Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преподаватели, по тем или иным причинам не ставящие перед собой целей профессионально-методического и научного самосовершенствования, но в силу принципиально зрелой педагогической позиции в коллективе, принимавшие деятельное участие в инновационной работе (обсуждение данной темы, планирование работы, выполнение определенных заданий и др.). Их участие в инновационных поисках в значительной мере… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа инновационных процессов в педагогическом колледже
    • 1. 1. Педагогический колледж как компонент системы среднего профессионального образования
    • 1. 2. Диверсификация образования
    • 1. 3. Инновационные процессы в образовательном учреждении: сущность, содержание, управление
  • ГЛАВА 2. Организационно-педагогические условия развития инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа
    • 2. 1. Задачи и условия экспериментальной работы
    • 2. 2. Сущность, цели и содержание инноваций в образовательном процессе педагогического колледжа
    • 2. 3. Оценка действенности и эффективности инноваций в образовательном процессе
    • 2. 4. Инновационная деятельность преподавателей -основа инновационного процесса в образовании. Организационно-педагогические условия развития инновационной деятельности

Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее десятилетие XX века произошли масштабные преобразования в Российском обществе, принципиально изменилась сфера социальной активности людей, требования к личностному потенциалу, динамичности позиций, функций и ролей человека в окружающей действительности. Первостепенную ценность приобрели способности человека, его готовность к целесообразной рефлексии в нестандартных условиях, к переносу идей из одной области в другие, к нахождению нужных способов самореализации своей индивидуальности.

Диверсификация образования вызвала к жизни и обусловила развитие иных приоритетов в образовательных учреждениях. Появление новых типов образовательных учреждений, новых учебных дисциплин, вариативных учебных планов и программ, развитие опытно-экспериментальной работы, предоставление обучающимся права на выбор форм образования, курсов обучения, расширение академических свобод педагогов привели к многообразию образовательной среды.

Идея повышения научно-теоретического уровня и профессионального мастерства педагогов в ходе инновационных преобразований не нова и постоянно привлекает к себе внимание не только специалистов, но и широкой общественности. Она многопланово и активно обсуждалась в дискуссиях и научной литературе 60−80 гг. и доминировала в ходе развернувшегося в стране общественно-педагогического движения за утверждение педагогики сотрудничества. Известные педагоги-экспериментаторы (Ш.А.Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. П. Шаталов и др.) отстаивали не просто f прогрессивные педагогические технологии, но и, прежде всего, иную психолого-педагогическую позицию учителя-воспитателя: способного к разнообразному творческому сотрудничеству с учеником. Теоретические и практические работы во многом содействовали изменению сложившейся обстановки в методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и привели к инновациям в широкой педагогической практике.

В современных научных исследованиях и в разнообразных литературных источниках проблема инноваций в образовании и инновационной деятельности педагогов широко и обстоятельно рассмотрена на методологическом уровне в русле теории системного и деятельностного подходов (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, В. В. Давыдов, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков, Э. Г. Юдин и др.), а также в контексте общих процессов модернизации и развития российского образования (М.С.Бургин, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. В. Краевский, В. Ю. Кричевский, О. Е. Лебедев, Н. И. Роговцева, А. П. Тряпицына, Н. Р. Юсуфбекова и др.).

Значительное внимание уделяется проблемам управления в образовательной системе, различные аспекты которой рассматриваются в работах В. Н. Аверкина, Ю. А. Конаржевского, В. Ю. Кричевского, М. М. Поташника, В. П. Симонова, Т.И.Ша-мовой и др.

Проблемы инновационной деятельности обстоятельно исследуются в зависимости от уровня подготовки педагогических кадров нового типа, концептуальных построений, проектирования содержания и технологий педагогического образования (О.А.Абдуллина, К. Ангеловски, П. Ф. Анисимов, В.И.БаJ вания (О.А.АбдуллинаД.Ангеловски, П. Ф. Анисимов, В.И.Ба-йденко, Б. П. Белозерцев, В. П. Беспалько, Г. А. Бордовский, С. В. Васильева, А. А. Вербицкий, Н. Л. Гунявина, Э. М. Никитин, JI.C. Подымова, Л. И. Романкова, Л. Г. Семушина, В. А. Сластенин, Н. Г. Ярошенко и др.).

Различные аспекты инновационных преобразований в педагогических училищах и колледжах на институциональном, содержательном и технологическом уровнях рассмотрены в ряде кандидатских диссертаций (В.В.Арнаутов, И. Н. Балова, Т. Г. Галактионова, Л. А. Голуб, М. Г. Ермолаева, Л.И. Лапочки-на, В. П. Одинцова, А. Н. Сандер, А. Л. Смятских и др.).

В литературе отмечается, что одной из острых проблем современного образования является преодоление противоречия между потребностью в коренных изменениях в образовательной системе и недостаточной готовностью педагогов к инновационной деятельности. Очевидно, что решение этой проблемы, перспективы преодоления указанного противоречия в значительной мере связаны с улучшением подготовки будущих педагогов к работе в быстро развивающейся, принципиально новой системе образования. Одним из условий достижения результатов является развитие в педагогических образовательных учреждениях инновационной деятельности, широкое привлечение преподавателей и студентов к опытно-экспериментальной работе.

Отмеченные выше противоречия в развитии образования являются общими для всей образовательной системы страны. Естественно, что в каждом отдельном ее звене они имели специфические проявления. Так, среднее педагогическое образование длительное время в меньшей степени, чем другие компоненты образовательной системы, привлекало внимание научной общественности. Проблематика, связанная с инновациями в педагогических училищах, интересовала лишь отдельных специалистов-энтузиастов. Поэтому в системе среднего педагогического образования накопилось множество проблем, которые оставались вне поля научного анализа.

Из всего многообразия проблем среднего педагогического образования мы выбрали близкую к нашему практическому опыту и слабо разработанную в научно-методическом и практическом плане проблему инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа.

Объект исследования — деятельность педагогического колледжа.

Предмет исследования — инновационные процессы в образовательной деятельности педагогического колледжа.

Цель исследования — выявление организационно-педагогических условий развития инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа.

Задачи исследования:

1. Определить основные теоретические подходы к исследованию проблемы развития инновационных процессов в образовательной деятельности в педагогическом колледже.

2. Провести ретроспективный анализ сущности и содержания инноваций в образовательном процессе конкретного педагогического колледжа.

3. Определить критерии и показатели эффективности (результативности) инноваций в образовательной деятельности в условиях педагогического колледжа.

4. Определить организационно-педагогические условия развития инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблемеизучение законодательных актов, нормативно-правовой и учебно-программной документациикомплексная методика по изучению и обобщению опыта инноI.

I вационной деятельности в педагогических колледжах (контентанализ материалов конференций, включенное наблюдение, анкетирование, интервью, беседы с руководителями, преподавателями и студентами) — диагностико-формирующий эксперимент по изучению и конструированию инновационной деятельности в педагогическом колледжемоделирование нового содержания образования (разработка и апробация образовательных стандартов по ряду педагогических специальностей ф среднего профессионального образования) — анализ продуктов деятельности преподавателей и студентов (инновационных проектов, разработок, выступлений по различным аспектам организации учебного процесса и управления им и др.).

Гипотеза исследования.

Мы полагаем, что инновационные процессы в педагогическом колледже будут развиваться успешно и их эффективность повысится при реализации таких условий, как:

— осознание педагогическим коллективом общественной значимости инноваций, их соответствие изменениям образова-ф тельной среды города, региона, современным требованиям к профессионализму педагогических кадров;

— предоставление свободы выбора целей и способов реализации инновационных проектов субъектам инновационной деятельности;

— прогнозирование руководителями учебного заведения приоритетных направлений инновационных процессов, оказание помощи и поддержка новаторовпредупреждение и преодоление возможных негативных последствий неудачных инноваций;

— создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий для проявления творческой инициативы и развития инновационной деятельности (целенаправленное информационное обеспечение, психологическая поддержка, оценка и общественное признание результатов инновационной деятельности в педагогическом колледже).

Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие идеи системного подхода к исследованию социальных систем, в частности, систем образования, достижения и выводы научных исследований по проблемам непрерывного образования, а также известные научные концепции педагогического образования: целостно-деятельностного подхода (В.А.Сластении), непрерывного педагогического образования учителя (Е.П.Белозерцев), многоуровневого педагогического образования (Г.А.Бордовский, А.П.Тряпицына), индивидуально-креативного потенциала личности на основе теоретико-методологических знаний (И.А.Колесникова).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— определены сущность и основные направления инновационной деятельности как особой формы самореализации участников учебно-воспитательного процесса в современном педагогическом колледже;

— исследован процесс организации инновационной деятельности и проверена длительным опытом разработанная в колледже технология выбора инновационных проектов;

— раскрыты возможности углубления содержания и повышения эффективности педагогического процесса за счет включения преподавателей и студентов в инновационное сотрудничество;

— определены основные критерии и показатели эффективности (результативности) инновационной деятельности в педагогическом колледже;

— выявлены организационно-педагогические условия развития инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования:

— разработана и внедрена прогностическая организационная модель педагогического колледжа как многофункционального, многопрофильного и разноуровневого образовательного учреждения, ориентированная на развитие инновационных процессов;

— создана методика изучения и конструирования опыта инновационной деятельности в педагогическом колледже;

— апробирован комплекс усложняющихся заданий, ориентированных на повышенный уровень среднего профессионального образования и поэтапное включение студентов в инновационную деятельность;

— разработаны и апробированы нормативные и методические материалы, успешно используемые в массовой педагогической практике в педагогических колледжах России (образовательные стандарты и примерные учебные программы, различные инструктивно-методические материалы);

— созданы новые лекционные курсы и учебные программы, информационные материалы городских научно-практических конференций студентов педагогических колледжей Санкт-Петербурга, опубликованы два сборника тезисов выступлений на научно-практических конференциях преподавателей и студентов педагогических колледжей России, проведенных на базе Педагогического колледжа № 4, (Санкт-Петербург, 1998 и 1999 гг.).

База исследования: Санкт-Петербургское высшее педагогическое училище (колледж) № 4. В диагностико-формирую-щем эксперименте участвовало 75 преподавателей и руководителей колледжа и 1750 обучающихся. В исследовании использован опыт инновационной деятельности педагогических колледжей Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других регионов России, а также личный опыт исследователя, проработавшего 8 лет преподавателем, 5 лет заместителем директора и 20 лет директором Педагогического училища (колледжа) № 4, 10 лет председателем Всероссийского совета директоров педагогических училищ и колледжей.

Организация исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась поэтапно с 1989 г. по 1998 г.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1989;1996гг.) — накопление и осмысление опыта преобразовательной деятельности в условиях эксперимента, проводимого по приказу Государственного комитета СССР по народному образованию от 26.12.89 № 945 «Об организации высших педагогических училищ, поиск возможных вариантов продолжения опытно-экспериментальной работы по конструированию инновационной деятельности в педагогическом колледже.

Второй этап (1996;1998 гг.) — теоретическая разработка проблемы, определение основных направлений, концепции и программы исследования, проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1998;1999 гг.) — апробация полученных результатов, уточнение теоретических положений исследования, оформление материалов диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Инновационные процессы в педагогическом колледже совершаются в логике, типичной для любой деятельности, но наиболее эффективно они происходят на основе осознания общественной значимости инноваций, свободы выбора субъектами деятельности целей и способов реализации инновационных проектов.

2. Направленность инновационных процессов в педагогическом колледже обусловлена изменениями в образовательной среде (города, региона), современными требованиями к профессионализму педагогических кадров и условиями обучения в вузах.

3. Инновационная деятельность в педагогическом колледже является ведущей составляющей целостного педагогического процесса и обусловлена его целями, отношением к ней руководителей, преподавателей и студентов, интеграционными связями и творческим потенциалом образовательного учреждения.

4. Управление развитием инновационной деятельности в педагогическом колледже должно обеспечивать прогнозирование ее приоритетных направлений, оказание нормативной, организационной, психологической и ресурсной поддержки, блокирование и преодоление возможных негативных последствий неудачных инноваций.

5. Успешность инновационной деятельности в педагогическом колледже зависит от соблюдения организационно-педагогических условий, которые были предусмотрены в гипотезе исследования и подтверждены в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования: Результаты исследования внедрены в опыте Педагогического колледжа № 4, педагогических колледжей и училищ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Результаты научного поиска докладывались на 10 проблемных семинарах, 5 научно-практических конференциях, на заседаниях Совета директоров педагогических училищ и колледжей России.

Достоверность исследования обеспечивалась путем использования методологии системного подхода к исследованию социальных, в том числе образовательных систем, методического инструментария, адекватного целям и задачам научного поиска, опорой на разнообразный фактический материал и длительный опыт исследователя по руководству педагогическим колледжем.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научных работ и литературных источников по проблеме исследования дал возможность охарактеризовать инновационную деятельность в современном педагогическом колледже как целостную, разноуровневую, многоступенчатую систему, которая выполняет в образовательном процессе корректирующую, побуждающую, направляющую функции в реализации педагогических целей.

В ходе исследования были решены намеченные задачи и подтверждена рабочая гипотеза. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы:

— определены сущность и основные направления инновационной деятельности как особой формы самореализации участников учебно-воспитательного процесса в современном педагогическом колледже;

— - обоснована целесообразность и пути информационного обогащения преподавателей и студентов по теории и практике инновационной деятельности;

— раскрыты возможности углубления содержания и повышения эффективности педагогического процесса за счет включения преподавателей и студентов в инновационное сотрудничество;

— изучены особенности и возможности инновационной деятельности студентов педагогического колледжа как источника и результата их профессионального становления;

— сконструирован процесс организации инновационной деятельности и проверена в длительном опыте разработанная в колледже технология педагогических ситуаций выбора инновационных проектов;

— определены основные критерии, показатели и организационно-педагогические условия эффективности (результативно-сти) инновационной деятельности в педагогическом колледже.

На основе полученных материалов исследования мы пришли к следующим выводам: г.

1. Инновационыые процессы в педагогическом колледже совершаются в логической последовательности, типичной для любой деятельности, но наиболее эффективно они происходят на основе осознания общественной значимости инноваций, свободы выбора субъектами деятельности целей и способов реализации инновационных проектов.

2. Направленность инновационных процессов в педагогическом колледже обусловлена изменениями в образовательной среде (города, региона), современными требованиями к профессионализму педагогических кадров и условиями обучения в вузах.

3. Инновационная деятельность в педагогическом колледже является ведущей составляющей целостного педагогического процесса и обуславлена его целями, отношением к ней руководителей, преподавателей и студентов, интеграционными связями и творчески потенциалом образовательного учреждения.

4. Управление развитием инновационной деятельности в педагогическом колледже должно обеспечивать прогнозирование ее приоритетных направлений, оказание нормативной, организационной, психологической и ресурсной поддержки, блокирование и преодоление возможных негативных последствий неудачных инноваций.

5. Успешность инновационной деятельности в педагогическом колледже зависит от соблюдения организационно-педагогических условий, которые были предусмотрены в гипотезе исследования и подтверждены в опытно-экспериментальной работе. г.

В результате опытно-экспериментальной работы и в процессе практической деятельности:

— разработана и внедрена прогностическая организационная модель педагогического колледжа как многофункционального, многопрофильного и разноуровневого образовательного учреждения, ориентированная на развитие инновационных процессов;

— создана методика изучения и конструирования опыта инновационной деятельности в педагогическом колледже;

— апробирован комплекс усложняющих заданий, ориентированных на повышенный уровень среднего педагогического образования и поэтапное включение студентов в инновационную деятельность;

— разработаны и апробированы нормативные и методические материалы, успешно используемые в массовой педагогической практике в педколледжах России;

— созданы лекционные курсы, программы и тематические планы учебных занятий, информационные материалы городских научно-практических конференций студентов педколлед-жей Санкт-Петербурга, опубликованы два сборника тезисов выступлений на двух научно-практических конференциях преподавателей и студентов педколледжей России, проведенных на базе Педагогического колледжа № 4.

Положительные результаты опытно-экспериментальной работы достигались путем: целенаправленного просвещения (информирования) преподавателей и студентов об инновационной деятельности, ее значении, сущности, способах рациональной организации и самореализацииобогащения опыта г положительных переживаний в связи с индивидуальными и коллективными успехами в инновационной деятельностиуглубления и развития участия преподавателей и студентов в инновационном процессе посредством накопления нужной информации, эмоционального и практического опыта.

В опытно-экспериментальной работе была обнаружена зависимость эффективности исследуемого процесса от особенностей внутренней позиции и индивидуального предшествующего опыта его участников:

1. Преподаватели, систематически участвовашие в методической работе по совершенствованию педагогического процесса в колледже и ориентированные на целенаправленную научно-исследовательскую работу, обучающиеся в аспирантуре, обнаруживали более высокую активность в инновационной деятельности, большую подвижность внутренней позиции по отношению к ее целям и способам их достижения. В этом случае, как правило, имело место слияние смыслообразующей мотивации (чувство профессионального долга) и непосредственно действующих мотивов (стремление к профессиональному самоусовершенствованию и продвижение в научной работе).

2. Преподаватели, по тем или иным причинам не ставящие перед собой целей профессионально-методического и научного самосовершенствования, но в силу принципиально зрелой педагогической позиции в коллективе, принимавшие деятельное участие в инновационной работе (обсуждение данной темы, планирование работы, выполнение определенных заданий и др.). Их участие в инновационных поисках в значительной мере поддерживалось смыслообразующей мотивацией (чувство профессионального долга), общественным признаниг ем достигнутых результатов в инновационной деятельности, высокими оценками их труда, мерами поощрения, необходимостью прохождения аттестации и получения более высокой профессиональной категории. Однако в этих случаях обнаруживалась ситуативность проявлений активности в инновационных поисках только в рамках действия внешней стимуляции.

Была выявлена зависимость успешности инновационных преобразований от опыта соответствующей деятельности в трудовом коллективе: в начале опытно-экспериментальной работы многое давалось с большим трудом, чем на завершающем этапе работы.

Исследование не засвидетельствовало явных различий в отношениях преподавателей к нововведениям в зависимости от возраста и стажа работы. Например, в группу наиболее активных и продуктивных участников вошли как многоопытные, так и сравнительно молодые преподаватели, даже только начинающие работать в колледже.

Выявленные индивидуальные различия позиций преподавателей и студентов в инновационной деятельности свидетельствуют об определенных сложностях в организации этого процесса, что подчеркивает необходимость дальнейшей теоретической разработки этой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей высших учебных заведений. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 334 с.
  3. В. Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 1999. — 42 с.
  4. Г. 3., Жильцов П. А., Круглов Ю. Г. Учебно-педагогический комплекс «школа педучилище — педвуз»: Учебно-методическое пособие. — М.: МГЗПИ, 1992. — 56 с.
  5. Ш. А. Л ичностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  6. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 223 с.
  7. Ангеловски Кресте. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  8. П. Ф., Байденйо В. И., Коломенская А. Л., Семушина Л. Г. Среднее профессиональное образование в России: период реформ. -Щ- НМЦ СПО, 1995. 112 с.
  9. П. Ф. Российское среднее профессиональное образование: проблемы и перспективы // Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. М.: МГУ11, 1999. -С. 3−10.
  10. П. Ф. Средняя профессиональная школа: пути развития // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 1. — С. 2 — 7.
  11. Аношкина В. J1. Социокультурные предпосылки инновационных процессов в непрерывном образовании // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 6. — С. 2 — 3.
  12. В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 18−23.
  13. З.Арнаутов В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 1995. — 25 с.
  14. Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. — С. 57 — 118.
  15. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  16. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  17. В. И. Диверсификация среднего профессионального образования // Проблемы среднего профессионального образования: Обзор. информ. М.: НИИВО: Вып. 2. — 1995. — 45 с.
  18. В. И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования): Автореф. дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.01. -М., 1999. 38 с.
  19. И. Н. Взаимодействие преподавателя и студента как условие становления профессиональной картины мира выпускника педагогического колледжа: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1996. — 20 с.
  20. Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1986. — 208 с.
  21. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  22. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Политиздат, 1973. — 504 с.
  23. В. А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66 — 72.
  24. Бондареве кая Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  25. Г. А. Актуальные направления развития концепции непрерывного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 1. СПб.: Образование, 1993. — С. 3 — 6.
  26. В. А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 1999. --38 с.
  27. Бюллетень состояния образовательной системы Санкт-Петербурга (вып. второй). СПб.: УМЦ, 1993. — 73 с.
  28. М. С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 36 — 40.
  29. С. В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. -СПб, 1999. 18 с.
  30. Васильева 3. И. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск: Научно-методические рекомендации. СПб.: ЦПИ, 1993. — 24 с.
  31. А. А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития (доклады и материалы к научно-практической конференции). М.: НМЦ СПО, 1997. — С. 15 — 37.
  32. С. Г. Учитель о себе и о своей профессии. Л.: Знание, 1988.-32 с.
  33. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски// Новое в науке и технике. Сер. Педагогика и психология / Сост. Н. Л. Селиванов. -М.: Знание, 1989. № 10. — 69 с.
  34. Всероссийское образование в переходный период: программа стабилизации и развития / Под ред. Э. Д. Днепрова, В. С. Лазарева, В. С. Собкина. М.: МО РСФСР, 1991. — 335 с.
  35. Т. Г. Становление педагогической позиции студента в условиях педагогического колледжа: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1997. — 18 с.
  36. . С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46 — 54.
  37. В. И. Основы теоретической педагогики: Уч. Пособие.- СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 1992. 154 с.
  38. Глоссарий (Автор-составитель В. И. Байденко) // Система профессионального образования в Российской Федерации: национальный доклад. М.: Нац. Обсерватория профессионального образования, 1998.-С. 86−100.
  39. Л. А. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования в модели «Училище колледжвуз» (на примере педагогических учебных заведений Ростовской области): Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.01.01. М., 1998. — 32 с.
  40. Т. Н., Шелгунов В. С. Колледж и вуз в системе непрерывного педагогического образования // Начальная школа. 1997. — № 12. -С. 6−8.
  41. Н. Л., Васильева С. В. Новые направления подготовки педагогических кадров в условиях реформирования российской школы // Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. М.: МГУП, 1999. — С. 121 — 125.
  42. В. В. О перспективах теории деятельности // Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. 1993. — № 2. — С. 25−31.
  43. Л. В. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории): Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1997. — 20 с.
  44. М. В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 168 с.
  45. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-336 с.
  46. Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 39 — 46.
  47. О. Инновационная школа вчера. Сегодня. Завтра // Народное образование. 1999. — № 7 — 8. — С. 212 — 215.
  48. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование. -1993.-№ 6.
  49. Инновационные процессы в образовании.П. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1997.-285 с.
  50. Инновационные процессы в педагогическом образовании: Материалы научно-практической конференции «Педагогические училища ь системе непрерывного образования: опыт, проблемы, перспективы». Часть 2. СПб.: ИОВ РАО. — 1996. — 143 с.
  51. Инновационные процессы в школах России: Сб. науч. трудов / Под. ред. И. Д. Чечель. М.: РИПКРО, 1996. — 89 с.
  52. Инновационные учебные заведения России: Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ / Под. ред. Э. М. Никитина. М.: РИПКРО, 1992. — 106 с.
  53. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  54. Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург XXI век», совместно с ЗАО «Пресс — Атташе», 1997. — 160 с.
  55. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  56. Т. И. Опыт и проблемы инновационных преобразований // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 10. — С. 21 — 24.
  57. Т. И. Педагогические колледжи и училища в системе непрерывного педагогического образования // Информационный бюллетень: Вып. 2 (19). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -С. 113−117.
  58. Т. И. Подготовка специалиста в колледже // Дошкольное воспитание. 1993. — № 5. — С. 80 — 82.
  59. Т. И. Роль и место педагогических колледжей и училищ в системе непрерывного педагогического образования // Преподаватель. 1999. — № 3.
  60. Т. И. Система среднего профессионального педагогического образования: проблемы и перспективы развития // Материалы Всероссийского совещания директоров педагогических училищ и колледжей. М., 1994. — С. 23 — 32.
  61. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  62. С. А. Подготовка дошкольных воспитателей в комплексе колледж вуз // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 69 — 74.
  63. И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с. 71 .Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  64. В. В. Непрерывное образование как целостная область педагогической деятельности // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 3 (РГПУ- УМО ОППО- ВГПУ). Волгоград: Перемена, 1994.-С. 59−63.
  65. В. Ю. О некоторых направлениях развития теории управления школой // Управление в образовании: Материалы Международного семинара. СПб.: Образование. — 1996. — С. 6 — 8.
  66. В. Ю. Четыре уровня школьного поиска // Народное образование. 1997. — № 1. — С. 12 — 14.
  67. КузьминаН. В. Методы исследовния педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 115 с.
  68. В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
  69. Л. И. Формирование ориентации на профессию учителя у учащихся педучилищ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. -Л., 1990. 19 с.
  70. О. Е. Управление процессом формирования региональных образовательных стандартов // Образовательные стандарты: Материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1995. -С. 27 — 30.
  71. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  72. . Т. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 18 — 24.
  73. В. Я. Инновационные процессы и наука. М., 1992.
  74. М. И. Региональный колледж: путь к интеграции // Народное образование. 1990. — № 5. — С. 59 — 66.
  75. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под. ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.-120 с.
  76. Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. — № 10. -С. 88−93.
  77. А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  78. Н. А., Бабаева Т. И. Основные направления подготовки специалистов на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитания // Непрерывное педагогическое образование. СПб.: Образование, 1993. — С. 15 — 20.
  79. А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9 — 15.
  80. От функционирования к развитию. Руководителю о развитии образовательного учреждения в вопросах и ответах. /Коллектив авторов/. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1999. — 185 с.
  81. Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. М.: Педагогика, 1975.-224 с. 93 .Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: Книга для учителей. СПб.: ЦПИ, 1993. — 136 с.
  82. Педагогическое училище в системе непрерывного образования: Материалы научно-практической конференции «Педагогические училища в системе непрерывного образования: опыт, проблемы, перспективы». СПб.: ИОВ РАО, 1996. — Часть 1.-146 с.
  83. Первоочередные меры по реализации программы переходного периода // Вестник образования. М.: Просвещение. — 1991. — № 3. -С. 2−15.
  84. Петербургская школа накануне 1993−94 учебного года. СПб.: Комитет по образованию, 1993. — 63 с.
  85. В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Советская педагогика. 1988. — № 11. -С. 48−54.
  86. М. М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 20 — 26.
  87. Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ // Вестник образования. М.: Просвещение, 1992. — № 10. -С. 25 — 88.
  88. Н. М., Семушина JI. Г. Проблемы интеграции высшего и среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 4. — С. 5 — 11.
  89. Ю9.Рубшшггейн С. Л. Основы общей психологии (Серия «Мастера психологии»). М.: изд-во «Питер», 1998. — 720 с.
  90. О.Рыбакова В. И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона: Дисс. в виде научного доклада .канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 1996. — 48 с.
  91. I .Самойленко П. И., Сергеев А. В. Развитие дидактики физики как инновационный процесс // Специалист. -1997. № 4. — С 28 — 31, — № 5.-С. 29−34.
  92. П. И. Системно-деятельностный подход к разработке и внедрению обобщенных технологий обучения // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 3. — С. 25 — 38.
  93. З.Сандер А. Н. Формирование профессиональной направленности учащихся педучилищ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. -Минск, 1990. 18 с.
  94. Н. В. О содержании педагогического образования в средней школе как части образовательного стандарта // Образовательные стандарты. Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1995.-С. 127−135.
  95. Н. В. Элементы педагогического образования на довузовском этапе обучения // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 1. СПб.: Образование, 1993. — С. 6 — 14.
  96. Нб.Семушина Л. Г., Байденко В. И., Васильева С. В. Колледж как вид среднего специального учебного заведения // Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ. М.: НИИВО: Вып.1,1994. — 44 с.
  97. Л. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки // Проблемынепрерывного образования: Обзор, информ. М.: НИИВО. Вып 1, 1993.-28 с.
  98. Л. Г., Ярошенко Н. Г., Зосимовский Л. В. и др. Проблемы учебных заведений-комплексов // Проблемы средней специальной школы: Обзор информ. М.: НИИВО. Вып. 3, 1991. — 52 с.
  99. В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  100. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М.: Роспедагентство, 1997. — 264 с.
  101. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224 с.
  102. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  103. А. Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. М&bdquo- 1992. — 17 с.
  104. Среднее профессиональное образование: Сб. основных нормативных документов / Сост. П. Ф. Анисимов, В. И. Байденко и др. М.: НМЦСПО, 1997.-416 с.
  105. Н. М. О некоторых условиях внедрения инноваций в образовательный процесс // Среднее профессиональное образование.- 1999.-№ 2.-С. 13−15.
  106. Структура инновационного процесса. М., 1991.
  107. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  108. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-хх гг. / Кур-лов В. Ф., Тумалев В. В. и др.- под ред. Смирновой Е. Э. СПб.: ГУПМ, 1995.-224 с.
  109. К. Д. Программа педагогики для специальных классов женских учебных заведений // Пед. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1988.Т. 2. — 381 с. 133 .Фишер М. И. Демократизация по-российски: снова в начале пути? // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 3 — 8.
  110. Формирование учебной деятельности студентов / Под. ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. — 240 с.
  111. О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под. ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  112. Н. М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: Монография. СПб, 1997. — 394 с.
  113. В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  114. В. Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Высшая школа, 1993. — 98 с.
  115. Т. И., Малинин А. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М., 1993. — С. 7 — 17.
  116. В. Г. Новое лицо средней специальной школы: противоречия и перспективы // Среднее специальное образование. 1990. — № 2.-С.2−3.
  117. Шю1яр А. X. Непрерывное профессиональное образование в инте-гративных структурах профессиональной школы (теория и практика). -Минск: НМУ, 1995. 136 с.
  118. А. И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 13−21.
  119. А. Ф., Черноглазкин С. Ю. О теоретических основах построения дидактической системы подготовки студентов к творчеству в профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 2. — С. 34 — 36- - № 4. — С. 42 — 45.
  120. Эффективная школа / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ЦПИ, 1995. — 108 с.
  121. О. А. Взаимосвязь учебно-познавательной и трудовой деятельности как фактор формирования ответственности подростков: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Л., 1990. — 20с.
  122. Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
  123. Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2. Сост. Журавлев И. К., Шубинский В. С. М., 1991.
  124. Н. Г., Коломенская А. Л. Колледж как инновационный вид образовательных учреждений среднего профессионального образования // Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. М.: МГУП, 1999. — С. 64 — 68.
Заполнить форму текущей работой