Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История и основные направления развития отечественных теоретических исследований культурогенеза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Агаркова Д. Б. Филогенез культуры: теоретические основания и реконструкция процесса: Автореф. дис. к.ф.н. — Сургут, 2004; Арцыбашева Т. Н. Центральная Россия как историко-культурный регион: Культуро-генез Средневековья и раннего Нового времени: Дис. д-ра культурол. наук. — СПб., 2004; Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности: Дис. .д-ра психол.наук. — М., 1996; Бариев… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Опыт реконструкции истории отечественной культурогенетики
    • 1. Теоретические и методологические предпосылки генетического изучения культуры
    • 2. У истоков отечественных теоретических исследований культурогенеза
  • Акад. Н.Я. Марр
    • 3. Деятельность секции генетики культуры ГАИМК в 1926 — 1929 гг
    • 4. Основные вехи отечественных теоретических исследований культурогенеза 1930-х-2000-х гг
  • Глава II. Основные направления развития отечественной культурогенетики
    • 1. Палеоантропологическое направление в изучении культурогенеза
    • 2. Археологическое направление реконструкции процессов культурогенеза
    • 3. Этнокультурологическое направление в изучении культурогенеза
    • 4. Психолого-культуро логическое направление в изучении культурогенеза
    • 5. Философско-культурологическое направление в изучении культурогенеза

История и основные направления развития отечественных теоретических исследований культурогенеза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено осмыслению отечественных теоретических разработок в области изучения культурогене-тических процессов. Рассматриваются основные достижения и вклад российских учёных в исследование проблем изучения культурогенеза, проводится реконструкция истоков культурогенетики*, выявляются общие алгоритмы её развития. Особое внимание уделено философско-культурологическому обобщению полученных в этой области результатов, типологизации и анализу существующих концепций культурогенеза, представленных на настоящий момент в различных дисциплинарных рамках отечественной науки.

Актуальность исследования.

Одной из фундаментальных проблем культурологии является изучение процессов культурогенеза, поскольку динамика порождения и самообновления культуры является неотъемлемой составляющей человеческого бытия и охватывает все формы человеческой деятельности. Российскими учёными за прошедшее время было создано значительное количество трудов, посвященных изучению культурогенеза, и в связи с этим возникла настоятельная потребность исследовать и обобщить это обширное интеллектуальное наследие.

Своевременность и общественная значимость представляемой работы обусловлены тем, что сейчас в XXI в. назрела необходимость во всестороннем развитии исследований, посвященных проблемам культурогенеза. Глобальные кризисы и радикальные изменения, охватывающие все сферы жизнедеятельности современного российского общества, в высшей степени актуализируют необходимость теоретического изучения культурогенетических процессов и обновления способов регуляции социокультурных отношений. Политика государства в области культуры и модернизация общества должны Следует сразу оговориться, что всё поле целенаправленных исследований в области культурогенеза будет в данной работе условно обозначаться собирательным словом «кулыпур огенетика», которое было впервые предложено в середине 1990;х гг. А. Я. Флиером. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что на настоящий момент уровень становления данной области знания ещё не позволяет говорить об окончательном оформлении или выделении культурогенетики в качестве специализированной дисциплины в структуре культурологии. быть адекватны перспективам социокультурных трансформаций и должны носить системный характер. Следовательно, аналитическое рассмотрение многолетнего российского опыта изучения процессов культурогенеза со всей очевидностью имеет не только академический, но и чётко выраженный прикладной аспект, связанный с оценкой перспектив совершенствования культу-рогенетических исследований и практической важностью применения вытекающих из них выводов для разработки адекватной государственной политики в области культуры.

Изменяющаяся Россия — ради понимания собственного прошлого, настоящего и будущего — с настоятельной необходимостью должна обращаться к философскому и научному наследию отечественных мыслителей, которые многое сделали для постижения тех вопросов о порождении и развитии культуры, которые со всей остротой стоят перед нами и сейчас. Непредвзятое и адекватное понимание их логики размышлений и вариантов ответа на заданные ими вопросы является насущной задачей как для культурогенетики в качестве особой отрасли знаний в составе культурологии, так и для философии истории культуры.

Научная актуальность данного исследования продиктована, прежде всего, тем, что современный этап развития философии культуры и фундаментальной культурологии в нашей стране характеризуется настоятельной необходимостью в генерализации накопленного опыта культурогенетических исследований. Это связано в первую очередь с наличием в специальной литературе весьма различающихся между собой частнонаучных и разноаспектных подходов в изучении культурогенетических процессов. Исходя из современного состояния историографии философско-культурологического знания, воссоздаётся и актуализируется одна из прежде неизученных страниц в истории отечественной философии культуры и культурологии, раскрывается развитие наиболее перспективных теоретико-методологических подходов применительно к конкретно-историческому изучению культурогенеза. Процесс становления и развития культурогенетики в нашей стране и её органичные и содержательные взаимосвязи с другими теоретическими и прикладными дисциплинами является важной составной частью общей истории российской и мировой науки, заслуживая специального аналитического исследования. В этом отношении представляет особый интерес генеалогия развития культу-рогенетических идей, выявление взаимного влияния разных учёных друг на друга и обусловленные этим механизмы генерации качественноновых знаний и теоретических положений, касающихся проблем изучения культуроге-неза. Само изучение методологических аспектов теоретического исследования культурогенеза потенциально обладает существенной научно-практической значимостью. Поэтому значение данной диссертационной работы во многом определяется необходимостью в философско-культурологическом осмыслении этих подходов и достигнутых в отечественной культурогенетике результатов. в целом. ;

Степень научной разработанности темы диссертации Несмотря на весьма обширный список авторов, и их работ, которые можно отнести к рассматриваемой" проблематике, история отечественной культурогенетики на настоящий момент остается по большей части неизученной: Отдельные попытки реконструкции её некоторых аспектов предпринимались, как правило, лишь в рамках историографических разделов диссертационных, работ, посвященных теоретическим и конкретно-историческим проблемам динамики культуры и собственно культурогенеза1. Однако исто.

1 Агаркова Д. Б. Филогенез культуры: теоретические основания и реконструкция процесса: Автореф. дис.. к.ф.н. — Сургут, 2004; Арцыбашева Т. Н. Центральная Россия как историко-культурный регион: Культуро-генез Средневековья и раннего Нового времени: Дис.. д-ра культурол. наук. — СПб., 2004; Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности: Дис. .д-ра психол.наук. — М., 1996; Бариев P.X. Философские аспекты этногенеза волжских булгар: Автореф. дис.. д.ф.н. — СПб., 1997; Богуцький Ю. П. Культурогенез як сучасний науковий феномен // Вюник ДержавноТ акадсмн кер1вних кадр ¡-в культури i мис-тецтв. -2000. — № 2, — С. 75−81- Игошева М. А. Культурологический статус концепции этногенеза Л. Н. Гумилева: Автореф. дис.. канд.филос.н. — Ростов н/Д, 1998; Коган ИЛ. Возникновение и развитие культуры: этнопсихологические предпосылки / Автореф. дис. доктора культурологии. — Мн.: БГУК, 2002; Ларин Ю. В. Мировоззренческо-методологические основы постижения культуры: проблема концептуализации: Автореф. дис.. д.ф.н. — Тюмень, 2004; Лях В. И. Культурогенез как проблема теории культуры: Автореф. дис. д.ф.н./МГУКИ. — М., 1999; МазаеваТ.А. Инновационная динамика в этнокультурной среде: Автореф. дис.. д.ф.н. — Ростов н/Д, 2007; Оленев С. М. Информационная детерминация культурогенеза (философский категориальный и историко-гснетический анализ): Автореф. дис.. д.ф.н. — М.: МГУКИ, 2004; Пе-липенко A.A., Яковенко И. Г. Культура каксистема. — М.: Языки русской культуры, 1998; Селиванов В. В. Предмет искусства (в генетическом освещении): Автореф. дис. .'. канд.фклос.наук. — Л.: ЛГУ, 1969; Флиер риографические обзоры литературы, присутствующие в диссертационных работах этих авторов, имеют, как правило, весьма беглый и описательный характер. В них рассматриваются прежде всего те аспекты культурогенети-ческой проблематики, которые связаны с темой той или иной диссертации. Задачи написания этих обзорных разделов диссертаций не предполагают целостной реконструкции истории отечественной культурогенетики, от них нельзя ожидать обобщающей типологии или детальной классификации основных направлений в исследовании культурогенеза, которая учитывала бы всё многообразие существующих на настоящий момент точек зрения, и т. д.2.

Культурно-генетическому направлению в этнографиии в археолого-этнографических исследованиях посвящены статьи С.И. Вайнштейна3, однако они носят очень сжатый, тезисный характер. О современном состоянии разработок данной тематики в палеоантропологии' и археологии имеются' отдельные публикации Л. Б. Вишняцкого, В. Р. Кабо, Л. С. Клейна, А. И. Мартынова, Ю. И. Семёнова, А. Д. Столяра, В. В. Селиванова, А. К. Филиппова, Б. А. Фролова, Я. А. Шера и др.4. Концепции психолого.

А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: Дис.. д.ф.н./ Российский институт культурологии. — М., 1995.

2 См., напр.: Богуцький ю.п. Культурогенез як фшософсько-юторичний феномен: Автореф. дис. канд. фшос. наук. — К., 2000; Коган И. Л. Возникновение и развитие культуры: этнопсихологические предпосылки / Автореф. дис. доктора культурологии. — Мн.: БГУК, 2002; Лях В. И. Основные подходы изучения культурогенеза // Культурологическое образование: состояние проблем, перспективы: Сб. науч.статей. -Краснодар, 1999. С. 15−26.

1 Вайнштейн С. И. Культурно-генетическое направление в этнографии и полевые исследования // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1984;1985 гг. Тез. докл.

— Йошкар-Ола, (1986. С. 64−65- Вайнштейн С. И. Культурно-генетические исследования // Этнография и смежные дисциплины, этнографические субдисциплины, школы и направления. Методы / Свод основных этнографических понятий и терминов. Вып. 2. — М.: Наука, 1988. С. 64−65- Вайнштейн С. И. Культурно-генетическое направление в современных археолого-этнографнческих исследованиях // II Международный конгресс этнографов и антропологов. Резюме докладов и сообщений. Т. 1. Уфа, 1997. С. 39.

4 Вишняцкий Л. Б.

Введение

в преисторию. Проблемы антропогенеза и становления культуры. Кишинев. 2002; Вишняцкий Л. Б. О движущих силах развития культуры в преистории // Восток (Опеш). 2002. № 2. С. 19−39- Клейн Л. С. Проблема смены культур в современных археологических теориях // Вестник Ленинградского Университета. 1975. № 8. С. 95−103- Клейн Л. С. Проблема преемственности и смены археологических культур П Преемственность и инновации в развитии древних культур. — Л.: Наука, 1981. С. 33−37- Клейн Л. С. Феномен советской археологии. — СПб.: Фарн, 1993; Клейн Л. С. Место М.И.Артамонова в истории российской археологической мысли // Скифы, хазары, славяне, Древняя Русь. К 100-летию со дня рождения М. И. Артамонова. Санкт-Петербург, 9−12 дек. 1998 г. Тезисы докладов. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998.

— С. 18−20- Клейн Л. С.

Введение

в теоретическую археологию. Книга I. Метаархеология. — СПб.: Бельведер, 2004; Клейн Л. С. История археологической мысли. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009 (в печати) — Мартынов А. И. Культурогенез. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2008; Селиванов в.в. Проблема генезиса культуры и искусства // Искусство в системе культуры. — Л.: Наука, 1987; Селиванов в.В. Истоки петербургской культурологической школы и её современные перспективы и проблемы // Петербургская культурология: проблемы и перспективы. — СПб., 2005; Семенов Ю. И. Разработка проблем истории культурогенетического направления рассматриваются во многих работах5, но через призму их определённой авторской интерпретации. Во всех этих публикациях в той или иной степени затрагивается состояние изученности обозначенной проблематики лишь в пределах конкретного направления, а не всей отечественной культурогенетики в целом.

Итак, учитывая важность для данной диссертационной работы историографических изысканий перечисленных авторов, можно тем не менее заключить, что избранная тема ещё практически не исследована, а задачи полномасштабного культурфилософского и собственно культурологического осмысления истории формирования и содержания культурогенетической проблематики до сих пор в полной мере не решены. В результате совершенно не известен тот обрывистый и извилистый путь, который привёл к современному уровню знаний в области культурогенеза.

Объект и предмет исследования Объектом диссертационной работы является развитие отечественной философской и научной мысли о культуре. первобытного общества в Институте этнографии АН СССР в «эпоху Бромлея» (воспоминания и размышления) // Этнографическое обозрение. 2001. № 6. С. 3−21- Кабо В. Р. Теоретические проблемы реконструкции первобытности // Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества. Сб. статей АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. С. 60−107. Столяр А. Д. Проблема происхождения палеолитического изобразительного искусства как предметно-генетическая задача (к вопросу о методике историко-археологического исследования) // Древний Восток и мировая культура. — М., 1981. С. 511- Столяр А. Д. Мировоззренческий феномен этносоциокультурогенеза первобытного севера Европейской России // Первобытная и средневековая история и культура Европейского Севера: проблемы изучения и научной реконструкции: Междунар. науч.-практич. конф. Сборник научных статей и докл. / Отв. ред.-сост. АЛ. Мартынов. — п. Соловецкий (Архангельская обл.): Изд-во СОЛТИ, 2006. С. 24−38- Филиппов А. К. Хаос и гармония в искусстве палеолита. — СПб.: ЛООО «Сохранение природного и культурного наследия», 2004 и др.

Асмолов А. Г. Социальная биография культурно-исторической психологии // Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика, 1993. С. 3−19- Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды / Ред. М. Г. Ярошевский. — М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1996; Коган И. Л. Этнопсихологические основания культурогенеза. — Мн.: Ин-т современных знаний, 2001; Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / Пер. с англ. -М.: Когито-Центр, Изд-во «Институт психологии РАН» 1997; Культурно-историческая психология развития. — М., 2001; Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова T.A. Основы психогенетики. — М.: Эпидавр, 1998; Ма-цумото Д. Психология и культура. — СПб., Питер, 2003; Ольшанский Д. В. Культура в психологической трактовке: Грани субъективного рассмотрения культуры как деятельности // Культура и цивилизация. — М., 1984. -С. 111−112- Пузырен A.A. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. -М., 1986; Равич-Щербо И. В. Исследования по психогенетике // Вопросы психологии. — 1972. — № 2- Равич-Щербо И.В., Марютина T.M., Григоренко Е. Л. Психогенетика. — М.: Аспект Пресс, 2006; Старовойтен-ко Е. Б. Культурогенез поиска и раскрытия личности // Культурная психология личности. — М.: Академ. ПроектГаудеамус, 2007. — С. 27−72- Шкуратов В. А. Историческая психология. — 2-е прераб. изд. — М.: Смысл, 1997; Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии. — СПб., 1993.

Предмет исследования диссертации — отечественные концепции куль-турогенеза, созданные в 1920;х — начале 2000;х гг.

Это хронологическое ограничение представляется наиболее целесообразным, поскольку охватывает весь период целенаправленных исследований в области изучения культурогенеза. Исходный рубеж представляемой работы — середина 1920;х годов — ознаменован открытием совершенно неизведанной прежде области исследований, которая получила название — генетика культуры. Конечная грань исследования — 2008 г. — фиксирует состояние культу-рогенетических исследований в нашей стране на настоящий момент. Таким образом, намечены довольно широкие временные рамки, которые задают особый способ подачи материала: здесь главное не стремление к максимальной детализации — это дело будущих архивных и историко-науковедческих разысканий, а выявление обобщенного алгоритма развития и содержательной области отечественной культурогенетики.

Цели и задачи диссертации Цель диссертационной работы — анализ основных стратегий развития отечественных исследований культурогенетических процессов и их фило-софско-культурологическое обобщение.

В связи с указанной целью работы были поставлены следующие конкретные задачи, разрешение которых должно, по нашему мнению, наиболее полно раскрыть тему настоящего диссертационного исследования. изучение комплекса теоретических исследований культурогенетических процессов, призванное рассмотреть формирование различных концепций культурогенеза и показать преемственность и взаимопроникновение научных подходов в их развитиивыявление истоков российской культурогенетики и установление обобщённого алгоритма динамики её развитияпостроение обоснованной периодизации истории отечественной культурогенетики, исходя из внутренней логики становления данной междисциплинарной отраслисоздание общей типологии основных направлений в теоретическом исследовании культурогенеза, классификация словоупотребительных практик понятия «культурогенез», существующих на настоящий момент в нашей странеустановление и анализ наиболее важных методологических и теоретических аспектов изучения культурогенеза в отечественной наукеосмысление накопленного в нашей стране опыта теоретического изучения культурогенезаопределение возможных перспективных направлений в дальнейшем изучении процесса культурогенеза.

Методологическая и теоретическая основа исследования Наиболее общие принципы методологических оснований предпринятого исследования связаны с концептуальными установками диалектического и системного подходов, дополняясь онтологическим, гносеологическим, аксиологическим и праксеологическим аспектами рассмотрения отечественных философско-теоретических достижений в области изучения культурогенетических процессов. Опираясь на диалектику как философскую основу методологии данной работы, раскрывается сложный противоречивый характер развития культурогенетики в целом и каждой авторской концепции в частности.

Применение системного подхода в данном диссертационном исследовании состояло в системном анализе существующего в отечественной науке множества культурогенетических идейраскрытии их системообразующих фактороввыявлении необходимого и достаточного набора общесистемных характеристик, отличающих различные направления развития культурогенетикирассмотрении авторских концепций культурогенеза как комплексов взаимосвязанных теоретических положений, находящихся в сложном взаимодействии с другими концепциямиустановлении соотносительных связей как внутри формирующегося поля культурогенетических исследований, так и с сопредельными научными областямисистемном построении данной работы и т. д. В этом отношении оказались наиболее значимыми разработки таких представителей системного подхода, как П. К. Анохин, JI. Берталанфи, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.

В дополнение к системному подходу, используя теоретические и методологические достижения синергетики, автор опирался на работы И. Р. Пригожина, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого, E.H. Князевой,.

B.C. Стёпина, В. Г. Буданова, М. С. Кагана, В. В. Васильковой, В. П. Бранского, О. Н. Астафьевой и др.

В процессе исследования многолинейности траекторий развития отечественной культурогенетики были учтены теоретико-методологические принципы неоэволюционизма, заложенные в произведениях P. JL Карнейро, М. Д. Салинса, Дж. Стюарда, М. Харриса и др. Теоретико-методологические основы диссертации также тесно связаны с концептуальными установками культурологических исследований, представленных в работах.

C.Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, А. Я. Флиера и др.

Кроме того, были учтены или применены основополагающие теоретические подходы в области истории и философии науки. В контексте предпринятого исследования оказались особенно эффективны концептуальные науковедческие подходы A.A. Любищева, Т. Куна, М. Полани, C.B. Мейена, П. Фейерабенда и B.C. Стёпина (анализ концептуального содержания куль-турогенетических теорий, динамики развития культурогенетики, смены её постулатов, установление культурно-исторических и личностных детерминант формирования концепций культурогенеза и т. д.).

В соответствии с избранными методологическими основаниями, на которые опирается настоящая работа, были определены методы исследования. Благодаря применению комплекса философских и общенаучных методов оказывается возможным адекватно проанализировать концептуально-категориальный аппарат, эпистемологические основы и наиболее существенные обобщения в теоретических и конкретно-исторических исследованиях культурогенеза. Для изучения теоретических разработок в области культурогенеза были привлечены принципы развития, связи и всесторонности, научной объективности в изложении материала, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации и систематизации, абстрагирования и моделирования. Общенаучные методы системно-структурного и системно-функционального подходов применялись в соответствии с особенностями исследования, дополняясь многообразием частнонаучиых методов, близких к главной теме исследования.

Наибольшую эффективность показал широко использованный в данной работе генетический метод, под которым обычно понимается метод исследования явлений или процессов, основанный на анализе происхождения, наследования и последовательности стадий самообновления. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным исходным порождающим элементам и выведение из них исследуемого явления. Генетический метод как одно из проявлений историзма и системного подхода получил своё обоснование в трудах В. фон Гумбольдта, А. Н. Уайтхеда, О. М. Фрейденберг, Э. С. Маркаряна, В. П. Алексеева, С. И. Вайнштейна, Г. А. Климова, М. М. Маковского, А. И. Субетто, Ю. В. Яковеца и др. На этой основе был проведён генетико-семантический анализ фундаментальных концептов культурогенетических теорий, палеонтологический анализ различных напластований в их развитиианализ происхождения, преемственности и алгоритмов самообновления культурогенетикигенеалогический анализ идей авторов рассматриваемых концепцийгомологический анализ путей научного поиска в области изучения культурогенеза и т. д.

Для всестороннего изучения и целостной реконструкции истоков и основных этапов развития отечественной культурогенетики был использован комплекс исторических методов (принцип приоритета источника, аналити-ко-описательный метод, метод сравнительно-исторического анализа, проблемно-хронологический метод, синхронистический и диахронический анализ, ретроспективный, проспективный и перспективный анализ). В соответствии с принципом историзма каждая концепция культурогенеза рассматривалась, во-первых, в развитии и измененииво-вторых, в связи с другими теоретическими исследованиями культурогенеза и в контексте соответствующих социально-политических условийв-третьих, в связи с конкретным опытом истории науки, который позволяет установить не только непосредственные, но и отдаленные последствия возникновения тех или иных концептуальных разработок в культурогенетике. Найденные в процессе исследования архивные документы (Научный архив Института истории материальной культуры Российской академии наук) были подвергнуты источниковедческому анализу, который позволил раскрыть их историческое содержание, изучить конкретные условия и историю их возникновения, извлечь из документов сведения, касающиеся деятельности секции генетики культуры ГАИМК, работы философско-методологического семинара ЛОИА и т. д.

Поскольку процесс культурогенеза лишь сравнительно недавно стал предметом специальных научных изысканий, то в данной группе методов вполне оправдано использование метода интервьюирования учёных, изучающих данную проблематику, а также закладывавших основы отечественной культурогенетики. В целом ряде случаев именно применение данного метода предоставляет возможность «из первых рук» реконструировать и уточнить историю формирования культурогенетики, выявить взаимовлияние идей между различными исследователями, восполнить лакуны, подтвердить или опровергнуть ту или иную интерпретацию событий и т. д.

Итак, специфика проблематики данной работы обусловила необходимость применения комплексного сочетания базового философского, общенаучного и частнонаучного уровней методологического анализа. Выбор конкретных методов исследования определялся требованиями целесообразности и полноты проводимого анализа. Применение этих принципов, методов и подходов на практике показывает, что все они во многом пересекаются и взаимно дополняют друг друга. Формируемая таким образом системная методологическая стратегия способна обеспечить наиболее верифицируемые результаты, позволяя выявить своеобразие понимания культурогенеза в различных авторских концепциях, осмыслить специфику их содержания в контексте развития отечественных и зарубежных культурологических исследований, а также в контексте общественно-политической и идеологической ситуации, в которой эти концепции создавались.

Рабочая гипотеза исследования В качестве научной гипотезы данного диссертационного исследования выступает предположение о том, что общая теоретико-методологическая база (генетический метод и сам предмет исследования — культурогенез) при всех различиях авторских подходов предопределяла тем не менее черты существенного сходства (аналогичности) в разработке культурогенетических проблем и самих алгоритмах развития этих исследований. Иными словами, рабочая гипотеза исследования состоит в априорном утверждении, что пути культурогенетических исследований в нашей стране представляют собой ряд дискретных гомологичных траекторий научного поиска в области изучения культурогенеза. Исходя из разных оснований (археологических, этнографических и т. д.), учёные двигались к постановке проблем культурогенеза весьма схожими исследовательскими путями, но приходили к содержательно различным выводам о сущности и специфике этого рода процессов.

Источниковая база исследования Основной корпус проанализированных источников по истории основных направлений теоретического изучения культурогенеза составляют архивные документы и опубликованная научная литература, посвященные данной проблематике, а также материалы проведённых в ходе исследования устных опросов.

На настоящий момент различным аспектам изучения процессов культурогенеза посвящено огромное число работ, которые в силу специфики темы диссертации могут рассматриваться в качестве источников. Так, в археологической литературе этот термин получил особенно широкое хождение. Поэтому встала проблема отбора наиболее значимых авторских концепций для специального рассмотрения в диссертационном исследовании. Отечественные концепции культурогенеза, привлекаемые для анализа, отбирались сразу по нескольким критериям. К таковым критериям можно отнести: научная новизна и эвристическая значимость предпринятых разработок в области культурогенезаглубина изучения культурогенетической проблематикисодержательность концептуальных построенийтипичность трактовок культурогенеза в рамках отдельных направленийоригинальность в решении культуроге-нетических вопросов и т. д.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники могут быть подразделены на следующие группы:

1. В контексте избранной темы были широко использованы малоизвестные документальные источники из Рукописного отдела Научного архива Института истории материальной культуры Российской академии наук (фонд № 2, оп. 1 за 1926 — 1931 гг.- фонд № 312, оп. 1.). Благодаря именно этим архивным документам удалось выявить истоки отечественных культурогенети-ческих исследований в нашей стране, а также основные вехи развития археологического направления реконструкций процессов культурогенеза.

2. Следующая группа привлечённых источников — сведения, полученные в ходе проведённых автором устных опросов учёных, стоявших у истоков ряда направлений отечественной культурогенетики, а также внесших значительный вклад в разработку данной проблематики (В.М. Массон, А .Я. Флиер, Э. С. Маркарян, B.C. Бочкарёв, P.A. Литвиненко, Т. Н. Арцыбашева, А. Д. Столяр, A.C. Кармин, В. В. Селиванов, И. Ф. Кефели, Р. Х. Бариев, Л .С. Клейн, A.B. Кияшко, М. С. Каган, А. Б. Агаркова и др.).

3. К третьей группе относятся индивидуальные авторские монографии и коллективные труды, в которых затрагиваются отдельные вопросы и сюжеты, связанные с изучением культурогенетической проблематики. Данная группа источников позволяет определить наиболее изученные проблемы культурогенеза, концептуальные подходы учёных к историко-культурному материалу, соотношение и взаимопроникновение культурогенетической проблематики с другими областями знания (философско-культурологические, этнологические, исторические, психолого-культурологические дисциплины). Здесь в первую очередь следует упомянуть монографические исследования процессов культурогенеза А. Я. Флиера, В. М. Массона, A.B. Кияшко, И. Л. Когана, С. М. Оленева, Р. Х. Бариева, A.A. Пелипенко, И. Г. Яковенко и др. Среди имевшихся в нашем распоряжении коллективных трудов необходимо особо отметить многотомное издание Томского государственного университета «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири», а также такие коллективные монографии, как «Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса», «Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве» и др.

4. В качестве самостоятельной категории источников можно выделить диссертационные исследования, поскольку они имеют собственную специфику, обладая в то же время сходной с монографическими работами историографической и научной ценностью. Во-первых, для диссертаций характерна большая степень разработанности поставленных в них культурогене-тических проблем и методологической строгости при изложении самого хода исследования, а обозначенная в них тематика, как правило, очерчена более узко, чем в монографиях. Во-вторых, по сравнению с ними успех и научное признание диссертационного исследования в большей мере зависит от его актуальности, поэтому диссертации можно рассматривать как своеобразный «барометр» в определении наиболее изучаемых и приоритетных проблем исследования культурогенеза. Наконец, количество и качество защищенных диссертаций позволяет определить уровень развития данной научной отрасли, степень подготовки научных кадров, формирование научных школ, востребованность обществом знаний по той или иной проблематике. К этой группе источников примыкают диссертационные работы А. Я. Флиера, И. Л. Когана, С. М. Оленева, В. И. Лях, А. Б. Агарковой, Т. Н. Арцыбашевой, Р. Х. Бариева, A.B. Кияшко, М. А. Игошевой, Н. Г. Лагойды, Ю. В. Ларина, М. Е. Ткачука, A.B. Шестаковой и др.

5. Наконец, последнюю группу источников составляют статьи, изданные в научной периодике и различных тематических сборниках. Эта категория источников применительно к заявленной теме является наиболее широко представленной. Для статей характерны оперативность и информативность. Как правило, при написании статей не ставится цель детализированного и всестороннего анализа определённой проблемы, их главная задача информировать научную общественность о начале разработки новой тематики, о последних достижениях в области изучения культурогенеза. Они быстрее откликаются на требования своей эпохи, новейшие методологические новации, именно на страницах научной периодики поднимаются и дискутируются наиболее актуальные вопросы культурогенетических исследований.

Основные научные положения, выносимые на защиту I. Понятие «культурогенез» содержит в себе множество смысловых пластов, выступая своего рода концептуально-семантическим пучком. Смысловое поле данного понятия неизбежно менялось по мере развития культурогенетических исследований, что и находило своё отражение в семантических напластованиях. Инвариантным оставался и остается выражаемый этим понятием фундаментальный вопрос о происхождении форм и явлений культуры. Как показал проведённый анализ, этот вопрос в своей общей формулировке содержит три ключевых проблемы, степень внимания к которым варьировала у различных исследователей: генерация паттернов и явлений культуры, наследование самой порождающей способности и изменчивость в этом наследовании. На этой основе культурогенез как научный концепт может и должен играть роль генерализующей модели, которая обладает значительным направляющим действием и эвристическим потенциалом.

II. Истоки культурно-генетического направления исследований в нашей стране связаны с разработками плеяды петербургских учёных во главе с акад. Н. Я. Марром, включавшей его коллег и последователей (И.И. Мещанинов, Д. К. Зеленин, A.A. Миллер, О. М. Фрейденберг, А. П. Окладников и др.). Именно этой школой была открыта новая область исследований — генетика культуры, определён её предмет — генезис кулыпу-ротворческих процессов', предложен специальный комплекс генесиологиче-ских методов для их изучения, очерчена содержательная область и обозначен круг ключевых проблем. Однако выдвинутая в 1920;х гг. исследовательская программа во многом опередила естественную логику развития науки, поскольку на тот момент ещё не была подготовлена необходимая и достаточная фактическая база для полномасштабного изучения процессов культурогенеза.

III. Появление и первые попытки разработки культурогенетической проблематики тесно связаны с революционным изломом 1917 г., когда рождение нового государства, нового общества, самого нового строя жизни, — осмыслялись наиболее проницательными умами в 20-х гг. не только как «апокалипсис» и «конец света», но и как своего рода новый «космогонический» процесс, взрыв, зачинающий нечто новое. Всё это — с неизбежностью заставляло задуматься о причинах, ходе и последствиях этого «генерирующего процесса». Поэтому теоретическая рефлексия этого процесса начала пороэюдения нового в значительной мере обусловила в нашей стране в 1920;х гг. всплеск генетических исследований культуры.

IV. Зарождавшаяся культурогенетика прорастала из лона различных социально-гуманитарных областей научного знания, логика развития которых сама подталкивала исследователей (действовавших зачастую независимо друг от друга) к необходимости (исходя из специфики своих профессиональных занятий) затрагивать так или иначе проблемы культурогенетических процессов. То, что культурогенетика имела своими истоками разные дисциплинарные области, связанные с процессуально-генетическим изучением культуры, обусловило качественную специфичность различных стратегий в изучении культурогенеза.

V. Основываясь на предпринятой реконструкции основных этапов истории отечественной культурогенетики, был выявлен обобщённый алгоритм её развития: «синкрезис» (XIX в.) — «диффузное состояние» (начало XX в.) -«скрещение» (прибл. 1920;е — нач. 1930;х) — «анабиоз» (1930;е — кон. 1950;х гг.) — «регенера11ияу> (прибл. 1960;е — нач. 1970;х гг.) — дифференциация (прибл. 1970;е — нач. 1990;х гг.) — концептуально-теоретические разработки (1990;е — 2000;е гг.). Кроме того, можно предположить, что дальнейшие исследования, пойдут в сторону большей междисциплинарности и укрепления» интегративности, а также взаимопроникновения между различными научными отраслями, изучающими процессы культурогенеза. Поэтому в ближайшем, будущем следует ожидать наступления' комплексно-синтетического периода в развитии культурогенетических исследований.

VI. Динамика развития отечественной культурогенетики носит явно выраженный нелинейный характер, что обусловило многовариантность, альтернативность выбора путей, по которым происходило её развитие и которые были систематизированы в довольно условно названные направления («палеоан-трополого-культурогенетическое», «археолого-культурогенетическое» «эт-нокультурологическое», «психолого-культурогенетическое», «философско-культурологическое» и др.). Каждое-из этих направлений изучения процессов культурогенеза проходило в своём развитии череду точек полифуркации, «разветвлявших» траектории научных поисковконкретных учёных. Кроме того, нелинейность проявляется также в чередовании подъёмов и спадов интенсивности проведения культурогенетических исследований. Как показывает статистический анализ, пики роста приходятся на 1920;е гг., конец 1960;х — сер. 1970;х гг., начиная с конца 1980;х гг. наблюдается неуклонное повышение исследовательского интереса к этой области.

Научная новизна диссертации Диссертация является первой в российской науке работой, которая непосредственно сконцентрирована на осмыслении отечественных подходов применительно к теоретическим аспектам конкретно-исторического изучения культурогенеза. Впервые анализируется весь основной комплекс отечественной культурологической и смежной по своей тематике литературы, затрагивающей проблемы изучения культурогенеза.

Методологическая новизна работы состоит в применении имманентного культурогенетике метода генетического анализа при изучении истории её развития (при этом был уточнён ряд операциональных составляющих генетического метода), а также системном сочетании различных концептуальных установок, подходов, принципов и методов применительно к специфике темы исследования.

Впервые выявлены истоки культурогенетических изысканий в нашей стране, которые уходят в 1920;е гг. и связаны со складывавшимся в это время генетизмом (процессуально-генетическим подходом) как особым стилем концептуальных исследований. Было показано, что институционально зарождение отечественной культурогенетики следует связывать с деятельностью секции генетики культуры Государственной академии истории материальной культуры.

Предложена целостная реконструкция основных этапов развития отечественной культурогенетики.

Впервые открыт или с новых позиций переосмыслен вклад в становление культурогенетики таких выдающихся учёных, как Н. Я. Марр, И. И. Мещанинов, О. М. Фрейденберг, Д. К. Зеленин, А. П. Окладников, Л. Н. Гумилёв и др., заслуги которых в данной области исследований были до того совершенно не известны либо практически полностью забыты.

Представлена типологизация исследований культурогенеза, которая призвана учесть наиболее значимые направления и авторские подходы по данной тематике.

Опираясь на весь опыт исследования истории отечественной культуроге-нетической мысли, было выявлено инвариантное и вариативное в понимании культурогенеза у различных исследователей.

Выявлен концептуальный и конкретно-исторический потенциал дальнейших теоретических изысканий в области культурогенетической проблематики.

Новизна предлагаемой диссертации определяется и введением в научный обиход ранее не привлекавшегося и не исследовавшегося под данным углом зрения комплекса архивных материалов из Рукописного отдела Научного архива Института истории материальной культуры РАН. Кроме того, были включены в научный оборот результаты проведенных автором персональных устных опросов по истории становления культурогенетики с некоторыми из её основоположников и учёных, изучающих данную проблематику.

Теоретическая значимость диссертации В настоящей работе были аккумулированы и обобщёны наиболее важные достижения российских исследований в области культурогенеза, которые получают осмысление с философско-культурологических позиций. На материале рассмотренных работ отечественных авторов показано диалектическое развитие концептуальных подходов, посвященных теоретическому изучению процессов культурогенеза. Выявлены гомологические алгоритмы формирования культурогенетических исследованийна основе их изучения построена обобщённая нелинейная модель развития отечественной культурогенетики. Была показана содержательная и проблемная общность различных исследовательских подходов в области изучения культурогенеза, несмотря на различие его авторских трактовок. Таким образом, теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что проблемы, исследуемые автором, могут послужить теоретико-методологическими ориентирами в дальнейшей разработке культурогенетики как одного из важнейших разделов отечественной культурологии и культурфилософии.

Практическая значимость исследования Теоретические положения и фактологический материал, собранный и обобщенный в диссертации, её результаты и выводы важны для дальнейшего развития культурогенетических исследований и могут быть использованы в процессе преподавания университетских курсов по различным дисциплинам культурологического цикла, затрагивающих основы культурогенетики и динамики культуры, а также при подготовке научных трудов по истории культуроведческой мысли, составлении учебных пособий по теории и философии культуры.

Материалы диссертации могут представлять интерес для исследователей истории развития отечественной науки XX века.

Апробация и внедрение результатов работы.

Наиболее важные результаты предпринятого исследования были представлены в ряде докладов в т. ч.: Дни петербургской философии (Санкт-Петербург, ф-т философии и политологии СПбГУ, 2005;2008 гг.) — IV Между-нар. студенч. науч. конф. «Проблемы культурогенеза и древней истории Восточной Европы и Сибири» (исторический ф-т СПбГУ, 27−30 апр. 2006 г.) — 1-П Российский культурологический конгресс (СПб., 25−29 авг. 2006 г., 25−29 но-яб. 2008 г.) — Междунар. науч. конгресс «Человек в мире культуры: исследования, прогнозы» (Казань, КазГУКИ, 17−18 апр.2007 г.) — Научно-практич. конф. «Культурогенез и проблемы актуализации культурного наследия народов Тюменской области» (г. Тюмень, ТюмГАКИ, 20 апр. 2007 года) — Междунар. симпозиум «Время культурологии», посвященный 75-летию Российского института культурологии (Москва, РИК РАН, 23−26 мая 2007 г.) — VI Междунар. Евразийский науч. форум (Казахстан, Астана, ЕНУ, 29−30 окт. 2007 г.) и др.

Кроме того, на основе созданных автором рабочих программ отдельные результаты данного исследования были внедрены в собственную преподавательскую практику на кафедре теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена и на кафедре культурологии и глобалистики БГТУ «Воен-мех» им. Д. Ф. Устинова.

Настоящая диссертация была обсуждена на кафедре теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена и была рекомендована к защите по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры (Выписка из протокола № 15 заседания кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена от 27 июня 2008 года).

Результаты предпринятых исследований были изложены в ряде научных публикаций автора, в т. ч. и в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований. Общий объём публикаций по теме диссертации — 10,62 печатных листа.

Структура и объём диссертации Структура диссертационной работы определяется поставленными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных архивных документов (около 70 дел из Рукописного отдела Научного архива ИИМК РАН), источников и литературы (более 400 названий), а также нескольких приложений. Общий объем исследования составляет 204 стр., включая библиографический список и приложения — 253 стр.

Выводы к главе II.

Наибольшую трудность в исследовании культурогенетической проблематики представляет её междисциплинарный характер. Естественно, что культурология, как генерализующая наука, в решениипроблемы изучения культуры в генетическом разрезе имеет общее предметное поле со многими смежными областями знания: в первую очередь с историей, археологией, эт.

420 См.: Коган И. Л. Возникновение и развитие культуры: этнопсихологические предпосылки / Дисс. доктора культурологии. — Мн.: БГУК, 2002. нографией, психологией, языкознанием, искусствоведением и некоторыми другими дисциплинами. Соответственно, подходу исследования приходилось принимать во внимание историю развития этих дисциплин, рассматривая их на фоне социально-политических перипетий отечественной истории.

В ходе исследования была подтверждена и получила своё уточнение основная рабочая гипотеза диссертации, состоящая в том, что пути культуроге-нетических исследований в нашей стране представляют собой ряд дискретных изоморфных гомологичных линий. При пристальном изучении обнаруживаются черты существенного структурного сходства в исследовательских путях выхода к постановке проблемы культурогенеза на основе обобщения различного посвоему характеру материала (археологического, историко-культурного, этнографического, психолого-культурного и т. д.). Это говорит о6>изоморфизме (структуроподобии), т. е. сходстве в способах и алгоритмах разработки культурогенетических проблем как на конкретно-историческом, так и теоретико-методологическом уровнях. Системообразующими факторами при этом^могут быть в т. ч.:

— общественно-историческая обусловленность (кардинальные исторические перемены, смена общественных ориентиров, благоприятные условия для проведения научных работ в области культурогенеза),.

— внутринаучная обусловленность (достигнут необходимый и достаточный уровень фактической базы данных, существуют соответствующие предпосылки в области методологии, междисциплинарной направленности, терминологии, теории культурогенетических исследований),.

— случайностные субъективные факторы (склад мышления исследователя, научные интересы, выбранная тема и т. д.).

Во многих случаях исследователи отталкивались от поисков ответа на вопрос о тайне зарождения культуры или какой-либо её сферы (для всего человечества в первобытности или конкретных этносов на протяжении истории), затем имело место изучение процесса происхождения от момента зарождения до современности, что зачастую вело к сосредоточению внимания на порождающей сердцевине" этого процесса, а это давало в свою очередь возможность выйти на культурогенетический уровень обобщения. Таким образом, опираясь на проделанный анализ, можно отметить такую характерную особенность, как гомологичностъ в развёртывании исследовательской деятельности у совершенно различных учёных, занимавшихся изучением культурогенеза.

При анализе рассматриваемых культурогенетических разработок представляется плодотворным использовать науковедческую концепцию М. Полани421. Стержень концепции М. Полани — существование двух типов знания — явного, вербализуемого, выражаемого в словах и знаках, и неявного знания, скрытого, подразумеваемого или имплицитного. Согласно этому автору, неявное знание не вербализуется, а существует как предчувствие, пред-сознание, в форме персональных символов или образов. Эти неявные-личностные элементы! осознаются не сами по себе, а лишь посредством их вклада в постижение целого. Специалисты могут сформулировать некоторые общие принципы своей работы и указать на ключевые моменты своей практической деятельности, но «знают они все эюе гораздо больше, чем могут выразить в словах, они знают эти принципы и признаки практически, не эксплицитно, не как объекты, а в качестве инструментов, неразрывно связанных, с их интеллектуальными усилиями, направленными на постижение той ситуации, с которой сталкиваются. И в этом своем качестве периферическое знание невыразимо в словах» 422. Именно с такого рода трудностями приходится сталкиваться при анализе ряда рассматриваемых работ (особенно Марра, Фрейденберг и Гумилёва).

М. Полани вводит важное для истории науки понятие «кот (ептуальное открытие». Оно представляет собой удачный способ выразить неявное знание или неявно принимаемое допущение в ясной, доступной для других знаковой форме. В истории культурогенетики — наряду с эмпирическими откры.

421 Полани М. Личностное знание. — М.: Прогресс, 1985. — 344 с.

422 Там же. С. 130. тиями — была очень велика роль именно концептуальных открытий, к которым следует отнести введение новых терминов, понятий, способов представления данных, а также собственно концептуальных конструктов и открытий. Концептуальные открытия на десятилетия предопределяют направление эмпирических работ в этой области, как например, произошло с концептуальным открытием B.C. Бочкарёвым очагов культурогенеза. В сферу важных концептуальных нововведений входит формулирование принципов культу-рогенетического анализа и системы терминов, необходимых для конкретного историко-культурного описания и реконструкции процессов культурогенеза, концептуальная разработка генетических методов изучения культуротворче-ства.

Из всех многочисленных стратегий исследования культурогенетических процессов наиболее перспективными представляются две тесно связанных линии поиска. В одном случае — культурогенез раскрывается как процесс кулътуротеорчестеа (Н.Я. Марр, И.И. Мещанинов), самообновления и самопорождения культуры (А.Я. Флиер). С другой стороны, культурогенез предстаёт как npoifecc возникновения и развития культуры конкретных единиц исторического процесса (А.П. Окладников, В. М. Массон, JI.H. Гумилёв). Причём, оговорим, что здесь речь идет не о двух параллельных линиях, а о двух векторах теоретического обобщения. Для первого подхода более характерен дедуктивный ход мысли (от созданной абстрактно обобщённой модели культурогенеза к конкретике), а второй — отталкивается от изучения конкретно-исторических единиц культурогенеза и уже на этой основе приближается к построению некой модели этого процесса. Иными словами, это не параллельные, а взаимно устремленные направления культурогенетических исследований, которые пока тем не менее ещё не встретились.

Анализируя понимание культурогенеза, разработанное В. М. Массоном и восходящее к А. П. Окладникову и Н. Я. Марру, можно заметить чёткое его отличие от точки зрения, выдвинутой А. Я. Флиером в сер. 1990;х гг. Эти исследователи акцентировали своё внимание на разных составляющих культурогенеза. Это отличие заключается в частности и в понимании соотношения таких терминов, как «культурогенез» и «динамика культуры». В концепции А. Я. Флиера «культурогенез» — это один из типов «динамики культуры», имеющий инновативный характер, т. е. для него этот процесс выступает стартовым импульсом существования и изменчивости конкретно-исторических культурных систем и форм. Однако представители петербургской школы культурогенетики В. М. Массон, B.C. Бочкарёв и др. в своих исследованиях показали, что всё разнообразие форм динамики культуры является видимым выражением порождающей активности процессов культурогенеза. «Преемственность культуры при таком механизме следует диалектическому закону снятия или отрицания, являюгцелгуся условием и моментом развития и.

423 вместе с тем моментом связи нового со старым.

В этом же контексте В. Е. Давидович и Ю. А. Жданов подчёркивали, что источником движения и развития культуры выступает внутренняя противоречивость сохранения и прохождения, постоянного самоотрицания. По их словам, культура не только и не столько фиксация достигнутого результата, сколько его снятие, развитие и восхождение: «Противоречивость самой человеческой деятельности, способом бытия которой выступает человеческая культура, порождает амбивалентность, оппозиционность, двуединость всей системы культуры. Общая закономерность диалектического развития, пронизывая всю сферу культуры, облекается в специфические системные качества, вызывает собственно культурные коллизии» 424. Поэтому в культурогенезе заключена возможность сдвигов, вызывающих изменение тех или иных системных элементов, всего целого культуры. При взаимодействии в процессах культурогенеза таких разноустремлённых тенденций, как преодоление, сохранение и восхождение на новый более высокий уровень развития, происходит селекция (отбор) сохраняемых культурных форм и их удержание с ор

425 ганическим включением в систему культуры .

423 Массон В. М. Первые цивилизации. — Л.: Наука, 1989. С. 20−21.

424 Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культурыРостов-на-Дону, 1979. С. 221−222.

425 Ср.: Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. С. 241.

— 198.

Вместе с тем необходимо учитывать «человекомерность» процессов культурогенеза, человека как главного субъекта и объекта, творца и творения культуры, обладающего широкой полосой свободы выбора, что чрезвычайно усложняет культурогенетическое исследование, особенно по сравнению с т.н. «точными» науками. Особенно важно возрождение этого подхода в том числе и в связи с проблемами внедрения синергетики в культурологию, этнологию и гуманитарные науки в целом. Само применение синергетиче-ской парадигмы к изучению социокультурного развития не должно сводиться к механической экстраполяции уже готовых результатов, полученных основоположниками синергетики (И.Р. Пригожиным, Г. Хакеном и др.) в ходе изучения физико-химических процессов, поскольку антропосоциокультур-ные системы отличаются от физико-химических гораздо большим уровнем сложности (о чём вполне справедливо говорил в т. ч. и М.С. Каган). Диалек-тико-противоречивое построение культуры вырастает, по словам В. Е. Давидовича и Ю. А. Жданова, во взаимодействии заданных и порождённых обстоятельств, с одной стороны, и творящей человеческой энергии, — с другой. Всякая человеческая деятельность несёт в себе свободу как целепо-лагающую активность, реализующую объективно рождающиеся возможно.

426 СТИ .

Зарождавшаяся культурогенетика прорастала из лона различных социально-гуманитарных областей научного знания. Логика их развития сама подталкивала исследователей (действовавших зачастую независимо друг от друга) к необходимости (исходя из специфики своих профессиональных занятий) затрагивать так или иначе различные вопросы изучения культуроге-нетических процессов. То, что культурогенетика имела своими истоками разные дисциплинарные области, связанные с процессуально-генетическим осмыслением культуры, обусловило качественную специфичность различных стратегий в изучении культурогенеза. В соответствии с этим попытаемся.

426 Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. С. 222. представить в виде приводимой ниже схемы общую классификацию стратегических линий культурогенетических исследований*. Стриепш т учения культур огеназа |.

Фюосс^с>.о-1—льг)рогеке11н<�ск"е шгритнне.

Инфоришганно-?Зшияиеаишие шщяцш (С Олнге^Н.Свднеи}.

Пивс^лы^х о таеис* стае ШрШЕНЕ.

Лрзздлолнгратдогаепгкгое Юфаивве.

•лнктхшах.

ПНИЩИ кчыуратаз" Сг. Лела / А.

Шиолш-нулиурогеюгачеиое ^ ниршленхе :

7 Т.

Эпюшо-хуптуриюклиесксе гал) илмшв.

Ипсящюты гащепшя хрыурспгмзе А-Я.Флкр

Кипе щи апрлвсопшкутоуртка МС. Хшм Ч.

КокцитЯТ Коххэтда.

— геягзед к/та Т/1 ы пупсюуюдас.

Е.Ф.Поршцц. р! ШН.

АР Столяр ьулиурогенем ндр. Б М Мао" Л.

Кинг пси отав КПЫурСЮТЗ!

ВС.Еощжрев! щ.

Згсишсферкм шиши гупиурсгеаеза пикфшмти аса концепция К. Н Мяхеева фйэамгадос пар

Ъссюкарю аттракшпй, р шс^ци гупьт^игедаа Л Н Гушем.

Исследование различных аспектов культурогенетических процессов осуществляется в рамках истории культуры, палеоантропологии, археологии, этнографии, этнологии, психологии личности и других. Наиболее обобщённое осмысление культурогенез получает с философско-культурологических позиций. Вместе с тем сравнительное изучение работ по рассматриваемой теме показывает, что задачи полномасштабного культурфилософского и собственно культурологического осмысления содержания культурогенетической проблематики в полной мере до сих пор не решены. Кроме того, существенным недостатком немногочисленных российских исследований процессов культурогенеза является значительный разрыв между теоретическим выкладками и их наполнением конкретным историко-культурным содержанием. Следует оговорить весьма условный и предварительный характер этой схемы, которая, безусловно, нуждается в дальнейшей корректировке и доработке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, заключая краткое изложение основных результатов предпринятого исследования, можно прийти к следующим обобщающим выводам.

I. Нынешнее состояние исследования проблем культурогенеза характеризуется значительным многообразием подходов, которые были сгруппированы в довольно условно названные направления: «палеоантрополого-культурогенетическое», «археолого-культурогенетическое» «этнолого-культурогенетическое», «философско-культурогенетическое», «психолого-культурогенетическое» и др. Многогранность культуры и сложность алгоритмов её многоуровневого самообновления и развития обусловили особую специфику культурогенетики — её принципиальную междисциплин арность. Культурогенез находится на пересечении исследовательских поисков целого ряда наук о культуре, являясь для них одной из узловых проблем.

II. Обращение к наследию российских мыслителей в области культурогенетики свидетельствует о том, что, утверждая новые подходы к изучению культурогенетических процессов, они обогатили не только отечественную, но и мировую социально-гуманитарную науку. Сделанный ими серьезный вклад в развитие культурологического знания сегодня приобретает особое значение, представляя не только различные варианты концептуального осмысления культурогенеза, но и развернутые, аргументированные методологические подходы к изучению феномена культуры в целом. Отечественные культурогенетические исследования обладают рядом особенностей в сравнении с аналогичными зарубежными разработками. Для российских учёных присуще понимание культурогенеза как диалектического процесса, изучение и моделирование его структуры и динамики на основе широкого охвата историко-культурных данных и с позиций различных социально-гуманитарных наук. Для западных авторов характерна установка на выявление информативных единиц культурной наследственности (мемов), механизмов порождения и эволюции культуры, ориентация на преимущественно прикладные разработки в этой области. Компаративный анализ свидетельствует о плодотворности синтеза исследовательских традиций различных национальных школ для комплексного изучения культурогенеза как порождающей сердцевины культуры. Настало время объединить разрозненные до сих пор исследования по генерации, меметическому наследованию, селекции, скрещению, мутациям, трансформациям и исчезновению культурных явлений (объектов, форм, паттернов). Важно понять всё то, что составляет основу порождения нелинейной динамики и ритмики развития культуры (её подъёмы, спады и стагнацию), а также её факторы и детерминанты.

III. В ходе исследования была подтверждена и получила своё уточнение основная рабочая гипотеза диссертации, состоящая в том, что пути культуро-генетических исследований в нашей стране представляют собой ряд дискретных изоморфных гомологичных линий. Это связано с тем, что современная культурогенетика рождалась не из одного, а из многих источников. Объективная логика её формирования шла сразу по нескольким независимым траекториям, которые различались по своим терминологическим, методологическим и концептуальным основаниям. Вместе с тем при пристальном изучении обнаруживаются черты существенного структурного сходства в исследовательских путях выхода к постановке проблемы культурогенеза на основе обобщения различного по своему характеру материала (археологического, историко-культурного, этнографического, психолого-культурного и т. д.). Это говорит об изоморфизме (структуроподобии), т. е. сходстве в способах и алгоритмах разработки культурогенетических проблем как на конкретно-историческом, так и теоретико-методологическом уровнях. Опираясь на проделанный анализ, была выявлена такая характерная особенность, как гомоло-гичность в развёртывании исследовательской деятельности у совершенно различных учёных, занимавшихся изучением культурогенеза. При этом общими были генетизм как парадигмальная установка и сам предмет исследования — культурогенез, хотя авторские подходы и сами стратегии его изучения были различны. Вместе с тем, эти разнообразные стратегии во многом взаимодополняют друг друга.

IV. Одним из первых учёных, кто в отечественной науке поставил вопрос о необходимости изучения процессов развития культуры в генетическом разрезе, был акад. Н. Я. Марр, который в середине 1920;х гг. обозначил разработки этой новой междисциплинарной области понятием «генетика культуры». Но этот термин носил синкретический характер, обозначая и область знания, и то, что должно ею изучаться. Иными словами, «генетика культуры» понималась изначально как «синтетическая дисциплина» и как собственно «генетические механизмы культуры». Насколько удалось выяснить, понятие «культурогенез» было впервые употреблено во вт. половине 1960;х гг. Ст. Лемом в работе «Философия случая». В нач. 1970;х гг. А. П. Окладников и Э. С. Маркарян одновременно и независимо друг от друга впервые в русскоязычной литературе использовали термин «культурогенез». Не исключено, что в целях упорядочивания накопленного на тот момент огромного археологического и историко-культурного материала из «новостро-ечных» раскопок, Окладников вводил этот термин, помня о наработках 1920;х гг. школы акад. Н. Я. Марра. Термин «культурогенетика» впервые предложил в середине 1990;х гг. А. Я. Флиер. Выделение культурогенетики в самостоятельное направление культурологии обосновывалось Флиером по совокупности таких признаков, как специфические предмет, объект и метод.

V. В отношении самого термина «культурогенез» в отечественной культурологической науке сложилось несколько различных подходов к определению его смысловых границ: 1) культурогенез как зарождение культуры в эпоху первобытности (Ю.И. Семёнов, М. С. Каган и др.) — 2) культурогенез как процесс возникновения и становления культурных комплексов (А.П. Окладников, B.C. Бочкарёв, В. М. Массой и др.) — 3) культурогенез как перманентный процесс генерации новых культурных форм и систем (А.Я. Флиер, И. Л. Коган, С. М. Оленев и др.) — 4) культурогенез как процесс порождения и развития культуры конкретных этносов (Л.Н. Гумилёв,.

Р.Х. Бариев, А.И. СубеттоС.И. Вайнштейн, С. А. Арутюнов, В. П. Алексеев и др.) — 5) личностный культурогенез (JI.C. Выготский, В. А. Шкуратов,.

A.A. Майер и др.). Причём четыре последние точки зрения не противостоят друг другу, но взаимно дополняют одна другую, поскольку отличаются, собственно говоря, ракурсом рассмотрения процессов самообновления культуры: философско-культурологическим, как у А. Я. Флиера и др., конкретно-историческим применительно к археологическим культурам, как в работах.

B.C. Бочкарёва и др., или этнокультурологическим в масштабах самобытных суперэтносов, как у JI.H. Гумилёва, либо психолого-культурологическим ракурсом, как у А. Г. Асмолова и др. Таким образом, в рассмотренных работах акцентируется внимание на разных аспектах культурогенетического процесса, исходя из различных дисциплинарных проекций и авторских подходов.

VI. Изучение процессов культурогенеза следует отличать от проблемы исследования культурогонии (зарождения культуры в первобытности). При известной связи они однако обладают качественной спецификой, которую не представляется целесообразным нивелировать. Эти вопросы нуждаются в различных методах и способах своего решения.

VII. Сравнительное изучение работ по рассматриваемой теме показывает, что онтологические, гносеологические и методологические вопросы изучения культурогенеза разработаны в отечественной науке крайне неравномерно. Кроме того, существенным недостатком немногочисленных российских исследований процессов культурогенеза является значительный разрыв между теоретическим выкладками и их наполнением конкретным историко-культурным содержанием. Необходим парадигмальный синтез наиболее плодотворных отечественных традиций теоретического изучения процессов культурогенеза и поиск основ целостного концептуального их представления. По сути, сейчас выпадает шанс придать новый импульс формированию культурогенетики и вывести её на качественно новый уровень развития в нашей стране.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой