Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сохранение и развитие исторических традиций в современной архитектуре Японии: на материале Всемирных выставок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новизна исследования. В настоящей работе впервые проводится исследование приемов сохранения и развития историко-культурных традиций в современной архитектуре Японии. В основу рабочей гипотезы легло утверждение о принципиальном единстве символического и функционального начал в японской архитектуре. В диссертационном исследовании вводится смысловая триада «пустотапромежуток — тень», которая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социо-культурный контекст и градоустройство Всемирных выставок
    • 1. 1. Девизы и тематика Всемирных выставок как отражение социокультурного развития мирового сообщества и принципы его формирования
    • 1. 2. Организация пространства Всемирных выставок и сложение ведущих градостроительных принципов своего времени
    • 1. 3. Экспозиционный город в Японии: демонстрация градостроительных приоритетов
  • Глава 2. Архитектура Японии на Всемирных выставках
    • 2. 1. Павильоны Японии на довоенных выставках: предъявление архитектурных традиций
    • 2. 2. Архитектура павильонов Японии и Германии после Второй мировой войны: тенденции формообразования
    • 2. 3. Формы и способы передачи архитектурных традиций в павильонах
  • Японии и Германии
    • 2. 4. Использование смысловой триады «пустота — промежуток — тень» в творчестве современных японских архитекторов
    • 2. 5. Архитектурные эксперименты на Всемирных выставках и реальное строительство
  • Глава 3. Япония — Россия: общее и особенное в архитектурных экспериментах XX века
    • 3. 1. Русский авангард и японский метаболизм
    • 3. 2. Русский авангард и современная архитектура Японии
    • 3. 3. Лестница как прием организации общественного пространства у И. Леонидова и Т. Андо
    • 3. 4. Общественное и индивидуальное пространство: социальный эксперимент в архитектуре жилища русского авангарда и формирование индивидуального пространства в современной японской архитектуре

Сохранение и развитие исторических традиций в современной архитектуре Японии: на материале Всемирных выставок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и исследования.

Проблема сохранения, устойчивого существования каждой культуры, всегда является для нее приоритетной. И здесь непременно встает проблема отношения к традициям. Япония отличается особым отношением к традиционным ценностям своей культуры. Корни японского отношения к традициям и новациям можно найти в истории культуры. Япония на протяжении многих веков осваивала идейные течения и художественные формы, рождавшиеся на континенте в недрах древнейшей китайской цивилизации, отбирая необходимое и наиболее плодотворное для себя.* В процессе такого освоения первоначальный смысл многих идей нередко переживал серьезные изменения в местных условиях, приобретая черты самобытности. Это феномен чисто японской переимчивости, который заключался в том, что выбранные элементы китайской культуры модифицировались в соответствии с собственными условиями, традициями и национальными особенностями.

Безграничное культурное заимствование у Китая, начиная от иероглифической письменности и заканчивая учениями мудрецов, не только не привело к утрате японцами чувства самоидентичности, но и позволило им сохранить самобытность своей культуры. Так показали свою жизнестойкость сложившиеся в истории принципы включения в свою культуру необходимого нового знания только после тщательной переработки, когда оно уже станет отвечать требованиям культурной традиции. Это нашло отражение, например, в текстах IX века, которые запечатлели мысль: «японская душа — китайская мудрость» (вакон-кансай), и в принципе, провозглашенном в XIX веке: «японская душаевропейское знание».(17, с. 32−33).

Желание сохранить и уберечь культурные традиции привело даже к закрытию страны. В результате, более двух с половиной веков (это десять поколений японцев!) Япония жила совершенно изолированно от остального мира.* Тщательно охраняемые японские традиции, безусловно, не испытывали на себе никаких иноземных влияний. За период закрытия страны в культуре появилось многое из того, с чем ассоциируется традиционная Япония: театр кабуки, цветная гравюра укиё-э, шедевры японской кухни и т. д.

В 1868 г. была прекращена изолированность страны, начался новый этап истории Японии, названный реставрация Мэйдзи, когда двери для иностранцев распахнулись. Япония показывала себя миру и с большим интересом смотрела за другими культурами. Результатом стали два непродолжительных по времени, но очень значительных для истории страны периода разрыва с собственными традициями (70 — 80-е годы XIX века и середина 40-х — середина 50-х годов XX века). Обретение традиций вновь заставило вспомнить о сложившихся в Японии и веками проверенных принципах восприятия инноваций без нарушения баланса устойчивости культуры. Ведь при обширных заимствованиях, собственных изобретениях, поиске новых горизонтов в науке и искусстве, культура Японии неизменно сохраняла свою основу, сущность, которая, как центральная колонна пагоды, создает равновесие сторон, не давая целому распасться.

На современном этапе развития Япония, перенимая чьи-то достижения, так же как и в средние века, приспосабливает их под собственные нужды, исходя прежде всего из своих культурных традиций, не отрицая их, а лишь при необходимости модифицируя. Таким образом, стремление сохранить собственные традиции в Японии всегда сочеталось с поиском нового во всех областях культуры. Можно сказать, что во второй половине XX века сложилась ситуация, когда для поддержания работы механизма устойчивого развития культуры, ей необходимо впитывать в себя все новое (руководствуясь все теми же древними принципами адаптирования новых идей и технологий).

Архитектура как одна из важнейших составляющих культуры, отражает ее социальные и ценностные установки, являясь, в свою очередь, катализатором ее устойчивости, стабильности. Именно творческие поиски в архитектуре и градостроительстве наглядно выявляют изменения в приоритетах развития культуры. Среди всех возможных архитектурных объектов наиболее яркой иллюстрацией такого изменения является выставочная архитектура. Павильоны на Всемирных выставках — это не рядовой объект архитектуры. Их уникальность для исследователя заключается в том, что выставочные павильоны уже отобраны нациями как удовлетворяющие определенным задачам и требованиям, которые перед ними ставятся. Изначально недолговечные постройки возводятся лишь для того, чтобы служить образом культуры, которая их представляет. Этот образ соединяет в себе самосознание, устремления культуры, ее собственный взгляд на традиции.

В историографии по разным научным дисциплинам, как правило, многосторонне рассматривается процесс сосуществования «традиций и новаций» на историческом пласте средневековой Японии. Современные же приемы сохранения японской культурой своих традиций остаются за рамками детальных исследований. Однако именно из понимание может открыть новые способы сохранения устойчивости культуры, что становится в настоящее время все более актуальной проблемой, и не только для Японии, ведь законы существования в современных условиях мировой глобализации предоставляют все меньше способов сохранения устойчивости культуры. В работе исследуются приемы сохранения архитектурных традиций в современной Японии на материале ее участия во Всемирных выставках. Полученные в результате обмена опытом на.

Экспо новые идеи и знания культура использует для формирования логики развития архитектуры в целом и поэтому результаты исследования, кроме нового знания о месте архитектуры в культурной жизни Японии, могут иметь и методологический интерес для понимания приемов формирования и сохранения традиций.

Наиболее ярким и масштабным примером восприятия новых идей и архитектурных принципов, чрезвычайно полезных для Японии, в XX столетии стал интерес к работам русских авангардистов, что нашло свое выражение в работах японских архитекторов (вплоть до наших дней), демонстрирующих, кроме того, исключительно японское восприятие архитектурного произведения, идущее еще от своей национальной традиционной культуры.

Новизна исследования. В настоящей работе впервые проводится исследование приемов сохранения и развития историко-культурных традиций в современной архитектуре Японии. В основу рабочей гипотезы легло утверждение о принципиальном единстве символического и функционального начал в японской архитектуре. В диссертационном исследовании вводится смысловая триада «пустотапромежуток — тень», которая полностью передает содержание понятия «серое пространство», предложенное К. Курокава и переходных типов пространства К. Яги. С ними связывается характер и специфика современной японской архитектуры. В исследовании подтверждается значение смысловой триады для культуры Японии и ее первостепенная роль при анализе произведений современных японских архитекторов и их приемов сохранения связи с традицией. Именно эта смысловая триада утверждается в диссертации как один из ключевых способов сохранения и формирования архитектурных традиций современными японскими архитекторами.

Объект исследования. Исследование проводится на материале архитектурных и градостроительных экспериментов Японии на Всемирных выставках (в сравнении с выставочной архитектурой Германии, после разделения — ФРГ, т.к. ГДР участия во Всемирных выставках не принимала, и других европейских стран) и объектов современной японской архитектуры, в период с 1960;х годов XX века по настоящее время, (в сравнении с архитектурой русского авангарда 1920;х — 30-х годов).

Предмет исследования. Взаимосвязь традиционных и новых приемов градостроительного творчества и архитектурного формообразования, предъявленные Японией на Всемирных выставках.

Цель исследования — выявление приемов осмысления и адаптации новых творческих идей в архитектурном формообразовании и включения их в историческую традицию в архитектуре Японии.

В соответствии с поставленной целью, задачи работы сформулированы следующим образом:

1. Изучение социо-культурного значения Всемирных выставок, мотивов восприятия их как катализатора для создания архитектурных и градостроительных экспериментов, роль выставок в формировании архитектурных новаций.

2. Очертить градостроительные приоритеты Японии на Всемирных выставках, показывающие наиболее актуальные для страны формы организации городского пространства в каждый конкретный исторический период.

3. Систематизировать и проанализировать приемы предъявления в современной выставочной архитектуре Японии ее историко-культурных ценностей, их осмыслениепровести сравнение с аналогичными приемами в современной выставочной архитектуре Германии.

4. Выявить развитие, трансформацию и воплощение заимствованных идей в современной архитектуре Японии (на материале сопоставления с русским авангардом 1920 — 30-х годов).

Хронологические границы исследования определяются послевоенным периодом Всемирных выставок, первая из которых состоялась в 1958 году. Верхняя временная граница — 2005 год, в котором прошла последняя по настоящее время Экспо. Содержательные границы делают необходимым рассмотреть Всемирные выставки с начала их существования (т.е. с 1851 года) для определения логики их развития с позиции Японии, которая (возможно, единственная) в полной мере использует потенциал Всемирных выставок для актуализации и предъявления своих традиций.

Методы исследования. В работе использован архитектуроведческий метод исследования фактографического материала (графические источники, фотофиксация и т. д.). Семантический анализ применялся для «прочтения» архитектурного произведения как текста культуры и выявления его основополагающих знаковых составляющих. При сопоставлении их с традиционными чертами, присущими культуре Японии, выстраивается определенная логика осознания и актуализации ее культурных традиций. Для обоснования различий между восприятием собственных традиций Японией и отношением к традициям в других странах использовался сравнительный анализ. Сравнение предъявления в современной выставочной архитектуре историко-культурных ценностей проводится на примере Японии и Германии. Этот метод также позволил сопоставить влияние на Японию отдельных элементов китайской, европейской и русской культур, и формирование под их влиянием особенностей культуры современной Японии, и как следствие — приемов архитектурного формообразования. Также в исследовании сравнивается предъявление Японией собственных историко-культурных традиций на начальном этапе существования Всемирных выставок и в период после Второй мировой войны.

Состояние изученности проблемы. В период своей работы Всемирные выставки подробно и всесторонне освещаются каждой страной-организатором, что направлено на поддержание престижа этого культурного события и привлечение посетителей. Но после закрытия Экспо весь публицистический ажиотаж обычно рассеивается. Проблема исследователя заключается в том, что созданные для проведения Всемирной выставки организации перестают существовать и работать с информационным материалом. Поэтому первоисточники, раскрывающие «технологию» организации и проведения Экспо, сразу перестают быть доступными. Единственной организацией, хранящей материалы Всемирных выставок, является Международное бюро выставок в Париже (Bureau International des Expositions). Архивы этой организации состоят преимущественно из статистических данных по проходившим Экспо (площадь, количество стран-участниц, посетителей и т. д.) и презентаций стран (фото, видеоматериалов), борющихся за право проведения Всемирной выставки на своей территории.

С самого момента своего появления Всемирные выставки зарекомендовали себя как арена для демонстрации научно-технических достижений. Крупнейшие Экспо, ставшие настоящими фестивалями архитектуры (например, Всемирная выставка 1851 года или Экспо-70 -выдающиеся и по масштабу архитектурных находок и по количеству публикаций, их освещающих), привлекают к себе пристальное внимание специалистов и исследователей, изучающих новые приемы формообразования, неожиданное применение строительных материалов. Отечественные и зарубежные авторы анализируют представленные на выставке изобретения, рассматривая преимущественно техническую и экономическую сторону вопроса, в том числе говоря и об архитектуре. К ярким публикациям можно отнести тексты Р. Фулфорда (1968 г.), П. Блейка (1970 г.), В. Фрибе (1983 г.).

Среди наиболее значимых отечественных публикаций, освещающих яркие события в мире архитектуры, которыми часто становятся Экспо, можно назвать статьи Д. Е. Аркина (1940;е гг.), Н. Ф. Гуляницкого (1970;е гг.), В. И. Локтева (1970;е гг.), А. В. Иконникова (начиная с 1970;х гг.). Наиболее объемной работой является монография В. Шпакова «Россия на Всемирных выставках» (2000 г.), вышедшая к 150-летию существования Экспо.

Всесторонне описывали Всемирные выставки японцы, считая их очень ярким и полезным событием в мире культуры. На японском языке всеобъемлющий труд, по которому также можно судить о значении этого явления для развития Японии, вышел при подготовке к Экспо — 70, под названием «Корэ га Банкокухаку да» («Знакомьтесь — Всемирная выставка»).

Вопросы национального характера японцев и их отношения к традициям своей культуры уже не одно десятилетие занимают историков, философов, психологов, культурологов различных стран. С конца XIX века западные исследователи пытаются проникнуть в сущность общественного сознания этой нации, стараются понять мотивацию ее поведения и уникальное отношение к своим традициям, поэтому можно насчитать большое число книг по отдельным вопросам в изучении культуры Японии. Фундаментальные труды по различным областям культуры Японии, от истории до театра и литературы, принадлежат специалисту-востоковеду Н. И. Конраду. К числу крупнейших современных исследований, анализирующих соотношение в культуре традиций и новаций, а также сохранение средневековых традиций в современной Японии, можно отнести труды Т. П. Григорьевой, Э. В. Молодяковой, Н. С. Николаевой, Важно отметить фундаментальный труд Н. С. Николаевой, посвященный взаимовлиянию Японии и Европы в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX веков «Япония — Европа: диалог в искусстве». Анализ символики, смыслового наполнения японского пространства и его восприятия через призму традиций (прежде всего на материале театра) осуществляет в своих исследованиях Н. Г. Анарина.

В границах архитектуроведения проблематику сохранения и развития традиций освещали в своих публикациях архитекторы К. Тангэ, С. Такасина. К. Курокава трактует присущее его архитектуре «серое пространство» как смысловую связь с традицией. С. Такасина, анализируя приемы организации пространства в традиционной японской архитектуре, выделяет несколько стадий его взаимоперетекания и исследует причины условности его границ. Архитектор К. Яги подробно исследует зоны перехода в японском понимании пространства на материале традиционного жилого дома, позволяющие обеспечить его структурную непрерывность.

Диссертационное исследование опирается также на путевые заметки иностранцев, в которых можно почерпнуть подробные сведения о быте и устройстве японского дома. Путевые заметки европейцев представляют собой, по сути, саму историю японоведения. Анализ профессиональной литературы по теме сопровождался изучением графических материалов и архивных фондов Международного бюро выставок. Во время Экспо-2005 изучение авторских комментариев к чертежам сопровождалось непосредственным обсуждением градоустройства выставки, архитектуры павильонов с их создателями, а также фотофиксацией объектов на территории Японии. Совместный семинар с японским архитектором, историком архитектуры X. Яцукой позволил опираться на его исследование традиции изучения русского авангарда в Японии.

Практическое значение работы. Результаты работы могут быть использованы в разработке методологии формообразования в современной архитектуре, в исследованиях по истории архитектуры Новейшего времени, а также учебных курсах по изучению отечественной и зарубежной архитектуры XX—XXI вв.ека. На защиту выносятся:

• Анализ градостроительных приоритетов Японии на Всемирных выставках, показывающих поиск новых форм организации городского пространства: наиболее актуальных для этой страны на различных этапах развития ее профессиональной культуры и нашедших отражение в практике градостроительства;

• Систематизация приемов предъявления в современной выставочной архитектуре Японии ее историко-культурных ценностей, их осмыслениесравнение с аналогичными приемами в современной выставочной архитектуре Германии;

• Выявление развития, трансформации и воплощения идей русского авангарда 1920 — 30-х годов в современной архитектуре Японии. Апробация основных положений диссертации осуществлена в публикациях автора (15 статей). Отдельные аспекты исследования нашли отражение в докладах автора на международных научных конференциях в Москве и Кисловодске:

— «Японский феномен: взгляд из Европы», Москва, 2001;

— «Архи-тектура Ивана Леонидова», Москва, 2002;

— «К. Мельников. 125 лет со дня рождения», Кисловодск, 2006; «Heritage at Risk», Москва, 2006.

Также автором был сделан доклад об участии Японии на Всемирных выставках на семинаре в Посольстве Японии в 2004 году и прочитаны лекции:

— в университете Сибаура, Япония на тему: «Русский авангард и японский метаболизм: общее и особенное в архитектурном формообразовании» 22 сентября 2005 года.

— В Центре японской культуры в Москве на тему «Архитектура Японии на Экспо-2005» 30 ноября 2005 года- «Современная архитектура Японии» 4 октября 2006 года.

Структура и объем работы. Диссертационная работа представлена в одном томе и включает введение, три главы, заключение, примечания, список архивных источников и использованной литературы, а также приложение и 15 таблиц иллюстраций. Общий объем диссертации составляет 193 страницы текста.

Заключение

и выводы:

Относясь с высочайшим деятельностным интересом ко всему новому, что порождают другие культуры, Япония с древности выработала собственные неповторимые приемы заимствования, которые показали свою жизнеустойчивость на протяжении ее истории, и сохраняют свою актуальность по сей день. Именно этой сущностной характеристикой культуры можно объяснить важность и необходимость Всемирных выставок для Японии, которые она определила для себя еще с момента проведения первой из них — в 1851 году. На Экспо видны передовые достижения каждой из стран, те или иные новации в разных областях деятельности. Для культуры Японии — это прекрасная возможность определить, какие направления обретения нового знания ей в данный момент наиболее интересны и какая страна является лидером в этой области. Результатом становятся поездки японских архитекторов в другие страны для того, чтобы перенять опыт. Так, например, после.

Всемирной выставки 1925 года, японские архитекторы предпочитали добираться в Европу не по морю, а поездом через Сибирь, с одной лишь целью — посетить Россию. Таким образом, Япония максимально использует весь потенциал Всемирных выставок, рассматривая их и как трамплин в формировании нового витка развития архитектурного формообразования своей страны, и как подтверждение жизнеспособности собственного опыта актуализации культурных традиций.

Систематизировав и классифицировав приемы, используемые Японией для сохранения собственных традиций, выявлено на материале градостроительства: использование ранее неосвоенных территорий и создание новых как демонстрация последовательных целенаправленных усилий японцев по расширению своего жизненного пространства.

— на материале архитектурного формообразования: традиционные материалы с использованием новых технологий обретают новые качества: несущие конструктивные элементы из бумагикрупнейшие в мире деревянные постройкииспользование бамбука как природного кондиционера.

Особое отношение культуры к своим историческим традициям проявляется в том, что в Японии традиция должна отвечать требованию жизнеспособности, для этого при малейшей потере своей актуальности и работоспособности, она начинает видоизменяться, приспосабливаясь к реалиям современности. Японская культура на протяжении веков демонстрирует уникальную ситуацию: для поддержания работы механизма устойчивого развития культуры ей просто необходимо создавать и воспринимать все новое.

Изучив использование Японией потенциала Всемирных выставок в архитектуре и градостроительстве своей страны можно сделать следующие выводы:

1. Концепция проводимых Всемирных выставок направлена на прогнозирование будущего развития и, в то же время, актуализацию традиций культуры. В исследовании показано, что чем дальше темы выставок уходят от задачи ограничиться демонстрацией прогресса и стремятся к очерчиванию современной проблематики, волнующей мировое сообщество, тем большее значение приобретает архитектура национальных павильонов, пришедших на смену единому зданию-символу. Архитектура Всемирных выставок становится ведущим способом раскрыть поставленную девизом Экспо проблему и соединить в себе устремления в будущее со взглядом в прошлое, на собственные культурные традиции. Япония являет собой пример культуры, которой максимально удалось решить эту задачу.

2. На выставочных площадках Япония каждый раз ищет новые способы организации городского пространства, преследуя этим несколько целей:

— предъявление чистого градостроительного эксперимента (новый город с четко определенной функцией (Цукуба — 1985), двухуровневый или многоуровневый город (Осака — 1970, Нагойя — 2005), город на воде (Окинава — 1975)). При этом градостроительные эксперименты на Всемирных выставках создаются в традиционно присущей японцам манере чуткого отношения к природе и стремлении жить в гармонии с ней;

— стремление предложить мировому сообществу новые направления в области градостроительства (ориентированные на развитие и приумножения пространства города), а не ограничиться простой фиксацией существующих достижений в этой сфере творчества;

— увеличение городского пространства — наиболее актуальная задача для Японии и, как следствие, эксперименты, показанные на Экспо направлены на обретение дополнительного пространства в городе, его уплотнение. Кроме того, предъявленные эксперименты, как правило, сразу вводятся в реальное строительство (например, после Экспо-75 в Японии активно начинают создаваться искусственные острова).

Таким образом, профессиональная культура формирует «новое» только с расчетом на его реализацию в ближайшем будущем. Сам факт обретения Нового обеспечивает устойчивость культуры и существующих в ней традиций.

3. Определенные закономерности в предъявлении своей национальной культуры (разных ее срезов) в выставочной архитектуре есть у каждой страны, что продиктовано желанием показать не только свои архитектурные традиции, но и ментальность культуры. Германия при возведении своих павильонов делает акцент на таком строительном материале, как стекло, добиваясь того, чтобы ее павильоны выделялись открытостью и прозрачностью. Этот акцент проходит главной смысловой нитью через выставочную архитектуру Германии второй половины XX века и наглядно демонстрирует выбранный страной путь развития.

Архитектура выставочных павильонов Японии показывает использование традиционных материалов (дерево и бумага), которые не утратили своей актуальности: в настоящее время древние строительные материалы с помощью новых технологий значительно расширяют свои возможности, обретая качества до того им несвойственные. В работе показано, что именно основополагающая на взгляд автора «связка» пространственных категорий в архитектуре Японии (пустотапромежуток — тень) закрепляет связь с традицией не столько формальными методами, сколько на уровне смысловых и художественно-эстетических составляющих архитектурного произведения. Все это еще раз подтверждает, что для культуры Японии движение вперед, создание Нового может базироваться в основном на культурных традициях, диалоге с ними, но не на их отрицании.

4. Изучая наследие русского авангарда, японские архитекторы испытали на себе влияние его идей, и создали (а также продолжают создавать) произведения, близкие ему по духу творческого поиска. Открыв для себя образ целого и ощущение Нового, найденные русским авангардом, японские архитекторы встраивают их в собственную логику развития современной архитектуры своей страны, демонстрируя тем самым способность не присвоения, а усвоения (способность полностью вжиться в дух заимствованной новации).

Возможные пути развития исследования. Дальнейшая разработка темы может представлять собой ее укрупнение до сравнения взаимовлияния культур в категориях «Восток — Запад», куда будут включены другие западноевропейские страны (кроме Германии), а также Америка, интерес к которой японские архитекторы проявляют в настоящее время. Это даст дополнительные основания для более глубокого анализа современного формообразования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РГАЭ, ф. 339, оп. З, № 419.
  2. РГАЭ, ф. 339, оп. З, № 928.
  3. РГАЭ, ф. 339, оп. 9, № 121.
  4. РГАЭ, ф. 339, оп. 9, № 246.
  5. Japan world exposition, official report. Osaka, 1970
  6. Материалы по подготовке Экспо-2000 в Ганновере: «Expo Architektur Dokumente», 2000
  7. Материалы по подготовке и планированию Экспо-2005 в Аити: «Expo 2005 Aichi. Report of International Planning Meeting», 2002.
  8. П.А., Хан-Магомедов С.О. И. И. Леонидов. М., 1971.
  9. Н.Г. Японский театр Но. М., 1984.
  10. Д.Е. Рождение и гибель Хрустального дворца. В кн.: Образы архитектуры. М., 1941.
  11. Ю.Арутюнов С. А., Светлов Г. Е. Старые и новые боги Японии. М., 1968.
  12. Архитектура на Парижской выставке 1900 г. // Зодчий, 1900, № 11.
  13. Буддизм в Японии. М., 1993.
  14. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М., 1984.
  15. Д.Г. Традиционная японская культура. Специфика мировосприятия. М., 2003.
  16. Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992.
  17. Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.
  18. Т.П. Чарующая радость жизни. М., 1998.
  19. Т.П. Человек и мир в японской культуре. М., 1985.
  20. Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.
  21. Л.Л. Из истории культурных взаимосвязей Японии и Европы. «Народы Азии и Африки», 1969, № 3.
  22. В. Границы архитектуры. М., 1971.
  23. Н.Ф. Традиция и поиск архитектуры будущего // Архитектура СССР, 1971, № 10, с. 52.
  24. И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза. В сб.: Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М., 2006.24. «Дух Ямато» в прошлом и настоящем. М., 1989.
  25. А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. T. l, М., 2001.
  26. А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.
  27. А. Япония мнимая и реальная. В сб.: Япония мнимая и реальная. М., 2002.28. Кензо Танге. М., 1978.
  28. Н.И. Запад и Восток. М., 1966.
  29. Н.И. Избранные труды. История. М., 1974.
  30. М.Н. Японское общество и культура. М., вып. 1 (1983), вып. 2 (1985), вып. 4 (1990).
  31. К. Философия Симбиоза переход от Эпохи Машин к принципу Жизни. В сб.: К архитектуре XXI века. A potion. М., 2002.
  32. Кэнко-хоси. Записки от скуки (пер. с яп. В. Гореляда). В кн.: Японские дзуйхицу. СПб, 1998.
  33. В.И. «Необрутализм и теория метаболизма» Архитектура Запада, т. 1 — «Мастера и течения», М., 1972.
  34. Ф. Япония. Образы и традиции. М., 1980.
  35. А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М., 1991.
  36. В.Э. «Образ Японии» в Европе и России второй половины XIX начала XX века. М. — Токио, 1996.
  37. Э.В. Япония: конец XX века. М., 1996.
  38. Э.В., Маркарьян С. Б. Японское общество: книга перемен. М., 1996.
  39. Г. Б. Бамбуковый город. М., 1975.
  40. Г. Б. По Японии. М., 1965.
  41. А.А. Синто. С.-П., 2000.
  42. Н.С. Декоративное искусство Японии. М., 1972.
  43. Н.С. Современное искусство Японии. М., 1968.
  44. Н.С. Японские сады. М., 1975.
  45. И.С., Мельников Н. П. Всемирная выставка в Брюсселе, 1958. М., 1963.47. Ниппония, 1997, № 1.48. Ниппония, 2005, № 33.
  46. В. Ветка сакуры. М., 1971.
  47. Н.П. Архитектура отечественных павильонов на международных выставках первых десятилетий XX в. В сб.: Архитектура народов СССР. Вопросы истории и теории. Л., 1981.
  48. Н.П. Чикагская Всемирная выставка 1893 г. // Архитектура и строительство России, 1993, № 7−8.
  49. А. Германская история. М., 2003.
  50. Д.М. Китай и Япония. Л., 1926.
  51. М.В. Архитектура «Экспо-70″, М., 1970.
  52. К. Неизвестная Япония. М., 1993.
  53. В.А. Икэбана или Вселенная, запечатленная в цветке. М., 1985.
  54. В.А., Ладанов И. Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. М., 1983.
  55. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947.
  56. О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
  57. А.В. О феномене новейшей японской архитектуры. В сб.: Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. М., 1998.
  58. Т. Что такое Япония? (Пер. с яп. B.C. Гривнина). М., 1992.
  59. Т.Е. Путь богов: Синто в истории Японии. М., 1985.
  60. Е.А. Пространство в японском театре и изобразительное искусство. В сб.: Театральное пространство. Материалы научной конференции. М., 1979.
  61. Социокультурные исследования о Японии. Реф. сборник. М., 1981.
  62. А.А. Советская архитектура на Парижской выставке 1925 г. В кн.: Проблемы истории советской архитектуры. М., 1980.
  63. Ю. Двухэтажная Япония. М., 1989.
  64. Д. Похвала тени. В сб.: Мир по-японски. С.-П., 2000.
  65. К. Архитектура Японии. Традиции и современность. М., 1975.
  66. Тосака Дзюн. Японская идеология. М., 1982.
  67. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Т.1, М., 1996.
  68. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. М., 1990.
  69. Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. М., 2004.
  70. Хёпер Е.-М. Берлин строится.
  71. Л. Душа Японии. М., 1997.
  72. Л. Гений японской цивилизации. В сб.: Мир по-японски. Спб, 2000.
  73. Ю.В., Каткова З. Д. Китай Япония: любовь или ненависть? (К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия. VIII в. н.э. — 20-е годы XX в.). М., 1995.
  74. В.Н. Россия на Всемирных выставках, 1851−2000. М., 2000.
  75. Япония в сравнительных социокультурных исследованиях. М., 1989.
  76. Япония: общество и культура. М., 1999.
  77. Япония о себе и мире. М., 1992.
  78. Япония: Справочник. М., 1992.
  79. Япония сегодня, март 2001.
  80. Andrej Leonidov. Ivan Ilich Leonidov.// Каталог выставки La citta del sole, 1989.85. L’ARCA,№ 27,1989.
  81. Architect’s Journal, № 739,1958.
  82. Architectural Design, 1958, V.
  83. L’Architecture a l’exposition universelle de 1900. Paris, 1900.
  84. Architectural Review, 1958, № 739
  85. Architektur und Stadtebau im 20. Jahrhundert. Berlin, 1974.
  86. L’architecture d’Aujord’hui, 1958, № 5.
  87. L’Architecture d’Aujourd’hui, 1970 (№ 152)93. Bauwelt, № 20,1958.
  88. Berque O. Vivre l’espace au Japon, P.: Presses liv. De France, 1982.
  89. Blake P. Expo Tagebuch // Bauwelt, 1970, № 20.
  90. Bognar B. Contemporary Japanese architecture. N.Y., 1985.
  91. Bojko S. Expo'75. Okinawa // Projekt, 1976, № 2, S. 8−13.
  92. Azby Brown. The very small home. Tokyo, N.Y., London. 2005.
  93. Contemporary Japanese architecture. N.Y., 1985.
  94. Cuijel H. Expo 1958 // Graphis, 1958, H. 78.101. Domus, 1992, № 739.
  95. Expo'70 // Architectural Record, 1970, VI, Vol. 147, № 7.
  96. Expo-70 // Architectural Review, 1970, VIII, Vol. 148, № 882.
  97. Exposition universale. Paris. 1900. Paris, 1900.
  98. Friebe W. Vom Kristallpalast zum Sonnenturm. Leipzig, 1983.
  99. Fulford R. This was Expo! Toronto, 1968.
  100. Glaeser L. The Work of Frei Otto and his Teams 1955−1976, Stuttgart, 1976.
  101. C. 1851 and the Crystal Palace. London, 1937.
  102. Huber B. Architektur im Spiegel der Briisseler Weltausstellung // Werk, 1958, H. 10.
  103. Japan Architect, V-VI, 1970 (№ 164)
  104. Japan Architect, 1975, Vol. 50, № 225.
  105. Japan Architect, 1984, № 327−330.
  106. Japan Architect, 1985, № 333−336.114. Japan Architect, 1992 3.
  107. Japan pictoral, 1995, № 2.
  108. The Industry of All Nations, 1851. London, 1983.
  109. K. Ishii and H. Suzuki. Post-Metabolism. // The Japan Architect, Okt.1. Nov. 1977.
  110. Koji Yagi. A Japanese touch for your home. Tokyo, N.Y., London, 1992.
  111. Корэ га Банкокухаку да. Токио-Осака, 1969.
  112. KurokawaK. Metabolism in architecture. Boulder, Colorado, 1977.
  113. KuschC.F. Expo-92 // DBZ, 11/1992, p. 1602−1603.
  114. Liener P. Osaka 70, Die letzte Weltausstellung // Werk, 1958, H. 11.
  115. Jean-Francois Lyotard. WortenSartre». In: Kindheitslekturen, Wien, 1995.124. LaMaison, 1958, № 6.
  116. Makoto Sei Watanabe. Conceiving the City. Bergamo, 1998.
  117. Metabolism: The Pursuit of Open Form // World architecture today. N.Y., 1964.
  118. Meyer M. Der Deutsche Pavillion, Monreal 1967 // Der Architekt, 12/1990.
  119. Mikiso H. Modern Japan. Boulder San Francisco — Oxford, 1992.
  120. Modern Japan. A Historical Survey. Boulder-San Francisco-Oxford, 1992.
  121. J. Mordaunt Crook. The Dilemma of Style: Architectural Ideas from the Picturesque to the Post-Modern. Chicago: University of Chicago Press, 1987.
  122. Patzelt 0. Expo-70, Nachlese // Deutsche Architectur, 1970, H. 12.
  123. Pawley M. Architecture versus the movies // Architectural Design, 1970,6.
  124. Prefabrication, 1958, VII.
  125. Progressive Architecture, 1974, Vol. 55, № 8.
  126. Raev S. Wasmuth Verlag, 2000.
  127. Seville’s Espo-92 // Progressive Architecture, 1991, Vol. 72, № 2.
  128. Smith R. A Japanese Village, 1951−1975. Stanford, 1978.
  129. Shuji Takashina. Relativity in Japanese architectural space.// Japan Echo, № 5, 2000.
  130. Wilkinson E. Japan versus the West: Image and reality. L., 1991.140. 1987 / The 28th BCS Prize winning works. Tokyo, 1987.
Заполнить форму текущей работой