Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурные основы модернизации высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классическое высшее образование впервые за несколько веков выступает как необходимое, но недостаточное условие существования общества и личности. В сложившимся информационном обществе основным ресурсом, обеспечивающим функционирование его основных сфер, становится человеческий потенциал, а ведущей системой — информационное производство, которое на первый план выдвигает социальные институты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Изменение высшего образования в современных социокультурных условиях
    • 1. 1. Социокультурные изменения информационного общества
    • 1. 2. Изменения роли высшего образования во второй половине XX века
    • 1. 3. Модернизация системы высшего образования как социокультурный феномен
  • ГЛАВА 2. Модернизация российской системы высшего образования
    • 2. 1. Социально-исторические аспекты модернизации отечественной системы высшего образования
    • 2. 2. Современный этап модернизации: социокультурные особенности и противоречия
    • 2. 3. Модернизация высшего образования в академической среде: опыт прикладного социологического исследования

Социокультурные основы модернизации высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется современными социокультурными изменениями постиндустриального, информационного общества, которое предъявляет новые требования к системе высшего образования. Провозглашенное основным социальным институтом, оно не только способствует становлению и развитию новой социокультурной реальности, но и постоянно трансформируется, изменяя свои функциональные, структурные, институциональные, организационные, идеологические, ценностные характеристики. Требования современного общества во всем мире вызвали масштабные процессы модернизации высшего образования, которые затрагивают мировую систему высшего образования в целом, отдельные национальные системы, реализуются на региональном уровне.

В таких условиях модернизация отечественного высшего образования напрямую зависит от взаимовлияния трех факторов: общемировых процессов модернизации данного социального института, связанных с социокультурными изменениями информационного обществанациональных социально-экономических и политических трансформаций последних десятилетий, которые повлекли за собой множество реформ, в том числе и в системе высшего образованиярегиональных процессов социокультурных изменений, в результате которых высшее образование принимает на себя системообразующую роль.

Интеграция общемировых и национальных традиций способствует процессам диверсификации высшего образования, нарастанию структурного, правового, институционального разнообразия, проникновению глобальных экономических тенденций в традиционно социокультурную сферу высшего образования, усилению креативности и открытости. Одновременно собственно российские изменения последних десятилетий привели к проникновению в отечественную высшую школу новых форм финансирования и социальной организации, изменению номенклатуры специальностей, возникновению новых социальных взаимодействий с общеобразовательной школой, формированию рынка образовательных услуг.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в выступлении на VIII съезде Российского союза ректоров подчеркнул1, что сегодня к образованию предъявлены самые высокие требования и очевидно, «что вхождение в новые общественные и экономические реалии начала 90-х годов было сложным испытанием для российской высшей школы», которая достаточно быстро и гибко отреагировала на возрождение престижа образования как основы жизненного успеха. Одновременно перед высшим образованием стоят задачи повышения конкурентоспособности страны на мировом уровне, развития экономики в целом и ее отдельных отраслей, а также интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации.

Такие постулаты и определяют сегодня процесс модернизации отечественного высшего образования, который затрагивает, прежде всего, социокультурные основы развития российского общества, отличающиеся бифуркациями, доминированием ситуаций социального риска, что требует принципиально новых подходов к организации высшего образования. Возникает необходимость фундаментального социологического анализа проблемы модернизации системы высшего образования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы развития системы высшего образования, в целом, и ее модернизации, в частности, в достаточной мере представлены в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Первые попытки изучения данной тематики в рамках социологической науки были предприняты классиками социологии Э. Дюркгеймом, JI. Уордом, М. Вебером, Д. Дьюи, К. Маннгеймом, П. Сорокиным, М. Шелером. В трудах этих ученых отмечалась социокультурная природа.

1 Путин В. В. Выступление на VIII съезде Российского союза ректоров // Высшее образование в России. 2006. № 7. с. 4.

2 Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996; Word L. Dinamic sociology or applied social science as based upon statistical sociology and the less complex sciences. N.Y., 1983. высшего образования, ее взаимосвязь с социально-экономическими и политическими процессами, способность данного социального института к изменениям и модернизации под влиянием социально-исторической ситуации.

Во второй половине XX века исследования модернизации высшего образования становятся важной частью общесоциологических теорий. Влияние тенденций постиндустриального общества на развитие системы высшего образования, многогранность процесса модернизации, вписанные в новые полисистемные отношения, рассмотрены в работах Д. Белла, З. Баумана, К. Керра, А. Турена, Э. Тофлера.3 Именно в работах, посвященных социологическому обоснованию новой социальной реальности, высшее образование, университеты были провозглашены основным социальным институтом, который определяет развитие не только культуры, но и экономики, и политики.

Одновременно с такими оптимистическими взглядами, появляются концепции кризиса системы образования под влиянием социально-исторического развития (Ф.Т. Кумбс).4 Постепенно критика современных тенденций развития высшего образования напрямую стала связываться с нарастанием глобализационных процессов и их проникновением в культуру университетов и других высших учебных заведений. На рубеже XX—XXI вв.еков в исследованиях 3. Баумана, Д. Бока, Дж. Деланти, Б. Кларка, П. Скотта, посвященных трансформации системы образования под влиянием.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Дьюи Д. Свобода и культура / пер. Л. Машковского. London, 1968; Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Он же. Очерки социологии знания. М., 2000; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

3 Белл. Д. Грядущее постидустриальное общество. М., 1992; Турен А. Возвращение человека действующего: очерки социологии. М., 1998; Тофлер Э. Прогнозы и предпосылки. М., 1983; Kerr С.А. Critical Age in the University Word: Accumulated Heritage versus Modem Imperatives // Europe Y. Of Ed. Abington. 1987. V.22 № 2.

4 Кумбс Ф. Т. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970. процессов информатизации и глобализации5, был четко очерчен круг современных проблем ее модернизации, которые затрагивают такие процессы, как интернационализация, информатизация, коммерциализация и т. д.

Большое место вопросам социокультурных изменений современного высшего образования уделено и в отечественной научной литературе. Развитие высшего образования как основного социального института национального государства, его модернизация под влиянием социально-исторического развития российского общества нашло отражение в работах А. Андреева, А. Валицкой, В. Жукова, Г. Красноженовой, JI. Пивневой, В. Садовничего, Д. Сапрыкина, Ю. Круглова, и др. Компаративные исследования российского высшего образования и общемировых тенденций модернизации, основных направлений развития политики высшей образования в современных условиях получили развитие в работах С. Аскольдовой, Г. Ашина, Д. Бадарча, С. Белякова, Б. Вульфсона, А. Галагана, С. Зарецкой, А. Кубышкина, И. Налетовой, О. Олейниковой, Ю. Татура, С. Суровова, И. Федорова.

Многообразие направлений модернизации вызвало и множество работ, которые анализируют ее разные проявления. Процессы организационных изменений нашли развитие в исследованиях А. Смоленцевой, А. Грудзинского, М. Лукашенко, А. Егоршинанарастанию тенденций интернационализации посвящены работы В. Култыгина, В. Нечаева, В. Никольского, А. Слепухина, Н. Федотовойинтеграция отечественной системы высшего образования в европейское образовательное пространство отражена в трудах В. Байденко, Ю. Рубина, О. Олейниковойинституциональные изменения исследованы Д. Константиновским, Г.

5 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002; Бок Д. Университеты и будущее Америки. М., 1994; Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater. 2002. № 4- Delanty G. Challenging Knowledge Society. Buckingham, 2001.

Зборовским, В. Ничаевым, Н. Сорокиной, В. Садовничим, Ф. Шереги6- вопросы регионализации поднимались в исследованиях Н. Лоншаковой, И. Слеткова, В. Юрьева, Шафранова-Куцева, И.Задонской.

В последнее время большое место в исследованиях начинает занимать анализ собственно мероприятий Концепции модернизации системы образования Российской Федерации (Т. Клячко, В. Садовничий, В. Жуков, Я. Кузьминов, Ф. Шереги).

Однако, несмотря на многочисленные научные работы, говорить о выработке какой-либо стройной социокультурной картины модернизации высшего образования пока нельзя, так как в основном эти работы носят поисковый и гипотетический характер, особенно в области социокультурных взаимоотношений государства, общества и академической общественности, что в свою очередь и определило выбор диссертационного исследования.

Цель исследования. Основной целью диссертационного исследования стало формирование социокультурной модели модернизации высшего образования и ее верификация эмпирическом материале.

Для достижения поставленной цели было необходимо последовательное решение ряда задач:

— изучение основных тенденций развития современного общества и места в нем высшего образования;

6 Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века М., Зборовский Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социс. 1997. № 2- 1999; Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., — 2003. Модернизация российского образования / под ред. Т. Л. Клячко. -М., 2002. Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки 2002 № 2- Нечаев В. Я. Социология образования. Курс лекций. М., 1998. Садовничий В.А.- Белокуров В.В.- Сушко В.Г.- Шишкин Е. В. Университетское образование. Приглашение к размышлению. М., 1995. Сорокина Н. Д. Образование в современном мире (социологический анализ). М., 2004; Шереги Ф.Э.- Харчева В.Г.- Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997; Галаган А. И. Философия образования для XXI века. М., 1998; Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999; Зарецкая С. А. Проблемы финансирования высшего образования в Великобритании в 90-е годы // Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы. М., 1999; Стратегии адоптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / под ред. Т. Л. Клячко. — М., 2002; Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М., 1998.

— изучение основных тенденций развития высшего образования в новых социокультурных условиях;

— анализ теоретико-методологических основ процесса модернизации системы высшего образования в условиях глобального информационного общества;

— компаративный анализ тенденций процессов модернизации системы высшего образования в современных социокультурных условиях, определение особенностей российской модели модернизации;

— создание модели взаимодействия государства и академической общественности в процессе модернизации системы образования.

Объект исследования — высшее образование как трансформирующаяся система и один из основных социальных институтов.

В качестве предмета исследования выступают социокультурные особенности изменений высшего образования под влиянием модернизации.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования определили идеи классиков социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, К. Майнгейма, которые рассматривали образование как неотъемлемую часть жизни общества и указывали на взаимосвязь социально-исторического развития с изменениями в системе образования. Большое влияние на формирование взглядов диссертанта оказали современные социологические теории З. Баумана, Д. Белла, М. Кастельса, А. Турена, Ф. Кумбса, которые рассматривают необратимые изменение системы образования под влиянием информационного общества и процессов глобализации. Исследование социальных взаимодействий глобальных и национальных тенденций в работах данных авторов предопределило анализ диссертантом социокультурных процессов в современном отечественном высшем образовании.

В качестве методологических ориентиров в диссертационном исследовании были использованы принципы целостного подхода к анализу исследуемого явленияединства логического и историческогокогерентности и непротиворечивости выдвигаемых предположений.

Эмпирическую базу исследования составили данные социологических исследований: «Отношение академической общественности к модернизации системы высшего образования» (опрошено 275 человек), «Интеграция российского высшего образования в мировое образовательное пространство» (опрошено 170 человек), «Модернизация отечественной системы образования глазами учителей» (опрошено 39 человек), проведенных в 20 052 006 годах в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина и МОУ гимназии № 7 г. Тамбова. Основные методы сбора информацииопрос и глубинное интервью. В первых двух исследованиях была использована двухступенчатая (пилотажная), случайная, квотная выборка по половозрастным и профессиональным характеристикам, в третьем исследовании выборка сплошная. Дополнительно была использована вторичная социологическая информация общероссийского и регионального уровней.

Для анализа эмпирических данных применялись математико-статистические методы линейного и корреляционного анализа. При обработке данных использовался пакет программного обеспечения SPSS 13.0 для Windows.

Научная новизна исследования заключается в выделении социокультурных характеристик современного процесса модернизации высшего образования на мировом и российском уровне и их соотношении. В частности, основные результаты, определяющие научную новизну, состоят в следующем:

— уточнена (относительно исследуемой темы) роль социального института образования в условиях информационного общества, которое предъявляет повышенные требования к образовательному уровню, как отдельной личности, так и всего общества в целом. Одновременно остается открытым вопрос о модели системы образования информационного общества, который и ставит проблему модернизации;

— выделены основные направления развития высшего образования в современных социокультурных условиях, которые основаны на противопоставлении глобальных социально-экономических тенденций и социокультурных традиций интернационализации;

— определены основные социокультурные направления модернизации высшего образования, которые включают в себя три больших блока: вторая волна диверсификации высшего образования, способствовавшая развитию глобального рынка образовательных услугиндивидуализация и креативность высшего образования, которая отвечает за повышение роли качества высшего образования и усиление его опережающего характераинтернационализация высшего образования;

— проанализированы социально-исторические особенности модернизации российской системы образования, на основе которых выделены традиционные особенности отечественной высшей школы, показаны социокультурные возможности их интеграции с современными общемировыми тенденциями модернизации;

— исследованы отношения академической общественности к процессам модернизации системы образования Российской Федерации, на основании чего выявлен ряд конфликтных точек, препятствующих выработке консолидированной позиции государства и академической общественности по вопросу проведения модернизации системы высшего образования.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в получении теоретического и социально-практического обоснования современных процессов модернизации системы высшего образования. Созданная социокультурная модель модернизации, включающая в себя три основных направления: развитие глобальных социально-экономических тенденций, социокультурных особенностей интернационализации и гибкости, креативности высшего образования может быть использована для дальнейшей разработки проблемы, а также в учебном процессе в рамках учебных курсов по социологии, социологии образования, культурологии. Выводы и рекомендации, сделанные в диссертации, могут быть использованы для разработки предложений для региональных и муниципальных органов управления по проблемам модернизации регионального высшего образования, для выработки стратегии развития высшего учебного заведения в условиях глобально-региональной реальности.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Классическое высшее образование впервые за несколько веков выступает как необходимое, но недостаточное условие существования общества и личности. В сложившимся информационном обществе основным ресурсом, обеспечивающим функционирование его основных сфер, становится человеческий потенциал, а ведущей системой — информационное производство, которое на первый план выдвигает социальные институты и институциональные практики социокультурных сфер общества, среди которых выделяется высшее образование. Поэтому перед высшим образованием вот уже несколько десятилетий стоит вопрос перманентной модернизации, которая, с одной стороны, должна затрагивать собственно систему высшего образования, а с другой — способствовать изменению системы высшего образования в рамках существующих глобальных социальных изменений и даже, в какой то степени, предварять эти социальные изменения.

• Развитие современного общества, с одной стороны, и основные тенденции функционирования высшего образования, с другой, определяют приоритетные направлениями современной модернизации образования: структурная, системная, организационная диверсификацияразвитие дистанционных и виртуальных форм образованиякреативизация и индивидуализация образования, повышение его качества на фоне развития опережающего характера системы высшего образования относительно общества и производстваинтернационализация образования и формирование мировой системы высшего образования в глобальном масштабе.

• В современной России осуществляются основные направления модернизации высшего образования, что и в большинстве развитых стран: наблюдаются диверсификация и создание открытого информационного пространства высшего образованияпроводятся мероприятия, направленные на повышение системы качества и креативности высшей школынарастают тенденции интернационализации. Одновременно отечественные тенденции модернизации имеют и свои особенности. В отличие от Запада современное развитие отечественной высшей школы происходит на общем фоне социально-экономических, политических и социокультурных трансформаций всего российского общества, что ставит ее модернизацию в бифуркационную точку изменений всей мировой системы высшего образования.

• Эффективность модернизации системы высшего образования России, в первую очередь, зависит от совпадения взглядов на вектор ее развития государства и академической общественности. Однако, проведенные социологические исследования, видетельствуют о неоднозначности восприятия представителями региональной академической общественности основных мероприятий процесса модернизации.

Апробация работы. Результаты исследования излагались на международных и всероссийских конференциях «Университет как системообразующий фактор региона и модели его управления» (Тамбов, 2003), «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2004), «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2004, 2005), «Державинские чтения» (Тамбов, 2004), опубликованы в научном журнале, включенном в список научных изданий ВАК РФ, «Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки». Содержание работы отражено в коллективной монографии «Современное высшее образование: теоретикометодологические основы и опыт прикладных исследований», научных публикациях автора, общим объемом 4,3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, иллюстрирована таблицами, схемами.

Заключение

.

В нынешнем обществе высшее образование приобрело качественно новый характер. Существенно возросло количество точек пересечения с другими сферами общественной жизни, произошли глубокие трансформации плоскости технологической и социокультурной реализации задач высшего образования. Произошло новое пропорциональное деление запросов к высшему образованию и способности их удовлетворять.

В эпоху информационного общества социальный институт образования как сложная, открытая, неравновесная, нелинейная система начинает быстро дифференцироваться: из него выделяются ранее существовавшие институциональные практики — высшее образование, непрерывное образование, дополнительное образование, виртуальное образование, дистанционное образование и т. д., которые становятся самостоятельными социальными институтами. Особое место среди этих социальных институтов принадлежит высшему образованию, которое при переходе к новой социокультурной реальности в 60−70-х годах прошлого столетия было названо основным социальным институтом.

В информационном обществе высшее образование можно рассматривать как информационный процесс, обеспечивающий важные социальные задачи макроуровня — интеграцию и идентификацию социума, и микроуровня — формирование полноценной личности, способной активно действовать в современном мире. Функции высшего образования расширяются и включают несколько направлений: подготовку специалистов к выходу на рынок трудаподготовку гражданина к активным действиям в демократическом обществеспособность к саморазвитиюспособность к сохранению и развитию базы знаний.

В условиях информационного общества впервые за несколько веков классическое высшее образование выступает как необходимое, но недостаточное условие существования общества и личности на уровне информатизации. Поэтому перед высшим образованием вот уже несколько десятилетий стоит вопрос перманентной модернизации, которая, с одной стороны, должна затрагивать собственно систему высшего образования, а с другой — способствовать изменению системы высшего образования в рамках существующих глобальных социальных изменений и даже, в какой то степени, предварять эти социальные изменения.

В настоящее время можно говорить о значительном усилении тенденций интернационализации образования, увеличении удельного веса его международной составляющей, в частности, под влиянием тенденций глобализации экономики, развития современных глобальных информационных сетей.

На данный момент мировые процессы в образовательном пространстве оказывают определяющие влияние на национальные проекты по модернизации системы высшего образования, выступая порой ориентиром для их проведения.

Во многом, именно от конструктивного синтеза мировых и национальных тенденций высшего образования в рамках бинарного процесса зависит успешное проведение модернизации системы высшего образования. Во все большей мере высшее образование становится приоритетным направлением внутренней политики государства. Во многом именно в области конфликта мировых и национальных запросов и требований происходит формирование новых моделей высшего образования, которые определенным образом синтезируют глобальные и национальные тенденции развития экономических, политических и социокультурных сфер. В рамках национальной политики высшее образование, все чаще выступает как инструмент национальной безопасности и социокультурной экспансии, обеспечивая, таким образом, не только повышение стратегического интеллектуального ресурса государства, но также сохранение, экспорт и отчасти брендирование национальной культуры.

В России, традиционно, высшее образование находилось под жестким контролем государства и в той или иной мере было лишено потенциала социокультурной модернизации, обслуживая интересы внутренней и внешней политики государства.

К началу истории новой постсоветской России, высшее образование вписанное в систему экономических и политических интересов государства вместе с основными общественными институтами переживало колоссальный системный кризис. Многочисленные реформы, направленные на спасение системы образования, носили характер «полумер» и не были в состоянии решить огромный массив проблем, возникший на стыках образования с перестраивающимися экономическими, политическими и социально-культурными сферами общества. Инертность образования в данный период сыграло двойственную роль. С одной стороны, невозможность быстро адаптироваться к новым условиям и потребностям жизни общества вызвало серьезные разломы в системе образования, которые поставили целые направления высшего образования и в большей степени направления средне-специального образования на грань краха. Отечественное образование было не готово встретиться с реалиями новых экономических отношений. С другой стороны, достаточный резерв интеллектуального потенциала академической общественности и материально-технической базы, созданный за годы Советского союза, позволили системе образования достаточное время сглаживать многие проблемы и начать поиск собственных стратегий выживания и развития на появившимся рынке образовательных услуг.

В 90-е годы ХХ-го века высшие учебные заведения выработали ряд стратегий по развитию вузовского образования в новых экономических и социальных условиях. Многие вузы России существенно преуспели в развитии рынка образовательных услуг, превратившись в полноценные коммерческие корпорации. Однако процесс поиска общественного согласия в области доступности и качества высшего образования до сих пор не завершен. На данный момент в этом поиске можно выделить три основные стороны имеющие свои вполне конкретные ожидания — это государство, академическая общественность, потребители и пользователи образовательных услуг. Для проведения наиболее эффективной модернизации системы высшего образования, на данным момент необходимо в наиболее полной мере учитывать мнения вышеперечисленных сторон. Однако проходящие сегодня трансформации российской системы образования в большей степени способствуют реставрации традиционной для России схемы государственного доминирования, и как следствие вызывают определенное сопротивление со стороны академической общественности и заинтересованной части общества, внутри которых в свою очередь, существуют собственные структурные противоречия, что безусловно только усиливает деконструктивные процессы в модернизации высшего образования.

Во многом, именно, из-за подобных конфликтов многие мероприятия модернизации системы образования Российской Федерации работают не в полную силу или не работают полностью. Сегодня высшее образование России, безусловно, вышло на определенный новый качественный уровень, но из-за отсталости от мировых тенденций, из-за продолжающих поступать новых внутриэкономических и социокультурных запросов, ему необходимо сделать новый шаг вперед и от консолидации усилий всех заинтересованных сторон, и в первую очередь от позиции государственной власти будет зависит насколько быстро российское высшее образование сумеет его сделать и насколько крепко затем будет стоять на ногах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. История российских университетов: Очерки / Моск. обществ, науч. фонд. — М., 2001. — 234с.
  2. И. А. Виртуальные миры и человеческое познание. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. — 345с.
  3. . Вклад в будущее: приоритет образования. М, 1993. С. 17
  4. Г. К., Лозаннский Э. Д., Кравченко С. А. Социология политики. М.: Экзамен, 2001.-608 с.
  5. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко. М.: Ислед. центр МГИСС, 2002.
  6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. — 390 с.
  7. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.
  8. Белая книга российского образования. Ч. I. М., 2000. — 456 с.
  9. . Д. Грядущее постидустриальное общество. М., 1992. 673с.
  10. О. Высшее образование в России: вертикальная мобильность и социальная защита // Отечественные записки № 1 2002 32−34 с.
  11. А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна, 2001.
  12. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации (высшее и среднее профессиональное образование), 2000, № 11
  13. С.И. Правда о «реформе образования» // Стандарты и мониторинг образования. 2001. № 5 10−15 с.
  14. А. Университет и историческая ситуация// Он же. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб, 1999. — 565с.
  15. П.Владимирова А., Акинфеева Н., Современное образование: политика выживания или развития? // ВВШ № 3 2001 4−11с.
  16. С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе.// Русский исторический журнал. 1999, № 1. 20−34
  17. А.Г. Гражданское общество и модернизация в России //Политические исследования № 3 2000
  18. .Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI веков // Педагогика № 10 2002 11−25 с.
  19. Высшее образование в России: правила и реальность. М., — 2004. 379с.
  20. А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Соц. гум. знания № 5 2002 72−82 с.
  21. Г. И., Илюхина JI.B. Инновации в образовании: сущность и социальные аспекты. Ростов на Дону 1999 148 с.
  22. .С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998.
  23. Э. Социология. М., 1999.
  24. Глобализация и моделирование социальной динамики. М.2001. — 156с.
  25. Глобализация и образование: Сб. обзоров / ответственный редактор C.JI. Зарецкая. М.: ИНИОН, 2001.
  26. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики: Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир, 2004.
  27. Государственные приоритеты в науке и образовании / Ответ. Ре. А. И. Ракитов. М., ИНИОН, 2001.
  28. М. Дерзкий, хотя и маленький, новый мир высшего образования / Грин М., Эцкель П., Барблан А. // Alma mater. 2004. — № 4
  29. Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. -М.: Логос, 2001. С. 79−82.
  30. А.О. // Социологические исследования. 2003. — № 4.
  31. Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. М., 2004. — № 5. — 254 с.
  32. . Образование: необходимая утопия / Делор Ж. // Педагогика. -1998,-№ 5.
  33. Д.Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование / Джонстоун Д. Б. // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6.
  34. А.Н. Развитие образования в современном мире / А. Н. Джуринский. М., 1999. — 276 с.
  35. Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика № 5 1996 23- 48 с.
  36. В.И., Нечаев В .Я. Общество и образование. М., 2003 / Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. — М., 2003.
  37. Добреньков, Кравченко. Социология. Т.З. М., 2000. с.222
  38. О. Сорбонская и Болонская декларации: информация к размышлению //Alma mater № 6 2000
  39. С.И. Информационное общество. Социогуманитарные аспекты. СПб, Изд-во СПБГУ, 2004.
  40. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.-576 с.
  41. Э. Самоубийство. Социологический этюд//М.: Мысль, 1994. -480с.
  42. А.П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление. N 4(15) 2000. С. 50−64
  43. Т. Новые каналы социализации: рынок труда и предпринимательство // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 11.
  44. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., 2003. — 384 с.
  45. В.И. Университетское образование: история, социология, политика / В. И. Жуков. М.: Академический Проект, 2003
  46. В.А. Россия XX столетия: реформы или социальный эксперимент// Социально-гуманитарные знания№ 5 2001 5−18 с. 49.3аборовская А.С., Клячко Т. Л., Королев И. Б., Чернец В. А., Чирикова
  47. А.Е., Шилова JI.C., Шишкин С. В. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы. М., 2003. — с. 261
  48. Закон РФ «Об Образовании». М., 2001.51.3арецкая С. Л. Международная составляющая современного высшего образования // Сборник обзоров: Глобализация и образование. М., 2001.
  49. И. В., Ляхович Е. С. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994.
  50. В.А. История зарождения и формирования образовательной системы России // Социально-гуманитарное знание. 2001. № 4 198 -220 с.
  51. Ю. Национальное государство под натиском глобализации // Pro et contra Т.4 № 4 осень — 1999 — 202−210 с.
  52. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия перспективы. -М., 2000
  53. Н.М. История государства российского. Т. З М., 1983.
  54. М. Информационная эпоха: экономика общество, культура. М., 2000. — 578 с.
  55. В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991,-191 с.
  56. Е. Демонополизация рынка образовательных услуг в постсоветской России //Аспекты социальной теории и современного общества. Под ред С. Е. Кухтерина, А. Ю. Согомонова М: Изд-во ИС РАН, 1999.
  57. Д.Л. Динамика неравенства М., 1999
  58. Д.Л. Динамика неравенства М., 1999/ Шубкин В. Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970./ Руткевич М. Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования 1996 — № 11.
  59. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2004. — 23с.
  60. Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический проект: Мир, 2006. 320 с.
  61. А.Н. Профессиональное образование в 60−80-х годах: путь к инфляции // Отеч. история. М., 1994. — N 4/5.
  62. А.Н. Профессиональное образование в 60−80-х годах: путь к инфляции // Отеч. история. М., 1994. — N 4/5. — 142−162 с.
  63. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России // Педагогика № 6 1994 22−30 с.
  64. Ф.Т. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970.
  65. О.Л. Модернизация в России. К методол. изучения совр. отеч. истории / Зап.-Урал. учеб.-науч. центр. Пермь, 1996.
  66. А.И. Проблемы финансирования высшего образования в Российской Федерации.// Университетское управление 2005 № 4 32−48 с.
  67. А. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании//ВВШ № 8 1997- 50−56 с.
  68. М. Вебер «Избранные произведения» М.: Просвещение, 1990
  69. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: В 50-ти т. Перевод. / К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Прогресс, 1984
  70. Дж. Социология. СПб.: Питер, 2004. С. 95 — 752 с.
  71. X. На пути к обществу рабочего класса: российская классовая структура в 90-е годы. // Мир России № 2,2000.
  72. Т.Г., Хлебников В. А. Единый государственный экзамен и проблемы итоговой оценки учебных достижений // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 3.
  73. Л.Г. Развитие систем образования в западных странах в условиях глобализации // Сборник обзоров: Глобализация и образование. -М., 2001−208 с.
  74. В.К. Англо-русский словарь. 70 000 слов и выражений. М., 1969.
  75. И.В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. -354 с.
  76. И.В. Социология образования / И. В. Налетова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 154с.
  77. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000.
  78. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге (XIX XX вв.): Сборник документов. — СПб.: Лики России, 2000. — 332 с.
  79. Е. Перестройка высшего образования: состояние и перспективы. М., 1985. -2−14 с.
  80. Новый социальный механизм. М., 1990. 348 с. 8406 утверждении Федеральной программы развития образования: Фед. закон Рос. Федерации //Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 16.
  81. Н. Теория общества (фрагмент)//Теория общества. Сборник (пер. с нем., англ.) Вст. Ст., сост. и общ. ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-пресс-Ц., 1999. С.196−235.
  82. Постановление VII съезда Российского Союза ректоров. М., 2002
  83. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. М 1999.
  84. Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО- Вып. 1. -М, —2000.-С. 1—2
  85. Программа «Реформирование образования в РФ». М., 2001.
  86. Л.А., Налетова И. В., Копытова Н. Е., Захаров А. В. Культура и образование информационного общества. М.: Компания «Спутник+», 2006. — всего 209 с.
  87. С.И. Нетерпение мысли или исторический потрет радикальной русской интеллигенции. СПб., 2000 328 с.
  88. Российское образование в контексте международных показателей М., 2002.-76 с.
  89. Россия США идеологии формирования образовательного потенциала // ВВШ № 6 1998
  90. М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования 1996 № 11 С.4
  91. Система профессионального образования в Российской Федерации. Доклад. М., 2001
  92. В. Роль Государства и общества в развитии системы образования // ВВШ № 5 1998- 5−10 с.
  93. Социология после постмодернизма. Сводный реферат// Социологические исследования на пороге XXI века.: Отв. ред. Гирко JI.B. М., 2000.
  94. Социология, основы общей теории. Учебник для вузов (под ред. Осипова Г. В., Москвичева JI.H.) М., 2004 — 912 с.
  95. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, — 528 с.
  96. Т.А. Стимулирование качества вузовской деятельности за рубежом с помощью финансовых рычагов. М., 2000. — 68 с.
  97. JI.H., О.П. Синельникова Экономика образования в период его модернизации: состояние и проблемы.// Университетское управление 2005. № 5
  98. А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, — 528 с.
  99. Ф. Теории информационного общества. М., 2004
  100. Ф.Р. Социология и жизнь М.: Мысль, 1989.
  101. П.Н. Дискурсы глобализации и тенденции развития социологии. Аналитический обзор // Социологические исследования на пороге XXI века. М.: ИНИОН РАН, 2000. — с.23−58.
  102. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир, 2003. — 81 с.
  103. Ю. Демократия, разум, нравственность: Моск. лекции и интервью / РАН. Ин-т философии. М.: Academia, 1995. — 245 с.
  104. А.А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг.- М. 1998- 154 с.
  105. П.П. Уроки великой Екатерины. Русский исторический журнал. Т 1,1998 г., № 1.
  106. Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций // Сборник обзоров: Глобализация и образование. М., 2001
  107. Шелепин JLА. Реформа образования и ее последствия // Методический семинар ФИАН. Доклады вып. 1−9., М., 2001
  108. Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев A.JL Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов: Социологический анализ / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.JI. Арефьев. -М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
  109. П. Социология социальных изменений. М., 1996. 386 с.
  110. В.А. Разработка государственной политики в области образования и ее реализация в РФ. М., 2001
  111. В.Н., Чередниченко Г. А. Молодежь вступает в жизнь: социологические исследования проблемы выбора профессии и трудоустройства. -М., 1985 96 с.
  112. В.М. Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики // Автореферат М. 2001
  113. О. Образование в императорской России // Отечественные записки 2002 № 1
  114. Baudrillard J. Ecstasy of Communication // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Foster. Port Townsend: Bay Press, 1983. P. 126 133.
  115. LambertR.D. International education and international competency in the United States // European J. of education, 1993, vol. 28, N 3, p. 309−325
  116. Lyotard J.-F. The Postmodern Explained. Correspondence 1982−1985. Minneapolis-L., 1993.
Заполнить форму текущей работой