Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономические аспекты развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большой интерес к исследованию проблем предпринимательской деятельности проявляли представители классической и неоклассической школы экономических учений: А. Смит, Ж.-Б. Сей, Дж. Кейнс и др. Значительный вклад в теорию предпринимательства внесли английский ученый А. Маршалл, американский экономист И. Шумпетер и др. Ряд важнейших идей в предпринимательстве связан с именами современных американских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и социально-экономические аспекты становления предпринимательской деятельности в условиях переходной экономики
    • 1. 1. Социально-экономические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Исследование теоретических концепций развития предпринимательской деятельности
  • Глава III. Основные направления активизации предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан
    • 3. 1. Предпосылки развития предпринимательства в условиях рыночной экономики
    • 3. 2. формирование инновационного предпринимательства в Республике Таджикистан
  • 1−3. Нормативно-правовые основы становления и развития предпринимательской деятельности в Республике ^ Таджикистан
  • Глава II. Оценка функционирования и развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан
  • 2−1″ Анализ современного состояния предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан
    • 2. 2. Факторы, влияющие на развитие предпринимательской деятельности
    • 2. 3. Социально-демографический анализ отношения населения Республики Таджикистан к предпринимательству
    • 3. 3. Перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан

Социально-экономические аспекты развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Предпринимательская деятельность выполняет особую функцию — обеспечение развития и роста экономики, ее постоянное обновление, формирование инновационной среды, стимулирующей переход на современные технологии производства.

В исследовании процессов формирования и развития предпринимательской деятельности в современном Таджикистане нельзя не учитывать некоторые особенности. В настоящее время предпринимательство развивается в условиях совершенствования законодательной базы, деятельности государства по улучшению инвестиционного климата, совершенствования налоговой и таможенной политики, а также улучшения внешнеэкономических связей. В то же время нельзя не отметить наличие таких негативных факторов, влияющих на развитие предпринимательской деятельности, такие как высокие ставки банковских кредитов, элементы коррупции в государственных, налоговых и таможенных органах, слабо развитая рыночная инфраструктура.

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности. Она является одной из форм проявления и реализации человеческих ресурсов. Эта деятельность состоит в организации и соединении факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

Современный этап развития экономики сопровождается повышенным интересом к проблеме развития предпринимательства. При этом особенности социально-экономического развития предпринимательства еще в отечественной экономической литературе достаточно не исследованы. Поэтому актуальными являются исследование различных аспектов предпринимательства, которые требуют дальнейшего осмысления и глубокого изучения.

Степень разработанности проблемы. Прежде чем приступить к определению степени изученности выбранной темы, следует отметить, что предпринимательство является глобальным экономическим явлением, имеющим место в экономике как развитых, так и развивающихся стран. Поэтому исследование проблемы развития предпринимательской деятельности можно условно разделить на две части:

— исследования общего характера, в которых проблемы развития предпринимательства рассматриваются в контексте развития мирового хозяйства;

— исследования особого характера, когда рассматриваются проблемы развития предпринимательской деятельности в контексте развития экономики отдельной страны или регионов мира.

Большой интерес к исследованию проблем предпринимательской деятельности проявляли представители классической и неоклассической школы экономических учений: А. Смит, Ж.-Б. Сей, Дж. Кейнс и др. Значительный вклад в теорию предпринимательства внесли английский ученый А. Маршалл, американский экономист И. Шумпетер и др. Ряд важнейших идей в предпринимательстве связан с именами современных американских представителей экономической науки П. Самуэльсоном и В. НордхаусомФишером С., Дорнбушем Р. и Р. ШмалензиK.P. Макконнелом и C.JI. Брю. Значительный вклад в теорию и практику предпринимательства внесли ученые-экономисты России Абчук В. А., Бусыгин A.B., Борсученко Э. И., Виленский А., Власова В. М., Горфинкель В. Я., Друкер П., Косов В. В., Кулагин A.C., Павлюк Р. В., Паникин A.C., Савченко В. Г., Ховард К. и др.

В работах этих и других ученых рассматриваются, в частности, такие проблемы, которые характерны нынешнему состоянию развития предпринимательства и в Республике Таджикистан: аспекты регулирования и управления предпринимательской деятельности с применением современных методов маркетинга и менеджмента, механизмы совершенствования и стимулирования эффективности производства и качества продукции, проблемы образования свободных экономических зон и др.

Наиболее весомый вклад в исследовании проблемы развития предпринимательской деятельности в Таджикистане внесли ученыеАбдугаффоров А.А., Абдусамадов Г. С., Асроров И. А., Ганиев Т. Б., Каюмов Н. К., Комилов С. Д., Нурмахмадов М. Н., Раджабов Р. К., Рахимов Р. К., Умаров X., Факеров Х. Н., Хабибов С. Х. и др.

Благодаря усилиям отечественных исследователей, исследованы такие ключевые аспекты, как определение сущности предпринимательства, выявление основных препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства в Таджикистане, обоснование стратегии достижения устойчивости развития предпринимательства в республике.

Вместе с тем отдельные аспекты развития предпринимательской деятельности, в частности — социально-экономические остаются малоисследованными. Исходя из вышеизложенного, в диссертации была предпринята попытка исследовать социально-экономические аспекты развития предпринимательской деятельности в условиях переходной экономики Республики Таджикистан.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы явилось выявление социально-экономических аспектов развития и разработка рекомендаций по активизации предпринимательской деятельности в условиях переходной экономики Республики Таджикистан. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

• исследовать теоретические основы развития предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики;

• изучить нормативно-правовую базу совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан с учетом социально-экономических аспектов ее развития;

• оценить современное состояние предпринимательской деятельности в новых условиях экономического развития;

• выявить и исследовать факторы, влияющие на развитие предпринимательской деятельности в условиях формирования рыночных отношений в стране;

• провести социально-демографический анализ отношения населения Республики Таджикистан к предпринимательству;

• обосновать рекомендации по формированию инновационного предпринимательства в Республике Таджикистан;

• определить перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан.

Теоретической и методологической базой диссертации явились современная теория рыночного экономического развития, концепции влияния социально-экономических процессов на осуществление хозяйственных реформ, разработанных в трудах отечественных и зарубежных экономистов, а также Гражданский Кодекс и Законы Республики Таджикистан, Постановления Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли и Правительства Республики Таджикистан, Указы Президента Республики Таджикистан и другие законодательные и нормативные документы.

При подготовке диссертации использовались различные литературные источники, научные разработки, а также статистическая информация и материалы Госкомстата Республики Таджикистан, министерств и ведомств, Института экономики АН Республики Таджикистан.

В процессе исследования применялись законы и категории диалектики, методы познания: анализ и синтез, сравнение, единство теории и практики, необходимость учета общего и особенного. Для обработки экономической информации результатов исследования использованы современные компьютерные технологии и различные пакеты программного обеспечения.

Объектом исследования является предпринимательской сектор экономики Республики Таджикистан.

Предметом исследования являются социально-экономические и организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе развития предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней системно исследованы социально-экономические аспекты развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан в условиях перехода к рыночной экономики, заключающиеся в следующих основных положениях:

• исследование социально-экономических аспектов развития предпринимательской деятельности с учетом решения социально-экономических задач в условиях трансформирующиеся экономики;

• изучение и уточнение факторов, влияющих на эффективное развитие предпринимательской деятельности, а также исследование отношения населения Республики Таджикистан к предпринимательству на основе социально-демографического анализа посредством проведенного анкетного опроса;

• обоснование концепции развития предпринимательства и разработка рекомендаций по формированию инновационного предпринимательства в Республике Таджикистан;

• определение и обоснование основных приоритетных направлений развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы органами государственного и хозяйственного управления для развития и совершенствования предпринимательской деятельности, адекватной рыночной структуре национальной экономики.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке мер по стимулированию предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики. Теоретические положения исследования могут служить методической базой и основой разработки принципов государственной поддержки предпринимательства.

Реализация результатов исследования. Основные результаты и методические положения диссертационной работы использованы Министерством экономического развития и торговли Республики Таджикистан (справка о внедрении № 175/и от 19.02.2007 г.) и Союзом предпринимателей и экспортеров Таджикистана (справка о внедрении № 164(6) от 20.02.2007 г.).

Научно-методические разработки автора использованы при чтении дисциплин «Менеджмент», «Предпринимательства» и «Экономика сферы услуг» для студентов обучающихся в Институте предпринимательства и сервиса (справка о внедрении № 268 от 28.02.2007 г.).

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались соискателем на республиканских научно-практических конференциях (20 002 007 гг.), на научных семинарах и конференциях молодых ученых и специалистов Таджикского государственного университета коммерции, Таджикского государственного национального университета, Института предпринимательства и сервиса Республики Таджикистан (Душанбе, 20 002 006 гг.). Результаты проведенных исследований доложены при обсуждении диссертации на заседании отдела экономических проблем бытовых отраслей Института экономики АН Республики Таджикистан (2006 г.) и Малом совете Таджикского государственного университета коммерции (2007 г.).

Публикации. По теме диссертации автором опубликованы 7 научных работ общим объемом 5,85 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 150 наименований, приложение и изложена на 183 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема развития и совершенствования предпринимательства в Таджикистане является многогранной темой, охватывающей многие вопросы социально-экономического и политико-правового характера. Каждый аспект этой проблемы может лечь в основу самостоятельного научного исследования. Однако кроме указанных аспектов данная проблема в Таджикистане имеет еще один «темный» малоизученный или, почти неисследованный в отечественной экономической науке, аспект — социально-экономический аспект функционирования и развития предпринимательства.

Вознаграждением для предпринимательства, как специфического фактора производства в условиях рыночной экономики, является прибыль.

Специфика предпринимательства как фактора производства проявляется через его функции. Функциями предпринимательства являются: факторная, организаторская и творческая. Факторная функция состоит в мобилизации денежных накоплений, средств производства и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности. Организаторская функция состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. Творческая функция связана с новаторством, инициативной предприимчивостью и риском.

Исследование предпринимательской деятельности привело к выводу том, что между предпринимателем в его классическом виде и национальными традициями хозяйствования имеет много общего. Сходство и совместимость идеи предпринимательства с национальной идеей созидательного труда проявляется в том, что эти идеи направляют человека на совершение активной хозяйственной деятельности, рассматривают труд как источник материального благополучия человека и целого общества.

В исследовании процессов формирования и развития предпринимательской деятельности в современном Таджикистане нельзя не учитывать некоторые особенности. В настоящее время предпринимательство развивается в условиях совершенствования законодательной базы, деятельности государства по улучшению инвестиционного климата, совершенствования налоговой и таможенной политики, а также улучшения внешнеэкономических связей. В то же время нельзя не отметить наличие таких негативных факторов, влияющих на развитие предпринимательской деятельности, такие как высокие ставки банковских кредитов, элементы коррупции в государственных, налоговых и таможенных органах, слабо развитая рыночная инфраструктура.

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности. Она является одной из форм проявления и реализации человеческих ресурсов. Эта деятельность состоит в организации и соединении факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

В диссертационной работе нами, исследуя экономические особенности предпринимательской деятельности, выделяются нижеследующие преимущества функционирования ее субъектов:

• быструю адаптацию к конъюнктуре рынка, запросам потребителей, оперативное обновление ассортимента продукции;

• возможность быстрого внедрения значительной части новых идей, проектов и создания, новых образцов продукции;

• рациональную организационную структуру предприятия;

• возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания таких предприятий;

• адаптацию в реализации научных и технических идей инновационного предпринимательства и др.

Комплексный анализ функционирования предприятий предпринимательского сектора с точки зрения выполняемых ими функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной и личностной) показывает их неоднозначность. Так, их значение чрезвычайно высоко в реализации новаторской функции, особенно при апробации научных и технических идей, создании новых проектов, осуществлении опытно-конструкторских разработок. Вместе с тем их роль незначительна в отношении осуществления организационных функций предпринимательства, по внедрению новых форм и методов организации производства, эффективных систем заработной платы и др.

В целом, мы считаем, что предпринимательская деятельность — это процесс организационного самообновления и самоорганизации посредством развития инновационных идей как по созданию новых, так и по развитию действующих субъектов, их технической модернизации, осуществляемый во взаимодействие с макро — и микросредой, их функционирование с целью эффективного использования экономического потенциала в удовлетворении спроса населения.

На основе проведенного анализа функционирования и развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан, намивыявлены основные проблемы, сдерживающие развитие предпринимательской деятельности в современных условиях Республики Таджикистан, которые в основном связаны с неразвитостью финансово-кредитной, налоговой и таможенной систем, ценовой политикой государства, слабым развитием инновационного предпринимательства, институциональными барьерами развития этой деятельности в стране и др.

В диссертации выявлены нижеследующие факторы, характеризующие развитие предпринимательской деятельности:

• численность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики;

• вклад предпринимательства в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ и услуг);

• вклад субъектов предпринимательской деятельности в формирование республиканского и местного бюджетов;

• рост численности занятого трудоспособного населения на предприятиях малого бизнеса и сокращение числа безработных;

• насыщение рынка потребительскими товарами (работами, услугами), удовлетворяющими потребности населения;

• навыки создания собственного дела у дееспособных граждан, накопление опыта управления предприятиями и др.

При этом нами обосновано, что предпринимательская деятельность является важным фактором в решении следующих проблем становления социально-ориентированной экономики:

• формирование в обществе конкурентных, цивилизованных рыночных отношений и институтов;

• создание условий для развития активности и творчества членов общества, их самореализации как личности;

• формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий — основы среднего класса — фундамента гражданского общества, его устойчивого и динамичного развития;

• расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

• содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости, мобильности и маневренности;

• привлечение личных сбережений населения для развития различных видов предпринимательства;

• активизация научно-технического прогресса и инновационной деятельности;

• освоение и использование местных источников сырья.

В целом образование предприятий предпринимательского сектора экономики Республики Таджикистан, основанных на различных формах собственности и их взаимодействие в различных отраслях экономики является основой демонополизации производства, развития здоровой конкуренции между производителями.

В диссертации особое место отведено выявлению отношения населения Республики Таджикистан к предпринимательству. С этой целью был проведен формализованный опрос свыше 500 респондентов в районах республиканского подчинения Республики Таджикистан.

Большинство вопросов базовой анкеты содержали ряд основных разделов, в совокупности позволивших охарактеризовать: 1) общее отношение к предпринимательской деятельности- 2) основные жизненные ценности- 3) финансово-имущественный потенциал семьи- 4) социальные сети и участие в них- 5) отношение к открытию собственного дела- 6) профессиональные и социально-демографические характеристики опрашиваемых.

После обработки полученных анкет выяснилось, что в выборку попали 67 человек, у которых есть предпринимательская мечта или выраженное намерение открыть собственное дело, что составило 13,4% всей выборки исследования, и 35 действующих предпринимателей (7,0% выборки).

Таким образом, нами был получен достаточный массив сопоставимых данных, позволявших при необходимости производить углубленный анализ предпринимательского потенциала, этапов и форм его реализации, препятствий развитию на каждом из этапов превращения предпринимательской идеи в стартовое предприятие.

Одним из важных направлений для оценки деятельности предприятий предпринимательского сектора является оценка их устойчивости. Для использования комплексного подхода к оценке устойчивости предприятия необходимо проанализировать внутреннюю среду предприятия, выявить сильные и слабые стороны его развития. В работе предлагается дать такую оценку на основе SWOT анализа. Данный анализ (SWOTJ позволяет определить перспективы существенного повышения конкурентоспособности предприятия, содействует росту рентабельности производства и формированию финансовых ресурсов для инвестирования в освоение новых технологий.

С другой стороны для комплексной оценки финансового состояния одного и тоже предприятия и его изменения во времени, а также сравнения финансового состояния разных предприятий малого бизнеса за один и тот же период автором предложено проведение рейтинговых оценок, основанных на ранжировании частных показателей, комплексно характеризующих какой-либо результат управленческой деятельности. Преимущество данной методики заключается в том, что она достаточно проста, не предъявляет повышенных требований к исходной совокупности, то есть ее можно применить как на уровне региона, так и на уровне отдельного предприятия. Поэтому нами разработан алгоритм расчета рейтинговой оценки предприятий, который апробирован в предпринимательском секторе ряда районов республиканского подчинения Таджикистана.

В диссертации нами обосновано, что проблема развития и совершенствования предпринимательства в Таджикистане, прежде всего, связана с развитием инновационной системы, и должно осуществляться на базе территориальных модулей, для чего необходимы:

• разработка и реализация программ развития территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь страны-.

• государственная поддержка наукоградов, а также размещение по территории страны центров трансферта технологий;

• определение мест размещения в районах Республики Таджикистан высших учебных заведений, выполняющих функции исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования по приоритетным для государства направлениям развития науки и технологий и обеспечивающих интеграцию научной и образовательной деятельности. Естественно, что при отборе данных территорий должен учитываться их образовательный и инновационный потенциал;

• определение параметров поддержки территориальных инвестиционно-инновационных программ (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности — технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов) и т. п. Исходя из этого, нами предложены разделы и этапы формирования инвестиционной программы развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан:

Полученные результаты показывают, что в республике за рассматриваемый период в основном наблюдается рост основных показателей, характеризующих развитие предпринимательской деятельности на период до 2010 года, что требует необходимость поиска различных инвесторов, а также государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности неразрывно связано с существованием рыночных и организационных факторов, среди которых одно из ключевых мест принадлежит административным барьерам на всех этапах работы субъектов рынка. Поэтому нами предложена схема устранения административных барьеров.

В диссертационной работе, оценивая преимущества преодоления административных барьеров, предлагается создавать объединения предпринимателей, в том числе и по отраслевому признаку, что является предпосылкой создания лоббистской самоорганизующейся и саморегулируемой инфраструктурной составляющей системы поддержки предпринимательства в условиях Республики Таджикистан.

Таким образом, конкретная стратегия развития предпринимательской деятельности будет зависеть от внутренней политики системы в области использования всех видов ресурсов, их самодостаточности, т. е. загруженности производственно-обслуживающих мощностей, тенденций изменения внешнеэкономических связей, объективных факторов макросреды, уровня интеграции и др., что в целом призваны обеспечивать качественное оказание услуг населению и росту экономики страны, соответствующих мировым стандартам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Экономическая теория на пути в новой парадигме // «Вопросы экономики». -№ 1.-1993 С. 3−20.
  2. A.A. Собственность, предпринимательство и проблемы перехода экономики Республики Таджикистан к рыночному хозяйству. Худжанд, 1997 — 165 с.
  3. Г. С. Закономерности становления и развития рыночных отношений в Республике Таджикистан // Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. Душанбе, 1996 — 36 с.
  4. Г. С. Таджикистан и рынок. Душанбе: «Шарки Озод», 1994.-128 с.
  5. Г. С., Юсупов А. К. Развитие предпринимательства за рубежом. Худжанд, 1999. — 123 с.
  6. В. Практики глазами теоретиков: (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в России. № 4 (11). — 1997. — С. 5−11.
  7. Р.Б., Рахмонов У. А. Приватизация как важнейшая часть экономической реформы (теоретические аспекты) // Известия Академии Наук Республики Таджикистан: Отделение общественных наук. № 4. — 2005. — С. 20−32.
  8. А.О., Санин И. И. Менеджмент предпринимательских структур. Подольск: «Сатурн-С», 1999. — 432 с.
  9. О., Оймахмадов М. Экономические основы предпринимательства, (на тадж. яз.) Душанбе, 1997. — 416 с.
  10. И. Бобоев О., Умаров X. Накшаи сох, ибкори (Бизнес-план). -Душанбе: «Сохдбкор», 1999. 132 с.
  11. А., Швандар В. А. Оценки эффективности бизнеса и инвестиций // Учебное пособие для вузов. Москва: Финансы, «ЮНИТИ-ДАНА», 1999.-235 с.
  12. А., Кодиров А. Основы предпринимательства и маркетинга. Душанбе: «Харасан», 2002.
  13. Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Москва: «Юрист», 2004.
  14. Э.И., Еромашенко H.H. Формы предпринимательства за рубежом. Киев, 1991. — 114 с.
  15. Г. Г. Иностранные прямые инвестиции в малых и средних предприятиях. Москва: «ОЭСР», 1996.-241 с.
  16. A.B. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. Москва: «Инфра-М», 1997. — 609 с.
  17. A.B. Педпринимательство. Москва: «Дело», 1999. — 640 с.
  18. A.B. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в России. Москва: «Реформа», 1996. -68 с.
  19. О.С., Наумов Н. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. Москва: «Гардарики», 1999. — 370 с.
  20. В. М., Волков Д. М. и др. Основы предпринимательской деятельности / Экономическая теория. Маркетинг: Финансовый менеджмент. Под ред. Власовой В. М. Москва: «Финансы и статистика», 1995. — 586 с.
  21. Т.Б. Менеджмент: в 4 ч. (на тадж. яз.). Душанбе: «Ирфон», 2004.
  22. Т.Б., Комилов С. Д., Одинаев Х. А. Основы агробизнеса / Учебник для вузов (на тадж. языке). Душанбе: «Диловар-ТГНУ», 1998.-248 с.
  23. Г. К. Предприниматель. Франкфурт на Майне. 1992. 162 с.
  24. В.П. и др. Экономика и предприятие: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. П. Грузинова. Москва: «Банки и биржи», ЮНИТ, 1998.- 137 с.
  25. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. -Москва: «Консалтбанкир», 2002. 704 с.
  26. В.А., Богомолов А. У. Планирование предпринимательской деятельности. Москва, 1997. — 204 с.
  27. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения / Учебное пособие. Москва: «Дело и сервис», 1999. — 167 с.
  28. В.М., Кулагин A.C., Симаранов С. Ю. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности. -Москва: «АНХ», 2000. 144 с.
  29. В.П. Экономика предприятии предпринимательства. -Москва: «СОФИТ», 1999. 137 с.
  30. Гражданский Кодекс Республики Таджикистан. (Общая часть), Новые законы РТ. Ч. 1. — Душанбе, 1999. — 226 с.
  31. Гражданский Кодекс Республики Таджикистан. (Часть 2). Новые законы РТ. Ч. 2. — Душанбе, 2000. — 23 8 с.
  32. Ш. Х. Основы и факторы развития предпринимательства в Таджикистане (экономико-философские аспекты). Душанбе: «Ирфон», 2006. — 60 с.
  33. Ш. Х. Традиционная идея развития экономики и предпринимательства // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: Экономика. № 1−2(21−22). — 2006. — С. 90−95.
  34. А., Мешкова Д. Ресурсная эффективность малых предприятий. «Экономист», 2006, № 6. С. 55−61.
  35. Р. Об экономической стратегии страны и формируемой правовой базе предпринимательства. «Экономика Таджикистана: Стратегия развития». 2004, № 2. С. 150−165.
  36. М., Хабибов С. Х., ФакеровХ.Н. Потребительский рынок Таджикистана. Душанбе, «Ирфон», 2003.
  37. Деловая среда в Таджикистане глазами представителей малого и среднего бизнеса. 2003. Отчет проекта МФК по исследованию сектора МСБ в Таджикистане. Душанбе, 2004.
  38. И.В. Предпринимательское право. Москва: «Приор», 1999.-320 с.
  39. П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи оптимальные решения. Пер. с англ. Москва: «ФАИР-ПРЕСС», 1998.-285 с.
  40. П.В. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -Москва, 1992.-91 с.
  41. Т., Евсеева И. Роль законодательства в становлении малого бизнеса // «Вопросы экономики». -№ 11.- 1994. С. 92−108.
  42. Ш. Основные направления экономической политики Республики Таджикистан на переходном этапе рыночных отношений. / «Экономика Таджикистана: стратегия развития». № 3. -2001.-С. 19−57.
  43. Дустбоев III, Мирзоев Т, Умаров X. Бедность и пути ее снижения. -Душанбе, 2000.-66 с.
  44. A.C. Современная экономика: Учебное пособие. -2-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -504с.
  45. Н.Х. Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан // «Бизнес и политика, № 17, 2001. С. 2−3.
  46. Н.Х. Проблемы налоговой финансово-кредитной системы предпринимательства в переходной экономике Таджикистана // „Экономика и финансы“. Москва, № 2. — 2004. — С. 50−54.
  47. Законодательство в сфере экономики Республики Таджикистан. -Душанбе: „Контракт“, 1999. 98 с.
  48. С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. Москва: „Дело“, 1999. — 217 с.
  49. К.Я. Японские методы управления качеством. Москва: „Знание“, 1991. -112 с.
  50. Н. Проблемы интеграции в СНГ. Алма-Аты: „Атамура“, 1998. — 78 с.
  51. Ш. Правовое регулирование предпринимательской и налоговой деятельности в Республике Таджикистан. Душанбе: „Конуният“, 1998.- 187 с.
  52. Н. Меры стимулирования экономического роста. // „Экономика Таджикистана: стратегия развития“. № 1., 2000. — С. 47−60.
  53. Н. Необходимость и экономические механизмы ускорения темпов экономического роста в Таджикистане. „Экономика Таджикистана: Стратегия развития“. 2004, № 3. С. 1526.
  54. Т.В. Предпринимательство (правовые основы). М.: „Юрид. лит.“, 1994. — 156 с.
  55. P.C. Философия права., (на тадж. яз.). Душанбе: „Маориф“, 2005. — 502 с.
  56. С.Д., Каюмов Н. К., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Вып. 1,2 Душанбе, Фонд экон. и соц. реформ, 1998.
  57. С.Д. Азбука бизнеса. Душанбе: „Диловар-ТГНУ“, 1999.-48 с.
  58. С.Д., Давлатзод У., Экономика предприятия: Учеб. пособие (на тадж. яз.). Душанбе: „Диловар“, 1998. — 126 с.
  59. С.Д., Забиров Н. К. Предпринимательство: впросы развития государственного регулирования. Душанбе, 2004. — 192 с.
  60. Конституция (Основной Закон) Республики Таджикистан. -Душанбе: „Шарки Озод“, 2003. 71 с.
  61. В.В. Бизнес-план: обоснование решений. Учебн. пособие. -Москва: „ГУВШЭ“, 2000. 147 с.
  62. А.К., Крупанин A.A. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 230 с. -(Серия: „Высшее образование“).
  63. Ф. Маркетинг, менеджмент / Пер. с англ. СПб» «Питер», 1999.-С.896.
  64. И. Особенности управления трудом на мелких предприятиях Японии // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». № 6. — 2000. — С. 33−42.
  65. Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации: стратегии навыки. / Пер. с англ. СПБ.: «Питер», 2001. — 289 с.
  66. Д.С. Экономика развития. Москва, 2002. — 211 с.
  67. И. Японская промышленная система. Москва: «Прогресс», 1998. — 87 с.
  68. K.P., Брю С.Л. Экономикс. Москва: «Дело», 1999.
  69. С. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». № 4. -2000. — С. 28−37 с.
  70. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. / Учебник для вузов. Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. Москва: «ЮНИТИ-ДАНА», 2001. — 58 с.
  71. К. Капитал. T.I. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. -2-е изд. -Т.23.
  72. К. Капитал. T.III. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. -2-е изд. Т.25.
  73. А. Принципы экономической науки. В 3 т. Москва: «Прогресс», 1993.
  74. M. X. Предприниматель субъект рыночной экономики. // Вестник Института предпринимательства и сервиса. -№ 12.-2005.-С. 117−121.
  75. В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. -Москва, 1998.-97 с.
  76. М. Экономическая сущность предпринимательства . Москва: «Наука», 1998. -178 с.
  77. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. Москва: ЮСАРП, 1997.-96 с.
  78. C.B., Некрасова В. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. C.B. Мочерного. -М.: «Приор-издат», 2006. -224с.
  79. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Душанбе: «УИ МИД РТ», 2001. — 245 с.
  80. Т.Н. Таджикистан: стимулы экономического роста в контексте формирования и развития социально-ориентированных рыночных отношений. «Экономика Таджикистана: Стратегия развития», № 2,2004. С. 34−58
  81. Налоговый Кодекс Республики Таджикистан. Душанбе: «Шарки Озод», 2006.
  82. Нормативные документы по разгосударствлению и приватизации собственности в Республике Таджикистан (выпуск 1). Душанбе, 1991.-148с.
  83. Нормативные документы по разгосударствлению и приватизации собственности в Республике Таджикистан (выпуск 2). Душанбе, 1992.-152с.
  84. А.А. Экономическая информационная безопасность предпринимательства: учеб. Пособие для вузов/А.А. Одинцов. -М.: «Академия», 2006. -336 с.
  85. А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. -Москва: «Инфра-М», 2000. 187 с.
  86. Е.В. Производственное предпринимательство в России: оценка эффективности. Москва: «Экономика», 2002. — 186 с.
  87. Е.В. Роль предпринимательства в модернизации экономики. Москва: «ИКАР», 1997. — 156 с.
  88. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. проф. Осипова Ю. М. Москва, 1992. — 175 с.
  89. Особенности налогообложения малых предприятий. Москва: «Программа развития предпринимательства», 1996. — 168 с.
  90. Н.Я. Свободное предпринимательство в России: социология становления. СПб.: «Политехника», 1998. — 183 с.
  91. Н.Я. Государственная поддержка малого предпринимательства. Состояние и проблемы развития, (учебное пособие). Орел: «ОРАГС», 1998. — 194 с.
  92. Переходный период: тенденции социально-экономического развития Таджикистана. Душанбе, 2000. — 55 с.
  93. Т. Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Москва: «Прогресс», 1986. — 178 с.
  94. П.Д., Савченко В. Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства. // Вестник Московского университета. Серия: Экономика. № 12. -1996.-С. 67−103.
  95. A.B. Мелкий бизнес в Индонезии. Институт Востоковедения РАН. — Москва: «Наука», 1991. — 132 с.
  96. Предпринимательский потенциал Российского общества (Тихонова Н.Е., Чепуренко А. Ю. //Ж. Мир России, 2004, № 1. с. 116 144.
  97. Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан. Душанбе: «Дониш», 2006. — 255 с.
  98. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 16.11.1993 г. № 578 «Об усилении процесса разгосударствления и приватизации в Республике Таджикистан».
  99. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. Москва: «КОНСЭКО», 1998. — 207 с.
  100. А. Феномен Японии. Душанбе: «Шарки Озод», 2000. — 38 с.
  101. Р.К. Проблемы формирования и развития инфраструктуры. Душанбе «Ирфон», 1999.
  102. A.A. Иностранные инвестиции в экономике Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. № 2. -1999.-С. 69−82.
  103. Э.Ш. Экономическая реформа веление времени. -Душанбе, 1998.-87 с.
  104. Э.Ш. Послание Президента Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Экономика Таджикистана: стратегия развития. № 4.2006. С. 5−33.
  105. М.З. Предпринимательское право. Часть первая. -Душанбе: «Деваштич», 2002. 254 с.
  106. Р.К. Экономическая эффективность производства и экономический рост. «Экономика Таджикистана: Стратегия развития», № 4,2004. С. 41−52.
  107. P.K. Экономические реформы и макроэкономическая стабилизация в Республике Таджикистан. // Общество и экономика. -№Ю.-1991.-С. 176−193.
  108. Р.К. Экономические реформы и макроэкономическая стабилизация в Республике Таджикистан. // Общество и экономика. -№ 11.- 1991.-С. 186−203.
  109. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. Москва: «ТЕИС», 2000.-214 с.
  110. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования. Москва, 1994. — 185 с.
  111. В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. Москва: ОАО НПО «Экономика», 2000. — 168 с.
  112. Сборник законодательных актов по малой приватизации объектов государственной собственности. Душанбе, 1998. — 156 с.
  113. Сборник Законов Республики Таджикистан. Душанбе, 2001.-404 с.
  114. Сборник нормативных актов Правительства Республики Таджикистан по вопросам налогообложения, Новые законы Республики Таджикистан. 4.22. — Душанбе: МЮФ. «Контракт», 2000. -124 с.
  115. . Основные течения современной экономической мысли. Москва: «Прогресс», 1988. — 127 с.
  116. В.А. Основы инновационного предпринимательства. Учебно-методическое пособие. Ульяновск: «УЛГТУ», 1998. — 158 с.
  117. В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. -М.: «Издательство Элит», 2006. -528с.
  118. Н. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. / Пер. с англ. — Москва: «Дело», 1997. — 157 с.
  119. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. Москва: «Институт экономики РАН», 1998. — 176 с.
  120. Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. Москва: «Институт стратегического анализа и развития предпринимательства», 1997. — 128 с.
  121. Ш. С. Экономическая реформа и предпринимательство в АПК. Москва: «Экономика», 1996. — 162 с.
  122. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -Москва: «Наука», 1993. 87 с.
  123. И.И. Проблемы развития государственного предпринимательства в России // Управление экономикой в переходный период. Москва: «Институт Экономики РАН», 1996. -С. 48−56.
  124. Дж. Ю. Экономика государственного сектора. Москва: «МГУ, Инфра-М», 1997. — 225 с.
  125. Таджикистан: 15 лет Государственной независимости (статистический сборник), официальное издание. -Душанбе, 2006. -488с.
  126. X. Проблемы формирования социально-ориентированной экономики (политэкономические аспекты). Душанбе, 2000. -196 с.
  127. X. Стратегия развития и образования в переходе республики к рыночным отношениям. // Мат. респ. науч.-прак. конф. «Перспективы развития Республик Таджикистан» Душанбе, 20−21 апреля 1993 г. Душанбе: «ИБО», 1993.
  128. Х.Н. Теория и практика становления инфраструктуры потребительского рынка. Душанбе: «Ирфон», 2002. — 136 с.
  129. Фараби Абу Наср. Историко-философские трактаты: Пер. с араб. -Алма-Ата: «Наука», 1985. 627 с.
  130. П. Экономический образ мышления. / Пер. с английского. -Москва, 1991.-227 с.
  131. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ.: В 5 вып. общ. ред.
  132. B.C. Загашвили: Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство. -Москва: «Прогресс-Универс», 1993. 148 с.
  133. В. Как делать бизнес в Европе. Душанбе: «Такмил», 1991. -178 с.
  134. А. Курс предпринимательства: практическое пособие: Пер. с англ. Москва: «Международ, отношения», 1993. — 186 с.
  135. А. Курс предпринимательства. / Пер. с англ. Москва, 1993.-216 с.
  136. Н.Б., Майдонов С., Хасанова Г. Из истории банков и предпринимательства в Центральной Азии: (Учебное пособие для студентов заочников экономических факультетов). — Душанбе: «Нодир», 2002. — 124 с.
  137. К.Б. Стратегия государственного регулирования и стимулирования развития предпринимательства // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. № 2. — 2001. — С. 91−98.
  138. A.B. Предпринимательская деятельность. Москва: «Дашков и К0», 2000. — 148 с. 1. U
  139. И. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). Пер. с нем. Москва: «Прогресс», 1982. — 168 с.
  140. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник. Под ред. Б. К. Злобина. Москва: «Экономика», 2000. — 252 с.
  141. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. Часть 1/Под рекд. И. К. Ларионова, H.H. Пилипенко, В. Н. Щербакова. -М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -640с.
  142. Экономика / Под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. М.: «Проспект». 2005. 840 с.
  143. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. Часть 1/Под рекд. И. К. Ларионова, H.H. Пилипенко, В. Н. Щербакова. -М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -544с.
  144. В.М. Конструктивное предпринимательство. Москва, 1994.-154 с.
  145. Японская экономика в преддверии XXI века. Москва: «Наука», 1991.-111 с.
  146. Bizaguet A. Le grant marche European de 1983. P. PUF, 1990. 207p.
  147. Kuratko Donald F., Hodgetts Richard M., Entrepreneurship. Ajcontemporary Approach. 2 ed. The Dryden Press, 1992. — 726 p.
  148. Mid Land Bank Review, Spring, 1987.
  149. Hobert R., Bink A. The enterprise. № 4. — 1982.
Заполнить форму текущей работой