Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правоохранительная система в условиях формирования правового государства в России: Историко-правовой и теоретико-правовой аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новизной отличается авторский подход к анализу и интерпретации факторов общественно-исторического и политического развития России, обусловивших формирование специфических черт ее правоохранительной системы, включая генезис охранительных норм, целей, объектов и субъектов право-охраныпредложенная диссертантом содержательная характеристика функционально-субстанционального построения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовое государство: политико-правовая сущность и механизм функционирования
    • 1. Генезис представлений о правовой государственности в истории зарубежной и отечественной политико-правовой мысли
    • 2. Современные представления о сущности и основных признаках правового государства
    • 3. Правоохранительная система в механизме функционирования правового государства
  • Глава II. Субъекты правоохранительной системы
  • Российской Федерации и политико-юридический механизм их институализации
    • 1. Политико-правовая и юридическая характеристика субъектов правоохранительной системы
    • 2. Правоохранительные органы как структурно-функциональный элемент правоохранительной системы
    • 3. Милиция в механизме функционирования правоохранительной системы правового государства

Правоохранительная система в условиях формирования правового государства в России: Историко-правовой и теоретико-правовой аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных со становлением и развитием в современной России институтов правовой государственности.

Теоретический и практический интерес к этой проблеме продиктован кардинальными экономическими и политическими изменениями, происходящими в стране, которая после десятилетий социального эксперимента по построению «коммунистического общества» возвращается в лоно мировой цивилизации с ее идеалами правового государства и гражданского общества, уважения прав и законных интересов граждан. Реалии государственно-правового строительства последних лет свидетельствуют о том, что декларируемого Конституцией Российской Федерации определения России как правового государства явно недостаточно для того, чтобы эта декларация перестала восприниматься лишь как политический лозунг.

Несмотря на принимаемые меры, пока не удается в полной мере восстановить единое правовое пространство страны, которое размывается несоблюдением принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации. Громоздким, неповоротливым, плохо приспособленным к решению новых стратегических задач остается государственный аппарат, сохраняющий привычку к административному произволу как своеобразной альтернативе разработки и реализации на всей территории страны взвешенной государственной экономической, социальной, правовой политики, нейтрализующей и устраняющей негативные факторы общественного развития, в том числе в сфере непосредственной защиты прав и законных интересов граждан от противоправных посягательств и беззакония. Неэффективна работа правоохранительных структур, подчас не имеющих адекватных юридических инструментов для противодействия политическому экстремизму, национализму, организованной преступности.

Решение этих насущных проблемы невозможно без укрепления всех звеньев и институтов правоохранительной системы страны, ее адаптации к процессам формирования в России гражданского общества. Но для этого необходимо серьезное научное переосмысление всех ее структурно-функциональных элементов для выработки единого, логически последовательного научного подхода, в рамках которого можно было бы сформулировать как основные целевые установки, так и приоритетные направления совершенствования правового регулирования общественных отношений, модернизации правоохранительных органов, совершенствования их правовой оснащенности, сотрудничества с институтами гражданского общества.

В последние годы появилось значительное число работ, в том числе монографий и диссертаций, посвященных осмыслению таких категорий, как «правовое государство» и «гражданское общество"1, переоценке места и роли правоохранительных институтов в механизме правового государства2- в отраслевых юридических науках активно исследуются вопросы организационно-правового строительства отдельных субъектов правоохраны3. Однако в современной юридической литературе нет работ, непосредственно посвященных комплексному историко. и теоретико-правовому исследованию становления и развития правоохранительной системы России, согласованно.

1 См.: Тиунова Л. Б. Право. Конституция. Правовое государство (Концепция демократического конституционализма правового государства): Автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. СПб., 1992; Коренев А. В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1995; 39- Боер В. М., Янгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. СПб., 1997.

2 См.: Григонис Э. П. Органы внутренних дел в механизме правового государства (теоретико-правовой аспект): Дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 1995.

3 См.: Савицкий В. М. Становление судебной власти в обновляющейся России. М., 1997. Аврутин Ю. Е., Зубов И. Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития). СПб., 1998; Рохлин В. К, Сыдорук И. И. Правоохранительная функция прокуратуры. СПб., 2000. го с процессами государственного строительства страны на различных этапах ее исторического развития, а также перспективами формирования в Российской Федерации правого государства и гражданского общества.

Отмеченные обстоятельства обусловили выбор темыдиссертационного исследования, его объект и предмет, цели, задачи, логику осмысления и интерпретации теоретического и эмпирического материала.

Объектом исследования являются социально-политические факторы развития общества и государства, в своей совокупности детерминирующие сущностные характеристики правоохранительной системыобщественные отношения, возникающие в процессе реализации охранительных норм и функционирования правоохранительных институтов, а также научные представления о правовом государстве и его правоохранительном механизме. Предмет исследования включает категориальный аппарат, раскрывающий социально-политическую и юридическую природу правоохранительной системы государства, рассматриваемую как с учетом особенностей различных этапов исторического развития, так и в контексте формирования правовой государственности в Российской Федерации.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе совокупности политико-правовых и государственно-правовых факторов, детерминирующих содержательные характеристики основных функциональных и субстанциональных компонентов правоохранительной системы России на различных этапах ее исторического развития для обоснования рекомендаций и предложений о приоритетных направлениях формирования правоохранительного механизма Российской Федерации в условиях строительства правового государства.

Для достижения указанной цели диссертант ставил перед собой следующие задачи, подлежащие решению в ходе исследования: исследовать генезис представлений о сущности, содержании и основных элементах правоохранительной системы государства в истории отечественной и зарубежной политико-правовой мысли;

— выявить особенности формирования представлений о целях, объектах и субъектах правоохраны в российской теоретико-правовой мысли;

— исследовать социально-политические факторы формирования охранительных норм и правоохранительных институтов на различных исторических этапах развития общества;

— выявить особенности формирования охранительных норм и функционирования правоохранительных институтов в России на различных этапах ее исторического развития;

— раскрыть политико-юридический механизм институализации субъектов правоохраны на различных исторических этапах государственно-правового строительства России;

— исследовать генезис представлений о сущности и содержании правовой государственности в отечественной и зарубежной теоретико-правовой мысли;

— сформулировать основные теоретико-правовые принципы построения правоохранительной системы в условиях формирования правовой государственности в Российской Федерации;

— сформулировать теоретико-правовые принципы функционирования субъектов правоохраны в условиях формирования в России правового государства и гражданского общества.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные приемы и принципы познания. Ё работе использовались формально-юридический и историко-правовой метод, метод сравнительного правоведения. Кроме того, в ходе работы над диссертацией использовались методы теоретического моделирования, построения гипотез, интерпретации правовых идей и нормативных правовых актов. Особое значение в процессе исследования придавалось структурно-функциональному методу, применение которого позволило соискателю осуществить комплексный анализ основных субстанциональных и функциональных элементов правоохранительной системы России.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих^ различным научным направлениям и школам и являющихся выразителями как классических, так и новаторских, нетрадиционных взглядов на обозначенную темой исследования проблематику.

Для формулирования научных положений и выводов диссертант опирался на фундаментальные труды классиков политико-правовой мысли: Аристотеля, Бодена, Беккариа, Гегеля, Дидро, Еллинека, Канта, Лильберна, Макиавелли, Платонатворческое наследие видных российских и зарубежных правоведов: И. Е. Андреевского, Хр. Вольфа, В. М. Гессена, И. Зонненфельса, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Р. Моля, B.C. Соловьева, И. Т. Тарасова, Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шер-шеневича, М. М. Шпилевского.

В процессе подготовки диссертации были обобщены и проанализированы точки зрения, теоретические модели и концепции, получившие свое отражение в работах Ю. Е. Аврутина, С. С. Алексеева, Л. И. Антоновой, В. К. Бабаева, Ю. Я. Баскина, В. М. Баранова, П. П. Баранова, Г. Г. Бернацкого, Н.В. Вит-рука, Э. П. Григониса, Ю. И. Гривцова, В. Н. Карташова, Д. А. Керимова, И. Ю. Козлихина, Ю. М. Козлова, В. Н. Кудрявцева, Э. В. Кузнецова, В. М. Курицына, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашовой, В. В. Лысенко, Н. И. Матузова, М. Н. Марченко, А. В. Мицкевича, Р. С. Мулукаева, B.C. Нерсесянца, Р. А. Ромашова, В. П. Сальникова, Л. И. Спиридонова, Л. Б. Тиуновой, Н. И. Уткина, В.Е. Чир-кина, А. И. Экимова, Л. С. Явича и др.

При подготовке выводов и предложений диссертант опирался на анализ историографических источников, касающихся формирования и функционирования субъектов правоохраны в Российской Империи и СССР, действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие функционирование ее правоохранительной сферы, данные государственной статистической отчетности, материалы опубликованных социологических исследований, относящихся к избранной теме.

Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и подходом к ее исследованию с учетом разработанности соответствующих вопросов. Диссертация является комплексным монографическим исто-рико-правовым и теоретико-правовым исследованием процессов формирования и функционирования правоохранительной системы Российского государства, соотнесенным с особенностями различных этапов его исторического развития и перспективами формирования правовой государственности в Российской Федерации.

Новизной отличается авторский подход к анализу и интерпретации факторов общественно-исторического и политического развития России, обусловивших формирование специфических черт ее правоохранительной системы, включая генезис охранительных норм, целей, объектов и субъектов право-охраныпредложенная диссертантом содержательная характеристика функционально-субстанционального построения правоохранительной системы Российской Федерациидефиниция правового государстватеоретико-правовое обоснование принципов функционирования правоохранительной системы, а также теоретико-правовое обоснование принципов правового строительства и функционирования субъектов правоохраны в условиях формирования в России правового государства и гражданского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Идеи правовой государственности возникли и сформировались в ходе эволюции развития общества как альтернатива теориям принудительного обеспечения «общего блага», абсолютизирующих государственную власть, оправдывающих все формы осуществляемого ею насилия, тотальное регулирование всех сфер жизнедеятельности граждан и контроль за их поведением. В этой связи идеи правового государства в истории теоретико-правовой мысли приобрели преимущественное значение учения, признающего единственной целью государства установление и охранение объективного права и правопорядка.

2. В настоящее время под правовым государством можно’понимать юридическую форму функционирования государства и его публично-правовых институтов в гражданском демократическом обществе, обеспечивающую приоритет права, оптимальный баланс публичных и частных интересов, признание и реальную защиту общечеловеческих ценностей и правового статуса субъектов права — граждан и юридических лиц.

3. Антиподом правовой государственности в России являлось государство диктатуры пролетариата, а также связанные с его функционированием категории «революционный правопорядок» и «революционная законность», теоретические истоки которых лежат в радикальных государственно-правовых воззрениях марксизма и анархизма, в идеологии которых (в каждой по 1 своему) категорические императивы охраны объективного права вытеснены революционной целесообразностью, оправдывающей «слом» всех существующих религиозных, политических, экономических и социальных учреждений и утверждение новой системы «правовых ценностей», сводящихся в основном к ограничению естественной свободы индивида мерами административного и уголовно-правового принуждения.

4. Воплощение идей правовой государственности в практику государственно-правового строительства России неразрывно связано с обновлением всех функциональных и субстанциональных компонентов правоохранительной системы: охранительных норм, правоохранительных институтов, целей и объектов правоохраны.

В правовой теории и практике функциональное назначение правоохранительной системы как совокупности государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих юридическую защищенность субъектов права от противоправных нарушений, должно усматриваться не только в том, что она выполняет роль механизма правового управления обществом, но и в ее способности противостоять тотальному огосударствлению общественной жизни, чрезмерной концентрации власти в одних руках, произволу и беззаконию со стороны государственного аппарата, обеспечивая широкие возможности для активных действий участников правоохранительных отношений, связанных с защитой субъективных прав и законных интересов.

5. Построение и функционирование правоохранительной системы России в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества должно строиться на принципах: согласования права и нравственностивыстраивания разумной иерархии правоохраняемых ценностейравенства всех перед законом с учетом обеспечения соответствия между уровнем властных полномочий и степенью ответственностиустановления четких пределов государственно-правового регулирования общественных отношений, особенно в экономической сфересокращения круга субъектов, наделенных полномочиями ограничивать права и свободы физических и юридических лицоптимального сочетания в правовом регулировании императивных (обязывающих и запретительных) норм с нормами диспозитивными, содержащими позитивно-стимулирующие предписанияюридической ответственности власти за принимаемые решения.

6. Для современной России характерна тенденция диверсификации системы государственных и негосударственных субъектов осуществления правоохранительной деятельности, обеспечивающая их конкурирование и взаимный контроль, однако этот процесс не опирается на четко сформулированную государственную правовую политику, а поэтому происходит недостаточно последовательно и сбалансировано. Особенно негативно это сказывается на организационно-правовом строительстве правоохранительных органов, находящихся в состоянии «перманентного» реформирования, не всегда вызываемого объективными потребностями общественного развития и недои оценивающего охранительный потенциал институтов гражданского общества и самоуправления населения.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется комплексным историко-правовым и теоретико-правовым характером исследования генезиса формирования и развития правоохранительной системы российского государства на различных этапах отечественной истории.

Рассмотренные в диссертации содержание и принципы формирования охранительных норм, целей, объектов и субъектов правоохраны образуют комплексную теоретико-правовую характеристику правоохранительного механизма современной России.

Теоретическое осмысление этих вопросов в контексте укрепления как системы государственной власти, так и народовластии, перспектив формирования правового государства и развитого гражданского общества дополняют, развивают и конкретизируют разделы теории права и государства, посвященные понятию правоохранительной системы, механизму правового регулирования, функциям и типологии государства, теории правового государства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и предложения могут быть использованы:

— в научно-исследовательской работе при анализе современного состояния и перспектив развития института правовой государственности;

— в законотворческом процессе при подготовке нормативно-правовых актов, формулирующих правовую основу реформирования правоохранительных органов, а также закрепляющих принципы государственной политики в сфере государственно-правового строительства современной России;

— в преподавании общей теории права и государства, истории государства и права, истории правовых учений, а также при подготовке и преподавании в рамках отраслевых юридических дисциплин учебных курсов, посвященных проблемам организации и деятельности правоохранительных органов, их участия в обеспечении правового режима законности, взаимодействия с институтами гражданского общества.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры теории государства и права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертации отражены в опубликованных автором научных статьях и используются в университете в процессе преподавания. Они также получили апробацию в выступлениях автора на научных и научно-практических конференциях: второй межвузовской научной конференции юридического факультета СПбГУАП «Государство и право в XXI веке» (СПб., 28 февраля 2001 г.) — научно-практической конференции «Россия в эпицентре международных отношений: наследие сверх державы и реальная роль сегодня, перспективы XXI века» (СПБ., 24 февраля 2001 г.) — третьей международной молодежной школе-семинаре «БИ-КАМП-01» (СПб., 25−29 июня 2001 г.) — сессии гуманитарной секции Международной академии наук высшей школы на тему: «Чрезвычайное законодательство и образование» (СПб., 9 июля 2001 г.) — межвузовской научной конференции «Интеллектуальная собственность: проблемы правовой защиты» (СПб., 8 декабря 2001 г.) — международной научно-практической конференции «Проблемы юридического образования в современном мире» (СПб., 4 февраля 2002 г.) — научно-практической конференции «Биполярный мир или новая система международных отношений? Проблемы современной геополитики» (СПб., 4 апреля 2002 г.) — международном семинаре «Высшее образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (СПб., 29 июня — 3 июля 2002 г.).

Основные результаты исследования, теоретические выводы и положения, а также практические рекомендации изложены подробно в тексте диссертации, во введении и в автореферате, что избавляет нас от необходимости в полном объеме повторять их в заключении.

Поэтому представляется целесообразным акцентировать внимание лишь на узловых моментах.

1. Механизм правового государства — это основанные на разделении властей способы, приемы функционирования органов государства (государственного аппарата), их взаимодействие и взаимоотношения между собой в целях осуществления функций, направленных на достижение верховенства права и свободное развитие гражданского общества.

2. Разделение властей, представляющее собой одновременно и институционный признак правового государства и принцип организации и функционирования механизма правового государства. Место каждого из органов государства в его механизме должно быть четко определено в рамках системы разделения властей. Важнейшей частью механизма государства является его правоохранительная система.

3. Правоохранительная система — это соответствующая идеям правового государства совокупность взаимосвязанных взаимообусловленных государственно-правовых средств, методов и гарантий, используемых в целях охраны естественных прав человека, человеческого достоинства, прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

4. Правоохранительная система — составная часть правовой системы. Такой подход в полной мере согласуется с задачами формирования правового государства, как государства связанного правом, как государства обеспечивается приоритетом права и где право как бы стоит над государством, а само государство существует для того, чтобы управлять общественными делами, руководствуясь этим, прежде всего — естественным правом.

5. Правовая система — понятие более широкое, нежели система правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как и правовые, так и государственные структуры (правоохранительные органы).

6. Правоохранительные органы — это такие органы государства, которые осуществляют специализированную правоохранительную деятельность, обеспечивающую защиту прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов.

7. Определение места и роли каждого структурного элемента в механизме российского государства проводилось в условиях продолжающихся преобразований во всех областях общественной жизни, радикальных перемен, отсутствия стабильности, смены идеологий. Поэтому результаты исследования не могут претендовать на исчерпывающую полноту и бесспорность полученных выводов. Необходимо проведение дальнейших научных поисков в данном направлении.

8. На наш взгляд, государством, правильно определена векторная линия развития органов внутренних дел с передачей ряда их функций (не свойственных им) другим формированием Федеральных органов исполнительной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993. Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1889 г. //Конституция и законодательные акты французской республики. М.3 1958.
  3. Конституция Российской Федерации: комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. М., 1998.
  4. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 28.
  5. Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 //Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации. Сб. нормативных актов /Под ред. В. В. Черникова. М., 1994.
  6. Закон Российской Федерации от 12 июня 1991 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» //Сборник законодательных актов, принятых третьей сессией Верховного Совета РСФСР. М., 1991.
  7. Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» //Российская газета. 1994. 23 июля.
  8. Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 г. //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации. 1992. № п. Ст. 888.
  9. Закон Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22 марта 1995 г. //Собрание законодательства РФ. 1995. № 17.
  10. Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1580.
  11. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26.
  12. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22 марта 1995 г. //Российская газета. 1995. 26 апреля.
  13. Закон Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. М., 2002.
  14. Таможенный Кодекс Российской Федерации //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.
  15. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  16. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 апреля 1999 г. М., 1999.
  17. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Полный текст (части первая, вторая, третья). М., 2002.
  18. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. В. В. Мозякова. М., 2002.
  19. Постановление Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44.
  20. Федеральный договор. Документы. Комментарии. М., 1992.
  21. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации //Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации. Сб. нормативных актов /Под ред. В. В. Черникова. М., 1994. С. 184−191.
  22. Судебная и правоохранительные системы. Сборник нормативных актов. СПб., 1996.
  23. Италия: Конституция и законодательные акты. Пер. с итал. (Редкол. В. А. Туманов (пред.) и др.). М., 1988.
  24. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М., 1991.1. Книги
  25. Е. А. Юридическая норма и правоотношения. М., 1947.
  26. С. С. Правовое государство судьба социализма. М., 1988.
  27. С. С. Общие дозволения и общие запреты в современном праве. М., 1989.
  28. П. В. Юридические гарантии правового статуса личности в «сильном демократическом государстве»: Учеб. пособие /Под ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. СПб., 2000.
  29. Аристотель. Политика. М., 1911.
  30. В. Д. История античной философии. М., 1965.
  31. П. П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М., 1991.
  32. П. П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М., 1991.
  33. А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
  34. М. 77. Монтескье. М., 1965.
  35. Ю. Я. Кант. М., 1984.
  36. А. С., Сальников В. 77, Сергевнин В. А. и др. Полиция США (сравнительный анализ). СПб., 2002.
  37. В. М., Янгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. СПб., 1997.
  38. В. М. Информационно-правовая политика России: Монография. СПб, 1998.
  39. В. М., Городинец Ф. М., Григонис Э. П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее /Под общ. ред. В. П. Сальникова. Изд. 2-е, перераб. СПб, 1999.
  40. А. Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979.
  41. С. Н. Юридическая ответственность и законность. М, 1976.
  42. Ю. С, Курицын В. М., Хван Ю. С. Политическая система конца 20−30 годов. О Сталине и сталинизме //Историки спорят. 13 бесед. М, 1988.
  43. В. В., Лиманский В. А., Степашин С. В. Суд и правоохранительные органы России. Учеб. пособие. СПб, 1994.
  44. Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. Т. 5. М, 1971.
  45. В. А. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М, 1990.
  46. А. Я. Теория судебных доказательств. М, 1950.
  47. В. Н. Система правоохранительных органов России. Учебник для вузов. М, 2000.
  48. Г. Энциклопедия философских наук. М, 1977.
  49. А. А. Органы юстиции в СССР. М, 1985.
  50. А. В. Кадры органов внутренних дел: современные проблемы обеспечения. СПб., 1999.
  51. Э. П. Правоохранительные органы. СПб., 2001.
  52. Э. П. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 2002.
  53. М. Ю. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и гражданской войны (1917−1920 гг.): Монография. СПб., 2001.
  54. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  55. В. Д. Из истории буржуазно-политической мысли России второй половины XIX начала XX в. М., 1975.
  56. В. А. Миссия Ордена. Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-х—40-х гг. (на материалах Северо-Запада РСФСР). СПб., 1997.
  57. В. И., Иванов О. Е., Кузнецов Э. В., Назаренко А. Ф., Сальников В. П. Правосознание и правовая культура сотрудника органов внутренних дел. М., 1981.
  58. В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980.
  59. И. Соч.: В 6 т. М., 1964.
  60. В. И. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
  61. Д. А. Проблемы общей теории права и государства. Т. 3. Правовое государство. М., 2001.
  62. Д. А. Проблемы общей теории права и государства. Т. 1. Социология права. М., 2001.
  63. А. И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 1993.
  64. . П., Соловей О. П., Черников В. В. Российский закон о милиции. М., 1992.
  65. Конституция США 1787 г. //Конституции буржуазных стран. М., 1968.
  66. Конституционные идеи Андрея Сахарова: Сб. /Сост. Л. М. Бабкин. М., 1990.
  67. С. А. Государство и право граждан. СПб., 1907.
  68. В. И. Новое в законодательстве о трудовом договоре. Минск, 1991.
  69. Х.Крыленко Н. В. Беседы о праве. М., 1924.
  70. И. Ф., Бастыркин А. И. Розыск, дознание, следствие. Д., 1984.
  71. В. Н. Какое государство мы строим. М., 1991.
  72. К. Платон. Введение в анализ «Государства» и «Законов». Одесса, 1916.
  73. Э. В., Сальников В. П., Сапун В. А., Федоров В. П., Янгол Н. Г. Методические проблемы правосознания сотрудников органов внутренних дел. Л., 1986.
  74. Э. В. Философия права в России. М., 1989.
  75. В. А. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.
  76. В. В. Проблемы в праве и пути их устранения. М., 1974.
  77. В. В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М., 1989.
  78. ЛшъбернДж. Памфлеты. М., 1937.
  79. Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
  80. Ю. Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР (20−80 годы). М., 1992.
  81. Ю. А., Вахмистрова С. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. Полный курс. Учебник. Изд-е 2, стереотипное. СПб., 2000.
  82. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
  83. С. Б. Полибий. М., 1986.
  84. Р. Энциклопедия государственных наук. М., 1868.
  85. Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955.
  86. О. Ф., Шамба Т. М. Правопорядок в развитом социалистическом обществе. М., 1979.
  87. В. Ф. Тринадцать «железных» канцлеров. Художественно-документальное повествование /Вступит, ст. В. Сорокина. М., 1995.
  88. В. С. Политико-правовая теория Гегеля и ее интерпретации. М., 1975.
  89. В. С. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990.
  90. Г. Сжатое положение истории философии права. М., 1914.
  91. Основы советского права: Учебное пособие /Под ред. С. М. Корнеева. М., 1985.
  92. Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.
  93. О. А. Тайская история России. XX век. Сталин. М., 1996.
  94. JI. П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917−1941). Уфа, 1994.
  95. Р. А. Конституционное государство (история, современность, перспективы развития). Красноярск, 1997.
  96. Р. А. У истоков конституционализма (политический либерализм Дж. Локка): Монография. СПб., 1998.
  97. Н. М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства. Хабаровск, 1990.
  98. О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994.
  99. Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.
  100. А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации. М., 1995.
  101. В. М. Становление судебной власти в обновляющейся России. М., 1997.
  102. В. П. Правовая культура сотрудника милиции. JL, 1983.
  103. В. П. Правовая культура советского человека. JL, 1986.
  104. В. П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. JL, 1987.
  105. В. П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988.
  106. В. М. Правоохранительные органы в СССР. М., 1989.
  107. В. И. Новое учение о праве и нравственности. М., 1909.
  108. Л. С. Органы юстиции и суды: борьба с преступностью. М., 1988.
  109. Советский закон и гражданин. Юридический справочник /Под ред. акад. Б. М. Бабия. Изд-е 2, перераб. и доп. Киев, 1984.
  110. Стучка 77. И. Революционная роль права и государства. М., 1921.
  111. Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.
  112. В. И. Развитие доктрины «правового государства» в политико-правовой мысли России и Украины XIX начала XX в. М., 1991.
  113. Тиунова J1. Б. Конституция и правовое государство. СПб., 1992.
  114. А. Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск, 1987.
  115. А. В., Черненко А. К. Судебная власть в условиях действия новой Конституции РФ. Новосибирск, 1995.
  116. Цицерон. Диалоги. М., 1966.
  117. Чудовищные злодеяния финско-фашистских захватчиков на территории Карело-Финской ССР. Сб. док. и матер. Петрозаводск, 1945.
  118. Т. М. Советская демократия и правопорядок. М., 1985.
  119. . С. Конституция. Демократия. Права человека. Черкесск, 1992.
  120. ЭкимовА. И. Коркунов. М., 1983.
  121. Н. Г. Правовой режим чрезвычайного положения, вводимый в условиях обострения социальных конфликтов. СПб., 1999.1. Статьи
  122. В. К. Нормы права //Общая теория права. Курс лекций /Под общ. ред. проф. В. К. Бабаева. Н.-Новгород, 1993.
  123. П. П., Витрук Н. В. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы //Право и жизнь. 1992. № 2.
  124. Ю. А. Кант и формирование идеи правового государства в первой половине XIX века в Германии //Кантовский сборник. Калининград, 1993.
  125. А. Д., Рачинский А. Ю., Мураметс О. Ф. Правовое воспитание в процессе правоохранительной практики. В кн.: Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983.
  126. В. В. Правовое государство гарантия реализации прав и свобод граждан //Вестник ЛГУ. Серия 6. 1990. № 1.
  127. В. В., Бойцова Л. В. Ответственность государства за действия должностных лиц: публично-правовая или частно-правовая? //Правоведение. 1993. № 1.
  128. И. О концепции социалистического правового государства //Правоведение. 1990. № 1.
  129. С. И. Анализ практики и проблемы совершенствования борьбы с экологической преступностью //Российский следователь. 2001. № 5.
  130. Н. В. Правоохранительные органы в политической системе развитого социалистического общества. В кн.: Государство в политической системе социалистического общества. М, 1983.
  131. В. В., Григонис Э. П. Правоохранительные органы России: понятие, виды, место в государственном механизме //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. № 3.
  132. В. И., Лазарев В. В. Правоохранительные органы в Советском правовом государстве. Понятие, система, направления совершенствования. В сб.: Теоретические и организационно-правовые проблемы применения наказания. Сб. науч. трудов. Уфа, 1990.
  133. В. Д. Основные ветви государственной власти: их разграничение и соотношение //Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990.
  134. Ивенин. Милитаризация милиции //Власть Советов. 1919. № 6−7.
  135. И. Ф., Сырых В. М. Правовое государство и гражданское общество //Общая теория права: Учебник для юридических вузов /Под общ. ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.
  136. С. Н. Юридическая общественность //Общая теория права. Курс лекций /Под общ. ред. В. К. Бабаева. Н.-Новгород, 1993.
  137. В. Н., Лукашева Е. А. Социалистическое правовое государство //Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1985.
  138. В. В. Сфера и пределы правового регулирования //Советское государство и право. 1970. № 11.
  139. В. В. Реализация права //Общая теория права. Курс лекций /Под общ. ред. В. К Бабаева. Н.-Новгород, 1993.
  140. Е. А. Правовое государство и обеспечение прав личности. В кн.: Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989.
  141. У. Э. О правовом государстве //Правовое государство. Тарту, 1989.
  142. Н. И. О принципе «все не запрещено законом, дозволено» //Советское государство и право. 1989. № 8.
  143. В. А. Возникновение и развитие органов предварительного следствия и дознания //Организация суда и прокуратуры в СССР. М., 1988.
  144. . Л. О юридическом аспекте позитивной социальной ответственности //Советское государство и право. 1981. № 10.
  145. . Л. Важнейшая проблема прав человека //Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
  146. В. С. Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве //Социалистическое право и государство: проблемы и суждения. М., 1985.
  147. В. С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность //Социалистическое правовое государство: концепции и пути реализации /ИГП РАН. М., 1990.
  148. В. С. Проблемы формирования социалистического правового государства //Труды Академии МВД РФ. М., 1991.
  149. Недбайло 77. Е. Система юридических гарантий применения юридических норм //Правоведение. 1971. № 3.152. Ostereuropa Recht. 1984.
  150. Пожарное дело //БСЭ. Т. 20. М., 1975.
  151. Т. Н. Функции права //Общая теория права. Курс лекций /Под общ. ред. проф. В. К. Бабаева. Н.-Новгород, 1993.
  152. Ю. А. Кодекс прав человека //Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
  153. Ф. К. Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений //Средства массовой информации в органах внутренних дел. Горький, 1980.
  154. В. П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства //Демократия и законность: проблемы развития и соотношения. Самара, 1991.
  155. И. А. История развития советского исправительно-трудового права //Исполнительно-трудовое право. Общая часть. Рязань, 1987.
  156. Г. К. О правовом государстве //Проблемы правоведения в современный период. Томск, 1990.
  157. Л. Т. Органы предварительного следствия //Суд и прокуратура в СССР. М, 1981.
  158. А. И. Именем Путина //МК в Питере. 2002. № 44.
  159. Черниловский 3. М. Правовое государство. На перекрестке мнений. В кн.: Право и власть.
  160. Л. С. Господство права //Правоведение. 1990. № 5.
  161. Н. Г. Естественно-правовая доктрина: возникновение, генезис и роль в обосновании свободы личности //Актуальные проблемы юриспруденции на рубеже веков //Материалы межвуз. науч. конф. СПб, 1999.
  162. А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). Дисс.. докт. юрид. наук. М, 1992.
  163. В. В. Сыскная полиция в механизме Российского государства (теоретический и историко-правовой аспект). Дисс.. канд. юрид. наук. СПб, 1998.
  164. Э. П. Органы внутренних дел в механизме правового государства (теоретико-правовой аспект). Дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 1995.1. Авторефераты диссертаций
  165. Ю. Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования). Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  166. . П. Войска и органы НКВД в обороне Ленинграда (июль 1941 январь 1944 гг.). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1996.
  167. Т. А. Создание советской милиции в Литве. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1988.
  168. Н. В. Организационно-правовые проблемы управления городским (районным) органом внутренних дел в условиях реформирования общества. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1997.
  169. Л. В. Конституционная реформа: теоретико-правовой анализ. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  170. Э. 77. Органы внутренних дел в механизме правового государства. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1995.
  171. Г. 77. Добровольные организации в США по борьбе с преступностью (историко-правовой анализ). Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 2000.
  172. Л. А. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1991.
  173. М. Э. Милиция Ленинграда в послевоенный период (1945— 1946 гг.). Исторические уроки организации и деятельности. Автореф. дис.. канд. истор. Наук. СПб., 1995.
  174. . В. Правовые и организационные основы деятельности милиции по предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1997.
  175. М. А. Теория правового государства и практика ее претворения в скандинавских странах. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1994.
  176. В. В. Профессиональная правовая культура как условие эффективности правонарушения в ОВД. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1992.
  177. А. В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1995.
  178. А. А. Деятельность милиции РСФСР, в кризисные периоды существования советского государства (1917 середина 1930 гг.) (историко-правовой аспект). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1998.
  179. А. Н. Петроградская милиция: ее развитие и деятельность в условиях НЭПа (1921−1925 гг.). Автореф. дис.. канд. истор. Наук. СПб., 1995.
  180. А. Ю. Совершенствование деятельности подразделений ГАИ (теоретический и организационно-правовой аспекты). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1998.
  181. А. Т. Юридическое правоприминение в системе правовой деятельности органов внутренних дел. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1991.
  182. Р. А. Современный конституционализм: теоретико-правовой анализ. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  183. Л. Б. Право. Конституция. Правовое государство (Концепция демократического конституционализма правового государства). Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1992.
  184. А. И. Профессиональная правоохранительная деятельность (теоретико-правовое исследование) Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 2000.
  185. М. К. Структурно-сложное содержание гражданских процессуальных правоотношений. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.
Заполнить форму текущей работой