Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тенденции развития системы таможенных услуг и организационно-экономические факторы её совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ качестватаможенных услуг,. предоставляемых подразделениями Южного таможенного управления показал, что, несмотряна положительную динамику роста многих показателей, остается ряд проблемных вопросов: Так, при проведении проверок в некоторых таможенных органах выявляются факты коррупции среди работников таможенных органов. При формировании комплекса мероприятий, направленных на повышение… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Система таможенных услуг в формате сферы институционально-государственных услуг: типология и особенности развития
    • 1. 1. Таможенные услуги в системе государственных услуг: критерии классификации, особенности предоставления
    • 1. 2. Становление и современное состояние системы таможенных услуг России
    • 1. 3. Зарубежный опыт регулирования режима функционирования сферы таможенных услуг
  • 2. Тенденции развития сферы таможенных услуг в регионах России
    • 2. 1. Направления и тенденции развития сферы таможенных услуг
    • 2. 2. Характеристика услуг, предоставляемых региональными таможенными органами России
    • 2. 3. Факторы и условия развития сферы таможенных услуг в регионах
  • Юга России
  • 3. Институционально-экономические условия развития сферы таможенных и сопряженных услуг
    • 3. 1. Рост качества кадрового потенциала в системе условий совершенствования таможенных услуг
    • 3. 2. Информатизация таможенных процедур как фактор развития сферы таможенных услуг
    • 3. 3. Организационно — экономический инструментарий совершенствования системы таможенных услуг

Тенденции развития системы таможенных услуг и организационно-экономические факторы её совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в условиях глобализации и интернационализации мировой торговли существенно возрастает роль, и значение таможенного обслуживания внешнеторговойдеятельности, усиливается его влияние на развитие внешнеторговых связей, процессы интеграции российской экономики в международное экономическое: пространство, а также на укрепление внутреннего состояния. экономики страны.

С ростом объемов внешнеторговой деятельности, относительным ужесточением условий: и правил внешней торговли все отчетливее возникает необходимость. совершенствования таможенного обслуживания, в связи с его неизбежным влиянием? на процессы интеграции страны в мировое сообщество, а также на развитие экономики и торговли в России.

Таможенная служба является? неотъемлемой' частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, активно участвует в ее регулировании: и обслуживании, в том числе путем регламентации: заявляемых сведений и предъявляемых документов, создания организационных условий для осуществлениясистемного контроля внешнеторговых операций. Это означает, что в современных условиях таможенная служба России, будучи частью* экономической системы, государства,. наряду с выполнением традиционных" функций, администрирования в области налогообложения и регулирования внешней торговли, все активнее выступает как социально-экономический институт, в. котором таможенная: услуга проявляется в виде особой формы государственного сервисного обслуживания: Данный институт фактически 1 создает (а в случае неэффективной деятельности — не создает) необходимые благоприятные условия для развития: внешней торговли, способствуя тем самым выходу экономикистраны на новые мировые рынки.

Направления совершенствования таможенного обслуживания в целом, а также конкретные вопросы повышения. эффективности процесса предоставления государственных таможенных услуг (кадровые, управленческие, технологические, информационные, финансово> экономические) в современной литературе представлены явно недостаточно. Нет адаптированных к этой сфере методических подходов к решению ряда организационных проблем, что обусловлено сравнительно небольшим сроком существования таможенной службы России, отсутствием содержательной характеристики понятия «таможенная услуга», нечеткостью ряда, законодательных актов и рядом других факторов. Систематическое изучение научной литературы по избранной проблеме показало, что в трудах ряда российских ученых изложены отдельные предложения по совершенствованию работы с кадровым составом таможенных органов, однако они не носят системного характера. Пример зарубежных стран, в которых обеспечена высокая эффективность деятельности таможенных служб, свидетельствует о том, что наиболее актуальным остается вопрос совершенствования-информатизационных систем в таможенном деле. Российская же таможенная система находится на очень низком уровне по сравнению с зарубежными, что обусловливает существенное отставание:

Совокупность изложенных обстоятельств предопределяет актуальность темы исследования, направленность научного анализа и обобщения практического и теоретического материала по проблемам развития системы таможенного обслуживания, значимость формирования на основе полученных результатов организационно-экономического инструментария совершенствования системы государственных таможенных услуг, реализация' которого может способствовать улучшению работы, с кадровым составом российских таможен, совершенствованию информационных систем таможенного обслуживания, развитию таможенной и «околотаможенной» инфраструктур в регионах России.

Степень научной разработанности проблемы. Bi числе отечественных ученых-экономистов, посвятивших свои труды изучению1 сферы услуг, существенныйвклад в теорию и практику современного развития этой области экономики внесли Андреева Л. Ю., Арасланов Т. Н., Архипова А. Ю., Богринцева Е. А., Борисов Б. А., Борисова В. В., Гришанов Г. М., Дружинин А. Г., Жильцов E.H., Зубченко Л. А., Ковалевский В. Ф., Колесников Ю. С., Коровина Ю. Б.,.

Кузнецов Н.Г., Левин А. П., Меркушева Л. А., Никифоров Н. В., Пациорковский В. В., Пищулин Н. П., Сонина В. А., Тихонов P.E., Шаститко A.C., Челенков А.П.

Теоретические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга сферы обслуживания рассмотрены в научных трудах таких зарубежных ученых, как Армстронг Г., Брюйн X., Вонг В., Котлер Ф., Коттс Д., Лавлок К., Сондерс Д., Сток Д., Томпсон А. Вопросами изучения качества услуг из числа зарубежных авторов занимались: Ансофф И., Джордж С., Исикава К., Кумэ X., Стрикленд А., Трайбус М., Фоксвелл К., Харрингтон Дж.

Значительный вклад в решение проблем совершенствования таможенной деятельности и качества таможенного обслуживания, повышения эффективности таможенной службы России внесли такие отечественные ученые, как Антонов Г. А., Версан В. Г., Войтоловский Н. В., Голошубов М. Ю., Гусев Н. И., Демченко A.A., Калинина О. В., Карлик Е. М., Косенко В. И., Кулешов A.B., Ларин В. М., Окрепилов В. В., Опошнян Л. И., Полякова В. А., ПрянковБ.В., Рудакова В. Б., Садыкова Р. П., Синавина B.C. и др. В частности, разработке концепции «сервисной таможни» посвящены труды ученых Доля.

A.Н., Евдокимова А. И., Ершова А. Д. Вопросы совершенствования-таможенного сервиса внешней торговли при оказании таможенных услуг разрабатывались Калининой О. В. и Голошубовым М. Ю. Проблемы развития и совершенствования «околотаможеного» обслуживания рассмотрены в работах таких ученых, как Новчин В. В., Украинцев Б.С.

Большое значение для развития таможенного обслуживания в РФ имели исследования Брамзина C.B., касающиеся совершенствования управления качеством и модернизации таможенных процессов на основе стандартов ИСО серии 9000.

Вопросы развития теории, методологии и организационно-экономических аспектов таможенного дела разрабатывались такими1 российскими учеными, как Блинов Н. М., Богатов В. А., Городецкий А. Е., Кокарев М. В., Крашенинников.

B.М, Малмыгин И. А., Съедин С.И.

Вместе с тем многие аспекты организации управления таможенными услугами остаются недостаточно изученными. К их числу относятся вопросы создания эффективной системы и инструментария развития оказываемых таможенных и «околотаможенных» услуг1, обоснования рациональной численности, уровня подготовки и мотивации кадрового состава подразделений таможни, совершенствования информационного обслуживания, экономической инфраструктуры таможенных органов и др. Исследования в этой области создают необходимую научную основу для разработки механизма совершенствования государственных услуг в сфере таможенного регулирования, что актуализирует проблематику диссертационного исследования, обусловливает выбор темы, формулировку цели и задач диссертации.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной-работы заключается в том, чтобы, опираясь на результаты исследования условий" функционирования таможенной отрасли российских регионов, определить тенденции дальнейшего развития системы таможенного обслуживания и разработать действенный организационно-экономический инструментарий совершенствования сферы таможенных услуг в Российской Федерации, а также обосновать, систему рекомендаций по его реализации на практике.

Длядостижения поставленной цели следует решить целый ряд взаимосвязанных задач:

— определить место таможенных услуг в системе государственного обслуживания, обосновать их роль и особенности предоставления;

— выявить особенности организации государственных услуг пог таможенному оформлению товаров и транспортных средств, сформулировать основные направления совершенствования услуг в этой области;

— проанализировать-деятельность, региональных таможенных управлений по предоставлению ими таможенных услуг, и выявить факторы, и условияих дальнейшего совершенствования;

— разработать концептуальные основы повышения-качества таможенного обслуживания посредством внедрения информационной системы, обеспечивающей устранение противоречий между интересами таможенных.

1 Под «околотаможенными» услугами здесь и далее понимаются услуги, оказываемые участникам ВЭД, определенными организациями на коммерческой основе, связанные с представлением интересов декларанта в таможенных органах таможенными брокерами, перевозкой груза таможенными перевозчиками, хранением товара на таможенных складах и складах временного хранения. органов и декларантов, соответствие качества таможенного контроля и продолжительности таможенного оформления товаров;

— сформулировать, с учетом результатов анализа отечественного и зарубежного опыта функционирования таможенных организаций, основные тенденции развития деятельности таможенных органов, разработать организационно-экономический инструментарий совершенствования системы таможенного обслуживания.

Объектом исследования является система государственных таможенных услуг, предоставляемых таможенными организациями Российской Федерации в процессе. регулирования внешнеторгового оборота, осуществления фискальной, правоохранительной функций, а также производства таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами, пересекающими границу России.

Предметом исследования выступают экономические инструменты, технологии и институты, формирующие организационно-экономический механизм, обеспечивающий совершенствование сферьг таможенных и связанных с ними услуг в Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения современных теорий: переходной экономики, управления, теории риска, массового обслуживания, институционализма, государственного регулирования и др., представленные в работах российских ученых, в том числе специалистов Российской таможенной академии, а также зарубежных исследователей в области экономико-организационных и технологических процессов совершенствования сферы государственных услуг. Теоретическую основу составляют работы научно-исследовательских институтов по направлениям диверсификации внешнеэкономической деятельности, отражающие конкретные результаты по внедрению-инноваций в процесс оказания таможенных услуг, законодательные акты, формирующие «юридическое поле» для эффективной деятельности таможенных органов.

Инструментарно-методический аппарат исследования базируется на применении, в рамках системного подхода, общенаучных методов исследования: логического, статистическогои ситуационного анализа, экспертных оценок, анкетирования, наблюдения, интервьюирования, группировок, сравнения. Эти инструменты использовались в различных комбинациях на разных этапах проведения исследования, что позволило обеспечить научную достоверность итоговых результатов, выводов и рекомендаций.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов в регионах России, статистических сборников, ежегодников, ведомственных справочников, содержащих фактологические материалы по таможенным управлениям, а также на основе монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, документов первичной отчетности, аналитических докладов и записок, практического опыта и наблюдений автора. Значительная часть этих эмпирических данных обработана впервые, проанализирована и вовлечена в научный оборот в ходе диссертационного исследования. Репрезентативная совокупность использованных статистических данных, обработанных соответствующим образом, проанализированных, обобщенных, экономически интерпретированных и прокомментированных, обеспечила, аргументированность и обоснованность результатов диссертационного исследования.

В качестве нормативно-правовой базы использованы тексты Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция), Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, Таможенного кодекса РФ, Федеральных законов, Постановлений Федерального Правительства и Государственной Думы России, нормативно-правовых документов Федеральной таможенной службы и региональных таможенных управлений, целевых федеральных и региональных программ, а также документов Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации.

Логика исследования состоит в движении процесса изучения проблемы от оценки основных тенденций развития государственных услуг в сфере таможенного регулирования Российской Федерации, исследования зарубежного и российского опыта управления таможенными органами, анализа экономических условий и возможностей интегрирования инновационных технологий в повседневную практику таможенных органов — к разработке ряда практических рекомендаций и инструментов повышения эффективности деятельности в сфере таможенных услуг, а также формирования организационно-экономического инструментария совершенствования системы государственного таможенного обслуживания.

Рабочая гипотеза основывается на выдвижении положения о том, что в современных условиях, характеризующихся переходом от жесткого таможенного администрирования к управлению с элементами более гибкого таможенного менеджмента, ориентированного на повышение качества предоставляемых таможенных услуг (с учетом интересов участников внешнеторговой деятельности), эффективная модель деятельности таможенных органов Российской Федерации должна основываться на принципах законности, открытости, мобильности, гибкости и базироваться на последовательном использовании в повседневной практике таможенных органов организационно-экономических инструментов, повышающих эффективность деятельности сферы таможенных услуг, внедрения новейших информационных технологий в процесс предоставления таможенных услуг, что, в свою очередь, будет способствовать снижению трансакционных издержек при перемещении товаров через границу РФ* и повышению товарооборота между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Положения диссертациивыносимые на защиту:

1. Приоритетным направлением развития механизма трансформации системы таможенных услуг, является целенаправленный переход от жесткого-административногорегулирования к управлению с элементами гибкого таможенного менеджмента в сфере услуг, сопутствующих таможенному оформлению, а также активизация «околотаможенных» услуг, ориентированная на обеспечение совершенствования таможенного обслуживания внешнеторговых сделок с учетом интересов всех сторон — бизнес-структур, государства и общества.

2. Современная мировая таможенная система развивается как сфера государственного таможенного сервиса, целью которой является результативное содействие внешнеторговой деятельности, предполагающее, прежде всего, ускорение и упрощение осуществления таможенных процедур, наряду с обеспечением эффективной реализации правоохранительных задач, поскольку в условиях жесткой конкурентной мировой рыночно-экономической среды трансграничные потоки товаров и инвестиций будут направлены в те страны, которые не рассматриваются бизнесом как имеющие административно-бюрократические барьеры и значительные трансакционные затраты.

3. Система таможенного обслуживания достигает высокой эффективности только при установлении партнерских взаимоотношений таможенных служб и бизнеса, в связи с чем доминантой в стратегии преобразования таможенной системы выступает трактовка таможенной службы, как сервисной сферы, регулируемой и контролируемой государством, от эффективности функционирования которой зависят условия и возможности ускоренного развития всей внешней торговли-страны.

4. В условиях активной интеграции России в мировое хозяйство развитие таможенного брокерства и системы «околотаможенного» обслуживания является важным шагом к цивилизованно-рыночному развитию внешнеэкономических связей, а также к значительному упрощению взаимодействия таможенных органов и участников торговых операций, т.о., развитие таможенного брокерства обеспечивает повышение качества таможенных услуг, снижение уровня нарушений и преступлений на таможне.

5. На современном этапе развития сферы таможенных услуг основными задачами в области повышения их эффективности и совершенствования являются: формирование институциональной базы для1 развития не только таможенных, но и «околотаможенных» услугпереход всех таможенных постов на работу по принципу «одного окна» и «одной остановки" — организация оперативного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности за счет внедрения новейших информационных технологий и прогрессивных таможенных процедурразвитие кадрового потенциала сотрудников таможенных органовоптимизация взаимодействия таможенных управлений с участниками рынка «околотаможенных» услугсоздание единой базы данных контролирующих органов и обеспечение условий, необходимых для их деятельности вне зоны таможенного и пограничного контроля.

6. Одним из направлений стимулирования товарооборота между Россией и зарубежьем, устранения искусственных административных барьеров, сдерживающих экономическую активность добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), является упрощение таможенных формальностей, обеспечивающее сокращение времени, уходящего на осуществление основного таможенного оформленияи документальный контроль грузовых таможенных деклараций в рамках одного-полутора часов рабочего времени, что возможно лишь при системном использовании в деятельности таможенных органов информационных технологий, реализуемых комплексными автоматизированными системами таможенного оформления, и новейших таможенных процедур, ускоряющих процесс таможенного оформления при сохранении высокой эффективности таможенного контроля.

7. При формировании комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности таможенных услуг в Южном федеральном округе (ЮФО), руководству Южного таможенного управления (ЮТУ) необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях:

• повышение квалификации персонала таможен, в том числе в вопросах совершенствования таможенного обслуживания, реализация современного кадрового менеджментаактивизация преодоления коррупции в среде сотрудников таможен;

• развитие эффективной таможенной и «околотаможенной» инфраструктуры;

• повышение уровня информационного обеспечения участников ВЭД;

• внедрение системы электронного декларирования, а также использование таможенных процедур, ускоряющих процесс таможенной очистки груза на границе, и развитие таких прогрессивных технологий, как пост-контроль и система управления рисками на всех таможенных постах Южного таможенного управления.

8. Предложенная в исследовании модель осуществления комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации предусматривает совершенствование нормативно-законодательной базы, рабочих процессов и информационных технологий, реализация которых будет способствовать развитию внешней торговли Российской Федерации, совершенствованию системы таможенного администрирования, созданию эффективного таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления, а значит, совершенствованию таможенного обслуживания в целом, и на этой основе — увеличению внешнеторгового оборота и собираемости таможенных платежей.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в концептуальном обосновании системы институциональных условий, направлений и форм развития таможенного обслуживания, как составляющей системы государственных услуг в России, обеспечивающих устойчивый режим рационального функционирования данной сферы. Элементами реального приращения^ новационного знания, характеризующего исследовательский и внедренческий потенциал работы, обладают следующие положения проведенного исследования:

— определены основные направления совершенствования сферы таможенных услуг, базовыми среди которых являются: организация более оперативного обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности за счет внедрения новейших информационных технологий, а также введения новых таможенных процедур, ускоряющих процесс таможенной «очистки» груза на границепереход от жесткого таможенного администрирования к более гибкому управлению сферой таможенных услуг, основанному на принципах стимулирования законопослушного экономического поведения бизнес-структур, участвующих во внешнеторговых сделкахповышение качества кадрового потенциала сотрудников таможенных органов и стимулирование их эффективной деятельности в сфере предоставления таможенных услугоптимизация взаимодействия таможенных управлений и «околотаможенных» фирм на основе развития таможенной инфраструктуры;

— уточнено содержание понятия «таможенная услуга», как значимой составляющей комплекса государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, трактуемое в диссертации как результат действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников внешнеторговой деятельности, гарантирующих реализацию принципов законности, стабильности и контролируемости таможенных услуг, их ориентацию на долговременнуюперспективу формирования эффективных партнерских отношений участников ВЭД и | госструктур в сфере таможенного регулирования;

— выявлены, по результатам проведенных социо-хронометрических исследований и социологического опроса участников ВЭД Южного федерального округа, значения временных затрат по отдельным операциям таможенного оформления и контроля грузов, наиболее длительные операции технологического процесса таможенного оформления товара, основные причины задержек грузов при таможенном оформлении, происходящие не по винетаможенных органов, что позволило проанализировать недостатки таможенного сервиса, обосновать целесообразность перехода к обработке таможенной документации с использованием современных информационных технологий, осуществления контроля по принципу «одного окна», введения предложенной в работе интерактивной информационной системы «Таможня», позволяющей объединить интересы всех сторон, участвующих в оформлении внешнеторговой сделки и обеспечить оперативность и прозрачность таможенных процедур;

— проведен сравнительный анализ деятельности таможенных органов по федеральным округам Российской' Федерации, определены позитивные, тенденции развития сферы таможенных услуг в регионах Россииосновными из которых являются: обеспечение оказания таможенных услуг в рамках определенного срока, создание комплекса мероприятий, направленных на снижение нагрузки на статично-постоянный контингент таможенных органов, развитие таможенной инфраструктуры, повышение качества обслуживания участников ВЭД, расширение круга оказываемых таможенных услуг;

— представлена система мер, обеспечивающих совершенствование таможенного обслуживания за. счет роста кадрового потенциала и упорядочения организационно-правовой документации таможен, которые включают в себя: во-первых, четкое определение потребностей таможенного органа в персоналево-вторых, обучение персонала и создание эффективной1 системы, мотивации персонала на основе его оценкив-третьих, создание и реализацияподпрограммы повышения эффективности работы таможенных органов на основе совершенствования организационно-правовой документации (ГТЭРТ), позволяющей определить перспективные цели и рубежи в области повышения эффективности деятельности персонала таможенных органов, а также конкретное распределение прав и обязанностей руководящего и исполняющего персонала по достижению этих целей;

— сформулирована авторская концепция формирования^ интерактивной информационной системы «Таможня», учитывающая: потребности всехучастников сферы таможенных услуг в области информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности, созданной: на принципе* модульности, обоснованаее структура, включающая, модули для руководства таможенных органов, региональных таможенных управлений, таможенных постовтаможенных брокероввладельцевскладов временного хранения, владельцев — таможенных складов^ участников внешнеэкономической деятельности. Подтверждена целесообразность, создания информационной системы «Таможня» в составе двух серверных частей: открытого и закрытого порталов;

— доказана необходимость развития инфраструктуры" таможенных органов, способствующая расширению и диверсификации их деятельности по оказанию таможенных и «околотаможенных» услуг на коммерческой основе, в-связи? с чем: разработан: алгоритм, позволяющий адаптировать. Концепциюразвития таможеннойслужбы длярегиональных органов-.реализовать комплекс мер по развитию таможенной инфраструктуры, совершенствованию" взаимодействия «околотаможенных» коммерческих структур и таможенных органов, других органов государственного администрирования и участников внешнеэкономической деятельностиразработан организационно-экономический инструментарий совершенствования системы таможенных услуг в российской экономике, включающий в себя цель, основные направления деятельности, методологическую и инструментальную основу, условия и информационную базу для совершенствования таможенного обслуживания, последовательная^ реализация которого на практике будет способствовать решению выявленных в ходе диссертационного исследования проблем в сфере предоставления таможенных услуг.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение исследования заключается в, обобщении, систематизации и углублении концептуальных подходов к совершенствованию системы таможенного обслуживания в современных условиях развития экономики и представлено в таких аспектах, как определение приоритетных направлений развития системы государственных услуг в таможеннойсфере, оценка критериев ее эффективности, обоснование перспектив, внедрения инноваций. Авторские разработки могут послужить в качестве материалов для проектирования мероприятий Программы модернизации сферы таможенных услуг и разработки Концепции государственного управления сферой таможенного обслуживания.

Теоретические результаты и концептуальные положения диссертации могут быть использованы при разработке методического обеспечения учебных курсов: «Экономика и организация сферы услуг», «Государственное управление», «Таможенное дело» и ряда спецкурсов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что научные положения, выводы и рекомендации диссертации обладают практической ценностью по ряду позиций:

— предложена модель комплексной модернизации информационной, системы таможенных органов, которая может быть использована органами государственного управления внешнеэкономической деятельности при выработке и реализации системы мер по совершенствованию таможенного обслуживания;

— адаптирована методика совершенствования таможенного обслуживания на базе работы с кадровым составом таможенных органов, которая может быть использована в деятельности региональных таможенных управлений и таможен при построении и развитии систем таможенного сервиса внешней торговли;

— разработаны мероприятия, дополняющие Федеральную целевую программу развития таможенной службы, позволяющие реализовать комплекс мер по развитию таможенной и «околотаможенной» инфраструктуры регионов.

Предложенные автором разработки по совершенствованию системы государственных услуг в сфере таможенного регулирования в регионе приняты к внедрению Южным таможенным управлением и Минераловодской таможней.

Апробация результатов диссертационной работы проведена в форме выступлений на научно-практических конференциях и семинарах в городах Ростов-на-Дону, Пятигорск, Черкесск в 2003;2007 гг.

Основное содержание диссертационной работы и результаты проведенных исследований изложены в семи публикациях, в том числе, в двух статьях, опубликованных в научных изданиях, рекомендованных ВАК России, а также в пяти научных публикациях, изданных отраслевыми научными издательствами, вузами и НИИ. Общий объем научных трудов, составляющих личный вклад автора, составляет 3,6 п.л.

Структура диссертационного исследования: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 9 разделов, заключения, списка использованных источников (260 наименований), 8 приложений, проиллюстрирована 16 рисунками, 4 таблицами. Объем работы -199 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование тенденций развития и организационно-экономических факторов совершенствования системы таможенных услуг позволяет сделать ряд выводов и обобщений:

1. Исходя из факторов развития внешней торговли и в соответствии с общей тенденцией реформирования государственных органов, можно констатировать, что в области таможенного дела в настоящее время существует насущная необходимость в пересмотре устоявшихся понятий таможенного администрирования внешней торговли вусловиях современных требований международного сообщества относительно скорости и эффективности таможенного обслуживания в целях содействия торговле. Два традиционных направления таможенного дела — регулирование внешнеторговой деятельности и таможенный контроль сегодня дополняются качественно новым" направлением, связанным с оказанием таможенных услуг. Это направление характеризует новую грань развивающейся отечественной таможенной, системы, которая в данном аспекте выступает как система таможенного обслуживания. Отмеченная важная тенденция в развитии таможенного дела привела к формированию новой отечественной парадигмы таможенной' деятельности, в основе которой — необходимость разработки соответствующих определений таких новых понятий как «таможенная услуга», «околотаможенная» услуга, «таможенный сервис» (обслуживание).

На сегодняшний день сфера таможенных услуг России представляет собой развитый социально-экономический институт, включающий в себя систему таможенных органов во главе с Федеральной таможенной службой (ФТС), предоставляющих государственные услуги по таможенному оформлению внешнеторговых операций, услуги, сопутствующие процессу таможенной очистки (хранение товаров на таможенных складах, принадлежащих таможенным органам, таможенное сопровождение и др.), оплачиваемые участниками ВЭД по средствам таможенных сборов, и «околотаможенных» коммерческих организаций, оказывающих услуги по.

У «1.

1 •.

172 оформлению грузовых таможенных деклараций, перевозке и хранению грузов на коммерческой основе.

Одним из основных направлений совершенствования системы таможенных услуг является уменьшение средней продолжительности осуществления таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границу РФ с помощью внедрения современных информационных технологий и развития эффективной таможенной инфраструктуры, а также за счет роста кадрового потенциала сотрудников таможен в области повышения качества обслуживания.

В настоящее время мировая таможенная система развивается как система таможенного сервиса, целью которой является результативное содействие внешнеторговой деятельности, подразумевающее, прежде всего, ускорение и упрощение совершения таможенных процедур наряду с обеспечением эффективной реализации правоохранительных задач. В чрезвычайно конкурентоспособной мировой окружающей среде международная торговля и инвестиции не будут направлены в те области, которые рассматриваются бизнесом как бюрократические и с высокими затратами. Поэтому, на первый взгляд, парадоксальная фраза — «содействие торговле и контроль не должны противостоять друг другу» — рассматривается зарубежными таможенными службами в качестве единственно верной и приемлемой в целях развития торговли и защиты экономического благосостояния.

2. Непосредственно в качестве главных задач при обслуживании международной торговли зарубежный таможенный менеджмент рассматривает следующие: достижение благоприятного отношения бизнеса к таможенной службеобеспечение сбора таможенных платежей в бюджетиспользование максимально упрощенных процедур для законопослушных участников внешней торговлиповышение качества обслуживания потребностей клиентовсокращение затрат на осуществление внешнеторговых сделок участниками торговли.

Зарубежная практика показывает, что системы таможенного обслуживания достигают высокой эффективности только при установлении партнерских взаимоотношений таможенных служб и бизнеса. Поэтому в.

I ¦

173 рекомендациях Всемирной таможенной организации, направленных на развитие таможенной системы в XXI веке, основное внимание уделяется ее превращению в систему таможенного сервиса.

Таким образом, доминантой в международной стратегии преобразования таможенных систем выступает стремление к пониманию таможенной службы, как сервисной службы (т.е. оказывающей государственные услуги), от качества функционирования которой зависят условия и возможности развития всей внешней торговли страны. В этом же направлении развивается и таможенная система России. При этом таможенная система рассматривается в качестве государственного образования, целью которого является, с одной стороны, активное содействие внешнеторговой деятельности, подразумевающее, прежде всего, ускорение и упрощение оказания таможенных услуг, с другой стороны, обеспечение эффективного выявления возможных правонарушений в таможенных органах.

3. Развитие единой системы таможенных органов сопряжено с конкретными политическими, экономическими, социальными условиями и предпосылками, обусловленными процессами создания российской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической' деятельности. Современные тенденции в области развития сферы таможенного обслуживания представлены более гибким таможенным менеджментом, ориентированным на повышение качества предоставляемых таможенных услуг с учетом интересов участников внешнеторговой деятельности.

4. На качество и совершенствование таможенных услуг оказывает значительное влияние развитие такого нового института в сфере таможенных услуг как таможенный брокер.

Введение

в действие института таможенных брокеров — крупномасштабная общероссийская акция, затрагивающая как участников ВЭД, так и таможенные органы. ФТС РФ проработан поэтапный механизм интеграции создаваемых субъектов в общую систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Однако, все более нарастает необходимость совершенствования системы взаимодействия таможенных органов и «околотаможенных» структур, что возможно при: условии эффективного развития таможенной инфраструктуры в регионах.

На сегодняшний день политика ФТС России ориентирована на создание системы таможенного сервиса, как гибкого высокоэффективного инструмента регулирования внешнеторговой деятельности России. Предъявляемые требования ориентируют таможенную систему на: совершенствование существующих и создание нового типа организационно-экономических, и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политикигосударства: в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России.

5. Проведенный автором анализ эмпирической: базы и результаты социологических исследований позволяют аргументировано утверждать, что* большинство: региональных таможенных управлений справляются с поставленными: ФТС России-планами по сбору таможенных платежей, однако, в целях повышения эффективности выполнения: поставленных перед ними-функцийпроводят активную работу по информатизации своей деятельности. В настоящее время" в системе электронного декларирования" работает 195: таможенных: постов:. Проведенныйанализпоказал, что рост эффективности выполненияфискальной функции в большинстве таможенных управленийсвязанно не только с ростом внешнеторговой активности, но и с интенсификацией применениясистемы, управления, рисками и. контроля после выпуска товаров. В области перехода на электронное декларирование на первом месте находятся, таможенные посты. Сибирского, Центрального федеральных: округовнаиболее: активная, работа в<�данном направлении ведется^ таможнями, подотчетными Приволжскому таможенному управлению, которое в 2007 г. показывало самые активные темпы, роста. составляющей электронного декларирования.

6:., Анализ качестватаможенных услуг,. предоставляемых подразделениями Южного таможенного управления показал, что, несмотряна положительную динамику роста многих показателей, остается ряд проблемных вопросов: Так, при проведении проверок в некоторых таможенных органах выявляются факты коррупции среди работников таможенных органов. При формировании комплекса мероприятий, направленных на повышение качества таможенных услуг в ЮФО, руководству Южного таможенного управления необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях: повышение квалификации персонала таможен в области обслуживанияснижение уровня коррупции в среде сотрудников таможниразвитие таможенной и «околотаможенной» инфраструктуры регионаповышение уровня информационного обеспечения участников ВЭДвнедрение системы электронного декларирования и предварительного информирования на всех таможенных постах Южного таможенного управленияусиление взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами для предотвращения нагнетания террористической и криминогенной обстановки, особенно в преддверии Олимпийских игр 2014 г.

7. Проведенный автором анализ показал, что все региональные таможенные управления проводят меры, направленные на повышение уровня информатизации сферы таможенного обслуживания. В большинстве из них создаются информационные системы, но они сильно разнятся по функциональным возможностям, большая их часть является информационно-справочным Л? еЬ-порталом и не удовлетворяет в полной мере потребности участников ВЭД. Различные попытки оптимизировать технологию проверки таможенной декларации и представляемых документов в виде «пятиступенчатого контроля», проверки декларации по принципу «одного окна», проверки сведений до ввоза товаров на таможенную территорию РФ (предварительное декларирование), так и не продемонстрировали принципиальных преимуществ по сравнению с существующими таможенными реалиями. Отсутствует комплексный подход к решению проблем информационного обеспечения, существующие системы либо выполняют функции информационного листка для участников ВЭД, либопочтового ящика для сдачи электронных таможенных деклараций.

В работе предложено проведение комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, предусматривающей совершенствование нормативно-законодательной базы, рабочих процессов и информационных технологий.

Комплексная модернизация информационной системы таможенных органов Российской Федерации будет способствовать развитию внешней торговли Российской Федерации, совершенствованию таможенного администрирования, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления и на этой основе — увеличению внешнеторгового оборота и собираемости таможенных платежей.

8. Разработана новая концепция интерактивной информационной системы «Таможня», удовлетворяющей потребности всех участников сферы таможенных услуг в области информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности. Данная система, созданная на принципе модульности, должна содержать модули для всех участников процесса таможенной очистки: руководства таможенных органов, региональных таможенных управлений, таможенных постов, таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, участников внешнеэкономической деятельности.

При этом информационнаясистема «Таможня» должна состоять из двух серверных частей: открытый и закрытый портал. Открытый портал доступен для всех желающих и не требует авторизации. Закрытый портал предусмотрен только для служебного пользования, для доступа требуется авторизация пользователя. В этом проекте для авторизации можно использовать не только логин и пароль, но и электронную цифровую подпись. Это обеспечивает высокую степень защиты информации.

Закрытый портал информационной системы «Таможня» должен обеспечивать взаимодействие между уровнями таможенной системы, то есть включать в себя интерактивные сайты Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. Встроенная система электронного документооборота с использованием ЭЦП должна обеспечить более оперативное взаимодействие и эффективный текущий контроль деятельности таможенных органов. Доступ к информационным ресурсам закрытого портала информационной системы «Таможня» необходимо разрешить только сотрудникам таможни с использованием в качестве логина закрытого ключа электронной цифровой подписи.

9. Предложена система по совершенствованию таможенного обслуживания посредством роста качества кадрового потенциала и упорядочения организационно-правовой документации таможен, включающая в себя три основных этапа: во-первых, определение потребностей таможенного органа в персонале, расчет рациональной численности таможенного органавовторых, обучение персонала и создание эффективной системы мотивации персонала на основе его оценкив-третьих, создание в каждой таможне целевой подпрограммы повышения эффективности работы таможенного органа на основе совершенствования организационно-правовой документации (ПЭРТ). Представленная Подпрограмма позволяет определить в перспективе цели и рубежи в области повышения эффективности деятельности персонала таможенного органа, а также конкретное распределение прав и обязанностей руководящего и исполняющего персонала по достижению этих целей.

10. Выполнение представленных в работе программных мероприятий по совершенствованию таможенной и околотаможенной инфраструктуры посредством эффективных финансовых, организационно-экономических, информационно-консультационных инструментов, повышения кадрового потенциала в области оказания таможенных услуг, позволит в полной мере завершить создание таможенной инфраструктуры, которая создаст необходимые условия развития и совершенствования таможенных услуг, обеспечит ускорение таможенного оформления товаров, сократит простои транспортных средств на границе, снизит накладные расходы участников ВЭД, создаст благоприятные условия для дальнейшего развития «околотаможенного» обслуживания.

11. Разработанный в диссертации комплекс организационно-экономического инструментария совершенствования сферы таможенных услуг в российской экономике, определяет цели, направления, основные инструменты, методы и условия совершенствования системы таможенного обслуживания в России.

Таким образом, все большее значение в развитии сферы таможенного обслуживания приобретает совершенствование организационной структуры таможенных органов, адекватной их функциональному назначению, а также укрепление и оптимизация инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование таможенной службы в целом, использование прогрессивных форм таможенного контроля и новейших информационных технологий. Эти факторы оказывают решающее воздействие на качественное состояние организации таможенного обслуживания, результативность и последствия его осуществления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Основной закон Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации: Принят Государственной думой 25 апреля 2003 г. Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г. М.: Ось-89, 2003.
  3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный Закон РФ от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ //Экономическая газета.1995. -№ 43.
  4. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 18.06.1997 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 30. — Ст. 3586.
  5. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // Российская газета. 2003. -31 мая.
  6. О вопросах Федеральной таможенной службы: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 11.- Ст. 945.
  7. Федеральная целевая программа развития таможенной службы РФ на 1996−1997 гг. и на период до 2000 года: Постановление правительства РФ 01 сентября 1996 г. № 1052. // Собрание законодательства Российской Федерации.1996.-№ 36.-Ст. 637.
  8. О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 35. — Ст. 3637.
  9. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р. // http: // www.customs.ru
  10. О Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004−2008 годы: Приказ ГТК России от 09.03.2004 г. № 276 // Таможенные ведомости 2004. — 26 марта.
  11. Об утверждении Общих положений о таможенных органах РФ: Приказ ГТК России от 10.10.2002 г. № 1082 // Российская газета. 2002. — 19 декабря.
  12. Л.И. Логика экономического роста / РАН. Ин-т экономики. -М.: РАН, 2002.-228 с.
  13. Т. Коррупция паразит экономики // Общество и экономика. — 2003. -N 10. — С. 189 — 207.
  14. A.B. Психология в таможенном деле. СПб.: «ПиК», 1995. -624 с.
  15. Административная Реформа в Российской Федерации. Нормативная база, проблемы реализации, рекомендации. В. Н. Лексин, И. В. Лексин, H.H. Чучелина, эксперты проекта «Административная реформа в Российской федерации» отчет № 5. -М., 2006. 105 с.
  16. Административное управление качеством и элементы системы качества. Руководящие указ. по выбору и- применению. Ч. 2. — М.: Инфра М., 2004. -321 с.
  17. Р., Сасиени М. Основы исследования операций. /Пер. с англ. Атаева В. Я., под ред. Ушакова И. А. 2-е изд. — М.: Издательство Мир, 1991. — 367 с.
  18. Актуальные проблемы современной таможенной политики: Материалы 151 заседания круглого стола (Москва, 14.12.1995 г.). М.: РТА, 1996. — 178 с.
  19. А., Кармолицкий А., Козлов Ю., Административное право РФ. -М.: «Зерцало», 1997. 305 с.
  20. Аналитический вестник Совета федерации Федерального собрания РФ 2006.-№ 22(310).-С. 34.
  21. Л.Ю. Институциональный механизм производства общественных (городских) благ: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.04 / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1999. — 30 с.
  22. О. Основы стандартизации и управление качеством продукции.- СПб.: Университет экономики и финансов, 2005. 409 с.
  23. Т. Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 2.-С. 105−108.
  24. А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность в Южнороссийском регионе: состояние и перспективы // Право и бизнес на Юге России- 2001. — № 1. — С.22−24.
  25. А.Ю. Особенности и направления развития внешнеэкономической деятельности в Южнороссийском регионе // Теория и практика совершенствования мирового хозяйства. Ростов н/Д: СКНЦ ВМ, 2002- С.81−86.
  26. Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография М.: Изд-во РАГС, 2002. — 156 с. :
  27. П.Н. Методика оценки информационных технологий // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. — 2004. № 1(21) — С. 37−44 .
  28. СВ. Система управления таможенными процессами на-основе МС ИСО серии 9000: Рекомендации по освоению и макет системы. М.: РИО РТА, 1998.-180 с.
  29. C.B. Теория и методология систем управления таможенными процессами. М.: РИО РТА, 1999. — 196 с.
  30. Барамзин С. В Управление качеством таможенной деятельности / C.B. Барамзин- Гос. тамож. ком. РФ. М.: Кн. и бизнес, 2001. — 304 с.
  31. О. Обеспечение эффективности сочетания форм государственного управления // Экономист. 2002. — № 11. — С. 38−48.
  32. И., Колли Ш. К. Толковый экономический и финансовый словарь. Т. 2.: Пер. с фр. -М.: Международные отношения, 1994. — 987 с.
  33. Н.М., Кухаренко В. Б., Барамзин C.B. и др. Комплект методических материалов по технологии процессов модернизации масштабных систем (на примере модернизации таможенной службы) свидетельство’РАО № 3048. -М.: РИО РТА, 1998.
  34. Н.М., Кухаренко В. Б. От культа таможни к таможенной культуре -М.: Книга и бизнес, 2001. — 228 с.
  35. В.А. Совершенствование контрольных функций таможенных органов // Сб.: Актуальные проблемы современной таможенной политики. -М., РИО РТА, 1996. С. 56−63.
  36. В.А. Совершенствование организации управления процессами оказания таможенных услуг и работ. Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 — М., 1998.- 170 с.
  37. В. А. Мировоззренческие аспекты таможенной деятельности // Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России: Тез. докл. науч.-практич. конф. 4.1. М.: РИА РТА, 1996. — С. 123−128.
  38. Е. А. К вопросу о неоднозначности толкования категории «услуга» // Актуальные проблемы современной науки. 2004- № 1. — С. 38−40.
  39. В. В. Логистика межрегионального товарообмена (Теория и методология): Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 Ростов н/Д, 2002. — 299 е.
  40. А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Книжный мир, 2006. 1560 с.
  41. Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007—2009 гг. // http://www.government.ru.
  42. Брюйн Ханс. Управление по результатам в государственном секторе / Пер. с англ. И. Попеско, О. Синицыной- Под ред. А. Грязновой. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. — 342 с.
  43. И.Л., Макрусеев В. В. Интеллектуализация, глобальных информационно-вычислительных систем: основы, концепции, проблемы. —М.: Мысль, 1994. 245 с.
  44. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами./ Отв. Ред. В. В. Кульба. Инс-т проблем управления. М.: Наука, 1994. — 270 с.
  45. A.C. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 80 с.
  46. Т. К, Еременко В. Г., Кузин В. Н. и др. Таможенный брокер. — СПб.: Научно учебный центр «Таможня» СПб-го филиала РТА, 1998. — 581 с.
  47. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М.: Изд-во фирмы Гардарика, 1996. — 243 с.
  48. Виды юридической деятельности таможенных органов./О.С. Жигалина // Таможенное дело. 2007. — № 1. — С. 12−17.
  49. Владивостокская таможня подвела итоги работы в 2006- году // http://www.vts.ru.
  50. Внешнеэкономический толковый, словарь/ Под ред. И. П. Фаминского. -М.: Инфра-М, 2000. 567 с.
  51. А.П., Матирко В. И., Модин A.A. Управление персоналом1 условиях рыночной экономики. М.: Дело, 1992. — 435 с.
  52. H.A. Опыт подготовки и стимулирования труда государственных служащих в Японии / H.A. Волгин- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: ИНФРА-М, 1999. 480 с.
  53. Всемирная таможенная организация. Руководство. Исследование времени, необходимого для таможенного оформления грузов./ Пер. с англ. — М.: РИО РТА, 2004. 198 с.
  54. В ЮТУ состоялось расширенное заседание коллегии. 17.01.2008 г.// http ://www. vch.ru.
  55. .Н., Полежаев JT.M. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917 1991гг.) // Государство и право. — 2002. -№ 10.-С. 31−41.
  56. .Н. Таможенное право. М.: Юристъ, 1997 г. — 356 с.
  57. Л.Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М.: ЮрИнфо, 1998. — 293 с.
  58. Геоинформационное моделирование территориальных рынков банковских услуг: Монография / А. Г. Дружинин и др.- Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Юж.-Ур. гос. ун-т экономики и сервиса. — Шахты: ЮРГУЭС, 2006. 178 с.
  59. H.A. Таможенный словарь-справочник участника внешнеэкономической деятельности / Под ред. В. И. Осипова. М.: Викинг, 2000.-678 с.
  60. ГОСТ Р 52 113−2003. Услуги населению. Номенклатура, показателей качества. М.: Стандарт, 2004. — 23 с.
  61. ГОСТ 30 335–95, ГОСТР 50 646−9 Услуги населению. Термины и определения с комментариями. — М.: Стандарт, 2005. — 50 с.
  62. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Государственный стандарт РФ «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»
  63. ГОСТ 30 335–95/ГОСТ Р 50 646−94 «Услуги населению. Термины и определения»: введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 r. N 164.
  64. Государственный таможенный комитет Российской Федерации" Таможенная статистика^ внешней торговли Российской Федерации. Годовой сборник 1995 г. М., 1996. — 123 с.
  65. Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью. — СПб.: Изд-во СПб ГУ ЭФ, 2001. 207 с.
  66. Н. Е. Статистика внешнеэкономических связей. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 112 с.
  67. Г. М: Моделирование механизма управления качеством услуг на. предприятиях сферы сервиса // Вестник Самарского- государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева. 2003. — N 2. -С. 34−36.
  68. Н.И., Кулешов A.B. Проблемы совершенствования- механизма таможенного оформления и контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами //Форум: Метод, сборник. РИО РТА. 1999. — № 7. — С. 13−45.
  69. М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / Моск.гос.ун-т культуры и искусств. М.: ИПО Профиздат, 2001. — 111 с.
  70. Н.В. Вопросы теории экономического анализа. — М.: Финансы, 2003. 234 с.
  71. А. А. О применении программно-целевого управления в таможенной службе // Тез. докл. междунар. научн.-практ. конф. «Регулирование ВЭД и экономика таможенной политики России» (Москва, 22−23 окт. 1996 г.) — М.: РИО РТА, 1996. С. 110- 117.
  72. Дж. Экономические методы. /Пер. с англ. и предисл. А. А. Рывкина, -М.: Статистика, 1980.-301 с.
  73. Т.А. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег / Отв.ред.В. А. Морозов. М.: Закон и право, 2000. — 198 с.
  74. В.Н. Право международной торговли. Словарь- справочник / под ред. В. Н. Додонова- М.: СЛАВИЛ, 1997. 678 с.
  75. Доклад руководителя ФТС РФ Андрея Бельянинова 6 июля 2007 г. // http:// www.vts.ru.
  76. В.Г. Основы таможенного дела. М.: Экономика, 1998. — 687с.
  77. И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран // Внешняя торговля. 2006. — № 4, 6. С. 34−48.
  78. H.H. Внешнеэкономическая деятельность // Юг России на рубеже третьего тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты. — Ростов н/Д: РГУ, 2000. С. 177−184.
  79. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом. — М.: Экономика, 2006. — 178х.
  80. Епифанов" А. Ф. Российская таможня между прошлым и будущим. -Ростов н/Д: Цветная печать, 1995. 256 с.
  81. А. Д. Генезис и эволюция таможенного дела/ Учен, зап С.-Петербургского филиала РТА. 1998. — № 5. — С. 73−87.
  82. А. Д. Управление экономической безопасностью в таможне // Материалы науч.-практ. конф. «Таможенная деятельность и обеспечениеэкономической безопасности государства». — Ростов н/Д: Ростовский филиал РТА, 1998.-С. 87−98.
  83. А.Д., Калинина О. В., Доля А. Н. Методика интегрированной оценки стоимости основных услуг в соответствии с затратами на таможенную деятельность и внешнеторговым оборотом // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. 2005. — № 2(24) — С. 68−78
  84. А.Д., Толкачев В. К. Системное описание эволюции таможенного дела // Материалы IV междунар. конф.: Циклы природы и общества. — Ставрополь, 1996. -237 с.
  85. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг.-М.: МГУ, 1991.-191 с.
  86. Г. М. Экономика таможенного дела. — СПб., 2007. 245 с.
  87. ЗачесоваТ. М. Экономическое районирование страны и его влияние на • -размещение таможенных организаций// Учен. зап. С.-Петербургского филиала РТА, 2006. Вып. 3. — С 56−69.
  88. Л. А. Проблемы международной торговли услугами // Современные теории-внешнеэкономических отношений. — М., 1992. С. 109 125.
  89. М.Н. Управление персрналом государственной службы. — М.: Филин, 2007. 356 с.
  90. Интенсификация работы таможенных органов с представителями крупнейших иностранных компаний-производителей // Ьйр: // www.tks.ru.
  91. Информационные материалы об итогах деятельности- Южного таможенного управления в 2002 г.- Ростов-на-Дону.: ГТК РФ., 2003. 77 с.
  92. Информационные материалы об итогах деятельности Южного таможенного управления в 2003 г. Ростов-на-Дону.: ГТК РФ., 2004. — 91 с.
  93. Информационные материалы об итогах деятельности Южного таможенного управления в 2004 г. Ростов-на-Дону.: ФТС РФ., 2005. — 85 с.
  94. Информационные материалы об итогах деятельности Южного таможенного управления в 2005 г. Ростов-на-Дону.: ФТС РФ., 2006. — 79 с.
  95. Информационные Материалы об итогах деятельности Южного таможенного управления в 2006 г. Ростов-на-Дону.: ФТС РФ., 2007. — 87 с.
  96. Информационные материалы об итогах работы Сибирского таможенного управления. 19.01.06. // http: //www.customs.ru.
  97. Информационные материалы об итогах работы Уральского таможенного управления. 28.02.07. // http: //www.customs.ru.
  98. Информационные технологии: приближение к международным стандартам // Таможня. — 2007. — № 4 — С. 21.
  99. К. Японские методы управления качеством. — М.: Экономика, 1998.-215 с.
  100. Итоги-2007, задачи-2008 // Таможня. 2008. — № 5. — С. 8.
  101. Кадры крупным планом // Таможня. 2007. — № 10. — С.З.
  102. Д.М. Экономические методы в управлении таможенного обслуживания. Новосибирск.: Наука, 2002. — 234 с.
  103. О.В. Алгоритм идентификации риска в процессах таможенного контроля на основе дискриминантного анализа параметров объектов // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. -2005 — № 1 (23).-С. 93−101.
  104. О.В. Организационно-экономический механизм совершенствования таможенного сервиса внешней торговли в условиях риска. Дисс.. канд. экон. Наук: 08.00.05. СПб., 2006. — 181 с.
  105. A.B. Управление персоналом организации. М.: Инфра М, 2006. — 349 с.
  106. Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 2004. — 408 с.
  107. А. Н. Таможенное право России. М.: Спарк., 1995. — 546 с.
  108. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1996. — 679 с.
  109. Копейка рубль бережет // Таможня.- 2008. № 5. — С.7.
  110. К.А. Концептуальные основы управления! развитием технологий таможенного контроля товаров и транспортных средств: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 -М., 2001 157 с.
  111. Ю.Б. Внутренний маркетинг как эффективный инструмент управления персоналом предприятия сферы услуг / Ю. Б. Коровина, Е. М. Бортник, О. С. Белокрылова- Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д: РГУ, 2003. — 198 с.
  112. Пб.Косенко В. П., Опошнян Л. И. Основы теории эффективности таможенного дела. М.: РИО РТА, 2005. — 200 с.
  113. Д. А. Правовые основы, функции и методы взаимодействия со средствами массовой информации в таможенных органах : Монография / Д.А. Котиков- Федер. тамож. служба, Юж. тамож. упр., Рос. тамож. акад., Рост. фил. Ростов н/Д: РИО, 2005. — 157 с.
  114. Ф., Армстронг Г., СондерсД., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. 2-е европ. изд. — М: Вильяме, 1999. — 347 с.
  115. Коттс Дэвид. Управление инфраструктурой организации: Пер. с англ. / Гос. ун-т упр. М.: Типография «НОВОСТИ», 2001. — 390 с.
  116. A.C. Российская таможенная служба: итоги работы и перспективы // Таможенные ведомости. — 1991. № 1. — С. 34−42.
  117. А. С. Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Теория, методология и практика таможенного дела: Сб. науч. трудов. -М.: РИА РТА, 1996. Ч. 1. — С. 32−41.
  118. Кулешов' А. В: Организация’таможенного оформлениями таможенного контроля. СПб: СПб им. В. Б. Бобкова филиал РТА, 2004. — 178 с.
  119. A.B. Актуальные проблемы формирования- Государственной службы в России и перспективы международного сотрудничества // Вестник Государственной службы. 1993. -№ 4. — С. 45−52.
  120. Курс на Евротаможню / Р.1 Мустакимов // Таможня. 2007. — № 7. — С. 24 -25.
  121. В.Б. Управление модернизацией таможенной службы: Монография. М.: РИО РТА, 1998. — 201 с.126- Лавлок Кристофер. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии / Пер. с англ. Т. В. Безвенюк и др. 4-е изд. — М.: Вильяме, 2005. — 1008 с.
  122. Лозбенко Л- А. Конвенциональная институционализация таможенных служб как социальный фактор внешнеэкономической деятельности государств: Автореф. Дис.. конд. юр. наук. М., 2005. — 25 с.
  123. Лозбенко- Л.А. Таможенный- кодекс. Российской^ Федерации* с:., постатейными материалами: Международной Конвенции об упрощении" и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999. М.: «Норма», 2004. — 256 с.
  124. IO.B. Автоматизация таможенного оформления в США // Таможенная политика России на Дальнем Востоке: Сб. ДВ- филиала РТА — Владивосток, 1999. № 2. — С. 67−78.
  125. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики / АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар.отношений. М.: Наука, 1991.-240 с.
  126. JI.H. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. — 123 с.
  127. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция). Подписана 18 мая 1973 г. (Киото). Протокол об изменении от 26 июня 1999 г. (Брюссель).
  128. JI.A. География сферы обслуживания населения. Теория и методология. — Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1990. — 184 с.
  129. Методика формирования целевой программы модернизации технологий таможенной деятельности./ГТК РФ, РТА. Научные руководители Блинов Н. М., Кухаренко В. Б. М.: РИО РТА, 2005. — 278 с.
  130. Ф.Б. Управление персоналом: Классические концепции и новые подходы. Казань, 1994. — 205 с.
  131. И.И. Таможенные вопросы, в деятельности* российских-предпринемателей. М., 1993. — 809 с.
  132. MC ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и- применению/ Барамзин C.B. — М.: РИО РТА, 1994. — 210 с.
  133. С. Теория социального управления. М.: Мысль, 2003. — 200с.
  134. На языке статистики // Таможня. 2007 — № 16. — С.16
  135. Не снижая взятых темпов // Таможня. 2008. — № 5. — С. 15−16.
  136. Н.В. Услуги системе мировой торговли: Науч.-аналит.обзор / АН СССР, ИНИОН- Отв.ред.Ю. А. Борко. -М.: ИНИОН, 1990.
  137. Новые технологии и международные-принципы" работы таможен- СНГ/ К. Сорокин. // Обозреватель. 2006. — № 12. — С.62−69.
  138. В.В. Совершенствование организации таможенного контроля товаров и транспортных средств // Сб. науч. трудов «Теория и методология таможенного дела».- М.: РИА РТА, 2001. Ч. 2. — С. 78−86.
  139. B.B. Совершенствование экономического механизма функционирования регионального таможенного брокера: Дис.. канд. экон. наук. СПб., 2003. — 167 с.
  140. Об итогах деятельности Приволжского таможенного управления в 2007 г //http ://www.rbcsoft.ru.
  141. Об итогах деятельности Приволжского таможенного. управления в 20 052 006гг //http:// www.vts.ru.
  142. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг (извлечения). 4.2: Классы 93, 97, 98 ОКП / М-во сел. хоз-ва и продовольствия РФ. — М.: Информагробизнес, 1996. 167 с.
  143. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. — СПб.: СПб ГИЭА, 1998. 321 с. 1550 вопросах регулирования системы таможенного оформления и контроля импортируемых в РФ товаров: Аналитическая записка ГТК РФ. М., 2005.-31 с.
  144. Д.Н. Государственная служба. М.:.Юристъ, 1994. — 201' с.
  145. В.Н. Уроки и> проблемы^ реализации стратегии* развития Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. — Т. 1, N 1. — С. 17−22.
  146. В. В. Управление качеством и конкурентоспособностью. -СПб.: ГУ ЭФ, 2007. 367 с.
  147. Организационно-правовые основы деятельности и основные функции таможенных органов Российской. Федерации: Монография М: И. Агабалаев. -М.: Экономика, 2006. 254 с.
  148. Основные итоги работы федеральных, органов. исполнительной власти в 2006 году и планы на 2007 год. Федеральная таможенная служба* // http: // www.customs.ru / 2006/.1610 совершенствовании таможенного контроля:.// БИКИ. — 2006. — № 125. — С.2−3.
  149. Партнерское соглашение с таможенным брокером // Таможенное регулирование и таможенный контроль 2007. — № 2 — С. 53−55.
  150. B.B. Платные услуги населению: состояние и перспективы. — М.: Наука, 1991. — 198 с.
  151. Ю.М., Кудрявцева И. В. Практика таможенного регулирования. — М.: Мысль, 2004. 405 с.
  152. А.П. Консультационные услуги в России: Практ. пособие для менеджеров и предпринимателей. М.: Финстатинформ, 1995. — 178 с.
  153. С.А. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М., 2007. — 387 с.
  154. В.А. Пути оптимизации качества таможенного оформления-// 4- й Всероссийский экономический форум студентов и молодых ученых. Симпозиум Менеджмент качества и конкурентоспособности: Сб. науч. тр. 4.2. СПб.: изд-во СПбГУЭИФ., 2002. — С. 67−80.
  155. В. А. Совершенствование механизма внешнеторговой деятельности // 8-я СПБ ассамблея молодых ученых и специалистов: Актуальные проблемы экономического развития. СПб.: «Инф-да», 2004. — С. 74−81.
  156. Помощник, союзник, партнер: таможенный брокер// Таможня. — 2007. — № 5.-С. 16−17.
  157. Правила поведения на таможне/ В. Андронова// Таможенное регулирование и таможенный контроль. — 2007. — № 3. — С. 9−10.
  158. В.Ю. Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. М.: РИО РТА,. 1996: — 206 с.
  159. В.Ю. Экономическая безопасность России: таможенные методы и средства обеспечения // Внешняя торговля. 2005. — № 12 — С. 9−14.
  160. Приволжане держат марку // Таможня- — 2008. № 5. — С.12.
  161. Ю.В., Розанов Ю:А. Теория и практика: таможенного дела. -М.: Наука, 2003. -268 с.
  162. Россия и международная торговая система / Под ред. ЭЛЗан Дузера, С. Ф- Сутырина, В. И. Капусткина — СПб.- «Издательство „Петрополис“, 2005.
  163. Руководство для высшего управленческого персонала таможенного органа. М.: РИО РТА, 2000. — 234 с.
  164. Руководство: Исследование времени, необходимого для таможенного оформления грузов. Всемирная таможенная организация. — М.: РТА, 2005. — 98 с.
  165. Рыночная экономика и логистика: Сб. науч. ст./ Отв. редакторы: профессора, д. э. н. Овчинников В. Н., Стаханов В. Н. Ростов- н/Д., 2001 г.
  166. Р.П. Совершенствование механизма таможенно-банковского валютного контроля по экспортным операциям // Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики России. Ч. 1. — М.: РИО РТА, 2006. — С. 127 135.
  167. Сборник нормативных правовых актов и документов по вопросам социального развития таможенных органов Российской Федерации. Ч. II: (медицинское и социал.-бытовое обеспечение) / ФТС Рос. Федерации- Гл. управление тылового обеспечения. М., 2006. — 287 с.
  168. A.B. Таможенное регулирование и околотаможенное обслуживание. М.: ЧДН. 2006. — 189 с.
  169. Синавина» ВС. Оценка эффективности и достоверности таможенного оформления. — М.: Экономика, 2001. 200 с.
  170. Современное управление: Энциклопедический справочник. М.: Издатцентр, 2007. — 307 с.
  171. Современная таможенная служба и таможенники России (1991−2001гг.) М.: РИО РТА, 2002. — 214 с.
  172. В. Преступность в сфере внешней экономики — угроза национальной безопасности России // Экономика и жизнь. — 2004. № 37. — С. 47−50.
  173. В. А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания. Уроки и перспективы / РАН, Ин-т пробл, рынка. М.: Наука, 1993.-230 с.
  174. В.В. К вопросу об экономической деятельности государства // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2002. — Вып. 7. — С. 169−170.
  175. Статистические методы повышения качества. Перевод с японского. / Под ред. X. Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990.- 301 с.
  176. Статистика внешнеторговой деятельности ЮТУ за 2006 г. // http:// www.tks.ru.
  177. Дж. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) / С. Джордж, А. Ваймерскирх. СПб: Виктория плюс, 2002. — 256 с.
  178. Стандартизация и управления качеством продукции /В.А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др. под ред. В. А. Швандара — М .: ЮНИТИ ДАНА, 2006.
  179. Стратегическое управление логистикой: Джеймс Р. Сток, Дуглас М. Ламберт- Науч. ред. и предисл. В. И. Сергеева- Пер. с англ. В. Н. Егорова. 4-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2005. — 300 с.
  180. Структура Приволжского таможенного ^ управления //http://ptu.www.customs.ru.
  181. Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации — М.: Экономика, 2005. — 204 с.
  182. СФО: таможенниками оказано более 6,5 тысяч консультаций по вопросам ВЭД // http: // www.customs.ru.
  183. С. И. Основы управления. М.: РИО РТА, 1996. — 356 с.
  184. А.Х. Создание комплексных информационных систем. -М.: Политиздат, 2002. 206 с.
  185. Таможенное дело: Слов.-справ. / Отв.ред.А. Н. Мячин. — СПб.: Логос-СПб- 1994.-315 с.
  186. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества / С. И. Истомин, С. П. Булавин, Я. И. Моравек и др.- Под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. -М.: Эконмика, 2003. 486 с.
  187. Таможенный брокер взгляд со стороны / А. Алексеев // Таможня. — 2007. — № 5 — С. 10.
  188. Таможня глазами участников ВЭД / О. Герасютина // Таможня. 2006. -№ 17. — С.5−8.
  189. Таможня инструмент развития экономики: сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов/ ФТС, РТА- редкол.: Н. Г. Липатова и др. — М.: РИО РТА, 2006. — 396 с.
  190. Таможенный устав. Сборник законов Российской империи. Т. 6. — СПб., 1990.-278 с.
  191. Таможенный склад. Склад временного хранения // Таможенный альманах 2006.-№ 1−2.
  192. Таможня подверглась административному дизайну // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2007. — № 4. — С. 3−4.
  193. Таможня упрощает формальности // Таможенное регулирование и таможенный контроль. -2006. -№ 10. С. 8−10.
  194. Таможня ведет ВЭД к огосударствливанию // Таможенное оформление. -2008 -№ 1 С. 2−3.
  195. Теория, методология и практика таможенного дела: Сб. науч. трудов, в 2-х ч. / Под науч: ред. проф. Н. М. Блинова. М., РИО РТА, 2006. — 256 с.
  196. Титов В. Ф: Предварительные операции, предшествующие основному таможенному оформлению в процессе осуществления таможенного контроля: — М.: РТА, 2004. 134 с.
  197. Р.Е., Пищулин Н. П., Ковалевский В. Ф. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики таможенного обслуживания. — М., 2003.-317 с.
  198. М. Вирусная теория менеджмента./ Пер. с англ. Под ред. Адлера Ю. П. М.:РИА «Стандарты и качество», 1997. — 32с.
  199. Угаров Б: М. У таможенного барьера. М.: Экономика, 2005. — 73 с.
  200. .С. О возможностях информационных систем в свете применения в околотаможенной деятельности. М.: Мысль, 2001. — 156 с.
  201. В.Э. Основы организации нормирования и планирования труда! на железнодорожном транспорте. — М.: Трансжелдориздат, 2007. — 99 с.
  202. Управление рисками для контроля за соблюдением торговых знаков США: Инструкция для> пользователя. Таможенная служба США./Пер. с англ. РТА. М.: РИО РТА, 2002. — 105 с.
  203. Упрощенная таможня // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2006. — № 11 — С. 15.
  204. Услуги. Правовой аспект реализации /Сост. Б. А. Борисов. М.: Филинъ, 1997.-209 с.
  205. Уточнить и доначислить // Таможня. 2008. — № 5. — С. 8.
  206. Федеральная таможенная служба в 2007 году // http:// www.customs.ru.
  207. Фоксвелл Колин. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в сфере услуг. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. — 209 с.
  208. Д. Управление качеством в американских корпорациях. -М., Экономика, 1990. 307 с.
  209. Хронология развития международной системы электронных таможенных платежей «Таможенная карта» // Таможня. 2007. — № 5 — С. 13.
  210. А.П. Особенности формирования имиджа услуг // Маркетинг. -2000.-N4.-С. 116−122.
  211. Г. Л., Пресняков В.Ю, Фаминский И. П. Регулирование внешнеэкономических связей. М.: ИНФРА-М, 1997. — 456 с.
  212. Ф. Государство и экономика: власть и-бизнес. М.: Экономика, 1999. — 120 с. I
  213. А. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. 2004. — N 7. — С. 150−155.
  214. Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-н/Д: Издательский центр «Марат», 2005.- 154 с.
  215. Г. Дисперсионный анализ. / Пер. с англ. Б. А. Севастьянова, В. П. Чистякова. -М.: Физматгиз, 1990.-234 с.
  216. Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Тезисы и доклады М.: РИО РТА, 1995. — 207 с.
  217. Энджел Джеймс. Ф. Поведение потребителей: Пер- с англ. — СПб.: Питер, 1999:-768 с.
  218. М.А. Мировая экономика на рубеже XX XXI- веков. -М.: Фин. Акад. при правительстве Российской Федерации, 1995. — 178 с.
  219. Эффективность государственного управления = Public productivity handbook: Пер. с англ. / Общ.ред. С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М.: Консалтбанкир, 1998. — 848 с.
  220. Акао Y., ed. Quality Function Deployment. Cambridge, MA: Productivity Press, 1990.
  221. Archibald Russell D. Managing High-Technology Programs and Projects, 2nded. NY: John Wiley & Sons, 1992.
  222. Igor Ansoff. The New Corporate Strategy. NY: John Wiley & Sons, 1988.
  223. IEEE 1045−1992. «IEEE Standard for Software Productivity Metrics». NY: The Institute Electrical and Electronics Engineers, 1992.
  224. Jackson J.Y. World trade and The law of GATT// Northwestern journal of international law and business. Vol. 21. no.l., 2001.
  225. S.S. (1991), Determination’of sample sizes for setting tolerance limits, Ann. Math. Statist. 12.
  226. S.S. (1942), Statistical prediction with special reference to problem of tolerance limits, Ann. Math. Statist. 13.
Заполнить форму текущей работой