Принципы, виды и механизм реализации российской правовой политики: общетеоретический аспект
В ходе обсуждения указанных проблем большинство ученых поддержали идею о необходимости утверждения понятия «правовая политика» в качестве общетеоретической категории и перспективности ее научной разработки. Так, Указом Президента РФ от 3 декабря 1994 года было утверждено Положение «Об обеспечении деятельности Института государства и права Российской академии наук в качестве аналитического См… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Правовая политика: понятие и принципы
- 1. Общая характеристика правовой политики
- 2. Принципы и приоритеты российской правовой политики
- 3. Цели и средства правовой политики
- 4. Правовая политика и правовое развитие общества
- Глава II. Виды правовой политики
- 1. Критерии классификации правовой политики
- 2. Основные разновидности правовой политики
- 2. 1. Президентская правовая политика
- 2. 2. Законодательная правовая политика
- 2. 3. Правовая политика исполнительных органов власти
- 2. 4. Судебно-правовая политика
Принципы, виды и механизм реализации российской правовой политики: общетеоретический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена интересами обновляющегося российского общества и происходящими на всех уровнях социальной организации процессами реформирования государственно-правовых отношений. В настоящее время идет активный процесс формирования России как федерации нового типа, суверенного демократического государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. С одной стороны, происходит повышение уровня самостоятельности регионов и муниципальных образований, а с другой — активное строительство единой вертикали федеральных органов власти, основанное на конституционном принципе единства российской государственности. Поэтому сегодня речь идет о необходимости выстраивания этой деятельности в русле единой правовой политики.
В последнее время вопросам правовой политики начали уделять внимание многие отечественные юристы, обществоведы, государственные деятели. Этот интерес продиктован тем, что без выверенной политики, или иными словами стратегии и тактики, не возможна целенаправленная планомерная деятельность ни в одной области общественной жизни, тем более в сфере государственно-правовых отношений. Как справедливо отмечает А. В. Малько, сегодня правовая политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества1. В этой связи её актуальность обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, эта политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием способна оптимизировать экономические, политические, социальные, национальные, экологические и иные отношения.
1 См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2003. С. 142.
Во-вторых, формирование правовой политики есть объективная реакция государства на потребности внутреннего согласования и упорядочения всё увеличивающихся потоков юридической информации, содержащейся в различных правовых актах.
В-третьих, актуализация проблем правовой политики видится в беспрецедентном усилении не только регулятивной, но и управленческой функции права, резком повышении роли и значимости правосознания, расширением договорных начал правового регулирования и появлением в этой связи острой необходимости координации и управляемости со стороны властных структур, другими происходящими процессами в российском правовом пространстве.
В-четвертых, высокий уровень криминализации российского общества, дальнейший рост организованной преступности и коррупции, представляющие собой угрозу национальной безопасности страны, преграду на пути реформ и, как следствие, ставящие под вопрос возможность построения правового государства в России. Этому необходимо противопоставить последовательную программу энергичных юридических действий, воплощенных в системной правовой политике государства.
В-пятых, актуальность исследования проблем правовой политики объясняется необходимостью реализации концепции этой политики в условиях перехода к сильному социально-правовому государству. В данном случае речь идет о создании механизма политико-правового регулирования, об определении главных направлений и основных ориентиров правового развития государства и общества в целом.
Как можно заметить, правовая политика — сложное многоуровневое явление. Поэтому в данном исследовании предпринята попытка освещения лишь некоторых её составляющих, а именно принципов, видов и механизма реализации. Актуальность исследования указанных институтов правовой политики определяется тем обстоятельством, что сформулированные в Конституции страны принципы построения российской правовой системы предоставили широкое поле для самостоятельной правотворческой деятельности различных государственных и негосударственных структур. Это положение породило весьма многообразную и противоречивую практику правового регулирования, что свидетельствует об отсутствии скоординированной, основанной на общих принципах, правовой политики современного российского государства.
Такое состояние дел диктует необходимость изучения особенностей, выявления сущности и разработки основных видов правовой политики в различных сферах организации государственной власти, без чего невозможно ни эффективное правотворчество, ни последовательная реализация принимаемых правовых актов.
Все еще недостаточное внимание ученых к проблемам теории и практики правовой политики отрицательно сказывается как на совершенствовании механизма ее реализации, так и на процессах правового развития общества. В то же время динамика формирования правовой политики и основные формы ее проявления (правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, доктринальная и другие) дают юристам новые материалы для исследований и более основательной аргументации научных выводов.
Недостаточная разработанность указанных вопросов в теории правовой политики при неоспоримой их значимости и необходимости в повышении эффективности правового регулирования на длительную перспективу предопределили выбор темы исследования.
Степень научной разработанности темы необходимо оценивать с позиций комплексного подхода к исследованию проблем правовой политики. В первую очередь, это общетеоретическая проблема науки теории государства и права, но ее всесторонний анализ невозможен без обращения к работам специалистов в области конституционного права, политологии, трудам социологов, философов и представителей других отраслей научного знания.
Как показывает исследование, длительное время термин «правовая политика» употреблялся учеными-юристами на отраслевом уровне, прежде всего, в сфере уголовно-правовой науки. И лишь с конца прошлого столетия устойчивый интерес к «новому» понятию стали проявлять представители общей теории права. Изучались отдельные аспекты правовой политики, а также были предприняты попытки специального исследования названного феномена на уровне кандидатской и докторской диссертаций1.
Определенное внимание вопросам правовой политики уделяли еще дореволюционные ученые-юристы. К ним можно отнести таких как: Б. А. Кистяковский, С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, Л. И Петражицкий и др. Среди современных авторов наибольший вклад в разработку ряда проблем правовой политики внесли такие из них как: А. С. Автономов, С. С. Алексеев, С. Ф. Афанасьев, М. И. Байтин, В. П. Беляев, Н. Н. Вопленко, И. А. Иванников, Н. В. Исаков, А. П. Коробова, Ю. А. Крохина, В. П. Кудрявцев, Н. А. Лопашенко, А. В. Малько, Н. И. Матузов, А. П. Мазуренко, А. А. Павлушина, М. П. Петров, С. В. Поленина, Т. М. Пряхина, Н. В. Путало, В. А. Рудковский, О. Ю. Рыбаков, Т. А. Савельева, В. Н. Синюков, В. М. Сырых, К. В. Шундиков, А. И. Экимов и др.
В ходе обсуждения указанных проблем большинство ученых поддержали идею о необходимости утверждения понятия «правовая политика» в качестве общетеоретической категории и перспективности ее научной разработки. Так, Указом Президента РФ от 3 декабря 1994 года было утверждено Положение «Об обеспечении деятельности Института государства и права Российской академии наук в качестве аналитического См.: Коробова А. П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России. Дис.. канд. юрид. наук. Самара, 2000; Исаков Н. В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики. Дис.. докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. центра по правовой политике Президента РФ». В 1997;1998 гг. журналом «Правоведение» на базе Саратовской государственной академии права был проведен «Круглый стол», посвященный данной проблематике. В июне 2000 года Саратовским филиалом Института государства и права РАН проведена научная конференция на тему «Правовая политика: федеральные и региональные проблемы"4. С ноября 2000 года издается специальный журнал «Правовая политика и правовая жизнь», на страницах которого ведутся дискуссии, обсуждаются проблемы, касающиеся правовой политики. В 2003 году вышел в свет курс лекций «Российская правовая политика». Однако в целом, как справедливо отмечает Н. И. Матузов и другие ученые «вопросы правовой политики на общетеоретическом уровне разработаны пока слабо"5. Это же касается и темы настоящего исследования, которая в части ее специальной проблематики еще не нашла своего должного освещения в отечественной правовой литературе.
Объектом диссертационного исследования является правовая политика, как деятельность субъектов правовой действительности, реализуемая в сфере действия права и посредством права.
Предмет диссертационного исследования составляют принципы, виды и механизм реализации правовой политики, как ее основные институты.
Цель и задачи исследования
Основной целью настоящего диссертационного исследования является теоретическая разработка специфических принципов правовой политики, выработка определений и характеристика признаков, присущих ее основным видам, раскрытие содержания механизма реализации правовой политики. Достижению поставленной цели служит решение следующих конкретных задач:
2 См.: Правоведение. 1997. № 4- 1998. № 1.
3 Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы конференции / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов — Тольятти, 2001.
4СЗ РФ 1994. № 32. ст. 3337.
5 См. напр.: Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 326. s.
— дать общую характеристику понятия правовой политики, ее значения и роли в российской правовой действительности;
— сформулировать и выявить особенности принципов и приоритетов современной российской правовой политики;
— проанализировать специфические цели и средства правовой политики;
— охарактеризовать влияние правовой политики на правовое развитие российского общества в пореформенный период и дать определение этого понятия;
— разработать критерии классификации правовой политики;
— выделить основные разновидности правовой политики, выявить специфику президентской, законодательной, исполнительно-правовой и судебно-правовой политики;
— раскрыть содержание механизма реализации правовой политики и предложить пути повышения его эффективности.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания. Применение данных методов продиктовано тем, что проблемы правовой политики должны рассматриваться в тесной связи с другими общетеоретическими и политологическими проблемами, изучаемыми наукой государства и права. Среди общенаучных методов использованы: диалектический, логический, структурно-системный и функциональный методы. Специальные или частно-научные методы представлены историческим, сравнительно-правовым, технико-юридическим и социологическим методами. Применение всех указанных методов позволило целостно и всесторонне исследовать объект и предмет настоящей диссертации в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Информационно-источниковую базу диссертационного исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательство субъектов РФ в сфере правового регулирования, научные труды отечественных и зарубежных ученых (юристов, политологов, социологов), материалы периодических изданий, круглых столов и научно-практических конференций.
Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы, а также намеченными задачами и заключается в том, что в рамках общей теории права настоящая работа является одной из первых попыток комплексного монографического исследования сразу нескольких важнейших институтов современной российской правовой политики.
Специфика диссертации состоит в детальном теоретическом анализе основных принципов, видов и путей повышения эффективности механизма реализации правовой политики.
Комплексное научно-теоретическое исследование названных институтов позволяет показать особенности присущих только правовой политике принципов, общие черты и отличие их от известных принципов права, выявить отличительные признаки основных видов правовой политики и выработать авторское определение каждого из них, охарактеризовать механизм реализации правовой политики и показать возможные пути повышения его эффективности, а также систематизировать полученные выводы.
Положения, выносимые на защиту. В рамках указанного выше подхода на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Правовая политика — это многоуровневое, сложноструктурированное явление юридической действительности, выражающееся в научно обоснованной, последовательной и системной деятельности, направленной на создание необходимых правовых и политических условий для достижения стратегических целей и решения тактических задач правового развития страны.
2. Правовой политике присущи специфические принципы, которые характеризуются тем, что они, с одной стороны, соответствуют принципам политики и права, а с другой, обладают определенными особенностями, обеспечивающими их развитие, распространение на все отрасли права и разновидности политики государства, способствующими единству и стабильности правовой, политической, экономической и других систем общества. В числе таких специфических принципов в работе выделяются принципы научной обоснованности, системности, предсказуемости и планомерности правовой политики.
3. Под приоритетами правовой политики предлагается понимать наиболее важные на данный исторический момент общественные ценности, защищаемые правом, на которые должна быть ориентирована деятельность государства в сфере правового регулирования. Основными приоритетами современной российской правовой политики являются: формирование правового государства и гражданского обществацивилизованное, основанное на праве, регулирование отношений между обществом и государствомреальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
4. Важным условием эффективной реализации правовой политики является правильное определение целей такой политики и средств их достижения. К целям правовой политики относятся: поддержание динамизма праванаучно обоснованное определение предмета и уровня правового регулированиясоздание необходимых условий для преодоления пробелов в законодательствеобеспечение системности, целостности и непротиворечивости системы права. В качестве средств для достижения указанных целей правотворческая политика использует присущие ей основные принципы, ограничивающие и стимулирующие правовые режимы, юридическую технику, правовые акты и т. д.
5. Одной из главных задач современного этапа является определение и нормативное закрепление общей концепции правового развития общества и правовой политики государства. Под правовым развитием следует понимать естественноисторический процесс поступательных, целенаправленных правовых изменений в обществе, ориентированный на достижение определенных результатов по совершенствованию правовой системы и повышению уровня правовой жизни.
6. Особую роль в механизме реализации правовой политики играет такая ее разновидность как президентская правовая политика. Под ней предлагается понимать научно обоснованную правотворческую и правоприменительную деятельность Президента Российской Федерации, направленную на достижение стратегических целей и решение тактических задач внутриполитического и внешнеполитического развития страны.
7. Другим основным видом правовой политики, безусловно, является политика законодательная. Законодательная политика представляет собой научно обоснованную, планомерную, системную деятельность субъектов законотворчества, направленную на определение и реализацию стратегии и тактики государства в сфере правового регулирования наиболее важных сфер общественных отношений.
8. В работе ведомственного механизма правового регулирования активное участие принимают субъекты правовой политики исполнительных органов власти, что выражается в действиях, направленных на запуск всего механизма правового регулирования в целом. Это проявляется в их юридической деятельности, прежде всего, в процессе создания нормативных актов. В диссертации правовая политика исполнительных органов власти определяется как научно обоснованная правоисполнительная и правоприменительная деятельность указанных органов, направленная на обеспечение эффективного функционирования механизма правового регулирования.
9. В выстраивании современной правовой политики все более заметную роль играет судебная политика. В связи с этим предлагается понимать судебно-правовую политику как научно обоснованную правоприменительную и правоинтерпретационную деятельность судебных органов и представителей судебного сообщества, направленную на обеспечение законных интересов и субъективных прав граждан, организаций, муниципальных образований и государства в соответствии с требованиями действующего законодательства.
10. Для современного Российского государства ключевой является проблема оптимизации правовой политики, повышение степени эффективности, действенности использования юридических конструкций, лежащих в основе механизма ее реализации. Этот механизм складывается из практической деятельности субъектов гражданского общества и органов государственной власти в области правового регулирования. В основе такого механизма лежат принципы активного участия социальных структур в процессах разработки и практического осуществления правовой политики, общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в юридической сфере. Эффективность механизма реализации правовой политики обусловлена как его внутренними качественными характеристиками, так и влиянием множества внешних факторов социальной жизни.
Теоретическая значимость работы определяется как новизной поставленных проблем, так и тем, что сформулированные в ней выводы и обобщения, в определенной мере, развивают и дополняют соответствующие разделы теории государства и права и вносят свой вклад в развитие политико-правовых теорий.
Практическое значение диссертации заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию правовых основ повседневной деятельности субъектов правовой политики. Проведенный в диссертации анализ различных взглядов и подходов к проблемам реализации правовой политики позволяет использовать полученные в результате выводы и предложения в научной и учебной юридической литературе, а также в преподавании курса «Проблемы теории государства и права» и специальных курсов для представителей законодательных, исполнительных и судебных органов, а также всех тех, кто занимается проблемами правотворчества и правоприменения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Пятигорского государственного технологического университета.
Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях, в том числе в ведущих рецензируемых изданиях по юриспруденции и политологии, рекомендованных ВАК. Проблемы, выявленные в ходе исследования, а также пути их возможного решения обсуждались на выездном заседании комитета Государственной Думы Ставропольского края по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством, проводившемся в феврале 2005 года на базе Пятигорского государственного технологического университета. Отдельные положения диссертации докладывались соискателем на научной конференции «Проблемы правовой модернизации в России» (Саратов, 2006) и научно-практической конференции «Основные направления концепции устойчивого социально-экономического, правового и духовного развития общества: региональный аспект» (Минеральные Воды, 2006). Некоторые положения диссертации использовались автором в процессе преподавания курсов «Теория государства и права» и «Правоведение» в Пятигорском государственном технологическом университете".
Структура диссертации обусловлена целью и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет судить о правовой политике как о сложном феномене, имеющем правовую, политическую, социальную, идеологическую и нравственную стороны. В консолидированных политических и правовых системах, с развитыми структурами гражданского общества, все они находятся в равновесном состоянии, без доминирования какой-либо одной стороны.
Как показывает анализ, формирование правовой политики Российского государства, начавшееся после принятия Конституции РФ 1993 года, имеет свои отличительные особенности. Наиболее характерной из них стало то, что из-за нестойкости и нестабильности общественных отношений, политика явно превалировала над правом, в связи с чем в первые годы реформ так и не сложилось полноценной правовой политики государства.
Между тем принципиально важно подчеркнуть, что правовая политика может быть сформирована при таких условиях, когда: а) для этого существует политическая воля руководящей элитыб) право господствует над политикой и все больше проявляет себя тенденция жить в условиях стабильности, общепринятого порядка и предсказуемости. Решение этой задачи вызывает необходимость переосмыслить место и роль правовой политики в обществе, определить новые подходы к ее формированию и функционированию.
Исходя из названной целевой установки, в работе дается научное обоснование правовой политики в качестве средства проведения демократических реформ в России. В этой связи определяется место и роль правовой политики в правовом развитии общества, выявляются основные принципы и приоритеты, позволяющие понять её практическую значимость для государства и общества, предлагается комплексная классификация правовой политики и обосновываются возможности механизма ее реализации.
В работе значительно расширены границы и сферы возможного действия правовой политики, что позволило включить разновидности политики, которые основаны на праве, в ее состав. Поэтому правовая политика рассматривается как самостоятельное политико-правовое явление, характеризующееся системой факторов, обуславливающих ее функционирование и гарантированное достижение целей и задач стратегического и тактического характера.
Итак, в новом свете правовая политика определяется как феномен, призванный осуществлять комплекс политико-правовых мер (действий), направленных на обеспечение наиболее значимых сторон жизни общества, гарантированное достижение на основе права стратегических целей и тактических задач государства, предполагающих возможность обратного воздействия на политику, не допуская при этом выхода ее за границы правового поля. Такое понимание правовой политики позволило определить и принципиально иной взгляд на предназначение этой политики в новых российских условиях для дальнейшего поступательного правового развития общества.
Поскольку в основе правовой политики лежит система целей, правовых концепций и доктрин по организации социальных отношений, она, опираясь на систему принципов и привлекая арсенал правовых средств, определяет основные приоритеты своей деятельности таким образом, что в зоне ее внимания, в первую очередь, оказываются такие приоритеты, которые имеют ключевое значение для развития современного российского общества.
В качестве общего приоритета правовая политика направляет свою деятельность в сфере правового регулирования на защиту наиболее важных ценностей. К таким ценностям, прежде всего, относится защита неотъемлемых прав и свобод личности. Но чтобы реально соблюдать и защищать права человека, нужно создать для этого необходимые условия. К таковым относится формирование правового государства и гражданского общества. Обязанность по созданию таких условий лежит на конституционных органах государственной власти и высшем политическом руководстве страны.
Исходя из этого, в работе отмечается, что правовой политике предстоит оптимизировать структуры органов государственной власти. И основные усилия здесь должны быть направлены на укрепление единства всех ветвей власти, а Президент РФ призван являться стратегическим носителем единой государственной власти. Это объясняется тем, что именно Президент РФ определяет основные направления правовой политики в стране, систему наиболее приоритетных задач в области правового регулирования, а также необходимых способов их решения.
В работе выделяется в качестве самостоятельного вида правовой политики — законодательная политика, основной целью которой является создание непротиворечивого, сбалансированного и системного законодательства. Делается вывод о необходимости научного обоснования и экспертного обеспечения этой деятельности. Такая потребность связана с усложнением подлежащей правовой регламентации материи, а также с ростом и расширением демократических начал создания и совершенствования законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Что касается Правительства РФ и других органов исполнительной власти, то, по нашему мнению, они являются одними из основных участников, формирующих и непосредственно реализующих правовую политику путем правительственного и ведомственного нормотворчества, а также в качестве активных субъектов правоприменительной деятельности.
Другим основным видом правовой политики в работе называется судебно-правовая политика. Содержание этого вида правовой политики весьма обширно, хотя оно, конечно, имеет нормативно-заданное свойство.
Оно определяется компетенцией судебной власти, рамками функционирования судебной системы, параметрами судебной защиты, иными словами, границами судебно-правового пространства.
В работе отмечается, что механизм формирования и реализации правовой политики в Российской Федерации складывается из практической деятельности субъектов гражданского общества и органов государственной власти в области правового регулирования социальных отношений. В основе этого механизма лежат принципы активного участия социальных структур в процессах разработки и практического осуществления правовой политики, общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в юридической сфере.
Обращается внимание на то, что сегодня центр тяжести в деятельности правовой политики пора перенести на практическое осуществление ее целей и задач. В первую очередь сюда следует отнести: укрепление всех уровней и ветвей государственной властивыполнение социальных обязательств перед обществомповышение уровня жизни населенияразвитие духовной сферы. Эти меры станут важной предпосылкой создания гражданского общества и надежного обеспечения прав человека.
Благодаря действию правовой политики существует реальная возможность совершенствования законодательства, посвященного правам человека. В рамках этой политики предоставляется возможность разумного соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма. В то же время парадоксальным является то, что развитие демократии в России сочетается с отчуждением человека от государственности, порожденным резким неравенством в обществе. В этом контексте дается обоснование того, что эффективная реализация правовой политики может выстроить систему гарантий, обеспечивающих права и свободы человека через механизм ее реализации. Это выступает одной их центральных задач правовой политики, ибо в реальной действительности о правах человека судят, прежде всего, по степени их претворения в повседневной жизни.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М.: БЕК. 2001.
- ФКЗ РФ от 21 июля 1994 года «О конституционном Суде Российской Федерации» //СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
- ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997 № 1. Ст. 1.
- ФКЗ РФ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997 № 51. Ст. 5712.
- ФЗ РФ от 12 июля 1996 года «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
- ФЗ РФ от 29 декабря 1998 года «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1.
- ФЗ РФ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
- ФЗ РФ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. 2002. № 73.
- ФЗ РФ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 18 июля 2006 года) // РГ. 2006. 20 июля.
- И. Обращение Совета Федерации Федерального Собрания РФ к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва по вопросу о совершенствовании законотворческой деятельности // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 167.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 6 марта 1997 г. «Порядок во власти порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1997. 7 марта.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Общими силам к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1998. 24 февраля.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2000. 11 июля.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2003. 17 мая.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2006. 11 мая.
- Указ Президента РФ от 24 августа 1992 года «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 9. Ст. 593.
- Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 года «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 21. Ст. 1731.
- Указ Президента РФ от 4 марта 1993 года «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 11. Ст. 937.
- Положение о Совете по кадровой политике при Президенте РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 23. Ст. 2108.
- Указ Президента РФ от 7 октября 1993 года «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3920.
- Указ Президента РФ от 22 ноября 1993 года «О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 48. Ст. 4646.
- Указ Президента РФ от 20 января 1994 года «Об основах государственной политики в сфере информатизации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 4. Ст. 305.
- Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 года «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 15. Ст. 1174.
- Указ Президента РФ от 15 апреля 1994 года «О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и отечественного кинематографа» // Российская газета. 1994. 23 апреля.
- Указ Президента РФ от 23 мя 1994 года «О некоторых вопросах налоговой политики» // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 394.
- Положение «Об обеспечении деятельности Института государства и права Российской академии наук в качестве аналитического центра поправовой политике Президента РФ», утвержденное Указом Президента РФ от 3 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3337.
- Указ Президента РФ от 7 мая 1995 года «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1739.
- Указ Президента РФ от 6 июля 1995 года «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2642.
- Указ Президента РФ от 26 июля 1995 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 3097.
- Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.
- Указ Президента РФ от 15 июня 1996 года «О концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. ЗОЮ.
- Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 года «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» // СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 210.
- Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года «О Совете по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2079.
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
- Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 года «О правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики» // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4085.
- Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 года «Об основных требованиях к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.
- Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 года «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы)» // СЗ РФ. 2002 № 5. Ст. 531.
- Конституции, уставы и договоры субъектов РФ на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 1998.
- Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 1. М., 1995.
- Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 2. М., 1996.
- Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 3. М., 1997.
- Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 4. М., 1997.
- Закон Алтайского края «О правотворческой деятельности» от 24.08.1995 г. // Сборник законодательства Алтайского края. 1995. № 13.
- Закон Алтайского края от 28.11.1995 г. «О народной законодательной инициативе в Алтайском крае» // Сб. зак-ва Алт. края. 1995. № 16.
- Закон Алтайского края от 15.01.1996 г. «О краевом народном опросе (плебисците)» // Сб. зак-ва Алт. края. 1995. № 18.
- Закон Амурской области от 29.05.1996 г. «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления» // Вестник Амурского областного Совета. 1996. Май.
- Закон Краснодарского края от 26.05.1995 г. «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» // Информ. бюл. ЗСКк. 1995. № 3.
- Закон Краснодарского края от 28.06.1995 г. «О Законодательном Собрании Краснодарского края» // Информ. бюл. ЗСКк. 1995. № 4.
- Закон города Москвы от 14.11.1994 г. «О законодательных актах города Москвы» //Ведомости Московской Думы. 1995. № 1.
- Закон Ставропольского края от 27.09.1996 г. «Об информационном обеспечении органов государственной власти Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 1996. № ю (28).
- Закон Ставропольского края от 24.06.2002 г. «О порядке принятия законов Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 8 (98).
- Закон Ставропольского края от 14.08.2002 г. «О Государственной Думе Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 9 (99).
- Закон Ставропольского края от 14.10.2002 г. «Об осуществлении Государственной Думой Ставропольского края контроля за соблюдением и исполнением законов Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 11 (101).
- Закон Ставропольского края от 03.12.2002 г. «Об ответственности должностных лиц за несоблюдение и неисполнение законов и других нормативных правовых актов Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 12(102).
- Закон Ставропольского края от 15.04.2004 г. «О программе экономического и социального развития Ставропольского края на 2003−2007 гг.» // СЗ и ДПА Ск. 2004. № 7 (133).
- Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 8.06.1995 г. «О методических правилах подготовки нормативных правовых актов Законодательного Собрания Краснодарского края» // Информ. бюл. ЗСКк. 1995. № 6.
- Регламент Государственной Думы Ставропольского края (в ред. Постановления ГДСК от 17.01.2002) // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 2 (92).
- Постановление Губернатора Ставропольского края от 05.05.1998 г. «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 1998. № 6 (48).
- Материалы судебной практики
- Постановление Конституционного Суда РФ от 9 декабря 1994 года № 2166 «О проверке конституционности Указов Президента РФ» от 30 ноября 1994 года № 2137 // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 6. С. 43−46.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года по делу «О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 12 января 1995 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1992. 18 января.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1997 года «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 года № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 3.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществления правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 8.
- Меяедународно-правовые документы
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. 5 апреля.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Российская газета. 1995. 5 апреля.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 21 сентября 1970 года // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 21 431. Книги, монографии
- Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. М.: Российский юридический издательский дом. 1996. 359 с.
- Агешин Ю А. Политика, право, мораль. М.: 1982. 145 с.
- Автономов А.С., Морозова Е. Г. Основные категории и институты избирательного права. М. 1995.
- Акопов JI.B., Смоленский М. Б. Антропономия права. Ростов на Дону: Экспертное бюро, 1998. 112 с.
- Алексеев С.С. Основы правовой политики в России: Курс лекций. Екатеринбург-Москва, 1995. 128 с.
- Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1997. 336 с.
- Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.712 с.
- Алексеев С.С. Частное право. М.: Статут, 1999. 160 с.
- Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.752 с.
- Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М.: Норма. 2000. 275 с.
- Анохин М.Г. Лоббизм система влияния, сдержек, противовесов // Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М., 1996.
- Анохин М.Г. Политический лоббизм: сущность, формы, методы // Политическое управление. М., 1996.
- Аристотель. Политика. Соч. в 4 томах. М., 1997. Т.4. 530 с.
- Арон Р. Демократия или тоталитаризм. М., 1998. С. 275.
- Багдасаров В.Ю. Права человека в Российской империи: вопросы истории отечественной правовой мысли. Ставрополь, 1996. С. 6.
- Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП., 2001. 416 с.
- Баранов В.М. Концепция законопроекта. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России. 2003. 190 с.
- Барсуков А.Ю. Правовой прогресс как юридическая категория / Под ред. А. В. Малько. Саратов: Изд. СГАП, 2006. 128 с.
- Безлепкин Б.Т. Судебно-правовая защита прав и свобод граждан в отношениях с государственными органами и должностными лицами. М.: Юринформ, 1997. 128 с.
- Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л.: 1986.
- Бережнов А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М.: МГУ, 1991. 142 с.
- Боер В.М., Городинец Ф. М., Янгол Н. Г. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб.: СПб ГААП. 1996. 65 с.
- Бойков А.Д. Третья власть в России: Очерки о правосудии, законности и судебной реформе (1990−1996). М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997. 268 с.
- Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 1996. 239 с.
- Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический уголовно-правовой и информационный аспект. М.: 1999.
- Бурдье П. Социология политики. М., 1993. 336 с.
- Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М.: Наука, 1915. 153 с.
- Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Мысль. 1995. 280 с.
- Власть и право. Из истории русской правовой мысли // сост.: А. В. Поляков, И. Ю. Козлихин. JL: Лениздат. 1990. 319 с.
- Водовозов В.В. Избирательное право в Европе и в России. СПб., 1906.
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: ИНФРА-М., Норма. 1997. 304 с.
- Вопленко Н. Н. Официальное толкование норм права. М.: 1976. С. 58.
- Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1998. 53 с.
- Гаджиев Г. А. Пробелы в Российской Конституции и возможности ее совершенствования. М.: Бек, 1998. 96 с.
- Гегель Г. Ф. Философия права. М.: Мысль 1990. 526 с.
- Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М.: Педагогическое общество в России. 2001. 460 с.
- Герцензон А.А. Уголовное право и социология: Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики. М.: 1970. 286 с.
- Гражданское общество: истоки и современность / Под ред. И. И. Кального. СПб.: Юридический центр Пресс. 2000. 256 с.
- Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России / Под ред. В. Г. Хорос. М., 1998.
- Демидов А.И., Малько А. В., Саломатин А. Ю., Долгов В. М. Политическая и правовая жизнь модернизирующегося общества. Пенза-Саратов, 2002. С. 164−165.
- Демидов А.И. Учение о политике: философские обоснования. М., 2001.
- Ефремов А.В. Принципы законности и проблемы их реализации / Под общ. ред. В. М. Ведяхина. Тольятти, 2000.
- Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.: Городец. 1997. 320 с.
- Загородников Н.Н. Советская уголовная политика. М.: 1979.
- Законодательный процесс. Понятия. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / отв. ред. Р. Ф. Васильев. М.: 2000. С. 23.
- Законодательный процесс в России: граждане и власть: Практические советы / Автономов А. С., Завадская JI.H., Захаров А. А., Любимов А. П. и др. М., 1996. 80 с.
- Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 270 с.
- ИерингР. Борьба за право. М.: 1991. С. 225.
- Ильин В.В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997. 690 с.
- Ильин В.В., Панарин А. С. Философия политики. М.: 1994. С. 59−60.
- Институт прав человека в России / под ред. Г. Н. Комковой. Саратов: СГУ, 1998.216 с.
- Исаков Н.В., Мазуренко А. П. Правотворческая политика: общетеоретический аспект / Под ред. А. В. Малько. М.-Мин.Воды, «Спецпечать», 2005. 198 с.
- Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы борьбы с преступностью). Баку, 1990.
- Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. 472 с.
- Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991. 160 с.
- Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2002. 298 с.
- Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб, 1998. 194 с.
- Коваленко А.И. Правовое государство: Концепция и реальность. М.: Б.Н. 1993. 78 с.
- Концепции развития российского законодательства (Издание третье, переработанное и дополненное) М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 1998. 256 с.
- Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990. 256 с.
- Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1993. 150 с.
- Козлихин И.Ю. Право и политика. Сб., 1996. 192 с.
- Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск: Саранский государственный университет, 1995. 287 с.
- Комаров С.А., Ростовщиков Н. В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., изд-во юрид. Института. 2002. С. 38.
- Конституция и закон: стабильность и динамизм (Отв. ред.
- B.П. Казимирчук). М.: Юридическая книга, 1998. 208 с.
- Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец: Формула права, 1999. 381 с.
- Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост.
- C.А. Паншин. М.: Республика, 1992. 110 с.
- Коркунов Н.М. Общественное значение права. Л., 1989. С. 67.
- Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю. В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.
- Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987. 268 с.
- Кульчар К. Основы социологии права. М.: 1981. С. 82.
- Лучин В.О. «Указное право» в России. М.: Б.Н. 1996. 51 с.
- Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: 1997. С. 34.
- Лучин В.О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М.: ЮНИТИ. 2000. 502 с.
- Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 1998.
- Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. 384 с.
- Мазуренко А.П. Региональная правотворческая политика / Под ред. А. В. Малько. Ставрополь Мин. Воды: «Спецпечать», 2006. 189 с.
- Малько А.В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти: ВУиТ. 1999. 199 с.
- Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000.256 с.
- Малько А.В., Субочев В. В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. Пятигорск 2003. 200 с.
- Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. 296 с.
- Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.419 с.
- Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М.: НОРМА. 1999. 160 с.
- Матузов Н.Н. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 13.
- Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: СГАП., 2003. 512 с.
- Матузов Н.И. Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Саратовский государственный университет, 1972.292 с.
- Молодцов А.С., Благов Е. В. Понятие и основные направления уголовной политики и участие общественности в борьбе с преступностью: текст лекций. Ярославль, 1987. 50 с.
- Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов: ВШ МВД РФ. 1996. 288 с.
- Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М.: 1879. С. 15.
- Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1982. 148 с.
- Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М., 1996. С. 205−218.
- Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Изд. Группа ИНФРА. М: 1996. 234 с.
- Окуньков Л.А., Рощин В. А. Вето Президента. М.: Городец. Формула права, 1999. 352 с.
- Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск. 1988.
- Перегрудов С.Н. Гражданское общество как политический феномен. М.: Сашко. 1992.210 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1993. С. 110.
- Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: Учебное пособие. Самара, 1993. 104 с.
- ЮГПоленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства.
- М.: Наука, 1993. 152 с. Ю2. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: НГП РАН, 1996. 195 с.
- Политология для юристов. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова,
- A.В. Малько. М.: Юристь, 1999. 772 с.
- Похмелкин А.В., Похмелкин В. В. Идеология и уголовная политика. М., 1992. 160 с.
- Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Под ред.
- B.П. Сальникова. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1999. 245 с.
- Правовая политика: Федеральные и региональные проблемы: материалы научно-практической конференции / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов-Тольятти 2001.
- Правовая политика субъектов Российской Федерации. Материалы круглого стола. 26 сентября 2001. Владивосток, 2002.
- Правотворческая деятельность субъектов РФ: Теория, практика, методы / Под ред. Гайды А. В., Казанцева М. Ф., Киселева К. В., Руденко В. Н. Екатеринбург. 2001.
- Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов: СГАП. 2000. 184 с.
- Ржевский В.А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в РФ: Конституционные основы организации и деятельности. М.: Юристь. 1998.214 с.
- Российское законодательство: проблемы и перспективы / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: БЕК, 1995. 478 с.
- Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: НОРМА, 2003. 528 с.
- Рудковский В. А. Правоприменительная политика: сущность и содержание. Волгоград, 1999.
- Сильченко Н.В. Закон (проблемы этимологии, социологии и логики). Минск: Беларусь, 1993. 118 с.
- Пб.Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов: Полиграфист. 1994. 496 с.
- Сирин А.Д. Специфика законов общества и их роль в регулировании общественных процессов. Томск. 1978. С. 118.
- Социология права / Под ред. В. М. Сырых. М.: 2001. С. 127.
- Степанов И.М. Конституция и политика. М.: 1984. С. 38.
- Становление гражданского общества в России: Правовой аспект / Под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов: Поволжская академия государственной службы. 2002. 192 с.
- Судебная система России / Отв. за выпуск В. В. Ершов, Н. В. Радужная, О. Н. Ведерникова. М.: Дело, 2000. 336 с.
- Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2-х томах. Том 1. Элементный состав. М.: Юстицинформ, 2000. 528 с.
- Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм / Под ред. М. И. Байтина. Саратов: Из-во Саратовской государственной академии права, 2002. 152 с.
- Тихомиров Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982. 257 с.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. 498 с.
- Тихомиров Ю.А., Котелевская Н. Е. Правовые акты. М.: 1999. 381 с.
- Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. 280 с.
- Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика. М.: МГУ, 1995. 176 с.
- Фарбер Н.Е. О сущности права. Саратов. 1959. С. 45.
- ИО.Хеффе О. Политика. Право. Справедливость / Пер. с нем. М.: 1994.
- Чаадаев С.Г. Уголовная политика и преступность: проблемы, пути решения. М., 1991. 112 с.
- Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридическая наука и практика. Екатеринбург. 1993. С. 126.
- Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М.Артикул. 1997. 352 с.
- Шундиков К.В. Механизм правового регулирования / Под ред. А. В. Малько. Саратов: СГАП. 2001. 104 с.
- Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М.: ИГП РАН, 1995. 175 с.
- Яковлев А.И. Уголовная политика и проблемы криминализации. Владивосток., 1985. 142 с. 1. Статьи
- Автономов А.С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. № 3. С.69−75.
- Александров В.А. Формирований законопослушного гражданина -приоритетное направление правовой политики современной России // Правоведение. 1998.№ 1. С. 156.
- Афанасьев М. Поведение избирателей и электоральная политика в России // Политические исследования. 1995. № 3.
- Байтин М.И. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1999. С. 137−142.
- Байтин М.И. О современном нормативном понимание права // Журнал Российского права. 1999. № 1. С.99−108.
- Байтин М.И. Новые моменты в подходе к вопросу о принципах права // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Вып.9. Тольятти, 2000. С.3−11.
- Байтин М.И. Актуальные вопросы правовой политики в сфере экономической жизни России // Правовая политика: Федеральные и региональные проблемы. Материалы научной конференции. Саратов-Тольятти. 2001. С. 2−44.
- Байниязов Р.С. Роль правосознания в выработке и реализации государством правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 173 174.
- Беляев Н.А. Уголовная политика на современном этапе // Уголовное право на современном этапе: Проблемы преступления и наказания / Под ред. Н. А. Беляева, В. К. Глистина, В. В. Орехова. СПб., 1992. С. 340.
- Бортенев А.И. Оборонная политика как приоритет российской правовой политики // Пути развития российской юридической науки и образования в XX веке. Волгоград, 2002. С.82−86.
- Витрук Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение. 1983. № 2. С. 5.
- Гаджиев К. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. № 12. С.24−26.
- Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. № 3. С.25−26.
- Демидов А.И. Реализм как принцип правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 158−159.
- Демидов А.И. Правовая политика: от России уголовной к России безопасной // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, Москва. 2002. Ноябрь.
- Дюверже М. Партийная политика и группы давления. Сравнительное введение // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 261.
- Ермошин Г. Законотворческая деятельность субъектов РФ // Российская юстиция. 1998. № 8. С.26−28.
- Ерохов С.В. Лоббистская деятельность в России // Юрист. 1996. № 5.
- Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право 1996. № И. С.92−97.
- Заметана Т.В. Конституционные проблемы государственной политики национального возрождения малочисленных народов России // Правоведение. 1998. № 1. С. 138−139.
- Зелепукин А.А. Повышение эффективности российского законодательства как одно из приоритетных направлений правовой политики//Правоведение. 1998. № 1. С.135−136.
- Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Правоведение. 1999. № 2. С.81−96.
- Кабышев В.Т. Защита прав человека главное направление правовой политики России // Правоведение. 1998. № 1. С. 124−125.
- Киселева О.М. К вопросу об особенностях поощрительной политики в России // Правоведение. 1997. № 4. С. 152−153.
- Клименко В. Российский лоббизм и проблемы его законодательного регулирования // Бизнес и политика. 1995. № 2. С.36−40.
- Коробеев А.И. Советская уголовная политика: понятие, содержание, структура // Проблемы советской уголовной политики / Отв. ред. А. И. Коробеев. Владивосток, 1985. С.33−40.
- Коробеев А.И. Соотношение принципов уголовно-правовой политики и принципов уголовного права // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3. С. 75.
- Коробеев А.И. Уголовно-правовая политика: понятие, содержание // Правовая политика субъектов РФ. Материалы круглого стола. 26сентября 2001 г. Владивосток: издательство Дальневосточного университета. 2002. С.255−258.
- Коробов П.В. Правовая политика и дифференциация уголовной ответственности//Правоведение. 1998. № 1. С. 181−182.
- Коробова А.П. Правовая политика как общетеоретическая проблема // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С.6−14.
- Коробова А.П. О понятии и природе правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 1. С.26−33.
- Кубатаев М.Г. Правотворческая деятельность Президента РФ // Юрист. 2000. № 5. С.2−6.
- Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2. С. 18−28.
- Малько А.В. Проблемы наградной политики в России // Правоведение. 1997. № 1. С.153−155.
- Малько А.В. Конституционно-правовая политика современной России: Проблем и пути решения // Право и политика. 2001. № 6. С. 10.
- Малько А.В. Дисциплинарная политика как особая разновидность правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-Москва. 2001. № 7. С. 15−22.
- Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, Москва. 2000. Ноябрь.
- Малько А.В. О концепции правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С Л 74 178.
- Малько А.В. Правовая политика как средство организации современной правовой жизни в России // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы. Материалы научной конференции. Саратов-Тольятти, 2001. С.20−27.
- Малько А.В. Правовая политика субъектов РФ. Теоретический аспект // Правовая политика субъектов Российской Федерации. Материалы круглого стола. 26 сентября 2001 г. Владивосток, 2002. С. 14.
- Малько А.В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7. С. 15−22.
- Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2. С. 144−157.
- Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С.6−17.
- Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С.22−35.
- Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, Москва. 2000. Ноябрь.
- Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике государства // Правоведение. 1997. № 4. С. 150−151.
- Морозова JI.A. Современное состояние российского законодательства и его систематизация: «Круглый стол» Журнала «Государство и право» // Государство и право. 1999. № 3. С.21−37.
- Мухаметшин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа (политико-правовые аспекты) // Государство и право. 1994. № 3. С.49−59.
- Нырков В.В. Поощрения и наказания как средства реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3. С. 192−197.
- Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ (сравнительный анализ) // Государство и право. 1996. № 1. С.32−42.
- Павлушина А.А. Региональная правовая политика и юридический процесс // Правоведение. 1999. № 1.
- Петров М.П. Юридическое планирование как элемент правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, Москва. 2000. Ноябрь.
- Приходько И.М. Роль юридических ограничений в осуществлении правовой политики в России // Правоведение. 1997. № 4. С.156−157.
- Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти // Дум. Вестник. М., 1995. № 5. С.20−24.
- Ренов Э. Верховенство Конституции РФ и федерального законодательства основной правовой принцип // Хозяйство и право. 2000. № 1. С.32−41.
- Родионов О.С. Правовые режимы как важнейший элемент юридической политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 157−158.
- Рыбаков О.Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов РФ. Материалы круглого стола. 26 сентября 2001. Владивосток, 2002. С.30−39.
- Рыбаков О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 78.
- Рыбаков В.А. О приоритете правовой политики в сфере частного права//Правоведение. 1998. № 1. С. 151−152.
- Салищева Н.Г., Хаманева Н. Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1.С. 5−11.
- Свиридов Б.С. Тенденции развития правовой действительности // Правоведение. 1997. № 1. С. 81−86.
- Селиванов В. Правовая политика Украины (некоторые теоретические вопросы сущности, содержания и технологии) // Право Украины. 2001. № 12. С. 7−16.
- Синюков В.Н. Приоритеты правовой политики в гуманитарной области // Правоведение. 1997. № 4. С. 160.
- Современное состояние российского законодательства и его систематизация // Государство и право. 1999. № 2,3.
- Соловьев В.В. О понятии и приоритетах современной правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 148−149.
- Субочев В.В. Правовая политика и лоббизм // Правовая политика и правовая жизннь. Саратов-Москва. 2003. № 3.
- Теперик А.В. Демократизация избирательной системы важнейшее направление правовой политики России // Правоведение. 1998. № 1. С. 129−130.
- Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 5−22.
- Хохлов В.А. Правовая политика и защита экономических интересов в современной России // Правоведение. 1998. № 1. С. 18−150.
- Цыбулевская О.И. Нравственно-гуманистические ориентиры правовой политики государства // Правоведение. 1997. № 4. С. 161.
- Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 11.
- Черных Е.В. Роль юридической ответственности в осуществлении правовой политики России // Правоведение. 1997. № 4. С. 174−175.
- Шестаков Д.А. Российская уголовно-правовая политика под углом зрения исторической тенденции к смягчению репрессии // Правоведение. 1998. № 4. С. 154−161.
- Шульженко С.Т. Особенности регионов России и проблемы законодательной политики- Философско-правовой аспект // Правоведение. 1998 № 1. С. 137−138.
- Шундиков К.В. Юридические средства реализации правовой политики //Правоведение. 1997. № 4. С. 149−150.
- Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ: Теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. № 5. С. 5−12.
- Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. № 12. С. 7.
- Диссертации и авторефераты
- Антонова Е.Г. Принципы построения правового государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996.
- Боер В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-правовой аспект).автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 1998.
- Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов. 1997.
- Дунаев А.В. Правовая политика субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тамбов, 2006.
- Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов, 2001.
- Жеребкин В.Е. Содержание понятий права (политико-юридический анализ). Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. Харьков, 1980.
- Жуйков В.М. Реализация конституционного права на судебную защиту. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1997.
- Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ростов-на-Дону, 2004.
- Иванова K.JI. Льготно-правовая политика в современной России: проблемы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2007.
- Кичалюк О.Н. Акты Президента РФ (конституционно-правовой аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1998.
- Коробова А.П. Правовая политика: понятие, форы реализации, приоритеты в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Самара, 2000.
- Кочетков А.В. Региональный законодательный процесс. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1999.
- Кошелева В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Вопросы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1999.
- Мазуренко А.П. Правотворческая политика в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2004.
- Македонская Ж.Х. Правовая природа РФ как социального государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997.
- Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов, 1995.
- Орешкина Н.Б. Систематизация нормативно-правовых актов РФ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2000.
- Саламатов Ф.С. Юридическая природа актов Конституционного Суда. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997.
- Сильченко Н.В. Проблемы верховенства закона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Минск, 1993.
- Субочев В.В. Правовая политика современной России в сфере лоббизма: Теоретические проблемы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2002.
- Тепляшин И.В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург. 2002.
- Чепурнова Н.М. Судебная власть в РФ: проблемы теории и государственно-правовой практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов, 1999.