Основные проблемы социальной защиты населения в Республике Беларусь
В пределах своей компетенции Министерство координирует разработку и участвует в осуществлении мер по улучшению демографической ситуации, анализирует состояние и использование трудовых ресурсов, осуществляет анализ занятости населения, проводит прогнозные расчёты численности населения республики, координирует разработку и реализацию государственной и региональных программ содействия занятости… Читать ещё >
Основные проблемы социальной защиты населения в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Сущность, основные причины необходимости социальной защиты населения
2. Инструменты и механизмы социальной защиты
3. Занятость, охрана труда как проблемы социальной защиты
4. Социальные гарантии и соблюдение принципов социальной справедливости в Республике Беларусь Заключение Список использованных источников Введение Актуальность курсовой работы. Социально-экономическая ситуация, которая сложилась в Республике Беларусь в связи с переходом к рыночным отношениям, обусловила необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию социальной сферы. Конечная цель этих мер — повышение уровня и качества жизни населения, адресная защита нуждающихся слоёв, обеспечение эффективной занятости.
Главным регулятором всех социальных процессов выступает социальная политика, предполагающая целенаправленную политику государства в вопросах гармонизации социальных отношений, гарантированное и справедливое удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.
Главной целью системы социальной защиты является развитие потенциала личности, населения страны в целом, что предполагает создание благоприятных условий для полноценного воспроизводства и развития каждым человеком своих способностей, а также обеспечение возможностей для трудовой и духовной самореализации.
Социальная политика и социальная сфера вторичны по отношению к экономике.
Экономика — материальная основа социального прогресса, решения всех социальных задач и проблем. Социальные программы, не обеспеченные экономически, остаются на бумаге. Но такое вторичное отношение социальной политики по отношению к экономике вовсе не означает, что для развития общества и социального равновесия социальная политика имеет второстепенную значимость.
Ведь только с помощью социальной защиты и соответствующих организационных усилий возможно поддержание такого уровня жизни населения, которое снижало бы социальную напряжённость. Социальная защита населения постоянно развивается, является адекватной состоянию государства и общества, находится в прямой связи и зависимости от целей и задач политической системы. В силу этого социальная политика нуждается в постоянном анализе, оценке достигнутого, обобщении опыта, в историческом сопоставлении характера и сущности социальной политики.
Цель курсовой работы — изучить проблемы социальной защиты населения в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность, основные причины необходимости социальной защиты населения;
2. Охарактеризовать инструменты и механизмы социальной защиты;
4. Дать характеристику занятости, охране труда как проблемы социальной защиты;
5. Изучить социальные гарантии и соблюдение принципов социальной справедливости в Республике Беларусь.
Объект исследования — социальная защита в условиях рынка.
Предмет исследования — состояние и перспективы развития системы социальной защиты населения в Беларуси.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
Структура и объём курсовой работы.
Работа выполнена в объеме 30 страниц компьютерного текста. Включает в себя введение, две главы, заключение. В работе использовано 20 литературных источников.
В ходе работы будут исследованы такие вопросы, как: основные причины необходимости социальной защиты населения, её инструменты и механизмы, занятость и охрана труда как проблема социальной защиты, а также соблюдение принципов социальной справедливости и социальные гарантии Республики Беларусь.
Для освещения темы использовались издания и публикации различных авторов, таких, как М. Н. Артюшенко, Т. К. Кайко, В. С. Кукушина, учебники по макроэкономике под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского, Л. П. Зеньковой и др.; интернет-источники: официальный сайт Министерства труда и социальной защиты, интернет-библиотеки и др.
1. Сущность, основные причины необходимости социальной защиты населения Государство является институтом экономической системы и поэтому ему, наряду с общественными организациями и международными движениями, отводится важная роль в области преодоления различных социальных проблем.
Для того чтобы повысить качество и общий уровень жизни населения в государстве постоянно проводится определённая экономическая политика. Но никакие виды политики — ни фискальная, ни монетарная, ни какие либо другие, — не способны решить такие проблемы, как высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных жизненных благ для некоторой части населения, обеспечение всех равными правами и возможностями в области доступа к образованию, культуре, здравоохранению и т. п.
Поэтому государство проводит социальную политику, под которой можно понимать совокупность мероприятий, направленных на улучшение социальных и экономических условий жизни общества в целом и отдельных его слоёв, а также достижение социальной справедливости. Социальная справедливость — это мера общественной пользы различных норм и законов, которые устанавливают и поддерживают порядок жизнедеятельности, способствующий выживанию и прогрессивному развитию общества.
Функциями социальной политики можно назвать следующие:
1) Стимулирование экономической активности населения;
2) Гарантия обеспечения минимального уровня жизни;
3) Стабилизация и поддержание социального спокойствия и мира;
4) Оказание адресной помощи гражданам, которые в ней нуждаются [7, с. 245].
Целью социальной политики любого государства можно назвать формирование высокоразвитого стабильного общества, где нет нищеты, резких социальных контрастов, достигнуты приемлемый уровень и качество жизни, нет острых конфликтов из-за социальных противоречий.
Можно сказать, что социальная политика базируется на ряде принципов.
Первый из них — это принцип социальной справедливости, который предполагает равенство всех членов общества, вне зависимости от из индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный принцип справедливости) и дифференциацию населения по заслугам (распределительный принцип справедливости). В связи с этим принципом, государство должно обеспечить всем гражданам равный начальный уровень существования, удовлетворение важнейших социальных потребностей, а для членов общества, которые наиболее активны, способны и результативны — возможность получать за свой труд больший объём благ.
Вторым из принципов является принцип индивидуальной социальной ответственности, который приписывает каждому дееспособному члену общества приложение максимума усилий для удовлетворения своих потребностей. Помощь государства гражданам полагается лишь в том случае, если они не могут или не способны обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется посредством механизма налогов и трансфертов путём перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не может в ходе трудовой деятельности получать доходы, достаточные для удовлетворения основных потребностей.
Принцип социальных гарантий подразумевает предоставление стабильного минимума социальных услуг, потребление которых способствует нормальному и полноценному развитию личности (воспитание, обучение и т. п.).
Под принципом всеобщности понимается охват социальными мероприятиями всех членов общества на основе дифференцированного к ним подхода.
С точки зрения субъектов, социальная политика подразделяется на общегосударственную и региональную.
На государственном уровне определяются цели и задачи социального развития относительно всего общества: устанавливаются минимальные социальные гарантии, принимаются различные нормативно-правовые акты и т. д. На этом уровне она характеризуется единым законодательным пространством, единой для всего населения инфраструктурой.
Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения социальных потребностей жителей конкретного региона с учётом их культурных, религиозных и иных особенностей. На данном уровне принимаются региональные социальные программы, которые будут направлены на решение конкретных проблем населения определённого региона.
Основными компонентами социальной политики, которая определяет многие стороны жизнедеятельности человека и общества, являются:
— политика в сфере
— социально-трудовых отношений (в области оплаты, нормирования, обеспечения безопасных условий труда, защиты трудовых прав граждан и т. п.);
— социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан;
— развитие отраслей социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения);
— охрана окружающей среды;
— демографическая и миграционная политика.
Реализация социальной политики требует значительных расходов. Средства, которые необходимы для осуществления социальной политики, государство аккумулирует в бюджет через налоговую систему.
Несмотря на большую значимость, расходы на социальные нужды не должны препятствовать эффективному функционированию экономики и ускорению экономического роста.
Поэтому система налогообложения в стране должна формироваться таким образом, чтобы не снижать предпринимательскую активность и трудовую мотивацию, а социальная политика должна основываться на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях. Только в таком случае социальная политика будет выступать в качестве катализатора экономического роста.
В случае, когда конкретный человек не имеет возможности за счёт труда извлекать достаточные для обеспечения жизненных потребностей доходы, наступает необходимость в социальной защите его со стороны государства.
Существуют две группы причин снижения уровня социальной защищённости:
— личного характера. К ним относятся: полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с увеличением количества членов семьи, потерей кормильца, заболеванием, вынужденная миграция);
— вызванные изменениями социально-экономических отношений: уменьшение доли ВВП, снижение реальных доходов в связи с инфляцией, спад производства.
Под социальной защитой можно понимать защиту человека или групп населения от социальных рисков, связанных с потерей дохода либо утратой трудоспособности, что ограничивает необходимое обеспечение средств к существованию. К таким рискам относятся: болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, беременность и роды, потеря кормильца, трудовое увечье, безработица [6, с. 205].
Иными словами можно сказать, что политика социальной защиты состоит в нейтрализации источников социальной незащищённости. Это — определённая система мер государства, которая направлена на защиту населения от социальных рисков.
Субъектами социальной помощи в Республике Беларусь являются:
— граждане Республики, которые состоят на учёте по безработице;
— одинокие граждане Республики Беларусь, не способные к самостоятельному обслуживанию;
— граждане, которым вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов был нанесён материальный ущерб или физические отклонения;
— семьи, совокупный доход которых меньше, чем установленная законодательством сумма [2, с. 16].
В разных странах и международных организациях понятие «социальная защита» рассматривается по-разному. Порой в него включают всё, что касается социальных условий жизни человека (экологическую обстановку; вопросы, связанные с жильём; заботу о детях). Но нередко социальную защиту понимают довольно узко, сводя её лишь к вопросам помощи безработным и пенсионного обеспечения. Такую разницу в подходах можно объяснить государственными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.
Считается, что основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, которая вступила в силу в 1995 году. В данной Конвенции содержится перечень основных видов социальной защиты. Документ определяет девять её видов:
— медицинское обслуживание;
— пенсии по старости;
— пособия по безработице;
— пособия по производственному травматизму;
— пособия в связи с потерей кормильца;
— пособия по инвалидности;
— пособия по беременности и родам;
— семейные
— пособия;
— пособия по болезни.
На основе рекомендаций Международной организации труда каждая страна вырабатывает своё собственное национальное социальное законодательство [6, с. 222].
2. Инструменты и механизмы социальной защиты В системе социального управления обществом социальная защита населения является одним из самых важных звеньев. Она оказывает влияние на экономические и политические процессы и на самочувствие общества в целом [11, с. 8].
Институт учреждений и организаций социальной работы — это многоуровневая подсистема, которая органично входит в систему социальной защиты. Целью деятельности учреждений подобного рода является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся людей необходимыми им благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
Практически все структуры общества многопланово занимаются проблемами социальной работы. Но в узком смысле социальная работа осуществляется организациями и ведомствами сферы, которые затрагивают проблемы быта, условий труда, охраны здоровья, трудоустройства и др.
Эффективная система социальной защиты может быть создана при деятельности её органов на уровне Республики, области, трудового коллектива, негосударственных общественных организаций.
Чтобы лучше представить логику развития системы социальной защиты необходимо выделить объекты и субъекты системы [9, с. 9].
В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают, прежде всего, службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляется также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло.
К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своими своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д.
В качестве объекта управления в системе соц. защиты (в узком смысле) выступает, прежде всего, человек, личность или группа людей, оказавшихся в затруднительном положении. К ним можно отнести такие категории людей, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и др.
Это и различные проблемные семьи: с детьми-инвалидами, имеющие низкий уровень доходов, многодетные и др. В последнее время все больше в социальной защите нуждаются женщины, дети и подростки.
Между субъектами и объектами управления в системе социальной защиты осуществляются постоянные прямые и обратные связи. Вместе с тем, положение субъекта и объекта не является постоянным: кто в одном случае выступает в качестве субъекта, в другой ситуации становится объектом. Каждая более высокая инстанция управленческой иерархии выполняет роль субъекта, уступая место объекта нижестоящей структуре, направляя на нее управленческие установки — прямые связи.
В социальных системах взаимосвязь между субъектами и объектами управленческого процесса принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой и субъекты и объекты социальной работы — это люди, социальные общности, которым присущи свои закономерности, в том числе активность и самодеятельность.
Из этого вытекают следующие выводы: установки вышестоящих органов могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) нижестоящих структур. Изучать деятельность, как субъектов, так и объектов необходимо в их взаимодействии; совершенствование системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств, как субъекта, так и объекта.
Особо подчеркивая то обстоятельство, что объекты социального управления в большей степени, чем другие обладают социальной активностью и самодеятельностью, и в определенных условиях могут не принять установку субъекта, побудить его изменить или отменить свои намерения, — важно заметить, что в управлении социальной деятельностью более четко, чем в других сферах проявляется современное представление об управлении как о взаимодействии, а не только воздействии. На смену команде, заключенной в прямых связях, приходит консенсусно-демократический метод управления.
Эффективность системы социальной защиты определяется сочетанием выбранной концепции социальной защиты и адекватного ей механизма. Одним из них является механизм социальных гарантий — юридических материальных средств реализации конституционных прав членов общества, имеющий целью выравнивание уровней жизни отдельных групп населения, недостаточная обеспеченность которых связана главным образом с причинами, не зависящими от их трудовых усилий: высокой иждивенческой на грузкой на трудоспособных, возрастом, потерей работы и т. д. В Конституции Республики Беларусь эти права нашли свое отражение в ст. 47, где гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца; в ст. 32 определено право семьи и детей на защиту государства.
Правительство Республики Беларусь рассматривает гарантирование доходов населения в качестве одного из ведущих приоритетов. Многообразие видов выплат, предусмотренных в действующем законодательстве, широта охвата населения, подлежащего обеспечению, свидетельствуют об их большой социальной значимости в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.
Обеспечение социальных гарантий в принципе предполагает не полное, а минимальное удовлетворение потребностей человека. Реализация прав граждан в области социальных гарантий осуществляется посредством минимальных социальных стандартов, которые установлены законом «О государственных минимальных социальных стандартах», принятым 11 ноября 1999 г. Социальными стандартами являются: минимальные размеры пенсий; государственные пособия семьям, воспитывающим детей; пособия, единовременные выплаты и материальная помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. Финансирование минимальных выплат осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней, а также государственных внебюджетных страховых фондов. Их размеры устанавливаются обычно на основе бюджета прожиточного минимума, определяющего величину дохода, который позволяет удовлетворить потребности человека в товарах и услугах на уровне минимально допустимых норм. В современных условиях основной проблемой обеспечения гарантий является финансирование. Недостаток средств ограничивает возможности по доведению их уровня до установленных размеров прожиточного минимума.
Государство расходует значительные средства на социальную защиту, однако широкий спектр программ так же, как многообразие задач, затрудняет определение общих целей различных программ и оценку их эффективности. На сегодняшний день они не смогли однозначно доказать свою эффективность с точки зрения охвата наиболее нуждающихся категорий населения и предназначены для широких слоев граждан. В отношении системы выплат можно отметить, что она недостаточно эффективна — как с позиций управления, так и получаемых результатов.
Социальные гарантии призваны компенсировать в той или иной неблагоприятные особенности жизненного положения отдельных категорий работников и членов их семей. Социальная помощь наиболее уязвимым слоям и группам населения — одна из ведущих форм реализации социальных гарантий в переходный период.
Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует: для того чтобы система социальной защиты была финансово устойчивой и реально обеспечивала смягчение трудностей переходного периода для малообеспеченных домашних хозяйств, она должна действовать на принципе адресного охвата наиболее уязвимых категорий.
Основными получателями социальных выплат, кроме пенсионеров, являются семьи с детьми, безработные, некоторые категории малообеспеченных граждан.
Социальные выплаты малообеспеченным гражданам регулируются положением «О порядке оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц». В соответствии с этим документом право на получение адресной социальной помощи имеют:
— многодетные и неполные семьи, а также семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей-инвалидов;
— семьи безработных и студентов (обучающихся бесплатно с отрывом от производства), воспитывающие несовершеннолетних детей;
— одинокие, т. е. не имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать; инвалиды I-II, III групп и инвалиды с детства, получающие социальную пенсию; пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;
— семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы, несовершеннолетним ребенком-инвалидом, престарелым старше 80 лет [12, с. 133].
Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое время при централизованной административно-плановой экономике, не отвечают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каждому гражданину гарантировались работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет централизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших гарантий. Это вызывает необходимость глубокого реформирования системы социальной защиты населения.
Набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно — на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т. п.
3. Занятость, охрана труда как проблемы социальной защиты Политика занятости населения считается одним из основных стратегических направлений социальной политики, которая решает или снижает степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации.
Основные цели политики занятости:
— создание возможностей для наиболее полного развития потенциала всех работоспособного населения;
— трудоустройство и переквалификация безработных;
— использование частично занятой рабочей силы более полно;
— создание возможностей высокооплачиваемой занятости;
— содействие развитию социальной и производственной инфраструктур;
— увеличение производительности труда путём инвестирования в человеческий капитал.
Про воплощении политики занятости в жизнь большая часть средств государством расходуется на меры пассивного характера, такие как выплату пособий по безработице. В ряде стран получение пособия законодательно закрепляется с получением дополнительного образования, переквалификацией, а также использование вынужденных отпусков в целях переподготовки и получения дополнительного образования.
Сейчас просматривается тенденция к усилению роли активных мер, направленных на регулирование спроса на труд и требующие значительных финансовых затрат. Под активными мерами подразумевается выплата временных субсидий предприятиям, предоставляющим работу определённым контингентам рабочей силы. Обычно эта мера не ведёт к увеличению количества рабочих мест, но содействует занятости тех граждан, перспективы которых наименее благоприятны.
Прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест являются дорогостоящей, но перспективной мерой. Наиболее рациональное использование такие программы получают при финансировании инфраструктурных проектов (в том числе, в сельской местности).
Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости на основе гибких графиков, что позволяет сохранить квалифицированную рабочую силу. Работники в таком случае получают возможность выбирать наиболее удобный для себя режим труда, достаточно свободно маневрировать своим временем.
В большинстве стран основная часть рабочих мест создаётся не на больших, а на мелких и средних предприятиях, что является следствием поддержки и формирования структуры мелкого бизнеса.
Политика занятости стимулирует рост спроса на рынке труда, но при этом в краткосрочном периоде приводит к уменьшению безработицы. В долгосрочном же периоде безработица возвращается к естественному уровню, но «цена» действий правительства такова: повышение средней зарплаты в составе издержек фирм приведёт к росту цен, а, следовательно, к инфляции [5, с. 247].
В ежегодном послании Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко белорусскому народу говорится, что обеспечение занятости населения остаётся первоплановой задачей. Массовое увольнение работников нельзя допустить ни при каких условиях. Несмотря на то, что это может принести ущерб текущей экономической эффективности, будет сохранён кадровый потенциал, являющийся самым значимым ресурсом для страны.
Проанализировав рынок труда в стране, можно выявить некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы таковыми являются:
— ухудшение демографической ситуации;
— расширение предложения рабочей силы за счёт нетрудоустроенных выпускников, беженцев, высвобождаемых из производства;
— сверхзанятость ряда демографических групп.
Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу можно назвать следующие:
— изменение отраслевой структуры спроса на рабочую силу;
— сокращение спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий;
— рост спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора.
Различают несколько видов государственного регулирования на рынке труда:
— защитное — в целях уменьшения незащищённости отдельных групп трудящихся;
— поощрительное — стимулирование отдельных видов деятельности;
— директивное — прямые меры воздействия на рынок труда;
— ограничительное — исключение неоправданных преимуществ;
— регулирование посредством экономических (финансовых) мер.
К особой группе относятся мероприятия, относящиеся к социальной защите населения. На одном и том же рынке труда могут реализовываться как отдельные, так и все виды регулирования.
Все перечисленные виды регулирования осуществляются в соответствии с программами занятости, перед составлением которых должно производиться прогнозирование состояния рынка труда. Цель составления такого прогноза — определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предстоящем периоде на основе данных за отчётный период, статистической информации, складывающихся условий. При определении предложения рабочей силы учитывается лишь трудоспособное население в рабочем возрасте. Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакансий, которые образуются в результате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.
Спрос и предложение на рынке труда приводятся в соответствие с помощью активных и пассивных мер. К активным методам государственного регулирования в Республике Беларусь относят следующие:
— поощрение создания рабочих мест;
— стимулирование перспективных направлений занятости и мобильности работников;
— налаживание информационного обмена на рынке труда;
— подготовка и переподготовка рабочей силы и др.
Актуальными проблемами на рынке труда являются создание единой информационной системы в масштабе страны, располагающей сведениями о вакантных рабочих местах на предприятиях разных форм собственности; развитие служб по профориентации и переподготовке кадров, центров по переквалификации, бюро по трудоустройству;
— формирование системы организационно-правового регулирования межгосударственных отношений по странам СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан. [8, с. 188]
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец ноября 2010 г. составила 34,1 тыс. человек, что на 17,6% меньше, чем в ноябре 2009 г. и на 3,1% меньше, чем в октябре текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы наконец ноября текущего года составил 0,7% от экономически активного населения (на конец ноября 2009 г. — 0,9%).
В январе-ноябре 2010 г. на учет было поставлено 310,5 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 192,3 тыс. человек, или 61,9% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-ноябре текущего года 191 тыс. человек, в том числе 126,8 тыс. безработных, или 66,4% от числа всех трудоустроенных.
На конец ноября 2010 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,7 безработных (на конец ноября 2009 г. — 1,1 безработных). Из общего числа вакансий 78% предназначены для трудоустройства рабочих. Средний размер пособия на одного безработного в ноябре 2010 г. Составил 49 тыс. рублей, или 17,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
социальный защита занятость справедливость Таблица 1.1 — Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите по областям и городу Минску
Тысяч человек | ||||||||||
Занято в экономикевсего1) | 4 443,6 | 4 414,1 | 4 610,5 | 4 643,9 | 4 703,0 | 4 691,2 | 4 612,1 | 4 578,4 | 4 550,5 | |
в том числе: | ||||||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 674,0 | 523,2 | 498,5 | 499,5 | 492,2 | 480,2 | 458,5 | 433,4 | 430,7 | |
рыболовство, рыбоводство | 2,9 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,0 | |
промышленность | 1 249,3 | 1 213,5 | 1 228,1 | 1 201,8 | 1 182,9 | 1 188,2 | 1 170,2 | 1 143,8 | 1 102,4 | |
горнодобывающая промышленность | 25,7 | 23,6 | 21,8 | 22,0 | 16,3 | 16,8 | 16,5 | 16,8 | 15,8 | |
обрабатывающая промышленность | 1 091,8 | 1 057,7 | 1 085,2 | 1 058,5 | 1 045,5 | 1 052,9 | 1 036,5 | 1 010,9 | 970,9 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 131,8 | 32,2 | 121,1 | 121,3 | 121,1 | 118,5 | 117,2 | 116,1 | 115,7 | |
строительство | 296,5 | 319,2 | 370,4 | 390,0 | 407,2 | 400,8 | 353,2 | 363,7 | 373,7 | |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования | 458,0 | 546,8 | 612,5 | 627,0 | 638,4 | 628,8 | 637,2 | 648,4 | 656,9 | |
гостиницы и рестораны | 92,4 | 82,9 | 89,3 | 90,8 | 92,4 | 93,3 | 93,9 | 94,7 | 94,5 | |
транспорт и связь | 325,5 | 335,3 | 355,6 | 352,8 | 350,3 | 344,1 | 341,3 | 342,8 | 341,5 | |
финансовая деятельность | 58,8 | 61,1 | 69,7 | 70,8 | 71,6 | 73,2 | 73,3 | 74,2 | 75,7 | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 201,4 | 217,7 | 268,6 | 282,7 | 300,2 | 315,0 | 320,1 | 338,0 | 346,6 | |
государственное управление | 158,1 | 165,0 | 163,6 | 168,1 | 205,6 | 202,6 | 198,2 | 190,5 | 185,6 | |
образование | 475,0 | 472,0 | 464,1 | 460,6 | 458,3 | 460,6 | 456,7 | 445,8 | 438,9 | |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 313,3 | 314,4 | 312,9 | 313,9 | 314,6 | 315,8 | 321,1 | 315,4 | 313,8 | |
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 138,4 | 160,9 | 175,0 | 182,1 | 186,3 | 185,5 | 183,8 | 183,4 | 185,7 | |
В процентах к итогу | ||||||||||
Занято в экономикевсего1) | ||||||||||
в том числе: | ||||||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 15,2 | 11,9 | 10,8 | 10,8 | 10,5 | 10,2 | 9,9 | 9,4 | 9,5 | |
рыболовство, рыбоводство | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | |
промышленность | 28,1 | 27,5 | 26,6 | 25,9 | 25,1 | 25,3 | 25,4 | 25,0 | 24,2 | |
горнодобывающая промышленность | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | |
обрабатывающая промышленность | 24,6 | 24,0 | 23,5 | 22,8 | 22,2 | 22,4 | 22,5 | 22,1 | 21,3 | |
производство и распре-деление электроэнергии, газа и воды | 2,9 | 3,0 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | |
строительство | 6,7 | 7,2 | 8,0 | 8,4 | 8,7 | 8,6 | 7,6 | 7,9 | 8,2 | |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования | 10,3 | 12,4 | 13,3 | 13,5 | 13,6 | 13,4 | 13,8 | 14,2 | 14,4 | |
гостиницы и рестораны | 2,1 | 1,9 | 1,9 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | |
транспорт и связь | 7,3 | 7,6 | 7,7 | 7,6 | 7,4 | 7,3 | 7,4 | 7,5 | 7,5 | |
финансовая деятельность | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,7 | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 4,5 | 4,9 | 5,8 | 6,1 | 6,4 | 6,7 | 6,9 | 7,4 | 7,6 | |
государственное управление | 3,6 | 3,8 | 3,6 | 3,6 | 4,4 | 4,3 | 4,3 | 4,2 | 4,1 | |
образование | 10,7 | 10,7 | 10,1 | 9,9 | 9,7 | 9,8 | 9,9 | 9,7 | 9,6 | |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 7,1 | 7,1 | 6,8 | 6,8 | 6,7 | 6,7 | 7,0 | 6,9 | 6,9 | |
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 3,1 | 3,6 | 3,8 | 3,9 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
С 2010 года численность занятого населения пересчитана в соответствии с Методикой по формированию и расчету баланса трудовых ресурсов (в редакции постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 13 апреля 2015 г. № 18).
4. Социальные гарантии и соблюдение принципов социальной справедливости в Республике Беларусь Социальная политика для Республики Беларусь была и остаётся главным приоритетом. По следующим причинам она играет весьма важную роль для нашей страны:
— вследствие перехода к социально-рыночной экономике;
— население Республики имеет тенденцию к старению;
— высокая степень ориентации производственных мощностей Беларуси на советский рынок привела к резкому сокращению доходов населения и падению уровня жизни;
— Великая Отечественная война уничтожила более 80% национального богатства, вследствие чего уровень жизни белорусского населения стал ниже, чем в странах Западной Европы [5, с. 267].
С 2001 года в Беларуси действует система оказания адресной социальной помощи наиболее незащищённым слоям населения:
— ветераны.
По состоянию на 1 января 2010 г. В Республике Беларусь проживало 44,1 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественной войны — 32,0 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1 и 2 групп — 9,3 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны — 3,9 тыс. человек, одиноких пожилых людей — 156,5 тыс. человек.
В связи с празднованием 65-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 224 произведены единовременные денежные выплаты 53 810 ветеранам войны на общую сумму более 9,8 млрд. рублей.
В апреле 2010 года к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне ветеранам и гражданам, пострадавшим от последствий войны, также планируется произвести единовременные выплаты. Соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь внесен в Правительство.
В 2010 году в соответствии с Планом подготовки и проведения мероприятий по празднованию 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 110 были продолжены обследования ветеранов Великой Отечественной войны, состоялись поездки ветеранов в Москву, Санкт-Петербург, другие города-герои.
— инвалиды.
Социальная защита инвалидов — одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. По состоянию на 1 августа 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоит 505,1 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы — 72,9 тыс. человек; II группы — 270,3 тыс. человек; III группы — 136,2 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — 25,7 тыс. человек. В течение отчетного периода численность инвалидов сократилась на 1625 человек или на 0,3 процента.
Определенный вклад в решение многих острых проблем инвалидов внесен государственными программами по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 — 2010 годы, о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007;2010 годы.
Реализация мероприятий Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006;2010 годы позволила стабилизировать показатели первичной инвалидности среди населения Республики Беларусь, снизить показатель первичной инвалидности среди лиц трудоспособного возраста, увеличить показатель полной реабилитации инвалидов. Уровень первичной инвалидности населения трудоспособного возраста снизился с 33,36 на 10 тыс. населения в 2008 году до 32,77 в 2009 году, или на 1,8 процента.
За 2007 — 2009 годы мероприятия Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 — 2010 годы выполнены на 7507 объектах социальной инфраструктуры республиканской и коммунальной форм собственности из 5815 запланированных. Это позволило увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, с 19,9 процента в 2006 году до 35 процентов в 2009 году в среднем по республике. К 2011 году планируется увеличить удельный вес указанных объектов до 50 процентов в среднем по республике.
В республике развивается и совершенствуется сеть реабилитационных учреждений, внедряются новые реабилитационные технологии, разрабатываются современные технические средства социальной реабилитации.
Особое место в области социальной реабилитации инвалидов занимает вопрос обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации.
Единственным в республике предприятием по оказанию протезно-ортопедической помощи населению и изготовлению более 70 процентов наименований изделий, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях, является Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (далее — РУП БПОВЦ).
В РУП БПОВЦ постоянно ведется работа по улучшению качества и повышению технического уровня выпускаемой продукции. В настоящее время специалистами РУП БПОВЦ разработаны новые средства реабилитации, к числу которых относятся кресло-коляска инвалидная универсальная, умывальник передвижной, кресло-коляска с электродвигателем и другие.
На учете в РУП БПОВЦ по состоянию на 1 октября 2010 г. состоит более 98 тыс. человек, нуждающихся в технических средствах социальной реабилитации.
На базе учебного центра профессиональной реабилитации РУП БПОВЦ за отчетный период прошли медико-профессиональную реабилитацию 61 человек: из числа безработных по специальностям «Обувщик по ремонту обуви» подготовлено 15 инвалидов, по специальности «Столяр» — 2 инвалида, прошли обучение 14 инвалидов по курсу «Современные компьютерные технологии», 30 инвалидов, находящихся на стационарном протезировании в РУП БПОВЦ, прошли курс обучения «Оператор ПЭВМ» .
За 9 месяцев 2010 года прошли реабилитацию в «Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты» (далее — Центр) 874 ребенка-инвалида.
Специалистами Центра внедрены новые формы групповых занятий: мультимедийные занятия с одновременным проведением ароматерапии и звукотерапии. Активизировалась профориентационная работа, что повлекло увеличение психологической диагностики на 4,5 процента [4, c. 47−48].
— граждане, не способные обслуживать себя самостоятельно, и нуждающиеся в социальной помощи.
В каждом административном районе созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения — государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Благодаря этому, нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в т. ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.
На 1 октября 2010 г. на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста — 155,4 тыс. человек, одиноко проживающих — около 560 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — около 9,5 тыс. человек, многодетных и неполных семей — 188,1тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов — около 22,2 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы — более 6,8 тыс. человек).
Из года в год растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.). На 1 октября 2010 г. на дому обслуживается 83,6 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2010 г. — 82,3 тыс. человек). Нельзя не отметить, что организация социального обслуживания на дому позволила несколько снизить очередность на поселение в дома-интернаты общего типа.
Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания. Организована работа 47 бригад социального обслуживания на мобильной основе, оказывающих платные разовые социально-бытовые услуги.
В целях приближения услуг к их потребителям открываются социальные пункты центров. Начиная с 2007 года, проводится работа по обеспечению преемственности перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы Министерства образования в территориальные центры социального обслуживания населения. Решение этой задачи возложено на отделения дневного пребывания для инвалидов центров (на 1 октября 2010 г. — 130 отделений) с трудовыми мастерскими, кружками и клубами по интересам. До конца 2010 года такие отделения должны быть организованы во всех административных районах.
Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний день вопросы предоставления государственной адресной социальной помощи регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», а также Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» .
Принятие решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи, а также выдача справки о предоставленной государственной адресной социальной помощи являются административными процедурами, осуществляемыми органами по труду, занятости и социальной защите по заявлениям граждан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (пункт 2.33. и 2.34. Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан).
За период январь — сентябрь 2010 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 142,7 тыс. человек на общую сумму около 42,5 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 50,4 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного — 164,4 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено более 12,6 тыс. человек на общую сумму более 6,3 млрд. рублей.
Особое внимание в Республике Беларусь уделяется социальной поддержке семьи. Семья является одним из социальных устоев общества и одновременно одной из важнейших его ценностей. В становлении и жизнедеятельности семьи, формировании нравственных устоев общества роль матери имеет определяющее значение. Поэтому проблемы материнства и детства находятся в центре внимания общественности и государства.
Созданию условий для полноценного выполнения семьей ее основных функций призвана содействовать государственная семейная политика, которая является одним из приоритетных направлений в социальной сфере.
В республике планомерно предпринимаются меры для улучшения положения белорусских семей, женщин-матерей, укрепления их социальной защиты. Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ.
На протяжении последних лет государство изыскивало ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий, обеспечения их своевременной выплаты. Пособиями по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет охвачено более 96 процентов детей данного возраста.
Значимой формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. В 2008 году помощь получили более 44,0 тыс. детей из малообеспеченных семей, в первом полугодии 2009 г. — 40,3 тыс. детей. При рождении тройни и более детей бесплатное питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего возраста.
Малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, получают адресную социальную помощь виде ежемесячного или единовременного пособия. В сентябре текущего года принят Указ Президента Республики Беларусь, предусматривающий меры по повышению эффективности механизма предоставления гражданам и семьям данного вида государственной поддержки.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия, удешевлению питания школьников, надбавки к пособиям по безработице.
Крайне важным в решении жилищных вопросов явилось предоставление финансовой поддержки государства в погашении задолженности многодетным семьям по льготным кредитам, а молодым семьям по нельготным кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. В 2008 году финансовую поддержку государства в погашении задолженности по выданным кредитам при строительстве или приобретении жилья получили 11,3 тыс. многодетных семей на сумму 10,6 млрд. рублей и 19,2 тыс. молодых семей на сумму 25,0 млрд. рублей.
При реализации социальной политики большое внимание уделяется созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. В этих целях государство планомерно развивает сеть детских дошкольных учреждений. Процент охвата детей дошкольными учреждениями составляет по республике 81,2%, в сельской местности — 53,4%. Более 80% дошкольных учреждений оказывают дополнительные платные услуги по уходу, досмотру и развитию детей дошкольного возраста.
В республике широко развита система учреждений социального обслуживания, которые оказывают семьям широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.
Процесс совершенствования трудового законодательства осуществляется с учетом безусловного сохранения общественной значимости репродуктивной функции женщины, а также необходимости выравнивания возможностей работающих по полу и семейному положению.
В числе трудовых льгот — предоставление многодетным семьям и семьям, воспитывающим ребенка-инвалида оплачиваемого дополнительного свободного от работы дня в неделю; возможность использовать право на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет вместо матери отцу либо другому родственнику; работникам предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене; усилена социальная защищенность матерей, работающих по контрактной форме.
Об эффективности социально-экономических мер в отношении белорусских семей свидетельствует тенденция увеличения рождаемости, которая наблюдается в республике с 2004 года. А в 2007 году — впервые после 1995 года — Беларусь перешагнула 100-тысячный рубеж (на свет появилось 103 тыс. 626 детей).
В 2008 и текущем годах тенденция увеличения рождаемости продолжает сохраняться. Так, число родившихся в 2008 году составило 107,9 тыс. человек, что на 4485 человек или 4,3 процента больше, чем в 2007 году. Рост численности родившихся наблюдается во всех областях республики и г. Минске. Наибольший рост числа родившихся в 2008 году произошел в г. Минске, Гомельской и Гродненской областях.
Общий коэффициент рождаемости в 2008 году по сравнению с 2007 годом в целом по республике вырос на 0,4 промилле и составил 11,1 человек на 1000 населения. Рост общего коэффициента рождаемости произошел во всех областях республики и г. Минске.
Общая задача социальной политики в отношении семьи — способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается эта задача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания профессиональных и семейных функций для лиц с семейными обязанностями.
Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2010 г. № 544 «О повышении пенсий» с 1 ноября 2010 г. предусмотрен перерасчет трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за III квартал 2010 г. — 1 292 588 руб.
В результате перерасчета в ноябре 2010 г. пенсии вырастут в среднем на 10 процентов. Средний размер пенсий оценочно составит 583,7 тыс. руб., средний размер пенсии по возрасту — 610,9 тыс. руб.
В целом размер увеличения пенсии зависит от индивидуальных параметров стажа и заработка пенсионера, а также других данных (в частности, от наличия права на определенные надбавки и повышения), зафиксированных в его пенсионном деле.
Кроме того, названным Указом с 1 ноября 2010 г. установлена ежемесячная доплата к социальным пенсиям в размере 40 тыс. руб. детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам I, II и III групп (в том числе инвалидам с детства), детям, потерявшим кормильца.
В связи с финансированием пенсий в новых размерах дополнительные расходы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты составят 135,7 млрд руб. ежемесячно.
В Республике Беларусь социальная защита представлена широкой сетью государственных и негосударственных учреждений, центров, служб. Главным органом, который осуществляет государственную политику в области социальной защиты является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по указу Президента Республики Беларусь 24 сентября 2001 года на базе бывших Министерств труда и социальной защиты. Главной задачей Министерства труда и социальной защиты населения является решение проблем по повышению уровня жизни населения, развитие социального страхования и социального партнёрства, организация пенсионной системы, совершенствование системы оплаты труда, обеспечение эффективной занятости и социальных гарантий населения, улучшение условий труда и т. д.
Министерство труда и социальной защиты — это орган республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления. Минтруда и соцзащиты действует во взаимосвязи с республиканскими органами управления и с местными Советами депутатов, распорядительными и исполнительными органами, общественными и международными организациями. Министерство руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства РБ, а также Положением о Минтруда и соцзащиты, утверждённым Постановлением Совета Министров РБ.
В качестве республиканского органа управления Министерство руководит подчинёнными организациями, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации таких организаций, даёт разрешение для деятельности, приносящей доход. Осуществляется методическое руководство, организуется научно-исследовательская работа, контролируется деятельность подчинённых служб. Министерство регулярно информирует население по всем вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, ведёт приём по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
Главнейшая функция Минтруда и соцзащиты — разработка и реализация государственной политики в следующих областях:
— труда;
— занятости;
— социальной защиты населения.
В области труда Министерство решает проблемы совершенствования условий и охраны труда, тарифного регулирования оплаты, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, мотивации и эффективности труда, вопросы совершенствования социального партнёрства и т. д. Министерство разрабатывает государственную политику в области профессиональной ориентации населения и профессионального образования, разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методических документов по проведению аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В пределах своей компетенции Министерство координирует разработку и участвует в осуществлении мер по улучшению демографической ситуации, анализирует состояние и использование трудовых ресурсов, осуществляет анализ занятости населения, проводит прогнозные расчёты численности населения республики, координирует разработку и реализацию государственной и региональных программ содействия занятости населения, программ создания и сохранения рабочих мест, трудоустройства граждан, оставшихся без работы, и т. п. Министерство распоряжается средствами Государственного Фонда содействия занятости, координирует и контролирует целевое использование его средств.
Объёмная деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе — по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, ветеранов, инвалидов, пожилых людей, женщин, осуществляется Службами Минтруда. Совместно с органами народного образования осуществляется ряд программ по защите детства, реализации государственной молодёжной политики, а также мер по борьбе с пьянством, хулиганством, наркоманией и алкоголизмом.
Главная идея создания единого Министерства труда и социальной защиты состоит в стремлении более полно реализовать комплексный подход в решении различных социальных проблем, обеспечить планирование и прогнозирование процессов в социально-трудовой сфере.
Особенность национальной модели организационно-управленческой деятельности в системе соцзащиты — это заметная централизация на высших уровнях, оправданная особенностями и сложностями переходного развития белорусского общества. На низовом уровне активно идут процессы демократизации, усиления роли органов местного самоуправления, включение в эту работу других организаций, нацеленных на оказание помощи и поддержки различным социально уязвимым слоям населения.
На областном, городском и районном уровнях службы Министерства труда и социальной защиты организованы по линейной (бюрократической) структуре в соответствии с содержательными направлениями деятельности.
Деятельностью общественных и благотворительных организаций является проявление инициатив различных социальных слоёв, групп населения, отдельных граждан в стремлении оказать помощь людям. Негосударственная система социальной помощи и поддержки населения имеет свои социальные программы, источники финансирования, комплексно подходит к решению социальных проблем населения, оказывая социальную помощь по многим направлениям — от материальной до психолого-педагогической.
Плодотворно работают Белорусский детский фонд, комитет «Дети Чернобыля», Белорусская ассоциация многодетных родителей, Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам, белорусский детский «Хоспис» и др.
Заключение
В ходе проделанной работы были изучены вопросы о необходимости социальной защиты населения, механизмы и инструменты социальной защиты, занятость и охрана труда как проблемы социальной защиты, а также социальные гарантии и соблюдение принципов социальной справедливости в Республике Беларусь.
По итогам работы можно обобщить и сделать следующие выводы:
— социальная политика — это совокупность мероприятий государства, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и его отдельных слоёв.
— социальная политика проводится по следующим направлениям: стимулирование достижения полной занятости населения (политика занятости), обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения, защита здоровья нации, снижение степени дифференциации доходов.
В Беларуси уделяется большое внимание всем направлениям социальной политики, что отражено в национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. К важнейшим направлениям и путям перехода страны к устойчивому развитию отнесены:
— повышение уровня и качества жизни населения;
— улучшение здоровья населения и развитие здравоохранения;
— развитие национальной культуры;
— духовное и физическое оздоровление народы;
— развитие жилищной сферы и т. д.
В республике формируется эффективная система справедливого распределения доходов, социальной защиты населения социально уязвимых граждан и населения в целом.
Республика Беларусь — социальное государство. В соответствии с основными принципами социального государства на первый план выдвигается ответственность общества за условия существования каждого гражданина. Таким образом, в нашей стране создаются все условия для полноценного и всестороннего развития личности, даются гарантии социальной защиты, обеспечения и помощи, что делает жизнь устойчивой и стабильной и даёт уверенность в завтрашнем дне.
Список использованных источников
1. Абакулова О. Г. Макроэкономика: конспект лекций. — М, 2010.
2. Агапова Г. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика, М, 2009.
3. Артюшенко М. Н. Социально-экономическая сущность категории «социальная помощь» / М. Н. Артюшенко // Веснiк БДЭУ. — 2008. — № 2. — С. 14−18.
4. Бондарь Н. Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н. Н. Бондарь, А. И. Терлиженко. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 146 с.
5. Бугаян Н. И. Современная макроэкономика: учебник. — М, 2009.
6. Капканщиков С. Г. Макроэкономика, 2-е изд., перераб. и доп.- М, 2010.
7. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд — 2001, № 6: С. 11−15.
8. Кайко Т. К. Совершенствуется законодательство о социальной защите инвалидов / Т. К. Кайко // Охрана труда и социальная защита. — 2009. — № 4. — С. 47−48.
9. Лемешевский И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. специальностей вузов / И. М. Лемешевский. — 3-е изд., доп. и перераб. — Минск: «ФУАинформ», 2009. — 702 с.
10. Макроэкономика: Курс интенсивной подготовки/ Под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского, — Мн.:Тетрасистемс, 2008. — 302 с.
11. Макроэкономика / Под ред. Л. П. Зеньковой — Мн.: Тетрасистемс, 2007. — 380 с.
12. Макроэкономика: учебное пособие / Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 215 с.
13. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. Вузов / [И.В. Новикова и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Яснинского. — Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2011. — 343 с.
14. Макроэкономика. Под ред. Новиковой И. В., Агаповской М. З., Ожигина, В.В. — М, 2009.
15. Нордхаус В. Д, Самуэльсон П. Э. Макроэкономика, 18-е изд. — М, 2009.
16. Пронченко Л. В., Семибратов В. С. Макроэкономика. — М, 2010.
17. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под ред. В. С. Кукушина — М.: Тетрасистемс, 2004. — 256 с.
18. Социальная работа. Теория и организация. Учебное пособие/ Под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной — Мн.: «Матица», 2007. — 228 с.
19. Социально-экономическое развитие РБ в 2006 году. — Экономический бюллетень. НИЭИ Министерства экономики РБ. — 2007. — № 2. — с. 8−11, 74−86.
20. Социальная политика Беларуси в начале 21 века: Сб. 69 научных трудов. — Мн.: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2005. — 280 с.