Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии: на материале творчества Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мифологизм, с одной стороны — характерное явление в литературе XX века и как художественный приём, и как стоящее за этим приёмом мироощущение, но, с другой стороны — это специфическое явление именно для национальной литературы. «Ремифологизация» в бурятской поэзии связана с духовными и творческими поисками поэтов. XX век был отмечен возрождением интереса к архаическому мифу, миф становился… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В БУРЯТСКОЙ ПОЭЗИИ 60−90-х гг
    • 1. 1. Космогонические образы в современной бурятской поэзии
    • 1. 2. Тотемические образы в современной бурятской поэзии
    • 1. 3. Этиологические образы в современной бурятской поэзии
    • 1. 4. Мифологическое время в лирико-философской поэзии
  • ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОРИЗМ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ
    • 2. 1. Поэтика обрядовой поэзии календарного цикла в современной бурятской поэзии
    • 2. 2. Эпические образы в современной поэзии
    • 2. 3. Маргинальные образы в поэзии Нимбуева

Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии: на материале творчества Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной фольклористике наряду с выявлением устойчивой фольклорной атрибутики, специфических фольклористических приёмов, которые раскрывали бы «внутренний органический фольклоризм» литературных текстов, с изучением влияния традиционного фольклора с его развёрнутой жанровой системой на художественное произведение, менее продуктивным является анализ народно-поэтической стихии в языке и стиле художника слова.

В бурятской фольклористике и литературоведении наиболее изучены общеизвестные традиционные мифологические и фольклорные образы в литературе: образы степи, юрты, огня, коня и др. Наш научный интерес к мифопоэтике связан с многообразной контекстуальной интерпретацией образов и сюжетов как шаманской, буддийской мифологии, традиционного фольклора, так и скрытого фольклоризма. Впервые в современной поэзии системно рассмотрены художественные образы в космогонических (архетипы неба, земли, солярные и лунарные, архетип «мирового дерева»), тотемических (образы лебеди, Буха нойона, оленя) и этиологических мифах (микрокосм и макрокосм). Также изучены концепты мифологического времени (циклическое и линейное), поэтика календарно-обрядовой поэзии, эпические образы (культурный герой), маргинальные образы. Актуальным представляется выявление глубинного мифо-фольклорного, социально-прагматического подтекста современной бурятской поэзии в широком евразийском аспекте.

Мифологизм, с одной стороны — характерное явление в литературе XX века и как художественный приём, и как стоящее за этим приёмом мироощущение, но, с другой стороны — это специфическое явление именно для национальной литературы. «Ремифологизация» в бурятской поэзии связана с духовными и творческими поисками поэтов. XX век был отмечен возрождением интереса к архаическому мифу, миф становился не только способом постижения прошлого, настоящего и будущего, но и способом переосмысления и преображения жизни. Подобная «ремифологизация» делает чрезвычайно актуальной проблему мифа, причём как в общем плане, так и в связи с поэтикой отдельных авторов. В современной бурятской поэзии, в первую очередь, можно выделить Намжила Нимбуева, Галину Раднаеву и Баира Дугарова, в творчестве которых наиболее ярко прослеживаются мифологические и фольклорные традиции. Современная бурятская поэзия неразрывно связана с развитием русской и мировой поэзии. В ней нашли отражение социально-политические, философские, нравственные проблемы современного мира. Современная бурятская поэзия, как и бурятская литература в целом, повторяет процессы развития, характерные для русской литературы, но при этом бурятская поэзия — способ сохранения и трансформации национальной, культурной, мифологической модели. Осмысление современной бурятской поэзии в контексте мифологии, фольклора и этнографии, исследование своеобразия мышления и отображения мира для выявления современного состояния бурятской поэзии представляется своевременным и актуальным.

Объект исследования — поэзия Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова в фольклорном и мифологическом аспектах.

Предмет исследования — фольклорные и мифопоэтические представления в лирике названных авторов.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в бурятской фольклористике предпринята попытка рассмотреть структурную и эстетическую специфику мифологических и фольклорных традиций в поэзииприёмы трансформации мифо-ритуальных и фольклорных элементовзакономерности творческого освоения мифологических и фольклорных образов, архетипов, мотивов и сюжетов в поэзии.

Целью диссертационной работы стал системный анализ мифо-фольклорных традиций в поэзии Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

— проанализировать художественное осмысление фольклорных представлений в творчестве Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова;

— выделить национальный аспект в осмыслении фольклорных и мифологических образов в творчестве Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова;

— выявить особенность поэтического сознания восточного человека в контексте западной культуры.

Методы исследования: художественно-эстетический, культурно-исторический, сравнительно-типологический и герменевтический. Данные методы современной фольклористики позволяют установить общефольклорные архетипы и образы в поэтике художественных текстов.

Степень разработанности темы. Теоретической базой работы стали труды зарубежных и отечественных исследователей по мифологии, культурологии, фольклористике и литературе: JI. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, К. Г. Юнга, К. Хюбнера, Э. Кассирера, М. Элиаде, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова, С. С Аверинцева, Е. М. Мелетинского, В. М. Гацака, Д. Банзарова, М. Н. Хангалова, С. П. Балдаева, Н. О. Шаракшиновой, А. И. Уланова, М. И. Тулохонова, Е. В. Баранниковой, С. С. Бардахановой, Д. С. Дугарова, Г. Р. Галдановой, Н. Л. Жуковской, Д. А. Бурчиной, Э. А. Уланова, В. Ц. Найдакова, С. Ж. Балданова, Е. Е. Балданмаксаровой, М. М. Хамгушкеевой, Л. С. Дампиловой, М. Д. Данчиновой и др.

В монографии С. Ж. Балданова «Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири» рассматривается вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии литературы и фольклора. В главе «Фольклорно-этнографические контексты и их роль в раскрытии особенностей национальной действительности» автором прослеживается роль мифов в создании фолыслорно-этнографического контекста литературного произведения. В ракурсе нашего исследования учёный приходит к следующему выводу: «Фольклорно-этнографический материал, создающий контекст, проникает в художественную ткань произведения, образуя вместе с другими элементами и компонентами художественных форм единую и целостную эстетическую систему произведения» [1995, с. 311].

Особенностям взаимодействия бурятского фольклора и поэзии, а также влиянию инонациональной поэзии посвящены статьи и монографии «Бурятская поэзия: традиции и новаторство (20−80-е годы)» [1999], «Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров» [2002] Е. Е. Балданмаксаровой. Автором на материале бурятской поэзии XIX и XX вв. изучена проблема взаимодействия национальных и инонациональных художественных традиций и новаторских исканий, определивших жанровые и идейно-стилевые особенности.

JI.C. Дампиловой проведено исследование поэзии Б. Дугарова в монографии «Символика кочевого пространства в поэзии Баира Дугарова». Выявляя синтез древних и современных традиций, имеющих единое этногенетическое происхождение, автор работы определяет, что своеобразие, смысловую объёмность и подлинную художественную ценность поэзия Б. Дугарова обретает в контексте мифологических архетипов и знаковых символов.

В работе Данчиновой М. Д. «Художественная картина мира в литературе Бурятии 1960;1990 гг.» лирика Б. Дугарова рассматривается через призму пространственно-временных координат. Фольклорные образы степи, коня, всадника, юрты, травы раскрывают национальную целостность как единство национальной природы, характера и мышления. Дымбрыловой Д. Ч. в работе «Религиозные воззрения в бурятской поэзии XX века» исследованы художественные возможности познания мира и человека в поэзии Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова, в свете буддийских мифологических образов. В статьях и исследованиях последних лет по бурятской поэзии творчество избранных нами поэтов является одним из самых актуальных для истолкования философской модели мира через призму мифо-фольклорных традиций.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в разработке концепции тесной связи фольклора и литературы. Проблемы истоков и генезиса бурятской поэзии рассмотрены на новом методологическом уровне с точки зрения исторической поэтики, сформулированы общие концепции и закономерности развития поэтической традиции. В работе прослежены генетическая связь современной поэзии с фольклорными образами, типологический характер использования мифологических образов и мотивов в литературе. Полученные материалы могут быть использованы для сравнения и анализа истоков бурятской поэзии. Результаты диссертации могут способствовать углублению теоретического анализа традиционных идей фольклористики. Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования её материалов в исследовании по бурятскому фольклору и литературе, а также в вузовском и школьном преподавании при подготовке факультативных занятий, курсов лекций и спецкурсов, посвященных фольклору и литературе. Результаты исследования используются в спецсеминарах по современной бурятской поэзии, читаемых автором в Иркутском государственном университете, в курсовых и дипломных работах студентов данного вуза.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили освещение в публикациях автора, научных статьях, материалах конференций, текстах лекций. Материалы диссертации апробированы соискателем в непосредственном учебном процессе при чтении лекционного курса «История бурятской литературы», при проведении спецсеминара «Современная бурятская поэзия» в Иркутском государственном университете.

Основные результаты работы докладывались на научных конференциях Иркутского государственного университета, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Бурятского государственного университета, Калмыцкого государственного института гуманитарных исследований, на Первом Всероссийском конгрессе фольклористов (Москва).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Художественное начало, единое для литературы и фольклора, связует их на всех этапах развития. Мифо-фольклорные мотивы осмысливаются каждым поколением поэтов индивидуально, но всё воспринимается именно с нравственной точки зрения. Зачастую мифологемы используются для выявления первоосновы человеческого бытия в современных ситуациях и конфликтах. Мифологические и фольклорные образы, являясь правилами человеческого общежития, образа жизни, представлением места человека в живом и мёртвом космосе, в целом реализуют нравственно-философские, национальные ценности.

Картина мира в поэзии — это картина, создаваемая творчеством одного поэта, панорамное представление о действительности тех или иных пространственно-временных диапазонов. Своеобразное сочетание национального склада мышления, художественно-поэтических традиций восточных литератур с традициями западного мировосприятия и русской поэтической школы определяют основные черты современной бурятской поэзии. В бурятской поэзии 60−90 годов обращение к внутреннему миру человека, осознание себя как личности во Вселенной приводит к обострённому интересу к национальным особенностям, к углубленному интересу к истокам — мифу и фольклору. К художественным национальным традициям наряду с фольклорными традициями и поэзией предшествующего периода относятся и религиозно-мифологические традиции, значительно расширяющие и обогащающие национальную эстетическую мысль.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что в бурятской поэзии 60−90 годов XX века проявляется усиление аналитического начала, стремление к философскому постижению фольклорно-мифологического наследия, подчёркнутое тяготение к образам и символам мифопоэтики.

В результате исследования мифо-фольклорных традиций в современной бурятской поэзии сформулированы следующие выводы:

1. В современной бурятской поэзии «фольклор как память традиции» используется на уровне жанра, мотива и художественных образов. В выборе художественных средств (поэтической образности, композиционных особенностей) бурятская поэзия зачастую опирается на народно-поэтическую и религиозно-мифологическую символику и структуру.

2. Мифологические коннотации в поэтической интерпретации Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова доказывают их «внутренний, органический фольклоризм», реализующийся на семантическом уровне.

3. Рассмотренные мифологемы, мифологические символы и архетипы, как образное постижение мира, создают своеобразие внутреннего мира лирического героя и культурно-этнографический фон поэтического текста.

4. Реминисценции и аллюзии, навеянные западной и восточной поэтической традицией, прослеживаемые в лирике бурятских поэтов, отражают сложный синтез культур Запада и Востока.

Таким образом, у Н. Нимбуева, поэта яркого дарования, поэтика мифологизирования является стихийным, интуитивным возвращением к мифологическому мышлению, хотя поэзия его интеллектуальна и опирается на глубокое знание древней культуры. У Г. Раднаевой более проявлена метафорическая модель мифического мира. Фольклорные мотивы, к которым обращается автор, представляют собой сложный и многообразный процесс усвоения фольклорного, эстетического, философского, культурного опыта. Баир Дугаров — сознательно мифологизирующий поэт, его обращение к мифу, вероятнее всего, основано на интеллектуальных интертекстуальных связях. Поэтом творчески переосмысляется и трансформируется обширный мифологический материал народов мира. Для этих целей используется приём орнаментального вплетения мифологических образов и фольклорных мотивов в подтекст произведения, что позволяет автору создать целостную мифологическую картину мира. Б. Дугаров экстраполирует исторически локальные наблюдения и концепции, потому модели древней культуры становятся архетипами национального сознания в целом. Как мы знаем, поэтические тексты открыты для интерпретации на уровне «семантических экспликаций» (У.Эко), потому необходима актуализация фольклорно-мифологической топики для восприятия текста на более высоких уровнях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии: (Эволюция верований и культов селенгинских бурят) / Л. Л. Абаева. — М.: Наука, 1992. — 139 с.
  2. Абай Гэсэр / сост. С. Ш. Чагдуров. Улан-Удэ: Изд-во газеты Бурятия, 1995.-204 с.
  3. Абай Гэсэр Богдо хаан / буридхэн суглуулЬан С. П. Балдаев. Улаан-Удэ, 1995.-5 17н.
  4. Е.А. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера / Е. А. Алексеенко. Л., 1976. — 77 с.
  5. В. Намжил Нимбуев: Жизнь, сверкнувшая молнией // Бурятия. -2004.-17 декабря.-С. 9.
  6. Л.В. Мифологические образы в поэзии Намжила Нимбуева // Вестник Иркутского университета. Спец. выпуск. Материалы ежегодн. науч.-теоретич. конф. молодых ученых. Иркутск: Иркут. унт, 2001.-С. 172−173.
  7. JI.B. Архетип земли в поэзии Галины Раднаевой // Современные угрозы человечеству и обеспечение безопасности жизнедеятельности: мат. VIII Всероссийской студ. науч.-практ. конф. -Иркутск: ИрГТУ, 2003.-С. 247−249.
  8. И. Бабкинова JI.B. Концепция мирового дерева в поэзии Намжила Нимбуева // Время в социальном, культурном измерении: Тез. докл. науч. конф. Иркутск: Иркут. ун-т, 2004. — С. 143−145.
  9. JI.B. Дыхание огня // Вестник. 2005. — май (№ 2). — 1п.л.
  10. JI.B. Мифологическое время в поэзии Н. Нимбуева // Вестник ИрГТУ. Иркутск: ИрГТУ, 2006.- № 4 (№ 28). — с. 94−97.
  11. А.К. Ритуал в традиционной культуре : структур. семант. анализ восточнослав. обрядов / А.К. Байбурин- РАН, музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) — СПб.: Наука, 1993.-237с.
  12. С.П. Избранное / С. П. Балдаев. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1961.-255 с.
  13. Е.Е. Бурятская поэзия: Традиции и новаторство (2080 гг.) / Е. Е. Балданмаксарова Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госуниверситета, 1999. — 138 с.
  14. Д. Собрание сочинений / Д. Банзаров Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.-240 с.
  15. Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки / Е. В. Баранникова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. — 255 с.
  16. С.С. Малые жанры бурятского фольклора / С. С. Бардаханова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1982. — 208 с.
  17. , Р. Мифологии : пер. с фр. / Р. Барт — вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 320 с.
  18. К.Д. Семья и брак у бурят / К. Д. Басаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. — 192 с.
  19. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин — Сост. С. Г. Богаров. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  20. , М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М. М. Бахтин. 2-е изд. — М.: Худож. лит. 1990.-543 с.
  21. Башляр Гастон. Вода и грезы: опыт о воображении материи / Г. Башляр- Пер. с фр. Б. М. Скуратова. М.: Изд-во гуманит. лит., 1998. -270 с.
  22. Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М.: Высш. шк., 2002. — 513 с.
  23. JI.X. Письмена бога / JI.X. Борхес М.: Республика, 1994. — 510 с.
  24. А.В. Человеческие жертвоприношения у современных монголов // Сиб. огни. 1927. — № 3.
  25. Д.А. Гэсэриада западных бурят: указ. произведений и их вариантов / Д. А. Бурчина. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. -449 с.
  26. Великий Гэсэр / сост., худ. перевод, вступ. ст. А. В. Преловского М.: Моск. писатель, 1999.-391 с.
  27. .Я. Этнолого-лингвистические исследования в Урге, Ургинском и Кентейском районах. • Северная Монголия / Б. Я. Владимирцов. Л.: Изд-во АН СССР, 1927. — С.1−42.
  28. Г. Р. Доламаистские верования бурят / Г. Р. Галданова. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 112 с.
  29. Г. Р. Культ огня у монголов / Г. Р. Галданова // Исследования по истории филологии Центральной Азии. Улан — Удэ, 1976. — Вып. 6. -С. 149−154.
  30. Г. Р. Почитание животных у бурят / Г. Р. Галданова // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии / отв. ред. К. М. Герасимова. Новосибирск: Наука, 1981. — С. 56−70.
  31. В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. / В. М. Гацак. -М.: Наука, 1989
  32. А .Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984.-350 с.
  33. С.А. Что в имени твоем, Байкал? / С. А. Гурулев. 2-е изд. перераб. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 168 с.
  34. JI.C. Восточные художественные традиции в современной бурятской поэзии / J1.C. Дампилова. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2000. — 135 с.
  35. JI.C. Современная бурятская поэзия / JI.C. Дампилова, М. Ц. Цыренова. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 1998. — 129 с.
  36. , JI. С. Символика кочевого пространства в поэзии Баира Дугарова / Л. С. Дампилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. -160 с.
  37. JI.C. Шаманские песнопения бурят : символика и поэтика / Л. С. Дампилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. — 248 с.
  38. Н.А. Пикассо / Н. А. Дмитриева. М.: Наука, 1971. — 127 с.
  39. О. Экологическая этика буддизма: учеб. пособие / О. Доржигушаева. СПб.: Фонд буддийских изданий и переводов «Карма Йеше Палдрон», 2002. — 68 с.
  40. .С. Небосклон: Стихи / Б. С. Дугаров. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1986.-144 с.
  41. .С. Биобиблиографический указатель / Сост. О.Ж. Рыгзенова- ред.: И. И. Петухова, М. П. Осокина. Улан-Удэ, 2002. — 75 с.
  42. .С. Всадник: Стихотворения / Б. С. Дугаров. М.: Современник, 1989. — 142 с.
  43. .С. Дикая акация: Стихи / Б. С. Дугаров. М.: Современник, 1980.-112 с.
  44. .С. Звезда кочевника: Стихотворения / Б.С. Дугаров- предисл. О. Бараевой. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. — 256 с.
  45. .С. Золотое седло: Стихи / Б. С. Дугаров. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975.-23 с.
  46. .С. Лунная лань: Стихотворения / Б. С. Дугаров. М.: Сов. Россия, 1989.-174 с.
  47. Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят) / Д. С. Дугаров. М.: Наука, 1991. — 300 с.
  48. , С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят / С. Г. Жамбалова. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 2000. — 400 с.
  49. Ц.Ж. Из дневниковых записей АЛОИВАН СССР, ф.62, оп.1, ед.хр.117.
  50. Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов / Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 1988. — 173 с.
  51. Н.Л. Бурятская мифология и её монгольские параллели / Н. Л. Жуковская. // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии/М., 1986.-с. 92−116.
  52. В. В. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В. Я. Проппа. М.: Наука, 1975.-320 с.
  53. Э. Философия символических форм. В 3 т.: пер. с нем. / Э. Кассирер. М.- СПб.: Университет, книга, 2002. — 272 с.
  54. Х.Э. Словарь символов : Мифология. Магия. Психоанализ: Перевод. / Х. Э. Керлот. М.: REFL book, 1994. 601 с.
  55. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. М.: 1930. -327 с.
  56. Леви-Стросс К. Структура мифа / Вопр. философии. 1970. — № 7. -С.153.
  57. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. Пер. с фр. В. В. Иванова. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. — 511 с.
  58. Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. — 293 с.
  59. А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
  60. Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. СПб: Искусство СПБ, 1996.-848 с.
  61. И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины / И. А. Манжигеев. М., 1978. — 125 с.
  62. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. — 672 с.
  63. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев.- 2-е изд.: М.: «Большая Рос. энциклопедия"Т. 1: А-К. — 2-е изд. — 1998. -671с.
  64. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев 2-е изд.: — М.: «Большая Рос. энциклопедия» Т. 2: К-Я. — 2-е изд. — 1998. -719 с.
  65. Т. М. Из истории бурятского шаманизма / Т. М. Михайлов. -Новосибирск: Наука, 1980. 319 с.
  66. Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции / Т. М. Михайлов. Новосибирск: Наука, 1987. -288 с.
  67. Mongolika V: Сб. ст. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.125 184 с.
  68. Монголой нюуса тобшо. Сокровенное сказание монголов / Ч.-Р. Намжиловай оршуулга. Пер. С. А. Козина. Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1990 — 318 н.
  69. Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов. М: Наука, 1991. — Вып. 4.
  70. , С. Ю. Монгольских народов мифология / С. Ю. Неклюдов // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988. — С. 170−174.
  71. Л.Ш. // Вершины. 2005. № 1−2. — С. 22.
  72. Н. Стреноженные молнии. Стихи. Переводы. Проза / Н. Нимбуев. М.: Галерея Ханхалаев, 2003. — 308 с. 86.0кладников А. П. Олень Золотые Рога / А. П. Окладников. Иркутск, 1961.-237с.
  73. , В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 1996. 362 с.
  74. Г. Н. Ерке. Культъ сына неба въ Съверной Азш. Матер1алы къ тюрко-монгольской мифологга / Г. Н. Потанин. Томскъ, Ф. М. Григорьева, 1916.
  75. Поэтика жанров бурятского фольклора: сборник / отв. ред. М. И. Тулохонов. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982. — 1 Юс.
  76. Г. Хун-шубуун: Уянгата поэмэнууд / Г. Раднаева. Улаан-Удэ: Бураядай номой хэблэл, 1987 — 128н.
  77. Г. Огонь в очаге: поэма. / Г. Раднаева- пер. с бурят М.: Современник, 1986.- 144с.
  78. Г. Пробуждение: поэмы. Пер. с бурят. М.: Сов. писатель, 1990.-187 с.
  79. Г. Ээрсэг: Шулэгууд / Г. Раднаева. Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1983. — 80 н.
  80. . Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. — Вып. 3.-С. 188−195.
  81. Стеблин-Каменский, М. И. Миф / М. И. Стеблин-Каменский. Л.: Изд-во Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. — 104 с.
  82. В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» // Учен. зап. Тартуского ун-та-Тарту, 1971.- Вып. 284.
  83. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исслед. в обл. мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. М. Прогресс. Культура, 1995.-621 с.
  84. Д. Словарь символов / Д. Тресиддер. М.: Фаир-Пресс Гранд, 1999.-448 с.
  85. Е. Онгоны моих нагснутов // Байкал. 1977. — № 3 -С.143−150.
  86. М.И. К характеристике эпического мира улигеров / М. И. Тулохонов // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: сб.ст. / М.: Наука, 1980. С. 115.
  87. М.И. К характеристике эпического мира улигеров // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Элиста, 1978. — С.79.
  88. А. Бурятский героический эпос / А. Уланов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1963. — 219 с.
  89. Э.А. Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной эволюции художественного мышления / Э. А. Уланов. Улан-Удэ: Бэлиг, 2003. — 212 с.
  90. М.Н. Балаганский сборник. Под ред. Г. Н. Потанина -Труды ВСОРГО, 1903, Т.5.
  91. М.Н. Собрание сочинений: В 2 т. / М. Н. Хангалов. -Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1960. Т.2. — 443 с.
  92. М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр» / М. П. Хомонов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976. — 186 с.
  93. К. Истина мифа: Пер. с нем. / К. Хюбнер- Ст. И. Касавина. М.: Республика, 1996. — 447 с.
  94. Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят / Ц. Б. Цыдендамбаев. -Улан-Удэ: Изд-во ОАО Республиканская типография, 2001. 256 с.
  95. С.Ш. Поэтика Гэсэриады / С. Ш. Чагдуров. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. — 368 с.
  96. Ш. Б. Бурятские летописи / Ш. Б. Чимитдоржиев. -Улан-Удэ: РАН СО БИОН, 1995. 197 с.
  97. Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят / Н. О. Шаракшинова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. — 304с.
  98. Н.О. Лирические песни бурят / Н. О. Шаракшинова. -Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. 147с.
  99. Н.О. Мифы бурят / Н. О. Шаракшинова. Иркутск: Вост. — Сиб. кн. изд-во, 1980. — 167с.
  100. М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Инвест 111 111, СтППП, 1996.-240 с.
  101. М. Аспекты мифа пер. С ф. / М. Элиаде. М.: Академ. Проект, 2000.-223 с.
  102. М. Миф о вечном возвращении: архетипы и повторяемость / М. Элиаде: Пер. с ф. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой- Науч. консультант Я. В. Ческов. СПб.: Алетейя, 1998. — 249 с.
  103. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг- Пер. А. А. Спектор. Минск: Харвест, 2004. — 398 с.
Заполнить форму текущей работой