Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Средний класс в современном российском обществе: специфика становления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Горюнова C.B. (Мареева C.B.) Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе // Общественные науки и современность, 2006, № 4- Горюнова C.B. Средний класс как субъект социокультурной модернизации // Коллективные научно-исследовательские проекты. Сборник тезисов и докладов. — М., ГУ ВШЭ, 2007; Тихонова Н. Е., Горюнова C.B. Теоретико-методологические проблемы анализа среднего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа среднего класса
    • 1. 1. Возникновение и эволюция понятия «средний класс»
    • 1. 2. Средний класс в классических стратификационных концепциях
    • 1. 3. Альтернативные подходы к анализу места среднего класса в классовых структурах
    • 1. 4. Опыт эмпирического изучения среднего класса за рубежом
    • 1. 5. История изучения среднего класса в современной России
  • Глава 2. Специфика формирования структурных позиций среднего класса в современной России
    • 2. 1. Методология и методика выделения среднего класса и его анализа
    • 2. 2. Динамика численности и особенности внутренней структуры российского среднего класса
    • 2. 3. Особенности профессиональных позиции среднего класса
    • 2. 4. Особенности социальной мобильности среднего класса
    • 2. 5. Экономическое положение российского среднего класса
  • Глава 3. Особенности формирования коллективного сознания представителей среднего класса
    • 3. 1. Особенности формирования экономического сознания и ценностей среднего класса. 112'
    • 3. 2. Становление идентичностей среднего класса
    • 3. 3. Особенности политического сознания среднего класса
  • Глава 4. Превращение среднего класса в коллективного актора
    • 4. 1. Особенности экономического и инновационного поведения среднего класса
    • 4. 2. Практики инвестирования среднего класса в человеческий капитал
    • 4. 3. Средний класс в реализации и защите своих интересов

Средний класс в современном российском обществе: специфика становления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В свете происходящих во всем мире трансформационных процессов остро встает вопрос о том, каковы перспективы России в новом, глобализирующемся мире. Для понимания будущего страны в международном сообществе необходимо четко представлять вектор развития экономических и политических процессов в стране, успешное завершение которых станет для нее залогом обеспечения устойчивого места в складывающейся международной системе разделения труда, позволит вписаться в новый мировой порядок, а в свете современной ситуации — будет способствовать постепенному выходу из кризисной ситуации. >

Однако как успешность протекания политических, экономических и социальных процессов в стране, так и их конечные результаты связаны не только с проводимыми на макроуровне экономическими и социальными реформами, но и с определяемой ценностями и поведенческими практиками способностью и готовностью населения поддерживать эти инициативы на микроуровне. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос об особенностях сознания и поведения тех массовых групп, которые непосредственно оказывают влияние на функционирование экономической системы страны, определяют ее человеческий и инновационный потенциал. Речь идет, прежде всего, о среднем классе.

Как известно, средний класс. как массовый социальный субъект появляется в обществах индустриального и позднеиндустриального типа. Именно в обществах этого типа возникает классовая социальная структура, в том числе — и массовый средний класс. Он служит социальной базой и главной движущей силой реформ, обеспечивает технологический и социально-экономический прогресс, способствует воспроизводству квалифицированной рабочей силы, создает и распространяет образцы социокультурных и социально-экономических норм, осваивает и ретранслирует на остальные слои населения многие инновационные практики, являясь, таким образом, с точки зрения выполняемых им функций особым социальным субъектом. .

Именно поэтому так важно определить, завершилось ли уже становление среднего класса в России, чем характеризуется этот процесс, каковы характеристики и функции, реализуемые средним классом в современном российском обществе, каково его возможное влияние на дальнейшее развитие страны. Необходимо оценить особенности сознания его представителей, проанализировать характерные для них поведенческие практики, понять особенности механизма становления среднего класса как в условиях экономического роста, так и в условиях экономического спада.

Подобный анализ представляет не только теоретический интерес, но имеет и большую практическую значимость. Последствия реформ могут быть неутешительными, если массовые слои населения — прежде всего, средний класс — не будут готовы осваивать новые поведенческие практики и руководствоваться в своем поведении продуктивными в новых условиях ценностями. Без понимания специфики процесса становления среднего класса, особенностей сознания и поведения его представителей, невозможно определить оптимальный путь реформирования России, а также предсказать возможные итоги реформ — и, соответственно, место страны в системе международного разделения труда в условиях нового этапа развития экономики. Поведенческие практики представителей среднего класса, их характер и степень распространенности' оказывают значительное влияние на экономические процессы, в стране — через предложение на рынке труда и качество рабочей силы (в связи счем уместно вспомнить концепцию человеческого капитала), спрос на различных потребительских рынках и т. д. Более того, в г условиях кризисной ситуации анализ специфики формированиясостава, особенностей положения, поведенияи сознания среднего класса в последние предкризисные годы, т. е. в условиях относительно стабильной ситуации в стране и экономического роста, позволит понять дальнейший вектор развития российского среднего класса, дать оценки его перспективам в ближайшем будущем:

Таким образом, комплексный анализ особенностей процесса становления, а также составасознания и поведенческих практик современного российского среднего класса позволит охарактеризовать не только этот социальный субъект, но и этап его становления, а также оценить роль и возможности среднего класса в развитии российского общества, что и определяет актуальность данной работы.

Объект исследования 1 — совокупность индивидов, занимающих в современном российском обществе характерные для среднего класса структурные позиции.

Предмет исследования — особенности становления российского среднего класса в период 2003;2099 гг.

Цель работы: проанализировать процесс становления российского среднего класса, и дать оценку его основных особенностей и перспектив дальнейшего развития.

Для реализаций поставленной' целинеобходимо было решить следующие задачи: определить наличие и численность в российском обществе. структурных позиций, характерных для среднего класса, а также охарактеризовать тенденции изменений в-этой области для оценки перспектив завершения процесса формирования объективных предпосылок становления среднего класса в Россииоценить особенности сознания представителей этих позиций по сравнению с другими массовыми слоями населения и определить их характерные поведенческие модели и практики для оценки субъективных предпосылок становления среднего класса в Россииопределить, исходя из этого, характерные особенности процесса и этапа становления среднего класса как особого социального субъекта, в современном российском обществеохарактеризовать специфику процесса становления среднего класса как в условиях экономического роста, так и в условиях кризиса, и оценить на этой основе перспективы завершения формирования среднего класса в Россиипроанализировать возможности влияния формирующегося среднего класса на экономические и политические процессы в России и его роль в этих процессах.

На основании первичного анализа литературы и проведенной ранее работы с эмпирическим материалом были выдвинуты следующие гипотезы, которые проверялись в ходе диссертационного исследования.

1. Процесс формирования российского среднего класса соответствует тому этапу становления его как особого социального субъекта, когда этот класс уже существует и демонстрирует качественные отличия от других слоев населения по положению (экономическому статусу), поведению и сознанию его представителей, однако не превратился еще из «класса в себе» в «класс для себя».

2. Процессы, связанные с завершением формирования его коллективного сознания и превращения среднего класса в коллективного актора, протекают неоднородно в различных сферах.

3. Российский средний класс является гетерогенным социальным образованием. Эта гетерогенность проявляется как в том, что ядро данной социальной группы демонстрирует значимые отличия от периферии, так и в сложной структуре самого ядра (наличии в его составе «старого» и «нового» среднего класса, потомственных высококвалифицированных профессионалов и «массовой интеллигенции» и т. д.).

4. В современном российском обществе средний класс способен выполнять функции ретрансляции национальной культуры и распространения инновационных практик, а также выступать самостоятельным актором в социальной и политической сферах.

5. Представители российского среднего класса обладают развитым человеческим капиталом, который воспроизводится межгенерационнно, и способны войти в ядро рабочей силы новой экономики.

Часть гипотез не была отвергнута в ходе эмпирического анализа. Так, не были отвергнуты гипотезы 1, 2 и 3. Однако гипотеза 4 не отверглась лишь частично, как и гипотеза 5.

Подробный анализ проверки этих гипотез представлен в главах 2, 3 и 4 диссертации, результаты обобщены в Заключении.

Решение поставленных в диссертационном исследовании задач вряд ли было бы возможным, если бы не та огромная работа, которая была проведена многими российскими и зарубежными учеными в области анализа как социальной структуры в целом, так и собственно проблематики среднего класса. Если говорить о проблематике стратификации и определении соответствующего места среднего класса в обществе, то этот вопрос рассматривали П. Бурдье, К. Виден, Д. Гилберт, Дж. Голдторп, Д. Груски, Р. Коулмен, Э. Райт, Л. Рейноутер, Э. Соренсен, В. Томпсон, Л. Уорнер, Дж. Хики и др. Анализом состава, специфики, истории среднего класса в западных странах и странах Востока занимались М. Арчер, Дж. Барлоу, Д. Блау, С. Блюмин, Х. Ван, Ю. Вонг, Э. Гордон, П. Диккенс, Г. Коул, М. Севедж, Х. Сигрист, Т. Филдинг, М. Хальбавакс, К. Шарль и др. Социальная структура российского общества анализируется в работах Л. А. Гордона,. З. Т. Голенковой, Е. Д. Игитханян, Н. И. Лапина, Е. Н. Старикова, М. Ф. Чсрныша и других исследователейпроблематике непосредственно среднего класса в России посвящены работы Е. М. Авраамовой, Л. А. Беляевой, Г. Г. Дилигенского, Т. И. Заславской, М. Кивинена, Т. М. Малевой, Л. Н. Овчаровой, В. В. Радаева, Н. Е. Тихоновой, Л. А. Хахулиной, О. И. Шкаратана и многих других.

Работ, посвященных среднему классу в современном российском обществе, достаточно много. Однако большинство из них либо отрицает существование среднего класса в современном обществе, либо говорит о его становлении, но не анализирует характер этого процесса, либо принимает его существование как данность и не фиксируется на специфике его формирования. Поэтому специальный комплексный анализ состава, особенностей сознания и поведенческих практик российского среднего класса через призму оценки этапа и специфики его становления на материалах общероссийских эмпирических исследований последних лет, который и предлагает данная работа, является одним из первых. Новизна^ работы состоит, соответственно, в попытке рассмотреть особенности и механизм становления среднего класса в российском обществе. В частности, в диссертационном исследовании:

• Выявлено, что в российском обществе в целом и экономике в частности сформированы объективные предпосылки становления среднего класса, что отражается в наличии характерных для него структурных позиций. Показана их специфика и свойственные им в российских условиях особенности, проявляющиеся в значительной доле в их составе позиций, сосредоточенных в госсекторе, сравнительно низких рентах для занимающих эти позиции на их человеческий капитал, значительном притоке на них «извне», вне процесса межгенерационного воспроизводства среднего класса.

• Выявлено, что процессы становления среднего класса происходят неравномерно. Показана специфика превращения среднего класса в коллективного актора в экономической и политической сферах, продемонстрированы особенности формирования в 2003;2009 гг. коллективного сознания среднего класса и становления идентичностей его представителей. Установлено, что наиболее интенсивно процессы превращения среднего класса в коллективного актора протекают в сфере инновационного поведения, в то время как формирования специфического политического сознания и становления среднего класса как самостоятельного политического актора пока не происходит.

• Показано, что специфика этапа становления среднего класса в России отражается в масштабах неоднородности самого этого субъекта. Продемонстрировано, что новые особенности сознания и образцы поведенческих практик ретранслируются, прежде всего, от ядра среднего класса к его ближней периферии, затем к дальней периферии и после — к остальному населению.

• Определена специфика пришедшегося на период 2003;2009 гг. этапа становления среднего класса с точки зрения его возможностей выполнять определенные функции в обществе — в частности, воспроизводить высококвалифицированную рабочую силу, осваивать и распространять инновационные практики, выступать коллективным актором в политической и экономической сферах и т. д. Показано, что в период экономического роста происходит расширение среднего класса, прежде всего, за счет увеличения численности ближней периферии. Однако в период кризиса часть ближней периферии переходит в состав дальней периферии. Доказано, что ядро среднего класса демонстрирует большую устойчивость, хотя кризис приводит к сокращению и его численности.

Эмпирической базой исследования послужили данные, полученные в ходе общероссийских исследований Института комплексных социальных исследований РАН и Института социологии РАН, проведенных в 2003, 2005, 2006, 2008 и 2009 годах. Подробное описание эмпирической базы представлено в разделе 2.1 работы, использованные в диссертационном исследовании вопросы приведены в Приложении.

Результаты диссертационного исследования неоднократно публиковались1, а также были представлены на:

— ежегодной конференции Института социологии РАН «Социальные реалии современной России» 1 апреля 2009 г. (совместный доклад с Тихоновой Н. Е. «Российский средний класс: структура и перспективы»),.

— III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» 22 октября 2008 г. (доклад «Модернизационный потенциал среднего класса»),.

1 Горюнова C.B. (Мареева C.B.) Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе // Общественные науки и современность, 2006, № 4- Горюнова C.B. Средний класс как субъект социокультурной модернизации // Коллективные научно-исследовательские проекты. Сборник тезисов и докладов. — М., ГУ ВШЭ, 2007; Тихонова Н. Е., Горюнова C.B. Теоретико-методологические проблемы анализа среднего класса // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, № 8, 2008; Тихонова Н. Е., Горюнова C.B. Методология выделения и основные особенности среднего класса в современной России // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, № 9, 2008; Горюнова C.B. Практики инвестирования среднего класса в свой человеческий капитал // Средний класс в современной России / Под ред. М. К. Горшкова и Н. Е. Тихоновой. — М.: ИС РАН, 2008; Горюнова C.B. Имущественные характеристики и стандарты потребления среднего класса // Средний класс в современной России / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тнхоновой. — М.: ИС РАН, 2008; Горюнова C.B. Инновационное и традиционное в сознании и поведении городского среднего класса // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / Отв. ред. Л. Б. Гофман. — М.: РОССПЭН, 2008; Горюнова C.B. Методологические проблемы выделения среднего класса в российском обществе // Сборник статей аспирантов — 2008 / науч.ред. К. А. Букпн. — М.: ГУ ВШЭ, 2008; Горюнова C.B. Экономические практики и экономическое сознание среднего класса // Модернизация экономики и глобализация / отв.ред. Е. Г. Яснн. — М.: ГУ ВШЭ, 2009; Тихонова Н. Е., Мареева C.B. Средний класс: теория и реальность. — М.: Альфа-М, 2009.

— IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация» 2 апреля 2008 г. (доклад «Экономические практики и экономическое сознание среднего класса», ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов: «Социология в современном российском обществе: диагноз тенденций и перспектив» 15 декабря 2007 г. (доклад «Методические аспекты выделения среднего класса в современном российском обществе»).

Такие выводы подтверждаются и следующими данными — в 2006 году при ответе на вопрос о том, как можно добиться чего-то существенного, городской средний класс отражал позиции всего экономически активного городского населения страны, в 58% случаев утверждая, что отстоять свои интересы можно только рассчитывая на собственные силы. Только 42% среднего класса (и эта доля практически совпадает с аналогичными долями среди периферии и прочих слоев населения) считали, что чтобы добиться чего-то важного, нужно действовать сообща. При этом наибольшую склонность к коллективным действиям в рамках среднего класса выражали представители наименее квалифицированной и стабильной его подгруппы — служащих, однако даже среди них более половины были уверены, что рассчитывать следует только на себя.

Итак, средний класс готов отстаивать свои интересы, если в этом возникнет необходимость, однако его действия, в первую очередь, будут направлены на решение проблем через имеющийся социальный капитал, а не путем использования общественных и политических институтов, что также ставит под сомнение успешность функционирования политической и общественной системы, на создание которой были направлены усилия на макроуровне. Анализ приводит к выводу о том, что влияние среднего класса на развитие страны с этой точки зрения не будет столь значительным, как это проявляется в других сферах. Даже ядро среднего класса вряд ли будет выступать активным актором в правовой сфере жизни. Таким образом, специфика нынешнего этапа становления среднего класса в России заключается в его неготовности выступать коллективным актором в правовой сфере и в слабости его переговорной силы.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет дать ответы на несколько ключевых вопросов, касающихся как особенностей среднего класса, уже существующего в современном российском обществе, так и процесса завершения его становления как особого социального субъекта.

Прежде всего, в этой связи надо отметить, что применение критериев образования, социально-профессионального статуса, материального благосостояния и самооценки своего положения в обществе позволяет выделить средний класс, численность которого составляла в 2008 году около трети населения страны и сократилась до четверти в результате кризиса. Выделенный средний класс характеризуется отличным от других слоев населения положением, особенностями сознания и поведения, отражающими как специфику структурных позиций среднего класса, так и особенности характерных для его представителей жизненных шансов, и эти особенности наиболее ярко проявляются в ядре среднего класса, объединяющем типичных его представителей.

Нужно отметить также, что процесс становления среднего класса в российском обществе исторически происходит гораздо позже по времени, чем в западных странах. На его протекании отражаются и структурные перестройки, и нестабильность экономики, и исторические особенности развития страны в XX веке — в частности, большинство современного российского среднего класса составляют пока выходцы из «малой России», чьи родители не имели высшего образования. Лишь меньшая, хотя и наиболее устойчивая часть среднего класса — это воспроизводящаяся городская потомственная интеллигенция. При этом па соответствующие среднему классу структурные позиции «подтягиваются» также представители из других групп населения, которые осваивают нормы, ценности, поведенческие практики среднего класса и чьи дети будут проходить социализацию уже в новых условиях — в рамках среднего класса. В целом, можно констатировать, что процесс становления среднего класса как особого социального субъекта в российском обществе происходит и в некоторых аспектах уже достаточно близок к своему завершению, хотя он и характеризуется определенной спецификой, в частности — неравномерностью и неодновременностыо протекания его в отдельных подгруппах среднего класса и в разных сферах его сознания и поведения.

Проведенное исследование показало, что объективные предпосылки становления среднего класса, заключающиеся в наличии соответствующих ему структурных позиций, в российской экономике сформированы. Специфика этих структурных позиций в российских условиях заключается в том, что значительная их доля локализована в государственном секторе, занимающие их люди получают относительно более низкие, чем в развитых странах, ренты на свой человеческий капитал и т. д. Тем не менее, структурные позиции, предполагающие наличие развитого человеческого капитала, автономности труда, требующие инициативности, характеризующиеся большей устойчивостью, перспективностью и карьерными траекториями в российской экономике существуют, и их занимают представители именно среднего класса, прежде всего — его ядра. Возможности занятия подобных структурных позиций связаны с совокупностью различных факторов, среди которых — условия первичной социализации, тип поселения, уровень образования, возраст и т. д.

При этом сам средний класс оказывается неоднороден по своей социально-профессиональной структуре. Он характеризуется наличием ядра, в котором наиболее ярко проявляются характерные для него особенности, и достаточно большой ближней периферией, входящей в его состав, в которой эти особенности постепенно ослабевают. Пограничной группой является дальняя периферия среднего класса, представители которой являются выходцами из тех же социальных слоев, что и представители ближней периферии, и, как и последние, отличаются в этом отношении от ядра среднего класса, но по совокупности факторов (имеющих как классовый, так и неклассовый характер) оказываются менее успешными, чем представители ближней периферии, и не попадают в состав среднего класса. Обе эти группы, во-первых, непропорционально велики, и во-вторых, неустойчивы и подвержены силыюму влиянию внешних условий (так, в периоды экономического роста или спада сильнее всего изменяется численность именно этих периферийных групп), что свидетельствует о том, что процесс формирования среднего класса в российском обществе пока продолжается. Однако выявленная гетерогенность среднего класса согласуется с опытом изучения среднего класса в зарубежной социологии и не противоречит факту становления среднего класса как особого социального субъекта.

Отличия между ядром среднего класса и ближией периферией этого ядра, также входящей в состав российского среднего класса, проявляются и в характеристиках их структурных позиций, и в отдаче от них (рентах), что находит отражение в их экономическом статусе, динамике качественных изменений в их жизни и т. д. Однако различия, существующие между ядром среднего класса и его ближней периферий в части условий социализации и освоения характерных для класса в целом норм и практик, могут частично сглаживаться в будущем за счет межгенерационного воспроизводства среднего класса, так как дети нынешних представителей среднего класса будут проходить социализацию уже в более близких условия, осваивая нормы и стандарты, характерные для среднего класса в целом. С другой стороны, различия в структурных позициях, характерных для ядра среднего класса и его периферии и в отдаче на этих рабочих местах будут продолжать выступать важным фактором дифференциации этих групп в составе среднего класса.

Специфика этапа становления среднего класса заключается и в характерных особенностях его периферийных групп. И ближняя, и дальняя периферия среднего класса в большей степени подвержены влиянию внешних условий, чем его ядро: при стабильном экономическом развитии доля дальней периферии сокращалась при одновременном увеличении доли ближней периферии в составе населения, а в результате кризиса доля дальней периферии вновь возросла. Это свидетельствует о том, что процесс становления среднего класса в российском обществе пока продолжается. Отметим также, что в российских условиях на экономическое положение индивидов и их самооценки своего статуса могут оказывать влияние многие факторы, в том числе и неклассовые по своему характеру, что и отражается в относительной нестабильности положения ближней п дальней периферии среднего класса.

При продолжении процесса становления среднего класса уже имеющиеся значительные отличия в положении и особенностях сознания и поведения его представителей и представителей других социальных групп будут приводить к дальнейшему углублению различий между ними, поэтому перспективы расширения среднего класса представляются достаточно сомнительными, тем более, что основной ресурс его расширения был «выбран» в последние годы, и структурные особенности экономики на современном этапе развития России также не предполагают более высокую долю структурных позиций, которые соответствовали бы среднему классу.

Проблема механизма становления среднего класса связана как с неоднородностью среднего класса, т. е. разделением его на ядро и периферию, так и с неодновременностью процесса освоения характерных для него практик входящими в него выходцами из разных социальных слоев, т. е. с особенностями межгенерационного воспроизводства самого среднего класса. В итоге, в разных сферах процесс завершения становления среднего класса протекает с разной скоростью и разной степенью успешности. Так, наиболее интенсивно в среднем классе проходят процессы, связанные с освоением им инновационных форм поведения, прежде всего — освоением компьютерных технологий. Компьютер и Интернет входят во все сферы жизни среднего класса и кардинально изменяют стиль его жизни, работу и досуг. Отличия среднего класса от других слоев населения с точки зрения освоения и тиражирования инновационных практик, связанных с компьютером и Интернетом, проявляются очень сильно, причем это верно как для ядра среднего класса, так и для его периферии.

Представители среднего класса способны выступить как субъект не только в роли «проводника» инновационных практик, но и в сфере продвижения нового образа II стандарта жизни, которые формируются в ядре среднего класса и ретранслируются на его ближнюю периферию, переходя затем и в дальнюю периферию и в прочие слои населения с постепенным их «затуханием». Это касается практик освоения и внедрения инновационных товаров в повседневную жизнь, продвижения новых активных досуговых практик, выходящих за рамки традиционного досуга и т. п.

Что касается формирования коллективного сознания среднего класса, то этот процесс происходит неодновременно и в разных подгруппах среднего класса, и в различных сферах. Трансформация сознания затронула в среднем классе наибольшую долю его представителей по сравнению с другими слоями российского населения, но этот процесс пока не завершен. По отдельным вопросам средний класс фактически воспроизводит мнение всего населения (например, в вопросах толерантности к рыночным условиям), выполняя функции ретранслятора национальных норм и ценностей. Однако при анализе типов жизненных установок и ориентации средний класс всегда демонстрирует большую настроенность на более продуктивные в современных условиях ценности. При этом типы сознания имеют такой же механизм ретрансляции от ядра в периферии среднего класса, как и образы и стандарты жизни. Таким образом, в формирующемся коллективном сознании среднего класса, с одной стороны, отражаются доминирующие в обществе ценности, которые в нем проявляются более ярко, но зачастую не отличают его качественно от других слоев населенияс другой стороны, некоторые ценности в среднем классе концентрируются в большей степени. Однако в том, что касается становления финансового и экономического поведения среднего класса, процесс его рационализации и выбора экономически эффективных практик только начинается, прежде всего — в ядре среднего класса.

Формирование специфического именно для него политического аспекта сознания и поведения существенно отстает в среднем классе от других аспектов его сознания и поведения. Ни средний класс в целом, ни его ядро не способны пока выступать самостоятельными акторами в политической сфере. В правовом поле средний класс также не готов выступать самостоятельной силой как единый социальный субъект. Наоборот, на данном этапе своего становления он характеризуется, скорее, слабостью коллективной переговорной позиции, и процессы защиты своих интересов в нем происходят на индивидуальном, а не групповом уровне, причем в основном без использования формальных институтов. Это демонстрирует тот факт, что влияние среднего класса на развитие страны с этой точки зрения не будет сколь-либо значительным.

При всех качественных отличиях среднего класса от других слоев населения, в нем самом наблюдаются негативные тенденции, которые могут приводить к снижению уровня его человеческого потенциала и негативным последствиям как для него самого, так и для экономики в целом, так как именно средний класс может служить основным источником воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Так, в среднем классе — как его ближней периферии, так и наиболее квалифицированной его части, ядре — наблюдается снижение инвестиций в человеческий капитал его представителей. Снижается и уровень достижений представителей среднего класса, свидетельствующих о качественных изменениях в его жизни. С точки зрения перспектив становления как самого среднего класса как класса собственников человеческого капитала высокого качества, так и с точки зрения дальнейшего развития страны и ее успешного вписывания в новые мировые условия, снижение инвестиций в человеческий капитал является очень негативной тенденцией, так как именно представители среднего класса (прежде всего — его ядра) могли бы составить ядро рабочей силы в новой экономике, но для этого необходимо поддерживать качество их человеческого капитала, в том числе и в межгеиерационном аспекте.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что процессы завершения формирования среднего класса идут достаточно неравномерно в разных сферах жизни и в разных подгруппах среднего класса, и пока не позволяют говорить о завершении его становления как особого социального субъекта. Пока еще границы его достаточно размыты, воспроизводство не жестко связано с воспроизводством социального статуса родительской семьи, в нем выражены процессы межклассовой миграции и неустойчивость социальных статусов на индивидуальном уровне, значительная часть его представителей получает доходы, не жестко связные с качеством их человеческого капитала, а коллективное сознание и идентичности не до конца сформированы. Однако можно констатировать, что соответствующие среднему классу структурные позиции в обществе сформированы в массовом масштабе и характеризуются теми же качественными особенностями (автономность труда, ресурс влияния на рабочем месте и т. д.), что и структурные позиции среднего класса в развитых западных страна. Более того, с точки зрения качественной специфики своего положения, поведения и сознания занимающие эти позиции люди демонстрируют достаточно большую близость к представителям «классического» среднего класса, характеризуясь близостью между собой и отличиями, в основном качественными, от представителей других классов и слоев.

Этап становления российского среднего класса уже позволяет ему выполнять многие ключевые для среднего класса в обществах современного типа функции (освоение и ретрансляция инновационных практик, стилевое потребление, воспроизводство квалифицированной рабочей силы и т. п.). В среднем классе также уже сформированы или активно формируются многие характерные для «классического» среднего класса поведенческие практики, со временем ретранслирующиеся на другие слои населения. В итоге, средний класс уже выступает как коллективный актор в сферах инвестиций в человеческий капитал, освоении компьютерных технологий и поведении на товарных рынках и т. д. Происходит также формирование коллективного сознания среднего класса, хотя его политический аспект существенно отстает. Это позволяет утверждать, что нынешний этап его становления характеризуется тем, что как особый массовый социальный субъект, обладающий спецификой своего положения, поведения и сознания, российский средний класс уже существует, хотя он и не превратился еще из «класса в себе» в «класс для себя».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь (The Penguin Dictionary of Sociology). M.: Экономика, 2004.
  2. E.M. Российский средний класс в интегрирующейся экономике // Россия в глобализирующемся мире: социальные аспекты. Коллективная монография. М.: ИСЭПН РАН, 2006.
  3. Е.М. Средний класс эпохи Путина. — Общественные науки и современность. 2008. № 1.
  4. Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
  5. Е.Г. Средний класс как объект исследований российских социологов // Общественные науки и современность. 2008. № 1.
  6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
  7. Бек У. Общество риска. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999.
  9. JI.A. В поисках среднего класса в России // Социологические исследования. 1999. № 7.
  10. JI.A. И вновь о среднем классе России // Социологические исследования. 2007. № 5.
  11. JI.A. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. — М.: Academia, 2001.
  12. П. Различение: социальная критика суждения // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. — М.: РОССПЭН, 2004.
  13. П. Формы капитала // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004.
  14. Ван X. Трансформация социальной структуры общества в современном Китае // Социологические исследования. 2006. № 7.
  15. М. История хозяйства. Город. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001
  16. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
  17. М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  18. М. Протестантская этика и «дух капитализма» // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  19. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  20. .С., Цинман Ж. М. Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 3.
  21. ГоловахаЕ.И. Изменение социальной структуры и формирование среднего класса на Украине // Социологический журнал. 1997. № 4.
  22. Городские профессионалы: ценности и правила игры среднего класса / Под ред. Бакштановского В. И., Киричука С. М. Тюмень: Центр прикладной этики, 1999.
  23. Городской средний класс в современной России. Аналитический доклад ИС РАН. Москва, 2006.
  24. М.К., Тихонова Н. Е. Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России / Россия реформирующаяся. М.: ИС РАН, 2005
  25. JI.M., Салмина A.A., Кузина O.E. Российский средний класс: анализ структуры и финансового поведения /. — М.: «Экон-Информ», 2009.
  26. Г. Г. Люди среднего класса. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.
  27. Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004.
  28. Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.
  29. Т.И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. 1998. № 4.
  30. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. — М.: Летний сад, 2004.
  31. , В.И., Шкаратан, О.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы. Сравнительный анализ. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006.
  32. Т.Р. Конструирование мифа о среднем классе в России // Векторы развития современной России. М.: МВШСЭН, 2002.
  33. Т.Р. Проблема среднего класса в этносоциальном контексте // Проблемы, успехи п трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси) / Под ред. М. А. Портного. М.: МОНФ, 2000.
  34. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  35. М. Средний класс в современной России // Мир России. 2004. № 4.
  36. М. Перспективы развития среднего класса в России // Социологический журнал. 1994. № 2.
  37. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / В авторской ред. Лапина Н. И., Беляевой Л. А. М.: ИФ РАН, 1994.
  38. А. Начало русской революции: версия Макса Вебера // Вопросы философии. 1990. № 8.
  39. О.Д. Социально-классовое пространство украинского общества: новые тенденции на фоне старых неравенств // Харьковские социологические чтения-97. Харьков: «Основа», 1997.
  40. О.Д. Расходящиеся общества: особенности системной трансформации в России и Украине // Мир России. 2006. № 3.
  41. Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6.
  42. Н.И. Социокультурная трансформация современной России // Вестник РГНФ. 2002. № 1.
  43. B.C. Об изменениях трудовых ценностей российского населения // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М.: 2000.
  44. B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание // Мир России. 1998. № 4.
  45. B.C. Смена диапазона // Отечественные записки. 2003. № 3.
  46. B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. Ядова В. А. М.: Канон-пресс-Ц, 2001.
  47. Т.М. Формирование массового среднего класса: желаемое и действительное. Доклад на III Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, ГУ ВШЭ, 22 октября 2008 г.).
  48. К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.46, Ч. 1, М., 1968.
  49. И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе — к проблеме соотнесения // Социологические исследования. 2005. № 12.
  50. В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С.5−16
  51. В.В. Средний класс в России, или к появлению нового мифа // Знание -сила. 1998. № 7.
  52. В.В. Формирование мифа о среднем классе в посткоммунистической России // Средний класс в России. Проблемы и перспективы. М., 1998.
  53. В.В. Обычные и инновационные практики в деятельности российского среднего класса // Мир России. 2003. № 4.
  54. Россия — новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред. Горшкова, М.К., Тихоновой, Н.Е. М.: Наука, 2004
  55. Россия на рубеже веков / Под ред. Горшкова, М.К., Тихоновой, Н.Е. — М.: РОССПЭН, 2000.
  56. С.Г. Кристаллизация статуса средних слоев в современной России // Социологический журнал. 2000. № 1 -2.
  57. Е.В. Средний класс: люди и статусы. Киев: Институт социологии НАН Украины, 2003.
  58. Р.Х. Средний класс в современной России: миф или реальность? // Общественные науки и современность. 2008. № 1.
  59. Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. М.: Наука, 2006.
  60. Г. Н. Средний класс республики Беларусь // Социология. 2006. № 2.
  61. Средние классы в России: экономические н социальные стратегии / Авраамова Е. М., Михайлюк М. В., Ниворожкина Л. И. и др. Под ред. Малевой Т. М. М.: Гсндальф, 2003.
  62. Средний класс в России: количественные и качественные оценки / Под ред. Малевой Т. М. Бюро экономического анализа. — М.: ТЕИС, 2000.
  63. Средний класс в современной России // Под ред. М. К. Горшкова и Н. Е. Тихоновой. М.: ИС РАН, 2008.
  64. Средний класс в современном российском обществе / под ред. Горшкова М. К., Тихоновой Н. Е., Чепуренко А. Ю. М.: РОССПЭН, 1999.
  65. Е.Н. «Угрожает» ли нам появление «среднего класса»? // Знамя. 1990. № 10.
  66. Н.Е. Российская бедность: масштабы, причины, перспективы // Индекс. 2005. № 21.
  67. Н.Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации // Общественные науки и современность, 2006. № 1.
  68. Н.Е. Россияне: нормативная модель взаимоотношений общества, личности и государства // Общественные науки и современность. 2005. № 6.
  69. Н.Е. Состояние здоровья среднего класса в России // Мир России. 2008. № 4.
  70. Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. — М.: ИС РАН, 2007.
  71. Н.Е., Горшков М. К. Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2005. -М.: ИС РАН, 2006.
  72. Н.Е., Горюнова С. В. Методология выделения и основные особенности среднего класса в современной России // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2008. № 1.
  73. М. Характеристики средних классов (1939) // Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.: Институт экспериментальной социологии, 2000.
  74. JI.A. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1999. № 2.
  75. О.И. Государственная социальная политика и стратегии поведения средних слоев. Препринт. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
  76. О.И. Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров в сфере занятости. Препринт. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
  77. О.И., Бондарепко В. А., Крельберг Ю. М., Сергеев Н. В. Социальное расслоение и его воспроизводство в современной России. Препринт. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  78. О.И., Инясевский С. А. Новый средний класс на Западе (Полвека дискуссий, полвека перемен) // Общественные науки и современность. 2007. № 4.
  79. О.И., Инясевский С. А., Любимова Т. С. Новый средний класс и информациональные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. 2008. № 1.
  80. Дж., Уайтфилд С. Социально-классовый фактор политического поведения россиян // Социологические исследования. 2000. № 2.
  81. Эксперт-ДАТА: проект «Стиль жизни среднего класса». Web: http://www.middleclass.ru
  82. Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. № 4.
  83. Abercrombie, N., Urry, J. Capital, Labour and the Middle class. Unwin and Allen, 1983.
  84. Archer M., Blau J. Class Formation in Nineteenth-Century America: The Case of the Middle Class // Annual Review of Sociology. 1993. Vol. 19.
  85. Beinhocker E., Farrell D., Zainulbhai A. Tracking the growth of India’s middle class // The McKinsey Quarterly. August 2007. (http://www.mckinscyquarterly.coni/TrackiagtlicgrowthofIndiasmiddleclass20 32).
  86. Bell D. The coming of Post-Industrial Society. NY, Basic Books, 1973.
  87. Bergman M., Joye D. Comparing Social Stratification Schemas: CAMSIS, CSP-CH, Goldthorpe, ISCO-88, Treiman, and Wright. Cambridge: Cambridge Studies in Social Research. 2001.
  88. Blumin S.M. The emergence of the middle class: Social Experience in the American City, 1760−1900.-New York: Cambridge University Press, 1989.
  89. CAMSIS: Social Interaction and Stratification Scale (http://www.camsis.stir.ac.uk/)
  90. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Cambridge, MA- Oxford, UK: Blackwell. 1996−1998.
  91. Clark T.N., Lipset S.M., Rempel M. The Declining Political Significance of Social Class // International Journal of Sociology. 1993. Volume 8. №. 3.
  92. Cole G.D.H, The Conception of the Middle Classes // British Journal of Sociology. 1950. Vol. 1. No. 4.
  93. Coleman R., Rainwater L. Social Standing in America: New Dimensions of Class. -New York, Basic Books, 1978.
  94. Corrigan P. The Sociology of Consumption. London: SAGE Publications, 1998.
  95. Edgell S. Class. London, Routledge, 1993.
  96. Erikson R., Goldthorpe J.H. The Constant Flux: A Study of Class Mobility in Industrial Societies. Oxford: Clarendon Press, 1992.
  97. Erikson R., Goldthorpe J.H., Portocarero L. Intergenerational Class Mobility in Three Western European Societies: England, France and Sweden // British Journal of Sociology. 1979. Vol. 30. No. 4.
  98. Evans G., Whitefield S. The Emergence of Class Politics and Class Voting in Post-communist Russia / The End of Class Politics? Class Voting in Comparative Context / Ed. by G. Evans. Oxford: Oxford University Press, 1999.
  99. Farrell D., Gersch U., Stephenson E. The value of China’s emerging middle class // The McKinsey Quarterly. June 2006 (http://www.mckinseyquarterly.com/articlepage.aspx?ar=1798).
  100. Gerteis J., Savage M. The salience of class in Britain and America: a comparative analysis // The British Journal of Sociology. 1998. Vol. 49. № 2.
  101. Gilbert D. The American Class Structure. 6th edition. New York, Wadsworth Publishing, 2002.
  102. Gilbert D., Kahl J. The American Class Structure: A Synthesis. Homewood, ill, The Dorsey Press, 1982.
  103. Goldthorpe J.H. Occupational Sociology, Yes: Class Analysis, No: Comment on Grusky and Weeden’s Research Agenda // Acta Sociologica. 2002. No. 45 (3).
  104. Goldthorpe J.H. On Sociology: Numbers, Narratives and the Integration of Research and Theory. Oxford University Press, 2000.
  105. Goldthorpe J.H. On the service class, its formation and future // Social Class and the Division of Labour / Eds. Giddens, Mackenzie. Cambridge University Press, Cambridge, 1982.
  106. Goldthorpe J.H. Rent, class conflict, and class structure: A commentary on Sorensen // The American Journal of Sociology. 2000. Vol. 105. No. 6.
  107. Goldthorpe J.H., McKnight A. The Economic Basis of Social Class // Sociology Working Papers. University of Oxford. 2003.
  108. Gouldner A. The Future of Intellectuals and the Rise of New Class. London, Macmillian. 1970.
  109. Grusky D., Weeden K. Decomposition Without Death: A Research Agenda for a New Class Analysis //Acta Sociologica. 2001. No. 44 (3).
  110. Grusky D.B. The Past, Present, and Future of Social Inequality // Social Stratification. Class, Rase, and Gender in Sociological Perspective / Ed. Grusky D.B. Westview Press, 2001.
  111. Lewis R., Maude A. The English Middle Classes. New York: A.A.Knopf, Inc., 1950.
  112. Mallet S. The new working class. Nottingham: Spokesman books, 1975
  113. Manza J., Hout M., Brooks C. Class Voting in Capitalist Democracies Since World War II: Dealignment, Realignment, or Trendless Fluctuation? // Annual Review of Sociology. 1995. Volume 21.
  114. Marshall G., Roberts S., Burgoyne C. Social Class and Underclass in Britain and the USA // The British Journal of Sociology. 1996. Vol. 47. № 1.
  115. Middle class // The Concise Oxford Dictionary of Sociology / Ed. Marshall G. New York, 1994.
  116. Mills C.W. White Collar. The American Middle Classes. New York, 1951.
  117. Savage M., Barlow J., Dickens P., Fielding T. Property, Bureaucracy and Culture: Middle-Class Formation in Contemporary Britain. London, Routledge, 1992.
  118. Savage M., Devine F., Scott J., Crompton R. Rethinking class: cultures, Identities and Lifestyle. Pal grave Macmillan, 2005.
  119. Shirahase S. Review (Social Contracts Under Stress The Middle Classes of America, Europe, and Japan at the Turn of the Century) // Contemporary Sociology. Vol. 34, No. 4. 2003.
  120. Skeggs B. Class, Self and Culture. Routledge 2004.
  121. Social Contracts Under Stress The Middle Classes of America, Europe, and Japan at the Turn of the Century / ed. Zunz O., Schoppa L., Hiwatari N. New York: The Russell Sage Foundation, 2002.
  122. Sorensen A. Toward a sounder basis for class analysis // The American Journal of Sociology. 2000. Vol. 105. No. 6.
  123. Szelenyi I., Martin B. The Three Waves of New Class Theories // Theory and Society. 1988. Vol. 17. No. 5.
  124. Thompson W., Hickey J. Society in Focus. Boston, MA, Pearson, 2005.
  125. Warner, L.W. et al. Social Class in America: A Manual of Procedure for the Measurement of Social Status. 1949.
  126. Weber M. Class, Status, Party / Class, Status and Power. Social Stratification in Comparative Perspective. Ed. by R. Bendix and S.M. Lipset. London, Routledge & KeganPaul LTD, 1967.
  127. Wong Y. A unified middle class or two middle classes? A comparison of career strategies and intergenerational mobility strategies between teachers and managers in contemporary Hong Kong // The British Journal of Sociology. 2004. Volume 55. № 2.
  128. Wright E. Class, Exploitation, and Economic Rents: Reflections on Sorensen’s «Sounder Basis» // The American Journal of Sociology. 2000. Vol. 105. No. 6.
  129. Wright E.O. Class // Encyclopedia of Social Theory / ed. Ritzer G. Thousand Oaks, CA: Sage, 2005.
  130. Wright E.O. Class Counts: comparative studies in class analysis. Cambridge University Press, 2000
  131. Wright E.O. Classes. London: Verso, 1985.
  132. Wright E.O. Rethinking the Concept of Class Structure // The Debate on Classes. / Ed. Wright E.O. London: Verso, 1990.
  133. Wright E.O., Martin B. The Transformation of American Class Structure 1960−1980 // American Journal of Sociology. 1987. Vol. 93. No. 1.
Заполнить форму текущей работой