Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление процессом формирования профессиональной направленности студентов университета на этапе пропедевтического обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из наиболее перспективных путей приобщения студентов к творческой деятельности является проблемное обучение (М.В. Квашин, И.Л. Jlep-нер, С. Н. Магистонский, М. И. Махмутов, Н. М. Таланчук, X. Карсон (Голландия), В. Квинберг (Германия), М. Фишер (Польша) и др.). Теоретические и практические аспекты организации проблемного обучения достаточно хорошо изучены. По мнению исследователей Дж… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Состояние проблемы формирования профессиональной направленности студентов в теории и практике работы высшей школы
    • 1. 2. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов
    • 1. 3. Модель управления процессом формирования профессиональной направленности студентов университета в условиях модернизации Российского образования
  • Выводы по теоретической главе исследования
  • ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗа
    • 2. 1. Цель, задачи и методы организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика формирования профессиональной направленности студентов младших курсов
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов исследования, их интерпретация
  • Выводы по практической главе исследования

Управление процессом формирования профессиональной направленности студентов университета на этапе пропедевтического обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Будущее России в решающей степени зависит от того, удастся ли новому, молодому поколению россиян овладеть основами культуры демократических отношений, стать людьми общественно-активными, хорошо разбирающимися в экономике, усвоившими принципы функционирования демократических институтов, знакомыми с основами права, рыночной экономики и бизнеса, хорошо знающими историю своей страны и своего народа, знакомыми с важнейшими ценностями национальной и мировой культуры. Между тем, стройная, продуманная система формирования профессиональной направленности студентов, выявления и обучения талантливой молодежи в сфере управления, в нашей стране только нарождается. Об этом все ещё мало заботятся вузовские программы, этому почти не уделяют внимания телевидение, радио, печатные средства массовой информации, общественные и государственные политические организации (141, с. 16)1.

Сегодняшнее своеобразие и новизна проблемы формирования профессиональной направленности студентов связаны не только со сменой идеологических парадигм и возникновением идейного вакуума. Они обусловлены и тем обстоятельством, что, как это стало совершенно очевидно культура отношений и поведение граждан определяется не только экономическим бытием, но и усвоенной человеком системой духовно-нравственных ценностей.

Формирование и освоение этой системы ценностей не может осуществляться стихийно. Это происходит в рамках сознательно-воспитательной деятельности (Т.В. Брукин, Г. М. Иващенко, Н. Д. Никандров, М. И. Рожков и др.).

Современному обществу нужен эрудированный специалист, с творческим складом мышления, глубоко понимающий свой профессиональный долг, харак.

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. теризующийся высоким уровнем общей культуры, профессионального мастерства, научным мировоззрением, развитыми образовательными потребностями и интересами, социальной и профессиональной мобильностью, соответствующей требованиям общества основанного на рыночной экономике. Формирование этих качеств зависят от понимания студентами и преподавателями требований, предъявляемых к специалисту развивающимся производствомценностных профессиональных ориентацийустановки на профессиональную деятельностьналичия интересов и потребностей в познавательной и профессионально-практической деятельности.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ педагогической теории и практики показывает, что направленность формируется в деятельности. Это отмечают многие авторы С. Ф. Анисимов (4), Г. А. Вар-танян и Е. С. Петров (18), М. Н. Донцов (39), А. В. Жуганов (47), З. Ф. Калмыкова (59), В. Г. Максимов (107), А. С. Прутченков (143). Деятельность побуждается интересами, мотивами и потребностями. Интересы и потребности регулируются не только сознанием. Поэтому потребности могут осознаваться личностью, и тогда они становятся внутренним побудителем к действию. Как пишет С.Я. Ба-тышев, учебно-профессиональная деятельность становится мощным фактором качественной подготовки специалиста (12, с. 19). Важна та работа, которая связана с будущей профессиональной деятельностью студента. Это особенно подчеркивали А. П. Беляева, Н. В. Дружинин, А. Г. Здравомыслов, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, И .Я. Лернер, В. А. Сухомлинский, Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина и др.

Исследования Дж. Божан, Н. В. Кузьминой, Т. Кун, Я. А. Пономарева, В. В. Пустовита, В. А. Сластенина и др. показали, что выпускники вузов, обладающие опытом творческой деятельности, существенным образом отличаются от специалистов, имеющих лишь опыт репродуктивной деятельности, действующих по образцу или готовой инструкции. Они самостоятельно раскрывают различные свойства воспитательно-образовательного процесса, открывают новые стороны в педагогических явлениях, обобщают частные результаты исследований, находят общие закономерности и оригинальные способы решения проблем. В творческой деятельности развиваются способности, потребности и интересы студентов. Это позволяет считать творчество механизмом управления процессом формирования профессиональной направленности личности (А.И. Астахов (8), Л. Н. Коган (72), Э. В. Соколов (157), С. Янг (179) и др.

Одним из наиболее перспективных путей приобщения студентов к творческой деятельности является проблемное обучение (М.В. Квашин, И.Л. Jlep-нер, С. Н. Магистонский, М. И. Махмутов, Н. М. Таланчук, X. Карсон (Голландия), В. Квинберг (Германия), М. Фишер (Польша) и др.). Теоретические и практические аспекты организации проблемного обучения достаточно хорошо изучены. По мнению исследователей Дж. Агасси, М. Г. Гарунова, Т. В. Кудрявцева, М. Малица, Р. А. Низамова, В. В. Пустовита, Н. Решер и др., оно заключается в постановке перед студентами проблемной ситуации, в осознании формулировки проблемы, вытекающей из конкретной ситуации, решении этой проблемы в процессе совместной деятельности студентов и преподавателя. Можно заключить, что проблемное обучение не только вооружает студентов результатами научного познания, но и ведет по пути улучшения этих результатов, формирует профессиональную направленность и опыт творческой деятельности будущих специалистов (B.C. Кларин, И. В. Крылова, Е. А. Машчур, К. Поппнер^ И.П. Яковлев).

Анализ исследуемого вопроса показывает, что наряду с проблемным обучением одной из наиболее существенных предпосылок в формировании проф-направленности является включение студента в значимую для него созидательную деятельность, на основе его познавательных и профессиональных интересов (115, с. 91−92). Мотивация в психологии рассматривается как движущая сила деятельности субъекта, как активность, которая проявляется в его отношении к содержанию учебного предмета и его усвоению, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности. Исследованиями доказывается, что мотивация, формируемая в самом и самим процессом учения позволяет мобилизовать резервы психического развития человека (В.В. Давыдов, А.К. Маркова). Поэтому все чаще исследователи и педагоги отмечают, что мотивация стала действенным средством формирования профессиональной направленности студентов. Это отмечают В. В. Дудченко (40), В. И. Жернов (46), А. В. Жуганов (47), А .Я. Найн (119) Н. Д. Никандров (121), Б. Г. Рубин и Ю. С. Колесников (148).

Изучая комплекс вопросов, касающихся целей, содержания и средств формирования профессиональной направленности студентов высшей школы, мы обратились к иностранному языку, который является необходимым условием не только решения текущих проблем студента, но и имеет огромное значение для выяснения перспектив на будущее молодого специалиста (44, с. 70). Анализ реальной педагогической практики, наблюдения, опросы, интервьюирования студентов и преподавателей, личный опыт работы в качестве педагога высшей школы по обучению студентов иностранному языку показывает, что в процессе преподавания языка встречаются ряд специфических трудностей, которые можно свести к следующим: а) заметная сложность формирования познавательного интереса, некоторая недооценка важности формирования мотивационно-эмоциональной сферы при обучении языкуб) недостаточная сформированность установки студентов на необходимость делового и бытового общения на иностранном языкев) преобладание на занятиях устных фронтальных форм работыг) недооценка роли идей управления в обеспечении эффективности учебного процесса в целях формирования профессиональной направленности студентов.

А между тем, как отмечают И. Л. Бим, M.JI. Вайсбурд, А. А. Вейзе, И. Н. Годынская, К. Б. Есипович, Т. Г. Жарковская, И. А. Зимняя, И. Лакатос, О.В. Ле-шер, Е. С. Пилат, К. Шеннон и др. — именно иностранный язык, при его оптимальном преподавании, может служить эффективным средством управления процессом формирования профессиональной направленности студентов.

В ряде психолого-педагогических (7- 25- 38- 46- 85- 98- 110- 133- 160- 169- 180) исследованиях важное место отводится средствам формирования профна-правленности молодежи. К средствам с одной стороны можно отнести те, которые связаны с усвоением профессиональной информация (учебная профессионально-познавательная деятельность, формирование сознания, учебной установки). С другой стороны, как отмечает JI.A. Ярославова, связанные с деятельностью, с формированием потребностей, убеждений, мотивов, ориентаций, непосредственно составляющих профессиональную направленность молодежи (180, с. 9−10).

К первой группе мы относим такие средства формирования профессиональной направленности, как источники знанийспособы познавательной деятельностиформы организации учебной познавательной деятельностимеждисциплинарные связи.

Ко второй — факторы и условиямотивацию и развитие мотивационной сферыпотребности личностинепосредственную деятельность в познавательной, практической, научно-исследовательской работе.

Анализ практики показывает, что без формирования установки на профессиональную деятельность на начальном этапе вузовского обучения, последующая учебная работа бывает малоэффективной (171). Вот почему чрезвычайно важно в единстве изучить содержательную и процессуальную стороны обучения студентов разных специальностей иностранному языку в вузе, где этот курс несет свое главное значение как общеразвивающий, мировоззренческий предмет.

Целостные исследования методики изучения иностранного языка и как фундамента языковой подготовки, и как важного компонента формирования профессиональной направленности студентов университета, пока не осуществлено не только в России, но и в других странах СНГ. Этим и определяется актуальность проблемы нашего исследования.

Исследование обусловлено необходимостью разрешения существующих противоречий между: а) традиционным содержанием и методикой обучения иностранного языка в вузах и новыми требованиями к личности специалиста рыночного типаб) социальной потребностью в молодых специалистах высокой языковой эрудиции и недостаточным уровнем их подготовленности к деятельности, в изменившемся реальном российском социуме.

Сегодня отчетливо просматривается противоречие и между новыми требованиями общества и прежними педагогическими стереотипами формирования специалистамежду новыми возможностями социальной активности человека, связанными с изменениями в социально-экономической и политической ситуации и традиционными подходами, ограничивающими возможности включения студентов в различные формы учебного, делового и досугового общеййяучетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов университета на этапе пропедевтического обучения.

Цель исследования — изучить комплекс педагогических условий управления процессом формирования профессиональной направленности студентов на младших курсах университета.

Объект изыскания — профессиональная подготовка студентов на этапе пропедевтического обучения в университете.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной направленности студентов младших курсов.

Проведенный теоретический анализ трудов по проблеме позволил сформулировать исходные гипотетические предположения исследования. Процесс формирования профессиональной направленности студентов на пропедевтическом этапе обучения будет прогрессивным и управляемым, если: а) соответствующее целенаправленное обучение и воспитание студентов на первом и втором курсах вуза рассматривать как планомерно управляемый процессб) профессиональная направленность студентов как процесс управления базируется на принципах системного подхода и носит пропедевтический характерв) в учебно-воспитательном процессе возникают и активизируются побуждения студентов к творческому применению знаний и навыков иностранного языка на основе деятельности эвристического, полуэвристического и алгоритмического характераг) используемые формы, методы и материально-пространственная среда будут отражать специфику интенсивной профессиональной подготовки будущих молодых специалистов — выпускников университета.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие основные задачи.

1. Изучить предпосылки развития рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.

2. Выявить объективные возможности междисциплинарных связей в формировании профнаправленности студентов на этапе пропедевтического обучения.

3. Определить педагогические условия процесса формирования профессиональной направленности студентов младших курсов на пропедевтическом этапе их подготовки.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанных педагогических условий и обобщить результаты исследования.

5. Разработать и внедрить в практику методические рекомендации по управлению процессом формирования профессиональной направленности студентов университета на этапе пропедевтического обучения.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистическое учение об общественной сущности человека, о соотношении ответственности, свободы и необходимости в профессиональной деятельности (Г.А. Андреев, К. Беннетт, Дж. Гибенн, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, М. Эппла) — деятельностный подход к формированию личности специалиста как профессионала рыночного типа (С.Я. Батышев, А. Л. Беляева, А. А. Бодалев, Н. Ф. Добрынин, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, А. И. Субетто, Е. В. Ткаченко, У. Эшби) — научные труды в области философии, психологии, педагогики о взаимообусловленности профессиональной деятельности, направленности и развития личности (В.В. Давыдов, В. И. Загвязинский, Г. С. Костюк, Е. А. Климов, И. Лакатос, М. Мид, Д. А. Ошанин, А. В. Петровский, К. Поппнер, Н. Решер, Ф. А. Сохин, Н.М. Таланчук).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Магнитогорский государственный университет, Курганский государственный университет и Уральская государственная академия физической культуры. Выборочную совокупность опытно-экспериментальной работы составляли 184 студента шести учебных групп 1−2 курсов обучения, и 48 преподавателей названных вузов.

Исследование проводились в три неравномерных по продолжительности, этапа.

На первом теоретико-поисковом этапе (2001;2002 гг.) изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялась проблема и тема изыскания, формулировалась цель и первый вариант гипотезы, определялись методологические основы изучаемой проблемы. Осуществлялись пилотажные исследования по отдельным вопросам профнаправленности молодежи (анализировались программы и учебные пособия по курсу иностранного языка, преподаваемого в общеобразовательной и высшей школе, определялась оптимальная структура содержания, вносились некоторые изменения и дополнения в программы).

Основные методы исследования на данном этапе: анализ философской и психолого-педагогической литературыизучение, обобщение и анализ педагогического опытаконтент-анализ, наблюдения, беседы.

На втором экспериментально-аналитическом этапе исследования (2002;2003 гг.) проводилось обследование студентов и педагогов трех вузов с целью выяснения мотивов поступления и выбора именно данной профессии. Разрабатывались рабочие варианты изучаемого спецкурса, проектировались отдельные блоки методики его изучения, готовились дидактические средства для преподавателей и учебные материалы для студентов, обеспечивающие изложение и усвоение основных разделов курса, изучаемого по экспериментальной методике. Вариативность опытной работы состояла в изменении средств обучения в зависимости от психофизиологической готовности студентов, к изучению иностранного языка.

Методы данного этапа: педагогическое проектирование и эксперимент, анкетирование, опрос, студентов и преподавателей, оценка продуктов деятельности, экспертная оценка.

На заключительно-оценочном этапе (2003;2004 гг.) проводилась обработка результатов опытно-экспериментальной работы, уточнялись отдельные положения и выводы. Полученные в процессе эксперимента данные подвергались качественному и количественному анализу. Разрабатывались и внедрялись в учебно-воспитательный процесс практические рекомендации. Проводилось оформление диссертационной работы.

Использовались методы: анализ теоретических и практических результатов исследования, прогнозирование изменений требований к субъектам образовательного процесса, методы математической статистики.

Научная новизна исследования.

1. Раскрыты сущностные и структурно-содержательные характеристики индивидуально-групповой деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка, выполняющего междисциплинарную, интегративную функцию.

2. Определены и экспериментально обоснованы педагогические условия, активизирующие процесс формирования профнаправленности студентов: включение их в научно-исследовательскую работуучастие в работе студенческого бюро переводов как профессионально значимой хозрасчетной деятельности для будущего специалистаиспользование учебно-методического комплекта как средства управления познавательной деятельности на пропедевтическом этапе вузовской подготовки.

3. Установлена эффективность влияния гипотетического комплекса педагогических условий на процесс формирования профессиональной направленности личности на пропедевтическом этапе вузовской подготовки.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в: обогащении теории формирования профессиональной направленности студентов университета на этапе пропедевтического обученияобосновании путей и способов совершенствования обучения иностранному языку на основе инструментальной дидактикивыявлении возможностей и особенностей иностранного языка как учебного предмета в формировании профнаправленности будущего специалиста.

Практическая значимость изыскания состоит в использовании управленческого подхода к развитию потребностно-мотивационной сферы личности, обеспечивающей профессиональной направленности студентов на пропедевтическом этапе вузовской подготовки специалиста. В определении специфических особенностей формирования профессиональной направленности студентов университета на пропедевтическом этапе подготовки специалиста, состоящих в содержании, видах деятельности и установке. И, наконец, в разработке методических рекомендаций, целенаправленно регламентирующих процесс управления формированием профессиональной направленности студентов младших курсов на этапе пропедевтического обучения.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивались полнотой анализа опубликованных педагогических исследований по профилю диссертацииопорой на фундаментальные психолого-педагогические концепции и положенияпривлечением к проведению экспертных оценок ученых, преподавателей и специалистов высшей квалификациииспользованием таких схем проведения количественных и качественных оценок параметров и характеристик, которые допускают взаимопроверку, косвенное подтверждение или опровержение друг другаприменением математико-статистического аппарата на основе современных компьютерных программ.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Целенаправленное педагогическое управление учебно-воспитательным процессом студентов младших курсов является базовым компонент формирования их профессиональной направленности.

2. Формирование профессиональной направленности студентов на пропедевтическом этапе обучения проходит более эффективно при: а) условии значимой зависимости студентов от результатов своего учебного труда, имеющий непосредственное социальное значениеб) свободном выборе обучающимися способа осознанного, творческого выполнения учебно-познавательных заданийв) ответственной зависимости между студентами и преподавателями за результаты труда при единстве контроля и самоконтроля учебной деятельности обучающихся.

3. Разработанные в исследовании дидактические средства, понижают дидактический риск, способствуют управлению процессом формирования проф-направленности студентов и соответствуют основным характеристикам их будущей профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов изыскания осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы на студенческих и научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава в Магнитогорском государственном университете (2002;2004 гг.) — на региональной научно-методической конференции по проблемам гуманизации высшего педагогического образования (Курган, 2003) — на региональных научно-практических семинарах преподавателей кафедры иностранного языка (Челябинск, 2003;2004 гг.) — на заседаниях кафедры педагогики и методологических семинарах Школы педагога-исследователя (рук. проф. А.Я. Найн) Уральской государственной академии физической культуры (Челябинск, 2003;2004 гг.).

Основные положения исследования обсуждались на проблемных семинарах кафедр, а также в форме публикаций, статей и тезисов. Разработанные методические рекомендации по управлению процессом формирования профессиональной направленности студентов университета на этапе пропедевтического обучения внедряются в работу кафедр иностранных языков ряда вузов Уральского региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проблемы управления процессом формирования профессиональной направленности будущих педагогов иностранного языка обусловлена изменениями в системе образования, требующими от педагога постоянного развития и самосовершенствования, недостаточной разработанностью системы формирования этого качества в процессе профессиональной подготовки студентов университета на этапе пропедевтического обучения.

Управление процессом формирования профессиональной направленности будущих педагогов реализуется в рамках специально разработанной системы формирования данного качества в процессе профессиональной подготовки в вузе. Условия функционирования данной системы реализуются в процессе изучения учебных дисциплин и, прежде всего иностранного языка.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу, что обучение на пропедевтическом этапе в вузе должно быть подчинено профессиональной подготовке специалиста, в том числе и формированию профессиональной направленности как ведущему стержню профессионального становления личности студента. В эксперименте была достигнута высокая степень сформированности профессиональной направленности студентов, обеспечивающая перспективу осознанного успешного учения по избранной профессии, развитие профессионального интереса и потребностей, ценностной ориентации на работу по специальности.

Экспериментально доказано, что достаточно устойчивую профессиональную направленность студентов можно сформировать и при этом эффективно повысить результативность учебно-воспитательного процесса, учитывая такие факторы как познавательная деятельность студентов, научно-исследовательская работа и общественно-полезная деятельность в форме Бюро переводов, выступающие в качестве движущей силы.

Управление процессом формирования профессиональной направленности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка в вузе в рамках традиционного обучения предмету осуществляется недостаточно эффективно: необходимо создание комплекса педагогических условий реализации формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка, который является частью целостного процесса формирования данного качества педагога в процессе профессиональной подготовки в университете.

Комплекс педагогических условий (актуализация спектра мотиваций будущих педагоговреализация интегративно-развивающего подхода в рамках коммуникативного обучения иностранному языкуактуализация общетеоретического социокультурного, коммуникативного аспектов иностранного языкаобеспечение интерактивного взаимодействия будущих педагогов) является необходимым и достаточным для формирования профессиональной компетентности в процессе изучения иностранного языка. Эффективность разработанного комплекса педагогических условий подтверждают результаты формирующего эксперимента. Исследование показало, что интерес как ценностное отношение субъекта к объекту потребности является основой для формирования профессиональной направленности будущих педагогов иностранного языка в процессе профессиональной подготовки.

Средой, обеспечивающей функционирование факторов, являются педагогические условия, выраженные профессиональными интересами, мотивами, потребностями и профеоссионально-ценными ориентациями.

Выделен комплекс педагогических средств по формированию профессиональной направленности студентов младших курсов в период их начальной профессиональной подготовки в вузе, в результате реализации которого цель экспериментального обучения была достигнута: преобладающая часть студентов, участвовавших в эксперименте, характеризуется наличием сформированной профессиональной направленности. Такими средствами на первом этапе обучения являются включение в учебный процесс методов, активизирующих учение, внедрение элементов педагогической деятельности, включение студентов первого курса в научно-исследовательскую работу и такие ее формы как участие в конференциях. Ведущими средствами на втором этапе обучения являются включение проблемного метода, участие в хоздоговорных и госбюджетных темах, продолжение сотрудничества в Бюро переводов, имитация действий специалиста высокой квалификации, т. е. приобщение студентов младших курсов вуза к решению профессиональных заданий по ИЯ.

В ходе экспериментального обучения, на основе воспитания интереса к изучаемой дисциплине, через улучшение качества знаний и формирование мотивов, мы добились устранения негативного отношения к избранной профессии. Найдена возможность формирования познавательных мотивов и потребностей профессионального самосовершенствования как социально значимых качеств в потребностно-мотивационной сфере студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.:Наука, 1980.-335 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении // Под редакцией Щукиной Г. И. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитаниястудентов. — Л.: ЛГУ, 1980. — 205 с.
  4. Ф. Мораль и поведение. — М.: МГУ, 1979. — 142 с.
  5. B.C. Гуманизация образования: каким ему быть? — Николаев: Темп, 2003. — 79 с.
  6. Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования моделиличности специалиста. — М.: Знание, 1996. — 64 с.
  7. СИ., Михеев В. И. Некоторые проблемы организациивыборочных обследований в высшей школе. — М.: Знание, 1984. — 78 с.
  8. А.И. Воспитание творчеством. — М.: Просвещение, 1987. — 95с.
  9. А.Г. Психология личности. — М.: МГУ, 1998. — 367 с.
  10. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980.368 с.
  11. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогическихисследований. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  12. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. — М.: Высш. шк., 1987. — 242 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  14. В.В. Язык философии. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1998.416 с.
  15. А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика. — 343 с.
  16. М.В. Формирование установки на профессиональную деятельность. — Киев: Вища. шк., 1999. — 179 с.
  17. Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. — М.: МГУ, 1989.176 с.
  18. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход.-М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  19. А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методологический аспект. — М.: Экономика, 1977. — 239 с.
  20. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. — Киев: Вища.шк., 2003.-196 с.
  21. Е.С. Зависимость ценностных ориентации студентов от сменывида деятельности. — М.: МГПИ, 1999 — 76 с.
  22. Вопросы самоорганизации студентов и воспитательная работа на первом курсе. — М.: МИФИ, 2004. — 74 с.
  23. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  24. Вузовское обучение: проблемы активизации / Под ред. Б. В. Бокутова, Т. С. Вариной. -Минск: Университетское, 2004. — 170 с.
  25. СМ. Пропедевтика вузовского образования. — Житомир: Витязь, 2004. — 76 с.
  26. Т.В. Учебная деятельность и её средства. — М.: МГУ, 1988.255 с.
  27. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. — Киев: Вища. шк., 1986. — 200 с.
  28. А.Г., Наин А. Я. Профессионально-познавательная направленность студентов младших курсов // Учебное пособие. — Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2001.-96 с.
  29. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.: Педагогика, 1976. — 495 с.
  30. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1977. — 278 с.
  31. СИ., Миронов Л. Проблемы университетского педагогического образования // Педагогика, 1994. — № 4. — 68−71.
  32. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика.1994. — № 3. — 13−18.
  33. М.Н. Профессиональная направленность студентов вузакак педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб: РГПУ, 2003.-20 с.
  34. В.В. Виды обобщений в обучении. — М.: Педагогика, 1972.423 с.
  35. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Рус. язык, 1965.-4.2.-1351 с.
  36. А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.-346 с.
  37. Дмитриевская И В. Системный подход к абстрагированию. — М.: Наука, 1998 — 128 с.
  38. М.Н. Обучение студентов рациональным приёмам учебноготруда // Сов. педагогика. — 1970. — № 6. — С 80−85.
  39. В.В. Профессиональный долг и оценка уровня его сформированности у студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л.: ЛГПИ, 1978. — 15 с.
  40. М.Е., Железако В. М., Жернов В. И. Вопросы активизациипрофессионально-познавательной деятельности студентов. — Челябинск: ЧТУ, 1998.-80 с.
  41. М.Е., Аксёнова В. М. Квалификационная характеристика итребования к студенту как будущему специалисту: Метод, указ. — Челябинск: ЧТУ, 1996−38 с.
  42. М.Е. Направленность личности и интенсификация активности студентов. — Челябинск: ЧелГУ, 1997. — 96 с.
  43. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихсяпри изучении иностранных языков в средней школе: Учебное: пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1988 — 191 с.
  44. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя в высшей школе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с.
  45. В.И. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск: ЧелГУ, 1991.-24 с.
  46. А.В. Молодой специалист: путь к творческой зрелости. — М.:Молодая гвардия, 1987. — 207 с.
  47. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1997.-213 с.
  48. В.И. Методология и методика дидактических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 143 с.
  49. Г. П. Непрерывное образование — веление времени. — М.:Знание, 1998.-46 с.
  50. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. — М.: Наука, 2000. — 96 с.
  51. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.М.: Просвещение, 1999. — 229 с.
  52. Е.М. Основы психологического изучения профессиональнойдеятельности. — М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  53. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М.: МГУ, 1993.-168 с.
  54. Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. — 2-еизд., доп. — М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
  55. Е.П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987.-287 с.
  56. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. —М.: Педагогика, 1995. — 224 с.
  57. СБ. О психологической классификации потребностей //Вопр. психологии, 1987. — № 5. — 121−129.
  58. З.Ф. Продуктивное мышление как основа обучаемости. —М.: Педагогика, 1981. — 218 с.
  59. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. —М.: Педагогика, 1980. — 157 с.
  60. Н.И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  61. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М: Педагогика, 1990. — 140 с.
  62. Кара-Мурза Г. Проблемы организации научных исследований. — М.:Наука, 1985.-156 с.
  63. Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. —Л.: Лениздат, 1992. — 607 с.
  64. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 224 с.
  65. Е.В. Путь в профессию. — Л.: Лениздат, 1974. — 78 с.
  66. Е.А. Использование психологических знаний в педагогической деятельности. — М.: Высш. шк., 1984. — 149 с.
  67. А.Г. Личность и пути её формирования. — М.: Знание, 1983.31с.
  68. B.C. Социально-экономические проблемы профессиональногообразования. —Минск: Университетское, 1992. — 108 с.
  69. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемыуправления. — М.: Высш. шк., 1986 — 204 с.
  70. М.А. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста // Сов. педагогика, 1983. — № 3. — 9093.
  71. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль, 1984. — 256 с.
  72. Кон И.С. В поисках себя: личность и пути её самопознания. — М.: Политиздат, 1989−335 с.
  73. Ю.А. Системный подход к анализу воспитательногомероприятия. — Челябинск: ЧГПИ, 1994. — 93 с.
  74. Комплексное экономическое и социальное планирование развитияпрофессионально-педагогического образования. — М.: МГПУ, 1999. — 96 с.
  75. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Дис.. канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ, 1977. — 257 с.
  76. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. —М.: Просвещение, 1986.-208 с.
  77. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения впедагогических исследованиях // Сов. педагогика, 1970. — № 9. — 103−115.
  78. В.И. Развитие воспитательных функций коллектива: Проблемы общей методики воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1974. — 280 с.
  79. Я. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1979.-416 с.
  80. И.Б., Петровский А. В., Шиянов Е. Н. Введение в педагогику:программа для педагогических вузов // Педагогика, 1994. — № 2. — 43−50.
  81. Е.А. Контроль как функция управления. — М.: Экономика, 1992.-214 с.
  82. A.M. Некоторые вопросы проверки и оценки качества знаний и учебной работы студентов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л.: ЛГУ, 1993. — Вып. 4. — 12−16.
  83. Комплексное исследование проблем обучения и комплексное воспитание специалистов с высшим образованием. — Л.: ЛГУ, 1990. — 248 с.
  84. И.Я. Методы совершенствования учебного процесса ввысшей школе по иностранному языку. — М.: Высш. шк., 2003. — 146 с.
  85. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 263 с.
  86. Н.К. Избранные соч. — Том 4. — М.: Просвещение, 1968.703 с.
  87. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.М.: Педагогика, 1976. — 261 с.
  88. И.В. Формирование культуры будущего специалиста. — М.:Высш. м, 1996. -142 с.
  89. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Кузьминой Н. В. — Л.: ЛГУ, 1970. — 47−61.
  90. Н.В. О путях развития исследований в области педагогикивысшей школы // Сб.: Вопросы педагогики высшей школы. — Л.: ЛГУ, 1973. 15−18.
  91. Ч. Основы общей дидактики. — М.: Педагогика, 1986. — 236с.
  92. В.О. Методология педагогики: какая она сегодня? // Сов. педагогика, 1990. — № 6. — 65−70.
  93. Л.Г. Вариант сопоставления производственных и вузовскихтребований к будущему специалисту // Сб.: Научно-методические проблемы комплексного подхода к подготовке специалиста. — Тула: ТГПУ, 2004. — 4348.
  94. М.А., Шимолин В. И. Экономика без секретов. — Минск: Нар. асвета, 2004.-191 с.
  95. А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. — Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  96. И.М. Профессиональная направленность студентов высшейшколы // Учебное пособие. — Барнаул: БГПУ, 2004. — 106 с.
  97. И.С., Тульчинский Г. Л. Логика целевого управления. — Новосибирск: Наука, 1988.-219 с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.:Политиздат, 1977. — 304 с.
  99. А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1974.- № 5. — С. 65−78.
  100. Н.М., Лукошкин А. П. Целевая интенсивная подготовка специалистов. — Л.: ЛГУ, 2003. — 174 с.
  101. Личность и деятельность: Межвузовский сб. молодых ученых. — Л.:ЛГУ, 2002. — 199 с.
  102. В.Ф. Общение как проблема общей психологии. — Биологическое и социальное в развитии человека. — МГУ, 1975. — С .124−135.
  103. А.В. Организация внеаудиторной учебной деятельности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Одесса, 2001. — 20 с.
  104. И.В. Растить молодую смену конкурентноспособных кадров //Педагогика, 2001. — № 5. — 56−58.
  105. В.Г. О формировании профессионально-педагогическогоинтереса // Сов. педагогика. — 1986. — № 10. — 75−81.
  106. К.Г. Содержание профессиональной подготовки кадров. —М.: Высш. шк., 1997. — 76 с.
  107. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова иГ.В. Воробьёва. — М.: Педагогика, 1979. — 254 с.
  108. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие/ Под ред. Н. В. Кузьминой. — М.: МГУ, 1992. — 178 с.
  109. Э.М. Междисциплинарные исследования как объект науковедческого изучения / Системные исследования. — М.: 1989. — 240 с.
  110. Э.И. Основы педагогических знаний. — М.: Педагогика, 1986.-199 с.
  111. Г. Использование фактора мотивации в управлении —Киев: КГПУ, 2002. — 176 с.
  112. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. — Волгоград: ВГПУ, 2003. — 146 с.
  113. Мотивационный процесс, структура личности и трансформацияэнергии потребителей // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — 73−81.
  114. Намин С В. Профессиональная направленность студентов вуза /Учебно-методическое пособие. —Ярославль: ЯГПУ, 2004. — 112 с.
  115. А.Я. Формирование профессиональной направленности специалиста высшей школы // Гуманизация высшего образования. — Челябинск: УралГАФК, 1999.-С. 14−18.
  116. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкойкадров в условиях рыночных отношений. — Челябинск: Транспорт, 1998. — 202 с.
  117. Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя. // Магистр. — 1998. — № 7. — 34−41.
  118. Л.А. Научно-техническое творчество как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л.: ЛГПУ, 2000. — 23 с.
  119. М.Н. Профессиональная направленность молодежи // Учебное пособие. — Калуга: КГПИ, 2002. — 74 с.
  120. Ожегов С И. Словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
  121. В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968.368 с.
  122. Опыт организации НИРС во внеучебное время / Под ред. В. И. Круглова и Ю. П. Яковлевой. — М.: деп. НИИ ВШ, 1994. — 72 с.
  123. А.И. Ответственность и её социальная природа. — Томск: ТГПУ, 2000.-236с.
  124. Н.Г. Пути и средства гуманизации образования: мотивационный аспект. -Астрахань: АГПУ, 2001. — 106 с.
  125. Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика, 1992. —№ 4. — С. 21−26.
  126. В.К. Обучение студентов основам профнаправленности в процессе изучения иностранного языка // Педагогика высшей школы. — Омск: ОГПУ, 2003.-С. 91−96.
  127. Э.Н. Формирование профессионально-этических качеств устудентов педвуза в процессе учебной работы по иностранному языку: Автореф. дис.. канд. пед. наук. —Минск, 2002. — 23 с.
  128. В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. — Киев: Наукова думка, 2001. — 338 с.
  129. Т.К. Общие условия развития интереса студенчества. —Казань: КГПИ, 1998. — 138 с.
  130. А.Е., Рыков В. М. Производственная практика студентов и стажировка молодых специалистов. — М.: Высш. шк., 1999 — 148 с.
  131. Педагогический словарь: В 2 т. — М.: Изд-во РАО, 2002. — Т.1 — 497 с.
  132. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. — 3-е изд. с попр. — М.:Педагогика, 1990. — 560 с.
  133. Т.В. Студенческий коллектив как условие воспитания иобучения студентов. — Л.: ЛГУ, 1997. — 118 с.
  134. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 1978. — 211 с.
  135. Л.А. Компетентность в общении. — М.: МГУ, 1989. — 216с.
  136. К.К. Проблемы способностей. — М.: Просвещение, 1972.166 с.
  137. Принцип непрерывности в обучении и воспитании студентов вуза.М.: МИФИ, 2002−84 с.
  138. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества// Уч. зап. ЛГУ, 1973. -Вып. 13. — 184 с.
  139. А.С. Тренинг личностного роста. — М.: Новая шк., 1998.- 4 8 с.
  140. Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1996. — 426 с.
  141. Развитие психологических функций взрослых людей / Под ред.Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  142. З.А., Шамсутдинова И. Г. Значение метода системного анализа для эвристического решения задач студентами. — М.: Знание, 1992. — 9198.
  143. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — Т.1 — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  144. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. — Ростовна-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1996. — 134 с.
  145. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  146. А.П. Пути формирования профессиональной направленности личности. — М.: Высш. шк., 1989. — 346 с.
  147. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. — Курган: Изд-во Зауралье, 1997. — 464 с.
  148. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1980.-136 с.
  149. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя: Метод, сб. / Под ред. С И. Архангельского. — М.: Знание, 1986. — 112 с.
  150. В.Д. Педагогический процесс: Социально-педагогическийаспект. — Екатеринбург: РГППУ, 1999. — 79 с.
  151. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшимобразованием. — Томск: ТГПИ, 1997. — 213 с.
  152. Совершенствование учебной и воспитательной работы со студентами. — Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 104 с.
  153. Э.В. Культура и личность. — Л.: Педагогика, 1972. — 136 с.
  154. З.В. Управление процессом профессиональной направленности студентов // Методические рекомендации. — Челябинск: ЧГИФК, 1996.-46 с.
  155. Н.Ф. Актуальные проблемы обучения в высшей школе //Педагогика высшей школы. Цикл лекций. — Воронеж: ВГПУ, 1994 — 118 с.
  156. Г. А. Опыт формирования педагогической направленностиу студентов университета: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1989. — 20 с.
  157. А.И. Отношения и связь // Философская мысль, 1969. — № 3. —С. 17−23.
  158. К.Д. Родное слово // Избранные пед. соч. — М.: Учпедгиз, 1968.-550 с.
  159. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. — М.: МГУ, 1997. — 240 с.
  160. Формирование профессионально-педагогической направленностистудентов педагогического вуза / Сост. А. И. Кочетов и А. П. Черемных. — Ря- • зань: Изд-во РГПУ, 2001. — 76 с.
  161. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика, 1998. — № 4. — 11−15.
  162. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. — М.: Педагогика, 1987. — 207 с.
  163. М.С. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. — М.: Новая шк., 2003. — 164 с.
  164. B.C. Человек как цель воспитания. — Педагогика, 1992. —№ 3 — 4. — С. 37−43.
  165. Щедровицкий Г П. Проблемы методологии системного исследования. — М.: Знание, 1964. — 167 с.
  166. Н.Е. Профессионально-педагогические технологии: концептуальные основы новой образовательной программы // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. — 2001. — № 3 (5). — 110−118.
  167. У.Р. Принципы самоорганизации // Принципы самоорганизации: (Сб. докл.) — М.: Мир, 1978. — 621 с.
  168. . Э.Г. Системный подход и принцип деятельности — М.: Наука, 1978.-391 с.
  169. В.Р. Профессиональная направленность как фактор подготовки студентов вуза к иноязычному общению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань: КГПУ, 2001. — 22 с.
  170. М.М. Воспитание молодёжи в современных условиях.Уфа: Баш. кн. изд-во, 1996. — 143 с.
  171. И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством.-Л.: ЛГУ, 1997.-128 с.
  172. В.А. Обучение как процесс управления. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1998. — 160 с.
  173. Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1997. — 62.
  174. Янг Системное управление организацией. — М. Сов. радио, 1972.455 с.
  175. Л.А. Изучение иностранного языка как средство формирования профессиональной направленности студентов. — М.: ВГПН ВШ, 1997. 23 с.
  176. Л.А. Формирование гражданских качеств личности ипрофессиональной направленности у студентов педагогического вуза // Методические рекомендации. — Стерлитамак: СГПИ, 2004. — 36 с.
  177. Т.Л. Психологические особенности профессиональногостановления мастера ПТУ // Вопр. психологии. — 2002. — № 4. — 37−43.
  178. Einfuhrung in die Berufspadogogik / A. Schelten. — Stuttgart: Steinier, 1991.
  179. Evers C.W., Lakomski G. Knowing educational administration Contemporary methodological controveresies in educational administration research. — Oxford, 1991.
  180. PETRA, project- und transferorientierte Ausbildung: Grundlagen, Beispiele, plannugs- und Arbeitsunterlagen / Hrsg. Ulich Klein. — 2. Aufl. Mtinchen, 1990.
  181. Thorpel L. and Schmuller. Contemporary Theories in Learning. — N.Y. :1974.-105 p.
  182. Beer C. Human Factors in Production Engineering in relation to educationand training. — «CICP», 22, 1983, — № 2. — P. 17−23.
  183. Carrol J.B. The Contribution of Psycological Theory and Educational Research to the Teaching of Foreign Languages. — London, 1987. — 192 p.
  184. Friendship Language Teaching: Mc Graw-Hill Book Company, N.Y.:1966.-P. 93−106.
  185. Cooley Wils and Dum Clive and. The Future of Private engineering Education. — English Issues, 1974, 100, № 2. — P. 90−91.
  186. Devis P. Moral duty and legal responsibility. — N.Y.: 1966. — 114 p.
  187. Handbook of Social Psycology. Second Edition: by G. Lindzey and E. Aronson, v. 1 — Addisson-Wesley Pub. Co., 1968. — 94 p.
  188. Hebb D.O. A Text-book of Psycology. — Phyladelfia, London: 1966. chapter 11, p. 254−264.
  189. Epstein M. On the neglect of evenly suspended attention // J. Transpers.Psychol. 1994. v. 16. — № 2. — P. 193−205.
  190. Schocller G. Heilung aus dem Ursprun. Praxis der Jnitiatischen Therapie. Mtinchen: Novalis, 1998. — 76 p.
Заполнить форму текущей работой