бизнесе, основанных на рыночных принципах управления.
6. В диссертации выявлена прямая зависимость занятости населения в малом бизнесе от состояния рабочих мест, которые произошли в условиях реформирования российской экономики. Российская практика показывает, что произошло сокращение рабочих мест в различных отраслях промышленности, наблюдается устойчивый процесс снижения их технического уровня, фондовооруженности, изменение их структуры. Эта тенденция привела к увеличению доли рабочих мест в сырьевых отраслях промышленности и сокращении доли рабочих мест в наукоемких и приоритетных отраслях, требующих стимулирования инвестиций в российскую экономику.
Сокращение занятости населения с 1992 по 1998 год в целом по России привело к росту занятости в малом бизнесе.
Вместе с тем, производственный потенциал России производственные мощности, а также рабочие места используются в промышленности только на 35% (1/3), что свидетельствует о низкой эффективности промышленного производства, а также о слабой мотивации к инвестированию различных отраслей народного хозяйства.
Поэтому в настоящее время актуальной проблемой является разработка механизмов и рычагов воздействия по созданию и поддержанию рабочих мест, особенно, на малых и средних предприятиях.
7. В рамках целевой поддержки и развития сферы малого бизнеса большое значение приобретает формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством, а также более активное использование потенциала малого бизнеса при осуществлении санационных мероприятий в отношении реструктурируемых предприятий, предприятий-банкротов и конверсионных производств.
В действующих и разрабатываемых программах государственной поддержки малых предприятий необходимо преодолеть тенденцию изоляции интересов малого бизнеса от общегосударственных экономических и социальных реформ, прежде всего от решения проблем реструктуризации экономики, обеспечения занятости населения, как на федеральном, так и на региональном уровнях управления.
Таким образом, рассмотренный в диссертации социально-экономический и организационный механизм государственного регулирования малого бизнеса в условиях рыночных отношений позволяет обеспечить значительное повышение эффективности управления малым бизнесом и будет способствовать улучшению в экономике современной России.
Список литературы
- Документы и материалы государственных органов и экономических структур.
- Малое предпринимательство России. М: Гос. ком. РФ по статистике. 1998. 62 с.
- Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. № 88-ФЗ // Закон. 1998. № 3.
- Федеральных Закон «Трудовой Кодекс РФ» от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. М.2002. 180с.
- Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Российская газета. 1995. — 30 ноября.
- Кодекс законов о труде Российской Федерации (в редакции от 29 сентября) 1992 г. М.: Научный центр профсоюзов, 1994.
- Закон РФ «об акционерных обществах» от 26.12.1996 г. № 208-ФЗ.
- Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 04.04.96 г. № 491.
- Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской федерации» от 03.06.96 г. № 803.
- Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Принят Государственной Думой 10.12.1997 г.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении программы Правительства РФ „Структурная перестройка и экономический рост в 19 972 000 годах“ № 360 от 31.03.1997 г.1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд Правовая культура», 1994.
- Волгин Н.А., Горланов Г. В., Мягков Г. В. Рынок. Основные термины (словарь). РАУ.-М.: «Союз», 1998.
- Словарь предпринимателя. М.: «Союз», 1998.
- Российский статистический сборник. М.: 2001.1.I. МОНОГРАФИИ.
- Абалкитн Л.И. В тисках кризиса. М.: институт экономики, 1994.
- Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М.: «Финстатинформ», 1997. 631с.
- Агеев В.М. Щербаков В.Н.Система экономических отношений в России. М.: «Союз», 1999. 396 с.
- Агеев Ш. Р. Страхование как фактор стабильного развития малого предпринимательства. М., 1997. 239с.
- Алексахин В.И. Малый бизнес: Экономические особенности, модели рыночного равновесия, анализ деловой активности. СПб., 1997. 130с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб. Питерком., 1999.
- Архангельский В.П. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. М., 1997. 78с.
- Архипов В.М., Верховская О. Р. Стратегическое планирование в малом бизнесе. СПб., 1995. 71с.
- Аюшиев А.Д., Дидович А. П. Финансовый аспект деятельности малого предпринимательства. Иркутск. 1998. 146с.
- Бабаева Л.В., Лапина Г.Г1. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М&bdquo- 1997. 193с.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности. М.: 1998. 334с.
- Блинов А.О., Голаенко Н. М. Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра. Краснодар, 1996. 458с.
- Блинов А.О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000. 152с.
- Бреев Б.Д., Вороновская О. Е. Методы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств. М., 1998.
- Бреев Б.Д. Подвижность населения и трудовых ресурсов. М.: Статистика. 1997.
- Буянкина А.Н. Малый бизнес: Государственное регулирование. М., 1998. 247с.
- Былиняк С.А. Адаптация к мировому хозяйству: Опыт Азии и российские проблемы. М., 1998. 175с.
- Бычков В.П. Организация малого предпринимательства. Воронеж, 1997. 196с.
- Вайнштейн С.Ю. Основы управления в малом бизнесе. Новосибирск, 1995. 101с.
- Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне. СПб., 1997. 156с.
- Волгин Н.А. Усиление социальной направленности экономики России. -М.: изд. РАГС, 1999.
- Гэлбрэйт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.-Прогресс. — 1996.
- Ефимычев Ю.И., Стрелкова Л. В., Лучинкин В. М. Малый бизнес: Монография. Нижний Новгород, 1998. 127с.
- Зевелев В.А. Малый бизнес большая проблема России. М., 1994. 141с.
- Злобин Б.К., Зацепин Ю. М. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства. М., 1998. 72с.
- Иванова Н.М., Скляревский В. Г. Новое о малых предприятиях в России. М&bdquo- 1996. 524с.
- Игнатов В.Г. Предпринимательство и малый бизнес в России: Становление, проблемы развития. Ростов н/Д, 1997. 35с.
- Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйствования. М., 1991. 197с.
- Карташов С.А., Одегов Ю. Т. Рынок труда. М., 1997.
- Крутик А.Б., Стадник Д. В. Управление финансами в малом бизнесе. СПб., 1996. 176с.
- Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. М.:Экономика. — 1997.
- Лазарев Г. И. Малый бизнес и государство. М., 1996. 115с.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимателтсов. М., 1998. 315с.
- Маркс К. Наемный груд и капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.6
- Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.З.
- Системные проблемы России. Путь в 21 век. Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999. 386с.
- Малое предпринимательство. Управление и организация. М., 1997. 376с.
- Малый бизнес в России. М&bdquo- 1998. 348с.
- Малый бизнес: Возрождение предпринимательства в россии. М., 1997. 38с.
- Малый бизнес и проблемы регионального развития. М., 1992. 117с.
- Малый и средний бизнес в системе предпринимательства. Нижний Новгород. 1995. 191с.
- Опыт экономических реформ в развивающихся странах. М., 1992. 215с.
- Попова В.Г. Некоторые аспекты развития малого бизнеса в США. М., 1996. 14с.
- Разумнова И.И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики: Научно-аналитический обзор. М.:ИНИОН, 1990. 43с.
- Савельева Т.К. Мелкое производство в странах Востока: (Социально-экономический и политический аспекты). М., 1992. 203с.
- Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. М.: Ин-т экономики РАН, 1998.
- Спартак А.Н. Новая роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и экономической политике государства. М., 1994. 216с.
- Филсон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. М., 1995. 255с.
- Ховард К. Малое предпринимательство: Практическое пособие. М., 1998. 167с.
- Штайнхофф Д., Берджес Дж. Основы управления малым бизнесом. М., 1997. 493с.
- Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М., 1997.
- Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1996. № 7
- Ворохалина Л. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса // Там же.
- Дилигенкий Г. Российский политический спектр // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 4
- Иванов Н.Д. Развитие форм собственности на современном производстве // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 3.
- Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий и проблема определения // Вопр. Экономики. 1996. № 7.
- Медведев А.Г. Экономическое обоснование предпринимательского проекта. Ст. 1 и 2 // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 6, 7
- Нгуен Нгок Шон. Малое и среднее предпринимательство во Вьетнаме // Экономика стр-ва. 1998. № 2.
- Нельсон Л.Д., Бабаева JT.B., Бабаев P.O. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: Политика и общественное мнение // Социол. Исслед.
- Сегвари И. Семь расхожих тезисов о российских реформах: Верны ли они? // Вопр. Экономики. 1999. № 9.
- Хайек Ф.А. Конкуренция как процедура открытия // Там же. 1989. № 12.
- Сорокина В. Малый бизнес по-британски // Мировая экономика и междунар. Отношения. 1996. № 9.
- Широков Г. К. Мелкое производство: Запад-Восток // Восток: Афроазиатские общества: История и современность. 1993. № 2.