Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование музыкально-творческой активности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в той, что расширены имеющиеся теоретические представления о понятии «музыкально-творческая активность будущего воспитателя», понимаемое нами как формируемое личностное качество, проявляемое в музыкальной эрудиции, положительном эмоционально-оценочном отношении к музыкальной культуре, реализуемые в творческих умениях специалистаопределены творческие… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава I. Проблема формирования музыкально-творческой активности у будущего педагога дошкольного образования
    • 1. 1. Творческая активность как объект психолого- стр. 14−39 педагогических исследований
    • 1. 2. Теоретический анализ различных аспектов форми- стр.40−52 рования творчества дошкольника

    1.3. Педагогические условия и методика развития стр.53−66 музыкально-творческой активности у будущих воспитателей дошкольных учреждений на предметах музыкально-эстетического цикла в педагогическом колледже.

    Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкально-творческой активности у студентов педагогических колледжей.

    2.1. Задачи и организация экспериментального стр. 67−73 исследования

    2.2. Особенности первоначального уровня проявления стр. 74−87 музыкально-творческой активности у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей констатирующий этап).

    2.3. Методика формирования музыкально-творческой стр. 88−118 активности у студентов педагогических колледжей (формирующий этап).

    2.4. Динамика развития музыкально-творческой актив- стр. 119−126 ности у студентов, (контрольный этап эксперимента).

    Выводы стр. 127

Формирование музыкально-творческой активности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития творческой активности ввиду ее значимости для самореализации и духовного роста личности постоянно находится в поле пристального внимания исследователей психолого-педагогических наук.

Эффективность развития творческой активности у студентов педагогических колледжей и ВУЗов зависит от организации обучения, создания соответствующих педагогических условий, направленных на стимуляцию творческих проявлений личности, с учетом индивидуально-психологических различий (А.П.Аристова, Л. С. Выготский, А. Е. Дмитриев, А. Н. Леонтьева, П. И. Пидкасистый, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Б. М. Теплов, Т.И.Шамова).

Развитие творческой активности у студентов педагогических колледжей и ВУЗов рассматривается исследованиями в русле проблемы подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности в дошкольных учреждениях и школе. Большое значение придается формированию у студентов определенных профессионально-педагогических умений (О.В.Драгунова, И. Ю. Ерофеева, У. Ш. Ибрагимова, Л. В. Поздняк, К. Е. Прахова, Л. Г. Семушина, В.И.Ядэ-шко), среди которых особо выделяются творческие.

Они включаются в понятие профессионально-педагогической готовности будущего специалиста к работе с детьми.

Деятельность многих исследователей музыкально-педагогической науки посвящена вопросу рассмотрения теоретико-методических основ подготовки студентов к руководству музыкально-эстетическим воспитанием детей.

Исследовались проблемы развития музыкальной культуры будущего педагога (3.И.Гладких, Л. Н. Предтеченская, О. П. Радынова, Л.А.Рапацкая), адекватного восприятия музыки (Т.Г.Благинина,.

Э.К.Добровецкая, И. Е. Молоствова, О. П. Радынова, Г. М.Цыпин) и творческой активности будущих педагогов в процессе изучения отдельных музыкальных дисциплин: фортепиано (Н.Л.Белая, Я. Бирзкопз, О.В.Воробьева), дирижирования (Л.А.Безбородова, Э.К.Сэт), сольфеджио (М.Картавцева), полифонии (Л.М.Грибанова), композиции (Ю.М.Алиев) — взаимодействия музыкальных дисциплин в творческом процессе обучения студентов (Л.Г.Арчажникова, Э. У. Гуцало, В. В. Ищук, Г. И.Шевченко) — взаимодействия искусств (С.В.Громакова, Н. Л. Дьячкова, Н.И.Смаковская) — управления образовательной деятельностью студентов на основе моделирования педагогических ситуаций (Т.Н.Таранова), создания особого развивающего педагогического пространства (С.В.Конкевич), взаимодействия теории и практики в обучении (Е.А.Дубровская) — развития педагогической рефлексии (А.М.Гальберштам, Н.Б.Крашенинникова) и др.

Проблема формирования творческой активности будущего воспитателя дошкольных учреждений на основе приобщения к музыкальной культуре в педагогических колледжах исследована недостаточно.

Предъявляемые современным обществом требования к музыкально-эстетическому воспитанию детей включают в себя формирование основ музыкальной культуры дошкольников. В связи с этим современному воспитателю необходимо понимать язык музыкального искусства, уметь раскрыть красоту музыки и ее своеобразие детям, пробуждая их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность).

В дошкольной психолого-педагогической науке творческая активность рассматривается в связи с продуктивной деятельностью, конечный результат которой имеет определенное ценностное значение для субъекта (А.Н.Давидчук, А. В. Запорожец, Т. В. Кудрявцев, А. П. Усова, Е.А.Флерина).

В исследованиях в области дошкольной музыкальной педагогики отмечается сензитивность дошкольного возраста в плане развития художественного творчества ребенка: определены этапы формирования детского творчества (Н.А.Ветлугина), разработаны эффективные методы и приемы формирования детского творчества в разных видах музыкальной деятельности (С.П.Акишев, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Е. Ф. Корой, О. П. Радынова, А. И. Шелепенко, С. М. Шоломович, А.И.Ходькова).

Многие исследователи усматривают связь творчества с ценностным отношением к музыкальной культуре и собственной деятельности (Р.А.Егорова, И. В. Груздова, О. П. Радынова, С. А. Фадеева, А. И. Ходькова, Н.А.Чичерина).

Проблеме формирования основ музыкальной культуры детей и подготовки специалистов музыкантов в ВУЗе для осуществления этой задачи посвящено исследование О. П. Радыновой.

Исследователями отмечается, что в юношеском периоде развития личности, на который приходится профессиональное становление будущего воспитателя, наблюдается особая чувствительность и восприимчивость к искусству (Ш.Бюлер, Л. С. Выготский, И. Кон, С. Л. Рубинштейн, А. Толстых, Э. Шпрангер).

Творческая активность считается одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры (3.И.Гладких, О. П. Радынова, Л.А.Рапацкая). Поэтому исключительно важна роль культуры, культурного окружения в общем процессе амплификации сложного противоречивого внутреннего мира и духовного опыта студента педагогических колледжей и ВУЗов.

Однако, в настоящее время не выделены педагогические условия, не определены ведущие умения и не разработана методика формирования творческой активности у будущих воспитателей дошкольных учреждений на предметах музыкально-эстетического цикла в педагогических колледжах. Этим обусловлена актуальность и своевременность исследуемой проблемы.

Анализ практики по исследуемому вопросу свидетельствует о трудностях в работе дошкольных учреждений. Основная причина, порождающая эту ситуацию — недостаточный уровень профессионально-методической компетентности воспитателей в руководстве детским музыкальным творчеством, в том числе и их культурно-эстетической информированности.

Таким образом, наблюдается ПРОТИВОРЕЧИЕ между высокими требованиями к уровню развития музыкальной и общей духовной культуры специалистов, в том числе и музыкально-творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, и недостаточной разработанностью педагогических условий и методики формирования музыкально-творческой активности у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей.

На основании противоречия была сформулирована ПРОБЛЕМА исследования: каковы педагогические условия и методика формирования музыкально-творческой активности у студентов дошкольных отделений педагогических колледжей?

Решение данной проблемы определило ЦЕЛЬ исследования.

ОБЪЕКТ исследования, педагогический процесс, ориентированный на формирование музыкально-творческой активности у студентов педагогических колледжей на предметах музыкально-эстетического цикла.

ПРЕДМЕТ исследования: выявление педагогических условий и разработка методики формирования музыкально-творческой активности студентов.

В основу исследования была положена следующая ГИПОТЕЗА:

Музыкально-творческую активность студентов дошкольных отделений педагогических колледжей мы рассматриваем как формируемое личностное качество, проявляющееся в музыкальной эрудиции и положительном эмоционально-оценочном отношении к музыкальной культуре, реализуемое в профессиональной деятельности специалиста в творческих умениях осознавать особенности музыкальной речи в выражении определенного музыкально содержания, свободно оперировать музыкальными впечатлениями, создавать выразительные музыкальные образы и руководить музыкально-творческой деятельностью детей.

Формирование музыкально-творческой активности у студентов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

— накопление опыта музыкального восприятия;

— овладение музыкально-образовательными знаниями;

— поэтапное применение системы творческих заданий, стимулирующих профессиональную компетентность будущего педагога в руководстве различными видами музыкально-творческой деятельности детей.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

— уточнить содержание понятия «музыкально-творческая активность воспитателя дошкольных учреждений»;

— выявить педагогические условия развития музыкально-творческой активности у студентовразработать методику формирования музыкально-творческой активности у будущего воспитателя на предметах музыкально-эстетического цикла в условиях педагогического колледжа;

— определить критерии проявления музыкально-творческой активности у воспитателя дошкольного образования;

— экспериментально проверить эффективность выделенных нами педагогических условий и методики формирования музыкально-творческой активности у студентов.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились теоретические положения философии, эстетики, психологии, педагогики о личности как высшей ценности развития общества и субъекта деятельности (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — о сензитивности юношеского возраста к педагогическому воздействию, направленному на формирование творческой активности (Д.Б.Богоявленская, Ш. Бюлер, И. Кон, Н. С. Лейтес, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) — определяющей роли эмоций, мышления, воображения в продуктивной деятельности (Б.В.Асафьев, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, Б. ЛЛворский) — сущности искусства как духовной ценности и его гуманистической направленности (Л.С.Выготский, Д. Б. Кабалевский, А. Н. Малюков, О.П.Радыно-ва, О. Вундт) — о значении мыслительных и личностных качеств в процессе формирования творческой активности в разных видах деятельности (Д.Б.Богоявленская, Дж. Гилфорд, А. Н. Лук, А.М.Матю-шкин, Р. Торранс).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие МЕТОДЫ исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, тест-задания, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).

В эксперименте участвовало 84 студента: 42 — в экспериментальной группе и 42 — в контрольной.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998;1999гг) — поисково-теоретический. Он включал теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования. Были определены цель, предмет, гипотеза, задачи, методология и методика опытно-экспериментальной работы. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого были разработаны критерии и выявлены уровни проявления музыкально-творческой активности педагога дошкольного образованияобработаны результаты анкетирования, выявляющие готовность будущего воспитателя к музыкально-творческой деятельности с детьми.

Второй этап (1999;2000гг) — опытно-экспериментальный. Подготовлен и проведен формирующий эксперимент: определены педагогические условия формирования музыкально-творческой активности студентов на музыкально-эстетических дисциплинахразработана и апробирована методика, включающая программу основ п 3 музыкальной импровизации, серию развивающих заданий. г.

В ходе опытно-экспериментальной работы уточнялась гипотеза, корректировалось содержание и технология эксперимента.

Третий этап (2000;2001гг) — заключительно-обобщающей. Проведен контрольный эксперимент. Обработаны его результаты. Обобщены и систематизированы экспериментальные данные исследования. Сформулированы основные выводы, результаты внедрены в практику образовательного процесса.

Научная новизна заключается в том, что обоснованы теоретические положения об особенностях развития музыкально-творческой активности в юношеском возрасте на основе приобщения к музыкальной культуреполучены новые данные о влиянии развития музыкально-творческой активности на процесс формирования музыкальной и общей духовной культуры личностиразработана научно-обоснованная эффективная методика, включающая в себя систему усложняющихся творческих заданий и методов, направленных на поэтапное развитие музыкально-творческой активности студентовраскрыты возможности для дальнейшего исследования проблемы развития музыкально-творческой активности детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в той, что расширены имеющиеся теоретические представления о понятии «музыкально-творческая активность будущего воспитателя», понимаемое нами как формируемое личностное качество, проявляемое в музыкальной эрудиции, положительном эмоционально-оценочном отношении к музыкальной культуре, реализуемые в творческих умениях специалистаопределены творческие умения (осознавать особенности музыкальной речи в выражении определенного музыкального содержания, свободно оперировать музыкальными ^ ч впечатлениями, создавать выразительные музыкальные образы, руководить музыкально-творческой деятельностью детей) необхог * S димые для развития музыкально-творческой активности студентовг ¦ j выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования музыкально-творческой активности студентов накопление опыта музыкального восприятия, овладение музыкально> образовательными знаниями, поэтапное применение системы творческих заданий, стимулирующих профессиональную компетентность будущего педагога в руководстве разными видами музыкально-творческой деятельности детей) — разработаны критерии, показатели, свидетельствующие об уровне проявления музыкально-творческой активности воспитателя.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет повысить эффективность формирования музыкально-творческой активности студентов и детей дошкольного возраста.

Исследование сопровождалось разработкой и апробацией новой программы спецкурса «Основы музыкальной импровизации», методических пособий для студентов («Импровизация как метод формирования творческой активности студентов педагогических колледжей», «Формирование музыкально-творческой активности студентов на музыкально-эстетических дисциплинах в педагогическом колледже») и воспитателей («Музыкально-дидактические игры как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей»), использование которых может быть полезно практикам в совершенствовании педагогического процесса по музыкально-эстетическому воспитанию и обучению.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании музыкально-эстетических дисциплин в педагогических колледжах и ВУЗах, а также в институтах повышения квалификации работников t образования. f.

ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБОСНОВАННОСТЬ выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики и музыкознанияприменением методов, адекватных цели и задачам исследованияположительными результатами экспериментального исследования и их воспроизводимостью в других учреждениях среднего и высшего звеньев образования.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы исследования представлялись нами на научно-практической конференции «Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы» в Москве, на областных научно-практических конференциях в Нижнем Новгороде.

Основные положения диссертационного исследования были использованы при ведении курсов «Музыка», «Индивидуальное обучение игре на инструменте», «Методика музыкального развития» в педагогическом колледже Дзержинска, а также при проведении лекций на курсах повышения квалификации педагогов дошкольного образования Нижегородской области. Результаты исследования внедрены в практику работы педагогических колледжей г. Дзержинска и Нижнего Новгорода, дошкольных учреждений Нижегородской области и общеобразовательных школ города Дзержинска.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Музыкально-творческая активность студентов дошкольных отделений педагогических колледжей мы рассматриваем как формируемое личностное качество, проявляющееся в музыкальной эрудиции и положительном эмоционально-оценочном отношении к музыкальной культуре, реализуемое в профессиональной деятельности специалиста в творческих умениях осознавать особенности музыкальной речи в выражении определенного музыкального содержания, свободно г оперировать музыкальными впечатлениями, создавать выразительные музыкальные образы и руководить музыкально-творческой деятельностью детей.

2. Эффективность формирования музыкально-творческой активности студентов обеспечивается педагогическими условиями, сущностью которых является накопление опыта музыкального восприятия, овладение музыкально-образовательными знаниями, поэтапное применение системы творческих заданий, стимулирующих профессиональную компетентность будущего педагога в руководстве различными видами музыкально-творческой деятельности детей.

3. Разработанная методика формирования музыкально-творческой активности студентов, включающая в себя усложняющиеся задания по осознанию и использованию мелодического развития, гармонических функций, типов фактуры, разновидностей музыкальной формы, жанров, основанная на комплексе методов (контрастного сопоставления, уподобления характеру звучания музыки, беседы, идентификации, спонтанной актуализации полученных знаний, вариативного поиска полихудожественных аналогов), способствует повышению общего уровня профессионально-методической готовности будущего воспитателя к музыкально-творческой работе с детьми.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения. Двух глав, выводов, библиографии и приложения.

выводы.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Изучение особенностей развития музыкально-творческой активности позволяет утверждать, что ее развитие в юношеском возрасте является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал музыкальной и общей духовной культуры личности.

Музыкально-творческая активность будущего воспитателя дошкольных учреждений представляет собой формируемое личностное качество, проявляющееся в музыкальной эрудиции положительном эмоционально-оценочном отношении к музыкальной культуре, реализуемое в профессиональной деятельности специалиста в творческих умениях осознавать особенности музыкальной речи в выражении определенного музыкального содержания, свободно оперировать музыкальными впечатлениями, создавать выразительные музыкальные образы и руководить музыкально-творческой деятельностью детей.

2. Исследование позволило выявить и подтвердить следующие педагогические условия, необходимые для развития музыкально-творческой активности как личностного качества у студентов юношеского возраста:

— накопление опыта музыкального восприятия;

— овладение музыкально-образовательными знаниями;

— поэтапное применение системы творческих заданий, стимулирующих профессиональную компетентность будущего педагога в руководстве различными видами музыкально-творческой деятельности детей.

3. Разработанная в ходе экспериментального исследования, научно-обоснованная методика, включающая в себя поэтапную систему усложняющихся творческих заданий, показала эффективность в процессе формирования музыкально-творческой активности студентов.

Эта система включала в себя методы (контрастного сопоставления, уподобления характеру звучания музыки, беседы, идентификации, спонтанной актуализации полученных знаний, вариативного поиска полихудожественных аналогов, игровой), задания по осознанию особенностей музыкальной речи (разных метро-ритмических интонаций, типов фактуры, способов мелодического развития, гармонических функций, разновидностей музыкальной формы, жанров) и целесообразному их использованию в творческих работах студентов.

4. В ходе исследования были определены критерии музыкально-творческой активности будущего воспитателя дошкольных учреждений, которыми являются музыкальная эрудиция, положительное эмоционально-оценочное к музыкальной культуре, качество творческой продукции, методическая компетентность в организации руководства разными видами музыкально-творческой деятельности детей.

5. Полученные экспериментальные данные показали, что студенты, начинающие обучение в педагогическом колледже, не владели опытом восприятия высокохудожественных образцов музыкальной культуры, не имели необходимого запаса музыкально-образовательных знаний и творческих навыков. Разработанная в ходе экспериментального исследования методика, построенная с учетом усложнения репертуара и нарастания самостоятельности студентов при осознании музыкального образа, использованная на разных музыкально-эстетических дисциплинах, дала возможность заинтересовать каждого студента произведениями музыкальной классики, помогла понять ее благотворную роль в общем музыкальном воспитании детей, позволила развить музыкальную эрудицию и творческие умения будущих воспитателей, образную речь, способствовала повышению общего уровня профессионально-методической готовности к музыкально-творческой работе с детьми.

Наиболее ярко позитивные изменения выразились в развитии творческих умений: различать особенности музыкальной речи (от поверхностных, примитивных суждений к более глубоким и развернутым, отражающим собственную эстетическую позицию и положительное эмоционально-оценочное отношение к произведению), оперировать музыкальными впечатлениями (от минимального запаса опыта музыкального восприятия к обширному и разнообразному), создавать музыкальные образы (от примитивных к выразительным и оригинальным).

Студенты экспериментальной группы показали не только качественно новый уровень отношения к музыкальной культуре, они стали проявлять восприимчивость к смежным видам искусства, прекрасному в окружающей жизни. От сокурсников они отличались логичностью музыкального мышления, большей сосредоточенностью и устойчивостью внимания при восприятии музыки, выразительностью и оригинальностью создаваемых музыкальных импровизаций.

Данная работа не исчерпывает решения проблемы развития музыкально-творческой активности у студентов педагогических колледжей.

Перспективы исследования мы видим в изучении подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми реабилитационных групп: влияние музыкально-творческой активности на общую гармонизацию эмоционально-волевой сферы детей, развития гибкости мышления будущих педагогов дошкольных учреждений при разработке коррекционно-развивающих технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции: Дис. .канд. пед. наук. М., 1992 г. — 175с.
  2. А. Парадоксальный мир искусства // Эстетические очерки: Избранное. М.: Музыка, 1980 г. с.72−191.
  3. Е.В. Подготовка учителя к самореализации в педагогической деятельности: Автореферат. Дис.. пед. наук. М., 1994 г. 16с.
  4. Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996 г. -153с.
  5. О. Музыка и воспитание творческой личности // Музыкальное воспитание в школе. М., 1975 г. Вып. 10 с.20−26.
  6. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: 2-е изд-е. Л.: Музыка, 1973 г. 142с.
  7. М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974 г. с.49−71.
  8. Л.Г. Профессия учитель музыки. М.: Просвещение, 1984 г.-111с.
  9. Ю. Вопросы эстетики и поэтики: изд-е 2-е, доп-е. М.: Современник, 1977 г.-398с.
  10. Л.А. О музыкальном воспитании в СССР: Вместо введения // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. I. М.: Сов. комп-р, 1997 г.-с.5−57.
  11. E.JI. Особенности эмоционального состояния креативных детей: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999 г. -838с.
  12. JI.A. Музыкально-познавательные задачи как средство формирования слушательской культуры старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1981 г. 185с.
  13. JI.A. Дирижирование. М.: Флинта, 2000 г. 214с.
  14. H.JI. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогического факультета педагогических вузов в процессе индивидуального обучения: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1985 г. 16с.
  15. И.Ю. Творческая активность будущего специалиста: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Харьков, 1990 г. -16с.
  16. О.Л. Роль музыкального критика в формировании слушательской оценки // Методологические вопросы теоретического музыкознания. М.: Изд-во Ин-та им. Гнесиных, 1975 г. с.71−84.
  17. Т.Г. Подготовка будущего учителя музыки к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995 г. 188с.
  18. В. Природа и структура художественного восприятия. // Эстетические очерки. Вып. 4. М.: Музыка, 1977 г. с. 114 — 152.
  19. В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978 г.-329с.
  20. Богоявленская Д. О путях к творчеству /Психологические заметки/ // Наука и жизнь. М., 1970 г. № 2 с. 116 — 121.
  21. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал. М., 1995 г. № 5 с. 49 -58.
  22. Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. М., 1999 г. № 2 с. 35 — 42.
  23. И.JI. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1966 г. 460с.
  24. Р. Вещественность знака как фактор художественного воздействия // Эстетические очерки: Избранное. М.: Музыка, 1980 г. -с.156 171.
  25. Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001 г. -16с.
  26. И.С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента дирижера: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983 г. — 20с.
  27. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966 г. 396 г.
  28. Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988 г. 174с.
  29. О.В. Формирование готовности к музыкально-исполнительской деятельности у будущих учителей начальных классов /на материале первичного музыкального обучения студентов педагогических вузов/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997 г. 183с.
  30. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1972 г.-149с.
  31. Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психол. М., 1987 г. № 7 -с. 135−139.
  32. Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972 г. 287с.
  33. Н. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980 г. с. 229 — 243.
  34. Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1984 г. 207с.
  35. М.Я. Формирование опыта творческой деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки // Подготовка учителя начальных классов к творческой деятельности: М-лы межвузовской научно-практ. пед. конференции. М., 1993 г. с. 5 — 10.
  36. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: 3-е изд. М.: Просвещение, 19 991 г. 93с.
  37. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999 г.-53с.
  38. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987 г. -344с.
  39. О.М. Подготовка студентов педагогического колледжа к работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук, М, 2000 г. -219с.
  40. A.M. Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов: Дис.. канд. пед. наук. М., 2001 г. 133с.
  41. П.Л. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд. во Моск. Ун-та, 1985 г. 85с.
  42. П.Л. Введение в психологию. М.: Ун-т, 2000 г. 329с.
  43. Л.М. Некоторые системно-структурные категории в музыковедческом анализе // Методологические вопросы теоретического музыкознания. М.: Изд-во ун-та им. Гнесиных, 1975 г. с. 129 — 157.
  44. З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992 г. 175с.
  45. А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1989 г. -45с.
  46. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Д.: Наука, 1991 г. 269с.
  47. JI.M. Активизация продуктивной деятельности студентов как средство развития полифонического мышления: /В курсе полифони на музыкально-педагогическом факультете/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996 г. 169с.
  48. А.А. Воспитание творческой активности у детей 4−7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988 г. 16с.
  49. О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2000 г. 23с.
  50. С.В. Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994 г. 175с.
  51. И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998 г.-16с.
  52. К.М. Типы интеллекта в психологии // Вопросы психол. М., 1980 г. № 2-с. 53−64.
  53. JI.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психол. М., 1991 г. № 6-с.14−20.
  54. Э.У. Творческое развитие будущих учителей начальных классов в процессе музыкального обучения: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988 г.-232с.
  55. С. Формирование творческой личности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Куляб, 1990 г. 18с.
  56. Ю.Н. Эстетика нигилизма. М.: Искусство, 1975 г. 266с.
  57. Л. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской // Музыкальное воспитание в школе. М., 1985 г. Вып. 16-C.46−71.
  58. А.Л. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных училищах (колледжах) на современном этапе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995 г. 166с.
  59. Э. О композиционном процессе // Эстетические очерки: Избранное. М.: Музыка, 1980 г. с. 242 — 253.
  60. И.Л. Формирование предпосылок к первоначальным музыкально-творческим проявлениям // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972 г. с. 153 — 173.
  61. А.Е. Обучение умениям и навыкам в системе урока: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1955 г. 265с.
  62. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе саморазвития начального обучения: Дис.. докт. Пед. наук. М.: 1978 г. -381с.
  63. Е.Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990 г. 16с.
  64. Э.В. Формирование музыкально-аналитических умений у учащихся средних специальных учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989 г. 255с.
  65. Л.Я., Ковалева Т. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопр. Психол. М., 1999 г. № 2-с.Ю1 -106.
  66. О.В. Формирование организаторских умений у учащихся дошкольных педагогических училищ во внеклассной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990 г. 16с.
  67. Е.А. Практические занятия по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей»: Учебное методическое пособие. М.: Просвещение, 1986 г. 47с.
  68. О.М. О соотношении речевых и образных средств при решении задач на воображение // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1988 г. № 2 с. 23 — 27.
  69. Н.Л. Формирование эстетической культуры студентов педагогических вузов средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000 г.-17с.
  70. Р.А. Воспитание эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся дошкольных отделений педагогических училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986 г. 25с.
  71. Г. Категория «банальное» и ее место в художественной критике // Эстетические очерки: Избранное. М.: Музыка, 1980 г. -с.192 215.
  72. И.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факультета дошкольного воспитания: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986 г. -232с.
  73. Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000 г. 20с.
  74. Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся (на факультативных занятиях поизобразительному искусству): Дис.. канд. пед. наук. М., 2000 г. -187с.
  75. . Современный симфонический тематизм: Вопросы мелодических структур и полифонических предпосылок // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. комп-р, 1982 г.-с.108- 157.
  76. Е.Н. Соотношение творческой и специальной одаренности в различных возрастных группах учащихся музыкальных школ // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991 г. № 1 -с.39−41.
  77. JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975 г. 440с.
  78. М.Б., Лысова В. Я. Спортивные праздники развлечения для дошкольников. М., 1999 г.
  79. И. По следам веснянки и фортепианного концерта П.Чайковского. Л.: Музыка, 1987 г. 123с.
  80. У.Ш. Формирование у студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985 г. -24с.
  81. М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972 г. 426с.
  82. Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985 г. 192с.
  83. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Наука, 1983 г. 164с.
  84. М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. М.: Просвещение, 1978 г. 68с.
  85. Т.С. Занятия по изодеятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1978 г. 191с.
  86. Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Мнемозина, 1995 г. 160с.
  87. Г. Избранные статьи. М.: Сов. комп-р, 1972 г. 265с.
  88. Ю. Импровизация путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. комп-р, 1985 г. — с.252 -257.
  89. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994 г.-339с.
  90. Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980 г. -18с.
  91. С.В. Модель методического обеспечения развития дошкольников в условиях непрерывного педагогического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000 г. -23с.
  92. Г. С. Формирование первоначальных знаний о гармонии в творческой деятельности младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Свердловск, 1980 г. 174 с.
  93. Е.Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988 г. 16 с.
  94. Н.В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997 г.-198 с.
  95. М.И. Влияние внимания на успешность твореческого мышления младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997 г. -176 с.
  96. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996 г.-156 с.
  97. С.В. Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. М., 2000 г.-233 с.
  98. Н.Б. Развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2000 г. -210 с.
  99. В.А. Психология. М.: Педагогика, 1980 г. 345 с.
  100. В.А. Подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроках музыки: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000 г. 144с.
  101. Н.Ф. Творческие способности как одна из детерминант проявления юмора в разные возрастные периоды // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990 г. № 21 -с.52−55.
  102. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис.. доктор. Психол. наук. Л., 1965 г.-39с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: 2-е изд. М.: Политиздат, 1988 г. 302с.
  104. И.Я. Диагностические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 г. 186с.
  105. Н.Н. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на занятиях композицией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998 г. -16с.
  106. А.Ф. Античная философия истории. М.: Искусство, 1977 г. -203с.
  107. Лук. А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978 г. 125с.
  108. Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996 г. 252с.
  109. Л. Исследования о Шопене. М.: Сов. комп-р, 1971 г. -245с.
  110. JI. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. комп-р, 1982 г.-324с.
  111. Н.В. Творческая деятельность будущего учителя начальных классов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998 г. 16с.
  112. С. Ранее обучение гармонии путь к детскому творчеству // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. комп-р, 1985 г. -с. 179−236.
  113. Ф. Экспериментальная работа на уроках сольфеджио в специальной средней музыкальной школе // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. комп-р, 1985 г. с.301−355.
  114. С.Я. О методе анализа контекста в музыке // Методологические вопросы теоретического музыкознания. М.: Изд-во Ин-та им. Гнесиных, 1975 г. с. 86 — 128.
  115. A.M. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1972 г. 208с.
  116. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975 г. 368с.
  117. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980 г. с. 178 -194.
  118. В.О. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980 г. с. 195 — 228.
  119. В.В. О художественной мотивированности пропорций музыкального произведения // Методологические вопросы теоретического музыкознания. М.: Изд-во Ин-та им. Гнесиных, 1975 г. с. 158 — 172.
  120. Мелик-Пашаев А. А. Способности младших школьников к «эстетическому обобщению» // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990 г. № 2 с. 48 — 51.
  121. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1995 г. 142с.
  122. И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе ВУЗовской подготовки учителя музыки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998 г. 17с.
  123. С. Из истории массового музыкального воспитания. Б. Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. М., 1977 г. Вып. 2 -с.75−85.
  124. Е.В. Логика музыкальных композиций. М.: Музыка, 1982 г. -303с.
  125. Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980 г. — с.91 — 111.
  126. Назайкинский Е. В, О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972 г. 383с.
  127. Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980 г. с. 195 — 228.
  128. Э.К. Взаимосвязь творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками: Автореф. дис.. канд. педл. Наук. М., 2000 г. 16с.
  129. Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Просвещение, 1972 г. 151с.
  130. В.Ю. Теория музыкального мышления и проблемы целостности в музыке II Методологические вопросы теоретического музыкознания. М.: Изд-во Ин-та им. Гнесиных, 1975 г. с. 173 — 231.
  131. Л.Н. Формирование педагогического творчества у студентов факультета дошкольной педагогики и психологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000 г. 20с.
  132. В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997 г. -379с.
  133. В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 2000 г. -175с.
  134. JI.B. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 1984 г.-203с.
  135. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976 г. 274с.
  136. К.Е. Педпрактика в процессе формирования у студентов профессионально-педагогических умений старшего воспитателя дошкольного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985 г. -16с.
  137. М.М. Философская метафора экологической эпохи. Нижний Новгород.: Изд-во Нижегородск. Ун-та им. Лобачевского, 1995 г.-239с.
  138. Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческом процессе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978 г. 16с.
  139. О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 т. М.: Владос, 1997 г. -608с.
  140. О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Владос, 1998 г. 223с.
  141. О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов «дошкольного воспитания» педагогических институтов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985 г. -23с.
  142. О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1999 г. 52с.
  143. О.П. Программа «Музыкальные шедевры». М.: Гном, 2000 г. 16с.
  144. В.М. Эстетический идеал и музыкальное искусство. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994 г. 78с.
  145. Рапацкая J1.A. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1991 г. 35с.
  146. С.Х. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. Избранное. М.: Музыка, 1975 г. с. 63 — 102.
  147. Г. С. Уроки музыки в начальных классах. М.: Просвещение, 1979 г. 157с.
  148. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М., 1973 г. -423с.
  149. З.В. Некоторые условия развития творческих способностей в классе основного инструмента // Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. Ярославль: Изд-во Я111И, вып. № 63,1982 г. c. l 1 — 17.
  150. Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973 г. с. 137 — 185.
  151. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991 г. -24с.
  152. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973 г. -440с.
  153. А.Г. Подготовка студентов педагогических ВУЗов к использованию различных видов искусств в воспитании учащихся. Ташкент, 1985 г. 17с.
  154. Н.И. Развитие художественного восприятия у студентов педагогических колледжей: Дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2000 г. 200с.
  155. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. комр-р, 1983 г. 304с.
  156. Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. М.: Знание, 1985 г. -413с.
  157. М.Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке /опыт постановки проблемы/ // Проблемы традиций и новаторства в современной советской музыке. М.: Сов. комп-р, 1982 г.-с.50−51.
  158. Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992 г. -207с.
  159. В.В. Формирование готовности учителя к профессионально-творческому самоопределению в педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000 г. 16с.
  160. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1993 г.-31с.
  161. .М. Психология музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1947 г. 335с.
  162. Т.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000 г. 274с.
  163. А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981 г. -171с.
  164. С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001 г.-18с.
  165. В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. комп-р, 1983 г.-268с.
  166. Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыки. М.: Сов. комп-р, 1982 г. с. 52 — 104.
  167. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дис.. канд. пед. наук. М., 1977 г. 361с.
  168. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984 г.-174с.
  169. Н.А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5−6 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987 г. 17с.
  170. Г. И. Развитие творческой активности студентов факультета начальных классов в процессе музыкальной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988 г. 16с.
  171. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис.. док-pa пед. наук. Киев, 1986 г.-48с.
  172. С.М. Формирование восприятия у детей 6−7 летнего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971 г. 21с.
  173. Н.Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991 г. № 1 с. 44 — 50.
  174. Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности. Монография. Нижний Новгород, 2000 г. 123с.
  175. Е.И. Индивидуальные особенности развития творческого мышления у младших школьников при специальном обучении // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991 г. № 2 с. 34 — 39.
  176. Е. От словесной имитации к симфонизму /принципы музыкальной композиции в поэзии/ // Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973 г. -С.186- 280.
  177. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Афтореф. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1984 г. 32с.
  178. В.И. Подготовка студентов по предметам эстетического цикла // Дошкольное воспитание. М., 1981 г. № 1 с. 61 — 66.
  179. И.С. Основные направления исследований образного мышления в психологии // Вопр. психол. М., 1985 г. № 5 с. З — 29.
  180. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979 г. 144с.
  181. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964 г. 86с.
  182. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971 г. 46с.
  183. E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопр. психол. М., 1994 г. № 5 с. 37 — 42.
  184. Яковлева E. JL, Аминов Н. А. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991 г. № 1 с. 34 — 39.
Заполнить форму текущей работой