Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе: На материале Республики Хакасия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам подготовки учителя национальной школы посвящено большое количество разноаспектных исследований, однако технология подготовки учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия) еще не выступала предметом специального исследования. До настоящего времени… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе
    • 1. 1. Национальная школа в поликультурном регионе как этно-социо-культурный феномен
    • 1. 2. Историко-педагогический анализ профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы в Хакасии
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе как система
    • 2. 1. Содержание и структура профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы
    • 2. 2. Социально-педагогические условия профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы на современном этапе
    • 2. 3. Анализ состояния готовности учителей начальных классов к работе в национальной школе
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Технология подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе в условиях Республики Хакасия
    • 3. 1. Поликультурное образование как теоретическая основа профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы
    • 3. 2. Профессиональная подготовка учителей начальных классов для хакасской национальной школы
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная проверка технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии
  • Выводы по третьей главе

Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе: На материале Республики Хакасия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Наша страна является поликультурной и полинациональной на всей своей территории, и это создает специфические условия социализации подрастающего поколения. Мозаичность национального состава населения Российской Федерации, ее многонациональных регионов отражается на существовании такого социума, как поликультурное образовательное пространство — универсальной образовательной среде, включающей в себя формальные (детские сады, школы, колледжи, вузы) и неформальные (семья, друзья, соседи и другие) элементы и формирующие в себе характер поликультурности. Поликультурное образовательное пространство отражает специфические особенности этнического многообразия и существенным образом сказывается на культурной среде школы, которая в свою очередь является своеобразной социокультурной системой.

Конец XX — начало XXI веков в нашей стране характеризуется всплеском национального самосознания у многих этносов, проживающих на территории поликультурного и полинационального государства, каким является Российская Федерация. Это выражается, прежде всего, в более глубоком изучении и развитии национальных культур, языков, традиций, обычаев. Во многих республиках и регионах РФ стали создаваться национальные образовательные учреждения, цель которых — воспитание подрастающего поколения, являющегося носителем и продолжателем своей национальной культуры, не замыкающегося в рамках своей этнокультурной среды, способного освоить культуру других народов.

Не является исключением в этом отношении и Республика Хакасия. В настоящее время в Хакасии функционирует 78 национальных школ, (37 -начальных, 16 — основных и 25 — средних полных), еще в 34 школах и 46 дошкольных образовательных учреждениях организовано обучение детей родным языкам.

Как и большинство национальных школ РФ, национальные школы Хакасии переживают процесс интенсивного реформирования, связанный с повышением роли национальных образовательных учреждений в общественной и культурной жизни современного обществанаполнением учебно-воспитательного процесса новым содержанием, отражающим мировые, общероссийские и национальные процессыразработкой новых учебников, учебно-методических пособий, отвечающих современным требованиям и т. д.

Вместе с тем, развитие национально-региональной системы образования в Республике Хакасия сопровождается рядом противоречий, характерных и для других поликультурных регионов. Это противоречия между тенденциями развития современного российского общества и функционированием институтов национального образованиямежду потребностями общества в формировании личности, способной интегрироваться в поликультурное пространство и недостаточными знаниями, получаемыми в стенах учебного заведениямежду желанием этносов вернуться к некоторым, кажущимся незыблемыми, этническим ценностям и стремлением сохранить свою включенность в общероссийские и мировые цивилизационные процессымежду требованиями производства в высококвалифицированных рабочих и реальным уровнем подготовки выпускников национальных школмежду необходимостью становления региональной системы образования и отсутствием (невыявленностью) внутренних механизмов ее развития и др.

В последние годы выполнено значительное число научно-теоретических и опытно-практических разработок, посвященных проблемам развития национальной школы в нашей стране. Среди них исследования концептуального характера Института национальных проблем образования Министерства образования РФ, межрегиональный проект «Развитие национальной школы», осуществляемый под эгидой ЮНЕСКО и Министерства образования РФ Институтом развития регионального образования (г. Москва). В регионах и национальных субъектах Федерации ведутся исследования проблем национального образования (П.Р.Атутов, К. Ш. Ахияров, Н. П. Балахчина, И. Ф. Гончаров, Р. Ф. Дзеранова, В. И. Матис, О. Д. Мукаева, Г. Ф. Севильгаев, М. Ю. Унарокова, В. К. Шаповалов, Ф. Г. Ялалов и другие).

При всей развитости национальных школ, большинство детей, в том числе и детей младшего школьного возраста, обучается в многонациональных школах. Анализ исследований ученых (Б.Ш. Алиева, JI.C. Выготского, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец и других) свидетельствует, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития этнокультурной и межкультурной компетентности, формирования культуры межнационального общения, толерантности. В связи с этим возникает необходимость решения задач национального и поликультурного образования в условиях многонационального школьного окружения. В такой ситуации повышается общественная значимость результатов социокультурной и профессиональной деятельности учителя, в процессе которых обеспечивается трансляция и воспроизводство культур региона. Это обусловливает необходимость постоянного поиска путей и средств профессиональной подготовки учителя национальной школы для работы в поликультурном регионе.

Изучение и внедрение в практику высшей школы технологии подготовки студентов к профессиональной деятельности в поликультурном обществе с учетом воспитательных традиций всех проживающих в Хакасии этносов, а также лучших достижений российского и мирового опыта по воспитанию и обучению детей в условиях сосуществования множества культур, — важная педагогическая задача.

Между тем, проблема подготовки учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе достаточно сложна и многоаспектна.

Стратегические направления подготовки учителя разработаны в фундаментальных исследованиях С. И. Архангельского, О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. И. Матиса, А. Н. Орлова, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, И. К. Шалаева, Е. Н. Шиянова и других.

Вопросам общей подготовки учителя начальных классов посвящены работы Ю. П. Вавилова, Р. З. Мустафиной, JI.M. Пономаревой и других.

Подготовка учителя на материале народной педагогики раскрываются в работах В. А. Николаева (русская народная педагогика), М. М. Тхуго (адыгейская народная педагогика), З. О. Кекеевой (калмыцкая народная педагогика), P.P. Исхаковой (татарская), Р. К. Санабасовой (алтайская) и т. д.

Постоянные социальные перемены в обществе заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как факторы стабильности и согласия между народами. Перед школой встала задача соединения в современной образовательной практике лучших образцов народной педагогики с общероссийским и мировым опытом воспитания и обучения детей. К настоящему времени выполнено значительное число исследований, посвященных этой проблеме. Теоретические основы процесса воспитания на нравственных идеалах народной педагогики раскрываются в трудах Г. Н. Волкова, JI.X. Салимовой, В. А. Сухомлинского и других. Идея реализации этнических традиций в воспитании выдвигается в исследованиях К. Ш Ахиярова, З. О. Кекеевой, Б. М. Ховратович и др. Различным вопросам межэтнических отношений посвящены труды Е. В. Васильева, З.Т. Га-санова, И. Л. Ленского, Е. П. Тимофеевой, В. И. Матиса.

Вопросами соотношения национального и общечеловеческого в воспитании и обучении школьников занимались П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, В.Н. Сорока-Росинский, Ю. П. Сокольников и др.

Некоторые вопросы поликультурного образования нашли свое отражение в трудах О. В. Аракелян, В. К. Бацына, Д. Бенкса, B.C. Библера, Г. Д.

Дмитриева, Т. Ф. Кряклиной, М. Н. Кузьмина, В. В. Макаева, З. А. Мальковой, В. И. Матиса, Л. Л. Супруновой и других.

Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы применительно к этнокультурным особенностям Хакасии. Это работы С. А. Боргоякова, Р. Г. Кызынгашевой, В. Г. Карпова, Ю. Г. Кустовой, Н. Ф. Сагояковой, К. И. Султанбаевой, С. П. Ултургашева, Б. М. Ховратович.

В практике работы высшей школы, в том числе и в Хакасии, в советский период был накоплен богатый опыт подготовки учителей национальных школ к обучению и воспитанию младших школьников в условиях многонациональной страны. Это работы В. А. Асочакова, Е. В. Васильева, Г. Н. Волкова, З. Т. Гасанова, В. А. Ионнесьян, Б. Н. Ховратович и других, рассматривавших такую подготовку через формирование личности учителя-патриота, учителя-интернационалиста.

На современном этапе проблемам подготовки учителя национальной школы посвящены работы Е. А. Евсецовой, Л. И. Лебедевой, В. И. Матиса, В. А. Николаева, О. И. Пономаревой, В. А. Сластенина, М. Г. Харитонова. Особый интерес для нашего исследования эти работы представляют именно потому, что в них подготовка учителя рассматривается с позиций требований современного поликультурного общества.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам подготовки учителя национальной школы посвящено большое количество разноаспектных исследований, однако технология подготовки учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия) еще не выступала предметом специального исследования. До настоящего времени не выявлено значение концепции поликультурного образования как методологической основы профессиональной подготовки национальных педагогических кадров. Не определены социально-педагогические условия подготовки студентов к работе в младших классах национальной школы. Не выявлены основные технологические этапы, закономерности, принципы и методы организации деятельности студентов в процессе их подготовки. Недостаточно четко выделены ее результативно-целевые ориентиры. Требуют тщательной разработки и методики определения качественных характеристик уровней готовности будущих специалистов к работе с младшими школьниками в условиях национальной школы. Недостаточно ясно выявлено соотношение национальных, общероссийских и мировых компонентов культуры в системе профессиональной подготовки национальных педагогических кадров.

Таким образом, обостряется противоречие между потребностью национальной школы в специалисте, готовом к работе с младшими школьниками с учетом особенностей поликультурного региона, и неразработанностью технологии подготовки студента к реализации данного аспекта профессиональной деятельности.

Учитывая значимость и недостаточную разработанность данной проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия)», проблема которой заключается в разработке технологии профессиональной подготовки учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: процесс подготовки учителей для начальных национальных школ.

Предмет исследования: процесс подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии.

Основная гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что эффективность подготовки учителя в национальной школе Хакасии повышается, если:

— технология подготовки предусматривает взаимодействие и интеграцию мотивационно-личностного, содержательного, операционного и результативного этапов, предполагающих специфические задачи, условия, формы организации, методы и результаты;

— выбор форм, методов и средств подготовки осуществляется с учетом достигнутого студентами уровня готовности на каждом из этапов;

— усвоение будущим специалистом начальных классов национальной школы знаний и умений происходит в единстве с формированием его куль-туротворческой деятельности и мотивационно-ценностного отношения к ней;

— процесс формирования личности учителя начальных классов национальной школы строится с учетом социально-педагогических условий, детерминированных спецификой поликультурного региона.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические и практические предпосылки совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии как поликультурном регионе.

2. Выявить социально-педагогические условия подготовки учителей начальных классов к работе национальной школы.

3. На основе концепции поликультурного образования определить основные задачи, условия реализации, методы, формы организации, виды деятельности и результаты на каждом этапе подготовки студентов.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе поликультурной модели в Хакасии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: идея о человеке, как высшей ценности, его духовной культуры, соотношение общечеловеческого и национального как гуманистических и реалистических основах сознания и жизнедеятельности индивидов в поликультурном обществе, роли народных традиций в образовании (Г.Н. Волков, Б. С. Гершунский, И. Ф. Гончаров, А. Дистервег, П. Ф. Каптерев, В. И. Матис, В.Н. Сорока-Росинский, К. Д. Ушинский, В.Д. Шадриков) — культурологический и культурно-исторический подходы, позволяющие посредством образования закладывать и воспроизводить культуру общества, культурный тип человека с определенными способами поведения, мышления, отношением к природе, людям и самому себе, ценностями и жизненными ориентациями (А.Г. Асмолов, B.C. Библер, J1.C. Выготский, И. С. Кон, М.К. Мамардашвили) — учение о механизме развития личности в процессе диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В. А. Петровский, С.Ю. Курганов) — деятельностный подход, основывающийся на положении о том, что психика развивается, формируется и проявляется в разнообразных видах деятельности и рассматривающий деятельность как главное условие приобщения человека к культуре.

Кроме того, в основу нашего исследования были положены следующие теоретические положения: концепция социальной сущности формирования личности (В.Г. Бочарова, Л. П. Буева, Ю. В. Сычев, В.Д. Семенов) — концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) — концептуальные идеи управления подготовкой кадров (О.А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, А. Н. Орлов, В.А. Сла-стенин, И.К. Шалаев).

Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической литературы отечественных и зарубежных авторовконтент анализ нормативных документов регионального и федерального уровня, учебных планов и программсоциологические методы (интервьюирование, анкетирование) — диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик) — математическая обработка результатов экспериментаретроспективный анализ собственной профессиональной деятельностипедагогический эксперимент.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 19 982 003 гг. на базе Института саяно-алтайской тюркологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова и национальных школ Республики Хакасия (№ 28 г. Абакана, а также Аскизской, Калининской, Крас-ноключинской школ Аскизского района).

На первом этапе (1998;1999 гг) проводилась работа по изучению и анализу философской, культурологической, исторической, психолого-педагогической литературы по вопросам исследования, выявлению и анализу проблем, с которыми сталкиваются учителя начальных классов при организации педагогической деятельности в национальной школе в поликультурном регионе, осмыслению методологических основ исследования, моделированию методики эмпирической проверки гипотезы.

На втором этапе исследования (1999;2001 гг) были проведены моделирование и реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку к работе в начальных классах национальной школы в поликультурном регионевыделены критерии уровня готовности учителей к работе в данном типе образовательного учрежденияразработаны и апробированы содержание и методы преподавания специального курса «Национальная школа в поликультурном регионе» .

На третьем этапе (2001;2003 гг) проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, сформулированы основные выводы и рекомендации, осуществлено литературное оформление исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии рассматривается нами как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, и предполагающий стимулирование активной деятельности студентов по овладению поликультурным общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в начальных классах хакасской национальной школы.

2. Средством проектирования профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе выступает технология последовательно сменяющих друг друга мотивационно-личностного, содержательного, операционного и результативного этапов, на каждом из которых специфично отражаются задачи, условия, методы, формы организации, результаты деятельности студентов.

3. Реализация технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе успешно осуществляется на основе концепции поликультурного образования, предполагающей последующую трансформацию профессиональной деятельности студентов в национальной школе с учетом специфики поликультурного региона.

4. Эффективность профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе зависит от следующих социально-педагогических условий:

— знание студентами специфики обучения и воспитания младших школьников в национальной школе в условиях Республики Хакасия как поликультурном регионе;

— оптимальное соотношение в педагогическом процессе вуза родной (национальной), российской и мировой культуры как основы развития поликультурной личности;

— создание в вузе культурной среды, способствующей формированию у студентов национального самосознания и поликультурного мышления;

— учет национально-психологических особенностей студентов в педагогическом процессе вуза.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значение:

— раскрыта специфика и особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов в национальной школе в поликультурном регионе;

— определены концептуально-методологические предпосылки профессиональной подготовки учителя начальных классов в отмеченных условиях;

— определены содержание и структура готовности учителя начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе;

— разработана и апробирована технология такой подготовки в вузеопределена совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку учителя начальных классов хакасской национальной школы.

Практическая значение исследования определяется содержащимися в нем выводами, способствующими совершенствованию профессиональной подготовке учителей начальных классов к работе в национальном образовательном учреждении, разработанной системой формирования основ национального самосознания и поликультурного мышления учителя начальных классов национальной школы, модель которой можно использовать в институтах, на факультетах и национальных отделениях других вузов поликультурных регионов Российской Федерации, готовящих учителей начальных классов национальных школ.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается совокупностью исходных методологических положений исследования, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике работы, апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались на международной «Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая» (Абакан, 2001 г.), всероссийской «Образование в XXI веке» (Тверь, 2001 г.), региональной «Реализация непрерывного педагогического образования» (Барнаул, 2002), республиканской «Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы» (Абакан, 2000 г.), межвузовской «Актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях вариативного образования» (Абакан, 2002 г.), а также ежегодных Катановских чтениях и внутривузовских научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, на заседаниях кафедры педагогики и психологии национального и поликультурного образования и методических семинарах Института саяно-алтайской тюркологии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Анализ теоретико-методологических работ по теме нашего исследования, а также результаты констатирующего эксперимента выявили необходимость обоснования и разработки технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии.

Реализация технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы успешно осуществляется, если в ее основу положена концепция поликультурного образования, предполагающая последующую трансформацию профессиональной деятельности студентов в национальной школе с учетом специфики РХ как поликультурного региона.

2. Технология профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы направлена на решение следующих задач:

— давать студентам достаточные знания о специфике работы в начальных классах хакасской национальной школы;

— развивать личностные качества, необходимые для работы в начальных классах национальной школы;

— давать необходимые знания и формировать практические умения для успешного осуществления педагогической деятельности с учетом национально-психологических особенностей младших школьников и специфики региона;

— формировать практическую готовность к творческому использованию передового этнопедагогического опыта обучения и воспитание младших школьников.

3. Реализация технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы осуществляется в четыре этапа:

1) на мотивацнонном этапе происходит совершенствование профессиональной направленности студентов, расширяется понимание ими содержания и требований избранной специальности, социального статуса учителя и особенностей его работы в национальной школе (пропедевтический период обучения — 1 курс);

2) содержательный этап — реализация профессиональной подготовке к педагогической деятельности в начальных классах национальной школы (2−3 курсы);

3) операционный этап — закрепление профессиональной готовности к педагогической деятельности в начальных классах национальной школы, формирования профессиональных умений (4 курс);

4) заключительный этап — совершенствование профессиональной готовности (5 курс).

4. Проверка эффективности разработанной технологии осуществлялась с помощью экспериментального исследования. В качестве главного показателя рассматривались изменения в распределении студентов по уровням готовности.

К концу экспериментальной работы количество студентов, достигших достаточного и высокого уровней увеличилось до 50% (достаточный уровень) и 42,3% (высокий уровень), что говорит о высокой эффективности разработанной технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях кардинального преобразования нашего общества особый приоритет имеет система национального образования, обеспечивающая всестороннее и гармоничное развитие личности как представителя родной (национальной), общероссийской и мировой культуры. Основная цель национального образования состоит в передаче молодому поколению богатства родной культуры, духовно-нравственных ценностей своего народав развитии национальной самобытности с ориентацией на духовные и общечеловеческие ценностив содействии укреплению и развитию межкультурных и межнациональных связейв формировании толерантности, эмпатии, межкультурной грамотности и высокой культуры межнационального общения.

Национальная школа, являясь важнейшим элементом системы национального образования, выступает как учреждение, способное не только удовлетворять собственные этнокультурные потребности учащихся, но и вводить их в мир культуры этносов-соседей, знакомить с общечеловеческими ценностями и приоритетами.

Создание и успешное функционирование современной национальной школы невозможно без тщательного анализа различных аспектов деятельности существующих моделей национальной школы и перспектив ее развития с учетом требований современного поликультурного общества. Наиболее перспективной моделью национальной школы для нашей страны является поликультурная.

Модернизация национальной школы с учетом требований современного поликультурного общества — это переход к поликультурной модели, в которой учащиеся, сохраняя свою этнокультурную идентичность, были бы активно включены в интеграционные процессы региона, стран, мира.

Необходимым условием успешного развития и функционирования национальных школ является профессиональная подготовка учителей, имеющая свою специфику в поликультурном регионе. Анализ специальной литературы по проблеме профессиональной подготовки педагогических кадров для национальных школ показал необходимость реформирования такой подготовки исходя из этнорегиональных, общероссийских и мировых требований.

Подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии рассматривается нами как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, и предполагающий стимулирование активной деятельности студентов по овладению общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в начальных классах хакасской национальной школы.

Анализ теоретико-методологических работ по теме нашего исследования, а также результаты констатирующего эксперимента выявили необходимость обоснования и разработки технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе Хакасии.

Реализация технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы успешно осуществляется, если в ее основу положена концепция поликультурного образования, предполагающая последующую трансформацию профессиональной деятельности студентов в национальной школе с учетом специфики Республики Хакасия как поликультурного региона.

Реализация технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе РХ выявило ее эффективность по основным компонентам (мотивационному, содержательному и операционному).

Таким образом, полученные результаты исследования процесса профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в хакасской национальной школе позволяет считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение всех проблем профессиональной подготовки учителей начальных классов в указанных условиях.

Сформулированные выводы подводят нас к необходимости дальнейшего рассмотрения нерешенных проблем, к числу которых относятся следующие: подготовка студентов к воспитанию у младших школьников культуры межнациональных отношений в поликультурном социумепреемственность в национальном и поликультурном воспитании школьников начального и среднего звена. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  2. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Изд-во КГУ, 1998. — 310 с.
  3. .Ш. Этнопедагогическая теория и практика воспитания младших школьников: (На материале Дагестана). Махачкала: ДГУ, 2000. -86 с.
  4. JI.B. Актуальные проблемы этнического возрождения хакасов // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып.З. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1999. — С. 3−9.
  5. Анжиганова J1.B. Философия национального образования и родной язык // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. — Вып. I. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1997. — С. 125−128.
  6. О.В. Поликультурное образование: сущность и содержание. М.: Грааль, 2001. — 80 с.
  7. Н.Я. Интеллигенция Восточной Сибири: опыт формирования и деятельности (конец XIX середина XX века): Монография. -М.: Прометей, 2000. — 237 с.
  8. Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев B.C. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. -355 с.
  9. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. школа, 1976. — 200 с.
  10. А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования. — Вып.6. — М.: Инноватор, 1996. — С.39−44.
  11. В.А. Культурное строительство в Хакасии (1917−1937).
  12. Абакан: Красноярское книжное изд-во, 1983. 180 с.
  13. В.А. Подготовка учительских кадров для школ Хакасии (1921−1937 гг.) // Учен, записки ХакНИИЯЛИ. Вып.21. — Абакан: Абакан, книжное изд-во, 1977. — С. 96−105.
  14. К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БГПУ, 2000.-326 с.
  15. М. И., Нартов К. М. Системный подход к подготовке учителя в национальном педагогическом ВУЗе // Школа и мир культуры этносов: Труды ИНПО МО РФ. Владикавказ: Ир, 1994. — С. 79−90.
  16. Н.П., Ефремова Н. П. Школа поликультурного образования как модель реализации инновационной концепции подготовки учителей музыки // Педагог. 1999. — № 2. — С. 44−49.
  17. В.Э. Теория и практика профессиональной подготовки учителя начальных классов в ФРГ на современном этапе: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.-232 с.
  18. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
  19. В.К. Образование в поликультурном обществе: европейский подход // Этнокультурное (национальное) образование в Москве на пороге XXI в. / Отв. ред. JI.E. Курнешова. М.: Центр инноваций в педагогике, 1999. — С. 6−18.
  20. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-208 с.
  21. Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 30−35
  22. И.В. Основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. — 27 с.
  23. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. -1996.- № 4. -С. 62−68.
  24. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студентов сред, и высш. пед. учебных заведений, слушателей ИПК, учителей. -М.- Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. 563 с.
  25. С.А., Боргоякова Т. Н. Национальная школа Хакасии в условиях реформы системы образования // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып.4. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000.-С. 125−132.
  26. С.А., Боргоякова Т. Н. Некоторые проблемы развития национального школьного образования // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып.2. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1998. — С. 150−160.
  27. М.И. Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1998.-20 с.
  28. В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: Аргус, 1994. -208 с.
  29. JI. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  30. А.П., Потачакова Д. Ф., Тютюбеева А. Н. Хакасский язык (родная речь): Кн. для чтения и грамматика в 1 классе. — Абакан: Абакан. книжное изд-во, 1983. 193 с.
  31. А.П., Тютюбеева А. Н. Хакасский язык (родная речь): Кн. для чтения и грамматика в 1 классе. Абакан: Абакан, книжное изд-во, 1975.-240 с.
  32. В школах России (Из опыта работы школ Российской Федерации). -М.: Просвещение, 1975. 53 с.
  33. Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов // Начальная школа. 2002. — № 8. — С.87−93.
  34. Е.В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 1996. — 50 с.
  35. Р.Б. В.Н. Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 76−79.
  36. В.В. Построение учебного плана школы глобальной ориентации // Завуч. 1999. — № 8. — С. 139−142.
  37. В.А. Концептуальные проблемы национального образования в Советской России (1920 1930-е гг.) // Педагогика. — 2000. -№ 10.-С. 71−75.
  38. Г. Н. Интернациональное воспитание в условиях расцвета наций и народностей СССР // Советская педагогика. 1977. — № 8. — С.10.18.
  39. Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 13−15.
  40. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 1999.- 192 с.
  41. JI.C. Лекции по педологии / JI. С. Выготский- Предисл. Г. С. Коротаевой. Ижевск: Издат. дом «Удмуртский ун-т», 2001. — 303 с.
  42. Д.П., Труевцева С. С. Система непрерывного образования в регионе: проблемы и пути формирования. JL: Изд-во ЛГУ, 1987. — 43 с.
  43. З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 11−14.
  44. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1998. — 432.
  45. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  46. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц./ Сост. Л. И. Василенко и В.Е. Ермолаева- вводн. ст. Ю. А. Шрейдера. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
  47. И.Ф. Концепция русской национальной школы // Народное образование.-1993.-№ 4.-С. 15−18.
  48. Государственная программа развития образования на 1997−2000 гг. в Республике Хакасия // Хакасия. 1997. — 3 октября. — С. 2−3.
  49. Государственный архив Республики Хакасия. Ф. 51. On. 1. Д. 4. Л. 64.
  50. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 2111. Л. 46.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Наука, 2000. — 36 с.
  52. Д., Кочканян Т. Национальная школа в регионе: взгляд в будущее // Народное образование. — 1999. № 9. — С. 92−94.
  53. Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Астрахань, 1998. — 23 с.
  54. Д. А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск: Якут, книгоиздат, 1976. — 240 с.
  55. Декларация принципов толерантности // Первое сентября. — 2001. — 21 апреля. С. 8.
  56. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1995.-210 с.
  57. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-208 с.
  58. Н.В. Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к этическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  59. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. 3-е изд. М.: Изд-во МГПУ им. В. И. Ленина, 1993. — 239 с.
  60. Е. П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
  61. Д.П. Краткая история школ Красноярского края (до Великой октябрьской социалистической революции). Енисейск: Изд-во ЕГПИ, 1961.- 155 с.
  62. Закон Республики Хакасия «О языках народов Республики Хакасия» // Хакасия. 1992. — 3 ноября. — С. 2−3.
  63. Закон Республики Хакасия «Об образовании». Абакан, 1993. -52 с.
  64. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991.-№ 50.-С. 17−40.
  65. Закон РФ «Об образовании». 4-е изд. -М.: ИНФРА — М, 2002. — 53 с.
  66. Закон РХ «О внесении изменений и дополнений в закон РХ «Об образовании» // Вестник Хакасии. 1994. — № 2. — С. 13−14.
  67. Закон РХ «О статусе съезда хакасского народа «чыылыг». Абакан, 1994, — Юс.
  68. У. Школа — в селении, селение — на родной земле // Народное образование. 1998. — № 3. — С. 16−21.
  69. Из истории движения за национальную школу в Калмыкии. — Элиста: Калмык, книгоиздат, 1964. 54 с.
  70. Из истории развития народного образования и просвещения в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола: Изд-во БГИ, 1993. — 152 с.
  71. В.А. Готовить учителей-интернационалистов (из опыта профессиональной подготовки учащихся национальных педучилищ) // Начальная школа. 1980. — № 5. — С. 69−70.
  72. Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 2000. — 50 с.
  73. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород, 1993.-219 с.
  74. Исторические записки о приготовлении учителей для народных училищ. СПб., 1883- 16 с.
  75. История Сибири. С древнейших времен до наших дней: в 5-ти т. —Т. 3. Сибирь в эпоху капитализма. Л.: Наука, 1968. — 530 с.
  76. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года / Отв. ред. Л. Р. Кызласов. М.: Наука, 1993. — 525 с.
  77. P.P. Подготовка учителей для национальной начальной школы в Казанской татарской учительской школе (1876−1977гг.). — Казань: Новое знание, 2002. 32 с.
  78. В.Н. Образование, наука и интеллигенция в Восточной Сибири: (Вторая половина 40-х середина 60-х гг. XX в.). — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998. — 292 с.
  79. К. К кросскультурной педагогике? // Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. А. А. Празаускас. М.: Изд-во УРАО, 2000. — С. 42−46.
  80. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под. ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 470 с.
  81. В.Г. Функционирование хакасского языка в сфере искусств // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып.З. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1997. — С. 10−14.
  82. З.О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру в системе образовательного комплекса // Начальная школа. — 1999.-№ 11.-С. 57−59.
  83. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000. — 22 с.
  84. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  85. Концепция государственной национальной политики РФ // Российская газета. 1996. — 10 июня. — С. 3−4.
  86. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Ч. 1. М.: Политиздат, 1959. — 581 с.
  87. Красноярский краевой государственный архив, Ф. 3. On. 1. Ед. хр. 175. ЛЛ. 28−40.
  88. Н.К. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1965.-С. 155−163.
  89. Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  90. Т.Ф. Культуры народов Сибири и образование / Под ред. В. А. Дмитриенко. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. — 132 с.
  91. Е.П. Особенности развития национально-руского двуязычия в процессе обучения // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып. 1. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1997. — С. 152−156.
  92. В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты): Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1999. -49 с.
  93. М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации // Школа и мир культуры этносов: Труды ИНПО МО РФ. Владикавказ: Ир, 1994. — С. 5−15.
  94. М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России. М.: ИНПО МОРФ, 1998.-28 с.
  95. М.Н., Сусоколов А. А., Бацын В. К., Ешич М. Б. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования.
  96. М.: ИНПО МО РФ, 1994. 48 с.
  97. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. — JL: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  98. Культура межнационального общения (материалы «круглого стола»). Выступление С. К. Бондыревой // Педагогика. 1991. — № 3. — С. 3−25.
  99. С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.- 127 с.
  100. Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. -СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. 160 с.
  101. Р.Г. Трудовое воспитание учащихся-хакасов в учреждениях интернатного типа // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. -Вып.4. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000. — С. 137 140.
  102. В.А. Население Хакасии: 1917−1990-е гг. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1995. — 348 с.
  103. В.А. Формирование территории Хакасии в XX веке // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып.З. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1999. — С. 98−107.
  104. Л.И. Профессиональная подготовка учителя к учебно-воспитательной работе в начальных классах с многонациональным составом учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1994.-15 с.
  105. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
  106. И.Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991−1997 гг.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 215 с.
  107. Ф.А. Народное образование в Сибири (1928−1941 гг.): Ист.-стат. исслед. / Отв. ред. Н. Я. Гущин. Новосибирск: Наука. Сиб. отдние, 1982.-223 с.
  108. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001. № 10. — С. 56−61.
  109. М.М. Система подготовки студентов педагогического вуза к нравственному воспитанию учащихся многонациональных школ (на материалах школ Дагестанской АССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1991.-18 с.
  110. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999.-№ 4.-С. 3−10.
  111. И.П. О новой концепции национального образования в Республике Башкортостан // Регионология. 1999. — № 3. — С. 108−114.
  112. М. К. Как я понимаю философию. М.: Высш. школа, 1982.-96 с.
  113. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  114. В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 336 с.
  115. В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Дис.. докт. пед. наук. Барнаул, 1999. — 341с.
  116. В.И. Этнический компонент в национальной доктрине образования // Педагог. 2000. — № 1. — С. 88−90.
  117. В.И. Этнопедагогические и этнопсихологические особенности как условие оптимальной модели национальной школы // Психодидактика высшего и среднего образования: Тез. конф. Барнаул, 1998.-С. 299−300.
  118. В. И., Кряклина Т. Ф. Немецкая школа в регионах России. Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 215 с.
  119. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-200 с.
  120. А.Н. Дореволюционные школы Хакасии // Учен, записки Хак-НИИЯЛИ. Вып. 13. — Абакан: Абакан, книжное изд-во, 1969.1. С. 68−86.
  121. А.Н. Развитие народного образования в Хакасии // Учен, записки ХакНИИЯЛИ. — Вып.2. Абакан: Абакан, книжное изд-во, 1956. — С. 101−118.
  122. А.Н., Мохова Л. А. Дореволюционное учительство Хакасии // Поиск, Абакан. 1996. — № 3. — С. 74−76.
  123. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. спец. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 1999. — 453 с.
  124. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюз. научно-практ. конф. Ч. III. — Чебоксары, 1991. — 333 с.
  125. Народное образование в Восточно-Сибирском крае. Материалы к докладу на 2-м краевом съезде Советов. — Иркутск: Иркут. книж. изд-во, 1934.- 132 с.
  126. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков- ред. кол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский и др. М.: Бол. Рос. Энциклопедия, 1999. — 928 с.
  127. С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бенкса) // Педагогика. — 1993. -№ 1.- С. 104−109.
  128. Национальная доктрина образования в РФ: утв. Постановлением Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751. М., 2000. — 16 с.
  129. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы / Сост. Ш. М.-Х. Арсалиев. М.: Магистр, 1996. — 132 с.
  130. Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16−21 марта 1993 г. / М-во образования Республики Саха (Якутия) — Сост. А. Д. Николаева и др.- Под ред. Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993. — 320 с.
  131. Национальные школы РСФСР за 40 лет / Под. ред. Ф. Ф. Советкина. -М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. 304 с.
  132. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  133. Н.В. Основы инородческого просвещения. Казань, 1912.
  134. В.Б. Концепция создания регионального учебного курса //
  135. Педагогика. 2000. — № 4. — С. 8−14.
  136. О концепции национальной школы РСФСР, научных и организационных механизмах ее реализации // Вестник образования. -1991.-№ 3.-С. 24−30.
  137. B.C. О методической подготовке учителей начальных классов // Начальная школа. 1999. — № 3. — С.50−55.
  138. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл. -корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
  139. Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. 17 с.
  140. А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М.: Изд-во МГПУ, 1991.- 196 с.
  141. Основные направления и итоги деятельности Министерства общего и профессионального образования РФ в 1997 г. и первоочередные задачи на 1998 г. М., 1998. — 67 с.
  142. Е.Г. Педагогическая наука в Российском зарубежье: истоки и ориентиры // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 88−94.
  143. А.В. Начальное образование в дореволюционной России. (1861−1917): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982.-208 с.
  144. А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 445 с.
  145. К.М. Первые школы в Хакасии // Учен, записки ХакНИИ-ЯЛИ. Вып. 13. — Абакан: Абакан, книжное изд-во, 1969. — С. 168−177.
  146. Д.Ф., Троякова А. Ф. Хакасский язык. 2 класс. Абакан: Абакан, книжное изд-во, 1984. — 114 с.
  147. Патриотическое воспитание в свете «Национальной доктрины образования в РФ» (материалы «круглого стола») // Педагогика. 2000. — № 1. — С. 122−138.- С. 122−138.
  148. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. -Ростов-на-Дону, 1998. 544 с.
  149. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  150. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред.: И. К. Каиров, Н. Ф. Петров. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1968. — 912 с.
  151. В. А. Идея «Я мир» в развитии личности // Новые ценности образования. — Вып. 3. — М.: Инноватор, 1995. — С.27−37.
  152. Н. И. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. А. Н. Алексюк. -М.: Педагогика, 1985. 496 с.
  153. JI.M. О профессиональном становлении будущего учителя // Начальная школа. 2000. — № 10. — С.6−10.
  154. О.И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в поликультурном социуме: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1999. — 18 с.
  155. Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.98 г. № 127 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РХ» // Вестник Правительства РХ. 1998. — № 6. — С. 3−11.
  156. М. В. Глобальное образование в российской школе // Завуч. 1999. — № 8. — С. 132−138.
  157. A.M. Национально-культурное строительство в РСФСР (30-е гг. XX века) // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 85−91.
  158. Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ // Перспективы. 1993. — № 1. — С. 64−80.
  159. Н.Ф. Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.-17 с.
  160. А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 256 с.
  161. Л. X. Нравственное воспитание на традициях народной педагогики. Уфа: ИИЯЛ, 2002. — 136 с.
  162. Р.К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 18 с.
  163. Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию: Учеб.- метод, пос. для студентов. М.: Ин-т практической психологии, 1996. — 344 с.
  164. Г. Ф. Народное образование на Дальнем Востоке России XVIII века 30-е годы XX века: Монография. — Барнаул: ОАО «Алтай. полиграфический комбинат». — 2000. — 516 с.
  165. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 110 с.
  166. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  167. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
  168. В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. — № 5.1. С. 45−51.
  169. В.А. Формирование личности и учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -159 с.
  170. В.А., Николаев В. А. Этнопедагогическая культура учителя // Магистр. 2000. — № 3. — С. 20−34.
  171. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224 с.
  172. Ю.П. Общая концепция исследования «Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества». Чебоксары: ЧГПУ, 1995.-42 с.
  173. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.- 112с.
  174. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко.- М.: Педагогика, 1991. 118 с.
  175. Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. -320 с.
  176. К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии: Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 189 с.
  177. Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // Магистр. — 2000. № 3. — С. 77−81.
  178. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Изд-во «Радянська школа», 1974.-289 с.
  179. Ю.В. Что определяет развитие личности (философский анализ). -М.: Знание, 1983, — 118 с.
  180. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, 1984. — 86 с.
  181. Е.К. Формирование профессиональной самостоятельности студентов // Специалист. 2001. — № 12. — С. 10−12.
  182. Е.П. Особенности межэтнических отношений подростков в Республике Саха (Якутия). СПб.: Лицей, 2001. — 170 с.
  183. С.М. Учительство и школа Хакасии в условиях становления Советской власти (по новым архивным материалам) // Хакасия в XX веке: хозяйственное и социальное развитие. — Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1995. С. 52−64.
  184. В. История сквозь призму современности // Советская Хакасия. 1990. — 17 января. — С. 2.
  185. М.М. Реализация идей адыгейской народной педагогики в процессе подготовки студентов для работы в национальной школе. М.: Знание, 1995.-174 с.
  186. С.П. Был всегда нацелен на будущее: к 50-летию АГПИ им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1996. -152 с.
  187. С. П. ИСАТ как научное и образовательное учреждение // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып. I. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1997. — С. 3−9.
  188. О.Г. Учет психологических особенностей учащихся-хакасов начальных классов в процессе обучения // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып. I. — Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1997.-С. 138−141.
  189. К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. Т. 2. М.: Просвещение, 1988.- 421 с.
  190. М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60−90 гг. XX в. М.: Наука, 1994. — 145 с.
  191. Федеральный договор: Документы. Комментарии. М.: Республика, 1994.
  192. Р. Преодолеть предвзятость. Многонациональная Россия и поликультурное образование // Этносфера. 1998. — № 3−4. — С. 26−29.
  193. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. Краткий отчет о состоянии и деятельности, хроника и комментарии (1994−2000 гг.). Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Катанова, 2000. — 208 с.
  194. Ф. Национальная школа: пути развития // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 70−73.
  195. М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Дис.. докт. пед. наук.-М., 1999.-409 с.
  196. .М. Идеи нравственного воспитания в хакасской народной педагогике и их место в межнациональном сближении // Великий Октябрь и социально-экономическое развитие Хакасии. Абакан: Абакан, книжное изд-во, 1978. — С. 81−86.
  197. В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. -240 с.
  198. Цит. по: Андрееву В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  199. Цит. по: Владыкиной В. А. Концептуальные проблемы национальногообразования в Советской России (1920−1930-е гг.) // Педагогика. -2000.-№ 10.-С. 71−75.
  200. З.П., Селеванова Е. А. На уроках природоведения — о родном крае // Начальная школа. 2000. — № 10. — С. 15−17.
  201. В.Д. Философия образования и образовательные политики.- М.: Исслед. центр проблем качества подгот. спец., 1993. 181 с.
  202. И.К. Программно-целевая психология управления: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. — Барнаул: БГПУ, 1998. — 216.
  203. В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость (социально-философский анализ): Автореф. дис.. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 69 с.
  204. А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 123 с.
  205. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Монография. Ставрополь: Изд-во СТУ, 1997. — 170 с.
  206. А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дис.. .канд. пед. наук. Казань, 1999. — 183 с.
  207. Н.И. Организационно-педагогические условия деятельности учебно-научно-педагогического комплекса в системе непрерывного образования: Дис. .канд. пед. наук. Барнаул, 1999. — 156 с.
  208. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва-Ставрополь, 1991. — 193 с.
  209. Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул: Алт. книж. изд-во, 1982.-256 с.
  210. В.Н. Человек в концепции современного научного познания: Учеб. пособие по антропологии. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997.379 с.
  211. Этнопедагогика калмыков и национальная школа: Сб. материалов ме-ждунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию проф. О.Д. Мукае-вой / Редкол.: Дякиева Р. Б. и др. Элиста: Калмыц. гос. ун-т, 1997. -175 с.
  212. Этнопсихологический словарь / Под. ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1999. — 343 с.
  213. А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М.: Просвещение, 1948. — 111 с.
  214. Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1. Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703−1917гг. — Ново-николаевск, 1923. — 245 с.
  215. Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882. — С. 118.
  216. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Между-нар. ин-т П. Сорокина. Н.Кондратьева. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2001. — 346 с.
  217. Ф.Г. Национальное гимназическое образование: история, теория, практика: Монография. -М.: ВЛАДОС, 2000. 217 с.
  218. Bennett М. J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity // International J. of Intercultural Relations. 1986. — Vol. 10. -P. 179−196.
  219. Central European University: Application and admission bulletin: 1998−1999 academic year. Budapest, CEU, — 31 p.: phot.
  220. Cline platt. Mountain campus: the stori of Northern Arizona University. -Flagstaff: Northland Press, 1983. 394 p.: phot.
  221. Continuing professional education: An IGLA guide book. Munchen etc. Saur, 1991.- IX, 159 p.
  222. Crawford, Donna. Conflict Resolution Education: Program Report. Washington, 1996.-88 p.197
Заполнить форму текущей работой