Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предпринимательство в банковской сфере и его роль в стабилизации экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализуя цель исследования, мы доказали, что процесс адаптации банковских организаций к реалиям России индивидуален. После адаптации банки приобретают разную устойчивость равновесного состояния. Потенциал развития каждой предпринимательской организации зависит от того, насколько реализованная инновация способна поддерживать преимущества в уровне отдачи используемых ресурсов. Таким образом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Социально-экономическая природа и сущность банковского предпринимательства
    • 1. 1. Содержание категории «банковское предпринимательство»
    • 1. 2. Банковский капитал, как стоимостное выражение предпринимательской деятельности банка
    • 1. 3. Банковские услуги и их стоимостное выражение
    • 1. 4. Место банковской системы в структуре рыночного хозяйства
  • Глава 2. Банковское предпринимательство России
    • 2. 1. История становления банковского предпринимательства в России
    • 2. 2. Текущее состояние банковского предпринимательства России
    • 2. 3. Инновации в банковском предпринимательстве России

Предпринимательство в банковской сфере и его роль в стабилизации экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В России более чем за десятилетний период была осуществлена трансформация от административно-командной экономики к рыночным принципам хозяйствования. Это обусловило необходимость кардинальных изменений в банковской системе. Суть этих изменений заключается в обеспечении адекватности деятельности банков рыночным отношениям, т. е. организация предпринимательской деятельности банков.

В административно-командной экономике банковского предпринимательства, как такового не было. Вся банковская деятельность реализо-вывалась, главным образом, через директивы и распоряжения, не учитывавшие, потребности клиентов и самих банков. Определяющим фактором развития в условиях цивилизованного рынка является свободное (в рамках закона) взаимодействие субъектов экономики. Это порождает необходимость исследования вопросов банковского предпринимательства, становления новых подходов и механизмов формирования политики коммерческих банков во взаимоотношениях с населением, а также активной практической деятельности в этом направлении.

Банковская система, являясь неотъемлемой частью экономической системы, занимает стратегическое положение в экономике. Это определяется ее целями, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой сбой в ее функционировании банковской системы затронет интересы всех хозяйствующих субъектов, каждого члена общества, что может вызвать дестабилизацию экономической, политической, социальной и других сфер общественной жизни. С другой стороны, оптимизация денежных потоков в соответствии с потребностями народного хозяйства, управление спросом и предложением денег, достигаемые при активном участии банковской системы, способны нейтрализовать возникшие диспропорции между совокупным спросом и предложением в экономике, оказать позитивное воздействие на макроэкономическую среду. В свою очередь, макроэкономическая среда также оказывает непосредственное влияние на банковскую систему. Причем не всегда позитивное, о чем свидетельствуют уроки кризиса 1998 г. Разумеется, факторы внешней среды не были единственными причинами банковского кризиса, внутри банковского сектора накопилось к тому времени немало проблем, которые и привели к нарушению функций банковской системы, неплатежеспособности значительной части ее элементов. Противоречия указанных процессов изучены еще недостаточно.

На сегодняшний день наблюдается недостаток исследований в области банковского предпринимательства. Это привело к тому, что экономическая наука не внесла достойный теоретический вклад в осмысление содержания понятия «банковская система». Тем не менее, современное состояние экономики порождает необходимость теоретического анализа происходящих процессов, новых явлений в развитии банковской сферы.

Совершенствование банковского предпринимательства и определения основных направлений развития банков являются одними из ключевых проблем современного экономического развития общества. Таким образом, комплексная разработка теоретических и практических вопросов, раскрывающих все аспекты банковского предпринимательства, является важной и актуальной проблемой.

Степень научной разработки проблемы. В отечественной экономической литературе освещались лишь отдельные вопросы, — касающиеся стабильного функционирования элементов банковской системы. Комплексного теоретического исследования банковского предпринимательства не проводилось.

В процессе исследования автор опирался на теоретические разработки ряда видных ученых в области денежного обращения, кредита и банков: З. В. Атласа, М. С. Атлас, Н. И. Валенцевой, B.C. Геращенко, B.C. Захарова, Ю. И. Кашина, Л. И. Колычева, Р. В. Корнеевой, Г. Г. Коробовой, A.M. Косого, JI.H. Красавиной, О. И. Лаврущина, И. В. Левчука, Н. С. Лисициан, И. Д. Мамоновой,.

Д.С. Молякова, Г. С. Пановой, B.C. Пашковского, М. А. Песселя, O. J1. Роговой, В. М. Родионовой, В. И. Рыбина, В. М. Усоскина, А. А .Хандруева, Г. А. Шварца, Ю. Е. Шенгера, З. Г. Ширинской, М. М. Ямпольского и др. авторов.

Интеграция России в международное экономическое сообщество требует исследования новых экономических явлений с учетом всего ценного, что разработано мировой экономической мыслью для познания закономерностей развития экономики с целью создания целостной концепции банковского предпринимательства. В связи с этим диссертант использовал научные труды ведущих зарубежных и российских ученых, посвященных вопросам организации деятельности коммерческих банков, финансового и банковского менеджмента. Среди зарубежных исследователей значительный вклад внесли: А. Брю, Э. Гилл Э.Дж. Доллан, Дж.М. Кейнс, Р. Котлер, Т. Кох, К. Р. Маконелл, Р. С. Портер, Э. Роде, П. Роуз, П. Самуэльсон, Р. Смит, Дж.Ф.мл. Синки, М. Фридмен, J1. Харрис. Также при работе автор использовал фундаментальные труды классиков мировой экономической мысли: Т. Р. Мальтуса, К. Маркса, Д. Милля, Д. Риккардо, А. Смита, Ж. Б. Сэя, Т. Веблена, J1. Вальраса, Д. Б. Кларка, Д. М. Кэйнса, А. Маршалла, Ф. Хайека, Э. Чемберлена Э., Й. Шумпетера.

Большую ценность представляют исследования, проведенные отечественными учеными по проблемам денег, кредита и банков в условиях рыночной экономики. Это научные труды J1.A. Дробозиной, С. К. Дубинина, Е. Ф. Жукова, Ю. С. Масленченкова, В. В. Новиковой, В. А. Пономарева, В. М. Соколинского, В. И. Суровцевой, Е. Б. Ширинской и др. Также большую ценность при изучении банковского предпринимательства имеют труды современных отечественных ученых, среди которых В. И. Дорошев, В. Е. Есипов, B.C. Кантарович, И. В. Липсиц, B.C. Немчинов, B.C. Новожилов, В. Н. Слепов. Изучение трудов российских экономистов и зарубежных авторов позволило диссертанту систематизировать существующие представления для формирования концепции предпринимательства в банковской сфере.

Тенденции развития экономики России и динамичность функционирования ее стратегического сектора — банковской системы демонстрируют возрастающую потребность в углублении теоретических представлений о банковском предпринимательстве. Таким образом комплексная разработка теоретических и практических проблем банковского предпринимательства, являются важной народнохозяйственной проблемой, решение которой позволит создать прочные основы стабильности экономики в целом. Актуальность проблемы, недостаточная разработанность целостных представлений предопределило выбор темы диссертационной работы и основные направления исследования.

Методологическая основа работы.

Методология исследования основывалась на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: дедуктивный анализ и синтез, методы группировки, сравнения, классификации, статистический анализ, научная абстракция и др.

Теоретической основой диссертационного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, денежно-кредитные аспекты экономической политики государства, основы функционирования коммерческих банков, их места и роли в рыночной экономике. В ходе исследования были изучены и обобщены разработки ведущих организаций по банковскому делу, законодательные и иные нормативные акты, международная практика, материалы.

Эмпирическую базу диссертации составляют цифры и факты, имеющиеся в российской и зарубежной монографической и периодической литературе. В работе использовались материалы статистических органов Российской Федерации, Банка России, коммерческих банков, Ассоциации российских банков.

Объектом исследования является банковское предпринимательство в постсоциалистической России.

Предмет исследования — экономические отношения, связанные с предпринимательством в банковской сфере.

Цель и задачи исследования

.

Основной целью исследования являются анализ фундаментальных теоретических и методологических проблем банковского предпринимательства, выявление условий и факторов, оказывающих влияние на развитие предпринимательства в банковской сфере.

Для реализации поставленной в диссертационном исследовании цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику и структуру исследования:

• систематизировать взгляды отечественных и зарубежных исследователей на содержание категории «банковская система», «банковский капитал», «банковское предпринимательство», «банковская услуга»;

• исследовать специфические черты банковской системы и присущие ей свойства;

• проанализировать экономические отношения, возникающие как внутри банковской системы так и при взаимодействии банковской системы с основными субъектами рыночной экономики;

• проанализировать и раскрыть основные функции банковского капитала;

• исследовать механизм формирования банковского капитала как основы банковского предпринимательства;

• исследовать теоретические основы современного рыночного ценообразования применительно к коммерческим банкам;

• выявить роль инновационной деятельности банковских предпринимателей в стабилизации и росте экономики России.

Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Научная новизна исследования Научная новизна исследования состоит в выяснении природы экономических отношений, складывающихся в банковской системе и ее специфики при трансформации плановой социальной системы в рыночную систему. Новизна полученных результатов определяется также тем, что в диссертационной работе реализовано комплексное исследование банковского предпринимательства и выявлены элементы его структуры, такие как банковский капитал, банковская услуга и цена банковской услуги. Также выявлены основные противоречия (недостатки) современного банковского предпринимательства и намечены пути их преодоления.

Основные результаты, содержащие научную новизну, получены по следующим направлениям исследования.

• базируясь на аппарате теории систем, вскрыты специфические черты банковской системы, выделены присущие ей родовые свойства;

• выявлен характер взаимосвязи и взаимодействия различных уровней банковской системы, их воздействие на экономическую систему в специфических условиях системной трансформации в России;

• доказано, что при анализе банковского капитала, необходимо делать акцент на производственном аспекте специфических банковских продуктов, что позволяет рассматривать банковский капитал стратегическим звеном рыночной системы;

• предложена трактовка содержания категории «банковское предпринимательство»;

• выявлены факторы ценообразования и их иерархия по степени влияния на цену банковских услуг в условиях становления рыночной экономики в современной России, а также на этапе ее стабилизации и росте;

• сделан вывод, об определяющей роли инноваций в обеспечении адаптации банков к изменениям внешней среды банковской деятельности, является одним из факторов перехода России к устойчивому росту в долгосрочной перспективе.

Практическая значимость проведенного исследования. Результаты исследования, обобщения и выводы автора расширяют представления о банковском предпринимательстве. Теоретические положения диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки рассматриваемых проблем, а также в учебном процессе при чтении курсов по экономической теории и предпринимательству. Материалы диссертации можно использовать для составления методических рекомендаций по совершенствованию банковского сектора.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на кафедре экономической теории МГОПУ, основные результаты изложены в выступлениях на ежегодных университетских конференциях (2005, 2006 годы), а также в публикациях:

1. Гришин А. Банковский капитал и его роль в развитии экономики России. Экономика и общество: новый этап развития. М., Издательство МГОУ, 2005 г. Стр. 48−51, (0,25 п.л.).

2. Гришин А. Содержание категории «банковское предпринимательство. Экономические и социальные проблемы постсоциалистических государств. -М., Издательство МГОУ, 2006. стр. 245−253, (0,5 п.л.).

3. Гришин. А. В. Чистоходов А.Ю. «Роль банковской системы в повышении платежеспособного спроса населения». Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика» № 3. М., Издательство МГОУ, 2006. стр. 88−89 (0,5 п.л., авторский вклад 70%).

4. Гришин А. Социально-экономическая природа содержания категории «банковская система». Российский экономический интернет-журнал (http://www.e-rej.ru). 2006. Статья зарегистрирована в ФГУП НТЦ Информре-гистр 20.04.2007 под номером 4 200 600 008/0285. (0,5 п.л.).

Заключение

.

Более чем десятилетний период перехода экономики нашей страны от административно-командных к рыночным принципам хозяйствования, кризис экономики в этот период свидетельствует о насущной потребности проведения исследований по проблемам предпринимательства в банковской системе России, поскольку именно этот сектор явился одним из факторов стабилизации экономики.

На основании проведенного исследования, можно сказать, что банковское предпринимательство это такая разновидность предпринимательства, где объектом купли-продажи выступает своеобразный товар — деньги, валюта, ценные бумаги. Банковское предпринимательство ни что иное, как продажа одних денег с целью приобретения других в прямой или косвенной форме. В конечном итоге цель банковского предпринимательства — это получение прибыли.

По нашему мнению, банковское предпринимательство — деятельность самостоятельных хозяйственных субъектов, принимающих на себя финансовый риск по использованию имущества, разработке, производству и реализации специфических банковских продуктов, в целях извлечения прибыли, зарегистрированных в центральном банке и действующие на основании выданной им лицензии.

Проведенное исследование, в основе которого лежит анализ отечественного и зарубежного опыта банковского предпринимательства, позволяет сделать вывод о том, что развитие банковской отрасли в стране, совершенствование качества и номенклатуры, оказываемых банками услуг, требует уточнения понятий «банковский капитал», «банковская услуга». Необходимо дать более четкое определение понятий банковский продукт, банковская услуга и банковская операция.

На основании положений классиков экономической теории, а также новых подходов к определению предпринимательской сущности банка, был сделан вывод, что, банковский капитал носит не только посреднический, но и функционирующий характер. Поскольку банки являются производителями специфического продукта — банковского продукта.

Товар в виде материального блага может существовать независимо от присутствия или отсутствия его производителя. Банковский же продукт отдельно от банка существовать не может. Банковский продукт накладывает дополнительные требования к величине капитала банка. Банковский капитал должен быть способен удовлетворить требования достаточности, необходимой для производства заявленного объема банковских продуктов.

Необходимо отметить, что специфика предлагаемых банком продуктов, вытекает, с одной стороны, из принадлежности банков к сфере услуг, а с другой стороны, из особенностей происхождения банковского капитала. Производство и реализация банковских продуктов позволяет капиталу менять свою форму с денежной на товарную, и, соответственно, реализовать свою потребительскую стоимость. Удовлетворяя потребности клиента, капитал создает прибавочную стоимость, т. е. удовлетворяет интересы банка в получении прибыли.

Данное утверждение позволяет раскрыть стоимостной характер собственного капитала банка. В работе был проведен анализ различных подходов к определению собственного капитала банка. Он позволил дать следующее определение собственного капитала банка, которое достаточно полно характеризует собственный капитал банка и его особенности. Собственный капитал банка рассматривается как стоимость банковского предпринимательства, овеществленная в определенных группах собственных средств банка, обеспечивающих его функционирование как специфического предприятия, отвечающих определенным требованиям, а также способных выполнять специфические функции и создавать предпосылки для получения дохода.

Для успешного управления собственным капиталом банка необходимо четко понимать те функции, которые он выполняет. Единого подхода к определению функций собственного капитала нет. Рассмотрев различные взгляды на функции собственного капитала банка, а также сделав выводы относительно собственного капитала банка, можно выделить четыре функции, которые ему присущи: оборотную, оценочную, страховую и регулирующую.

Таким образом, управление собственным капиталом исходит из того, что банк это не только сложная и комплексная система, но в первую очередь объект банковского предпринимательства, ценность которого определяется его возможностью получать доход. В основе управления собственным капиталом должна лежать стратегия, направленная на достижение и поддержание капитала, адекватного корпоративной стратегии банкаего конкурентной позицииросту банкастепени риска, принимаемого банкоможиданиям владельцев в получении дохода и требованиям со стороны надзорных органов.

Предложения банковских услуг на рынке осуществляется различными кредитно — финансовыми учреждениями — как непосредственно банками, так и небанковскими кредитными учреждениями.

Для привлечения новых клиентов, в условиях развития конкуренции, банки приступают к оказанию нетрадиционных услуг, делают упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг. Расширение числа банков, выходящих на рынок розничных услуг, то есть услуг для самого широкого круга клиентов, как населения, так и юридических лиц, можно отнести к числу наиболее устойчивых тенденций в банковской сфере.

В условиях рынка, равно как и на этапе перехода к нему, необходимость ценообразования приобрела зримые черты. Практика показывает, что рыночная экономика в процессе совершенствования создает предпосылки для развития форм и методов ценообразования.

За последние 10 лет российская экономика апробировала несколько моделей ценообразования, каждая из которых была оправдана с точки зрения очередного этапа переходного периода. И это, в конечном итоге, способствовало созданию системы цен, механизма, координирующего деятельность различных сегментов рынка.

Оценивая ценообразование как общеэкономический процесс, характерный для любой отрасли, мы, тем не менее, признаем наличие специфики процесса установления цен в коммерческих банках. Эта специфика обусловлена, в первую очередь, уникальностью предлагаемого на рынке продуктабанковского продукта.

Большинство коммерческих банков рассматривает цену на свои услуги, как важнейшую категорию, а к её установлению подходят достаточно гибко. Коммерческие банки, при формировании цен, принимают во внимание множество факторов. Данные факторы зависят от собственной ценовой политики, от состояния рынка, спроса и предложения, конкурентного окружения, производственных издержек, а также от ряда других параметров. Под цено-образующими факторами понимаются объективно существующие закономерности, обстоятельства или условия, оказывающие существенное, либо менее существенное, влияние на уровень, динамику и соотношение цен.

Важным условием формирования системы банковского ценообразования, отвечающего современным рыночным требованиям, является разработка ориентированной на потребителя целевой философии и стратегии банка.

Ориентация банка на нужды потребителей предусматривает решение задачи объединения принципа управления издержками в более активный стратегический подход к ценообразованию. Необходимо, чтобы в рамках реализации концепции ценообразования банк мог принимать маркетинговые решения с учетом желаний потребителей, совмещая долгосрочные интересы как банка и потребителей его услуг, так и общества в целом.

Эволюция предпринимательских организаций предстает как последовательная смена фаз перехода от одного равновесного состояния к другому и воспроизводства достигнутого равновесного состояния. На уровне предпринимательской организации эволюция находится под воздействием внешней среды хозяйственной деятельности, однако, инициируется она внутренними процессами экономики. Поэтому адаптация предпринимательских организаций является частью общей эволюции экономики. В основе адаптации предпринимательских организаций к изменяющейся внешней среде лежит процесс инноваций. Движущей силой преобразований является деятельность предпринимателей.

Реализуя цель исследования, мы доказали, что процесс адаптации банковских организаций к реалиям России индивидуален. После адаптации банки приобретают разную устойчивость равновесного состояния. Потенциал развития каждой предпринимательской организации зависит от того, насколько реализованная инновация способна поддерживать преимущества в уровне отдачи используемых ресурсов. Таким образом, в экономике сосуществуют предпринимательские организации, реализующие разные типы организации и технологии. Между ними разворачивается борьба за ограниченные ресурсы, которая заканчивается в пользу предприятия (банка), обладающего более высоким потенциалом развития и способностью использовать имеющиеся ресурсы с большей отдачей.

Результатом эволюции предпринимательских организаций является общий экономический рост и прогрессивное изменение структуры производства. Прирост производства тем существеннее, чем интенсивнее адаптация предпринимательских организаций на основе эффективных инноваций, имеющих более высокую отдачу ресурсов, и изъятие ресурсов в пользу этих предпринимательских организаций.

Понятие «инновации» применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций и т. п., или создают условия для вышеперечисленного. Инновационный процесс, т. е. процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации.

Повышение эффективности своей деятельности в соответствии с современными требованиями рынка, движение в ногу со временем — наиважнейшая задача отечественной банковской системы. Наблюдаемое сегодня отставание российских банков от зарубежных в области внедрения новых технологий неизбежно приведет к значительному ослаблению их позиций в конкурентной борьбе на внутреннем и международном финансовых рынках.

Вопрос совершенствования и внедрения новых банковских технологий является особенно актуальным для современной российской банковской сферы, и подходить к нему необходимо с позиций научных знаний, используя современные достижения в науке и практике.

Глубокое изучение инновационной деятельности с использованием научных методов и существующего опыта в различных областях человеческой деятельности позволит выработать адекватный целостный подход к осуществлению качественного технологического развития банковского предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О банках и банковской деятельности. Закон РФ от 02.12.1990 г. -№ 395−1. Собрание законодательства РФ. 1996. — № 6. — ст. 492.
  2. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Закон РФ от 23.06.1999 г. № 117 — ФЗ. Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 26. — ст. 3174.
  3. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РФ от 22.03.1991 г. № 948 — 1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991,-№ 16.-ст. 499.
  4. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Указ президента РФ от 28.02.1995 г. № 221. Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 10. — ст. 859.
  5. С.А. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». М.: Форум, Информ-Студио, 1996.
  6. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981.
  7. А.И., Балабанов И. Т., Финансы. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  8. И.Т., Гончарук О. В., Савинская Н. А. Деньги и финансовые институты. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  9. Банки и банковское дело. Под ред. И. Т. Балабанова. Спб.: Питер, 2005
  10. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга I. -М.: ТОО Инжиниринго- консалтинговая компания «ДеКА», 1995.
  11. Банковский портфель 2. Книга банковского менеджера. Книга банковского финансиста. Книга банковского юриста. Отв. ред. Ю. И. Коробова, Ю. Б. Рубина, В. И. Солдаткина — М.: «СОМИНТЭК», 1994.
  12. Банковское дело. Под редакцией В. И. Колесниковой и др. М.: Финансы и статистика, 1995.
  13. Банковское дело: Справочное пособие. М. Ю. Бабичев, Ю. А. Бабичева, О. В. Трохова и др.- Под ред. Ю. А. Бабичевой. Экономика, 1994
  14. Банковское дело: Учебник под. ред. Г. Г. Коробовой М.: Юристь, 2002.
  15. Банковское дело: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  16. Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
  17. Л.П. Основы финансового рынка. 13 тем: Учеб. пособие для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  18. Бизнес и банки в современной России: динамика, тенденции и закономерности развития: Сб. науч. работ докторантов и асп. ин-та экономики РАН. Научн. ред. А. И. Архипов. М.: ИЭ, 1996.
  19. И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. М.: Ника центр, 1998.
  20. Бор М.З., Пятенко В. В. Стратегическое управление банковской деятельностью. М.: Приор-Стрикс, 1995.
  21. В.И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России. Под ред. И. Х. Лапидуса. М.: Финансы и статистика, 1996.
  22. Н.Э., Козлова Л. И. Формирование цены в рыночных условиях. М.: АО «Бизнес-школа» «Интелсинтез», 1995.
  23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики России:. Рос. АН, Ин-т экономики- Под ред. В. М. Иваненко, В. И. Курицыной. М.: 1994.
  24. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  25. О.С. Стратегическое управление. М. Гардика, 1999.
  26. Государство и рынок /Под ред. В. С. Пригарина, В. Т. Рязанова. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995.
  27. ОБ. Ценообразование на банковский продукт. Автореферат на соискание ученой степени д.э.н. М.: Рос. экон. академия. 1995.
  28. А. Академия рынка. М.: Экономика, 1993.
  29. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О. И. Лаврушина. -М.:Финансы и статистика, 1999.30. .Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
  30. И.А., Маховникова Г. А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
  31. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. -СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998.
  32. М.М. и др. Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1995.
  33. А.И. Государственное регулирование экономики Японии.- М.: Наука, 1990.
  34. Д.В. Постиндустриализм и виртуализация экономики. Журнал социологии и социальной антропологии, Том1 № 1, 1998
  35. Инновационный менеджмент. Под редакцией Ильенковой С. Д. -М.: Юнити 1999.
  36. Киселев В.В. .Управление банковским капиталом (теория и практика) М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.
  37. Ю.Е. Финансирование деятельности коммерческого банка. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Саратов. 1998 г.
  38. Ф., Амстронг Г., Солдерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.- 2-е европ.изд.- М.- СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме», 1999
  39. Р. Фирма, рынок и право М.:Дело, 1993.
  40. О.И. Банковское дело. М.: Экономика, 1993.
  41. Е.А., Минеев В. И. Ценообразование: Курс лекций. Волж. гос. академ. вод. трансп. Н. Новгород: ВГАВТ, 1999.
  42. И.В. Реорганизация коммерческих банков. М: Финансы и статистика, 2000.
  43. В.И. ПСС. 5-е изд. Т.27.
  44. И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1999.
  45. Л.Н. «Российские банки в 1994—1997 годах: между эффективностью и стабильностью». АЦФИ, М., 1997
  46. А.В., Савенков В. Н. Вексель. Практическое пособие по применению. Издание 2-е, дополненное и переработанное. М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 1997.
  47. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблема и политика. В 2-х т. М.: Республика, 1992.
  48. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25 ч. 1, ч.2
  49. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1992.
  50. А.П. Конкурентная позиция банка. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. Саратов. 1999 г.
  51. Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995.
  52. Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. Пер. с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко.- М.: Аспект Пресс, 1999.
  53. Т.Т., Холден Р. К. Стратегия и тактика ценообразования. -СПб.: Питер, 2001.
  54. Организация деятельности коммерческого банка под ред. К. Р Та-гирбскова. М: Весь мир, 2004.
  55. Основы банковской деятельности (Банковское дело) под ред. Та-гирбекова К.Р. М. ИД «Инфара-М», «Весь мир», 2003
  56. Оценка бизнеса: Учебник, под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2001.
  57. П. Самуэльсон, В. Нордхаус. «Экономика», издание 15. М: Бином-КноРус, 1997.
  58. Г. С. «Анализ финансового состояния коммерческого банка», М., Финансы и статистика, 1996
  59. А.Б. Закономерности влияния банковского капитала на развитие предпринимательства в транзитивной экономике. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Саратов. 1998 г.
  60. В.П. «Условия и перспективы кредитно-инвестиционной деятельности российских банков», М., АЦФИ, 1998.
  61. В.П. «Условия и перспективы кредитно-инвестиционной деятельности российских банков», М., АЦФИ, 1998.
  62. Политическая экономика современного капитализма: Учебное пособие. Под ред. B.C. Торкановского. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  63. A.M., Пассейк Ж.Г.,.Эллис К. Х,. Дейли Ж. П. Банковское право США: Пер. с англ./общ.ред. и послесл. Я. А. Куника. М.:Прогресс, 1992.
  64. Предпринимательство: Учебник. Под ред. М. Г. Лапусты 3-е изд., испр. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2004.
  65. Развитие розничного банковского бизнеса в России: Информационно-аналитические материалы Ассоциации региональных банков России совместно с Консалтинговой группой БФИ. — Коллектив авторов под руководством д.э.н., проф. А. А. Хандруева. 2004 г.
  66. .А., Лозовский Л. Ш. Экономика и управление.-М., 2005
  67. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. М.: Кос-мополис, 1991.
  68. Российская банковскал энциклопедия. М.: Энциклопедическая Творческая Ассоциация, 1995.
  69. Россия 2015. Оптимистический сценарий (под ред. Абалкина JI.).M, Институт экономики РАН, ММВБ, 1999.
  70. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. Пер. с англ. Со 2-го изд. -М.: Дело, 1997.
  71. Т.Б., Мирошкина О. В., Развитие банковской системы и инновационные банковские продукты (пластиковые карты). М. Гелиос АРВ, 2002 г.
  72. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования: Учебное пособие М.: Институт международного права и экономики, 1994.
  73. С.И. Черных «Конкуренция как фактор развития банковских технологий». Современные банковские технологии: теоретические основы и практика. М. «Финансы и статистика», 2005.
  74. В. Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.
  75. Дж.Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  76. П. Экономика, т . 1. М.: НПО «АЛГОН», 1993.
  77. Дж. Управление финансами в коммерческих банках. М., 1994.
  78. В.А., Николаева Т. Е. Ценообразование: Учебн. пособие /Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова- Под ред. В. А. Слепова. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000.
  79. В.А., Попов Б. И. Ценообразование и менеджмент.- М. «Технологическая школа бизнеса», 1996.
  80. Словарь банкира. Т. Н. Высокова. Ростов-на-Дону: Центр экономического содействия переходу к рынку, 1991-
  81. Словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 1988.
  82. Словарь по экономике. Пер. с англ. /Под ред. П. А. Ватника. — М.: Экономическая школа, 1998.
  83. Э.А. Основы теории организации: Учебн. пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  84. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1931.
  85. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. Под редакцией JI.M. Гохберга М.: Центр исследований и статистика науки, 1996.
  86. Стратегический менеджмент: учебник /Пер. с англ. Н.И. Ал-мазовой М.: ООО «Издательство Проспект», 2003
  87. Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита в России М.: 1997.
  88. В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М., 1994.
  89. В.М. Современный коммерческий банк. М.: Космополис, 1991.
  90. Э.А. Банковский маркетинг.- М.: ИНФРА М, 1994.
  91. Э.А. Основы маркетинга. Новосибирск: Наука, 1992.
  92. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС. 1996.
  93. А.А. Государственные ценные бумаги. Учебное и справочное пособие. М.: Инфра — М, 1994.
  94. Финансовое право. Учебник. Ответственный редактор Н. И. Химичева, проф., д-р юр. наук, академик Международной академии наук высшей школы М.: Издательство БЕК, 1996.
  95. Финансово-кредитный словарь. 2-е издание. В 3-х т. Т.1 Гл. редактор В. Ф. Гарбузов. М.: Финансы и статистика, 1994
  96. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Коллектив авторов под общ. ред. А. Г. Грязновой—М.: Финансы и статистика, 2002.
  97. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под редакцией JI.A. Дро-бозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  98. Фридрих фон Хайек. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Пер. с англ. — М.: Изд — во «Новости», 1992.
  99. Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха.: Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1991.
  100. Дж.Р. Стоимость капитал. М., 1993.
  101. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. Издание 2-е.- М: Информационно-издательский дом «Фи-линъ», 1988.
  102. Цены и ценообразование в рыночной экономике. Часть II. Цены и рыночная конъюнктура. 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. засл. деят. Науки РФ д-ра экон. наук, проф. В. Е. Есипова: Учебник. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
  103. Цены и ценообразование: Учебн. для вузов под ред. В. Е. Есипова. -3-е изд., испр. и доп. СПб. И др.: Питер, 1999.
  104. В.А. Банки и банковские операции. М.: Высш. шк., 1998.
  105. Э. Теория монополистической конкуренции (реориента-ция теории стоимости). Пер. с англ. М.: Экономика, 1996.
  106. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. Методическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  107. Ф. И. Государство и экономика: (власть и бизнес). Отд. экон. РАН- науч. ред. совет изд-ва «Экономика». — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  108. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. М.: ИНФ-РА-М, 2004.
  109. Й. Теория экономического развития: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.
  110. К. Эффективная экономика шведская модель: (экономика для начинающих и не только для них): Пер. со швед. Авт. предисл. В. В. Попов, Н.В.Шмелев- Научн. ред. А. М. Волков. — М.: Экономика, 1999.
  111. Экономическая безопасность. Финансы. Банки под ред. Сенчагова В. К. М., ФБИ РАН, РАЕН, 1996.
  112. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общей ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999.
  113. Экономическая теория: Учебник. Мочерный С. В., Некрасов В. Н., Овчинников В. Н., Секретарюк В. В. М.: ПРИОР, 2000.
  114. Экономическая энциклопедия. М.: ЭТА, 1999.
  115. JI. Благосостояние для всех, 2 изд. — Дюссельдорф: — Изд-во «Экон», 1972.
  116. С. Банковский кризис: туман рассеивается? Вопросы экономики. 1999. — № 5.
  117. Банковская практика за рубежом, № 4, 5,2002
  118. А. И. Потребительское кредитование или жизнь взаймы. Банковское дело. № 6, 2005.
  119. К.А. Конкурентная стратегия. Современное управление. -1999.-№ 9.
  120. Бюллетень банковской статистики, № 11(78), 1999
  121. В будущее через инновации, А. Бабина, Банковский вестник, Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь. № 34 (363), декабрь 2006
  122. В.Н. Костюк «К определению современного коммерческого банка», Банковское дело № 11,1996 г.
  123. Ведомости. «Валюта тает». 06.05.2006.
  124. Ведомости. «Росбанк пожинает плоды покупки ОВК» 18.07.2006, № 130 (1657).
  125. Ведомости. «Счет на триллионы». 07.06.2006
  126. Ведомости. «Финансовые супермаркеты опустели» 28.03.2005, № 531 334).
  127. Ведомости. «Финансовые супермаркеты опустели» М. Оверченко, Е. Ватаманюк. 28.03.2005, № 53 (1334)
  128. Ведомости."Куда уходят вклады». 05.05.2006
  129. Вестник Банка России № 67 (411), 1999
  130. Вестник Банка России № 81 (336), 1998,
  131. Вестник банка России, № 26(370), 1999
  132. Вестник банка России, № 13(357), 1999
  133. А.Ю. О юридическом определении понятия «банковская операция». Банковское дело. 1999. — № 4.
  134. С. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики. Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  135. Годовой отчет Сбербанка России. 2004 г
  136. Гранвилл Б Проблемы стабилизации денежного обращения в России. Вопросы экономики, № 1, 1999.
  137. О., Ерцев Б. Предложения по стабилизации и укреплению российской банковской системы . Бюллетень финансовой информации № 9, 1998
  138. К. Кредитные рокировки. Финанс, № 39. 2005.
  139. Е.Б. Перспективы развития и совершенствования услуг доверительного управления. Банковское дело, — 1999. № 1.
  140. Ш. Бум потребительских кредитов. Навсегда?. Эксперт. 2004. № 35
  141. Я. О ключевых проблемах оживления экономики . Финансовый бизнес. 1998. — № 1.
  142. Я. Российская экономика в преддверии роста. Финансовый бизнес. 1998. — № 5.
  143. А. Усиление роли государственного регулирования в инвестиционной деятельности. Финансовый бизнес. 1997. № 12.
  144. Е. Новоселова, Процессный подход в управлении банковской инновационной деятельностью: Особенности и проблемы применения. Аналитический банковский журнал, № 12 (127), декабрь 2005.
  145. В.В. Государственный надзор за финансовыми рынками в Швеции. Бухгалтерия и банки. 2000. — № 3.
  146. B.C. Реструктуризация банковской системы нуждается в поддержке государства. Банковское дело. 1999. — № 5.
  147. О. Как восстановить ликвидность российских банков. Бюллетень финансовой информации, № 10,1998.
  148. Землетрясение на Уолл-стрит. Технология производит переворот на оптовых финансовых рынках. Эксперт. 2000. № 20
  149. А.В. Внутренний хозрасчёт в банке. Трансфертное ценообразование. Банковское дело. 2001. — № 1.
  150. А.Н. Платежные услуги американских банков. Деньги и кредит. 1997. — № 9.
  151. А., Четвериков В. Банки экономике не по росту. Эксперт. 2005. № 36.
  152. И. Финансовая либерализация и банковский кризис. Проблемы теории и практики управления, № 1,1999
  153. В. Россия: инвестиционная политика и коммерческие банки. Проблемы теории и практики управления, № 4, 1999.
  154. В. Банки и банковский бизнес на пороге XXI века. Финансовый бизнес. — 1996. — № 12.
  155. А. Международные тенденции в банковской практике и их значение для России. Финансовый бизнес. 1995. — № 10.
  156. А. Кредитно-инвестиционное обеспечение научных проектов. Экономист. М., 1995. № 1.
  157. А. Время собирать банки. Эксперт-Германия. 2005. № 1.
  158. А. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели. Вопросы экономики. 1995. — № 2.
  159. A.M. Капитал коммерческого банка. Деньги и кредит. 1993.9.
  160. И. Японский экономический феномен: роль государства. Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 1.
  161. В. Эволюционная теория и макроэкономика. Вопросы экономики. 1997. № 3
  162. В.Д. Банк и клиент: выживать нужно вместе. Банковское дело, 1999.-№ 7.
  163. . Управление знаниями вызов XXI века. Вопросы экономики. 1999. № 9.
  164. .З. Управление промышленностью: проблемы и решения. Вопросы экономики. 1993. — № 10.
  165. П.У. Ваш загадочный клиент: как он принимает решения? Современное управление. 1999. — № 6.
  166. Я.М. Рынок ценных бумаг: структура и участники. Деньги и кредит. 1993. — № 2.
  167. Модель формирования национальной инновационной системы, Б. Леонтьев, Журнал для акционеров, № 5(163), 2006.
  168. В.А. Надежны ли крупные банки?. Бизнес и банки. 1996.-№ 36
  169. М.Ю. О пользе банковской конкуренции. Банковское дело. -2001. -№ 3.
  170. А. Государство и рынок. Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 4.
  171. Р.Г. Оценка и анализ достаточности капитала бан-ка./Бизнес и банки. 1999 г., № 36.
  172. И. Потребительское кредитование: в бой рвутся все. Русский Фокус. 2003. — Октябрь.
  173. Т. «О состоянии и перспективах развития банковского дела в России», доклад на VIII Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге. Вестник Банка России, № 37 (381), 1999
  174. X. Банки XXI века. Банковское дело .- 1999. № 10.
  175. A.M. Границы защитных свойств банковского капитала. Бизнес и банки, 2000, № 13.
  176. А. Вопросы регулирования финансовой инфраструктуры в России. Проблемы теории и практики управления, № 5, 1997.
  177. О., Мастепанова Д. Денежное обращение: ориентиры и итоги. Экономист. 1996. № 8.
  178. O.JI. Банковская стратегия стабилизации экономики. Деньги и кредит. 1994. — № 4
  179. П.О. Теоретические проблемы функционирования государственного сектора экономики (Опыт современной экономической мысли США). Общество и экономика. 1994. — № 7 — 8.
  180. С. Обязательные экономические нормативы как метод денежно-кредитной политики. Финансовый бизнес. 1999. — № 3.
  181. Э.М. Банковско-финансовый сектор Сингапура. Банковское дело. 2000. — № 12.
  182. С. В., Финансовые инновации: необходимость и достаточность, Банковское дело, № 4, 200.
  183. А. Ю. О взаимодействии реального и финансового секторов экономики. Вопросы экономики, № 4,1999
  184. А. Конкурентоспособность и государственная поддержка. Экономист. 1995. — № 6.
  185. Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере № 9, М., ЦБ РФ, 1997
  186. А.В., Овсий В. И. Управление качеством банковских услуг. Бухгалтерия и банки.- 1999. № 7 — 8.
  187. И. Синергетические связи как новая модель организации производства. Мировая экономика и международные отношения. 2000.№ 3.
  188. Финансы. «Рейтинг банков: кризис невозвратов», 24.04.06−7.05.06 № 16(153)
  189. Финансы. «Сетевой перевес», 20.03−26.03 2006 № 11(148)
  190. Е. Взлет на конъюнктурной волне. Эксперт. 2005. № 36.
  191. Ю., Шмелев К. «Оценка устойчивости банковской системы на основе публикуемой отчетности». Бюллетень финансовой информации, № 1−2, 1999
  192. Ю.В. Революция в экономике: Ключевые проблемы, противоречия, перспективы перестройки. М.: Экономика, 1990.
  193. Aleda V.Roth., Maijolijn van der Velde, «World class banking Benchmarking the Strategies of Retail Banking Leaders», Fuqua School of Business, Duke University Bank Administration Institute, 1993
  194. Marjanovic S. Bank-America Enhances Cash Manadment Products. American Banker. 1996, Desember 3.
  195. Crowley D. K. and Kirk J. H. 'The Impact of Risk-Based Capital on U.S. Banking'. Magazine of Bank Administration, November, 1988.
  196. Nevin I. H. and Benton H. A. 'Capital Ideas'. United States Banker, February, 1989.198. http://www.cfin.ru/finanalvsis/lvtnev/index.shtml199. www.bankir.ru
Заполнить форму текущей работой