Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются философские, культурологические, эстетические концепции и идеи о чувственном познании мира (А.И. Буров, Н. И. Киященко, H.JI. Лейзеров, В. И. Самохвалова, Ю.У. Фохт-Бабушкин), эстетические идеи о роли искусства в развитии личности (Ю.Б. Бореев, А.Ф. Еремеев), теории доминанты (А.А. Ухтомский), установки (Д.Н. Узнадзе), информационная теория… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития чувства ритма у детей средствами музыки
    • 1. 1. Психолого-педагогический анализ чувств и эмоций в структуре эстетической направленности детской личности
    • 1. 2. Ритм как свойство действительности и эстетическое чувство личности
    • 1. 3. Значение игровой деятельности в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста
  • Глава II. Педагогические условия развития чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкальных занятий
    • 2. 1. Диагностика чувства ритма у старших дошкольников в процессе различных видов ритмической деятельности
    • 2. 2. Эстетическое развитие детей в процессе ритмически организованной деятельности в ДОУ
    • 2. 3. Динамика развития чувства ритма у детей в процессе музыкально-игровой деятельности

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.

Понятие «ритм» в философской и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон. Проблема ритмической организации Вселенной, Планеты, природы, социальной жизни и искусства затрагивалась многими учеными (В.И. Вернадский, Н. А. Бердяев, А. К. Горский, П. А. Флоренский, А.Л. Чижевский). В психологии (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) ритм, темп и динамика определены как необходимые компоненты трудовой деятельности. К. Бюхер обосновал зависимость развития человечества в филогенезе от развития чувства ритма. Б. М. Те плов раскрыл основу музыкально-ритмического чувства, В. Н. Ягодинский подошел к выявлению эстетической сущности данного понятия.

Эстетические чувства как высший этап развития человеческой чувствительности характеризуют А. Е. Ольшанникова, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. А. Н. Лук, Б. И. Додонов рассматривают эстетические чувства на основе теории ценностей. Ритм как эстетическое качество личности в структуре эстетических чувств исследован А. Ф. Лобовой. Однако теоретическое осмысление ритма как качества личности в научной литературе представлено недостаточно, а педагогический аспект развития чувства ритма рассмотрен лишь в музыкальной деятельности, где изучено чувство музыкального ритма и практически не исследовано чувство ритма как качество личности и эстетическое чувство у детей дошкольного возраста.

Чувство ритма как свойство и качество личности проявляется в двуединстве противоположных сторон: генетической предрасположенности (свойство личности) и социального опыта (качество личности). Противоречия между природными и социальными ритмами являются препятствием в полноценном развитии личности, и ритмически организованная деятельность детей в ДОУ становится необходимым условием для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста как эстетического, гармонизирующего начала всей их жизнедеятельности.

В психологии отмечается, что многократное переживание чувства ритма позволяет этому чувству стать доминантным (А.А. Ухтомский), а закрепление эстетических чувств возможно лишь при условии применения эстетической установки (Д.Н. Узнадзе).

Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохор, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах О. А. Апраксиной, Э. Б. Абдуллина, Н. А. Ветлугиной, В. И. Петрушина, К. В. Тарасовой.

Однако, рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.

Практика массового музыкального воспитания в детских дошкольных учреждениях свидетельствует, что в большинстве случаев организация музыкальной деятельности не всегда соответствует современным потребностям развития личности, активной и легко адаптирующейся к различным ритмическим условиям, несмотря на то, что музыка является одним из мощных источников активизации деятельности детей. Музыкальное чувство ритма способствует естественной и постоянной адаптации и самовыражению детей не только в музыкальных, но и других видах деятельности.

Анализ научной литературы, программно-методических материалов и практика организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях позволили выделить ведущие противоречия между:

• современными потребностями общества в активной и легко адаптирующейся к различным ритмическим условиям личности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих гармоническое ее развитие;

• потребностью в ритмически организованной, гармоничной личности и отсутствием теоретического обоснования методического обеспечения по развития чувства ритма как свойства и качества личности детей;

• необходимостью ритмической организации жизненного пространства и наличием разритмизации, аритмичности образовательного процесса;

• необходимостью развития у детей музыкального ритма и отсутствием понимания зависимости развития музыкального ритма от чувства ритма как свойства и качества детской личности.

Данные противоречия обусловили проблему исследования: каковы возможности ритмической организации деятельности детей старшего дошкольного возраста в преодолении ритмически неорганизованной среды и развития чувства ритма как эстетического качества личности. При этом в исследовании решается конкретная проблема: может ли музыкально-игровая деятельность стать естественным, социально значимым средством развития чувства ритма у ребенка старшего дошкольного возраста как качества ф личности? Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности».

Данная работа является теоретическим и методическим обоснованием педагогической идеи развития чувства ритма как природосообразного свойства и эстетического качества личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий и организации досуговой деятельности.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. ^ Объект исследования — музыкально-игровая деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — педагогическая модель развития чувства ритма у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности.

Гипотеза исследования. Процесс развития чувства ритма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в динамике развития личности, если:

• будет внедрена педагогическая модель развития чувства ритма у детей дошкольного возраста, обеспечивающая включение детей в пластическую, графическую, вербальную ритмически организованную деятельность;

• будет задействована ритмически организованная игровая деятельность, обусловленная содержанием педагогически обоснованной программы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, на музыкальных занятиях и в течение дня;

• будут определены и реализованы педагогические условия ритмической организации жизненного пространства детей старшего дошкольного возраста: учет принципов систематизации, ритмизации и интеграции в организации игровой деятельности, введение планов-сценариев работы на день, создание драматургии музыкального занятия, включение детей в пластическое самовыражение, применение разнообразных форм пластического самовыраженияпоэтапное освоение идеомоторного, образного, социального опыта, использование сочетания различных видов ритмической деятельности (эвритмия, ритмопластика, ритмографика, ритмизация слова, пространстворитмия).

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи.

1. Выявить эстетическое содержание, особенности проявления чувства ритма как свойства и качества личности в структуре с другими природосообразными эстетическими чувствами.

2. Разработать педагогическую модель и условия развития чувства ритма как эстетического качества личности у старших дошкольников.

3. Выявить и теоретически обосновать содержание и этапы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.

4. Обосновать критерии, показатели, уровни, разработать диагностику и провести поэтапное изучение развития чувства ритма у детей 6-ти лет.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские, культурологические, эстетические концепции и идеи о чувственном познании мира (А.И. Буров, Н. И. Киященко, H.JI. Лейзеров, В. И. Самохвалова, Ю.У. Фохт-Бабушкин), эстетические идеи о роли искусства в развитии личности (Ю.Б. Бореев, А.Ф. Еремеев), теории доминанты (А.А. Ухтомский), установки (Д.Н. Узнадзе), информационная теория эмоций (П.В. Симонов), теория когнитивного диссонанса (JT. Фестингер), теоретические положения о зависимости эмоционального развития личности от уровня эстетического образования (Е.В. Квятковский, В. А. Разумный, Л.П. Печко), теория деятельности (JT.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган и др.), теория развития личности в деятельности и общении (С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А.А. Леонтьев), теория музыкального развития (К. Орф, Л.А. Баренбойм).

При этом учитывались такие педагогические подходы к эстетическому развитию детей, как антропологический (Ф. Шиллер), личностно-деятельностный (А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, В. В. Давыдов, Н.Ф. Талызина), ценностно-ориентированный (С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Столович), интегративный и топографический (В.П. Зинченко, А. Менегетти, Б.П. Юсов).

Для проверки гипотезы, достижения цели и решения задач в работе использовались следующие теоретические, диагностические и опытно-экспериментальные методы исследования: сравнительный анализ научно-теоретической литературы, методы эмпирического исследования (наблюдение, беседы с детьми, интервьюирование, анкетирование педагогов и родителей, экспресс-опросы, анализ педагогической документации, тестирование), педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.

Базой экспериментального исследования явились дошкольные образовательные учреждения (ДОУ №№ 52, 18, 64, 62, 34) и муниципальные образовательные учреждения (МО у детский сад-школа № 77) г. Нижневартовска и ДОУ № 442 г. Екатеринбурга. Исследованиями были охвачены более 240 детей, 60 родителей, 15 музыкальных работников, в эксперименте участвовали 120 детей дошкольных общеобразовательных учреждений.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1999;2000) заключался в поиске литературы по теме исследования, в изучении опыта образовательных учреждений, в проведении поискового эксперимента, в выборе средств, методов и приемов работы по развитию чувства ритма у детей, в формулировке темы, в * определении предмета, цели, рабочей гипотезы, задач исследования.

На втором этапе (2000;2002) был определен научно-теоретический аппарат исследования, обоснованы критерии, показатели и уровни проявления чувства ритма как качества личности, разработана программа формирующего эксперимента, проведены констатирующий и формирующий эксперименты, осмыслены первоначальные результаты диагностики и динамики развития чувства ритма у детей 6-тилетнего возраста.

На третьем этапе (2002;2003) уточнен и завершен формирующий эксперимент, уточнены основные положения диссертации, педагогической модели развития чувства ритма у старших дошкольников как эстетического качества личности, сформулированы выводы и оформлена диссертация в ^ целом.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании этапов развития чувства ритма как эстетического качества у детей старшего дошкольного возраста (ознакомление, исполнение под руководством педагога, самостоятельное освоение ритма в новых условиях) — в проектировании и апробации педагогической модели развития чувства ритма, которая включает направления и содержание музыкально-игровой деятельности, этапы, методы, приемы, диагностику развития чувства ритма у детей шести летв обосновании педагогических условий развития чувства ритма у детей (учет принципов систематизации, ритмизации и интеграции в игровой деятельности, введение планов-сценариев работы на день, создание драматургии музыкального занятиявключение детей в пластическое самовыражение, поэтапное освоение идеомоторного, образного, * социального опыта) — в применении различных видов ритмической деятельности (эвритмия, ритмопластика, ритмографика, ритмизация слова, пространстворитмия) — в разработке и обосновании критериев, показателей и уровней проявления чувства ритма у детей как природосообразного свойства и эстетического качества личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания понятия «чувство ритма» как природосообразного свойства и эстетического качества личности, характеризующегося способностью к саморитмизации и ритмической гармонизации в различных условияхв соотнесении понятий «ритм», «ритмичность», «чувство ритма» и их педагогической интерпретации, где ритм понимается как линейная или пространственная организация среды, ритмичность как проявление чувства ритма у ребенка в процессе различных видов деятельности, чувство ритма как природосообразное свойство и эстетическое качество личности ребенкав уточнении сущности, содержания и процессуальных характеристик чувства ритма и особенностей его проявления у ребенка дошкольного возрастав выявлении генетической взаимосвязи сущностных характеристик двух видов деятельности: ритмической и игровой, — которые являются ведущими в дошкольном возрасте.

Практическая значимость исследования определяется разработкой программы, направленной на развитие ритмичности у детей как качества личности, которая используется ДОУ №№ 52, 18, 64, 62, 34, МО У детский сад-школа № 77 г. Нижневартовска и ДОУ № 442 г. Екатеринбурга, определением методов и приемов развития чувства ритма у ребенка в процессе различных видов музыкальной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных учреждений музыкальными работниками, воспитателями и методистами для решения задач гармонизации и эстетизации воспитательной среды и эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием теоретических положений, применением научно-педагогических методов, которые избраны в соответствии с содержанием исследования, с учетом различных этапах опытно-экспериментальной работы, научно-обоснованным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методические положения исследования излагались на международной («Эстетическое образование: перспективы, проблемы, развитие», г. Екатеринбург, 2001 г.), российской («Психология искусства», г. Самара, 2002 г.), региональной («Современное дошкольное и начальное образование: пути развития», г. С-Петербург, 2003 г.), научно-практических конференциях. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедр эстетического воспитания Департамента педагогики и психологии детства, Института усовершенствования учителей г. Нижневартовска.

На протяжении двух лет осуществлялось внедрение программы для музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и руководителей детских садов по развитию чувства ритма в музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая сертифицирована Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского АО. Автор исследования руководит научно-педагогической деятельностью проблемной группы в г. Нижневартовске (15 музыкальных работников ДОУ).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сущность понятия «чувство ритма» как эстетического проявления личности: чувство ритма представляет собой природосообразное свойство и эстетическое качество детской личности, которое характеризуется способностью к саморитмизации и ритмической гармонизации в различных условияхкритерии определения чувства ритма — способность выделять ритмы в окружающей средеспособность передавать ритмы в процессе деятельностиспособность управлять ритмамиуровни проявления чувства ритма — спонтанный, ситуативный и константный.

2. Педагогическая модель развития чувства ритма у старших дошкольников включает программу музыкально-игровой деятельности, направленную на эстетизацию образовательной среды, гармонизацию личности с окружающим миром и синхронизацию внутренних ритмов с внешними ритмическими проявлениями ребенка в различных видах деятельностипедагогические условия развития чувства ритма у детей: учет принципов систематизации, ритмизации и интеграции в организации игровой деятельности, введение планов-сценариев работы на день, создание драматургии музыкального занятия, включение детей в пластическое самовыражение, применение разнообразных форм пластического самовыражения, использование сочетания различных видов ритмической деятельности.

3. Чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста развивается в процессе поэтапного освоения (ознакомление с ритмомвыбор, вживание в образ и его ритмическое воплощение под руководством педагогасамостоятельное освоение ритма в новых условиях) основных видов ритмической деятельности (ритмопластики, ритмографики, ритмизации слова, пространстворитмии, эвритмии) на музыкальных занятиях и в течение дня.

Структура исследования. Диссертация изложена на 182 стр., содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Библиография включает 182 источника, из них 3 на иностранных языках.

Заключение

.

Ребенок — система, пронизанная ритмами, созвучная синхронизации ритмов в природе. Очевидна ритмизация явлений природы на земле, в движении планет, других космических явлений. Ритмическая гармония мысли, слова, чувства, действия — это необратимый процесс, который ведет к изменению ребенка и к изменению среды вокруг него. Чем ритмичнее деятельность ребенка, тем более «цельной» натурой он становится. Ритмичность — одно из основных свойств любого живого организма.

Было установлено, что ритм имеет устойчивую структуру, если его развитие осуществляется на трех уровнях: соматическом, психическом и ментальном. Чувство ритма как средство выразительности выполняет гармонирующую, витальную, синхронизирующую, регулирующую функции и является авторегулятором, обслуживающим системы мира. Это выражается в триаде: хаос — ритм — гармония. Критерием эстетичности ритма является катарсис, мера, гармония.

Педагогический потенциал ритмически организованной среды огромен, он заключается в создании условий для гармонизации ребенка. Ритмичность является одним из основных свойств любого живого организма. Гармоничная полиритмия является основой развития чувства ритма у детей. Искусство (художественные ритмы) способно развивать чувство полиритмии у ребенка. Природа (природные ритмы) помогает ему синхронизировать ритмы.

Ритмичность детей дошкольного возраста можно определить как динамическую тенденцию личности, которая проявляется в различных видах фантазирования в процессе самовыражения.

Теоретическое изучение проблемы и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.

1. Чувство ритма — это сложное психическое образование, природосообразное свойство и эстетическое качество личности, которое характеризуется способностью к саморитмизации и ритмической гармонизации в различных условиях, тогда как ритм есть линейная или пространственная организация среды, а ритмичность — проявление чувства ритма у ребенка в различных видах деятельности.

2. Одним из важных подходов в работе с детьми является деятельностный подход, который включает процесс пластической, графической, вербальной ритмически организованной деятельности, применение ритмически организованной музыкально-игровой деятельности, которая определяется содержанием педагогически обоснованной программы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

3. Педагогическая модель развития чувства ритма у ребенка в период дошкольного детства включает содержание музыкально-игровой деятельности, стимулирующей освоение различных видов ритмапрограмму, состоящую из 5 направлений: «Аудиальные ритмы», «Визуальные ритмы», «Пластические ритмы», «Пространственные ритмы», «Вербальные ритмы», — освоение которых способствует гармонизации и синхронизации внутренних ритмов с внешними ритмическими проявлениями ребенка в различных видах деятельности.

4. Эффективность реализации педагогической модели развития чувства ритма у старших дошкольников обеспечивается также специальной диагностикой, выявляющей уровни развития чувства ритма: спонтанный, ситуативный, константный, — согласно критериям развития чувства ритма: способность выделять ритмы в окружающей среде, способность передавать ритмы в процессе деятельности, способность управлять ритмами.

5. Разработанная нами педагогическая модель предполагает наличие специальных педагогических условий: учет принципов систематизации, ритмизации и интеграции в организации игровой деятельности, введение планов-сценариев работы на день, создание драматургии музыкального занятия, включение детей в пластическое самовыражение, использование сочетания различных видов ритмической деятельности (эвритмия, ритмопластика, ритмографика, ритмизация слова, пространстворитмия), применение разнообразных форм пластического самовыраженияпоэтапное освоение витальных, социальных и духовных ритмов.

Предлагаемая работа, во-первых, выполняет функцию ритмизации воспитательного процессаво-вторых, облегчает адаптацию детей к окружающей средев-третьих, способствует гармонизации внутренних и внешних ритмических процессовв-четвертых, развивает музыкальное чувство ритма.

В ходе исследования наметились новые пути освещения данной проблемы, разработка которых имеет принципиальное значение не только для теории, но и для практики общего развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждении. Интересным и целесообразным, на наш взгляд, является процесс разработки ритмической основы деятельности детей в других предметных областях: лигвистической, естественно-математической, общепедагогической. Безусловно, развитие чувства ритма можно начинать с более ранней ступени дошкольного детства. Для этого необходимо разработать теоретическое обоснование и программно-методическое обеспечение образовательного процесса детей дошкольного возраста всех возрастных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М., Воронеж: МПСИ-Модэк, 2000. -421с.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экологическую грамотность», 1995. — 291с.
  3. Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 21с.
  4. Г. В. Российское сознание: историко-психологические очерки. -Самара: Из-во СамГПУ, 2002. 90с.
  5. Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.: Просвещение, 1978. — 175с.
  6. Ш. А. Школа жизни. М.: Изд. Ш. Амонашвили. 1998. — 76с.
  7. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-486с.
  8. A.JI. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989. — 176с.
  9. Аристотель. Соч.: В 4 т. /Ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысли, 1975. Т.1. — 550с.
  10. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.- JL: Соцэкгиз, 1965. — 64с.
  11. П.Ахьямова И. А. Формирование навыков неформального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 23с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445с.
  13. БернсР. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.:Прогресс, 1986.-424с.
  14. Н.А. Общая биомеханика. М.: РИО ВЦСПС, 1926. — 416с.
  15. Н.А. Физиология движений и активности. М.: Наука, 1990. -494с.16.
Заполнить форму текущей работой