Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принципы, виды и механизм реализации российской правовой политики: общетеоретический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе обсуждения указанных проблем большинство ученых поддержали идею о необходимости утверждения понятия «правовая политика» в качестве общетеоретической категории и перспективности ее научной разработки. Так, Указом Президента РФ от 3 декабря 1994 года было утверждено Положение «Об обеспечении деятельности Института государства и права Российской академии наук в качестве аналитического См… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовая политика: понятие и принципы
    • 1. Общая характеристика правовой политики
    • 2. Принципы и приоритеты российской правовой политики
    • 3. Цели и средства правовой политики
    • 4. Правовая политика и правовое развитие общества
  • Глава II. Виды правовой политики
    • 1. Критерии классификации правовой политики
    • 2. Основные разновидности правовой политики
      • 2. 1. Президентская правовая политика
      • 2. 2. Законодательная правовая политика
      • 2. 3. Правовая политика исполнительных органов власти
      • 2. 4. Судебно-правовая политика
  • Глава III. Механизм реализации правовой политики: пути повышения эффективности

Принципы, виды и механизм реализации российской правовой политики: общетеоретический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена интересами обновляющегося российского общества и происходящими на всех уровнях социальной организации процессами реформирования государственно-правовых отношений. В настоящее время идет активный процесс формирования России как федерации нового типа, суверенного демократического государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. С одной стороны, происходит повышение уровня самостоятельности регионов и муниципальных образований, а с другой — активное строительство единой вертикали федеральных органов власти, основанное на конституционном принципе единства российской государственности. Поэтому сегодня речь идет о необходимости выстраивания этой деятельности в русле единой правовой политики.

В последнее время вопросам правовой политики начали уделять внимание многие отечественные юристы, обществоведы, государственные деятели. Этот интерес продиктован тем, что без выверенной политики, или иными словами стратегии и тактики, не возможна целенаправленная планомерная деятельность ни в одной области общественной жизни, тем более в сфере государственно-правовых отношений. Как справедливо отмечает А. В. Малько, сегодня правовая политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества1. В этой связи её актуальность обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, эта политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием способна оптимизировать экономические, политические, социальные, национальные, экологические и иные отношения.

1 См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2003. С. 142.

Во-вторых, формирование правовой политики есть объективная реакция государства на потребности внутреннего согласования и упорядочения всё увеличивающихся потоков юридической информации, содержащейся в различных правовых актах.

В-третьих, актуализация проблем правовой политики видится в беспрецедентном усилении не только регулятивной, но и управленческой функции права, резком повышении роли и значимости правосознания, расширением договорных начал правового регулирования и появлением в этой связи острой необходимости координации и управляемости со стороны властных структур, другими происходящими процессами в российском правовом пространстве.

В-четвертых, высокий уровень криминализации российского общества, дальнейший рост организованной преступности и коррупции, представляющие собой угрозу национальной безопасности страны, преграду на пути реформ и, как следствие, ставящие под вопрос возможность построения правового государства в России. Этому необходимо противопоставить последовательную программу энергичных юридических действий, воплощенных в системной правовой политике государства.

В-пятых, актуальность исследования проблем правовой политики объясняется необходимостью реализации концепции этой политики в условиях перехода к сильному социально-правовому государству. В данном случае речь идет о создании механизма политико-правового регулирования, об определении главных направлений и основных ориентиров правового развития государства и общества в целом.

Как можно заметить, правовая политика — сложное многоуровневое явление. Поэтому в данном исследовании предпринята попытка освещения лишь некоторых её составляющих, а именно принципов, видов и механизма реализации. Актуальность исследования указанных институтов правовой политики определяется тем обстоятельством, что сформулированные в Конституции страны принципы построения российской правовой системы предоставили широкое поле для самостоятельной правотворческой деятельности различных государственных и негосударственных структур. Это положение породило весьма многообразную и противоречивую практику правового регулирования, что свидетельствует об отсутствии скоординированной, основанной на общих принципах, правовой политики современного российского государства.

Такое состояние дел диктует необходимость изучения особенностей, выявления сущности и разработки основных видов правовой политики в различных сферах организации государственной власти, без чего невозможно ни эффективное правотворчество, ни последовательная реализация принимаемых правовых актов.

Все еще недостаточное внимание ученых к проблемам теории и практики правовой политики отрицательно сказывается как на совершенствовании механизма ее реализации, так и на процессах правового развития общества. В то же время динамика формирования правовой политики и основные формы ее проявления (правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, доктринальная и другие) дают юристам новые материалы для исследований и более основательной аргументации научных выводов.

Недостаточная разработанность указанных вопросов в теории правовой политики при неоспоримой их значимости и необходимости в повышении эффективности правового регулирования на длительную перспективу предопределили выбор темы исследования.

Степень научной разработанности темы необходимо оценивать с позиций комплексного подхода к исследованию проблем правовой политики. В первую очередь, это общетеоретическая проблема науки теории государства и права, но ее всесторонний анализ невозможен без обращения к работам специалистов в области конституционного права, политологии, трудам социологов, философов и представителей других отраслей научного знания.

Как показывает исследование, длительное время термин «правовая политика» употреблялся учеными-юристами на отраслевом уровне, прежде всего, в сфере уголовно-правовой науки. И лишь с конца прошлого столетия устойчивый интерес к «новому» понятию стали проявлять представители общей теории права. Изучались отдельные аспекты правовой политики, а также были предприняты попытки специального исследования названного феномена на уровне кандидатской и докторской диссертаций1.

Определенное внимание вопросам правовой политики уделяли еще дореволюционные ученые-юристы. К ним можно отнести таких как: Б. А. Кистяковский, С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, Л. И Петражицкий и др. Среди современных авторов наибольший вклад в разработку ряда проблем правовой политики внесли такие из них как: А. С. Автономов, С. С. Алексеев, С. Ф. Афанасьев, М. И. Байтин, В. П. Беляев, Н. Н. Вопленко, И. А. Иванников, Н. В. Исаков, А. П. Коробова, Ю. А. Крохина, В. П. Кудрявцев, Н. А. Лопашенко, А. В. Малько, Н. И. Матузов, А. П. Мазуренко, А. А. Павлушина, М. П. Петров, С. В. Поленина, Т. М. Пряхина, Н. В. Путало, В. А. Рудковский, О. Ю. Рыбаков, Т. А. Савельева, В. Н. Синюков, В. М. Сырых, К. В. Шундиков, А. И. Экимов и др.

В ходе обсуждения указанных проблем большинство ученых поддержали идею о необходимости утверждения понятия «правовая политика» в качестве общетеоретической категории и перспективности ее научной разработки. Так, Указом Президента РФ от 3 декабря 1994 года было утверждено Положение «Об обеспечении деятельности Института государства и права Российской академии наук в качестве аналитического См.: Коробова А. П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России. Дис.. канд. юрид. наук. Самара, 2000; Исаков Н. В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики. Дис.. докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. центра по правовой политике Президента РФ». В 1997;1998 гг. журналом «Правоведение» на базе Саратовской государственной академии права был проведен «Круглый стол», посвященный данной проблематике. В июне 2000 года Саратовским филиалом Института государства и права РАН проведена научная конференция на тему «Правовая политика: федеральные и региональные проблемы"4. С ноября 2000 года издается специальный журнал «Правовая политика и правовая жизнь», на страницах которого ведутся дискуссии, обсуждаются проблемы, касающиеся правовой политики. В 2003 году вышел в свет курс лекций «Российская правовая политика». Однако в целом, как справедливо отмечает Н. И. Матузов и другие ученые «вопросы правовой политики на общетеоретическом уровне разработаны пока слабо"5. Это же касается и темы настоящего исследования, которая в части ее специальной проблематики еще не нашла своего должного освещения в отечественной правовой литературе.

Объектом диссертационного исследования является правовая политика, как деятельность субъектов правовой действительности, реализуемая в сфере действия права и посредством права.

Предмет диссертационного исследования составляют принципы, виды и механизм реализации правовой политики, как ее основные институты.

Цель и задачи исследования

Основной целью настоящего диссертационного исследования является теоретическая разработка специфических принципов правовой политики, выработка определений и характеристика признаков, присущих ее основным видам, раскрытие содержания механизма реализации правовой политики. Достижению поставленной цели служит решение следующих конкретных задач:

2 См.: Правоведение. 1997. № 4- 1998. № 1.

3 Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы конференции / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов — Тольятти, 2001.

4СЗ РФ 1994. № 32. ст. 3337.

5 См. напр.: Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 326. s.

— дать общую характеристику понятия правовой политики, ее значения и роли в российской правовой действительности;

— сформулировать и выявить особенности принципов и приоритетов современной российской правовой политики;

— проанализировать специфические цели и средства правовой политики;

— охарактеризовать влияние правовой политики на правовое развитие российского общества в пореформенный период и дать определение этого понятия;

— разработать критерии классификации правовой политики;

— выделить основные разновидности правовой политики, выявить специфику президентской, законодательной, исполнительно-правовой и судебно-правовой политики;

— раскрыть содержание механизма реализации правовой политики и предложить пути повышения его эффективности.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания. Применение данных методов продиктовано тем, что проблемы правовой политики должны рассматриваться в тесной связи с другими общетеоретическими и политологическими проблемами, изучаемыми наукой государства и права. Среди общенаучных методов использованы: диалектический, логический, структурно-системный и функциональный методы. Специальные или частно-научные методы представлены историческим, сравнительно-правовым, технико-юридическим и социологическим методами. Применение всех указанных методов позволило целостно и всесторонне исследовать объект и предмет настоящей диссертации в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Информационно-источниковую базу диссертационного исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательство субъектов РФ в сфере правового регулирования, научные труды отечественных и зарубежных ученых (юристов, политологов, социологов), материалы периодических изданий, круглых столов и научно-практических конференций.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы, а также намеченными задачами и заключается в том, что в рамках общей теории права настоящая работа является одной из первых попыток комплексного монографического исследования сразу нескольких важнейших институтов современной российской правовой политики.

Специфика диссертации состоит в детальном теоретическом анализе основных принципов, видов и путей повышения эффективности механизма реализации правовой политики.

Комплексное научно-теоретическое исследование названных институтов позволяет показать особенности присущих только правовой политике принципов, общие черты и отличие их от известных принципов права, выявить отличительные признаки основных видов правовой политики и выработать авторское определение каждого из них, охарактеризовать механизм реализации правовой политики и показать возможные пути повышения его эффективности, а также систематизировать полученные выводы.

Положения, выносимые на защиту. В рамках указанного выше подхода на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Правовая политика — это многоуровневое, сложноструктурированное явление юридической действительности, выражающееся в научно обоснованной, последовательной и системной деятельности, направленной на создание необходимых правовых и политических условий для достижения стратегических целей и решения тактических задач правового развития страны.

2. Правовой политике присущи специфические принципы, которые характеризуются тем, что они, с одной стороны, соответствуют принципам политики и права, а с другой, обладают определенными особенностями, обеспечивающими их развитие, распространение на все отрасли права и разновидности политики государства, способствующими единству и стабильности правовой, политической, экономической и других систем общества. В числе таких специфических принципов в работе выделяются принципы научной обоснованности, системности, предсказуемости и планомерности правовой политики.

3. Под приоритетами правовой политики предлагается понимать наиболее важные на данный исторический момент общественные ценности, защищаемые правом, на которые должна быть ориентирована деятельность государства в сфере правового регулирования. Основными приоритетами современной российской правовой политики являются: формирование правового государства и гражданского обществацивилизованное, основанное на праве, регулирование отношений между обществом и государствомреальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

4. Важным условием эффективной реализации правовой политики является правильное определение целей такой политики и средств их достижения. К целям правовой политики относятся: поддержание динамизма праванаучно обоснованное определение предмета и уровня правового регулированиясоздание необходимых условий для преодоления пробелов в законодательствеобеспечение системности, целостности и непротиворечивости системы права. В качестве средств для достижения указанных целей правотворческая политика использует присущие ей основные принципы, ограничивающие и стимулирующие правовые режимы, юридическую технику, правовые акты и т. д.

5. Одной из главных задач современного этапа является определение и нормативное закрепление общей концепции правового развития общества и правовой политики государства. Под правовым развитием следует понимать естественноисторический процесс поступательных, целенаправленных правовых изменений в обществе, ориентированный на достижение определенных результатов по совершенствованию правовой системы и повышению уровня правовой жизни.

6. Особую роль в механизме реализации правовой политики играет такая ее разновидность как президентская правовая политика. Под ней предлагается понимать научно обоснованную правотворческую и правоприменительную деятельность Президента Российской Федерации, направленную на достижение стратегических целей и решение тактических задач внутриполитического и внешнеполитического развития страны.

7. Другим основным видом правовой политики, безусловно, является политика законодательная. Законодательная политика представляет собой научно обоснованную, планомерную, системную деятельность субъектов законотворчества, направленную на определение и реализацию стратегии и тактики государства в сфере правового регулирования наиболее важных сфер общественных отношений.

8. В работе ведомственного механизма правового регулирования активное участие принимают субъекты правовой политики исполнительных органов власти, что выражается в действиях, направленных на запуск всего механизма правового регулирования в целом. Это проявляется в их юридической деятельности, прежде всего, в процессе создания нормативных актов. В диссертации правовая политика исполнительных органов власти определяется как научно обоснованная правоисполнительная и правоприменительная деятельность указанных органов, направленная на обеспечение эффективного функционирования механизма правового регулирования.

9. В выстраивании современной правовой политики все более заметную роль играет судебная политика. В связи с этим предлагается понимать судебно-правовую политику как научно обоснованную правоприменительную и правоинтерпретационную деятельность судебных органов и представителей судебного сообщества, направленную на обеспечение законных интересов и субъективных прав граждан, организаций, муниципальных образований и государства в соответствии с требованиями действующего законодательства.

10. Для современного Российского государства ключевой является проблема оптимизации правовой политики, повышение степени эффективности, действенности использования юридических конструкций, лежащих в основе механизма ее реализации. Этот механизм складывается из практической деятельности субъектов гражданского общества и органов государственной власти в области правового регулирования. В основе такого механизма лежат принципы активного участия социальных структур в процессах разработки и практического осуществления правовой политики, общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в юридической сфере. Эффективность механизма реализации правовой политики обусловлена как его внутренними качественными характеристиками, так и влиянием множества внешних факторов социальной жизни.

Теоретическая значимость работы определяется как новизной поставленных проблем, так и тем, что сформулированные в ней выводы и обобщения, в определенной мере, развивают и дополняют соответствующие разделы теории государства и права и вносят свой вклад в развитие политико-правовых теорий.

Практическое значение диссертации заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию правовых основ повседневной деятельности субъектов правовой политики. Проведенный в диссертации анализ различных взглядов и подходов к проблемам реализации правовой политики позволяет использовать полученные в результате выводы и предложения в научной и учебной юридической литературе, а также в преподавании курса «Проблемы теории государства и права» и специальных курсов для представителей законодательных, исполнительных и судебных органов, а также всех тех, кто занимается проблемами правотворчества и правоприменения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Пятигорского государственного технологического университета.

Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях, в том числе в ведущих рецензируемых изданиях по юриспруденции и политологии, рекомендованных ВАК. Проблемы, выявленные в ходе исследования, а также пути их возможного решения обсуждались на выездном заседании комитета Государственной Думы Ставропольского края по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством, проводившемся в феврале 2005 года на базе Пятигорского государственного технологического университета. Отдельные положения диссертации докладывались соискателем на научной конференции «Проблемы правовой модернизации в России» (Саратов, 2006) и научно-практической конференции «Основные направления концепции устойчивого социально-экономического, правового и духовного развития общества: региональный аспект» (Минеральные Воды, 2006). Некоторые положения диссертации использовались автором в процессе преподавания курсов «Теория государства и права» и «Правоведение» в Пятигорском государственном технологическом университете".

Структура диссертации обусловлена целью и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет судить о правовой политике как о сложном феномене, имеющем правовую, политическую, социальную, идеологическую и нравственную стороны. В консолидированных политических и правовых системах, с развитыми структурами гражданского общества, все они находятся в равновесном состоянии, без доминирования какой-либо одной стороны.

Как показывает анализ, формирование правовой политики Российского государства, начавшееся после принятия Конституции РФ 1993 года, имеет свои отличительные особенности. Наиболее характерной из них стало то, что из-за нестойкости и нестабильности общественных отношений, политика явно превалировала над правом, в связи с чем в первые годы реформ так и не сложилось полноценной правовой политики государства.

Между тем принципиально важно подчеркнуть, что правовая политика может быть сформирована при таких условиях, когда: а) для этого существует политическая воля руководящей элитыб) право господствует над политикой и все больше проявляет себя тенденция жить в условиях стабильности, общепринятого порядка и предсказуемости. Решение этой задачи вызывает необходимость переосмыслить место и роль правовой политики в обществе, определить новые подходы к ее формированию и функционированию.

Исходя из названной целевой установки, в работе дается научное обоснование правовой политики в качестве средства проведения демократических реформ в России. В этой связи определяется место и роль правовой политики в правовом развитии общества, выявляются основные принципы и приоритеты, позволяющие понять её практическую значимость для государства и общества, предлагается комплексная классификация правовой политики и обосновываются возможности механизма ее реализации.

В работе значительно расширены границы и сферы возможного действия правовой политики, что позволило включить разновидности политики, которые основаны на праве, в ее состав. Поэтому правовая политика рассматривается как самостоятельное политико-правовое явление, характеризующееся системой факторов, обуславливающих ее функционирование и гарантированное достижение целей и задач стратегического и тактического характера.

Итак, в новом свете правовая политика определяется как феномен, призванный осуществлять комплекс политико-правовых мер (действий), направленных на обеспечение наиболее значимых сторон жизни общества, гарантированное достижение на основе права стратегических целей и тактических задач государства, предполагающих возможность обратного воздействия на политику, не допуская при этом выхода ее за границы правового поля. Такое понимание правовой политики позволило определить и принципиально иной взгляд на предназначение этой политики в новых российских условиях для дальнейшего поступательного правового развития общества.

Поскольку в основе правовой политики лежит система целей, правовых концепций и доктрин по организации социальных отношений, она, опираясь на систему принципов и привлекая арсенал правовых средств, определяет основные приоритеты своей деятельности таким образом, что в зоне ее внимания, в первую очередь, оказываются такие приоритеты, которые имеют ключевое значение для развития современного российского общества.

В качестве общего приоритета правовая политика направляет свою деятельность в сфере правового регулирования на защиту наиболее важных ценностей. К таким ценностям, прежде всего, относится защита неотъемлемых прав и свобод личности. Но чтобы реально соблюдать и защищать права человека, нужно создать для этого необходимые условия. К таковым относится формирование правового государства и гражданского общества. Обязанность по созданию таких условий лежит на конституционных органах государственной власти и высшем политическом руководстве страны.

Исходя из этого, в работе отмечается, что правовой политике предстоит оптимизировать структуры органов государственной власти. И основные усилия здесь должны быть направлены на укрепление единства всех ветвей власти, а Президент РФ призван являться стратегическим носителем единой государственной власти. Это объясняется тем, что именно Президент РФ определяет основные направления правовой политики в стране, систему наиболее приоритетных задач в области правового регулирования, а также необходимых способов их решения.

В работе выделяется в качестве самостоятельного вида правовой политики — законодательная политика, основной целью которой является создание непротиворечивого, сбалансированного и системного законодательства. Делается вывод о необходимости научного обоснования и экспертного обеспечения этой деятельности. Такая потребность связана с усложнением подлежащей правовой регламентации материи, а также с ростом и расширением демократических начал создания и совершенствования законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Что касается Правительства РФ и других органов исполнительной власти, то, по нашему мнению, они являются одними из основных участников, формирующих и непосредственно реализующих правовую политику путем правительственного и ведомственного нормотворчества, а также в качестве активных субъектов правоприменительной деятельности.

Другим основным видом правовой политики в работе называется судебно-правовая политика. Содержание этого вида правовой политики весьма обширно, хотя оно, конечно, имеет нормативно-заданное свойство.

Оно определяется компетенцией судебной власти, рамками функционирования судебной системы, параметрами судебной защиты, иными словами, границами судебно-правового пространства.

В работе отмечается, что механизм формирования и реализации правовой политики в Российской Федерации складывается из практической деятельности субъектов гражданского общества и органов государственной власти в области правового регулирования социальных отношений. В основе этого механизма лежат принципы активного участия социальных структур в процессах разработки и практического осуществления правовой политики, общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в юридической сфере.

Обращается внимание на то, что сегодня центр тяжести в деятельности правовой политики пора перенести на практическое осуществление ее целей и задач. В первую очередь сюда следует отнести: укрепление всех уровней и ветвей государственной властивыполнение социальных обязательств перед обществомповышение уровня жизни населенияразвитие духовной сферы. Эти меры станут важной предпосылкой создания гражданского общества и надежного обеспечения прав человека.

Благодаря действию правовой политики существует реальная возможность совершенствования законодательства, посвященного правам человека. В рамках этой политики предоставляется возможность разумного соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма. В то же время парадоксальным является то, что развитие демократии в России сочетается с отчуждением человека от государственности, порожденным резким неравенством в обществе. В этом контексте дается обоснование того, что эффективная реализация правовой политики может выстроить систему гарантий, обеспечивающих права и свободы человека через механизм ее реализации. Это выступает одной их центральных задач правовой политики, ибо в реальной действительности о правах человека судят, прежде всего, по степени их претворения в повседневной жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: БЕК. 2001.
  2. ФКЗ РФ от 21 июля 1994 года «О конституционном Суде Российской Федерации» //СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  3. ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997 № 1. Ст. 1.
  4. ФКЗ РФ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997 № 51. Ст. 5712.
  5. ФЗ РФ от 12 июля 1996 года «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
  6. ФЗ РФ от 29 декабря 1998 года «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1.
  7. ФЗ РФ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  8. ФЗ РФ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. 2002. № 73.
  9. ФЗ РФ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 18 июля 2006 года) // РГ. 2006. 20 июля.
  10. И. Обращение Совета Федерации Федерального Собрания РФ к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва по вопросу о совершенствовании законотворческой деятельности // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 167.
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 6 марта 1997 г. «Порядок во власти порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1997. 7 марта.
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Общими силам к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1998. 24 февраля.
  13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2000. 11 июля.
  14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2003. 17 мая.
  15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2006. 11 мая.
  16. Указ Президента РФ от 24 августа 1992 года «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 9. Ст. 593.
  17. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 года «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 21. Ст. 1731.
  18. Указ Президента РФ от 4 марта 1993 года «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 11. Ст. 937.
  19. Положение о Совете по кадровой политике при Президенте РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 23. Ст. 2108.
  20. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 года «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3920.
  21. Указ Президента РФ от 22 ноября 1993 года «О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 48. Ст. 4646.
  22. Указ Президента РФ от 20 января 1994 года «Об основах государственной политики в сфере информатизации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 4. Ст. 305.
  23. Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 года «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 15. Ст. 1174.
  24. Указ Президента РФ от 15 апреля 1994 года «О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и отечественного кинематографа» // Российская газета. 1994. 23 апреля.
  25. Указ Президента РФ от 23 мя 1994 года «О некоторых вопросах налоговой политики» // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 394.
  26. Положение «Об обеспечении деятельности Института государства и права Российской академии наук в качестве аналитического центра поправовой политике Президента РФ», утвержденное Указом Президента РФ от 3 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3337.
  27. Указ Президента РФ от 7 мая 1995 года «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1739.
  28. Указ Президента РФ от 6 июля 1995 года «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2642.
  29. Указ Президента РФ от 26 июля 1995 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 3097.
  30. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.
  31. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 года «О концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. ЗОЮ.
  32. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 года «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» // СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 210.
  33. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года «О Совете по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2079.
  34. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
  35. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 года «О правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики» // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4085.
  36. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 года «Об основных требованиях к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.
  37. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 года «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы)» // СЗ РФ. 2002 № 5. Ст. 531.
  38. Конституции, уставы и договоры субъектов РФ на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 1998.
  39. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 1. М., 1995.
  40. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 2. М., 1996.
  41. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 3. М., 1997.
  42. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 4. М., 1997.
  43. Закон Алтайского края «О правотворческой деятельности» от 24.08.1995 г. // Сборник законодательства Алтайского края. 1995. № 13.
  44. Закон Алтайского края от 28.11.1995 г. «О народной законодательной инициативе в Алтайском крае» // Сб. зак-ва Алт. края. 1995. № 16.
  45. Закон Алтайского края от 15.01.1996 г. «О краевом народном опросе (плебисците)» // Сб. зак-ва Алт. края. 1995. № 18.
  46. Закон Амурской области от 29.05.1996 г. «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления» // Вестник Амурского областного Совета. 1996. Май.
  47. Закон Краснодарского края от 26.05.1995 г. «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» // Информ. бюл. ЗСКк. 1995. № 3.
  48. Закон Краснодарского края от 28.06.1995 г. «О Законодательном Собрании Краснодарского края» // Информ. бюл. ЗСКк. 1995. № 4.
  49. Закон города Москвы от 14.11.1994 г. «О законодательных актах города Москвы» //Ведомости Московской Думы. 1995. № 1.
  50. Закон Ставропольского края от 27.09.1996 г. «Об информационном обеспечении органов государственной власти Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 1996. № ю (28).
  51. Закон Ставропольского края от 24.06.2002 г. «О порядке принятия законов Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 8 (98).
  52. Закон Ставропольского края от 14.08.2002 г. «О Государственной Думе Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 9 (99).
  53. Закон Ставропольского края от 14.10.2002 г. «Об осуществлении Государственной Думой Ставропольского края контроля за соблюдением и исполнением законов Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 11 (101).
  54. Закон Ставропольского края от 03.12.2002 г. «Об ответственности должностных лиц за несоблюдение и неисполнение законов и других нормативных правовых актов Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 12(102).
  55. Закон Ставропольского края от 15.04.2004 г. «О программе экономического и социального развития Ставропольского края на 2003−2007 гг.» // СЗ и ДПА Ск. 2004. № 7 (133).
  56. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 8.06.1995 г. «О методических правилах подготовки нормативных правовых актов Законодательного Собрания Краснодарского края» // Информ. бюл. ЗСКк. 1995. № 6.
  57. Регламент Государственной Думы Ставропольского края (в ред. Постановления ГДСК от 17.01.2002) // СЗ и ДПА Ск. 2002. № 2 (92).
  58. Постановление Губернатора Ставропольского края от 05.05.1998 г. «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края» // СЗ и ДПА Ск. 1998. № 6 (48).
  59. Материалы судебной практики
  60. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 декабря 1994 года № 2166 «О проверке конституционности Указов Президента РФ» от 30 ноября 1994 года № 2137 // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 6. С. 43−46.
  61. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года по делу «О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.
  62. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 января 1995 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1992. 18 января.
  63. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1997 года «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
  64. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 года № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 3.
  65. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществления правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 8.
  66. Меяедународно-правовые документы
  67. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  68. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  69. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 21 сентября 1970 года // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 21 431. Книги, монографии
  70. С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. М.: Российский юридический издательский дом. 1996. 359 с.
  71. Агешин Ю А. Политика, право, мораль. М.: 1982. 145 с.
  72. А.С., Морозова Е. Г. Основные категории и институты избирательного права. М. 1995.
  73. JI.B., Смоленский М. Б. Антропономия права. Ростов на Дону: Экспертное бюро, 1998. 112 с.
  74. С.С. Основы правовой политики в России: Курс лекций. Екатеринбург-Москва, 1995. 128 с.
  75. С.С. Философия права. М.: Норма, 1997. 336 с.
  76. С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.712 с.
  77. С.С. Частное право. М.: Статут, 1999. 160 с.
  78. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.752 с.
  79. С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М.: Норма. 2000. 275 с.
  80. М.Г. Лоббизм система влияния, сдержек, противовесов // Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М., 1996.
  81. М.Г. Политический лоббизм: сущность, формы, методы // Политическое управление. М., 1996.
  82. Аристотель. Политика. Соч. в 4 томах. М., 1997. Т.4. 530 с.
  83. Р. Демократия или тоталитаризм. М., 1998. С. 275.
  84. В.Ю. Права человека в Российской империи: вопросы истории отечественной правовой мысли. Ставрополь, 1996. С. 6.
  85. М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП., 2001. 416 с.
  86. В.М. Концепция законопроекта. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России. 2003. 190 с.
  87. А.Ю. Правовой прогресс как юридическая категория / Под ред. А. В. Малько. Саратов: Изд. СГАП, 2006. 128 с.
  88. .Т. Судебно-правовая защита прав и свобод граждан в отношениях с государственными органами и должностными лицами. М.: Юринформ, 1997. 128 с.
  89. Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л.: 1986.
  90. А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М.: МГУ, 1991. 142 с.
  91. В.М., Городинец Ф. М., Янгол Н. Г. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб.: СПб ГААП. 1996. 65 с.
  92. А.Д. Третья власть в России: Очерки о правосудии, законности и судебной реформе (1990−1996). М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997. 268 с.
  93. Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 1996. 239 с.
  94. С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический уголовно-правовой и информационный аспект. М.: 1999.
  95. П. Социология политики. М., 1993. 336 с.
  96. П.Г. Очерки по теории права. М.: Наука, 1915. 153 с.
  97. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Мысль. 1995. 280 с.
  98. Власть и право. Из истории русской правовой мысли // сост.: А. В. Поляков, И. Ю. Козлихин. JL: Лениздат. 1990. 319 с.
  99. В.В. Избирательное право в Европе и в России. СПб., 1906.
  100. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: ИНФРА-М., Норма. 1997. 304 с.
  101. Вопленко Н. Н. Официальное толкование норм права. М.: 1976. С. 58.
  102. Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1998. 53 с.
  103. Г. А. Пробелы в Российской Конституции и возможности ее совершенствования. М.: Бек, 1998. 96 с.
  104. Г. Ф. Философия права. М.: Мысль 1990. 526 с.
  105. .С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М.: Педагогическое общество в России. 2001. 460 с.
  106. А.А. Уголовное право и социология: Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики. М.: 1970. 286 с.
  107. Гражданское общество: истоки и современность / Под ред. И. И. Кального. СПб.: Юридический центр Пресс. 2000. 256 с.
  108. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России / Под ред. В. Г. Хорос. М., 1998.
  109. А.И., Малько А. В., Саломатин А. Ю., Долгов В. М. Политическая и правовая жизнь модернизирующегося общества. Пенза-Саратов, 2002. С. 164−165.
  110. А.И. Учение о политике: философские обоснования. М., 2001.
  111. А.В. Принципы законности и проблемы их реализации / Под общ. ред. В. М. Ведяхина. Тольятти, 2000.
  112. В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.: Городец. 1997. 320 с.
  113. Н.Н. Советская уголовная политика. М.: 1979.
  114. Законодательный процесс. Понятия. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / отв. ред. Р. Ф. Васильев. М.: 2000. С. 23.
  115. Законодательный процесс в России: граждане и власть: Практические советы / Автономов А. С., Завадская JI.H., Захаров А. А., Любимов А. П. и др. М., 1996. 80 с.
  116. В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 270 с.
  117. ИерингР. Борьба за право. М.: 1991. С. 225.
  118. В.В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997. 690 с.
  119. В.В., Панарин А. С. Философия политики. М.: 1994. С. 59−60.
  120. Институт прав человека в России / под ред. Г. Н. Комковой. Саратов: СГУ, 1998.216 с.
  121. Н.В., Мазуренко А. П. Правотворческая политика: общетеоретический аспект / Под ред. А. В. Малько. М.-Мин.Воды, «Спецпечать», 2005. 198 с.
  122. И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы борьбы с преступностью). Баку, 1990.
  123. Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. 472 с.
  124. Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991. 160 с.
  125. Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2002. 298 с.
  126. .А. Философия и социология права. СПб, 1998. 194 с.
  127. А.И. Правовое государство: Концепция и реальность. М.: Б.Н. 1993. 78 с.
  128. Концепции развития российского законодательства (Издание третье, переработанное и дополненное) М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 1998. 256 с.
  129. А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990. 256 с.
  130. И.Ю. Идея правового государства. История и современность. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1993. 150 с.
  131. И.Ю. Право и политика. Сб., 1996. 192 с.
  132. С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск: Саранский государственный университет, 1995. 287 с.
  133. С.А., Ростовщиков Н. В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., изд-во юрид. Института. 2002. С. 38.
  134. Конституция и закон: стабильность и динамизм (Отв. ред.
  135. B.П. Казимирчук). М.: Юридическая книга, 1998. 208 с.
  136. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец: Формула права, 1999. 381 с.
  137. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост.
  138. C.А. Паншин. М.: Республика, 1992. 110 с.
  139. Н.М. Общественное значение права. Л., 1989. С. 67.
  140. А.И., Усс А.В., Голик Ю. В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.
  141. А.И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987. 268 с.
  142. К. Основы социологии права. М.: 1981. С. 82.
  143. В.О. «Указное право» в России. М.: Б.Н. 1996. 51 с.
  144. В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: 1997. С. 34.
  145. В.О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М.: ЮНИТИ. 2000. 502 с.
  146. А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 1998.
  147. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. 384 с.
  148. А.П. Региональная правотворческая политика / Под ред. А. В. Малько. Ставрополь Мин. Воды: «Спецпечать», 2006. 189 с.
  149. А.В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти: ВУиТ. 1999. 199 с.
  150. А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000.256 с.
  151. А.В., Субочев В. В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. Пятигорск 2003. 200 с.
  152. А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. 296 с.
  153. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.419 с.
  154. Л.С. Народ в правовом государстве. М.: НОРМА. 1999. 160 с.
  155. Н.Н. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 13.
  156. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: СГАП., 2003. 512 с.
  157. Н.И. Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Саратовский государственный университет, 1972.292 с.
  158. А.С., Благов Е. В. Понятие и основные направления уголовной политики и участие общественности в борьбе с преступностью: текст лекций. Ярославль, 1987. 50 с.
  159. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов: ВШ МВД РФ. 1996. 288 с.
  160. С.А. Определение и основное разделение права. М.: 1879. С. 15.
  161. Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1982. 148 с.
  162. П.И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М., 1996. С. 205−218.
  163. Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Изд. Группа ИНФРА. М: 1996. 234 с.
  164. Л.А., Рощин В. А. Вето Президента. М.: Городец. Формула права, 1999. 352 с.
  165. П.Н. Советская уголовная политика. Томск. 1988.
  166. С.Н. Гражданское общество как политический феномен. М.: Сашко. 1992.210 с.
  167. Т. Система современных обществ. М., 1993. С. 110.
  168. Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: Учебное пособие. Самара, 1993. 104 с.
  169. ЮГПоленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства.
  170. М.: Наука, 1993. 152 с. Ю2. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: НГП РАН, 1996. 195 с.
  171. Политология для юристов. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова,
  172. A.В. Малько. М.: Юристь, 1999. 772 с.
  173. А.В., Похмелкин В. В. Идеология и уголовная политика. М., 1992. 160 с.
  174. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Под ред.
  175. B.П. Сальникова. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1999. 245 с.
  176. Правовая политика: Федеральные и региональные проблемы: материалы научно-практической конференции / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов-Тольятти 2001.
  177. Правовая политика субъектов Российской Федерации. Материалы круглого стола. 26 сентября 2001. Владивосток, 2002.
  178. Правотворческая деятельность субъектов РФ: Теория, практика, методы / Под ред. Гайды А. В., Казанцева М. Ф., Киселева К. В., Руденко В. Н. Екатеринбург. 2001.
  179. В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов: СГАП. 2000. 184 с.
  180. В.А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в РФ: Конституционные основы организации и деятельности. М.: Юристь. 1998.214 с.
  181. Российское законодательство: проблемы и перспективы / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: БЕК, 1995. 478 с.
  182. Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: НОРМА, 2003. 528 с.
  183. В. А. Правоприменительная политика: сущность и содержание. Волгоград, 1999.
  184. Н.В. Закон (проблемы этимологии, социологии и логики). Минск: Беларусь, 1993. 118 с.
  185. Пб.Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов: Полиграфист. 1994. 496 с.
  186. А.Д. Специфика законов общества и их роль в регулировании общественных процессов. Томск. 1978. С. 118.
  187. Социология права / Под ред. В. М. Сырых. М.: 2001. С. 127.
  188. И.М. Конституция и политика. М.: 1984. С. 38.
  189. Становление гражданского общества в России: Правовой аспект / Под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов: Поволжская академия государственной службы. 2002. 192 с.
  190. Судебная система России / Отв. за выпуск В. В. Ершов, Н. В. Радужная, О. Н. Ведерникова. М.: Дело, 2000. 336 с.
  191. В.М. Логические основания общей теории права. В 2-х томах. Том 1. Элементный состав. М.: Юстицинформ, 2000. 528 с.
  192. В.В. Акты судебного толкования правовых норм / Под ред. М. И. Байтина. Саратов: Из-во Саратовской государственной академии права, 2002. 152 с.
  193. Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982. 257 с.
  194. Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. 498 с.
  195. Ю.А., Котелевская Н. Е. Правовые акты. М.: 1999. 381 с.
  196. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. 280 с.
  197. Ф. Права человека и европейская политика. М.: МГУ, 1995. 176 с.
  198. Н.Е. О сущности права. Саратов. 1959. С. 45.
  199. ИО.Хеффе О. Политика. Право. Справедливость / Пер. с нем. М.: 1994.
  200. С.Г. Уголовная политика и преступность: проблемы, пути решения. М., 1991. 112 с.
  201. А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридическая наука и практика. Екатеринбург. 1993. С. 126.
  202. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М.Артикул. 1997. 352 с.
  203. К.В. Механизм правового регулирования / Под ред. А. В. Малько. Саратов: СГАП. 2001. 104 с.
  204. Ю.Л. Конституционный контроль в России. М.: ИГП РАН, 1995. 175 с.
  205. А.И. Уголовная политика и проблемы криминализации. Владивосток., 1985. 142 с. 1. Статьи
  206. А.С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. № 3. С.69−75.
  207. В.А. Формирований законопослушного гражданина -приоритетное направление правовой политики современной России // Правоведение. 1998.№ 1. С. 156.
  208. М. Поведение избирателей и электоральная политика в России // Политические исследования. 1995. № 3.
  209. М.И. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1999. С. 137−142.
  210. М.И. О современном нормативном понимание права // Журнал Российского права. 1999. № 1. С.99−108.
  211. М.И. Новые моменты в подходе к вопросу о принципах права // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Вып.9. Тольятти, 2000. С.3−11.
  212. М.И. Актуальные вопросы правовой политики в сфере экономической жизни России // Правовая политика: Федеральные и региональные проблемы. Материалы научной конференции. Саратов-Тольятти. 2001. С. 2−44.
  213. Р.С. Роль правосознания в выработке и реализации государством правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 173 174.
  214. Н.А. Уголовная политика на современном этапе // Уголовное право на современном этапе: Проблемы преступления и наказания / Под ред. Н. А. Беляева, В. К. Глистина, В. В. Орехова. СПб., 1992. С. 340.
  215. А.И. Оборонная политика как приоритет российской правовой политики // Пути развития российской юридической науки и образования в XX веке. Волгоград, 2002. С.82−86.
  216. Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение. 1983. № 2. С. 5.
  217. К. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. № 12. С.24−26.
  218. З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. № 3. С.25−26.
  219. А.И. Реализм как принцип правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 158−159.
  220. А.И. Правовая политика: от России уголовной к России безопасной // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, Москва. 2002. Ноябрь.
  221. М. Партийная политика и группы давления. Сравнительное введение // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 261.
  222. Г. Законотворческая деятельность субъектов РФ // Российская юстиция. 1998. № 8. С.26−28.
  223. С.В. Лоббистская деятельность в России // Юрист. 1996. № 5.
  224. В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право 1996. № И. С.92−97.
  225. Т.В. Конституционные проблемы государственной политики национального возрождения малочисленных народов России // Правоведение. 1998. № 1. С. 138−139.
  226. А.А. Повышение эффективности российского законодательства как одно из приоритетных направлений правовой политики//Правоведение. 1998. № 1. С.135−136.
  227. А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Правоведение. 1999. № 2. С.81−96.
  228. В.Т. Защита прав человека главное направление правовой политики России // Правоведение. 1998. № 1. С. 124−125.
  229. О.М. К вопросу об особенностях поощрительной политики в России // Правоведение. 1997. № 4. С. 152−153.
  230. В. Российский лоббизм и проблемы его законодательного регулирования // Бизнес и политика. 1995. № 2. С.36−40.
  231. А.И. Советская уголовная политика: понятие, содержание, структура // Проблемы советской уголовной политики / Отв. ред. А. И. Коробеев. Владивосток, 1985. С.33−40.
  232. А.И. Соотношение принципов уголовно-правовой политики и принципов уголовного права // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3. С. 75.
  233. А.И. Уголовно-правовая политика: понятие, содержание // Правовая политика субъектов РФ. Материалы круглого стола. 26сентября 2001 г. Владивосток: издательство Дальневосточного университета. 2002. С.255−258.
  234. П.В. Правовая политика и дифференциация уголовной ответственности//Правоведение. 1998. № 1. С. 181−182.
  235. А.П. Правовая политика как общетеоретическая проблема // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С.6−14.
  236. А.П. О понятии и природе правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 1. С.26−33.
  237. М.Г. Правотворческая деятельность Президента РФ // Юрист. 2000. № 5. С.2−6.
  238. А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2. С. 18−28.
  239. А.В. Проблемы наградной политики в России // Правоведение. 1997. № 1. С.153−155.
  240. А.В. Конституционно-правовая политика современной России: Проблем и пути решения // Право и политика. 2001. № 6. С. 10.
  241. А.В. Дисциплинарная политика как особая разновидность правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-Москва. 2001. № 7. С. 15−22.
  242. А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, Москва. 2000. Ноябрь.
  243. А.В. О концепции правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С Л 74 178.
  244. А.В. Правовая политика как средство организации современной правовой жизни в России // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы. Материалы научной конференции. Саратов-Тольятти, 2001. С.20−27.
  245. А.В. Правовая политика субъектов РФ. Теоретический аспект // Правовая политика субъектов Российской Федерации. Материалы круглого стола. 26 сентября 2001 г. Владивосток, 2002. С. 14.
  246. А.В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7. С. 15−22.
  247. Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2. С. 144−157.
  248. Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С.6−17.
  249. Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С.22−35.
  250. Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, Москва. 2000. Ноябрь.
  251. И.С. Место и роль льгот в правовой политике государства // Правоведение. 1997. № 4. С. 150−151.
  252. JI.A. Современное состояние российского законодательства и его систематизация: «Круглый стол» Журнала «Государство и право» // Государство и право. 1999. № 3. С.21−37.
  253. Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа (политико-правовые аспекты) // Государство и право. 1994. № 3. С.49−59.
  254. В.В. Поощрения и наказания как средства реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3. С. 192−197.
  255. .И. Судебный конституционный контроль в РФ (сравнительный анализ) // Государство и право. 1996. № 1. С.32−42.
  256. А.А. Региональная правовая политика и юридический процесс // Правоведение. 1999. № 1.
  257. М.П. Юридическое планирование как элемент правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, Москва. 2000. Ноябрь.
  258. И.М. Роль юридических ограничений в осуществлении правовой политики в России // Правоведение. 1997. № 4. С.156−157.
  259. Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти // Дум. Вестник. М., 1995. № 5. С.20−24.
  260. Э. Верховенство Конституции РФ и федерального законодательства основной правовой принцип // Хозяйство и право. 2000. № 1. С.32−41.
  261. О.С. Правовые режимы как важнейший элемент юридической политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 157−158.
  262. О.Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов РФ. Материалы круглого стола. 26 сентября 2001. Владивосток, 2002. С.30−39.
  263. О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 78.
  264. В.А. О приоритете правовой политики в сфере частного права//Правоведение. 1998. № 1. С. 151−152.
  265. Н.Г., Хаманева Н. Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1.С. 5−11.
  266. .С. Тенденции развития правовой действительности // Правоведение. 1997. № 1. С. 81−86.
  267. В. Правовая политика Украины (некоторые теоретические вопросы сущности, содержания и технологии) // Право Украины. 2001. № 12. С. 7−16.
  268. В.Н. Приоритеты правовой политики в гуманитарной области // Правоведение. 1997. № 4. С. 160.
  269. Современное состояние российского законодательства и его систематизация // Государство и право. 1999. № 2,3.
  270. В.В. О понятии и приоритетах современной правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 148−149.
  271. В.В. Правовая политика и лоббизм // Правовая политика и правовая жизннь. Саратов-Москва. 2003. № 3.
  272. А.В. Демократизация избирательной системы важнейшее направление правовой политики России // Правоведение. 1998. № 1. С. 129−130.
  273. Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 5−22.
  274. В.А. Правовая политика и защита экономических интересов в современной России // Правоведение. 1998. № 1. С. 18−150.
  275. О.И. Нравственно-гуманистические ориентиры правовой политики государства // Правоведение. 1997. № 4. С. 161.
  276. В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 11.
  277. Е.В. Роль юридической ответственности в осуществлении правовой политики России // Правоведение. 1997. № 4. С. 174−175.
  278. Д.А. Российская уголовно-правовая политика под углом зрения исторической тенденции к смягчению репрессии // Правоведение. 1998. № 4. С. 154−161.
  279. С.Т. Особенности регионов России и проблемы законодательной политики- Философско-правовой аспект // Правоведение. 1998 № 1. С. 137−138.
  280. К.В. Юридические средства реализации правовой политики //Правоведение. 1997. № 4. С. 149−150.
  281. .С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ: Теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. № 5. С. 5−12.
  282. А.И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. № 12. С. 7.
  283. Диссертации и авторефераты
  284. Е.Г. Принципы построения правового государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996.
  285. В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-правовой аспект).автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 1998.
  286. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов. 1997.
  287. А.В. Правовая политика субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тамбов, 2006.
  288. А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов, 2001.
  289. В.Е. Содержание понятий права (политико-юридический анализ). Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. Харьков, 1980.
  290. В.М. Реализация конституционного права на судебную защиту. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1997.
  291. Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  292. K.JI. Льготно-правовая политика в современной России: проблемы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2007.
  293. О.Н. Акты Президента РФ (конституционно-правовой аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1998.
  294. А.П. Правовая политика: понятие, форы реализации, приоритеты в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Самара, 2000.
  295. А.В. Региональный законодательный процесс. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1999.
  296. В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Вопросы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1999.
  297. А.П. Правотворческая политика в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  298. .Х. Правовая природа РФ как социального государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997.
  299. А.В. Стимулы и ограничения в праве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов, 1995.
  300. Н.Б. Систематизация нормативно-правовых актов РФ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2000.
  301. Ф.С. Юридическая природа актов Конституционного Суда. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997.
  302. Н.В. Проблемы верховенства закона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Минск, 1993.
  303. В.В. Правовая политика современной России в сфере лоббизма: Теоретические проблемы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2002.
  304. И.В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург. 2002.
  305. Н.М. Судебная власть в РФ: проблемы теории и государственно-правовой практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов, 1999.
Заполнить форму текущей работой