Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в связи со сложностью сюжетно-ролевой игры как объекта исследования (Н. Н. Поддьяков), а также многогранностью и противоречивостью проблемы творчества (Б.Г.Ананьев, А.Бергсон. Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, З. Фрейд), остаются открытыми для дальнейшего изучения вопросы о границах, пределах и критериях эффективности «косвенного» руководства игровым творчеством. На практическую значимость… Читать ещё >

Содержание

  • Теоретические основы развития творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре. витие творческих способностей детей в психологоагогической литературе
  • Ценности развития творческих способностей дошкольни в сюжетно-ролевой игре. ретическое обоснование педагогических условий разви творческих способностей дошкольников
  • Состояние проблемы развития творческих способностей в сюжетно-ролевой игре в практике дошкольных учреждений

Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс становления гражданского общества актуализирует проблему соотношения прав и свобод личности. Социальные гарантии полноценного человеческого существования рассматриваются сегодня как обязательное условие позитивного общественного развития. Отсюда понятно внимание психолого-педагогической науки к теме генезиса личности, особенно к вопросам связанным с социализацией ребенка.

Направленность данного исследования определяется потребностями педагогики в осмыслении повседневной реальности дошкольного детства в контексте перманентной социальной неустроенности, перенасыщенного и разноречивого информационного поля, что порождает массовые психологические состояния напряженности, тревоги, неуверенности. Особенно важно в этой ситуации определить возможности воспитания, не претендующего на исправление природы ребенка, но стремящегося, говоря словами Л. С. Выготского, к «овладению естественным процессом», в котором «человек как определенный биотип превращается в человека как со-циотип, животный организм становится человеческой личностью» .

Большинство современных психолого-педагогических подходов исходит из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии со взрослым. Поэтому в ракурсе научных интересов все чаще оказываются отношения воспитателей и детей как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимает сюжетно-ролевая игра, поскольку игровое творчество понимается сегодня как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующий смысл. Успех реальной социализации дошкольника, таким образом, во многом зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития игрового творчества ребенка. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики «личностно-ориентирован-ный» подход, в рамках которого игра старших дошкольников рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое (т.к. для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта. «Творчество» и «социализация» выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и другие). Этому пониманию соответствует предложенное Я. А. Пономаревым определение творчества в самом широком смысле как механизма развития, как взаимодействия, ведущего к развитию. Понятие «творчество», следовательно, оказывается отнесенным не столько к высшим предметным результатам творческого акта, сколько к развитию творческих способностей субъекта.

Таким образом, научная значимость избранной нами темы исследования определяется актуальностью изучения возможностей педагогического влияния (границ, требований, условий) на изначально естественное, протекающее в русле стихийной социализации и выражающееся в сюжетно-ролевой игре, развитие творческих способностей старших дошкольников. Такое обобщенное понимание проблемы настоящего диссертационного исследования соответствует тенденциям развития психолого-педагогического знания в области творческих способностей и значения сюжетно-ролевой игры.

Общие вопросы психологии способностей широко представлены в работах Б. Г. Ананьева. Л. А. Артемовой, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова и других. Сущность способностей раскрывается этими авторами во взаимосвязи с интересами, деятельностью, поведением, характером, склонностями, задатками, структурой личности в целом. В ряде исследований рассматриваются конкретные виды способностей. (Н. А. Аминова, Ф. И. Гонобо-лин, В. И. Журавлева, Н. В. Кузьмина и другие), специфика собственно творческих способностей (Е.В.Матюшкин, А. М. Матюшкин, В. А. Моляко, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, В. Д. Шадриков и другие), особенности проявления и развития творческих способностей ребенка (П.К.Анохин, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, Н. В. Крылова, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков и другие), возможности влияния взрослого на развитие творческих способностей детей (Н.А.Гуляев, В. И. Зягвязинский, С. А. Изюмова, Е. Е. Кравцова, Н. С. Лейтес, А. А. Люблинская, К. К. Платонов, А. В. Петровский, В. П. Филатов и другие).

Педагогические аспекты общей проблематики детского творчества в целом и творческих способностей в частности рассматриваются, как правило, по отношению к какой-то деятельности. В дошкольной педагогике представлены направления, описывающие специфику проявления и развития творчества в игре (А.К. Бонда-ренко, В. Я. Воронова. Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, Д.В.Мендже-рицкая, Е. А. Флерина и другие), в изодеятельности (В.А.Езикее-ва, Т. Г. Казакова, Р. Г. Казакова, Н. П. Сакулина и другие), в музыкальной деятельности (Н.А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская и другие), а также творческую взаимосвязь разных видов деятельности.

Т.В.Антонова, А. Г. Арушанова, Р. С. Буре, Т. Г. Комарова и другие) .

В исследованиях выявлены показатели и особенности творческих проявлений ребенка в различных видах деятельности, доказано прогрессивное влияние творчества на развитие личности ребенка. Авторы указывают на проверенные практикой методы, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе для развития творческих способностей ребенка. Доказана эффективность таких методов, как организация самостоятельного экспериментирования и ориентировочно-поисковой деятельности, постановка разного рода творческих задач, создание «ситуации поиска» (Н. А. Ветлугина, Т. Комарова, Д. В. Менджерицкая, Н. Н. Поддъ-яков, Т. А. Репина, Н. П. Сакулина, Г. В. Урадовских, Е. А. Флерина). Тем самым обосновывается значимость деятельности педагога для творческого развития дошкольника, что подтверждается важностью общения со взрослым в формировании у ребенка эмоциональной мотивации, побуждающей к творческой деятельности. (Ш. А. Амонашви-ли, Р. С. Буре, В. Р. Лисина, А. Д. Кошелева, Е. Е. Кравцова, В. В. Кондратова, Р. М. Миронова, Я. 3. Неверович, Л. Ф. Островская, Е.В.Субботский).

В отечественной психологии и педагогике существует богатая традиция изучения сюжетно-ролевой игры, опирающаяся на ставшие уже классическими работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. В русле этой традиции достаточно полное освещение получили такие темы, как психологические основы творчества в сюжетно-ролевой игре (Е. А. Аркин, Л. А. Венгер, 0. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, Н. И. Непомнящая, Н. Н. Поддъяков, А. А. Рояк и другие), специфика творческих проявлений и развития творчества старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре (Т.В.Антонова, Л. И. Бочкарева, 0. К. Васильева, В. Я. Воронова, 0. М. Гостюхина, Н. Т. Гринявечене, Д. А. Колесов, Н. Н. Кривова, Е. Н. Литвинова, Д. Б. Луков, А. А. Люблинская, Я. 3. Неверович, Б. П. Никитин, С. Л. Славина, Д. В. Смирнова, Е. Н. Соколов, Ф. И. Фрадкина и другие), педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой в интересах развития детского творчества (Н.М.Аксбрина, Л. И. Божович, А. К. Бондаренко, Н. А. Ветлугина, Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Н. Н. Короткова, 3. В. Лиштван, Т. А. Маркова, С. А. Марутян, А. И. Матусик. Д. В. Менд-жерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Н. П. Саморукова, Е. А. Флерина и другие).

Обосновывая закономерность творческих проявлений ребенка в сюжетно-ролевой игре, исследователи указывают на специфику структуры игры и условий игрового действия, которые «порождают» воображение. Эта специфика подробно описана в работах педагогов-исследователей, где изучались мотивы сюжетно-ролевой игры (О.М.Гостюхина, Е. В. Зворыгина, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко, А. А. Рояк, А. П. Усова), ее содержание и сюжет (А. К.Бондаренко. В. Я. Воронова, Р. И. Жуковская, Д.В.Менджерицкая), реализация замысла в игровом образе и ролевом поведении (Л.П.Бочка-рева, Н. Н. Короткова, Е. Н. Литвинова, А. А. Люблинская, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С.Л.Славина), особая игровая самостоятельность ребенка (Н. А. Ветлугина, Н. С. Кривова, С. А. Марутян, А. И. Матусик, Е.О.Смирнова).

В целом, характеризуя современный научный уровень исследования игрового творчества, можно говорить о сложившейся общей теории сюжетно-ролевой игры. Возможности ее дальнейшего развития во многом обусловлены стремлением исследователей разрешить те исходные противоречия, которые заложены в фундаментапьных основаниях этой теории (Т.А.Маркова. Д. Б. Эльконин). Одно из таких оснований — зафиксированное еще в 50-е годы А. П. Усовой противоречие между пониманием сущности сюжетно-ро-левой игры как формы организации детской жизни и установкой на ее (игры) использование как средства влияния на детскую жизнь. Поэтому перспективы научно-педагогического поиска многие авторы связывают с изучением особенностей «косвенных» методов педагогического руководства, позволяющих конструктивно разрешить это противоречие. «Косвенные» методы дают возможность использовать в развивающих детское творчество целях специфику структуры сюжетно-ролевой игры, не подавляя самостоятельные творческие проявления детей, а поддерживая и стимулируя их (Л. А. Венгер, Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, П. Г. Саморукова и др.) Эффективность таких методов и обобщающих их методик доказана позитивным опытом реализации «комплексного метода руководства формированием сюжетно-ролевой игры» (С.Л.Новоселова. Б. В. Зворыгина и др.), программами «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т.Н.Дороновой), «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова. В.Т.Иванова). «Золотой ключик» (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова) .

Однако в связи со сложностью сюжетно-ролевой игры как объекта исследования (Н. Н. Поддьяков), а также многогранностью и противоречивостью проблемы творчества (Б.Г.Ананьев, А.Бергсон. Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, З. Фрейд), остаются открытыми для дальнейшего изучения вопросы о границах, пределах и критериях эффективности «косвенного» руководства игровым творчеством. На практическую значимость этих вопросов указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольных учреждениях игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Л. Н. Башлакова, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Т. А. Репина, Т.0.Смолева и др.). Отсюда следует, что важной задачей научно-поисковой работы в области игрового творчества является определение уровня «допустимой регламентации» игровой деятельности дошкольников со стороны педагога. Именно этот вариант «косвенного» руководства мы обозначаем термином «педагогические условия». Для описания таких условий требуется концептуально связать между собой ключевые понятия («творческие способности», «сюжетно-ролевая игра», «педагогические условия») и выработать их комплексное понимание. Сложность здесь обусловлена прежде всего отсутствием общепринятого определения понятия «творческие способности», которое является принципиально дискуссионным (В.В.Давыдов, А. М. Матюшкин, В. В. Моляко, Я. А. Пономарев, В.Д.Шадриков). Решение этого вопроса в русле «системно-личностного подхода» В. В. Давыдова и концепции Л. С. Выготского, связывавшего творчество со свойствами воображения создает перспективу для интерпретации сюжетно-ролевой игры не только как «вида», но и как «формы» деятельности (на возможность такого понимания указывали, в частности, А. П. Усова и Д. Б. Элько-нин), требующей для своего существования и развития особых, создаваемых взрослым, педагогических условий. Теоретические основания для описания таких условий представлены: в культурно-исторической теории Л. С. Выготского и развитии ее положений относительно творчества, воображения, игры и координации «взрослый-ребенок» в трудах Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина-в общей теории сюжетно-ролевой игры, особенно работы Р. И. Жуковской, Е. В. Зворыгиной, Д.В.Менджериц-кой, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселовой, А. П. Усовойв концепции общения как особого «вида деятельности» М. И. Лисиной, а также ее интерпретация Е. О. Смирновой.

Вышесказанное обозначило проблему нашего исследования: при каких условиях сюжетно-ролевая игра обеспечит развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста? Решение этой проблемы составило цель исследования.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ: выступает сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей ребенка.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ: являются педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей ребенка в сю-жетно-ролевой игре.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие ЗАДАЧИ:

— раскрыть психолого-педагогическое содержание понятия «творческие способности» применительно к старшему дошкольному возрасту;

— выявить значение сюжетно-ролевой игры как формы деятельности для развития творческих способностей старших дошкольников;

— определить и экспериментально обосновать педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

ГИПОТЕЗА исследования: Развитие творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре может быть успешным, если:

— творческие способности старших дошкольников понимаются как обусловленные опытом и эмоциями способности воображения к овладению «новым» в процессе личностно-значимой деятельности, которая для этих целей может быть специально организована взрослым;

— сюжетно-ролевая игра рассматривается как форма деятельности, структурные компоненты которой образуют в своей совокупности потенциальную «зону ближайшего развития» творческих способностей;

— по отношению к сюжетно-ролевой игре создаются специальные условия: 1. стимулирующая творчество эмоционапьно-положи-тельная обстановка в группе (эмоционально-положительный тон общения и эмоционально-положительная насыщенность предметной среды) — 2. участие взрослого в игре на основе сотворческих партнерских отношений, что дает возможность осуществлять «внешнюю» и «внутреннюю» коррекцию.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования является философское учение о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о творческой и деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития, ведущей роли деятельности и общения в развитии личности.

Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга МЕТОДОВ исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературынаблюдения за поведением и деятель ностью детей (вне игры и в игре) — диагностические методы (анкетирование, индивидуальные беседы с воспитателями и детьми) — постановка игровых задач, педагогический эксперимент, методы статистической и математической обработки результатов исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ исследования: исследование проводилось на базе детских садов N 1155, 1623, 105, 1515 г. Москвы, N 19, 31 г. Ельца. На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено 153 ребенка, 150 работников дошкольных учреждений.

Работа проводилась с 1987 года, по 1998 год. На первом этапе (1987 — 1992 г.г.) исследования проведен поисково-теоретический анализ философской, социологической, педагогической литерату ры по теме исследования, выявлены основные подходы к определению сущности, структуры, природы способностей. Были разработаны позиции исследования: проблема, цель, задачи, гипотеза. На втором этапе (1992 — 1996 гг.) исследования осуществлена экспериментальная проверка гипотезы, проведен констатирующий эксперимент, определены педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников, апробирована методика развития творческих способностей в сюжетно-ролевой игре. На третьем этапе (1996 — 1998 гг.) систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В исследовании раскрыто содержание понятия «творческие способности» применительно к старшему дошкольному возрасту (в формально-логическом, психологическом и педагогическом смыслах), установлена взаимосвязь и выработано комплексное понимание ключевых понятий: «творческие способности», «сюжетно-ролевая игра», «педагогические условия» .

Сюжетно-ролевая игра в качестве формы деятельности квалифицирована как потенциальная «зона ближайшего развития» творческих способностей, где необходимость адекватного роли игрового поведения предполагает развитие опережающего возраст «объективного» воображения.

— 12.

Определен и экспериментально-обоснован комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре (педагогическая организация общения и создание стимулирующей творчество эмоционально-положительной обстановки, внешняя и внутренняя коррекция игры).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении и проверке на практике эффективности педагогических условий необходимых для развития творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игрев разработке методов и требований к организации педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в системе образования специалистов дошкольного профиля в условиях реализации новых государственных стандартовна факультете дошкольного воспитания, на курсах повышения квалификации работников образования.

ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных результатов обеспечивается научной методологией, использованием достижений психолого-педагогической науки, применением методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, репрезентативностью выборок и опытноэкспериментальных данных, сочетанием качественного и коли чественного анализаиспользованием комплекса взаимно дополняющих методик, адекватных предмету, цели и задачам исследования, эффективностью проведенной опытно-педагогической работы.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Выводы и результаты исследования сообщались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики МПГУ, на научных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в МПГУ, ЕГПИ, на конференции «Новые технологии в дошкольном воспитании», «Ненасилие как условие развития творческой личности» и других, педагогических советах детских садов г. Москвы и г. Ельца.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Сюжетно-ролевая игра обладает исключительными возможностями для развития творческих способностей ребенка-дошкольника при условии педагогической организации общения как совместной творческой деятельности.

2. Содержательный аспект творческих способностей ребенка проявляется в интересе к «новому» замыслу (в отличии от стереотипного) и легкости его продумывания, в способности предложить и реализовать свой вариант сюжета, что наиболее рельефно выражается в ролевом поведении.

3. Сущность творческих способностей ребенка в сюжетно-ролевой игре выражается в способности его воображения соотнести, объединить внутреннюю эмоционально-образную логику замысла с внешней, принятой вместе с ролью логикой сюжета, что проявляется в «эмоционально-смысловом» способе ролевого поведения.

4. В роли проявляются характерные свойства детского воображения: универсальность (способность обозначить принятую роль на любом предметно-чувственном материале) — синтезированность (способность объединить в роли собственные эмоции и выразительные возможности поведения персонажа) — полифунционапьность (способность не только отражать, но и развивать, достраивать «роль», обеспечивая коммуникацию с другими участниками игры).

5. Условия для развития творческих способностей детей в сюжетно-ролевых играх предполагают деятельность взрослого направленную на: 1. создание эмоционально-положительной обстановки- 2. организацию «внешней» коррекции игры как внесения необходимых развивающих изменений из позиции «вне игры» — 3. обеспечение «внутренней» коррекции игры как непосредственное учас тие взрослого в деятельности ребенка в качестве партнера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в основном подтвердило правомерность гипотезы. Доказано, что развитие творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно при определенных педагогических условиях. Соответствующая аргументация последовательно представлена в теоретической части диссертации, а также в описании и анализе результатов констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы.

Представляется, что полученные результаты являются развитием положений, характерных для следующих источников:

1. Культурно-историческая теория развития ребенка J1. С. Выготского и развивающие эту теорию (относительно творчества, воображения, игры, координации «взрослый-ребенок») концепции Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

2. Общая теория сюжетно-ролевой игры, представленная трудами Р. И. Жуковской, Е. В. Зворыгиной, Д. В. Менджерицкой, Н.Я. Ми-хайленко, С. Л. Новоселовой, А. П. Усовой.

3. Концепция общения как особого вида деятельности М. И. Лисиной и развивающие эту концепцию идеи Е. 0. Смирновой.

4. философская концепция «формы» М. К. Мамардашвили.

Анализ и интерпретация взглядов названных авторов в ракурсе задач настоящего исследования дали возможность описать заданные темой диссертации проблемы и обозначить кажущиеся наиболее перспективными пути их решения. Избранная методология позволила раскрыть содержание, установить взаимосвязь и выработать комплексное понимание ключевых понятий: «творческие способности», «сюжетно-ролевая игра», «педагогические условия» .

Так, формулировка искомых педагогических условий развития.

— 166 творческих способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре на уровне теоретического обобщения, стала следствием:

1. Понимания творческих способностей старших дошкольников: а) в формально-логическом смысле — как результата синтеза внутреннего и внешнего, т. е. «творческого потенциала» (термин, отражающий внутренне-активную природу творчества) и «творческих возможностей» (термин, обозначающий зависимость творчества от внешних обстоятельств) — б) в психологическом смысле — как обусловленных опытом и эмоциями способностей субъективного воображения к созданию личностно-значимого «нового» в процессе эмоционально окрашенной деятельностив) в педагогическом смысле — как способностей каждого ребенка к овладению «новым» в процессе личностно-значимой деятельности, которая для этих целей может быть специально организована взрослым.

2. Интерпретации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников как особой формы творческой деятельности, что позволило: а) зафиксировать детерминированность творческих проявлений в сюжетно-ролевой игре элементами ее структуры, которые обуславливают «полный круг» работы воображенияб) квалифицировать сюжетно-ролевую игру как потенциальную «зону ближайшего развития» творческих способностей, где необходимость адекватного роли игрового поведения предполагает развитие опережающего возраст «объективного» воображенияв) понять значимость сю-жетноролевой игры не только для ребенка, но и для взрослого, т. е. в педагогическом смысле, как «культурно-историческую традицию» .

Приведенные положения позволяют взаимно интегрировать дефиниции «творческие способности» и «сюжетно-ролевая игра» таким образом, что последняя выступает как предоставленная ребенку «творческая возможность» проявить в игровой деятельности.

— 167 свой «творческий потенциал». Но для того, чтобы эта возможность была реализована и сюжетно-ролевая игра превратилась из потенциальной в действующую «зону ближайшего развития» творческих способностей, необходима сознательная целенаправленная деятельность взрослого по созданию соответствующих «педагогических условий». Само это понятие мы трактуем как вариант «косвенного» педагогического руководства, поскольку термин «условия» указывает здесь на непрямое, опосредованное влияние. Поскольку сюжетно-ролевая игра является «естественным» условием развития творческих способностей ребенка, то, очевидно, создаваемые взрослым «педагогические условия» должны быть скоординированы относительно игры таким образом, чтобы поддерживать и стимулировать ее развивающие творчество функции. Реализуются такие условия в «поле» взаимного общения взрослого и ребенка, где создается эмоционально положительная обстановка и формируются партнерские отношения, что позволяет педагогу участвовать в детской игре «на равных» и проявлениями собственного творчества будить и помогать развитию творчества ребенка. Таким образом, искомые педагогические условия предполагают деятельность взрослого, направленную на создание эмоционально-положительной обстановки в группе детского сада. Составляющие этой обстановки: 1. Эмоционально-положительный тон общения и атмосфера комфорта. 2. Эмоционально-положительная насыщенность предметной среды и участие взрослого в сюжетно-ролевой игре на основе партнерских отношений (содержание участия: 1) внешняя коррекция игры — внесение необходимых развивающих игру изменений из позиции «вне игры» -2) внутренняя коррекция игрынепосредственное участие в игре как демонстрация игрового поведения).

— 168.

Констатирующий эксперимент позволил уточнить вышеизложенные представления, скорректировать их с точки зрения соответствия практике сюжетно-ролевой игры в дошкольных учреждениях. Оправдалось предположение о существовании прямой зависимости между актуальным уровнем развития сюжетно-ролевой игры и наличием у детей необходимых для этой деятельности специфических игровых умений, которые, в свою очередь, отражают уровень развития творческих способностей. Подтвердился тезис об особенном значении, для развития творческих способностей старших дошкольников, позиции взрослого, способного влиять на это развитие своим стилем общения с детьми, специальными мероприятиями по обогащению и активизации их игрового опыта, доброжелательным отношением к детской инициативе и игровой деятельности. В целом, этап констатации позволил сделать вывод о том, что творческий потенциал старших дошкольников выше, чем возможности для его проявления. Следовательно, создание педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей — актуальная задача для практики современного детского сада.

Попытка создать такие условия была предпринята на формирующем этапе исследования. Разработанная для этого методика предусматривала комплексный подход, когда в орбиту педагогического влияния последовательно включаются сам экспериментатор, сфера его общения с детьми и, наконец, сюжетно-ролевая игра. Серьезное затруднение методического характера вызвала необходимость реализации на практике установки на отношение к сюжетно-ролевой игре не в качестве объекта руководства, а как к «условию» развития творческих способностей, т. е. использование ее в качестве критерия для оценки эффективности педагогического влияния на творчество дошкольников. Мы попытались реализовать эту установку, во-первых, обозначая собственную деятельность в отношении игры как «коррекцию», на которую взрослый имеет право как равный ребенку субъект игровой деятельности, во-вторых, понимая эту «коррекцию» как совместную деятельность ребенка и взрослого как участников игры, в-третьих, разделяя практику организации этой «коррекции» на три последовательных стадии, на каждой из которых взрослый может фиксировать и оценивать развитие творческих способностей детей по критериям готовности к «новому», принятия «нового» и интерпретации «нового» Таким образом, сюжетно-ролевая игра должна была «работать» как «зона ближайшего развития» творческих способностей, в рамках которой ускоренным (по сравнению с «внешнеиг-ровой» реальностью) темпом происходит «преобразование воображения из субъективного в объективное» (Л.С.Выготский), т. е. формируется творческое мышление, а участие в игре взрослого оказывается фактором, обеспечивающим и стимулирующим этот процесс.

Формирующий эксперимент подтвердил действенность предло женных нами педагогических условий, в результате создания которых сюжетно-ролевая игра старших дошкольников претерпела прогрессивную перестройку. Возрос интерес детей к игре по «новому» замыслу (отличному от стереотипного), появилась легкость при его продумывании, вариативность — как способность предложить вариант сюжета, принимать участие в разыгрывании своего или совместно придуманного варианта, оригинальность — способ.

— 170 ность придумать и реализовать «новый» замысел.

Предоставление детям достаточного времени для обыгрывания того, что доставляет удовольствие, способствовало возрастанию интереса к игре по своему замыслу, создавало условия для накопления опыта творческой деятельности. Наблюдения за игровой деятельностью детей показали, что у детей появился интерес даже к тем проблемам, которых до проведения эксперимента дети избегали, прекращая игру или переводя ее в привычное русло. Освоение детьми способов творческой деятельности позволило расширить границы проявления детского творчества в самостоятельной сюжетно-ролевой игре старших дошкольников, а также способствовало преодолению конфликтности в игре, развитию партнерских отношений между детьми.

В исследовании экспериментально апробированы методы педагогического руководства развитием творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре, позволяющие ребенку самостоятельно выбирать способы построения сюжетной линии игры, создания образов «новых» персонажей, реализации задуманного в игре.

В диссертации показано значение методов стимулирования и активизации самостоятельных творческих проявлений детей для:

1) освоения детьми способов творческой деятельности;

2) «раскачивания» стереотипов при создании сюжетов, продумывании ролевого поведения персонажей и т. д.

3) актуализации у детей потенциальных творческих способностей.

Проверка эффективности разработанных педагогических условий для развития творческих способностей дает основания полагать, что они могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений. Не менее 95% детей способны изменять при.

— 171 вычный способ построения игры, придумывать варианты ее продолжения, продумывать и реализовывать ролевое поведение персонажа. ориентироваться в способах творческой деятельности и т. д.

Таким образом, создание предложенных нами педагогических условий позволит успешнее использовать специфические развивающие функции игры, сохранить игру как форму самодеятельности детей, что обеспечивает возможности творческого роста, стимулирует творческую активность и, в конечном счете, развивает творческие способности ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., Наука, 1980. — 335с.
  2. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. — 51с.
  3. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. — 280с.
  4. Ш. А. Психологические основы педагогического сотрудничества. Киев- Освита, 1991. — 110с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1.- 230с- Т. 2. — 287с.
  6. .Г. Формирование одаренности /Склонности и способности/ Под ред.В. Н. Мясищева. Л.:Изд-во Ленигр. ун-та, 1962.- С. 21
  7. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //Психологический журнал. 1992. — N 5. — С.13
  8. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184с.
  9. А.Г. Психология личности. М. Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 367с.
  10. .И. Социально-философский анализ проблемы способностей человека: Канд. дисс. фил. наук. М., 1989. -170с.
  11. Н.А. философия свободы. М., 1990 — 278с.
  12. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы /Общ.ред.М. С. Мацковский. Спб.: Лениздат, 1992. — 400с.
  13. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.- Т.1 -304с.- Т.2 — 399с.
  14. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение, 1981. — 99с.
  15. Д.Б. Интеллектуальная активность как- 173 проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского у-та, 1983. — 173с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1988. — 460с.
  17. А. К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группе с помощью словесных дидактических игр: Канд. дисс. пед.наук. М., 1973.
  18. Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной литерутуры и картин.: канд. дисс. пед. наук. — М., 1982.
  19. Дж.С. Развитие процессов представления у детей // Вопросы психологии. 1968. — N 5. — С.135−145
  20. Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте:Канд.дисс.псих. наук. М., 1989.
  21. O.K. Роль образной игрушки в осуществлении игрового замысла детьми дошкольного возраста: Канд.дисс. пед.наук. М., 1983.
  22. Л.М. Психологические процессы. В 3-х т. -Л.: Изд-во Ленинг. у-та, 1974. -Т. 1 — 334с.
  23. Л. А. Педагогика способностей.- М.: Знание, 1973. 117с.
  24. Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1978. — С.32−36
  25. Л.А. Психологическое развитие детей в игре и подготовка к школе //Дошкольное воспитание.-1983.-N 12. -С.17.
  26. Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками //Вопросы психологии. 1981. N 3. — С.123−127.
  27. Н.Е. 0 диалектическом мышлении дошкольников // Вопросы психологии. 1987. — N 4. — С.53−62.- 174
  28. Н.А. Художественная самостоятельная деятельность детей 4−7 лет: Материалы всесоюзной научно- практической конференции 22−24 июня 1979 г. М. НИИ ОП, 1976.-189с.
  29. В. К. Психология эмоциональных явлений. М. Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 143с.
  30. Вопросы психологии и педагогики детей дошкольного возраста: Сборник статей. М., 1970.- 106с.
  31. Вопросы психологии творчества: Сборник статей Саратов: гос. пед. инс-т., 1968. 112с.
  32. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. — 197с.
  33. В. Я. Роль творческой игры в умственном развитии детей 6-го года жизни. М., 1956.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1957. — 517с.
  35. Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. — N 6. — С. 62−76.
  36. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. — 91с.
  37. Л.С. К вопросу о динамике детского характера/ /Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. -С. 153−165
  38. Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1985.- 23с.
  39. Е.М. Отображение социальных отношений в игре //Дошкольное воспитание. 1987. — N 8. — С.35 — 38.
  40. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа — Пресс, 1995. — 448с.
  41. Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления. М., 1965.
  42. Гипотеза возникновения и развития творческих способ- 175 ностей. М.: АПН СССР, 1976. — 8с.
  43. Дж., Стенли Дж. Статистический метод в педагогики и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
  44. Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащегося и учителя //Вопросы психологии. 1992. — N 2. — С.32−47
  45. . А. Возможность и перспективы свободы: 10 политических вопросов и ответов //Вопросы философии.- 1988.- N6. С.24−38.
  46. Н.И. Формирование у младших школьников умения применять знания в новой учебной ситуации: Автореф.дисс. канд. пед.наук. М., 1992.
  47. Л.Л., Мирошкина Э., Поливанова Н. И. Исследование интуитивных процессов в решении задач //Вопросы психологии. 1974. — N 4. — С. 41−53
  48. В. Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Канд. дисс. пед. наук. М.: 1994.
  49. А.Н. Педагогические условия формирования конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста в строительной игре: Канд. дисс. пед.наук. М., 1970.
  50. А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 1976. — 79с.
  51. В. В. Виды обобщения в обучении. Логико психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  52. В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. 1992. — N 1. — С.22−42.
  53. А. Е. Теория и практика формирований умений и навыков в системе начального обучения: Канд.дисс. пед. наук. М., 1979.
  54. М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985. — 191с.
  55. Дьяченко 0. М. Воображение дошкольника. М., 1986.-250с.
  56. О.М. Развитие воображения у дошкольника //Вопросы психологии. 1987. — N 1. — С.52−67
  57. О.М. Пути активизации воображения дошкольников //Вопросы психологии. 1987. — N 1. — С.44−51.
  58. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. 112с.
  59. А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры //Дошкольное воспитание.-1965.-N10. -С.72−87
  60. А.В. Воспитание и обучение в детском саду.- М., 1976.
  61. А.Б. Психологическая инерция действия и ее роль в детском техническом творчестве: Канд. дисс. псих.наук.- М., 1985.
  62. Е.В. Игровые ситуации как средство развития мышления //Дошкольное воспитание. 1981. — N 12. — С.6−7.
  63. Е.В. Педагогические условия формирования мышления детей 2−3 года жизни в игре: Канд. дисс. пед.наук. -М., 1983.
  64. Е.В., Яворончук Л. Особенности воображение детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом // Дошкольное воспитание.-1986.-N12 -С.39- 1987. N 1.- С. 51.
  65. Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре //Воспитание детей в игре. М., 1993. — С.1−22.
  66. Р. А. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений детей 4-го года жизни. Дисс. канд. пед.наук. — М., 1960. — 160с.
  67. Р.А. О педагогических условиях перехода от игр одиночных к играющим группам детей /Вопросы дошкольной пе- 177 дагогики и психологии. М. 1968. — С.35−41.
  68. Н. О строении сюжета детских игр //Дошкольное воспитание. 1965. — N 5. — С.51−56.
  69. Н. К характеристике игрового действия //Дошкольное воспитание. 1966. — N 6 — С. 48−56.
  70. Э. Воображение и творчество детей //Дошкольное воспитание. 1987. — N 10. — С. 51−65.
  71. Игра дошкольников /Под. ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. — 284с.
  72. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей. М.: НИИ общей педагогики, 1978. — 155с.
  73. Игра и развитие личности дошкольника: Сборник научных трудов. М., 1990. — 213с.
  74. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Материалы научной конференции МПГУ им. В. И. Ленина. М., 1995. 74.
  75. Э. В. 0 специфике искусства //Вопросы эстетики. Вып.4. — 1960. — С.24−39.
  76. Исследование проблем психологии творчества /Под.ред.Пономарева Я. А. М., 1983. — 336с.
  77. Д.Б. Педагогические размышления. М.: Просвещение, 1986. — 214с.
  78. Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М., Московский госпединститут, — 1985. — 68с.
  79. Г. Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста: Канд.дисс. псих. наук. М., 1971.
  80. Г. Д. 0 воображении детей младшего дошкольного возраста в игре//Дошкольное воспитание.-1973.-N 12.-С.35−50
  81. Г. Д. Реалистические тенденции в воображении //Дошкольное воспитание. 1981. — N 12. — С.45−57.
  82. О.Л. Особенности поисковой деятельности в- 178 наглядно-действенном мышлении у детей дошкольного возраста: Канд. дисс. псих.наук. М., 1985.
  83. Т. Пути и средства формирования замысла в изобразительном творчестве //Дошкольное воспитание. 1981. -N И. — С.27−42.
  84. Т. С. Организованный процесс обучения условия развития художественного творчества //Дошкольное воспитание. — 1982. — N 7. — С.43.
  85. Н. Ф. Особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры детей младшего и среднего дошкольного возраста: Канд. дисс. пед.наук. М., 1988. — 150с.
  86. О.М., Руденко Л. В. Способности ребенка. -Алма-Ата, 1989. 158с.
  87. Ю.С. Природа способностей. Ставрополь.: Ставропольское книжное изд-во, 1980. — 112с.
  88. Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Канд. дисс. пед.наук. М., 1982.
  89. А., Абрамян Л. О возможности развития эмоций в игре //Дошкольное воспитание. 1982. — N 5. — С. 30−45.
  90. Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении //Вопросы психологии. 1996. — N 6. — С. 53−64.
  91. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152с.
  92. Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста //Вопросы психологии. 1996. — N 6. — С.64−76.
  93. Н. С. Формирование умения организовать самостоятельную деятельность у детей 6-го года жизни: Канд. дисс. пед. наук. М., 1990.
  94. Н. В. Возрастные различия интеллектуальных- 179 способностей. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1972. -40с.
  95. В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431с.
  96. Н. М., Иванова В. Т. Детский сад дом радости. — Пермь, 1991. — 215с.
  97. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231с.
  98. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989. — 62с.
  99. В. Воспитание творчеством //Семья и школа. 1979. N5 — С.18−26.
  100. В. Нестандартный ребенок. М., 1983. — 224с.
  101. Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей:Автореф.дисс. псих. наук. М., 1970.- 32с.
  102. Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. — 232с.
  103. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под.ред.А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., Л.: АПН РСФСР. 1948. — С.4−15.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. — 499с.
  105. В. Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5-го года жизни на его эмоциональное благополучие: Канд.дисс. пед.наук. М., 1994.
  106. М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1986.-144с.
  107. Е.Н. Индивидуальные особенности в проявлении игрового замысла у детей 4-х лет //Детское творчество. Уч. зап. N 314. МГПИ. 1970. — С.57−75
  108. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука. 1986.-144с.- 180
  109. А.А. 0 некоторых особенностях развития логического мышления у детей //Дошкольное воспитание. 1968. — N 7. — С. 40−48.
  110. С.Д. Роль понимания в процессе решения творческих задач: Канд.дисс. псих. наук. Киев, 1977.
  111. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  112. Е.В. К проблеме формирования творческих способностей. //Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция 3 Креативные исследования в педагогике. М. 1988. — С. 42
  113. Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста /Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. — С.36−132.
  114. Т. А. Игра и труд в дошкольном детстве //Дошкольное воспитание. 1995. -N12. -С.12−18.
  115. С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: Канд. дисс .пед. наук. М., 1987.
  116. А. И. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет: Канд.дисс. пед. наук. М., 1965.
  117. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении //Проблемы способностей в советской психологии. М., 1982. — С.35−98.
  118. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества //Психологический журнал. Т. 5. — N 5. -1984. — С.9−17.
  119. Д.В. 0 детском творчестве //Детское творчество /Уч.зап.МПГИ им. В. И. Ленина N 314. 1970.
  120. Д.В. Творческая игра в педагогическом- 181 процессе детского сада //Воспитание детей в игре. М., 1979.- С. 5−19.
  121. Д.В. Воспитателю 0 детской игре / Под ред.Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
  122. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. — 429с.
  123. Н.Я. О механизмах ролевого поведения детей в игре //Дошкольное воспитание. 1970. — N 8. — С.52−67.
  124. Н., Пантина Н. Вопросы построения и развития сюжета игры в старшем возрасте //Дошкольное воспитание.- 1980. N 12. — С. 38−54.
  125. Н.Я., Короткова Н. Ф. Формирование замысла в совместной сюжетно-ролевой игре //Дошкольное воспитание. 1981. N 11. — С. 14−28.
  126. Н.Я., Короткова Н. Ф. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. 1993.- N3- С.6- 15.
  127. В.А. Психология решения школьниками творческих задач. Киев, 1983. — 314с.
  128. Неверович Я.3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности/ Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. С. 29.
  129. .М. Культура искусство — образование: Цикл бесед. М., 1993 г.
  130. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992. — 160с.
  131. В.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, — 1989. — 160с.
  132. С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте.- М.: Педагогика, 1978. — 160с.
  133. С.Л., Зворыгина Е. В. Руководство формированием игры //Дошкольное воспитание. 1981.- N 4. — С.31.
  134. С.Л., Зворыгина Е. В. и др. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников //Игра дошкольника /Под ред.С. Л. Новоселовой. М., 1989. — С.95−102.
  135. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 152с.
  136. Общение детей в детском саду и семье //Под ред. Т. А. Репиной, М.: Педагогика, 1990. 152с.
  137. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под.Ред.М. И. Лисиной. М., 1974. — 207с.
  138. А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач: Канд.дисс. пед. наук, М., 1985.
  139. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника: Сборник научных трудов.-М. НИИ ОП, 1979.-79с.
  140. Л.Д. Педагогические условия формирования наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: Автореф.дисс.пед.наук, М., 1987.
  141. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. 1987, — N 1. — С.38−67.
  142. . Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1969. — 659с.
  143. Л. А. Формирование социальных ориентаций у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры.- М., 1988. -207с.
  144. Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 271с.
  145. Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольника //Вопросы психологии. 1990. — N 1. — С.16−20.
  146. Ю.А. Воображение и способности. М., 1982. — 236с.
  147. Л.В. Д.В. Менджерицкая исследователь игры- 183 детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1995. -N 12. — С.9−12
  148. Я.А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. М., 1958. — с.
  149. Я. А. Психология творчества. М.: Наука. 1976. — 303с.
  150. Я. А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика. 1976. 280с.
  151. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Н.Н.Поддьяков, Н. Я. Михайленко. -М.:Педагогика, 1987.-192с.
  152. Психология воспитания /Под ред. В. А. Петровского. -М.: Аспект Пресс, 1995. 152с.
  153. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред.А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1966 г. -251с.
  154. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967. — 271с.
  155. Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Канд.дисс. псих, наук, М., 1978.
  156. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под.ред.Л. А. Венгера, М.: Педагогика, 1986, — 224с.
  157. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под. ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  158. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974. — 288с.
  159. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704с.
  160. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории //Вопросы психологии.-1960.-N3. -С.3−15.- 184
  161. А.Г. Формирование побуждений к игре //Дошкольное воспитание. 1988. — N 2. — С.21−30.
  162. С.Н. Осознанность и произвольность деятельности в дошкольном возрасте. М. 1984. — 280с.
  163. М.М. Начальные формы творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества: Автореф.дисс. канд. пед. наук. М., 1952. — 18с.
  164. А. Д. Педагогические условия развития познавательной сферы дошкольников в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дисс.. канд. пед.наук. М., 1987. — 23с.
  165. П.Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре //Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Провещение, 1966. — С.164 — 172.
  166. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред.Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. — 208с.
  167. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной //Вопросы психологии. -1996. N 6. — С. 76−88.
  168. Сомкова 0.Н. Формирование творческих умений у детей 5−6 лет в процессе освоения художественно-речевых образов (загадок): Канд.дисс. пед.наук. Л., 1987.
  169. И.В. Психология творчества. Саратов, 1968. — 79с.
  170. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Педагогика, 1976. — 144с.
  171. Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. — 207с.
  172. Творческие игры в детском саду /Под ред. Д. В. Мендже-рицкой. Минск. — 1953. — 198с.
  173. Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной науч- 184
  174. А. Г. Формирование побуждений к игре //Дошкольное воспитание. 1988. — N 2. — С. 21−30.
  175. С.Н. Осознанность и произвольность деятельности в дошкольном возрасте. М., 1984. — 280с.
  176. М. М. Начальные формы творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1952. — 18с.
  177. А.Д. Педагогические условия развития познавательной сферы дошкольников в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дисс.. канд. пед.наук. М., 1987. — 23с.
  178. П.Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре //Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Провещение, 1966. — С. 164 — 172.
  179. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред.Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. — 208с.
  180. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной //Вопросы психологии. 1996. N 6. — С.76−88.
  181. О.Н. Формирование творческих умений у детей 5−6 лет в процессе освоения художественно-речевых образов (загадок): Канд. дисс. пед.наук. Л., 1987.
  182. И.В. Психология творчества. Саратов, 1968.- 79с.
  183. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Педагогика, 1976. — 144с.
  184. Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. — 207с.
  185. Творческие игры в детском саду /Под ред. Д.В.Мендже-рицкой. Минск. — 1953. — 198с.
  186. Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной науч- 185 но-практической конференции. Секция: Детство и творчество. -М., 1988. 258с.
  187. В.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. — 536с.
  188. Г. Н. Формирование потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Канд.дисс. пед.наук. М., 1990.
  189. Е.С. Социально-философские аспекты проблемы способностей личности: Канд.дисс. филос.наук. М., 1990.
  190. Г. В. Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста впроцессе конструирования: Канд. дисс. пед.наук. М., 1989.
  191. А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре //Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1966. — С. 38−48.
  192. А. П. Роль игры в воспитании детей. М.: Педагогика, 1976. — 96с.
  193. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 511с.
  194. Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. — 215с.
  195. Ф. И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего возраста //Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1966. — С.49−56.
  196. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. /"Я" и «Оно» Тбилиси, «Мерани», 1991. — С.139−192.
  197. Э. Бегство от свободы. М. 1990. — С.10−25.
  198. Хейзинга И. Homoludens: Опыт исследования игрового элемента в культуре: перевод с нидерландского /Судьба искусства и культуры в западной европейской мысли XX века. М., 1979. — 462с.
  199. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1986. — 215с.
  200. Художественное творчество и ребенок /Под.ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика. 1972. — 287с.
  201. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986. — 210с.
  202. В.Д. О содержании понятий «способность», «Одаренность» //Психологический журнал, 1983.-N5.-Т. 4.-С.58−82.
  203. В.Д. Деятельность и способности. М: Изд-во корпорация «Логос», 1994. — 320с.
  204. И. А. Педагогические условия активизации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста: Канд.дисс. пед. наук, Киев. 1985.
  205. Г. П. К методологии педагогического исследования игры. М., 1963. — 150с.
  206. Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957. — 258с.
  207. Д. Б. Основные вопросы теории детской игры //Психология и педагогика игры дошкольника.-М., 1966. -С.11−37.
  208. Д. Б. Символика и ее функции в игре детей //Дошкольное воспитание. 1966. — N 3. С.56−69.
  209. Д.Б. Психология игры.- М: Просвещение, 1978. 304с.
  210. Эмоциональное развитие дошкольника /А. Д. Кошелева, М. 1983. 176с.
  211. Л. В. Психологический анализ процесса переноса в умственной деятельности младших школьников: Авто-реф.канд. псих. наук, Л., 1981. 18с.
Заполнить форму текущей работой