Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства будущих первоклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (1991;1993 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература, сформулирована рабочая гипотеза, конкретизированы задачи, разработана вариативная концептуальная модель организации жизненно-педагогического образовательного пространства «Педагогика жизни», на основе которой создана вариативная авторская программа «Школа жизни детей». На втором этапе (1994;2000 гг… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Гуманизация образовательного пространства как педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность гуманизации образования детей
    • 1. 2. Индивидуальный подход к субъектам образования при его гуманизации
    • 1. 3. Подходы к моделированию гуманно-личностного воспитания детей в жизненно-педагогическом образовательном пространстве
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация педагогических условий гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства
    • 2. 1. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Преобразование жизненно-педагогического образовательного пространства как условие гуманно-личностного обучения и воспитания будущего первоклассника
  • Выводы по второй главе
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложения
  • 125−155 156−159

Педагогические условия гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства будущих первоклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В сложившейся в настоящее время ситуации в образовании на одно из приоритетных мест выдвинулась задача его гуманизации, расширения сфер и повышения уровня, обеспечивающего маневренность в усвоении и реализации знаний.

В российском обществе начала XXI века гуманизация образования приобрела не только новое значение, но и новое звучание, статус, смысл в силу комплекса обстоятельств как общего плана, обусловленного особенностями функционирования мирового сообщества, так и конкретно-исторического, связанного со спецификой развития общества.

Этот комплекс обстоятельств не может не учитываться при организации образовательного пространства, которое должно обеспечивать реальные, объективно сформированные социокультурные потребности подготовки исторически нового субъекта, способного решать проблемы такого масштаба, как сохранение человечества, его гуманизацию и творческое преобразование.

Естественно, только на основе реформы программы образования, разрабатываемой при постоянно углубляющемся осознании обществом современной действительности и формировании широкого гуманистически жизненно-педагогического образовательного пространства реального действия, может быть правильно определено функционирование любой, даже самой маленькой структурной единицы его системы, в том числе предшкольного и начального образования.

Формирование гуманистически жизненно-педагогического образовательного пространства для детей предшкольного возраста сегодня является не только важным условием осуществления определенного уровня и обеспечения реальных возможностей транслирования знаний и воспроизводства Человека как производительной силы и как культурного феномена, но, что существенно, такое пространство выступает необходимым основанием воспроизводства систем отношений, обеспечивающих приобщение к общечеловеческим ценностям, гуманистическим началам в решении социокультурных задач современности.

Осознание человека как уникального явления, утверждение приоритета ценности его внутреннего мира, осмысление его роли в своей жизни, актуализация сущностных сил и творческого начала, создание оптимальных условий для раскрытия его способностей, обеспечении гармонии с собой и обществом еще в раннем детстве определяют смысл гуманизации педагогической деятельности. В гуманистической интерпретации цель образования состоит в создании педагогических условий для развития ребенка как личности, самостоятельного субъекта деятельности, что обеспечивает его дальнейшее самодвижение, расширит границы социальной адаптации и успешной интеграции в активный социум.

В последние годы в педагогической науке и практике как у нас в стране, так и за рубежом рассмотрены вопросы о переосмыслении концептуальных подходов к обучению и воспитанию будущих первоклассников, их социальной адаптации. Однако утверждающиеся в образовании тенденции гуманизации реализуются не всегда успешно. Прежде всего это касается традиционного монодидактизма и недиалогического характера образовательного процесса в подготовительных к школе классах. В сфере этого вида образования сложился «знаниевый» диктат.

Гуманизация образования может быть реализована на основе осмысления феномена формирования индивидуального своеобразия личности ребенка. Она возможна только на основе воспитания человеческих качеств у ребенка в русле гуманистической педагогики и психологии, глубокого знания его врожденных свойств, динамических тенденций развития и способности к саморазвитию, представлений о том, как он сам воспринимает себя и как его воспринимают другие. Изучение ребенка как особого мира во всем многообразии его свойств и отношений, поиск оптимальных путей его воспитания и обучения представлены в трудах Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца.

Проблема гуманизации образования рассматривается в контексте культурологического подхода в исследованиях B.C. Библера, Ю. Н. Емельянова, М. С. Кагана, О. Н. Козловой, С. Ю. Курганова.

Теоретические основы представления о ребенке как субъекте воспитания и становлении его субъектности развиваются в работах Г. И. Аксеновой, Е. Н. Исаева, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова и др.

Философские, психолого-педагогические основы духовного развития человека, представления о центрированности педагогических воздействий на ребенка в русле гуманистической психологии и педагогики содержатся в трудах JI.C. Выготского, К. Роджерса, C.JI. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина. В дальнейшем они разрабатывались в работах Щ. А. Амонашвили, М. Н. Берулавы, Д. А. Белухина, О. С. Газмана, Е. Н. Ильина, М. В. Кларина, В. В. Серикова, И. С. Якиманскойв концепции развивающего обучения В. В. Давыдова, JI.B. Занкова, А. З. Рахимова, Н. Ф. Талызиной, в концепции поэтапного социального развития Д. И. Фельдштейна.

Ориентированность образования не только на интеллектуальное, но и на личностное развитие обучающегося представлена в исследованиях В. В. Давыдова, В. В. Серикова.

Теоретические аспекты гуманизации и приоритетная значимость системы воспитательных воздействий в процессе становления человека содержатся в исследованиях А. А. Бодалева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н.Е. Щур-ковой.

Тенденции к всесторонней разработке структурно-содержательных характеристик воспитательных систем исследовались В. П. Беспалько, А.С. Гаязо-вым, И. А. Зимней, А. А. Леонтьевым, Л. И. Новиковой.

В последние годы в различные сферы жизни вошло понятие «пространст-. во» (экономическое, политическое, культурное, правовое, информационное, образовательное и др.). На этом фоне актуальным становится появление термина «жизненно-педагогическое образовательное пространство», отражающего реалии и тенденции в развитии образования, связанные с обеспечением личностной ориентированности образовательного процесса.

Жизненно-педагогическое образовательное пространство рассматривается нами как среда, в которой оказывается воспитывающее влияние ближайшего окружения на ребенка в системе взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых является сам ребенок и значимые для него люди, призванные формировать гуманистическое сознание ребенка, что проявляется в его стремлениях к духовно-нравственному самосовершенствованию, установлению гармоничных отношений с окружающим миром.

Проблема исследования заключается в разработке такого содержания образования, в котором предметом познавательной деятельности становятся явления, направленные на ознакомление детей с внешним социальным миром и проявлениями своего внутреннего мира, а также в выявлении способов организации и содержания работы в условиях развивающихся отношений «взрослый ребенок» и «ребенок ребенок».

Представляется, что попытка разрешения данной проблемы без целенаправленного детального ее изучения приводит к фрагментарному представлению теоретико-методологического плана ее исследования, к стихийности и малой результативности ее решения. Вследствие этого сохраняются противоречия между: а) существующей в теории ориентацией на гуманистические ценности и практикой образовательных учреждений в новой социокультурной ситуации развития обществаб) осознанием необходимости выработки способов внедрения общечеловеческих ценностей в содержании предшкольного образования и недостаточной разработанностью методологических основ функционирования и развития поддерживающих педагогических систем и технологийв) признанием самоценности и активности личности будущего первоклассника как субъекта целостного педагогического процесса и преобладанием консервативно-авторитарного подхода в воспитательной практикег) осознанием необходимости формирования ценностно-смыслового самоопределения ребенка и недостаточной разработанностью основ его воспитания.

Отмеченные противоречия позволили сформулировать тему нашего исследования: «Педагогические условия гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства будущих первоклассников».

Объект исследования — целостный образовательный процесс в учебно-воспитательном комплексе «Детский сад — школа».

Предмет исследования — процесс гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства первоклассников.

Цель исследования — выявление, теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка педагогических условий гуманизации образовательного процесса будущих первоклассников.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства будет эффективен, если:

— целенаправленная деятельность педагога по реализации индивидуально ориентированного подхода в образовательном процессе комплекса «Детский сад — школа» будет актуализироваться и обогащаться общечеловеческими ценностями на основе диалогического взаимодействия его участников в рамках содержательной модели, реализующей гуманистическое жизненно-педагогическое образовательное пространство;

— содержание, методы, формы образовательной деятельности будут основываться на задействовании эмоционально-нравственной, ценностно-смысловых характеристик личности ребенка и способностей к его самореализации;

— субъектный опыт ребенка будет формироваться с учетом интегративных подходов к содержанию образовательного процесса;

— стратегия и тактика воспитания детей предшкольного и младшего школьного возраста будет связана с гуманизированным преобразованием системы воспитательных воздействий в русле гуманизации образования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-теоретическую литературу о сущности гуманизации и обосновать структурные компоненты функционирования гуманистического образовательного процесса.

2. Выявить особенности индивидуального подхода к субъектам поддерживающего и адаптивного образования и оценить преобразование жизненно-педагогического образовательного пространства в условиях гуманно-личностного воспитания детей комплекса «Детский сад — школа».

3. Разработать содержательную модель гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства и составить методические рекомендации по формированию гуманно-личностных отношений.

4. Разработать программу гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства будущих первоклассников и проверить ее эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования являются: положения отечественных и зарубежных исследователей о гуманистических подходах к процессу образования (К.Н. Вентцель, Д. Дьюи, Ж. Ж. Руссо, И. А. Зимняя, И. Кант, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, Я. Корчак, М. В. Кларин, М. В. Ломоносов, А. С. Макаренко, А. Маслоу, М. Монтень, И. Г. Песталоцци, К. Роджерс, К.Д. Ушинский) — культурно-историческая теория Л. С. Выготскогопсихологическая теория деятельности (А.В. Запорожец, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, СЛ. Рубинштейн) — концепция личностно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Д. А. Белухин, О. С. Газман, В. А. Сухомлинский, И.С. Якиманская) — теория возрастной периодизации (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин) — концепция поэтапного социального развития (Д.И. Фельдштейн).

При разработке содержательной основы гуманизации образовательного процесса учитывались положения о единстве исторического и логического в педагогическом познаниио воспитании как общечеловеческой ценностио присущей мировому педагогическому процессу тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации.

Для решения задач и проверки гипотезы использованы методы теоретического, эмпирического и опытно-экспериментального исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемедиагностические (анкетирование, тестирование, метод задач и заданий) — прогностические (моделирование) — экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты) — обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение) — методы математической статистики.

На первом этапе (1991;1993 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература, сформулирована рабочая гипотеза, конкретизированы задачи, разработана вариативная концептуальная модель организации жизненно-педагогического образовательного пространства «Педагогика жизни», на основе которой создана вариативная авторская программа «Школа жизни детей». На втором этапе (1994;2000 гг.) проводился формирующий эксперимент на базе подготовительных классов «Детский сад — школа» г. Уфы, проанализированы и определены педагогические условия и методы, необходимые для гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства детей в комплексе «Детский сад — школа». На третьем этапе (2001;2004 гг.) систематизировались и апробировались подходы к построению содержания жизненно-педагогического образовательного пространства, осуществлены обработка, систематизация и обобщение результатов исследования, их качественный и количественный анализ. Были сформулированы основные выводы и оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что определены педагогические условия гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства, основными из которых являются:

— включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности, в общении со взрослыми и другими детьми;

— преодоление содержательной раздробленности коррекционных и развивающих занятий на основании выявления их духовно-нравственного потенциала и обеспечения межпредметных связей;

— уточнение сущности гуманизации образовательного процесса и жизненно-педагогического образовательного пространства комплекса «Детский сад — школа» на основе мотивационно-смысловых ценностных ориентиров;

— определение уровней и критериев оценки уровней сформированности мотивационной, когнитивной и технологической готовности к организации речевого общения будущих первоклассников с трудностями учения. Кроме того была разработана и апробирована модель гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства для будущих первоклассников.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и конкретизации понятий «гуманизация образовательного процесса», «жизненно-педагогическое образовательное пространство" — определении критериев личностного развития детей, моделировании гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства будущих первоклассников с трудностями учения.

Практическая значимость исследования: разработана вариативная программа «Школа жизни детей». Разработанные модель, теоретические положения, программа «Школа жизни детей» и методика ее применения могут быть использованы при организации образовательного процесса будущих первоклассников в обучении и определении сущностной характеристики показателей и уровней сформированности гуманистической направленности личности.

Результаты исследования помогут педагогам в обновлении и перестройке воспитательных систем с учетом современной социокультурной ситуации в регионах России и Республике Башкортостан и также могут быть использованы работниками отделов образования, методических учреждений при анализе деятельности дошкольных и школьных образовательных учреждений.

На защиту выносятся:

— вариативная экспериментальная программа «Школа жизни детей», которая может обеспечить достижение поставленных целей гуманизации образовательного процесса при наличии содержательной модели развивающей системы в жизненно-педагогическом образовательном пространстве «Детский сад — школа», раскрывающей сущность становления гуманной личности детей в рамках смысловых интегрированных образовательных областей и реализующей посредством внутрипредметных связей целостность компонентов «Человек — Мир» (Вселенная) и саморазвитие «Образа Я»;

— комплекс педагогических условий, способствующих формированию у будущих первоклассников ценностно-смыслового отношения к гуманистическим ценностям в образовательном процессе комплекса «Детский сад — школа», включающий:

1) образовательный процесс, осуществляемый на основе гуманно-личностного индивидуально ориентированного подхода, признающего самоценность будущего первоклассника как активного носителя субъектного (жизненного) опыта;

2) динамику формирования субъектной позиции, зависящей от процесса становления гуманистического педагогического мышления взрослых (педагогов, родителей);

3) преодоление содержательной раздробленности коррекционных и развивающих занятий на основании обеспечения межпредметных связей и выявления духовно-нравственного потенциала занятий;

4) разнообразные виды творческой деятельности ребенка как на основных (базовых) занятиях, так и в режимных моментах;

5) общение ребенка со взрослыми, другими детьми, в том числе и сверстниками как основной фактор в процессе работы.

6) «Ядром» гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства становится гуманно-личностная мотивация, поощрение активности ребенка со стороны взрослого.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения работы и ее результаты обсуждались и получили одобрение на межвузовских конференциях «Проблемы обучения и воспитания молодежи» (г. Уфа, 1999, 2000 гг.), на конференциях БИРО («Начальное образование» (г. Уфа, 2002;2004 гг.), на Международной научно-практической конференции («Современная логопедия: теория, практика, перспективы» (г. Москва, 2002 г.). Материалы исследования используются в Башкирском государственном педагогическом университете, системе повышения квалификации работников образования Республики Башкортостан (2002;2004 гг.), реализующих программу комплекса «Детский сад — школа».

Достоверность научного исследования обеспечивается теоретико-методологическими основамиприменением комплекса методов, адекватных предмету и цели исследованияподтверждением верности выдвинутой гипотезы, результатами опытно-экспериментальной работы и обработкой данных методом математической статистики.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиография 240 наименований, 7 таблиц, 11 рисунков и 2 приложения.

Публикации: по материалам исследования имеется 11 публикаций.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Исследование уровня сформированности гуманно-личностных ценностей будущих первоклассников с трудностями в учении продемонстрировало нецелостность, противоречивость представлений детей о гуманистических ценностях. Это связано с тем, что в практике предшкольных учреждений отмечено понимание существенных отклонений от принципов гуманизма, вскрыты объективные и субъективные причины сложившегося положения, намечены перспективные направления работы, способствующие восстановлению идей гуманизма в педагогической практике, но самостоятельная деятельность будущего первоклассника в комплексе «Детский сад — школа» либо регламентируется взрослыми, принимая характер механического выполнения указаний, распоряжений, либо протекает стихийно, не получая поддержки извне. При этом неполно удовлетворяется потребность ребенка в общении со взрослыми, что отрицательно отражается на его развитии, в особенности социальном. Запреты и указания, убеждения, поиск совместного решения в конкретных ситуациях не позволяют ребенку стать творцом гуманно-личностных мотиваций, регулирующих его отношение к деятельности, к сверстникам, к самому себе. И, главное, они не затрагивают его эмоциональную сферу, не позволяют достичь такого положения, при котором поступок соответствовал бы гуманистической культуре, стал бы личностно значимым.

Одной из множества причин подобной нецелостности процесса воспитания будущего первоклассника с трудностями в учении, на наш взгляд, является превалирующая «учебная» направленность, недостаточно учитывающая индивидуальные различия в сфере интеллектуального, духовно-нравственного развития детей в предшкольный период. Это обусловливается утилитарно-технократической направленностью содержания образования, обезличивающей сам процесс познания, который не способствует формированию целостной картины, единого духовно-материального мира и человека в нем, а также личностного отношения детей к процессу познания.

Технологическое обеспечение формирования гуманно-личностной культуры, гуманно-личностной мотивации представляло организацию гуманно-личностно ориентированного образования в жизненно-педагогическом образовательном пространстве, направленного на развитие индивидуальных духовно-нравственных особенностей будущего первоклассника, исходило из:

— понимания закономерностей развития личности ребенка, соответственно которым образование ребенка происходит не только путем овладения им системой знаний, умений, но и через постоянное обогащение и преобразование субъектного опыта, из жизненного в педагогический, педагогического в жизненный как важного источника саморазвития ребенка;

— понятия социальной ситуации развития, уровня актуального развития и зоны ближайшего развития будущего первоклассника как определение путей преодоления трудностей в учении;

— признания будущего первоклассника как автономной личности, стремящейся к самореализации в познавательном процессе;

— понимания того, что при конструировании и реализации жизненно-педагогического образовательного пространства необходима специальная работа по выявлению, актуализации индивидуального опыта каждого ребенка, по выявлению личностно-значимых способов деятельности детей в процессе познания как механизмов формирования мотивации;

— направленности на развитие ценностно-смысловых отношений детей к объектам познания;

— признания ведущей роли психолого-эмоциональных переживаний при формировании ценностно-смысловых отношений будущих первоклассников к объектам изучения в процессе гуманистического познания;

— взаимосвязи развития интеллектуальной, аффективной, операциональ-но-деятельностной сторон человеческой личности, определяющих ее целостность в образовательном процессе;

— эстетической направленности поддерживающего образовательного процессаширокого использования изобразительных средств в процессе гуманизации образования;

— формирования субъектной позиции детей в поддерживающем и развивающем процессе;

— реализации диалоговых форм общения в поддерживающем и развивающем процессе;

— выработки вариативных поддерживающих педагогических технологий, предпочтительных для будущих первоклассников с трудностями в учении способов получения информации и закрепления учебного материала;

— разработки способов выделения гуманистического компонента в содержании базовых знаний, на основе которого будущие первоклассники смогут самостоятельно осуществлять анализ изучаемых объектов с позиций общечеловеческих ценностей.

Гуманизация предшкольного образования, охватывая все компоненты и подструктуры поддерживающего и развивающего процесса в программно-базовых занятиях и в режимных моментах, осуществлялась в разработке способов выделения гуманистического компонента в содержании образования, благодаря которым дети самостоятельно могли оценивать изучаемые явления, факты с позиции нравственно-этических ценностей, а также самостоятельно определять и планировать свои действия в познавательном процессе, оценивать результаты деятельности.

Человеческий" компонент был выявлен в содержании компенсирующих занятий в виде сквозной межпредметной связи по характеру проблемы «Человек — Здоровье — Природа».

Спроектированная «Содержательная модель развивающей образовательной системы на основе гуманно-личностного подхода», представляющая целостную систему педагогического процесса, позволяет организовать воспитательно-образовательную деятельность учреждения «Детский сад — школа» как системы, обеспечивающей надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка, гуманно-нравственных ценностей.

Сформулированная идея в концепции «Педагогика жизни» послужила основой разработки авторской программы «Школа жизни детей», основной целью которой является поэтапное формирование «Образа Мира», «Образа Я».

В ходе экспериментальной работы разработаны и реализованы следующие педагогические условия:

1) образовательный процесс должен осуществляться на основе гуманно-личностного индивидуально ориентированного подхода, признающего самоценность будущего первоклассника как активного носителя субъектного (жизненного) опыта;

2) динамика формирования субъектной позиции зависит от процесса становления гуманистического педагогического мышления взрослых (педагогов, родителей);

3) преодоление содержательной раздробленности коррекционных и развивающих занятий на основании обеспечения межпредметных связей и выявления духовно-нравственного потенциала занятий;

4) каждый ребенок должен включаться в разнообразные виды творческой деятельности как на основных (базовых) занятиях, так и в режимных моментах;

5) основное внимание в процессе работы должно обращаться на общение ребенка со взрослыми, другими детьми, в том числе и сверстниками;

6) «ядром» гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства будущего первоклассника становится гуманно-личностная мотивация, поощрение активности ребенка со стороны взрослого.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности созданных педагогических условий реализации гуманистической направленности поддерживающего и развивающего процесса. Отмечены позитивные изменения формирования гуманистических ценностей как у будущих первоклассников, их родителей, так и у педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

— идеи гуманизации воспитания детей с трудностями в учении на современном этапе находят широкое отражение в поддерживающей, адаптивной педагогике. Среди конструктивных путей преодоления проблемы выступает гуманистическая направленность педагогического процесса будущего первоклассника с трудностями в учении;

— гуманизация образования рассматривается в контексте данного исследования как целенаправленное, систематизированное выявление и развитие общекультурных компонентов в содержании образования будущего первоклассника с трудностями в учении, способствующего формированию целостной картины мира и человека в нем, развитию гуманистической направленности сознания как самих детей, так и педагогов, родителей, проявляющегося в их стремлении к установлению относительно гармоничных отношений с окружающим миром;

— содержание поддерживающего, адаптивного образования в условиях гуманизации включает следующие компоненты: а) ценностно-интегративный, б) нравственно-этический, в) эмоционально-оценочный, г) психолого-рефлексивный, д) эстетико-ценностный, е) креативно-деятельностный;

— сформированность гуманистической культуры личности, гуманно-личностной мотивации отражает меру освоения системы общечеловеческих ценностей, которые выступают в качестве определяющих в мотивации поведения;

— гуманистическое познание характеризуется ориентированностью на индивидуальность детей, обращенностью к духовному миру человека, личностным ценностям и смыслам жизни;

— диалоговый характер познания предполагает его плюрализм. Объект познания оценивается с нравственных, культурных, эстетических позиций;

— относительным результатом гуманистического познания является выработка собственного «Образа мира», «Образа Я»;

— гуманистическое познание предполагает проблемно-поисковый характер процесса обучения и воспитания;

— разработанная программа «Школа жизни детей» позволяет осуществлять поэтапное формирование «Образа мира», «Образа Я», формировать единую картину духовно-материального мира и места человека в нем.

В качестве показателей сформированности гуманистической культуры, гуманно-личностной мотивации будущих первоклассников в жизненно-педагогическом образовательном пространстве принималось:

— осознание детьми предшкольного возраста самоценности познавательного процесса, в котором усвоение системы базовых знаний является способом саморазвития, самоактуализации детей;

— усвоение общечеловеческих ценностей через осознание значимости постоянного духовно-нравственного развития;

— воспитание культуры чувств и возможность на их основе адекватно выстраивать свое поведение, рефлексивные и эмпатийные способности.

Выше перечисленные особенности являются важными посылами в аспекте определения содержательно-технологического обеспечения организации образовательного процесса будущего первоклассника с трудностями в учении.

Анализ педагогической значимости формирования ценностного отношения личности будущего первоклассника к объектам познания дал основание утверждать, что в основу содержания базовых компонентов образования должна быть положена система общечеловеческих ценностей. Этому послужила «Модель развивающей образовательной системы на основе гуманно-личностного подхода» в образовательном процессе. В ходе экспериментальной работы разработаны и реализованы следующие педагогические условия:

1) образовательный процесс должен осуществляться на основе гуманно-личностного индивидуально ориентированного подхода, признающего самоценность будущего первоклассника как активного носителя субъектного (жизненного) опыта;

2) динамика формирования субъектной позиции зависит от процесса становления гуманистического педагогического мышления взрослых (педагогов, родителей);

3) преодоление содержательной раздробленности коррекционных и развивающих занятий на основании обеспечения межпредметных связей и выявления духовно-нравственного потенциала занятий;

4) каждый ребенок должен включаться в разнообразные виды творческой деятельности как на основных (базовых) занятиях, так и в режимных моментах;

5) основное внимание в процессе работы должно обращаться на общение ребенка со взрослыми, другими детьми, в том числе и сверстниками;

6) «ядром» гуманизации жизненно-педагогического образовательного пространства будущего первоклассника становится гуманно-личностная мотивация, поощрение активности ребенка со стороны взрослого.

Целостный педагогический процесс в рамках комплекса «Детский садшкола» представляет собой совокупность компонентов (целей, задач, содержания, методов, форм), где системообразующей единицей выступает развивающая образовательная цель, имеющая сложную многоуровневую структуру. К ее составным подсистемам можно отнести преемственность форм, методов базовых занятий и режимных моментов. Гуманистический компонент был представлен во всех подструктурах развивающего образовательного процесса: разработаны способы выделения гуманистического компонента в содержании познавательного развития, благодаря которым дети совместно с педагогами, родителями, а далее и самостоятельно могли оценивать изучаемые явления, факты с позиции нравственно-этических ценностей, планировать свои действия в познавательном процессе, оценивать результаты деятельности.

Эксперимент показал, что созданные педагогические условия по реализации гуманистического компонента в предшкольном образовательном процессе в комплексе «Детский сад — школа» способствовали решению поставленных задач. В частности, до экспериментальной работы у 6,7% детей были сформированы гуманно-личностные мотивации и составили высокий уровень, 33,3% детей — ниже среднего уровня и средний уровень составил 60% детей. После проведенной работы произошли качественные и количественные позитивные изменения. Методы и приемы, используемые педагогами с учетом личностного фактора, позволили 56,1% будущих первоклассников достичь первого уровня гуманно-личностной мотивации, то есть, количество воспитанников с первым уровнем гуманно-личностной мотивации увеличилось на 50% по сравнению с подготовительным этапом. Средний уровень гуманно-личностной мотивации составил 43,3%, третий уровень не выявлен.

Таким образом, результаты проведенного исследования в целом подтвердили гипотезу о необходимости внедрения гуманно-личностного и индивидуально ориентированного подхода в образовательном процессе комплекса «Детский сад — школа» для обогащения общечеловеческими ценностями на основе диалогического взаимодействия педагога и будущего первоклассника в жизненно-педагогическом образовательном пространстве. Поставленная в работе цель достигнута и задачи решены. Мы признаем сложность и многофункциональность специальной гуманно-личностной индивидуально ориентированной системы воспитания, частью которой является создание жизненно-педагогического образовательного пространства. Это позволяет определить основные направления развития идей гуманизации предшкольного образования. Среди перспективных проблем можно выделить: поиски оптимальных путей реализации функций гуманно-воспитательной системы для оказания всесторонней помощи будущему первокласснику с трудностями в учении в гуманизации и полифоничности, индивидуального своеобразия его личностиразработку педагогических основ профессиональной подготовки педагогов, способных осуществлять идеи гуманизации образованияизучение проблемы гуманизации поддерживающего, адаптивного образования в условиях ее интеграции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. Азбука прав человека: (Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей) / Под ред. Т. К. Каракаш. М.: Центр развития социально-педагогических инициатив, 1994 — 48 с.
  3. Т.Ф. Непрерывное образование и развивающая кооперация // Вестник высшей школы. 1988. № 10. С. 34−38.
  4. Р.Ш. Проектный подход к личностно ориентированному образованию. Уфа, 1999. — 130 с.
  5. Актуальные-проблемы культуры XX века. -М.: Знание, 1993. -190 с.
  6. Е.Б. Коррекция формирования саморегуляции старших дошкольников на занятиях по развитию речи. Н. Новгород, 1994. — 67 с.
  7. Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 6−8.
  8. З.С., Щавелев С. П. Практическое значение гуманитарного знания // Гуманитарное знание: сущность и функции. Межвузовский сб. /Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб.: СПГУ, 1991. — 149 с.
  9. Амонашвили III.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993. — 140 с.
  10. Амонашвили III.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  11. Амонашвили III.А. Школа Жизни. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 2000. -141 с.
  12. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М., 1998. -172 с.
  13. Ш. А. В школу с шести лет. — М.: Педагогика, 1986 — 176 с.
  14. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бо-далева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 384 с.
  15. Антология педагогической мысли России второй половины XIX и начала XX века. М.: Педагогика, 1990. — 680 с.
  16. Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1975. — № 10.
  17. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 3−19.
  18. Е. А. Об изучении детского коллектива. — М.: Новая Москва, 1927. -37 с.
  19. Л. В. О характере взаимоотношений среди дошкольников // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. М., 1970. -270 с.
  20. P.M. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. Казань: Дом печати, 1997. — 143 с.
  21. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-С. 206−220.
  22. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. -382с.
  23. Ю.Ш., Правдин Ю. П., Юричка Ю. И. Гуманистическая модель образования // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований / Под ред. Ю. И. Юрички. М., 1998. — Вып. 3. — С. 12−20.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр.тр. М.: Искусство, 1979.-423 с.
  25. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 2. -М.: Искусство, 1994. 510 с.
  26. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М.: Лист-Нью, 1997 — 398 с.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
  28. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бийск: НИЦБиГПИ, 1995. 31 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  30. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-398 с.
  31. B.C. Мышление как творчество: (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  32. П.П. Избранные педагогические произведения: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1979. — 400 с.
  33. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.
  34. А.А. Личность и общение: Избр. психол. труды. 2-е изд., пере-раб. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 326 с.
  35. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  36. Большой энциклопедический словарь в 2 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1991.
  37. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: Молот, 1995. — 32 с.
  38. Р. Воспитание дошкольников в процессе обучения // Сов. педагогика. 1981.-№ 7.-С. 73−77.
  39. Вариативные и альтернативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования: Метод, рекомендации для пед. работников дошкольных образоват. учреждений / Сост. О.А. Соло-менникова. -М.: АРКТИ, 1999.
  40. Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. М.: Педагогика, 1989. — 182 с.
  41. К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. М., 1974. — С. 428 439.
  42. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1988. — 380 с.
  43. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  44. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1968. — 247 с.
  45. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5 / Гл. ред. А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1982. -525 с.
  46. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика — Пресс, 1999. -536 с.
  47. Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3 — С. 5313.
  48. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Сост. и авт. предисл. А. А. Леонтьев. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-224 с.
  49. Л.С. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. дом III. Амо-нашвили, 1996 — 222 с.
  50. О.С., Вейсс P.M., Крылова М. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 103 с.
  51. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука: Избр. психол. труды. М.-Воронеж, 1998. — С. 272−317.
  52. А.С. Общество, государство: воспитание гражданина. 2-е изд., доп. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. — 117 с.
  53. .С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  54. Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Дис. .канд. пед. наук. Уфа, 1997.-200 с.
  55. .М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988. — № 3. — С. 81−84.
  56. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985. — 192 с.
  57. В.В. Концепция гуманизации российского начального образования // Начальное образование в России: Инновации и практика. М.: Изд-во «Школа», 1994. — 263 с.
  58. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  59. Диалектика абсолютного и относительного в морали // Моральные ценности и личность / Под ред. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 264 с.
  60. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  61. Дошкольное воспитание трудных детей. / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1993.-215 с.
  62. Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. 383 с.
  63. Н. Предметно-развивающая среда в ДОУ и школе. Белгород, 1999.-243 с.
  64. Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. — 128 с.
  65. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-159 с.
  66. Л.В. Избранные педагогические труды.-М.:Педагогика, 1990.-418 с.
  67. В.В. Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные тенденции. -Волгоград, 1998. -248 с.
  68. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА-М, 2000. -52 с.
  69. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.-Т. 1.-316 с. Т. 2.-296 с.
  70. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М: Педагогика, 1981. -160 с.
  71. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 477 с.
  72. И.А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  73. В.П. Образование, мышление, культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-С. 90−102.
  74. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. -304 с.
  75. Д.Д. Гуманно-личностная педагогика, ее классические истоки и современный «момент истины» // Развитие личности 2002. — № 4. — С. 6−22.
  76. Изучение личности школьника учителем / З. И. Васильева, Н. В. Бочкина, Е.С. Заир-Бек и др. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  77. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред, Л.И. Божо-вич, JI.B. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. -352 с.
  78. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979.-С. 198−236.
  79. Е.Н. Минувших дней итоги. -Л.: Лениздат, 1991. -124 с.
  80. И.А. Путь к очевидности. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-912с.
  81. Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. Респ. сб. / Под ред. С. С. Рабунского. Горький, 1974. — 218 с.
  82. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Центр «Дошкольное детство им. А. В. Запорожца. — М., 1997. -230 с.
  83. И.С., Амиров А. Ф., Фролов Ю. В. Гуманизация: высшего образования в современных условиях: проблемы и перспективы. -Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, БашГПИ, БашГМУ, 1997, -100 с.
  84. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного исследования). -М.: Наука, 1974.-328с.
  85. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48 с.
  86. Кан-Калик В. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  87. А. Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен, -М.: Мирос, 1994. -144 с.
  88. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. -1996. -№ 2. С. 14−21.
  89. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. — 278 с.
  90. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. -М.: Просвещение, 1985. 207 с.
  91. В. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 301 с.
  92. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. -165с.
  93. Конвенция о правах ребенка. -М: Мысль, 1991. -40с.
  94. П.П. Генезис теории природосообразности развития человека в истории, психологии, педагогике. -Уфа, 1995. 148 с.
  95. А.Г. За педагогикой ненасилия будущее. — СПб., 1996.
  96. Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Нар. асвета, 1984. -239 с.
  97. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  98. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В. В. Давыдова, В. А. Петровского. М., 1988.
  99. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М., 2003. -20 с.
  100. И.Б. Психология личности в России: Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995.-290с.
  101. Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. 2-е изд. -М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 141 с.
  102. Я. Воспитание личности: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1992.-304 с.
  103. В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. Самара, Самарск. ГПИ, 1992. -154с.
  104. Г. Ф., Назарова Н. Е. Коррекционная педагогика и специальная педагогика. Екатеринбург, 1997. — 430 с.
  105. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.-127С.
  106. Р.И. Изучение и коррекция речевых расстройств. -М., 1986. -150с.
  107. Р. Е. Свойства личности и овладение речью в норме и патологии // Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
  108. Леонтьев*А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Наука, 1977. -304с.
  109. Леонтьев Д. А Методика изучения ценностных ориентации. -М.: Смысл, 1992,-17 с.
  110. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, 1996. № 2. — С. 7−11.
  111. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологи», 1997. — 383 с.
  112. М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М.: Педагогика, 1986. -144с.
  113. .Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995.-282 с.
  114. Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. -Л.: Сов. писатель, 1989. -608 с.
  115. А.И., Скребцова М. А. Книга для занятий по духовному воспитанию: Книга V-VIII. М., 1995. — 200 е.
  116. В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. — № 6. — С. 85−91.
  117. А. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии. -М., 1975.-120 с.
  118. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А. С. Сочинения: В 8 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — Т. 5. — С. 9−102.
  119. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. -192с.
  120. О. Жизненное пространство как элемент управления образовательным процессом. Великий Новгород, 2000.
  121. В.Г. Психология ненасильственного взаимодействия как предмет психологического исследования // Психология ненасильственного взаимодействия. Череповец, 1999. — С. 3−8.
  122. Т. А. Дошкольное воспитание. М.: Знание, 1973. — 46 с.
  123. А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя // Школа и производство. 1988. — № 12. -С. 6−9.
  124. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  125. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982. -390 с.
  126. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение. 1977. -240 с.
  127. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды. -М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  128. Методы системного педагогического исследования. Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Знание, 1980. -340 с.
  129. B.C. Личность как предмет психологических исследований: Учеб. пособие к спецкурсу. Пермь, 1988. — 80 с.
  130. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  131. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Сов. педагогика. 1967. — № 4. — С. 110−118.
  132. Н.Н. // Экология и жизнь. 1998. — № 1. — С.8−10.
  133. М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост.: Н. Б. Мчелидзе и др. 2-е изд., доп. — М., 1986. — С. 378−412.
  134. А.В. Личностный подход в воспитании // Магистр. 1991. — август. — С. 61−63.
  135. Нарушение речи у дошкольников / Н. И. Жинкин, Р.А.Белова-Давид, А. Я. Иванова и др. М.: Просвещение, 1972. — 232 с.
  136. Национальная доктрина образования в РФ. -М., 2001. 30с.
  137. В.Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968.-384 с.
  138. О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 1999. — 23 с.
  139. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1999. -С. 260.
  140. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая система // Коллектив, личность, внутриколлективные отношения. -М., 1994.-156 с.
  141. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1978.-143 с.
  142. Новые подходы к построению содержания компенсирующего образования в детских садах. Уфа, 2001. -340 с.
  143. Новые ценности образования: Содержание гумманистического образования.-М., 1995.-335 с.
  144. Организационно-педагогические основы образования в детских садах. -Уфа, 2002.-333 с.
  145. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск, Мордовский ГУ, 1992.-147с.
  146. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991 — 286 с.
  147. И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии», 1998.- 155 с.
  148. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/ Под. ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978.-200с.
  149. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1974.-368 с.
  150. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  151. Педагогический словарь. -М., 1999. 430 с.
  152. Педагогическое наследие / ЯЛ. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1989. 411 с.
  153. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. -М.: Знание, 1981.95 с.
  154. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
  155. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
  156. . Избранные психологические труды. -М.: Междунар. пед. академия, 1994. -674 с.
  157. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2 / Под ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1993.-528 с.
  158. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  159. Г. А. От гуманитарного звания к гуманистическому сознанию // Гуманитарное сознание: сущность и функции / Под ред. Г. А. Подкоры-това. -СПб: СПбГУ, 1991.-С. 105−116.
  160. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления (пособие для руководителей общеобразовательных учреждений). -М.: Новая школа, 1996. -318 с.
  161. Проблема управления процессом воспитания: Материалы симпозиума / Под ред. Н. Ф. Талызиной, Л. И. Рувинского. -М.: Изд-во МГУ, 1971. -146 с.
  162. Проект «Добродетели». Путешествие в страну Добродетелей. СПб, 1997.
  163. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Под ред. В. А. Петровского. -М., 1995. -152с.
  164. Психология дошкольника / Под ред. Л. В. Венгера. -М.: Просвещение, 1975.-237с.
  165. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  166. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — 272 с.
  167. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева и др. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
  168. В. Г. Тарасов Л.В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Сов. педагогика.-1988, — № 7.- С. 3−10.
  169. А.З. Нравственная психология. -Уфа: НОК, 1995. -103 с.
  170. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. -М.: Педагогика, 1988. -230 с.
  171. Н.К. О вечном .: Книга о воспитании. -М.: Политиздат, 1991. -461 с.
  172. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  173. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 1998.
  174. А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 71−83.
  175. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  176. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424 с.
  177. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  178. Л.И. Духовность в образовании. М., 2000.
  179. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — С. 19−562.
  180. Сагатовский В. Н, Русская идея: продолжим ли прерванный путь // Хрестоматия по философии. Учеб. пособие / Сост. А. В. Алексеев, А. В. Панин. -М.: Проспект, 1997. -С.540−570.
  181. Т.В. Зависимость положения дошкольника в группе сверстников от форм их личного поведения // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 2328.
  182. В.В. Личностно ориенттированное образование // Педагогика. -1994.-№ 5.-С. 16−21.
  183. А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы // Педагогика,-1996. № 2. — С.48−53.
  184. В .А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В. А. Сластенина. М.: ACADEMIA, 2000. -212 с.
  185. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М.: Просвещение, 1980.-144 с.
  186. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  187. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Просвещение, 1986. -205 с.
  188. . Гуманитарное учение или гуманитаризм. — Вегетарианская библиотека, 1905. -65 с.
  189. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 312 с.
  190. В.А. Разговор с молодым директором школы // Сухомлин-ский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М., 1981. — Т. 3. -С. 7−204.
  191. . В.А. Сердце отдаю детям. -Минск: Нар. асвета, 1981.-288с.
  192. Я. Роль темперамента в психическом развитии. Пер. с польск. -М.: Прогресс, 1982. 231 с.
  193. Н.Ф. и др. Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-191 с.
  194. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера- НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  195. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991. — 230 с.
  196. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. -359 с.
  197. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  198. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России. -М., 1996. С. 148−155.
  199. В.П. Теория ценностей в марксизме. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.- 123 с.
  200. Я.С. Средства и методика педагогического действия. М.: Знание, 1980.-94 с.
  201. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии.-М., 1977.-С. 54−71.
  202. А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1970. 206 с.
  203. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателей детского сада / Под. ред. В. А. Петровского, A.M. Виноградовой, Л. М. Клариной. М: Просвещение, 1993. — 191 с.
  204. О., Павлова Н., Зачесова И. Речь человека в общении. М., 1989.- 275 с.
  205. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антологии. М.: Педагогика, 1990. -528 с.
  206. Д.И. Социальное развитие в пространстве времен Детства. -М.: Флинта, 1997.-160 с.
  207. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / НИИ общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  208. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. -М.:Центр общечеловеческих ценностей, 1992. -511с.
  209. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  210. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1990.-303с.
  211. Л.М. Психопедагогика общего образования. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 288 с.
  212. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. -559 с.
  213. Э. Душа человека: Перевод. -М: Республика, 1992. -430 с.
  214. М. Герменевтика субъекта // Социо Логос. Социология. Антропология. Метафизика- Вид. 1. -М.: Прогресс, 1991. -С. 284−311.
  215. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.-М., 1999.-131 с.
  216. Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики. -Уфа: БашГПИ, 1999. -85 с.
  217. Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С. 2675.
  218. Христианство. Энциклопедический словарь:. В 3 т. М., 1995. Т. 2. С. 208.
  219. Г. А. Виды общения в обучении. -Томск: Пеленг, 1993. -269 с.
  220. Г. А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 41−49.
  221. В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. -М.: Педагогика, 1987. 224 с.
  222. С.Т. Шацкий: работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  223. С. Коррекционно-развивающее учение. Организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 1999. — 136 с.
  224. М.И. Учителю о воспитании школьников. -М.: Педагогика, 1990.-144с.
  225. К., Лапид Г. Навыки искусства ведения диалога // Антология ненасилия. М. — Бостон, 1991.-С. 115−119.
  226. Р. Духовное обновление педагогики / Пер. с нем. -М.: Парсифаль, 1990.-256с.
  227. Р. Путь к посвящению или как достигнуть познания высших миров. -М.: Интербук, 1991. -190 с.
  228. П.Г. и др.Педагогика и логика. М.: Касталь. 1992. — 416 с.
  229. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. -М.: Педагогика, 1997.-330 с.
  230. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  231. Ю.И. Девиантология: агрессия, конфликты, наркомания, правонарушения. -М., 2001.-168 с.
  232. Ю.И., Салимов Н. Р. Изучение, предупреждение и разрешение конфликтов в школе. —М., 2003. -136 с.
  233. И.С. Личностно-ориентированное учение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. -96 с.
  234. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. -1995. -№ 2.- С.31−45.
  235. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1996. — 346 с.
  236. М.Г. Наука о поведении: русский путь: Избр. психол. труды.
  237. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996. 381 с. *
  238. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика.- 1996.- № 2, — С. 40−47.
  239. Geimer Н., Geimer R. Das Hochschulwesen in Deutschland Wohin fuhtt der Weg? Reforrninitiativen fur das 21. Jahrhundert // Bildung und Wissenschaft. 1999. N2−3.
  240. Lompscher J. Psychologische Analizen der Lerntatigkeit. Berlin, 1989.
Заполнить форму текущей работой