Организационно-экономические механизмы совершенствования системы фармацевтических услуг
Теоретические разработки, выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования. Личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, состоит в постановке и обосновании целей исследования, выборе объекта и предмета исследования, определении задач исследования и их решениисоставлении программ статистического… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
- 1. 1. Фармацевтическая услуга как экономическая категория
- 1. 2. Структура системы фармацевтических услуг
- 1. 3. Соотношение государственных и рыночных регуляторов в системе фармацевтических услуг
- ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УСЛУГ
- 2. 1. Технологии стратегического анализа конкурентной среды системы фармацевтических услуг
- 2. 2. Информационное обеспечение стратегического анализа конкурентной среды системы фармацевтических услуг
- 2. 3. Стратегический анализ потребностей в фармацевтических товарах и услугах
- 2. 4. Стратегический анализ предложений на рынке фармацевтических товаров и услуг
- ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УСЛУГ
- 3. 1. Организация системы фармацевтических услуг при продвижении нового товара на региональный рынок
- 3. 1. 1. Организация информационного обеспечения системы фармацевтических услуг при продвижении нового товара на региональный рынок
- 3. 1. 2. Вывод нового фармацевтического товара на региональный рынок
- 3. 2. Мониторинг социально-экономической эффективности системы фармацевтических услуг
- 3. 2. 1. Мониторинг влияния качества информационной составляющей фармацевтической услуга на мотивацию выбора фармацевтического товара врачами
- 3. 2. 2. Мониторинг влияния качества информационной составляющей фармацевтической услуга на мотивацию предложений фармацевтического товара аптечными работниками
- 3. 2. 3. Мониторинг влияния качества информационной составляющей фармацевтической услуги на мотивацию выбора пациентом фармацевтического товара
- 3. 2. 5. Оценка дистрибьюторской активности в отношении фармацевтических товаров
- 3. 3. Разработка перспективных организационно-экономических структур в системе фармацевтических услуг
- 3. 1. Организация системы фармацевтических услуг при продвижении нового товара на региональный рынок
Организационно-экономические механизмы совершенствования системы фармацевтических услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современное развитие мировой экономики характеризуется возрастанием роли сферы услуг. Главным фактором устойчивого развития сферы услуг становится эффективное управление, способное организовать диверсификацию услуг в интересах удовлетворения запросов потребителей. Одним из вариантов диверсификации услуг является формирование интегрированного товара, включающего услуги и материальные предметы. На фармацевтическом рынке в роли такого интегрированного товара выступают лекарственные средства, продаже которых, как правило, предшествует медицинская услуга.
Современный фармацевтический рынок характеризуется ярко выраженными социальной, наукоемкой и коммерческой доминантами.
Социальная направленность фармацевтического рынка, обеспечивающего потребность в жизненно важных лекарственных средствах, а следовательно, потребность в сохранении и укреплении здоровья, обусловливает необходимость разработки системы управления качеством выводимых на рынок фармацевтических товаров и услуг. Основу этой системы составляет система управления качеством лекарственных средств на всех стадиях их жизненного цикла и качеством фармацевтической помощи как деятельности по предоставлению фармацевтических t услуг населению. Качество лекарственных средств на федеральном уровне законодательно определено как соответствие государственному стандарту. Понятия фармацевтическая помощь, фармацевтическая деятельность и фармацевтическая услуга не являются достаточно четкими. До сих пор не принят закон о фармацевтической деятельности, отсутствует нормативная база федерального уровня, регламентирующая процесс предоставления фармацевтической услуги. Этический кодекс фармацевта, принятый Российской фармацевтической ассоциацией, не имеет статуса закона.
Наукоемкость фармацевтического рынка оказывает существенное влияние на асимметрию информации относительно потребительских свойств фармацевтических товаров у их продавцов (производителей, дистрибьюторов и провизоров) и покупателей (пациентов). Суверенитет потребителя на рынке фармацевтических товаров и услуг ограничен его непрофессиональностью и недостаточной информированностью. Кроме того, современный этап развития российского фармацевтического рынка характеризуется лавинообразным ростом номенклатуры лекарственных средств, впервые выводимых на рынок. Это, с одной стороны, позволяет врачу, при условии достаточной профессиональной информированности о наличии предложений и свойствах лекарственных средств, выбрать оптимальную схему фармакотерапии заболевания, с другой стороны, затрудняет саму процедуру выбора в силу множества критериев выбора оптимального лекарственного средства. Провизор, занимающийся продажей лекарственных средств, при оказании консультативной помощи потребителям также часто сталкивается с определенными трудностями, вызванными недостаточной информированностью о фармакоэкономиче-ских характеристиках новых препаратов. Таким образом, в условиях современного фармацевтического рынка возникает проблема удовлетворения информационных потребностей специалистов фармацевтического рынка.
Коммерциализация сферы фармацевтических услуг, как и всей системы здравоохранения, усиливает экономическую заинтересованность производителя и продавца фармацевтической продукции в ускорении реализации фармацевтических товаров, в частности, за счет усиления информационного давления на потребителей путем мощного рекламного пресса, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на качестве фармацевтических услуг.
Противоречие между социальной направленностью фармации и экономическими интересами производителей фармацевтической продукции является движущей силой развития и совершенстйования современной системы фармацевтических услуг.
Необходимость поиска оптимального решения задачи обеспечения интересов потребителей фармацевтических услуг, а также несовершенство информационной инфраструктуры сферы фармацевтических услуг обусловливают актуальность темы диссертации.
Также актуальность темы исследования обусловлена возросшим за последние десятилетие вниманием здравоохранения к вопросам рациональной фармакотерапии хронических заболеваний и в особенности экономическим характеристикам средств, внедряемых в клиническую практику (Апазов А.Д., 1996; Воробьев П. А., 2000; Вялков А. И., 2002; Рейхарт Д. В., 1995). В современных отечественных социально-экономических условиях эта проблема приобретает особую остроту, поскольку ее решение позволяет минимизировать расход бюджетных средств на коррекцию осложнений, возникающих при использовании малоэффективных либо достаточно опасных препаратов, а также нередко дает возможность избежать дорогостоящего стационарного лечения и повысить качество жизни больного (Виноградова В.А., 1994, Краснокут-ский А.Б. с соавт., 1998; Bekham D., 1992). Поиск лекарственных средств, отвечающих вышеперечисленным требованиям фармакологической и экономической эффективности, является первостепенной задачей исследований в области экономики здравоохранения и фармации.
Объект исследования — организации, осуществляющие информационную деятельность в сфере оказания фармацевтических услуг.
Предмет исследования — информационные и организационно-экономические технологии целенаправленной (основной) деятельности посреднических информационно-фармацевтических организаций в сис-v теме фармацевтических услуг.
Цель исследования — разработка организационно-экономических механизмов управления качеством фармацевтических услуг.
Для реализации названной цели исследования были поставлены следующие задачи:
— проанализировать и обобщить теоретические положения, методологию и технологии в области стратегического управления сферой фармацевтических услуг;
— изучить конкуренцию в профильном сегменте регионального рынка фармацевтических услуг;
— разработать методики выборочного статистического исследования состояния профильного сегмента рынка фармацевтических услуг, на основе метода проведения опроса субъектов рынка: врачей, провизоров и пациентов;
— обосновать состав и сформировать информационное обеспечение стратегического анализа системы профильных фармацевтических услуг;
— обосновать технологию стратегического анализа потребностей (ф в профильных фармацевтических услугах и анализа предложений таких услуг;
— разработать и апробировать на примере нового лекарственного препарата методику мониторинга социально-экономической эффективности системы фармацевтических услуг для профильных видов нозоло-гий;
— предложить перспективные организационные структуры в системе фармацевтических услуг.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили f важнейшие современные теории, учения и принципиальные публикационные положения трудов отечественных и зарубежных авторов по проблемам: стратегического управления социальной сферой и сферой услуг, социально-экономическими и социальными системами (В.Э.Гордин, Г. А. Карпова, А. А. Курочкина, А.Н.Петров) — общей логистики и логистики медико-социальных систем (С.А.Уваров, В. В. Щербаков, Т. М. Зеленская, Т.Г.Максимова) — маркетинга (Г.Л.Багиев, Т. П. Данько,.
B.Ф.Егоров, Ф. Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, О.А.Новиков) — управления и экономики здравоохранения и фармацевтического менеджмента (В.М.Алексеева, А. И. Вялков, О. В. Васнецова, П. А. Воробьев,.
C.В.Кононова, В. П. Корчагин, В. З. Кучеренко, Г. К. Максимов, И. В. Поляков, Б. А. Райзберг, Д. В. Рейхарт, А. В. Решетников, В. Д. Селезнев, В. И. Стародубов, В. А. Сухинина, Ю. В. Шиленко, Р.А.Хальфин).
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы анализа и обобщения информации, методология системного подхода, логистического подхода, концептуальные положения современной теории управления. В работе применены методы системного анализа, дескриптивной статистики, экспертного оценивания, стратегического анализа рынка фармацевтических услуг, многокритериального оценивания. Материалы исследования включали законодательные акты и нормативные документы в области государственного регулирования деятельности организаций и предприятий сферы фармацевтических услуг.
Эмпирическую базу исследования составили следующие материалы:
— официальные статистические данные об уровне и динамике заболеваемости населения России и Санкт-Петербурга для профильных нозологии за 8 лет;
— разделы об обращаемости за амбулаторной помощью по поводу профильной нозологии, которые содержались в составе ежегодных отчётов о деятельности 12 районных кожно-венерологических диспансеров Санкт-Петербурга за период с 1991 по 1998 г. (сосредоточенные в организационно-методическом отделе городского кожно-венерологического диспансера);
— данные об эффективности лечения госпитализированных больных из 170 историй болезни за 1998 год, предоставленных специализированными медицинскими учреждениями города;
— данные о потребности в фармацевтических услугах для лечения пациентов с профильными нозологиями, полученные путем проведения выборочных статистических исследований.
Разработана собственная программа статистического изучения и оценивания потребности в фармацевтических услугах для лечения профильных нозологий. В соответствии с программой исследования был проведен опрос трех основных групп субъектов рынка: провизоров, врачей и пациентов с использованием специально разработанных анкет. При этом был использован комплекс нескольких методов формирования выборки (метод стратифицирования, метод случайного отбора, метод квот).
— Для формирования выборки врачей были использованы' следующие критерии: общее количество респондентов — 100 человек, что составляет 18,9% от генеральной выборки дерматовенерологовравномерное распределение респондентов по всем лечебно-профилактическим учреждениям — по 9 человек в каждомслучайный выбор респондентов внутри каждой изучаемой организации. При формировании выборки экспертов исходили из представления о максимальной компетентности специалистов, на основе чего в число опрашиваемых были включены все заведующие и профессора кафедр дерматовенерологии города.
Были опрошены сотрудники 77 аптек (51 государственная и 26 частных) 12 районов Санкт-Петербурга, что составляет 26,6% от общего числа аптек в указанных районах.
При опросе больных исследовался наиболее активный сегмент аудитории пациентов — лица, активно ищущие информацию и обратившиеся по поводу заболевания к услугам телефонно-информационной службы (313 чел.).
Кроме того, для оценки предложений в изучаемом сегменте рынка использовались официальные данные по регистрации лекарственных средств (ежегодный «Государственный реестр лекарственных средств»). Для определения индекса цитируемости препарата были использованы электронные версии сводных прайс-листов крупных дистрибьюторских компаний за 1998;2000 гг. На основании анализа сводных прайс-листов был составлен перечень всех предложений изучаемых торговых марок и подсчитано число упоминаний о них с учетом всех лекарственных форм.
Полученный материал был обработан на персональном компьютере с применением пакета прикладных программ статистической обработки результатов исследования STATISTICA 6.0.
Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Теоретические разработки, выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования. Личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, состоит в постановке и обосновании целей исследования, выборе объекта и предмета исследования, определении задач исследования и их решениисоставлении программ статистического исследования, разработке статистических учетных форм, проведении социологических опросов больных, врачей, провизоров и выкопировке данных из первичной медицинской документациив определении конъюнктуры рынка фармацевтических услугв формировании методических основ и разработке информационных технологий для оптимизации процесса предоставления фармацевтических услугв разработке методических основ мониторинга социально-экономической эффективности фармацевтических услугв обосновании перспективных организационных структур в системе фармацевтических услуг.
Основным научным итогом исследования является решение задачи разработки организационно-экономических механизмов совершенствования системы фармацевтических услуг, имеющей существенное значение для экономики сферы услуг.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
— исследованы и научно обоснованы особенности фармацевтической услуги как посреднической материально-информационной услуги;
— сформулированы обусловленные онтологически и различными внешними факторами особенности свойств фармацевтической услуги;
— разработаны концептуальные и методологические основы стратегического анализа фармацевтического рынка в интересах формирования информационного обеспечения системы фармацевтических услуг;
— обоснованы организационно-экономические механизмы для оптимизации процесса продвижения и предоставления фармацевтической услуги;
— предложены информационные технологии для оптимизации процесса продвижения и предоставления фармацевтической услуги;
— разработаны методические основы мониторинга социально-экономической эффективности системы фармацевтических услуг;
— разработана структура системы фармацевтических услуг как логистической системы движения товарно-информационных потоков ценностей;
— предложена как качественно новый существенный элемент системы фармацевтических услуг инфраструктурная составляющая для сферы малого и среднего предпринимательства в фармации в виде посреднической информационно-фармацевтической организации.
Практическая значимость работы состоит в том, что обоснованные автором информационные технологии для оптимизации процесса предоставления фармацевтической услуги, рекомендации по их практическому применению, а также разработанные перспективные организационные структуры в системе фармацевтических услуг будут способствовать повышению социально — экономической эффективности и качества фармацевтических услуг.
Список литературы
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М., 1971. — 283 с.
- Айвазян С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Исследование зависимостей.-М., 1985.-485 с.
- Амблер Т. Практический маркетинг .-СПб., 1999 .-393 с.
- Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг.-М., 1997.-78 С.
- Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга.-М., 1995.-68 с.
- Апазов А.Д. Аптечное дело в России, современное состояние аптечной службы //Medical Market.-1997.-№ 26.-С.2−3.
- Апазов А.Д., Кирсанова Т. Г., Шугалева М. В. Законодательное регулирование информации и рекламы в области фармации // Новая аптека. www. nov-ap.ru.
- Апазов А.Д., Сосина Н. И., Кулик Н. Я. Социально-правовые аспекты лекарственного обеспечения //Фармация.-1996.-№ 4.-С.9−13.
- Архангельский Н.Е., Валуев С. А., Половников В. А. Экспертные оценки и методология их использования. М., 1974.-124 с.
- Ю.Барнес Дж., Цеинбах Ш., Смит М. Разработка рекламной стратегии //Медикал маркет.-1994.-№ 16(4).-С.42.
- Береговых В.В., Пятигорская Н. В., Багирова В. Л., Мешковский А. П. Национальная лекарственная политика и Федеральный закон «О техническом регулировании» // Фармация. № 5. — 2003.
- Бешелев С.Л., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.-М., 1980.-159 с.
- Бошнакова С., Педенко П. Методы оценки ёмкости региональных фармацевтических рынков //Ремедиум.-1999.-№ 9.-С.42−45.
- Бучнев Б.П. Оценка качества стандартов фармацевтических услуг, внедряемых в практику здравоохранения / Б. П. Бучнев, В.М. Mapшалкин // Человек и лекарство: Тез. докл. 8 Рос. нац. конгр. 2−6 апр. 2001 г. -М., 2001. -С. 718.
- Бучнев Б.П. Разработка классификации фармацевтических услуг (работ) / Б. П. Бучнев, В. М. Маршалкин // Достижения, проблемы, перспективы фармацевтической науки и практики: Материалы науч. конф. Курск, 2001. — С. 49−50.
- Варпаховская И. Самый наукоёмкий фармацевтический рынок //Ремедиум.-1998.-№ I .-С.54−55.
- Васильева И.Г. Практическое руководство по закупке и реализации медикаментов в Росси. СПб., 2000.-413 с.
- Васнецова О.А. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг //Экономика здравоохранения.-1996.-№ 3.-С.23−26.
- Васнецова О.А. Маркетинг в фармации.-М., 1999.-239 с.
- Васнецова О.А. Маркетинг и фармацевтическое товароведение //Тез. докл. итоговой науч.-практ. конфер. ММА им. И. М. Сеченова.-М., 1991.-С.256.
- Васнецова О.М. Фармацевтический рынок и маркетинговые исследования //Новая аптека.-1999.-№ 1.-С. 1−13.
- Виноградов В.А. Методы фармакоэкономического анализа //Фарматека.-1994.-№ 2.-С. 14−23.
- Вольская Е.А. Этические принципы рекламы лекарственных препаратов//Фармацевтический вестник.-1996.-№ 8 (49).-С.12.
- Вышковский Г., Крылов Ю. О едином информационном пространстве в сфере лекарственного обеспечения //Ремедиум.-1998.-№ 4.-С.46−48.
- Галин А.В. Фармакоэкономические исследования инструмент рационального лекарственного обеспечения в России //Ремедиум.-1999.-№ 10.-С.24−26.
- Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело.-М., 1990.-72 с.
- Гнрнхиди В. П., Крикунова Е. А., Максимкина Е. А. Изучение информационных потребностей на фармацевтическом рынке // Новая аптека. www. nov-ap.ru.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и ме-тодология.-М., 1998.-416 с.
- Голубков Е.П., Голубкова Е. Н., Сенерин В. Д. Маркетинг: Выбор лучшего решения.-М., 1993.-271 с.
- Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование.-М., 1998.-89 с. 31 .Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году //Здравоохранение РФ.-2003.-№ 6.-С.13−18.
- Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения: Официальное издание.-М., 1997.-104 с.
- Грамп Е.А. Маркетинг в системе управления зарубежными фирмами.-М., 1989.-278 с.
- Гринберг З.А. Организация и методы изучения спроса населения на медикаменты: Автореф. дисс.. канд. фарм. наук.-М., 1970.-17 с.
- Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья.-СПб., 1999.-1023 с.
- Дейян А., Троаден JI. Стимулирование сбыта на месте продажи.-М., 1994.-190 с.
- Джессер Р. Методы статистических обследований /Под ред. Четыр-кина Е.М.-М.Д985.
- Довжанский С.И., Суворов Н. Е., Никифорова Н. Е. Псориаз. Саратов, 1973.-266 с.
- Дрёмова Н. Б. Кобзарь JI.B. Использование метода коллективных экспертных оценок для анализа номенклатуры и изучения спроса на лекарственные средства //Фармация.-1978.-Т.27.-№ 1.-С.12−16.
- Дрёмова Н.Б. Методические основы научного прогнозирования потребления лекарственных средств на примере РСФСР: Автореф. дисс.. докт. фарм. наук.-М., 1991.
- Дрёмова Н.Б., Лазарева Е. В. Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях//Экономический вестник фармации.-1998.-Дек.-С.67−74.
- Дрёмова Н.Б., Лазарева Е. В. Система маркетинговых исследований лекарственных средств как товара //Фармация.-1996.-№ 3.-С. 14−16.
- Евдокимов Д.В., Максимов Г. К., Поляков И. В., Новик А. А., Максимов А. Г. Теоретические и организационно-экономические основы управления качеством медицинской помощи. СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 1999.- 177с.
- Евланов Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении.-М., 1978.
- Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности.-М., 1994.-134 с.
- Ежегодник международной статистики по здравоохранению.-М., 1995.
- Ежова Т.В. Социально-психологические аспекты информационной деятельности аптек // Новая аптека. www. nov-ap.ru.
- Заболеваемость населения Санкт-Петербурга в 1996 году.-СПб., 1997.144 с. 50.3верькова Ф.А., Качанов В. П. Структура заболеваемости дерматозами в Ленинграде //Вестник дерматологии,-1984.-№ 6.-С.43−46.
- Капустина И.В. Процессы концентрации и централизации капитала во внутренней торговле России / Вопросы управления современными предприятиями: Сб.научн. трудов. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2004.
- Карева Н.Н. Организационные и экономические основы перехода аптечной службы к рынку: Дисс.. докт. фарм. наук.-СПб., 1996.
- Кирсанова Т.Г. Анализ состояния фармацевтического рынка страны // Фармацевтический вестник.-1997.-№ 21 .-С. 18−19.
- Кобзарь J1.B. Маркетинговые исследования, оценка и прогнозирование рынка лекарств в России // Фармация.-1993. № 6.- С.30−33.
- Кобзарь Л.В., Дементьева З. В. Методы экспертных оценок как один из подходов к прогнозированию потребности в медикаментах //Сборник научных трудов ВНИИФ.-1978.-Т.Х1У.-С.163−169.
- Ковалёв А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. -М., 1996.-176 с.
- Комаров Ю.М., Ермаков С. П. Здоровье населения: основные проблемы и перспективы решения //Экономика здравоохранения. 1997,-№ 4−5.-С.8−14.
- Кононова С.В. Государственное регулирование и управление процессами обеспечения качества фармацевтических услуг: Монография / С. В. Кононова. Н. Новгород: Нижполиграф, 2002. — 297 с.
- Кононова С.В., Олейник Г. А. Региональный рынок фармацевтических услуг: Нижегородская область // Новая аптека. www. nov-ap.ru.
- Кононова С.В., Олейник Г. А. Фармацевтические услуги: формирование рынка // Новая аптека. www. nov-ap.ru.
- Кононова, С.В. Система обеспечения качества фармацевтических услуг в региональном фармацевтическом комплексе: Монография / С. В. Кононова. Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2003. — 360 с.
- Консультационная компания «McKinsey & Company, Inc.»: Организация маркетинга.-М., 1996.-134 с.
- Короткий Н.Г., Фабрина М. П., Шарава Н. М. Опыт применения аэрозоля Скин-Кап //Вестник дерматологии.-1996.-№ 4.-С.61−63.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент.-СПб., 1998.-674 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга.-М., 1995.-598 с.
- Краснокутский А.Б., Лагунова А. А., Фармакоэкономика: Т1. Системный анализ мирового фармацевтического рынка.-М., 1998.-343 с.
- Кубанова А.А., Самсонов В. А., Авербах Е. В. Оценка эффективности препарата Скин-кап в лечении псориаза и себореи волосистой части головы //Вестник дерматологии.-1997.-№ 1.-С.45−46.
- Кузьменко М.М., Баранов В. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики.-М., 1994.-304 с.
- Кузьменко М.М., Баранов В. В. Финансовый метод в здравоохранении России.-М., 1995.-272 с.
- Кураков В.Л., Кураков Л. П. Словарь-справочник по экономике. М.: Пресс-сервис, 1998. — 365 с.
- Кучеренко В.В. и др. Экономика здравоохранения / Учебное пособие. -М., 1996.- 139 с.
- Ламбен Ж. Стратегический маркетинг.-СПб., 1996.-5 89 с.
- Ланцов В.А., Песоцкая Е. В., Чикишева Н. М. Стратегический анализ. СПб.: Изд-во «Литера Плюс», 2001. — 274 с.
- Лебедев А.А. О роли маркетинговых исследований в оптимизации хозрасчётной деятельности //Здравоохранение.- 1996.-№ 2.-С.5−11.
- Лебедев А.А. Рыночная экономика: Маркетинговые основы управления, организация и финансирования национальной системы охраны здоровья.-Самара, 1996.-112 с.
- Левизов В.А. Регулирование сферы услуг в трансформационный период. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 144 с.
- Лившиц К.А. Маркетинг в здравоохранении // Мир медицины. 1998. -№ 6. — С. 14−15.
- Лившиц К.А. Аналитическая функция маркетинга // Мир медицины. — 1998. № 7. — С.13−14.
- Лившиц К.А. Аналитическая функция маркетинга: Анализ внутренней среды лечебного учреждения // Мир медицины. 1998. — № 9. -С.28−29.
- Лившиц К.А. Особенности процедуры принятия решения ключевыми коммуникаторами рынка фармацевтических услуг // Современные аспекты экономики. 2004. — № 12(63). — С.98−100.
- Лившиц К.А. Информационная услуга как неотъемлемая часть продвижения лекарственных средств на рынке / К. А. Лившиц // Современные аспекты экономики. 2004. — № 13(64). — С.243−245.
- Лин А. А. Фармацевтический рынок и его особенности.- СПб., 1997.38 с.
- Максимов Г. К. К методологии стратегического прогнозирования социально-экономического развития регионального здравоохранения //Сборник научных трудов. СП6. Д999-С.136−138.
- Максимов Г. К., Максимов А. Г., Максимова Т. Г., Манойлова Л. М., Наркевич И. А. Многокритериальная оптимизация номенклатуры лекарственных средств // Тез.докл. V Всероссийского национального конгресса «Человек и лекарство».-М., 1998. С. 701.
- Максимов Г. К., Максимов А. Г., Максимова Т. Г. Доказательная медицина и общественное здоровье. СПб., 2001.-134 с.
- Максимов Г. К., Максимова Т. Г., Черешнев В. В. О типологизации концепции стратегического и операционного маркетинга //Актуальные проблемы менеджмента в России на современном эта-пе.-СПб., 2001.-С.7−8.
- Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг.-М., 1996.-160 с.
- Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг: Методическое посо-бие.-М., 1998.-65 с.
- Малахова Н.Г. Реклама и спрос на медицинские услуги: Планирование расходов на рекламу //Здравоохранение.-1997.-№ 9.-С.119−125.
- Манойлова JI.M. Маркетинговые исследования аптечного учреждения // Ремедиум Северо-Запад.-2001.-№ 6.-С.9−11.
- Манойлова JI.M., Гарбузова Л. И. Мотивация выбора: Маркетинговые исследования поведения потребителей фармацевтических товаров //Ремедиум Северо-Запад.-2002.-№ 4,-С.4−9.
- Машкова Л.В., Коржавых Э. А. Исследования по анализу рынка безрецептурных лекарственных средств //Экономический вестник фармации.- 1998.-Дек.-С.77−87.
- Медицинский маркетинг в современных условиях: Методическое пособие /Под ред. Сальниковой Г. А.-М., 1996.-11 с.
- Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента.-М., 1992.-С.702.
- Мордовцев В.Н., Суколин Г. И. Эпидемиология и генетика псориаза //3 симпозиум дерматологов социалистических стран.-М., 1987.-С.89.
- Морелл С. Перспективы развития российского рынка фармацевтических препаратов //Ремедиум.-1998.-№ 2.-С.20−23.
- Мошкова Л. В. О системе удовлетворения информационных потребностей специалистов фармацевтического рынка // Новая аптека. -wvwv.nov-ap.ru.
- Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / Под ред. Л. В. Ивановского, В. Е. Рохчина. СПб: ИСЭП, 1998.
- Никитин А.Ф., Сагомонян Л. М. Эффективность лечения больных различными дерматозами препаратом «Скин-Кап» //Материалы XXXII научно-практической конференции дерматовенерологов, акушеров-гинекологов и урологов Санкт-Петербурга.-СПб., 1997.-С.74.
- Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.-454 с.
- Опыт применения препарата Скин-кап в дерматологической прак-тике.-СПб., 1999.-С.35.
- Павлов Ю.В., Красильников И. А. Здравоохранение Санкт-Петербурга в годы реформ.-СПб., 1999.-192 с.
- Петров А.Н., Демидова Л. Г. и др. Основы стратегического планирования. — СПб.: Общество «Знание», 1998.
- Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы.-М., 1996.-96 с.
- Рейхарт Д.В., Сухинина В. А., Шиленко Ю. В. Фармацевтический рынок: его особенности, проблемы и перспективы.-М., 1995.-304 с.
- Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике / Под ред. Н. С. Слепцова. М., 1998.
- Решетников А.В. Процессное управление в социальной сфере: Руководство. М.: Медицина, 2001. — 504 с.
- Решетников А.В. Руководство по управлению, экономике и социологии обязательного медицинского страхования: В 3 т. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001−2002.
- Романов А.Н., Жуков Г. А., Майоров С. И. и др. Маркетинг.-М., 1996.-560 с.
- Росситер Д., Перси JI. Реклама и продвижение товаров.-СПб., 2000.-656 с.
- Рудакова А.В. Современные подходы к выбору лекарственных препаратов //Ремедиум Северо-Запад.-2000.-№ 3.-С.З-12.
- Русаков С. В. Роль Фармацевтической Лиги в решении региональных проблем фармацевтического рынка России // Медэкспо: Информационно-аналитическая газета Российской фармацевтической лиги. -4.02.2003.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
- Селезнев В.Д., Поляков И. В. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. — СПб., 1996.-78 с.
- Соколовский Е.В. Основы наружной терапии болезней кожи: Васкулиты кожи.-СПб., 1999,-189 с.
- Стоун М., Дейвис Д., Бонд Э. Прямое попадание: факторы успеха прямого маркетинга.-М., 1998.-138 с.
- Тенцова А.И., Ажгихин И. С. Лекарственная форма и терапевтическая эффективность лекарств.-М., 1974.-С.168.
- Тихомиров Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка.-М., 1991.-37 с.
- Ткачёва Т. Реклама медикаментов в рамках российского законодательства //Ремедиум.-1997.-№ 6.-С.50−51.
- Трофимова Е. Особенности формирования спроса на лекарственные средства//Фармацевтический вестник.-1997.-№ 8.-С. 14−15.
- Трофимова Е., Новиков А. Петербургские аптеки //Ремедиум.1997.-№ 6.-С. 19−23.
- Федина Е. А. Основы психологии общения с потребителями в аптеке // Новая аптека. www. nov-ap.ru.
- Фундаментальные основы политики здравоохранения / Под редю академика РАМН О. П. Щепина. М.: Изд-во «Эскиз», 1999.
- Хабриев Р.У. Рождение лекарства //Ремедиум.-1998.-№ 6.-С.28−29.
- Хабриев Р.У., Вольская Е. Н. Опыт международных организаций по формированию этических критериев продвижения лекарственных препаратов //Ремедиум.-1997.-№ 9.-С.44−45.
- Хальфин Р.А. Принципы стратегического планирования в здравоохранении. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
- Хлусов В.П. Основы маркетинга.-М., 1997.-187 с.
- Хруцкий В.Е. Современный маркетинг.-М., 1998.-96 с.
- Черешнев В.В. Методологические аспекты концепции маркетинга //Современные аспекты экономики.-2001.-№ 10.-С.11.
- Черешнев В.В., Максимова Т. Г. Стратегический и операционный маркетинг в свете информационно-технологической концепции маркетинговой деятельности //Современные аспекты экономики.-2001 .№ 11.
- Чернев В.М. Формирование товаропроводящей сети — важнейшее звено рыночных отношений //Фармацевтический вестник.-1996.-№ 3.-С.9.
- Черчиль А. Маркетинговые исследования.-СПб., 2000.-752 с.
- Чуваткин П.П. Стратегия управления развитием здравоохранения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 172 с.
- Экономика и управление социальной сферой / Под ред. В. Э. Гордина СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
- Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. М., 1997.-590с.
- Экономика, организация и планирование в торговле: Уч. пособие / Под ред. И. В. Капустиной. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2001.
- Энджел Д.Ф., Длэкуэл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребите-лей.-СПб., 1999.-587 с.
- Юданова А.Ю., Вольская Е. А., Лагунова С. А. Бизнес-путеводитель по фармацевтическому рынку России.-М., 1998.-250 с.
- Barbie Е. The Practice of Social Research.-Belmont, Calif., 1992.-P.198.
- Beckham D. Expect the unexpected in health care marketing future //The Academy Bulletin.-Juli 1992.-P.3.
- Berber В., Felkey B. Patient counseling and communication //Effective pharmacy management.-NARD Virginia.-1994.-P.511.
- Blagman L. Marketing Information //Presentation from the 9 Annual Marketing Research Conference.-Chicago, 1998.-P.134.
- Bogart L., Tolley S. The search for information in newspaper advertising //Journal of Advertising Research 28.-№ 5.-P.9−19.
- Brown M. Health Care Marketing Management Review: An ASPEN Publication.-1992.-213 p.
- Burns A., Bush R. Marketing Research.-New Jersey, 1995.-268 p.
- Bush P., Osterweis M. Pathways to Medicine Use //Journal of Health and Social Behavior.-1978.-P. 19.
- Chetley A. A healthy business.-London, 1990.-205 p.
- Christofer M., McDonald M. Effective Marketing Management //Cranpield School of Management.-1986.-169 p.
- Cowan D. Write your questions down before you pay for your research //Marketing research: A Magazine of Management and Application.-1992.-№ 4.-P.55−68.
- Dalton E. Marketing intelligence systems //Business Management.-1996.-P.32.
- Das M. Statistical methods and concepts.-New York, 1988.-P.256.
- Dibb S., Simkin L., Pride W. Marketing: Concepts and Strategies.-1994.-76 p.
- Digman M., Carr P. Program Planning for Health Education and Health Promotion.-Philadelphia, 1987.-93 p.
- DiMasa J., Hansen R. Cost of innovation in the pharmaceutical industry //Journal Health Economics.-1991.-№ 10.-P. 12−24.
- Dollon W., Madden T. Marketing Research in a Marketing Environ-ment.-IRWIN, Homewood, 1993.-P.214.
- Donnelli J., Berry L. Marketing Financial Services A Strategic Vi-sion.-Homewood., 1985.-113 p.
- Doyle P. Marketing Management and Strategy.-Prentice Hall, 1994.-56 P
- Drucker P. Management tasks, responsibilities, practices.-N.Y., 1973.-147 p.
- Dunnel K., Cartwright A. Medicine takers, prescribes and hoarders.-London, 1972.-157 p.
- Dutton J., Reece M. The impact of current trends in health care on the pharmaceutical sales force of the future //Journal of Pharmaceutical Marketing and Management.-1996.-V.10.-№ 4.
- Effective pharmacy management.-NARD Virginia, 1994.-694 p.
- Eldon Y., McLeon R. Marketing information system in the fortune 500 companies: Past, present and future //Journal of Management Information System.-1993 .-Summer.-№ 1 .-P. 165−192.
- Farnsworth R. The business guide to the galaxy of demographic products and services //American Demographics.-1985.-№ 6.-P.22−33.
- Fry J. Self-care: Its place in the total health care system //Proceeding of the I General Assembly of the World Federation of Proprietary Medicine Manufactures.-London, 1973.
- Gillett R. Confidens interval construction by Steins Method //Journal of Marketing Research.-1989.-N26.-P.237−240.
- Grosselin R. Pharmaceutical marketing research //Paper presented at the University of Texas College of pharmacy.-1992.-February 20.-P.25.
- Guelch J. Marketing principles and future of preventive health care //Health and Society.-1980.-V.58.-№ 2.-P.310−348.
- Harrison D., Ortmeir B. Strategic Planing in the Community Pharmacy // Journal of American Pharmaceutical Association.-1996.-V.NS36.-№ 9.-Sept.
- Hemminiki C. The role of prescriptions in therapy //Medical Care.1995.-P.34−56.
- Houston F., Gassenheimer J. Marketing and exchange //Journal of Marketing.-1987.-V.51 .-October.-Р.З.
- Jackson R. Development of the Business Plan: Effective Pharmacy Management.-NARD Virginia, 1994.-P.117.
- Jernigan J., Smith M. Descriptive analysis of the 15-year product life cycles of a sample of pharmaceutical products //Journal of Pharmaceutical Marketing Management.-1991.-V.6.
- Kelly E. Location analysis and its impact on starting a pharmacy //Pharmacy Business.-1991 .-August.-P. 18.
- Kerin R., Rajan P. Contemporary perspectives on strategic planing.-Boston, 1990.-P.69.
- Knapp D., Oeltjen P. Benefits to risks ratio in physician drug selection //American Journal of Public Health.-1987.-№ 16.-P.31−39.
- Lee K. Biotechnology: past, present and future //Chemical Industry.1996.-May.
- Levy P., Lemeshov S. Sampling of Populations.-N.Y., 1991.-P.254.
- Lilja J. How physicians choose their drugs //Social Science and Medi-cine.-1976.-№ 10.-P.363−370.
- Little J., Cassetari M. Decision support system for marketing manag-ers.-New York, 1984.-P. 187.
- Lynch J. On the external validity of experiments in consumer research // Journal of Consumer Research.-1982.-№ 2.-P.225−244.
- Marsh C., Scarbrough E. Testing nine hypotheses about quota sampling //Journal of the Market Research Society.-1990.-№ 9.-P.485−506.
- Maslow A. Motivation and Personality.-N.Y., 1954.-P.64−109.
- Mayros V. Marketing information system.-Radnor, Penn., 1982.-P.216.
- Morris В., Holbrok. What is Consumer Research? //Journal of Consumer Research.-1987.-V. 14.-P. 130.
- Porter M. Competitive Strategy.-N.Y., 1980.-P.145.
- Porter M. Competitive Strategy.-N.Y., 1980.-P.178.
- Prince M. Consumer research for management decisions.-N.Y., 1982.-P.210.
- Rogers C. Marceting information systems //Journal of Management Information Systems.-1985.-P.57−75.
- Sawyer A., Parker M. The role of laboratory experiments' to test marketing strategies //Journal of Marketing.-1979.-P.60−67.
- Saxon J., Steyer W. Basic principles of data processing.-Engelwood Cliffs. Prentice Hall., 1970.-332 p.
- Scrip Magazine.-1998.-April.
- Sedlaser H. Sapiensa A. Ways to successful strategies in drag researchand development.-Weinheim-N.Y., 1996.-P.252.t
- Segal M., Johar S. On improving the effectiveness of test marketing decisions //European Journal of Marketing.-1992.-№ 4.-P.21−33.
- Selltiz С., Wrightsman L. Research methods in social relations.-N.Y., 1976.-218 p.
- Sewell C., Brown P. Customers for life.-N.Y., 1990.-P. 162.
- Shear J. The Japanese excel at gauging public reaction to new products //Journal of Advertising Research.-1987.-№ 9.-P .28−29.
- Simon H. The new science of management decisions.-N.Y., 1960.-P.154.
- Slama M., Tashchian A. Selected socioeconomic and demographic characteristics //Journal of Marketing.-1989.-P.14−17.
- Smith H. Planning the layout design of a pharmacy.-Philadelphia, 1986.-P. 130−154.
- Smith H. Purchasing an established pharmacy //Effective Pharmacy Management.-NARD Virginia.-1994.-P.479.
- Spilker B. Multinational Pharmaceutical Companies.-Raven Press, 1994.-P.803.
- Twaddle A., Hessler R. A sociology of health.-St.Louis, 1997.-124 p.