Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социологические аспекты функционирования системы территориального обязательного медицинского страхования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научные работы, посвященные становлению системы медицинского страхования в современной России, и, прежде всего, экономико-правовые исследования, а также исследования организационно-структурных, управленческих и социальных аспектов функционирования и развития системы медицинского страхования представлены в фундаментальных работах Б. Н. Винокурова, И. А. Гакриной, В. В. Гришина, C.B. Киселева, H. A… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обязательное медицинское страхование и его место в социальной структуре
    • 1. 1. Формирование обязательного медицинского страхования как объективная потребность общества
    • 1. 2. Нормативно — правовое обеспечение обязательного медицинского страхования
  • Глава 2. Функционирование обязательного медицинского страхования как социального института общества
    • 2. 1. Сущность и функции института обязательного медицинского страхования
    • 2. 2. Организационная структура и формы медицинского страхования
  • Глава 3. Направления совершенствования территориального обязательного медицинского страхования как социального института общества
    • 3. 1. Изменение отношения населения и медицинских работников к деятельности института обязательного медицинского страхования
    • 3. 2. Создание условий для оптимального функционирования института обязательного медицинского страхования

Социологические аспекты функционирования системы территориального обязательного медицинского страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реализация социально значимой идеи внедрения в Российской Федерации обязательного медицинского страхования, как одного из видов социального страхования, с самого начала проходила в условиях изменяющейся окружающей реальности, причем изменяющейся по пути все большего разбалансирования между экономической и социальной системами общества. При этом в процессе проведения экономических реформ существенно снизился уровень социальной защищенности населения и значительно возрос риск утраты материальной обеспеченности граждан нашей страны, в том числе и при получении медицинских услуг.

Переход к рыночной экономике существенно изменил социально-экономическую среду, вновь актуальным стало понятие социального рискариска материальной необеспеспеченности индивида из-за потери возможности участвовать в экономическом процессе.

В связи с этим переходный период к рыночной экономике становится актуальной задача поиска компенсаторного механизма, который бы снизил негативные последствия ситуаций, связанных с возникновением этих рисков.

Таким социально-экономическим механизмом в этих условиях является социальное страхование, в частности обязательное медицинское страхование.

Для развития социального страхования, как одной из систем связи между экономической и социальной сферами общества, необходимы не только экономические условия (возвращение к рыночной экономике), но и определенные социальные предпосылки, заключающиеся в осознании обществом возникающих перед ним проблем по социальной защите населения, а также в появлении организационного движения как снизу — осознание необходимости создания страховой защиты, так и сверху — принятие законодательных актов, направленных на решение этих проблем.

Социальной направленностью структурных преобразований в российском здравоохранении является введение эффективной системы контроля и мониторинга социальных индикаторов, единых социальных стандартов в системе охраны здоровья, создание социально-экономической модели, способной обеспечить дальнейшее развитие обязательного медицинского страхования как формы социальной защиты.

Рассматривая страхование как социальный институт и подсистему социальной системы общества, необходимо учитывать социологические аспекты функционирования обязательного медицинского страхования.

Существующие сегодня проблемы актуализируют вопросы организации и оптимального функционирования системы обязательного медицинского страхования как социального института общества, и их решение может быть реализовано в практической деятельности системы обязательного медицинского страхования с учетом территориальных особенностей. Авторское исследование показало, что решение указанных проблем возможно и достижимо при организации оптимального взаимодействия всех субъектов обязательного медицинского страхования.

Степень разработанности проблемы. Вопросам медицинского страхования в научной литературе уделено определенное внимание. За последнее десятилетие интерес к медицинскому страхованию возрос. С одной стороны, причиной этому стали процессы реформирования здравоохранения и поиск оптимальной модели функционирования, а с другой — изучение исторического опыта развития медицинского страхования.

В силу своего нахождения в пограничной полосе между социологией, социальной гигиеной, страховым делом и исторической наукой труды, посвященные изучению вопросов обязательного медицинского страхования, можно условно представить следующим образом. Исследования, в которых отражены исторические аспекты становления медицинского страхования, рассмотрены отдельные этапы развития или региональные особенности обязательного медицинского страхования и близких к нему социальных институтов представлены в работах А. И. Вишневского, Л. А. Жуковой, В. И. Кричагина, B.B. Крупнова, Ю. П. Лисицина, М. Б. Мирского, P.M. Сафуанова и др.1.

Опыт организации здравоохранения, а также анализ данных по истории, статистике, экономике, менеджменту и маркетингу в области здравоохранения и медицинского страхования зарубежных стран нашли отражение в работах Н. С. Ветровой, O.A. Куренковой, Л. Ф. Лебедевой, П. О. Рудецкого, A.B. Телюкова, H.A. Шведовой, и др.2.

Научные работы, посвященные становлению системы медицинского страхования в современной России, и, прежде всего, экономико-правовые исследования, а также исследования организационно-структурных, управленческих и социальных аспектов функционирования и развития системы медицинского страхования представлены в фундаментальных работах Б. Н. Винокурова, И. А. Гакриной, В. В. Гришина, C.B. Киселева, H.A. Капитоненко, А. Л. Пиддэ, B.C. Преображенской, В. Ю. Семенова и др.3 В них анализируется процесс формирования системы медицинского страхования, поднимаются проблемы и рассматриваются достигнутые успехи в этой области, содержатся рекомендации по совершенствованию оказания медицинской помощи в стране.

1 Вишневский А. Развитие законодательства социального страхования в России. М., 1926, Жукова Л. А. Большевистская программа социального страхования // Советское здравоохранение.-1990. № 4. С.65−69, Кричагин В. И. Развитие систем страхования. -М. 1992., Крупнов В. В. Вклад H.A. Видгарчика в медицинское страхование России. // Бюллетень НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. H.A. Семашко. — 1992, — № 1, — С. 91−95, Лисицин Ю. П. История отечественной и зарубежной страховой медицины. / Сб. Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте.- М.1992. Вып 12. Мирский М. Б. Медицинское страхование в 20-е годы. / Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им H.A.Семашко.-1992.-.№ 1, — С.81−90, Сафуанов P.M. Медицинское страхование: опыт, проблемы.- М., 1993. Ветрова Н. С. Американское здравоохранение. // Полис: политическое исследования. 1991. № 6, Лебедева Л. Ф. Цена здоровья.// США: ЭПИ. 1990. № 12, Рудецкий П. О. Программа «Медикейд»: механизм реализации и проблемы финансирования. //США: ЭПИ. 1993.№ 6, Телюков A.B. Американское здравоохранение в 80-е годы: проблема финансирования. // США: ЭПИ. 1988. № 7, Шведова H.A. Здравоохранение: американская модель. М. 1993.

1 Винокуров Б. Н. Основные концептуальные характеристики и организационные технологии перехода к системе медицинского страхования граждан. Автореф. канд. дис, — М. 1993, Гришин В. В. Регулирование процессов становления страховой медицины. -М. Наука. 1997, Капитоненко H.A. Научное обоснование направлений реформы здравоохранения на региональном уровне. Автореф. док .дис, — М. 1999, Преображенская B.C. Переход к медицинскому страхованию. Некоторые вопросы эффективности управления здравоохранением. // Бюл. НИИ соц. гигиены экономики и упр. здравоохранения им. H.A.Семашко.-1992.-.№ 1. С.52−56.

Последнее время активно изучались факторы, определяющие возможности развития здравоохранения, составляющие части медицинского страхования, осмысливалась зарубежная практика достижений и преобразований системы сохранения и создания резерва здоровья людей, анализировались процессы реформирования данного сектора экономики, медико-социальные основы и социальная защита населения. Этим проблемам посвящены труды.

A.M. Бабича, P.A. Галкина, Е. В. Егорова, E.H. Жильцова, А. Б. Коноплева,.

B.Т. Кургузова, Ю. П. Лисицина, A.B. Мартыненко, В. Ю. Семенова, Е.А. Си-гида, В. Ф. Уколова, Л. И. Якобсона и др.1.

Отдельные аспекты медицинского страхования, здравоохранения, не нашедшие полного отражения в российской социологической, экономической и управленческой литературе анализируются в работах зарубежных авторов, как Ф. Альбуи, А. Мэйнард, Г. Мур.

Изучением социологических проблем, возникающих при организации и деятельности системы обязательного медицинского страхования активно занимаются A.B. Решетников, Г. А. Юркин и другие.

Вместе с тем, анализ степени научной разработанности темы диссертационного исследования, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие публикаций по различным аспектам медицинского страхования, его регулятивный потенциал и функции в процессах становления гражданского Бабич A.M. и др. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань. Казанский гос. университет. -1996. -С.242, Галкин P.A. и др. Новый хозяйственный механизм как этап перехода к медицинскому страхованию. Проблемы социальной гигиены и истории медицины, — 1994, — № I, — С.40−42,Гришин В. В. Проблемы фондов обязательного медицинского страхования // Закон, — 1995. № 7, Жильцов E.H. Социальная политика в условиях перехода к рынку, — М.: РАУ.1993, Коноплев А. Б. К вопросу об изучении мнения населения о медицинском страховании. Бюл. НИИ им. Н. А. Семашко.- 1994.-Вып.4.-С.60−63,Кургузов В. Т. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска. Авто-реф. Канд. дис. -M.I998, Лисицин Ю. П. Медицинское страхование.-М. 1995. Мартыненко A.B. Медико-социальная работа в России. / Сб. Медицина и социальная работа. М.- ИСР АРСС.1998, В. Ю. Семенов. Научные основы развития обязательного медицинского страхования в процессе реформирования здравоохранения. Автореф.дис. канд.мед.наук. Основы социально-медицинской работы. Под. Редакцией Сиги-да Е.А. М.:ГАСБУ.-1998. Решетников A.B. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование.- M., 1998, Решетников A.B. Технология медико-социологического исследования в социальной сфереM., 2000, Юркин Г. От обязательного медицинского страхования — к медико-социальному // Врач. — 2000, — № 7. общества изучены недостаточно. Продолжительное время медицинское страхование не привлекало внимания отечественных социологов, так как страхование не признавалось в качестве важного социального института. В связи с этим, практически отсутствуют исследования, посвященные социологическим аспектам медицинского страхования, в том числе и исследования, где медицинское страхование рассматривается, как социальный институт. Следовательно, анализ процесса институционализации обязательного медицинского страхования, особенно на территориальном уровне, имеющем свои специфические особенности, определяемые, в первую очередь, географическим положением, уровнем взаимодействия Центра и территориального субъекта, социально-экономическим развитием региона, менталитетом населения, управленческой и организационной культурой руководителей различных уровней обусловил необходимость данного исследования.

Объект исследования — деятельность территориальной системы обязательного медицинского страхования Хабаровского края как социального института общества.

Предмет исследования — отношения по договору страхованиясоциальные факторы, влияющие на развитие системы обязательного медицинского страхования на территориальном уровне в современных социально-экономических условиях.

Целью диссертационного исследования является научное обобщение опыта организации и функционирования системы обязательного медицинского страхования в нашей стране и за рубежом, обоснование необходимости совершенствования территориальной системы, разработка направлений его дальнейшего развития в России. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:

— определены общие черты и особенности системы обязательного медицинского социального страхования как социального института и его место в структуре общества;

— рассмотрены процессы институционализации обязательного медицинского страхования;

— исследованы структура и формы системы обязательного медицинского страхования и процесс взаимодействия между ее субъектами;

— изучено мнение населения о системе обязательного медицинского страхования, об отношении к своему здоровью, к медицинской помощи, ее качественности и доступности.

— обоснована и предложена система социального мониторинга, как фактор обеспечения гарантированной качественной медицинской помощи населению;

— выработаны рекомендации по основным направлениям развития обязательного медицинского страхования.

Гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что обязательное медицинское страхование по своей общественной роли является таким социальным институтом, который стабилизирует социальную структуру и стимулирует социальные процессы.

Теоретическая и методологическая база исследования. Работа выполнена на основе достижений научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области обязательного медицинского страхования как социального института, социологии и социальных наукприкладных исследований по данной проблемепрограмм, концепций, законов и других материалов, посвященных проблемам развития и функционирования обязательного медицинского страхования.

Научное изучение предмета исследования основано на применении диалектического метода в определении организационно-экономических и правовых особенностей.

В качестве методологической основы исследования при проведении анализа использовались традиционные для социологии методы: системного анализа, сравнительный, аналитический, методы статистического анализа, метод анкетного опроса, метод анализа документов. Работа включает ряд принципов и установок: принцип историзма, системности социальных объектов, диалектической связи факторов и результатов в развитии социальной системы, в том числе такого социального института как обязательное медицинское страхование.

Эмпирическую базу исследования составляют:

— законодательство РФ в области здравоохранения и обязательного медицинского страхования;

— архивные материалы по становлению и развитию обязательного медицинского страхования на Дальнем Востоке;

— материалы социологических опросов проведенных диссертантом самостоятельно и с его участием Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования;

— материалы Государственного комитета статистики;

— отчетная документация Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования.

Научная новизна исследования заключается в постановке, обосновании и изучении проблемы функционирования института обязательного медицинского страхования и его социально ответственной роли в обществе, выполняющего важные необходимые функции по поддержанию социальной справедливости для всех групп общества, поиске скрытых резервов, содержании и прогнозировании развития в современной России. В соответствии с этим:

— дано определение обязательному медицинскому страхованию как социальному институту;

— проанализированы социальные преимущества, ресурсы обеспечения обязательного медицинского страхования, а также его недостатки и социальные издержки;

— обосновано представление об обязательном медицинском страховании как о целостной социальной системе, обеспечивающей социальную защиту населения при наступлении страхового случая;

— определены социальные аспекты функционирования системы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае;

— разработаны направления оптимизации действующей системы обязательного медицинского страхования путем структурных и организационных преобразований;

— доказано положение о необходимости введения системы социального мониторинга и предложена методика ее организации и функционирования.

В ходе проведенного диссертационного исследования формулируются положения, выносимые на защиту:

1. Потребность общества в институте обязательного медицинского страхования является объективной и позволит эволюционно перейти от страхования риска в случае заболевания к страхованию здоровья.

2. Для эффективного функционирования обязательного медицинского страхования необходима его институционализация с особой институциональной средой, позволяющей осуществлять взаимодействие элементов института для выполнения социально значимых задач. Медицинское страхование, являясь социальным институтом общества, выступает как неотъемлемая часть системы социальной защиты населения.

3. Медицинское страхование представляет собой организованную социальную систему, которая характеризуется устойчивой связью между индивидом, страховой организацией (территориальный фонд обязательного медицинского страхования) и медицинским учреждением, главной функцией, которой является защита от риска потери здоровья. Появление системы обязательного медицинского страхования как социального института вызвано потребностью общества, основные функции которой — защитная, профилактическая, экономическая, первичного социального контроля и регулятивная.

4. Оптимизация функционирования обязательного медицинского страхования возможна в первую очередь использованием внутренних резервов, поиском эффективных механизмов для улучшения деятельности в охране здоровья населения Российской Федерации. Для этого необходимы структурные преобразования в самом институте медицинского страхования.

5. Одним из важнейших условий, необходимых для успешного планирования и выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования, является реальное функционирование системы социального мониторинга направленное на решение текущих задач, планирование и прогнозирование развития обязательного медицинского страхования как социального института общества.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит, прежде всего, в том, что предложены меры по повышению эффективности деятельности института обязательного медицинского страхования с выявлением тенденций и прогнозом развития. Диссертационное исследование носит прикладной характер, его результаты и выводы представлены в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы при разработке и проведении мероприятий по оптимизации процессов развития территориальной системы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае и в других регионах.

Материалы исследования могут быть использованы также в учебном процессе при чтении спецкурсов по направлениям «Социальная работа», «Социальная гигиена и организация здравоохранения», «Социальная политика», а также при разработке программ социологических исследований.

Апробация результатов исследования. Результаты работы докладывались на региональных семинарах Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования. Автор участвовал в работе и выступал с докладами на межрегиональной научно-практической конференции «Дальний Восток на рубеже тысячелетий: социально-экономические и политико-правовые проблемы» (Хабаровск 2000 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Социальная политика в Дальневосточном регионе» (Хабаровск 2001 г.), международной научно-практической конференции «Перспективы развития российских регионов: Дальний Восток и Забайкалье до 2010 года» (Хабаровск, 2001 г), межвузовской научно-практической конференции «Проблемы реформирования экономики Дальнего Востока: теория и практика» (Хабаровск 2001 г).

Основные положения проведенного исследования отражены в статьях и материалах научно-практических конференций. По теме диссертационного исследования опубликовано семь работ общим объемом 1,8 п.л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы включающего 243 источника, и 16 приложений.

Результаты исследования подтвердили, что современное состояние государственного здравоохранения не в состояние сдерживать процесс ухудшения общественного здоровья, в то время как система обязательного медицинского страхования, имея стабильный целевой источник финансирования, позволяет стабилизировать процессы ухудшения здоровья населения.

Результаты теоретического исследования дают основания утверждать, что система обязательного медицинского страхования является прогрессивной формой социальной защиты по сравнению с существующими моделями страхования в зарубежных странах.

Важнейшим условием введения ОМС является процесс институцио-нализации, который выражается от осознания обществом возникающих проблем по социальной защите в сфере охраны, до принятия законодательных актов, направленных на решение этих проблем.

Процесс инситуционализации позволил сформировать оптимальный компенсаторный механизм социальной защиты в сфере охраны здоровьяинститут обязательного медицинского страхования. Результаты социологических исследований подтвердили необходимость его существования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях перехода к качественно новым основам общественного устройства стали очевидны недостатки существовавшей государственной системы здравоохранения. Период реформ неизбежно отразился на качестве и уровне жизни, уровне доходов и здоровье граждан Российской Федерации. Происходящие принципиальные изменения в структуре населения, резко обозначили поляризацию его слоев, социальных групп и исключили возможность однообразного подхода к организации медицинского обслуживания.

Необходимость поиска адекватных форм социальной поддержки населения в сфере охраны здоровья, оптимизация их функционирования определили актуальность данной проблемы. В настоящей работе предполагалось выявить условия и факторы позволяющие оптимизировать процесс обеспечения медицинской помощью и охраны здоровья и проследить их влияние на этот процесс.

В сложившихся условиях компенсаторным механизмом способным сдерживать негативное влияния факторов социально-экономического развития на здоровье россиян явилось внедрение системы обязательного медицинского страхования, которое, прежде всего, могло обеспечить социальные гарантии государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи путем целенаправленного стимулирования и дифференцированного распределения финансовых средств.

Идея социальной защиты в России не нова, претерпела в своем формировании семь этапов. Зарождением элементов медицинского страхования в социальной защите России следует считать 1861 год когда законодательно была закреплена уплата рабочими обязательных страховых взносов и создание больниц при фабриках. Принятие закона «Об обязательном медицинском страховании в 1991 году открыло новый этап развития обязательного медицинского страхования. В современном представление система обязательного медицинского страхования является принципиально инновационной институциональной системой в Российской Федерации, в которой демократические принципы реализованы в наибольшей мере по сравнении с другими системами и ведомствами относящимися к сфере социальной защиты граждан.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ позволяет сделать вывод о том что, «Система обязательного медицинского страхования это комплекс законодательно определенных элементов, адекватно реагирующих на изменения внешней среды, взаимоотношение и взаимодействие которых направлено на реализацию единой цели — обеспечение гражданам гарантированного количества и качества медицинской помощи». Система обязательного медицинского страхования, как и всякая социальная система, включает в себя элементы и социальные связи, обуславливающие их взаимодействие. Каждый элемент системы обязательного медицинского страхования является самостоятельной единицей и решает свои задачи, но обязательна координация с общей целью системы.

Объектом представленного в диссертации исследования является деятельность территориальной системы обязательного медицинского страхования Хабаровского края как социального института общества.

В понимании автора институт обязательного медицинского страхования представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимообусловленных подсистем с разветвленной инфраструктурой, непосредственно реализующих процесс обязательного медицинского страхования.

Исследование процесса развития обязательного медицинского страхования как социального института имеет определенное значение и оказывается существенным в нескольких отношениях.

Постоянно снижающиеся показатели уровня здоровья населения напрямую связаны с изменениями социально-экономических условий жизни и в настоящее время доминируют четыре группы проблем, определяющих состояние здоровья и уровня смертности населения:

1. Болезни системы кровообращения, дыхания и пищеварения, социопатии.

2. Социально значимые болезни.

3. Смертность от насильственных и неестественных причин.

Также стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности общества отдельные социальные проблемы: сложившийся высокий уровень бедностипоявление значительного имущественного расслоения и дифференциации населения по доходам (социальная стратификация) — снижение реального уровня основных для большей части населения видов доходов — заработной платы, пенсий, пособийзначительный уровень безработицынедостаточный объем и нерегулярность финансирования отраслей социальной сферы.

Данные состояния и прогноз медико-демографической ситуации показывают, что в среднесрочной перспективе численные потери населения обусловленные неблагополучием в процессах естественного движения, высоким уровнем заболеваемости, доминированием различных вариантов социопатий, не могут быть компенсированы только государственной системой здравоохранения, которая способна самостоятельно обеспечить только 20−25% потребности населения медицинской помощи, в то время как система обязательного медицинского страхования и предполагалась как дополнительный целевой источник финансирования системы здравоохранения.

Статистические и социологические материалы позволяют сделать вывод, что в настоящее время физическое здоровье и демографические процессы являются кризисными. Поэтому единственным социальным институтом, имеющим, прежде всего устойчивый финансовый потенциал для охраны здоровья, способный предоставить медицинскую помощь каждому гражданину государства, является институт обязательного медицинского страхования.

Введение

системы ОМС впервые создало важнейшую возможность по выравниванию условий финансирования медицинской помощи в субъектах Российской Федерациипозволило выполнять конституционные обязательства по предоставлению гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определенного объема и качества за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС обеспечивая всеобщность, социальную справедливость и доступность медицинской помощи и в настоящее время средства ОМС являются единственно стабильным источником финансирования системы здравоохранения, хотя и недостаточным.

Однако за позитивной оценкой роли обязательного медицинского страхования нельзя не видеть и те проблемы, с которыми столкнулась система, пытаясь обеспечить единство правового регулирования обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации.

Приведение нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральной политикой построения правового государства является сегодня приоритетом первой важности.

Анализ деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования позволил определить основные причины нестабильного функционирования системы обязательного медицинского страхования основными из которых являются финансовый дефицит обусловленный:

— низким страховым тарифом за работающее население;

— отсутствием законодательной основы по размеру страховых взносов на неработающее население;

— неисполнение закона «О медицинском страховании граждан» администрациями субъектов в части перечисления взносов за неработающее население.

В ходе анализа эмпирических данных было выявлено:

— невысокая информированность населения, о возможности получения медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования о своих правах и нормативной базе;

— отмечается частичная неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг в условиях обязательного медицинского страхования;

— большинство респондентов отмечают обоснованность перечня предоставляемых медицинских услуг учреждениями здравоохранения, при этом указывают на необходимость расширения данного перечня;

— значительное число опрошенных оценили ограничение своих прав по доступности и качественности медицинской помощи;

— анализ отношения врачей к системе обязательного медицинского страхования показал неоднозначность в оценке, указывая как на позитивные, так и негативные стороны внедрения обязательного медицинского страхования.

Большинство врачей оценивают современное положение здравоохранения как критическое, в то же время поддерживают введение обязательного медицинского страхования как прогрессивную форму выхода здравоохранения из кризисного состояния. 62% врачей отмечают, что введение обязательного медицинского страхования не изменило их оплату труда, но в то же время стало регулярным.

Важно отметить что, в системе обязательного медицинского страхования предполагался механизм экономической мотивации труда медицинских работников. Однако до сих пор фактических условий для его реализации не создано, чем и объясняется невысокая оценка медицинскими работниками системы обязательного медицинского страхования.

Данные проведенного исследования подтверждают необходимость оптимизации как системы обязательного медицинского страхования, так и ее субъектов. Поэтому для повышения качества работы в системе обязательного медицинского страхования предлагается введение социального мониторинга, что позволит эффективно обеспечивать социальные гарантии государства.

Внедрение социального мониторинга, прежде всего, решит проблему доступности информации и возможность ее использования в контексте обеспечения определенных прав для всех субъектов системывторым важным фактором является использование социального мониторинга не только в процессе подготовки и исполнения текущих проблем, но и позволит проводить анализ, стратегическое планирование и прогнозирование деятельности системы обязательного медицинского страхования.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения:

Анализ социально-демографического состояния общества за период проводимых реформ свидетельствует о том, что наиболее сложными проблемами явились рост общей смертности, мужской смертности в трудоспособном возрасте, снижение средней продолжительности предстоящей жизни, рост заболеваемости, отрицательный прирост населения. Сложившаяся в настоящее время на территории Хабаровского края медико-демографическая ситуация прогностически неблагополучна и приведет к повышению потребности населения в медицинской помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Защита прав застрахованных // Медицинский вестник. -1997.-№ 19.-С. 9.
  2. С., Визерс С., Голубев С. Добровольное медицинское страхование. -М&bdquo- 1995, — 110с.
  3. Ф. Добровольное медицинское страхование // Ревизор. 1995. -№ 10. — С. 7.
  4. Е. М Смертность мужчин в России // Вопросы статистики. -2001,-№ 7.-С. 27−32.
  5. К. И. и др. Социальные институты. Свердловск, 1989.
  6. О. Роль системы ОМС в формировании и реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации //Вестник ОМС.-2002.-№ 1.-С. 14−16.
  7. В. М. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС // Страховое дело. 1995. -№ 3. — С. 26−32.
  8. В. М., Шиленко Ю. Актуальные проблемы правовой экспертизы в страховой медицине // Страховое дело. 1994. — № 4. — С. 25−29.
  9. В. М. Развитие страховой медицины путь к реформированию здравоохранения // Финансы. — 1995. — № 5. — С. 17.
  10. И. Л. Отношение человека к здоровью // Социс. 1995. — № 6. -С. 55
  11. А. М. и др. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1996. — С. 242 .
  12. А. М., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Экономика социального страхования. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 25.
  13. Н., Голухов Г., Шиленко Ю. Негосударственное здравоохранение: становление и развитие // Медицинская газета. 1996.- № 6.1. С. 10−11.
  14. В. Н. Развитие социального страхования в Российской Федерации // Общество и экономика. 1995. -№ 8. — С. 104−113.
  15. А. Н. Общие вопросы экономики здравоохранения. Ростов н/Д., 1975.
  16. В. И. Экономический и социальный портрет США. М.: Знание, 1990.
  17. В. Г. Развитие обязательного медицинского страхования в Московской области // Финансы. 1995. — № 9. — С. 27−30- № 10. — С. 32−35.
  18. Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. -М&bdquo- 1993.-С. 25
  19. Н. С. Американское здравоохранение // Полис. 1991. — № 6.
  20. . Н. Основные концептуальные характеристики и организационные технологии перехода к системе медицинского страхования граждан: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1993.
  21. . Н. Технологии медицинского страхования. Как вам уберечь себя и свое предприятие от излишних финансовых посягательств страховых медицинских компаний. Сочи, 1994. — С. 18.
  22. А. Развитие законодательства социального страхования в России.-М" 1926.
  23. С. Д. Региональные системы государственного регулирования здравоохранения в рыночной экономике. СПб., 1997. — С. 18
  24. А. А. США: экономика и местные органы власти. М., 1984.
  25. Временное положение о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за предоставленную иногородним гражданам РФ медицинскую помощь по программам ОМС // Экономика и жизнь. 1994. — № 50.-С. 15.
  26. А. Реформа пока не затронула врача // Медицинская газета. -1995, — № 85.-С. 5.
  27. А.И., Таранов A.M., Воробьев П. А. Система стандартизации в здравоохранении: прошлое, настоящее, будущее // Вестник ОМС. 2001. — № 1.-С. 37
  28. Р. А. и др. Новый хозяйственный механизм как этап перехода к медицинскому страхованию // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1994. — № 1. — С. 40−42.
  29. Н. Ф. Здоровье населения как фактор национальной безопасности России // Аналитический вестник Федерального собрания Российской Федерации. 1997. — № 12. — С. 4.
  30. И. А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования // Здравоохранение Российской Федерации. 1996. — № 83. — С. 3.
  31. В. В. Менеджмент: системные основы. М.: Крылья, 1997. -С. 6
  32. . В., Заугольникова Т. В, Палангин П. М. Доходы в сфере здравоохранения: формы и источники их формирования // Здравоохранение Российской Федерации. 1996. — № 5. — С. 26−28.
  33. Госкомстат России 1992−2001. М&bdquo- 2002. — С. 24−25.
  34. Государственный архив Хабаровского края, ф. 920, on. 1, д. 4, л. 6.
  35. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2000 г.
  36. Здравоохранение. 2001. — № 2. — С. 34−39.
  37. Гражданский кодекс РФ. М., 1994.
  38. В. В. Аналитический обзор по защите прав пациентов в про-мышленно развитых странах. М., 1997. — С. 53.
  39. В. В. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. М., 1995. — С. 26
  40. В. В. Медицинское страхование в развитых странах. М.: Луч, 1997, — 158с.
  41. В. В. Медицинское страхование в Японии (Аналитический обзор по данным зарубежной печати) // Экономика здравоохранения. 1997. -С. 14−22.
  42. В. В. Обязательное медицинское страхование в органах управления здравоохранения // Медицинское страхование. 1996. — № 13/14. -С. 2−14.
  43. В. В. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации // Сборник законодательных актов и нормативных документов. Т. IV.-М, 1997.-С. 57.
  44. В. В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития // Экономика и жизнь. 1995. — № 3. — С. 15.
  45. В. В. Проблемы фондов обязательного медицинского страхования//Закон. 1995,-№ 7.
  46. В. В. Регулирование процессов становления страховой медицины.-М.: Наука, 1997.-С. 10
  47. В. В. и др. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. М., 1995. -С. 11
  48. В. В., Семенов В. Ю. Материалы всероссийского совещания исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования. М.: Изд-во Федерального фонда ОМС, 1998. — С. 288.
  49. В. В. Регулирование процессов становления страховой медицины.-М.: Наука, 1997.
  50. С. Платите за здоровье // Дело. 1995. — № 39.
  51. В. О. О возможностях системы ОМС // Медицинская помощь. -1999.-№ 6.
  52. Е. О. Реальность и иллюзии финансовой реформы здравоохранения // Экономика здравоохранения. 1998. — № 7. — С. 16−19.
  53. К. Д. Наиболее известные системы здравоохранения развитых стран // Экономика здравоохранения. 2000. — № 4. — С. 12
  54. Г. П. О социальном страховании из личных заработков работников // Общество и экономика. 1995. — № 9. — С.119−129.
  55. В. А. Актуальные проблемы медико-демографической ситуации на Дальнем Востоке // Перспективы развития российских регионов: Дальний Восток и Забайкалье до 2010 года. Хабаровск, 2002. — С. 407^-09.
  56. . Нельзя экономить на здоровье нации // Экономика и жизнь. 1995. -№ 37. с. 12.
  57. В. Н. Медико-социальные аспекты взаимодействия фонда обязательного медицинского страхования со страховщиками // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. 1993. -Вып. З.-С. 108−112.
  58. М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики. 1995. — № 10. — С. 49−63.
  59. М. Принципы реформы: деньги следуют за пациентом // Медицинский вестник. 1997. — № 20. — С. 5.
  60. Т. Б. Механизм реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации
  61. Экономика здравоохранения. 1997. — № 12. — С. 15−17.
  62. Ежегодное послание Президента Федеральному собранию // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2001. — № З.-С. 21.
  63. А. В. В интересах пациентов // Медицинская газета. 1995. -№ 82. — С. 16.
  64. Е. А. Добровольное медицинское страхование: выгодно или нет? // Здравоохранение. 1997. — № 3. — С. 5−8.
  65. Е. Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг.-М.: Изд-во МГУ, 1991.-С. 9−11, 193.
  66. Е. Н. Социальная политика в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993.
  67. Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М: Изд-во МГУ, 1995. — С. 184.
  68. Л. А. Большевистская программа социального страхования // Советское здравоохранение. 1990. — № 4 — С. 65−69.
  69. С. А. К сущности рыночной концепции в медицине
  70. Здравоохранение Российской Федерации. 1996. — № 2. — С. 11−16.
  71. С. А. Необходимость временного моратория на закон о страховой медицине // Здравоохранение РФ. 1993. — № 10. — С. 3−6.
  72. Закон РФ «О некоммерческих организациях"// Экономика и жизнь. -1996.-№ 5.- С. 21−23.
  73. Закон РФ «О страховании» // Экономика и жизнь. 1993. — № 2. — С. 1819.
  74. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Медицинская газета. 1993. — № 36. — С. 2−3.
  75. Здравоохранение зарубежных стран. М., 1981. — С. 63.
  76. Е. Н. Словарь терминов по медицинскому страхованию. М., 1993.
  77. Е. Н., Кричагин В. И., Мыльников И. С. Финансирование здравоохранения. М.: Присцельс, 1992. — С. 80.
  78. Э. Е., Левант Н. А. Справочное пособие по медицинскому страхованию в России. М.: Изд-во ЮКУС, 1993. — С. 63.
  79. Ф. Н. Проблемы развития медицинских учреждений // Медицинское страхование. 1996. — № 3. — С. 45−48.
  80. Ф. Н. Экономические аспекты здравоохранения // Экономист. -1993,-№ 6.-С. 49−53.
  81. И. Р. Медицинская помощь в США. М.: Медицина, 1972.
  82. Н. А. Научное обоснование и обеспечение реализации основных направлений реформы здравоохранения на региональном уровне: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1999.
  83. Н. А. И др. Здоровье населения Дальнего Востока и пути его улучшения. Владивосток, 1999. — С. 34.
  84. Н. А., Ратманов П. Э. Опыт организации обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае в 20-е годы // Вестник ОМС. 2000, — № 1.-С. 23.
  85. Н. А., Свистунов В. А. Основные подходы к реформированию здравоохранения в Хабаровском крае
  86. Дальневосточный медицинский журнал. 1998. — № 1. — С. 23.
  87. А., Телюков А., Шейман И. Страховая медицина или новая модель финансирования здравоохранения // Вопросы экономики. 1990. — № 11.-С. 23−32.
  88. С. В., Сабитов Н. X. Медицинское страхование. Казань, 1995.
  89. Г. И. Актуальные проблемы социально-экономического развития России // Аналитический вестник Федерального собрания Российской Федерации. 1996. — № 12. — С. 8.
  90. Н. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования // Закон. 1995. — № 7.
  91. Ю. М. О приоритетах в развитии здравоохранения // Медицинская газета. 1996. — № 15. — С. 9.
  92. Ю. М. Что нас ожидает в следующем поколении: прогноз здоровья населения России на 2040 год // Экономика здравоохранения. 1997. -№ 12.-С. 18−21.
  93. А. Б. К вопросу об изучении мнения населения о медицинском страховании // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. 1994, — Вып. 4. — С. 60−63.
  94. РФ. М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.
  95. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Медицинская газета. 1995. — № 78. — С. 4−5.
  96. Концепция становления и развития ОМС (Проект) // Экономика и жизнь. 1995.-№ 27.-С. 11- № 29. С. 10.
  97. В. П. Здоровье населения и здравоохранение России // Российский экономический журнал. 1995. — № 4.
  98. В. П. Обязательное медицинское страхование: замысел и воплощение // Экономика здравоохранения (спецвыпуск). 1996. — С. 56−61.
  99. В. П. Стоимость медицинских услуг: реальный объем и информационная составляющая // Экономика здравоохранения. 1997. — № 6. -С. 8.
  100. В. П. Финансирование здравоохранения: потребности растут, возможности сокращаются // Аналитический вестник Федерального собрания Российской Федерации. 1997. — № 12. — С. 36.
  101. В. П. Финансовое обеспечение здравоохранения. М.: Эпи-давр, 1997.- С. 68.
  102. В. Г., Акулин И. К вопросу о программе обязательного медицинского страхования // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. 1993. — Вып. 2. — С. 104−107.
  103. В. О государственных внебюджетных фондах. М.: Ось-89, 1995.- 193 с.
  104. Н. В здравоохранение направлено средств больше, чем собрано взносов // Экономика и жизнь. 1996. — № 26. — С. 6.
  105. Н. В. Анализ состояния финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. 1996. — № 4. — С. 14−20.
  106. Н. В. Четыре модели: какая лучше? // Медицинская газета. -1996.-№ 74.-С. 4.
  107. В. И. Развитие систем страхования. М., 1992.
  108. В. В. Вклад Н. А. Видгарчика в медицинское страхование России // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. 1992. — № 1. — С. 91−95.
  109. М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М.: Медицина, 1994. — 304 с.
  110. В. Т. Социально- медицинские аспекты работы с населением групп риска: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1998.
  111. О. Опыт медицинского страхования в ФРГ // Вестник ВСС.- 1995,-№ 4.-С. 66−69.
  112. А. А., Лисицин Ю. П. Новые подходы в моделировании взаимоотношений различных субъектов здравоохранения в условиях рыночной экономики переходного периода // Экономика здравоохранения. -1996,-№ 5.-С. 5−14.
  113. И. В. За плохое обслуживание в поликлинике нужно штрафовать страховщика // Коммерсант-daily. 1995. — № 237. — С. 12.
  114. И. В. Анализ ценообразования в системе ОМС и платных услугах // Экономика здравоохранения. 2000. — № 4. — С. 5−9.
  115. Л. Ф. Цена здоровья // США. 1990. — № 12.
  116. П. Услуги по выбранной программе // Страховое ревю. 1995.- № 8. С. 11−15.
  117. А. Л., Шипова В. М. Организационно-экономические аспекты введения обязательного медицинского страхования // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. — № 4. — С. 20−23.
  118. Ю.П. История отечественной и зарубежной страховой медицины. // Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте: Сб. -М., 1992. Вып. 12.
  119. М. Б. Медицинское страхование в 20-е годы // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. -1992.-№ 1.-С. 81−90.
  120. Т. М., Гаенко О. Н. Медицинское обеспечение населения в условиях социальной дифференциации общества // Проблемы социальной гигиены. -2001. -№ 3.- С. 17.
  121. М. И. Человек и медицина в современном праве. М., 1995. -С. 34.
  122. К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 23. — С, — 337.
  123. А. В.Медико-социальная работа в России // Медицина и социальная работа: Сб. М.: ИСР АРСС, 1998.
  124. И. Ю. Роль страховых медицинских организаций в контроле качества медицинской помощи // Финансы. 1995. — № 7. — С. 45−46.
  125. Материалы Всероссийского совещания исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования (30 сентября-1 октября 1997 г.) / Под. ред. В. В. Гришина, В. Ю Семенова. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.-С. 288.
  126. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения РФ в 2000 году» // Материалы коллегии Минздрава России 2001 г.
  127. Медицинское страхование в развитых странах: Фрагменты зарубежного опыта. М.: Луч, 1997. — С. 90.
  128. Л. А. Роль страховых компаний в развитии медицинского страхования и реформирования здравоохранения в России // Вестник ВСС. 1995. — № 4. — С. 28−35.
  129. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР // Экономика. 1980. — С. 73.
  130. М. Б. Медицинское страхование в 20-е годы // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. 1992. -№ 1. — С. 81−90.
  131. М. Б. Отечественный опыт медицинского страхования: некоторые уроки // Медицинская газета. 1996. — № 37. — С. 5.
  132. Е. Н. Введение в теорию социальных систем. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 34.
  133. Некоторые итоги деятельности ОМС в РФ в 2000 году, задачи 2001 и 2002 гг. // Вестник ОМС. 2001. — № 1.
  134. . Раны российской страховой медицины // Медицинская газета. 1995.-№ 81.
  135. П. А. Основные вопросы страхования. Казань, 1895. -106 с.
  136. Е. Страховая система в Германии // Экономика и жизнь. 1995. -№ 3.~ С. 7.
  137. О медицинском страховании в США // Банки и страхование, ценные бумаги. 1995. — № 9. — С. 27−28.
  138. О спасении и защите здоровья народа. Основные положения доклада оргкомитета Всероссийского Пироговского съезда врачей. Роль медицинского страхования // Медицинская газета. 1995. — № 90.
  139. Обязательно ли обязательное страхование? // Аргументы и факты. -1995,-№ 5.
  140. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Цифры и факты. М.: ФФОМС, 1995.
  141. Обязательное медицинское страхование: Сборник законодательных и нормативных документов. М., ФФОМС, 1995. Т. 1- 2.
  142. С. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1983. 796 с.
  143. Г. В. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИС-ПИ РАН, 1995.
  144. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан // Российская газета. 1993. — 18 авг.
  145. Основы обязательного медицинского страхования / Под. ред. И. В. Полякова. М., 1996.
  146. Основы социально-медицинской работы / Под ред. Е. А. Сигида. М., Г Л СБУ, 1998.
  147. Отменить закон о медстраховании // Медицинская газета. 1995. — № 17.
  148. Т. Здоровье нации должно стать высшим государственным приоритетом // Фармацевтический вестник. 1997. — № 11. — С. 23
  149. Т. Новые подходы на рубеже эпох. // Фармацевтический вестник. 2001. — № 12. — С. 17.
  150. Т. Новые подходы на рубеже эпох // Фармацевтический вестник. 2001. — № 12. — С. 17.
  151. . О кризисе отечественной медицины // Медицинская газета. 1996.-№ 22.-С. 4.
  152. В. В Актуальные проблемы обязательного медицинского страхования // Бюл. СПб. института мед. страхования. 1995. — Вып. 1. -С. 17−32.
  153. В. В. и др. Развитие деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1995. — № 4. — С. 45−48.
  154. В. В., Андреева Е. Н Требования к условиям предоставления медицинской помощи застрахованным по договорам без отдельного медицинского страхования // Главный врач. 1994. — № 1. — С. 54−59.
  155. Я. Д., Нечаев В. С. Реформирование здравоохранения как основа обеспечения качества медицинской помощи // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. 1996. — № З.-С. 29.
  156. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды ОМС // Экономика и жизнь. 1993. — № 18. — С. 20.
  157. Положение о территориальном фонде ОМС // Российская газета. -1993, — № 17.-С. 6−7.
  158. Положение о Федеральном фонде ОМС // Российская газета. 1993. -№ 17.-С. 6.
  159. Положение труда на Дальнем Востоке. Чита, 1924. — С. 4244.
  160. П. В. Медицинское страхование как социальный институт: опыт современной России и стран запада: Автореф. дис.. канд. социол. наук. -М., 1998.
  161. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ» // Экономика здравоохранения. 1997. — № 12.
  162. Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование
  163. Экономика и жизнь. 1994. — № 28. — С. 22.
  164. В. С., Сковердяк JL А., Ермилова H. Е. Основные требования к составлению программ обязательного медицинского страхования // Бюл. НИИ соц. гигиены экономики и упр. здравоохранения им им. Н. А. Семашко. 1992. — Вып. 1. — С. 46−52.
  165. В. С. Переход к медицинскому страхованию. Некоторые вопросы эффективности управления здравоохранением // Бюл. НИИ соц. гигиены экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. -1992. -№ 1,-С. 52−56.
  166. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25.08.97 г. № 257 «Об усилении контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ» //Врач, 1998.-№ 2. — С. 24.
  167. Профсоюзы Дальнего Востока в 1923 году (отчет Дальбюро ВЦСПС). -Чита- Владивосток, 1924. С. 84−97.
  168. А. А, Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 1997.-С. 160.
  169. Д. Вопросы организации и управления в российском здравоохранении XXI века: стиль, стратегия, система // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 42. — С. 36^-1.
  170. Регионы России. Т. 1 / Госкомстат России. М., 2001.
  171. Резолюция Международной конференции «Роль и место медицинского страхования и реформировании здравоохранения» // Медицинская газета.- 1995,-№ 96/97.
  172. А. В. Организационно-правовые этапы формирования системы обязательного медицинского страхования в России (XIX-XX вв.) // Новые методы диагностики, лечения заболеваний и менеджмента в здравоохранении: Сб. Новосибирск, 1994. — С. 80−82.
  173. А. В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М., 1998.
  174. А. В. Технология медико-социологического исследования в социальной сфере. М., 2000.
  175. А. В. Эволюция и проблемы современной социологии и медицины // Экономика здравоохранения. 2000. — № 5. — С. 24.
  176. Л. Разве страхование это плохо, а раздача помощи хорошо? // Человек и труд. — 2001. — № 2. — С. 8.
  177. Дж. JI. Медицинское страхование // Бюл. НИИ соц. гигиены, экономика и упр. здравоохранением им Н. А. Семашко. 1993. — № 1. — С. 96−105.
  178. И. А., Шишкин С. В. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах // Вопросы экономики. 1996. — № 1.- С. 33−46.
  179. М. П. Государство и коммерциализация учреждений здравоохранения // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1995. -№ 1. — С. 21−24.
  180. M. П., Линденбратен A. JL От нового хозяйственного механизма в здравоохранении к обязательному медицинскому страхованию // Проблемы соц. гигиены и истории медицины. — 1996. — № 1. — С. 30- 36.
  181. Роль и место медицинского страхования в реформировании здравоохранения: Материалы международной конференции. 20−22 сент. 1995 г. / Под ред. В. В. Гришина и др. М., 1996.
  182. Роль ОМС в реформе // Медицинская газета. 1997. — № 45.
  183. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 2. М.: ИСР АРСС, 1997.- 321 с.
  184. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1999. — 400 с.
  185. Россия и страны мира: Статистический сборник. М., 1998.
  186. П. О. Программа «Медикейд» механизм реализации и проблемы финансирования // США. 1993. — № 6.
  187. С. Медицинское страхование // ЭКО. 1995. — № 5. — С. 18−30.
  188. Е. Построение кассовой медицинской помощи в Германии // Здравоохранение Российской Федерации. 1981. — № 1. — С. 3−6.
  189. Р. М. Медицинское страхование: опыт, проблемы. М., 1993.
  190. А. В., Чернов А. Ю. Медицинское страхование. М.: Фин-статинформ, 1993.-С. 128.
  191. В. Обязательное медицинское страхование: взаимоотношения территориальных фондов и страховщиков // Экономика и жизнь.1994.-№ 47.-С. 15.
  192. В. Ю. Научные основы развития обязательного медицинского страхования в процессе реформирования здравоохранения: Автореф. дис.. мед. наук, — М., 1996.
  193. Г. А., Индейкин Е. Н., Ловенецкий А. Н. Страхование здоровья за рубежом: опыт, проблемы, перспективы. М., 1992. — С. 95.
  194. Г. П. Некоторые аспекты реформирования здравоохранения в Российской Федерации // Здравоохранение. 1998. — № 2. — С. 10−13.
  195. Я. В. К оценке численности населения и масштабов человеческого потенциала // Вопросы статистики. 2001. — № 12. — С. 63.
  196. И. Социология. М.: ФЕНИКС, 1998.
  197. Ф. Обязательное медицинское страхование доказало свою жизнеспособность // Медицинская газета. 1996. — № 56. — С. 2.
  198. Собрание узаконений и распоряжений правительства Дальневосточной республики. 1922. — № 1(17). — С. 41−56.
  199. С-олодкий В. А., Лябин В. В., Шиляев Д. Р. Методические подходы к определению размеров страховых платежей на цели ОМС неработающего населения // Экономика здравоохранения. 1996. — № 12.
  200. Состояние экономики Хабаровского края 1992−2001 гг. / Хабаровский краевой комитет государственной статистики. Хабаровск, 2002. — С. 75.
  201. Социальное и личное страхование (по материалам ФРГ). М.: АН-КИЛ, 1993.-С. 110.
  202. Социальная структура и социальные процессы / Отв. ред. В. Г. Осипов. -М.: Наука, 1990, — 200 с.
  203. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Отв. редактор В. Г. Осипов. М.: Наука, 1991. — 357 с.
  204. Е. Медицинское страхование ключ к реформе здравоохранения // Экономика и жизнь. — 1995. — № 42. — С. 27.
  205. В. И. Реализация закона о медицинском страховании в России // Бюл. НИИ им. Н. А. Семашко. 1993. — Вып. 3. — С. 12−16.
  206. А. К. Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью угроза населению России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Т. 4. — 2001. — № 2. — С. 20.
  207. Таранов A. M Некоторые итоги деятельности ОМС в 2000 г. Задачи на 2001−2002 гг. // Вестник ОМС. 2001. -№ 2. — С. 27.
  208. А. М. Проблемы и перспективы системы ОМС в РФ // Экономика здравоохранения. 1999. — № 1. — С. 5.
  209. М. А. Основные направления реформирования Российского здравоохранения // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2001. — № 3. — С. 21.
  210. А. В. Американское здравоохранение в 80-е годы: проблема финансирования // США. 1988. — № 7.
  211. Типовые правила обязательного страхования // Экономика и жизнь. -1994. -№ 40. -С. 21−22.
  212. Толковый словарь по управлению. М: Алане, 1994. — С. 43.
  213. В. Ф. Медицинское страхование в развитых странах. М.: Луч, 1997.-С. 148.
  214. Управление здравоохранением России и США: опыт и проблемы. -Новосибирск, 1997.
  215. Устав Всемирной организации здравоохранения. Основные документы. Женева, 1977. — С. 5
  216. Р. А. Система менеджмента. М.: АО Бизнес-школа «Интел-синтез», 1996. — С. 29.
  217. Ю. Успехи и неудачи медицинского страхования // Медицинская газета. 1995. — № 85. — С. 5.
  218. С. Страховая медицина глазами страховщика // Медицинская газета. 1995. — № 44.
  219. А. Д. Обязательное медицинское страхование: подводим первые итоги // Здравоохранение. 1996. — № 1. — С. 5−14.
  220. В. Ф. Перспективы применения методов оценки качества для экономического управления медицинской помощи // Вестник ОМС. -2000. -№ 1.-С. 16.
  221. И. Я., Дятченко О. Т. Состояние страховой медицины в России // Вопросы онкологии. 2000. — Т. 46. — № 1. — С. 20.
  222. В. И., Танковский В. Э. Правовые взаимоотношения между врачом и пациентом // Здравоохранение. 1998. — № 6. — С. 25.
  223. И. А. Здравоохранение: американская модель. М., 1993. -С. 71.
  224. Г. Ю., Четокин В. И. Перспективы развития медицинского страхования в России // Здравоохранение РФ. 1992. — № 8. — С. 6−9.
  225. О.П., Таранов A.M. Социально-экономические аспекты здравоохранения и обязательного медицинского страхования // Вестник ОМС. 1999.-№ i.c. 38
  226. И. М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М&bdquo- 1998.-334 с.
  227. С. В. Дилеммы реформы здравоохранения // Вопросы экономики. 1998. — № 3. — С. 90−104.
  228. С. В. Метаморфозы реформы российского здравоохранения
  229. Вопросы экономики. 1995. — № 9. — С. 26−33.
  230. С. В. и др. Создание системы обязательного медико-социального страхования // Здравоохранение. 1998. — № 4. — С. 10−15.
  231. Ю. К. Анализ динамики ВВП в странах СНГ в 1990—2000 гг.. // Вопросы статистики. 2001. — № 12. — С. 9.
  232. Ф. Систему здравоохранения спасет добровольное страхование // Деловой Петербург. 2001. — № 212. — С. 12−13.
  233. О. П. Проблемы здоровья населения РФ и его прогноз на период до 2005 г. // Проблемы социальной гигиены. 2001. — № 3. — С. 3.
  234. Экономика и организация медицинского страхования / Ред. Т. Е. Гвар-лиани. Хабаровск, 1995.
  235. Юрченко J1. А. Медицинское страхование как фактор социальной стабильности // Финансы. 1994. — № 12. — С. 53−55.
  236. Г. От обязательного медицинского страхования к медико-социальному // Врач. — 2000. — № 7.161
  237. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  238. JI. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995. — 276 с.
  239. Н. В. О социально-психологической готовности врачей к введению бюджетно-страховой медицины // Здравоохранение РФ. 1993. -№ 6. — С. 7−9.
  240. Abel-Smith В., Mossiallos Е. Cost Containment and Health Care Reform: A Study of the European Union // Health Policy. 1994. — Vol. 28.
  241. Bodenheemer T. Eng jmed. 1999. P. 488192.
  242. Charls Perrow. Organizational Analysis: A Sociological View.- Belmont. California: Wads worth, 1970.
  243. Kast F. E. and Rosenzweig J. E. General Systems Teory: Applications for Organization and Management // Academy of Management Journal. 1972. -№ 4. -Vol. 15.
  244. Lohr K. N., Donaldson M. S., Haarris-Wehling J. Medicare: a strategy for quality assurance. Quality of care in a changing health care environment
  245. Qual Rev Bull. 1992. — Vol. 18.
  246. McGuer A., Henderson J. and Mooney G. The Economics of Health Care. -L.- N. Y., 1988.
  247. Zastrow C. Introduction to social work and social welfare. N. Y., 1996.
Заполнить форму текущей работой