Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников
Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика — речь — восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает… Читать ещё >
Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа на тему
«Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников»
Содержание Введение
1. Характеристика речи как основной психической функции человека. Особенности ее формирования у детей в раннем и дошкольном возрасте
2. Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте в исследованиях педагогов и психологов
3. Особенности развития мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном детстве
4. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
5. Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ Заключение Список использованной литературы Введение
" Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, в начале, казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов" .
Н.А.Бернштейн Актуальность. Человек — это единственное существо, которое способно на членораздельную и осознанную речь, которая несет смысл. Несомненно, животные так же имеют свой язык, однако он не настолько осмыслен, как человеческий, а общение между животными основывается на звуках, криках, интонациях и движения, в то время как человек может точно передать свои мысли с помощью хорошо поставленной речи.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-ворона…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Пальчиковая гимнастика для малышей позволяет ускорить развитие речи ребенка.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. У ребенка развиваются познавательные психические процессы (память, воображение, мышление). В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.
Цель исследования — исследовать влияние пальчиковой гимнастики на уровень развития мелкой моторики рук у младших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук
2. Определить виды пальчиковой гимнастики, педагогические требования к организации пальчиковой гимнастики
3. Рассмотреть методику использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики
1. Характеристика речи как основной психической функции человека. Особенности ее формирования у детей в раннем и дошкольном возрасте В развитии речи ребенок проходит этап, когда некоторый звукокомплекс (слово или сочетание слов) оказывается чем-то вроде первого сигнального раздражителя. Уже к концу первого года жизни ребенок на вопрос: где собачка? поворачивает голову и смотрит на показываемый предмет или даже указывает на него пальцем. Но это не означает, что малыш уже усвоил значение этих слов, что он понимает их так же, как взрослый.
Как показали наблюдения М. М. Кольцовой, ребенок не всегда одинаково реагирует на одни и те же слова. Для этого нужно, чтобы он находился в одной и той же ситуации, слышал слова от определенного человека, чтобы слово произносилось с определенной интонацией, сопровождалось определенным жестом. Если исключить какой-либо фактор, нужной реакции не будет. Это значит, что слово для ребенка представляет в раннем возрасте лишь один из компонентов ситуации.
Но даже когда слово становится относительно независимым от ситуации, оно еще не имеет четкой соотнесенности с предметом и скорее вызывает не образ предмета, а определенные действия ребенка, то есть реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса. Это интересное явление было отмечено Ф. И. Фрадкиной. Ребенок на вопрос: где папа? поворачивал голову к стене, где висел портрет отца, и продолжал делать то же самое и тогда, когда фотографию убирали.
В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка. У ребенка развивается подражательность, он может многократно повторять новое слово. В этот период в речи малыша появляются первые нерасчлененные (так называемые лепетные) слова, представляющие собой фрагмент услышанного им слова, состоящего в основном из ударных слогов («моко» — молоко, «бака» — собака). Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В слове-предложении слова не сочетаются по грамматическим правилам, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера, слово не обладает еще грамматическим значением.
В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря, используя вопросы: что это? как это называется? Выяснив, что каждый предмет имеет определенное название, малыш в течение некоторого времени находится на позициях «словесного реализма», то есть полагает, что имя есть неотъемлемое свойство вещи и не может быть изменено человеком. Лишь постепенно (зачастую с помощью взрослых) у него складывается представление о том, что слова создаются людьми.
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. В начале у детей от 1 года до 2,5 лет отмечается явление «растяжения» значений слов (Е.С.Кубрякова), «сверхгенерализации» (Т.Н.Ушакова). При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Малыш использует слово для названия целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание и др.). При этом он объединяет одним словом признаки, которые являются психологически более значимыми для него на данном этапе психического развития (например, словом «мишка» ребенок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку).
По мере развития словаря «растяжение» значения постепенно уменьшается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значение и корректируя употребление старых. Параллельно с уточнением значения слова происходит развитие структуры его значения.
Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно. На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.
По мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Происходит как объединение слов в семантические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками.
А.И.Лаврентьева выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексики является неупорядоченным.
На втором этапе словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы малыша о названиях окружающих его предметах и явлении свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, которая определяется как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии («большоймаленький», «толстый — маленький», «хороший — плохой»). При этом противопоставленные «большой — маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных («длинный — маленький», «толстый — маленький»), а противопоставление «хороший — плохой» — все варианты качественно-оценочных прилагательных («злой — хороший»).
Особенностью четвертого этапа развития лексической системы является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.
Развитие лексической системности и организация семантических полей находит свое отражение в изменении характера ассоциативных реакций. Е. В. Наумова, анализируя результаты ассоциативного эксперимента, проведенного с детьми 4−6 лет, отмечает высокий уровень стереотипности реакций на слова-стимулы. При этом процент стереотипных реакций увеличивается у 6-летних детей по сравнению с 4-х летними. Это явление свидетельствует об активном овладении ими в этот период значимыми аспектами значения слов.
В процессе ассоциативного эксперимента исследователи (А.Р. Лурия, А. А. Леонтьев, О. С. Ушакова и др.) выделяют следующие типы вербальных ассоциаций, которые характерны для дошкольников.
1. Синтагматические ассоциации, когда слово-реакция и слово-стимул относятся к разным частям речи («пить — молоко», «желтый — цветочек», «дерево — растет»).
2. Парадигматические ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция различаются дифференциальным семантическим признаком («дерево-береза», «кошка-собака», «посуда-чашка»). Парадигматические ассоциации по-разному соотносятся со стимулами, выражают различные отношения.
3.Тематические ассоциации. Эти ассоциации относятся к смысловым реакциям, характеризуют отношения одного семантического поля. Тематические ассоциации предполагают, что слово-стимул и слово-реакция различаются более чем по одному семантическому признаку.
4. Словообразовательные ассоциации. В этом случае в качестве реакции приводятся слова, производные от искомого. Выделяются два подвида таких ассоциаций:
— слова — стимулы и слова-реакции относятся к одной части речи («заяц-зайчишка», «быстро — быстрее», «говорят-разговаривают»);
— слова-стимулы и слова-реакции относятся к разным частям речи («веселовеселый», «высоко-высокий», «лисий — лиса»).
5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа («стол — столы», «бабочка-бабочки»).
6. Фонетические ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует («Бабочка-бабушка», «петь-пить»). Эти ассоциации у детей встречаются редко.
7. Случайные ассоциации, когда между словом-стимулом и словом-реакцией отсутствует как смысловая и грамматическая связи, так и звуковое сходство («быстро — группа», «лисий — лодка»). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций очень распространен у детей 5−6 лет.
пальчиковый игра дошкольный гимнастика
2. Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте в исследованиях педагогов и психологов Потребность и способность двигаться заложена в Человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития. Движение плода во время беременности в значительной степени определяет темпы общего развития ребенка. После рождения ребенка движения приобретают еще больше значение. Поэтому ограничение его движений является тормозом его общего развития.
Мелкая моторика — это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями и пальцами рук.
Значение мелкой моторики:
1. Движения рук — это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций — мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
В монографии А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи — фонем (так называемый „центр Вернике“), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным „центрам“ руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-скептических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый „центр Брока“); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным „центрам“ руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Исследования Г. Л. Розенгард — Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.
Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика — речь — восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае — он больше интересовался пересечением перекладин. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Следовательно, эту цепочку можно дополнить: мелкая моторика — речь — восприятие — высшие психические функции (мышление, память, внимание).
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие[9]. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание — одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.
3. Особенности развития мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном детстве Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2−4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений — ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период — возраст от полутора до трех лет. В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.
В возрасте от двух до четырех лет, навыки, приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. В это время они учатся рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.
То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1 года до 6 лет[11]:
1. Стучит одним предметом о другой
2. Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами
3. Рисует и черкает на листе бумаги
4. Вытаскивает крошку из прозрачной банки
5. Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков
6. Строит башню из 2-х кубиков
7. Строит башню из 4-х кубиков
8. Перерисовывает крестик
9. Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 град.)
10. Перерисовывает квадрат
11. Перерисовывает круг
12. Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков
13. Строит башню из 8-х кубиков
14. Рисует человечка (3 элемента)
15. Рисует человечка (6 элементов) Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук Вашего ребёнка проходит нормально. Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени.
4. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.) Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» .
Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковые игры — это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
— застёгивание и расстегивание пуговиц;
— всевозможные шнуровки;
— нанизывание колец на тесьму;
— игры с мозаикой;
— сортировка мозаики по ячейкам;
— игры с конструктором;
— перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой.
Виды пальчиковых игр, их особенности и результативность Пальчиковую гимнастику можно разделить за 2 вида:
· Гимнастика, сопровождающая стишками или песенками;
· Гимнастика, сопровождающаяся движениями других частей тела.
Существует много примеров фольклорной пальчиковой гимнастики, когда стишки, сопровождающие движения пальцев, передаются от бабушек к внукам и используются для игр несколькими поколениями.
Проводя пальчиковую гимнастику, следует помнить о том, что должны быть задействованы все пальцы. Для детей до 2 лет лучше, если сначала будет разрабатываться одна рука, а потом вторая, потому что одновременно следить за двумя руками такой ребенок не сможет. При проведении упражнений следует сжимать и разжимать, растягивать, поглаживать и расслаблять пальчики ребенка, просить его повторять движения ваших рук.
Пальчиковая гимнастика для детей до года Если ребенку еще не исполнилось года, то, скорее всего, он не будет повторять за вами движения гимнастики, поэтому это вы можете сделать вместо него, разгибая и загибая пальцы и проговаривая при этом стихотворения.
Отличным примером такой гимнастики является фольклорная потешка, наверняка известная каждому:
" Сорока-Белобока Деток кормила, Этому дала (загибаем первый пальчик),
Этому дала (второй),
Этому дала (третий),
Этому дала (четвертый),
А этому не дала (загибаем пятый).
Он воды не носил (загибаем первый пальчик на второй руке),
Он дрова не рубил (загибаем второй),
Он кашу не варил (третий),
Ему ничего нет"
Пальчиковая гимнастика для детей двух-трех лет Отличным примером игры для развития моторики пальцев является складывание из конструктора зданий, сооружений и даже простых фигур. Эта игра — это не только гимнастика для пальцев, но и отличный способ улучшить и задействовать воображение ребенка.
Многие родители замечают, какое пристальное внимание их дети обращают на коробки со спичками. Можно приобрести специальные детские деревянные палочки и показать, как из них можно строить, например, как мы в детстве строили четырехугольные высокие колодцы, ставя спички на спички.
Пальчиковая гимнастика для малышей 3-ех и 4-ех лет может проводиться за столом, когда взрослый показывает движения и говорит сопровождающие слова или стихи, а ребенок повторяет его действия.
Пальчиковая гимнастика для малышей — это прекрасная возможность улучшить развитие речи ребенка и хорошо поводить с ним время в приятном и полезном общении.
5. Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ Важность развития ручной моторики у детей обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Формирование движений происходит при участии речи. Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.
Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом. Поэтому необходимым является выполнение упражнений для развития тонкой и крупной моторики руки с самого раннего возраста.
Упражнения пальчиковой и ручной гимнастики выполняются в определенной системе, которая предусматривает на каждом этапе воспитательской и логопедической работы освоение все более сложных движений ручной моторики, способствующих становлению соответствующих речевых навыков. Так, на этапе работы над гласными звуками необходимо дать возможность ребенку почувствовать кисти рук свободными и сильными, ловкими и умелыми. Предложенные на этом этапе упражнения для рук помогут последовательно добиться активности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений с участием всей руки. На этапе работы над свистящими и шипящими звуками основное внимание должно быть уделено дифференцированным движениям пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка. Работая над сонорами, необходимо продолжать проводить упражнения для поочередного касания. При дифференциации звуков предлагаются пальчиковые упражнения повышенной координационной трудности. Ребенок учится согласовывать одновременные точные движения обеих рук и сочетать их с произнесением сложных по интонации стихотворений. Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики — это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во фразе), чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно соответствовать слогу).
Сначала пальчиковую гимнастику выполняют не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно, можно взять его руку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепится, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно.
Гимнастика пальчиковая ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами). Пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить на каждом занятии по развитию речи. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.
Можно использовать такие виды массажа и упражнений для пальчиков рук.
1. Массаж кончиков пальцев рук:
Большой пальчик сливы трясет, Второй их собирает, Третий их домой несет, Четвертый высыпает.
Самый маленький — шалун Все, все, все съедает. (Массировать пальчики на одной, потом на другой руке) Этот пальчик маленький, Этот пальчик слабенький, Этот пальчик длинненький, Этот пальчик сильненький, Этот пальчик толстячок.
Получился кулачок. (Массировать пальчики, начиная с мизинца, загибая их в кулачок)
2. Упражнения для пальчиков Рыбки Рыбки плавают, резвятся (шевелить пальцами) В чистой свеженькой воде. (сжимать и разжимать пальцы) То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (повертеть руками одна вокруг другой) Две сестрицы Две сестрицы — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг друга моют:
Месят тесто две руки ;
Левая и правая, Воду моря и реки загребают, плавая. (делать руками движения, имитирующие эти процессы) Ежик Бежит ежик по дорожке, (попеременно пальчиками стучать по столу) Лапки стучат, Иглы шуршат. (потереть ладошкой о ладошку) Тише, тише. (все пальцы стоят на столе, погрозить 2-м) Бежит мышь («покачать хвостиком» — 5-м пальцем) Ежик мышку хап — и съел. (ударить ладошками по столу) Побежал опять и лег спать. (попеременно пальчиками стучать) Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2—З раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разовраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Заключение
Пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников — насущная необходимость.
Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно. В заключение можно сделать главные выводы:
1. Ребенок дошкольного возраста — это умеющий общаться с окружающими взрослыми через первые привязанности, с помощью близких открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится все более самостоятельным и настойчивым. В начале второго года жизни ребенок начинает ходить, требует от взрослых права исследовать мир.
2. Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Поэтому, в данном возрасте следует развивать и воспитывать в детях любознательность, интерес к труду, приучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой постель и игровой уголок, слушать и выделять звуки в словах, занимаясь с ним арифметикой, следует познакомить ребенка с понятием «число».
3. Основы мелкой методики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.
Благодаря пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 — е переработанное. — СПб.: Детство — Пресс, 2004.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1998.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. — М., 1983. — Т. 4.
5. Година Г. Н., Пилюгина Е. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1987.
6. Голубев В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 2003.
7. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., перераб. — М.: Академия, 2004.
8. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. — № 11
9. Косинова Е. М. Пальчиковая гимнастика.- М.: ЭКСМО, 2005
10. Кириллова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем Дошкольное воспитание, 1998. — № 1.
11. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. — № 01.
12. Нижегородцева Н. В., В. Д. Шадриков. Психолого — педагогическая готовность ребенка к школе. — М., ВЛАДОС, 2002
13. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие. — М.: Мозаика — Синтез, 2000.
14. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2002.
15. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Стребелевой. — М., 2001.
16. Стребелева Е. А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. — 1994. № 5
17. Урадовских Г. Руки учат говорить. Логопедические занятия.
18. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. — М.: ООО Издательство «Дом.ХХI век», 2006
.ur