Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Молодежь Туркестана в борьбе за упрочение Советской власти и социалистическое строительство (1918-1924 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях, когда не только важен учет исторического опыта работы комсомола среди молодежи восточных национальностей, но и постоянно растет к этой проблеме интерес в странах Востока, добившихся национальной независимости, особенно у работников молодежных организаций, было бы целесообразно подготовить для использования в системе подготовки комсомольских кадров учебного пособия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ КОМСОМОЛА ТУРКЕСТАНА
    • I. Экономическое и политическое положение трудящейся молодежи Туркестана в первые годы Советской власти. Создание комсомола ТАССР
    • 2. Партийное руководство комсомолом Туркестана и организационно-политическое укрепление его рядов
  • Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНШ И ФОВШ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В
  • УПРОЧЕНИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
    • I. Участие комсомольцев, молодежи Туркестана в строительстве Красной Армии, подавлении сил внутренней и внешней контрреволюции
    • 2. Идейно-воспитательная и культурно-просветительная работа комсомольцев и молодежи. 1X
    • 3. Роль комсомола в развитии активности молодежи в хозяйственном строительстве
  • ЗАКЛЮЧ ЕН ИЕ

Молодежь Туркестана в борьбе за упрочение Советской власти и социалистическое строительство (1918-1924 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование нового человека является ныне одним из главных направлений планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, важным фронтом борьбы за коммунизм* Предмет особого внимания Коммунистической партии и Советского государства — воспитание подрастающего поколения, усиление пропаганды истории и политики партии, опыта ее деятельности на различных этапах борьбы за социализм, важность чего вновь подчеркнул июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС1.

Мы постоянно заботимся о том, чтобы готовить такую молодежь, которая не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны, за судьбы социализма и мира — отмечал в своей речи на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984; г* Генеральный Секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко. — Такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными «2 свершениями» .

Воспитание нового человека — это сложный, диалектически противоречивый, комплексный процесс, результат взаимодействия многих объективных и субъективных факторов. В современных условиях все более возрастает в нем значение изучения молодежью марксистско-ленинской теории, усвоение богатейшего исторического опыта, революционных традиций старших поколений. «В воспитательной работе среди трудящихся, особенно молодежи, широко использовать славные традиции борьбы за социализм, чтобы коммунисты и комсомольцы хорошо знали историю партии, твердо и неуклонно проводили в жизнь 3 ее решения и политику,» — подчеркнул Щ КПСС.

1. См. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М., 1983, с. 71.

2. Черненко К. У. Народ и партия едины! — М., 1984, с.16−17.

3. О 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС 31 марта 1983 г. — М., 1983, с. 14.

— 4.

Важной составной частью истории советского общества, ее замечательными страницами является участие Ленинского комсомола, молодежи в общенародной борьбе за социализм. Передовая молодежь внесла существенный вклад в социалистические преобразования страны, в хозяйственное и культурное строительство, в защиту Родины от внутренней контрреволюции и интервентов. Весом был ее вклад в национальных районах, где был крайне необходим революционный порыв, самоотверженность, творчество молодых в борьбе с вековыми реакционными традициями, религиозным дурманом, культурной отсталостью, где молодежь составила основной источник формирования рабочего класса, стала главным резервом руководящих кадров.

Поэтому большой научный и практический интерес представляет изучение истории участия трудящейся молодежи Туркестана, одного из крупнейших национальных регионов страны, в борьбе за упрочение Советской власти и проведение первых социалистических преобразований.

Актуальность исследования этой проблемы на материале конкреТ' ного района и в том, что позволяет более глубоко познать и осмыслить общие закономерности становления и развития коммунистического молодежного движения в нашей стране, специфику их проявления в национальных окраинах, выявить систему форм и методов участия молодежи в строительстве нового общества в условиях перехода народов к социализму, минуя капиталистическую стадию, при крайне незначительном удельном весе фабрично-заводского рабочего класса в составе местного населения, многонациональности его, где каждый вопрос социалистического строительства тесно переплетался с национальным и религиозным.

Изучение и обобщение опыта участия молодежи Средней Азии в подавлении сил внутренней и внешней контрреволюции, в решении практических задач хозяйственного, государственного и культур

— 5 яого строительства приобретает все большее международное значение. Советский опыт работы с молодежью восточных национальностей, причем в условиях посуществу ее полной неграмотности, сильного мусульманского религиозного влияния, интересует правящие партии, государственные учреждения и общественные организации стран Азии, Среднего и Ближнего Востока, вставших на путь самостоятельного развития или придерживающихся социалистической ориентации.

Важность марксистско-ленинского освещения истории участия трудящейся молодежи Туркестана в социалистическом строительстве обусловлена и задачами необходимости усиления борьбы против различного рода антикоммунистических фальсификаций истории народов Средней Азии, клеветнических утверждений о том, что якобы молодежи этого региона насильно были навязаны принципы и формы революционной организации, а коммунистическая идеология лишила молодежь восточных народов их «национальной самостоятельности», «независимости» .

Определяя тему исследования, автор учитывал и степень ее изученности в советской литературе, причем, как в общесоюзном, так и региональном масштабе.

Следует отметить, что имеется довольно обширная литература как по истории социалистического строительства в Средней Азии, ее отдельных республик (в Туркестане, а затем в Узбекистане, Казахстане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизии), так и по истории молодежного движения в них. К настоящему времени уже проделана и значительная работа по историографии и источниковедению как Туркестана, так и всей Средней Азии, что позволяет автору настоящей диссертации не давать обширного историографического анализа общеисторической литературы. Это сделано в монографиях А.И.Зеве-лева, Г. И. Желтовой, Ф. Х. Касимова, П. Г. Кима и др.*. В то же время.

I. См.: Зевелев А. Й. Историография Советского Туркестана (историография и источники по истории гражданской воины в Туркестане). Ташкент, 1963; Желтова Г. И. Социалистическое строительство в (продолж.сноски на след.стр.) в этих трудах не дается оценка состояния освещения в литературе вопросов участия молодежи Туркестана в социалистическом строительстве, имеются лишь отдельные упоминания о них. Так, в книге П. Г. Кима говорится о значении ленинских работ в выработке документов партии по вопросам молодежи, особенно среди учащихся, упоминается о дискуссии по молодежным проблемам, которая возникла во время работы УШ съезда Компартии Туркестана*.

Литературу по истории Туркестана в плане исследуемой темы можно условно разделить на две части: а) книги и брошюры, посвященные кардиональным проблемам истории социалистического строительства в Средней Азии, в том числе и Туркестанеб) литература, посвященная истории молодежного движения в годы строительства социализма (как в целом по СССР, так и по региону).

В первой группе наибольший интерес для изучения проблемы представляют фундаментальные труды, посвященные истории союзных республик Средней Азии, их народного хозяйства, культуры, исто2 рии партийных организаций, рабочего класса и др.. Большую пользу принесло ознакомление автора с книгами, которые специально посвящены истории коммунистических организаций Средней Азии, и о особенно истории Компартии Туркестана (в дальнейшем — КПТ). Содержащиеся в них выводы и оценки имеют теоретическое и методолопродолж. сноски) Узбекистане (20−30-е годы). Историографически®

• очерк. Ташкент, 1975; ее же.•Историография социалистического и коммунистического строительства советского Узбекистана. Ташкент, 1981;Касимов Ф. Х. Переход народов Средней Азии, минуя капитализм. Историографический очерк. Ташкент, 1979; Ким П. Г. Источниковедение истории Компартии Туркестана. Ташкент, 1982 и др.

1. См. Ким П. Г. Указ.соч., с. 148, 167−176.

2. См. .например: История Узбекской ССР. В четырех томах. Т.З. (1917;1937 гг.). Ташкент, 1967; История таджикского народа. Том.Ш. Книга первая. Переход к социализму (I9I7-I937). М., Наука, 1964: История Советского Туркменистана. Часть первая. I9I7-I937. Ашхабад, 1970 и др.

3. См.: История коммунистических организаций Средней Азии. Ред. колл.: А. М. Богоутдинов (рук.) и др. Ташкент, 1967; Очерки истории Коммунистической партии Туркестана. Ч. Ш. Коммунистическая партия Туркестана в период иностранной военной интервенций и гражданской войны. Ташкент, 1964; Очерки истории Коммунистической партии Туркестана (восстановительный период). 19 211 924 гг. Ташкент, I960 идр.

— 7 гическое значение для понимания всей сложности происходивших в исследуемые годы процессов в социально-экономической и политической жизни Туркестана, что позволяет с учетом достижений современной исторической науки оценить отдельные явления, события и в истории молодежного движения края. В этой литературе имеются обобщенные статистические данные, необходимые для характеристики главных исторических событий Туркестана. Однако вопросы работы среди молодежи и ее участия в социалистическом строительстве освещены фрагментарно, на основе приведения отдельных цифр, данных о съездах комсомола.

Автором изучены и многие монографические работы, посвященные отдельным вопросам истории Туркестана. Особого внимания заслуживают монографии, вышедшие в последние годы (книги А. Акрамо-ва, Р. Каримова, С. Назарова, А. Зевелева, Ю. Полякова, А. Чугунова, Л. Яковенко и др.), где введены в научный оборот ранее неизвестные документы*. В них содержится интересный фактический материал о молодежи края, ее участии в упрочении Советской власти на местах, в проведении земельно-водной реформы, решении продовольственных вопросов и др. Труды советских историков позволяют использовать уже выявленные документы и материалы, установить уровень наших знаний по отдельным вопросам, определить задачи дальнейшего их изучения.

Вторую группу изданий составляет литература, непосредственно посвященная теме исследования. На общесоюзном материале она раскрывается в фундаментальном труде «Славный путь Ленинского ком.

I. См.: Акрамов А. Братская помощь русского народа в строительстве социализма в Узбекистане. Ташкент, 1982; Каримов Р. Пропаганда и утверждение марксистско-ленинских идей в Туркестане (1917;1924 гг.). Ташкент, 1982; Зевелев А., Поляков Ю., Чугу-нов А. Басмачество: возникновение, сущность, крах. Под ред. академика И. И. Минца. М., 1981; Назаров С. А. Руководство. ЦК РКП (б) партийным строительством в Средней Азии. Ташкент, 1972; Яковенко Л. И. Продовольственная политика Коммунистической партии и ее осуществление в Туркестане (I9I8-I924 гг.). Ташкент, 1974 и др. сомола" *, а также в монографиях А. Н. Ацаркина, В. В. Мельникова, 2.

В.А.Сулемова, Н. В. Трущенко и других авторов. Они позволяют более предметно увидеть «общее» в развитии всего молодежного движения страны, местных комсомольских организаций, закономерности развития РКСМ (ВЛКСМ). В трудах этих авторов использованы и отдельные материалы из жизни и деятельности комсомольцев Туркестана.

Вопросы истории становления комсомола Туркестана уже в 2030;е годы привлекли внимание ряда авторов, бывших активных работD ников Союза молодежи (Н.С.Мельникова и Н. Хайлина). В 40-е годы была издана брошюра А. Зевелева^, а затем монографическая работа «Комсомол Узбекистана — боевой отряд ВЛКШ». В этих изданиях впервые был опубликован ряд документов, раскрывающих историю создания и упрочения комсомольских организаций Туркестана, выявлены некоторые обобщенные сведения об участии молодежи в социалистических преобразованиях. В последующих изданиях по истории ЛКСМ Узбекистана, как правило, были использованы имеющиеся в этих первых работах сведения о КСМТ.

Значительный вклад в научную разработку истории создания и деятельности комсомольских организаций Средней Азии внесли труды А. Х. Хамидходжаева, а затем его докторская диссертация^. Однако не все аспекты темы получили достаточно полное освещение, а ряд вопросов автором лишь только поставлен.

1. Славный путь Ленинского комсомола. История ВЛКСМ. 2-е изд. М., Молодая гвардия, 1978.

2. См.: Ацаркин А. П. Пролетарская революция и молодежь. Рождение комсомола. М., X98IМельников Б. В. Культурная революция и комсомол. Ростов-на-Дону, 1973; Сулемов В. А. Союз молодых борцов. 1-е изд., 1971, 2-е изд., 1982. М.- Трущенко Н. В. Источник силы. Партия — организатор и руководитель комсомола. М., 1973 и др.

3. См.: Мельников Н. С. Из первых этапов. К истории юндвижения вСредней Азии. Москва-Ташкент, 1933; Хайлин Н. Ленинский комсомол Туркменистана. Ашхабад, 1929.

4. Зевелев А. К истории комсомола Узбекистана. Ташкент, 1948.

5. Комсомол Узбекистана — боевой отряд ВЛКСМ. Ташкент, 1949.

6. См.: Хамидходжаев А. Организация комсомола в Туркестане. I9I8-I920. Ташкент, 1957: его же. Очерки истории комсомола Средней Азии. Ташкент, 1968: его же. История коммунистических организаций Средней Азии (1918 — апрель 1925 г.). Док.дисс., 1970 и др.

— 9.

Интересующая нас тема нашла определенное отражение в очерках истории республиканских комсомольских организаций Среднет азиатского региона, изданных в 60−70 тот • В этих книгах имеется новый, впервые введенный фактический материал о работе конкретных организаций, уточнены оценки отдельных фактов. Так, в кни ге «Комсомол Узбекистана» широко представлен материал по защите экономических интересов трудящейся молодежи в 1920;1924 гг., воспитанию ее в духе пролетарского интернационализма. Более глубоко исследованы и использованы фонды всетуркестанских съездов комсомола.

Определенный интерес для изучения темы представляют брошюры, посвященные истории комсомольских организаций Хорезма, Ходжент2 ского уезда и других районов. Истории создания и деятельности Самаркандской областной организации посвящена брошюра автора Q данной диссертации. Большую помощь в изучении истории зарождения комсомольской печати Туркестана оказала брошюра и диссертация А.А.Сайфутдинова%.

Весьма интересные сведения о жизни и делах комсомольцев 20-х годов содержатся в сборниках воспоминаний ветеранов партии и комсомола.

Существенный вклад в изучение истории молодежного движения Средней Азии в I9I8-I924 гг. вносят и кандидатские диссертационные работы (их около 10)^. Однако, многие из них посвящены исто.

X. См.: Юность Моя комсомол! Очерки истории комсомола Узбекистан на. Ташкент, 1969; Салахутдинов Ф., Аликулов А. Страницы истории комсомола Узбекистана. Вып.1. Самарканд, 1969; Комсомол Узбекистана. (Очерки из истории комсомола Узбекистана). Ташкент, 1978; Очерки истории Ленинского Коммунистического Союза молодежи Туркмении. Ашхабад, 1979 и др.

2. См.: Караев Р. Комсомол Хорезма в 1920;1925 годах. Ашхабад, 1970; Джалилов Ш. Из истории создания и деятельности комсомола Ходжентского уезда. Душанбе, 1966 и др.

3. Якубов Н. В те огненные годы. Самаркандский комсомол в 19 181 924 годах. Ташкент, 1983.

4. Сайфутдинов А. Зарождение молодежной печати Узбекистана. Ташкент, 1975.

5. См.: Мурадов М. Н. Возникновение и организационное оформление ЛКСМ Туркменистана (1919;1925 гг.). Ашхабад, 1963; Хаитбапродолж. сноски на след.стр.).

— ю рии отдельных областных организаций, однотипны по характеру изложения материала, фактологичны по содержанию. Они создали хорошую базу для более глубокого изучения комсомола всей Туркестанской АССР, обобщенного анализа его деятельности.

Историографический анализ литературы и диссертаций позволяет утверждать, что ныне уже выявлен и обработан значительный фактический материал по истории областных комсомольских организаций Средней Азии, сделаны интересные обобщения по ряду важных направлений их деятельности, ярко отражен массовый героизм комсомольцев, молодежи в годы гражданской войны. Изучена история создания комсомольских организаций. Однако ряд вопросов нуждается в более глубокой научной разработке.

1. По существу раскрытие истории жизни и деятельности молодежи Туркестана сведено сейчас к истории комсомола, его съездов и конференций, пересказу принятых резолюций, циркулярных писем. Между тем в исследуемый период КСМТ объединял всего 1−2% молодежиогромная работа среди молодежи проводилась через партийные и советские органы, профсоюзные и другие общественные организации. Однако их деятельность среди молодежи освещена крайне слабо. В литературе нет данных о численности молодежи Туркестана, как социально-демографической группы, ее социально-классовой структуре, уровне образования, членстве отдельных категорий молодежи в партии, комсомоле и т. д.

2. В имеющейся литературе, на наш взгляд, допускается определенное приукрашивание состояния работы среди молодежи в 19 181 924 гг., ее результатовне уделено должного внимания освещению продолж. сноски) ев Э. Комсомольская организация Ферганской об.

• ласти в борьбе за укрепление Советской власти (I9I7-I924 гг.). Ташкент, 1966; Садыков Б. Б. Образование и деятельность комсомола Сырдарьинской области Туркестанской АССР (I9I8-I924 гг.). Ташкент, 1975; Шадманов Э. Участие комсомола южных областей Узбекистана в упрочении Советской власти и социалистическом строительстве в X920-I932 гг. Ленинград, 1969 и др.

— II имевшихся трудностей и просчетов. Ряд имеющихся в диссертациях и литературе положений и оценок недостаточно аргументирован статистическими данными государственных всероссийских и республиканских и партийных переписей. Узость статистической базы отдельных исследований, отсутствие сравнений с общесоюзными данными, с материалами о работе с молодежью в других регионах страны не позволяют правильно оценить состояние этой работы в Туркестане. Заслуживают большего внимания в раскрытии темы документы КПТ, ЦИК и СНК Туркестанской ССР.

3. Заслуживают большего внимания вопросы партийного руководства комсомолом Туркестанадо сих пор нет ни одной специальной работы (в том числе и диссертации) на эту тему. Слабо освещены вопросы работы среди женской молодежи, специфики форм организации и методов работы среди мусульманской молодежинедостаточно показана роль ЦК РКСМ в руководстве молодежью этого региона (в том числе — история создания и деятельности в I920-I924- гг. Туркбюро Исполкома КШ" а и Средазбюро ЦК РКСМ и др.).

Как показало проведенное исследование, вопрос о молодежи был одним из центральных в борьбе со сторонниками троцкизма в Туркестане в 1923;1924 гг. (особенно накануне и в дни работы УШ съезда КПТ). Однако он не получил освещения в имеющейся литературе.

Установлены отдельные фактические неточности, которые допущены в раскрытии данной темы в литературе (по датам, цифровым данным, фамилиям работников и др.).

В предлагаемой диссертации автор стремится в определенной мере восполнить эти пробелыопираясь на труды предшественников, дополнить имеющие знания об активном участии молодежи Туркестана в становлении Советской власти на местах, в хозяйственном и культурном строительстве.

Цель настоящей диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе использования уже выявленного и нового фактического ма.

— 12 териала (особенно партийных, государственных и ряда общественных организаций) раскрыть место и роль молодежи Туркестана в строительстве социализма, систему форм и методов ее сплочения на принципах марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, постепенного приобщения к активному участию в социалистическом строительстве в специфических условиях Средней Азии.

В соответствии с этим автор поставил перед собой ряд конкретных исследовательских задач:

— выявить-новые источники изучения данной темы и на этой основе раскрыть не только воспитательные, но и социально-экономические и организационно-политические аспекты жизни и деятельности молодежи в первые годы Советской власти, показать влияние Великого Октября, социалистических преобразований на решение коренных проблем трудящейся молодежи;

— показать становление системы партийного руководства комсомолом, организационно-политическое укрепление его рядов как необходимого условия и важного фактора сплочения молодежи Туркестана в борьбе за социализмвыявить общее и особенное в комсомольском строительстве, обусловленность использования здесь специфических форм и методов работы с молодежью;

— раскрыть основные направления и сферы участия комсомольцев, передовой молодежи в упрочении Советской власти на местах и социалистическом строительстве: в борьбе с басмачеством и создании Красной Армии, в борьбе с неграмотностью коренного населения, по усилению идейно-политической и культурно-просветительной работы, особенно среди женской молодежи, в привлечении молодежи к решению конкретных задач хозяйственного строительства, управления делами государства и общества.

В данном исследовании автор рассматривает молодежь и как объект воспитательного воздействия (партии, государственных и об.

— 13 щественных организаций), и как активного субъекта социального творчества, участника социалистического строительства. Как известно, в силу безграмотности, отсутствия навыков общественной деятельности у трудящейся молодежи Туркестана, особенно восточных национальностей, она не могла стихийно, лишь под влиянием провозглашенных декретов и лозунгов стать сознательным и организованным строителем новой жизни. Потребовалась огромная агитационно-пропагандистская, массово-политическая и организаторская деятельность КПТ, советских органов, комсомола, Союза «Кошчи» и других организаций по постепенному приобщению юношей и девушек к участию в социалистическом созидании. Молодежь воспитывалась и формировалась в ходе революционной практики и под ее благотворным влиянием.

Этот подход автора к раскрытию темы определил структуру диссертации, характер изложения ее отдельных вопросов. В реальной жизни формирование у молодых рабочих и дехкан интереса к общественной деятельности, к знаниям, к участию в хозяйственном строительстве совпадало с проявлением у самой молодежи активности в этих сферах.

Хронологические рамки исследования охватывают I9I8-I924 гг. — период существования в рамках РСФСР Туркестанской автономной Советской Социалистической республики до завершения национально-государственного размежевания народов Средней Азии. В целях выявления проявившихся тенденций, оценки достигнутых результатов автором использованы некоторые статистические данные за 1926;1927 годы. Ведь только в 1926 году была полностью проведена перепись населения по всем районам Средней Азии.

Территориальные рамки исследования — Туркестанская АССР, включавшая в себя 6 областей с населением в 1920 году 5,66 млн. человек*. В ряде случаев автор использует данные по Хорезмской.

I. См. Статистический ежегодник. 1917;1923 гг. T.I. ЦСУ Турк-республики. Ташкент, 1924, с. 42.

— 14 ¦ и Бухарской советских республиках, которые были тесно связаны (политически и экономически) с Турк. АССР, постоянно ощущая ее помощь.

Таким образом, в исследуемый период Туркестан был крупнейшей административно-хозяйственной единицей Средней Азии, определявшей всю общественно-политическую и хозяйственную жизнь этого региона. Он дает вполне представительный материал для выявления закономерностей развития молодежного движения в условиях национальных окраин страны, определения особенностей их проявления в принципах и формах организации работы среди молодежи, привлечения ее к социалистическому строительству. Это, в свою очередь, позволит обогатить наше знание новым фактическим материалом, отдельными обобщениями и выводами. В этом главное в научной новизне данной диссертации.

Новизна ее и в том, что впервые на основе большого круга разнообразных источников (документов партийных, государственных и хозяйственных органов, различного рода статистической информации, материалов комсомола и др.) предпринимается попытка исследования социально-экономического положения молодежи Туркестана, ее участия в производстве, политической и культурной жизни. На примере комсомола Туркестана автор показал необходимость последовательного претворения в жизнь в комсомольском строительстве ленинских идейно-политических и организационных принципов, без чего (при всей важности учета специфики местных условий, состава комсомольцев, уровня их подготовки) комсомол не может сохранять свои качества как подлинно революционная юношеская организация, коммунистическая по целям и характеру своей деятельности.

Определенную ценность и практическое значение могут иметь содержащиеся в диссертации материалы и обобщения о формах коммунистической организации трудящейся молодежи разных национальностей.

— 15 в условиях перехода страны к социализму, минуя капитализм. Важен учет и имевшихся трудностей и просчетов на этом пути, особенно в реализации принципа пролетарского интернационализма, в борьбе против великодержавного шовинизма и местного национализма.

Примененная в диссертации методика сравнительного анализа различных групп материалов позволила выявить интересные суммарные данные, по-новому оценить некоторые результаты работы среди молодежи в исследуемый период.

Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС, выступления руководителей Коммунистической партии и Советского государства. В них раскрыта подлинно научная концепция о месте и роли молодежи в обществе, задачах и механизме развития ее активности в социалистическом строительствеона позволяет познать всю сложность и многогранность становления системы организации работы среди молодежи Средней Азии, увидеть в ней общее и особенное.

Большую ценность в анализе и оценке исторического опыта, воз можности его использования в воспитании подрастающих поколений имеют установки ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, последующих Пленумов ЦК партии. Опыт — это как бы вершина, поднявшись на которую можно лучше видеть открывающиеся горизонты. Такой опыт не притупляет, а заостряет чувство нового*. Без учета опыта нельзя сохранить преемственность социального развития, невозможно решать новые задачи В работе над диссертацией использованы различные группы источников. Автором широко привлечены документы Коммунистической партии, ее съездов, постановления ЦК, циркулярные письма, отчеты и материалы отделов ЦК РКП (б) к съездам партии. Из них почерпнуты интересные информационные данные о работе среди молодежи. Эти сведения имеются и в материалах 1-ВП съездов Компартии Туркеста.

I. См. Всегда в строю! Встреча в ЦК КПСС с ветеранами партии 15 августа 1983 года. М., 1983, с. 7.

— 16 на, в отчетах ЦК к УП и УШ съездам, других документах КПТ.

Большую ценность для изучения темы имеют сборники резолюций съездов КПТ и Компартии Узбекистана, содержащие документы нормативного характера (постановления и резолюции, в том числе о работе среди молодежи), сборник-летопись событий в истории КПТ, материалы переписи ее членов в 1922 году.

Автором изучены и государственные акты (декреты, постановления) как ЦИК РСФСР, так и ЦИК ТАССР, СНК ТАССР, краевых съездов Советов, создавшие государственно-правовую основу работы среди молодежи края (по вопросам раскрепощения женщин, развитию народного образования, защите экономических интересов подростков и др.).

Часть документов партийных, советских и комсомольских органов изучена по материалам фондов партийных архивов Узбекского филиала MJI при ЦК КПСС (особенно ф.146) и Самаркандского обкома партии (ф.220, 222).

Значительную группу источников составили документы РКШ, его высших органов и местных организаций, причем, как опубликованные, так и архивные. Ценными для исследования стали документы первых съездов РКСМ, отчеты ЦК к съездам, статистические сборники. Автором изучены в Центральном архиве ВЛКСМ фонды Пленумов (ф.1,оп.2), Президиума, Бюро (ф.1, оп. З) и Секретариата ЦК РКШ (ф.1, оп.4) за I9I9-I925 гг., фонд всесоюзных совещаний (ф.1, оп.5), где выявлены материалы о работе ЦК РКСМ по руководству комсомольскими организациями Средней Азии, а также о состоянии комсомола Туркестана. Большой материал по теме исследования выявлен в фондах Среднеазиатского бюро ЦК РКШ (ф.274), ЦК КСМ Туркестана (ф.274)# Особый интерес вызвали материалы Туркбюро Исполкома КШ" а (ф.913): отчеты, протоколы бюро, записки и др. Часть выявленных материалов впервые вводится в научный оборот.

В ряде случаев автор провел сравнительный анализ документов.

— 17.

ЦК РКП (б) и ЦК РКШ с документами местных органов, что выявило общее и особенное в постановке задач, в выборе форм и методов работы среди молодежи при реализации этих задач в местных условиях. Это позволяет установить и степень усвоения местными партийными и комсомольскими кадрами указаний центральных органов, их верность ленинским принципам, и ошибочность суждений отдельных работников, что важно для понимания сложности и противоречивости становления в Туркестане системы партийного руководства комсомолом, воспитанием молодежи.

Значительная работа проведена автором по выявлению статистических материалов. Наиболее полезными для исследования стали Бюллетени ЦСУ СССР, материалы переписей 1917, 1918, 1920, 1923, 1926 годов.

В диссертации широко использованы материалы текущей печати (партийной, советской, комсомольской), а также непериодические издания, причем, автором выявлены некоторые издания, которые впервые введены в научный оборот при изучении данной проблемы*.

Автор стремился изучить весь комплекс имеющихся по данной теме источников как опубликованных, так и архивных, всесторонне и во взаимосвязи изучить их. «Чтобы действительно знать предмет, учил В. И. Ленин, — надо охватить, изучить все его стороны, все р связи и «опосредствования» .

1. Например, газеты-выпуски «Известия ЦК КСМ Туркестана» за. I92J г., «К съезду» <1921 г.) и др.

2. Ленин В. И. Еще раз о-профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. — Полн.собр.соч., т.42, с. 290.

— 18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе развития советского общества одной из насущных проблем стало улучшение всего дела образования подрастающих поколений, политического, трудового и нравственного воспитания молодежи. В документах апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС и I сессии Верховного Совета СССР (XI созыва) намечена развернутая программа практических мероприятий по решению этих задач*. «Партия добивается того, — говорится в одобренных Пленумом и Верховным Советом СССР „Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы“ , — чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и о интересами, высокой культуры труда и поведения» •.

В достижении этой цели, в решении задач усиления коммунистического воспитания подрастающей смены исключительно важно ныне постоянное использование исторического опыта, его уроков, традиций в гражданском становлении молодежи. При этом, как учил В. И. Ленин, «прошлое интересует нас не само по себе, нас интересуQ ет сегодняшняя и завтрашняя работа». Опыт выступает как живая школа общественного прогресса, источник социального оптимизма, важный фактор повышения активности молодежи.

Великий Октябрь, открывший эру перехода от капитализма к социализму, заложил политические, социально-экономические и идеологические предпосылки для решения коренных проблем трудящейся молодежи, воспитания и обучения подрастающего поколения. Руководству.

1. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года. М., 1984; Правда, 1984, 13 и 14 апреля.

2. Правда, 1984, 14 апреля.

3. Ленин В. И. Еще раз о международном социалистическом бюро и о ликвидаторах. — Полн.собр.соч., т.24, с. 244.

— 175 ясь марксистско-ленинской теорией, Коммунистическая партия с подлинно научных позиций определила цели, основные направления, важнейшие формы участия трудящейся молодежи Советской России в строительстве нового общества, в преобразовании всех сфер общественной жизни (политики, экономики, духовной сферы) на принципах социализма. Боевой программой воспитания молодежи, развития ее производственной, познавательной и общественно-политической активности стала речь В. И. Ленина на Ш съезде РКСМ.

Как показало проведенное исследование, нашей партией накоплен богатый опыт работы среди молодежи бывших национальных районов России, народы которых приступали к строительству социализма, минуя капитализм. РКП (б) и Советское государство в осуществлении здесь первых социалистических преобразований возлагали большие надежды на трудящуюся молодежь, верили в ее революционный энтузиазм, самоотверженность, присущее молодости чувство нового, жажду знаний. Молодые рабочие и дехкане, лучшие учащиеся Туркестана оправдали это доверие, внесли свой весомый вклад в дело социалистического строительства.

Важным фактором сплочения трудящейся молодежи края явилось создание и упрочение КСМ Туркестана, как боевой коммунистической интернационалистской юношеской организации, составной части РКСМ. Коммунистическая партия Туркестана под руководством и при постоянной помощи ЦК РКП (б) последовательно вносила в молодежную среду коммунистическую идеологию, убеждала юношей и девушек в правильности политики Советской власти, в необходимости ее поддержки и упрочения. При этом КПТ добивалась утверждения в работе с молодежью марксистско-ленинских принципов воспитания и организации ее сил с учетом специфики местных условий (одновременного решения задач буржуазно-демократического и социалистического этапов революции, крайней отсталости экономического и культурного развития края, векового влияния ислама, многонационального состава населения и др.). Крайне незначительным был здесь слой молодых рабочих, к тому же распыленных по всему краю на’мелких предприятиях. Отсутствовали подготовленные местные комсомольские кадрызначительная часть дехканской (в абсолютном большинстве восточных национальностей) молодежи была неграмотной. Вне общественной жизни была вся местная женская молодежь.

В этих условиях, в работе с молодежью, в организации ее сил на поприще социалистического созидания потребовалось проявить много гибкости, осторожности, использования временных переходных форм, средств, методов, особенно в работе среди молодежи восточных национальностей.

Творчески применяя присущие всему РКСМ принципы строения и деятельности к местным условиям, коммунистам и комсомольцам, молодым борцам Туркестана приходилось нередко методом проб и ошибок искать более эффективные формы и способы революционного сплочения молодежи, ее идейно-политического, интернационалистского воспитания. К тем специфическим, но присущим данному региону организационным формам сплочения молодежи следует отнести: создание в рамках единой комсомольской организации ячеек мусульманской молодежи, ячеек девушек, национальных секций при комитетах КСМТорганизация клубов, политкружков, красных чайхан мусульманской молодежи, и отдельно клубов и кружков мусульманских девушек и др. Однако, как показало исследование, в приеме мусульманской молодежи в комсомол, в выборе других форм ее организации не всегда последовательно соблюдался политический, классовый подход. Учет «специфического» инорда отодвигал на второй план учет «общего» в развитии революционного молодежного движения, присущих ему закономерностей и вытекающих требований в организации внутри-комсомольской жизни.

— 177.

Партийные и советские органы ТуркССР активно привлекали передовую трудящуюся молодежь к участию в социалистическом строительстве, особенно к борьбе с неграмотностью коренного населения, к проведению разнообразной культурно-просветительной работы, подготовке новых кадров, к восстановлению и развитию различных отраслей народного хозяйства, особенно железнодорожного транспорта и хлопководства, к борьбе с голодом. Велик вклад молодежи Туркестана в защиту Советской власти от внутренней и внешней контрреволюции, в укрепление частей Туркестанского фронта.

Начатые Советской властью коренные преобразования в экономической, общественно-политической и духовной жизни Туркестана, организация всенародной защиты социалистических завоеваний явились в эти годы основой классового воспитания трудящейся молодежи, сплочения ее под знаменем Коммунистической партии. Личное участие передовых молодых рабочих, дехкан, а также отдельных служащих и учащихся в осуществлении первых социалистических преобразований, в корне менявших весь уклад жизни Туркестана, стало для них первой школой гражданского становлениявыявляло и обогащало их способности, навыки революционно-практической деятельности. Это превращало все большие массы молодежи в активного субъекта социального творчества, хотя, как показало исследование, объем этих масс был еще невелик. Пока медленно приобщалась к социалистическому строительству дехканская молодежь, особенно женская. Еще потребовался ряд лет, чтобы вырвать всю молодежь Средней Азии из цепких пут феодально-патриархальных отношений, ислама и духовной темноты.

Существенной особенностью становления и упрочения ленинских организационно-политических принципов в комсомольском движении Туркестана явилась огромная практическая помощь политработников, коммунистов и комсомольцев войск Туркфронта, систематически направляемых сюда ЦК РКСМ комсомольских работников, широкое распространение здесь общероссийского опыта РКШ. Этому способствовало и установление в 1922;1924 гг. шефства ряда губернских (областных, комсомольских организаций местными организациями края: Тульской губернской — над Закаспийской (Туркменской), Ленинградской и Тверской — над Ферганской и Самаркандской (затем Узбекской) и др.

Изучение исторического опыта комсомольского движения в Туркестане служит новым доказательством правильности ленинских положений о том, что становление и развитие подлинно революционного молодежного движения возможно лишь на основе его верности марксизму-ленинизму, под руководством Коммунистической партии, на базе постоянного укрепления единства комсомольских рядов, превращения Союза в подлинно массовую организациюорганизации всей внутрикомсомольской деятельности на основе демократического централизма и пролетарского интернационализма. Именно эти закономерности становления и развития комсомола определяли суть жизни и деятельности КСМТ (при всех недостатках и ошибках в его работе), формировали его качества как революционной организации, активно воздействовали на повышение роли в социалистическом строительстве.

И ныне, на этапе развитого социализма, исключительно важен в воспитательной работе, в том числе и среди молодежи, учет местных условий отдельных регионов, их многонационального состава, необходимости обеспечения единства интернационального и национального. В речи на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко вновь подчеркнул, что «в такой стране, как наша, естественно не могут быть сняты с повестки дня задачи совершенствования межнациональных отношений», важно более серьезно вникать в содержание национального вопроса, решать его на подлинно интернациональной основе с учетом всех тонкостей дела*.

I. См. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года, с. 14.

— 179.

Как известно, ХХУ1 съезд КПСС специально отметил важность учета в работе среди современной молодежи имеющейся демографической ситуации, особенно в районах Средней Азии, более рационального использования трудовых ресурсов сельской молодежибольшего учета национального и интернационального моментов в формировании руководящих органов всех уровней (партийных, советских, комсомольских и др.), в работе с женским населением и др.* В этом плане учет и использование исторического опыта, его уроков в решении указанных вопросов приобрели особую актуальность.

Проведенное исследование позволяет высказать ряд практических рекомендаций, которые могут быть использованы в дальнейшей совершенствовании работы с молодежью, особенно в союзных республиках:

1. На наш взгляд, в организации всей воспитательной работы среди молодежи национальных районов нашей страны необходим более внимательный и последовательный учет реально сложившихся к настоящему времени местных условий, уровня культурного развития, интересов и запросов различных групп молодежи. Например, все еще живы, хотя и существенно изменилось их содержание, старые традиции семьи в республиках Средней Азиизначительно большей, чем в центральных районах, имеют авторитет в семье старшие по возрасту ее члены. Нередко существенно сказывается их отрицательное мнение о возможности работы выпускников средних школ, особенно девушек, на промышленных предприятиях, тем более в других регионах страны. Было бы полезно проведение по этим вопросам бесед с родителями и дедами, более широкое освещение их в местной печати и др.

2. Выявленные в результате настоящего исследования материалы и сформулированные обобщения могут использоваться в подготовке обобщающих трудов по истории социалистического строительства.

I. См. Материалы ХШ съезда КПСС. М., 1981, с. 54, 57, 67, 72 и др.

— 180 б СССР, б частности в трудах по истории КПСС и ВЛКСМ. Ныне освещение этих вопросов ограничивается фрагментарным использованием отдельных фактических данных. Было бы полезно подготовка специального труда, раскрывающего опыт участия молодежи национальных районов в строительстве социализма в СССР.

3. В современных условиях, когда не только важен учет исторического опыта работы комсомола среди молодежи восточных национальностей, но и постоянно растет к этой проблеме интерес в странах Востока, добившихся национальной независимости, особенно у работников молодежных организаций, было бы целесообразно подготовить для использования в системе подготовки комсомольских кадров учебного пособия по данной проблеме. Оно поможет комсомольским кадрам (в том числе зарубежных стран, особенно Афганистана, НДРЙ и др.) более глубоко познать общие закономерности революционного юношеского движения, специфику форм их проявления в странах, вступающих на путь социалистического строительства, минуя капитализм, с многонациональным составом населения, с многовековым влиянием мусульманской религии. Было бы целесообразно ввести спецкурс по этой проблеме при обучении определенных категорий комсомольско-молодежных кадров в ВКШ при ЦК ВЛКСМ, Ташкентской республиканской комсомольской школе и др.

Нашей партией в годы строительства социализма накоплен богатейший опыт привлечения и подготовки молодежи нерусских национальностей к службе в армии и флоте, формирования из нее военных кадров, пропаганды гражданской престижности овладения военными специальностями. На наш взгляд, было бы целесообразно полнее и конкретнее использовать этот опыт в работе среди современной молодежи, особенно восточных национальностей: повысить роль комсомола в идейно-политической и нравственной подготовке призывниковусилить пропаганду среди молодежи военных профессий, обеспечить направление на кадровую службу в Вооруженные силы лучших.

— 181 технически подготовленных комсомольцевобеспечить совместно с органами народного образования знание всеми призывниками русского языка, их всестороннюю физическую подготовку и т. д.

5. Ныне республиканские комсомольские организации Средней Азии активно участвуют в развитии сельского хозяйства ряда областей Нечерноземной зоны РСФСР, направляя сюда ударные комсомольско-молодежные отряды, шефствуя над строительством крупных животноводческих комплексов. Было бы полезно в деле интернационального воспитания молодежи шире использовать материал о помощи русской молодежи в восстановлении народного хозяйства Туркестана в первые годы социалистического строительства. В этих целях можно подготовить брошюры, специальные публикации в местной печати.

Применение исторического опыта КПСС и Советского государства в работе с молодежью в первые годы социалистического строительства вооружает международное коммунистическое движение ленинскими принципами, методами и приемами обеспечения единства и преемственности поколений революционных борцов, помогает избежать ошибок в партийном и комсомольском строительстве, дает братским партиям пример в разрешении одного из сложных вопросов социальных преобразований.

Как отмечал К. У. Черненко в речи на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, «теория, обогащенная новым опытом, и опыт, творчески осмысленный в свете марксистско-ленинской теории, — это всегда составляло и составляет важнейший источник силы нашей партии» *.

I. См. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года, с. 21.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизмаленинизма
  2. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2. е изд., т.16. 194−203 с.
  3. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Там же, т.4. 419−459 с.
  4. К.Маркс и Ф. Энгельс о молодежи. Сборник. М.: Молодая гвардия, 1972. 464 с.
  5. В.И. К учащимся средних школ. Полн.собр.соч., т.7, с. 66.
  6. В.И. Проект резолюции об отношении к учащейся молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с. 253.
  7. В.И. Письмо к А.А.Богданову и С. И. Гусеву. Полн. собр. соч., т.9, с.247−248.
  8. В.И. Борьба с каустствующими с.-д. и партийная дисциплина. Полн.собр.соч., т.14, с.125−129.
  9. В.И. Кризис меньшевизма. Полн.собр.соч., т.14, с.149−172.
  10. В.И. Примечания к резолюции Штутгартского конгресса о «Милитаризме и международных конфликтах». Полн.собр. соч., т.1б, с.75−76.
  11. В.И. Как В.Засулич убивает ликвидаторство. Полн. собр.соч., т.24, с.22−44.
  12. В.И. Интернационал молодежи. Заметка. Полн.собр. соч., т.30, с.225−229.
  13. В.И. Объединенное заседание ВЦИК, Московского Совета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов22 октября 1918 г. Полн.собр.соч., т.37, c. III-128.
  14. В.И. УШ съезд РКП(б). 18−23 марта 1919 г. Полн. собр.соч., т.38, с.125−215.
  15. В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
  16. В.И. Товарищам коммунистам Туркестана. Полн.собр. соч., т.39, с. 304.
  17. В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. Полн. собр.соч., т.39, с.318−331.
  18. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1−104.
  19. В.И. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам (26 июля 1920 г.)" Полн.собр.соч., т.41, с.241−247.
  20. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, c.298−31b.
  21. В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42, с.264−304.
  22. В.И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики. Полн.собр.соч., т.43, с.198−200.
  23. В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45, с.363−368.
  24. В.И. О кооперации. Там же, с.369−377.
  25. В.И. О нашей революции. Там же, с.378−382.
  26. В.И. О молодежи. Сборник. М.: Молодая гвардия, 1970. — 704 с.
  27. В.И.Ленин, КПСС о партийном руководстве комсомолом. М.: Политиздат, 1982. — 519 с.
  28. Документы КПСС и Советского государства а) Высших органов КПСС
  29. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Том второй1917−1924). Том третий (1924−1927). Изд.8-е, доп. и испр.-М.: Политиздат, 1970. т.2. — 543 е., т.З. — 551 с.
  30. Об отношении к учащейся молодежи. Резолюция П съезда РСДРП. КПСС в резолюциях., т.1, — 59−86 с.
  31. О союзах молодежи. Резолюциях У1 съезда РСДРП (б). КПСС в резолюциях., т.1, — 139−184 с.
  32. О работе среди молодежи. Резолюция УШ съезда РКП (б). -КПСС в резолюциях., т.2, с.84−87.
  33. Письмо ЦК РКП (б) всем партийным комитетам и политотделам о работе среди народов Востока. 21 февраля 1920 г. КПСС в резолюциях., т.2, с.146−148.
  34. Письмо ЦК РКП (б) всем губернским и уездным комитетам партии о работе РКСМ* 12 декабря 1920 г. КПСС в резолюциях., т.2, с.201−203.
  35. Десятый съезд РКП (б). Резолюции и постановления съезда. -КПСС в резолюциях*., т.2, с.204−266.
  36. Письмо ЦК РКП (б) всем комитетам партии об усилении политико-просветительной работы. 16 ноября 1921 года. КПСС в резолюциях., т.2, с.286−289.
  37. Одиннадцатый съезд РКП (б). Резолюции съезда. КПСС б резолюциях., т.2, с.313−371.
  38. Постановление Пленума ЦК РКП (б) о взаимоотношениях РСФСР с независимыми советскими социалистическими республиками. Москва. 6 октября 1922 года. КПСС в резолюциях., т.2, с.401−402.
  39. Двенадцатый съезд РКП (б). Резолюции съезда. КПСС в резолюциях., т.2, с.403−485.
  40. Четвертое совещание ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей. Москва, 9−12 июня 1923. Резолюции Совещания. КПСС в резолюциях., т.2, с.486−494.
  41. Тринадцатый съезд РКП (б). Резолюции и постановления съезда. КПСС в резолюциях., т. З, с.37−129.
  42. О работе комсомола. Резолюция Х1У съезда ВКП (б). КПСС в резолюциях., т. З, с.281−294.
  43. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256с.
  44. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223с.
  45. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М.: Политиздат, 1982. — 31 с.
  46. О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС 31 марта 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 14 с.
  47. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 года. -М.: Политиздат, 1983. 83 с.
  48. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 года. М.: Политиздат, 1983. — 32 с.
  49. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 года. -М.: Политиздат, 1984. 31 с.
  50. Всегда в строю. Встреча в ЦК КПСС с ветеранами партии. -М.: Политиздат, 1983. 48 с.
  51. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб.док. т.1. I9I7-I928 годы. М.: Госполитиздат, 1957. — 879 с.
  52. Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодежи. М.: молодая гвардия, 1969. — 592 с.
  53. Первое Всероссийское совещание по партийной работе в деревне 15−20 ноября 1919 года. Стен.отчет. Петроград: Госиздат, 1920.
  54. Отчет ЦК РКП (б) по работе среди женщин за год работы. -М.: Госиздат* 1921.
  55. Материалы к ХШ съезду РШб). Агитпропотдел ЦК РКП. -М.: Изд. Красная новь, 1924.
  56. К Х1У съезду РКП (б). I) От ХШ к Х1У съезду. 2) Отчеты отделов ЦК РКП (б).- М.-Л., 1925.
  57. Всероссийская перепись членов РКП (1922 г.). Состав РКП (б). Москва. Вып. З, 1922- Вып.4, 1923. ¦
  58. Всесоюзная партийная перепись 1927 года. 3-й и 6-й выпуск, М.: Изд. статотдела ЦК ВКП (б), 1927.
  59. Декреты Советской власти. T.I. -М.: Госполитиздат, 1957. 626 с. б) Документы и материалы Коммунистической партии Туркестана и Узбекистана
  60. Резолюции и постановления съездов Коммунистической партии Туркестана (I9I8-I924 гг.). -Ташкент: Узбекистан, 1968.
  61. Коммунистическая партия Узбекистана в резолюциях и постановлениях съездов. Второе допол.издание. Ташкент: Узбекистан, 1968.
  62. Образование и деятельность Коммунистической партии Туркестана. Летопись событий. (Часть вторая, I9I7-I924 гг.). -Ташкент: Узбекистан, 1966*
  63. Материалы и документы I съезда Коммунистической партии Туркестана. Ташкент: Средазпартиздат, 1934. — 73 с.
  64. Отчет Центрального Комитета Коммунистической партии Туркестана с 20 сентября 1920 по i февраля 1921 г. Ташкент, февраль 1921 г.
  65. Мусбюро РКП (б) в Туркестане. I, 2 и 3 Туркестанские конференции РКП.•I9I9-I920 гг. Ташкент, 1922.
  66. Бюллетени У1 конференции Коммунистической партии Туркестана (март 1922 г.), I 1−5. Ташкент, 1922.
  67. Седьмая краевая конференция Коммунистической партии Туркестана. Стеногр.отчет. Ташкент, 1922.
  68. Отчет ЦК КПТ с 6-го съезда по 7-й съезд КПТ. Ташкент, 1923.
  69. Отчет ЦК КПТ (за период с УП по УШ съезды 1923−24 гг.). -Ташкент, 1924*
  70. К УШ Всетуркестанскому партсъезду. Ташкент, 1924.
  71. Материалы Пленума ЦК КПТ. Ташкент, 1924.
  72. Стенографический отчет УШ съезда Коммунистической партии Туркестана. 4−9 мая 1924 г. Ташкент: Изд. ЦК КПТ, 1924, бюллетени № 1−7.
  73. Материалы к первому съезду Коммунистической партии Узбекистана. Ташкент: Изд. Оргбюро КП 43, 1925.
  74. Материалы к совещанию низовых партийных работников Туркфронта. Ташкент, 1925.
  75. Коммунистическая партия Туркестана и Узбекистана в цифрах. I9I8-I967 гг. Ташкент, 1968, — 248 с.
  76. Состав Коммунистической партии Туркестана по данным Всероссийской переписи Коммунистической партии. Февраль-август 1922 г. Ташкент, 1922.
  77. Совещание агитпропов Туркфронта 21−24 января 1923 г.Резолюции и постановления). Ташкент: РВС Туркфронта, 1923.
  78. Произведения руководящих деятелей Коммунистической партии и Советского государства
  79. Ю.В. Избранные речи и статьи. Изд.второе. -М.: Политиздат, 1983. 320 с.
  80. Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат, 1982.30 с.
  81. Л.И. Молодым строить коммунизм. -М.: Политиздат, I970-. 399с.
  82. М.И. О молодежи. Избранные статьи и речи. М.: Молодая гвардия, 1975. — 336 с.
  83. Н.К. Воспитывать достойную смену. М.: Молодая гвардия, 1973, — 304 с.
  84. В.В. О молодежи. М., 1938, — 99 с.
  85. В.В. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1958. — 535 с.
  86. И.В. О молодежи. М.: Молодая гвардия, 1939, — 128с39. ^{gg30 M^g Избранные произведения. М.: Госполитиздат,
  87. З.Ю. Черненко К. У. Избранные статьи и речи. Изд.2-е, доп. -М.: Политиздат, 1984. 670 с.
  88. К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. москвы2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 30 с.
  89. К.У. Речь на встрече с рабочими московского металлургического завода «Серп и молот». Правда, 1984, 30 апреля.
  90. Материалы государственных и общественных организаций, сборники документов и воспоминанийа) Государственных органов
  91. Материалы к IX съезду Советов рабочих, крестьянских, дехканских и кшсноармеиских депутатов Туркестанской ССР. Ташкент, 1920.
  92. Отчет о деятельности СНК и Экономического Совета Туркестанской республики на I октября 1922 г. Ташкент, 1922.
  93. Отчет о деятельности Туркестанского Экономического Совета за февраль-октябрь месяцы 1921 г. Ташкент, 1922.
  94. Отчет Туркменского областного экономического совещания за январь-октябрь 1922 года. Полторацк, 1922.
  95. Очерки хозяйственной жизни Туркреспублики. Ташкент: Центральный Совет Народного Хозяйства, 1921. — 598 с.
  96. Сборник важнейших декретов, постановлений и распоряжений правительства ТССР за I9I7-I92Z гг. Ташкент: Издательская комиссия СНК, 1923.
  97. Сборник документов, постановлений и распоряжений правительства ТССР за 1924 год (март-апрель). Ташкент, 1924.
  98. Стенографический отчет расширенного совещания деятелей культуры и просвещения, созванного II ноября 1923 г. СНК по вопросу народного образования. Ташкент: Наркомпрос, 1923. — 186 с.
  99. Шесть лет национальной политики Советской власти и нарком-нац (вместо отчета). Москва: Отдел печати НКН, 1924. -228 с.
  100. Всероссийская промышленная и профессиональная перепись 1918 года. Предварительная сводка данных. Сводные таблицы по Советской Республике. Москва, 1920.
  101. Материалы Всероссийских переписей. Перепись населения в Туркестанской Республике. ВыпЛУ. Сельское население Ферган ской области. Ташкент: Изд. ЦСУ Туркреспублики, 1924.
  102. Материалы Всероссийских переписей 1920 года. Промышленная перепись в Туркестанской республике. Вып.6-й. Ташкент: ЦСУ Туркреспублики, 1924.
  103. Статистический ежегодник. I9I7-I923 гг. В 3-х томах. -Ташкент: ЦСУ Турк. ССР, 1924.
  104. Сборник статистических сведений по Союзу ССР. I9I8-I923 гг. За пять лет работы ЦСУ. Москва: ЦСУ СССР, 1924.
  105. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Тома ХУ, ХУ1. -Москва: ЦСУ СССР, 1928.
  106. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Тома ХУШ, ХХХП. -Москва: ЦСУ СССР, 1929. б) Профсоюзов и комсомола
  107. Отчет Всероссийского Центрального Совета профессиональных союзов. С мая 1921 г. по апрель 1922 г. Петроград, изд. ВЦСПС, 1922.
  108. Работа профсоюзов Туркестана в новых условиях. Отчет Туркбюро ВЦСПС 1У краевой Туркестанской конференции профессиональных союзов (за время: апрель 1922 декабрь 1923 гг.Э.Ташкент, 1923. •
  109. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и пленумов ЦК ВЛКСМ. 1918−1968. Москва: Молодая гвардия, 1969, т.1. 606 с.
  110. Отчет Центрального Комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи. Москва, 1920.
  111. Отчет ЦК РКСМ 4-му Всероссийскому съезду. М., 1921.
  112. Отчет ЦК РКСМ 5-му Всероссийскому съезду. М., 1922.424. Отчет ЦК РКСМ. М., 1924.
  113. Отчет ЦК РКСМ УП Всесоюзному съезду. М., 1926.
  114. Пятый Всероссийский съезд РКШ, II-I9 октября 1922 года. Стенографический отчет. М.-Л., 1927.
  115. Статистический сборник о состоянии РКШ за период с I окт. 1922 г. по I янв. 1924 г. М., 1924.
  116. Гр., Зайцев Вл. Молодежь СССР в цифрах. Москва: Изд. Вопросы труда, 1924.
  117. РЛКСМ в цифрах. Вып.третий. ЦК РКШ, статистический подотдел. М., 1925.
  118. Рост и текучесть комсомола за 1926 год. ЦК ВЛКСМ. Вып.13.-М., 1927.
  119. К съезду. Не периодическое издание ЦК КШТ, 1921, 14 июля, № I.
  120. Статистический сборник. Комсомол Средней Азии в цифрах. За период с I июля 1928 года по I июля 1930 года. Ташкент: Среда збюро ЦК ВЛКШ, 1930.
  121. Отчет ЦК ЛКСМ Туркмении за время апрель 1925 январь 1926 г. Второму съезду ЛКСМТ. — Ашхабад, 1926.
  122. Очередные задачи ЛКСМ Туркмении. Ашхабад, 1925.
  123. Стенографический отчет I курултая ЛКСМ Узбекистана. -Ташкент, 1925.
  124. Юношеский труд. Постановления государственных, профессиональных и комсомольских организаций о труде и образовании рабочей молодежи. 2-е допол.изд. М.-Л.: Молодая гвардия, 1927. — 243 с.
  125. Дружба народов СССР. Сборник документов. (I9I7-I970 гг.) (на материалах Туркменской ССР). Ашхабад. Ылым, 1981.
  126. М.В.Фрунзе на фронтах гражданской войны. Сборник документов. М.: Военное издательство, 1941. — 471 с.
  127. Компартия Узбекистана в борьбе за решение женского вопроса в период строительства социализма (I9I7-I937 гг.). Сб.док. и материалов. Ташкент: Изд. Узбекистан, 1977. — 455 с.
  128. Культурное строительство в Казахстане (I9I8-I932 г. г.). Сборник документов и материалов. Том I, Алма-Ата: Изд-во Казахстан, 1965. 566 с.
  129. Культурное строительство в Киргизии. I9I8-I929 гг. Сборник документов. T.I. Фрунзе, 1957, — 410 с.
  130. Культурное строительство в Туркестанской АССР. Сборник документов. T.I. Ташкент, 19/3.
  131. Партийно-политическая работа в Красной Армии. Документы. I92I-I929 гг. М.: Воениздат, 1981. — 576с.
  132. Письма трудящихся Туркестана В. И. Ленину. Ташкент, Узбекистан, 1964, — 208 с.
  133. Рождение комсомола Семиречья. I9I8-I920. Сборник документов. Часть I. Алма-Ата: Казгосиздат, 1958. — 288 с. г) Сборники воспоминаний
  134. В борьбе за Советскую власть в Ферганской области. Сборник воспоминаний. Ташкент, 1966.
  135. За власть советов в Таджикистане. Воспоминания участников революции и борьбы с басмачеством. Сталинобад: Таджикгос-издат, 1958. — 324 с.
  136. За Советский Туркменистан. (1917−1920). Воспоминания участников революции и гражданской войны. Ашхабад: Туркменгос-издат, 1963. — 431 с.
  137. В. Славные дела комсомола Таджикистана. Душанбе, I960.
  138. Октябрьская социалистическая р&волюция и гражданская война в Туркестане. Воспоминания участников. Ташкент: Государственное издательство Узбекской ССР, 1957. — 601 с.
  139. С. Комсомольцы старого города. В сб. Революционный держите шаг. Говорят ветераны Ленинского комсомола. -М.: Молодая гвардия, 1968, с.73−87.
  140. Периодическая печать а) газеты
  141. Туркестанский коммунист, 1919 г.
  142. Туркестанская правда. Орган Крайкома КПТ. 1922−1924 гг.
  143. Правда Востока. Орган ЦК КПТ. 1924 г.
  144. Известия Турк.ЦИКа. I9I9-I920 гг.
  145. Известия (г.Самарканд). 1920 г.
  146. Пролетарий. 1921 г. Орган Самаркандского обкома КПТ.
  147. Красная Фергана. Орган Обкома КПТ, Политотдела и Облревкома Ферганской области. 1921 г.
  148. Наша газета. Орган Исполкома Ташкентского Совета. 19 171 919 гг.
  149. Красноармейская газета. Орган РВС Туркфронта. 1921 г.
  150. Набат революции. Орган политотдела Н-ской армии. 1920 г.
  151. Горнист. Орган политотдела Первой Туркестанской стрелковой дивизии. DI9-I920 гг.
  152. Красная молодежь. Известия Тур. ЦИКа, 1920 г.
  153. Юный Восток. Орган ЦК КСМ Туркестана. I92I-I924 гг.514. Ёш шарк (Юный Восток). Орган ЦК КСМ Туркестана. 19 211 922 гг. •б) журналы
  154. Бюллетень Политуправления РВС Республики (Москва). 1922 г.
  155. Бюллетень Центрального Статистического Управления РСФСР. 1920−1925 гг.
  156. Коммунистическое просвещение. (Москва). 1920−1924 гг.
  157. Спутник политработника. Орган Политуправления РВС РСФСР. 1922−1926 гг.
  158. Еженедельник политработника. Орган РВС Туркфронта. 19 191 920 гг.
  159. Военная мысль. Орган РВС Туркфронта. 1921 г.
  160. Известия ЦК РКСМ (Москва). I920-I92I гг.
  161. Юный коммунист. Орган ЦК РКСМ. I9I9-I925 гг.
  162. Юный коммунист. (Ташкент). Орган Крайкома (ЦК) КСМ Туркестана. 1919−1920 гг.- 191
  163. Известия ЦК КСМ Туркестана. (Ташкент), 1921 г.
  164. Новый мир (Ташкент), 1922, № 1−7.
  165. Молодой коммунист (.Баку), 1920 г. 6. Архивные материалы6.1.
  166. Фонд 274, опись I, дело 2,
  167. Фонд 274, опись I, дело 8,
  168. Фонд 274, опись I, дело 10,
  169. Фонд 274, опись I, дело 12,
  170. Фонд 274, опись I, дело 26,
  171. Фонд 274, опись I, дело 34,
  172. Фонд 274, опись I, дело 35,
  173. Фонд 274, опись I, дело 43,
  174. Фонд 274, опись I, дело 44,1. Фонд 274, опись I, дело646.3.
Заполнить форму текущей работой