Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансформационные процессы формирования институтов некоммерческих организаций в условиях российских реформ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические проблемы НКО интенсивно разрабатываются с 1970;х г. г. американскими и западноевропейскими учеными, представителями неоклассического и неоинституционального направлений. Исследовались, в основном, отдельные функциональные направления деятельности НКО (например, экономические функции НКО, их место на рынках товаров, труда, инвестиций, механизм взаимосвязи НКО с сектором… Читать ещё >

Содержание

  • Содержание работы
  • Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования трансформационных процессов формирования институтов некоммерческих организаций
  • Глава 1. Экономические трансформации в России: понятие, общие закономерности и особенности для некоммерческих организаций
    • 1. 1. Особенности трансформации как пути экономических преобразований
    • 1. 2. Соотношение трансформаций внешней и внутренней среды
  • Глава 2. Некоммерческие организации как объект исследования экономической теории
    • 2. 1. Экономическая природа некоммерческих организаций в рыночной экономике: теория и методология
    • 2. 2. Исследование некоммерческих (общественных) организаций в советской экономической науке
  • Раздел П. Некоммерческие организации в системе экономических и социальных институтов
  • Глава 3. Экономические функции некоммерческих организаций
    • 3. 1. Статус некоммерческих организаций — часть институционального механизма функционирования рыночной экономики
    • 3. 2. Некоммерческие организации как производители товаров и услуг
    • 3. 3. Роль некоммерческих организаций в воспроизводстве человеческого капитала
  • Глава 4. Некоммерческие организации — структурные элементы гражданского общества
    • 4. 1. Некоммерческие организации — организационные ячейки социального, политического и духовного развития общества
    • 4. 2. Некоммерческие организации как субъекты и объекты социально-экономических трансформаций в России
    • 4. 3. Возрастание роли некоммерческих организаций в гражданском обществе
  • Раздел Ш. Становление и развитие институтов некоммерческих организаций в России при переходе от плановой экономики к рыночной
  • Глава 5. Экономико-правовые основы деятельности некоммерческих организаций
    • 5. 1. Некоммерческие организации в российском законодательстве
    • 5. 2. Спецификация прав собственности в различных организационно-правовых формах некоммерческих организаций.'
    • 5. 3. Институты, регулирующие финансовую сторону деятельности некоммерческих организаций
  • Глава 6. Состояние и перспективы развития институтов некоммерческих организаций
    • 6. 1. Возникновение новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций и тенденции их развития
    • 6. 2. Проблемы и противоречия трансформации дореформенных структур
    • 6. 3. Взаимодействие некоммерческих организаций с органами государственного и муниципального управления

Трансформационные процессы формирования институтов некоммерческих организаций в условиях российских реформ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе реформ социально — экономических отношений, которые происходят в России, трансформируются институты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций (НКО). Эти организации, создаваемые физическими и юридическими лицами для решения экономических, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других задач, образуют особый сектор экономики, выделяемый в системе национальных счетов. НКО взаимодействуют с сектором государственного управления, нефинансовыми и финансовыми организациями и домашними хозяйствами. Они активно участвуют в воспроизводстве человеческого капитала, способствуют повышению конкурентоспособности экономики и формированию гражданского общества.

Как свидетельствует зарубежный опыт, в регулировании экономических и социальных процессов возрастает роль общественных структур — негосударственных, неправительственных НКО. Однако сложившаяся в России подсистема формальных и неформальных институтов (норм и правил деятельности) НКО, не в полной мере обеспечивает условия для успешного развития НКО и осуществления ими своих социально — экономических функций. В целях более полного использования возможностей НКО в социально-экономическом развитии общества необходимо более глубокое исследование теоретических основ их деятельности и регулирующих эту деятельность институтов. Все это делает актуальным создание целостной концепции трансформаций институтов НКО в период рыночных реформ в России.

В настоящей работе рассматриваются, прежде всего, институты негосударственных НКО. Институты государственных НКО затрагиваются лишь в той мере, в какой это необходимо для анализа развития институтов негосударственных НКО.

Степень разработанности проблемы.

Теоретические проблемы НКО интенсивно разрабатываются с 1970;х г. г. американскими и западноевропейскими учеными, представителями неоклассического и неоинституционального направлений. Исследовались, в основном, отдельные функциональные направления деятельности НКО (например, экономические функции НКО, их место на рынках товаров, труда, инвестиций, механизм взаимосвязи НКО с сектором государственного управления, нефинансовыми и финансовыми организациями и домашними хозяйствами). Это позволило сфокусировать исследовательскую работу на анализе ряда крупных проблем (формирование трансформационных и трансакционных издержек, менеджмент, маркетинг, финансирование, налогообложение и т. п.). Результаты исследования показали, что деятельность НКО восполняет «провалы» рынка и государства, способствует сокращению издержек производства и институциональным инновациям.

Нормы и правила функционирования НКО за рубежом исследовали Р. Бэкофф, П. Натт, Б. Хопкинс, С. Эспай и др. Их работы посвящены поиску путей эффективного фандрайзинга, менеджмента и маркетинга в НКО. В СССР исследовались экономические основы деятельности общественных организаций и потребительской кооперации (А. Глушецкий, Г. Кудрявцева, В. Марьяновский и др.).

Конкретные проблемы деятельности НКО в постсоциалистической России (регистрация, правовая защита, рамки коммерческой деятельности, налогообложение, менеджмент, маркетинг, финансовый анализ, аудит, бухгалтерский учет, отчетность и т. д.) рассмотрены в работах С. Андреева, П. Вахрина, А Винокуровой, Е. Ждановой, А. Клишина, М. Латкова, М. Макальской, Н. Пирожковой, Е. Пономаренко, И. Шугрина и др. Издается журнал «Некоммерческие организации в России», содержащий рекомендации для руководителей, бухгалтеров и сотрудников этих организаций. Большой массив работ юристов составляют комментарии к законодательству, регулирующему деятельность НКО.

В зарубежной и отечественной экономической литературе сложились два основных подхода к исследованию институтов НКО.

Согласно первому подходу институты НКО являются неотъемлемой частью всей экономической системы. Б. Вейсброд, А. Вэр, Г. Хансманн, Т. Эггертссон раскрыли особенности деятельности НКО на конкурентном рынке. М. Крашински применил к НКО теорию трансакционных издержек. А. Бен — Hep и Э. Остром пришли к выводу о взаимосвязи развития НКО с системой общественных ценностей и самоорганизацией людей. JL Демидова, В. Марцинкевич, П. Савченко, А. Шлихтер, Т. Юрьева, JI. Якобсон обосновали усиление роли НКО в социально ориентированной рыночной экономике. А. Кидайба и И. Лобоцки выделили специфические проблемы перехода к рыночной экономике, которые могут быть решены посредством НКО. В целом, однако, слабой стороной этого подхода является недостаточное внимание к деятельности НКО как организационных структур экономики и общества.

Второй подход основан на рассмотрении НКО как части общественного сектора. Главное внимание при этом сосредотачивается на деятельности НКО в социально — культурной сфере (В. Гордин, Е. Жильцов, Ж.-Д. Лафей, Л. Саламон, В. Тамбовцев, М. Хайкин, Л. Хорева). Прослеживается связь развития НКО с воспроизводством человеческого капитала. Вместе с тем, рассматриваемые в рамках общественного сектора НКО оказываются в одном массиве с государственными организациями. Становится сложным выделить НКО как самостоятельное явление и достаточно полно раскрыть социально — экономическую роль институтов НКО.

Следует отметить, что некоторые общетеоретические и специфические для России проблемы формирования и развития институтов НКО исследованы недостаточно, в результате чего не могут быть выявлены содержание, этапы и перспективы трансформаций институтов НКО в период перехода от плановой экономики к рыночной. В частности, не реализован комплексный подход к исследованию социально — экономической природы НКО в системе отношений «общество — организация — индивид». Не раскрыт внутренний источник эволюции институтов НКО. Не проанализированы структура институтов НКО в России и соответствие производных институтов системообразующим.

Основу диссертационного исследования составляет первый подход, позволяющий выявить совокупность факторов, определяющих развитие институтов НКО в условиях российских реформ. В то же время при рассмотрении отдельных вопросов необходимо также обращаться к работам, посвященным общественному сектору, разграничив при этом негосударственные (общественные) и государственные НКО. Благодаря сочетанию этих двух подходов обеспечивается комплексное рассмотрение экономических и социальных аспектов деятельности НКО в их совокупности и во взаимосвязи с другими сферами жизни общества. Автор надеется, что диссертационное исследование позволит обосновать изменения в законодательстве, необходимые для того, чтобы НКО успешно выполняли свои социально — экономические функции.

Предмет и объект исследования.

Предмет исследования — институты негосударственных некоммерческих организаций, закономерности и тенденции их развития.

Объект исследования — процессы изменения социально-экономической роли, экономико-правовых основ деятельности и перспектив негосударственных некоммерческих организаций в период рыночных реформ в России.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационного исследования — выявить содержание, этапы и перспективы трансформаций институтов негосударственных некоммерческих организаций в России при переходе от плановой экономики к рыночной. '.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость научной проработки следующих задач:

— дать комплексную характеристику социальноэкономической природы негосударственных НКО, определяющей особенности институтов, регулирующих их деятельность;

— выявить внутренний источник эволюции институтов НКО;

— раскрыть содержание трансформаций институтов НКО в России при переходе от плановой экономики к рыночной;

— выделить системообразующие и производные институты НКО, проследить, насколько они соответствуют друг другу и позволяют реализовывать основные функции НКО в период рыночных реформ в России;

— выявить основные этапы трансформации институтов НКО при переходе от плановой экономики к рыночной;

— обосновать перспективы их развития.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретическую основу комплексного исследования трансформаций институтов НКО составляют неоклассическая и неоинституциональная теории, политическая экономия, теория организации и теория общественного сектора. Использованы работы отечественных и зарубежных ученых по следующим проблемам: институты и институциональные изменения, рыночные реформы в России, социально — экономическая роль и особенности функционирования некоммерческих организаций, становление и развитие гражданского общества.

Поскольку возникновение и деятельность НКО обусловлены рядом социально — экономических факторов, диссертационное исследование основывается на системном подходе, позволяющем выявить сущностные характеристики, взаимосвязи и взаимодействия в развитии институтов НКО. Для определения отличительных черт НКО применяется метод институционального сравнительного анализа, который дает возможность разграничивать виды коммерческих и некоммерческих организаций, выявлять институциональные трансформации, изменения трансакционных издержек. Используется также диалектический метод, в соответствии с которым выявляются потребности и противоречия саморазвития институтов НКО и влияние внешней среды на тенденции их изменений. Выявление перспектив изменения институтов НКО и роли НКО в обществе осуществляется методом логического моделирования, дающим качественное описание предстоящих процессов, исходя из общих закономерностей и конкретных условий их развития.

Информационная база.

Информационная база исследования включает Конституцию РФ, Гражданский, Налоговый и Трудовой кодексы РФ, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность НКО, а также статистическую информацию Федеральной службы государственной статистики РФ.

Научная гипотеза исследования.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что содержание трансформаций институтов НКО в России в период рыночных реформ определяется внешними и внутренними факторами. Внешними факторами выступают содержание, интенсивность и противоречивость социально — экономических преобразований. Под их воздействием институты НКО трансформируются в соответствии с изменениями экономических и общественных отношений. Внутренние факторы — это цели учредителей и активность деятельности НКО. В результате институты НКО изменяются по мере того, как эти организации приобретают новые функции, осваивают новые направления деятельности и встраиваются в рыночный механизм.

Этапы трансформаций институтов НКО могут быть выделены также по двум критериям — в соответствии с этапами реформирования экономики и в соответствии с этапами становления российского законодательства, в котором зафиксированы институты, регулирующие деятельность НКО.

Нормы и правила деятельности НКО будут изменяться таким образом, чтобы создавать условия для объединения, договоренности и единых действий заинтересованных людей в решении многих жизненно важных проблем. Они также будут способствовать укреплению организационной структуры общества, организационной основы общественного управления и демократии. НКО будут все активнее работать как своего рода инкубаторы институциональных инноваций, разрабатывать и продвигать в органы законодательной власти поправки к законодательству. С помощью институтов НКО будет осуществляться общественное регулирование на национальном, местном и международном уровнях.

Научная новизна.

1. Дается комплексная характеристика социально экономической природы негосударственных НКО как особой формы объединения ресурсов в целях корректировки «провалов» рынка и государства, участия в общественном регулировании, формировании человеческого капитала, институциональных трансформациях, производстве необходимых для этого товаров и услуг. Разработана и предложена группировка НКО в соответствии с их целевыми функциями в социально — экономической системе общества. Предлагается выделять сложившиеся структуры НКО и их имущество в качестве особого элемента национального богатства.

2. Выявлен внутренний источник эволюции институтов НКО. Их развитие осуществляется благодаря особому фактору — способности населения к самоорганизации, самоуправлению и самодеятельности, которая всегда присуща людям, поскольку они живут в обществе. Масштабы и интенсивность ее развития зависят от конкретно — исторических условий.

3. Обосновано, что трансформации институтов НКО в современной России осуществляются в рамках общей трансформации социально — экономических институтов при переходе от плановой экономики к рыночной. Раскрыто содержание трансформаций институтов НКО в период рыночных реформ — переход от зарегулированности к самостоятельности (в определении целей и видов деятельности, поиске источников финансирования и т. п.), от относительной устойчивости видов деятельности — к мобильности и гибкости, от разрозненного набора законодательных актов к их системе.

4. Среди институтов НКО выделены системообразующие и производные институты. К системообразующим отнесены статус НКО и собственность НКО, к производным — нормы и правила финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда и т. п. Проанализировано законодательство, регулирующее деятельность НКО в России, с точки зрения соответствия производных институтов системообразующим. Обоснована необходимость внесения ряда изменений и дополнений в Конституцию РФ,.

Гражданский, Налоговый и Трудовой кодексы РФ, а также принятия федеральных законов «О лоббировании», «О взаимодействии органов государственного и муниципального управления с некоммерческими объединениями предпринимателей» и «Об основах добровольного (не предполагающего оплаты) труда в РФ». 5. Выделены этапы развития институтов НКО в СССР и РФ, предшествующие рыночным реформам (до 1961 г., когда общественные организации рассматривались как общественно — политическое явление- 1961 — 1991 г. г., когда собственность общественных организаций была признана частью экономической системы, стала формальным институтом), и непосредственные этапы трансформации:

— 1992 — 2002 г. г. — интенсивные трансформации институтов НКО в ходе рыночных преобразований, их отражение в законодательстве;

— после 2002 г. (когда Россия была признана страной с рыночной экономикой) — постепенные трансформации, корректировка производных институтов в соответствии с системообразующими.

6. Обосновывается, что в перспективе усилится целевая направленность институтов НКО, обеспечивающая рост численности и имущества НКО, освоение ими новых направлений работы, приоритет уставной деятельности и многообразие источников финансирования. По мере развития гражданского общества и усиления глобализации институты НКО будут превращаться в механизм неофициального регулирования внутригосударственных и межгосударственных отношений, посредством которого найдут общие цели и компромиссы государство, деловые круги, группы людей и индивиды.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования, выводы и практические рекомендации могут быть использованы:

— для научного анализа процессов институциональных трансформаций, развития институтов НКО в России, изменения роли и места НКО в обществе;

— органами государственного и муниципального управления для определения направлений совершенствования законодательства, регулирующего деятельность НКО;

— в преподавании учебных курсов и тем: «Экономическая теория», «Экономика некоммерческих организаций», «Экономика общественного сектора», «Социальное партнерство».

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на заседании Ученого совета Центра институциональных и микроэкономических исследований Института экономики РАН в 2000 г. (доклад «Некоммерческие организации в системе институциональных отношений») и были включены в общий доклад Центра «Теоретические основы институциональной трансформации», часть 2 (2000 г.). Разработки диссертанта докладывались на Международной научной конференции «Российский путь в XXI в.: экономика, политика, общество», посвященной шестидесятилетию экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в 2001 г., на.

Международной научно — практической конференции «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (EDQ — 2004)» в Международном институте менеджмента «ЛИНК» в 2004 г., а также на «круглых столах»: «Финансовый контроль в РФ: проблемы организации и управления» в 2001 г. и «История российской промышленности. К столетию И.В. Маевского» в 2003 г. в Институте экономики РАН.

Результаты исследования были положены в основу главы «Оплата труда в некоммерческих организациях» учебника «Политика доходов и заработной платы» под ред. Савченко П. В. и Кокина Ю. П. М.: Экономистъ, 2004. Материалы диссертации использовались в «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001 и «Энциклопедии рыночного хозяйства», т. 1 под ред. Сорокина Д. Е. М.: Путь России, 2002.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 14 работ общим объемом 30 п.л.

Заключение

.

Исследование социально — экономической природы, системообразующих и производных институтов НКО, внешних и внутренних факторов их развития позволяет сделать следующие выводы.

1. Трансформации институтов НКО в современной России осуществляются в рамках общей трансформации социальноэкономических институтов от плановой экономики к рыночной.

Исходным пунктом этой трансформации были рыночные реформы, проводимые государством. В результате реформ изменились внешняя и внутренняя среда НКО, формальные и неформальные нормы и правила, посредством которых НКО включаются в социально — экономические процессы. Все это обусловило изменение состава и функций НКО в экономике и обществе.

Часть дореформенных НКО прекратила существование, другие встроились в рыночную экономику. Появились новые организационно — правовые формы НКО — некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация, негосударственное учреждение, ассоциация, некоммерческое товарищество и др. Возникли их новые виды — например, объединения работодателей, благотворительные организации.

Становление частной собственности и демократии привели к тому, что возросло количество юридических и физических лиц, которые могут, в принципе, быть учредителями и членами НКО. Например, объединения товаропроизводителей созданы практически во всех сферах отечественной экономики, в различных отраслях промышленности. Возникли различные партии. Появились негосударственные образовательные учреждения. Стало развиваться социальное партнерство. НКО, их ассоциации и форумы стали выступать с законодательными инициативами, лоббировать интересы тех, кто их создал, и свои интересы.

В Гражданском кодексе РФ были зафиксированы статус и основные организационно — правовые формы НКО. Нормы и правила, относящиеся к деятельности НКО, содержатся также в Налоговом и Трудовом кодексах РФ и ряде других законов РФ и ее субъектов. Постепенно сложилась многоуровневая, разветвленная система законов, регулирующих деятельность НКО. Ее можно представить в виде схемы.

Гражданский кодекс РФ Законы, отражающие особенности деятельности отдельных организационно правовых форм НКО Законы, отражающие особенности деятельности НКО в отдельных сферах Законы, посвященные разновидностям НКО в рамках одной организационноправовой формы.

В целом, трансформации институтов НКО в ходе рыночных реформ состояли в переходе:

— от зарегулированности к самостоятельности (в определении целей и видов деятельности, поиске источников финансирования и т. п.);

— от относительной устойчивости видов деятельности — к мобильности и гибкости;

— от разрозненного набора законодательных актов к их системе.

Система формальных (зафиксированных в законодательстве) институтов, в основном, сложилась, причем таким образом, что может развиваться дальше, поскольку открыты возможности для появления новых организационно — правовых форм НКО, уточнения норм и правил их деятельности в отдельных сферах.

2. Основу институциональных трансформаций составляет изменение системообразующих институтов. Однако новые системообразующие институты начинают в полной мере функционировать только тогда, когда производные институты откорректированы в соответствии с системообразующими.

Системообразующие институты включают нормы и правила, отражающие экономические, социальные, политические и духовные основы общества. Применительно к институтам НКО системообразующими являются статус и собственность НКО. Производные институты (финансирование, налогообложение, организация и оплата труда и т. п.) представляют собой нормы и правила, обеспечивающие реализацию системообразующих институтов.

Развитие системообразующих и производных институтов НКО в СССР и в РФ прошло следующие этапы.

Рыночным реформам предшествовали два этапа. I этап — до 1961 г., когда общественные организации рассматривались, преимущественно, как общественно — политическое явление, возможность реализации гражданских прав. Вместе с тем предпринимались попытки зафиксировать статус НКО и сформировать соответствующую подсистему институтов. Организации, не преследующие цели извлечения прибыли, упоминались в документах 1920;х — начала 1930;х г. г. В законодательстве данного периода были также закреплены некоторые особенности функционирования НКО и льготы для них. Однако собственность общественных организаций рассматривалась как разновидность колхозно — кооперативной собственности. На II этапе — в 1961 — 1991 г. г. — в законодательстве, прежде всего в «Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик» 1961 г. и Конституции СССР 1977 г., были зафиксированы собственность профсоюзов и иных общественных организаций как часть экономической системы общества.

Следовательно, в советский период произошла трансформация института собственности НКО (общественных организаций) от ее растворения в колхозно-кооперативной собственности до выделения в Конституции СССР 1977 г. как самостоятельной формы собственности. Институт собственности НКО (общественных организаций) был защищен от воздействия внешней среды на его внутреннюю среду тем, что существовала собственность организации как юридического лица и собственность членов организации (для некоторых организационно-правовых форм).

Данная особенность отношений собственности НКО сохранилась и в условиях рыночной экономики. Она обусловлена тем, что НКО имеют конкретные цели деятельности, зафиксированные в уставе, для достижения которых используют, приобретают или отчуждают правомочия собственника. Вследствие этого объекты собственности частично используются непосредственно для осуществления уставных задач, которые не всегда приносят доход, а частично — для получения дохода, как источника финансирования уставной деятельности.

На III этапе (1992 — 2002 г. г.) происходили интенсивные трансформации институтов НКО в ходе рыночных преобразований. Они нашли отражение в Гражданском кодексе РФ, в котором были выделены коммерческие и некоммерческие организации, зафиксирован статус НКО (цели деятельности и организационноправовые формы), закреплены общие черты отношений собственности в ряде организационно — правовых форм НКО. Так, в общественных и религиозных организациях (объединениях), благотворительных и иных фондах, объединениях юридических лиц их учредители (участники) не имеют имущественных прав и не отвечают по обязательствам НКО. В законах, регулирующих деятельность различных организационно — правовых форм НКО, отражены особенности правомочий собственности.

В условиях рыночной экономики главное отличие НКО от других организаций состоит в цели деятельности. Исходя из цели учредителей, выбирается организационно — правовая форма, которой присущи определенные правомочия собственности.

Производные институты НКО отражены в Налоговом и Трудовом кодексах РФ, ряде законов РФ и ее субъектов.

III этап завершился в ноябре 2002 г., когда Россия была признана страной с рыночной экономикой. К этому сроку системообразующие институты, присущие рыночной экономике, сложились, и институты НКО заняли среди них свое место. Дальнейшие институциональные трансформации предполагают корректировку производных институтов в соответствии с системообразующими. Поэтому IY этап (с конца 2002 г.) будет заключаться в совершенствовании конкретных норм и правил деятельности НКО.

3. В перспективе усилится целевая направленность институтов НКО, обеспечивающая рост численности и имущества НКО, освоение ими новых направлений работы, приоритет уставной деятельности и многообразие источников финансирования. На развитие институтов НКО будут оказывать влияние процессы формирования гражданского общества и усиления глобализации.

Гражданское общество — это особая форма взаимодействия индивидов, государственных и общественных структур, при которой гарантируются права и свободы граждан, их самодеятельность и самоорганизация в экономической, социальной, политической и иных сферах жизнедеятельности. Оно основано на политическом равенстве и юридической свободе. В гражданском обществе НКО выступают носителями индивидуальных и групповых интересов людей, посредниками в их взаимоотношениях с властными структурами, позволяют выявлять и решать многие местные, региональные и национальные проблемы.

В России пока что складываются основы гражданского общества. НКО участвуют в образовании и функционировании важнейшего системообразующего института — политической системы (партий), которой, наряду со структурой прав собственности, придает первостепенное значение Д. Норт. Государственная Дума РФ разрабатывает закон об Общественной палате РФ, которая будет заниматься рассмотрением гражданских инициатив. Это политическая сфера деятельности НКО в гражданском обществе. Экономическая сфера включает НКО, входящие в организационный механизм рыночного регулирования (биржи, организации предпринимателей и т. п.). Отдельная сфера деятельности НКО — организация самодеятельности населения. Наличие стабильно функционирующих организаций во всех трех сферах будет свидетельствовать о том, что гражданское общество сформировалось.

В настоящее время система стабильно функционирующих партий находится в процессе становления. Фактически, можно назвать лишь две партии — КПРФ и ЛДПР, которые существовали на протяжении всего периода рыночных реформ. «Партия власти» создавалась к очередным выборам каждый раз под другим названием. Разработаны поправки к законодательству, предусматривающие укрупнение партий и запрещающие выдвижение кандидатов не от партий. Эта мера будет способствовать укреплению многопартийной системы.

Профсоюзы за годы рыночных реформ трансформировались из огосударствленных организаций в самостоятельные структуры. Они играют активную роль в разработке и принятии коллективных договоров и трехсторонних соглашений (Генерального, отраслевых и территориальных). Однако профсоюзы еще не отработали механизмы защиты прав работников в ряде конкретных случаевневыплаты заработной платы, незаконных увольнений и т. п. В перспективе профсоюзы должны вырасти в более мощные и влиятельные организации.

Негосударственные пенсионные фонды пока не могут составлять серьезной конкуренции Пенсионному фонду РФ. Развитие негосударственных пенсионных фондов будет зависеть от роста уровня жизни большинства населения, так же как и развитие потребительских и кредитных кооперативов, товариществ собственников жилья. В то же время уже сейчас достаточно успешно функционируют объединения предпринимателей и негосударственные вузы.

Возможности и направления дальнейшего развития НКО как организационных элементов гражданского общества в России зависят от внутренних и внешних условий. К внутренним условиям относятся: уровень и качество жизни населения, изменения социальной и организационной структур общества, соблюдение конституционных норм, культура взаимодействия людей в обществе. Внешние условия определяются ходом процессов глобализации и изменением роли России в мире.

Глобализация означает системную взаимосвязанность человечества, формирование единого мира и возможности управлять им. Существуют сферы, в которых требуются глобальные коллективные действия и глобальное управление. Так, ООН является глобальной организацией, сфокусированной на решение проблем глобальной политической безопасности, МВФ — на обеспечение глобальной экономической стабильности, ВТО — на формирование открытых рынков и унификацию условий торговли, ВОЗ — на противодействие эпидемиям.

Интеграция национальных экономик в мировую экономику заставляет каждую страну приспосабливаться к сложившейся ситуации и в то же время искать способы влиять на эту ситуацию. Возможности государственного протекционизма сокращаются, поскольку препятствие движению товаров и капитала приводит к экономической отсталости. Форма государственного управления становится демократической, экономическое законодательствостандартным и «прозрачным». В этих условиях отстаивать свои экономические интересы можно неофициальными путями, в том числе через негосударственные, неправительственные НКО.

В условиях глобализации НКО содействуют государству и частному бизнесу в международной сфере. Гуманитарная организация может отправить своих сотрудников туда, куда закрыт доступ официальным представителям государства или персоналу компаний.

Неправительственные НКО налаживают международные связи, обеспечивают анализ и экспертную оценку внешнеэкономических и политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. Так, более 1500 НКО сотрудничают с ООН, имеют ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН, что позволяет ООН поддерживать связь с людьми во всем мире.

Следовательно, структуры НКО вышли за рамки своих стран на международный уровень. Это следует учитывать российскому государству, коммерческим и некоммерческим организациям. России необходимы свои НКО, способные эффективно действовать за рубежом, чтобы получить дополнительные возможности реализации государственных, общественных и частных интересов (проникновение в другие страны, сбор информации, установление межличностных связей).

Все это потребует закрепления в законах соответствующих норм и правил, новых организационно — правовых форм НКО. Усилится целевая направленность институтов НКО, обеспечивающая приоритет уставной деятельности и многообразие источников финансирования.

Для более успешного выполнения НКО своих социальноэкономических функций представляется целесообразным внести следующие изменения и дополнения в законодательство РФ:

— в ст. 8 п. 2 Конституции РФ включить кооперативную собственность;

— в ст. 50 п. 3 Гражданского кодекса РФ зафиксировать право НКО на налоговые и иные льготыв ст. 251 Налогового кодекса РФ отразить, что прибыль, использованная на развитие уставной деятельности, не должна облагаться налогомв ст. 25 Трудового кодекса РФ включить государство как сторону социального партнерства и положение о том, что каждая сторона несет ответственность за невыполнение своих обязательств по трехстороннему соглашениюразработать и принять Федеральные законы «О взаимодействии органов государственного и муниципального управления с некоммерческими объединениями предпринимателей», «О лоббировании» и «Об основах добровольного (не предполагающего оплаты) труда в РФ».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Избранные труды. Т.4. М.: Экономика, 2000
  2. Л.И. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002
  3. Л.И. Россия: поиск самоопределения. Очерки. М.: Наука, 2002
  4. Л.И. Стратегия: выбор курса. М.: ИЭ РАН, 2003
  5. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993
  6. О. Третий сектор или благотворительность для «чайников». М.: ВВС МРМ, 1997
  7. С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Изд во «Финпресс», 2002
  8. Е.И. Третий луч путь к новой вере. М.: Агар, 1997
  9. Л.Н. Собственность общественных организаций в экономической структуре российского общества. М.: Ин-т перспектив и проблем страны, 1998
  10. Ю.Архангельский В. Н. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. М.: Изд-во РАГС, 1997
  11. П.Бабич A.M., Егоров, Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996
  12. И.К. Изложение начал народного хозяйства. T.l. М., 1872
  13. М.В. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций. // Некоммерческие организации в России, 2003, № 1
  14. Н.Белокрылова О. С., Германова О. Е., Солдатова И. Ю. Институциональные основы рыночной экономики в России. М.: Наука, 1996
  15. А. Дэниел Канеман и Верной Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности). // Вопросы экономики, 2003, № 1
  16. Благотворительность на Урале. / Под ред. Дорохова Ю.А.
  17. Екатеринбург: «СВ 96», 2001
  18. С. Сколько стоит человек? Ценность личности в истории европейской культуры. СПб Тихвин, 1993
  19. Ф. Динамика капитализма. М.: Полиграмма, 1992
  20. Брю С.Л., Маккконел К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992
  21. А.В., Колганов А. И. Социально-экономические проблемы трансформации. М.: 1996
  22. . Трехстороннее соглашение: что дает оно москвичам. // Московская правда, 25.02.04
  23. С.Д., Нестеров Л. И. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.: Наука, 2003
  24. Валентей С.', Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры. // Вопросы экономики, 1999, № 2
  25. П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. М.: Издат. книготорг, центр «Маркетинг», 2001
  26. О.Н., Кураков В. Л., Бондаренко Н. В., Волков Б. И., Никитин Е. Н. Государственное регулирование социальной сферы. М.: Гелиос АРВ, 2000
  27. А.И. Особенности стратегического планирования некоммерческих организаций на современном этапе экономического развития. СПб: Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та эк-ки и финансов, 1999
  28. Вопросы развития общественной собственности. / Под ред. Еремина A.M. М.: ИЭ АН СССР, 1978
  29. Вопросы теории и истории общественных организаций. / Под ред. Ц. А. Ямпольской, А. И. Щиглика. М.: Наука, 1971
  30. Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России. // Вопросы экономики, 2003, № 5
  31. А.А. Экономическое содержание собственности общественных организаций при социализме. М.: Наука, 1982
  32. А.А. Кооперация: ее роль в современной экономике. М.: Профиздат, 1991
  33. Н. Современная концепция развития человеческого потенциала. // Современная Европа, 2000, № 9
  34. Дж. Теории революции, революции 1989 1991 годов и траектория развития «новой» России. // Вопросы экономики, 2001, № 1
  35. B.C. Человеческий капитал и устойчивое экоразвитие. // Энергетическая политика, 1999, вып. 6
  36. В.Э., Хорева Л. В., Хайкина М. М. Экономика общественного и неприбыльного сектора: учебное пособие. СПб: Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та эк-ки и финансов, 1998
  37. И. Возрождение благотворительности в России. // МЭ и МО, 1997, № 2
  38. И. Добровольческое движение в США.// Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 1
  39. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Столярова И. И. М.: Дело, 2002
  40. Гуманистические ориентиры России. / Под ред. Абалкина Л. И., Барышевой А. В., Сорокина Д. Е. М.: ИЭ РАН, 2002
  41. Л., — Шейман И. Неприбыльный сектор в системе хозяйственных отношений в США. // Вопросы экономики, 1996, № 4
  42. Доверие ключ к успеху экономических реформ. (Материалы круглого стола). / Под ред. Мильнера Б. З. М.: ИЭ РАН, 1998
  43. Доклад Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на III Всероссийской конференции представителей малых предприятий. http://docs.rcsme.ru./rus/Federal/MAP-report-Apr-2002doc/
  44. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 г. / Под ред. Бобылева С. Н. М.: Права человека, 2000
  45. А., Жукова И. АИАС «Социальное партнерство»: условия эффективного функционирования. // Человек и труд, 2003, № 6
  46. Ю.А. Благотворительность на Урале. Екатеринбург: СВ -96, 2001
  47. Е.И. Направления развития коммерческой деятельности в розничной торговле потребительской кооперации. Белгород: Кооп. образование, 2002
  48. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 1994
  49. Е.Н., Латков М. С. Менеджмент некоммерческих организаций. М., 2000
  50. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995
  51. Л. Практика управления кредитными союзами. // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 3
  52. Т. О движущих силах трансформации российского общества. // Общество и экономика, 2003, № 6
  53. Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества. // Социологические исследования, 2001, № 85 4. Информационно аналитический бюллетень Агентства социальной информации, 200, № 6
  54. История экономических учений. Учебник./ Под ред. Худокормова А. Г. М.: Инфра-М, 1998
  55. Р. Где начало того конца? (К вопросу об окончании переходного периода в России). // Вопросы экономики, 2001, № 1
  56. Е.И. Государственное регулирование заработной платы. В кн. «Курс переходной экономики». / Под ред. Абалкина Л. И/М.: Финстатинформ, 1997
  57. Е.И. Социалистический образ жизни. Экономический аспект. М.: Мысль, 1976
  58. В.В. Потребительская кооперация в условиях экономических реформ. // Финансы, 1998, № 9
  59. Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978
  60. Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. СПб: Просвещение, 1994
  61. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Изд. второе, переработ, и доп. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2001
  62. Кирдина С.Г. X и Y экономики. Институциональный анализ. М.: Наука, 2004
  63. В.Н., Леонова Т. Н. Теория и практика экономической трансформации. М.: ИНФРА-М, 2000
  64. А.Ф. Модернизация высшего образования и ключевые аспекты эффективности подготовки специалистов. // Высшее образование сегодня, 2003, № 2
  65. Г. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода. // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 6
  66. А.А. Особенности правового регулирования собственности некоммерческих организаций. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000
  67. Ю. Общемировые тенденции экономического развития и российская самобытность. // Общество и экономика, 2003, № 1
  68. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. / Под ред. Шеймана И. М., Якобсона Л. И. М.: Наука, 1995
  69. Концептуальные основы и исторический опыт развития социального рыночного хозяйства. / Под ред. Нестеренко А. Н. М.-ИЭРАН, 1998
  70. Кооперативы в России: их перспективная роль в рыночной экономике. Оксфорд: Планкет Фаундейшн, 1995
  71. Ф. Маркетинг менеджмент. Спб.: ПитерКом, 1998
  72. А., Ривуар Ж. Капитализм и рыночная экономика. М.: АНОР, 1995
  73. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993
  74. М. Фискальные и нефискальные методы государственного регулирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций в процессе рыночных преобразований в России. // Некоммерческие организации в России, 2001, № 6
  75. В. Государство и экономика: меняющееся равновесие. // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3
  76. Г. А. Материальная основа деятельности общественных организаций на современном этапе: правовой аспект. М.: Наука, 1988
  77. Курс переходной экономики. / Под ред. Абалкина Л. И. М.: Финстатинформ, 1997
  78. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993
  79. Г. Социальное измерение развития «третьего сектора». // Российский экономический журнал, 1999, № 7
  80. М., Флямер М., Якимец В. Социальное партнерство: заметки о формировании гражданского общества в России. М.: Шк. культ, политики, 1996
  81. М.А. Российская система образования: рыночная трансформация в условиях транзитивной экономики. М.: Экономика, 2002
  82. И.И. Эволюция экономических систем. М.: Экономика, 2002
  83. В. О взаимоотношении эволюционной теории и ортодоксии. // Вопросы экономики, 2003, № 11
  84. М.Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Дело и сервис, 2000
  85. С.Н., Ямпольская В. А. Некоммерческие организации: регистрация, правовой статус, налогообложение. М.: «Издательство ПРИОР», 2000
  86. Мам Саритх. Показатели развития человеческого потенциала, их концепция и измерение. // Экономика, управление, культура. Сборник научных работ. Вып. 5. / Под ред. Абрамова Л. Д. М.: ООО «Издат. центр науч. и уч. прогр.», 1999
  87. А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983
  88. В.А. Советская экономика и кооперация -несостоявшийся альянс. М.: ИЭ РАН, 1993
  89. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 5 (17). М.: Издат. дом «Новый век», 2002
  90. И. Задачи регулирования экономики и опыт планирования. // Экономист, 2003, № 12
  91. Механизм антикризисного управления в потребительской кооперации. Методические рекомендации для организаций потребительской кооперации. Новосибирск: типография Сибирского ун-та потреб, кооперации, 1998
  92. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА -М., 1998
  93. А.И. Нравственность как новая стратегия в развитии государства. Златоуст: Дельфис, 2000
  94. А., Миляева Л. Региональный опыт социального партнерства. // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3
  95. А.В. Некоммерческий сектор и рынок: современные тенденции развития. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 1999
  96. Негосударственные пенсионные фонды. / Под ред. Полежаевой Н. М.: Социальная защита, 1999
  97. Независимая газета. 15.03.2000
  98. Некоммерческие организации в системе институциональных отношений (препринт доклада). Рук. авт. кол-ва Савченко П. В. М.: ИЭ РАН, 2000
  99. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000
  100. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории. // Вопросы экономики, 1997, № 3
  101. А.Н. Экономика и институциональная теория. / Под ред. Абалкина Л. И. М.: Эдиториал УРСС, 2002, с.373
  102. В. Странная ситуация в потребительской кооперации. //Российская газета, 1999, 12 февраля
  103. Л.В., Кузнецова Т. Е. Судьба кооперации в современной России. //Вопросы экономики, 1995, № 1
  104. Л.В., Сорокин Д. Е. Варианты общественной трансформации России. М.: ИЭ РАН, 2003
  105. Э.В. Критика теории маркетинга для некоммерческих организаций. // Некоммерческие организации в России, 2002- № 5
  106. Новая парадигма развития России. / Под ред. Коптюга В. А. М.: Изд-во МГУК, 1999
  107. А.В. Социальный контроль в условиях трансформации российского общества. М.: Наука, 1999
  108. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1998
  109. Общественные организации и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия. / Под ред. Беляевой Н. Ю. М.: «Интерлигал», 1997
  110. Общественные организации и органы общественного самоуправления в СССР. / Под ред. Щиглика А. И. М., 1985
  111. Общие методы применения законодательства о некоммерческих организациях в странах СНГ и Восточной Европы. М.: CAF, 1996
  112. Особенности управления коммерческими и некоммерческими предприятиями и организациями. Законодательные акты. Комментарии и разъяснения специалистов. М., 1999
  113. А.Н. Институциональные аспекты социально -экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2000
  114. Ю.Я. «Желтое колесо» (механизм социально -экономической трансформации). // Вопросы экономики, 1997, № 5
  115. Опыт развития кооперации зарубежных стран и проблемы кооперативного движения в СССР. / Под ред. Шмелева Г. И. М.: ИМЭГШ РАН, 1991
  116. Органы местного самоуправления и негосударственные некоммерческие организации: отношения партнерства. / Под ред. Мерсияновой И. В. М., 1999
  117. Особенности стратегического планирования некоммерческих организаций на современном этапе экономического развития. Спб: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999
  118. Перспективы социально-экономического развития США (2000 -2015 гг.). М.: ИМЭМО РАН, 1998
  119. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика -Дело, 1992
  120. Положение об обществах и союзах, не преследующих цели извлечения прибыли. // СУ РСФСР, 1928, № 22
  121. Положение о добровольных обществах и союзах (объединениях, клубах, ассоциациях, федерациях) от 30.08.30. // СУ РСФСР, 1930, № 40
  122. Е.В. Становление и развитие финансов общественного сектора России. Автореферат дис на соиск. уч. степ. докт. экон: наук. М., 2001
  123. Е.В. Финансы общественного сектора. // Экономист, 2000, № 9
  124. Э.А. Институционализация российской демократии. // Социологические исследования, 2001, № 5
  125. А.А. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002
  126. Постановление ВЦИК и СНК РСФР «О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли- и надзоре за ними» от 03.08.22. // СЗ РСФСР, 1922, № 49, ст. 622
  127. Постановление Правительства РФ «Вопросы потребительской кооперации российской Федерации» № 24 от 24.01.94 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 5, ст. 351
  128. Постановление Правительства РФ «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» № 24 от 07.01.99 СЗ РФ, № 3, ст. 338
  129. Постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» от 06.01.30. // СЗ СССР, 1930, № 6, ст. 76
  130. Постановление ЦИК и СНК СССР «О производственной и коммерческой деятельности и лотерейной работе добровольных обществ» от 22.10.33. // СЗ СССР, 1933, № 61
  131. Правовые и бухгалтерские аспекты деятельности некоммерческих организаций: псковский опыт. Псков: Центр соц. проектирования «Возрождение», 2000
  132. В.П. Из кризиса через демократию: как перевернуть кооперативную пирамиду. Ставрополь: изд-во АО «Пресса», 2000
  133. В.П. Реформирование потребительской кооперации (проблемы теории и практики). Автореферат дис. на соиск. уч. степени докт. экон. наук. М., 1998
  134. Проблемы развития человека и общества. / Под ред. Гусева Е. А. СПб: СПбГИЭА, 2000
  135. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики). Рук. авт. кол-ва Львов Д. С. М.: Экономика, 1999
  136. В.В., Шкаратан О. И. Социальная структура. Стратификация. Учеб. пособие. М.: Наука, 1995
  137. Н.М. Человек и реформы. Секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН РАН, 2003
  138. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2003
  139. Россия 2015: оптимистический сценарий. / Под ред. Абалкина Л. И. М.: ММВБ, 1999
  140. Россия в цифрах. 2002. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат, 2002
  141. П.В. Поиски истины. Избранные произведения. М.: ИЭ РАН, 2001
  142. П.В., Воропаев А. Совершенствование финансовых отношений ключ к успеху. // Экономист, 2000, № 11
  143. П.В., Федорова М. Н. Некоммерческая собственность в рыночной системе хозяйствования. В кн.: Энциклопедия рыночного хозяйства. Т. 1. Общеэкономические основы рыночного хозяйства. / Под ред. Сорокина Д. Е. М., 2002
  144. П.В., Федорова М. Н. О природе потребительской кооперации. // Экономист, 1998, № 6
  145. П.В., Федорова М. Н. Собственность некоммерческих организаций как экономический и социальный институт. В кн. Собственность в XX столетии. / Под ред. Виноградова В. А. М.: ИНИОН РАН, 2001
  146. П.В., Федорова М. Н., Родченкова Е. И. Статус некоммерческих организаций. // Экономист, 1999, № 4
  147. В., Гринкевич Л. От индекса развития человеческого потенциала к индексу гармоничного развития цивилизации. // Общество и экономика, 2001, № 7−8
  148. Л.М. Кризис неприбыльного сектора. // Деньги и благотворительность, 1996, № 5
  149. М.В. Конкурентоспособность потребительской кооперации: теория, методология, оценка. Автореферат дис. на соиск. уч. степени докт. экон. наук. М., 2000
  150. Смешанное общество: российский вариант. / Под ред. Никифорова Л. В. М.: Наука, 1999
  151. Э.А. Основы теории организации. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998
  152. СНГ в 2002 г. Статистический ежегодник. М., 2003
  153. Собственность в экономической системе России. / Под ред. Черковца В. Н., Кулькова В. М. М.: ТЕИС, 1998
  154. Современная экономическая теория: проблемы разработки и преподавания. / Под ред Хубиева К. А. М.: ТЕИС, 2002
  155. Д.Е. Россия перед вызовом. Политэкономия ответа. М.: Наука, 2003
  156. Социальная защита населения. / Под ред. Римашевской Н. М. М.: РИЦ ИСЭПН РАН, 2002
  157. Социальная рыночная экономика. / Под ред. Юрьевой Т. В. М.: МЭСИ, 2000
  158. Социально экономическая эффективность: опыт США. / Под ред. Марцинкевича В. И. М.: Наука, 2000
  159. Социальные императивы современной экономики и российские реалии. / Под ред. Медведева В. А. М.: ИЭ РАН, 1998
  160. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: ИЭ РАН, 1998
  161. В.И. Глобализация, профсоюзы и ТНК в реформируемой России (на примере нефтегазового комплекса). М.: Рус. новь, 2002
  162. Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003
  163. И.И. Личное потребление и социалистическое воспроизводство. М.: Высшая школа, 1983
  164. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях. У Под ред. Жильцова Е. Н. и Ломанова П. Н. М.: ТЕИС, 1998
  165. С., Романихин А. От «профсоюза олигархов» к профсоюзу товаропроизводителей. // Вопросы экономики, 2003, № 1
  166. Е.В. Финансирование высшего образования: зарубежный опыт и отечественная практика. // Высшее образование сегодня, 2003, № 4
  167. Е. Третейские суды в системе торгово -промышленных палат: состояние дел и перспективы развития. // Хозяйство и право, 2003, № 3
  168. В.М. Социально-экономическая природа и закономерности становления бесприбыльных организаций в современной экономической системе. Автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. Казань, 2002
  169. К.П. Некоммерческий сектор экономики как институт гражданского общества. Основы становления и функционирования. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 2003
  170. В.Л. Государство и экономика. М.: Магистр, 1997
  171. В. Теоретические вопросы институционального проектирования. // Вопросы экономики, 1997, № 3
  172. Теоретические основы институциональной трансформации. / Под ред. Городецкого А. Е. М.: ИЭ РАН, 2000
  173. М.Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. М.- Юринформцентр, 2000
  174. Торговая газёта, 1999, 24 марта, с. 2
  175. Торгово-промышленные палаты в системе поддержки отечественного предпринимательства. Обзор. // Российский экономический журнал, 1998, № 4
  176. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1999
  177. . О квазиконсолидации российского общества. // Общество и экономика, 2003, № 1
  178. JI., Шаститко А. Экономический подход к проблемам организации знаний о человеке. // Вопросы экономики, № 9
  179. Г. В. Собственность и экономические организации. Иваново: ИвГУ, Ковров: КГТА, 2001
  180. О. Экономика организаций. // Вопросы экономики, 2000, № 5
  181. Фактор трансакционных издержек в теории и практике российских реформ. / Под ред. Тамбовцева B.JI. М.: ТЕИС, 1998
  182. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 54 ФЗ от 28.04.2000. // Собрание законодательства РФ, 2000, № 18
  183. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7 -ФЗ от 12.01.96. // Собрание законодательства РФ, 1996, № 3
  184. Федеральный закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» № 3085 1 от 19.06.92. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 30
  185. Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 97 ФЗ от 11.07.97. // Собрание законодательства РФ, 1997, №
  186. Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3019
  187. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» № 51 ФЗ от 10.04.2000. // Собрание законодательства РФ, 2000, № 16
  188. Н.П. Особенности реформирования посткоммунистических стран: общее и особенное. В кн. «Мировая экономика». / Под ред. Николаевой И. П. М.: ЮНИТЙ, 2000
  189. Н.П. Сбалансированность экономики и равновесие национального рынка. В кн. «Макроэкономика». М., 1999
  190. Ю.П. Теоретические проблемы становления социально ориентированной рыночной экономики: опыт России. М.: РАСХН, 2000
  191. Франция: система образования и организация ее администрирования. М., 1996
  192. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992
  193. JI.B. Некоммерческие организации в социально-культурной сфере России. Автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. СПб, 2000
  194. JI. Источники финансирования западных христианских церквей. // Вопросы экономики, 2002, № 1
  195. В. Политическая институционализация российского общества. // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 1
  196. .Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. М.: Благотворительное объединение «Сопричастность», 1993
  197. К. Оптимизация затрат и результатов некоммерческих организаций здравоохранения и социального обеспечения. Автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. М.: РАГС, 1995
  198. Человеческий потенциал. (Из Программы развития ООН). // Общество и экономика, 1996, № 5
  199. А.Н. Анализ социальных сетей. // Социологические исследования, 2001, № 1
  200. . Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах. // Вопросы экономики, 2003, № 6
  201. Н.А. Институциональный сравнительный анализ экономических организаций. Деп. ИНИОН РАН № 56 909, 2001, с.21
  202. А.Е. Неоинституциональная теория. М.: ТЕИС, 1999
  203. А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории. // Вопросы экономики, 2003, № 1
  204. А. Условия и результаты формирования институтов. // Вопросы экономики, 1997, № 3
  205. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998
  206. Й.А. Теории экономического развития. М.: Прогресс, 1982
  207. А.И. Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР. М., 1977
  208. Щиглик А.'Й. Советское государство и профсоюзы: соперничество или сотрудничество. М.: Профсоюзы, 1981
  209. Эволюционная экономика и «мэйнстрим». / Под ред. Абалкина Л. И. М.: Наука, 2000
  210. Эволюция договорного регулирования социально трудовых отношений: социальное партнерство. М.: ИЭ РАН, 2003
  211. Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001
  212. Экономика. Учебник. / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. М.: Проспект, 1998
  213. Экономика общественного сектора. Учебное пособие. / Под ред. Жильцова Е. Н., Лафея Ж. Д. М.: ТЕИС, 1998
  214. Экономическая теория и трансформационный процесс. / Под ред. Пороховского А. А. М.: ТЕИС, 1999
  215. Экономический строй социализма. ТЛ, 2,3. / Рук. автор, кол-ва Капустин Е. И. М.: Экономика, 1984
  216. Т.В. Неприбыльный сектор в рыночной экономике. Возможности и перспективы развития в России. Дис. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. М., 1995
  217. Т.В. Экономика некоммерческих организаций. М.: Юристъ, 2002
  218. Л.И. Некоммерческий сектор экономики: проблемы правового регулирования. // Государство и право, 1992, № 3
  219. Л.И. Несовершенства рынка и некоммерческие организации. // Известия АН СССР, серия «Экономика», 1990, № 4
  220. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996
  221. Ц.А. Общественные организации в СССР. М.: Наука, 1972
  222. И.И. Экономическое значение честности. (Забытый фактор производства). М., 1912
  223. Е. Модернизация экономики и система ценностей. // Вопросы экономики, 2003, № 4
  224. Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста. // Вопросы экономики, 2001, № 5
  225. Е.Г. Российская экономика. Итоги и панорама рыночных реформ. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003
  226. Е. Структурный маневр и экономический рост. // Вопросы экономики, 2003, № 8
  227. Annual Report / Population Council. N.Y., 1994
  228. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 2-nd. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1975−348 pp.
  229. Expanding the Measure of Wealth. The World Bank. Wash., 1997
  230. Honore A.M. Ownership. // «Oxford Essays in Jurisprudence». Oxford, 1961, p. 107−147 237. http://www.mosu.ru238. http://www.muh.ru
  231. Kidyba A., Lobocki I. Non-profit Institutions in Regional Restructuring. Warsaw, 1993
  232. Krashinsky M. Transaction Costs and Theory of the Non profit Sector — In Rose — Ackerman S. (ed): The Economics of Non — profit Institutions: Studies in Structure and Policy. Oxford Univ. Press. New York, 1986
  233. Nutt P.C., Backoff R. W. Strategic Management of Public and Third Sector Organizations: A Handbook for Leaders. San Francisco: Jossey Bass, 1992
  234. Ostrom E. Govering and Commons. The Evolution of Institution for Collective Action. N. Y., 1990
  235. Oversight of the Corporation for National and Community Servis: Hearing of the Com. of Labor and Human Resources. Wash.: Cov. print, off., 1996
  236. Portes A., Landolt P. Social Capital: Promise and Pitfalls of its Role in Development. // Journal of Latin American Studies, Cambridge, 2000, vol. 32, part 2
  237. Salaman L.M. The International Guide to Nonprofit Law. N.Y.: Wiley, 1997
  238. The Nonprofit Sector in the Mixed Economy. / Ed. By Ben-Ner A., Gyi B. Ann Arbor: The Univ. of Michigan Press, 1993
  239. Ware A. Between Profit-and State: Intermediate Organizations in Britain and the United States. Cambridge, Oxford: Polity press, 1989
  240. Wasserman S., Faust K. Social Network Analysis: Methods and Applications. N. Y.: Cambridge University Press, 1994
  241. Weisbrod B.A. The Nonprofit Economy. London: Harvard Univ. Press, 1988
Заполнить форму текущей работой